Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
9 н о я б р я 2 0 0 1 г . , № 2 1 7 ( 2 1 5 9 5 ) л ШО^ ЛИПЕЦКОМОБЛАСТИ СТАТЬЯ 1. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О НЕДРАХ» "Т ВНЕСТИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ БЛАСТИ «О НЕДРАХ» ОТ 0 9 . 1 1 . 1 9 9 5 г. № 2 6 - 0 3 ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ , ИЗЛОЖИВ ЕГО В с л е д у ю щ е й РЕДАКЦИИ : ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О НЕДРАХ Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Феде- рации^далее — федеральным законодательством), Уставом Ли пецкой области и другими нормативными правовыми актами об ласти и ре 1 ^лирует в пределах компетенции Липецкой области (далее — области) отношения, возникающие на территории об ласти в процессе пользования недрами при геологическом изу чении, добычи полезных ископаемых, использования отходов гор нодобывающего и Связанных с ним перерабатывающих произ водств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая пресные и минеральные подземные воды на объектах, расположенных на территории области. РАЗДЕЛ I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные определения, используемые в З а коне В настоящем Законе используются следующие термины и оп ределения: Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенно го слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участок недр — геометризованный блок недр, имеющий ус тановленные объемные границы. Горный отвод —участок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, об разования особо охраняемых геологических объектов. Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и определя ются в соответствии с требованиями и условиями, установлен ными действующим законодательством, и имеют ограничения по глубине. Геологический отвод —участок недр, предоставляемый для геологического изучения недр без существенного нарушения це лостности недр. Геологический отвод может не иметь ограниче ния по глубине. Лицензия на пользование недрами — документ (государ ственное разрешение), удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответ ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Общераспространенные полезные ископаемые —широ ко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, стро ительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.) — в соответствии с утвержденным перечнем. Пользователь недр — субъекты предпринимательской дея тельности, в том числе участники простого товарищества, инос транные граждане и юридические лица, получившие право на пользование недрами в установленном порядке и осуществляю щие реализацию этого права. Статья 2 . Законодательство Липецкой области о недрах и недропользовании 1 . Законодательство Липецкой области о недрах и недрополь зовании основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве. Уставе Липецкой области, на стоящем Законе и иных нормативных правовых актах в сфере природопользования. 2. Отношения недропользования, возникшие до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Закону. Отношения недропользо вания, возникшие после введения в действие настоящего Зако на, осуществляются в соответствии с настоящим Законом. 3. Отношения, связанные с использованием и охраной зе мель, поверхностных вод, растительного и животного мира, ат мосферного воздуха, памятников истории и культуры, возникаю щие при пользовании недрами на территории области, регулиру ются соответствующим федеральным законодательством и за конодательством области. 4. Особенности отношений недропользования на условиях раз дела продукции регулируются Федеральным законом «О согла шениях о разделе продукции». Статья 3 . Правовое регулирование отношений недро пользования. 1. Полномочия органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования осуществ ляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области. 2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ре гулирования отношений недропользования осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством. ' 3. Федеральные органы по земельным ресурсам, горнотех нического надзора и их территориальные органы участвуют в ре гулировании отношений недропользования в соответствии с по ложением об этих органах. Статья 4. Принципы недропользования Пользование недрами на территории области осуществляет ся на принципах: — государственной собственности на недра; — совместного владения, пользования и распоряжения не драми Российской Федерации и области; — платного пользования недрами за исключением случаев, установленных действующим законодательством; — разрешительного порядка предоставления прав пользова ния недрами; — соблюдения интересов недропользователей, жителей обг ласти и граничащих с ней субъектов Российской Федерации; — рационального и комплексного использования ресурсов недр, охраны окружающей природной среды, восстановления в процессе пользования недрами нарушенного экологического равновесия. Статья 5. Собственность на недра и добытые из недр полезные ископаемые 1 . Недра в границах территории области и содержащиеся в них полезные ископаемые, в том числе подземные воды, энерге тические и иные ресурсы, являются государственной собствен ностью. 2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или пе реходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. 3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии на пользование недрами могут находиться в федеральной собственности, собственности области, муниципаль ной собственности и собственности юридических, физических лиц, являющихся пользователями недр. Статья 6. Государственный фонд недр на территории об ласти 1. Государственный фонд недр на территории области со ставляют используемые участки недр, представляющие собой гео- метризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пре делах территории области. 2. Деление недр между областью и граничащими с ней субъек тами Российской Федерации осуществляется по административ ной границе области. 3. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр на территории области осуществляется совместно Российской Федерацией и областью. 4. Управление государственным фондом недр на территории области осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр и администрацией области. Статья 7 . Участки недр федерального, областного и ме стного значения 1 . Участки недр государственного фонда недр в области име ют федеральное, областное и местное значение. 2 Для гарантированного обеспечения государственных по требностей Российской Федерации стратегическими и дефицит ными видами ресурсов участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус уча стков недр федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и орга нов государственной власти области. Пользование участками недр федерального значения осуществляется в порядке, установлен ном федеральным законодательством. 3. Для обеспечения потребностей области в минеральном сырье участки недр получают статус участков недр областного значения. 4. Для обеспечения потребностей районов, городов и других населенных пунктов области участки недр получают статус участ ков недр местного значения. Статья 8. Совместная компетенция органов государ ственной власти Российской Федерации и органов госу дарственной власти области в сфере регулирования отно шений недропользования К совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти обла сти в сфере регулирования отношений недропользования на тер ритории области относится; Постановление тридцать второй сессии Липецкого областного Совета депутатов второго созыва № 692-пс от 18.10.2001 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ Рассмотрев представленный администрацией области про ект Закона Липецкой области «О внесении изменений и до полнений в Закон Липецкой области «О недрах» (новая редак ция) и учитывая решение комитета областного Совета депута тов по вопросам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов ПОСТА НОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении измене- «0 ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ОБЛАСТИ «О НЕДРАХ» ний и дополнений в Закон Липецкой области «О недрах» (при лагается). 2. Направить главе администрации области настоящий за кон для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. 1) распоряжение государственным фондом недр на террито рии области, за исключением участков, находящихся в исключи тельном ведении Российской Федерации, и выделение участков недр федерального, областного и местного значения, подготов ка перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продук ции; 2) определение перечня общераспространенных полезных ис копаемых, выделение участков недр федерального, областного и местного значения; 3) вопросы владения, пользования и распоряжения государ ственным фондом недр. Статья 9 . Компетенция администрации области в сфе ре регулирования отношений недропользования К компетенции администрации области в сфере регулирова ния отношений недропользования относится: 1) участие в разработке и реализации государственных про грамм геологического изучения недр, развития и освоения мине рально-сырьевой базы Российской Федерации; 2) разработка и реализация областных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; 3) создание и ведение областных фондов геологической ин формации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюд жетов; 4) участие в государственной экспертизе информации о раз веданных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 5) составление областных балансов запасов и кадастров ме сторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участ ков недр, используемых для строительства подземных сооруже ний, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) по представлению территориального органа в области уп равления государственным фондом недр установление конкрет ных размеров платежей за пользование недрами; 7) защита прав пользователей недр и интересов граждан; 8) лицензирование видов деятельности, связанной с пользо ванием участками недр областного и местного значения; 9) участие в пределах полномочий, установленных федераль ным законодательством, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; 10) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; 11) регулирование других вопросов в пределах полномочий в области использования и охраны недр. Статья 10. Компетенция Липецкого областного Совета депутатов в сфере регулирования отношений недрополь зования К компетенции Липецкого областного Совета депутатов от носится: — принятие законов и иных нормативных актов по вопросам недропользования, внесение в них изменений и дополнений, осу ществление толкования принятых нормативных и правовых актов и контроль за их исполнением; — ^верждение областных программ развития и использова ния минерально-сырьевой базы; — установление дополнительных оснований для освобожде ния отдельных категорий пользователей недр от платежей, по ступающих в бюджет области; определение порядка и условий пользования месторождениями полезных ископаемых; — осуществление иных полномочий в пределах своей компе тенции. Статья 11. Компетенция органов местного самоуправ ления в сфере регулирования отношений недропользова ния Органы местного самоуправления на территории соответству ющего муниципального образования осуществляют деятельность в сфере регулирования отношений недропользования в преде лах полномочий, установленных федеральным законодательством. РАЗДЕЛ I I . ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Статья 12 . Пользователи недр 1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринима тельской деятельности, в том числе участники простого товари щества, иностранные граждане, юридические лица, если феде ральными законами не установлены ограничения предоставле- ния'права пользования недрами. 2. Пользователями недр для захоронения токсичных и иных опасных веществ могут быть только юридические лица, зарегис трированные на территории Российской Федерации и имеющие лицензии, выданные уполномоченными на то федеральными орга нами исполнительной власти, на ведение работ по использова нию токсичных и иных опасных отходов. Статья 13 . Виды пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения недр области, вклю чающего региональные геолого-геофизические работы, геологи ческую съемку, инженерно-геологические изыскания, создание и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режи мом подземных вод, научно-исследовательские, палеонтологи ческие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, без существенного нарушения целостности недр: 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр для стро ительства подземных сооружений, не связанных с добычей по лезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе ис пользования отходов горнодобывающего и связанного с ним пе рерабатывающего производства; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоро вительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геоло гические заповедники, заказники, памятники природы, лещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других гео логических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков и разведки) и добычи по лезных ископаемых. В этом случае добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения. Статья 14 . Сроки пользования участками недр 1. Участки недр предоставляются в пользование на опреде ленный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются для: — геологического изучения — на срок до 5 лет; — добычи полезных ископаемых — на срок отработки место рождения, исчисляемый исходя из технико-экономического обо снования разработки месторождения, обеспечивающего рацио нальное использование и охрану недр; — добычи подземных вод — на срок до 25 лет; — добычи полезных ископаемых на основании предоставле ния краткосрочного права пользования участками недр в соот ветствий с федеральным законодательством — на срок до 1 года. 2. Сроки пользования участками недр могут быть продлены по инициативе пользователя недр при выполнении им условий лицензии на пользование недрами и необходимости завершения разработки месторождений полезных ископаемых или выполне ния ликвидационных мероприятий. 3. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и иных целей. 4. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензии на пользование участка ми недр. Статья 15. Основания получения прав недропользова ния Основаниями получения права пользования участками недр на территории области в соответствии с федеральным законода тельством о недрах и настоящим Законом могут быть: 1) совместное решение администрации области и территори ального органа управления государственным фондом недр, при нятое по результатам конкурса (аукциона) для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории области; 2) совместное решение администрации области и территори ального органа управления государственным фондом недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископа емых пользователем недр, проводившим геологическое изуче ние за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения; 3) совместное решение администрации области и территори ального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, исполь зуемых для питьевого водоснабжения населения или технологи ческого обеспечения водой объектов промышленности; 4) иные основания, установленные федеральным законода тельством. Статья 16. Добыча общераспространенных полезных ис копаемых собственниками, владельцами земельных учас тков Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению, в их границах осуществлять без приме нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и стро ительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колод цев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Добыча общераспространенных полезных ископаемых соб ственниками, владельцами земельных участков осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией области. Статья 17. Основные права и обязанности пользовате лей недр 1. Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для лю бой формы предпринимательской или иной деятельности, соот ветствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашениях о разделе продукции; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодатель ством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связан ных с ним перерабатывающих производств, если иное не огово рено в лицензии или соглашением о разделе продукции; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ис копаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предос тавленного ему горного отвода, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; 7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по пово ду пересмотра условий лицензии при возникновении обстоя тельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицен зия была предоставлена. 2. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвер жденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных иско паемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной докумен тации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохран ность; 4) предоставление геологической информации в федераль ный и областной фонды геологической информации; 5) предоставление достоверных данных о разведанных, из влекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископае мых, содержащихся в них компонентах, а также об использова нии недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической инфор мации, органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием не драми; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стан дартов (норм, правил'), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других компонентов природной окружающей среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых сква жин, которые могут быть использованы при разработке место рождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в ус тановленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или со глашением о разделе продукции, в том числе по ведению мони торинга геологической среды и ведению установленной отчетно сти, своевременное и правильное внесение платежей за пользо вание недрами. 3. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользо вания недрами другим юридическим и физическим лицам предъяв ляются требования о наличии специальной квалификации и опы та, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельнос ти: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. Статья 18. Лицензия на пользование недрами 1. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользова ние участками недр, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных ус ловий. Лицензии на пользование участками недр могут предос тавляться как для проведения отдельных видов пользования не драми, так и для проведения нескольких взаимосвязанных видов пользования недрами (совмещенные лицензии). 2. Содержание лицензии на пользование участком недр рег ламентируется федеральным законодательством. Условия пользо вания недрами, предусмотренные в ней, сохраняют свою силу в течение сроков, оговоренных в лицензии, либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, выдавших лицензию, либо в случаях, установленных действующим законодательством. Статья 19 . Безлицензионное пользование участками недр 1. Получение лицензии не требуется при предоставлении уча стков недр в пользование для областного геологического изуче ния недр, включающего геолого-геофизические работы, геоло гическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно- исследовательские, палеонтологические и другие работы, направ ленные на общее геологическое изучение недр, создание на блюдательной сети и ведение мониторинга геологической сре ды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарущения целостности недр. Указанные работы проводятся на основании государственной ре гистрации (разрешения). 2. Получение лицензии не требуется на пользование недрами собственниками, владельцами земельных участков в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. Статья 20 . Порядок оформления геологических и гор ных отводов при оформлении лицензии Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. 1. Участок недр в виде геологического отвода предоставляет ся при выдаче лицензий на геологическое изучение недр. Пользо ватель недр, получивший участок недр со статусом геологичес кого отвода, имеет преимущественное право на проведение ого воренного в лицензии вида работ, связанных с геологическим изучением недр. В границах геологического отвода могут одно временно проводить работы несколько пользователей недр. 2. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации под земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископае мых, организации особо охраняемых участков недр. Пользователь недр, получивший участок недр со статусом гор ного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его гра ницах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием не драми в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. 3. Порядок оформления предоставления горного отвода на участки недр, содержащие месторождения полезных ископае мых областного значения, а также содержащие крупные по запа сам месторождения общераспространенных полезных ископае мых; осуществляется в соответствии с действующими норматив ными документами государственного горнотехнического надзо ра РФ. 4. Предоставление горного отвода на разработку мелких и средних по запасам месторождений общераспространенных по лезных ископаемых осуществляется соответствующими органа ми государственной власти, на территории которых расположе ны эти участки недр. При этом горноотводной акт подлежит ре гистрации в соответствии с федеральным законодательством. 5. При предоставлении в установленном порядке лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр пред ставляется в виде предварительного горного отвода и устанав ливаются его предварительные границы. В предварительные границы горного отвода могут включать ся конкретные участки недр для проведения разведки с попутной или последующей добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после проведения го сударственной геологической экспертизы запасов полезных ис копаемых. 6. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и топографический план с ведомос тью координат угловых точек), включаются в лицензию в каче стве ее неотъемлемой составной части. 7. В случае необходимости изменения границ горного отвода в пределах предоставленного участка недр из-за изменения ус ловий лицензии, ее переоформления (по результатам поисков, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, подлежат переоформлению. Статья 21 . Согласование условий недропользования и условий конкурсов 1. Условия недропользования, определяемые в лицензии, перед их утверждением, а также условия проводимых конкурсов для выбора недропользователя, согласовываются с органами государственной власти, участвующими в регулировании отно шений недропользования, в соответствии с их компетенцией. 2. Порядок согласования условий недропользования и усло вий конкурсов по участкам недр, имеющим федеральное значе ние, определяется федеральным органом управления государ ственным фондом недр в соответствии с федеральным законо дательством. 3. Подготовка проектов условий недропользования и проек тов условий конкурсов (аукционов) по всем участкам недр, а так же их согласование, осуществляется в соответствии с федераль ным законодательством с привлечением специалистов необхо димого профиля и экспертов. Расходы на проведение указанной работы включаются в лицензионный сбор. При предоставлении лицензии без проведения конкурса подготовка проектов условий недропользования и их согласование осуществляются с участи ем недропользователя. Статья 22 . Система конкурсного (аукционного) отбора претендентов на получение лицензии 1. Решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр, определение условий их проведе ния в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также об утверждении результатов таких конкурсов или аукци онов принимается органами, предоставляющими право пользо вания участками недр, в соответствии со ст. 10’ Закона РФ «О недрах» и ст. 15 настоящего Закона. Решение об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования недра ми принимается в течение 30 дней с момента проведения кон курса или аукциона. 2. Порядок и условия проведения конкурсов (аукционов) на право пользования участком недр, в том числе порядок форми рования конкурсных (аукционных) комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр, определяются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 23 . Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования участком недр вносится всеми его участниками при подаче заявки на участие в конкурсе (аукционе). Оплата сбора является одним из условий конкурса (аукциона). Сумма сбора определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона) и изготов ление пакета геологической информации. Сбор за участие в кон курсе (аукционе) не возвращается. 2. С победителя конкурса (аукциона), а также с владельцев лицензий при их переоформлении взимается сбор за подготов ку, оформление и регистрацию лицензии в размере прямых зат рат на подготовку и экспертизу условий лицензии, ее оформле ние и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензии. 3. С пользователей недр, получающих лицензию на пользова ние участком недр на бесконкурсной основе, взимается сбор за выдачу лицензии в размере прямых затрат на подготовку усло вий лицензии, ее экспертизы, оформление и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензий. 4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование нед рами. РАЗДЕЛ I I I . ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 24 . Основания прекращения права пользования недрами Прекращение права пользования недрами означает, что вла делец лицензии в установленные сроки прекращает пользование недрами и получение продукции, указанной в лицензии, и начи нает работы по консервации или ликвидации горных выработок в порядке, установленном действующим законодательством. Право пользования прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока пользова ния ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования не драми; 3) при возникновении определенного условия (если оно за фиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращает ся право пользования недрами; 4) в случае нарушения порядка переоформления лицензии, установленного Законом РФ «О недрах». Статья 25 . Основания для досрочного прекращения, при остановления или ограничения права пользования недра ми 1. Приостановление права пользования недрами означает вре менное прекращение основного вида деятельности и, как прави ло, связанных с ней вспомогательных работ, за исключением де ятельности по поддержанию горных выработок, строений, соору жений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. 2. Ограничение права пользования недрами означает времен ное или постоянное ограничение условий пользования недрами, в том числе возможный запрет владельцу лицензии на осуществ ление отдельных видов деятельности в рамках лицензии. Лицен зия недропользователя сохраняется. 3. В зависимости от причин и вызванных ими последствий, в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, право пользования недрами и действие лицензии мо жет быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию на право пользования недрами, непосредственно или по представлению органов госу дарственного горного надзора, государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей природной среды в следующих случаях: 1) возникновение непосредственной угрозы жизни или здо ровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния ра бот, связанных с пользованием недрами; 2) возникновение чрезвычайных обстоятельств (стихийных бед ствий, военных действий и других); 3) нарушения владельцем лицензии существенных условий лицензии; 4) систематического нарущения пользователем недр правил пользования недрами и их охраны, а также охраны и мониторин га окружающей природной среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), вклю чая правила консервации предприятий; 5) если пользователь недр в течение установленного в ли цензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмот ренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйствен ной деятельности, которому недра предоставлены в пользова ние; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предус мотренной федеральным законодательством, или представления недостоверной информации. 4. Право пользования недрами может быть также прекраще но при полной отработке утвержденных запасов полезных иско паемых на переданном недропользователю месторождении, 5. В случае если объективные обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользова- (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz