Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
! 16 ноября 2001 г., № 222 (21600) ШИПБЦКАЯ •/Ж г а з е т а ДОЛГАЯДОРОГА 25-летнего Диму Волкова называют липецким Мересьевым: два года назад , проходя армейскую службу в чеченском городе Моздоке , он получил огнестрельное ранение черепа , рук и ног... Поистине, неисповеди мы пути Господни! Дима родом из Грозного, пересе лился в Липецк с семьей в начале 90-х, во время пер вой чеченской войны. Спу стя восемь лет — повестка из военкомата и возвраще ние на родину в форме ря дового ВЧ 74245. Отслу жил больше года шофером. Казалось, до дембеля — ру кой подать, но... Диме и двум офицерам было поручено доставить в Грозный боеприпасы. Доро га домой стала роковой. Ре бята отстреливались от бан дитов, пока не кончились патроны... Тяжело раненный, Вол ков попал вначале в рос товский, затем московский госпиталь им. Вурденко. Врачи делали все возмож ное и невозможное, чтобы спасти его. Он выжил. Но его внешность изменилась до неузнаваемости, а руки и ноги перестали слушаться... Уже в Липецке заведую щий отделением нейрохирур гии больницы ЛТЗ Петр Ко тиков сделал Диме сложней шую пластическую опера цию. А полученная при вы писке из столичной клиники рекомендация по разработке конечностей стала его на стольной книгой. Можно представить, сколько усилий стоило Диме научиться пере двигаться без инвалидной коляски и палочки! А вот руки пока так и не служат ему, как прежде. Но Дима продолжает бороться с неду гом. Знаете, какая у него меч та? Сесть за руль своего ма ленького автомобиля «Ока», проехаться по ставшему род ным Липецку... И он верит, что это произойдет. Жизнь ведь только начинается... В день рождения в гостях у него побывали председа тель Липецкого комитета солдатских матерей Надеж да Глущенко и Татьяна Глад ких, у которой двое сыновей- близнецов; один уже отслу жил в Моздоке, другой еще служит в Ханкале. Они вру чили Диме цветы и подарки. А еще его навестили журна листы местных телекомпа ний, подготовившие репор таж о судьбе солдата. Может быть, благодаря передаче или этой публикации о Диме узнают будущие сестры ми лосердия из Липецкого меди цинского колледжа? Дима очень нуждается в массаже, лечебной зарядке. А еще ему нужны просто поддержка, общение с неравнодушны ми, отзывчивыми людь ми... Ольга ГОРЛОВА, пресс-секретарь комитета солдатских матерей г. Липецка. Фото автора. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ! ^ - I т ^ М ■т Я , • • • В 1943 году в село Борино привезли ребятишек, которые сильно отличались от местных. Исхудавшие, бледные, замкнутые в себе, первое время они отказывались даже от игры в лап'^. Это были дети партизан, погибших в первые годы Великой Отечественной, мальчики и девочки, потерявшие своих матерей во время бомбежек или оккупации... С них и начинался детский дом, который стоит на этом мес те до сего времени. Сегодня в нем, несмотря на мирное время, такое же количество детей-сирот, как в 43-м, — сто человек. Гор диться геройскими поступками .своих отцов им не приходится. Но надеждой на то, что мамы или папы о них вспомнят, отыщутся, живут почти все. Правда, порою страдания детей были за преде лами дома такими, что они не хо тят покидать его, даже если есть к кому поехать... Валеру Драчева его бабушка с Украины разыскивала более шести лет. Ее дочь, потерявшая себя, не понимающая, зачем она живет, скиталась с сыном многие годы... Однажды Валера попал сюда, в этот детский дом. Не слу чись это, неизвестно, остался ли бы он в живых. Мать сгорела. За живо. Не смогла проснуться-оч- нуться после очередного застолья. Когда бабушка отыскала наконец- то внука, она не сомневалась, что заберет его с собой. А мальчик растерялся. Ему трудно было по верить, что в далеких Холмогорах, на Украине, тоже хорошо. И там у него будет отдельная кровать, как и здесь. И можно будет поесть досыта... Первые холмогорские весточ ки от мальчика успокоили воспи тателей. Потом они стали прихо дить реже. Видимо, Валера при вык и начал, слава Богу, забывать, что когда-то был сиротой. У каждого ребенка своя судь ба. И кому-то везет: он встречает добрых людей, которые восполня ют ему то, что должны были дать, да не-дали родители. Уже несколько лет жители Бо рино, особенно работники само го детдома и местной больницы, берут в свои семьи сирот на лето. Не от большого достатка, разуме ется. И уж точно не ради матери ального пособия. Просто есть сре ди нас люди, у которых сердце чуть больше и добрее, которые острее сострадают и жалеют. Очень часто дети, приглашенные в гости всего на три месяца, ос таются в семьях на долгие годы. Только за прошлое лето жители села Борино взяли под опеку де сять ребят. В этом году тоже у не скольких сирот появились опеку ны. Объяснения на сей счет раз ные. Но в большинстве короткие и немудреные: «Полюбили»... «Не можем отпустить от себя...» «Нельзя, чтобы было столько си рот на свете...» «У нас достаточно сил, чтобы воспитать еще одного ребенка». У Татьяны Рукавишниковой, молоденькой воспитательницы детского дома, забот в последнее время немало. Не так давно ро дилась двойня. Девочки Лера и Катя. Им нужно столько внимания, что только маминых рук не хвата ет. Помогают близкие. И несмот ря на это, Таня не забыла о своем обещании взять еще раз на лето свою воспитанницу Наташу Паш кову. Девочка, казалось, всю свою недолгую жизнь прожила с нею. Помогала, возилась с ее дочками, словно они ее младшие сестрен ки. (Кстати, у нее и свои есть, тоже в детском доме). У Тани была своя уютная комната. Да нет, не была, а есть. Наташа осталась в доме Р’укавишниковой, которая теперь ее опекунша... А вот семья Остроусовых взя ла сразу двоих детдомовцев: бра тьев Алексея и Александра.И ни чего, что у Светланы и Николая своих двое и Света не работает, потому что младшенькой Марине всего два года. Узнаешь о таком и вновь пробуешь понять, вы спросить: «Зачем вам это? Как ре- шились-то?» —Что значит—«зачем»?—го ворит Светлана. —Им это нужно, детям. Пожить в семье. Увидеть, как закрывают компоты, насажи вают червяка на крючок удочки, как по вечерам все за стол садят ся. А мы беднее от этого не ста нем. Характеры мальчишек, кото рых на лето приютили Остроусо- вы, разные, даром что братья, Алексей—серьезный, сосредото ченный, а Саша — непоседа, ве сельчак. Старшему и дядя Коля, и тетя Света посоветовали посту пать в кадетский корпус. Младше го, понятно, больше опекали, по рой даже баловали. Привязались к пацанам Марина и пятнадцати летняя Ирина. Да, потом ребята вернулись в детдом. Но лето у Остроусовых не прошло бесслед но... В семье Губановых тоже была гостья — Настя. Сначала было трудновато: жили втроем, и вдруг — новый человек в доме. При сматривался к ней и симпатичный пес Зиновий, привыкший быть любимцем в доме. А потом в се мье все стало на свои места. А в школу Настя пошла с новой при ческой. Когда спрашивали, кто ее так красиво подстриг, девочка с гордостью отвечала: «Моя Ната ша...» Сейчас в Боринском детском доме потихоньку готовятся к юби лею. До большого праздника еще далеко. Но здесь бывают и ма ленькие, порой неожиданные. Ска жем, сюда привозят гостинцы, по дарки совершенно незнакомые люди. И делают это скромно, по чти виновато: только примите то, что может помочь сиротам. Но случаются и горькие дни. Вот пропала детдомовская ло шадь, Майка. Продукты, конечно, есть на чем подвозить —получи ли в подарок трактор. Но ребята до сих пор не могут забыть свою любимицу, которая могла здоро ваться, проводя своими мягкими губами по ладошкам. Может, по нимала, что этим ребятишкам не достает ласки, добра. Когда ее украли, дети долго в себя прийти не могли. А вместе с ними и мно гие односельчане. Говорят, что боринцы постараются, чтобы ло шадь в этом доме все-таки была. В Борино уж так повелось: и ра дости, и горести детского дома делить на всех... Галина КОЖУХАРЬ. На снимках: обитатели Боринского детского дома. Фото Дмитрия ДРОБЫШЕВА. Е сть в Зодонске маленький низкий дом. У него вековая история. Но дворе новое тысячелетие, о он, кажется, остался в прошлом, живет отдельной жизнью. Он устоял под бомбежками , не сгорел в огне пожаров. Его стены помнят несколько поколений замечательной семьи Елецких... Ее основатель появился в Задонске аж в 1776 году — в год мждения города. А ро дом Даниил Гаврилович был из Ельца, потому и фамилию такую получил — Елецких. Его потомки в середине XIX века приобрели сильно по страдавшее от пожара жилье лесника и на старинном фун- мменте построили то, что Елецких считают теперь ро довым гнездом. Революцию 1917 года в этом доме встретила девушка по имени Прасковья. Приро да наделила ее не только кра сотой, но и волевым характе ром, выносливостью, стойко стью духа. Прасковья полу чила хорошее образование: закончила женскую гимна зию (ныне — задонская сред няя школа № 2) и елецкие пе дагогические курсы, была необычайно начитанная, зна ла несколько европейских языков. Совсем юной она вышла замуж за местного священника, стала матерью троих детей. Вскоре в стране началась коллективизация. И во мно гие семьи пришла беда. Не обошла она и Елецких. Од нажды в дверь нетерпеливо постучали вооруженные, за тянутые кожаными ремнями люди. Глава семьи спасся чу дом: переоделся в женское платье и, улучив минуту, выс кочил из дома... Жить было не на что. Прасковье Федоровне мест ные власти не позволяли ра ботать в школе — жена свя щенника, мол, добру детей не научит. И все же Елецких вы жили. 22 июня 1941. Война. Днем позднее Прасковья Фе доровна провожала мужа на фронт. А спустя некоторое время добровольцем ушел старшенький —Алексеи. Ос тавшиеся в тылу работали для Победы. Младшая Галя соби рала посылки для солдат, не жалея сил, трудились в поле. Много лет спустя Галина Фе доровна Елецких получит ме даль «За доблестный труд в годы Великой Отечествен ной». 9 мая 1945 года Е1пецких запомнили на всю жизнь. В тот день Прасковья Федоров на долго стояла у калитки и мяла в руке желтый листок похоронки. Сын, Алексей, пройдя всю войну, не полу чив ни одного ранения, погиб 5 мая 45-го, на подступах к Берлину. Вот когда понадоби лась Прасковье Федоровне вся ее железная воля. Нет, боль не утихала, и все же жизнь возвращалась на круги своя. Прасковья Фе доровна наконец стала рабо тать учительницей начальных Г ) ] го ды и СУАЬБЫ 1 \ 0 классов в школе села Гнилу- ша. Гладко причесанная, с бе зупречной осанкой, приветли вая и вместе с тем строгая, она словно связывала дорево люционные времена с советс кой эпохой. Ее дочь Галина закончи ла Пермский фармацевтичес кий институт, несколько лет была химиком-аналитиком в одной из аптек казахстанско го города Усть-Каменогорск. Однажды в поезде она позна комилась с человеком, кото рый стал ее мужем — Юрий Кулебин, симпатичный чело век, кандидат лесотехничес ких наук, фуюнтовик, закон чивший воину под стенами рейхстага, сразу же пригля нулся девушке. В том же году они поженились. Галина пе реехала к мужу в Свердловск. Там у них родилась дочь Светлана. Но семейное счас тье было недолгим: Юрия Григорьевича не стало. Воен ные раны сделали свое дело... Помнится, героине рома на «Унесенные ветром» пере жить невзгоды помогала род ная земля: когда было труд но, она рвалась в свою Тару. Вот и Галину Федоровну по тянуло в Задонск. Вскоре она с маленькой дочкой и мате рью перешагнула порог роди тельского дома. Отца Галины уже не было в живых. Исчез ла прекрасная библиотека, которую Елецких собирали более ста лет: ею распоряди лись квартиранты по своему усмотрению. Но три пары золотых жен ских рук вдохнули в старые стены новую жизнь. Праско вья Федоровна отдалась сво ей давней страсти — флорис тике. Она разводила дивные цветы на своем земельном участке, составляла из них оригинальные букеты, нет, не на продажу, а для души. В семидесятые годы Прасковья Федоровна Елецких была по истине профессором област ной флористики. В архиве Елецких хранятся десятки по четных грамот, полученных ею на различных выставках. А Галина Федоровна все свои силы отдавала работе. Но не только. Именно она организовала первую выстав ку цветов в Задонске, за что получила нагрудный знак «За охрану природы России». Было у нее и еще одно увле чение — вышивка. Изуми тельные вышитые ею натюр морты, пейзажи и портреты демонстрировались на облас тных выставках изобрази тельного II декоративно-при кладного искусства, где полу чали самые высокие оценки зрителей. Человек открытый, общи тельный, Галина Федоровна умела дружить. В 60-е годы гостеприимный дом Елецких чем-то напоминал петербург ские салоны начала XX века. Его постоянно посещали уче ные МГУ и ВГУ, липецкие и московские художники, писа тели, журналисты. Особенно крепкая дружба завязалась у Елецких с семьей известного актера Олега Видова. Отец Олега, Борис Николаевич, по воспоминаниям дочери Гали ны Федоровны, Светланы, был на редкость образован ным и интеллигентным чело веком. Сам актер мечтал по бывать в Задонске, но так и не смог. Но в семейном аль боме Елецких много фотогра фий Олега Видова с трога тельными надписям «На па мять». Здесь же снимки дру гих актеров — Евстигнеева и Коняева. Из воспоминаний Светла ныЮрьевны Елецких-Нечае- вой: «В доме был^дивитель- ная атмосфера. По вечерам бабушка устраивала семейные чтения. Красивым, по-актер ски поставленным голосом читала произведения Лермон това, прозу отсских класси ков, романы Драйзера и Гол- суорси». Своих детей Светлана Юрьевна воспитывает тради ционно, как всегда в семье Елецких было заведено: до верием. «Мама никогда не повышала на меня голос. И я никогда не стояла в углу, —говорит Виктория Нечаева. — Зато она всегда читала мне стихи». Виктория — студентка. Мечтает жить и работать в большом городе. Дай-то Бог. Но мне почему-то кажется, что пройдут годы, и однажды «старый дом, давно забывший свою юность», позовет и ее. И она обязательно сюда вер нется. Татьяна АЛЕКСЕЕВА, выпускница историчес кого факультета ЛГПУ. г. Задонск. На снимке; Светлана Елецких-Нечаева в своем родовом гнезде. Фото Алексея СТЕПАНШЦЕВА ПОСОБИЕ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» РОДИТЕЛЕЙ СОЗНАТтЬНОЕОТНОШЕНИЕк БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ ПСИХОЛОГИ ИРИ А МЕДВЕДЕВА И ТАТЬЯНА ШИШОВА ПРОДОЛЖАЮТ СЕРИЮ СВОИХ аАТЕЙ В НАШЕМ «ОЧАГЕ» Вспомним притчу о блудном сыне. Как всякая настоящая притча, она многомерна. Это и история целых народов, прошедших путь от рабства через бунт к добровольному следова нию государственному за кону, и путь отдельного человека, который сначала вынужденно зависит от ро дителей, потом — иногда очень бурно! — пережива ет подростковый протест и в конце концов взрослеет и приходит к осознанному почитанию родительского авторитета. Блудный сын — это и распутник-гуляка, который после всех своих бесчинств и безумств греет кости у семейного очага, став ревнивым мужем и строгим отцом. Это и эмиг рант, который с прокляти ями покидает родину, что бы в конце жизни мечтать лишь об одном: припасть к родной земле. И это, конеч но же, богоборец с его дер зкой, но напрасной попыт кой создать мир без Отца и с трагическим крахом этой инфантильной затеи в фи нале... Нам же интересно пого ворить о стереотипе, о тра диции, о традиционной нравственности в связи с психикой ребенка. Грандиозные открытия в этой области были сдела ны крупнейшим психоло гом, психиатром и филосо фом Карлом Юнгом. Он первый сказал о том, что психика отдельного челове ка на разных возрастных этапах повторяет путь раз вития всего человечества, что в недрах человеческой души живёт память об ис тории всего человеческого рода. Что, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут в челове ке и свойства его далёких предков. А потому поведе ние может быть обусловле но, помимо всего прочего, памятью предков — тем, что Юнг называл коллек тивным бессознательным. Юнг принялся исследо вать мир снов, своих и чу жих. И обнаружил, что че ловеческие сны буквально переполнены древнейшими символами. Эти символы присутствуют в сновидени ях самых разных людей не зависимо от возраста, расы и социального положения. Получалось, что, когда чело век бодрствует, память пред ков спит, а когда он засыпа ет, она пробуждается и влас тно напоминает о себе. Впрочем, память предков мы можем ощутить в себе, не только когда спим. Человек, впервые севший на лошадь, будто узнаёт в себе что-то. И это «что-то» сообщает ему беспричинную радость и бес причинную отвагу. Дело, на верное, в том, что в этот мо мент происходит встреча. Встреча древнейшего спутни ка человека с древнейшим человеком, который живет в нас. В глубинах, быть может, — на самом дне нашей души. В нас пробуждается, по опре делению Юнга, архетип («архе» — первоначало). Почему у потомственного интеллигента, городского жителя в четвёртом поколе нии, пришедшего на фольк лорный концерт, при первых же звуках казацкой песни может возникнуть чувство, будто ему всё это знакомо и было знакомо всегда? Это в нём, как сказал нам один наш знакомый, запели хором все его прадедушки-казаки. А вот что писал великий польский педагог, легендар ный директор Дома сирот Януш Корчак: «...бывают дети, которые старше своих десяти лет... В крови их моз говых извилин скопилась мука многих страдальческих столетий. При малейшем раз дражении имеющаяся в по тенции боль, скорбь, гнев, бунт прорываются наружу, оставляя впечатление несоот ветствия бурной реакции (в данном случае Корчак имеет в виду ночной плач одного из своих подопечных) незначи тельному раздражению. Не ребёнок плачет, то плачут сто летия, причитают горе да пе чаль не потому, что он посто ял в углу, а потому что их угнетали, гнали, притесняли, отлучали». А помните хрестоматий ную сцену из «Войны и мира», где Наташа Ростова в гостях у дядюшки пускается в пляс? «Где, как, когда всо сала в себя... графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти при ёмы?.. — восхищённо вопро шает Толстой. И добавляет: — Но дух и приёмы были те самые, неизучаемые, рус ские...» Мир, в котором мы жи вём, полон трудноуловимых «напоминаний». Казалось бы, какая разница — как по здороваться, какой вопрос задать при встрече? Назвать старшего на «вы» или на «ты»? Подумаешь, пустая условность! Но в том-то и дело, что условность никог да не бывает пустой. Она все гда наполнена содержанием. Тем или другим. Скажем, нашим школь никам даже в голову не при дёт «тыкать» учителю. А вот американскому мальчику, который уже целый год про жил в России и прекрасно знает, что значит «вы» и что значит «ты», всё равно непо нятно, зачем обращаться к взрослому на «вы». Условность? Мелочь? На первый взгляд, да. Но за ней стоит целая система отноше ний. Разве можно себе пред ставить в нашей школе сце ну, которую мы видели в од ном американском фильме? Учительница приходит в класс. У неё только что тра гически погиб отец (его звер ски убили). Она ведёт урок. Очаровательные дети лет семи-восьми доброжелатель но её слушают. Внезапно вес нушчатая девочка поднима ет руку, встаёт и спрашива ет: — Правда, что твоего папу убили? — Правда, — с невозму тимой улыбкой отвечает учи тельница. Довольная отве- Рисунок Елены БЕЗРЯДИНОЙ. том девочка садится, а учи тельница продолжает объяс нять урок. Через пару минут малышка опять тянет руку: — Послушай, а как имен но его убили: из ружья или из пистолета? — Его зарезали ножом, — спокойно удовлетворяет детское любопытство учи тельница... Условности создают усло вия. А вот ещё пример. И для большей последовательности в том же «американо-рус ском» ключе. Что говорит девочка, ока завшись у постели матери, только что перенесшей тяже лую операцию? — Как ты себя чувству ешь, мамочка? Тебе очень больно? Это у нас. А в Америке вполне лю бящая дочь (если не верите, посмотрите американские фильмы!) спросит: — Ну как, мам? С тобой всё в порядке? И тут же начинает гово рить о совершенно посторон них вещах. Ну, а это уже не из филь ма. У нашей знакомой рус ской женщины, волею судеб оказавшейся в Америке, ско ропостижно умер муж. На следующий день после похо рон она вышла на работу. И сослуживцы, осведомлённые о её трагедии, участливо по интересовались: —Ольга, у тебя все о’кей? А теперь мы поинтересу емся: вам захоте лось бы в ответ на такое участие по делиться своим горем, как приня то у нас?.. (Заме тим в скобках, что у американ цев не принято жаловаться и во обще изливать душу. Не только сослуживцам — даже близким друзьям.) Случайно, что в одной стране, у одного народа одни культурные устои, а в другой стране, у другого народа — иные? Конечно же, нет. Спрашивает ся, зачем мы за вели об этом речь? Зачем влез ли в такие дебри? При чём тут дети и их воспитание? А вот при чём. По мне нию того же Юнга, если не принимать во внимание опыт архетипов, пренебре гать традициями, то «архе типические образы могут вторгнуться в сознание в са мых примитивных формах и в результате привести к тяжелейшей патологии личности». Вторжение кол лективного бессознательно го, как считал Юнг, ведёт к индивидуальным и кол лективным психозам, ибо «душа народа есть лишь не сколько более сложная структура, чем душа инди вида». Сегодня этот разговор актуален для каждого из нас, ведь наступило такое время, когда под лозунгом экономических и полити ческих перемен в России происходит нечто гораздо более серьёзное: попытка разрушить национально культурный архетип. А душа народа при всей своей кажущейся эфемер ности очень прочна и устой- чива^ гораздо прочнее или устойчивее того или друго го государственного строя или перестройки. Но никто не считал и те перь никогда не сосчитает, сколько отдельных душ было покалечено в ту же петровскую эпоху. А сегод ня — разве не видно даже невооруженным глазом, у скольких людей «едет кры ша», как обострились пси хические болезни? У детей же гораздо бо лее хрупкая,более неустой чивая, более уязвимая пси хика, чем у взрослых. И как ни утешительно звучит поговорка: «Перемелется — мука будет» — всегда про себя думаешь: «Оно, конечно, переме лется, только бы ребёнка моего пощадили мельнич ные жернова истории...» Не будем себя обманы вать; нормальное, то есть традиционное воспитание сегодня дети могут полу чить только в семье. И на патетический вопрос: «Если не я, то кто же?» — роди тели должны ответить со спокойной трезвость'ю: «Никто». И постараться сделать всё, что в их силах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz