Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
I , ' : чл ШИПЕЦКАЯ г а з е т а 16 ноября 2001 г.с № 2 2 2 (2160 0 ) Таланты и поклонники: шесть ракурсов одного ДК ОВНУТРИДВОРЦОВОИ ДЕМОКРАТИИ иУМНЕИБЫТЬНУЖНЫМ Всегда трудно писать о людях сцены, людях творческих, одаренных. Не только потому, что у них особый взгляд на вещи, иное, оолее тонкое, восприятие мира, какая-то детская ранимость и незащищенность. Просто понимаешь; что бы ты ни сказал о них, этого всегда будет мало. Как ввести читателя за кулисы, к а к дать ему почувствовать, что такое упорные, до седьмого пота репетиции, бесконечное напряжение, к споры, усталость, выливающиеся в I конце концов в яркий I захватывающий праздник для I зрителей? А к а к описать ощущение К полета, которое испытывает в этот Я момент сам исполнитель, которым, может быть, дорохсит больше всего на свете?.. Но еще труднее ими руководить. Участь администратора театра, оркестра, клуба нелегка. Чтобы создать в творческом сообществе истинно дружескую атмосферу, где все на равных и нет места зависти и соперничеству, нужны огромный такт, терпение, проницательность. Мне показалось, что этими качествами обладает директор ДК НЛМК Сергей ТАШИНОВ, в чьем «подчинении» около десятка коллективов — заслуженных, прославленных, именитых. На днях Сергей Токторбаевич отметил свое 50-летие. Слово — юбиляру. Меня часто упрекают: мол, я со своими коллективами свечусь бук вально на всех праздниках, будь то День города, 8 Марта или Новый год. Дескать, куда ни кинь — всюду ДК НЛМК. А что тут плохого? Раз нас приглашают, а нередко и упрашива ют, значит, мы нужны. Для артиста ощупцение невостребованности, беспо лезности смерти подобно. Слава Богу, нам оно не знакомо. Мы тут как-то на планерке подсчитали: только за де сять месяцев этого года прошло 268 мероприятий. А это, между прочим, 27 концертов в месяц! Такой ритм требует от нас постоянного поиска, обновления репертуара, создания не обычных программ. Наши коллекти вы живые, развивающиеся, а самое главное, давно переросли рамки са модеятельных и ничуть не уступают профессиональным. Не скрою: гор жусь, что народный цирк «Юность» вернулся со Всероссийского фестива ля циркового искусства с десятью дип ломами по всем жанрам. Что народ ный духовой оркестр стал лауреатом престижного фестиваля духовой музы ки «Еврофанфары», получил золотую медаль. Приятно, что нас замечают и отмечают: недавно вот статус народ ного получил хор ветеранов. А детс кому ансамблю «Искорка» присвоено звание «образцовый». Но дело все-таки не в самих награ дах и званиях. Прежде всего, мы ра ботаем для людей и ради людей. К сло ву, ДК НЛМК — единственный не только в области, но и в регионе досу говый центр, не поддавшийся моде на смену вывески, сохранивший связь с профсоюзами: мы выполняем социаль но-творческие заказы комбината на организацию концертов к юбилеям ве теранов металлургии, внутрицеховым праздникам и так далее. Ну прямо как при социализме. Хотя вообще-то мы идем в ногу со временем. У нас, к при меру, настоящая внутридворцовая де мократия. Каждый имеет право голо са, возможность высказать свое суж дение по любым вопросам — творчес ким, организационным. Мне как на чальнику не приходится давить на ад министративный рычаг, сочинять при казы, обязывающие такого-то сотруд ника сделать то-то. Мы советуемся, спорим, предлагаем, а окончательное решение принимает худсовет. Смотрю я на своих коллег и зада юсь вопросом: «Что их тут держит?» Уж точно не копеечная зарплата, ведь ДК НЛМК — самостоятельное юриди ческое лицо, зарабатываем на жизнь как можем, хотя комбинат нам помо гал и помогает. Но тогда что же? Удер живает духовное, творческое, созида ющее общение. Право реализовать себя. Помните, как у Чехова: «Кто ис пытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют». А для многих участни ков наших коллективов это еще и воз можность постичь азы творческой про фессии, получить «корочку», которая может в дальнейшем пригодиться при поступлении в специальное учебное за ведение. Двери ДК открыты для всех — школьников, студентов, рабочих, пе дагогов, ученых. Мы никому не отка зываем, повторяя вслед за героем бра тьев Стругацких фразу: «Счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным». «РД 1 |АТЬ МИНУТ САНГЕЛОМ» Так называется новая постановка молодежного театра ДК НЛМК по «Провинциальным анек дотам» А. Вампилова. Вернее, ее еще пока нет. Есть интересная идея главрежа Игоря Коробова и жгучее желание актеров ее осуществить. Это будет спектакль о нашем време ни, в котором соседству ют человеческое сострада ние и звериная жесто кость, материальное бла гополучие и духовная ску дость... Все как в жизни, но только более крупно, рельефно, ведь театр — «не зеркало, а увеличи тельное стекло». Но это в перспективе. А пока — театральные будни с распределением ролей, отработкой сцен, «вхождением» в образ... — Работать нынче труднее, чем, скажем, де сять-пятнадцать лет назад, — сетует Игорь Коробов. — Молодежь напрочь от метает классику — Чехо ва, Островского, Молье ра... Это им неинтересно. Изменилось отношение к театру в целом. Сегодня это не самый популярный вид искусства. Гораздо проще кривляться на сце не под оглушительную музыку. Но такое «искус ство» ни уму, ни сердцу ничего не дает. На вопрос «Что де лать?» Игорь Александро вич отвечает одним сло вом: «Работать». Вопреки изменившемуся обще ственному укладу, навя зываемой против нашей воли переоценке ценнос тей. Вопреки ситуации, когда люди стали более скованными, разобщенны ми, как улитка прячутся в своей раковине. Попро буй достучись! Сам Коробов пришел в театр в седьмом классе. Потом были учеба в Там бовском филиале Москов ского института культу ры, служба в армии и воз вращение в театр, но уже в качестве режиссера-по- становщика. Сегодня под его началом — 20 чело век в возрасте от 14 до 36 лет. Это основной костяк театра. Бывает, появится в коллективе новичок, по сидит на репетиции, по слушает, посмотрит, заго рится и... больше не при ходит: трудно... Когда Игоря Алексан дровича просят дать мас тер-класс, помочь посту пить в престижный теат ральный вуз или учили ще, он не отказывает. Хотя считает, что актер — это не профессия, а диаг ноз, который ставится од нажды и на всю жизнь... ШТРИХИ и ФАКТЫ «юность», «ФАНТАЗЕРЫ», «НАТАЛИ»... В 1964 году в ДК НЛМК появился цирковой кружок, на первую репетицию которого при шли несколько человек. А через год они уже выступали на сцене с собственной програм мой. Хотя первые номера и трюки не отлича лись особой сложностью, зрителей покоряли оригинальность исполнения, фантазия, выдумка самодеятельных артистов. Так рождался на родный цирк «Юность». Первый большой успех пришел в 1967 году на зональном смотре самодеятельного искус ства в Воронеже, где цирку было присвоено звание лауреата. А в 1975 году он стал назы ваться народным. Гастроли по городам СССР, поездки в Англию, Италию, Германию, Болга рию... Сегодня возможностей для этого гораз до меньше, но руководитель коллектива, за служенный работник культуры РСФСР Михаил Титов и его коллеги с оптимизмом смотрят в будущее. Ведь «Юности» только 37. А в 37 Самому молодому коллективуДК металлур гов —детской хоровой студии «Фантазеры» — недавно исполнилось три года. Веселые, энер гичные девчонки и мальчишки в возрасте от 5 до 15 лет поют песни про «Пряничный домик», оЦаревну-Несмеяну»; «Мульти-пульти» и мно-' гое другое. Именно их голоса юные зрители Липецка слышат вДК металлургов и вДС «Юби лейный» на новогодних утренниках. Коллектив — лауреат и дипломант много численных конкурсов и фестивалей. Вмае 2001 г. «Фантазерам» было присвоено звание об разцового самодеятельного коллектива. Это заслуга и ребят, и их руководителя Инги Шме левой. Шоу-балет «Натали» был создан в ноябре 1993 г. В коллективе занимается прекрасная половина. «Натали» работает в стиле эстрад- : ного танца. В декабре-январе 2000-2001 гг. шоу-балет был приглашен Международной программой «Жизнь городов» г. Москвы в Африку, в Тунис на встречу нового тысячелетия. Все концерты с восторгом принимались зрителем. Гонораром песню НЕОПЛАТИШЬ... Когда русский народный хор имени А.П. Мистюкова приехал в Москву на Центральную студию звукозаписи и радиовещания для записи песен о комбинате и нашем Липецке (презентация этого диска состоялась в день рохедения АО «НЛМК»), там не поверили, что коллектив самодеятельный и большинство певцов понятия не имеют о нотах, октавах и других музыкальных премудростях. Наши земляки произвели настоящий фурор, уложившись с записью в рекордно короткие сроки — два дня, проявив высочайший профессионализм и собранность. Им аккомпанировал Государственный оркестр России под управлением Л.Г. Зыкиной... — На диске — 25 пе сен, — рассказывает руко водитель хора, заслужен ный работник культуры РФ Нина Аксенова, —шесть из них исполнил наш хор, ос тальные — звезды российс кой эстрады: Кобзон, Тол кунова, Лещенко и многие другие. Не скрою: нам было приятно очутиться в такой компании. А нашу корон ную «Липецкую-лиричес- кую» мы поем вместе с са мой Зыкиной, — добавляет она. И хорошо поставлен ным голосом поет: Д о г о р е л з а р е ч к о ю н е б а а л ы й с и т е ц , В с и н е й д ы м к е в е ч ^ а у т о п а е т Л и п е ц к . Ю н ы й м е с я ц к г о р о д у п о д о ш е л ст о р о н к о ю И р а с с ы п а л з о л о т о г д е -т о з а С т у д е н к а м и . . . В этой песне — и лю бовь к родному городу, ма лой родине, и душа, харак тер всего народа русского. Нина Григорьевна говорит просто: — Песня русская будет жить всегда. Это такая же классика, как Чайковский или Прокофьев. Русский народ и при любом царе пел. И в горе, и в радости. И сейчас поет, правда, меньше. Допустим, на том же комбинате рань ше в каждом цехе был свой хор, проводились смотры- конкурсы, праздники рус ской песни. А что сейчас? Большинство самодеятель ных коллективов распа лись, уступив место ново модным фольклорным груп пам вроде «Ивана Купа- лы», поющим только за деньги. Хор новолипецких ме таллургов — редкое ис ключение. На пороге свое го сорокапятилетия коллек тив не только сохранился, но и развивается, пополня ется новыми участниками. Сюда идут люди всех воз растов и профессий. Как ни странно, много молодых всерьез увлечены народным творчеством. Конечно, для того, чтобы «распеться», им понадобятся не годы — де сятилетия. И тут вся надеж да на ветеранов хора, кото рые помогут, подскажут, на учат. А вот с теми, кто постар ше, иная картина. — Берем только готовых певцов, людей с хорошими вокальными возможностя ми, — говорит Аксенова. — Начинать учиться петь на пенсии, как вы понимаете, поздновато. Популярность хора сре ди липчан Нина Григорьев на объясняет по-домашнему | теплой атмосферой в кол лективе, интересной, насы щенной жизнью. Только за последнее время побывали певцы и в Москве на съезде профсоюза металлургов, и в Рязани на фестивале на родного творчества имени А. Аверкина, и в Италии... Ну а проблемы — от них никуда не денешься. Особенно там, где люди дер жатся не на ставках и ок ладах, а на голом энтузиаз ме. —Трудно добиваться ка чества, когда пропускаются репетиции, — кто-то смог прийти, а кто-то не смог, был занят на работе, — се тует Аксенова. —То ли дело профессиональный коллек тив, где каждый на своем месте, получает зарплату. Но раз к нам идут не ради денег, раз нас принимает зритель, значит, мы чего-то стоим? И это вряд ли оку пит самый щедрый гоно рар... КАК«ЗАЖЧЕЬ» ИСКОРКУ? — Вы не вовремя, — огоро шили меня супруги Шутовы, ру ководители образцового детско го ансамбля «Искорка». — Мы ребят на осенние каникулы отпу стили. — И добавили: — Впер вые за весь учебный год. Такая у юных танцоров жизнь: постоянные репетиции, поездки, концерты, словом, рас слабляться не приходится. И сей час у них скорее не каникулы, а короткая передышка: на носу Но вый год к которому «Искорка»тра диционно готовит большую про грамму, как правило, из 12-14 но вых номеров. А вслед за январс кими утренниками для липецкой детворы начнутся другие заботы. —Еще не было случая, чтобы нас не пригласили выступать на каком-нибудь празднике, —гово рит Александр Шутов. —С одной стороны, это хорошо. Нам есть что показать, чем удивить зрителя. Но, с другой, темп работы про- .сто сумасшедший... Выдерживают его самые вы носливые, самые трудолюбивые и... самые умные: большинство участников ансамбля—хороши сты и отличники. —Ничего удивительного,—по ясняет Лариса Шутова. —Хорео графия —искусство. Тут требуют ся не только специальная подго товка, хорошая физическая фор ма, но и интеллект. К сожалению, не все родители это понимают. Многие приводят к нам детей по тому, что танцы нынче в моде, а не для того, чтобы воспитать разви тую, гармоничную личность. В Мос кве или Санкт-Петербурге, напри мер, ребенка не запишут в хо реографическую школу, студию или кружок, если его мама и папа не имеют высшего образования. Велика вероятность, что его до машняя обстановка далека от иде альной и что он плохо воспитан. —А вы всех детей берете? Или тоже вначале просите их родите лей предъявить «ко рочку»? — Что значит «всех»? К нам ццуг тол пами, как раньше в Мавзолей. Конечно, отбираем. Но дипломы с родителей не требуем. В вашем городе — иная культур ная среда. — Что значит в «вашем»? — Мы приехали в Липецк по распределению после МГИКа. Че стно говоря, не думали здесь за держиваться. Но создали свой ан самбль и по сей день работаем, потому что дело, в которое вкла дываешь душу, невозможно оста вить... В следующем году «Искорка» отметит свой четвертьвековой юбилей. За это время через нее прошли тысячи юныхлипчан. У мно гих из них уже растут дети, кото рые тоже приходят в ансамбль... Сейчас в «Искорке» — около 200 мальчишек и девчонок всех возра стов: есть младшая, средняя и старшая группы. А повзрослев, они переходят в танцевальный кол лектив «Лада», которым руководит все та же Лариса Шутова... Вот такая преданность делу, если угодно, одержимость. К слову, Лариса Николаевна не только замечательный балет мейстер, но и талантливый ху дожник, дизайнер, модельер, автор шикарной коллекции костюмов. А ее супруг Алек сандр — виртуозный режис сер и постановщик. К приме ру, может за двадцать минут создать новую хореографи ческую композицию... Среди их воспитанников —профессиональные хорео графы, танцоры, преподава тели школ искусств. Но для Шутовых это не самоцель. !^о- раздо важнее, считают они, пробудить в ребенке интерес, зажечь в нем духовную, твор ческую искру, без которой не мыслимы ни воспитание, ни культура. ОТСИМФОНИИдо ДЖАЗА Е4ародный духовой оркестр под управлением за служенного работника культуры РФ, композитора и ди рижера Леонида Ланга в особом представлении не нуж дается. Неоднократный победитель российских и м еж дународных конкурсов, он хорошо знаком липчанам. — Леонид Оттович, я в основном пишу об образова нии и с горечью вынухедена признать: некогда единая со ветская школа сегодня рас слоилась на элитную и мас совую. Из министерских до кументов последних лет сло восочетание «народное обра зование» вообще исчезло. А культура, искусство у нас еще народные? —К сожалению, уже нет. Если, раньше они всячески пропаганди ровались, служили эстетическо му и духовному воспитанию, то сегодня все слишком зависит от конъюнктуры и моды, от установ ки на шоу. Нас ведь как учили? Сцена —святое место. Искусство должно будить в человеке лучшие чувства, вести его за собой. А со временные певцы, музыканты, ак теры, напротив, идут у публики на поводу. У них иная цель—собрать аудиторию и получить деньги. В рыночных условиях культура неиз бежно превращается в товар, ко торый все хотят продать подороже. И часто перестает быть подлинной культурой. Увы, логика вещей силь нее логики людей. Но я все-таки на деюсь, что в России шоу-бизнес не приживется, сойдет «на нет» сам собой. —Да, но пока что поп-куль тура продолжает набирать обо роты. А как в этих условиях живется, работается вашему коллективу, вышедшему из со ветской эпохи? —Мы вынуждены соглашаться на компромиссы, считаться с тре бованиями заказчика. Но в то же время, где только можно, стараем ся напоминать о наших корнях, тра дициях. К примеру, сейчас мы де лаем обработки русских народных песен из репертуара Зыкиной, По номаренко, ансамбля «Золотое кольцо». Вообще безропотно нельзя идти за стадом, иначе по теряешь свое лицо. Думаю, у на шего коллектива оно есть. — О вашем профессиона лизме ходят легенды. Говорят, во время визита в Липецк лет чиков авиаполка «Нормандия- Неман» срочно понадобилось исполнить Гимн Французской республики. И вы в считанные минуты сочинили партитуру... —Было дело. Своим музыкан там я говорю: «Вы должны быть мобильными, уметь играть аб солютно все—от «Севильско го цирюльника» до «Сент-луи- блюза», уметь перевоплощать ся на ходу ^допустим, начать с пятой симфонии Бетховена и переключиться на волжские напевы или матаню... Если хо чешь быть интересен публике — нельзя ограничиваться од ним только «Парадным мар шем». И еще: нельзя играть строго по нотам. Как выдумае те, что отличает картину вели кого художника от просто хоро шего? Великое «чуть-чуть». Сделал штрих—и полотно ста новится неповторимым. Твоим. Так и в музыке. Каждое произ ведение нужно подавать с шар мом. Это, если угодно, основ ная заповедь нашего коллекти ва, которому, кстати, через два года исполнится 65 лет. Фактически ор кестр-ровесник НЛМК. Нынеш ний его состав — рабочие комби ната, которые играют уже по не сколько десятков лет. выходцы из детского образцового ансамбля «Товарищ», которым я в свое вре мя руководил, их дети... То есть ших музыкантов, которые, в принципе, не профессионалы. Люди друг к другу «притер лись», получилась сильная ко манда. Это как в спорте: если между игроками нет психоло гического контакта—пораже ние обеспечено. Надеюсь, на- Ш шей «сборной» оно не гро- ЗИТ... т а СПАШ ЛИПЕЦКИМ ТРАКТОР... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Практически распался «мозговой центр» предприя тия — отдел главного конст руктора, в котором из 350 ос талось 80 специалистов, а ду мающих, способных творить новое, — и того меньше, при чем в возрасте далеко за 60... Оказался невостребованным единственный не только вРос сии, но и в СНГ, десятилети ями создававшийся коллек тив высококвалифицирован ных конструкторов интег ральных тракторов. В отделе кадров с удоволь ствием давали расчет всем, невзирая на опыт, способнос ти, заслуги и стаж работы. Было заявлено даже, что мы, конструкторы, своим присут ствием усугубляем и без того тяжелое положение завода. В результате большинство вы росших на заводе конструк торов ушли в коммерцию, на НЛМК, ЗЕШод холодильников и другие организации, где по лучают приличную зарплату. Кто теперь будет работать за 740 рублей? Столько у нас по лучает конструктор 3-й кате гории, 1-й же — не намного выше: всего 960 рублей. На подготовку конструк тора среднего уровня уходит от двух до пяти лет, и если в ближайшее время не «влить» в отдел главного конструкто ра молодых специалистов, владеющих компьютерной графикой, через полтора-два года никто не сможет пере дать наработанный опыт со здания тракторов новой схе мы: он будет просто утерян! Нарушится преемствен ность в конструкторских ра ботах, а это —катастрофа для завода, если он, конечно, еще будет существовать к тому времени. Если же нет, то это катастрофа не меньшая... Р азвал коснулся не только конструктор ского отдела завода, но и его экспериментальной базы, других служб и цехов. Наряду с незавершенностью подготовки производства, низ кой технологической дисцип линой, недостаточной требова тельностью ОТК к качеству тракторов дефицит квалифи цированных кадров —одна из главных причин резкого па дения качества реализуемых тракторов в последние годы. «Если иметь завод, но ли шиться его работников, — говорили в ФРГ после войны, восстанавливая промышлен ность, — то завод зарастет травой. И наоборот, при раз рушении завода, но сохране нии рабочих последние могут построить новый завод». И правильно говорили... Усугубляет положение и отсутствие должного сервиса продаваемых тракторов. К примеру, при поломках трак тора финской фирмы «Вал- мет», работающего на ленин градских полях, финские спе циалисты восстанавливали его за 2-3 дня. А липчанам требовалось на устранение по ломок своего ЛТЗ-155 три- четыре недели. Понятно те перь, почему ленинградское хозяйство «Северная звезда», эксплуатировавшее наш трак тор, отказывается от него. Вот и получается, что ЛТЗ-155, ценой неимоверных усилий и нервов его создате лей выстоявший в неравной конкурентной борьбе, сегодня почти «угроблен». А ведь это единственный на заводе отве чающий современным требо ваниям и имеющий при соот ветствующем качестве уверен ный сбыт объект производ ства. К тому же для российских просторов ЛТЗ-155 более эф фективен, чем тракторы МТЗ-82. Характерно, что Харьковский тракторный за вод, копируя нас при созда нии значительно уступающе го ЛТЗ-155 так называемого пахотно-пропашного трактора интегральной схемы, начина ет вытеснять ЛТЗ с российс кого рынка... В Германии на фирме «Клаас» появился уже 3-го поколения интегральный трактор — энергосредство «Ксерион», в котором реали зовано большинство идей кон структоров ЛТЗ... В ывести Липецкий тракторный из за тяжного кризиса — нелегкая задача. Однако не может и не должен единствен ный теперь в России завод пропашных тракторов решать свои проблемы в одиночку. Кто-то же еще в России остал ся, кому небезразлична ее продовольственная независи мость и самостоятельность — будь то власти предержащие или располагающие средства ми «новые русские»? Тем более сильный руко водитель, который действи тельно стремится к повыше нию эффективности произ водства и обладает для этого всем необходимым — влас тью, волей, опытом и знани ями, — на производстве уже есть. Если правильно опреде лить цели, стратегию, крите рии эффективности, разрабо тать план развития завода, максимально привлечь к вы полнению системно-техничес ких решений по выведению завода ий кризиса всех руко водителей и специалистов от дел в и цехов предприятия, то вполне можно добиться успеха. Правда, только с при влечением стартового капита ла. Он потребуется на приоб ретение недостающих компо нентов для качественного про изводства тракторов: специ ального режущего и мери тельного инструмента, оснас тки, оборотных средств, а так же на организацию оператив ного технического сервиса ре ализуемых тракторов, необхо димость которого давно назре ла. Нужно укомплектовать ключевые посты на заводе квалифицированными кадра ми, для чего повысить зар плату и вернуть ушедших с завода специалистов. Сначалом производства и реализации качественных тракторов резко возрастет спрос на них, и все затраты окупятся сторицей. Если сей час не предпринять неотлож ных и действенных мер по спасению завода и уникаль ного трактора, то через пол тора-два года сделать это бу дет куда труднее. Промедле ние же приведет к потере не только трактора, но и завода. А земля тем временем ждет... Александр ДУРМАНОВ, главный конструктор трактора ЛТЗ-155, кандидат технических наук. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КОГДА-ТО ЗДЕСЬ ГРЕМЕЛА ВОИНА... В годы Великой Отечественной войны Воловский рай он дважды оккуп№овали фашистские войска. 11амять об ожесточенных боях за воловскую землю хранят 19 воинских захоронений, 37 памятников и обелисков. События тех лет — благодатная почва для военно- патриотического воспитания молодежи. Трудно обозна чить ту грань, когда юношество впервые соприкасается с героическим прошлым. Быть может, о войне подрас тающее поколение узнает из рассказов ветеранов Ва силия Захаровича Гритчина, Алексея Алексеевича Рти щева, Егора Прохоровича Махрова. А может, яркие впе чатления в юных душ ах оставляет посещение школьно го музея. Скажем , в Гатищенской школе собран бога тый материал о земляке-фронтовике генерал-полков нике Кузьме Трубникове. Не один год ведут поисковую работу учащиеся Чесноченской средней школы ководством учителя Александра Иванина. под ру - сложилось содружество опытнеи- Под готовила Елена ТАРАВКОВА .^, в нынешнем году все образо вательные учреждения района уча ствовали в акции «Фронтовое пись мо». Школьники бережно записыва ли воспоминания ветеранов, соби рали бумаги, письма, документытех лет, хранившиеся в семьяхфронто виков. Все материалы, попавшие в руки воловских ребят, переданы в областной архив. А ученица Волов- ской средней школы Ольга Гнезди лова съездила в Липецк на област ную конференцию краеведческого движения «Отечество», где она рас сказала об итогах проведения опе рации «Фронтовое письмо». Нельзя не сказать и о 89 учени ческих бригадах, которые оказыва ют помощь одиноким и престаре лым гражданам. Все 180 фронтови ков, 90 вдов погибших и 114 вдов умерших участников войны окруже ны теплом и заботой. В нынешнем году на основании архивных данных удалось устано вить, что во время фашистской ок купации на территории районадей ствовал партизанский отряд, С с ^ - шистами сражались 127 комсо мольцев и коммунистов. А командо вал отрядом секретарь райкома ВКП(б) Николай Степанович Груз дев. Изучение архивных материалов продолжается. Воловцы поставили задачу установить, какая воинская часть освобождала тот или иной населенный пункт. Ине случайно в Воловском рай оне уже многие годы нет уклонис тов от службы в армии, при этом из воинских частей в адрес роди телей, школ, трудовых коллективов приходят благодарственные пись ма за хорошую службу солдат-во- ловцев. А в высших военных учеб- ньк заведениях обучается свыше 30 воловских ребят. Проявили себя воловцы и на службе в «горячих точках». Орде нами Мужества награждены Игорь Смыков (посмертно) и Николай Хле стов, медалями «За отвагу»—Сер гей Пикалов и Олег Зайцев, меда лями «За боевые заслуги» —Алек сей Горбовский и Александр Сте панов. Надолго останется в памяти учащихся Набережанской средней школы общешкольная линейка, на которой недавнему выпускнику Ни колаю Хлестову были вручены ор ден Мужества и боевая медаль. И когда его спросили: «Тяжело слу жить в Чечне?», он скромно отве тил: «Мне думается, что в годы Ве ликой Отечественной солдатам было намного тяжелее. Яже про сто исполнял свой долг». Таких вот парней воспитывает воловская зем ля. Думается, что опыт воловцев можно было бы позаимствовать и другим районам. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz