Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
точка на карте области. Липецкий гостехуниверситет НУЖНЫРОССИИвЛЮЕЫЕВРЕМЕНА» В КАБИНЕТЕ РЕКТОРА . тие —за свой счет. Где брать ’ деньги? Приходится зараба тывать, хотя наши расценки в любом случае в 6-7 раз ниже реальных затрат на обучение. Мы, безусловно, учитываем материальные возможности наших земля ков. Но рынок есть рынок. До тех пор, пока не иссяк нет поток студентов, готовых оплачивать свою учебу (а у нас, кстати, конкурс не толь ко на бесплатные места, но и на платные), мы вынужде ны повышать эту планку. Та кова реальность, нравится нам это или нет. Вот с 1 де кабря постановлением пра вительства увеличивается за рплата преподавателей. Но |средства на это предстоит найти в регионах. Значит, будем их изыскивать, пере сматривать наши договора на платную форму обучения... Но подчеркну: мы не только сохранили бюджет ную форму обучения, но и стараемся ее расширять. Сей час, например, подали заяв ку в Министерство образова ния РФ на открытие новой специальности «Химик-ана литик». А это дает еще до полнительно 15 бесплатных ^ мест. Другой вопрос, пойдут ли нам навстречу. — Говорят, и студентам, и вузам станет легче с вве дением единого государст венного экзамена. В этом эк сперименте наша область будет участвовать в 2002 году. Облегчат, как утверж дают, положение и государ ственные именные финансо вые об я зател ьс тва или ГИФО, предполагающие полное или частичное воз мещение расходов на уче бу... —Начнем с того, что ме ханизм ГИФО до конца еще не проработан. Не понятно, кто будет выполнять эти обя зательства. Государство? Но оно не в состоянии обеспе чить даже элементарную жизнедеятельность учебных заведений. Абитуриенты и их родители? Но тогда это будет новый мощный удар по доступности высшего образо вания. Одно дело, если вы пускник получит на руки документ, позволяющий ему ^бесплатно поступить в вуз, и ■совсем другое, если за учебу надо будет что-то доплачи вать... Что же касается единого экзамена, то мы к нему, в принципе, готовы. В универ ситете есть опыт тестирова ния, обработки ответов аби туриентов на компьютере и так далее. Но вопросы оста ются. Удастся ли обойти многочисленные подводные камни, которые могут возни кнуть в ходе эксперимента? Допустим: как сопоставить результаты единого экзаме на с результатами обычных вступительных испытаний? В нашем регионе лишь 50 процентов выпускников бу дут в следующем году экза меноваться по новой схеме, остальные — как обычно. И другая ситуация:абитуриент по результатам единого эк замена подает документы в несколько вузов и, в конце концов, выбирает не ЛГТУ. Значит, у нас должен быть так называемый лист ожида ния, чтобы вовремя вычер кнуть этого абитуриента из списка зачисленных, освобо див место. А это дополни тельные сложности. Короче, у предлагаемых нововведе ний пока туманные перспек тивы. —Давайте вернемся к се годняшней реальности. Мно гие выпускники ЛГТУ не спешат покидать стены аль ма-матер, хотят заниматься наукой. Это —дань моде или требование времени? — Видите ли, если ново испеченный специалист по мимо «корочки» имеет еще и научное звание —это боль шое преимущество. С ним любой работодатель совсем по-другому разговаривает! Наверное, это главная при чина, по которой студенты начинают усиленно грызть гранит науки. Не будем сбра сывать со счета и такой прак тический мотив, как возмож ность получить еще на не сколько лет отсрочку от ар мии. Так или иначе, но ас- пирантов-бюджетников у нас за последнее время стало в два раза больше. Существу ет и платное отделение, и охотников поступить на него немало. Но, если откровен но, результаты их усилий весьма скромные. Я имею в виду серьезную научно-ис следовательскую деятель ность, подготовку к защите диссертации. Между тем мы и «троечников» не берем, и требования постоянно ужес точаем: проучился в аспи рантуре год — будь добр от читаться о проделанной ра боте, иначе тебя отчислят. Другая беда — лишь едини цы молодых ученых задер живаются в университете. Большинство находят себе другое применение. Их мож но понять: зарплата начина ющего преподавателя — 1000-1500 рублей, а у мно гих уже семьи, дети... Так уж выходит, что на укой сегодня занимаются фанаты-бессребреники. Они не мыслят себя без вуза, с го ловой погружены в опыты и расчеты. Слава Богу, такие еще есть. Благодаря им уни верситет не только сохранил, но и наращивает объем науч ных исследований. Так, в этом году он доведен до 9 миллионов рублей. Это, пре жде всего, единый государ ственный заказ порядка 360 тысяч рублей, гранты, про граммы интеграции, развития образования — в этом году наши ученые выиграли 9 грантов, участвуют в трёх программах и ведут хоздого ворные работы, основная доля которых — 75-80 процентов — приходится на АО «НЛМК». — В течение нескольких лет на кафедре менеджмен та реализовывалась про грамма Европейского Союза «Темпус-Тасис*. Вынашива лись планы по преобразова нию ЛГТУ в региональный и общероссийский центр по высококачественной акаде мической- подготовке инже- неров-экономистов. Какова судьба этого проекта? Как вообще развиваются между народные связи университе та? —Проект завершен в ян варе нынешнего года. Он был нацелен на исследование су ществующих учебных пла нов по экономической под готовке студентов ЛГТУ, со поставление их с методика ми ведущих экономических институтов стран — участ ниц проекта — Германии, Голландии, Австрии. Состо ялся полезный обмен опы том: наши преподаватели и студенты прошли стажиров ку в университетах-партне- рах, а ведущие сотрудники этих университетов побыва ли у нас, прочитали курс лекций по спецдисципли- нам. В рамках программы кафедра менеджмента была обеспечена за счет бюджета Европейского Союза необхо димым оборудованием, учеб но-методической литерату рой, что позволило Открыть курсы по переподготовке и повышению квалификации специалистов народного хо зяйства, новую специаль ность «Экономика и управ ление на металлургическом предприятии», первый набор на которую состоялся ны нешним летом. Практически готовы материалы сетевого проекта по распространению результатов нашей работы на другие российские вузы. Многие наши ученые имеют тесные связи с вуза ми других стран. Например, профессор Леонид Кузнецов избран членом Испанской Королевской академии наук, металлургического общества 188 (США), международной редакции журнала «Ме1а11иг- §у апб пето Ма1ег1а18 Еезе- агсЬ», включен в базу дан ных европейских ученых, профессор Семен Блюмин является членом Американ ского математического об щества, Нью-Йоркской ака демии наук, референтом Американского математичес кого общества... Словом, мы открыты для делового, плодотворного со трудничества. Но опять-таки все упирается в финансы. Скажем, в последнее время много предложений поступа ет в университет из Китая. Но у нас нет возможности направить туда нашу делега цию, чтобы обсудить совмес тные планы. Зато мы с удо вольствием воспользовались предложением американско го фонда «Новый горизонт» и направили за его счет на стажировку в Бостон наше го выпускника, инженера- строителя Александра Пен зенского. —Согласно закону об об разовании, задача вузов те перь — удовлетворять пот ребности личности в полу чении высшего образова ния. О воспитании там речи нет. Хотя студенты, понят но, народ молодой, как лич ности они только формиру ются... — Наверное, мы в этом смысле немного консервато ры: воспитывали и будем воспитывать! У нас хорошо поставлена работа студенчес кого и спортивного клубов, проводится целый комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Есть новые идеи, замыслы. Хотим создать университет скую социально-психологи ческую службу, привлечь студентов к участию в раз ного рода исследованиях, опросах. Для этого уже обо рудовали место под лабора торию в общежитии. Конечно, всем этим уси лиям противостоит то, что молодежь впитывает за пре делами вуза. Но что-то все- таки ей прививается. Ска жем, играют на футбольном поле две команды. Предста вители одной ведут себя крайне безобразно —кричат, сквернословят, представите ли другой, напротив, сдер жанны, спортивны, коррек тны. Сразу видно: это коман да ЛГТУ. Еще пример. Де ПРОФЕССИЯ — ПЕДАГОГ УРОКИ английского для СТАЛЕВАРА На беседу с журналистом преподаватель английского языка кафед ры иностранных языков Светлана Пономарева согласилась не сразу. «Ну зачем это? Что я, великий педагог, Песталоцци?» — иронизиро вала она во время наших телефонных переговоров-уговоров. М еж ду тем Светлану Александровну называют «душой кафедры». Она не только великолепно знает свои предмет, но и умеет преподать его творчески, чтобы было интересно всем студентам, начиная с буду щих сталеваров и кончая программистами... Вообще иностранный язык в техническом вузе — на осо бом положении. Он как отду шина, как просвет среди бес конечных формул, чертежей и проектов, коими до предела заполнена студенческая жизнь. Это понимают сотруд ники кафедры во главе с Ана толием Елфимовым. И стре мятся создать дружескую, до верительную атмосферу— на чиная с самого педагогичес кого коллектива. Здесь никто не делит часы и группы, не пе реваливает ответственность на чужие плечи, а сообща ре шают накопившиеся пробле мы. «Конечно, все мы разные, — говорит Анатолий Федоро вич. — Но у нас человек про сто не может проявить свои дурные качества. Нет у него для этого условий и поводов». Вот в такой коллектив и попала одиннадцать лет назад Светлана Пономарева. А до этого проработала некоторое время как внештатный препо даватель. «Мы к ней присмат ривались, проверяли на «проч ность» — замечает Елфимов. Когда-то, окончив факуль тет романо-германской фило логии Воронежского государ ственного университета, Свет лана Александровна мечтала преподавать английский, Но в весьма высоких структурах ей намекнули, что спец по «им периалистическому» языку мало где требуется. И пришлось пере биваться на «почасовке» в липец ких школах, а потом и вовсе пе реквалифицироваться, пройдя курсы логопеда... Казалось, во семь лет работы в поликлинике должны были полностью излечить ее от иностранной «заразы», за ставить распрощаться с надеж дой когда-нибудь войти в класс или студенческую аудиторию и заговорить по-английски... Но Пономарева хотела этого. И именно в ЛГТУ в нее поверили... «Светлана Александровна — не из тех, кто спокойно и без хло пот следует программе, — гово рит завкафедрой. — Она посто янно что-то придумывает, созда ет сценарии занятий, которые, кстати, проходят, как правило, от начала до конца на английском». Это с ее легкой руки студен ты стали пользоваться учебника ми Оксфордского университета, написанными филологами — но сителями языка. Они содержат разнообразные упражнения по развитию устной речи, формиро ванию навыков аудирования, имеют коммуникативную направ ленность, что очень важно. Ведь чтобы хорошо знать язык, мало вызубрить грамматику... В этом и помогают хорошие книги. Сегодня на кафедре нет проблем с современной учебно методической литературой, во многом — благодаря все той же Пономаревой. Это она, не дожи даясь указов и распоряжений «сверху», сама разрабатывает пособия. «А это, между прочим, дополнительная нагрузка сами знаете за какую зарплату...» — за мечает Елфимов. А три года назад Светлана Александровна подала идею ор ганизовать при кафедре курсы углубленного изучения иностран ного языка — интерес к англий скому у студентов большой, да вот часов на его изучение мало вато, а после второго курса и вовсе одни факультативы да элективы. Была закуплена лите ратура (кстати, на деньги самих преподавателей), сформированы несколько групп, в зависимости от уровня языковой подготовки. Дело оказалось нужным. За сим волическую плату — 20 рублей за одно занятие — ребята получают такую подготовку, что начинают запросто переводить тексты без словарей, а некоторые — делать на иностранном языке доклады (напомню: все это — в техничес ком вузе!). Сегодня насчитывает ся десять таких групп (в каждой — по несколько человек, так что индивидуальный подходобеспе чен). Видимо, их будет все боль ше. Ведь, кроме всего прочего, по окончании курсов выдается «корочка», которая помогает в трудоустройстве. «Есть у нас и еще одна за думка: готовить переводчиков в сфере профессиональной ком муникации, — рассказывает Светлана Пономарева. — Уже получено разрешение, и сту денты, помимо своей основной профессии, смогут овладевать дополнительной. Конечно, мы не собираемся конкурировать, допустим, с ЛГПУ. У нас дру гая задача: помочь молодым людям не потеряться в совре менной жизни. Думаю, знание языка обязательно пригодится инженеру, особенно если у него возникнут проблемы с трудоустройством, если он вдруг окажется за границей...» Многие выпускники разных факультетов ЛГТУ с благодар ностью вспоминают препода вателей кафедры иностранных языков. Для Ольги Корабель- щиковой, Наташи Скрипник, Светланы Третьяковой, Алек сандра Пензенского и других полученные на «уроках англий ского» знания стали путевкой в профессиональную жизнь. Кто-то из них прошел за рубе жом стажировку, кто-то трудит ся сейчас на солидных пред приятиях, созданных иностран ными инвесторами, скажем, в фирме «Золотой петушок». И это — главная награда для та ких, как Светлана Пономарева, — педагогов по призванию, а не по записи в трудовой книж ке... Елена ТАРАВКОВА. I сять лет назад мы устано вили в киноконцертном зале новые кресла — до сих пор на них ни единой царапинки! —По дороге в универ ситет я обратила внима ние на оживленное стро ительство спортивного корпуса. Год назад на этом месте был один кот лован... — Благодаря помощи местных властей мы дей ствительно продвинули стройку. Судите сами: доля федерального бюд жета в финансировании этого объекта составила порядка 20 процентов, ос тальные 80 пришлись на область и город (60 и 20 процентов соответствен но). Постарался ОКС на шего университета во гла ве с проректором по капи тальному строительству Леонидом Холмецким. Проделана за короткий срок большая работа, на чиная с кирпичной клад ки и заканчивая внутрен ней отделкой. Если учесть, что сегод ня фактически нет едино го заказчика, то на упо мянутый отдел лег ещё и поиск субподрядных орга низаций, и контроль за ними... Зато на плоды на ших усилий любо-дорого посмотреть. В начале ян варя следующего года планируем провести в спорткомплексе первые соревнования, а со второ го семестра. Бог даст, там начнутся занятия. Не скрою: нам бы хо телось иметь и бассейн, и новые корпуса библиоте ки, металлургического и физико-технологического Фягультетов. Может быть, сообща и реализуем все это. — Последний вопрос: что бы вы пожелали сво им коллегам в канун юби лея университета? — Здоровья и терпе ния. Это сегодня важнее всего. Остальное, как го ворится, приложится. По явились же, наконец, рас ходные статьи на комму нальные услуги, оборудо вание, социальную под держку педагогов и сту дентов. Об этом еще два года назад мы и не мечта ли. К нуждам вузов нача ли внимательнее отно ситься и на федеральном, и на региональном уров нях. Думаю, у нас хоро шие перспективы. Беседовала Елена ТАРАВКОВА. ПРОФЕССИЯ— у ч е ны й ДОЛНЖЛИЕ ПРОФЕССОРБЫТЬ КОШРСАНТОМ? У Леонида Александровича Кузнецова титу лов к а к у иных царствующих особ. Доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой автоматизированных систем уп равления. Заслуженный деятель науки РФ. Член меж ;^нсшодного металлургического общества 155 (США), Международной ассо циации по моделированию (Франция), Ко ролевской академии докторов (Испания). Но о нем можно сказать и по -др^ому . Талан тливый ученый, чьи регалии и звания не идут ни в какое сравнение с заслугами распло дившихся в последнее время лже-профессо- ров или псевдоакадемиков. Сфера его научных интере сов — от создания аналоговых и цифровых моделей очага де формации при листовой про катке до разработки принципов представления в алгебраичес кой форме данных бухгалтер ской отчетности. Лично и в со авторстве им опубликовано где-то 290 работ, из них 50 — на английском языке. Автори тет Кузнецова подтверждается избранием его членом редак ций ряда российских и научных журналов. Он подготовил 15 кандидатов и одного доктора наук, сейчас с его помощью двое ученых готовятся к защи те докторских, восемь к защи те кандидатских диссертаций. Выполненные под его руковод ством работы дали в 70 -80 годы экономический эффект более 10 миллионов рублей. Результаты исследований об суждались на международных конференциях в Австрии, Анг лии, Болгарии, Германии, Ка наде, Китае, Польше, Франции, США и других странах. Сам Ле онид Александрович, правда, свой вклад в «большую науку» оценивает скромно: говорит, что он, наверное, не самый плохой ученый. Начало жизни не предве щало ему легкого пути в науку. Шестой сын в семье кузнеца, он окончил вечернюю школу и техническое училище в малень ком городе Череповце, затем поступил подручным сварщика на нагревательных печах лис топрокатного цеха Череповец кого металлургического заво да. Его товарищи дружно пос тупали в вузы, и он тоже ре шил попробовать. Удалось: он стал студентом одного из ве дущих вузов страны— Москов ского института стали и спла вов. Учеба шла легко. Как вы разился сам Кузнецов, уже спустя три месяца стало ясно, что отчисление ему не грозит. Ну, а если серьезно, то способ ности молодого человека были явно выше среднестатистических: рецензия на его дипломную ра боту по моделированию процес сов прокатки, составленная ав торитетными учеными, заняла пять страниц убористого текста. Автора зачислили в аспирантуру, свободных мест в которой не было... После защиты кандидатской — распределение в Липецкий филиал МИСиС, преобразован ный впоследствии в ЛГТУ. Лео-, нид Александрович прошел здесь все ступени — от ассистента до заведующего кафедрой. До 1988 года—доцент, профессор, завка федрой обработки металлов дав лением, ведущий лектор по тео рии пластичности, обработки металлов давлением, автомати ческого управления и автомати зации процессов прокатки. Затем — организатор кафедры автома тизированных систем управле ния. Чтобы начать подготовку но вых специалистов, понадобилось разработать соответствующие учебные планы, систему лабора торного практикума, курсового и дипломного проектирования. Усилия Кузнецова и его коллег С.л. Ю.П. Качановско- го оказались не напрасным.и:,, специальность была утверждена без замечаний по качеству обу чения и учебно-методическому обеспечению. Уже первые выпус кники показали себя высококва лифицированными специалиста ми. Сегодня они трудятся всюду: в промышленности — на НЛМК, заводе холодильников «Стинол», в сфере услуг — связи, банках, торговле. Благодаря фундамен тальной подготовке по матема тике, системотехнике, средствам программирования питомцы ка федры АСУ уже в стенах универ ситета создают реальные систе мы и пакеты программ для раз личных предприятий. А по окон чании вуза их приглашают на ра боту для эксплуатации и дальней шего развития этих систем и про грамм. Одно удручает профессора Кузнецова: уходит талантливая, способная молодежь, которая могла бы пополнить «золотой фонд» кафедры. Умные голо вы легко оказываются в рас поряжении предприимчивых «владельцев заводов, газет, пароходов». «Ну, что поделаешь, нет у нас предпринимательской жилки, — сетует профессор. — Мы производим интеллекту альный товар, который щедро раздариваем. А время сейчас такое, когда за хорошего ра ботника нужно хорошо платить. Вон в Южно-Уральском госу дарственном университете из дали приказ об углубленной подготовке специалистов по заказам предприятий. И пра вильно сделали. За одного сту дента — пять тысяч долларов в год. А это и прибавка к зарпла те преподавателей, и стипен дия отличившимся студентам, и средства на развитие учеб но-методической базы выпус кающих кафедр». Думаю, Леонид Алексан дрович в принципе прав: долж на быть отработана схема Г' «поставки» региону сильных и нужных ему специалистов. Во- ,прос в том, кто этим должен заниматься. Сегодня на кафед ре АСУ действует совет по при суждению ученой степени до ктора и кандидата наук. Кузне цовым создана целая научная школа управления сложными технологиями и качеством про дукции. Развивается ориги нальное направление примене ния теории информации для идентификации соответствия между вероятностными моде лями. И не забота ученых ло мать голову над тем, как из влечь выгоду из того, что они делают, достигают. Это — за дача государства, если оно действительно заинтересовано в сохранении научного потен циала нации. Елена ЛЕОНИДОВА. МУСКУЛЫ ИНТЕЛЛЕКТУ НЕ ПОМЕХА искусавоадть мужчиной Волейбол, баскетбол, биатлон, рукопашный бой ... В ЛГТУ ещ е много в чем можно проявить свою физичес 1 ^ ю силу, выносливость и сноровку. Особой популярностью у студентов пользуется «Искусство поединка» — секция, которой руководит председатель профкома студентов ЛГТУ Олег Волков. Здесь научат, к а к постоять за себя в любых ситуациях. Ребята овладевают ударно-бросковой техникой, разработанной преподавателем Краснодар ского института ракетных войск, профессором Кадочниковым. Примеча тельна она математической выверенностью приемов (ударов, бросков и т.д.) с точки зрения законов физики. Эта методика вобрала в себя лучшие элементы боевых искусств и максимально приближена к условиям улично го поединка . По мнению помощника руководителя секции Сергея Фроло ва, «Искусство поединка» формирует у ребят «чувство противника», поз воляющее мгновенно среагировать на его приемы, а когда потребуется, применить их самому. ГГриходилось ли вам применять «искусство поединка» на практике? С этим вопросом я обратился к воспитанникам секции после спарринга. Андрей ГЛОТОВ, I курс, юридический, факультет. Приходи лось. Не раз «пересекался» на улице с подростками, желающими вы плеснуть на прохожих свою нереализованную энергию, свою агрес сию. Результаты встреч были не в пользу нападавших. Конечно, таких столкновений, связанных с травмами и увечьями, лучше избегать. В некоторых случаях можно остановить человека твердыми и решитель ными словами. Это ведь тоже искусство, но уже искусство диплома тии, убеждения. Однако и слово звучит внушительнее, если знаешь, что и физическое столкновение тебе не страшно. Дмитрий ПОДЛЕСНЫХ, 111курс, физико-технологический фа культет. Пока не приходилось. Но занятия помогают мне поддержи вать физическую форму и чувствовать себя уверенно в любых обсто ятельствах. Все-таки по природе своей мужчина обязан быть силь ным. На сегодняшний день «Искусство поединка» преподается в сту денческом общежитии университета в помещении, приспособленном под спортзал. Многое из инвентаря, маты, тренажеры устарело, да и помещению необходим капитальный ремонт. На улучшение условий для тренировок ребята рассчитывают в марте будущего года: в адми нистрации вуза пообещали отдать в их распоряжение новый зал в строящемся спортивном комплексе университета. Александр БОЧКАРЕВ. Выпуск подготовили Елена Таравкова, Александр Бочкарев, Виктор Давыдов и Евгений Самохвалов (фото).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz