Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
4 Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а з е т а 26 о к т я б р я 2001 г . , № 2 1 0 (21588 ) ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИИИДОПОЛНЕНИИ ВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ «ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 2 -3 -й стр.) 35 дней до дня голосования. В последний день указанные документы принимаются до 18 часов местного в[земени. Подписные листы представляются в окружную избирательную ко миссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме под писных листов окружная избирательная комиссия выдает уполномо ченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие по рядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона, а так же достоверность данных, содержащихся в подписных листах в под держку каждого кандидата. По решению окружной избирательной ко миссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабо чие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих из бирательных комиссий, эксперты. Их заключения могут служить осно ванием для признания данных в подписных листах недостоверными. 4. Проверке достоверности подписей избирателей могут подле жать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для провмки посред ством случайной выборки (жребия)^. При проведении выборки и про верки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему изби рательному округу, или их представители, представители избиратель ных объединении, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сооб щить указанным лицам о времени проведения каждой проверки под писных листов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, ото^анныхдля проверки. 5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подпис ных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвиже ния кандидата до представления подписей в соответствующую изби рательную комиссию, если это ими специально отмечено. 6. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 7. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе про водить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых под писных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. Опрос проводится членами окружной избирательной комиссии. Оп рашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяет ся. 8. Недостоверными подписями считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавщих в подписном листе данные, не соответствующие действи тельности. В этом случае подпись признается недостоверной при на личии официальной справки органа внутренних дел; б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уве домления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандида та; в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом данных; г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 2 статьи 25 настоящего закона; д) подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц од ним лицом или от имени одного лица другим лицом; е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подпи си избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирате лем, лицом, удостоверяющим подписные листы; з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна. 9. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве бо лее 10 процентов от числа проверенных подписей дальнейшая проверка подписей прекращается, и окружная избирательная комиссия отказы вает в регистрации кандидата. 10. Для определения достоверности данных, содержащихся в под писных листах с подписями избирателей, окружные избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизи^юванную информационную систему регистрации (учета) избирателен. 11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывает ся руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом рещающего голоса) и представляется окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. 12. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соот ветствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и иных необходимых для регисгоации документов и принять решение о ре гистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в ре гистрации. 13. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объ единением, избирательным блоком, в решении окружной избиратель ной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим из бирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, вы двинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрирован ному не позднее чем за год до дня голосования в установленном зако ном порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 14. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о ре гистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрирован ных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются сред ствам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избира тельному округу. 15. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная изби рательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия ре шения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представи телю избирательного объединения, избирательного блока, группе из бирателен, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть: существенное нарушение установленного федеральными закона ми и настоящим законом порядка сбора подписей; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответ ствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный ха- рактер; , , существенное нарушение порядка создания избирательного фон да и расходования его средств; иные основания, предусмотренные действующим законодательст вом. 16. В случае, если недостоверность сведении, представленных кан дидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандида та и недостоверность этих сведений носит существенный характер, окружная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соот ветствующего кандидата, а за 15 — 1 день до дня голосования обра титься в суд с представлением об отмене регистрации этого кандида та. 17. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня дб дня голосования. 18. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один заре гистрированный кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 19. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждаю щих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистра ция была отменена в соответствии с пунктом 7 статьи 37 настоящего закона, все расходы, понесенные в связи с этим офужной избира тельной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. 20. При проведении повторных и дополнительных выборов на ва кантный мандат в действующем законодательном органе не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого органа. ГЛАВА V. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ Статья 27. Равенство зарегистрированных кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Статья 28. Гарантии деятельности зарегистрированных кан дидатов 1 Администрация предприятия, учреадения, организации, коман дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комисхиеи до дня офи циального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявле нию рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от ра боты службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае окружная избирательная комиссия за счет средств, выде ленных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегис трированному кандидату денежную компенсацию в размере, не пре вышающем трехкратный размер минимальной оплать! труда, установ ленной федеральным законом на день назначения выборов. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кан дидату за время освобождения от основной работы на основании при каза по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска. 2 Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может й . 1 ть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу 3 Время участия зарегистрированного кандидата в выборах за считывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. В соответствии с федеральным законодательством зарегистри рованный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут ме рам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 5. Зарегистрированный кандидат вправе назначать доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно окруж ной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверен ным лицом. 6. Доверенные лица получают от окружной избирательной комис сии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. На ука занный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация (работода тель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их прось бе неоплачиваемый отпуск. Зарегистрированные кандидаты, назначив шие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окр^Ькную избирательную комиссию, которая аннулирует выдан ные данным доверенным лицам удостоверения. Зарегистрированный кандидат может иметь до 5 доверенных лиц. 7. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой ста туса назначившим их зарегистрированным кандидатом. 8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобожда ется от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кан дидата, с момента официального объявления окружной избиратель ной комиссией результатов выборов в средствах массовой информа ции. Статья 29. Обеспечение равного статуса зарегистрирован ных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Феде ральному закону «Об основах государственной службы Российской Фе дерации» и Закону Липецкой области «О государственной службе Ли пецкой области» государственные должности категории «А», не впра ве использовать преимуществ своего должностного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массо вой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в окружную изби рательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного пол ожения. 3. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебно го положения, установлен пунктом 5 статьи 22 настоящего закона. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории «А», вправе вести предвыборную агитацию толь ко в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Дан ное правило не действует при использовании зарегистрированным кан дидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радио вещание, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 настоящего зако на. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также должнос тным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осу ществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой ин формации, если указанные лица являются кандидатами либо дове ренными лицами кандидатов. 6. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, уста новленных настоящей статьей, является основанием для отмены изби рательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о ре гистрации кандидата. ГЛАВА VI. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ Статья 30. Право на агитацию 1. Государство обеспечивает гражданам, общественным объеди нениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в порядке, установленном действующим законо дательством. 2. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистриро ванного кандидата (кандидатов). 3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные усло вия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероп риятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дис куссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распростране ния агитационных печатных материалов, в иных установленных зако ном формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массо вой информации. 5. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государствен ные органы, органы местного самоуправления, благотворительные ор ганизации, религиозные объединения, а также лица, замещающие го сударственные и муниципальные должности, государственные и муни ципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих до лжностных или служебных обязанностей или с использованием пре имуществ должностного или служебного положения. 6. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны ука зывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формули ровку вопроса, статистическукэ оценку возможной погрешности. Статья 31. Сроки проведения агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации канди дата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 2. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, ука занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, начинается после про ведения жеребьевки между зарегистрированными кандидатами с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключен ным между кандидатом и средством массовой информации. 4. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зда ний и помещений избирательных комиссий в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. 5. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосо вания опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 32. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации / 1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государ ственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соот ветствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиове щание, редакции периодического печатного издания за год, предшес твующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной влас ти области или органами местного самоуправления, обязаны обеспе чить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации. 2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфир ное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата зарегистрированным кандидатом эфирного времени и печат ной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осущес твляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избиратель ные фонды. 3. Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, пе чатной площади должны быть опубликованы соответствующей органи зацией теле- и (или) радиовещания, редакцией периодического пе чатного издания в период, который начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов областного Совета депутатов и заканчивается за 75 дней до дня голосования, и представлены с уведомлением о готовности предоставить зарегистри рованным кандидатам эфирное время, печатную площадь в избира тельную комиссию области. Статья 33. Условия проведения агитации через электрон ные средства массовой информации 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставле ние им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осу ществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под дейст вие пункта 1 статьи 32 настоящего закона и осуществляющих телеви зионное вещание и радиовещание на территории, на которой прово дятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на пе риод, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудито рию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каж дой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание для проведения агитации на выборах, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени веща ния. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между за регистрированными кандидатами на равных основаниях в порядке, ус тановленном настоящим законом. 2. Не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискус сий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприя тий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных ос нованиях. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных аги тационных мероприятиях не влечет за собой увеличение объема бес платного эфирного времени, предоставляемого ему в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 3. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предостав ляемого организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовеща ние, указанными в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, в соответст вии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение четы рех дней после завершения регистрации кандидатов, распределяет ся в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подав шими заявку на участие в этой жеребьевке. 4. В организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, учредителями (со учредителями) которых являются государственные органы, организа ции, ^реждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание за год, предшест^ющий дню официаль ного опубликования решения о назначении выботов, за счет средств, выделенных органами государственной власти области, жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир пред выборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, проводит избирательная комиссия области. В организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, ука занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, учредителями (соучре дителями) которых являются муниципальные органы, организации, уч реждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процен тов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание за год, предшествующий дню официального опуб ликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделен ных органами местного самоуправления, жеребьевку проводят окруж ные избирательные комиссии. В жеребьевке участвуют представители соответствующих органи заций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание. Порядок жеребьевки устанавливается избирательной комиссией области, окружной избирательной комиссией. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указан ные в пункте 1 статьи 19 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки гра фик распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона. 5. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, под падающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обяза ны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату за плату по его тре бованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервиро ванного эфирного времени время в пределах доли, полученной деле нием этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть мень ше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в со ответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных матери алов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, про водимой организацией теле- и (или) радиовещания в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи, на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кан дидатами. 6. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, не подпадающие под действие пункта 1 и выполнившие условия пункта 3 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях в соответствии с заключенным договором. 7. После выполнения условий договора оформляются акт выполне ния работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору, с указанием программы теле- и (или) радиовещания, названия пере дачи и времени ее выхода в эфир. 8. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиове щание, связанные с предоставлением зарегистрированным кандида там, избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени, пок рываются за счет текущего бюджетного финансирования этих органи заций. 9. В информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том чис ле по времени освещения их агитационной деятельности. Статья 34. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации 1. Редакции периодических печатных изданий, относящихся к сред ствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоя щего закона, распространяемых на территории области, за исключе-. нием редакций периодических печатных изданий (периодических пе чатных изданий), учрежденных органами государственной власти и ор ганами местного самоуправления исключительно для публикации офи циальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, долж ны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный объем печатной площади, который каждая из редакций периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегис трированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема печатной площади соответствующего издания в пери од, установленный пунктом 2 статьи 31 настоящего закона. Общий объ ем печатной площади, который такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, декла рируется редакцией данного издания в период, установленный пунк том 3 статьи 32 настоящего закона. 2. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией периодического печатного издания, распределяется меж ду зарегистрированными кандидатами путем деления общего объема бесплатной печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов. Даты бесплатных и платных публикаций предвыборных аги тационных материалов зарегистрированных кандидатов устанавлива ются жеребьевкой, проводимой в течение четырех дней после завер шения регистрации кандидатов редакцией периодического печатного издания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии области, окружной избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 19 настоящего закона. Ре зультаты жеребьевки оформляются протоколом. 3. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной пе чатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций. 4. Редакции периодических изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны резервировать печат ные площади для проведения предвыборной агитации на платной ос нове зарегистрированным кандидатам. Размер печатных площадей и оплата должны быть едиными для всех зарегистрированных кандида тов. Общий объем печатной площади, резервируемый для платного предоставления редакцией пфиодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Печатная площадь предоставляется зарегистрированным кандидатам на осно вании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 5. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 и выполнившие условия пункта 3 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять платную печатную пло щадь зарегистрированным кандидатам только на равных условиях оп латы. 6. Специализированные печатные издания (детские, научные, тех нические и другие) могут отказаться от публикации агитационных ма териалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме. 7. Требования о предоставлении на равных условиях печатной пло щади не распространяются на редакции периодических печатных из даний в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрирован ным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением, из бирательным блоком, а также входящим (входящими) в избиратель ный блок избирательным объединением (избирательными объедине ниями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона. 8. Публикация предвыборных агитационных материалов, осущес твляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровож даться редакционными комментариями. 9. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных из даниях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистртованно- го кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с нормами, изложенными в пункте 1 настоящей статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предоставлении печатной пло щади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрирован ному кандидату была предоставлена возможность размещения соот ветствующей публикации. Статья 35. Условия проведения агитации посредством про ведения массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обя заны оказывать содействие зфегистрированным кандидатам, изби рательным объединениям, избирательным блокам, группам избира телей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных де батов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кан дидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются госу дарственными органами, органами местного самоуправления не позд нее трех дней со дня их подачи, Заявки организаторов митингов, де монстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуп равления в соответствии с федеральным законодательством. 3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предостав ляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лице избирателями, В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведе ния массовых мероприятий одному из кандидатов, собственник поме щения не вправе отказать другому кандидату. При этом избиратель ные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегис трированных кандидатов при проведении массовых мероприятий. 4. При проведении встреч кандидатов с избирателями-военнослу- жащими за пределами воинской части всем кандидатам обеспечива ются равные условия. Статья 36. Условия выпуска и распространения агитацион ных печатных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитацион ные печатные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать сле дующую информацию; наименования и адреса организаций (фами лии, имена, отчества и адреса лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказав шей изготовление этих материалов, размер тиража и дату выпуска. 3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в окружную из бирательную комиссию, зарегистрировавшую соответст^ющего кан дидата. Вместе с данными материалами в окружную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахож дения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агита ционных печатных материалов без согласия в письменной форме со ответствующих зарегистрированных кандидатов не допускаются. 4. Распространение агитационных печатных материалов с наруше нием требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в лю бом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов. Запреща ется вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссии и помещениях для голосования, а также у входа в них. 6. Глава муниципального образования или глава администрации муниципального образования по предложению окружной избиратель ной комиссии обязан не позднее чем за 65 дней до дня выборов на территории каждого избирательного участка выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегис трированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных печатных материалов, в частности выделе на равная площадь. 7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распрос транении подложных агитационных материалов либо агитационных ма териалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоя щей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и впра ве обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной дея тельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на про ведение агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установлен ного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоу потребления свободой массовой информации: агитация, возбуждаю щая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению кон ституционного строя и нарушению целостности государства, пропа ганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массо вой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение ор ганизационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), производить вознаграждение из бирателей, осуществляющих указанную организационную работу в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специ ально изготовленных для избирательной кампании, а также предос тавлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистри рованные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организа ции при проведении агитации не вправе воздействовать на избира телей обещаниями передачи им (в том числе по итогам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг, иначе чем на основе принимаемых в соответст вии с действующим законодательством решений органов государствен ной власти. 4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объ единения, избирательные блоки, выдвинувшие отдельных кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соот- ветст^ющее выдвижение, уполномоченные представители избиратель ных объединений, избирательных блоков, доверенные лица з ^е ги е - трированных кандидатов, а также организации, учредителями, собствен никами, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению ука занных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юри дическим лицам с предложениями об оказании материальной и фи нансовой помощи или услуг избирателям и организациям, располо женным на территории избирательного 01 фуга. Физическим и юриди ческим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятель ность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кан дидатов и доверенных лиц. 5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, заре гистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кан дидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, вла дельцами и (или) членами руководящих органов которых являются ука- занные лица и организации, в ходе избирательной кампании осущес твляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 и пунк том 9 статьи 34 настоящего закона. В день голосования и в день, пред шествующий дню голосования, такая реклама не допускается. 6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляю щих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 на стоящего закона, и редакции периодических печатных изданий, ука занных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, участвуя в избиратель ных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или дело вой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, ра диопрограммы и периодические печатные издания не могут предоста вить зарегистрированному кандидату возможность бесплатно обнаро довать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кан дидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в за щиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радио программах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 на стоящего закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для при влечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиове щание, и редакций периодических печатных изданий и их должност ных лиц к ответственности, установленной федеральным законодатель ством. 7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 2 настоящей статьи окружная избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 Фе дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандида та. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом установлен ных статьями 30—37 настоящего закона иных правил проведения пред выборной агитации окружная избирательная комиссия своим реше нием выносит предупреждение зарегистрированному кандидату либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятель ности, при этом окружная избирательная комиссия вправе также от менить решение о регистрации кандидата. Соответствующее реше ние окружной избирательной комиссии передается в средства массо вой информации. 8. В соответствии с федеральным законодательством правоохра нительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоп- равной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитаци онных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указан ных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно ин формировать окружную избирательную комиссию о выявленных фак тах и о принятых мерах. 9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установ ленных действующим законодательством правил проведения агитации соответствующая окружная избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государ ственной власти; осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении про тивоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодичес кого печатного издания к ответственности, установленной федераль ным законодательством. ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведе ния выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областного Совета производятся за счет финансо вых средств, выделяемых из областного бюджета. 2. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в об ластном бюджете. 3. Финансовые средства на проведение выборов депутатов облас тного Совета поступают в распоряжение избирательной комиссии об ласти в десятидневный срок со дня назначения выборов. 4. В случае, если финансовые средства не поступают в распоряже ние избирательной комиссии области в указанные сроки, соответству ющие расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые пред оставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содер жащуюся в отчете избирательной комиссии области о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов депута тов областного Совета, с учетом изменения установленного федераль ным законом минимального размера оплаты труда. (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz