Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

точка на карте области. Липецкий гостехуниверситет НУЖНЫРОССИИвЛЮЕЫЕВРЕМЕНА» В КАБИНЕТЕ РЕКТОРА . тие —за свой счет. Где брать ’ деньги? Приходится зараба­ тывать, хотя наши расценки в любом случае в 6-7 раз ниже реальных затрат на обучение. Мы, безусловно, учитываем материальные возможности наших земля­ ков. Но рынок есть рынок. До тех пор, пока не иссяк­ нет поток студентов, готовых оплачивать свою учебу (а у нас, кстати, конкурс не толь­ ко на бесплатные места, но и на платные), мы вынужде­ ны повышать эту планку. Та­ кова реальность, нравится нам это или нет. Вот с 1 де­ кабря постановлением пра­ вительства увеличивается за­ рплата преподавателей. Но |средства на это предстоит найти в регионах. Значит, будем их изыскивать, пере­ сматривать наши договора на платную форму обучения... Но подчеркну: мы не только сохранили бюджет­ ную форму обучения, но и стараемся ее расширять. Сей­ час, например, подали заяв­ ку в Министерство образова­ ния РФ на открытие новой специальности «Химик-ана­ литик». А это дает еще до­ полнительно 15 бесплатных ^ мест. Другой вопрос, пойдут ли нам навстречу. — Говорят, и студентам, и вузам станет легче с вве­ дением единого государст­ венного экзамена. В этом эк­ сперименте наша область будет участвовать в 2002 году. Облегчат, как утверж­ дают, положение и государ­ ственные именные финансо­ вые об я зател ьс тва или ГИФО, предполагающие полное или частичное воз­ мещение расходов на уче­ бу... —Начнем с того, что ме­ ханизм ГИФО до конца еще не проработан. Не понятно, кто будет выполнять эти обя­ зательства. Государство? Но оно не в состоянии обеспе­ чить даже элементарную жизнедеятельность учебных заведений. Абитуриенты и их родители? Но тогда это будет новый мощный удар по доступности высшего образо­ вания. Одно дело, если вы­ пускник получит на руки документ, позволяющий ему ^бесплатно поступить в вуз, и ■совсем другое, если за учебу надо будет что-то доплачи­ вать... Что же касается единого экзамена, то мы к нему, в принципе, готовы. В универ­ ситете есть опыт тестирова­ ния, обработки ответов аби­ туриентов на компьютере и так далее. Но вопросы оста­ ются. Удастся ли обойти многочисленные подводные камни, которые могут возни­ кнуть в ходе эксперимента? Допустим: как сопоставить результаты единого экзаме­ на с результатами обычных вступительных испытаний? В нашем регионе лишь 50 процентов выпускников бу­ дут в следующем году экза­ меноваться по новой схеме, остальные — как обычно. И другая ситуация:абитуриент по результатам единого эк­ замена подает документы в несколько вузов и, в конце концов, выбирает не ЛГТУ. Значит, у нас должен быть так называемый лист ожида­ ния, чтобы вовремя вычер­ кнуть этого абитуриента из списка зачисленных, освобо­ див место. А это дополни­ тельные сложности. Короче, у предлагаемых нововведе­ ний пока туманные перспек­ тивы. —Давайте вернемся к се­ годняшней реальности. Мно­ гие выпускники ЛГТУ не спешат покидать стены аль­ ма-матер, хотят заниматься наукой. Это —дань моде или требование времени? — Видите ли, если ново­ испеченный специалист по­ мимо «корочки» имеет еще и научное звание —это боль­ шое преимущество. С ним любой работодатель совсем по-другому разговаривает! Наверное, это главная при­ чина, по которой студенты начинают усиленно грызть гранит науки. Не будем сбра­ сывать со счета и такой прак­ тический мотив, как возмож­ ность получить еще на не­ сколько лет отсрочку от ар­ мии. Так или иначе, но ас- пирантов-бюджетников у нас за последнее время стало в два раза больше. Существу­ ет и платное отделение, и охотников поступить на него немало. Но, если откровен­ но, результаты их усилий весьма скромные. Я имею в виду серьезную научно-ис­ следовательскую деятель­ ность, подготовку к защите диссертации. Между тем мы и «троечников» не берем, и требования постоянно ужес­ точаем: проучился в аспи­ рантуре год — будь добр от­ читаться о проделанной ра­ боте, иначе тебя отчислят. Другая беда — лишь едини­ цы молодых ученых задер­ живаются в университете. Большинство находят себе другое применение. Их мож­ но понять: зарплата начина­ ющего преподавателя — 1000-1500 рублей, а у мно­ гих уже семьи, дети... Так уж выходит, что на­ укой сегодня занимаются фанаты-бессребреники. Они не мыслят себя без вуза, с го­ ловой погружены в опыты и расчеты. Слава Богу, такие еще есть. Благодаря им уни­ верситет не только сохранил, но и наращивает объем науч­ ных исследований. Так, в этом году он доведен до 9 миллионов рублей. Это, пре­ жде всего, единый государ­ ственный заказ порядка 360 тысяч рублей, гранты, про­ граммы интеграции, развития образования — в этом году наши ученые выиграли 9 грантов, участвуют в трёх программах и ведут хоздого­ ворные работы, основная доля которых — 75-80 процентов — приходится на АО «НЛМК». — В течение нескольких лет на кафедре менеджмен­ та реализовывалась про­ грамма Европейского Союза «Темпус-Тасис*. Вынашива­ лись планы по преобразова­ нию ЛГТУ в региональный и общероссийский центр по высококачественной акаде­ мической- подготовке инже- неров-экономистов. Какова судьба этого проекта? Как вообще развиваются между­ народные связи университе­ та? —Проект завершен в ян­ варе нынешнего года. Он был нацелен на исследование су­ ществующих учебных пла­ нов по экономической под­ готовке студентов ЛГТУ, со­ поставление их с методика­ ми ведущих экономических институтов стран — участ­ ниц проекта — Германии, Голландии, Австрии. Состо­ ялся полезный обмен опы­ том: наши преподаватели и студенты прошли стажиров­ ку в университетах-партне- рах, а ведущие сотрудники этих университетов побыва­ ли у нас, прочитали курс лекций по спецдисципли- нам. В рамках программы кафедра менеджмента была обеспечена за счет бюджета Европейского Союза необхо­ димым оборудованием, учеб­ но-методической литерату­ рой, что позволило Открыть курсы по переподготовке и повышению квалификации специалистов народного хо­ зяйства, новую специаль­ ность «Экономика и управ­ ление на металлургическом предприятии», первый набор на которую состоялся ны­ нешним летом. Практически готовы материалы сетевого проекта по распространению результатов нашей работы на другие российские вузы. Многие наши ученые имеют тесные связи с вуза­ ми других стран. Например, профессор Леонид Кузнецов избран членом Испанской Королевской академии наук, металлургического общества 188 (США), международной редакции журнала «Ме1а11иг- §у апб пето Ма1ег1а18 Еезе- агсЬ», включен в базу дан­ ных европейских ученых, профессор Семен Блюмин является членом Американ­ ского математического об­ щества, Нью-Йоркской ака­ демии наук, референтом Американского математичес­ кого общества... Словом, мы открыты для делового, плодотворного со­ трудничества. Но опять-таки все упирается в финансы. Скажем, в последнее время много предложений поступа­ ет в университет из Китая. Но у нас нет возможности направить туда нашу делега­ цию, чтобы обсудить совмес­ тные планы. Зато мы с удо­ вольствием воспользовались предложением американско­ го фонда «Новый горизонт» и направили за его счет на стажировку в Бостон наше­ го выпускника, инженера- строителя Александра Пен­ зенского. —Согласно закону об об­ разовании, задача вузов те­ перь — удовлетворять пот­ ребности личности в полу­ чении высшего образова­ ния. О воспитании там речи нет. Хотя студенты, понят­ но, народ молодой, как лич­ ности они только формиру­ ются... — Наверное, мы в этом смысле немного консервато­ ры: воспитывали и будем воспитывать! У нас хорошо поставлена работа студенчес­ кого и спортивного клубов, проводится целый комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Есть новые идеи, замыслы. Хотим создать университет­ скую социально-психологи­ ческую службу, привлечь студентов к участию в раз­ ного рода исследованиях, опросах. Для этого уже обо­ рудовали место под лабора­ торию в общежитии. Конечно, всем этим уси­ лиям противостоит то, что молодежь впитывает за пре­ делами вуза. Но что-то все- таки ей прививается. Ска­ жем, играют на футбольном поле две команды. Предста­ вители одной ведут себя крайне безобразно —кричат, сквернословят, представите­ ли другой, напротив, сдер­ жанны, спортивны, коррек­ тны. Сразу видно: это коман­ да ЛГТУ. Еще пример. Де­ ПРОФЕССИЯ — ПЕДАГОГ УРОКИ английского для СТАЛЕВАРА На беседу с журналистом преподаватель английского языка кафед­ ры иностранных языков Светлана Пономарева согласилась не сразу. «Ну зачем это? Что я, великий педагог, Песталоцци?» — иронизиро­ вала она во время наших телефонных переговоров-уговоров. М еж ­ ду тем Светлану Александровну называют «душой кафедры». Она не только великолепно знает свои предмет, но и умеет преподать его творчески, чтобы было интересно всем студентам, начиная с буду­ щих сталеваров и кончая программистами... Вообще иностранный язык в техническом вузе — на осо­ бом положении. Он как отду­ шина, как просвет среди бес­ конечных формул, чертежей и проектов, коими до предела заполнена студенческая жизнь. Это понимают сотруд­ ники кафедры во главе с Ана­ толием Елфимовым. И стре­ мятся создать дружескую, до­ верительную атмосферу— на­ чиная с самого педагогичес­ кого коллектива. Здесь никто не делит часы и группы, не пе­ реваливает ответственность на чужие плечи, а сообща ре­ шают накопившиеся пробле­ мы. «Конечно, все мы разные, — говорит Анатолий Федоро­ вич. — Но у нас человек про­ сто не может проявить свои дурные качества. Нет у него для этого условий и поводов». Вот в такой коллектив и попала одиннадцать лет назад Светлана Пономарева. А до этого проработала некоторое время как внештатный препо­ даватель. «Мы к ней присмат­ ривались, проверяли на «проч­ ность» — замечает Елфимов. Когда-то, окончив факуль­ тет романо-германской фило­ логии Воронежского государ­ ственного университета, Свет­ лана Александровна мечтала преподавать английский, Но в весьма высоких структурах ей намекнули, что спец по «им­ периалистическому» языку мало где требуется. И пришлось пере­ биваться на «почасовке» в липец­ ких школах, а потом и вовсе пе­ реквалифицироваться, пройдя курсы логопеда... Казалось, во­ семь лет работы в поликлинике должны были полностью излечить ее от иностранной «заразы», за­ ставить распрощаться с надеж­ дой когда-нибудь войти в класс или студенческую аудиторию и заговорить по-английски... Но Пономарева хотела этого. И именно в ЛГТУ в нее поверили... «Светлана Александровна — не из тех, кто спокойно и без хло­ пот следует программе, — гово­ рит завкафедрой. — Она посто­ янно что-то придумывает, созда­ ет сценарии занятий, которые, кстати, проходят, как правило, от начала до конца на английском». Это с ее легкой руки студен­ ты стали пользоваться учебника­ ми Оксфордского университета, написанными филологами — но­ сителями языка. Они содержат разнообразные упражнения по развитию устной речи, формиро­ ванию навыков аудирования, имеют коммуникативную направ­ ленность, что очень важно. Ведь чтобы хорошо знать язык, мало вызубрить грамматику... В этом и помогают хорошие книги. Сегодня на кафедре нет проблем с современной учебно­ методической литературой, во многом — благодаря все той же Пономаревой. Это она, не дожи­ даясь указов и распоряжений «сверху», сама разрабатывает пособия. «А это, между прочим, дополнительная нагрузка сами знаете за какую зарплату...» — за­ мечает Елфимов. А три года назад Светлана Александровна подала идею ор­ ганизовать при кафедре курсы углубленного изучения иностран­ ного языка — интерес к англий­ скому у студентов большой, да вот часов на его изучение мало­ вато, а после второго курса и вовсе одни факультативы да элективы. Была закуплена лите­ ратура (кстати, на деньги самих преподавателей), сформированы несколько групп, в зависимости от уровня языковой подготовки. Дело оказалось нужным. За сим­ волическую плату — 20 рублей за одно занятие — ребята получают такую подготовку, что начинают запросто переводить тексты без словарей, а некоторые — делать на иностранном языке доклады (напомню: все это — в техничес­ ком вузе!). Сегодня насчитывает­ ся десять таких групп (в каждой — по несколько человек, так что индивидуальный подходобеспе­ чен). Видимо, их будет все боль­ ше. Ведь, кроме всего прочего, по окончании курсов выдается «корочка», которая помогает в трудоустройстве. «Есть у нас и еще одна за­ думка: готовить переводчиков в сфере профессиональной ком­ муникации, — рассказывает Светлана Пономарева. — Уже получено разрешение, и сту­ денты, помимо своей основной профессии, смогут овладевать дополнительной. Конечно, мы не собираемся конкурировать, допустим, с ЛГПУ. У нас дру­ гая задача: помочь молодым людям не потеряться в совре­ менной жизни. Думаю, знание языка обязательно пригодится инженеру, особенно если у него возникнут проблемы с трудоустройством, если он вдруг окажется за границей...» Многие выпускники разных факультетов ЛГТУ с благодар­ ностью вспоминают препода­ вателей кафедры иностранных языков. Для Ольги Корабель- щиковой, Наташи Скрипник, Светланы Третьяковой, Алек­ сандра Пензенского и других полученные на «уроках англий­ ского» знания стали путевкой в профессиональную жизнь. Кто-то из них прошел за рубе­ жом стажировку, кто-то трудит­ ся сейчас на солидных пред­ приятиях, созданных иностран­ ными инвесторами, скажем, в фирме «Золотой петушок». И это — главная награда для та­ ких, как Светлана Пономарева, — педагогов по призванию, а не по записи в трудовой книж­ ке... Елена ТАРАВКОВА. I сять лет назад мы устано­ вили в киноконцертном зале новые кресла — до сих пор на них ни единой царапинки! —По дороге в универ­ ситет я обратила внима­ ние на оживленное стро­ ительство спортивного корпуса. Год назад на этом месте был один кот­ лован... — Благодаря помощи местных властей мы дей­ ствительно продвинули стройку. Судите сами: доля федерального бюд­ жета в финансировании этого объекта составила порядка 20 процентов, ос­ тальные 80 пришлись на область и город (60 и 20 процентов соответствен­ но). Постарался ОКС на­ шего университета во гла­ ве с проректором по капи­ тальному строительству Леонидом Холмецким. Проделана за короткий срок большая работа, на­ чиная с кирпичной клад­ ки и заканчивая внутрен­ ней отделкой. Если учесть, что сегод­ ня фактически нет едино­ го заказчика, то на упо­ мянутый отдел лег ещё и поиск субподрядных орга­ низаций, и контроль за ними... Зато на плоды на­ ших усилий любо-дорого посмотреть. В начале ян­ варя следующего года планируем провести в спорткомплексе первые соревнования, а со второ­ го семестра. Бог даст, там начнутся занятия. Не скрою: нам бы хо­ телось иметь и бассейн, и новые корпуса библиоте­ ки, металлургического и физико-технологического Фягультетов. Может быть, сообща и реализуем все это. — Последний вопрос: что бы вы пожелали сво­ им коллегам в канун юби­ лея университета? — Здоровья и терпе­ ния. Это сегодня важнее всего. Остальное, как го­ ворится, приложится. По­ явились же, наконец, рас­ ходные статьи на комму­ нальные услуги, оборудо­ вание, социальную под­ держку педагогов и сту­ дентов. Об этом еще два года назад мы и не мечта­ ли. К нуждам вузов нача­ ли внимательнее отно­ ситься и на федеральном, и на региональном уров­ нях. Думаю, у нас хоро­ шие перспективы. Беседовала Елена ТАРАВКОВА. ПРОФЕССИЯ— у ч е ны й ДОЛНЖЛИЕ ПРОФЕССОРБЫТЬ КОШРСАНТОМ? У Леонида Александровича Кузнецова титу­ лов к а к у иных царствующих особ. Доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой автоматизированных систем уп­ равления. Заслуженный деятель науки РФ. Член меж ;^нсшодного металлургического общества 155 (США), Международной ассо­ циации по моделированию (Франция), Ко­ ролевской академии докторов (Испания). Но о нем можно сказать и по -др^ому . Талан­ тливый ученый, чьи регалии и звания не идут ни в какое сравнение с заслугами распло­ дившихся в последнее время лже-профессо- ров или псевдоакадемиков. Сфера его научных интере­ сов — от создания аналоговых и цифровых моделей очага де­ формации при листовой про­ катке до разработки принципов представления в алгебраичес­ кой форме данных бухгалтер­ ской отчетности. Лично и в со­ авторстве им опубликовано где-то 290 работ, из них 50 — на английском языке. Автори­ тет Кузнецова подтверждается избранием его членом редак­ ций ряда российских и научных журналов. Он подготовил 15 кандидатов и одного доктора наук, сейчас с его помощью двое ученых готовятся к защи­ те докторских, восемь к защи­ те кандидатских диссертаций. Выполненные под его руковод­ ством работы дали в 70 -80 годы экономический эффект более 10 миллионов рублей. Результаты исследований об­ суждались на международных конференциях в Австрии, Анг­ лии, Болгарии, Германии, Ка­ наде, Китае, Польше, Франции, США и других странах. Сам Ле­ онид Александрович, правда, свой вклад в «большую науку» оценивает скромно: говорит, что он, наверное, не самый плохой ученый. Начало жизни не предве­ щало ему легкого пути в науку. Шестой сын в семье кузнеца, он окончил вечернюю школу и техническое училище в малень­ ком городе Череповце, затем поступил подручным сварщика на нагревательных печах лис­ топрокатного цеха Череповец­ кого металлургического заво­ да. Его товарищи дружно пос­ тупали в вузы, и он тоже ре­ шил попробовать. Удалось: он стал студентом одного из ве­ дущих вузов страны— Москов­ ского института стали и спла­ вов. Учеба шла легко. Как вы­ разился сам Кузнецов, уже спустя три месяца стало ясно, что отчисление ему не грозит. Ну, а если серьезно, то способ­ ности молодого человека были явно выше среднестатистических: рецензия на его дипломную ра­ боту по моделированию процес­ сов прокатки, составленная ав­ торитетными учеными, заняла пять страниц убористого текста. Автора зачислили в аспирантуру, свободных мест в которой не было... После защиты кандидатской — распределение в Липецкий филиал МИСиС, преобразован­ ный впоследствии в ЛГТУ. Лео-, нид Александрович прошел здесь все ступени — от ассистента до заведующего кафедрой. До 1988 года—доцент, профессор, завка­ федрой обработки металлов дав­ лением, ведущий лектор по тео­ рии пластичности, обработки металлов давлением, автомати­ ческого управления и автомати­ зации процессов прокатки. Затем — организатор кафедры автома­ тизированных систем управле­ ния. Чтобы начать подготовку но­ вых специалистов, понадобилось разработать соответствующие учебные планы, систему лабора­ торного практикума, курсового и дипломного проектирования. Усилия Кузнецова и его коллег С.л. Ю.П. Качановско- го оказались не напрасным.и:,, специальность была утверждена без замечаний по качеству обу­ чения и учебно-методическому обеспечению. Уже первые выпус­ кники показали себя высококва­ лифицированными специалиста­ ми. Сегодня они трудятся всюду: в промышленности — на НЛМК, заводе холодильников «Стинол», в сфере услуг — связи, банках, торговле. Благодаря фундамен­ тальной подготовке по матема­ тике, системотехнике, средствам программирования питомцы ка­ федры АСУ уже в стенах универ­ ситета создают реальные систе­ мы и пакеты программ для раз­ личных предприятий. А по окон­ чании вуза их приглашают на ра­ боту для эксплуатации и дальней­ шего развития этих систем и про­ грамм. Одно удручает профессора Кузнецова: уходит талантливая, способная молодежь, которая могла бы пополнить «золотой фонд» кафедры. Умные голо­ вы легко оказываются в рас­ поряжении предприимчивых «владельцев заводов, газет, пароходов». «Ну, что поделаешь, нет у нас предпринимательской жилки, — сетует профессор. — Мы производим интеллекту­ альный товар, который щедро раздариваем. А время сейчас такое, когда за хорошего ра­ ботника нужно хорошо платить. Вон в Южно-Уральском госу­ дарственном университете из­ дали приказ об углубленной подготовке специалистов по заказам предприятий. И пра­ вильно сделали. За одного сту­ дента — пять тысяч долларов в год. А это и прибавка к зарпла­ те преподавателей, и стипен­ дия отличившимся студентам, и средства на развитие учеб­ но-методической базы выпус­ кающих кафедр». Думаю, Леонид Алексан­ дрович в принципе прав: долж­ на быть отработана схема Г' «поставки» региону сильных и нужных ему специалистов. Во- ,прос в том, кто этим должен заниматься. Сегодня на кафед­ ре АСУ действует совет по при­ суждению ученой степени до­ ктора и кандидата наук. Кузне­ цовым создана целая научная школа управления сложными технологиями и качеством про­ дукции. Развивается ориги­ нальное направление примене­ ния теории информации для идентификации соответствия между вероятностными моде­ лями. И не забота ученых ло­ мать голову над тем, как из­ влечь выгоду из того, что они делают, достигают. Это — за­ дача государства, если оно действительно заинтересовано в сохранении научного потен­ циала нации. Елена ЛЕОНИДОВА. МУСКУЛЫ ИНТЕЛЛЕКТУ НЕ ПОМЕХА искусавоадть мужчиной Волейбол, баскетбол, биатлон, рукопашный бой ... В ЛГТУ ещ е много в чем можно проявить свою физичес 1 ^ ю силу, выносливость и сноровку. Особой популярностью у студентов пользуется «Искусство поединка» — секция, которой руководит председатель профкома студентов ЛГТУ Олег Волков. Здесь научат, к а к постоять за себя в любых ситуациях. Ребята овладевают ударно-бросковой техникой, разработанной преподавателем Краснодар­ ского института ракетных войск, профессором Кадочниковым. Примеча­ тельна она математической выверенностью приемов (ударов, бросков и т.д.) с точки зрения законов физики. Эта методика вобрала в себя лучшие элементы боевых искусств и максимально приближена к условиям улично­ го поединка . По мнению помощника руководителя секции Сергея Фроло­ ва, «Искусство поединка» формирует у ребят «чувство противника», поз­ воляющее мгновенно среагировать на его приемы, а когда потребуется, применить их самому. ГГриходилось ли вам применять «искусство поединка» на практике? С этим вопросом я обратился к воспитанникам секции после спарринга. Андрей ГЛОТОВ, I курс, юридический, факультет. Приходи­ лось. Не раз «пересекался» на улице с подростками, желающими вы­ плеснуть на прохожих свою нереализованную энергию, свою агрес­ сию. Результаты встреч были не в пользу нападавших. Конечно, таких столкновений, связанных с травмами и увечьями, лучше избегать. В некоторых случаях можно остановить человека твердыми и решитель­ ными словами. Это ведь тоже искусство, но уже искусство диплома­ тии, убеждения. Однако и слово звучит внушительнее, если знаешь, что и физическое столкновение тебе не страшно. Дмитрий ПОДЛЕСНЫХ, 111курс, физико-технологический фа­ культет. Пока не приходилось. Но занятия помогают мне поддержи­ вать физическую форму и чувствовать себя уверенно в любых обсто­ ятельствах. Все-таки по природе своей мужчина обязан быть силь­ ным. На сегодняшний день «Искусство поединка» преподается в сту­ денческом общежитии университета в помещении, приспособленном под спортзал. Многое из инвентаря, маты, тренажеры устарело, да и помещению необходим капитальный ремонт. На улучшение условий для тренировок ребята рассчитывают в марте будущего года: в адми­ нистрации вуза пообещали отдать в их распоряжение новый зал в строящемся спортивном комплексе университета. Александр БОЧКАРЕВ. Выпуск подготовили Елена Таравкова, Александр Бочкарев, Виктор Давыдов и Евгений Самохвалов (фото).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz