Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а 9 н о я б р я 2 0 0 1 г . , № 2 1 7 ( 2 1 5 9 5 ) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О НЕДРАХ» (Окончание. Начало на 3-й стр.) ния недрами устранены, то это право может быть восстановлено в полном объеме. Период, на который было приостановлено дей ствие лицензии при отсутствии вины владельца лицензии, не вклю чается в общий срок действия лицензии. Статья 26 .Порядок прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами 1. Решение о прекращении, приостановлении или ограниче нии права пользования недрами, принятое в соответствии с под пунктами 1) и 2) п. 3 статьи 25 настоящего Закона, должно быть доведено до сведения недропользователя непосредственно, пос ле принятия соответствующего решения с письменным уведом лением пользователя недр. 2. Решение о прекращении права пользования недрами в те чение 30 дней с момента его принятия должно быть доведено до соответствующих органов государственной власти. 3. Участок недр, по которому прекращено право пользования недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим предоставлением его в пользование в соответствии с федеральным законодательством. Статья 27. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами по инициативе ее владельца 1. Досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии может осуществляться не по зднее, чем через шесть месяцев со дня письменного уведомле ния им органов, предоставляющих лицензию, с указанием обо снованных причин отказа от пользования недрами. В течение этого периода осуществляются проверка выполнения владельцем ли цензии взятых обязательств, состояние работ на объекте, опре- . деляются порядок консервации или ликвидации горных вырабо ток, объектов инфраструктуры и порядок контроля за их состоя нием, а также связанные с этим затраты владельца лицензии. 2. Владелец лицензии на право пользования недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на дату досрочного отказа от прав. При невыполнении владельцем ли цензии обязательств, органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. 3. Порядок досрочного прекращения права пользования не драми, предоставленного на основании соглашения о разделе продукции, в случае отказа пользователя недр (инвестора) дол жен определяться условиями таких соглашений. РАЗДЕЛ IV. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ . И ОХРАНА НЕДР Статья 28. Основные требования к рациональному ис пользованию и охране недр 1. Основными требованиями по рациональному использова нию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование, недопущение самовольно го пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рациональ ного комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных иско паемых или свойств участков недр, используемых для строитель ства и эксплуатации подземных сооружений; 4) проведение государственной экспертизы запасов полез ных ископаемых, включая подземные воды, государственный учет запасов полезных ископаемых и участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а так же отвалов и отходов горнодобывающего и связанных с ними перерабатывающих производств; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запа сов основных и совместно с ними залегающих полезных ископа емых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ис копаемых и попутных компонентов при разработке месторожде ний полезных ископаемых; 7) охрану месторождений полезных ископаемых от затопле ния, обводнения, загрязнения, выборочной отработке их отдель ных частей и других факторов, снижающих промышленную цен ность месторождений или осложняющих их разработку; ■ 8) предотвращение загрязнения недр, подземных вод при про ведении работ, связанных с пользованием недрами, подземном хранении нефти, газа, захоронении вредных веществ, промыш ленных и бытовых отходов, сбросе сточных вод; 9) предотвращение накопления промышленных и бытовых от ходов на площадях водосбора и на участках залегания подзем ных вод, используемых для питьевого и промышленного водо снабжения; 10) своевременное проведение рекультивации на(^шенных земель, в том числе текущей рекультивации, на отработанных частях месторождений полезных ископаемых, мероприятий по охране окружающей среды и сохранению нарушенного экологи ческого равновесия; 11) соблюдение установленного порядка консервации и лик видации горных выработок, буровых скважин, подземных соору жений, объектов инфраструктуры в процессе пользования недрами и по завершении этого пользования. 12) предупреждение самовольной застройки залегания по лезных ископаемых и соблюдение порядка использования этих площадей в иных целях. 2. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально уполномоченными государственны ми органами в соответствии с законодательством. Статья 29. Условия застройки и землепользования пло щадей залегания полезных ископаемых 1. Проектирование и строительство объектов жилищно-ком мунального, промышленного и других назначений, сельскохозяй ственное и индивидуальное строительство, сооружение дорог, нефтегазопроводов, линий электропередач, иных коммуникаци онных объектов разрешается только после получения заключе ния территориального органа управления государственным фон дом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под уча стком предстоящей застройки. В случае если для подготовки ука занного заключения необходимо провести дополнительное гео логическое изучение, то оно осуществляется за счет средств за явителя. 2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооруже ний допускаются с разрешения территориального органа управ ления государственным фондом недр и территориального горно го надзора только при условии обеспечения возможности извле чения полезных ископаемых или доказанной экономической це лесообразности застройки. 3. Самовольная застройка площадей залегания полезных ис копаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. 4. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных учас тков их стоимости в соответствии с земельным законодатель ством. 5. При досрочном прекращении прав пользования недрами и необходимости дальнейшей разработки месторождений полез ных ископаемых, земельные участки, переданные пользователю недр, независимо от срока и вида предоставления земельного отвода, подлежат безвозмездному изъятию. Решение об отчуж дении таких земельных участков принимается в соответствии с действующим законодательством. Статья 30. Основные требования по безопасному веде нию работ, связанных с пользованием недрами Пользователь недр обязан выполнять требования по безо пасному ведению работ, связанных с пользованием недр, в со ответствии с действующим законодательством. Статья 31. Ликвидация и консервация горных вырабо ток по добыче полезных ископаемых и подземных соору жений, не связанных с добычей полезных ископаемых 1. Горные выработки, подземные сооружения, буровые сква жины и иные сооружения (горное имущество)_подлежат ликвида ции или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование участком недр или при досрочном прекращении ее действия. 2. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность по охране и рацио нальному использованию недр в соответствии с федеральным законодательством. 3 При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспе- чивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану ок ружающей природной среды, зданий и сооружений, а при кон сервации— также сохранность месторождения, горных вырабо ток и буровых скважин на все время консервации. 4. При ликвидации и консервации предприятия по добыче по лезных ископаемых или его части, а также подземных сооруже ний, не связанных с добычей полезных ископаемых, геологичес кая ' маркшейдерская и иная документация пополняется на мо мент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение в территориальный фонд геологической информации. 5 Ликвидация и консервация предприятия по добыче полез ных ископаемых или его части, а также подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых, считаются завер шенными после подписания акта о ликвидации и консервации органами государственного горного надзора и органами, предо ставившими лицензию на пользование участком недр. 6. В случае если право пользования недрами переходит от одного недропользователя к другому в ограниченный период времени, то по решению органов, предоставляющих это право и соответственно лицензию на пользование участком недр, кон сервация горного имущества может не производиться. 7. Консервация и ликвидация горного имущества осуществ ляются за счет средств пользователя недр, а при возникновении чрезвычайных ситуаций и при банкротстве юридического лица, являющегося пользователем недр, — с привлечением государ ственных средств. Статья 32 . Первичная переработка минерального сырья пользователями недр Пользователи недр, осуществляющие первичную переработ ку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обес печить: 1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплек сное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; 2) учет и контроль за распределением полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; 3) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических ис пытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 4) наиболее полное использование продуктов и отходов пе реработки (шламов, пыли, сточных вод и других); складирова ние, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. РАЗДЕЛ V. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР Статья 33 . Задачи геологического изучения недр 1. Геологическое изучение недр на территории области осу ществляется по федеральным и областным геологическим про граммам, финансируемым из бюджетов соответствующих уров ней, а также за счет собственных средств недропользователя. 2. В задачи геологического изучения недр входят: геологи ческое картирование территории области; поиски и оценка мес торождений полезных ископаемых, включая ревизионное обсле дование месторождений; доизучение и переоценка ранее разве данных запасов твердых полезных ископаемых и подземных вод; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в ней процессов; государственное информационное обеспечение недропользователей; для целей, не связанных с добычей полез ных ископаемых, и производство других видов работ, связанных с геологическим изучением недр. 3. Работы по геологическому изучению недр, поискам, раз ведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых прово дится в федеральном органе управления государственным фон дом недр или его территориальном органе за счет средств пользо вателей недр. 4. Организация государственного геологического изучения осу ществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с федеральным законодательством. Статья 34 . Геологическая информация о недрах 1. В соответствии с федеральным законодательством о не драх информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологи ческих отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользова теля недр. 2. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользовате лем недр по установленной форме в федеральный и областной фонды геологической информации, осуществляющие ее хране ние и систематизацию. Использование указанной информации осуществляется в порядке и на условиях, установленных феде ральным законодательством. 3. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется пользователем недр по уста новленной форме в федеральный и территориальные фонды гео логической информации с определением условий ее использо вания, в том числе в коммерческих целях. 4. Должностные лица федерального и областного фондов гео логической информации обязаны соблюдать конфиденциальность представленной им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение в соответствии с федераль ным законодательством. 5. Право собственности на геологическую и иную информа цию о недрах охраняется в порядке, установленном федераль ным законодательством. Исполнитель работ по геологическому изучению недр имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научно-иссле довательской деятельности, если иное не предусмотрено дого вором. 6. За пользование геологической информацией о недрах, по лученной за счет государственных средств, взимается плата. Плата за указанную геологическую информацию взимается в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством. Статья 35 . Государственная экспертиза запасов полез ных ископаемых, геологической, экономической и эколо гической информации о предоставляемых в пользование участков недр 1. Государственная экспертиза запасов полезных ископае мых, геологической и экономической информаций о предостав ляемых в пользование участков недр (государственная геологи ческая экспертиза) проводится в целях создания условий для ра ционального и комплексного использования недр, определения платы за право пользования недрами. 2. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооруже ний, не связанных с добычей, разрешается только после госу дарственной экспертизы. 3. Государственная геологическая экспертиза осуществляет ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде рации: государственной комиссией по запасам полезных иско паемых (ГКЗ) федерального органа управления государственным фондом недр; территориальной комиссией по запасам (ТКЗ); научно-техническим советом территориального органа управле ния государственным фондом недр (НТО). 4. Государственная экспертиза экономической и экологичес кой информации о предоставляемых в пользование участков недр осуществляется специально уполномоченными федеральными и территориальными органами в порядке, установленном Прави тельством Российской средерации. Статья 36 . Государственный кадастр месторох(дений и проявлений полезных ископаемых. Государственный вод ный кадастр по подземным водам 1. Государственный кадастр месторождений и проявлений по лезных ископаемых и Государственный водный кадастр по под земным водам ведутся в целях обеспечения разработки феде ральных и областных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископае мых, включая подземные воды, рационального размещения пред приятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. 2. Государственный кадастр месторождений и проявлений по лезных ископаемых и Государственный водный кадастр по под земным водам по территории области ведется в соответствии с требованиями и порядком, установленными федеральным зако нодательством. Статья 3 7 . Государственный баланс запасов полезных ископаемых 1. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ве дется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. 2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых по территории области (областной государственный баланс) ведет ся в соответствии с требованиями и порядком, установленными Правительством Российской Федерации. 3. Областной государственный баланс обновляется ежегодно и представляется администрации области и органам местного самоуправления. Статья 38 . Государственный мониторинг геологической среды 1. Государственный мониторинг геологической среды по тер ритории области является составной частью Единой государствен ной системы экологического мониторинга. 2. Государственный мониторинг геологической среды по тер ритории области в целом осуществляется в соответствии с фе деральным законодательством. В пределах отдельных участков недропользования с учетом зоны влияния на природно-техноген ные системы — недропользователями и природопользователя- ми, чья деятельность по условиям недропользования оказывает влияние на геологическую среду и полезные свойства недр. Статья 39 . Вознаграждение за выявление месторожде ния полезного ископаемого Вознаграждение за выявление месторождения и других гео логических объектов выплачивается в соответствии с действую щим законодательством. Статья 40 . Общие требования к добыче полезных иско паемых 1. Добыча полезных ископаемых осуществляется после про ведения государственной экспертизы и утверждения в установ ленном порядке технического проекта разработки. 2. Владелец лицензии на пользование участком недр, имею щий право (лицензии) на виды деятельности, связанные с разра боткой месторождений полезных ископаемых, может осуществ лять работы самостоятельно. При отсутствии таких прав он при влекает специализированные организации, имеющие право (ли цензию) на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. При этом владелец лицензии несет всю ответственность за соблюдение условий лицензии на пользова ние участком недр. 3. Добыча полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществ ляются в соответствии с утвержденными техническими проекта ми и ежегодными планами развития горных работ. Статья 41. Подготовка, согласование и экспертиза тех нических проектов разработки месторождений полезных ис копаемых 1. Подготовка технического проекта разработки месторожде ний полезных ископаемых осуществляется владельцем лицензии на пользование участком недр непосредственно или путем при влечения проектных организаций, имеющих лицензии на соот ветствующие виды деятельности. Проект подготавливается в со ответствии с условиями недропользования, установленными в лицензии. 2. Требования к содержанию технических проектов разработ ки месторождений полезных ископаемых устанавливаются дей ствующим законодательством, правилами и нормами, утвержден ными федеральными органами управления государственным фондом недр и государственного горного надзора. 3. Технические проекты на разработку месторождений по лезных ископаемых, в соответствии с федеральным законода тельством, проходят государственную экспертизу и согласова ния: а) в территориальном органе управления государственным фондом недр — в части полноты и комплексности использования разведанных запасов, соблюдения условий лицензии на пользо вание участком недр; б) в территориальном органе государственного горного над зора — в части соблюдения правил ведения горных работ и охра ны недр, обоснованности величины проектируемых потерь по лезных ископаемых в недрах, соблюдения правил безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; в) в территориальном органе по охране окруокающей среды — в части соблюдения требований экологического законодатель ства. Экспертиза проводится на платной основе за счет недрополь зователя по установленным расценкам. Статья 42. Опытно-промышленная разработка месторож дений полезных ископаемых 1. В процессе геологического изучения, а также на сложных месторождениях полезных ископаемых со слабо изученными свой ствами основных, попутных и вмещающих их пород, при необхо димости отбора больших объемов технических проб для промыш ленных испытаний проводится опытно-промышленная разработ ка отдельных частей месторождений. 2. Опытно-промышленная разработка может проводиться как до утверждения государственной геологической экспертизой за пасов полезных ископаемых в объемах, необходимых для полу чения данных для этого подсчета, так и после проведения госу дарственной геологической экспертизы в соответствии с реко мендациями специально уполномоченных органов, осуществля ющих экспертизу. 3. Опытно-промышленная разработка проводится в объемах и в соответствии с условиями, определенньми в лицензии на пользование участком недр. 4. Опытно-промышленная разработка осуществляется по про ектам, согласованным с территориальными органами управле ния государственным фондом недр и государственного горного надзора, другими природоохранными организациями в соответ ствии с их компетенцией. 5. В случае если в процессе опытно-промышленной добычи минеральное сырье реализуется потребителям, то с пользовате ля недр взимаются налоги, предусмотренные для основной до бычи, с объемов реализованной продукции. 6. Требования к составлению проектов опытно-промышлен ной добычи, порядок и сроки ее проведения устанавливаются администрацией области по представлению территориальных - органов управления государственным фондом недр и государ ственного горного надзора. Статья 43. Общие требования к добыче подземных вод, проектированию и строительству водозаборных сооруже ний 1. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод осуществляется только при наличии лицензии на недропользова ние после проведения государственной экспертизы запасов и утверждения проекта водозабора. В исключительных случаях при острой необходимости в добыче подземных вод для питьевого водоснабжения на участках недр, где отсутствуют эксплуатаци онные запасы подземных вод, подтвержденные государствен ной геологической экспертизой, допускается предоставление совмещенных лицензий, в которых устанавливаются сроки про ведения государственной геологической экспертизы запасов под земных вод. 2. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод осуществляется владельцем лицензии на пользование участком недр непосредственно либо путем привлечения организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности. При этом вла делец лицензии на пользование участком недр несет всю ответ ственность за соблюдение условий пользования недрами, уста новленную в лицензии. 3. Эксплуатация водозаборов подземных вод должна прово диться в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами, проектом водозабора с соблюдением требований фе дерального законодательства о недрах, правил и норм по рацио нальному использованию и охране недр и других компонентов окружающей природной среды. 4. Проект водозабора должен быть согласован со специаль но уполномоченными органами санэпиднадзора, природных ре сурсов, земельных ресурсов и землеустройства, а также горного надзора. Статья 44. Порядок пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых 1. Добыча общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство подземных сооружений на участках недр местного значения допускается при наличии лицензии на соот ветствующий вид пользования недрами. Получение лицензии для этих целей не требуется на пользо вание участками недр для строительства и эксплуатации комму никаций электро-газо-тепло-водоснабжения и канализации, транс портных тоннелей и сооружений автомобильных и железных до рог, трубопроводов, оросительных и судоходных каналов в пре делах предоставленных для этого трассовых земельных отводов. Пользование недрами для указанных целей осуществляется на основании согласования указанных работ в соответствии с действующим законодательством. 2. Пользование недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых, а также строительство подземных соору жений на участках недр осуществляется с соблюдением требо ваний ст. ст. 44 и 46. При этом технические проекты на разра ботку месторождений полезных ископаемых проходят государ ственную экологическую экспертизу. РАЗДЕЛ V I. ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ Статья 45. Платежи за пользование недрами 1. Размер и распределение платежей за право пользования недрами и иных платежей в связи с недропользованием между федеральным бюджетом, областным бюджетом и местными бюд жетами осуществляется в соответствии с действующим законо дательством. 2. Юридические лица и граждане, пользующиеся участками недр, в том числе для добычи общераспространенных полезных ископаемых, но не оформившие в установленном порядке ли цензию, либо не подтвердившие свои права на пользование не драми в установленные сроки, вносят платежи за пользование недрами по ставкам, установленным Правительством Российс кой Федерации, за весь срок незаконного пользования недрами. При этом они не освобождаются от ответственности за само вольное пользование недрами в соответствии с федеральным законодательством. 3. Решениями органов, предоставляющих в соответствии с действующим законодательством право на пользование недра ми, при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих эко номически эффективное освоение и разработку месторождения, платежи за добычу полезных ископаемых могут снижаться до уровня ниже минимально установленного, для данного полезно го ископаемого, размера или отменяться полностью в части средств, поступающих в бюджет области, а также предоставляться скидки на истощение недр. РАЗДЕЛ V I I . ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Р Я ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 46. Предоставление земельных участков для пользования недрами 1. Предоставление земельных участков для пользования не драми осуществляется только при наличии документально офор мленного решения соответствующих органов власти о предвари тельном согласовании места размещения земельного участка, предназначенного для целей недропользования. 2. Подача ходатайства о предоставлении земельного участка на срок действия лицензии, согласование с соответствующими органами и владельцами земельных участков условий и сроков изъятия, занятия и использования предоставляемых земель, по рядка и сроков рекультивации нарушенных земель осуществля ются владельцем лицензии на пользование участком недр. 3. Пользование земельным участком, предоставленным для целей недропользования, осуществляется в соответствии с дей ствующим законодательством. Статья 47 . Предоставление земельных участков для гео логического изучения недр 1. Земельные участки для проведения работ по геологичес кому изучению недр в соответствии с действующим законода тельством предоставляются, как правило, без изъятия этих зе мельных участков. 2. Непосредственно пользование земельными участками осу ществляется на основе договора, заключаемого пользователем недр с собственником земли, землевладельцем, землепользо вателем или арендатором. В договоре устанавливаются порядок пользования земельным участком, обязанности недропользова теля по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению. При ведение земельных участков в пригодное состояние производит ся в ходе работ, а при невозможности этого — в срок, предус мотренный в договоре. 3. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности недропользователя по выплате земельно го налога или арендной платы по возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяются в соответствии с федераль ным законодательством. Статья 48 . Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр и государственный над зор за безопасным ведением работ, связанных с пользо ванием недрами 1. Задачей государственного контроля за рациональным ис пользованием и охраной недр является обеспечение соблюде ния всеми пользователями недр установленного действующим законодательством порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. 2. Задачей государственного надзора за безопасным веде нием работ, связанных с пользованием недр, является обеспе чение соблюдения всеми пользователями недр действующего за конодательства, утвержденных в установленном псузядке стан дартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предуп реждению и устранению их вредного влияния на население, ок ружающую природную среду. 3. Государственный контроль за рациональным использова нием и охраной недр, государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществ ляются в соответствии с федеральным законодательством. РАЗДЕЛ V I I I . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 0 НЕДРАХ Статья 49 . Виды нарушений законодательства о недрах 1. Нарушениями законодательства о недрах являются: а) предоставление лицензии на пользование участком недр по основаниям, не предусмотренным федеральным законодатель ством и настоящим Законом; б) нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами; в) самовольное пользование недрами; г) выборочная (внепроектная) отработка месторождений, при водящая к необоснованным потерям запасов полезных ископае мых, и другие нарушения требований рационального использо вания недр, приводящие к порче месторождения; д) нарушение утвержденных в установленном порядке стан дартов (норм, правил) по охране недр, в том числе нарушений, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение по лезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуата ции, а также по безопасному ведению работ, связанных с пользо ванием недрами; е) нарушение права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности; ж) самовольная застройка площадей залегания полезных ис копаемых; ' з) необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых природных территорий и объектов при полъзо- ■ вании недрами; и) уничтожение или повреждение скважин, пройденных с це лью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшей дерских и геологически)^ знаков; к) систематическое нарушение условий лицензионного согла шения, в том числе порядка внесения платы при пользовании недрами; л) невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в со стояние, обеспечивающее безопасность населения, а также тре бований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; м) неприведение участков земли и других природных объек тов, нарушенных при полъзовании недрами, в состояние, при годное для их далънейшего исполъзования; н) нарушение индивидуальнъ 1 ми или коллективными водополь зователями правил пользования скважинами и бытовыми колод цами, приведшее или могущее привести к загрязнению подзем ных вод; о) нарушение собственниками земли правил пользования под земными сооружениями, приведшее или могущее привести к заг рязнению недр. 2. В соответствии с федеральным законодательством юриди ческие и физические лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах. Статья 50 . Возмещение вреда, причиненного пользо вателю недр Вред, причиненный пользователю недр в результате деятель ности юридических лиц, органов государственной власти, долж ностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств юридичес ких и физических лиц, средств соответствующих бюджетов. Статья 51 . Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр 1. Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также в иных действиях, которые привели к порче месторождения или созда нию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. 2. Вред, причиненный государству собственниками, владель цами земельных участков в результате нарушения правил пользо вания скважинами и бытовыми колодцами, подземными соору жениями, приведшего к загрязнению подземных вод и участков недр, подлежит возмещению за счет средств собственников, вла дельцев земельных участков. 3. Размер вреда определяется федеральным органом управ ления государственным фондом недр. При отказе пользователя недр от возмещения причиненного вреда или несогласии с его размером возмещение причиненного вреда осуществляется в судебном порядке. Статья 52 . Прекращение самовольного пользования нед рами 1. С юридических и физических лиц, осуществлявших само вольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивает ся ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных учас тков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим са мовольное пользование недрами, либо за его счет. Статья 53 . Прекращение самовольной застройки пло щадей залегания полезных ископаемых 1. Юридические и физические лица, осуществлявшие само вольную застройку, обязаны в установленный срок и за свой счет ликвидировать последствия своей деятельности либо оплатить расходы на выполнение соответствующих работ. 2. Юридические и физические лица, не получившие лицензии на право пользования недрами, обязаны передать геолого-тех ническую документацию, находившуюся в их ведении по участ кам недр, подготовительные и эксплуатационные горные выра ботки (скважины), недвижимое горное оборудование новому вла дельцу лицензии на право пользования недрами. Порядок и ус ловия этой передачи определяются договором между прежним и новым пользователем недр. Статья 54 . Порядок разрешения споров Споры по вопросам пользования недрами разрешаются су дом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном федеральным законодательством. СТАТЬЯ 2. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации области О. КОРОЛЕВ. г. Липецк, 26.10.2001 г., № 172-03.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz