Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

УМЕЕТ ЖИТЫ ШАМИЛЬ ШАКШАКБАЕВ, ЧЕЛОВЕК ТРАГИЧЕСКОЙ, НЕВЕРОЯТНОЙ СУДЬБЫ И НЕОБЫЧАЙНОЙ СИЛЫ. ВЫВЕЛ ЭТИ ПРАВИЛА БЫТИЯ... Мы с ним вместе играли в волейбол. Он старше меня на два года, был капитаном ко­ манды. Когда он, красивый, русоволосый, выходил на по­ дачу, наши девочки скандиро­ вали: «Шамиль! Шамиль!» Никто не мог знать, какая судьба его хсдет. О ней он рас­ сказал сам. С.Б. ...Мне было 38, когда я по­ лучил окончательный приго­ вор: редкая, страшная болезнь - системная склеродермия. Перспектива - ампутация всех канечнастей. Ток меня и реза­ ли пятнадцать лет. По частям. Вначале стопа. Потом - нога до бедро. Потом - вторая нога до колена. И, наконец, вторая нога до бедра. Но и это еще не все... В школе я звался Шомилем Шакшакбаевым, но в метриках до 16 лет значился как Саша Кривощеков. Моя русская мо- ма Надеждо Кузьминична Кри- вощекова и мой казахский па­ па Тауфик Ертаевич Шакшак- баев и по условиям жизни - оно в селе оставалось, о он в город уехал работать, и по беспечности своей никак не удосуживались официально оформить отношения. И толь­ ко когда дело подошло к пас­ порту, они спохватились и оформили меня по отцу - Ша­ миль Тауфикович Шакшакбаев. А вообще таких, как я - од­ на бабушка русская, другая татарка, дед казах, а у кого-то еще прадед немец, племянник украинец, зять грек... - несчита- но и немерено на ношей зем­ ле, которая приняла и пересе­ ленцев, и ссыльных всех вре­ мен и народов. И детство у ме­ ня было, как у всех. Бедное, уличное. Футбол но пустырях и - как праздник - школьный спортзал, баскетбол, волей­ бол... Играл, рос, стал капитаном волейбольной сборной города, а в баскетбольнае кольцо вби­ вал мяч сверху. Конечно, со­ брался учиться на тренера и... Все рухнуло в один миг, когда обнаружилось, что мои мощ­ ные ноги поражены болезнью. Пошел на большой завод спортивную жизнь организовы­ вать. Открыл там первый в го­ роде стрелковый тир. Сейчас понимаю, что вме­ сте с тиром я неосознонно от­ крыл для себя закон компенса­ ции: если ты чега-то лишен злой судьбой, не отчаивайся, а максимально используй то, что тебе дано. Не могу я прыгать, но я могу стрелять! И я стал кандидатом в мастера спорто по стендовой стрельбе. Я сно­ ва в спорте, снова на коне! Сейчас у меня нет двух ног и левой руки, казалось бы, кокой уж тут спорт... Но я стал че.мпи- оном области по толканию яд­ ра из коляски. Купив и освоив машину, я открыл для себя второй закон - о жестокости мира: мир не бу­ дет приспосабливаться под те­ бя. Хочешь жить как человек - стисни зубы и приспосабливай­ ся к этому миру. Для людей без ног недос­ тупно то, что для вас обыкно­ венно. Здесь очень трудно удержаться от соблазна обиды на всех. Можно и руки но себя наложить, и запить. Но мир на твои обиды не обращает вни­ мания, а похмелье здесь куда более тяжкое, чем у обыкно­ венных пьяниц. Поэтому надо опираться на цель. К тому времени я уже был женот - но моей лечащей мед­ сестре Гале. Уж она-то знало, что меня ждет ампутоция всех конечностей и полная непод­ вижность. И все равно - вы­ шла. Женщины... Занялся бизнесом. Нажил капитал, мог купить целую ав­ тобазу. Но спад, долги. Про­ дал я свою мельницу, а денег мне за нее не выплачивают. И силикатный завод должен мне деньги. Суды, обещония, угро­ зы - нормольная жизнь бизнес­ мена, который то нойдет, то потеряет. Все подкосила смерть Га­ ли... На темной, зонесенной снегом улице водитель громад­ ного джипа не справился с уп- ровлением и врезался в Галю на полной скорости... Еще при жизни Гали я как-то сказал ей: «Довай возьмем в дом пятерых мальчишек с парализованными ногоми, я ноучу их, как бсуоть- ся за полноценную жизнь?» Но оно честно призналась: «Я по­ нимаю тебя. Но и ты меня пой­ ми: ты без ног, они без ног, вы же меня в гроб загоните»... Потом, после смерти Голи, это мысль окрепла. Я все вре­ мя думал об Интернете, кото­ рый я оргонизую. Выколочивал деньги по судам и писал про­ грамму жизни для этих ребяти­ шек. Для этого я просто пред­ ставлял себя ребенком-инволи- дом, смотрел на мир его гла­ зами: как бы я хотел жить и где, как учиться, что бы меня радовало, к чему бы я стре­ мился... Шамиль Шакшакбаев и его Наташа. Вся жизнь домо, в четырех стенах. Ребенок-инвалид, с детства живущий в одиночест­ ве, погружается в свой внут­ ренний мир, в свои мрачные фонтазии. V него изменяется поведение, он - изгой. А надо, чтобы больные дети не страда­ ли, а жили среди таких же, как они. Надо, чтобы они с помо­ щью взрослых постепенно оп­ ределили, что для них реально, достижимо в этой жизни. Да, ребенок-инвалид много­ го лишен. Он не станет футбо­ листом, монтажником-верхола- зом. Значит, надо ему найти другое дело. И тогда ан скажет себе и другим: «Да, ты силен в футболе, а я в стендовой стрельбе, в шахматах, в компь­ ютерах!» Как-то вечером пришел ко мне Вадим, мой сын. Он - зна­ менитый спортсмен, учостник двух Олимпиад, чемпион Со­ ветского Союза по спринтер­ скому бегу но коньках, восьми- шатный рекордсмен миро. Со­ брался по своим делам к гу­ бернатору (в Казахстане - к акиму). Я ему говорю: положи на стол мою программу! И ме­ ня с собой возьми! Аким меня сразу поддер­ жал. Ток я стал директором нового интерната. ГЗостроен и устроен он не по казенному стилю. Это уютный дом, комна­ ты на двоих, с телевизором, разумеется, с компьютерами и так далее... Конечно, детям было нелег­ ко привыкать к новой жизни. Чувствовали они себя на пер­ вых порах скованно, не привы­ кли, что с ними игроют, что-то обсуждают, им что-то поруча­ ют... У меня сердце сжималось, когда я смотрел но них. Как-то засиделся в кабинете допоздна, розбирался с бума­ гами. Зима, темень, тишина. Покатил я по коридору - и вдруг слышу шум, музыку, воз­ гласы. Полумрак, подсветка какая-то и тени. Танцуют! У них дискотека! Вы представляете, танцы на колясках, на косты­ лях? Они видели дискотеку по телевизору. Но пока сидели по домам, им это было недоступ­ но. А теперь, собравшись вме­ сте, танцуют! И тогда я скозал себе: вот оно, я был . прав, я победил, мои дети живут, кок все! И они будут нормально жить, многого достигнут, потому что поймут: им все доступно. Были бы толь­ ко желание и воля. Школа, где учатся наши де­ ти, расположена рядом с ин­ тернатом, в Заречном поселке. Там, в коридорах, чуть ли не гонки на колясках устраивают. Мои дети и школьные. И хохо­ чут все! А когда отключился лифт, дети со всей школы бро­ сились поднимать наших коля­ сочников на второй этаж, в классы. Вы понимаете, не надо прятать этих людей! Пусть все вокруг видят, что есть люди, которым еще тяжелее. И тогда они поймут, что злом ничего не создашь, никого не побе­ дишь. Трудно найти слова, чтобы деликатно и точно сформули­ ровать мысль о нравственной, воспитотельной сути такого со­ седства. Учителя говорят про­ сто: школьники стали добрее. ...Наташа работала у нас поваром. Разведенная, дети уже большие, заканчивают тех­ никум. И как-то она говорит: вы сейчас домой едете, как вы том один, не помочь ли чем? Роз приехала, два, и так вот сложились у нос уже другие от­ ношения. Что она взвалило но свои плечи! Оно мне секре­ тарь, помощник, шофер... Мне пятьдесят три года, ей - трид­ цать семь. А уж о моей инво- лидности и говорить не надо. Она, молодая и красивая, не могла встретить кого-то? Мог­ ла. Но оно выбрала меня. И здесь мне неловко говорить, но... Многие инвалиды замыка­ ются в себе, боятся встреч. Не надо прятаться от жизни! Если есть любовь, то она все пре­ одолеет. Когда началась эпопея с ин­ тернатом, врачи меня преду­ предили: «Тебе нельзя нервни­ чать, начнутся спазмы. Ты мо­ жешь потерять и руки». Но что мне остается? Отказаться от главного дела? Зачем тогда жить? Еще в девяносто пятом году начались ампутации паль­ цев. И чую, в левой руке начи­ наются боли. Кровь не посту­ пает, рука ледяная. Я оттягивал операцию в отчаянной надеж­ де: а вдруг вернется кровооб­ ращение, а вдруг сохраню ру­ ку. Пока у меня две руки - я и машину вожу, и в коляске пе­ редвигаюсь. А что с одной ру­ кой? Но, скозать по правде, я заранее тренировался. И на коляске с одной рукой управ­ ляться, и раздеваться-одевать- ся, и в туалет... И вот отрезали левую руку по плечо, к обеду я проснулся после наркоза. Хочу в туалет. Первый вопрос к сомому себе: «Я еще человек или не чело­ век?» Пока я сам могу ходить в туалет - все нормально. И я покатился в туалет. Страшно было. Но тренировки сказа­ лись. Смог! Ощущение, что Се­ верный полюс покорил. ...Нынче наконец-то мои должники выполнили решение суда - перечислили деньги за проданную когда-то мельницу и за кирпич. И я выкупил по соседству с интернатом боль­ шой участок с заброшенными жилыми и производственными помещениями. Здесь будут учебные мастерские. Швейная, сапожная, по ремонту быто­ вой техники, ремонту часов... Прихожу к мысли, что нодо создавать объединения, куда войдут интернат, обыкновен­ ная школа, профессионально- техническая школа и что-то вроде детского сода. Ведь очень многое закладывается в раннем детстве. Отсюда наш воспитанник должен уйти со специальностью. И - с ключа­ ми от своего автомобиля. Я ему должен сказать: «Вот тебе автомобиль, а вот ребенок, который сегодня пришел в первый класс. Ты за одиннад­ цать лет должен заработать на такой же автомобиль для этого ребенка». Я не знаю, сколько мне от­ пущено времени. И потому то­ роплюсь. Вот опять рука ноет. Последняя рука! Готовлюрь к жизни без обеих рук. Читал у Артура Хейли, что есть коляски с электромотором, которыми упровляют зубами... А вообще-то готовлюсь и к смерти. В моем положении это нелишнее. Надеюсь, что сде­ лал в этой жизни что-то угод­ ное Богу. Но кок бы то ни бы­ ло, повторяю засевшую дав- ным давно фразу: «Еще не ве­ чер, еще не вечер...» Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. ПЕТРОПАВЛОВСК - МОСКВА. Р.5. Дорогие друзья! Вы прочитали исповедь человека неве­ роятного мужества. Но любой, даже самый сильный человек нуждается в поддержке и внимании. Если вы захотите что-то сказать Шамилю Шакшакбаеву, рассказать, поделиться своими мыслями и чувствами, пишите на адрес редакции. А мы уже пе­ реправим ваши письма Шамилю. Спасибо! ЛЮДИ и ЗВЕРИ ПСЫ РУССКОГО МУЗЕЯ ПОНИМАЮТ ли СОБАКИ В ИСКУССТВЕ? ЕЩЕ КАК! Из многотысячной армии бродячих псов и кошек везет немногим. Кого-то подбира­ ют и оставляют на коврике сердобольные граждане. Другие, покорившие обаяни­ ем продавцов и поваров, дислоцируются в магазинах и на рынках. Некоторые работяги чест- збе но отро отывоют хорч но охоте или сторожевой служ­ бе. А отдельные личности, вроде Кузьки из гострономо но Литейном вообще стано­ вятся знаменитостями. Одна­ жды кот прогулялся в бело-си­ не-голубом «зенитовском» бантике и был избит иного­ родними фанатами. Бедолага лишился глаза. Зато теперь его кормит и холит весь про­ спект... Чрезвычайно популярно и пушистая гвардия Эрмитажа. Первые экземпляры - целый вагон! - были завезены сюда срозу после войны: во время блокады, как известно, люди съели почти всех кошек, и вскоре город в целом и Эрми­ таж в частности подвергся не­ бывалому нашествию грызу­ нов. С тех пор коты, истреб­ ляющие крыс и мышей в под­ валах Зимнего дворца, имеют особый статус - их лично ку­ рирует секретарь директора. Да и Михаил Пиотровский по­ рою сам балует хвостатых - в музее ходят легенды о бес­ примерной наглости черно­ белой Катерины. Она была вхожа в директорский каби­ нет и при этом ухитрялась портить мебель и беспардон­ но лезть но колени к ино­ странцам. В итаге дождалась специального приказа: «Кош­ ку Катю в приемную не пус­ кать!» Но тем не менее коты Эрмитажа всегда в чести, и посвященные им ежегодные выставки рисунков никто не отменял. А вот собаки Русского му­ зея особых лавров не сниска­ ли, хотя две из них отбараба­ нили на службе без малого 12 лет. Так бывает - вроде и ребята хорошие, и рвение есть, а начальство не любит. Отношения не сложились. За­ то с «коллегами» - полный лад. Когда-то давно маленький лохматый Борька остался без хозяйки, его подобрали по­ жарные Русского музея. А Шайтана (проще - Шоньку) спас здешний милиционер. Пес попал под машину, ле­ жал на обочине почти до смерти убитый. Его выходили. вылечили, и с тех пор Шойтон новеки предан людям в пого­ нах и страстно ненавидит ав­ томобили. А Борька не любит мужиков в шубах. Однажды взял да и куснул одного из по­ сетителей, пытавшегося раз­ дразнить пса. Тот побежал к начальству, начальство при- козоло: «Взять «уазик» и вы­ везти собок за город, чтобы обратной дороги не нашли!» Пака сотрудники препира­ лись, Шанько смылся. А про- штрофившегося Борю увезли в район Пулкова. О б этом уз­ нало смотрительница Нина Захаровна Шинкарева - глав­ ная собачья опекунша. И на­ стояла: «Едем обратно!» Пес сидел на том месте, где его оставили, словно ожидал, ко­ гда люди одумаются. Сегодня собаки по-прежне­ му охраняют музей и его фи­ лиалы, встречают-провожают новую смену, а по ночам не­ сут службу в Михайловском саду. В Мраморном дворце у Шаньки с Борькой есть симпа­ тичные будочки, тщательно спрятонные от посторонних глаз и начальство. Время от времени четвероногие доже щеголяют в ошейниках с над­ писями: «Собаки Русского му­ зея», адресом и телефонами. Знаки отличия делает худож­ ник, сотрудник музея Влади­ мир Краменский, но они быст­ ро пропадают. Подманив по­ добревших, накормленных, от­ дыхающих после ночного де­ журства псов, посетители во­ руют ошейники - на сувениры. Одноко ни Шанько, ни Борька этих потерь не заме­ чают. Их самая заветная меч­ та - легализация, то есть воз­ можность гордо и свободно бегать по вверенной им тер­ ритории. Но руководство не торопится вручать «грин кард», и псы вынуждены кон­ спирироваться. А вот вопрос, достойный глубокого изучения: правда ли, что собаки и коты, при­ бившиеся к известнейшим му­ зеям миро, начинают пони­ мать важность своей миссии и даже испытывать тягу к искус­ ству? Пока единственным под­ тверждением этой гипотезы служит котяра па имени Ван Дейк, прозванный так за то, что несколько дней просидел подле картин своего тезки. Правда, лишь потому, что зо- стрял в проходящем под по­ толком воздуховоде... Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Продавец всегда рада напомнить, что нас - много, а она - одна., ХАМИТ ПАРНИША? ЕСТЬ РЕЦЕПТ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ХАМСТВОМ ПРИДУМАЛИ ДЕТИ Мой пациент, человек уже немолодой, профессор, пожа­ ловался: «Знаете, я по утрам аараюсь никуда не ходить - ни в прачечную, ни в сберкас­ су, ни в магазин. Обязательно кто-нибудь нахамит. А я потом целый день сосредоточиться не могу». Библейский Хам - человек, давший свое имя всему племе­ ни хамов, - вошел в историю тем, что посмеялся над нага- той сваего спящего отца Ноя. Его многочисленные потомки - школьники, не уважающие учи­ телей; начольники, уверенные в идиотизме своих подчинен­ ных; продавцы, презирающие пакупателей, достойно про- должоют его дело: в душе сме­ ются над авторитетом возрас­ та, знаний и других ценностей, на которых строится человече­ ское общество. Разрушитель­ ность хамства для обществен­ ной морали очевидна, но пусть это беспокоит педагогов и по­ литиков. Меня же как психоте­ рапевта больше всего волнует разрушительность хамство для душевного здоровья его жертв. Одно из самых тяжких пос­ ледствий хамства - его способ­ ность оставлять в душе жертвы длинный болезненный след. Обидчик уже давно забыл свои слово, а человек продолжает мучиться. Типичное опровдание хама: «А что я такого сказол? Подумаешь, нервный какой! Лечись». И некоторым действи­ тельно приходится лечиться - от язвы желудка и других психосо­ матических заболеваний, воз­ никающих в результате непри­ ятных переживоний. Первый принцип психопро­ филактики хамства: не прогла­ тывать обиду, не молчать. Совет «не обращать внима­ ния», к сожалению, неосущест­ вим. Проглоченная обида, да­ же если волевым усилием вы­ теснить ее из сознания, разъе­ дает человека изнутри. А хом, не получающий отпора, все больше наглеет. Гловной проблемой тех, кто болезненно переживает хамст­ во, является неспособность мгновенно найти подходящий ответ. От неожиданности че­ ловек теряется, пытается со­ браться с мыслями, а поезд ушел. Есть, конечно, люди, ко­ торые за словом в корман не лезут и всегда найдут «симмет­ ричный» ответ. Кстоти, поучи­ тесь у детей: у них в ответ на любое обидное замечание всегда приготовлены «домаш­ ние заготовки»: от примитивно­ го «сам дурак» до витиеватого «Обзывайся целый год, все ровно ты бегемот». Итак, все- гдо имейте в запасе одну или несколько универсальных от­ ветных реплик. Второй принцип грамотной реакции на хамство - оста­ ваться самим собой. Хуже всего, когда, пытаясь ответить хаму, мы опускаемся до его уровня и теряем само­ уважение. Он ведь именно этого и добивался. К тому же на «чужой территории» вы все­ гда будете чувствовать себя неуверенно. Поэтому не следу­ ет переходить на несвойствен­ ную вам лексику (например, ненормативную). Грамотная реакция на хам ­ ство не должна быть «симмет­ ричной»: если вас оскорбили, не надо пытаться найти более страшное оскорбление. Иног- до это просто опасно, ток как может привести к эскалации конфликта, к драке. Фраза «Простите, я вас чем-то оби­ дел? Вы поэтому так грубо со мной разговариваете?» - без­ отказно действует на обна­ глевших секреторш, но беспо­ лезна в других ситуациях. По­ сетитель, пассожир, покупа­ тель заведомо является врагом чиновника, продавца или про­ водницы. Их хамство может быть нейтрализовано иначе: например, можно посочувство­ вать их нелегкой судьбе, ска­ зав что-нибудь моде: «Как я вас понимаю! Как было бы здорово, если бы все покупо- тели (посетители, пассажиры) в один прекрасный день исчезли с лица земли!» -Подобные ответы не агрес­ сивны, но и не беззубы, если доводят ситуацию до логиче­ ского конца и демонстрируют ее абсурдность. Этим летом нас сыном отказывались се­ лить в курортной гостинице. Довод был убийственный: «А у нас нельзя с детьми. Распоря­ жение директора». Я пошла к директору и сказала: «Знаете, я вас прекросно понимаю: я тоже ненавижу детей». После чего он стал заикаться, сказал, что у него самого четверо де­ тей, и тут же нас разместил. Если же хам с первого же укола отбил у вас всякую охо­ ту иронизировать, вполне по­ дойдет констатация собствен­ ных чувств: «Я возмущен вошей грубостью». Хотя токая реак­ ция кажется самой простой, к ней прибегоют очень редко. Обычно мы доверяем свои чув­ ства только близким людям, считая, что проявление чувств - это слабость. Но это не сов­ сем ток. Хамство тем и отличо- ется от открытой вражды, что трусливо прикрывается. Про­ давец не может открыто зая­ вить покупателю, что ненови- дит его. Он просто делает вид, что очень занят... Мария МАКАРОВА, врач-психотерапевт. ОДНАЖДЫ ИЗ АМЕРИКИ... ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫБИРАЮТ ГОЛЛИВУДСКИЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КИНОЗРИТЕЛЯ РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ Евгений БЕГИНИН был пер­ вым, кто еще в 1991 году дого­ ворился с крупнейшими кино- компаниями Голливуда о про­ кате фильмов в России. Теперь он - генеральный директор компании «Ист-Вест» и агент трех американских студий: «11п1уег$а1», «РагашоипГ» и «Вгеат М9огкв», независимой студии Спилберга. Еще на лестнице «Пушкин­ ского» подлетал молодняк, же­ лавший попасть на «Форсож». П м у раз мы даже поймали на себе ироничные взгляды: а эти- то, мол, куда тащатся? Ведь фильм-то, если верить рекламе, «до 25»... Воркуя по мобильникам и прихлебывая пиво, зрители про­ бирались на свои места. Из разговоров, громких и нарочи­ тых, было понятно: многие фильм смотрят уже по второму разу. Выходит, Евгений Бегинин, «прокатывающий» сейчас «Форсаж» на российском экра­ не, снова попол в десятку. - А что любит сом человек, приобретший «Форсож» для по- козо? - «Унесенных ветром», «Мат­ рицу», «Хищника»... Обожаю фантастику, особенно где есть сногсшибательные спецэффек­ ты. - Вы, Евгений Ивонович, но- зволи именно «свои» фильмы - те, которые приобрело вашо компания. А кок же фильмы «всех времен и нородов» вроде «Одножды в Америке»? - Не люблю ромонтизацию носилия. Даже сделанную столь высокохудожественно. - Понятно, что «Форсаж» для молодежи. Но какой? Скажем, вашим детям фильм нравится? - Мои дети переросли кате­ горию «от12 до 25». А сын все­ гда больше увлекался музыкой, чем кино, и он не автомобилист. А вот но представлении фильма в Крылатском было столпотво­ рение молодежи. Да, именно той, что говорит громко и норо- чито, слушает оглушительную музыку... Но фильмы приобрета­ ются не ради одной благотво­ рительности, это бизнес. - А бывало, что Бегинин-ки- номан побеждал Бегинина-биз- несмена? - Сплошь и рядом. Думаете, шедевры типа «Человек дождя» или даже тот же «Аромат жен­ щины» приносят доходы? Еле- еле концы с концами свели. А сколько раз терпели откровен­ ные убытки? - А самый безумный посту­ пок? - Покупка «Унесенных вет­ ром». Тут целая история. В свое время, когда я еще работал ви­ це-президентом «Совэкспорт- ильма», министр кино Филипп имофеевич Ермош очень меня уговаривал купить эту кортину у омериканцев. А мне никак не удавалось. Студия «МСМ» про­ возврату, остальное - от про­ центов. Картина соброло 8 мил­ лионов долларов! Беспрецедент­ ный случай! Она год (!) шла в ки­ нотеатре «Октябрь». Три месяца в основном зале, где 2,5 тысячи мест, о потом, когда посещае­ мость упала до 76 процентов, директриса взмолилась: «Кино­ механики уже видеть ее не мо­ гут!..», и мы перевели ее в зал но 500 мест, где она шло еще 8 ный прокат просто умрет. За­ чем человеку идти в обшарпан­ ный кинотеатр, если он может посмотреть фильм на видео - пусть плохого качества и с пло­ хим звуком? - Ну и, действительно, зачем? - Человек - все-таки сущест­ во общественное. - Вы полагаете? Но давайте поговорим вот о чем: вы все фильмы дублируете. А разве не «Рабочий и колхозница» образца 2001 года. сила за нее 3 миллиона долла­ ров, а у нас весь бюджет но за­ купку западных фильмов тогдо составлял 3,5. И хотя в конце концов мы уже доторговались до миллиона, Го­ скино на это не пошло. Поэтому когда появилась возможность, я ее купил. Знакомые считали ме­ ня сумасшедшим: фильм уже растиражировали на пиротских видеокассетах! Но я рассуждал как зритель. Книга в свое время имела бешеный успех. Захочу я, зритель, посмотреть его на нор­ мальном экране с нормальным звуком? Захочу, отвечал себе я. Заплатил гарантийный аванс в 200 тысяч долларов - то, что ни при каких условиях не подлежит месяцев. Но это 1991 год. По­ том, как известно, случился об­ лом. - В связи с чем? - Голливуду надоело ноше видеопиратство, и МРА, кудо входят основные 9 студий, при­ няла решение бойкотировать нас. С мая 1991-го до конца 1992-го не поступало ни одного приличного американского фильме. Конечно, ниша сразу заполнилась дешевыми, куплен­ ными 30 копейки боевикоми, что во многом отвратило зрителей от американского кино. А уж как мы стродали от видеопират­ ство! Когда буквально всюду вдруг пооткрывались пиратские видеозалы, казалось, театраль- лучше, чтоб был просто закад­ ровый голос переводчика, ведь дубляж редко получается удач­ ным? - В идеале фильм нужно смо­ треть с субтитроми, чтобы слы­ шать голос, интонацию актера. Но нош зритель не любит ни субтитров, ни закадрового го­ лоса. А качественный дубляж - это здорово! Как, к примеру, в «Шрэке» Вадим Андреев дубли­ рует Эдди Мерфи - песня! - Вы же не талька прокатом занимаетесь, но и продюсируе­ те какие-то проекты? - Изначально, когда создава­ лась компония «Ист-Вест» в 1989 году, она зомысливолась как совместное предприятие де­ лового сотрудничества в облас­ ти культуры. Британская компа­ ния «СепГга! !пс1ерепс1еп1 Те!еу|51оп» вложила 950 тысяч фунтов, и три российские ком­ пании тоже вложили 950 тысяч рублей (в те времена это были . равнозначные вложени^. Пер- вым был фильм Юриса ГЛодние- кса «Легко ли быть молодым?». Пока был интерес к России, мы преуспевали. Ведь тогда множе­ ство западных компаний снима­ ло документальные фильмы о России. А с бритонской компа­ нией, поскольку мы были еще и партнерами, делали совместный проект - «Влодения русского медведя» (робочее название «Жизнь животных в России»). Это 6 чосов экранного време­ ни - больщой документальный фильм, снимовшийся в 52 зопо- ведникох Советского Союза. Закончили его в 1992 году. Ф е ­ номенальный сериол, снятый режиссероми Би-Би-Си. Потом несколько лет мы с «Сеп1го! Те!еу|51оп» делали другой сери­ ал - «Королевский сержант Шарп». Из 250 часов съемок 200 работала наща группа. Сейчас тоже собираемся час­ тично продюсировать фильм «Кощка» (чостично британская сторона). Оригинальный сцена­ рий Бориса Саакова, выиграв­ ший на конкурсе 1996-го. Сни- ^ мать будет Али Хомраев, автор - «Бо Бо Бу», фильма, замеченно- р го на многих междунородных 3 фестивалях. 8, - Вы же не единственная ком- I пания на российском рынке, ра- I ботающая с американскими 1 студиями. Как вы ладите меж со- I бой? ® - Нас всего четыре компо- < НИИ, и мы объединены в АНКО - ассоциацию независимых кино­ прокатных организаций. Конеч­ но, мы пытаемся конкурировать цивилизовонно: все мы ходим вокруг одних и тех же кинотеат­ ров, и нам важно по времени розвести похожие ленты... К то­ му же мы пытаемся изучать со­ циологически нашего зрителя - его возраст, запросы... Зритель очень помолодел. Роньше, в СССР, 40 процентов зрителей состовляли домохозяйки и пен­ сионеры, четверть - студенты, и так далее. Теперь основноя масса зрителей - как раз кон­ тингент до 25. Вот такая эволю­ ция. Беседовала Гузель АГИШЕВА. Ш Ш З ш ш Учредитель и Издатель «Информационко-аналктическое огентаво «Деловой вторник» Издание зарегистрировоно ___ РФ по делом Микистеравом печати, телерадиовещания и средав массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качеаве приложения к газетам: Ф.Сиэый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для спрс 1 вок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C. Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: НМр://тГогт.ас!1.ги. Е-та11: \Логп1к@а(1!.гц «Деловой вторник». Перепечотка без соглосовония с редокцией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательаво» 398055, г.Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 2.997.805 экз. Цена - бесплатно. •Трибуна», «Труд», «Рабочоя газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), <Шанс» (Германия), «Экспресс» (США-Канада), «Деловые вести» (Волгогрод^, «На смену!» (Екатеринбург) «Аркангельск» (Архангельск), «Вольноя Кубань» (Краснодар), «Северный край» (Ярославль), «Ставропольская правде» (Стоврополь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Советская Башкирия-Известия Башкортоаана» (Уфо), «Волжская коммуна» (Сомара), «Советский Сахалин» (Ожно-Соколинск), «Коммуна» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Курская правдо» (Курск), «Колинингродская провдо» (Калининград^, «Томбовская жизнь» (Тамбов), «Республика Татарстан» (Казань), «Тюменскоя правда» (Тюмень), «Белгородская правда» (Белгород), «Орловскоя правда» (Орел), «Веаник-Нашо Пенза» (Пенза), «Наше время» (Роаов-но-Дону), «Рабочий край» (Иваново), «Липецкая газето» (Липецк), «Красноярский рабочий» (Кросноярск), «Нижегородаие новости» (Н.Новгород^, «Новоаи Югры» (Хонты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирская правде» (Иркутск), «Челябинский робочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Рабочий путы (Смоленск), «Вятский крой» (Киров), «Брянский рабочий» (Брянск), «Кузбасс» (Кемерово), «Алтайская правда» (Барнаул), «Земское обозрение» (Саратов), «Пульс Аксорайска» (Астрохонь), «КЗ-Все для вас» (Мурманск), «Коммунар» (Туло), «Советская Сибирь» (Новосибирск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz