Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
) Специальный проект «Липецкой газеты»: ИМЕНА ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ЛЕТОПИСИ ПРАВОБЫТЬ ЛИДЕРОМ Леонид Александрович РЕВА. Декан вечернего фа-< культета Тульского механи ческого института в Липец ке . Пришел на факультет в 1 9 5 6 го д у с Л и п е ц к о г о тракторно го зав од а . Под е г о р у к о в о д с т в о м ш ло формирование м ехани ко машиностроительного фа культета и соответствую щих кафедр , учебной и л а бораторной базы. С ер гей Иванович ША РОВ . 'Директор липецкого филиала Московского ин ститута стали и сплавов. Назначен на эту должность в 1 9 6 6 году . Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. При нём вуз получил необходимую учебно-материальную базу, укрепил кадровый состав и самое главное — завоевал авторитет ка к обр азов а тельная, научная и просве тительская структура реги она. Юрий Дмитриевич ЖЕ ЛЕЗНОВ. Профессор, док тор технических наук, рек тор Липецкого политехни ческого- института с 1 972 года. В его время вуз повы шает свой статус, развива ется автономно. Качествен но улучшается преподава тельский состав. Растет эф фективность прикладных научных исследований. По является современное ла бораторное и вычислитель ное оборудование. Активно ведется капитальное стро ительство. С е р ге й Л ео нид о в и ч КОЦАРЬ. Возглавил вуз в 1 9 8 6 год у , Профессор , доктор технических наук, " д е й с т в и т е л ь ны й член М еж д ун ародной и Ро с сийской инженерных ака демий , лауреат Государ ственной премии СССР. Решил задачу по преоб разованию Липецкого по литехнического института в технический универси тет . Творчески реализо вал наиболее долговре менные и полезные пре образования. С его приходом в вузе появились специальности гуманитарного профиля. Однов ременно углублялась фундаментализация при кладных технических наук. По инициативе С .Л . Коцаря на базе ЛГТУ был создан физико -техно логический центр Института ядерной физики Си бирского отделения РАН по внедрению в произ водство эффективных технологий электронных и ионных пучков. Это породило целый ряд новых специальностей в общем образовательном спек тре университета . Была создана эффективная система укрепления и развития научно -педаго гических кадров. Многое сделано С .Л . Коцарем для решения социальных вопросов, развития ма териально-технической базы ЛГТУ, укрепления его связей с производством и академической наукой. тор-ских свидетельств и патен тов. Преподаватели и сотрудники университета ежегодно защища ют 12-14 кандидатских и 4-5 док торских диссертаций. Многие ученые университета являются действительными чле нами и членами-корреспондента- ми отечественных и зарубежных академий наук. Среди них рек тор, действительный член Рос сийской инженерной академии. Международной академии наук экологии и безопасности челове ка и природы М.П. Куприянов; действительный член междуна- Михаил КУПРИЯНОВ: «ИНЖЕНЕРИ ученый родной и российской академии наук Е.Г. Черныщевич; чл.-корр. инженерной академии наук В.И. |НЕРАИСЕЩНЯ Год 1956. Открытие в Липец ке вечернего, факультета Туль ского механического института. Первый набор составил 125 сту дентов. Первые специальности — технология машиностроения и литейное производство. Первые преподаватели — З.А. Фокина, О.М. Чефранов, В.В. Казьмин, Э.С. Кайрович, В.А. Скринник и другие. Всего — 16 человек. Год 1959. Приказ министра высщего образования СССР о подчинении вечернего факульте та Тульского механического ин ститута Московскому институту стали имени И.В. Сталина. Вдвое увеличился педколлектив. В это время прищли В.В. и М.Т. А ^ - насьевы, Г.Е. Джемс-Леви, А.П. Каравичев, И.А. Митрохина (Ка- равичева), Н.С. Иноземцев, И.Е. Арутюнов и другие. Год 1966. Создание на липец кой базе филиала Московского института стали и сплавов с тре мя факультетами — химико-ме таллургическим, строительным, механико-мащиностроительным. Там работали С.Л. Коцарь, В.В. Горев, В.Е. Беляев, К.И. Ерет- нов, О.А. Слотин, В.Э. Вредис, Ю.Я. Филоненко и другие. Год 1973. Преобразование в Липецкий политехнический ин ститут с четырьмя факультета ми. На них обучались 4300 сту дентов. Новую страницу в исто рию вуза вписали ученые и пе дагоги Б.Л. Марков, Л.А. Куз нецов, Н.В. Литовченко, И.М. Шаршаков и другие. Половина из 250 преподавателей имели ученые степени и звания. Год 1994. Получение статуса Государственного технического университета. К этому времени на восьми факультетах учились уже около 5000 студентов, в том числе на вечернем — 1500. Из 400 преподавателей 243 •— до центы и кандидаты наук, 28 — профессора, доктора наук. Год 2001. В университете — девять факультетов по подготов ке специалистов и спецфакуль- тет по переподготовке работни- 1 ков хозяйства, 47 специальнос тей и направлений, свыще 5000 студентов, 500 преподавателей, 10 процентов из них — профес сора, доктора наук. Сегодня ЛГТУ располагает восемью учебными корпусами; библиотекой на 700 тысяч томов; общежитием для студентов, ас пирантов и стажеров на 1000 мест; тремя спортивными зала ми; спортивно-оздоровительным лагмем «Политехник». Гордость вуза — развитая компьютерная сеть с выходом в Интернет. В организации и уп равлении учебным процессом ак тивно используются современ ные технологии, успещно фун кционирует интегральная компью терная система «Университет». СТУДЕНТ^ А С П И Ш 1 ,^ а Е Н Ь Ш Дождиков; чл.-корр. Российской инженерной академии, действи тельный член инженерно-техно логической академии Чуващской республики Е.С. Гамов; профес сор Международной академии экологии и безопасности жизне деятельности Ю.Я. Филоненко; член Американского математи ческого общества, действитель ный член Нью-Йоркской акаде мии наук С.Л. Блюмин; член Йс- панской Королевской академии наук Л.А. Кузнецов и многие другие. НЕ ИНТЕГРАЛОМ |ЕДИНЫМ.., й По основным программам высщего профессионального об разования в вузе обучаются 4500 студентов по очной и 1000 — по очно-заочной формам обучения. 45 процентов из них получа ют обычную стипендию, 45 че ловек — именные (администра ции области, АО «НЛМК», пра вительственную и президент скую). Обучение в ЛГТУ — не толь ко получение знаний по основам профессии, но и активная науч но-исследовательская работа, которая позволяет студентам ов ладевать современными методи ками исследований, собирать не обходимый материал для после дующего обучения в аспиранту ре. Сегодня в аспирантуре зани маются 180 молодых ученых (160 — на очном отделении и 20 — на заочном), готовящих дис сертации по 29 специальностям. Основные научные направления: процессы и мащины обработки давлением; металлургия черных, цветных и редких металлов; ма тематический анализ; управле ние в технических системах; энергетика. В университете —два доктор ских совета, в которых защища ются диссертации по специаль ностям: металлургия черных ме таллов; обработка металлов дав лением; автоматизация техноло гических процессов и производ ства; электротехнические ком плексы и системы; информаци онно-измерительные и управля ющие системы. Разработки ученых универ ситета находят щирокое приме нение в промышленности и за щищены многими сотнями ав- Более четверти века существу ет в университете студенческий клуб «Гелиос». Без него не обхо дится ни один праздник, будь то День знаний или Новый год. «Посвящение в студенты», «Осенние дебюты», «Студенчес кая весна» — все это традицион ные мероприятия клуба, возглав ляемого неутомимой Ириной Сто- якиной. А в последние годы к ним прибавились студенческий праз дник «Татьянин день» (инициа тор —бывщий ректор ЛГТУ С.Л. Коцарь) и КОНК 5 ФС грации, кра соты и обаяния «Студентка года», проводимый в канун 8 Марта. Студклубовцы выступают не только в стенах вуза, но и в спор тивно-оздоровительном лагере «Политехник», университетском общежитии, совхозе «Агроном». Многим юным липчанам извест ны такие коллективы, как народ ный студенческий театр «Зонг» (создатель ■— В. Трескин), клуб авторской песни «Зеленая каре та» (руководитель — Г. Строков- ский), коллектив эстрадного тан ца «Кортеж» (Е. Яковлева), лау реат городских, областных, все российских и международных фестивалей щоу-студия «Сюр приз» (Е. Медведева), команда КВН «Люди в черном» (В. Мос калев). Этот список можно про должить — сегодня на каждом факультете есть свой творческий коллектив. Их деятельность была бы не возможна без помощи многочис ленных спонсоров, в числе кото рых —ОАО «Липецк-Лада», ЗАО «Завод «Росинка», ООО «Центро- литмет», ОАО «Липецккомбанк», ОАО «Липецкцемент», «Техмар- кет-Л», фирма «ЮТА-Эль», кор порация «Эконика» и другие. Сре ди надежных друзей студклуба — Ассоциация студентов Липецкой области. Российский Союз моло дежи, городское управление по физической культдае, спорту и де лам молодежи. — Михаил Петрович, за 45 лет пройден путь от вечернего факультета Тульского механического института до университе та. Сегодня это крупней ший в регионе вуз техни ческого профиля, по сути : монополист в области подготовки инженерных кадров... — Это, действительно, так. В последнее время на ^рынке образовательных 1 услуг появилось много !вузов, филиалов, но, за- ; метьте, инженеров они не ; готовят, в основном учат Iна экономистов, юристов, : психологов, социологов... ;Почему это так, да пото- ; му что нет материально- технической базы для под- . готовки таких специалис- Iтов. Кадры еще можно на- : йти, пригласив, допустим, : наших преподавателей. А ' как быть с лабораторным !оборудованием, техничес- IКИМобеспечением учебно- Iго процесса? Мы все это ; приобретали десятилетия- (ми. И сейчас, несмотря на !массу финансовых про- Iблем, стараемся что-то 1 подкупать, обновлять, на- !правляя на эти цели сред- Iства от платного обуче- : ния. Так что в этом смыс- [ле конкурентов нам нет. IНо, по большому счету, Iнаш вуз не чисто техни- ; ческий. Статус универси- Iтета предполагает, что Iвыпускник имеет не толь- ' ко определенную сумму профессиональных зна- 1 ний. Он высокообразован- ' ная, разносторонняя лич- 1 ность. Это и подталкива- ‘ет нас к открытию специ- Iальностей гуманитарного, экономического, других профилей, которые напря мую не связаны с инже- !нерным делом', хотя всё равно ориентированы на народное хозяйство, про мышленность, производ- - ство. ( — Я знаю, что рань ше в университете еже- ! годно определялся рей тинг факультетов — оценка их популярности, авторитета. Это и сейчас делается? ! —Да. Но вот парадокс: ; по нашим внутривузов- ; ским меркам бесспорные тлидеры —физико-матема- ; тический, металлургичес- ; кий факультеты и факуль- ! тет автоматизации и ин- 1форматики. Там высоко- квалифицированные пре- 5подаватели, хорошо пос- 0 тавлена научно-исследова- ?тельская работа. Однако среди абитуриентов популяр нее — экономический и гу манитарно-социальный фа культеты. Ну, что поделаешь: все хотят быть менеджерами, юристами. Между тем рынок труда уже давно насыщен такими специалистами. Я думаю, время все расставит по местам. Пройдет два-три года, и люди поймут: буду щее — за инженерным кор пусом. Без сварщиков, про катчиков, литейщиков не возможно развитие экономи ки. Технические специаль ности были, есть и будут оп ределяющими. А уже на их основе можно получать юри дические, экономические и прочие знания. Это никогда не помещает. — Но последние годы конкурс резко вырос на все без исключения специаль ности, в том числе и техни ческие. В ЛГТУ нынешним лето№он составил в среднем 2,7 человека на место, хотя по области всего 1,9. — Это и свидетельствует о том, что положение дел по тихоньку начинает выправ ляться. Допустим, есть у нас специальность «Металлур гия чёрных металлов». Пять лет назад конкурс на нее едва дотягивал до 1,4 чело века на место. А в этом году достиг отметки четыре •—по очно-заочному обучению. Конечно, сказывается и со циальный фактор: выбирая профессию металлурга, мо лодые люди надеются полу чить какие-то гарантии, най ти подходящую работу на Новолипецком металлурги ческом комбинате, где ситу ация сегодня более стабиль ная, чем на остальных пред приятиях. Но факт неоспо римый: интерес к инженер ному образованию пусть и медленно, но растет. Это во- первых. А во-вторых, мы серьезно занимаемся дову зовской подготовкой, напри мер, в рамках специализиро ванной щколы «Эврика». Ежегодно из щколы выходит до полутора тысяч выпус кников, многие из них хоте ли бы продолжить обучение в нашем вузе. — По итогам последних абитуриентских испытаний, озвученных на недавней об ластной конференции работ ников высшей и среднеспе- циальной школы , ЛГТУ признан самым дорогим ву зом области. Как вы это про комментируете? — Плата за обучение у нас несколько выше, чем в других вузах региона. Она колеблется в пределах от 15 до 23 тысяч рублей в год, а где-то составляет, допустим, от, 11 до 17., Но это, разуме ется, не от нашего желания «и.' 1 :): 1 гп.г;| ■> такова объек тивная необходимость. Под готовка специалистов техни ческого профиля дороже, чем гуманитариев. По пред варительным расчетам эко номического совета при Ми нистерстве образования РФ, затраты на обучение одного студента технического вуза составляют 120-140 тысяч рублей год! Если бы государ ство само оплачивало эти расходы, мы были бы счас тливы вообще отказаться от предоставления платных об разовательных услуг. Но госвузы, начиная с 1995 года, финансируются только по двум статьям федерально го бюджета — зарплата и стипендия. Все остальное — ремонт, содержание, разви- ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР ПЯТЬДЕСЯТ НАПЯТЬДЕСЯТ Е1осле окончания средней школы Василий Греков вряд ли мог предположить, что лет { через тридцать возглавит важнейший учас ток промышленного производства — агло фабрику Новолипецкого металлургическо го комбината. Е1ланы парня были скромнее: стать квалифицированным специалистом-ме- таллургом. КАК СДЕЛАТЬШАГ ВБУДУЩЕЕ ШКОЛА— ВУЗ К а к вы думаете, кто авторы научных работ «Создание защитной системы для ЕВМ — РС совместимых компью теров. ГЕрограмма В-КЕСЕЕ1», «Математическое моде лирование языков, словарей и перевода с применени ем множеств, соответствий и моноидов»? Представьте себе, не ученые со стажем и даже не перспективные аспиранты, а старшеклассники липецких школ , учас тники ЕУ региональной молодежной научной и инже нерной выставки «Шаг в будущее. ЕДентральная Рос сия», которая состоится в декабре в стенах техунивер- ситета. Чтобы осуществить их, Грекову не пришлось отправ ляться за тридевять земель. Он поступил в липецкий фи лиал Московского института стали и сплавов (МИСИС) — ныне ЛГТУ. Здесь, на факуль тете «Металлургия черных ме таллов», Василий занялся изу чением доменного производ- ! ства. Неизгладимый след в его памяти оставили препо даватели Сергей Шаров, Ни колай Иноземцев, Геннадий I Коршиков, Владимир Хайду- ков. Поражала их эрудирован ность, интеллект и требова тельность — и к себе самим, и к студентам. Но вот институт позади. Греков пошел на аглофабри ку, в то время еще не АО и даже не комбината, а просто Новолипецкого металлурги ческого завода. И начал ря довым рабочим. Ступень за ступенью осваивал профес сии дозировщика, агломерат чика... Его трудолюбие было замечено. А тут еще вмешал ся его величество случай. Мо лодому специалисту довери ли должность начальника аг ломерационного цеха № 2. Это стало серьезным испыта нием на профессиональную прочность. Не месяцы — годы потре бовались Грекову для того, чтобы «вырасти» до главного инженера. И вот сегодня Ва силий Васильевич Греков — начальник агломерационного производства ОАО «НЛМК». У него богатейший опыт, умение . работать. А еще, несмотря на возраст, готовность учиться. Без этого в металлургии немыслимо: остановился, отстал, не знаешь о новейших достижениях науки — грош тебе цена как инженеру. Да и искусство управления тоже требует особых знаний. Василий Васильевич не упускает возмож ности знакомиться с курсами обучения менеджменту, и оте чественными, и зарубежными. Это Грекову пригодилось не раз не только на комбинате, но и как депутату липецкого городского Совета, Есть две категории руково дителей, считает Василий Ва сильевич. У первых стремление к лидерству ярко выражено от природы. Вторые становятся ли дерами благодаря опыту и уче бе. В этом смысле Греков отно сит себя к тем, кто посредине: у него профессиональные каче ства и природные склонности со относятся где-то пятьдесят на пятьдесят. Греков прекрасно понимает: один в поле не воин. Он ищет и находит молодых, квалифициро ванных профессионалов. И не только ради ностальгических воспоминаний поддерживает связь с различными кафедрами Липецкого государственного технического университета, в первую очередь с кафедрой ме таллургии. Многие из выпускни- тш ,итт7 ков ЛГТУ приходят работать именно к нему. А присматри ваются к ним уже во время производственной практики. Из тех, кто появился на агло фабрике совсем недавно, — выпускники ЛГТУ Андрей Ти тов, Сергей Лапынин, Вале рий Истомин, Сергей Тере хов. И еще один интерес свя зывает Грекова с родным ву зом. Научные исследования, которые там проводятся. По словам Василия Грекова, они позволяли внедрять в агломе рационное производство множество новшеств. Пос ледние изыскания в ЛГТУ ка саются спекания цинкосодер жащих отходов металлурги ческого производства. Про водятся они под руковод ством профессора, доктора технических наук Геннадия Коршикова. «Что бы вы пожелали сво ей альма-матер в канун юби лея?» — спросил я Василия Васильевича в конце беседы. Он ответил немногословно: «Пережить нелегкие времена нищенского существования, на которое обречена пока вся высшая школа из-за непро думанной государственной политики в области образо вания. И помнить: именно в вузе элита общества, пусть все еще обделенная, но не обходимая стране». Александр БОЧ1САРЕВ. Эта выставка — часть российской научно-социаль ной программы для молоде жи и щкольников «Шаг в будущее». Ее координацион ный центр по Липецкой об ласти —на базе ЛГТУ и спе циализированной щколы «Эврика». По результатам формируются команды ода ренных щкольников для участия во всероссийских и международных конкурсах или конференциях. Цель — найти и поддержать моло дые таланты. Юных Кулиби ных и ЛОМОНОСОВЫХ уже со школьной скамьи берут на «заметку» вузовские педаго ги, они работают с ними ин дивидуально в классах фун даментальной подготовки.В «Эврике» таких классов не сколько — политехничес кий, экономический, гума нитарный, юридический... В каждом своя программа. Например, в политехничес ком, ориентированном на инженерные и естественно научные специальности, уг лубленно изучаются мате матика, физика, информати ка, другие дисциплины. А в гуманитарных упор делает ся на русский и иностран ный языки, литературу, об- ществознание. Обзорные лекции, лабораторные заня тия, спецкурсы — все это обеспечивает раннюю про- филизацию учащихся-стар- шеклассников, их подго товку к обучению в вузе. «Мы помогаем детям вы явить свои способности и наклонности, сделать пра вильный выбор, — говорит директор «Эврики» Татьяна Герасименко. — Можно, ко нечно, нанять репетитора, но обучение у нас обойдется го раздо дешевле. А с наиболее одаренными детьми работа ем и вовсе бесплатно». Результаты? О них гово рят данные о поступлении питомцев «Эврики» не толь ко в ЛГТУ, но и в престиж ные вузы Москвы, Санкт- Петербурга, других городов. Сейчас в «Эврике» занима ются свыше 2,5 тысячи на ших юных земляков. Фили алы созданы в восьми липец ких школах, а также в елецкой школе № 24 и за донской — № 2. Для сельс ких ребят предусмотрена очно-заочная форма обуче ния. Кроме того, в 11 рай онах области — Липецком, Добринском, Тербунском, Лебедянском и других — сельские учителя ведут за нятия по разработанным опять же в «Эврике» мето дикам. То есть подростки прямо в родном селе полу чают солидную 'довузовскую подготовку. Здесь же пла нируется открыть со време нем опорные пункты, куда будет стекаться информация о направлениях, факульте тах, специальностях ЛГТУ. Действует в школе и не сколько научных групп под руководством ведущих ву зовских преподавателей — профессоров С.Л. Блюмина (кафедра прикладной мате матики), В.И. Дождикова (кафедра промышленной теплоэнергетики) , А .Н . Шпигановича (кафедра электрооборудования), до цента В.Н. Мещерякова (ка федра электропривода). О группе Блюмина стоит ска зать отдельно. Математичес кая группа возникла восемь ' лет назад. Семен Львович Блюмин обучает ребят навы кам матанализа и математи ческого моделирования. Его воспитанники постоянно участвуют (и побеждают!) во всероссийских и междуна родных конкурсах для мо лодежи и школьников, име ют серьезные научные пуб ликации в центральных журналах, таких как «Жур нал вычислительной мате матики и математической физики», «Известия вузов. Черная металлургия», науч но-техническом издании «Вестник ЛГТУ — ЛЭГИ», являются авторами и соав торами статей в сборниках, учебных пособиях. Питом цы Блюмина ныне — аспи ранты кафедры прикладной математики Галина Ивано ва и Николай Тарасов, от лично успевающие студенты Сергей Чеботарев, Стас Кор ниенко , Сергей Немец, Дмитрий Наливкин, Миха ил Репин. Большие на-деж- ды подают и нынешние слу шатели. Начиная с простей ших, но не традиционных и не исследовавшихся ранее алгебраических структур и проблем,ребята переходят к решению прикладных задач идентификации, адаптации, прогнозирования, принятия решений и управления, уде ляя особое внимание мате матическим основам разра батываемых алгоритмов. Как видите, шаг в будущее для питомцев «Эврики» вполне реален... УЧЕНЫЙ, ХОП ПОКА ИБЕЗДИПЛОМА Сергей Чеботарев — выпускник «Эврики», ныне — сту дент 5 курса по специальности «Прикладная математика». Дипломант программы «Шаг в будущее», неоднократный президентский и соросовский стипендиат, лауреат програм мы «Молодые дарования». Он автор и соавтор статей в отечественной печати, докладов на российских и зарубеж ных конференциях, учебного пособия «Основы прикладной математики. Экономические производственные задачи». В этом году Сергей порадовал своих преподавателей, и прежде всего профессора ЛГТУ С.Л. Блюмина, победой в конкурсе по фундаментальным наукам, проводимого Ми нистерством образования РФ и Российской академией наук, участием в XV Европейской мультиконференции по моделированию, где выступил с докладом «Современные концепции экономического факторного анализа». Липецкому студенту присуждена стипендия Междуна родного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко. На снимке: студент С. Чеботарев со своим ру ководителем, профессором С .Л. Блюминым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz