Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

4 Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а з е т а 26 о к т я б р я 2001 г . , № 2 1 0 (21588 ) ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИИИДОПОЛНЕНИИ ВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ «ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 2 -3 -й стр.) 35 дней до дня голосования. В последний день указанные документы принимаются до 18 часов местного в[земени. Подписные листы представляются в окружную избирательную ко­ миссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме под­ писных листов окружная избирательная комиссия выдает уполномо­ ченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие по­ рядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона, а так­ же достоверность данных, содержащихся в подписных листах в под­ держку каждого кандидата. По решению окружной избирательной ко­ миссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабо­ чие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих из­ бирательных комиссий, эксперты. Их заключения могут служить осно­ ванием для признания данных в подписных листах недостоверными. 4. Проверке достоверности подписей избирателей могут подле­ жать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для провмки посред­ ством случайной выборки (жребия)^. При проведении выборки и про­ верки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему изби­ рательному округу, или их представители, представители избиратель­ ных объединении, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сооб­ щить указанным лицам о времени проведения каждой проверки под­ писных листов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, ото^анныхдля проверки. 5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подпис­ ных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвиже­ ния кандидата до представления подписей в соответствующую изби­ рательную комиссию, если это ими специально отмечено. 6. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 7. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе про­ водить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых под­ писных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. Опрос проводится членами окружной избирательной комиссии. Оп­ рашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяет­ ся. 8. Недостоверными подписями считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавщих в подписном листе данные, не соответствующие действи­ тельности. В этом случае подпись признается недостоверной при на­ личии официальной справки органа внутренних дел; б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уве­ домления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандида­ та; в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом данных; г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 2 статьи 25 настоящего закона; д) подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц од­ ним лицом или от имени одного лица другим лицом; е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подпи­ си избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирате­ лем, лицом, удостоверяющим подписные листы; з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна. 9. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве бо­ лее 10 процентов от числа проверенных подписей дальнейшая проверка подписей прекращается, и окружная избирательная комиссия отказы­ вает в регистрации кандидата. 10. Для определения достоверности данных, содержащихся в под­ писных листах с подписями избирателей, окружные избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизи^юванную информационную систему регистрации (учета) избирателен. 11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывает­ ся руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом рещающего голоса) и представляется окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. 12. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соот­ ветствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и иных необходимых для регисгоации документов и принять решение о ре­ гистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в ре­ гистрации. 13. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объ­ единением, избирательным блоком, в решении окружной избиратель­ ной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим из­ бирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, вы­ двинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрирован­ ному не позднее чем за год до дня голосования в установленном зако­ ном порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 14. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о ре­ гистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрирован­ ных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются сред­ ствам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избира­ тельному округу. 15. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная изби­ рательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия ре­ шения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представи­ телю избирательного объединения, избирательного блока, группе из­ бирателен, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть: существенное нарушение установленного федеральными закона­ ми и настоящим законом порядка сбора подписей; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответ­ ствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный ха- рактер; , , существенное нарушение порядка создания избирательного фон­ да и расходования его средств; иные основания, предусмотренные действующим законодательст­ вом. 16. В случае, если недостоверность сведении, представленных кан­ дидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандида­ та и недостоверность этих сведений носит существенный характер, окружная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соот­ ветствующего кандидата, а за 15 — 1 день до дня голосования обра­ титься в суд с представлением об отмене регистрации этого кандида­ та. 17. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня дб дня голосования. 18. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один заре­ гистрированный кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 19. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждаю­ щих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистра­ ция была отменена в соответствии с пунктом 7 статьи 37 настоящего закона, все расходы, понесенные в связи с этим офужной избира­ тельной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. 20. При проведении повторных и дополнительных выборов на ва­ кантный мандат в действующем законодательном органе не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого органа. ГЛАВА V. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ Статья 27. Равенство зарегистрированных кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Статья 28. Гарантии деятельности зарегистрированных кан­ дидатов 1 Администрация предприятия, учреадения, организации, коман­ дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комисхиеи до дня офи­ циального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявле­ нию рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от ра­ боты службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае окружная избирательная комиссия за счет средств, выде­ ленных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегис­ трированному кандидату денежную компенсацию в размере, не пре­ вышающем трехкратный размер минимальной оплать! труда, установ­ ленной федеральным законом на день назначения выборов. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кан­ дидату за время освобождения от основной работы на основании при­ каза по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска. 2 Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может й . 1 ть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу 3 Время участия зарегистрированного кандидата в выборах за­ считывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. В соответствии с федеральным законодательством зарегистри­ рованный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут ме­ рам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 5. Зарегистрированный кандидат вправе назначать доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно окруж­ ной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверен­ ным лицом. 6. Доверенные лица получают от окружной избирательной комис­ сии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. На ука­ занный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация (работода­ тель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их прось­ бе неоплачиваемый отпуск. Зарегистрированные кандидаты, назначив­ шие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окр^Ькную избирательную комиссию, которая аннулирует выдан­ ные данным доверенным лицам удостоверения. Зарегистрированный кандидат может иметь до 5 доверенных лиц. 7. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой ста­ туса назначившим их зарегистрированным кандидатом. 8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобожда­ ется от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кан­ дидата, с момента официального объявления окружной избиратель­ ной комиссией результатов выборов в средствах массовой информа­ ции. Статья 29. Обеспечение равного статуса зарегистрирован­ ных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Феде­ ральному закону «Об основах государственной службы Российской Фе­ дерации» и Закону Липецкой области «О государственной службе Ли­ пецкой области» государственные должности категории «А», не впра­ ве использовать преимуществ своего должностного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен­ ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массо­ вой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в окружную изби­ рательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного пол­ ожения. 3. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебно­ го положения, установлен пунктом 5 статьи 22 настоящего закона. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории «А», вправе вести предвыборную агитацию толь­ ко в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Дан­ ное правило не действует при использовании зарегистрированным кан­ дидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радио­ вещание, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 настоящего зако­ на. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также должнос­ тным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осу­ ществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой ин­ формации, если указанные лица являются кандидатами либо дове­ ренными лицами кандидатов. 6. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, уста­ новленных настоящей статьей, является основанием для отмены изби­ рательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о ре­ гистрации кандидата. ГЛАВА VI. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ Статья 30. Право на агитацию 1. Государство обеспечивает гражданам, общественным объеди­ нениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в порядке, установленном действующим законо­ дательством. 2. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистриро­ ванного кандидата (кандидатов). 3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные усло­ вия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероп­ риятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дис­ куссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распростране­ ния агитационных печатных материалов, в иных установленных зако­ ном формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массо­ вой информации. 5. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государствен­ ные органы, органы местного самоуправления, благотворительные ор­ ганизации, религиозные объединения, а также лица, замещающие го­ сударственные и муниципальные должности, государственные и муни­ ципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих до­ лжностных или служебных обязанностей или с использованием пре­ имуществ должностного или служебного положения. 6. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны ука­ зывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формули­ ровку вопроса, статистическукэ оценку возможной погрешности. Статья 31. Сроки проведения агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации канди­ дата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 2. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, ука­ занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, начинается после про­ ведения жеребьевки между зарегистрированными кандидатами с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключен­ ным между кандидатом и средством массовой информации. 4. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зда­ ний и помещений избирательных комиссий в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. 5. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосо­ вания опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 32. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации / 1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государ­ ственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соот­ ветствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиове­ щание, редакции периодического печатного издания за год, предшес­ твующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной влас­ ти области или органами местного самоуправления, обязаны обеспе­ чить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации. 2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфир­ ное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата зарегистрированным кандидатом эфирного времени и печат­ ной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осущес­ твляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избиратель­ ные фонды. 3. Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, пе­ чатной площади должны быть опубликованы соответствующей органи­ зацией теле- и (или) радиовещания, редакцией периодического пе­ чатного издания в период, который начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов областного Совета депутатов и заканчивается за 75 дней до дня голосования, и представлены с уведомлением о готовности предоставить зарегистри­ рованным кандидатам эфирное время, печатную площадь в избира­ тельную комиссию области. Статья 33. Условия проведения агитации через электрон ­ ные средства массовой информации 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставле­ ние им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осу­ ществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под дейст­ вие пункта 1 статьи 32 настоящего закона и осуществляющих телеви­ зионное вещание и радиовещание на территории, на которой прово­ дятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на пе­ риод, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудито­ рию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каж­ дой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание для проведения агитации на выборах, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени веща­ ния. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между за­ регистрированными кандидатами на равных основаниях в порядке, ус­ тановленном настоящим законом. 2. Не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискус­ сий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприя­ тий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных ос­ нованиях. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных аги­ тационных мероприятиях не влечет за собой увеличение объема бес­ платного эфирного времени, предоставляемого ему в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 3. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предостав­ ляемого организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовеща­ ние, указанными в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, в соответст­ вии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение четы­ рех дней после завершения регистрации кандидатов, распределяет­ ся в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подав­ шими заявку на участие в этой жеребьевке. 4. В организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, учредителями (со­ учредителями) которых являются государственные органы, организа­ ции, ^реждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание за год, предшест^ющий дню официаль­ ного опубликования решения о назначении выботов, за счет средств, выделенных органами государственной власти области, жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир пред­ выборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, проводит избирательная комиссия области. В организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, ука­ занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, учредителями (соучре­ дителями) которых являются муниципальные органы, организации, уч­ реждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процен­ тов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание за год, предшествующий дню официального опуб­ ликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделен­ ных органами местного самоуправления, жеребьевку проводят окруж­ ные избирательные комиссии. В жеребьевке участвуют представители соответствующих органи­ заций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание. Порядок жеребьевки устанавливается избирательной комиссией области, окружной избирательной комиссией. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указан­ ные в пункте 1 статьи 19 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки гра­ фик распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона. 5. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, под­ падающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обяза­ ны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату за плату по его тре­ бованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервиро­ ванного эфирного времени время в пределах доли, полученной деле­ нием этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть мень­ ше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в со­ ответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных матери­ алов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, про­ водимой организацией теле- и (или) радиовещания в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи, на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кан­ дидатами. 6. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, не подпадающие под действие пункта 1 и выполнившие условия пункта 3 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях в соответствии с заключенным договором. 7. После выполнения условий договора оформляются акт выполне­ ния работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору, с указанием программы теле- и (или) радиовещания, названия пере­ дачи и времени ее выхода в эфир. 8. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиове­ щание, связанные с предоставлением зарегистрированным кандида­ там, избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени, пок­ рываются за счет текущего бюджетного финансирования этих органи­ заций. 9. В информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том чис­ ле по времени освещения их агитационной деятельности. Статья 34. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации 1. Редакции периодических печатных изданий, относящихся к сред­ ствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоя­ щего закона, распространяемых на территории области, за исключе-. нием редакций периодических печатных изданий (периодических пе­ чатных изданий), учрежденных органами государственной власти и ор­ ганами местного самоуправления исключительно для публикации офи­ циальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, долж­ ны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный объем печатной площади, который каждая из редакций периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегис­ трированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема печатной площади соответствующего издания в пери­ од, установленный пунктом 2 статьи 31 настоящего закона. Общий объ­ ем печатной площади, который такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, декла­ рируется редакцией данного издания в период, установленный пунк­ том 3 статьи 32 настоящего закона. 2. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией периодического печатного издания, распределяется меж­ ду зарегистрированными кандидатами путем деления общего объема бесплатной печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов. Даты бесплатных и платных публикаций предвыборных аги­ тационных материалов зарегистрированных кандидатов устанавлива­ ются жеребьевкой, проводимой в течение четырех дней после завер­ шения регистрации кандидатов редакцией периодического печатного издания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии области, окружной избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 19 настоящего закона. Ре­ зультаты жеребьевки оформляются протоколом. 3. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной пе­ чатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций. 4. Редакции периодических изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны резервировать печат­ ные площади для проведения предвыборной агитации на платной ос­ нове зарегистрированным кандидатам. Размер печатных площадей и оплата должны быть едиными для всех зарегистрированных кандида­ тов. Общий объем печатной площади, резервируемый для платного предоставления редакцией пфиодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Печатная площадь предоставляется зарегистрированным кандидатам на осно­ вании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 5. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 и выполнившие условия пункта 3 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять платную печатную пло­ щадь зарегистрированным кандидатам только на равных условиях оп­ латы. 6. Специализированные печатные издания (детские, научные, тех­ нические и другие) могут отказаться от публикации агитационных ма­ териалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме. 7. Требования о предоставлении на равных условиях печатной пло­ щади не распространяются на редакции периодических печатных из­ даний в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрирован­ ным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением, из­ бирательным блоком, а также входящим (входящими) в избиратель­ ный блок избирательным объединением (избирательными объедине­ ниями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона. 8. Публикация предвыборных агитационных материалов, осущес­ твляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровож­ даться редакционными комментариями. 9. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных из­ даниях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистртованно- го кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с нормами, изложенными в пункте 1 настоящей статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предоставлении печатной пло­ щади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрирован­ ному кандидату была предоставлена возможность размещения соот­ ветствующей публикации. Статья 35. Условия проведения агитации посредством про­ ведения массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обя­ заны оказывать содействие зфегистрированным кандидатам, изби­ рательным объединениям, избирательным блокам, группам избира­ телей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных де­ батов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кан­ дидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются госу­ дарственными органами, органами местного самоуправления не позд­ нее трех дней со дня их подачи, Заявки организаторов митингов, де­ монстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуп­ равления в соответствии с федеральным законодательством. 3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предостав­ ляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лице избирателями, В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведе­ ния массовых мероприятий одному из кандидатов, собственник поме­ щения не вправе отказать другому кандидату. При этом избиратель­ ные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегис­ трированных кандидатов при проведении массовых мероприятий. 4. При проведении встреч кандидатов с избирателями-военнослу- жащими за пределами воинской части всем кандидатам обеспечива­ ются равные условия. Статья 36. Условия выпуска и распространения агитацион­ ных печатных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитацион­ ные печатные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать сле­ дующую информацию; наименования и адреса организаций (фами­ лии, имена, отчества и адреса лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказав­ шей изготовление этих материалов, размер тиража и дату выпуска. 3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в окружную из­ бирательную комиссию, зарегистрировавшую соответст^ющего кан­ дидата. Вместе с данными материалами в окружную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахож­ дения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агита­ ционных печатных материалов без согласия в письменной форме со­ ответствующих зарегистрированных кандидатов не допускаются. 4. Распространение агитационных печатных материалов с наруше­ нием требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в лю­ бом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов. Запреща­ ется вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссии и помещениях для голосования, а также у входа в них. 6. Глава муниципального образования или глава администрации муниципального образования по предложению окружной избиратель­ ной комиссии обязан не позднее чем за 65 дней до дня выборов на территории каждого избирательного участка выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегис­ трированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных печатных материалов, в частности выделе­ на равная площадь. 7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распрос­ транении подложных агитационных материалов либо агитационных ма­ териалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоя­ щей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и впра­ ве обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной дея­ тельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на про­ ведение агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установлен­ ного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоу­ потребления свободой массовой информации: агитация, возбуждаю­ щая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению кон­ ституционного строя и нарушению целостности государства, пропа­ ганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массо­ вой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение ор­ ганизационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), производить вознаграждение из­ бирателей, осуществляющих указанную организационную работу в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специ­ ально изготовленных для избирательной кампании, а также предос­ тавлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистри­ рованные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организа­ ции при проведении агитации не вправе воздействовать на избира­ телей обещаниями передачи им (в том числе по итогам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг, иначе чем на основе принимаемых в соответст­ вии с действующим законодательством решений органов государствен­ ной власти. 4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объ­ единения, избирательные блоки, выдвинувшие отдельных кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соот- ветст^ющее выдвижение, уполномоченные представители избиратель­ ных объединений, избирательных блоков, доверенные лица з ^е ги е - трированных кандидатов, а также организации, учредителями, собствен­ никами, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению ука­ занных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юри­ дическим лицам с предложениями об оказании материальной и фи­ нансовой помощи или услуг избирателям и организациям, располо­ женным на территории избирательного 01 фуга. Физическим и юриди­ ческим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятель­ ность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кан­ дидатов и доверенных лиц. 5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, заре­ гистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кан­ дидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, вла­ дельцами и (или) членами руководящих органов которых являются ука- занные лица и организации, в ходе избирательной кампании осущес­ твляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 и пунк­ том 9 статьи 34 настоящего закона. В день голосования и в день, пред­ шествующий дню голосования, такая реклама не допускается. 6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляю­ щих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 на­ стоящего закона, и редакции периодических печатных изданий, ука­ занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, участвуя в избиратель­ ных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или дело­ вой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, ра­ диопрограммы и периодические печатные издания не могут предоста­ вить зарегистрированному кандидату возможность бесплатно обнаро­ довать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кан­ дидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в за­ щиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радио­ программах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 на­ стоящего закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для при­ влечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиове­ щание, и редакций периодических печатных изданий и их должност­ ных лиц к ответственности, установленной федеральным законодатель­ ством. 7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 2 настоящей статьи окружная избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 Фе­ дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандида­ та. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом установлен­ ных статьями 30—37 настоящего закона иных правил проведения пред­ выборной агитации окружная избирательная комиссия своим реше­ нием выносит предупреждение зарегистрированному кандидату либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятель­ ности, при этом окружная избирательная комиссия вправе также от­ менить решение о регистрации кандидата. Соответствующее реше­ ние окружной избирательной комиссии передается в средства массо­ вой информации. 8. В соответствии с федеральным законодательством правоохра­ нительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоп- равной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитаци­ онных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указан­ ных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно ин­ формировать окружную избирательную комиссию о выявленных фак­ тах и о принятых мерах. 9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установ­ ленных действующим законодательством правил проведения агитации соответствующая окружная избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государ­ ственной власти; осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении про­ тивоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодичес­ кого печатного издания к ответственности, установленной федераль­ ным законодательством. ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведе­ ния выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областного Совета производятся за счет финансо­ вых средств, выделяемых из областного бюджета. 2. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в об­ ластном бюджете. 3. Финансовые средства на проведение выборов депутатов облас­ тного Совета поступают в распоряжение избирательной комиссии об­ ласти в десятидневный срок со дня назначения выборов. 4. В случае, если финансовые средства не поступают в распоряже­ ние избирательной комиссии области в указанные сроки, соответству­ ющие расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые пред­ оставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содер­ жащуюся в отчете избирательной комиссии области о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов депута­ тов областного Совета, с учетом изменения установленного федераль­ ным законом минимального размера оплаты труда. (Продолжение на 5-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz