Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

I’ Т Ж И П Е Ц К А Я •^Ж га з е т а 2 5 о к т я б р я 2001 № 2 0 9 (21587 ) ОВНЕСЕНИИ ИЗМЕННЕИИДОПОЛНЕНИИВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАШ «ОВЫБОРАХГЛАВЫАДИМНИСРТАЦИИЛИПЕЦКОЙОБЛАаИ» (Продолжение. Начало на 2-5-й стр.) значенная для занесения в нее данных об итогах голосова­ ния по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллете­ ней, кабины и ящики для голосования одновременно находи­ лись в поле зрения членов участковой избирательной комис­ сии и наблюдателей. Статья 49. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избира­ тельный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключи­ тельно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии области и являются документами строгой отчет­ ности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Рос­ сийской Федерации. Число избирательных бюллетеней, из­ готовленных в уст 81 Новленном настоящим законом порядке, не должно превышать более чем на 3 процента число заре­ гистрированных избирателей. 3. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также по­ рядок изготовления бюллетеней, их число, требования, пре­ дъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются из­ бирательной комиссией области не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном по­ рядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место житель­ ства, наименование занимаемой кандидатом выборной до­ лжности в органе государственной власти или в органе мес­ тного самоуправления (при ее наличии), основное место ра­ боты или службы (в случае отсутствия основного места рабо­ ты или службы — род занятий) каждого зарегистрированно­ го кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистри­ рованным кандидатом должности, информацию о том, кем вы­ двинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соот­ ветствии со статьей 21 настоящего закона был зарегистриро­ ван псевдоним, этот псевдоним также указывается в избира­ тельном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегис­ трированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, несня­ той или непогашенной судимости в избирательном бюллете­ не должны указываться номер (номера) и наименование (на­ именования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, при­ нятого в соответствии с Основами уголовного законодатель­ ства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в со­ ответствии с указанными законодательными актами за дея­ ния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у заре­ гистрированного кандидата, чьи данные указываются в из­ бирательном бюллетене, гражданства иностранного государ­ ства в избирательном бюллетене должно указываться наиме­ нование соответствующего иностранного государства. 6 . Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи све­ дений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском язы­ ке. 8 . Избирательные бюллетени типография после выбраков­ ки передает по акту членам избирательной комиссии облас­ ти. После передачи бюллетеней в количестве, соответствую­ щем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандида­ тов, уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избиратель­ ные бюллетени по акту территориальным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же поряд­ ке непосредственно участковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избиратель­ ных бюллетеней несут председатели избирательных комис­ сий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в территориаль­ ные избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избиратель­ ные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется ре­ шением территориальной избирательной комиссии, и не мо­ жет превышать число избирателей, включенных,в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в пра­ вом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью учас­ тковой избирательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изго­ товления избирательных бюллетеней участковые избиратель­ ные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кан­ дидатах. Статья 50. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный вы­ ходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования территориальные и учас­ тковые избирательные комиссии.обязаны оповестить избира­ телей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением изби­ рателей или иным способом, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня начала голосо­ вания. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего пас­ порта или заменяющего его документа. С согласия избирате­ ля либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избиратель­ ной комиссии с правом рещающего голоса. Избиратель про­ веряет правильность произведенной записи и расписывает- ^^ 6 . Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относя­ щемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально обору­ дованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8 . В случае, если избиратель Считает, что при заполне­ нии избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, д р а я при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного изби­ рателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем состав­ ляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, запол­ нить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным ли­ цом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользовать­ ся помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указыва­ ется фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 11. Член участковой избирательной комиссии немедлен­ но отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования^ если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарущить тайну голосования. Решение об этом при­ нимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участко­ вой избирательной комиссии, а также удаленного наблюда­ теля и иных лиц к ответственности, предусмотренной феде­ ральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательным объедине­ ниям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, вла­ дельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по по­ ручению указанных лиц и организаций, запрещается пред­ принимать любые действия, направленные на обеспечение доставки изби^телей для участия в голосовании. Статья 51. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважи­ тельной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общес­ твенных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутство­ вать по месту своего жительства и не сможет прийти в учас­ тковую избирательную комиссию, на избирательном участ­ ке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избиратель, голосу­ ющий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досроч­ ного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей в помещении соот­ ветствующей избирательной комиссии в присутствии не ме­ нее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъяв­ ления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении ито­ гов голосования и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении территориаль­ ной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдава­ емого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избиратель­ ной комиссии, которые заверяются печатью территориаль­ ной избирательной комиссии. Территориальная избиратель­ ная комиссия составляет список проголосовавших избирате­ лей. Участковая избирательная комиссия продолжает состав­ ление поступившего из территориальной избирательной ко­ миссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовав­ шим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в кон­ верт и заклеивается. На местй склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии', которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хра­ нится у секретаря соответствующей избирательной комис­ сии, в помещении территориальной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избира­ тельную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избира­ тельной комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избира­ тельной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего закона, перед началом голо­ сования сообщает о количестве избирателей, проголосовав­ ших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После это­ го он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях терри­ ториальной и участковой избирательной комиссии избирате­ лей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избира­ тельных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать учас­ тковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в территориальной избирательной комиссии), перед нача­ лом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах го­ лосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал до­ срочно». Статья 52. Порядок голосования избирателей вне поме­ щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспе­ чить возможность участия в голосовании избирателям, кото­ рые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причи­ нам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причи­ нам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменно­ го заявления или устного обращения (в том числе передан­ ного при содействии других лиц) избирателя о предоставле­ нии ему возможности проголосовать вне помещения для го­ лосования. Заявление (обращение) может быть сделано изби­ рателем в любое время после формирования участковой из­ бирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до исте­ чения времени голосования непосредственно в день голосо­ вания. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, ука­ занном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, при­ нявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавше­ го обращение. По прибытии членов участковой избиратель­ ной комиссии с правом решающего голоса к избирателю об­ ращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосо­ вать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в поме­ щение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна распола­ гать необходимым количеством, но не более трех перенос­ ных ящиков для голосования, которое определяется реше­ нием вышестоящей избирательной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжаю­ щие по заявлениям (обращениям), получают под роспись из­ бирательные бюллетени. Голосование вне помещения^ для голосования проводят не менее двух членов участковой из­ бирательной комиссии с правом решающего голоса,_^которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (оплом­ бированный) в участковой избирательной комиссии перенос­ ной ящик для голосования, необходимое количество избира­ тельных бюллетеней установленной формы, заверенную вы­ писку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, соду)жащую необходимые данные об избирателе и о посту­ пившем заявлении (обращении) о предоставлении возможнос­ ти проголосовать вне помещения для голосования, поступив­ шие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для за­ полнения избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осущес­ твляется с соблюдением требований статьи 50 настоящего закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возмож­ ности проголосовать вне помещения для голосования изби­ ратель проставляет серию и номер своего паспорта или заме­ няющего его документа и своей подписью удостоверяет по­ лучение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с пра­ вом решающего голоса своими подписями на заявлении удос­ товеряют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявле­ нии также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени толь­ ко тем избирателям, заявления (обращения) которых заре­ гистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоя­ щей статьи. 10. Сщ)ия и номер паспорта или заменяющего его доку­ мента избирателя, проголосовавшего вне помещения для го­ лосования, вносятся в список избирателей членами участко­ вой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка из­ бирателей делается особая отметка «Голосовал вне помеще­ ния для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для го­ лосования вправе присутствовать члены избирательной ко­ миссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования члена­ и участковой избирательной комиссии возможности при­ бытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления изби­ рателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило за­ явление (обращение) о предоставлении возможности прого­ лосовать вне помещения для голосования, прибыл в помеще­ ние участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствую­ щий член участковой избирательной комиссии не вправе вы­ дать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов.комиссии, выезжавших по заявле­ нию (обращению) данного избирателя и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избира­ тельных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избира­ тельной комиссии с правом совещательного голоса и.наблю­ дателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 53. Протокол участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет прото­ кол об итогах голосования на соответствующем избиратель­ ном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об ито­ гах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Про­ токол участковой избирательной комиссии об итогах голосо­ вания должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных из­ бирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдель­ ной строкой 4 — в помещении территориальной избиратель­ ной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6; число избирательных бюллетеней, выданных из­ бирателям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных из­ бирателям, проголосовавшим вне помещения для голосова­ ния; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащих­ ся в переносных ящиках для голосования; строка 9; число избирательных бюллетеней, содержащих­ ся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюлле­ теней; строка 11: число недействительных избирательных бюл­ летеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 — число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 54 настоящего закона, и число бюллете­ ней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избира­ телей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя пред-. седателя, секретаря и других членов избирательной комис­ сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, зано­ сятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 54. Порядок подсчета голосов избирателей и со­ ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с пра­ вом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участко­ вой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюл­ летени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегис­ трированных кандидатах и от строки «Против всех кандида­ тов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателя­ ми, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увели­ ченную форму протокола об итогах голосования, находящу­ юся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирате­ лей, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка изби­ рателей следующие суммарные данные по этой странице: а! число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирате­ лям на избирательном участке в день голосования (устанав­ ливается по числу подписей избирателей в списке избирате­ лей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирате­ лям, проголосовавшим вне помещения для голосования (ус­ танавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывает­ ся членом участковой избирательной комиссии, который про­ ставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сооб­ щает председателю, заместителю председателя или секрета­ рю участковой избирательной комиссии и лицам, присут­ ствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или сек­ ретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их под­ писью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, ука­ занные в пункте 3 статьи 18 настоящего закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секре­ тарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглаша­ ет и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а! число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных учас­ тковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, из­ влеченных из конвертов досрочно проголосовавших в поме­ щении территориальной избирательной комиссии избирате­ лей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавлива­ ется по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанав­ ливается по числу соответствующих отметок в списке изби­ рателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка из­ бирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирате­ лей не может проводиться до проверки контрольных соотно­ шений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осу­ ществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избиратель­ ной комиссии с правом решающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов вправе при­ сутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, пе­ речисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей произ­ водится в специально отведенных местах, оборудованных та­ ким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов ко­ миссии как с правом решающего, так и с правом совещатель­ ного голоса. Членам избирательной комиссии, за исключени­ ем председателя (заместителя председателя) и секретаря из­ бирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов учас- / тковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. 12. При непосредственном подсчете голосов участковая из­ бирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени не­ установленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 13. В первую очередь производится подсчет избиратель- *■ ных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установ­ ленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллете­ ней установленной формы, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комис­ сии признаются недействительными, о чем составляется от­ дельный акт, который прилагается к протоколу об итогах го­ лосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использова­ нием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 14. Стационарные ящики для голосования вскрываются / после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. I 15. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и ста­ ционарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии с пра­ вом решающего голоса оглашают содержащиеся в избиратель­ ном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллете­ ни для визуального контроля всем присутствующим при не­ посредственном подсчете. Одновременное оглашение содержа­ ния двух и более избирательных бюллетеней не допускается. 16. В случае, если число досрочно проголосовавших в по­ мещениях территориальной и участковой избирательной ко­ миссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на из­ бирательном участке (но не менее 10 избирателей), участко­ вая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный под­ счёт избирательных бюллетеней,- извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам ука­ занного подсчёта участковой избирательной комиссией состав­ ляется акт, который прилагается к протоколу участковой из­ бирательной комиссии об итогах голосования. При этом из­ бирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опе- чатываютсд. 17. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчи­ тывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кан­ дидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протоко­ ла об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. 18. Недействительные бюллетени подсчитываются и сум­ мируются отдельно. Недействительными признаются избира­ тельные бюллетени, по которым невозможно определить во­ леизъявление избирателей, включая избирательные бюллете­ ни, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомне­ ния избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюлле­ теня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается под­ писями не менее трех членов участковой избирательной ко­ миссии с правом решающего голоса и заверяется печатью ко­ миссии. Общее число недействительных избирательных бюл- „ летеней, включая избирательные бюллетени, признанные не­ действительными на основании пункта 13 статьи 55 настоя­ щего закона, заносятся в строку 11 протокола об итогах голо­ сования и его увеличенную форму, при этом в строку 13 этого протокола и его увеличенную форму вносится число недей­ ствительных избирательных бюллетеней, не содержащих от- • меток ни по одной из позиций. 19. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты­ вают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избира­ тельных бюллетеней. 20. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты­ вают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационар­ ных ящиках для голосования. 21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избира­ тельной комиссии с правом совещательного голоса, наблюда­ тели, иностранные (международные) наблюдатели, предста­ вители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего го­ лоса. 22. После этого производится проверка контрольных соот­ ношений данных, внесенных в протокол об итогах голосова­ ния. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнитель­ ном подсчете избирательных бюллетеней. 23. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими чле­ нами участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса, с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. 24. Если во время заполнения протокола об итогах голо­ сования некоторые члены участковой избирательной комис­ сии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе де­ лается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан боль­ шинством от установленного числа членов участковой изби­ рательной комиссии с правом решающего голоса. 25. Не допускаются заполнение протокола об итогах голо- ' сования карандашом и внесение в него каких-либо измене­ ний. При подписании протокола члены участковой избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу осо­ бое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая за­ пись. 26. По требованию члена участковой избирательной ко­ миссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 бтатьи 18 настоящего закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосова­ ния обязана выдать указанным лицам или предоставить воз­ можность изготовить копию протокола об итогах голосова­ ния, а также заверить ее. 27. Первый экземпляр протокола участковой избиратель­ ной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом рещающего голоса незамедлительно на­ правляется в территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подле­ жит. К первому экземпляру протокола об итогах голосова­ ния приобщаются особые мнения членов участковой избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на наруше­ ния настоящего закона, а также принятые по данным жало­ бам (заявлениям) рещения избирательной комиссии и состав­ ленные участковой избирательной комиссией акты. Заверен­ ные копии указанных документов и решений участковой из­ бирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. ^28. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотрен­ ной настоящим законом избирательной документацией, вклю­ чая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой из­ бирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом по­ мещении до окончания работы комиссии. (Окончание на 7-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz