Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
2 6 о к т я б р я 2001 г . , № 2 1 0 (21588 ) В ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛНЕНИЙВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАОИ «ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 2 -4 -й стр.) Администрация области обязана в десятидневный срок со дня об ращения избирательной комиссии области дать ей государственную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. 5. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средства ми, осуществляются из средств областного бюджета. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утвер ждаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением. 6. Избирательная комиссия области распределяет финансо вые средства между всеми окружными избирательными комисси ями, а окружные избирательные комиссии — между участковыми избирательными комиссиями. 7. Председатели избирательных комиссий распоряжаются де нежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за целевое использование фи нансовых средств, соответствие финансовых документов решени ям избирательных .комиссий по финансовым вопросам и представ ление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены действующим законодатель ством. 8. При проведении выборов депутатов областного Совета по рядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии области, другим избирательным комиссиям, устанавливается избиратель ной комиссией области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комис сий и проведению операций по счетам не взимается. За пользова ние денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. Статья 39 . Ф инансовая отчетность и збирательны х к о м и с си й 1. Участковые избирательные комиссии представляют финан совые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, в соответствующую окружную избиратель ную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Окружные избирательные комиссии представляют в избира тельную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не поз днее чем через 45 дней со дня официального опубликования ре зультатов выборов. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования полных данных, содержащихся в протоколах избирательных комис сий. Статья 40 . Формирование избирательных фондов ка н дидатов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после пись менного уведомления окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистриро ванные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собствен ных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер жаться на специальных счетах в банке, которые открываются с разрешения окружной избирательной комиссии. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчет ности по средствам избирательных фондов устанавливается из бирательной комиссией области по согласованию с главным уп равлением Центрального банка Российской Федерации по Липец кой области и Липецким отделением Сберегательного банка Рос сийской Федерации. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 41. Источники формирования избирательных фон дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих денежных средств: средств, выделенных окружной избирательной комиссией пос ле регистрации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты т ^ д а , установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; средств, выделенных кандидату избирательным объединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установлен ный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минималь ного размера оплаты труда, установленного федеральным зако ном на день назначения выборов, более чем в 50 раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда,’ установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 5000 раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фон ды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капи тале превышает 30 процентов на день официального опубликова ния решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным обществен ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного само управления; з) государственным и муниципальным учреждениям и органи зациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муни ципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о на значении выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра воохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объеди нениям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указа ния любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификацион ного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, бан ковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о на личии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностран ного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4 Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегис трированным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 42 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, на правленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдви жения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юри дическими лицами или гражданами, а также иных расходов, непос редственно связанных с проведением избирательной кампании. _ Статья 43 . Запрет на финансирование и збирательной кампании кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансо вую (материальную) поддержку деятельности, способствующей из бранию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегис трированного кандидата, лиц, им уполномоченных на такое выпол нение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. 2 Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатоо или по необосно ванно заниженным расценкам выполнять работы, оказывать услу ги, реализовывать товары, прямо или косвенно связанные с выбо- Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведе нию выборов без привлечения третьих лиц. 4 Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения пред выборной агитации, осуществления ддугих предвыборных мероп риятий по проведению избирательной кампании иные денежные соедства, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сутки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистри рованный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятии по про ведению избирательной кампании использовал помимо средств собственного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указаннью нарушения об наружены после опубликования результатов выборов, окружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлени ем о признании избрания кандидата недействительным. Статья 44 . Откры тость финансирования избирательной кампании^ _ держатель счета избирательного фонда кандидата^, зарегистрированного кандидата — по требованию избирательной комиссии области и окружной избирательной комиссии обязан периодически предоставлять им информацию о поступлении и рас ходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фон дов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная изби рательная комиссия периодически направляет в средства массо вой информации для опубликования сведения о поступлении и рас ходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публико вать указанные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 45. Прекращение финансовых операций со спе циальным избирательным счетом 1. Все финансовые операции со специальным счетом, откры тым кандидатом для формирования избирательного фонда, пре кращаются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидата окружная избирательная комиссия может продлить срок проведе ния финансовых операций по оплате ранее произведенных расхо дов. 2. Финансовые операции со специальным счетом, открытым кандидатом, который не был зарегистрирован или регистрация ко торого была отменена в соответствии с настоящим законом, пре кращаются банками по указанию соответствующей окружной изби рательной комиссии. Статья 46. Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо пе речисления. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по письменному указанию окружной избирательной комиссии в бес спорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающу юся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии области банк обязан перечислить в до ход областного бюджета. Статья 47. Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представ лять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах сво его избирательного фонда и источниках его формирования, а так же обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избирательной комиссией Липецкой области. Итоговый отчет пред ставляется не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается из бирательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной избирательной комиссией средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результа там голосования и набравший по результатам голосования менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязан возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные из областного бюджета в из бирательный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 48 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием де нежных средств, выделенных избирательным комиссиям на под готовку и проведение выборов, а также для оказания содействия окружным избирательным комиссиям в осуществлении контроля за источниками поступления, правильным учетом и использовани ем денежных средств избирательных фондов и для проверки фи нансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизионная служба с привлечением специалистов государственных и иных орга нов и учреждений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести меся цев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обя занности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы. ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляет ся в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования или главой администрации муници пального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения й снаб женные письменными принадлежностями, за исключением каран дашей. 3. В помещениях для голосования либо непосредственно перед ука занным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех за регистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрирован ного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информаци онных материалах должны указываться номер (номера) и наименова ние (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных респуб лик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным ко дексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрирован ного кандидата гражданства иностранного государства в информаци онных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содер жаться агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которыё не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном изби рательном округе. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличен ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их уста новления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано та ким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдате лей. Статья 50. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избиратель ный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии области и являются документами строгой отчетности, степень за щиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Централь ной избирательной комиссией Российской Федерации. Число из бирательных бюллетеней, изготовленных в установленном настоя щим законом порядке, не должно превышать более чем на 3 про цента число зарегистрированных избирателей в каждом избира тельном округе. 3. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изго товления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к из готовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией об ласти, а текст избирательного бюллетеня — окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наиме нование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимае мой каждым зарегистрированным кандидатом должности, инфор мацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если канди датом в соответствии со статьей 22 настоящего закона был заре гистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в из бирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистри рованному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем ука зываются в избирательном бюллетене по желанию самого канди дата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непо гашенной судимости в избирательном бюллетене должны указы ваться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (ста тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ко торой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уго ловного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного за конодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) за кона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответ ствии с указанными законодательными актами за деяния, признавае; мые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства инос транного государства в избирательном бюллетене должно указывать ся наименование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех канди датов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе редает по акту членам избирательной комиссии области, размес тившей в соответствии с настоящим законом заказ на изготовле ние избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в ко личестве, соответствующем заказу, работники типографии в при сутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюллетени по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно учас тковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссии, осущес твляющих передачу и получение бюллетеней. 117Г1ередача избирательных бюллетеней в окружные избиратель ные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голо сования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования, 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением ок ружной избирательной комиссии и не может превышать число из бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента, 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избира тельной комиссии, которые заверяются печатью участковой изби рательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовле ния избирательных бюллетеней \мастковые избирательные комис сии по указанию окружных избирательных комиссий, зарегистри ровавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соот ветствующих кандидатах. Статья 51. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выход ной день с 8 часов до 20 часов по местному времени, 2. О времени и месте голосования окружные и участковые из бирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позд; нее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением избирателей или иным спосо бом, а при проведении досрочного голосования —не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя ющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель про ставляет в списке избирателей седию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или за меняющего паспорт документа могут быть внесены в список изби рателей членом участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. Избиратель проверяет правильность произве денной записи и расписывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Про тив всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе циально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении из бирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с прось бой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый из бирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отмет ку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, заре гистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблю дателем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избира тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответ ствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова ния. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от страняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой из бирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстра ненного члена участковой избирательной комиссии, а также уда ленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмот ренной федеральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби рательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организа циям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) члена ми руководящих органов которых являются указанные лица и орга низации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запре щается предпринимать любые действия, направленные на обеспе чение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 52. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятель ности, выполнение государственных и общественных обязаннос тей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную ко миссию, на избирательном участке, на котором он включен в спи сок избирателей, должна быть предоставлена возможность прого лосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей окружной (за 15 — 4 дня до дня голо сований или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосова ния) избирательной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заяв ление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирате лей в помещении соответствующей избирательной комиссии в при сутствии не менее двух членов этой комиссии с правом решающе го голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъяв ления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюлле теней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосо вания и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избира тельной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему изби рательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверя ются печатью окружной избирательной комиссии. Окружная изби рательная комиссия составляет список проголосовавших избира телей. Участковая избирательная комиссия продолжает составле ние поступившего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и за клеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избира тельной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовав шего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хра нится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента пере дачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосова- Н1..(. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, перед началом голосования сообщает о количестве изби рателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюлле тенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей бу дет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирате лей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в уве личенную форму протокола об итогах голосования, а в списке из бирателей против соответствующих фамилий избирателей делает ся отметка «Проголосовал досрочно». Статья 53. Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здо ровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возмож ности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непос редственно в день голосования. Участковая избирательная комис сия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специ альном реестре. 3. При ре ги страции устно го обращ ения в реестре , указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии , принявшего телефонограмму либо сообщ ение лица, передавшего обращение . По прибытии членов участковой избирательной ком и с сии с правом реш ающ е го голоса к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возм ожности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещ ение для голосования , а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе , ко то рые содержатся в спи с ке избирателей . 5. Участковая избирательная ком и ссия должна располагать не обходимым количеством, но не более трех, переносных ящиков для го лосования, которое определяется решением окружной избирательной комиссии . 6. Члены участковой избирательной комиссии , выезжающие по за явлениям (обращ ениям ), получают по д ро спи сь избирательные бюл летени. Голосование вне помещения для голосования проводят не ме нее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опеча танный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии пе реносной ящик для голосования, необходимое количество избиратель ных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реест ра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходи мые данные об избирателе и поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голо сования, поступившие письменные заявления избирателей о предос тавлении возможности проголосовать вне помещения для голосова ния, а также необходимые письменные принадлежности для заполне ния избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 51 настоящего закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про ставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избиратель ного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса сво ими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избира тельного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о полу чении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом реша ющего голоса, выехавшие по заявлениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заяв ления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соот ветствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по за явлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответ ствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосова ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжаю щими для проведения голосования членами участковой избира тельной комиссии возможности прибытия к месту проведения го лосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным раз ными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избира тельных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления из бирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявле ние (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой из бирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной ко миссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избиратель ный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления фак та, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не проводилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюл летеней отмечается в отдельном акт^ в котором также указывают ся сведения о членах участковой избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 54. Протокол участковой избирательной комис сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах го лосования должен быть составлен на одном листе. В исключитель ных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протоколу г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей, последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных учас тковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении окружной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8; число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных избирательных бюллете ней, в том числе отдельными строками 12 и '(З — число бюллете ней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 55 настоящего закона, и число бюллетеней, не содержащих отме ток ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиции, содержащихся во всех избира тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, при лагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа теля, секретаря и других членов участковой избирательной комис сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 55. Порядок подсчета голосов избирателей и со ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас но членами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окон чания времени голосования и проводится без перерыва до уста новления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюда тели. 3. После окончания времени голосования члены участковой изби рательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии на блюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользован ные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегис трированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), за тем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 протокола об ито гах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосова ния, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей чле ны участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участко вой избирательной комиссии, который проставляет эти данные и за тем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, опре деляемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой изби рательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе оз накомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 19 настоящего закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь учас тковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в стро ки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму; а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби рательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвер тов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из бирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, прого лосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой избира тельной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, ис ключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Даль нейшая работа со списком избирателей не может проводиться до про верки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об ито гах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляет ся по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюлле теням членами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса. (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz