Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

! 16 ноября 2001 г., № 222 (21600) ШИПБЦКАЯ •/Ж г а з е т а ДОЛГАЯДОРОГА 25-летнего Диму Волкова называют липецким Мересьевым: два года назад , проходя армейскую службу в чеченском городе Моздоке , он получил огнестрельное ранение черепа , рук и ног... Поистине, неисповеди­ мы пути Господни! Дима родом из Грозного, пересе­ лился в Липецк с семьей в начале 90-х, во время пер­ вой чеченской войны. Спу­ стя восемь лет — повестка из военкомата и возвраще­ ние на родину в форме ря­ дового ВЧ 74245. Отслу­ жил больше года шофером. Казалось, до дембеля — ру­ кой подать, но... Диме и двум офицерам было поручено доставить в Грозный боеприпасы. Доро­ га домой стала роковой. Ре­ бята отстреливались от бан­ дитов, пока не кончились патроны... Тяжело раненный, Вол­ ков попал вначале в рос­ товский, затем московский госпиталь им. Вурденко. Врачи делали все возмож­ ное и невозможное, чтобы спасти его. Он выжил. Но его внешность изменилась до неузнаваемости, а руки и ноги перестали слушаться... Уже в Липецке заведую­ щий отделением нейрохирур­ гии больницы ЛТЗ Петр Ко­ тиков сделал Диме сложней­ шую пластическую опера­ цию. А полученная при вы­ писке из столичной клиники рекомендация по разработке конечностей стала его на­ стольной книгой. Можно представить, сколько усилий стоило Диме научиться пере­ двигаться без инвалидной коляски и палочки! А вот руки пока так и не служат ему, как прежде. Но Дима продолжает бороться с неду­ гом. Знаете, какая у него меч­ та? Сесть за руль своего ма­ ленького автомобиля «Ока», проехаться по ставшему род­ ным Липецку... И он верит, что это произойдет. Жизнь ведь только начинается... В день рождения в гостях у него побывали председа­ тель Липецкого комитета солдатских матерей Надеж­ да Глущенко и Татьяна Глад­ ких, у которой двое сыновей- близнецов; один уже отслу­ жил в Моздоке, другой еще служит в Ханкале. Они вру­ чили Диме цветы и подарки. А еще его навестили журна­ листы местных телекомпа­ ний, подготовившие репор­ таж о судьбе солдата. Может быть, благодаря передаче или этой публикации о Диме узнают будущие сестры ми­ лосердия из Липецкого меди­ цинского колледжа? Дима очень нуждается в массаже, лечебной зарядке. А еще ему нужны просто поддержка, общение с неравнодушны­ ми, отзывчивыми людь­ ми... Ольга ГОРЛОВА, пресс-секретарь комитета солдатских матерей г. Липецка. Фото автора. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ! ^ - I т ^ М ■т Я , • • • В 1943 году в село Борино привезли ребятишек, которые сильно отличались от местных. Исхудавшие, бледные, замкнутые в себе, первое время они отказывались даже от игры в лап'^. Это были дети партизан, погибших в первые годы Великой Отечественной, мальчики и девочки, потерявшие своих матерей во время бомбежек или оккупации... С них и начинался детский дом, который стоит на этом мес­ те до сего времени. Сегодня в нем, несмотря на мирное время, такое же количество детей-сирот, как в 43-м, — сто человек. Гор­ диться геройскими поступками .своих отцов им не приходится. Но надеждой на то, что мамы или папы о них вспомнят, отыщутся, живут почти все. Правда, порою страдания детей были за преде­ лами дома такими, что они не хо­ тят покидать его, даже если есть к кому поехать... Валеру Драчева его бабушка с Украины разыскивала более шести лет. Ее дочь, потерявшая себя, не понимающая, зачем она живет, скиталась с сыном многие годы... Однажды Валера попал сюда, в этот детский дом. Не слу­ чись это, неизвестно, остался ли бы он в живых. Мать сгорела. За­ живо. Не смогла проснуться-оч- нуться после очередного застолья. Когда бабушка отыскала наконец- то внука, она не сомневалась, что заберет его с собой. А мальчик растерялся. Ему трудно было по­ верить, что в далеких Холмогорах, на Украине, тоже хорошо. И там у него будет отдельная кровать, как и здесь. И можно будет поесть досыта... Первые холмогорские весточ­ ки от мальчика успокоили воспи­ тателей. Потом они стали прихо­ дить реже. Видимо, Валера при­ вык и начал, слава Богу, забывать, что когда-то был сиротой. У каждого ребенка своя судь­ ба. И кому-то везет: он встречает добрых людей, которые восполня­ ют ему то, что должны были дать, да не-дали родители. Уже несколько лет жители Бо­ рино, особенно работники само­ го детдома и местной больницы, берут в свои семьи сирот на лето. Не от большого достатка, разуме­ ется. И уж точно не ради матери­ ального пособия. Просто есть сре­ ди нас люди, у которых сердце чуть больше и добрее, которые острее сострадают и жалеют. Очень часто дети, приглашенные в гости всего на три месяца, ос­ таются в семьях на долгие годы. Только за прошлое лето жители села Борино взяли под опеку де­ сять ребят. В этом году тоже у не­ скольких сирот появились опеку­ ны. Объяснения на сей счет раз­ ные. Но в большинстве короткие и немудреные: «Полюбили»... «Не можем отпустить от себя...» «Нельзя, чтобы было столько си­ рот на свете...» «У нас достаточно сил, чтобы воспитать еще одного ребенка». У Татьяны Рукавишниковой, молоденькой воспитательницы детского дома, забот в последнее время немало. Не так давно ро­ дилась двойня. Девочки Лера и Катя. Им нужно столько внимания, что только маминых рук не хвата­ ет. Помогают близкие. И несмот­ ря на это, Таня не забыла о своем обещании взять еще раз на лето свою воспитанницу Наташу Паш­ кову. Девочка, казалось, всю свою недолгую жизнь прожила с нею. Помогала, возилась с ее дочками, словно они ее младшие сестрен­ ки. (Кстати, у нее и свои есть, тоже в детском доме). У Тани была своя уютная комната. Да нет, не была, а есть. Наташа осталась в доме Р’укавишниковой, которая теперь ее опекунша... А вот семья Остроусовых взя­ ла сразу двоих детдомовцев: бра­ тьев Алексея и Александра.И ни­ чего, что у Светланы и Николая своих двое и Света не работает, потому что младшенькой Марине всего два года. Узнаешь о таком и вновь пробуешь понять, вы­ спросить: «Зачем вам это? Как ре- шились-то?» —Что значит—«зачем»?—го­ ворит Светлана. —Им это нужно, детям. Пожить в семье. Увидеть, как закрывают компоты, насажи­ вают червяка на крючок удочки, как по вечерам все за стол садят­ ся. А мы беднее от этого не ста­ нем. Характеры мальчишек, кото­ рых на лето приютили Остроусо- вы, разные, даром что братья, Алексей—серьезный, сосредото­ ченный, а Саша — непоседа, ве­ сельчак. Старшему и дядя Коля, и тетя Света посоветовали посту­ пать в кадетский корпус. Младше­ го, понятно, больше опекали, по­ рой даже баловали. Привязались к пацанам Марина и пятнадцати­ летняя Ирина. Да, потом ребята вернулись в детдом. Но лето у Остроусовых не прошло бесслед­ но... В семье Губановых тоже была гостья — Настя. Сначала было трудновато: жили втроем, и вдруг — новый человек в доме. При­ сматривался к ней и симпатичный пес Зиновий, привыкший быть любимцем в доме. А потом в се­ мье все стало на свои места. А в школу Настя пошла с новой при­ ческой. Когда спрашивали, кто ее так красиво подстриг, девочка с гордостью отвечала: «Моя Ната­ ша...» Сейчас в Боринском детском доме потихоньку готовятся к юби­ лею. До большого праздника еще далеко. Но здесь бывают и ма­ ленькие, порой неожиданные. Ска­ жем, сюда привозят гостинцы, по­ дарки совершенно незнакомые люди. И делают это скромно, по­ чти виновато: только примите то, что может помочь сиротам. Но случаются и горькие дни. Вот пропала детдомовская ло­ шадь, Майка. Продукты, конечно, есть на чем подвозить —получи­ ли в подарок трактор. Но ребята до сих пор не могут забыть свою любимицу, которая могла здоро­ ваться, проводя своими мягкими губами по ладошкам. Может, по­ нимала, что этим ребятишкам не­ достает ласки, добра. Когда ее украли, дети долго в себя прийти не могли. А вместе с ними и мно­ гие односельчане. Говорят, что боринцы постараются, чтобы ло­ шадь в этом доме все-таки была. В Борино уж так повелось: и ра­ дости, и горести детского дома делить на всех... Галина КОЖУХАРЬ. На снимках: обитатели Боринского детского дома. Фото Дмитрия ДРОБЫШЕВА. Е сть в Зодонске маленький низкий дом. У него вековая история. Но дворе новое тысячелетие, о он, кажется, остался в прошлом, живет отдельной жизнью. Он устоял под бомбежками , не сгорел в огне пожаров. Его стены помнят несколько поколений замечательной семьи Елецких... Ее основатель появился в Задонске аж в 1776 году — в год мждения города. А ро­ дом Даниил Гаврилович был из Ельца, потому и фамилию такую получил — Елецких. Его потомки в середине XIX века приобрели сильно по­ страдавшее от пожара жилье лесника и на старинном фун- мменте построили то, что Елецких считают теперь ро­ довым гнездом. Революцию 1917 года в этом доме встретила девушка по имени Прасковья. Приро­ да наделила ее не только кра­ сотой, но и волевым характе­ ром, выносливостью, стойко­ стью духа. Прасковья полу­ чила хорошее образование: закончила женскую гимна­ зию (ныне — задонская сред­ няя школа № 2) и елецкие пе­ дагогические курсы, была необычайно начитанная, зна­ ла несколько европейских языков. Совсем юной она вышла замуж за местного священника, стала матерью троих детей. Вскоре в стране началась коллективизация. И во мно­ гие семьи пришла беда. Не обошла она и Елецких. Од­ нажды в дверь нетерпеливо постучали вооруженные, за­ тянутые кожаными ремнями люди. Глава семьи спасся чу­ дом: переоделся в женское платье и, улучив минуту, выс­ кочил из дома... Жить было не на что. Прасковье Федоровне мест­ ные власти не позволяли ра­ ботать в школе — жена свя­ щенника, мол, добру детей не научит. И все же Елецких вы­ жили. 22 июня 1941. Война. Днем позднее Прасковья Фе­ доровна провожала мужа на фронт. А спустя некоторое время добровольцем ушел старшенький —Алексеи. Ос­ тавшиеся в тылу работали для Победы. Младшая Галя соби­ рала посылки для солдат, не жалея сил, трудились в поле. Много лет спустя Галина Фе­ доровна Елецких получит ме­ даль «За доблестный труд в годы Великой Отечествен­ ной». 9 мая 1945 года Е1пецких запомнили на всю жизнь. В тот день Прасковья Федоров­ на долго стояла у калитки и мяла в руке желтый листок похоронки. Сын, Алексей, пройдя всю войну, не полу­ чив ни одного ранения, погиб 5 мая 45-го, на подступах к Берлину. Вот когда понадоби­ лась Прасковье Федоровне вся ее железная воля. Нет, боль не утихала, и все же жизнь возвращалась на круги своя. Прасковья Фе­ доровна наконец стала рабо­ тать учительницей начальных Г ) ] го ды и СУАЬБЫ 1 \ 0 классов в школе села Гнилу- ша. Гладко причесанная, с бе­ зупречной осанкой, приветли­ вая и вместе с тем строгая, она словно связывала дорево­ люционные времена с советс­ кой эпохой. Ее дочь Галина закончи­ ла Пермский фармацевтичес­ кий институт, несколько лет была химиком-аналитиком в одной из аптек казахстанско­ го города Усть-Каменогорск. Однажды в поезде она позна­ комилась с человеком, кото­ рый стал ее мужем — Юрий Кулебин, симпатичный чело­ век, кандидат лесотехничес­ ких наук, фуюнтовик, закон­ чивший воину под стенами рейхстага, сразу же пригля­ нулся девушке. В том же году они поженились. Галина пе­ реехала к мужу в Свердловск. Там у них родилась дочь Светлана. Но семейное счас­ тье было недолгим: Юрия Григорьевича не стало. Воен­ ные раны сделали свое дело... Помнится, героине рома­ на «Унесенные ветром» пере­ жить невзгоды помогала род­ ная земля: когда было труд­ но, она рвалась в свою Тару. Вот и Галину Федоровну по­ тянуло в Задонск. Вскоре она с маленькой дочкой и мате­ рью перешагнула порог роди­ тельского дома. Отца Галины уже не было в живых. Исчез­ ла прекрасная библиотека, которую Елецких собирали более ста лет: ею распоряди­ лись квартиранты по своему усмотрению. Но три пары золотых жен­ ских рук вдохнули в старые стены новую жизнь. Праско­ вья Федоровна отдалась сво­ ей давней страсти — флорис­ тике. Она разводила дивные цветы на своем земельном участке, составляла из них оригинальные букеты, нет, не на продажу, а для души. В семидесятые годы Прасковья Федоровна Елецких была по­ истине профессором област­ ной флористики. В архиве Елецких хранятся десятки по­ четных грамот, полученных ею на различных выставках. А Галина Федоровна все свои силы отдавала работе. Но не только. Именно она организовала первую выстав­ ку цветов в Задонске, за что получила нагрудный знак «За охрану природы России». Было у нее и еще одно увле­ чение — вышивка. Изуми­ тельные вышитые ею натюр­ морты, пейзажи и портреты демонстрировались на облас­ тных выставках изобрази­ тельного II декоративно-при­ кладного искусства, где полу­ чали самые высокие оценки зрителей. Человек открытый, общи­ тельный, Галина Федоровна умела дружить. В 60-е годы гостеприимный дом Елецких чем-то напоминал петербург­ ские салоны начала XX века. Его постоянно посещали уче­ ные МГУ и ВГУ, липецкие и московские художники, писа­ тели, журналисты. Особенно крепкая дружба завязалась у Елецких с семьей известного актера Олега Видова. Отец Олега, Борис Николаевич, по воспоминаниям дочери Гали­ ны Федоровны, Светланы, был на редкость образован­ ным и интеллигентным чело­ веком. Сам актер мечтал по­ бывать в Задонске, но так и не смог. Но в семейном аль­ боме Елецких много фотогра­ фий Олега Видова с трога­ тельными надписям «На па­ мять». Здесь же снимки дру­ гих актеров — Евстигнеева и Коняева. Из воспоминаний Светла­ ныЮрьевны Елецких-Нечае- вой: «В доме был^дивитель- ная атмосфера. По вечерам бабушка устраивала семейные чтения. Красивым, по-актер­ ски поставленным голосом читала произведения Лермон­ това, прозу отсских класси­ ков, романы Драйзера и Гол- суорси». Своих детей Светлана Юрьевна воспитывает тради­ ционно, как всегда в семье Елецких было заведено: до­ верием. «Мама никогда не повышала на меня голос. И я никогда не стояла в углу, —говорит Виктория Нечаева. — Зато она всегда читала мне стихи». Виктория — студентка. Мечтает жить и работать в большом городе. Дай-то Бог. Но мне почему-то кажется, что пройдут годы, и однажды «старый дом, давно забывший свою юность», позовет и ее. И она обязательно сюда вер­ нется. Татьяна АЛЕКСЕЕВА, выпускница историчес­ кого факультета ЛГПУ. г. Задонск. На снимке; Светлана Елецких-Нечаева в своем родовом гнезде. Фото Алексея СТЕПАНШЦЕВА ПОСОБИЕ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» РОДИТЕЛЕЙ СОЗНАТтЬНОЕОТНОШЕНИЕк БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ ПСИХОЛОГИ ИРИ А МЕДВЕДЕВА И ТАТЬЯНА ШИШОВА ПРОДОЛЖАЮТ СЕРИЮ СВОИХ аАТЕЙ В НАШЕМ «ОЧАГЕ» Вспомним притчу о блудном сыне. Как всякая настоящая притча, она многомерна. Это и история целых народов, прошедших путь от рабства через бунт к добровольному следова­ нию государственному за­ кону, и путь отдельного человека, который сначала вынужденно зависит от ро­ дителей, потом — иногда очень бурно! — пережива­ ет подростковый протест и в конце концов взрослеет и приходит к осознанному почитанию родительского авторитета. Блудный сын — это и распутник-гуляка, который после всех своих бесчинств и безумств греет кости у семейного очага, став ревнивым мужем и строгим отцом. Это и эмиг­ рант, который с прокляти­ ями покидает родину, что­ бы в конце жизни мечтать лишь об одном: припасть к родной земле. И это, конеч­ но же, богоборец с его дер­ зкой, но напрасной попыт­ кой создать мир без Отца и с трагическим крахом этой инфантильной затеи в фи­ нале... Нам же интересно пого­ ворить о стереотипе, о тра­ диции, о традиционной нравственности в связи с психикой ребенка. Грандиозные открытия в этой области были сдела­ ны крупнейшим психоло­ гом, психиатром и филосо­ фом Карлом Юнгом. Он первый сказал о том, что психика отдельного челове­ ка на разных возрастных этапах повторяет путь раз­ вития всего человечества, что в недрах человеческой души живёт память об ис­ тории всего человеческого рода. Что, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут в челове­ ке и свойства его далёких предков. А потому поведе­ ние может быть обусловле­ но, помимо всего прочего, памятью предков — тем, что Юнг называл коллек­ тивным бессознательным. Юнг принялся исследо­ вать мир снов, своих и чу­ жих. И обнаружил, что че­ ловеческие сны буквально переполнены древнейшими символами. Эти символы присутствуют в сновидени­ ях самых разных людей не­ зависимо от возраста, расы и социального положения. Получалось, что, когда чело­ век бодрствует, память пред­ ков спит, а когда он засыпа­ ет, она пробуждается и влас­ тно напоминает о себе. Впрочем, память предков мы можем ощутить в себе, не только когда спим. Человек, впервые севший на лошадь, будто узнаёт в себе что-то. И это «что-то» сообщает ему беспричинную радость и бес­ причинную отвагу. Дело, на­ верное, в том, что в этот мо­ мент происходит встреча. Встреча древнейшего спутни­ ка человека с древнейшим человеком, который живет в нас. В глубинах, быть может, — на самом дне нашей души. В нас пробуждается, по опре­ делению Юнга, архетип («архе» — первоначало). Почему у потомственного интеллигента, городского жителя в четвёртом поколе­ нии, пришедшего на фольк­ лорный концерт, при первых же звуках казацкой песни может возникнуть чувство, будто ему всё это знакомо и было знакомо всегда? Это в нём, как сказал нам один наш знакомый, запели хором все его прадедушки-казаки. А вот что писал великий польский педагог, легендар­ ный директор Дома сирот Януш Корчак: «...бывают дети, которые старше своих десяти лет... В крови их моз­ говых извилин скопилась мука многих страдальческих столетий. При малейшем раз­ дражении имеющаяся в по­ тенции боль, скорбь, гнев, бунт прорываются наружу, оставляя впечатление несоот­ ветствия бурной реакции (в данном случае Корчак имеет в виду ночной плач одного из своих подопечных) незначи­ тельному раздражению. Не ребёнок плачет, то плачут сто­ летия, причитают горе да пе­ чаль не потому, что он посто­ ял в углу, а потому что их угнетали, гнали, притесняли, отлучали». А помните хрестоматий­ ную сцену из «Войны и мира», где Наташа Ростова в гостях у дядюшки пускается в пляс? «Где, как, когда всо­ сала в себя... графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти при­ ёмы?.. — восхищённо вопро­ шает Толстой. И добавляет: — Но дух и приёмы были те самые, неизучаемые, рус­ ские...» Мир, в котором мы жи­ вём, полон трудноуловимых «напоминаний». Казалось бы, какая разница — как по­ здороваться, какой вопрос задать при встрече? Назвать старшего на «вы» или на «ты»? Подумаешь, пустая условность! Но в том-то и дело, что условность никог­ да не бывает пустой. Она все­ гда наполнена содержанием. Тем или другим. Скажем, нашим школь­ никам даже в голову не при­ дёт «тыкать» учителю. А вот американскому мальчику, который уже целый год про­ жил в России и прекрасно знает, что значит «вы» и что значит «ты», всё равно непо­ нятно, зачем обращаться к взрослому на «вы». Условность? Мелочь? На первый взгляд, да. Но за ней стоит целая система отноше­ ний. Разве можно себе пред­ ставить в нашей школе сце­ ну, которую мы видели в од­ ном американском фильме? Учительница приходит в класс. У неё только что тра­ гически погиб отец (его звер­ ски убили). Она ведёт урок. Очаровательные дети лет семи-восьми доброжелатель­ но её слушают. Внезапно вес­ нушчатая девочка поднима­ ет руку, встаёт и спрашива­ ет: — Правда, что твоего папу убили? — Правда, — с невозму­ тимой улыбкой отвечает учи­ тельница. Довольная отве- Рисунок Елены БЕЗРЯДИНОЙ. том девочка садится, а учи­ тельница продолжает объяс­ нять урок. Через пару минут малышка опять тянет руку: — Послушай, а как имен­ но его убили: из ружья или из пистолета? — Его зарезали ножом, — спокойно удовлетворяет детское любопытство учи­ тельница... Условности создают усло­ вия. А вот ещё пример. И для большей последовательности в том же «американо-рус­ ском» ключе. Что говорит девочка, ока­ завшись у постели матери, только что перенесшей тяже­ лую операцию? — Как ты себя чувству­ ешь, мамочка? Тебе очень больно? Это у нас. А в Америке вполне лю­ бящая дочь (если не верите, посмотрите американские фильмы!) спросит: — Ну как, мам? С тобой всё в порядке? И тут же начинает гово­ рить о совершенно посторон­ них вещах. Ну, а это уже не из филь­ ма. У нашей знакомой рус­ ской женщины, волею судеб оказавшейся в Америке, ско­ ропостижно умер муж. На следующий день после похо­ рон она вышла на работу. И сослуживцы, осведомлённые о её трагедии, участливо по­ интересовались: —Ольга, у тебя все о’кей? А теперь мы поинтересу­ емся: вам захоте­ лось бы в ответ на такое участие по­ делиться своим горем, как приня­ то у нас?.. (Заме­ тим в скобках, что у американ­ цев не принято жаловаться и во­ обще изливать душу. Не только сослуживцам — даже близким друзьям.) Случайно, что в одной стране, у одного народа одни культурные устои, а в другой стране, у другого народа — иные? Конечно же, нет. Спрашивает­ ся, зачем мы за­ вели об этом речь? Зачем влез­ ли в такие дебри? При чём тут дети и их воспитание? А вот при чём. По мне­ нию того же Юнга, если не принимать во внимание опыт архетипов, пренебре­ гать традициями, то «архе­ типические образы могут вторгнуться в сознание в са­ мых примитивных формах и в результате привести к тяжелейшей патологии личности». Вторжение кол­ лективного бессознательно­ го, как считал Юнг, ведёт к индивидуальным и кол­ лективным психозам, ибо «душа народа есть лишь не­ сколько более сложная структура, чем душа инди­ вида». Сегодня этот разговор актуален для каждого из нас, ведь наступило такое время, когда под лозунгом экономических и полити­ ческих перемен в России происходит нечто гораздо более серьёзное: попытка разрушить национально­ культурный архетип. А душа народа при всей своей кажущейся эфемер­ ности очень прочна и устой- чива^ гораздо прочнее или устойчивее того или друго­ го государственного строя или перестройки. Но никто не считал и те­ перь никогда не сосчитает, сколько отдельных душ было покалечено в ту же петровскую эпоху. А сегод­ ня — разве не видно даже невооруженным глазом, у скольких людей «едет кры­ ша», как обострились пси­ хические болезни? У детей же гораздо бо­ лее хрупкая,более неустой­ чивая, более уязвимая пси­ хика, чем у взрослых. И как ни утешительно звучит поговорка: «Перемелется — мука будет» — всегда про себя думаешь: «Оно, конечно, переме­ лется, только бы ребёнка моего пощадили мельнич­ ные жернова истории...» Не будем себя обманы­ вать; нормальное, то есть традиционное воспитание сегодня дети могут полу­ чить только в семье. И на патетический вопрос: «Если не я, то кто же?» — роди­ тели должны ответить со спокойной трезвость'ю: «Никто». И постараться сделать всё, что в их силах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz