Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО У РАЙКОВА ПАРТБИЛЕТ №1 Лидер Народной портии России Геннадий Ройков про­ демонстрировал лучшие ка­ чества гон­ щика; пока соперники ..V, р а з б и р а - * . *. ются меж- Р - ду собой, он выско- кивает из- за спины и п е р в ы м рвет лен- т о ч к у . И м е н н о так выглядит ситуация на пор- тийном фронте. «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» все последние месяцы посвя­ тили объединительным ма­ неврам, а в это время Ройков создал на основе думского объединения «Нородный де­ путат» партию и. первым за­ регистрировал ее по новым законодательным правилам. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕЗКО ПОУМНЕЛА Бывший советник Бориса Ельцина, а ныне заместитель начальника оппората Счет­ ной пала­ ты РФ С е р г е й Ш а х р а й з а щ и тил д о к т о р скую дис­ сертацию в Санкт- П е т е р - б у р гс к ом универси­ тете МВД России. Соискатель избрал непростую тему взаимоотно­ шений между федеролизмом и конституционным правосу­ дием. Новоислеченного док­ тора юридических наук не смутило, что на его защите присутствовал сам руково­ дитель Счетной палаты Сер­ гей Степашин. МЭР ВОРОНЕЖА В РОЛИ АГЕНТА Мэр Воронежа Александр Ковалев решил заработать на своих подчиненных: прямо но планер­ ке он предложил им ЗОСТрО' хов а ться , что назы вается, не отходя от к а с с ы Хлопнул в ладоши - и в зал во­ шел глава страховой фирмы, он же быв­ ший генерал КГБ в отставке. Оба они в четыре руки и •уломали колеблющихся. Сла­ ва Богу, обошлось без имен ного оружия, которым при выходе на пенсию был награ жден генерал. Да и выхода у подчиненных не было: ну кто попрет против начальника? Одно утешение: срок стра­ ховки всего лишь год, а мэру скоро переизбираться... Максим БРУНОВ. гоми ВЫПУСК N9 42 (347) 13 ноября 2001 года НТТР://V^VVVV.А^I.К^ «БУРАН» ОТШУМЕЛ. А ЖАЛЬ! В СУДЬБЕ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАВШИХ ЛЕТАТЬ ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛНОК, УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОТРАЗИЛАСЬ СУДЬБА СТРАНЫ... 13 лет назад космический корабль многоразового исполь­ зования «Буран» совершил свой первый и последний по­ лет. Для нашей страны это был прорыв, сравнимый с гагаринским. Что было потом, все знают. Однако не многим известно, что программа «Энер­ гия-Буран» официально не за­ крыто до сих пор. До сей поры не расформирован и отряд кос- моновтов-испытотелей ЛИИ им. Громова, состоящий из летчи- ков-осов, уже покоривших не­ бо и готовившихся покорить ко­ смос. Этим людям извеаны фа­ кты иаории «Бурана», которые никогда не попадали но поло­ сы газет... Итак, 15 ноября 1988 года но взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур сел кры­ латый орбитальный корабль многоразового использования «Буран». Совершив два витка вокруг Земли, он провел в кос­ мосе 3 часа 25 минут. За стар­ том и приземлением «Б^оно» с замиранием сердца наблюдали миллионы телезрителей. Мно­ гим тогда казалось, что полет первого советского орбиталь­ ного корабля в космос - нача­ ло новой эры в освоении Все­ ленной. Предполагалось, что за первым полетом последуют еще два беспилотных визита в кос­ мос, о затем орбитальный ко­ рабль примет но борт экипаж из двух космонавтов. Увы, пер­ вое космическое путешествие «Бурана» стало последним. А летчиком-испытотелям и космо­ навтам, прошедшим специаль­ ную подготовку, ток никогда и не довелось прикоснуться к штурвалу уникального космиче­ ского корабля... Официальное решение о со­ здании космической программы . «Эн^гия-Бурон» было принято в 19 /6 году - вслед за аналогич­ ными разработками по освое­ нию космоса, проводимыми в США. Задачи перед «Бураном» ставились сомые разнообраз­ ные: выведение но орбиту и об­ служивание различных космиче­ ских объектов (в том числе и ле­ тательных аппаратов, оснащен­ ных лазерным и ракетным ору­ жием), возвращение но Землю неисправных и отработавших свой срок спутников, выполне­ ние грузопассажирских перево­ зок. Всего в прогромму было вложено около 17 миллиардов долларов, о первый полет «Бу­ рана», подготовке к которому велась двенодцоть лет, обошел­ ся в 131 миллион долларов. Старт корабля «Буран-2», носившего неофициальное на­ звание «Птичка», был намечен но 1991 год. Планировалось, что «Птичка» состыкуется с ор­ битальной станцией «Мир», а затем с «Союзом-2», космонав­ ты которого будут имитировать спасательные работы. Но вспомните то время... Страна вздыбилась, рушились ее основы. Полет перенесли но 1992 год, о потом, в связи с рез­ ким сокращением финансирова­ ния прогроАлмы, но конец 1993 - начало 1994 года. Но уже было ясно, что советские челноки вряд ли когдо-нибудь преодоле­ ют земное притяжение. Тем не менее официально программа «Энергия-Буран» не закрыто по сей день. Не потому, что кто-то лелеет надежду но ее возобнов- . ление. Просто нет распоряже­ ния правительства о выделении средств но списание и утилиза­ цию оборудования. Стортовые сооружения пе­ решли в собственность Казах­ стана ток же, кок и совершив­ ший первое космическое путе­ шествие «Буран» (сегодня он золожен под иностранный кре­ дит). Второй летный экземпляр, готовность которого к космиче­ скому путешествию в 1993 году оценивалась в 95-97 процен­ тов, тоже находится в Казахста­ не. Остальные три в розоброн- ном состоянии хранятся в полу- розрушенных цехах Тушинского машиностроительного зоводо. Еще один «Буран», созданный специально для прочностных ис­ пытаний, сночола «работал» аттракционом в столичном ЦПКиО имени Горького, потом был выставлен но интернет-аук­ ционе 30 3 миллионе долларов. Судьба уникальных космиче­ ских кораблей, целью которых было покорение Вселенной, кок видите, печально. Непросто сложилась и жизнь летчиков-ис- пытотелеи, отдовших столько сил подготовке к полету, кото­ рому ток и не суждено было со­ стояться. Подготовка экипажей «Бурана» осуществлялась по нескольким целевым програм­ мам. Специальности «командир экипажа» и «второй пилот» в отряде Отраслевого комплекса подготовки космоновтов-испы- тотелей ЛИИ им. Громова осво- иволи 11 летчиков. Большинства из них уже нет в живых. В 1980 году при испы­ таниях палубного самолета Як- 38 в Южнокорейском море по­ гиб Олег Кононенко, один из первых летчиков-испытотелей космолета «Спираль», предше­ ственника «Бурана». Такая же трагическая судьба постигла летчико-испытотеля Александра Щукина, осуществившего пер­ вую посадку учебной базы «Бу­ рана», самолета Ту-154ЛЛ — 30 два месяца до историческо­ го старта он погиб при испыта­ ниях самолета Су-26М. Умер от злокачественной опухоли, не дожив несколько месяцев до первого полета «Бурана», про­ шедший все необходимые тре­ нировки летчик-испытатель Анатолий Левченко. В 1990 го­ ду погиб во время покозотель- ных полетов но итальянской ба­ зе ВВС кандидат N° 1 но место второго пилота «Бурана» Ри- монтос Стонкявичус. Нет в живых и еще двоих летчиков-испытотелей - Юрия Шеффера и Юрия Приходько. Только один член отряда уво­ лился из программы по собст­ венному желанию - Магомед Толбоев, встречавший 13 лет нозод «Буран» но самолете МиГ-25. Он окунулся в политику, был депутатом Госду­ мы, потом секретарем Совета безопасности Дагестана. Ныне занимает должность почетного президенте Международного авиакосмического солоно. Но юридически отряд космоновтов- испытотелей ЛИИ им. Громова существует до сих пор, в нем числятся четыре человека: лет­ чики-испытатели Виктор Зобо- лотский, Урал Султанов, Сер­ гей Тресвятский и кандидат в командиры экипажа первого пилотируемого полета но ОК Игорь Волк... «Буран» Игорь Петрович Волк. Этим четверым уникальным специалистам «послебуронноя» жизнь подкинула немало гтроб- лем. Урал Султанов, перебива­ ясь с хлеба но воду, роботоет таксистом в родной Башкирии. Иногда летает в США - в аме­ риканском обществе летчиков- испытотелей таких специали­ стов ценят больше, чем но ро­ дине. Сергей Тресвятский зани­ мается грузовыми перевозками и сполна вкушоет все прелести этого нелегкого бизнеса, опу­ танного запретами и инструк­ циями. Чуть получше идут дело у Виктора Заболотского, кото­ рый стол президентом Федера­ ции любителей авиации и па­ раллельно занимается авиаци­ онными разработками в НПО им. Хруничева. Что касается командира от­ ряда космоновтов-испытотелей «Бурана» Игоря Петровича Волко, то уникальный специа­ лист, летавший но всем, что только может летать, уже четы­ ре года ведет борьбу с руко­ водством ЛИИ им. Громова за Прово зонимоться любимым де­ лом - испытывать самолеты. Бе­ скомпромиссный характер Вол­ ко доставлял ему неприятности и в прежние времена. Тем бо­ лее что, помимо официальной, у «Бурана» было еще и другая, закулисная история, о которой мы и попросили рассказать Игоря Петровича Волка. Вот это повествование... Карина ЭВАНС. ...и погибшие Анатолий Левченко, Александр Щукин и Римантос Станкявичюс. «В МЕНЯ ВЛИЛИ БОКАЛ ШАМПАНСКОГО - ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОПИНГ...» - Первый полет «Бурана» был акцией чиао политической - нужно было продемонариро- воть Западу, что у нос еаь корабль не хуже американских челноков. Для полной же провер­ ки цифровой сиаемы управления «Буран» дол­ жен был провести в космосе не три с лишним ча­ са, о кок минимум трое суток. Только тогда ста­ ло бы более или менее понятно, какие ошибки системы необходимо устранить. Еще до истори­ ческого старта «Бурана» всем было известно, что для второго беспилотного полета всю автомати­ ку просто-напросто сменят. Ну о потом уже дол­ жен был полететь экипаж из двух человек, командиром которого планировали меня, Игоря Волка. Хотя, конечно, я понимал: меня могут в лю­ бой момент заменить. Правда, только одним че­ ловеком - Анатолием Левченко. Это было свято - командиром экипажа мог стать только летчик, побывавший в космосе. В отряде таких было двое - я и Анатолий. В остальном же все реша­ ло политика. Например, вторыми пилотами но «Буран» предполагалось сажать исключительно двахгды Героев Советского Союза, несмотря на то что эти вполне уважаемые космонавты к лет­ ным делам почти никакого отношения не имели. Правда, лично мне грех жаловаться. Благо­ даря программе «Энергия-Буран» я провел в «осмосе бесплатный отпуск за счет государства и испытал кайф, который трудно себе предста­ вить. Правда, и нагрузки были бешеные - после приземления «Союза» Джонибеково и Савицкую на носилках понесли в госпиталь, а я сразу же пересел но вертолет. Потом, без передышки, но Ту-154, потом - но МиГ. Целью моего полета в космос и было доказать, что летчик-профессио­ нал может выдержать токую нагрузку. Я дока­ зал. Правда, где-то между полетами в меня вти­ харя влили бокал шампанского, но это был единственный допинг. Мне самому безумно хотелось все перепро­ бовать. Именно поэтому я никогда не испытывал страха. Во время полетов, в том числе и на «Бу­ ране», даже не раз задавал себе вопрос, не слишком ли я спокоен. Страх с летными испыта­ ниями просто-напросто несовместим. Вообще страх в своей жизни я почувствовал, наверное, один-единственный роз - когда меня в три года посадили но высокий стул и ноги оторвались от земли... И сейчас, несмотря но возраст, запрет прохо­ дить медкомиссию и массу объяснительных с вы­ говорами, летать все равно хочется. Недавно вот ездил к конструктору, смастерившему аппарат по типу «три в одном» - лодка, машина и само­ лет. Вот бы попробовать! Н У И Н У ! ПОКАТАЛСЯ - И ХВАТИТ? ЧИНОВНИКИ ПРИДУМАЛИ, КАК ВДОХНУТЬ ВТОРУЮ жизнь В АВТО ФРОНТОВИКОВ Власти Республики Марий Эл продемонстриравали рачи­ тельность, от которой как-то не по себе... Они решили от­ бирать у инволидов Великой Отечественной войны после их смерти подаренные госу­ дарством автомобили. Логика у чиновников желез­ ная: покотолся - и хватит, за­ чем же добру пропадать. Но возмущенные возгласы замес­ титель главы правительства Марий Эл Леонид Гаранин но страницах местной прессы по- пытолся ответить со всей от­ кровенностью. В частности, он признал, что власти не спо­ собны решить социальные проблемы, в том числе и каса­ ющиеся ветеранов Великой Отечественной. Принятые за­ коны о льготох обеспечивают­ ся финансами лишь но треть. Приходится выбирать приори­ тетные нопровления работы, игнорируя остальные. Ток, удалось подготовить стацио­ нарные учреждения к зиме. Но зото «подсел» ряд других про­ грамм. Потому и было приня­ то это решение; инвалидом Великой Отечественной войны автомобили «Око» будут бес­ платно предостовляться лишь но время жизни. После смер­ ти влодельцо подарок госу­ дарство у семьи человека, по­ калеченного войной, отбира­ ется и передается следующе­ му ветерану в порядке очере­ ди. Это решение вызвало в республике настоящий пере­ полох. Сами инвалиды сочли это плевком государства и от­ кровенным издевательством: «Подарок разве отбирают об- ротно? Может, и ордена пос­ ле смерти прикажете сда­ вать?» Сергей СМИРНОВ. ЙОШКАР-ОЛА. КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР После многочисленных протестов семей инвалидов прези­ дент республики Леонид Маркелов отменил решение, вынуж­ давшее их сдавать государству автомобили «Ока» после смер­ ти владельца. Количество уже изъятых таким диким образом автомобилей сейчас уточняется - в Минсоцзащиты республики проходит ревизорская проверка. Эти жалкие авто чиновники хотят «подарить» по второму розу. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК ПРИКАЗАНО ДЕРЖАТЬ КАРМАН ШИРЕ с нового ГОДА ВОЕННЫМ ОБЕЩАНО УВЕЛИЧИТЬ ОКЛАДЫ И ВВЕСТИ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ НАДБАВКИ. ЗАТО О БЫЛЫХ ЛЬГОТАХ ПРИДЕТСЯ ЗАБЫТЬ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ПЛЮС НА МИНУС... Нынешние командиры полков были еще зелеными лейтенантами, когда с высо­ ких трибун прозвучали пер­ вые обещания реформиро­ вать армию, поднять пошат­ нувшийся престиж человека с ружьем и улучшить его соци­ альное положение. За полто­ ра десятилетия болтовни если что-то и менялось в жизни ар­ мейцев, то, кок правило, в худшую сторону. Иногда появлялась нодеж- до но перемены: при новом президенте военным стопи почти регулярно выплачивать денежное довольствие. А пре­ словутые «боевые выплоты» (при всей неоднозначности «ковкозской войны») здорово поправили бюджеты многих офицерских семей. Но «боевые» рубли в отли­ чие от самих боев до обидно- и з п о ч т ы « д в » го быстро закончились. К тому же в Чёчне находится всего 50 тысяч военных, тогда кок в рядах Вооруженных Сил сего­ дня служит 1 миллион 250 ты­ сяч человек, из которых толь­ ко 590 тысяч пополи туда по призыву. А это зночит, что бо ­ лее 600 тысяч профессио­ нальных военных в настоящий момент беспокоит не рассуж­ дения ученых теоретиков о концепциях и доктринах, о проблема выживания их самих с женами и несовершеннолет­ ними детьми. И с этим что-то надо делать. Решение проблемы нельзя назвать слишком оригиналь­ ным. Подход прост, кок ко ­ манда старшины: военным в два этапа срезают льготы, но каждый роз что-то дают вза­ мен. По принципу: вводят по­ доходный налог - увеличивают оклад, отнимоют право но бесплатный проезд в общест­ венном транспорте - увеличи­ вают нодбовки 3 0 сложность, напряженность и специальный режим военной службы. И т.д., и т.п. При этом чиновники ут­ верждают, что общие доходы офицеров возрастут в 1,4 - 1,6 роза (о оптимисты из Мин- ' ино доже называют цифры ,8 - 2,2). КАК ПОМОЧЬ ШАМИЛЮ ШАКШАКБАЕВУ Уважаемая редакция! В прошлам номере «Делового вторника» прочитал об уди­ вительном человеке Шамиле Шакшакбаеве. Тяжелая болезнь превратила его жизнь в один сплошной бег с препятствиями. Поражает мужество, с которым он эти препятствия преодоле­ вает. Но, кок я понял, самое страшное заключается в том, что болезнь и не думает отступать. Очень надеюсь, что мы сможем Шамилю помочь в борьбе с недугом. На нашем факультете разработано уникальное лекарство. Препарат и создавался для людей с таким диагнозом, как у Шамиля Шакшакбоево. Прошу сообщить мне координаты героя вашего очерка, по­ стараемся сделать все необходимое, чтобы облегчить его стра­ дания. С уважением, Владимир РОДОМАН, зав. кафедрой урологии Российского университета дружбы народов, лауреат Государственной премии, профессор. О Н И - о Н А С О БРАТЬЯХ НАВЕК России все реже произво- I - г, дятся большие сЬильмы. Р ус - ■ Вопрос о хлебе насущном для российского офицера по-прежнему стоит ребром. Военные им не верят. То есть в том, что льготы и пенси­ онные нодбовки у них отни­ мут, никто и не сомневается. Сомнения вызывают обещо- ния повысить доходы. Денег-то скорее всего добавят, но кок их защитить от инфляции? К тому же не за горами жилищ- но-коммунольноя реформа с последующим стремительным ростом квартплаты. Регулярно повышаются тарифы но тронспорт, услуги связи... Среднестатистический офи­ цер рассуждает прагматично: если у Белого дома не хвата­ ет финансовых ресурсов для обеспечения льгот, то, собст­ венно, почему он должен ве­ рить в то, что этих самых скромных ресурсов хватит для регулярной индексоции де­ нежного довольствия? Отчасти родное провитель- ство сомо дает пищу для по­ дозрений. Все, что сегодня происходит с армейскими фи- нонсоми, понятно лишь узко­ му кругу высоколобых финан­ систов. Например, уже почти год ормейцы (о вместе с ними милиционеры, налоговые по­ лицейские и прочие), ток ска­ зать, платят подоходный на­ лог. По одной ведомости на­ лог с них вычитают, о по дру­ гой его, не отходя от кассы, возвращают. Бумаги не жал­ ко? Возможно, какой-то тай­ ный смысл в этой хитроумной опероции и есть, но кокой именно - тайно, покрытая мраком. Может быть, людей в погонох таким оригинальным образом психологически адаптируют к гражданской жизни и соответственно к мысли о неизбежности уплоты налогов? Но тогда ном не на­ до остоновливоться но дос­ тигнутом. Почему бы в воспи- тотельных целях не начать штрафовать их за безбилет­ ный проезд в общественном транспорте, но при этом кон­ тролер будет сразу же воз­ вращать «зайцам» всю сумму штрафа наличными. Или са ­ нитаром выписывать счет за окозоние неотложной меди­ цинской помощи раненному но поле боя, но тут же его погашать по взоимозочету... Все это можно было бы воспринимать с юмором, ко­ гда бы не одно серьезное об ­ стоятельство. Нормальный российский офицер не обязан ломоть голову НОД хитроумны­ ми финонсово-политическими интригами. Ему нужен внятный ответ но простой вопрос: что хочет провительство? Но са­ мом деле подбросить ему деньжат? Или все-токи при помощи хитроумной комбина­ ции сократить военные рас­ ходы? Вопрос скорее доже не из области финансов, о морали. Влостям следовало бы на­ браться мужества и назвать вещи своими именами: обна ­ дежить военных или попросить их еще какое-то время потер­ петь. Но только не врать. Игорь ЕЛКОВ. «Нью-Йорк тайме»: «Для того чтобы понять, что то- кое геополитика XXI веко, приезжайте в приграничный город Забайкальск, который всего несколько лет назад был форпостом российских Вооруженных Сил, ожидав­ ших вторжения китайцев. Российские оборонитель­ ные сооружения постепенно ■ розрушоются, и вторжение все же имеет место: китой- 1 ЦЫ построили несколько но­ вых жилых домов в городе, китойскоя компания «Теле- ■ ком» обслуживает сотовые телефоны, о китайские тор- ■ говцы нанимают полные ав­ тобусы безроботных росси­ ян для перевозки одежды и ■ электроники китойского производства через постро­ енный китайцами погранич- ■ ный пункт. Из общей чис­ ленности местного носеле- 1 НИЯ в 11 тыс. человек одно тысяча - китайцы». I о РОМАНОВЫХ, I КОТОРЫЕ УДИВЯТ I Радио «Свобода»; «Рос­ сийская кинолента Глеба | Понфилово «Романовы - венценосная семья» пред- I ставлено к премии «Оскар» в категории «Лучший фильм но иностранном языке». В ф ­ ское кино стало камерным, ■ и почти все остальные пре- I тенденты - «Телец» Алексан­ дра С окурова , «Сестры» I Сергея Бодрово-млодшего I и «Нежный возраст» Сергея _ Соловьева - уже по этой I причине не имели в оско- * ровском соревновании | больших шансов. В этой си- | туоции фильм «Ромоновы - венценосноя семья» фор- I мольно наиболее точно со- ^ ответствует задаче удивить ■ американцев чисто русским | историческим, семейным сюжетом». I I О ЦАРЕ АЛЕКСАНДРЕ И ЛЕНИНЕ «Вельт»: «Споры по воп- I росу о том, кому должно * принадлежать земля, ведут- | ся в России столетиями, и | поэтому его относят к «веч­ ным вопросам», им зонимо- I лись и царь Александр II, и ^ Ленин. С принятием нового | Земельного кодекса до свя- | тая святых впервые допуще­ ны иностранцы - хотя и с ог- I роничениями, о рядовые ^ российские дачники смогут | юридически оформить про- | во но земли, собственника­ ми которых они являются I де-факто». I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz