Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

9 н о я б р я 2 0 0 1 г . , № 2 1 7 ( 2 1 5 9 5 ) л ШО^ ЛИПЕЦКОМОБЛАСТИ СТАТЬЯ 1. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О НЕДРАХ» "Т ВНЕСТИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ БЛАСТИ «О НЕДРАХ» ОТ 0 9 . 1 1 . 1 9 9 5 г. № 2 6 - 0 3 ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ , ИЗЛОЖИВ ЕГО В с л е д у ю щ е й РЕДАКЦИИ : ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О НЕДРАХ Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Феде- рации^далее — федеральным законодательством), Уставом Ли­ пецкой области и другими нормативными правовыми актами об­ ласти и ре 1 ^лирует в пределах компетенции Липецкой области (далее — области) отношения, возникающие на территории об­ ласти в процессе пользования недрами при геологическом изу­ чении, добычи полезных ископаемых, использования отходов гор­ нодобывающего и Связанных с ним перерабатывающих произ­ водств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая пресные и минеральные подземные воды на объектах, расположенных на территории области. РАЗДЕЛ I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные определения, используемые в З а ­ коне В настоящем Законе используются следующие термины и оп­ ределения: Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенно­ го слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участок недр — геометризованный блок недр, имеющий ус­ тановленные объемные границы. Горный отвод —участок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, об­ разования особо охраняемых геологических объектов. Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и определя­ ются в соответствии с требованиями и условиями, установлен­ ными действующим законодательством, и имеют ограничения по глубине. Геологический отвод —участок недр, предоставляемый для геологического изучения недр без существенного нарушения це­ лостности недр. Геологический отвод может не иметь ограниче­ ния по глубине. Лицензия на пользование недрами — документ (государ­ ственное разрешение), удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответ­ ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Общераспространенные полезные ископаемые —широ­ ко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, стро­ ительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.) — в соответствии с утвержденным перечнем. Пользователь недр — субъекты предпринимательской дея­ тельности, в том числе участники простого товарищества, инос­ транные граждане и юридические лица, получившие право на пользование недрами в установленном порядке и осуществляю­ щие реализацию этого права. Статья 2 . Законодательство Липецкой области о недрах и недропользовании 1 . Законодательство Липецкой области о недрах и недрополь­ зовании основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве. Уставе Липецкой области, на­ стоящем Законе и иных нормативных правовых актах в сфере природопользования. 2. Отношения недропользования, возникшие до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Закону. Отношения недропользо­ вания, возникшие после введения в действие настоящего Зако­ на, осуществляются в соответствии с настоящим Законом. 3. Отношения, связанные с использованием и охраной зе­ мель, поверхностных вод, растительного и животного мира, ат­ мосферного воздуха, памятников истории и культуры, возникаю­ щие при пользовании недрами на территории области, регулиру­ ются соответствующим федеральным законодательством и за­ конодательством области. 4. Особенности отношений недропользования на условиях раз­ дела продукции регулируются Федеральным законом «О согла­ шениях о разделе продукции». Статья 3 . Правовое регулирование отношений недро­ пользования. 1. Полномочия органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования осуществ­ ляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области. 2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ре­ гулирования отношений недропользования осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством. ' 3. Федеральные органы по земельным ресурсам, горнотех­ нического надзора и их территориальные органы участвуют в ре­ гулировании отношений недропользования в соответствии с по­ ложением об этих органах. Статья 4. Принципы недропользования Пользование недрами на территории области осуществляет­ ся на принципах: — государственной собственности на недра; — совместного владения, пользования и распоряжения не­ драми Российской Федерации и области; — платного пользования недрами за исключением случаев, установленных действующим законодательством; — разрешительного порядка предоставления прав пользова­ ния недрами; — соблюдения интересов недропользователей, жителей обг ласти и граничащих с ней субъектов Российской Федерации; — рационального и комплексного использования ресурсов недр, охраны окружающей природной среды, восстановления в процессе пользования недрами нарушенного экологического равновесия. Статья 5. Собственность на недра и добытые из недр полезные ископаемые 1 . Недра в границах территории области и содержащиеся в них полезные ископаемые, в том числе подземные воды, энерге­ тические и иные ресурсы, являются государственной собствен­ ностью. 2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или пе­ реходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. 3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии на пользование недрами могут находиться в федеральной собственности, собственности области, муниципаль­ ной собственности и собственности юридических, физических лиц, являющихся пользователями недр. Статья 6. Государственный фонд недр на территории об­ ласти 1. Государственный фонд недр на территории области со­ ставляют используемые участки недр, представляющие собой гео- метризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пре­ делах территории области. 2. Деление недр между областью и граничащими с ней субъек­ тами Российской Федерации осуществляется по административ­ ной границе области. 3. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр на территории области осуществляется совместно Российской Федерацией и областью. 4. Управление государственным фондом недр на территории области осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр и администрацией области. Статья 7 . Участки недр федерального, областного и ме ­ стного значения 1 . Участки недр государственного фонда недр в области име­ ют федеральное, областное и местное значение. 2 Для гарантированного обеспечения государственных по­ требностей Российской Федерации стратегическими и дефицит­ ными видами ресурсов участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус уча­ стков недр федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и орга­ нов государственной власти области. Пользование участками недр федерального значения осуществляется в порядке, установлен­ ном федеральным законодательством. 3. Для обеспечения потребностей области в минеральном сырье участки недр получают статус участков недр областного значения. 4. Для обеспечения потребностей районов, городов и других населенных пунктов области участки недр получают статус участ­ ков недр местного значения. Статья 8. Совместная компетенция органов государ­ ственной власти Российской Федерации и органов госу­ дарственной власти области в сфере регулирования отно­ шений недропользования К совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти обла­ сти в сфере регулирования отношений недропользования на тер­ ритории области относится; Постановление тридцать второй сессии Липецкого областного Совета депутатов второго созыва № 692-пс от 18.10.2001 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ Рассмотрев представленный администрацией области про­ ект Закона Липецкой области «О внесении изменений и до­ полнений в Закон Липецкой области «О недрах» (новая редак­ ция) и учитывая решение комитета областного Совета депута­ тов по вопросам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов ПОСТА­ НОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении измене- «0 ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ОБЛАСТИ «О НЕДРАХ» ний и дополнений в Закон Липецкой области «О недрах» (при­ лагается). 2. Направить главе администрации области настоящий за­ кон для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. 1) распоряжение государственным фондом недр на террито­ рии области, за исключением участков, находящихся в исключи­ тельном ведении Российской Федерации, и выделение участков недр федерального, областного и местного значения, подготов­ ка перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продук­ ции; 2) определение перечня общераспространенных полезных ис­ копаемых, выделение участков недр федерального, областного и местного значения; 3) вопросы владения, пользования и распоряжения государ­ ственным фондом недр. Статья 9 . Компетенция администрации области в сфе­ ре регулирования отношений недропользования К компетенции администрации области в сфере регулирова­ ния отношений недропользования относится: 1) участие в разработке и реализации государственных про­ грамм геологического изучения недр, развития и освоения мине­ рально-сырьевой базы Российской Федерации; 2) разработка и реализация областных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; 3) создание и ведение областных фондов геологической ин­ формации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюд­ жетов; 4) участие в государственной экспертизе информации о раз­ веданных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 5) составление областных балансов запасов и кадастров ме­ сторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участ­ ков недр, используемых для строительства подземных сооруже­ ний, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) по представлению территориального органа в области уп­ равления государственным фондом недр установление конкрет­ ных размеров платежей за пользование недрами; 7) защита прав пользователей недр и интересов граждан; 8) лицензирование видов деятельности, связанной с пользо­ ванием участками недр областного и местного значения; 9) участие в пределах полномочий, установленных федераль­ ным законодательством, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; 10) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; 11) регулирование других вопросов в пределах полномочий в области использования и охраны недр. Статья 10. Компетенция Липецкого областного Совета депутатов в сфере регулирования отношений недрополь­ зования К компетенции Липецкого областного Совета депутатов от­ носится: — принятие законов и иных нормативных актов по вопросам недропользования, внесение в них изменений и дополнений, осу­ ществление толкования принятых нормативных и правовых актов и контроль за их исполнением; — ^верждение областных программ развития и использова­ ния минерально-сырьевой базы; — установление дополнительных оснований для освобожде­ ния отдельных категорий пользователей недр от платежей, по­ ступающих в бюджет области; определение порядка и условий пользования месторождениями полезных ископаемых; — осуществление иных полномочий в пределах своей компе­ тенции. Статья 11. Компетенция органов местного самоуправ­ ления в сфере регулирования отношений недропользова­ ния Органы местного самоуправления на территории соответству­ ющего муниципального образования осуществляют деятельность в сфере регулирования отношений недропользования в преде­ лах полномочий, установленных федеральным законодательством. РАЗДЕЛ I I . ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Статья 12 . Пользователи недр 1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринима­ тельской деятельности, в том числе участники простого товари­ щества, иностранные граждане, юридические лица, если феде­ ральными законами не установлены ограничения предоставле- ния'права пользования недрами. 2. Пользователями недр для захоронения токсичных и иных опасных веществ могут быть только юридические лица, зарегис­ трированные на территории Российской Федерации и имеющие лицензии, выданные уполномоченными на то федеральными орга­ нами исполнительной власти, на ведение работ по использова­ нию токсичных и иных опасных отходов. Статья 13 . Виды пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения недр области, вклю­ чающего региональные геолого-геофизические работы, геологи­ ческую съемку, инженерно-геологические изыскания, создание и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режи­ мом подземных вод, научно-исследовательские, палеонтологи­ ческие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, без существенного нарушения целостности недр: 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр для стро­ ительства подземных сооружений, не связанных с добычей по­ лезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе ис­ пользования отходов горнодобывающего и связанного с ним пе­ рерабатывающего производства; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоро­ вительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геоло­ гические заповедники, заказники, памятники природы, лещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других гео­ логических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков и разведки) и добычи по­ лезных ископаемых. В этом случае добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения. Статья 14 . Сроки пользования участками недр 1. Участки недр предоставляются в пользование на опреде­ ленный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются для: — геологического изучения — на срок до 5 лет; — добычи полезных ископаемых — на срок отработки место­ рождения, исчисляемый исходя из технико-экономического обо­ снования разработки месторождения, обеспечивающего рацио­ нальное использование и охрану недр; — добычи подземных вод — на срок до 25 лет; — добычи полезных ископаемых на основании предоставле­ ния краткосрочного права пользования участками недр в соот­ ветствий с федеральным законодательством — на срок до 1 года. 2. Сроки пользования участками недр могут быть продлены по инициативе пользователя недр при выполнении им условий лицензии на пользование недрами и необходимости завершения разработки месторождений полезных ископаемых или выполне­ ния ликвидационных мероприятий. 3. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и иных целей. 4. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензии на пользование участка­ ми недр. Статья 15. Основания получения прав недропользова­ ния Основаниями получения права пользования участками недр на территории области в соответствии с федеральным законода­ тельством о недрах и настоящим Законом могут быть: 1) совместное решение администрации области и территори­ ального органа управления государственным фондом недр, при­ нятое по результатам конкурса (аукциона) для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории области; 2) совместное решение администрации области и территори­ ального органа управления государственным фондом недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископа­ емых пользователем недр, проводившим геологическое изуче­ ние за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения; 3) совместное решение администрации области и территори­ ального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, исполь­ зуемых для питьевого водоснабжения населения или технологи­ ческого обеспечения водой объектов промышленности; 4) иные основания, установленные федеральным законода­ тельством. Статья 16. Добыча общераспространенных полезных ис­ копаемых собственниками, владельцами земельных учас­ тков Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению, в их границах осуществлять без приме­ нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и стро­ ительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колод­ цев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Добыча общераспространенных полезных ископаемых соб­ ственниками, владельцами земельных участков осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией области. Статья 17. Основные права и обязанности пользовате­ лей недр 1. Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для лю­ бой формы предпринимательской или иной деятельности, соот­ ветствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашениях о разделе продукции; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодатель­ ством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связан­ ных с ним перерабатывающих производств, если иное не огово­ рено в лицензии или соглашением о разделе продукции; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ис­ копаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предос­ тавленного ему горного отвода, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; 7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по пово­ ду пересмотра условий лицензии при возникновении обстоя­ тельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицен­ зия была предоставлена. 2. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвер­ жденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных иско­ паемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной докумен­ тации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохран­ ность; 4) предоставление геологической информации в федераль­ ный и областной фонды геологической информации; 5) предоставление достоверных данных о разведанных, из­ влекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископае­ мых, содержащихся в них компонентах, а также об использова­ нии недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической инфор­ мации, органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием не­ драми; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стан­ дартов (норм, правил'), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других компонентов природной окружающей среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых сква­ жин, которые могут быть использованы при разработке место­ рождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в ус­ тановленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или со­ глашением о разделе продукции, в том числе по ведению мони­ торинга геологической среды и ведению установленной отчетно­ сти, своевременное и правильное внесение платежей за пользо­ вание недрами. 3. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользо­ вания недрами другим юридическим и физическим лицам предъяв­ ляются требования о наличии специальной квалификации и опы­ та, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельнос­ ти: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. Статья 18. Лицензия на пользование недрами 1. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользова­ ние участками недр, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных ус­ ловий. Лицензии на пользование участками недр могут предос­ тавляться как для проведения отдельных видов пользования не­ драми, так и для проведения нескольких взаимосвязанных видов пользования недрами (совмещенные лицензии). 2. Содержание лицензии на пользование участком недр рег­ ламентируется федеральным законодательством. Условия пользо­ вания недрами, предусмотренные в ней, сохраняют свою силу в течение сроков, оговоренных в лицензии, либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, выдавших лицензию, либо в случаях, установленных действующим законодательством. Статья 19 . Безлицензионное пользование участками недр 1. Получение лицензии не требуется при предоставлении уча­ стков недр в пользование для областного геологического изуче­ ния недр, включающего геолого-геофизические работы, геоло­ гическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно- исследовательские, палеонтологические и другие работы, направ­ ленные на общее геологическое изучение недр, создание на­ блюдательной сети и ведение мониторинга геологической сре­ ды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарущения целостности недр. Указанные работы проводятся на основании государственной ре­ гистрации (разрешения). 2. Получение лицензии не требуется на пользование недрами собственниками, владельцами земельных участков в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. Статья 20 . Порядок оформления геологических и гор ­ ных отводов при оформлении лицензии Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. 1. Участок недр в виде геологического отвода предоставляет­ ся при выдаче лицензий на геологическое изучение недр. Пользо­ ватель недр, получивший участок недр со статусом геологичес­ кого отвода, имеет преимущественное право на проведение ого­ воренного в лицензии вида работ, связанных с геологическим изучением недр. В границах геологического отвода могут одно­ временно проводить работы несколько пользователей недр. 2. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации под­ земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископае­ мых, организации особо охраняемых участков недр. Пользователь недр, получивший участок недр со статусом гор­ ного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его гра­ ницах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием не­ драми в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. 3. Порядок оформления предоставления горного отвода на участки недр, содержащие месторождения полезных ископае­ мых областного значения, а также содержащие крупные по запа­ сам месторождения общераспространенных полезных ископае­ мых; осуществляется в соответствии с действующими норматив­ ными документами государственного горнотехнического надзо­ ра РФ. 4. Предоставление горного отвода на разработку мелких и средних по запасам месторождений общераспространенных по­ лезных ископаемых осуществляется соответствующими органа­ ми государственной власти, на территории которых расположе­ ны эти участки недр. При этом горноотводной акт подлежит ре­ гистрации в соответствии с федеральным законодательством. 5. При предоставлении в установленном порядке лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр пред­ ставляется в виде предварительного горного отвода и устанав­ ливаются его предварительные границы. В предварительные границы горного отвода могут включать­ ся конкретные участки недр для проведения разведки с попутной или последующей добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после проведения го ­ сударственной геологической экспертизы запасов полезных ис­ копаемых. 6. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и топографический план с ведомос­ тью координат угловых точек), включаются в лицензию в каче­ стве ее неотъемлемой составной части. 7. В случае необходимости изменения границ горного отвода в пределах предоставленного участка недр из-за изменения ус­ ловий лицензии, ее переоформления (по результатам поисков, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, подлежат переоформлению. Статья 21 . Согласование условий недропользования и условий конкурсов 1. Условия недропользования, определяемые в лицензии, перед их утверждением, а также условия проводимых конкурсов для выбора недропользователя, согласовываются с органами государственной власти, участвующими в регулировании отно­ шений недропользования, в соответствии с их компетенцией. 2. Порядок согласования условий недропользования и усло­ вий конкурсов по участкам недр, имеющим федеральное значе­ ние, определяется федеральным органом управления государ­ ственным фондом недр в соответствии с федеральным законо­ дательством. 3. Подготовка проектов условий недропользования и проек­ тов условий конкурсов (аукционов) по всем участкам недр, а так­ же их согласование, осуществляется в соответствии с федераль­ ным законодательством с привлечением специалистов необхо­ димого профиля и экспертов. Расходы на проведение указанной работы включаются в лицензионный сбор. При предоставлении лицензии без проведения конкурса подготовка проектов условий недропользования и их согласование осуществляются с участи­ ем недропользователя. Статья 22 . Система конкурсного (аукционного) отбора претендентов на получение лицензии 1. Решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр, определение условий их проведе­ ния в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также об утверждении результатов таких конкурсов или аукци­ онов принимается органами, предоставляющими право пользо­ вания участками недр, в соответствии со ст. 10’ Закона РФ «О недрах» и ст. 15 настоящего Закона. Решение об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования недра­ ми принимается в течение 30 дней с момента проведения кон­ курса или аукциона. 2. Порядок и условия проведения конкурсов (аукционов) на право пользования участком недр, в том числе порядок форми­ рования конкурсных (аукционных) комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр, определяются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 23 . Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования участком недр вносится всеми его участниками при подаче заявки на участие в конкурсе (аукционе). Оплата сбора является одним из условий конкурса (аукциона). Сумма сбора определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона) и изготов­ ление пакета геологической информации. Сбор за участие в кон­ курсе (аукционе) не возвращается. 2. С победителя конкурса (аукциона), а также с владельцев лицензий при их переоформлении взимается сбор за подготов­ ку, оформление и регистрацию лицензии в размере прямых зат­ рат на подготовку и экспертизу условий лицензии, ее оформле­ ние и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензии. 3. С пользователей недр, получающих лицензию на пользова­ ние участком недр на бесконкурсной основе, взимается сбор за выдачу лицензии в размере прямых затрат на подготовку усло­ вий лицензии, ее экспертизы, оформление и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензий. 4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование нед­ рами. РАЗДЕЛ I I I . ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 24 . Основания прекращения права пользования недрами Прекращение права пользования недрами означает, что вла­ делец лицензии в установленные сроки прекращает пользование недрами и получение продукции, указанной в лицензии, и начи­ нает работы по консервации или ликвидации горных выработок в порядке, установленном действующим законодательством. Право пользования прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока пользова­ ния ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования не­ драми; 3) при возникновении определенного условия (если оно за­ фиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращает­ ся право пользования недрами; 4) в случае нарушения порядка переоформления лицензии, установленного Законом РФ «О недрах». Статья 25 . Основания для досрочного прекращения, при­ остановления или ограничения права пользования недра­ ми 1. Приостановление права пользования недрами означает вре­ менное прекращение основного вида деятельности и, как прави­ ло, связанных с ней вспомогательных работ, за исключением де­ ятельности по поддержанию горных выработок, строений, соору­ жений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. 2. Ограничение права пользования недрами означает времен­ ное или постоянное ограничение условий пользования недрами, в том числе возможный запрет владельцу лицензии на осуществ­ ление отдельных видов деятельности в рамках лицензии. Лицен­ зия недропользователя сохраняется. 3. В зависимости от причин и вызванных ими последствий, в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, право пользования недрами и действие лицензии мо­ жет быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию на право пользования недрами, непосредственно или по представлению органов госу­ дарственного горного надзора, государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей природной среды в следующих случаях: 1) возникновение непосредственной угрозы жизни или здо­ ровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния ра­ бот, связанных с пользованием недрами; 2) возникновение чрезвычайных обстоятельств (стихийных бед­ ствий, военных действий и других); 3) нарушения владельцем лицензии существенных условий лицензии; 4) систематического нарущения пользователем недр правил пользования недрами и их охраны, а также охраны и мониторин­ га окружающей природной среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), вклю­ чая правила консервации предприятий; 5) если пользователь недр в течение установленного в ли­ цензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмот­ ренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйствен­ ной деятельности, которому недра предоставлены в пользова­ ние; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предус­ мотренной федеральным законодательством, или представления недостоверной информации. 4. Право пользования недрами может быть также прекраще­ но при полной отработке утвержденных запасов полезных иско­ паемых на переданном недропользователю месторождении, 5. В случае если объективные обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользова- (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz