Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ЖИПЕЦКАЯ г а ;з е т а 9 н о я б р я 2 0 0 1 г . , № 2 1 7 ( 2 1 5 9 5 ) ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЯМИ РУБИКОНЕЩЕ НЕПЕРЕЙДЕН! ликациями в области. Стараюсь не стояк»» “ ,с„тр»л1»м я гоостя». тавляя их, что Ч^лькои р т ^ ^ д . жономи- го в области в то, значит, кому- Я понимаю, раз подобные «аргумен- ' Г » Г б ^ с Г с « . " н е т Ф . . т » « с к » , »> » р . - * » ” о“ Г к о а « я « - ~ « т » г т Г . Х “ - Г » 1 Т с ? А « ~ °— „ . » т о о т . » к « » 4 - Своего рода независимый — попити - , Сейчас в лю9е ^ ^ ^топ-моделей и проч. | | « ж ^ ■“ шется на ^ ’ ■ ^„детит редактор от- Надеюсь, на эти вопр Владимир Петров. , вела экономики Махаая ГОНЧАРОВ. г. Липецк ( твечая нашему читателю, хо телось бы напомнить о не давней публикации в «ЛГ» статистического отчета по итогам работы области за 9 месяцев. Для любого непредвзятого аналитика комплекс итоговых показателей представляет достаточно оптими стическую картину (разумеется, относительно общего состояния экономики страны). Причем оче виден не просто рост конкретных производственно-экономических, финансовых или социальных по казателей, а устойчивая тенден ция к росту. Область неизменно входит в число лидирующих тер риторий страны. Развитая в предыдущие деся тилетия промыщленная инфра структура за годы «реформ» еще не утратила свой потенциал: на личие основных фондов на дущу населения у нас едва ли не в пол тора раза выще среднего по Рос сии. Устойчивы и относительно благополучны и финансовые ре сурсы: обеспеченность ими в 2-3 раза выше, чем в соседних обла стях Черноземья. В области в последние годы отмечается высокий индекс физи ческого объема продукции про мышленных предприятий, и осо бенно — в производстве продук ции сельского хозяйства. А в те кущем году он вырос более чем в 1,7 раза по сравнению с отчетным периодом 2000 г. Социальные индикаторы, та кие как уровень безработицы, розничный товарооборот, объем оказываемых услуг, доходы, рост заработной платы, потребитель ские цены — все они, по преиму ществу, в нашей области лучше, чем у соседей. Что говорит, преж де всего, о высоком уровне обес печенности финансовыми ресур-, сами, близком (или равном) са модостаточному. Это серьезный фундамент, наработанный липча нами для дальнейшего уверенно го и устойчивого продвижения вперед. Есть в нашей области и еще один немалый резерв, который в последнее время упоминается все чаще: нераскрытый до конца по тенциал малого предпринима тельства. Доля занятых в этой важной сфере экономики пока не велика— 6 процентов. Тогда как по России этот показатель— 10,8 процента. Однако благополучие эконо мики, а следовательно решение социальных проблем, в большей мере зависит от ситуации в ре альном секторе экономики: здесь основа всех позитивных тенден ций. Как уже сказано, промышлен ный потенциал в области высок. И не только потому, что у нас дей ствует лидер черной металлургии НЛМК: итоги работы этого года говорят о серьезных положитель ных результатах, достигнутых именно предприятиями других отраслей, — по увеличению объе мов производства, рентабельно сти, прибыльности. Однако существует проблема, которая в течение всех реформа торских лет отодвигалась на вто рой план. Речь — о критическом износе основных фондов пред приятий, который сегодня состав ляет 60-70 процентов! Лишь одно предприятие области (имеется в виду НЛМК) располагает про граммой технического перевоору жения и модернизации, необхо димыми финансовыми ресурсами для ее реализации и поэтапно ре шает эту важнейшую задачу. Но этого нельзя сказать о других хо зяйствующих субъектах! Год-дру гой —при ухудшении общеэконо мической ситуации, росте тари фов на энергоносители и т.д., — и никакое банкротство и реструк туризация уже их не спасут —не чего будет спасать. В условиях критического из носа основных фондов, их стреми тельного выбывания из производ ственного цикла надеяться на дальнейший рост или развитие реального сектора экономики было бы опрометчиво. Что могло бы оказать серьезное влияние на перелом ситуации к лучшему? Сейчас'очевидно: толчок эко номическому подъему последних лет дал дефолт 1998 года, деваль вация рубля и благоприятная конъюнктура цен на энергоресур сы на мировом рынке. Очевидно и другое — повторения благопри ятных факторов не будет. Остает ся одно —активизация привлече ния инвестиций как в экономику конкретных предприятий, так и в регион в целом. Заметим, что инвестиционная привлекательность области го раздо важней, чем отдельной от расли или предприятия. Тут, прежде всего, гарантия притока инвестиций в субъекты хозяй ствования, основа благополучия социальной сферы, определяю щей и политическую ситуацию. еньги в России есть. И очень много. Объем сво- 1 бодных денежных средств, сосредоточенных в банках, мог бы с лихвой обеспечить все нужды промышленной или сельскохо зяйственной сферы. Но, помимо сказанного, в стране по-прежне му велики факторы риска. День ги, как и вода, текут туда, где мож но обрести состояние «покоя». То есть инвестор готов вкладывать капиталы туда, где будет обеспе чена их сохранность и капитали зация. Российские риски характерны не только наличием «бандитского капитализма», теневых капиталов и нецивилизованностью партнер ских отношений. Серьезная при чина их повышенной опасности — в слабой информационной про зрачности как экономики отдель ных предприятий, так и субъектов мили и й Д| РФ в целом. Для иностранных ин весторов это, пожалуй, наиболее весомый фактор: зачем выклады вать деньги на бочку, если не ясно, есть ли у этой бочки дно? И тем не менее критерий ин вестиционной привлекательнос ти, который активно использует ся в мировой практике, имеется. Это так называемый кредитный рейтинг как мера оценки кредит ного риска заемщика. Говорить о месте нахождения России в мировом кредитном рей тинге, по понятным причинам, не приходится: отечественные либе рал-демократы, попугайски ис пользуя рецепты лукавых учите лей, отбросили Россию в самый хвост любого из рейтингов. Го раздо важнее для инвесторов так называемые национальные рей тинги. Именно они позволяют до статочно объективно оценивать кредитоспособность региональ ных экономик. Критериев, используемых при составлении таких рейтингов, очень много. Это и финансовое состояние, соотношение госдол- га и бюджета, отношение дефи цита бюджета к его доходам, доля собственных доходов региона, до я прибыльных предприятий и ^специалистами социально- экономического управления ^областного Совета депута тов в редакцию «ЛГ» передан до кумент, подготовленный рейтин говым центром АО «АК&М» (г. Москва) — «Рейтинг относитель ной кредитоспособности субъек тов Российской Федмации, 2001 г.». Так вот из 62 субъектов Фе дерации, где были проведены рейтинговые исследования. Ли пецкая область по обобщен ному (интегрированному из частных) рейтингу занимает шестое место. Впереди, и это понятно, сто ит лишь Москва, С.-Петербург, сырьевые регионы—Ханты-Ман сийский и Ямало-Ненецкий авто номные округи, Татарстан с высо ким профицитом бюджета. Как оценивают эксперты нашу область? Одна лишь цитата из документа. «Шестое место в рейтинге Липецкой области определяется ее довольно позитивными финан совыми и макроэкономическими показателями. Политика админи страции области в 2000 году и в течение первых семи месяцев 2001 года базировалась на прин ципе: «не погасив старые долги, не осуществлять новых заимство вании». Это определило снижение объема долговой нагрузки, по уровню которой регион находит ся на 10 месте среди анализиру емых субъектов РФ. Кроме того, со многими кредиторами были заключены мировые соглашения, в соответствии с которыми долги будут погашаться с дисконтом. Как отметил заместитель началь ника Департамента финансов об ласти Борис Хижняков, Липецкая область намерена до конца 2001 года «практически полностью» погасить государственный долг. По его словам, в настоящее вре мя область полностью исполняет мировые соглашения, заключен ные с кредиторами». Расшифруем показатели ин тегрированного рейтинга: объем госдолга — 528275 тыс. рублей; профицит бюджета к объему до ходов — 0,24 процента; отноше ние задолженности по налогам к общему объему налоговых плате жей—36,93 процента; рейтинг — 69,51 (для сравнения; рейтинг Москвы—85,69). По частным рейтингам об ласть занимает седьмое место — по финансовым показателям; де сятое —по отношению госдолга к доходам бюджета; девятое — по отношению объема заемных средств к доходам бюджета и так далее. Какие выводы можно сделать из приведенных обобщенных оценок? Область находится на наиболее благоприятном этапе раз вития для привлечения инвестиций. Промедление, в силу из ложенных выше причин объективного характера (износ фон дов, снижение качества рынка труда и т. д .), будет лишь уве личивать инвестиционные риски. Сегодняшняя осторожность банков идти на риски в реаль ном секторе экономики области завтра может обернуться мас штабной потерей потенциальных заемщиков. Нерасторопность менеджмента на предприятиях в предложении реально про считанных инвестиционных проектов будет лишь ухудшать фи нансово-экономическое состояние. В силу вступает фактор времени. «Цветочки» реформ вско ре начнут превращаться в горькие плоды. Вот этого допустить нельзя ни при каких обстоятельствах. Рейтинг области сегодня как никогда высок. Завтра он может быть иным... Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «Липецкой газеты». В ПАРТИЯХ, ДВИЖЕНИЯХп С ПИАРОМУ ПРАВЫХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ? Н а днях председатель Липецкого отделения Союза правых сил Олег Дячкин провел экстренную пресс-конференцию. Поводом для встречи с журналистами стали принятые в первом чтении областным парламентом законопроекты о выборах главы обладминистрации и депутатов облсовета, опубликованные в «ЛГ» для всенародного обсухедения. Точнее, те принципиальные изменения, которые, по мнению правых, необходимо внести в эти документы. Одна из таких поправок звучит так: проводить губер наторские выборы не в один, а в два тура. Кстати, точно такое же предложение вно сил депутат Владимир Боро дин, но оно было отклонено профильным комитетом. Кроме того, правые пред лагают избирать в облсовет яе 38, а 20 депутатов. Де- зять из них — по одноман датным округам, остальные ^есять — по партийным :пискам. Мало того, все на- зодные избранники должны зудут, по мнению регио нального отделения СПС, ра ботать на постоянной профес сиональной основе. Но уже сразу можно ска зать, что подобная инициа тива, призванная коренным образом поменять расстанов ку сил в областном парламен те, вряд ли имеет шансы на успех. Если всерьез отнестись к идее правых, законопроект придется вернуть в первое чтение. А сценарий, связан ный с непомерным затягива нием принятия избиратель ных законов, вряд ли устро ит депутатский корпус. Зачем же понадобилось лидеру липецких эспээсов- цев предлагать заведомо не проходные поправки? Со здается впечатление, что за конодательные потуги пра вых — лишь хорошо спла нированная пиаровская ак ция, призванная еще раз на помнить о себе накануне ре гиональных выборов. Что ж, по части пиара у СПС дела обстоят неплохо... Справедливости ради нельзя не сказать о том, что среди одиннадцати пунктов, озвученных Дячкиным пе ред телекамерами, имеются дельные предложения. Пра вых, в частности, не устра ивает существующая прак тика, когда на общешколь ных родительских собрани ях избирателям указывают, за кого из кандидатов голо совать. Вот почему законо дателям, по мнению Дячки- на, необходимо внести со ответствующие поправки, запрещающие агитацию в стенах учебных и дошколь ных учреждений. Как отнесутся депутаты к инициативам правых, по кажет очередная тридцать четвертая сессия облсовета. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО, обозреватель "ЛГ". : ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ВЛАСТЬ [~ ] Времена, когда критически оценивать у нас можно было только американского президента или английскую королеву, но ни под каким видом не позволялось задеть хоть волосок на голове собственного лидера, уж е подзабылись. По крайней мере, в этом мы стали походить на зрелую демократию. Над первыми лицами государства позволяется д аж е шутить, причем отнюдь не беззубо и не где-нибудь на кухне , а на крупнейших телеканалах. Правда, все это далеко не всегда дает шанс разобраться в политических ориентирах и личных качествах руководителя. Пожалуй, самым загадочным до сих пор остается для абсолютного большинства россиян президент Владимир Путин. Он сумел с триумфом победить на выборах, но при этом не обнародовал своей программы. Не появилась она и позднее, а из отрывочных высказываний трудно составить сколько-нибудь целостное представление о Путине. И здесь, разумеется, открывается простор для комментариев, толкований и гипотез. Учитывая естественный интерес к президенту, редакция «ЛГ» уж е не однахеды публиковала материалы о нем. И каждая расходилась с предыдущей. Кто-то из маститых и осведомленных авторов связывал с Путиным большие надехщы, другие, не менее маститые, видели в нем верного наследника ельцинской политики. К тому ж е в разные моменты один и тот ж е журналист или политолог мог отзываться о президенте по-разному. Короче, амплитуда колебания велика. Наверное, переданный специально для «ЛГ» материал московского исследователя Юрия Козлова находится где-то вблизи самой нижней ее точки. Он резок, суров, остер. В чем Юрий Козлов прав, в чем не прав, каждому предстоит решить самому. Если у кого-либо позиция автора вызовет желание возразить, редакция готова предоставить ему слово. Президент, его стратегия, тактика , его действия имеют особое значение для жизни страны и ее народа, поэтому мы еще не раз вынухедены будем к этому вернуться. У НАРИСОВАННОГООЧАГА М ир сотрясают апо к а л и п с и ч е с к и е страсти. В газетах рассуждают о третьей ми ровой войне, противостоя нии цивилизаций, очеред ном «конце истории». Но вот так называемая обще ственно-политическая жизнь России изумляет спокойствием и безмятеж ностью, очевидным (если судить по новостям ТВ) преобладанием «позити ва» над «негативом». Объединяются «Един ство», «Отечество» и «Вся Россия», то есть те, кто во власти и рядом с властью. Внутри же правой и левой оппозиции — разброд и шатания. Разваливается на части «Яблоко». Ком мунисты в тупой простра ции. Остальные и рады бы прислониться к власти, да для всех места (точнее, де нег) не хватает... Российский политичес кий ландшафт начинает до боли напоминать полити ческий ландшафт поздне го СССР. Одобряются аб солютно любые действия верховной власти. Из са мых разных уст звучат ка завшиеся еще недавно не приличными слова о «кон солидации общества во круг президента». Все это, естественно, не может не радовать. Всякая стабиль ность, как известно, есть благо. Ощущение такое, что «пружина» российско го политического ментали тета после десятилетнего «растяжения» стремитель но возвращается в привыч ное состояние: власть все гда права; генсек (прези дент) изначально гениа лен; единственная мысль у народа — как бы «тес нее» сплотиться вокруг кого? Да хотя бы прави тельства во главе с премье ром, озвучившим смелую для России идею приори тета интересов. Между тем не всё так просто. Происходящее нуждается хотя бы в пер вичном осмыслении, по скольку нельзя в одну и ^ же реку войти дважды. Действительно, президенту Путину легко сходит с рук то, что ни при каких об стоятельствах не сошло бы с рук его предшественни ку. Попробовал бы тот за икнуться о вступлении России в НАТО, объявил бы о закрытии военных баз на Кубе и во Вьетна ме, выводе «миротворцев» из Абхазии, сократил бы пенсии работающим пен сионерам, разрешил куп лю-продажу земли, внёс бы в Думу жёсткий (анти народный, как сказали бы раньше) Трудовой кодекс. Путин же всё это делает, а народ молчит. Коммунис ты вроде бы возражают, но как-то невнятно. «Крас ные» губернаторы берут под козырёк, готовят к продаже земельные уго дья. Получается, что столько времени не дававшая покоя аналитикам и журна листам «загадка Путина» сама собой разрешилась. «Путин — это Ельцин сегод ня» — примерно так звучит разгадка. Почему же общество и народ безмолвствуют? В этом безмолвии есть логика, хотя она далеко не всем очевид на. Президент Путин после довательно и убедительно довёл (доводит) до конца всё то, что не имел возможности довести до конца президент Ельцин. Если говорить об ожиданиях народа, опираясь на которые Путин пришёл к власти, то это был сложный комплекс настроений, кото рые можно подвести под еди ный знаменатель — «рестав рация». Под ним же — не видимая (и огромная) часть айсберга •— а именно уста лость, ожидание покоя в любой «упаковке». Даже и в виде «преемственности» власти, понимаемой как от каз от резких «судьбонос ных» поворотов и действий. В основе так называемого «рейтинга», «ресурса» Пути на лежит естественная деся тилетняя усталость народа, его готовность «обманывать ся», «греться» в ледяной комнате у нарисованного на стене очага. Вот только «ре ставрировать» новый прези дент стал не то, что разрушил Ельцин, но сам принцип раз рушения прежних основ, причём разрушения куда бо лее технологичного, оконча тельного и бесповототного. Грубо говоря, Путин ве дёт себя как инженер, перед которым поставлена задача демонтировать последние этажи старого здания. Он и решает её, исходя из имею щихся у него возможностей, которые (в силу все той же накопившейся усталости на рода) представляются сейчас поистине безграничными. Если события и далее будут развиваться в том же темпе, то не за горами «сплочение» народа по вопросу переуступ ки Курильских островов Япо нии, а Калининградской об ласти — Германии. Народ же, в свою очередь, опережа юще (видимо, в целях сохра нения рассудка) решил, что новый президент не может не быть лучше прежнего. И — замер, застыл, затаился в этой спасительной иллюзии. «Загадка Путина» заклю чалась, помимо прочего, ещё и в том, что каждый из «от гадчиков» вкладывал в неё собственное содержание. Ис тинное же содержание сей час, когда «рассеялся лири ческий туман», представля ется предельно простым. Президент намерен — с наи меньшими издержками и (желательно) под стопроцент ный «одобрямс» — завер шить в России цикл либе ральных реформ, причём в истинно «российском стиле». Когда власть (независимо от того, что она делает) — все гда права, а народ (опять- таки, независимо от того. что он думает) — всегда не прав, потому что он — ничто. Похоже, президент отличней шим образом усвоил эту не хитрую мысль, принял её как руководство к действию. Ни разу (почти за два года свое го президентства) он не обра тился с таким трепетом, по чтением, уважением и пафо сом к своему народу, как к народу немецкому на его же, немецком, языке. Впрочем, усталость и ра зобщённость народа отнюдь не означает, что власть в стране едина и монолитна. Сегодняшняя российская власть представляет из себя «слоёный» пирог, и в нем просматриваются по меньшей мере «три составные части». Первая — либеральная. Ей отданы «на откуп» экономи ка и культура. В экономике — премьер, превыше интере сов госудметва ставящий ин тересы собственника, загадоч ный Греф и неуничтожимый (даже если вся Россия погру зится в уэллсовскую тьму) Чубайс. В культуре — ми нистр, присуждающий Госу дарственную премию по ли тературе писателю Владими ру Войновичу, сделавшему объектом своего (не сказать, чтобы доброго и конструктив ного) сатирического исследо вания именно российское го сударство, представляющееся ему (во всех своих ипостасях) «империей зла». Вторая «со ставная часть» — военно-бю рократическая, которая сей час «переставляется» на но вые рельсы. Люди в гене ральских мундирах уже натужно заговорили с эк ранов телевизора о том, как это здорово — закры вать российские базы на Кубе и во Вьетнаме, сколь ко миллионов «освободив шихся» долларов хлынет в бюджет. Что же касает ся чиновничества, задей ствованного в органах гос- управления, то и оно изум ленно затаилось в ожида нии масштабных сокраще ний и реорганизации, ибо ему уже дали понять, что именно оно, чиновниче ство, своей коррупцией и прочими грехами мешает поступательному разви тию исторического про гресса. И, наконец,третья (самая таинственная) со ставляющая нынешней власти — духовно-эзотери ческая, где странным об разом уживаются восточ ная, приобретённая прези дентом на занятиях дзю до, философия, искренний и неподдельный его инте рес к учению и делам ха сидов, а заодно и к Право славию, неясные евразий ские импульсы, а также ностальгические воспоми нания о прежних «силь ных» людях СССР и Рос сии. Нечего и говорить, что этот «монолит» весьма (в ■политическом смысле) хрупок и ненадёжен. Од нако именно под него «подвёрстывается» сейчас политическая жизнь стра ны, удивительно и как-то сразу оскудевшей яркими (как со знаками плюс, так и минус) личностями. Ду мается, это объясняется тем, что подавляющее большинство российских политиков не может опре делить масштаб личности президента и, следователь но, не знает, чего от него ожидать. А потому на вся- I кий случай и предпочита- Щ ют по старинной российс- $ кой привычке «консолиди- ’ роваться», «теснее сплачи ваться» вокруг идей, ко торые ещё вчера казались невозможными и смехо творными. Отнюдь не является здесь исключением и Го сударственная Дума, опре- К делённо переживающая не & лучшие свои времена. Чем й «теснее» она прижимает- ся к президенту, точнее к тем, кто доносит до неё его волю, тем «дальше» отхо дит от народа, который не готов простить ей ни «дра коновский» Трудовой ко декс, ни финансовое ущемление пенсионщ)ов, ни новации с землёй. Дума сейчас — последний пере формированный орган го сударственной власти. Вопрос в том, «дотянет» ли она свой, определённый Конституцией, срок полно стью или же её начнут ре формировать по ходу дела, чтобы в конечном итоге превратить в такое же аморфное и безвластное «ничто», как нынешний Совет Федерации. Рефор мирование может пойти как путём создания внут ри нынешней Думы подав ляющего пропрезидентско го большинства (оно уже фактически сформирова но), так и (если понадобит ся) через изменение. Если принять «за осно ву» утверждение, что пре зидент Путин (пока что) торопится доделать то, что не успел (или не смог) пре зидент Ельцин, то именно такая модель реформиро вания Думы представляет ся наиболее вероятной. Другое дело, что скоро за пас недоделанных ельцин ских дел иссякнет, и пре зиденту Путину придётся придумывать свои соб ственные дела. И вот тог да-то и начнётся самое ин тересное... Юрий КОЗЛОВ (специально для «Липецкой газеты»). г. Москва. ■ РАВНОУДАЛЕНИЕ, АКТ ВТОРОЙ М ежду тем направ лением ктоса Вла димира Путина, которое принято называть «модернизационным про ектом», и оставшейся ему в наследство от предше ствующего президента ко мандой — командой в ши роком смысле слова, кру гом людей во всех ветвях власти, принимающих, хотя и не монопольно, важнейшие решения, — существует явное противо речие. Могут ли сосуще ствовать системная модер низация, прежде всего в сфере госстроительства, экономики и хозяйствен ного права, а теперь и международных отноше ний, и семейно-корпора тивная организация отно шений немалой части фе деральной власти — пусть даже и в отсутствие Семьи ельцинского образца и масштаба? Новый Путин и старая элита — совместимы ли они? Россия долго руко водствовалась фразой классика марксизма о том, что противоречие — движущая сила развития. Между тем противоречия надо разрешать — как раз для того, чтобы разви ваться. Для разрешения противоречия, очевидно, необходимо вернуться к «равноудалению» олигар хов и чиновников. Имен но это и делает сегодня фе деральная власть, вспо миная об Аксененко, Бере зовском и даже Шойгу. Технология «равноудале- ния» отработана, достаточно проста и основана на жестких вербальных конструкциях («никто не может стоять над законом, никто не смеет дик товать власти свою волю»), расследовании злоупотребле ний, объективно сосредото ченных именно на олигархи ческом и семейном поле, и последующем ограничении влияния той или иной груп пы старой элиты. На нынеш нем этапе оказалось достаточ но вербальных усилий замес тителя главы президентской администрации Дмитрия Ко зака, именно после которых, как полагают многие наблю датели, бессменный и незаме нимый глава МПС тихо ушел в почти бесконечный отпуск. Главными технологами выступают по традиции Гене ральная прокуратура и Счет ная палата. Выявлять, куда тратило бюджетные деньги ведомство Сергея Шойгу, ка кие преференции имели дети ща Николая Аксененко: «Транскредит», «Транстеле ком», «Трансрейл» и иже с ними, наконец, как хозяй ствовал из Швейцарии в авиа ционной отрасли России Бо рис Березовский — не царс кое это дело. Однако царский глаз, око государево — нуж ны обязательно (очень может быть, что оком будет как раз Дмитрий Козак). А идеологию проекта «равноудаления», который означает на самом деле эман сипацию президентской вла сти, президент обнародовал еще полтора года назад. В том давнем интервью ОРТ, Кеп1;егз и японской телеком пании ННК Путин предпочел вспомнить национальную поговотку о рыбке и мутной воде. По словам президента, в современной России «есть рыбаки, которые уже много наловили -и хотят такую си туацию сохранить на дли тельную историческую перс пективу». Желание это по нятно и объяснимо. Но — отнюдь не поощряется. «Не думаю, что это устраивает российский народ и наших партнеров за границей», — считает президент. Кто дол жен регулировать рыбную ловлю вообще и статус рыба ков в частности? Конечно, государство — эффективное государство. По мнению пре зидента, «не может быть ни какого эффективного госу дарства без устойчивой и эф фективно работающей судеб ной и правовой системы». Действенность работы этих институтов казалась прези денту недостаточной, и он за явил о намерении «укреп лять» их. Вместе с тем «ни у кого не должно быть сомнения в том, что мы, укрепляя эти самые государственные ин ституты, будем и дальше уде лять необходимое внимание развитию гражданского об щества и институтов граждан ского общества, таких как партии, средства массовой ин формации, общественные организации и так далее». При этом «внимание к разви тию институтов гражданского общества» может быть и весь ма пристальным, порою даже придирчивым. «Мыникому не позволим вместо государства культивировать анархию и создавать квазигосударство», — резюмировал Владимир Путин. Позволим себе упростить внешне сакраментальные тези сы Путина полуторагодичной давности и сопоставить их между собой — только так можно понять внутреннюю логику президента. 1. Значительная часть крупных кусков собственнос ти присвоена незаконно. 2. Стране необходимо эф фективное государство. 3. Основа эффективного государства —судебная и пра вовая система. 4. Создание эффективного государства не будет мешать развитию институтов граждан ского общества. 5. Нужны не всякие инсти туты гражданского общества, а лишь те, которые «не куль- тивщэуют анархию». Путин уже тогда использо вал эвфемизмы: «э4>4)ективное государство» в его логике явно синоним «жесткого» (иначе зачем вспоминать о его воздей ствии на гражданское обще ство), да и судебно-правовая система — это в его понима нии система раг ехсеИепсе пра воохранительная. Что изменилось с тех Ь пор? Многое, но только не идеология «равноудале ния». Построения Влади мира Путина и сегодня выглядят весьма фунда ментально. Тем более, что само «равноудаление» имело тогда вербально имитационный характер. Весной и летом 2000-го оно свелось к простой демон страции силы с расчетом на телевизионную картинку. «ЛУКОЙЛ», «АвтоВАЗ» и много кто еще отделались легким испугом, а главы корпораций всего лишь перешли в категорию Св. Олигархов Равноудален ных. Очевидно, Путин вновь готов вернуться к тем слав ным дням — на этот раз без собственного публично го влияния на события, но с ясным и очевидным ре зультатом, которым дол жен стать окончательный распад ельцинской чинов но-экономической элиты. Равноудаление, акт второй — развитие действия про исходит на наших глазах, и есть немало оснований полагать, что пьеса близ ка к кульминации, за ко торой последует быстрая развязка. Дмитрий ОРЛОВ, главный редактор «Политком. Ру», заместитель генерального директора Центра политических технологий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz