Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
I’ Т Ж И П Е Ц К А Я •^Ж га з е т а 2 5 о к т я б р я 2001 № 2 0 9 (21587 ) ОВНЕСЕНИИ ИЗМЕННЕИИДОПОЛНЕНИИВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАШ «ОВЫБОРАХГЛАВЫАДИМНИСРТАЦИИЛИПЕЦКОЙОБЛАаИ» (Продолжение. Начало на 2-5-й стр.) значенная для занесения в нее данных об итогах голосова ния по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллете ней, кабины и ящики для голосования одновременно находи лись в поле зрения членов участковой избирательной комис сии и наблюдателей. Статья 49. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избира тельный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключи тельно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии области и являются документами строгой отчет ности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Рос сийской Федерации. Число избирательных бюллетеней, из готовленных в уст 81 Новленном настоящим законом порядке, не должно превышать более чем на 3 процента число заре гистрированных избирателей. 3. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также по рядок изготовления бюллетеней, их число, требования, пре дъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются из бирательной комиссией области не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном по рядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место житель ства, наименование занимаемой кандидатом выборной до лжности в органе государственной власти или в органе мес тного самоуправления (при ее наличии), основное место ра боты или службы (в случае отсутствия основного места рабо ты или службы — род занятий) каждого зарегистрированно го кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистри рованным кандидатом должности, информацию о том, кем вы двинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соот ветствии со статьей 21 настоящего закона был зарегистриро ван псевдоним, этот псевдоним также указывается в избира тельном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегис трированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, несня той или непогашенной судимости в избирательном бюллете не должны указываться номер (номера) и наименование (на именования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, при нятого в соответствии с Основами уголовного законодатель ства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в со ответствии с указанными законодательными актами за дея ния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у заре гистрированного кандидата, чьи данные указываются в из бирательном бюллетене, гражданства иностранного государ ства в избирательном бюллетене должно указываться наиме нование соответствующего иностранного государства. 6 . Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи све дений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском язы ке. 8 . Избирательные бюллетени типография после выбраков ки передает по акту членам избирательной комиссии облас ти. После передачи бюллетеней в количестве, соответствую щем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандида тов, уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избиратель ные бюллетени по акту территориальным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же поряд ке непосредственно участковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избиратель ных бюллетеней несут председатели избирательных комис сий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в территориаль ные избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избиратель ные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется ре шением территориальной избирательной комиссии, и не мо жет превышать число избирателей, включенных,в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в пра вом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью учас тковой избирательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изго товления избирательных бюллетеней участковые избиратель ные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кан дидатах. Статья 50. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный вы ходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования территориальные и учас тковые избирательные комиссии.обязаны оповестить избира телей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением изби рателей или иным способом, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня начала голосо вания. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего пас порта или заменяющего его документа. С согласия избирате ля либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избиратель ной комиссии с правом рещающего голоса. Избиратель про веряет правильность произведенной записи и расписывает- ^^ 6 . Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относя щемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально обору дованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8 . В случае, если избиратель Считает, что при заполне нии избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, д р а я при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного изби рателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем состав ляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, запол нить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным ли цом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользовать ся помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указыва ется фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 11. Член участковой избирательной комиссии немедлен но отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования^ если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарущить тайну голосования. Решение об этом при нимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участко вой избирательной комиссии, а также удаленного наблюда теля и иных лиц к ответственности, предусмотренной феде ральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательным объедине ниям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, вла дельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по по ручению указанных лиц и организаций, запрещается пред принимать любые действия, направленные на обеспечение доставки изби^телей для участия в голосовании. Статья 51. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважи тельной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общес твенных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутство вать по месту своего жительства и не сможет прийти в учас тковую избирательную комиссию, на избирательном участ ке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избиратель, голосу ющий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досроч ного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей в помещении соот ветствующей избирательной комиссии в присутствии не ме нее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъяв ления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении ито гов голосования и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении территориаль ной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдава емого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избиратель ной комиссии, которые заверяются печатью территориаль ной избирательной комиссии. Территориальная избиратель ная комиссия составляет список проголосовавших избирате лей. Участковая избирательная комиссия продолжает состав ление поступившего из территориальной избирательной ко миссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовав шим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в кон верт и заклеивается. На местй склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии', которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хра нится у секретаря соответствующей избирательной комис сии, в помещении территориальной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избира тельную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избира тельной комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избира тельной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего закона, перед началом голо сования сообщает о количестве избирателей, проголосовав ших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После это го он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях терри ториальной и участковой избирательной комиссии избирате лей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избира тельных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать учас тковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в территориальной избирательной комиссии), перед нача лом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах го лосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал до срочно». Статья 52. Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспе чить возможность участия в голосовании избирателям, кото рые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причи нам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причи нам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменно го заявления или устного обращения (в том числе передан ного при содействии других лиц) избирателя о предоставле нии ему возможности проголосовать вне помещения для го лосования. Заявление (обращение) может быть сделано изби рателем в любое время после формирования участковой из бирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до исте чения времени голосования непосредственно в день голосо вания. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, ука занном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, при нявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавше го обращение. По прибытии членов участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса к избирателю об ращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосо вать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в поме щение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна распола гать необходимым количеством, но не более трех перенос ных ящиков для голосования, которое определяется реше нием вышестоящей избирательной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжаю щие по заявлениям (обращениям), получают под роспись из бирательные бюллетени. Голосование вне помещения^ для голосования проводят не менее двух членов участковой из бирательной комиссии с правом решающего голоса,_^которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (оплом бированный) в участковой избирательной комиссии перенос ной ящик для голосования, необходимое количество избира тельных бюллетеней установленной формы, заверенную вы писку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, соду)жащую необходимые данные об избирателе и о посту пившем заявлении (обращении) о предоставлении возможнос ти проголосовать вне помещения для голосования, поступив шие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для за полнения избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осущес твляется с соблюдением требований статьи 50 настоящего закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возмож ности проголосовать вне помещения для голосования изби ратель проставляет серию и номер своего паспорта или заме няющего его документа и своей подписью удостоверяет по лучение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с пра вом решающего голоса своими подписями на заявлении удос товеряют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявле нии также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени толь ко тем избирателям, заявления (обращения) которых заре гистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоя щей статьи. 10. Сщ)ия и номер паспорта или заменяющего его доку мента избирателя, проголосовавшего вне помещения для го лосования, вносятся в список избирателей членами участко вой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка из бирателей делается особая отметка «Голосовал вне помеще ния для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для го лосования вправе присутствовать члены избирательной ко миссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования члена и участковой избирательной комиссии возможности при бытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления изби рателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило за явление (обращение) о предоставлении возможности прого лосовать вне помещения для голосования, прибыл в помеще ние участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствую щий член участковой избирательной комиссии не вправе вы дать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов.комиссии, выезжавших по заявле нию (обращению) данного избирателя и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избира тельных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избира тельной комиссии с правом совещательного голоса и.наблю дателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 53. Протокол участковой избирательной комис сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет прото кол об итогах голосования на соответствующем избиратель ном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об ито гах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Про токол участковой избирательной комиссии об итогах голосо вания должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных из бирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдель ной строкой 4 — в помещении территориальной избиратель ной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6; число избирательных бюллетеней, выданных из бирателям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных из бирателям, проголосовавшим вне помещения для голосова ния; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащих ся в переносных ящиках для голосования; строка 9; число избирательных бюллетеней, содержащих ся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюлле теней; строка 11: число недействительных избирательных бюл летеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 — число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 54 настоящего закона, и число бюллете ней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избира телей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя пред-. седателя, секретаря и других членов избирательной комис сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, зано сятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 54. Порядок подсчета голосов избирателей и со ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участко вой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюл летени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегис трированных кандидатах и от строки «Против всех кандида тов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателя ми, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увели ченную форму протокола об итогах голосования, находящу юся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирате лей, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка изби рателей следующие суммарные данные по этой странице: а! число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирате лям на избирательном участке в день голосования (устанав ливается по числу подписей избирателей в списке избирате лей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирате лям, проголосовавшим вне помещения для голосования (ус танавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывает ся членом участковой избирательной комиссии, который про ставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сооб щает председателю, заместителю председателя или секрета рю участковой избирательной комиссии и лицам, присут ствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или сек ретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их под писью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, ука занные в пункте 3 статьи 18 настоящего закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секре тарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглаша ет и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а! число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных учас тковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, из влеченных из конвертов досрочно проголосовавших в поме щении территориальной избирательной комиссии избирате лей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавлива ется по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанав ливается по числу соответствующих отметок в списке изби рателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка из бирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирате лей не может проводиться до проверки контрольных соотно шений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осу ществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов вправе при сутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, пе речисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей произ водится в специально отведенных местах, оборудованных та ким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов ко миссии как с правом решающего, так и с правом совещатель ного голоса. Членам избирательной комиссии, за исключени ем председателя (заместителя председателя) и секретаря из бирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов учас- / тковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. 12. При непосредственном подсчете голосов участковая из бирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени не установленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 13. В первую очередь производится подсчет избиратель- *■ ных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установ ленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллете ней установленной формы, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комис сии признаются недействительными, о чем составляется от дельный акт, который прилагается к протоколу об итогах го лосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использова нием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 14. Стационарные ящики для голосования вскрываются / после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. I 15. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и ста ционарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса оглашают содержащиеся в избиратель ном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллете ни для визуального контроля всем присутствующим при не посредственном подсчете. Одновременное оглашение содержа ния двух и более избирательных бюллетеней не допускается. 16. В случае, если число досрочно проголосовавших в по мещениях территориальной и участковой избирательной ко миссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на из бирательном участке (но не менее 10 избирателей), участко вая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный под счёт избирательных бюллетеней,- извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам ука занного подсчёта участковой избирательной комиссией состав ляется акт, который прилагается к протоколу участковой из бирательной комиссии об итогах голосования. При этом из бирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опе- чатываютсд. 17. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчи тывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кан дидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протоко ла об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. 18. Недействительные бюллетени подсчитываются и сум мируются отдельно. Недействительными признаются избира тельные бюллетени, по которым невозможно определить во леизъявление избирателей, включая избирательные бюллете ни, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомне ния избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюлле теня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается под писями не менее трех членов участковой избирательной ко миссии с правом решающего голоса и заверяется печатью ко миссии. Общее число недействительных избирательных бюл- „ летеней, включая избирательные бюллетени, признанные не действительными на основании пункта 13 статьи 55 настоя щего закона, заносятся в строку 11 протокола об итогах голо сования и его увеличенную форму, при этом в строку 13 этого протокола и его увеличенную форму вносится число недей ствительных избирательных бюллетеней, не содержащих от- • меток ни по одной из позиций. 19. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты вают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избира тельных бюллетеней. 20. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты вают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационар ных ящиках для голосования. 21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избира тельной комиссии с правом совещательного голоса, наблюда тели, иностранные (международные) наблюдатели, предста вители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего го лоса. 22. После этого производится проверка контрольных соот ношений данных, внесенных в протокол об итогах голосова ния. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнитель ном подсчете избирательных бюллетеней. 23. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими чле нами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса, с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. 24. Если во время заполнения протокола об итогах голо сования некоторые члены участковой избирательной комис сии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе де лается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан боль шинством от установленного числа членов участковой изби рательной комиссии с правом решающего голоса. 25. Не допускаются заполнение протокола об итогах голо- ' сования карандашом и внесение в него каких-либо измене ний. При подписании протокола члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу осо бое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая за пись. 26. По требованию члена участковой избирательной ко миссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 бтатьи 18 настоящего закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосова ния обязана выдать указанным лицам или предоставить воз можность изготовить копию протокола об итогах голосова ния, а также заверить ее. 27. Первый экземпляр протокола участковой избиратель ной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом рещающего голоса незамедлительно на правляется в территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подле жит. К первому экземпляру протокола об итогах голосова ния приобщаются особые мнения членов участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на наруше ния настоящего закона, а также принятые по данным жало бам (заявлениям) рещения избирательной комиссии и состав ленные участковой избирательной комиссией акты. Заверен ные копии указанных документов и решений участковой из бирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. ^28. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотрен ной настоящим законом избирательной документацией, вклю чая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой из бирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом по мещении до окончания работы комиссии. (Окончание на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz