Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
"ЛГ" 24 ноября 2001 г., № 228 (21606) 7 ГОРЯЧИЙ ПЕЙДЖЕР: ВЫ ОБ ЭТОМ СПРАШИВАЛИ СОБСТВЕННИК ЗАНАЙМЖИЛЬЯ НЕПЛАТИТ Обязан ли к в а р ти росъёмщик приватизиро ванной квартиры помимо коммунальных услуг опла- чивать квартпл ату за квадратные метры? С нас берут 140 руб. за 43 кв.м. Н. г. Липецк. Если Вы являетесь соб ственником квартиры, то оп лачиваете только коммуналь ные услуги, за найм жилья Вы не платите. В Вашем случае можно посоветовать обра титься в ЖЭУ по месту жи тельства и уточнить, есть ли там сведения о том, что квар тира приватизирована и при надлежит Вам. Документом, подтверждающим право соб ственности на жильё, будет являться либо свидетельство о праве собственности, либо договор о приватизации. НЕЗАБУДЬТЕ ПРОПРОТОКОЛ — Какие документы оформляются при аварии на дороге? Лебедев. г. Липецк. —При нарушении Правил дорожного движения, повлек шем повреждение транспор тных средств, дорог, дорож ных и других сооружений или иного имущества, к протоко лу приобщаются дополнения, объяснения участников этого происшествия и свидетелей. На схеме указываются точные сведения, позволяющие вос становить расположение ав томобилей после происше ствия или аварии. Схема под писывается должностным ли цом, ее составившим, води телями и понятыми. При со ставлении сотрудником ГИБДД схемы ДТП водителю необходимо контролировать точность всех замеров, кото рые должны производиться только с помощью рулетки (не шагами). Водитель имеет право вносить изменения и допол нения в схему, уточнять дета ли ДТП до самого подписания схемы. Обращайте внимание на правильность изображе ния на схеме конечного рас положения транспортных средств, следов торможения, д р у гих транспортны х средств, сооружений, со здавших ограниченный об зор дороги и т.д. Подписы вать протокол можно лишь тогда, когда заполнены все его пункты, даже те, которые могут показаться вам незна чительными. При ДТП в тем ное время суток необходимо проконтролировать, чтобы со трудник ГИБДД определил видимость дороги (в метрах) при включенных фарах. Если повреждения автомобилей незначительны, то участники ДТП могут, по договореннос- - ти, самостоятельно составить схему ДТП, подписать ее и следовать для дальнейшего оформления происшествия в отделение ГИБДД. Водите лям выдается справка о по вреждении транспортных средств. Вопросы присылайте на пейджер по номеру 44 -44 -99 , абонент 999. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ П а в е л С у л о п л а т КОНУЙЕШПРОКУРАШ О Т В Е Ч А Е Т Л И И Н Т Е Р Е С А М П Р О а О Г О Ч Е Л О В Е К А П Р О В О Д И М А Я Р Е Ф О Р М А ? Общеизвестно, к а к проблематично порой в нашем государстве восста новить гражданину свои нарушенные права. И эта несмотря на то, что человек, его права и свободы в соответствии с международными стандар тами и Конституцией РФ объявлены высшей ценностью. Более того, в Ос новном Законе страны закреплено положение о том, что признание, со блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обя занностью государства. Если поинтересоваться у людей, к а к оно выполняет эти свои обязанности, то думаю , вряд ли кто осмелится выставить положи тельную оценку . К сожалению, провозглашенные Конституцией РФ основ ные права и свобзды человека и гражданина во многом являются декла ративными и не обеспечены действенным, эффективным государственным механизмом их защиты. ВЗЯТЬ хотя бы судебную власть. Значительной части населения она ма лодоступна. И прежде всего малоиму щим слоям населения, не имеющим средств на оплату адвокатской помощи. В первую очередь в составлении юриди чески грамотных жалоб и исковых за явлении в суд, не говоря уже о заклю чении соответствующих договоров с про фессиональными адвокатами о защите своих интересов в уголовном или граж данском судопроизводстве. А между тем Конституция РФ от 1993 г. гарантиру ет каждому право на судебную защиту. Если в уголовном судопроизводстве гражданину худо-бедно, но все же пре доставляется право на адвокатскую по мощь даже при отсутствии у него мате риальных средств, то действующее гражданское и гражданско-процессуаль ное законодательство РФ не содержит какой-либо нормы, дающей социально незащищенным слоям населения право на бесплатную профессиональную адво катскую помощь. На практике следова тели и дознаватели, в производстве ко торых находятся уголовные дела, зача стую пытаются нарушить право мало имущих подозреваемых и обвиняемых на бесплатную адвокатскую помощь. Эти и многие другие нарушения прав участников уголовного судопроизвод ства пресекаются прокурором при осу ществлении им надзора за расследова нием уголовных дел. Основными при чинами нарушения прав участников Г о ловного процесса является их юриди ческая неосведомленность, а также уве ренность следователей и дознавателей в том, что нарушения останутся неза меченными прокурором и судом. Ведь не секрет: порой работники следствия и дознания, чтобы создать видимость со блюдения законности, под различными предлогами убеждают подозреваемых и обвиняемых произвести в соответству ющем процессуальном документе соб ственноручную запись вроде: «Отказ от услуг защитника не связан с моим ма териальным положением». Что касается милиции, то самое пер вое столкновение с ней простого граж данина, если он, например, стал жерт вой преступления, может иметь для пос леднего не очень приятные последствия. Бывают случаи, когда сотрудники ми лиции идут на всякие ухищрения ради того, чтобы не зарегистрировать заяв ление или сообщение о совершенном преступлении, хотя обязаны это сделать. Порой даже, если и посчастливилось вам убедить стражей порядка в том, что они обязаны принять заявление, то не обольщайтесь — это еще не значит; что вашему заявлению будет дан официаль ный ход. Увы, практика прокурорского надзора за исполнением органами ми лиции законов о приеме и регистрации заявлений и сообщений граждан о со вершенных и готовящихся преступлени ях показывает, что допускаются и та кие вопиющие случаи. Граждане, подав заявление о совершенном преступлении и полагаясь на добросовестность сотруд ников милиции и будучи уверенными в том, что их заявлению дан официаль ный ход (заведено уголовное дело, идет активный поиск преступника и т.д.), спу стя некоторое время с удивлением уз нают об обГтном. В подобных случаях также приходит на помощь прокурату ра, которая вправе сама возбГить уго ловное дело по факту совершенного пре ступления, обязав милицию поставить его на учет и провести объективное рас следование (в необходимых случаях прокуратура может возбужденное по укрытому преступлению уголовное дело принять к своему производству). А в от ношении сотрудников милиции, укрыв ших преступление, прокурор вправе воз будить уголовное дело по соответству ющей статье Уголовного кодекса РФ. Указанные примеры наглядно ха рактеризуют нашу российскую действи тельность в области соблюдения и за щиты прав граждан. Эти примеры — лишь «вершина айсберга» всероссий ского масштаба, который называется «нарушение прав человека и граждани на». действующ ая Конституция РФ основной целью государства провозгла сила построение демократического и правового общества, которое изначаль но, по своей сути предполагает созда ние эффективно функционирующих го сударственных механизмов по защите прав и свобод граждан. Но о каком пра вовом государстве может идти речь, если один из его стержневых институ тов — органы прокуратуры — начина ют подвергать неоправданному рефор мированию, вплоть до постепенного де монтажа. Прокуратура РФ является одним из уникальных органов государ ственной власти, своего рода проводни ком государственной политики в обла сти защиты прав и свобод человека и гражданина. Она обеспечивает соблю дение законности предприятиями, уч реждениями и организациями любых организационно-правовых форм, орга нами местного самоуправления и испол нительной власти, контролирующими органами и их должностными лицами, органами управления, милиции, поли ции, ФСБ, таможенных органов. Этот надзорный институт был востребован самим ходом развития российской ис тории и, учрежденный Петром Первым, просуществовал как в дореволюцион ной, так и в послереволюционной Рос сии и СССР и ныне выполняет важную правоохранительную функцию. Нъ 1 - нешнее законодательство позволяет лю бому гражданину обратиться в терри ториальные органы прокуратуры прак тически по поводу любого нарушения закона, от кого бы оно ни исходило. Причем это можно сделать бесплатно, поскольку органы прокуратуры явля ются централизованным государствен ным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, что является важной гарантией его независимости. А если спор подведомственен исклю чительно судебным органам (например. дела о восстановлении на работу, о ли шении родительских прав, о взыска нии заработной платы, об ограничении дееспособности и др. категории дел), то прокуратура имеет п^аво по заяв лению заинтересованной стороны об ратиться (опять же бесплатно) в суд с соответствующим иском в защиту прав и интересов гражданина. Приказы Ге нерального прокурора РФ, издаваемые в развитие положений Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», нацеливают органы прокуратуры заяв лять подобные иски в первую очередь в защиту слабозащищенных в социаль ном отношении категории граждан. Нынешние реформаторы органов прокуратуры, начавшие свое «победо носное» шествие внесением в Госдуму РФ новых проектов УПК и ГПК РФ, существенно сужающих полномочия прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве, скорее всего, на этом не остановятся. Они пойдут дальше. После принятия указанных законопро ектов они возьмутся за Федеральный закон «О прокуратуре», устанавлива ющий правовые и организационные ос новы деятельности органов прокурату ры. Последствия такого шага могут быть катастрофическими. Поэтому, пока не поздно, государству, если оно не хочет лишиться своего действенно го и оперативного инструмента в деле обеспечения законности и правопоряд ка, надо остановить набирающий обо роты негативный процесс. Среди тех, кто ведет дискуссии о месте прокура туры в нашем обществе, — депутаты Государственной Думы. Но если народ ные избранники выполняют волю на селения, избравшего их, то почему тог да избиратели не выступают за рефор му прокуратуры, а, напротив, все боль ше и больше обращаются в органы про куратуры с жалобами на неправомер ные действия и решения государствен ных, муниципальных, коммерческих и общественных структур? Почему мы, прокурорские работники, не слышим непосредственно от населения, интере сы которого мы ежедневно защищаем, требований о немедленном реформиро вании этого правоохранительного органа? РЕФОРМА прокуратуры, в очеред ной раз затеянная сверху из-за чьих- то амбиций, на самом деле не имеет ничего общего с интересами прч^стого человека. Безусловно, положения ныне действующего УПК, позволяю щие ограничивать некоторые права и свободы участников уголовного процес са с санкции прокурора, требуют сво ей отмены, так как противоречат Кон ституции РФ и международным.стан дартам. Полномочия прокурора в этой части должны быть Переданы суду. Но зачем же, под видом приведения зако нодательства в соответствие с действу ющей Конституцией, превращать про куратуру в бесправный, малоэффектив ный орган? Многочисленные наруше ния законности, ежедневно выявляе мые органами прокуратуры, на самом деле диктуют необходимость их укреп ления. Ослабление прокуратуры со здаст в определенном смысле вакуум власти (пусть даже на короткий пери од времени) и не будет способствовать в целом укреплению государственнос ти в России. Нариман ГАЕВСКИЙ, заместитель прокурора Советского округа г. Липецка. ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПРЕНИИ ГОСДУМА РАЗРЕШИЛА ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТА ВЛАДИМИРА ГОЛОВЛЕВА... (Окончание. Начало на 5-й стр.) Элла Пронина, вахтер: —Однажды в Москве на Павелецком вокзале мне довелось загля нуть в одну «депутатскую комнату». Это настоящие хоромы —с рос кошной мебелью, телевизором, ванной и прочими благами цивили зации. По словам сотрудников вокзала, это помещение почти всегда под замком. В то же время простые люди вынуждены часами толпить ся в ожидании свободных мест. В свое время в Липецке проходило судебное разбирательство по поводу того, что один рабочий украл на «Свободном соколе» бутылку краски. Вспоминаю эмоциональные вы ступления в зале суда его товарищей. Оказывается, их начальник, депутат, неоднократно вывозил с завода ту же краску бочками! Пред седательствующего судью тогда освистали, а дело «замяли». Так за чем же давать депутатам неприкосновенность? Чтобы вот так безоб разничать и прикрывать свои бесстыдные деяния? Наталья Евдокимова, председатель Комиссии по соци альным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербур га: — Конституционный суд РФ уже отменил неприкосновенность де путатов региональных органов законодательной властй. Ведь многие надеются, что, заплатив миллион долларов, с я ^ ^ в депутатское крес ло и тогда все их преступные деяния останутся безнаказанными. Мно гие из таких депутатов, пользуясь всеми благами своего статуса, прак тически не работают, не посещают заседания, не участвуют в законо творчестве. Но я убеждена, что перед законом все равны. Доверием народа нельзя злоупотреблять: если ты провинился, то должен отве чать за свои поступки. Подготовил Александр БОЧКАРЕВ при содействии ИМА-Пресс. ПРИШЛИсОБЫСКОМ... в каком случае проводится обыск служебного помещения? Почему забрали личные записные книжки сотрудников частного предприятия? Как регламентируются взаимо отношения правоохранительных органов и администрации частных предприятий? На эти и другие вопросы отвечает адвокат Николай ЧУМАЧЕНКО. ВАШИ ПРАВА' Сотрудники милиции провели в офисе обыск и изъяли при этом часть хо зяйственных документов и личные записные книжки сотрудников. Уголовное дело возбуждено не было. Законны ли действия со трудников милиции, и куда можно пожаловаться на действия оперативных ра ботников? На наш взгляд, было до пущено нарушение закона. По существующему законо дательству осмотр места происшествия может произ водиться только в рамках уголовного дела, и до его возбуждения лишь в случа ях, не терпящих отлага тельств. Чтобы приступить к такому осмотру помеще ния, нужны законные осно вания, самым главным из которых является наличие собственно самого происше ствия, то есть очевидного для всех из ряда вон выхо дящего события. Такое со бытие должно указывать на признаки совершенного преступления и оставить после себя какие-то матери альные следы (например, в офисе обнаружен труп и Т.П .). Вот эти-то следы и обязан зафиксировать сле дователь в протоколе осмот ра. Изыматься при этом должны не хозяйственные документы, товары и лич ные записи присутствую щих, а следы преступления и вещественные доказатель ства. Часть 1 ст. 24 Кон ституции РФ устанавлива ет, что сбор, хранение и ис пользование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Информация о частной жиз ни граждан защищена также статьей 137 УК РФ, а ком мерческая тайна — статьей 183 УК РФ. Таким образом, незаконный сбор и использо вание такой информации преследуются уголовным за конодательством. Это, повто ряем, можно делать только в рамках расследования уго ловного дела. Следователь и по его по ручению оперативный сотруд ник милиции при определен ных в законе условиях и с санкции прокурора могут провести обыск и изъять от носящиеся к делу предметы и документы, в том числе личные записи. Обыскивае мому лицу должно быть под расписку представлено поста новление о проведении обыс ка. По окончании процедуры обыскиваемого должны оз накомить, тоже под его рос пись, с протоколом. После этого он может внести в до- < кумент свои замечания, на- § пример о том, что в прото- с кол не включены в качестве ^ участников некоторые люди, х прибывшие на обыск вместе ® со следователем, а это часто §• происходит. Помните, что < закон требует отражения в о протоколе фамилии, имени и 5 , отчества каждого лица, уча- э ствующего в следственном ^ действии, в том числе и спец- подразделения в масках. Также в своих письмен ных замечаниях вы можете отметить, что при заверше нии обыска лица, его прово дившие, сложили в ящик все ваши бумаги и документы, не переписав их реквизиты в протокол. При обыске ваше го служебного помещения следите за тем, опечатается ли ящик (или мешок) с до кументами и как это будет- сделано Вое действия работ ников милиции всегда мож но обжаловать в прокурату ре, в том числе потребовать в своем заявлении дать пра вовую оценку проведенного процессуального действия оперативников и следовате ля. Какие права имеют со трудники милиции при по сещении фирмы по служеб ным вопросам? Взаимоотношения право охранительных органов и ад министрации фирмы регла ментируются Законами «О милиции», «О прокуратуре РФ», «Об оперативно-розыс кной деятельности», УПК РСФСР и УК РФ. В частно сти, в Законе «О милиции», п.25 ст. II «Права милиции», говорится: «...при наличии данных о влекущем уголов ную или административную ответственность нарушении законодательства, регулиру ющего финансовую, хозяй ственную, предприниматель скую и торговую деятель ность, милиция может бес препятственно входить в по мещения, занимаемые пред приятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и форм соб ственности (кроме иностран ных и дипломатических представительств)». Сотрудники оперативных служб могут, кроме того, действовать на основании УПК РСФСР, С Т . 1 2 7 «...следователь по рассле дуемым им делам вправе давать органам дознания поручения о производстве розыскных и следственных действий и требовать от ор ганов дознания содействия при производстве отдель ных следственных дей ствий. Такие поручения и указания даются в пись менном виде». Сотрудники правоохранительных орга нов, проводящих оператив но розыскную деятель ность, при посещении фир мы должны иметь при себе служебное удостоверение. Мотивировать свой приход они могут служебной необ ходимостью, не объясняя причины подробно, если не сочтут нужным. Они обяза ны предъявить служебное удостоверение, не давая его в руки охраннику фирмы. Охранник фирмы имеет право переписать Ф.И.О., номер документа, узнать номер телефона начальни ка или дежурной части (т.е. установить место работы прибывшего). В связи с тем, что со трудники правоохранитель ных органов имеют право беспрепятственно входить на территорию фирмы, за держивать их нельзя, одна ко охранная служба фир мы может сопровождать этих лиц и одновременно проверить по телефону их принадлежность к правоох ранительным органам. Со трудники МВД и ФСБ в со ответствии с внутренними документами указанных ведомств в частном поряд ке не имеют права пред ставлять интересы других частных лиц. Записала Наталья НИКОНОВА ИКРЕМЛЬ т 1950 ГОДЫ Предыдущая глава («Юрфак» за 10 ноября) была посвящена воспомина ниям Павла Судоплатова о его встречах с Лаврентием Берией. Повествова ние закончилось назначением нашего героя на должность помощника на чальника Иностранного отдела НКВД. Итак, продолжение следует... Начало моей новой работы нельзя было назвать удачным. Я быстро понял, что мой начальник Пассов не имел никакого опыта оперативной работы за границей. Для него вопросы вербовки аген тов на Западе и контакты с ними были настоящей «1егга юсодпИа». Он полностью доверял любой информации, полученной от агентуры, и не имел представления о методах проверки донесений зарубежных источников. Опыт его оперативной работы в контрразведке и в области следственных действий против «врагов народа» не мог ему помочь. Я был просто в ужасе, узнав, что он подписал директиву, позволявшую каждому оперативному сотруднику закордонной резидентуры использо вать свой собственный шифр и в обход резидента посылать сообщения непосредственно в Центр, если у него могли быть причины не доверять своему непосредственному начальнику. Лишь позднее стало понятным, почему такого рода документ появился на свет. На Пленуме ЦК партии в марте 1937 года от НКВД потребовали «укрепить кадры» Иностранного отдела. Преступность этого требования заключалась в том, что им прикрывалось желание руководства страны избавиться от ставшего не угодным старого руководства органов советской разведки. В 1936 году испанские республиканцы согласились сдать на хранение в Москву большую часть испанского золотого запаса общей стоимостью более полумиллиарда долларов. Кроме того, весной 1939 года в Мексику пароходом республиканцами были вывезены из Франции также и большие ценности. В марте 1939 года Агаянц прислал в Центр из Парижа телеграмму, в которой сообщал, что в Москву отосланы далеко не все испанское золото, драгоценные металлы и камни. В телеграм ме указывалось, что якобы часть этих запасов была разбазарена республиканским правительством при участии руководства резидентуры НКВД в Испании. О телеграмме немедленно доложили Сталину и Молотову, которые приказали Берии провести проверку информации. Однако когда мы обратились к Эйтингону, резиденту в Испании, за разъяс нением обстоятельств этого дела, он прислал в ответ возмущенную телеграмму, состоявшую почти из одних ругательств. «Я, — писал он, — не бухгалтер и не клерк. Пора Центру решить вопрос о доверии Долорес Ибаррури, Хосе Диасу, мне и другим испанским товарищам, каждый день риску ющим жизнью в антифашистской войне во имя общего дела. Все запросы следует переадресовать к доверенным лицам руководства ЦК французской и испанской компартий Жаку Дюкло, Долорес Ибаррури и другим. При этом надо понять, что вывоз золота и ценностей проходил в условиях боевых действий». Телеграмма Эйтингона произвела большое впечатление на Сталина и Берию. Последовал при каз: разобраться во взаимоотношениях сотрудников резидентуры НКВД во Франции и Испании. Я получил также личное задание от Берии ознакомиться со всеми документами о передаче и приеме испанских ценностей в Гохран СССР. Но легче было это сказать, чем сделать, поскольку разрешение на работу с материалами Гохрана должен был подписать Молотов. Его помощник меж ду тем отказывался подавать документ на подпись без визы Ежова, народного комиссара НКВД, — подписи одного Берии тогда было недостаточно. В то время я был совершенно незнаком со всеми этими бюрократическими правилами и передал документ Ежову через его секретариат. На следую щее утро он все еще не был подписан. Берия отругал меня по телефону за медлительность, но я ответил, что не могу найти Ежова —его нет на Лубянке. Берия раздраженно бросил: —Это не личное, а срочное государственное дело. Пошлите курьера к Ежову на дачу, он нездо ров и находится там. Его непочтительный тон в адрес Ежова, кандидата в члены Политбюро, несколько озадачил и удивил меня. Вместе с курьером нас отвезли на дачу наркома в Озеры, недалеко от Москвы. Выглядел Ежов как-то странно: мне показалось, что я даю документ на подпись либо смертельно больному человеку, либо человеку, пьянствовавшему всю ночь напролет. Он завизировал бумагу, не задав ни одного вопроса и никак не высказав своего отношения к этому делу. Я тут же отправился в Кремль, чтобы передать документ в секретариат правительства. Оттуда я поехал в Гохран в сопровождении двух ревизоров, один из которых, Берензон, был главным бухгалтером ВЧК—НКВД еще с 1918 года. До революции он занимал должность ревизора в Российской страховой компании, помещение которой занял Дзержинский. Ревизоры работали в Гохране в течение двух недель, проверяя всю имевшуюся документацию. Никаких следов недостачи ими обнаружено не было. Ни золото, ни драгоценности в 1936-1938 годах для оперативных целей резидентами НКВД в Испании и во Франции не использовались. Именно тогда я узнал, что документ о передаче золота подписали премьер-министр Испанской республики Франциско Ларго Кабальеро и заместитель народного комиссара по иностранным делам Крестин- ский, расстрелянный позже как враг народа вместе с Бухариным после показательного процесса в 1938 году. Золото вывезли из Испании на советском грузовом судне, доставившем сокровища из Картахе ны, испанской военно-морской базы, в Одессу, а затем поместили в подвалы Госбанка. В то время его общая стоимость оценивалась в 518 миллионов долларов. Другие ценности, предназначавшие ся для оперативных нужд испанского правительства респ>^ликанцев с целью финансирования тай ных операций, были нелегально вывезены из Испании во Францию, а оттуда доставлены в Москву— в качестве дипломатического груза. Испанское золото в значительной мере покрыло наши расходы на военную и материальную по мощь республиканцам в их войне с Франко и поддерживавшими его Гитлером и Муссолини, а также для поддержки испанской эмиграции. Эти средства пригодились и для финансирования разведы вательных операций накануне войны в Западной Европе в 1939 году. Вопрос о золоте после разоблачений Орлова в 1953— 1954 годах получил новое развитие. Ис панское правительство Франко неоднократно поднимало вопрос о возмещении вывезенных ценнос тей. О судьбе золота меня и Эйтингона допрашивали работники разведки КГБ в 1950-1960 годах, когда мы сидели в тюрьме. В итоге, как мне сообщили, «наверху» было принято решение в 1960-х годах— компенсировать испанским властям утраченный в 1937 году золотой запас поставкой нефти в Испанию по клиринговым ценам. В июле 1938 года, накануне побега Орлова, нашего резидента в Испании, циркулировали слухи о том, что он вскоре заменит Пассова на посту руководителя разведки НКВД. Однако арест его зятя, Кацнельсона, заместителя наркома внутренних дел Украины, репрессированного в 1937 или 1938 году, испугал Орлова. Настоящая фамилия Орлова-Никольского —Фельдбин, он же «Швед» или «Лева» в материалах оперативной переписки. На Западе, впрочем, он стал известен как Александр Орлов. Я встречался с ним и на Западе, и в Центре, но мимолетно. Тем не менее считаю важным остановиться на этой фигуре подробнее, так как именно его разоблачения в 50-х и 60-х годах в значительной мере спо собствовали пониманию характера репрессий 37-го года в Советском Союзе. Кстати, вопреки его утверждению, Орлов никогда не был генералом НКВД. На самом деле он имел звание майора гос безопасности, специальное звание, приравненное в 1945 году к рангу полковника. В начале 30-х годов Орлов возглавлял отделение экономической разведки Иностранного отдела ОГПУ, был участ ником конспиративных контактов и связей с западными бизнесменами и сыграл важную роль в вывозе новинок зарубежной техники из Германии и Швеции в Союз. Вдобавок Орлов был еще и талантливым журналистом. Он не был в Москве, когда шли аресты и расправы в 1934-1937 годах, но его книжная версия этих событий была принята публикой как истин ная. Некоторые из наших авторов даже используют эту версию еще и сегодня для описания зверств сталинского режима. Конечно, в том, что им написано, немало правды, но надо помнить: этот чело век был не слишком осведомлен о реальных событиях. Орлов отлично владел английским, немец ким и французским языками. Он весьма успешно играл на немецком рынке ценных бумаг. Им напи сан толковый учебник для высшей спецшколы НКВД по привлечению к агентурному сотрудничеству иностранцев. Раиса Соболь, ближайшая подруга моей жены, ставшая известной писательницей Ириной Гуро, в 20-х годах работала в Экономическом отделе ГПУ под его началом и необычайно высоко его ценила. Из числа своих осведомителей Орлову удалось создать группу неофициальной аудиторской проверки, которая выявила истинные доходы нэпманов. Этой негласной ревизионной службой Орлова руководил лично Слуцкий, в то время начальник Экономического отдела, который затем, став руководителем Иностранного отдела, перевел Орлова на службу в закордонную развед ку. В 1934-1935 годах Орлов был нелегальным резидентом в Лондоне, ему удалось закрепить связи с иззесгной теперь всему миру группой: Филби, Маклин, Берджес, Кэрнкросс, Блантидр. В августе 1936 года он был послан в Испанию после трагического любовного романа с молодой сотрудницей НКВД Галиной Войтовой. Она застрелилась прямо перед зданием Л'^Юянки, после того как Орлов покинул ее, отказавшись развестись со своей женой. Слуцкий, его близкий друг, немед ленно выдвинул его на должность резидента в Испании перед самым назначением Ежова наркомом внутренних дел в сентябре 1936 года. Орлову поручались ответственнейшие секретные задания, одним из которых была успешная доставка золота Испанской республики в Москву. За эту дерзкую операцию он был повышен в звании. Газета «Правда» сообщала о том, что старший майор госбезо пасности Никольский награждается орденом Ленина за выполнение важного правительственного задания. В том же номере газеты сообщалось, что майор госбезопасности Наумов (в действитель ности —Эйтингон) награждается орденом Красного Знамени, а капитан госбезопасности Василев ский —орденом Красной Звезды. Орлова весьма уважал также и Шпигельглаз. Он часто посещал Испанию и рассказывал мне о том, что находившийся там Орлов прекрасно справлялся с заданиями по вербовке важной агенту ры. Кстати, Орлов сыграл видную роль в ликвидации руководителя испанских троцкистов Андрея Нина. Вся операция по изъятию Нина из тюрьмы была проведена при личном участии Орлова- Никольского с помощью специальйой группы боевиков — немецких антифашистов, бойцов дивер сионного партизанского отряда. Во главе немецкой группы был Густав Руберлейн, впоследствии во времена ГДР заведующий международным отделом ЦК Социалистической Единой партии Герма нии. Участие немцев в этой акции как бы подтверждало версию Никольского о причастности немец ких спецслужб к похищению своего агента из республиканской тюрьмы. Тем не менее скандал, связанный с похищением Нина, так и не был урегулирован. Республиканское правительство крайне болезненно реагировало на этот инцидент. Именно в силу этих обстоятельств Нин за участие в мятеже троцкистов в Барселоне был арестован республиканскими властями, а потом похищен Ор ловым из тюрьмы и убит неподалеку от Барселоны. Акция по ликвидации Нина фигурирует в архивах НКВД как операция «Николай». Предыстория этого дела связана с успешным проникновением агентов Орлова-Никольского в троцкистское дви жение. Через министра республиканского правительства Каталонии Гаодосио Ориверо удалось бло кировать прибытие анархистских подкреплений на помощь троцкистским мятежникам в Барселоне в июн^е 1937 года. Кроме того, завербованный Никольским начальник Каталонской республиканской службы безопасности В, Сала—«Хота» регулярно сообщал о намерениях троцкистов и способство вал полному контролю над перепиской и переговорами всех руководителей троцкистского движе ния в Каталонии, где оно имело свою опору. (Продолжение следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz