Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО У РАЙКОВА ПАРТБИЛЕТ №1 Лидер Народной портии России Геннадий Ройков про демонстрировал лучшие ка чества гон щика; пока соперники ..V, р а з б и р а - * . *. ются меж- Р - ду собой, он выско- кивает из- за спины и п е р в ы м рвет лен- т о ч к у . И м е н н о так выглядит ситуация на пор- тийном фронте. «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» все последние месяцы посвя тили объединительным ма неврам, а в это время Ройков создал на основе думского объединения «Нородный де путат» партию и. первым за регистрировал ее по новым законодательным правилам. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕЗКО ПОУМНЕЛА Бывший советник Бориса Ельцина, а ныне заместитель начальника оппората Счет ной пала ты РФ С е р г е й Ш а х р а й з а щ и тил д о к т о р скую дис сертацию в Санкт- П е т е р - б у р гс к ом универси тете МВД России. Соискатель избрал непростую тему взаимоотно шений между федеролизмом и конституционным правосу дием. Новоислеченного док тора юридических наук не смутило, что на его защите присутствовал сам руково дитель Счетной палаты Сер гей Степашин. МЭР ВОРОНЕЖА В РОЛИ АГЕНТА Мэр Воронежа Александр Ковалев решил заработать на своих подчиненных: прямо но планер ке он предложил им ЗОСТрО' хов а ться , что назы вается, не отходя от к а с с ы Хлопнул в ладоши - и в зал во шел глава страховой фирмы, он же быв ший генерал КГБ в отставке. Оба они в четыре руки и •уломали колеблющихся. Сла ва Богу, обошлось без имен ного оружия, которым при выходе на пенсию был награ жден генерал. Да и выхода у подчиненных не было: ну кто попрет против начальника? Одно утешение: срок стра ховки всего лишь год, а мэру скоро переизбираться... Максим БРУНОВ. гоми ВЫПУСК N9 42 (347) 13 ноября 2001 года НТТР://V^VVVV.А^I.К^ «БУРАН» ОТШУМЕЛ. А ЖАЛЬ! В СУДЬБЕ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАВШИХ ЛЕТАТЬ ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛНОК, УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОТРАЗИЛАСЬ СУДЬБА СТРАНЫ... 13 лет назад космический корабль многоразового исполь зования «Буран» совершил свой первый и последний по лет. Для нашей страны это был прорыв, сравнимый с гагаринским. Что было потом, все знают. Однако не многим известно, что программа «Энер гия-Буран» официально не за крыто до сих пор. До сей поры не расформирован и отряд кос- моновтов-испытотелей ЛИИ им. Громова, состоящий из летчи- ков-осов, уже покоривших не бо и готовившихся покорить ко смос. Этим людям извеаны фа кты иаории «Бурана», которые никогда не попадали но поло сы газет... Итак, 15 ноября 1988 года но взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур сел кры латый орбитальный корабль многоразового использования «Буран». Совершив два витка вокруг Земли, он провел в кос мосе 3 часа 25 минут. За стар том и приземлением «Б^оно» с замиранием сердца наблюдали миллионы телезрителей. Мно гим тогда казалось, что полет первого советского орбиталь ного корабля в космос - нача ло новой эры в освоении Все ленной. Предполагалось, что за первым полетом последуют еще два беспилотных визита в кос мос, о затем орбитальный ко рабль примет но борт экипаж из двух космонавтов. Увы, пер вое космическое путешествие «Бурана» стало последним. А летчиком-испытотелям и космо навтам, прошедшим специаль ную подготовку, ток никогда и не довелось прикоснуться к штурвалу уникального космиче ского корабля... Официальное решение о со здании космической программы . «Эн^гия-Бурон» было принято в 19 /6 году - вслед за аналогич ными разработками по освое нию космоса, проводимыми в США. Задачи перед «Бураном» ставились сомые разнообраз ные: выведение но орбиту и об служивание различных космиче ских объектов (в том числе и ле тательных аппаратов, оснащен ных лазерным и ракетным ору жием), возвращение но Землю неисправных и отработавших свой срок спутников, выполне ние грузопассажирских перево зок. Всего в прогромму было вложено около 17 миллиардов долларов, о первый полет «Бу рана», подготовке к которому велась двенодцоть лет, обошел ся в 131 миллион долларов. Старт корабля «Буран-2», носившего неофициальное на звание «Птичка», был намечен но 1991 год. Планировалось, что «Птичка» состыкуется с ор битальной станцией «Мир», а затем с «Союзом-2», космонав ты которого будут имитировать спасательные работы. Но вспомните то время... Страна вздыбилась, рушились ее основы. Полет перенесли но 1992 год, о потом, в связи с рез ким сокращением финансирова ния прогроАлмы, но конец 1993 - начало 1994 года. Но уже было ясно, что советские челноки вряд ли когдо-нибудь преодоле ют земное притяжение. Тем не менее официально программа «Энергия-Буран» не закрыто по сей день. Не потому, что кто-то лелеет надежду но ее возобнов- . ление. Просто нет распоряже ния правительства о выделении средств но списание и утилиза цию оборудования. Стортовые сооружения пе решли в собственность Казах стана ток же, кок и совершив ший первое космическое путе шествие «Буран» (сегодня он золожен под иностранный кре дит). Второй летный экземпляр, готовность которого к космиче скому путешествию в 1993 году оценивалась в 95-97 процен тов, тоже находится в Казахста не. Остальные три в розоброн- ном состоянии хранятся в полу- розрушенных цехах Тушинского машиностроительного зоводо. Еще один «Буран», созданный специально для прочностных ис пытаний, сночола «работал» аттракционом в столичном ЦПКиО имени Горького, потом был выставлен но интернет-аук ционе 30 3 миллионе долларов. Судьба уникальных космиче ских кораблей, целью которых было покорение Вселенной, кок видите, печально. Непросто сложилась и жизнь летчиков-ис- пытотелеи, отдовших столько сил подготовке к полету, кото рому ток и не суждено было со стояться. Подготовка экипажей «Бурана» осуществлялась по нескольким целевым програм мам. Специальности «командир экипажа» и «второй пилот» в отряде Отраслевого комплекса подготовки космоновтов-испы- тотелей ЛИИ им. Громова осво- иволи 11 летчиков. Большинства из них уже нет в живых. В 1980 году при испы таниях палубного самолета Як- 38 в Южнокорейском море по гиб Олег Кононенко, один из первых летчиков-испытотелей космолета «Спираль», предше ственника «Бурана». Такая же трагическая судьба постигла летчико-испытотеля Александра Щукина, осуществившего пер вую посадку учебной базы «Бу рана», самолета Ту-154ЛЛ — 30 два месяца до историческо го старта он погиб при испыта ниях самолета Су-26М. Умер от злокачественной опухоли, не дожив несколько месяцев до первого полета «Бурана», про шедший все необходимые тре нировки летчик-испытатель Анатолий Левченко. В 1990 го ду погиб во время покозотель- ных полетов но итальянской ба зе ВВС кандидат N° 1 но место второго пилота «Бурана» Ри- монтос Стонкявичус. Нет в живых и еще двоих летчиков-испытотелей - Юрия Шеффера и Юрия Приходько. Только один член отряда уво лился из программы по собст венному желанию - Магомед Толбоев, встречавший 13 лет нозод «Буран» но самолете МиГ-25. Он окунулся в политику, был депутатом Госду мы, потом секретарем Совета безопасности Дагестана. Ныне занимает должность почетного президенте Международного авиакосмического солоно. Но юридически отряд космоновтов- испытотелей ЛИИ им. Громова существует до сих пор, в нем числятся четыре человека: лет чики-испытатели Виктор Зобо- лотский, Урал Султанов, Сер гей Тресвятский и кандидат в командиры экипажа первого пилотируемого полета но ОК Игорь Волк... «Буран» Игорь Петрович Волк. Этим четверым уникальным специалистам «послебуронноя» жизнь подкинула немало гтроб- лем. Урал Султанов, перебива ясь с хлеба но воду, роботоет таксистом в родной Башкирии. Иногда летает в США - в аме риканском обществе летчиков- испытотелей таких специали стов ценят больше, чем но ро дине. Сергей Тресвятский зани мается грузовыми перевозками и сполна вкушоет все прелести этого нелегкого бизнеса, опу танного запретами и инструк циями. Чуть получше идут дело у Виктора Заболотского, кото рый стол президентом Федера ции любителей авиации и па раллельно занимается авиаци онными разработками в НПО им. Хруничева. Что касается командира от ряда космоновтов-испытотелей «Бурана» Игоря Петровича Волко, то уникальный специа лист, летавший но всем, что только может летать, уже четы ре года ведет борьбу с руко водством ЛИИ им. Громова за Прово зонимоться любимым де лом - испытывать самолеты. Бе скомпромиссный характер Вол ко доставлял ему неприятности и в прежние времена. Тем бо лее что, помимо официальной, у «Бурана» было еще и другая, закулисная история, о которой мы и попросили рассказать Игоря Петровича Волка. Вот это повествование... Карина ЭВАНС. ...и погибшие Анатолий Левченко, Александр Щукин и Римантос Станкявичюс. «В МЕНЯ ВЛИЛИ БОКАЛ ШАМПАНСКОГО - ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОПИНГ...» - Первый полет «Бурана» был акцией чиао политической - нужно было продемонариро- воть Западу, что у нос еаь корабль не хуже американских челноков. Для полной же провер ки цифровой сиаемы управления «Буран» дол жен был провести в космосе не три с лишним ча са, о кок минимум трое суток. Только тогда ста ло бы более или менее понятно, какие ошибки системы необходимо устранить. Еще до истори ческого старта «Бурана» всем было известно, что для второго беспилотного полета всю автомати ку просто-напросто сменят. Ну о потом уже дол жен был полететь экипаж из двух человек, командиром которого планировали меня, Игоря Волка. Хотя, конечно, я понимал: меня могут в лю бой момент заменить. Правда, только одним че ловеком - Анатолием Левченко. Это было свято - командиром экипажа мог стать только летчик, побывавший в космосе. В отряде таких было двое - я и Анатолий. В остальном же все реша ло политика. Например, вторыми пилотами но «Буран» предполагалось сажать исключительно двахгды Героев Советского Союза, несмотря на то что эти вполне уважаемые космонавты к лет ным делам почти никакого отношения не имели. Правда, лично мне грех жаловаться. Благо даря программе «Энергия-Буран» я провел в «осмосе бесплатный отпуск за счет государства и испытал кайф, который трудно себе предста вить. Правда, и нагрузки были бешеные - после приземления «Союза» Джонибеково и Савицкую на носилках понесли в госпиталь, а я сразу же пересел но вертолет. Потом, без передышки, но Ту-154, потом - но МиГ. Целью моего полета в космос и было доказать, что летчик-профессио нал может выдержать токую нагрузку. Я дока зал. Правда, где-то между полетами в меня вти харя влили бокал шампанского, но это был единственный допинг. Мне самому безумно хотелось все перепро бовать. Именно поэтому я никогда не испытывал страха. Во время полетов, в том числе и на «Бу ране», даже не раз задавал себе вопрос, не слишком ли я спокоен. Страх с летными испыта ниями просто-напросто несовместим. Вообще страх в своей жизни я почувствовал, наверное, один-единственный роз - когда меня в три года посадили но высокий стул и ноги оторвались от земли... И сейчас, несмотря но возраст, запрет прохо дить медкомиссию и массу объяснительных с вы говорами, летать все равно хочется. Недавно вот ездил к конструктору, смастерившему аппарат по типу «три в одном» - лодка, машина и само лет. Вот бы попробовать! Н У И Н У ! ПОКАТАЛСЯ - И ХВАТИТ? ЧИНОВНИКИ ПРИДУМАЛИ, КАК ВДОХНУТЬ ВТОРУЮ жизнь В АВТО ФРОНТОВИКОВ Власти Республики Марий Эл продемонстриравали рачи тельность, от которой как-то не по себе... Они решили от бирать у инволидов Великой Отечественной войны после их смерти подаренные госу дарством автомобили. Логика у чиновников желез ная: покотолся - и хватит, за чем же добру пропадать. Но возмущенные возгласы замес титель главы правительства Марий Эл Леонид Гаранин но страницах местной прессы по- пытолся ответить со всей от кровенностью. В частности, он признал, что власти не спо собны решить социальные проблемы, в том числе и каса ющиеся ветеранов Великой Отечественной. Принятые за коны о льготох обеспечивают ся финансами лишь но треть. Приходится выбирать приори тетные нопровления работы, игнорируя остальные. Ток, удалось подготовить стацио нарные учреждения к зиме. Но зото «подсел» ряд других про грамм. Потому и было приня то это решение; инвалидом Великой Отечественной войны автомобили «Око» будут бес платно предостовляться лишь но время жизни. После смер ти влодельцо подарок госу дарство у семьи человека, по калеченного войной, отбира ется и передается следующе му ветерану в порядке очере ди. Это решение вызвало в республике настоящий пере полох. Сами инвалиды сочли это плевком государства и от кровенным издевательством: «Подарок разве отбирают об- ротно? Может, и ордена пос ле смерти прикажете сда вать?» Сергей СМИРНОВ. ЙОШКАР-ОЛА. КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР После многочисленных протестов семей инвалидов прези дент республики Леонид Маркелов отменил решение, вынуж давшее их сдавать государству автомобили «Ока» после смер ти владельца. Количество уже изъятых таким диким образом автомобилей сейчас уточняется - в Минсоцзащиты республики проходит ревизорская проверка. Эти жалкие авто чиновники хотят «подарить» по второму розу. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК ПРИКАЗАНО ДЕРЖАТЬ КАРМАН ШИРЕ с нового ГОДА ВОЕННЫМ ОБЕЩАНО УВЕЛИЧИТЬ ОКЛАДЫ И ВВЕСТИ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ НАДБАВКИ. ЗАТО О БЫЛЫХ ЛЬГОТАХ ПРИДЕТСЯ ЗАБЫТЬ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ПЛЮС НА МИНУС... Нынешние командиры полков были еще зелеными лейтенантами, когда с высо ких трибун прозвучали пер вые обещания реформиро вать армию, поднять пошат нувшийся престиж человека с ружьем и улучшить его соци альное положение. За полто ра десятилетия болтовни если что-то и менялось в жизни ар мейцев, то, кок правило, в худшую сторону. Иногда появлялась нодеж- до но перемены: при новом президенте военным стопи почти регулярно выплачивать денежное довольствие. А пре словутые «боевые выплоты» (при всей неоднозначности «ковкозской войны») здорово поправили бюджеты многих офицерских семей. Но «боевые» рубли в отли чие от самих боев до обидно- и з п о ч т ы « д в » го быстро закончились. К тому же в Чёчне находится всего 50 тысяч военных, тогда кок в рядах Вооруженных Сил сего дня служит 1 миллион 250 ты сяч человек, из которых толь ко 590 тысяч пополи туда по призыву. А это зночит, что бо лее 600 тысяч профессио нальных военных в настоящий момент беспокоит не рассуж дения ученых теоретиков о концепциях и доктринах, о проблема выживания их самих с женами и несовершеннолет ними детьми. И с этим что-то надо делать. Решение проблемы нельзя назвать слишком оригиналь ным. Подход прост, кок ко манда старшины: военным в два этапа срезают льготы, но каждый роз что-то дают вза мен. По принципу: вводят по доходный налог - увеличивают оклад, отнимоют право но бесплатный проезд в общест венном транспорте - увеличи вают нодбовки 3 0 сложность, напряженность и специальный режим военной службы. И т.д., и т.п. При этом чиновники ут верждают, что общие доходы офицеров возрастут в 1,4 - 1,6 роза (о оптимисты из Мин- ' ино доже называют цифры ,8 - 2,2). КАК ПОМОЧЬ ШАМИЛЮ ШАКШАКБАЕВУ Уважаемая редакция! В прошлам номере «Делового вторника» прочитал об уди вительном человеке Шамиле Шакшакбаеве. Тяжелая болезнь превратила его жизнь в один сплошной бег с препятствиями. Поражает мужество, с которым он эти препятствия преодоле вает. Но, кок я понял, самое страшное заключается в том, что болезнь и не думает отступать. Очень надеюсь, что мы сможем Шамилю помочь в борьбе с недугом. На нашем факультете разработано уникальное лекарство. Препарат и создавался для людей с таким диагнозом, как у Шамиля Шакшакбоево. Прошу сообщить мне координаты героя вашего очерка, по стараемся сделать все необходимое, чтобы облегчить его стра дания. С уважением, Владимир РОДОМАН, зав. кафедрой урологии Российского университета дружбы народов, лауреат Государственной премии, профессор. О Н И - о Н А С О БРАТЬЯХ НАВЕК России все реже произво- I - г, дятся большие сЬильмы. Р ус - ■ Вопрос о хлебе насущном для российского офицера по-прежнему стоит ребром. Военные им не верят. То есть в том, что льготы и пенси онные нодбовки у них отни мут, никто и не сомневается. Сомнения вызывают обещо- ния повысить доходы. Денег-то скорее всего добавят, но кок их защитить от инфляции? К тому же не за горами жилищ- но-коммунольноя реформа с последующим стремительным ростом квартплаты. Регулярно повышаются тарифы но тронспорт, услуги связи... Среднестатистический офи цер рассуждает прагматично: если у Белого дома не хвата ет финансовых ресурсов для обеспечения льгот, то, собст венно, почему он должен ве рить в то, что этих самых скромных ресурсов хватит для регулярной индексоции де нежного довольствия? Отчасти родное провитель- ство сомо дает пищу для по дозрений. Все, что сегодня происходит с армейскими фи- нонсоми, понятно лишь узко му кругу высоколобых финан систов. Например, уже почти год ормейцы (о вместе с ними милиционеры, налоговые по лицейские и прочие), ток ска зать, платят подоходный на лог. По одной ведомости на лог с них вычитают, о по дру гой его, не отходя от кассы, возвращают. Бумаги не жал ко? Возможно, какой-то тай ный смысл в этой хитроумной опероции и есть, но кокой именно - тайно, покрытая мраком. Может быть, людей в погонох таким оригинальным образом психологически адаптируют к гражданской жизни и соответственно к мысли о неизбежности уплоты налогов? Но тогда ном не на до остоновливоться но дос тигнутом. Почему бы в воспи- тотельных целях не начать штрафовать их за безбилет ный проезд в общественном транспорте, но при этом кон тролер будет сразу же воз вращать «зайцам» всю сумму штрафа наличными. Или са нитаром выписывать счет за окозоние неотложной меди цинской помощи раненному но поле боя, но тут же его погашать по взоимозочету... Все это можно было бы воспринимать с юмором, ко гда бы не одно серьезное об стоятельство. Нормальный российский офицер не обязан ломоть голову НОД хитроумны ми финонсово-политическими интригами. Ему нужен внятный ответ но простой вопрос: что хочет провительство? Но са мом деле подбросить ему деньжат? Или все-токи при помощи хитроумной комбина ции сократить военные рас ходы? Вопрос скорее доже не из области финансов, о морали. Влостям следовало бы на браться мужества и назвать вещи своими именами: обна дежить военных или попросить их еще какое-то время потер петь. Но только не врать. Игорь ЕЛКОВ. «Нью-Йорк тайме»: «Для того чтобы понять, что то- кое геополитика XXI веко, приезжайте в приграничный город Забайкальск, который всего несколько лет назад был форпостом российских Вооруженных Сил, ожидав ших вторжения китайцев. Российские оборонитель ные сооружения постепенно ■ розрушоются, и вторжение все же имеет место: китой- 1 ЦЫ построили несколько но вых жилых домов в городе, китойскоя компания «Теле- ■ ком» обслуживает сотовые телефоны, о китайские тор- ■ говцы нанимают полные ав тобусы безроботных росси ян для перевозки одежды и ■ электроники китойского производства через постро енный китайцами погранич- ■ ный пункт. Из общей чис ленности местного носеле- 1 НИЯ в 11 тыс. человек одно тысяча - китайцы». I о РОМАНОВЫХ, I КОТОРЫЕ УДИВЯТ I Радио «Свобода»; «Рос сийская кинолента Глеба | Понфилово «Романовы - венценосная семья» пред- I ставлено к премии «Оскар» в категории «Лучший фильм но иностранном языке». В ф ское кино стало камерным, ■ и почти все остальные пре- I тенденты - «Телец» Алексан дра С окурова , «Сестры» I Сергея Бодрово-млодшего I и «Нежный возраст» Сергея _ Соловьева - уже по этой I причине не имели в оско- * ровском соревновании | больших шансов. В этой си- | туоции фильм «Ромоновы - венценосноя семья» фор- I мольно наиболее точно со- ^ ответствует задаче удивить ■ американцев чисто русским | историческим, семейным сюжетом». I I О ЦАРЕ АЛЕКСАНДРЕ И ЛЕНИНЕ «Вельт»: «Споры по воп- I росу о том, кому должно * принадлежать земля, ведут- | ся в России столетиями, и | поэтому его относят к «веч ным вопросам», им зонимо- I лись и царь Александр II, и ^ Ленин. С принятием нового | Земельного кодекса до свя- | тая святых впервые допуще ны иностранцы - хотя и с ог- I роничениями, о рядовые ^ российские дачники смогут | юридически оформить про- | во но земли, собственника ми которых они являются I де-факто». I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz