Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

I , ' : чл ШИПЕЦКАЯ г а з е т а 16 ноября 2001 г.с № 2 2 2 (2160 0 ) Таланты и поклонники: шесть ракурсов одного ДК ОВНУТРИДВОРЦОВОИ ДЕМОКРАТИИ иУМНЕИБЫТЬНУЖНЫМ Всегда трудно писать о людях сцены, людях творческих, одаренных. Не только потому, что у них особый взгляд на вещи, иное, оолее тонкое, восприятие мира, какая-то детская ранимость и незащищенность. Просто понимаешь; что бы ты ни сказал о них, этого всегда будет мало. Как ввести читателя за кулисы, к а к дать ему почувствовать, что такое упорные, до седьмого пота репетиции, бесконечное напряжение, к споры, усталость, выливающиеся в I конце концов в яркий I захватывающий праздник для I зрителей? А к а к описать ощущение К полета, которое испытывает в этот Я момент сам исполнитель, которым, может быть, дорохсит больше всего на свете?.. Но еще труднее ими руководить. Участь администратора театра, оркестра, клуба нелегка. Чтобы создать в творческом сообществе истинно дружескую атмосферу, где все на равных и нет места зависти и соперничеству, нужны огромный такт, терпение, проницательность. Мне показалось, что этими качествами обладает директор ДК НЛМК Сергей ТАШИНОВ, в чьем «подчинении» около десятка коллективов — заслуженных, прославленных, именитых. На днях Сергей Токторбаевич отметил свое 50-летие. Слово — юбиляру. Меня часто упрекают: мол, я со своими коллективами свечусь бук­ вально на всех праздниках, будь то День города, 8 Марта или Новый год. Дескать, куда ни кинь — всюду ДК НЛМК. А что тут плохого? Раз нас приглашают, а нередко и упрашива­ ют, значит, мы нужны. Для артиста ощупцение невостребованности, беспо­ лезности смерти подобно. Слава Богу, нам оно не знакомо. Мы тут как-то на планерке подсчитали: только за де­ сять месяцев этого года прошло 268 мероприятий. А это, между прочим, 27 концертов в месяц! Такой ритм требует от нас постоянного поиска, обновления репертуара, создания не­ обычных программ. Наши коллекти­ вы живые, развивающиеся, а самое главное, давно переросли рамки са­ модеятельных и ничуть не уступают профессиональным. Не скрою: гор­ жусь, что народный цирк «Юность» вернулся со Всероссийского фестива­ ля циркового искусства с десятью дип­ ломами по всем жанрам. Что народ­ ный духовой оркестр стал лауреатом престижного фестиваля духовой музы­ ки «Еврофанфары», получил золотую медаль. Приятно, что нас замечают и отмечают: недавно вот статус народ­ ного получил хор ветеранов. А детс­ кому ансамблю «Искорка» присвоено звание «образцовый». Но дело все-таки не в самих награ­ дах и званиях. Прежде всего, мы ра­ ботаем для людей и ради людей. К сло­ ву, ДК НЛМК — единственный не только в области, но и в регионе досу­ говый центр, не поддавшийся моде на смену вывески, сохранивший связь с профсоюзами: мы выполняем социаль­ но-творческие заказы комбината на организацию концертов к юбилеям ве­ теранов металлургии, внутрицеховым праздникам и так далее. Ну прямо как при социализме. Хотя вообще-то мы идем в ногу со временем. У нас, к при­ меру, настоящая внутридворцовая де­ мократия. Каждый имеет право голо­ са, возможность высказать свое суж­ дение по любым вопросам — творчес­ ким, организационным. Мне как на­ чальнику не приходится давить на ад­ министративный рычаг, сочинять при­ казы, обязывающие такого-то сотруд­ ника сделать то-то. Мы советуемся, спорим, предлагаем, а окончательное решение принимает худсовет. Смотрю я на своих коллег и зада­ юсь вопросом: «Что их тут держит?» Уж точно не копеечная зарплата, ведь ДК НЛМК — самостоятельное юриди­ ческое лицо, зарабатываем на жизнь как можем, хотя комбинат нам помо­ гал и помогает. Но тогда что же? Удер­ живает духовное, творческое, созида­ ющее общение. Право реализовать себя. Помните, как у Чехова: «Кто ис­ пытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют». А для многих участни­ ков наших коллективов это еще и воз­ можность постичь азы творческой про­ фессии, получить «корочку», которая может в дальнейшем пригодиться при поступлении в специальное учебное за­ ведение. Двери ДК открыты для всех — школьников, студентов, рабочих, пе­ дагогов, ученых. Мы никому не отка­ зываем, повторяя вслед за героем бра­ тьев Стругацких фразу: «Счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным». «РД 1 |АТЬ МИНУТ САНГЕЛОМ» Так называется новая постановка молодежного театра ДК НЛМК по «Провинциальным анек­ дотам» А. Вампилова. Вернее, ее еще пока нет. Есть интересная идея главрежа Игоря Коробова и жгучее желание актеров ее осуществить. Это будет спектакль о нашем време­ ни, в котором соседству­ ют человеческое сострада­ ние и звериная жесто­ кость, материальное бла­ гополучие и духовная ску­ дость... Все как в жизни, но только более крупно, рельефно, ведь театр — «не зеркало, а увеличи­ тельное стекло». Но это в перспективе. А пока — театральные будни с распределением ролей, отработкой сцен, «вхождением» в образ... — Работать нынче труднее, чем, скажем, де­ сять-пятнадцать лет назад, — сетует Игорь Коробов. — Молодежь напрочь от­ метает классику — Чехо­ ва, Островского, Молье­ ра... Это им неинтересно. Изменилось отношение к театру в целом. Сегодня это не самый популярный вид искусства. Гораздо проще кривляться на сце­ не под оглушительную музыку. Но такое «искус­ ство» ни уму, ни сердцу ничего не дает. На вопрос «Что де­ лать?» Игорь Александро­ вич отвечает одним сло­ вом: «Работать». Вопреки изменившемуся обще­ ственному укладу, навя­ зываемой против нашей воли переоценке ценнос­ тей. Вопреки ситуации, когда люди стали более скованными, разобщенны­ ми, как улитка прячутся в своей раковине. Попро­ буй достучись! Сам Коробов пришел в театр в седьмом классе. Потом были учеба в Там­ бовском филиале Москов­ ского института культу­ ры, служба в армии и воз­ вращение в театр, но уже в качестве режиссера-по- становщика. Сегодня под его началом — 20 чело­ век в возрасте от 14 до 36 лет. Это основной костяк театра. Бывает, появится в коллективе новичок, по­ сидит на репетиции, по­ слушает, посмотрит, заго­ рится и... больше не при­ ходит: трудно... Когда Игоря Алексан­ дровича просят дать мас­ тер-класс, помочь посту­ пить в престижный теат­ ральный вуз или учили­ ще, он не отказывает. Хотя считает, что актер — это не профессия, а диаг­ ноз, который ставится од­ нажды и на всю жизнь... ШТРИХИ и ФАКТЫ «юность», «ФАНТАЗЕРЫ», «НАТАЛИ»... В 1964 году в ДК НЛМК появился цирковой кружок, на первую репетицию которого при­ шли несколько человек. А через год они уже выступали на сцене с собственной програм­ мой. Хотя первые номера и трюки не отлича­ лись особой сложностью, зрителей покоряли оригинальность исполнения, фантазия, выдумка самодеятельных артистов. Так рождался на­ родный цирк «Юность». Первый большой успех пришел в 1967 году на зональном смотре самодеятельного искус­ ства в Воронеже, где цирку было присвоено звание лауреата. А в 1975 году он стал назы­ ваться народным. Гастроли по городам СССР, поездки в Англию, Италию, Германию, Болга­ рию... Сегодня возможностей для этого гораз­ до меньше, но руководитель коллектива, за­ служенный работник культуры РСФСР Михаил Титов и его коллеги с оптимизмом смотрят в будущее. Ведь «Юности» только 37. А в 37 Самому молодому коллективуДК металлур­ гов —детской хоровой студии «Фантазеры» — недавно исполнилось три года. Веселые, энер­ гичные девчонки и мальчишки в возрасте от 5 до 15 лет поют песни про «Пряничный домик», оЦаревну-Несмеяну»; «Мульти-пульти» и мно-' гое другое. Именно их голоса юные зрители Липецка слышат вДК металлургов и вДС «Юби­ лейный» на новогодних утренниках. Коллектив — лауреат и дипломант много­ численных конкурсов и фестивалей. Вмае 2001 г. «Фантазерам» было присвоено звание об­ разцового самодеятельного коллектива. Это заслуга и ребят, и их руководителя Инги Шме­ левой. Шоу-балет «Натали» был создан в ноябре 1993 г. В коллективе занимается прекрасная половина. «Натали» работает в стиле эстрад- : ного танца. В декабре-январе 2000-2001 гг. шоу-балет был приглашен Международной программой «Жизнь городов» г. Москвы в Африку, в Тунис на встречу нового тысячелетия. Все концерты с восторгом принимались зрителем. Гонораром песню НЕОПЛАТИШЬ... Когда русский народный хор имени А.П. Мистюкова приехал в Москву на Центральную студию звукозаписи и радиовещания для записи песен о комбинате и нашем Липецке (презентация этого диска состоялась в день рохедения АО «НЛМК»), там не поверили, что коллектив самодеятельный и большинство певцов понятия не имеют о нотах, октавах и других музыкальных премудростях. Наши земляки произвели настоящий фурор, уложившись с записью в рекордно короткие сроки — два дня, проявив высочайший профессионализм и собранность. Им аккомпанировал Государственный оркестр России под управлением Л.Г. Зыкиной... — На диске — 25 пе­ сен, — рассказывает руко­ водитель хора, заслужен­ ный работник культуры РФ Нина Аксенова, —шесть из них исполнил наш хор, ос­ тальные — звезды российс­ кой эстрады: Кобзон, Тол­ кунова, Лещенко и многие другие. Не скрою: нам было приятно очутиться в такой компании. А нашу корон­ ную «Липецкую-лиричес- кую» мы поем вместе с са­ мой Зыкиной, — добавляет она. И хорошо поставлен­ ным голосом поет: Д о г о р е л з а р е ч к о ю н е б а а л ы й с и т е ц , В с и н е й д ы м к е в е ч ^ а у т о п а е т Л и п е ц к . Ю н ы й м е с я ц к г о р о д у п о д о ш е л ст о р о н к о ю И р а с с ы п а л з о л о т о г д е -т о з а С т у д е н к а м и . . . В этой песне — и лю­ бовь к родному городу, ма­ лой родине, и душа, харак­ тер всего народа русского. Нина Григорьевна говорит просто: — Песня русская будет жить всегда. Это такая же классика, как Чайковский или Прокофьев. Русский народ и при любом царе пел. И в горе, и в радости. И сейчас поет, правда, меньше. Допустим, на том же комбинате рань­ ше в каждом цехе был свой хор, проводились смотры- конкурсы, праздники рус­ ской песни. А что сейчас? Большинство самодеятель­ ных коллективов распа­ лись, уступив место ново­ модным фольклорным груп­ пам вроде «Ивана Купа- лы», поющим только за деньги. Хор новолипецких ме­ таллургов — редкое ис­ ключение. На пороге свое­ го сорокапятилетия коллек­ тив не только сохранился, но и развивается, пополня­ ется новыми участниками. Сюда идут люди всех воз­ растов и профессий. Как ни странно, много молодых всерьез увлечены народным творчеством. Конечно, для того, чтобы «распеться», им понадобятся не годы — де­ сятилетия. И тут вся надеж­ да на ветеранов хора, кото­ рые помогут, подскажут, на­ учат. А вот с теми, кто постар­ ше, иная картина. — Берем только готовых певцов, людей с хорошими вокальными возможностя­ ми, — говорит Аксенова. — Начинать учиться петь на пенсии, как вы понимаете, поздновато. Популярность хора сре­ ди липчан Нина Григорьев­ на объясняет по-домашнему | теплой атмосферой в кол­ лективе, интересной, насы­ щенной жизнью. Только за последнее время побывали певцы и в Москве на съезде профсоюза металлургов, и в Рязани на фестивале на­ родного творчества имени А. Аверкина, и в Италии... Ну а проблемы — от них никуда не денешься. Особенно там, где люди дер­ жатся не на ставках и ок­ ладах, а на голом энтузиаз­ ме. —Трудно добиваться ка­ чества, когда пропускаются репетиции, — кто-то смог прийти, а кто-то не смог, был занят на работе, — се­ тует Аксенова. —То ли дело профессиональный коллек­ тив, где каждый на своем месте, получает зарплату. Но раз к нам идут не ради денег, раз нас принимает зритель, значит, мы чего-то стоим? И это вряд ли оку­ пит самый щедрый гоно­ рар... КАК«ЗАЖЧЕЬ» ИСКОРКУ? — Вы не вовремя, — огоро­ шили меня супруги Шутовы, ру­ ководители образцового детско­ го ансамбля «Искорка». — Мы ребят на осенние каникулы отпу­ стили. — И добавили: — Впер­ вые за весь учебный год. Такая у юных танцоров жизнь: постоянные репетиции, поездки, концерты, словом, рас­ слабляться не приходится. И сей­ час у них скорее не каникулы, а короткая передышка: на носу Но­ вый год к которому «Искорка»тра­ диционно готовит большую про­ грамму, как правило, из 12-14 но­ вых номеров. А вслед за январс­ кими утренниками для липецкой детворы начнутся другие заботы. —Еще не было случая, чтобы нас не пригласили выступать на каком-нибудь празднике, —гово­ рит Александр Шутов. —С одной стороны, это хорошо. Нам есть что показать, чем удивить зрителя. Но, с другой, темп работы про- .сто сумасшедший... Выдерживают его самые вы­ носливые, самые трудолюбивые и... самые умные: большинство участников ансамбля—хороши­ сты и отличники. —Ничего удивительного,—по­ ясняет Лариса Шутова. —Хорео­ графия —искусство. Тут требуют­ ся не только специальная подго­ товка, хорошая физическая фор­ ма, но и интеллект. К сожалению, не все родители это понимают. Многие приводят к нам детей по­ тому, что танцы нынче в моде, а не для того, чтобы воспитать разви­ тую, гармоничную личность. В Мос­ кве или Санкт-Петербурге, напри­ мер, ребенка не запишут в хо­ реографическую школу, студию или кружок, если его мама и папа не имеют высшего образования. Велика вероятность, что его до­ машняя обстановка далека от иде­ альной и что он плохо воспитан. —А вы всех детей берете? Или тоже вначале просите их родите­ лей предъявить «ко­ рочку»? — Что значит «всех»? К нам ццуг тол­ пами, как раньше в Мавзолей. Конечно, отбираем. Но дипломы с родителей не требуем. В вашем городе — иная культур­ ная среда. — Что значит в «вашем»? — Мы приехали в Липецк по распределению после МГИКа. Че­ стно говоря, не думали здесь за­ держиваться. Но создали свой ан­ самбль и по сей день работаем, потому что дело, в которое вкла­ дываешь душу, невозможно оста­ вить... В следующем году «Искорка» отметит свой четвертьвековой юбилей. За это время через нее прошли тысячи юныхлипчан. У мно­ гих из них уже растут дети, кото­ рые тоже приходят в ансамбль... Сейчас в «Искорке» — около 200 мальчишек и девчонок всех возра­ стов: есть младшая, средняя и старшая группы. А повзрослев, они переходят в танцевальный кол­ лектив «Лада», которым руководит все та же Лариса Шутова... Вот такая преданность делу, если угодно, одержимость. К слову, Лариса Николаевна не только замечательный балет­ мейстер, но и талантливый ху­ дожник, дизайнер, модельер, автор шикарной коллекции костюмов. А ее супруг Алек­ сандр — виртуозный режис­ сер и постановщик. К приме­ ру, может за двадцать минут создать новую хореографи­ ческую композицию... Среди их воспитанников —профессиональные хорео­ графы, танцоры, преподава­ тели школ искусств. Но для Шутовых это не самоцель. !^о- раздо важнее, считают они, пробудить в ребенке интерес, зажечь в нем духовную, твор­ ческую искру, без которой не­ мыслимы ни воспитание, ни культура. ОТСИМФОНИИдо ДЖАЗА Е4ародный духовой оркестр под управлением за­ служенного работника культуры РФ, композитора и ди­ рижера Леонида Ланга в особом представлении не нуж ­ дается. Неоднократный победитель российских и м еж ­ дународных конкурсов, он хорошо знаком липчанам. — Леонид Оттович, я в основном пишу об образова­ нии и с горечью вынухедена признать: некогда единая со­ ветская школа сегодня рас­ слоилась на элитную и мас­ совую. Из министерских до­ кументов последних лет сло­ восочетание «народное обра­ зование» вообще исчезло. А культура, искусство у нас еще народные? —К сожалению, уже нет. Если, раньше они всячески пропаганди­ ровались, служили эстетическо­ му и духовному воспитанию, то сегодня все слишком зависит от конъюнктуры и моды, от установ­ ки на шоу. Нас ведь как учили? Сцена —святое место. Искусство должно будить в человеке лучшие чувства, вести его за собой. А со­ временные певцы, музыканты, ак­ теры, напротив, идут у публики на поводу. У них иная цель—собрать аудиторию и получить деньги. В рыночных условиях культура неиз­ бежно превращается в товар, ко­ торый все хотят продать подороже. И часто перестает быть подлинной культурой. Увы, логика вещей силь­ нее логики людей. Но я все-таки на­ деюсь, что в России шоу-бизнес не приживется, сойдет «на нет» сам собой. —Да, но пока что поп-куль­ тура продолжает набирать обо­ роты. А как в этих условиях живется, работается вашему коллективу, вышедшему из со­ ветской эпохи? —Мы вынуждены соглашаться на компромиссы, считаться с тре­ бованиями заказчика. Но в то же время, где только можно, стараем­ ся напоминать о наших корнях, тра­ дициях. К примеру, сейчас мы де­ лаем обработки русских народных песен из репертуара Зыкиной, По­ номаренко, ансамбля «Золотое кольцо». Вообще безропотно нельзя идти за стадом, иначе по­ теряешь свое лицо. Думаю, у на­ шего коллектива оно есть. — О вашем профессиона­ лизме ходят легенды. Говорят, во время визита в Липецк лет­ чиков авиаполка «Нормандия- Неман» срочно понадобилось исполнить Гимн Французской республики. И вы в считанные минуты сочинили партитуру... —Было дело. Своим музыкан­ там я говорю: «Вы должны быть мобильными, уметь играть аб­ солютно все—от «Севильско­ го цирюльника» до «Сент-луи- блюза», уметь перевоплощать­ ся на ходу ^допустим, начать с пятой симфонии Бетховена и переключиться на волжские напевы или матаню... Если хо­ чешь быть интересен публике — нельзя ограничиваться од­ ним только «Парадным мар­ шем». И еще: нельзя играть строго по нотам. Как выдумае­ те, что отличает картину вели­ кого художника от просто хоро­ шего? Великое «чуть-чуть». Сделал штрих—и полотно ста­ новится неповторимым. Твоим. Так и в музыке. Каждое произ­ ведение нужно подавать с шар­ мом. Это, если угодно, основ­ ная заповедь нашего коллекти­ ва, которому, кстати, через два года исполнится 65 лет. Фактически ор­ кестр-ровесник НЛМК. Нынеш­ ний его состав — рабочие комби­ ната, которые играют уже по не­ сколько десятков лет. выходцы из детского образцового ансамбля «Товарищ», которым я в свое вре­ мя руководил, их дети... То есть ших музыкантов, которые, в принципе, не профессионалы. Люди друг к другу «притер­ лись», получилась сильная ко­ манда. Это как в спорте: если между игроками нет психоло­ гического контакта—пораже­ ние обеспечено. Надеюсь, на- Ш шей «сборной» оно не гро- ЗИТ... т а СПАШ ЛИПЕЦКИМ ТРАКТОР... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Практически распался «мозговой центр» предприя­ тия — отдел главного конст­ руктора, в котором из 350 ос­ талось 80 специалистов, а ду­ мающих, способных творить новое, — и того меньше, при­ чем в возрасте далеко за 60... Оказался невостребованным единственный не только вРос­ сии, но и в СНГ, десятилети­ ями создававшийся коллек­ тив высококвалифицирован­ ных конструкторов интег­ ральных тракторов. В отделе кадров с удоволь­ ствием давали расчет всем, невзирая на опыт, способнос­ ти, заслуги и стаж работы. Было заявлено даже, что мы, конструкторы, своим присут­ ствием усугубляем и без того тяжелое положение завода. В результате большинство вы­ росших на заводе конструк­ торов ушли в коммерцию, на НЛМК, ЗЕШод холодильников и другие организации, где по­ лучают приличную зарплату. Кто теперь будет работать за 740 рублей? Столько у нас по­ лучает конструктор 3-й кате­ гории, 1-й же — не намного выше: всего 960 рублей. На подготовку конструк­ тора среднего уровня уходит от двух до пяти лет, и если в ближайшее время не «влить» в отдел главного конструкто­ ра молодых специалистов, владеющих компьютерной графикой, через полтора-два года никто не сможет пере­ дать наработанный опыт со­ здания тракторов новой схе­ мы: он будет просто утерян! Нарушится преемствен­ ность в конструкторских ра­ ботах, а это —катастрофа для завода, если он, конечно, еще будет существовать к тому времени. Если же нет, то это катастрофа не меньшая... Р азвал коснулся не только конструктор­ ского отдела завода, но и его экспериментальной базы, других служб и цехов. Наряду с незавершенностью подготовки производства, низ­ кой технологической дисцип­ линой, недостаточной требова­ тельностью ОТК к качеству тракторов дефицит квалифи­ цированных кадров —одна из главных причин резкого па­ дения качества реализуемых тракторов в последние годы. «Если иметь завод, но ли­ шиться его работников, — говорили в ФРГ после войны, восстанавливая промышлен­ ность, — то завод зарастет травой. И наоборот, при раз­ рушении завода, но сохране­ нии рабочих последние могут построить новый завод». И правильно говорили... Усугубляет положение и отсутствие должного сервиса продаваемых тракторов. К примеру, при поломках трак­ тора финской фирмы «Вал- мет», работающего на ленин­ градских полях, финские спе­ циалисты восстанавливали его за 2-3 дня. А липчанам требовалось на устранение по­ ломок своего ЛТЗ-155 три- четыре недели. Понятно те­ перь, почему ленинградское хозяйство «Северная звезда», эксплуатировавшее наш трак­ тор, отказывается от него. Вот и получается, что ЛТЗ-155, ценой неимоверных усилий и нервов его создате­ лей выстоявший в неравной конкурентной борьбе, сегодня почти «угроблен». А ведь это единственный на заводе отве­ чающий современным требо­ ваниям и имеющий при соот­ ветствующем качестве уверен­ ный сбыт объект производ­ ства. К тому же для российских просторов ЛТЗ-155 более эф­ фективен, чем тракторы МТЗ-82. Характерно, что Харьковский тракторный за­ вод, копируя нас при созда­ нии значительно уступающе­ го ЛТЗ-155 так называемого пахотно-пропашного трактора интегральной схемы, начина­ ет вытеснять ЛТЗ с российс­ кого рынка... В Германии на фирме «Клаас» появился уже 3-го поколения интегральный трактор — энергосредство «Ксерион», в котором реали­ зовано большинство идей кон­ структоров ЛТЗ... В ывести Липецкий тракторный из за­ тяжного кризиса — нелегкая задача. Однако не может и не должен единствен­ ный теперь в России завод пропашных тракторов решать свои проблемы в одиночку. Кто-то же еще в России остал­ ся, кому небезразлична ее продовольственная независи­ мость и самостоятельность — будь то власти предержащие или располагающие средства­ ми «новые русские»? Тем более сильный руко­ водитель, который действи­ тельно стремится к повыше­ нию эффективности произ­ водства и обладает для этого всем необходимым — влас­ тью, волей, опытом и знани­ ями, — на производстве уже есть. Если правильно опреде­ лить цели, стратегию, крите­ рии эффективности, разрабо­ тать план развития завода, максимально привлечь к вы­ полнению системно-техничес­ ких решений по выведению завода ий кризиса всех руко­ водителей и специалистов от­ дел в и цехов предприятия, то вполне можно добиться успеха. Правда, только с при­ влечением стартового капита­ ла. Он потребуется на приоб­ ретение недостающих компо­ нентов для качественного про­ изводства тракторов: специ­ ального режущего и мери­ тельного инструмента, оснас­ тки, оборотных средств, а так­ же на организацию оператив­ ного технического сервиса ре­ ализуемых тракторов, необхо­ димость которого давно назре­ ла. Нужно укомплектовать ключевые посты на заводе квалифицированными кадра­ ми, для чего повысить зар­ плату и вернуть ушедших с завода специалистов. Сначалом производства и реализации качественных тракторов резко возрастет спрос на них, и все затраты окупятся сторицей. Если сей­ час не предпринять неотлож­ ных и действенных мер по спасению завода и уникаль­ ного трактора, то через пол­ тора-два года сделать это бу­ дет куда труднее. Промедле­ ние же приведет к потере не только трактора, но и завода. А земля тем временем ждет... Александр ДУРМАНОВ, главный конструктор трактора ЛТЗ-155, кандидат технических наук. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КОГДА-ТО ЗДЕСЬ ГРЕМЕЛА ВОИНА... В годы Великой Отечественной войны Воловский рай­ он дважды оккуп№овали фашистские войска. 11амять об ожесточенных боях за воловскую землю хранят 19 воинских захоронений, 37 памятников и обелисков. События тех лет — благодатная почва для военно- патриотического воспитания молодежи. Трудно обозна­ чить ту грань, когда юношество впервые соприкасается с героическим прошлым. Быть может, о войне подрас­ тающее поколение узнает из рассказов ветеранов Ва­ силия Захаровича Гритчина, Алексея Алексеевича Рти­ щева, Егора Прохоровича Махрова. А может, яркие впе­ чатления в юных душ ах оставляет посещение школьно­ го музея. Скажем , в Гатищенской школе собран бога­ тый материал о земляке-фронтовике генерал-полков­ нике Кузьме Трубникове. Не один год ведут поисковую работу учащиеся Чесноченской средней школы ководством учителя Александра Иванина. под ру - сложилось содружество опытнеи- Под готовила Елена ТАРАВКОВА .^, в нынешнем году все образо­ вательные учреждения района уча­ ствовали в акции «Фронтовое пись­ мо». Школьники бережно записыва­ ли воспоминания ветеранов, соби­ рали бумаги, письма, документытех лет, хранившиеся в семьяхфронто­ виков. Все материалы, попавшие в руки воловских ребят, переданы в областной архив. А ученица Волов- ской средней школы Ольга Гнезди­ лова съездила в Липецк на област­ ную конференцию краеведческого движения «Отечество», где она рас­ сказала об итогах проведения опе­ рации «Фронтовое письмо». Нельзя не сказать и о 89 учени­ ческих бригадах, которые оказыва­ ют помощь одиноким и престаре­ лым гражданам. Все 180 фронтови­ ков, 90 вдов погибших и 114 вдов умерших участников войны окруже­ ны теплом и заботой. В нынешнем году на основании архивных данных удалось устано­ вить, что во время фашистской ок­ купации на территории районадей­ ствовал партизанский отряд, С с ^ - шистами сражались 127 комсо­ мольцев и коммунистов. А командо­ вал отрядом секретарь райкома ВКП(б) Николай Степанович Груз­ дев. Изучение архивных материалов продолжается. Воловцы поставили задачу установить, какая воинская часть освобождала тот или иной населенный пункт. Ине случайно в Воловском рай­ оне уже многие годы нет уклонис­ тов от службы в армии, при этом из воинских частей в адрес роди­ телей, школ, трудовых коллективов приходят благодарственные пись­ ма за хорошую службу солдат-во- ловцев. А в высших военных учеб- ньк заведениях обучается свыше 30 воловских ребят. Проявили себя воловцы и на службе в «горячих точках». Орде­ нами Мужества награждены Игорь Смыков (посмертно) и Николай Хле­ стов, медалями «За отвагу»—Сер­ гей Пикалов и Олег Зайцев, меда­ лями «За боевые заслуги» —Алек­ сей Горбовский и Александр Сте­ панов. Надолго останется в памяти учащихся Набережанской средней школы общешкольная линейка, на которой недавнему выпускнику Ни­ колаю Хлестову были вручены ор­ ден Мужества и боевая медаль. И когда его спросили: «Тяжело слу­ жить в Чечне?», он скромно отве­ тил: «Мне думается, что в годы Ве­ ликой Отечественной солдатам было намного тяжелее. Яже про­ сто исполнял свой долг». Таких вот парней воспитывает воловская зем­ ля. Думается, что опыт воловцев можно было бы позаимствовать и другим районам. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz