Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
п о д ы т о ж и м ПРОЛЕТАЯ НАД ГАВАНОЙ, ПРОМОЛЧИМ... ПОЧЕМУ ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ НЕ ЗАХОТЕЛ ЕХАТЬ В ГОСТИ К ФИДЕЛЮ КАСТРО Через неделю в Гаване открывается фестиваль латиноамериканских левых. Его чаао называют «форум Сан-Паоло» - по первому месту проведения. Что-то вроде регионального Интернационала, созданного десять лет назад по инициа тиве команданте Фиделя. На юбилейную 10-ю встречу пригласили и председателя КПРФ Геннадия Зюганова. Но он туда не поедет. Вместо него делегацию российских товарищей воз главит Иван Мельников. Что известно о полпреде российских коммунистов? Док тор педагогических и кандидат физико- мотемотических наук, автор книг по ма тематике для школьников старших клас сов и преподавателей вузов, председа тель Комитета ГД по оброзованию и на уке. Человек во всех отношениях достой ный, но, увы, для диолога на равных с Фиделем фигуре, мягко говоря, не впол не солидная. . Все это тем более стронно, что ку бинский лидер предпринимает буквально титанические усилия для того, чтобы сплотить левых всей плонеты. В этих ус ловиях отправить в Гавону в качестве представителя российских коммунистов не первое и даже не второе лицо в пар тийной иерархии чревато. В конце кон цов Фидель может ведь и обидеться. Официальная точка зрения КПРФ: ви зит не официальный, мы там всего лишь наблюдатели. А по сути... Товарищ Зюга нов просто не хочет рисковать. Одно де ло клеймить но своем сайте президента: «В ходе визита в США В.В. Путин заявил о намерении резко сократить стратеги ческие ядерные силы России. Это пора зительное заявление. Г-н Путин с легко стью, граничощей с безответственно стью, ведет дело к ликвидации этого щи та. По сути дела идет стратегическая ка питуляция правящей группировки России перед Западом...». И совсем другое - по вторить те же самые слова с трибуны в Гаване. На острове относительной сво боды к тому же едво ли удастся обойти молчанием «позорную сдачу американ- Между тем Владимир Путин нашел немало тем для бесед с легендарным бородачом скому империализму» базы в Лурдесе. Ее закрытие весьма некстати по времени совпадает с форумом. Так что в адрес «правящей группировки России» при шлось бы сказать много обидных слов. А вот такое могут уже и не простить. Дома на многие лозунги из уст Геннадия Андреевича закрывают глоза, хотя пере ход на личности и в Москве не особо приветствуется. Но это дома. А на рез кие высказывания, которые непременно будут растиражированы по всему миру, глаз уж точно не закроют. Придется от ветить и за «группировку», и за «господи- но». А так не хочется. Не сказать же не позволяет портийная принципиальность: ведь обличать режим и его пособников стало главным и,, по сути, единственным делом российских коммунистов. ...По-человечески руководство КПРФ можно понять. А Фиделю Кастро - посо чувствовать. 75-летний романтик не ви новат, что возрождающаяся российско- кубинская дружба по злополучному сте чению обстоятельств совпала с дружбой России и Аммики. А какую из этих «дружб» мы выберем, он должен догады ваться. В России на новых фиделей не урожай, а старые, увы, харизмой не вы шли. Игорь ЕЛИСЕЕВ. В Е С Т И ИЗ МП С - 11-------1конкурс: ПЕРЛЫшки ВСЕ ДАЛЬШЕ В XXI ВЕК ПЛАНЫ У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ОГРОМНЫЕ. И ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ Послезавтра правитель ство рассмотрит инвестици онную программу Мини стерства путей сообщения на 2002 год. Железные дороги в Рос сии - это «ноше все»: по ним перевозится более 95 процентов руды, черных ме таллов, леса и угля, почти 98 процентов стройматери алов, треть нефтепродуктов. Для российских пассажиров выбор между небом и зем лей определился давно: они предпочитают ездить. Н о за последнее десяти летие уровень капиталовло жений в отрасль снизился в четыре раза . И знос путево го хозяйства и парка теп ловозов превышает 70 про центов, электровозов - 60. Почти треть технических средств, выработавших ус тановленные сроки службы, трудятся до сей поры. О бъ ёмы грузовых и пассажир ских перевозок возрастаю т - без увеличения парка под вижного состава. По оценкам зарубежных экспертов , обновление ос новных фондов железнодо рож н о го транспорта в бли жайшие пять лет потребу ет около 25 млрд, долла ров. Но где их взять? В последние три года М П С за счет собственных внутренних ресурсов суме ло инвестировать в отрасль более 230 миллиардов руб лей, каждый год почти удва ивая объемы капиталовло жений. 16 ноября на засе дании правительственной комиссии под председа тельством вице -прем ьера Ильи Клебанова была ра с см о трена инвестиционная про грамма М П С на 2002 год в ра змере 161 млрд, рублей. Инвестиции в от расль и в дальнейшем будут поступать в основном за счёт собственных ресурсов. Поэтому основная задача инвестиционной программы М П С - повышение эффек тивности работы железно д орож н о го транспорта . Это и новая эксплуатаци онная модель на основе ин формационных систем уп равления, для чего, кстати, в этом году будет зоверше- на прокладка вдоль желез н од орож ны х ма гистралей 48 тыс. км оп ти ко -волокон но го кабеля. Новая инфор мационная сеть будет иметь выходы на 18 зарубежных стран , охватит 290 городов России и позволит обеспе чить телекоммуникационные по требности т р а н сп ор тн и ков. В целом же инвестици онная п р о гр ам м а М П С включает в себя 14 подпро грамм. Среди приоритетов - м одерни зация , электрифи кация сети железных доро г , п е р е в о о р уж е н и е путево го комплекса , создание под вижно го составе нового поколение , К примеру, на электрификацию путей за ложено 4 млрд, рублей, на обновление основных фон дов - 23 млрд, рублей. Наибольш их расходов по тр еб уе т строительство новых железных д о р о г - 25 ,9 млрд, рублей. Это пре жде всего касается активи зации ра бо т по комплекс ному освоению зоны Бай кало-Амурской магистрали, из-за незагруженности ко торой в этом году отрасль понесла убытки на 4 млрд, рублей. Среди крупных инвести ционных проектов , осущест вляемых М ПС , следует на звать и создание междуна родных транспортных кори доров «Азия - Европа» и «Север - Юг». В соответст ВИИ с соглашением между Россией, И раном и Индией М П С начинает строитель ство 176 -километровой ветки, ко торая соединит ж е л е зн о д о рож н ую се.ть России и Азербайджана с Ираном . М П С также при ступило к реализации про екта модернизации Транс корейской магистрали про тяженностью 930 километ ров, которая свяжет Юж ну.ю и Северную Корею с ро ссийс ким Транссибом . Транзит через Россию на 10 суток сократит сроки доставки контейнеров из стран Ю го -Восточной Азии в Западную Европу и в два ра за уменьшит стоимость перевозки . В КНДР уже р а ботаю т российские специ алисты. С троительство обойдется в 250 миллионов долларов и займет 2 года. С ооружение же перехода на Сахалин, который гото ва продлить до острова Хоккайдо Япония, станет за ключительным звеном неко гда фантастического за мысла по созданию гло бального азиатско -тихооке ан с ко го транспортно го уз ла. «Прирастать» Транссиб будет и на Западе. Транс сибирскую магистраль ре шено продлить до станции Богумин (Чехия). Предстоит проложить окол о 100 кило ме тров ж еле знодорожны х путей ш ирокой колеи (1520 мм) от польской станции Ка- товица. Одновременно в Богумине начнется строи тельство ко н те й н е р н о го терминола и логистическо го центра. Стоимость п р о екта оценивается в 300 млн. долларов , а завершить строительство всех объек тов предполагается к концу 2 0 02 года. О гр ом н ую выгоду от ре ализации всех этих п р ое к тов получит и российский бюджет: доходы от транзита в перспе ктиве способны приносить прибыль, равную экспорту нефти и газа. Сергей ПЕТРАЧЕВ. ■ ж езл в н а д еж н о й генеральской р у к е ! I I I На прошлой неделе в М оскву пришла беда: выпал снег. Из-за снегопада случились ! На прошлой неделе в М оскву пришла беда: выпал снег. Из-за снегопада случились | в столице такие пробки , что на перекрестки регулировать движение вышли даже в с е | руководители Управления ГИБДД Москвы. А его начальник генерал Казанцев т а к1 I завершил этот драматический день: | ■ «...Все сотрудники управления вышли на помощь дорожным инспекторам. Я сам | уехал с работы в начале десятого вечера, только когда вопрос с пробками был! I решен!» I сбежал из рабоче го кабинета пораньше. А то глядишь бы, и проб ка рассосалась бы I гораздо раньше девяти часов вечера. Р.5. К великому сожалению всех московских автолюбителей, генерал в тот день не ЭКО-НОВОСТИ НЕФТЯНИКИ СТРЕМЯТСЯ к ГАЗОВОЙ ТРУБЕ в воскресенье исполнилось 10 лет лидеру российского нефтяного бизнеса - ЛУКОЙЛу. А накануне по инициативе юбиляра в Москве открылся международный нефтяной фо рум с эпохальным названием «Нефть России: настоящее и будущее». На него съехались свыше 100 представителей ведущих российских и зарубежных неф тяных кампаний. Своим внима нием почтили высокое собра ние руководители федеральных органов власти, главы субъек тов Федерации, крупнейшие российские ученые, предстови- тели смежных отраслей эконо мики. А глава компании Вагит Алекперов был удостоен оуди- енции у президента России - по нынешним временам, знак осо бой зослуги. Едва ли не основной темой зоседания стало консолидация российского нефтяного сооб щества. Внимание участников фору ма в Москве наверняка при влекло весьма оптимистиче ское зоявление Анатолия Чу- бойса, сделонное им на бере гах Невы, где тоже проходил большой сбор, только энерге тиков. Глава РАО «ЕЭС Рос сии» высказался в том смысле, что «российская экономика и бюджет обладают достаточным запасом прочности, чтобы вы держать падение цен на нефть». На таком фоне обсуж дение делегатами форума пу тей увеличения инвестиционной привлекательности отечествен ного нефтегазового бизнеса выглядело весьма актуально. С этим совпало и обнародован ное Вагитом Алекперовым со общение о плонах по созда нию совместных предприятий энергетиков и нефтяников на базе электростанций, принад лежащих РАО ЕЭС и располо женных на территориях, приле гающих к нефтеперерабатыва ющим заводам ЛУКОЙЛа. Шла речь и о расширении сырьевого потенциола нефтя ной отрасли за счет освоения смежных секторов экономики. Президент компании ЮКОС Михаил Ходорковский выска зался, нопример, за либерали зацию р ссийского газового рынка и предоставление досту-' па на него нефтяных компоний. Вагит Алекперов, в свою оче редь, поделился планами пре образования ЛУКОЙЛа в бли жайшие 10 лет в нефтегазовую компанию. Он считает необхо димым довести долю газа в структуре добычи компании до 25-30 процентов. Слова Алек перова о том, что «нельзя от делить нефть от газа», приоб ретают вполне конкретный смысл. Сергей АНТОНОВ. ЗНАЙ Н АШИ Х ! РЫБАЧКА ВАЛЯ ВАЛЕНТИНА Ш И ТИ КО ОБЪЕДИНИЛА РЫБОЛОВЕЦКИЕ ХОЗЯЙСТВА В АССОЦИАЦИЮ Рыбацкое дело - тяжелое, не кохадый мужик вытянет его но своих плечах. На озере Ильмень Валентина Никола евна Шитико не только руко водит рыболовецким кресть янским хозяйством, но и соз дала целую ассоциацию из таких же хозяйств. Семья Шитико - не мест ные. Шесть лет назад Вален тина с мужем Владимиром и тремя детьми переехола сю да, в деревню Устреку, из уз бекского города Ферганы, где русские стали лишними. Под жилье им дали полуразвалив- шийся дом, бывший некогда музеем то ли рыбацкого дела, то ли Ленина (во всяком слу чае, стены были украшены партийной символикой). Но вскоре колхоз был признан банкротом. После разволо колхоза ры баки стали «единоличниками». Им сказали: «Возделывайте землю!» Но чем? На катерах? Здесь нет ни одного трактора, всю жизнь только рыбой и за нимались. А к рыбе потяну лись перекупщики. Может, они и бизнесмены, но в дерев не почему-то их прозвали «бандюгами». Прозвище это они оправдоли: когда в Устре- ке появилась ассоциация ры боловецких крестьянских хо зяйств, начолись бонольные «наезды». И натолкнулись «коммерсанты» на эту хруп кую женщину, проявившую бойцовский характер. Зачем работать на дядю, если мож но самим рыбу и ловить, и продавоть? Волентина гово- рйт: «Я знаю теперь Питер по лучше любого ленинградца. Но каком рынке и в коком ма газине, по какой цене прини мают рыбу, как лучше проду мать маршрут, чтобы к вечеру рыбу «раскидать»...» Ее рыболовецкое крестьян ское хозяйство разрослось: дво автомобиля, холодильная установко, котер, лодки. Сей час в нем трудятся десять ры баков. Муж, сын, дочь, зять, племянник... Все свои. Всей семьей до сих пор жи вут в том самом бывшем му зее. Дом давно требует ре монта, но Валентина считает, что пока все свободные день ги надо вклодывать в разви тие, а уж удобства - потом кок-нибудь... В райцентре от крыли небольшой перераба тывающий цех, заказали но вые лодки, сность. Как-то вышло, что именно Валентина заключила догово ры с другими рыбацкими звеньями на реализацию их рыбы. Все признали ее талант в поиске покупателей. А от других перекупщиков оно от личается одной, но весьма су щественной чертой - никогдо не сбивает цену, как это дела ют заезжие купцы: по мнению Валентины, рыбаков надо це нить. Они отдают озеру свое здоровье, рискуют и имеют право на уважение, подкреп ляемое рублем. ...Наткнулся я на адин ред кий документ. В 1903 году не кий земский деятель И. В. Ку чин в деревне Устрека на собственные деньги организо вал Ильменское кредитное то варищество - первую рыбац кую кооперацию в Приильме- нье. Целью товарищества бы ло .избавление труженикав от гнета буржуазии. То есть от посредников, наживающих не малые копиталы на эксплуата ции труда рыбаков. Ильмен ское товарищество просуще ствовало до 1928 года, когда присланный сюда рабочий-пу- тиловец А. И. Иванов присту пил к созданию колхоза. Теперь круг длиной в целый век замкнулся... Геннадий МИХЕЕВ. Новгородская абласть. Фато автора. ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РУБЛЬ НАСКВОЗЬ ПРОПАХ НЕФТЬЮ ВСЮ ПРОШЛУЮ НЕДЕЛЮ СТРАНА ПРИСЛУШИВАЛАСЬ К ДИАЛОГУ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ Россия - уже давно стра на не монархически-патри- архальная, а подвижная и увлекающаяся. То есть без царя в голове. Поэтому са мые бредовые идеи быстро и решительно овладевают массами. Например, 11-13 сентября толпы граждан с выпученными от крайнего беспокойства глазами преследовали валютных менял и «впаривали» им разом опосты левшие доллары. Хотя курс обме на тогда нередко составлял все го 15-20 рублей за одного зеле ного заморского гостя, взбудора женные россияне страшно радо вались тому, как ловко они «ки дали» дураков-валютчиков. Вско ре, разумеется, пришли отрезв ление, слезы и нервные срывы. Но по-глупрму обмененных бак сов, как и прошедшей молодо сти, было уже не вернуть. Наверное, сложно понять ме ханизмы функционирования вы сокоразвитого рыночного хо зяйства, но нош рынок прими тивен, кок валенок. Чтобы «на родному экономисту» оценить, например, динамику курса дол лара к рублю но кратко- и сре днесрочную перспективу, ему не надо постигать тонкости бюджета на текущий и будущий годы, изучать выступления мини стров и экспертов, то есть лезть в дебри. Достаточно следить за мировыми ценами на нефть. А дальше все просто, кок в ориф- метике. 20 процентов доходов россий ского бюджета составляют раз личные отчисления нефтяных ком поний, которые зарабатывают главным образом за счет прода жи сырой нефти за рубеж. Если на мировых рынках цены высо кие, то деньги в бюджет текут ре кой. Кроме того, -значительную часть своей валютной выручки экспортеры, в. т.ч. и «черного зо лота», обязаны продавать внутри страны. Основной покупатель долларов - Центробанк, который при высокой цене на нефть быст ро пополняет свои валютные ре зервы, печатает массу рублей и запускает их и в оборот. При этом скачками растет платеже способный спрос, начинают даже расходиться не слишком качест венные отечественные товары. За счет этого российские произ водители платят в казну налоги, казно рассчитывается с бюджет никами, те бегут в магозины и т.д. Живи и родуйся! Наконец, при дорогой нефти добытчики «чер ного золота» задумывают круп ные инвестиционные проекты, де лают. заказы смежным секторам экономики, нанимают дополни тельные рабочие руки, платят по вышенные зарплоты сотрудникам и тем сомым способствуют рос ту всего народного хозяйства. Жизнь в экономике бьет ключом, что мы и наблюдали в последние полтора года. Если же цена на нефть пада ет, то этот экономический меха низм останавливоется. А другого у нас просто нет! Ведь в россий ском экспорте доля относительно готовой продукции составляет всего 7 процентов. Все осталь ное - сырье и полуфобрикаты. Кстати, они тоже часто дешевеют вслед за нефтью. Газ - всегда, по скольку цена на газ привязана к цене на нефть, металлы - очень часто... Иными словами, дешевая нефть сокращает доходы и каз ны, и, естественно, отечествен ных нефтедобытчиков. А вот со кратить в той же пропорции рас ходы мы не можем, даже если очень захотим. Почему? Россия производит долеко не весь спектр жизненно необходимых товаров промышленного и быто вого назначения (например, по компьютерным комплектующим, сложной бытовой технике при личного качество - ноль или поч ти ноль; по лекарствам - поряд ка 30 процентов от потребно сти). Многое мы вынуждены поку пать за границей за валюту. Кроме того, необходимо отда вать внешние долги (на 2002- 2003 гг. как раз приходятся пи ковые выплаты). В условиях ост рого дефицито валюты бюджет разваливается, и рубль стреми тельно дешевеет. Но жизнь все же милосердна. Во-первых, нефтяные цены не прыгоют подобно блохам. Если они начинают опускоться или подниматься, то делают это по степенно, причем тенденция к удорожанию или удешевлению обычно закрепляется на продол жительный срок - несколько меся цев и более. Да, на нефтяном рынке случаются резкие падения. но в западном, о не российском понимании этого слово. Для нас обвал - это когда рубль, зарпла та, ■вклады в Сбербанке и т.д. обесценивают немёдленно и в разы. А с общечеловеческой точ ки зрения, если нефть подешеве ла на 2-3 доллара за боррель, то это уже обвал. В общем, есть время увидеть, куда и как разво рачивается нефтяной рынок (сей час нефть находится в «ценовом миноре» уже в течение 1,5 меся цев) и приготовиться, как выража ются банкиры, «закупиться» дол ларами. Во-вторых, у существует тех нический временной лог. Реаль ное снижение доходов от нефтя ного экспорта начинается через два месяцо после начала паде ния рынка - когда выполняются первые контракты, заключенные по сниженным ценам. Плюс к это му правительство и Центробанк еще некоторое время трепыхо- ются, пытаясь удержоть ситуа цию, - бросают в бой валютные резервы, выбивают зарубежные кредиты, кидаются зо займами но внутренний рынок, распродают госсобственность. Эти меры так же отсрочивают падение рубля. Если с их помощью удается до жить до подорожания нефти, то можно вздыхать с облегчением - на этот раз пронесло. А вот в 1998 г., кок мы все помним, «не сложилось». В-третьих, существуют индика торы надвигающегося валютного неблагополучия, понятные даже не слишком изощренному уму. Если у валютных менял обменный курс ниже устоновленного Цент- робонком, то никаких «бяк» пока ожидать не стоит. Именно так и было весь текущий год. Если же курс в обменниках вдруг подтя нулся к центробонковскому, то это повод для беспокойства, если же превысил его - зночит, проб лемы не за горами. Тут главное - не зевать. Есть основания полагать, что в этот роз с рублем может про изойти достаточно серьезная коллизия - не случайно на про шлой неделе наличный доллар впервые за много месяцев стоил дороже, чем устонавливал ЦБ. Прежде всего, Россия зачем-то ввязалась в политическую кон фронтацию с ОПЕК. Та предло жила нам совместно бороться за Мы опять смотрим рубли но просвет. К чему бы это? поддержание справедливых цен но нефть путем взаимного огра ничения экспорта, но мы долго отказывались. Премьер Косьянов даже зоявил: кто они токие в этой ОПЕК, чтобы диктовать нам свои условия? В ответ опековцы при грозили опустить нефтяные цены до символического уровня - ниже 9 долларов за баррель. В рос сийском правительстве посчита ли, что этого не произойдет, по скольку тогда пострадали бы бюджеты самих строн ОПЕК. Но для падения рубля достаточно, если бы цена опустилась хотя бы до 14,5 доллара за баррель. Ми нистр финонсов Кудрин мучался- мучался и, наконец, признал, что в этом случае придется секвест- рировоть бюджет и зонимать деньги за рубежом. Все вместе это назыволось бы кризис, а в кризисной экономике прочной валюты не бывает по определе нию. Правда, вице-премьер Хри стенко, тоже изрядно помучов- шись, заявил, что Россия готова существенно сокротить добычу нефти ради поддержония на нее справедливых цен. Россия, может, и готова, но вот согласны ли на это «конкретные» нефтяники? Публике сообщают, что в их сре де раскол. На какой почве - потриотической? Насколько мож но понять, нефтяники хотят не столько сокращения производст ва, сколько девальвации рубля. В этом у них полное единство. Из вестно, что совсем недовно руко водители нефтяных компоний но- правили президенту конфиденци альное письмо с настойчивой ре комендацией «уронить рубль». В противном случае, заявили неф тяные короли, отечественной нефтедобыче и российскому бюд жету грозят суровые испытания. А высокопоставленный представи тель одной влиятельной компании даже прилюдно высказолся за соотношение доллара к рублю Нефтяников понять можно: де вальвация рубля означала бы снижение себестоимости россий ской нефти в долларовом выра жении и сохранение их доходов на достойном уровне, несмотря на падение мировых цен. Но, на до думать, рекомендация «равно удаленных» нефтяных олигархов сделать рублю обрезание Влодимира Путина не порадова ло. Как президент всея Руси он должен держать в голове не толь ко макроэкономические пробле мы и финонсовые выклодки, но и печься об интересах рядовых россиян, которые серьезно по страдали бы от очередного обес ценения национальной валюты. Понятно, что и самому президен ту девальвация рубля популярно сти не прибавила бы. Но вот проблема - нефтяники все-таки влиятельная сила, важнейшая опора государство, и полностью проигнорировать их точку зрения российской власти будет непро сто. Кок сказал бы кот Бегемот, «суть донного опуса мне ясна»: рубль обречен но удешевление. Весь вопрос - как быстро будет протекать этот процесс. Что ж, будем следить за конъюнктурой мирового рынка и действиями правительства и Центробанка. Константин СОРОКИН. 2 27 НОЯБРЯ 2001 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz