Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
2 0 ноября 2001 г ., № 2 2 4 (21602 ) ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА «иДОЛЖЕННИ единой долькой НЕ отауплтклот лица ...» Анатолий Жданов. Живописец, график. Родился в 1941 году. В 1965 году окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года. В 1976 принят в Союз художников СССР. Недавно мне пришлось побы вать в мастерской Анатолия Жда нова, чтобы помочь в отборе ра бот для его персональной выстав ки. Мастерская, можно сказать, в центре города, но в стороне от шумной магистрали, в «частном секторе». А впечатление —будто очутился в иной реальности и дру гом времени. Полуразвалившее- ся, убогое строение (когда-то здесь была баня) пережило все мыслимые бед ствия — и по- " ' жар, и затопле ния. Теперь оно дает кров трем х у д о ж н и к а м . «Апартаменты» Жданова — две маленькие ком натки с печур кой, неровные стены, видав шие виды поло вицы. Но про странство это тесно обжито, уютно: чувству ется, что хозяин с ним сроднил ся, найдя уединение, необходи мое для творчества. Тут и там по падаются рабочие инструменты и материалы, только что начатые и давно вроде бы законченные вещи, которые, однако, не дают покоя, тревожат, требуют продол жения. И еще: здесь нет ни одно го лишнего предмета, отвлекаю щего от главного. Атмосфера со средоточенного аскетизма, в ко торой мастер размышляет о жиз ни и неспешно, упорно ищет. Просматриваем графику — рисунки минувших лёт. Они вы держали проверку временем. Многие теперь представляются даже более интересными, волну ющими, нежели в годы, когда они рождались. Да, скромные, вроде не эффектные, но есть в них глубина переживаний, особая теплота. Предпочтение отдано пей зажу, он ближе душе мастера. Хотя не в этом секрет их притя гательности. А в чем? Переходим к живописи. Этих вещей Жданова я почти не знала. Как и в графике, на холстах—пей зажи, интерьеры, натюрморты, портреты. И все отмечены само бытностью, манера их так не по хожа на то, что делают другие авторы. Свежесть цветовых реше ний, стилистическая целостность. Реальные впечатления личностны, остры. И вместе с тем картина словно бы не пускает тебя внутрь своего пространства, держит на пороге, как бы ограничивая тебя кулисами (такой прием нередко применяет Жданов в построении композиций). Тебе разрешено только заглянуть в этот мир. По хоже, автор о зрителе вообще не особенно беспокоится и уж совсем не стремится понравиться, уго дить. Другие заботы есть: как, в какой форме выразить то, что ви дишь и чувствуешь, знаешь о на туре, как передать ее неповтори мость и красоту—передать точно, честно. Я вспомнила творчество Н.Я. Симонович-Ефимовой. Тоже тихое, скромное, стремящееся вы разить собственными средствами «дух места». Теперь я поняла, что именно в этом разгадка «секре та» и графики Жданова. А потом была беседа с худож ником. Как и в своих работах, Ана толий Леонидович не старался быть ни значительнее, ни умнее, ни талантливее, чем он есть. Он был равен самому себе и потому органичен и подлинно интересен. — С детства меня тянуло к видам деятельности, которые влияли бы на воспитание лю дей. Может, это слишком вы соко сказано. Технические про фессии меня не привлекали. Не было и честолюбия, чтобы добиваться положения в об ществе. Я просто думал, что моя работа должна быть свя зана с воспитанием и чтобыя в ней не фальшивил. Уже тог да я думал, что если совершу плохой поступок или обману, тоне буду иметь право на та кую работу. Конечно, я совер шал поступки, меня не крася щие, каклюбой живой человек. Но знал, что не должен лгать, и себе в первую очередь. Стезю художника Жданову помогла выбрать изостудия в тракторозаводском районе, ее он посещал с шестого класса. Сна чала нравилось, потом стало не хватать того, что мог там получить. Решил идти в училище, но посту пил лишь с пятой попытки. После учебы вернулся в Липецк. Его влекла станковая живопись, кото рая сочетала все элементы изоб разительных искусств. Но, попав на работу в Художественный фонд, он услышал суждения и мнения опыпных мастеров. Увидев рисунки Анатолия, Вилен Дворян чиков отметил его графическую струнку. Да и в училище Жданов был под сильным влиянием пре подавателя рисунка Седова, кото рый исповедовал систему В.А. Фа ворского. Так он стал графиком. — Надо сказать откровенно, тутнечего скрывать, у нас тогда была выставочная жизнь. Но жи вописцу попасть на выставкудаже с очень хорошими работами было тяжело, а с графикой —проще. И еще была одна причина. Мы с мамой жили вдвоем очень бедно, отец погиб. Наши жилищные ус ловия были стесненными, мама была такаяэкономная. В этой си туации формировалась моя пси хология, мое мировоззрение. Я чувствовал, чтодля живописи ну жен был более широкийдиапазон характера. Казалось, графика мне больше подходитсвоей камерно стью. Однако я не принадлежал ей всем существом, как знамени тыемастера —Французов, Косен ков, Ахунов. Уменя не было пред почтения какой-то определенной техники —линогравюры, ксило графии, офорта, литографии. Я всем занимался понемногу. Мо жет, это и плохо. Базы у нас не было никакой, даже офортного станкая не имел. Вся работа в ма териале выполнялась в Доме тавках страны, он не переставал думать о живописи. Но вот ушли времена, когда художника «на правляли». Сейчас он ни от кого не зависит, но никто ему и не по может. Он свободен. ИАнатолий Леонидович вернулся к своей меч те, пытается реализовать в живо писи все, что накоплено. Он, меж ду прочим, никогда не выбросил ни одного своего наброска, ри сунка. Свой багаж художник назы вает копилкой. Он считает живо пись самым сложным и ответ ственным делом, поэтому работает не торопясь, на протяжении мно гих лет возвращаясь к написан ному. Готова засвидетельство вать: он преданно и бескорыстно служит искусству. Жданов не при надлежит к числу популярных ху дожников, у которых по 1 ^пают ра боты. Так что же побуждает его браться за кисть, что вдохновля ет? — Раньше — сама жизнь, со всеми ее запахами, красотой... То, чтовзволновало. Сейчас, в основ ном, это сила привычки —хоро шо сделать, получить удовлетво рение. Я, как старая рабочая ло шадь, которая привыкла трудить ся и без этогоуже не может. В на стоящее время меня особенно привлекаютформальные задачи. То, чтомы сделали на холсте или в рисунке, —это условность, та кого в природе нет. В произведе нии —другая жизнь, духовная, а выражена через форму. Пробле ма стилядля меня особенно важ на, нужно найтиточнуюмеру обоб щения. Писать пейзаж с натуры интересно — эмоции, отдых. Но надо сделать вещь в себе. Надо сделать ее современной. Мне трудно в сегодняшнем творчества. Живой рисунок с на турымне был всего дороже. По началу я работал в соавторстве с Анатолием Новоселовым. Мы с ним сделали серию «Молодые строители НЛМК» и сразу попали с ней на региональную, потом на республиканскую выставки. Так и пошло. Приняли в Союз художни ков. Когда прошел период станов ления, я сталработать отдельно. В тегоды творчество художников делилось на темы — производ ственную и сельскохозяйствен ную. Я выбрал вторую: мне бли же, милее была раскрепощен ность на природе —сельский пей заж, люди. Признаюсь, у меня была постоянная мысль —никому не поддаться, даже учителю, что бы не потерять свою индивиду альность. Может, это глупо, такой я упрямый. Боялся предать себя. Хотел, чтобы все было по-моему — и красочка эта была моя, и штрих мой. Хотя советы я выслу шивал и до сих пор слушаю, те перь даже больше. Слушаю сове тыи замечания по поводу своей работы, а сам думаю: нет, лучше я отложуее на год, на два, на пять, на десять лет и, пока не пойму сам, о чем мне говорят, не станук ней притрагиваться. Участвуя в крупнейших выс- мире. Человек я уже немоло дой —60 лет, многого не по нимаю и не принимаю ни в нынешнем искусстве, ни в че ловеческих отношениях. Это тревожит, вызывает неуве ренность. Задаю себе вопрос: мно го ли надо художнику для творчества?Да чем меньше, тем лучше. Поэтому искусство убить нельзя. Не будеткрасок, человек все равно найдетспособ выразить себя по-другому. А воткультуру убитьлегко. Встречаясь со страш ными явлениями —войной, пре ступлениями, я теряюсь, жить не хочется. А увидишь великое про изведение, услышишь музыку, уз наешь ученого или великолепного педагога и думаешь: как хорошо жить. Воттакой культуры, рожда ющей выдающихся деятелей, я желал быдля нашей страны, что быжизнь была многогранной, при носила не только физические ра дости, а и духовные, тонкие и в тоже время здоровые и сильные. Сколько я знакома с Анатоли ем Леонидовичем, столько он за нят общественной работой. То из бирается председателем, то чле ном правления Липецкой органи зации СХ, то работает в ревизи онной комиссии. И все делает не просто добросовестно, а горячо, с сердцем, с упрямством. Союз художников для него — братство. Да, Жданов понимает, что создан он был в свое время с определен ными задачами — контролиро вать, направлять, поставить ис кусство на службу идеологии. Те перь задач таких нет, а Союз ос тался, вроде бы никому не нуж ный. А художник? Для Жданова это последний бастион, который надо защищать и спасать. Может, по сегодняшней жизни СХ не со вершенен, но другого не приду мано. Наверно,нелегко творческо му человеку переключаться на об щественную деятельность, тра тить силы, нервы, драгоценное время. Как удается Жданову сов мещать то и другое? — С одной стороны, я — зат ворник, а с другой —общитель ный человек. Ялюблю людей. Это моя работа — тоже выражение моих изначальных устремлений повлиять на жизнь, на события, повернуть их в нужное русло. Сей час рушится Союз художников. Нужно сохранить его, и кто-то должен за это браться. Здесь я столкнулся с такими проблема ми, которые просто не решают ся, хоть кто будь председателем. Но условия диктуют: мы должны сами о себе позаботиться, сбе речь наше объединение, чтобы помочь художникам и культуре в целом. Общественныедела, если что-то получается, приносят не меньшее удовлетворение, чем творчество. Например, я это ис пытал, когда в мою бытность председателем мы строилиДом художника. И построили его, не смотря на трудности. В нашидни он для нас —большая поддерж ка. В беседе с художником, осо бенно накануне открытия юбилей ной персональной выставки, не избежно возникает тема, связан ная с его самооценкой. Состоял ся ли, сумел ли выразить себя? Что отличало и отличает его ми ровосприятие, что он так упор но старался сохранить в себе? — Сейчас, когда прошли годы, мне кажется, что ничего особенного и не было. Это, на верное, было юношеское стремление утвердиться. Те перь я понимаю, что искусст во и вообще любой вид дея тельности требуюти большо го таланта, и большой трудо способности, и определенных условий — исторических, куль турных, в том числе соответ ствующей среды воспитания, наследственности, силы ха рактера. Порой судьба худож ника зависит не отиндивиду альности, а от внешних при чин. Доволен ли результатами своего труда? Самому себя трудно оценить. Раньше твой успех подтверждался участием в серьезных выставках. А с 1991 года — все отрезано. В Москве бывать мне не по средствам, со поставить себя с большими со временными мастерами нетвоз можности. К своим работам от ношусь, как к детям, все дороги. Однако на основании опыта при хожу к выводу, чтолучше удались те из них, которые делал с лег ким сердцем — окрыленно, радо стно. Но заметил и такое: закон чил работу —и упадок сил, тос ка, все кажется плохим. Прихо дится не раз возвращаться к вещи, вновь переживать озаре ния, разочарования. Все повто ряется, как заколдованный круг. И, может быть, так происходит преодоление. И появляется что- тохорошее. Знаю одно: работу никогда не смогу бросить, даже если что-то не получается. Часто думаю о том, правильно ли выб рал профессию, кем еще я мог бы быть. Уверен: чиновником не стал бы. Наверное, не смог бы ходить каждый день в один и тотже цех. А мастерская мне никогда не на доедает. ...Может быть, эти «штрихи» лучше всего закончить четырьмя строчками поэта? Они, по-моему, очень уместны, когда речь о та ком художнике, как >1^анов: И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, А быть живым, живым и только. Живым и только —до конца. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. Александр ТИХОНОВ: «Я РАБОТАЮ СЛОВАРНЫМ СТРУКТОРОМ» Д умается, любому человеку интересно знать все про собственное имя. Я тож е не упускаю случая заглянуть в очередной именослов, чтобы «покопаться» в биографии «Тамары», но за последнее время ничего нового не нахож у . И вдруг недавно ко мне в руки попала кни га объемом более семисот страниц — «Словарь русских личных имен» , путешествуя по которой , я сделала для себя удивительные открытия. Оказывается , родители н арекли меня именем , от которого существует шестьдесят производных! «П ерекопав» сначала всю родню , принялась за зна комы х , немало удивив их своими познаниями . Но ещ е больше удивилась я сама , ко гда узнал а , что составитель этого первого в России гнездового словаря личных имен часто бывает в Ельце, где I читает лекции студентам ЕГУ и руководит первой в стране научней лабораторией учебной лексикографии — это Александр Тихонов. Легенда отечественной лексикографии , доктор филологических н а у к , профессор, заслуженный деятель н ауки республики Узбекистан , Российской Ф едерации , л ауреа т премии правительства РФ в области образования , автор 45 словарей, учебников по русскому языку для вузов и ш кол . А ещ е это человек , подготовивший множество учеников и последователей в области словообразования . Шестнадцать докторов и 85 кандидатов н а у к , работающих во всех республиках СНГ, с гордостью называют Тихонова своим Учителем . Сегодня у Александра Николаевича юбилей. Мы встретились с именинником н а кан ун е . И именно с имен началась н аш а беседа. Ш И П Е Ц К А Я у Щ . г а з е т а ШМИНАЛ ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ ОСТАЛСЯ БЕЗ КРЫШИ! в с ел е Хм ел и н ец З ад о н с ко го района на п ро ш лой н ед е л е случился п ож ар в ж ил ом 11 -к в а р ти р ном д о м е . Д в у х э т аж н о е з д а н и е вспыхнуло о ко ло 6 ч а с о в ! у тр а . Ц ен тр ом во з горания о ка зал а сь одна из кв ар -1 тир на втором э та ж е . По предзапительным д а н ны м , ! пож ар возник в ре зультате н еос торож но го о б р ащ е -1 ния с газовым об ор удо в ани ем . К счастью , никто н е ! пострадал , но хсилищу нанесены серьезные п о в р е ж - | дения : выгорели пом ещ ения верхнего э таж а и к р о в - | ля . По горельцам пришлось предоставлять вр ем ен ное п р и с т ан ищ е , т р и сем ьи р а зм ещ е ны в бы вш ем ! админис тр ативном здании совхоза «Хм ел ин ец кий » ,| остальные наш ли прию т у родственников . «АЛАН» о п я т ь НЕ СЛЫШНО. С-) ь ' Т ' П о хо ж е , п ер е н о с ны е р а д и о с тан ц и и «Алан»! пользую тся у крим ин альны х э л ем ен то в н е п л о х им ! сп ро сом . Во всяком сл уч ае , чем ещ е можно о б ъ я с - | нить уж е второе з а последнее время прои сш ес тви е ,* связанное с ним и . Совсем н едавно во время н ападен и я на о х р а н - ! ное пом ещ ен и е л ипец ко го авторынка злоумыш лен -1 ники похи тили б о л е е 1 0 т а к и х п ере говорны х у с т -1 ройств , и вот на д нях «Алана» лиш илс я в о д и те л ь ! частного т а кси . Д во е грабителей около 3 часов н о чи ! и збили т а к с и с та и о тоб р ал и у н е го р а д и о с т а н ц ию . ! Правда , д але ко уйти преступникам не удалось , об о их задержали сотрудники патрульно-постовой служ-| бы м и л и ц ии . СВЕЛ СЧЕТЫ С ж и з н ь ю ! ТАБЕЛЬНЫМ п и с т о л е т о м ! З а гад оч но е самоубийство случилось н едав -1 но в У см а н с к о м р а й о н е . З д е с ь , н ед а л е ко о т с е л а | Т е рнов ка , в поле з ас тр ел ил ся 3 8 -л е тн и й м уж чин а . [ К а к о к а за л о сь , п о ги бш и й р або тал в о д и т е л е м -и н - | кассатором в одном из филиалов С б ербан ка в р а й - | ц ен тр е . В сил у своих служебны х об я зан н о с тей и н - | к а с с а то р им ел при с е б е табельны х о р уж и е — п и с - | то л е т М а к а р о в а . И м он и восполь зовался , ч т о бы | свести счеты с жи знью . М о тивы , п об уд и вш и е пойти е го на т а ко й ш а г , | н еи зв е с тны . Н о , в о зм о ж н о , о тв е т в к а к о й -т о м е р е | д а с т п р ед см ер тн ая з ап и с к а п о ги бш е го , н а й д е н н а я | на м е с те тр а ги ч е с ко го происш ес твия . ЕЛЬЧАНКУ о б о к р а л и ! НА КРУГЛЕНЬКУЮ СУММУ! Кр упная к р а ж а со в ерш ен а в од ной и з к в а р - | ти р го род а Ельца . 21 -л е тня я владелица жилья л и - | шилась 8 0 тысяч рублей и более двух тысяч д о л л а - | ров . Злоумыш ленни ки выбрали время , ко гда х о з я й - | ка д ом а отсутствовала , подобрали ключи и б е сп р е пятственно обворовали квар тиру . ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЯМ ПРИШЕЛ | «ПРИВЕТ ОТ БЕН ЛАДЕНА» в поселке тракторостроителей на днях об ъ я - | вились «био террорис ты » . К т о -то п одбро сил в п о - | чтовый ящ и к о д но го и з д ом о в на ул иц е Ю бил ей -1 ной б е за д р е сны й кон в ер т с н еи звестны м сы п у ч им ! в ещ е с тв ом . «Посылку» о б н ар уж ил и в 1 2 . 2 5 , а ч е -1 р е з 4 0 м ин у т д р у го й ко н в ер т с т а ко й ж е н а ч и н к о й | наш ли на лестничной площ ад ке д ом а на улице И л ь - | ича . К ч ь е й -то глупой «шутке» со тр уд ни ки п р а в о о х - | ранительных ор ганов отнеслись со всей серь езно с тью . По об оим ф а к там проводится р а с сл ед о в ан и е ,! конверты отправлены на э ксп ер ти зу . РЫБАЛКА з а к о н ч и л а с ь ! БЕДОЙ! В рем я для рыбной ловли с е й ч а с не о ч е н ь ! п о д х о д ящ е е . Но ж и тел ь Гря зей П . в с е -та к и р е ш и л | недавно попытать ры бацкое счастье на М а ты р е . Поход на ре> 1 ку.,.,о;^ 1 ; 1 ф ко„ з а кон чи л ся ,дл^ Н,его | тра гич ес ки — 3 5 -л е тн и и мух<чина утонул . Н е и с к л ю - | ч е н о , что не п осл ед нюю роль в т р а г е д и и сы гр а л о ! со с то я н и е ры б ака : по н е ко торы м д анны м , он бы л | нетрезв . ВОРАМ ПОНРАВИЛОСЬ УГОНЯТЬ! НОВОЛИПЕЦКИЕ «КАМАЗЫ» Ч то -то часто в посл ед н ее время стал п р о п а - ! д ать гр узовой автотранспсф т , п р и н а дл еж ащ и й Н о - | во л и п е ц ком у ком б и н а ту . С ов с ем н едавно мы с о - | общ али об у гн анном о т проходны х с т а н а -2 0 0 0 « К а - | мА Зе» , и вот о ч ер ед н о е и зв е с ти е о к р а ж е б о л ьш е гр у зн о го ав том о бил я . И на э т о т р а з зл о умы ш л ен н и ки у гн ал и о с та в ленный б е з п ри см о тр а «К амАЗ» . М аш и н а была п о хищ е н а о ко ло 1 2 часов дня о т проходны х на у л и ц е | Ф ерросплавной . РАЗБОЙНИКАМ С БОЛЬШОЙ! ДОРОГИ РУЖЬЯ НЕ помогли! в У см анском районе задержаны четверо б а н - | д итов , соверш ивш их н ап ад ен и е на водителя г р у з е - ! вого ав том обил я и з Д а г е с т а н а . В ооруж енны е г р а - | би тел и п одкараулил и ино городнюю м аш и >^ на а в - | то д о р о ге У см а н ь — К . Б а й го р а у д е р е в н и Д е в и ц а . ! Угрожая орухсием, они отобрали у тран зитника д е н ь - | ги . О днако скрыться прес тупникам не удалось: в сю | че твер ку з ад е рж а л и со тр удни ки ГИБДД . У н а п а д а в - ! ш и х изъято д в а охо тничьих ружья . ЗА ЛОЗОВСКИМИ т е л к а м и ! ПРИШЛИ ночью! Если ж и в о тн о в о д ч е с ко е п ом ещ е н и е н очью ! н е охраняется — ж д и непрош ены х го стей . Т а к и слу -Г чилось в чаплы гин с ком С Х П К «Звезда» . В ночь на 1 4 ноября в п о м ещ е н и е м о л о ч н о т о - ! варкой ф ермы , что в селе Л о зов ка , забрались воры ,! а н аутро ж ивотноводы н едо счи тал и сь ни м н о го н и | мало 1 0 т е л о к . Где их теп ерь иска ть — н е и зв е с т н о . ! О д но у т еш е н и е : мил иция з а д е р ж а л а п о д о з р е в аем о го в ночной к р а ж е с ко та , вед е тся с л е д с т в и е . ! Служба новостей «Липецкой газеты». I УЧЕНИЯ - I Щ №110Р(Р шиташ. НИ в Липецке взял старт месячник по граж данской обороне и предупреждению чрезвы чайных ситуаций, который продлится до 15 декабря. Необходимость его проведения, по словам начальника городского управления по делам ГО и ЧС полковника Юрия Носановича, про диктована активизацией меходународного тер роризма, участившимися природными и тех ногенными катастрофами, угрозой примене ния в связи с продолжающимися локальными конфликтами современных средств пораже ния. Главная задача, сказал далее Юрий Ни колаевич, проверить готовность сил и средств ГО, предприятий и учреждений города, насе ления к действиям в чрезвычайных ситуаци ях, повысить степень безопасности горожан и окружающей среды. Особенно «жарко» в связи с этим будет на потенциально опасных обьектах Липецка — предприятиях «Липецкмолоко», ТЭЦ-2, «Ли- пецкэнерго», где пройдут комплексные учения по ликвидации последствий террористичес ких актов, связанных с захватом и спасением людей, работающих на этих предприятиях или проживающих вблизи. В плане подготовки населения Липецка к действиям в экстремальных ситуациях будет организовано обучение неработающих горо жан, в том числе пенсионеров, на учебно-кон сультационных пунктах при ЖЭКах, вЖЭУ-1,12, ЖКП-6,7, а также учащихся в средних школах N9 7, 27, 65, детском доме-школе. — Мы надеемся, — сказал в заключение полковник Ю. Носанович, —что население го рода правильно отнесется к происходящему. По крайней мере, если будут звучать сирены, взрывы, подниматься к небу дым, липчане не станут паниковать и в то же время терять бди тельность. Ведь жизнь нынче такая, что ситу ация в любой момент может оказаться не учеб ной... Владимир ОСИПОВ. . ПРОЕКТЫ ВМГ1ШГАЕ1 ВШИЙШ1Екш и В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ В ЛИПЕЦКЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ГЕРМАНСКОГО КОНЦЕРНА ВАЕР РЕУКОАТ Для рядовых горожан это событие, может быть, не очень примечательно, да и примелька лись уже нам за годы реформ фирмы и фир мочки с непонятными латинскими аббревиату рами, но занимающиеся одним и тем же: куп лей-продажей. Впрочем, с продукцией этого крупнейшего мирового гиганта химической промышленнос ти липчане уже знакомы и по широко реклами руемым в местной прессе средствам защиты ра стений, и по продукции Новолипецкого комби ната, с которым ВА5Р давно сотрудничает, и даже по стоящим у мнотих на кухне холодильни кам «Стинол»—их корпуса окраш.ены, полиэфир ной эмалью, производимой одной и'з компании концерна. Специалисты же, финансисты и организа торы рыночной экономики наверняка оценят рож дение на липецкой земле нового предприятия. Во-первых, на местный, а значит, и российский рынок пришел не торговый посредник, а круп нейший производитель широкого круга продук тов современной химии —от неочищенной не фти и природного газа до потребительских то варов. В его состав входит 350 компаний, в ко торых работают более ста тысяч человек. ВАЗР имеет производственные предприятия в 39 странах мира. Во-вторых, введена в строй девятая уста новка концерна в мире и первая в России, при чем все 10 миллионов рублей, на нее затрачен ных, — это прямые инвестиции ВАЗР, что для нас, по нынешним временам, большая редкость. Ну а в-третьих, новое предприятие просто об речено на успех, так как потребителем практи чески всей его продукции — полиэфирных ла ков, эмалей для защитного покрытия металла —станет Новолипецкий металлургический ком бинат. Таким образом, практичные немцы све ли к минимальному риску свой первый, но очень серьезный шаг в экономику области. Причем, как подтвердил на состоявшейся пресс-конфе ренции генеральный директор бизнес-центра ВАЗР в Москве господин Ханс - Эверт Рольманн, это направление деятельности концерна в Рос сии имеет большие перспективы не только в ме таллургии, а й в строительстве, автопромыш ленности. Как подтвердил генеральный директор но вого предприятия Павел Зайцев, мощность ус тановки рассчитана на 300 тонн продукции в год, при работе в одну смену, и на нее уже есть спрос не только на комбинате. Она даст толчок к раз витию малых предприятий. Так что перспекти вы у этого первого предприятия ВАЗР в России очень неплохие. Анатолий ЗУБАРЕВ. СОБЕСЕДНИК «ЛТ» — Нет человека без имени, оно становится как бы нашим по кровителем, и каждый старается узнать, почему именно так назва ли его самого, его отца, мать, бабушку, дедушку, других род ственников. Я считаю, что гово рить на эту тему надо уже с детс кого садика. Кстати, французы та кие книги вместе со святыми дер жат у образов. Так они поклоня ются словарям. — Александр Николаевич, вы посвятили свою жизнь со зданию словарей. Они извес тны в нашей стране, по ним иностранцы изучают русский язык. А как начинался путь словарника Тихонова? —Со студенческих лет. Прав да, тогда я еще не делал слова ри, а очень много читал, собирал картотеку. Работая учителем рус ского языка в Таджикистане, стол кнулся с проблемой: мы все жили в СССР, где государственным был русский язык, но многие тад жики не знали его, а я—таджик ского. После войны учебники были плохонькие — какие могли, такие и писали. Пришлось делать переводы на доске. Так мы учи лись понимать друг друга. Уже позже я выучил семь языков на родов Средней Азии. Словарной проблемой в те годы мало кто в стране занимал ся. Я написал кандидатскую дис сертацию, защищался в МГУ, на кафедре Виноградова — самого крупного языковеда нашего века. Он оставил 52 тома лингвистичес кого наследия. В МГУ я оказался среди известных «звезд» языко знания, в атмосфере трепетного отношения к слову. Мало кто зна ет, что в те годы все доклады уче ных и политиков нашей страны перед выездом на какой-либо международный форум обяза тельно заслушивались на кафед ре Виноградова. Сам Виноградов, кстати, на таких заседаниях подремывал — все знали, что он по ночам рабо-' тал на своей даче, а утром приез жал в университет. Но когда он де лал заключение, спорить с ним было бесполезно. Это была инте реснейшая личность. — Вы ссздьли новые типы словарей, в том числе и не имеющие аналогов в мировой практике. Что двигало вами? —Сам себя я называю конст руктором словарей и всю жизнь ищу свой путь в словарном мире. Продолжаю делать гнездовые словари. У меня вышел двухтом ник, там есть гнезда до 500 слов. В приложении перечня гнезд при ведены сведения с указанием ко личества производных. Я ввел та кое понятие. Считаю, что это даст возможность раскрыть словооб разовательный потенциал русско го языка. —Наша жизнь стремитель но пополняется новой инфор мацией. Вы поспеваете за временем? — Именно поэтому в мой ор фографический словарь входит уже почти 42 тысячи слов, а де сять, двенадцать и даже двадцать тысяч—уже не помощь современ ному ученику, активный лексикон которого должен включать не сколько десятков тысяч слов. Русский язык каждый день пополняется новыми словами с не- установившимся орфографичес ким написанием. Скажем, заим ствованное «плейер» имеет 3-4 ва рианта написания. Как быть уче нику? Должен же он все-таки к чему-то одному пристать. Кстати, совсем недавно мы издали комплексный словарь рус ского языка более чем на двад цать тысяч слов, собравший под одну обложку пятнадцать отдель- Н 1 :.л чловарей. Это хорошая по мощь учителю и школьнику. По сути —учебная энциклопедия. Но меня огорчает то, что сло варь так и не стал частью едино го комплекта по русскому языку. И никому до этого нет дела... — Сегодня литературный русский язык фактически унич тожается, процветает безгра мотность. «Караул!» еще не закричали, но призывы упоря дочить русскую орфографию появились. Нет ли опасения наломать новых дров? —Реформы русской орфогра фии в стране не будет, и никто ее не делает! Она достаточно не плохая. Хотя упорядочение будет, то есть слова, которые под какие- то правила не подпадали, более тщательно изучаются и под опре деленные параметры подводятся. За последнее десятилетие мы оту чили себя от духовной пищи. Раз валы книг вокруг, но не всем ли тература по карману. Итот же учи тель, которому государство не доплачивает на существование, отвечает той же монетой, воспи- п тывает полуобразованных граж дан. — Мне известно, что пе реиздан словарь Даля — по дарок к 200-летию со дня рождения знаменитого сло варника. Что значит для вас это имя? — Удалось переиздать са мые дефицитные третье и чет вертое издания «Толкового сло варя живого великорусского языка» Даля под редакцией профессора Бодуэна де Курте нэ. Он, как известно, по просьбе редакции добавил в далевский словарь двадцать тысяч слов, потому что словарь стал отста вать от жизни. Мне было очень интересно заниматься этой работой. Я тоже разрабатываю однокорен ные слова и собираю их в гнез да. Даль использовал гнезда. Но мы должны помнить этого вели кого человека не только как ав тора словарей, но и собирате ля пословиц, автора почти де сяти томов художественных про изведений, а всего он оставил нам двадцать томов сочинений. Он был большим другом Пушкина и до последней мину ты оставался у изголовья уми рающего поэта. Даль — час тица нашей великой русской культуры. И как важно, чтобы его словари пришли в дом к каждому из нас! г. Елец. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz