Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

2 0 ноября 2001 г ., № 2 2 4 (21602 ) ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА «иДОЛЖЕННИ единой долькой НЕ отауплтклот лица ...» Анатолий Жданов. Живописец, график. Родился в 1941 году. В 1965 году окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года. В 1976 принят в Союз художников СССР. Недавно мне пришлось побы­ вать в мастерской Анатолия Жда­ нова, чтобы помочь в отборе ра­ бот для его персональной выстав­ ки. Мастерская, можно сказать, в центре города, но в стороне от шумной магистрали, в «частном секторе». А впечатление —будто очутился в иной реальности и дру­ гом времени. Полуразвалившее- ся, убогое строение (когда-то здесь была баня) пережило все мыслимые бед­ ствия — и по- " ' жар, и затопле­ ния. Теперь оно дает кров трем х у д о ж н и к а м . «Апартаменты» Жданова — две маленькие ком­ натки с печур­ кой, неровные стены, видав­ шие виды поло­ вицы. Но про­ странство это тесно обжито, уютно: чувству­ ется, что хозяин с ним сроднил­ ся, найдя уединение, необходи­ мое для творчества. Тут и там по­ падаются рабочие инструменты и материалы, только что начатые и давно вроде бы законченные вещи, которые, однако, не дают покоя, тревожат, требуют продол­ жения. И еще: здесь нет ни одно­ го лишнего предмета, отвлекаю­ щего от главного. Атмосфера со­ средоточенного аскетизма, в ко­ торой мастер размышляет о жиз­ ни и неспешно, упорно ищет. Просматриваем графику — рисунки минувших лёт. Они вы­ держали проверку временем. Многие теперь представляются даже более интересными, волну­ ющими, нежели в годы, когда они рождались. Да, скромные, вроде не эффектные, но есть в них глубина переживаний, особая теплота. Предпочтение отдано пей­ зажу, он ближе душе мастера. Хотя не в этом секрет их притя­ гательности. А в чем? Переходим к живописи. Этих вещей Жданова я почти не знала. Как и в графике, на холстах—пей­ зажи, интерьеры, натюрморты, портреты. И все отмечены само­ бытностью, манера их так не по­ хожа на то, что делают другие авторы. Свежесть цветовых реше­ ний, стилистическая целостность. Реальные впечатления личностны, остры. И вместе с тем картина словно бы не пускает тебя внутрь своего пространства, держит на пороге, как бы ограничивая тебя кулисами (такой прием нередко применяет Жданов в построении композиций). Тебе разрешено только заглянуть в этот мир. По­ хоже, автор о зрителе вообще не особенно беспокоится и уж совсем не стремится понравиться, уго­ дить. Другие заботы есть: как, в какой форме выразить то, что ви­ дишь и чувствуешь, знаешь о на­ туре, как передать ее неповтори­ мость и красоту—передать точно, честно. Я вспомнила творчество Н.Я. Симонович-Ефимовой. Тоже тихое, скромное, стремящееся вы­ разить собственными средствами «дух места». Теперь я поняла, что именно в этом разгадка «секре­ та» и графики Жданова. А потом была беседа с худож­ ником. Как и в своих работах, Ана­ толий Леонидович не старался быть ни значительнее, ни умнее, ни талантливее, чем он есть. Он был равен самому себе и потому органичен и подлинно интересен. — С детства меня тянуло к видам деятельности, которые влияли бы на воспитание лю­ дей. Может, это слишком вы­ соко сказано. Технические про­ фессии меня не привлекали. Не было и честолюбия, чтобы добиваться положения в об­ ществе. Я просто думал, что моя работа должна быть свя­ зана с воспитанием и чтобыя в ней не фальшивил. Уже тог­ да я думал, что если совершу плохой поступок или обману, тоне буду иметь право на та­ кую работу. Конечно, я совер­ шал поступки, меня не крася­ щие, каклюбой живой человек. Но знал, что не должен лгать, и себе в первую очередь. Стезю художника Жданову помогла выбрать изостудия в тракторозаводском районе, ее он посещал с шестого класса. Сна­ чала нравилось, потом стало не хватать того, что мог там получить. Решил идти в училище, но посту­ пил лишь с пятой попытки. После учебы вернулся в Липецк. Его влекла станковая живопись, кото­ рая сочетала все элементы изоб­ разительных искусств. Но, попав на работу в Художественный фонд, он услышал суждения и мнения опыпных мастеров. Увидев рисунки Анатолия, Вилен Дворян­ чиков отметил его графическую струнку. Да и в училище Жданов был под сильным влиянием пре­ подавателя рисунка Седова, кото­ рый исповедовал систему В.А. Фа­ ворского. Так он стал графиком. — Надо сказать откровенно, тутнечего скрывать, у нас тогда была выставочная жизнь. Но жи­ вописцу попасть на выставкудаже с очень хорошими работами было тяжело, а с графикой —проще. И еще была одна причина. Мы с мамой жили вдвоем очень бедно, отец погиб. Наши жилищные ус­ ловия были стесненными, мама была такаяэкономная. В этой си­ туации формировалась моя пси­ хология, мое мировоззрение. Я чувствовал, чтодля живописи ну­ жен был более широкийдиапазон характера. Казалось, графика мне больше подходитсвоей камерно­ стью. Однако я не принадлежал ей всем существом, как знамени­ тыемастера —Французов, Косен­ ков, Ахунов. Уменя не было пред­ почтения какой-то определенной техники —линогравюры, ксило­ графии, офорта, литографии. Я всем занимался понемногу. Мо­ жет, это и плохо. Базы у нас не было никакой, даже офортного станкая не имел. Вся работа в ма­ териале выполнялась в Доме тавках страны, он не переставал думать о живописи. Но вот ушли времена, когда художника «на­ правляли». Сейчас он ни от кого не зависит, но никто ему и не по­ может. Он свободен. ИАнатолий Леонидович вернулся к своей меч­ те, пытается реализовать в живо­ писи все, что накоплено. Он, меж­ ду прочим, никогда не выбросил ни одного своего наброска, ри­ сунка. Свой багаж художник назы­ вает копилкой. Он считает живо­ пись самым сложным и ответ­ ственным делом, поэтому работает не торопясь, на протяжении мно­ гих лет возвращаясь к написан­ ному. Готова засвидетельство­ вать: он преданно и бескорыстно служит искусству. Жданов не при­ надлежит к числу популярных ху­ дожников, у которых по 1 ^пают ра­ боты. Так что же побуждает его браться за кисть, что вдохновля­ ет? — Раньше — сама жизнь, со всеми ее запахами, красотой... То, чтовзволновало. Сейчас, в основ­ ном, это сила привычки —хоро­ шо сделать, получить удовлетво­ рение. Я, как старая рабочая ло­ шадь, которая привыкла трудить­ ся и без этогоуже не может. В на­ стоящее время меня особенно привлекаютформальные задачи. То, чтомы сделали на холсте или в рисунке, —это условность, та­ кого в природе нет. В произведе­ нии —другая жизнь, духовная, а выражена через форму. Пробле­ ма стилядля меня особенно важ­ на, нужно найтиточнуюмеру обоб­ щения. Писать пейзаж с натуры интересно — эмоции, отдых. Но надо сделать вещь в себе. Надо сделать ее современной. Мне трудно в сегодняшнем творчества. Живой рисунок с на­ турымне был всего дороже. По­ началу я работал в соавторстве с Анатолием Новоселовым. Мы с ним сделали серию «Молодые строители НЛМК» и сразу попали с ней на региональную, потом на республиканскую выставки. Так и пошло. Приняли в Союз художни­ ков. Когда прошел период станов­ ления, я сталработать отдельно. В тегоды творчество художников делилось на темы — производ­ ственную и сельскохозяйствен­ ную. Я выбрал вторую: мне бли­ же, милее была раскрепощен­ ность на природе —сельский пей­ заж, люди. Признаюсь, у меня была постоянная мысль —никому не поддаться, даже учителю, что­ бы не потерять свою индивиду­ альность. Может, это глупо, такой я упрямый. Боялся предать себя. Хотел, чтобы все было по-моему — и красочка эта была моя, и штрих мой. Хотя советы я выслу­ шивал и до сих пор слушаю, те­ перь даже больше. Слушаю сове­ тыи замечания по поводу своей работы, а сам думаю: нет, лучше я отложуее на год, на два, на пять, на десять лет и, пока не пойму сам, о чем мне говорят, не станук ней притрагиваться. Участвуя в крупнейших выс- мире. Человек я уже немоло­ дой —60 лет, многого не по­ нимаю и не принимаю ни в нынешнем искусстве, ни в че­ ловеческих отношениях. Это тревожит, вызывает неуве­ ренность. Задаю себе вопрос: мно­ го ли надо художнику для творчества?Да чем меньше, тем лучше. Поэтому искусство убить нельзя. Не будеткрасок, человек все равно найдетспособ выразить себя по-другому. А воткультуру убитьлегко. Встречаясь со страш­ ными явлениями —войной, пре­ ступлениями, я теряюсь, жить не хочется. А увидишь великое про­ изведение, услышишь музыку, уз­ наешь ученого или великолепного педагога и думаешь: как хорошо жить. Воттакой культуры, рожда­ ющей выдающихся деятелей, я желал быдля нашей страны, что­ быжизнь была многогранной, при­ носила не только физические ра­ дости, а и духовные, тонкие и в тоже время здоровые и сильные. Сколько я знакома с Анатоли­ ем Леонидовичем, столько он за­ нят общественной работой. То из­ бирается председателем, то чле­ ном правления Липецкой органи­ зации СХ, то работает в ревизи­ онной комиссии. И все делает не просто добросовестно, а горячо, с сердцем, с упрямством. Союз художников для него — братство. Да, Жданов понимает, что создан он был в свое время с определен­ ными задачами — контролиро­ вать, направлять, поставить ис­ кусство на службу идеологии. Те­ перь задач таких нет, а Союз ос­ тался, вроде бы никому не нуж­ ный. А художник? Для Жданова это последний бастион, который надо защищать и спасать. Может, по сегодняшней жизни СХ не со­ вершенен, но другого не приду­ мано. Наверно,нелегко творческо­ му человеку переключаться на об­ щественную деятельность, тра­ тить силы, нервы, драгоценное время. Как удается Жданову сов­ мещать то и другое? — С одной стороны, я — зат­ ворник, а с другой —общитель­ ный человек. Ялюблю людей. Это моя работа — тоже выражение моих изначальных устремлений повлиять на жизнь, на события, повернуть их в нужное русло. Сей­ час рушится Союз художников. Нужно сохранить его, и кто-то должен за это браться. Здесь я столкнулся с такими проблема­ ми, которые просто не решают­ ся, хоть кто будь председателем. Но условия диктуют: мы должны сами о себе позаботиться, сбе­ речь наше объединение, чтобы помочь художникам и культуре в целом. Общественныедела, если что-то получается, приносят не меньшее удовлетворение, чем творчество. Например, я это ис­ пытал, когда в мою бытность председателем мы строилиДом художника. И построили его, не­ смотря на трудности. В нашидни он для нас —большая поддерж­ ка. В беседе с художником, осо­ бенно накануне открытия юбилей­ ной персональной выставки, не­ избежно возникает тема, связан­ ная с его самооценкой. Состоял­ ся ли, сумел ли выразить себя? Что отличало и отличает его ми­ ровосприятие, что он так упор­ но старался сохранить в себе? — Сейчас, когда прошли годы, мне кажется, что ничего особенного и не было. Это, на­ верное, было юношеское стремление утвердиться. Те­ перь я понимаю, что искусст­ во и вообще любой вид дея­ тельности требуюти большо­ го таланта, и большой трудо­ способности, и определенных условий — исторических, куль­ турных, в том числе соответ­ ствующей среды воспитания, наследственности, силы ха­ рактера. Порой судьба худож­ ника зависит не отиндивиду­ альности, а от внешних при­ чин. Доволен ли результатами своего труда? Самому себя трудно оценить. Раньше твой успех подтверждался участием в серьезных выставках. А с 1991 года — все отрезано. В Москве бывать мне не по средствам, со­ поставить себя с большими со­ временными мастерами нетвоз­ можности. К своим работам от­ ношусь, как к детям, все дороги. Однако на основании опыта при­ хожу к выводу, чтолучше удались те из них, которые делал с лег­ ким сердцем — окрыленно, радо­ стно. Но заметил и такое: закон­ чил работу —и упадок сил, тос­ ка, все кажется плохим. Прихо­ дится не раз возвращаться к вещи, вновь переживать озаре­ ния, разочарования. Все повто­ ряется, как заколдованный круг. И, может быть, так происходит преодоление. И появляется что- тохорошее. Знаю одно: работу никогда не смогу бросить, даже если что-то не получается. Часто думаю о том, правильно ли выб­ рал профессию, кем еще я мог бы быть. Уверен: чиновником не стал бы. Наверное, не смог бы ходить каждый день в один и тотже цех. А мастерская мне никогда не на­ доедает. ...Может быть, эти «штрихи» лучше всего закончить четырьмя строчками поэта? Они, по-моему, очень уместны, когда речь о та­ ком художнике, как >1^анов: И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, А быть живым, живым и только. Живым и только —до конца. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. Александр ТИХОНОВ: «Я РАБОТАЮ СЛОВАРНЫМ СТРУКТОРОМ» Д умается, любому человеку интересно знать все про собственное имя. Я тож е не упускаю случая заглянуть в очередной именослов, чтобы «покопаться» в биографии «Тамары», но за последнее время ничего нового не нахож у . И вдруг недавно ко мне в руки попала кни га объемом более семисот страниц — «Словарь русских личных имен» , путешествуя по которой , я сделала для себя удивительные открытия. Оказывается , родители н арекли меня именем , от которого существует шестьдесят производных! «П ерекопав» сначала всю родню , принялась за зна комы х , немало удивив их своими познаниями . Но ещ е больше удивилась я сама , ко гда узнал а , что составитель этого первого в России гнездового словаря личных имен часто бывает в Ельце, где I читает лекции студентам ЕГУ и руководит первой в стране научней лабораторией учебной лексикографии — это Александр Тихонов. Легенда отечественной лексикографии , доктор филологических н а у к , профессор, заслуженный деятель н ауки республики Узбекистан , Российской Ф едерации , л ауреа т премии правительства РФ в области образования , автор 45 словарей, учебников по русскому языку для вузов и ш кол . А ещ е это человек , подготовивший множество учеников и последователей в области словообразования . Шестнадцать докторов и 85 кандидатов н а у к , работающих во всех республиках СНГ, с гордостью называют Тихонова своим Учителем . Сегодня у Александра Николаевича юбилей. Мы встретились с именинником н а кан ун е . И именно с имен началась н аш а беседа. Ш И П Е Ц К А Я у Щ . г а з е т а ШМИНАЛ ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ ОСТАЛСЯ БЕЗ КРЫШИ! в с ел е Хм ел и н ец З ад о н с ко го района на п ро ­ ш лой н ед е л е случился п ож ар в ж ил ом 11 -к в а р ти р ­ ном д о м е . Д в у х э т аж н о е з д а н и е вспыхнуло о ко ло 6 ч а с о в ! у тр а . Ц ен тр ом во з горания о ка зал а сь одна из кв ар -1 тир на втором э та ж е . По предзапительным д а н ны м , ! пож ар возник в ре зультате н еос торож но го о б р ащ е -1 ния с газовым об ор удо в ани ем . К счастью , никто н е ! пострадал , но хсилищу нанесены серьезные п о в р е ж - | дения : выгорели пом ещ ения верхнего э таж а и к р о в - | ля . По горельцам пришлось предоставлять вр ем ен ­ ное п р и с т ан ищ е , т р и сем ьи р а зм ещ е ны в бы вш ем ! админис тр ативном здании совхоза «Хм ел ин ец кий » ,| остальные наш ли прию т у родственников . «АЛАН» о п я т ь НЕ СЛЫШНО. С-) ь ' Т ' П о хо ж е , п ер е н о с ны е р а д и о с тан ц и и «Алан»! пользую тся у крим ин альны х э л ем ен то в н е п л о х им ! сп ро сом . Во всяком сл уч ае , чем ещ е можно о б ъ я с - | нить уж е второе з а последнее время прои сш ес тви е ,* связанное с ним и . Совсем н едавно во время н ападен и я на о х р а н - ! ное пом ещ ен и е л ипец ко го авторынка злоумыш лен -1 ники похи тили б о л е е 1 0 т а к и х п ере говорны х у с т -1 ройств , и вот на д нях «Алана» лиш илс я в о д и те л ь ! частного т а кси . Д во е грабителей около 3 часов н о чи ! и збили т а к с и с та и о тоб р ал и у н е го р а д и о с т а н ц ию . ! Правда , д але ко уйти преступникам не удалось , об о ­ их задержали сотрудники патрульно-постовой служ-| бы м и л и ц ии . СВЕЛ СЧЕТЫ С ж и з н ь ю ! ТАБЕЛЬНЫМ п и с т о л е т о м ! З а гад оч но е самоубийство случилось н едав -1 но в У см а н с к о м р а й о н е . З д е с ь , н ед а л е ко о т с е л а | Т е рнов ка , в поле з ас тр ел ил ся 3 8 -л е тн и й м уж чин а . [ К а к о к а за л о сь , п о ги бш и й р або тал в о д и т е л е м -и н - | кассатором в одном из филиалов С б ербан ка в р а й - | ц ен тр е . В сил у своих служебны х об я зан н о с тей и н - | к а с с а то р им ел при с е б е табельны х о р уж и е — п и с - | то л е т М а к а р о в а . И м он и восполь зовался , ч т о бы | свести счеты с жи знью . М о тивы , п об уд и вш и е пойти е го на т а ко й ш а г , | н еи зв е с тны . Н о , в о зм о ж н о , о тв е т в к а к о й -т о м е р е | д а с т п р ед см ер тн ая з ап и с к а п о ги бш е го , н а й д е н н а я | на м е с те тр а ги ч е с ко го происш ес твия . ЕЛЬЧАНКУ о б о к р а л и ! НА КРУГЛЕНЬКУЮ СУММУ! Кр упная к р а ж а со в ерш ен а в од ной и з к в а р - | ти р го род а Ельца . 21 -л е тня я владелица жилья л и - | шилась 8 0 тысяч рублей и более двух тысяч д о л л а - | ров . Злоумыш ленни ки выбрали время , ко гда х о з я й - | ка д ом а отсутствовала , подобрали ключи и б е сп р е ­ пятственно обворовали квар тиру . ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЯМ ПРИШЕЛ | «ПРИВЕТ ОТ БЕН ЛАДЕНА» в поселке тракторостроителей на днях об ъ я - | вились «био террорис ты » . К т о -то п одбро сил в п о - | чтовый ящ и к о д но го и з д ом о в на ул иц е Ю бил ей -1 ной б е за д р е сны й кон в ер т с н еи звестны м сы п у ч им ! в ещ е с тв ом . «Посылку» о б н ар уж ил и в 1 2 . 2 5 , а ч е -1 р е з 4 0 м ин у т д р у го й ко н в ер т с т а ко й ж е н а ч и н к о й | наш ли на лестничной площ ад ке д ом а на улице И л ь - | ича . К ч ь е й -то глупой «шутке» со тр уд ни ки п р а в о о х - | ранительных ор ганов отнеслись со всей серь езно с ­ тью . По об оим ф а к там проводится р а с сл ед о в ан и е ,! конверты отправлены на э ксп ер ти зу . РЫБАЛКА з а к о н ч и л а с ь ! БЕДОЙ! В рем я для рыбной ловли с е й ч а с не о ч е н ь ! п о д х о д ящ е е . Но ж и тел ь Гря зей П . в с е -та к и р е ш и л | недавно попытать ры бацкое счастье на М а ты р е . Поход на ре> 1 ку.,.,о;^ 1 ; 1 ф ко„ з а кон чи л ся ,дл^ Н,его | тра гич ес ки — 3 5 -л е тн и и мух<чина утонул . Н е и с к л ю - | ч е н о , что не п осл ед нюю роль в т р а г е д и и сы гр а л о ! со с то я н и е ры б ака : по н е ко торы м д анны м , он бы л | нетрезв . ВОРАМ ПОНРАВИЛОСЬ УГОНЯТЬ! НОВОЛИПЕЦКИЕ «КАМАЗЫ» Ч то -то часто в посл ед н ее время стал п р о п а - ! д ать гр узовой автотранспсф т , п р и н а дл еж ащ и й Н о - | во л и п е ц ком у ком б и н а ту . С ов с ем н едавно мы с о - | общ али об у гн анном о т проходны х с т а н а -2 0 0 0 « К а - | мА Зе» , и вот о ч ер ед н о е и зв е с ти е о к р а ж е б о л ьш е ­ гр у зн о го ав том о бил я . И на э т о т р а з зл о умы ш л ен н и ки у гн ал и о с та в ­ ленный б е з п ри см о тр а «К амАЗ» . М аш и н а была п о ­ хищ е н а о ко ло 1 2 часов дня о т проходны х на у л и ц е | Ф ерросплавной . РАЗБОЙНИКАМ С БОЛЬШОЙ! ДОРОГИ РУЖЬЯ НЕ помогли! в У см анском районе задержаны четверо б а н - | д итов , соверш ивш их н ап ад ен и е на водителя г р у з е - ! вого ав том обил я и з Д а г е с т а н а . В ооруж енны е г р а - | би тел и п одкараулил и ино городнюю м аш и >^ на а в - | то д о р о ге У см а н ь — К . Б а й го р а у д е р е в н и Д е в и ц а . ! Угрожая орухсием, они отобрали у тран зитника д е н ь - | ги . О днако скрыться прес тупникам не удалось: в сю | че твер ку з ад е рж а л и со тр удни ки ГИБДД . У н а п а д а в - ! ш и х изъято д в а охо тничьих ружья . ЗА ЛОЗОВСКИМИ т е л к а м и ! ПРИШЛИ ночью! Если ж и в о тн о в о д ч е с ко е п ом ещ е н и е н очью ! н е охраняется — ж д и непрош ены х го стей . Т а к и слу -Г чилось в чаплы гин с ком С Х П К «Звезда» . В ночь на 1 4 ноября в п о м ещ е н и е м о л о ч н о т о - ! варкой ф ермы , что в селе Л о зов ка , забрались воры ,! а н аутро ж ивотноводы н едо счи тал и сь ни м н о го н и | мало 1 0 т е л о к . Где их теп ерь иска ть — н е и зв е с т н о . ! О д но у т еш е н и е : мил иция з а д е р ж а л а п о д о з р е ­ в аем о го в ночной к р а ж е с ко та , вед е тся с л е д с т в и е . ! Служба новостей «Липецкой газеты». I УЧЕНИЯ - I Щ №110Р(Р шиташ. НИ в Липецке взял старт месячник по граж­ данской обороне и предупреждению чрезвы чайных ситуаций, который продлится до 15 декабря. Необходимость его проведения, по словам начальника городского управления по делам ГО и ЧС полковника Юрия Носановича, про­ диктована активизацией меходународного тер­ роризма, участившимися природными и тех­ ногенными катастрофами, угрозой примене­ ния в связи с продолжающимися локальными конфликтами современных средств пораже­ ния. Главная задача, сказал далее Юрий Ни­ колаевич, проверить готовность сил и средств ГО, предприятий и учреждений города, насе­ ления к действиям в чрезвычайных ситуаци­ ях, повысить степень безопасности горожан и окружающей среды. Особенно «жарко» в связи с этим будет на потенциально опасных обьектах Липецка — предприятиях «Липецкмолоко», ТЭЦ-2, «Ли- пецкэнерго», где пройдут комплексные учения по ликвидации последствий террористичес­ ких актов, связанных с захватом и спасением людей, работающих на этих предприятиях или проживающих вблизи. В плане подготовки населения Липецка к действиям в экстремальных ситуациях будет организовано обучение неработающих горо­ жан, в том числе пенсионеров, на учебно-кон­ сультационных пунктах при ЖЭКах, вЖЭУ-1,12, ЖКП-6,7, а также учащихся в средних школах N9 7, 27, 65, детском доме-школе. — Мы надеемся, — сказал в заключение полковник Ю. Носанович, —что население го­ рода правильно отнесется к происходящему. По крайней мере, если будут звучать сирены, взрывы, подниматься к небу дым, липчане не станут паниковать и в то же время терять бди­ тельность. Ведь жизнь нынче такая, что ситу­ ация в любой момент может оказаться не учеб­ ной... Владимир ОСИПОВ. . ПРОЕКТЫ ВМГ1ШГАЕ1 ВШИЙШ1Екш и В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ В ЛИПЕЦКЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ГЕРМАНСКОГО КОНЦЕРНА ВАЕР РЕУКОАТ Для рядовых горожан это событие, может быть, не очень примечательно, да и примелька­ лись уже нам за годы реформ фирмы и фир­ мочки с непонятными латинскими аббревиату­ рами, но занимающиеся одним и тем же: куп­ лей-продажей. Впрочем, с продукцией этого крупнейшего мирового гиганта химической промышленнос­ ти липчане уже знакомы и по широко реклами­ руемым в местной прессе средствам защиты ра­ стений, и по продукции Новолипецкого комби­ ната, с которым ВА5Р давно сотрудничает, и даже по стоящим у мнотих на кухне холодильни­ кам «Стинол»—их корпуса окраш.ены, полиэфир­ ной эмалью, производимой одной и'з компании концерна. Специалисты же, финансисты и организа­ торы рыночной экономики наверняка оценят рож­ дение на липецкой земле нового предприятия. Во-первых, на местный, а значит, и российский рынок пришел не торговый посредник, а круп­ нейший производитель широкого круга продук­ тов современной химии —от неочищенной не­ фти и природного газа до потребительских то­ варов. В его состав входит 350 компаний, в ко­ торых работают более ста тысяч человек. ВАЗР имеет производственные предприятия в 39 странах мира. Во-вторых, введена в строй девятая уста­ новка концерна в мире и первая в России, при­ чем все 10 миллионов рублей, на нее затрачен­ ных, — это прямые инвестиции ВАЗР, что для нас, по нынешним временам, большая редкость. Ну а в-третьих, новое предприятие просто об­ речено на успех, так как потребителем практи­ чески всей его продукции — полиэфирных ла­ ков, эмалей для защитного покрытия металла —станет Новолипецкий металлургический ком­ бинат. Таким образом, практичные немцы све­ ли к минимальному риску свой первый, но очень серьезный шаг в экономику области. Причем, как подтвердил на состоявшейся пресс-конфе­ ренции генеральный директор бизнес-центра ВАЗР в Москве господин Ханс - Эверт Рольманн, это направление деятельности концерна в Рос­ сии имеет большие перспективы не только в ме­ таллургии, а й в строительстве, автопромыш­ ленности. Как подтвердил генеральный директор но­ вого предприятия Павел Зайцев, мощность ус­ тановки рассчитана на 300 тонн продукции в год, при работе в одну смену, и на нее уже есть спрос не только на комбинате. Она даст толчок к раз­ витию малых предприятий. Так что перспекти­ вы у этого первого предприятия ВАЗР в России очень неплохие. Анатолий ЗУБАРЕВ. СОБЕСЕДНИК «ЛТ» — Нет человека без имени, оно становится как бы нашим по­ кровителем, и каждый старается узнать, почему именно так назва­ ли его самого, его отца, мать, бабушку, дедушку, других род­ ственников. Я считаю, что гово­ рить на эту тему надо уже с детс­ кого садика. Кстати, французы та­ кие книги вместе со святыми дер­ жат у образов. Так они поклоня­ ются словарям. — Александр Николаевич, вы посвятили свою жизнь со­ зданию словарей. Они извес­ тны в нашей стране, по ним иностранцы изучают русский язык. А как начинался путь словарника Тихонова? —Со студенческих лет. Прав­ да, тогда я еще не делал слова­ ри, а очень много читал, собирал картотеку. Работая учителем рус­ ского языка в Таджикистане, стол­ кнулся с проблемой: мы все жили в СССР, где государственным был русский язык, но многие тад­ жики не знали его, а я—таджик­ ского. После войны учебники были плохонькие — какие могли, такие и писали. Пришлось делать переводы на доске. Так мы учи­ лись понимать друг друга. Уже позже я выучил семь языков на­ родов Средней Азии. Словарной проблемой в те годы мало кто в стране занимал­ ся. Я написал кандидатскую дис­ сертацию, защищался в МГУ, на кафедре Виноградова — самого крупного языковеда нашего века. Он оставил 52 тома лингвистичес­ кого наследия. В МГУ я оказался среди известных «звезд» языко­ знания, в атмосфере трепетного отношения к слову. Мало кто зна­ ет, что в те годы все доклады уче­ ных и политиков нашей страны перед выездом на какой-либо международный форум обяза­ тельно заслушивались на кафед­ ре Виноградова. Сам Виноградов, кстати, на таких заседаниях подремывал — все знали, что он по ночам рабо-' тал на своей даче, а утром приез­ жал в университет. Но когда он де­ лал заключение, спорить с ним было бесполезно. Это была инте­ реснейшая личность. — Вы ссздьли новые типы словарей, в том числе и не имеющие аналогов в мировой практике. Что двигало вами? —Сам себя я называю конст­ руктором словарей и всю жизнь ищу свой путь в словарном мире. Продолжаю делать гнездовые словари. У меня вышел двухтом­ ник, там есть гнезда до 500 слов. В приложении перечня гнезд при­ ведены сведения с указанием ко­ личества производных. Я ввел та­ кое понятие. Считаю, что это даст возможность раскрыть словооб­ разовательный потенциал русско­ го языка. —Наша жизнь стремитель­ но пополняется новой инфор­ мацией. Вы поспеваете за временем? — Именно поэтому в мой ор­ фографический словарь входит уже почти 42 тысячи слов, а де­ сять, двенадцать и даже двадцать тысяч—уже не помощь современ­ ному ученику, активный лексикон которого должен включать не­ сколько десятков тысяч слов. Русский язык каждый день пополняется новыми словами с не- установившимся орфографичес­ ким написанием. Скажем, заим­ ствованное «плейер» имеет 3-4 ва­ рианта написания. Как быть уче­ нику? Должен же он все-таки к чему-то одному пристать. Кстати, совсем недавно мы издали комплексный словарь рус­ ского языка более чем на двад­ цать тысяч слов, собравший под одну обложку пятнадцать отдель- Н 1 :.л чловарей. Это хорошая по­ мощь учителю и школьнику. По сути —учебная энциклопедия. Но меня огорчает то, что сло­ варь так и не стал частью едино­ го комплекта по русскому языку. И никому до этого нет дела... — Сегодня литературный русский язык фактически унич­ тожается, процветает безгра­ мотность. «Караул!» еще не закричали, но призывы упоря­ дочить русскую орфографию появились. Нет ли опасения наломать новых дров? —Реформы русской орфогра­ фии в стране не будет, и никто ее не делает! Она достаточно не­ плохая. Хотя упорядочение будет, то есть слова, которые под какие- то правила не подпадали, более тщательно изучаются и под опре­ деленные параметры подводятся. За последнее десятилетие мы оту­ чили себя от духовной пищи. Раз­ валы книг вокруг, но не всем ли­ тература по карману. Итот же учи­ тель, которому государство не доплачивает на существование, отвечает той же монетой, воспи- п тывает полуобразованных граж­ дан. — Мне известно, что пе­ реиздан словарь Даля — по­ дарок к 200-летию со дня рождения знаменитого сло­ варника. Что значит для вас это имя? — Удалось переиздать са­ мые дефицитные третье и чет­ вертое издания «Толкового сло­ варя живого великорусского языка» Даля под редакцией профессора Бодуэна де Курте­ нэ. Он, как известно, по просьбе редакции добавил в далевский словарь двадцать тысяч слов, потому что словарь стал отста­ вать от жизни. Мне было очень интересно заниматься этой работой. Я тоже разрабатываю однокорен­ ные слова и собираю их в гнез­ да. Даль использовал гнезда. Но мы должны помнить этого вели­ кого человека не только как ав­ тора словарей, но и собирате­ ля пословиц, автора почти де­ сяти томов художественных про­ изведений, а всего он оставил нам двадцать томов сочинений. Он был большим другом Пушкина и до последней мину­ ты оставался у изголовья уми­ рающего поэта. Даль — час­ тица нашей великой русской культуры. И как важно, чтобы его словари пришли в дом к каждому из нас! г. Елец. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz