Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

5 д е к а б р я 2001 г . , № 2 3 5 (21613 ) МУЗЕЙБУНИНАВОЗЕРКАХ: БЫТЬИЛИНЕ БЫТЬ? К а к мы уж е сообщали, в области создано ассо­ циация «Бунинское наследие», задача которой — всемерно способствовать сохранению творческого наследия И.А. Бунина, его популяризации ко к важ ­ ного и неотъемлемого фактора воспитания моло­ дежи на традициях отечественной литературы, ис­ тории и культуры. А еще — и это очень важно — влиять на процес­ сы сбережения и воссоздания мемориальных бунин­ ских мест области. По сути —вся елецко-ста- новлянско -измалковская ^ з е м л я мемориальна. Здесь ^разворачивался удивитель- " ный и прекрасный мир «Бу- \ нинской Вселенной», на этой ^ земле узрел и навека запе­ чатлел писатель образы Рос­ сии ушедшей, галерею обра­ зов русских людей конца- XIX — начала XX века. Тут он остро и глубоко ощутил поэзию природы, рус­ ской жизни, русской речи... Но есть места как бы уз­ ловые в его биографии и творческой судьбе. В первую очередь это, конечно, хутор Бутырки и село Озерки, го­ род Елец, села Васильевское в Измалковском районе и Огневка в Становлянском. Многие великие произве­ дения Бунина, составившие славу отечественной литера­ туре, созданы им, прежде всего, в Огневке и Васильев­ ском. Это факт. Но так сло­ жилось (так «вылилось» у к Бунина), что самое поэтичное I воспоминание-образ он оста­ вил потомкам об Озерках, где прошли годы детства и юности, где начал он свои первые писательские опыты, где «сложил свой первый стих». Поэтому не случайно, ког­ да впервые речь зашла о вос­ создании Бунинского музея- усадьбы, на первое место было поставлено имение ро­ дителей в Озерках (в романе «Жизнь Арсеньева» —Бату- р'йно). В решении этом есть сроя психологическая обус- ЯОвлецность — Озерки вос­ принимаются как колыбель души великого мастера. И этим все сказано... Но суровая правда жиз­ ни такова, что ни от родовых усадеб, ни от временных при­ станищ Бунина на липецкой земле не осталось ничего. Поменялся и сам ландшафт: только трава забвенья (в Ог­ невке и Озерках) на том мес­ те, где ступала его нога, или асфальт дороги (как в Васи- льевке) да вечное небо над этой горькой и прекрасной землей. Но есть его великие про­ изведения, есть память, есть желание зримо воссоздать то, что было, приблизив, хоть таким образом, бунин­ скую эпоху к нам. Есть и эн­ тузиасты... Есть. Однако второй деся­ ток лет воссоздание мемори­ ального музея-усадьбы И.А. Бунина остается неосуще­ ствимой мечтой, несмотря на широкий интерес обществен­ ности как в России, так и за рубежом. С конкретными предложениями поддержки выступило «Общество друзей Бунина» во Франции, а со­ здатель его Гавриил Симонов уже не раз побывал на роди­ не писателя, в Ельце и Озер­ ках. На ежегодных бунинских конференциях, проводимых на базе ЕГУ в Ельце, по сути уяснили, что делать. Преж­ де всего придать юридичес­ кий статус мемориалу, кото­ рый предстоит воссоздать, подобрать людей, которым по плечу организовать и воз­ главить дело, определиться с источниками финансирова­ ния (в том числе зарубежны­ ми пожертвованиями) и кон­ тролем за их эффективным использованием — вот три краеугольных камня в фун­ дамент будущего музея. .Еще одна проблема, реше­ ние которой принципиально важно скорее в плане эсте­ тического восприятия комп­ лекса. Суть ее вот в чем: но­ вый музей (по типу лермон­ товских Тархан, пушкинско­ го Болдино, тургеневского Спасского-Лутовинова и т.д.) будет «новодел». Но этот но­ водел должен быть макси­ мально приближен к бунин­ скому времени, к давней ис­ торической эпохе за счет при­ менения старых материалов- аналогов (трансплантантов) при возведении построек усадьбы. Учтено должно быть все — вплоть до запаха из кухни или людской, до ко­ ваного гвоздя или дверной петли... Этой точки зрения придер­ живаются первые энтузиасты по воссозданию бунинской усадьбы ельчане Евгений Са­ фонов и Галина Климова. Романное Батурине, поэти­ ческий образ его — вот что легло в основу их концепции. Летом этого года, когда группа депутатов областного Совета совершала рабочую поездку по мемориальным местам — Васильевское, Озерки, Становое, Е. Сафо­ нов ознакомил представите­ лей власти с принципами воз­ рождения усадьбы в Озерках. Создание ассоциации, ду­ мается, будет способствовать творческому осмыслению предложения, ведь в основе будущего мемориального комплекса должны быть по­ ложены принципы скрупу­ лезного научного исследова­ ния, соединенные с художе­ ственной достоверностью вос­ создаваемого образа усадьбы. Так сложились обстоя­ тельства, что к восстановле­ нию комплекса в Озерках приступали дважды. И оба раза дело завершилось ничем — только бурьян, отвергая умозрительные построения, утверждает свою правоту там, где не хватило челове­ ческой воли и ответственно­ сти завершить начатое. Естественно, что при та­ ком подходе о стройной, об­ щепринятой и одобренной стратегии и говорить не при­ ходится. Осталась как бы в тени и концепция, предло­ женная Е. Сафоновым и Г. Климовой. Совсем недавно они при­ слали в редакцию (и мне, в частности), мягко говоря, страстно-пристрастное пись­ мо, где сквозит обида о яко­ бы сознательном «умалчива­ нии» их предложений. Цити­ рую: «Единственный раз, и очень давно, благодаря жур­ налисту А. Волкову, наша концепция Озерского запо­ ведника была опубликована в орловской газете «Вешние воды». А вскорости последо­ вала восторженная эпистола из Америки от С. Крыжиц- кого, а потом и его приезд в Россию с презентом —кино­ записями Нобелевских дней писателя. Ученый полагал, что наш проект не мог быть запущен на родине писателя. И ока­ зался прав: он никем не был даже услышан!.. Перечитываем свои фор­ мулы воссоздания мемориа­ ла. Почему такой страх пе­ ред нашей идеей вот уже у третьей по счету генерации власти? А ведь фонд еще сохра­ нившихся старых трансплан­ тантов- (имеется в виду мате­ риалов аналогичных постро­ ек XIX в.) в Черноземье не­ умолимо сокращается. Лучше, видимо, не «вы­ совываться» и остаться в ранге посредственности. Но не лучше ли вообще оставить в покое Бунина и не рядить аристократа в мещанские об­ носки! Понимания и помощи в пропаганде уникального про­ екта (в художественном и научном аспектах) воскреше­ ния наяву образа Батурина — вот чего хотелось бы!» И еще одна цитата: «Как нам дорасти до уровня Бунина? Как стать конгениальным в интерпре­ тации его художественных образов? Наш подход был й ИСТОКИ остается один: самыми дол­ говечными, если не вечны­ ми, остаются его образы, наяву воплощенные...». Речь, повторяю, идет об образе Батурина — художе­ ственно воссозданного писа­ телем родового гнезда в Озерках. В своей работе «Образ Батурина в романе И.А. Бу­ нина «Жизнь Арсеньева», его разгадка и воплощение» Е. Сафонов описал — как шло «открытие» образа усадьбы в Озерках, каким сложился он в воображении (тексты писателя тут —луч­ ший «строительный» матери­ ал), а значит — каким ему быть на берегу сохранивше­ гося пруда и в окружении сегодняшних ландшафтов. Очевидно, отвергать или опровергать самого писате­ ля никто не собирается. Важно другое — перенести это опоэтизированное виде­ ние вначале на бумагу и в сметы, а затем воплотить в объект материальной куль­ туры. А этого, увы, пока не получается... И вот здесь-то обида, сквозящая в письме авторов, понятна. Но она, думается, направлена не в ту сторону: если власть, обществен­ ность, ассоциация сумеют подойти к решению серьез­ ной задачи ответственно (на уровне государственно-реги­ ональной задачи создания «Национального парка»), то предложенная концепция будет просто необходима и востребована: ведь в основе ее — любовь к писателю. А где любовь, там и истина! Именно организационные вопросы сейчас особенно трудны. Но они же более все­ го необходимы. Решатся они — идеи, заложенные в кон­ цепции Г. Климовой и Е. Сафонова, материализуют­ ся. Вместе с другими, нуж­ ными для дела... Музей-усадьба (музей-за­ поведник) Ивана Бунина в Липецкой области будет обя­ зательно! Лишь бы идея вос­ создания не остыла в наших сердцах. Ведь идеи материа­ лизуются в том обществе, где еще живы подвижники и само общество не перестало ощущать красоту Божьего мира. Мира, гениально вос­ петого Буниным... Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель Липецкой областной организации Союза писателей России. ФОК; спортивный ДВОРЕЦДЛЯСЕЛЬСКОЙДЕТВОРЫ „ В Лебедяни в центре жилого микрорайона ОАО «Ле- МаЗ» не по дням, а буквально по часам растут кирпич­ ные стены физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК). Обойдется уникальное сооружение заводской казне ориентировочно в 18-20 млн. рублей. «Что подвигло руководство промышленного пред­ приятия на столь внушительные затраты" Кс заместителя гендиректора Евгения ороткова. ?» — спросил я — Замысел о строительстве ФОК в совете директоров наше­ го завода созрел не сразу, — ска­ зал Евгений Георгиевич. — Что­ бы решиться на такой финансо­ воемкий объект, пришлось, как говорится, семь раз отмерить. Дело в том, что в заводском мик­ рорайоне с 80-х годов действует небольшой спорткомплекс с иг­ ровым залом, бассейном и сау­ ной, обосновавшийся в при­ стройке Дома культуры. Про­ шлым летом решили отремонти­ ровать там кровлю. Но в ходе де­ тального обследования выясни­ лось, что деревянные конструк­ ции подгнили, соединения в уз­ лах местами потрескались. Кап­ ремонт обошелся бы дорого. И вообще, не увидели мы резона тратиться на объект, который к тому времени перешел в муници­ пальную собственность. На том и сошлись: чем старье латать, де­ шевле новый ФОК построить, более просторный, современный, доступный для каждого желаю­ щего поправить свое здоровье. Проектную документацию опера­ тивно сработала фирма «Сталь- проект» — и за дело! Как же будет выглядеть новое спортивно-оздоровительное де­ тище «ЛеМаЗа»? Не затеряется ли средь жилых пятиэтажек? Вместо ответа Коротков раз­ ложил на столе лист ватмана с эскизом внешнего вида впечат­ ляющего сооружения. Призна­ юсь: ничего подобного раньше видеть не приходилось, хотя живу на белом свете не первый десяток лет. Поразили не только далекие от привычных стандар­ тов формы строения, но и уни­ кальные архитектурные решения. — Проект индивидуальный, а потому единственный во всей Липецкой области, — уточнил хо­ зяин кабинета. — Неповторимый облик зданию придадут декора­ тивные элементы. Проект прошел комплексную независимую экс­ пертизу и отвечает всем требо­ ваниям, включая экологические. Конечно же, не мог я не спро­ сить Евгения Георгиевича о том, будет ли величавым внешним формам соответствовать содер­ жание? И снова пришлось удив­ ляться... На цокольном этаже (об­ щая площадь здания в основании 1200 квадратных метров) разме­ стятся спортзал с волейбольной и баскетбольной площадками, тренажерный зал, раздевалки, комната тренеров, душевые и са­ нузлы. Весь первый этаж займут плавательный бассейн размером 7x12 метров с водопадами и под­ водными течениями для масса­ жа, сауна, комната отдыха, тен­ нисный зал, кабинет врача, би­ льярдная, раздевалки, душевые и санузлы. На втором этаже раз­ местится техническое хозяйство — вентиляционные камеры и ав­ тономная газовая котельная. Выше уже говорилось о смет­ ной стоимости объекта в 18-20 млн. рублей. Но сумма эта ори­ ентировочная, поскольку в проект ФОК заложены общедоступные отделочные материалы и спортивное оборудование. В том же тренажерном зале можно ус­ тановить отечественное оборудо­ вание, а можно разориться на им­ портное типа «Кейтлер». Разни­ ца в цене будет огромная. А коль финансироваться объект будет за счет заводских прибылей, то и решения будут приниматься с учетом результативности работы завода. И еще захотелось услышать, в чьи руки вверило заводское на­ чальство строительство уникаль­ ного сооружения? — Охотников на престижный объект набралось немало, в том числе липецкое СУ-11, частные фирмы, включая югославов, — заметил Коротков. — В порядке конкурса мы предложили им рас­ считать нулевой цикл. Лучший ва­ риант выдало СП-8 «Промстрой». А коль данковские строители уже зарекомендовали себя в Лебедя­ ни надежными партнерами, то им и доверили. И, судя по темпам работ, не ошиблись с выбором генподряд­ чика. В этом и сам убедился, заг­ лянув на стройку: размеренный ритм работ, обилие техники... Набранные темпы здесь сбавлять не собираются, а пото­ му, по расчетам генподрядчика, новоселье должно состояться в конце 2002 года. Что ж, будем надеяться... Владимир АКИМОВ, корр. газеты «Лебедянские вести». ХОККЕИСТЫ УШЛИ НА КАНИКУЛЫ в чемпионате страны по хоккею среди команд высшей лиги в дивизионе «Запад» со­ стоялись матчи последнего тура первого кру­ га. Воскресенский «Химик», одержав две по­ беды в Кирово-Чепецке над местным клубом «Олимпия» со счетом 3:1 и 6 :3 , с 64 очками возглавил турнирную таблицу. На очко от подмосковных спортсменов от­ стают армейцы Москвы, обыгравшие на вы­ езде «Мотор» (Заволжье) с результатом 4 :2 и 5 :4 (овертайм). ХК «Липецк» был свободен от игр и завершил первую половину первенства с 61 очком на третьем месте. Остальные встречи последнего тура закон­ чились так: «Элемаш» — «Витязь» — 1:6, 1:5, «Дизелист» — «Кристалл» — 1 :4, 2 :0 , «Спар­ так» (Санкт-Петербург) — «Нефтяник» (Альме­ тьевск) — 2 :6 , 1 :5, ТХК — Нефтяник (Ленино- горск) - 0 :2 , 1:3, ЦСК ВВС (Самара) - ХК Воронеж — 2 :4 , 5:2 . Два пропущенных матча между «Олимпи­ ей» и ЦСК ВВС перенесены на конец декабря. ПОЛОЖЕНИЕ НА 5 ДЕКАБРЯ Во Н ПоП Р-Ш 0 1 0 6 99-61 1 2 2 4146-59 0 3 1 5 92-51 0 3 0 7 95-47 И В 1. Химик (Воскресенск)28 21 2. ХК ЦСКА (Москва) 28 19 3. ХК Липецк (Липецк) 28 19 4. Витязь (Подольск) 28 18 5. Нефтяник (Альметьевск) 28 16 6. Кристалл (Саратов) 28 15 7. Мотор (Заволжье) 28 14 8. ЦСК ВВС (Самара) 26 11 9. Нефтяник (Лениногорск) 28 11 10. ХК Воронеж (Воронеж) 28 12 11. Элемаш (Эле)<тросталь) 28 9 12. Дизелист (Пенза) 28 6 13. Спартак ( Санкт-Петербург) 28 3 14. Олимпия (Кирово-Чепецк) 26 2 15. ТХК (Тверь) 28 2 3 0 1 8 84-55 55 0 3 2 8 78-51 50 1 3 1 9 80-63 48 3 1 11057-6541 1 3 1 12 67-75 39 1 1 0 14 72-89 39 о 1 о 1867-101 28 0 5 2 15 49-93 25 3 2 0 2067-127 17 0 2 2 2045-103 10 0 4 0 2245-103 10 БК «ЛИПЕЦК» В БРЯНСКЕ: «ДЕСНА» ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ Состоялись очередные матчи на пер­ венство страны по баскетболу среди команд первой лиги в зоне «Черноземье». БК «Ли­ пецк» в Брянске встречался с местным клу­ бом «Десна» и в обоих матчах потерпел по­ ражение — 86 :95 и 7 1 :72 . У наших спортсме­ нов 21 очко, и они занимают пятую строчку в турнирной таблице. А лидирует тульский «Ванадий-Телеком», который сегодня играет на выезде с коман­ дой «Горняк-2» (Старый Оскол). Остальные встречи прошедшего тура з а ­ кончились так: БК «Орел» — «Автомобилист» (Смоленск) — 9 9 :4 8 , 8 3 :5 8 , «Белогорье-Тех- нолог» — СКИФ (Воронеж) — 9 3 :9 1 , 115 :105 , «Буревестник» (Курск) — БК «Мещера» (Ря­ зань) — 5 0 :80 , 67 :72 . «НАДЕЖДА» НЕ ОСТАВИЛА КОНКУРЕНТАМ НИКАКИХ НАДЕЖД в спортивном зале Усманского педа­ гогического колледжа прошел открытый чем­ пионат района по настольному теннису, в ко­ тором, кроме хозяев соревнований, приняли участие команды города Грязи, Тербунского района и ведущие игроки из липецкого спорт­ клуба «Надежда». За награды первенства боролись более 50 спортсменов, среди которых были канди­ даты в мастера спорта, двукратная чемпи­ онка России-2001 Любовь Дроздова, мастер спорта, чемпион России в парном разряде Владимир Евсюков и семь теннисистов пер ­ вого разряда. В женском турнире вне конкуренции была Любовь Дроздова, хотя студентка педколлед- жа Оля Щетинина оказала ей упорное сопро­ тивление и проиграла лишь в решающей партии, став бронзовым призером. Второе место заняла ученица Тербунской средней школы Юлия Семенцова. В финале у мужчин встретились перво­ разрядники Константин Земин (Грязи) и Д е ­ нис Матыцин (Усмань). Поначалу успех со ­ путствовал усманскому теннисисту, но затем он упустил инициативу, чем не преминул вос­ пользоваться более опытный Константин, ко­ торый свел счет в свою пользу. Третью строчку в турнирной таблице з а ­ нял Владимир Семенцов из Тербунов. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. й. ВСЕ АЕТИ — НАШИ! НАЙДИМЕНА,МАМА! Роман Н. Рома учится в шестом классе и дружит I со всеми, кроме девочек. Спокойный, акку­ ратный, вежливый мальчик. Учится средне, но способен учиться лучше. Легко поддается I влиянию. Кареглазый, волосы русые. У Ромы [есть сестра. ^ I- ■ш Сережа Е. ■Сережа родился 23 августа 1988 года. Трудолюбивый, самостоятельный мальчик., Из предметов нравятся физика, русский и литература, хотя, по собственному призна­ нию, учится средне. Русоволосый, карие гла­ за. Имеет двух сестер, старшая из которых уже замужем. - '1 .1 Роман О. Зеленоглазый, Роман учится в пятом клас­ се, Очень любит погонять в футбол. Из пред­ метов предпочитает математику, физкульту­ ру и рисование. Учится хорошо. Мальчик лас­ ковый, любознательный. Есть брат и сестра. Фото и текст Ольги БЕЛЯКОВОЙ. БЕЗ п а р а л л е л е й И СРАВНЕНИИ... Число ноябрьских театральных премьер у нас явно пре­ высило все ожидания — аж шесть, включая «Медовый месяц» Р. Тома в елецком «Бенефисе». О «Кабале святош (Мольере)» в академическом театре им. Л. Толстого газе­ та уж е написала. Сегодня рассказ о новых работах мас­ теров сцены и любителей. Соседство двух рецензий не несет никакой смысловой нагрузки, предупрехадаем сра­ зу. Никакие параллели и сравнения нами не подразуме­ вались. ВМЕаО ДЕКОРАЦИИ - ДЕКЛАРАЦИИ... «Левша» В. Константино­ ва, Б. Рацера по мотивам сказа Н. Лескова . Муници ­ пальный театр. Это второй спектакль, по^ ставленный Натальей Леоновой в Липецке (теперь уже в каче­ стве художественного руководи­ теля). И во второй раз наблю­ дается странная вещь. Предва­ ряя свои спектакли, режиссер говорит журналистам местных СМИ очень правильные и, в об­ щем, ко многому обязывающие слова. О том, сколь важно вос­ питание подросткового зрите­ ля (почему в качестве своего де­ бюта у нас Леонова и выбрала арт-рок-сказку «Царевна Маре- мьянка» А. Беляева). О том, что тема новой ее постановки «Лев­ ша» — насквозь русская, щемя­ щая. Это тема безвольного та­ ланта и жесткой системы, окру­ жения, в которое он попадает. Но между этими режиссерски­ ми декларациями и тем, что мы видим на сцене, увы, возника­ ет явственный зазор, причем не в пользу создателей спектакля. О «Царевне Маремьянке» «ЛГ» писала еще летом. По пово­ ду «Левши» остается лишь повто­ рить один из выводов тех летних заметок: не тот материал, не та пьеса берутся для реализаций благих намерений. Уровень пье­ сы, чьи авторы— чистейшей воды поденщики от драматургии, абсо­ лютно не располагает ни к серь­ езным, ни хотя бы к остроумным размышлениям об извивах рус- ,ской души. Но даже если не смот­ реть спектакль с «щемящих» по­ зиций, он весьма уязвим. Пред­ ложенная версия «Левши» — по сути, оперетта (музыка В. Дмит­ риева). Только вот разве приня­ то, чтобы оперетта шла под сплошную фонограмму? «Левшу» в муниципальном те­ атре как бы разыгрывают скомо­ рохи. Однако вполне добротная режиссура Н. Леоновой придает зрелищу очень уж чистенький, сте­ рильный вид— скоморохов черес­ чур старательно отмыли, наряди­ ли и причесали. Далее. Крайне рисковое это дело — пускать драматических ак­ теров на сцену, по-балетному ого­ ленную, без «предметного» офор­ мления (пара табуреток и пара приносимых скамеек — не в счет). Туг надо быть семи пядей во лбу: ведь режиссер заочно, хотел он этого или нет, но вступает в со­ ревнование и с шекспировским «Глобусом», и с московской «Та­ ганкой». Архаичная пьеса, отме­ ченная театральной стилистикой 60-70-х годов, с натужно-сомни­ тельным юмором и фальшиво зву­ чащим пафосом, никак не тянет на зрелище аскетичное, «бедное». Декорации, реквизит такому спек­ таклю насущно необходимы, они — во многом его поддержка и опо­ ра. Точно так же, как и свет. Увы, в спектакле он из рук вон плох. Он — никакой. А когда возникают не­ ловкие попытки хоть как-то «поиг­ рать» с ним, это настолько выби­ вается из ряда, что лучше бы его вообще не трогали. Сами актеры, конечно, стара­ ются «вылепить образы» своих персонажей, сообщают им то ос- трохарактерность (Олег Понома­ рев — министр финансов, Павел Баксов — генерал-камергер, Зи­ наида Горячева— Мурышкина), то дополнительную энергетику (Александр Елфимов— царь). Но, опять же, драматургический_ма- териал не тот. Весь актерский ку­ раж, вся актерская старательность уходят в песок. Думается, сейчас такой «Лев­ ша» любопытен лишь в качестве не первой свежести социокуль­ турного феномена. Раньше, на­ помню, народ валом валил на ко­ медии В. Константинова и Б. Ра­ цера («Десять суток за любовь» и т. д.). В суровые времена «датс­ ких» спектаклей, жанрово-темати­ ческой и иных разнарядок, спус­ каемых театрам, немудреные их опусы делали кассу. Они были как вольный ливень посредине пусты­ ни официоза. Возможно ли по­ добное повторение пройденного сегодня? Пойдут ли на «Левшу» зрители постарше, для которых спектакль может иметь ностальги­ ческую окраску встречи с молодо­ стью, и их взрослые уже дети, что­ бы обнаружить некую «театраль­ ную Атлантиду»? Если пойдут — будем считать это очередным «обыкновенным чудом». Каких чу­ дес мы только не насмотрелись и в жизни, и на сцене... 26-й ЭКСПОНАТ В КОЛЛЕКЦИИ «Коллекция» Г. Пинтера. Любительский театр «АРТ». Труппа, руководимая Арте­ мом Антоновым (в нынешнем году он с блеском проявил свои и педагогические, и артистичес- I.ТО.И'; кие способности на областном и всероссийском конкурсах учите­ лей), вступила в шестой сезон. «Коллекция» — ее 26-я(!) премье­ ра. Неистощимость Антонова, всякий раз неожиданный выбор драматургического материала уже воспринимаются как долж­ ное. Поэтому — отчего бы и не «Коллекция» английского автора, близкого к плеяде «рассержен­ ных» (Д. Осборн, Ш. Дилени, Б. Биен и др.), а также, одновре­ менно, поэтике А. П. Чехова и абсурдистов? Ну а если А. Анто­ нов режиссирует в самых раз­ личных манерах, то вряд ли име­ ет особый смысл выяснять, ти­ пична для него эта постановка или нет. Сойдемся на следую­ щем: новая работа «АРТа» дает зрителям приятно-будоражущую возможность побыть два с не­ большим часа в компании четы­ рех симпатичных мо­ лодых людей. И пусть никого не пугает жанровое обо­ значение спектакля — п с и х о л о г и ч е с к и й триллер. Его «крутиз- р на», саспенс состоят I исключительно в не- Й ясности, к чему же конкретно приведут взаимоотношения пер­ сонажей, вращающих­ ся в мире одежды и моды. Сама-то ситуа­ ция проста до мелод­ раматической баналь­ ности. Джеймс Хорн (А. Антонов) пытается выяснить, что именно произошло однажды вечером в Лидсе меж­ ду его женой Стеллой (Татьяна Медведева) и Биллом Ллойдом (Ти­ мофей Аксенов). Стел­ ла в супружеской из­ мене вроде как при­ зналась. А Билл утвер­ ждает, что у него со Стеллой ничего не было. Успокаивает Дж ейм са и Гарри Кейн (Вадим Бо), при­ ятель Билла: мол, у того — мыш­ ление человека, выросшего в тру­ щобах, он горазд на словах, а не на деле. Зато наворочено вокруг якобы любовного треугольника изрядно. В точном соответствии с авторс­ кими ремарками актеры держат паузы, ведут почти ничего не оз­ начающие диалоги так, что не оп­ ределишь: глубина тут кроется или пустота? Затем многозначи- тельность действия (не под­ черкиваемая, но подразумева­ емая) вдруг «взрывается» — с непринужденной оглядкой на название пьесы — демонстра­ цией нарядов. Из коллекции, правда, самодельной и детско- юношеского центра «Левобе­ режный», где базируется «АРТ». Так имел место вышеуказан­ ный адюльтер или нет? А фиг его знает. Наверное, нет. На­ верняка-трудно сказать. Зая­ вил же один писатель: «Любить или делать вид, что любишь, — какая, в сущности, разница, если удается обмануть самого себя?» И остальных, впрочем, тоже. Под финальные аплодис­ менты Т. Медведева, расклани­ ваясь, поочередно меняет парт­ неров: от женщины, намекает- ся, правды трудно добиться. Зато, судя по спектаклю «АРТа», от его актеров легко добиться умения держать и паузы, и вни­ мание зрителей. А Антонов со­ товарищи оптимально есте­ ственны в той системе коорди­ нат, которая найдена ими в «Коллекции». Зальчик «Левобе­ режного» мало приспособлен к демонстрации больших твор­ ческих амбиций артовцев. Но там они показывают то, что дей­ ствительно имеют, чего у них не отнять. Они вообще—театраль­ ные коллекционеры. По жизни. Константин КЛЮТКИН . На сним ках : сц ен а из спектакля «Левша» (Д. Рома­ шов — Левша , Т. Клеймено ва — М аш ка ); фотографика к триллеру «Коллекция».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz