Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

2 6 о к т я б р я 2001 г . , № 2 1 0 (21588 ) В ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛНЕНИЙВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАОИ «ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 2 -4 -й стр.) Администрация области обязана в десятидневный срок со дня об­ ращения избирательной комиссии области дать ей государственную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. 5. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средства­ ми, осуществляются из средств областного бюджета. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утвер­ ждаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением. 6. Избирательная комиссия области распределяет финансо­ вые средства между всеми окружными избирательными комисси­ ями, а окружные избирательные комиссии — между участковыми избирательными комиссиями. 7. Председатели избирательных комиссий распоряжаются де­ нежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за целевое использование фи­ нансовых средств, соответствие финансовых документов решени­ ям избирательных .комиссий по финансовым вопросам и представ­ ление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены действующим законодатель­ ством. 8. При проведении выборов депутатов областного Совета по­ рядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии области, другим избирательным комиссиям, устанавливается избиратель­ ной комиссией области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комис­ сий и проведению операций по счетам не взимается. За пользова­ ние денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. Статья 39 . Ф инансовая отчетность и збирательны х к о ­ м и с си й 1. Участковые избирательные комиссии представляют финан­ совые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, в соответствующую окружную избиратель­ ную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Окружные избирательные комиссии представляют в избира­ тельную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не поз­ днее чем через 45 дней со дня официального опубликования ре­ зультатов выборов. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования полных данных, содержащихся в протоколах избирательных комис­ сий. Статья 40 . Формирование избирательных фондов ка н ­ дидатов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после пись­ менного уведомления окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистриро­ ванные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собствен­ ных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер­ жаться на специальных счетах в банке, которые открываются с разрешения окружной избирательной комиссии. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчет­ ности по средствам избирательных фондов устанавливается из­ бирательной комиссией области по согласованию с главным уп­ равлением Центрального банка Российской Федерации по Липец­ кой области и Липецким отделением Сберегательного банка Рос­ сийской Федерации. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при­ надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 41. Источники формирования избирательных фон­ дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих денежных средств: средств, выделенных окружной избирательной комиссией пос­ ле регистрации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты т ^ д а , установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; средств, выделенных кандидату избирательным объединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установлен­ ный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан­ дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо­ ров, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минималь­ ного размера оплаты труда, установленного федеральным зако­ ном на день назначения выборов, более чем в 50 раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда,’ установленного федеральным законом на день назначения выбо­ ров, более чем в 5000 раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фон­ ды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли­ цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капи­ тале превышает 30 процентов на день официального опубликова­ ния решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным обществен­ ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного само­ управления; з) государственным и муниципальным учреждениям и органи­ зациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муни­ ципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о на­ значении выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра­ воохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объеди­ нениям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указа­ ния любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификацион­ ного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, бан­ ковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о на­ личии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностран­ ного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4 Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегис­ трированным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 42 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, на­ правленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдви­ жения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юри­ дическими лицами или гражданами, а также иных расходов, непос­ редственно связанных с проведением избирательной кампании. _ Статья 43 . Запрет на финансирование и збирательной кампании кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансо­ вую (материальную) поддержку деятельности, способствующей из­ бранию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегис­ трированного кандидата, лиц, им уполномоченных на такое выпол­ нение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. 2 Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатоо или по необосно­ ванно заниженным расценкам выполнять работы, оказывать услу­ ги, реализовывать товары, прямо или косвенно связанные с выбо- Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведе­ нию выборов без привлечения третьих лиц. 4 Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения пред­ выборной агитации, осуществления ддугих предвыборных мероп­ риятий по проведению избирательной кампании иные денежные соедства, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сутки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистри­ рованный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятии по про­ ведению избирательной кампании использовал помимо средств собственного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указаннью нарушения об­ наружены после опубликования результатов выборов, окружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлени­ ем о признании избрания кандидата недействительным. Статья 44 . Откры тость финансирования избирательной кампании^ _ держатель счета избирательного фонда кандидата^, зарегистрированного кандидата — по требованию избирательной комиссии области и окружной избирательной комиссии обязан периодически предоставлять им информацию о поступлении и рас­ ходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фон­ дов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная изби­ рательная комиссия периодически направляет в средства массо­ вой информации для опубликования сведения о поступлении и рас­ ходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публико­ вать указанные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 45. Прекращение финансовых операций со спе ­ циальным избирательным счетом 1. Все финансовые операции со специальным счетом, откры­ тым кандидатом для формирования избирательного фонда, пре­ кращаются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидата окружная избирательная комиссия может продлить срок проведе­ ния финансовых операций по оплате ранее произведенных расхо­ дов. 2. Финансовые операции со специальным счетом, открытым кандидатом, который не был зарегистрирован или регистрация ко ­ торого была отменена в соответствии с настоящим законом, пре­ кращаются банками по указанию соответствующей окружной изби­ рательной комиссии. Статья 46. Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо пе­ речисления. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по письменному указанию окружной избирательной комиссии в бес­ спорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающу­ юся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии области банк обязан перечислить в до ­ ход областного бюджета. Статья 47. Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представ­ лять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах сво­ его избирательного фонда и источниках его формирования, а так­ же обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избирательной комиссией Липецкой области. Итоговый отчет пред­ ставляется не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается из ­ бирательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной избирательной комиссией средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результа­ там голосования и набравший по результатам голосования менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязан возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные из областного бюджета в из­ бирательный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 48 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием де ­ нежных средств, выделенных избирательным комиссиям на под­ готовку и проведение выборов, а также для оказания содействия окружным избирательным комиссиям в осуществлении контроля за источниками поступления, правильным учетом и использовани­ ем денежных средств избирательных фондов и для проверки фи­ нансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизионная служба с привлечением специалистов государственных и иных орга­ нов и учреждений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко­ миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести меся­ цев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обя­ занности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы. ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляет­ ся в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования или главой администрации муници­ пального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения й снаб­ женные письменными принадлежностями, за исключением каран­ дашей. 3. В помещениях для голосования либо непосредственно перед ука­ занным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех за­ регистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрирован­ ного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информаци­ онных материалах должны указываться номер (номера) и наименова­ ние (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных респуб­ лик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным ко­ дексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрирован­ ного кандидата гражданства иностранного государства в информаци­ онных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содер­ жаться агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которыё не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном изби­ рательном округе. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличен­ ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их уста­ новления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано та­ ким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдате­ лей. Статья 50. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избиратель­ ный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии области и являются документами строгой отчетности, степень за­ щиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Централь­ ной избирательной комиссией Российской Федерации. Число из­ бирательных бюллетеней, изготовленных в установленном настоя­ щим законом порядке, не должно превышать более чем на 3 про­ цента число зарегистрированных избирателей в каждом избира­ тельном округе. 3. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изго­ товления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к из­ готовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией об­ ласти, а текст избирательного бюллетеня — окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наиме­ нование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимае­ мой каждым зарегистрированным кандидатом должности, инфор­ мацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если канди­ датом в соответствии со статьей 22 настоящего закона был заре­ гистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в из­ бирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистри­ рованному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем ука­ зываются в избирательном бюллетене по желанию самого канди­ дата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан­ ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непо­ гашенной судимости в избирательном бюллетене должны указы­ ваться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (ста­ тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ко ­ торой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уго­ ловного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного за­ конодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) за ­ кона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответ­ ствии с указанными законодательными актами за деяния, признавае; мые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства инос­ транного государства в избирательном бюллетене должно указывать­ ся наименование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех канди­ датов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе­ редает по акту членам избирательной комиссии области, размес­ тившей в соответствии с настоящим законом заказ на изготовле­ ние избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в ко­ личестве, соответствующем заказу, работники типографии в при­ сутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюллетени по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно учас­ тковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссии, осущес­ твляющих передачу и получение бюллетеней. 117Г1ередача избирательных бюллетеней в окружные избиратель­ ные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голо­ сования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования, 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением ок­ ружной избирательной комиссии и не может превышать число из­ бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента, 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избира­ тельной комиссии, которые заверяются печатью участковой изби­ рательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовле­ ния избирательных бюллетеней \мастковые избирательные комис­ сии по указанию окружных избирательных комиссий, зарегистри­ ровавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соот­ ветствующих кандидатах. Статья 51. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выход­ ной день с 8 часов до 20 часов по местному времени, 2. О времени и месте голосования окружные и участковые из­ бирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позд; нее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением избирателей или иным спосо­ бом, а при проведении досрочного голосования —не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен­ ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя­ ющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель про­ ставляет в списке избирателей седию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или за­ меняющего паспорт документа могут быть внесены в список изби­ рателей членом участковой избирательной комиссии с правом ре­ шающего голоса. Избиратель проверяет правильность произве­ денной записи и расписывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из­ бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Про­ тив всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе­ циально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении из­ бирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с прось­ бой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый из­ бирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отмет­ ку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас­ писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл­ летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби­ рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, заре­ гистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблю­ дателем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избира­ тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответ­ ствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби­ рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова­ ния. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от­ страняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос­ препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле­ нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой из­ бирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстра­ ненного члена участковой избирательной комиссии, а также уда­ ленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмот­ ренной федеральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре­ гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби­ рательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организа­ циям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) члена­ ми руководящих органов которых являются указанные лица и орга­ низации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запре­ щается предпринимать любые действия, направленные на обеспе­ чение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 52. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятель­ ности, выполнение государственных и общественных обязаннос­ тей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную ко­ миссию, на избирательном участке, на котором он включен в спи­ сок избирателей, должна быть предоставлена возможность прого­ лосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей окружной (за 15 — 4 дня до дня голо­ сований или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосова­ ния) избирательной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заяв­ ление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирате­ лей в помещении соответствующей избирательной комиссии в при­ сутствии не менее двух членов этой комиссии с правом решающе­ го голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъяв­ ления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюлле­ теней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосо­ вания и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избира­ тельной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему изби­ рательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверя­ ются печатью окружной избирательной комиссии. Окружная изби­ рательная комиссия составляет список проголосовавших избира­ телей. Участковая избирательная комиссия продолжает составле­ ние поступившего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и за­ клеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избира­ тельной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовав­ шего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хра­ нится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента пере­ дачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосова- Н1..(. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова­ ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на­ блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, перед началом голосования сообщает о количестве изби­ рателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюлле­ тенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей бу­ дет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирате­ лей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в уве­ личенную форму протокола об итогах голосования, а в списке из­ бирателей против соответствующих фамилий избирателей делает­ ся отметка «Проголосовал досрочно». Статья 53. Порядок голосования избирателей вне поме­ щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз­ можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здо­ ровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возмож­ ности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непос­ редственно в день голосования. Участковая избирательная комис­ сия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специ­ альном реестре. 3. При ре ги страции устно го обращ ения в реестре , указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии , принявшего телефонограмму либо сообщ ение лица, передавшего обращение . По прибытии членов участковой избирательной ком и с сии с правом реш ающ е го голоса к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возм ожности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещ ение для голосования , а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе , ко то ­ рые содержатся в спи с ке избирателей . 5. Участковая избирательная ком и ссия должна располагать не ­ обходимым количеством, но не более трех, переносных ящиков для го ­ лосования, которое определяется решением окружной избирательной комиссии . 6. Члены участковой избирательной комиссии , выезжающие по за ­ явлениям (обращ ениям ), получают по д ро спи сь избирательные бюл ­ летени. Голосование вне помещения для голосования проводят не ме­ нее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опеча­ танный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии пе­ реносной ящик для голосования, необходимое количество избиратель­ ных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реест­ ра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходи­ мые данные об избирателе и поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голо­ сования, поступившие письменные заявления избирателей о предос­ тавлении возможности проголосовать вне помещения для голосова­ ния, а также необходимые письменные принадлежности для заполне­ ния избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 51 настоящего закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про­ ставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избиратель­ ного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса сво­ ими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избира­ тельного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о полу­ чении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом реша­ ющего голоса, выехавшие по заявлениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заяв­ ления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соот­ ветствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избиратель­ ной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по за­ явлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответ­ ствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосова­ ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра­ вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжаю­ щими для проведения голосования членами участковой избира­ тельной комиссии возможности прибытия к месту проведения го­ лосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным раз­ ными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избира­ тельных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления из­ бирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявле­ ние (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой из­ бирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной ко­ миссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избиратель­ ный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления фак­ та, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не проводилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюл­ летеней отмечается в отдельном акт^ в котором также указывают­ ся сведения о членах участковой избирательной комиссии с пра­ вом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 54. Протокол участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах го­ лосования должен быть составлен на одном листе. В исключитель­ ных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протоколу г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей, последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных учас­ тковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении окружной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8; число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных избирательных бюллете­ ней, в том числе отдельными строками 12 и '(З — число бюллете­ ней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 55 настоящего закона, и число бюллетеней, не содержащих отме­ ток ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиции, содержащихся во всех избира­ тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, при­ лагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа­ теля, секретаря и других членов участковой избирательной комис­ сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 55. Порядок подсчета голосов избирателей и со­ ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас­ но членами участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окон­ чания времени голосования и проводится без перерыва до уста­ новления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюда­ тели. 3. После окончания времени голосования члены участковой изби­ рательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии на­ блюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользован­ ные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегис­ трированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), за­ тем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 протокола об ито­ гах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосова­ ния, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей чле­ ны участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про­ голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участко­ вой избирательной комиссии, который проставляет эти данные и за­ тем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, опре­ деляемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой изби­ рательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе оз­ накомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 19 настоящего закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь учас­ тковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в стро­ ки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму; а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­ рательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвер­ тов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­ бирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, прого­ лосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой избира­ тельной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, ис­ ключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Даль­ нейшая работа со списком избирателей не может проводиться до про­ верки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об ито­ гах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляет­ ся по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюлле­ теням членами участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса. (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz