Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

20 октября 2001 г., № 206 (21584) Ш И П Б Ц К А Я «/Ж г а з е т а ЧАШКАХ, ВКОТОРЫХЧАИВКУСНЕ, ВСТРЕЧИ В «ДОМОСТРОЕ» И О мно ги х ДРУГИХ ЛЮБОПЫТНЫХ ВЕЩАХ о недавне го времени статуэтки , старинная фар­ форовая посуда и прочие красивые б е здел уш ки |считались п р и зн а ком мещанства . Теперь иметь и х у себя стало х о р ош и м тоном . И дверь м а га зина «Кол ­ л е кци онер» в Л ип ец ке распахивается все чащ е , туда забредает не тол ь ко солидная п у б л и ка , но д а ж е сту­ денты — выбрать в п о д а р о к заб а вн ую вещ и ч ку «из п ро ­ шло го» м о ж н о и на стипендию . Кто та ко й ан тиквар? Сохраняют ли вещи тайны пре ­ ж н и х хозяев? Об этом рассказывает один из владель­ цев а н ти кварно го м а газина Анатолий ЛЕСНЫХ. — Говорят, что коллекцио­ неры — особые люди. Скорее снимут с себя последнюю ру­ башку, чем расстанутся с ред­ кой вещью. Вы не относитесь к их числу? — Наверное, нет. Сохранил коллекцию монет, которую соби­ рал с детства, есть подборка жи­ вописи Виктора Семеновича Со­ рокина—я искренне восхищаюсь его талантом. Собственно, антик­ варных вещей в доме нет. И одна из причин — то самое «зацикли­ вание» коллекционеров, о котором вы говорите. Настоящие собира­ тели, действительно, люди одер­ жимые, а я человек сугубо «мирс­ кой», семейный. — Существует ли мода на древности, что предпочитают покупать в антикварных сало­ нах? —Состоятельные люди могут позволить себе старинную ме- ' бель. Те времена (когда мебель из ДСП приносили в дом, а нату- ЗАЧЕГТОИРАЗДОРА В о б л а с т н о й с у д на ^п р и ем к о м н е п р и ­ шел ли п ча ни н Вла­ д и м и р С. Он заявил , что приш ел посоветоваться, а е сл и в о з м о ж н о , п р о с и л о ка за ть и х семье помощ ь . П р и э т о м п е р е д а л н е ­ с к о л ь к о испи санны х лис ­ тов , в ко то ры х было и зл о ­ ж е н о очень трудное житье и х семьи. Д о л го я с ним б е с е д о в а л . П о т о м р а з ­ дел ьн о ещ е встретился с м а тер ью В ладим и ра , его сестрой. Отец не явился, и я е го п о н им аю и не о с у ж ­ д а ю . К а к глава семьи он м н о го е де л а л , чтобы со­ храни ть ее . Но ... 1. ДОЧЬ Раньше всех теперь в квартире просыпгшась девоч­ ка. Она обводила взглядом комнату, ища предметы, ко­ торые выдавали бы папино присутствие. Расческу у зер­ кала, туфли под вешалкой. Случалось, и не раз, что ве­ шалка была пуста, и папин халатик так и не был надет, висел с вечера нетронутым. . .И в такие дни девочке не хо­ телось вставать, учить уроки, идти в школу. С тех пор как в жизни появился «дядя» Миша, не стало мира и взаимопонима­ ния в семье.. Отец относил заявление в суд о разводе, потом заби­ рал его обратно и снова от­ носил. Три года подряд родите­ ли ссорятся, враждуют друг с другом. Теперь Таня уже восьмиклассница. Это о ней так сочувственно писал в сво­ ем письме брат Владимир: «По ночам плачет, уходит к подругам, стала замкнутая». И виной тому их мать Нина Сергеевна, которая ведет себя «абсолютно безразлично и вызывающе». Сначала сестра была на папиной стороне, но потом и его правота в ее глазах по­ меркла. Он вел себя скан­ дально, так выходил из себя, что ей было больно на него смотреть. Ей вспомнились вдруг и свои, пустячные, мо­ жет быть, обиды, но к ним примешивалась папина не­ справедливость по отноше­ нию к ней. Помнится позд­ ний вечер. Он ее в чем-то обидно упрекнул. Она схва­ тилась за пальтишко — и на улицу. Никто не окликнул, не попытался ее вернуть, не бросился вдогонку. Ночь в чужой квартире показалась ей ох как долгой и принесла девочке странное открытие: с нею не считаются, ее не лю­ бят. С тех пор она живет с матерью, в ее комнате. По другую сторону, за чертой раздора. Знает ли Таня маму лас­ ковой? Бывают ли между ними столь необходимые ей минуты близости, взаимопо­ нимания? Увы, ссор теперь куда больше. И есть у нее, конечно, свои маленькие проблемы, вопросы, которыми так хоте­ лось бы поделиться. Отноше­ ния с учительницей склады­ ваются совсем не так, как хотелось бы. Встречи С маль­ чиком, который стал часто провожать ее до подъезда. Как быть, как вести себя? «Я никогда ничем не делюсь с ней, — говорила она мне. — Все, как сама решу, так и делаю». При этом на формен­ ном платье, на груди ее, воз­ никли темные пятна и рас­ таяли: слезы... 2. СЫН Владимиру 22 года. В раз­ говоре с ним и в его письме, которое он передал мне на приеме, звучали беспомощ­ ные нотки. «Я долго думал и мучился. Мне было очень обидно, что мать отказалась от нас». Позвольте, но разве появ­ ление у женщины личной, своей, отдельной жизни всег­ да означает такой отказ? (Сколько женщин продолжа­ ют оставаться при этом лю­ бящими мамами, авторите­ том для собственных детей! Нет, не отказывалась, конеч­ но, от материнских обязан­ ностей и Нина Сергеевна. Просто она не сумела в слож­ ных житейских условиях эти обязанности выполнить как положено. Владимир предъ­ являет целый список претен­ зий к матери. Она притесня­ ет его молодую жену и дела­ ет невыносимой их общую жизнь в квартире. Она пося­ гает на имущество, которое давно учтено отном как его собственность. А чувства? Есть ли у него какие-то чув­ ства к матери? —Никаких, —утвержда­ ет он спокойно. — Я вообще не считаю ее теперь матерью. За зло, которое она мне при­ чинила. Да, сокровенно он писал в письме: «Я долго думал и мучился». А закончилось письмо, чтобы дали совет в областном суде, даже ока­ зать содействие в том, чтобы «мать» ушла из квартиры, избавила их от своего при­ сутствия. Заметьте: речь идет не о присутствии матери в его жизни, в семье, а только в квартире. 3. МАТЬ Как происходит, что се­ мейный конфликт все даль­ ше увощ1Т людей по пути раз­ дора? Уже забыты причины первых ссор, а новые обиды продолжают расти, делают невозможным возвращение к прежнему. Только на одну минуту кажется Нина Серге­ евна похожей на маленькую девочку. На ребенка, затеряв­ шегося в большой и незна­ комой людской толпе. —Ну где, скажите, взять человека, который мог бы умно во всей нашей истории разобраться? — с повышен­ ной интонацией в голосе во­ прошает она. Для меня, на­ пример, их раздор в семье предельно ясен: мать и отец повинны в том, что довели отношения в семье до полно­ го разлада. Она ждет с на­ деждой, ждет готового рецеп­ та и словно не знает, что са­ мым вщ)ным советчиком до­ лжно ш> 1 ть ее материнское сердце. С каким-то удивлением теперь вспоминается ей про­ шедшее — такое хлопотное, но хорошее время, когда дети ральное дерево выбрасывали), слава Богу, прошли. Мода на ме­ бель минувших лет, даже на так называемые «мещанские» гарни­ туры, обусловлена ее рукотвор- ностью, основательностью. Более ранние периоды, например те же барокко или псевдобарокко, —это декоративность, изящество, лоск. Как всегда, популярен «автор­ ский» фарфор—некоторые наши покупатели утверждают, что пить чай из чайных пар Корниловского или Кузнецовских заводов намно- . го вкуснее. Может быть, и так. В те вещи вкладывалось больше души... — Бытует мнение, что каж ­ дая вещь хранит ауру преды­ дущего хозяина, несет отпе­ чаток его судьбы. Вы с этим согласны? —В большей степени я верю в другое. Если вещь хорошо со­ хранилась —•это говорит о куль­ туре людей, ранее ею обладав­ ших. Конечно, я так или иначе знаю последних владельцев предметов, которые к нам попадают, и это можно назвать «тайной антиква­ ра». Деликатность — та сторона нашей профессии, которая сбли­ жает ее с профессией врача или банкира. —Каким образом к нам по­ падают древности? — Антиквариат в основном имеет хождение в бывших купе­ ческих городах — Ельце, Чаплы­ гине, Усмани. Люди до сих пор находят в земле старинные моне­ ты, родственники получают в на­ следство предметы быта: мебель, кухонную утварь, украшения. И, к сожалению, не всегда это ценят. Недавно нас пригласили произ­ вести оценку старинных вещей, и, увы, оказалось, что на свалку уже выброшены чемодан писем и фо­ тографий. И мы, похоже, един­ ственные, кто этим был огорчен. А ведь выбросили не только ар­ хив — память о близких. — Похоже, вам часто при­ ходится выступать экспертом. А где этому учатся? , Г —Каждый коллекционер рано или поздно приобретает какие-то специфические знания. Еще со школы я начал заниматься нумиз­ матикой, в то время коллекционе­ ры монет встречались в парке ДК НЛМК. Кстати, из этого «клуба» под открытым небом в свое вре­ мя вышло много собирателей. Не­ которые из них стали руководи­ телями предприятий, крупными бизнесменами. Но мы встречаем­ ся до сих пор, обмениваемся но­ востями, литературой. На этой же «тусовке» нумизматов я познако­ мился с Олегом Барышевым, и вот уже много лет мы работаем вместе. На сегодня у нас имеются ка­ талоги аукционов Кристи и Сотби, подшивка авторитетнейшего жур­ нала «Антик». Мы постоянные по­ сетители ежегодных антикварных выставок в Москве. Ну и, конечно, самое главное — практика. За те десять лет, что действует антик­ варный салон, мы научились ра­ ботать профессионально. Получе­ на лицензия Министерства куль­ туры РФ—единственная в Липец­ кой области. За это время через салон прошли сотни самых раз­ нообразных предметов... —И среди них попадалось что-нибудь необычное? —Одна дама, к примеру, при­ несла на оценку серебряный пор­ тсигар. И очень удивилась, когда узнала, что это работа Фаберже. «Проходила» серебряная посуда в эмали известного ювелира, лич­ ного поставщика императора, Хлебникова и других мастеров того же высокого уровня—Овчин­ никова, Грачева. Коллекционерам эти имена скажут о многом. В «мыльных операх» и детек­ тивах редкие антикварные вещи - сопровождают легенды и полу- кримйнальные приключения. Но на основе моей практики могу ска­ зать; владельцы ценностей зачас­ тую даже не знают об их настоя- • щей стоимости. У нас в салоне выставлялась мебель в стиле «буль», названная по имени французского придвор­ ного мастера, известного любо­ вью ко всевозможным дорогосто­ ящим изыскам:с использовани­ ем разнородного дерева, бронзы с позолотой, слоновой кости, пер­ ламутра. — В вашем магазине вы­ ставляются на продажу и ко ­ ны. Как к этом у относи тся Церковь? — В беседе с настоятелем я задавал такой же вопрос. «Все, что сделано руками человека, про­ дается и покупается», — ответил он мне. Но мы не продаем и не принимаем на комиссию церков­ ную утварь— предметы, которые используются во время богослу­ жения. Несколько раз к нам попа­ дали такие —ложечка для прича­ щений, блюдце для просвирок и так далее. Мы безвозмездно пе­ редали их Церкви. — Вы упом ян ул и , что с ранних лет увлеклись нуми з ­ матикой. А чем занимаются ваши дети? —Старшему сыну, Грише, де­ сять лет, и он собирает значки. А младший, четырехлетний Кирилл, —так называемые «жетоны». К со­ жалению, это повальное увлече­ ние подменило для юных настоя­ щее коллекционирование. Конеч­ но, покемоны и комиксы не несут никакой познавательной нагруз­ ки, они никогда не заменят инте­ реса к истории, которое сопровож- ,,дает серьезное собирательство. ' Надеюсь, со временем эта мода пройдет. Татьяна ЮРЬЕВА. Лиц. МК № 000167 вь|дана Ми­ нистерством ультуры РФ. Свидетель­ ство о гос . ре ги с траци и •: АА № 0001876.'- .:, - ' еще безраздельно любили ее и принадлежали ей. Сколь­ ко сделано было для этого Вовки! Как готовила она его в техникум! Вместе просижи­ вали над диктантами , а ночью она учила «Палату № 6», потому что он не успе­ вал ее прочитать и надо было по дороге на экзамен ему пе­ ресказать ее. И странно вспомнить теперь, что ведь он, этот Вовка, сам загово­ рил с ней о своей предстоя­ щей женитьбе. Грубовато — от застенчивости, без лишних слов, и ждал ее мнения. Но она и слушать не захотела. Нет, не только по причине его молодости считала этот вопрос излишним. А больше всего потому, что у самой с мужем, его отцом, все шло в В едущ ая р у б р и к и — Гал ина К А Й Д А Ш К О . ТАКИЕ МЫ ЛЮДИ Ю тот момент кувырком. За сво­ ими личными неурядицами, выходит, не подумала о счастье сына. О Володиной женитьбе она узнала потом от других, в последнюю оче­ редь. И теперь уже не скры­ вала своей неприязни не только к бывшему мужу, но и к сыну, ни в чем старалась не уступать «обидчикам». Случилось так, что Светлана, жена Владимира, оформила прописку в квартире в мо­ мент отсутствия хозяйки. Нина Сергеевна, узнав об этом, обратилась куда следу­ ет, настояла на своем — не­ вестку выписали. — И правильно я сдела­ ла, — сказала она мне. Нет, не подумайте, будто имеет что-нибудь Нина Сер­ геевна против Светланы. Про­ сто считает, что ни к чему те­ перь лишний человек на жил­ площади, которую и без того не так-то просто разделить, выгодно разменять. Но если еще откровеннее — так ею руководит, быть может, про­ стая жажда отмщения. Сыну, 'который вдруг перестал ее уважать, с ней считаться. Конечно, Нина Сергеевна надеется на лучшее будущее. На время, которое, может быть, загладит все обиды. На расстояние, когда они все бу­ дут жить в Ьазных квартирах и станут будто бы от этого ближе, роднее. Вот тогда, счи­ тает она, будут пироги и бу­ дет ждать Вовку со Светкой в гости. Они поймут, они ее еще оценят! Но пироги и все остальное потом. А пока — замки на дверях, ведущих в комнату бывшего мужа, сына со снохой и ее с дочерью Татьяной. Замки, которые стали выражением зла, сим­ волом жизни, собственноруч­ но разгороженной людьми на закоулки. Николай УСИК, почетный гражданин города Липецка. огда эта немолодая женщина появляется у нас на даче, происходит чудо: все при­ сутствующие улыбаются, радуются, зву­ чит ласковый смех, начинаются бесхитростные рассказы о жизни в городе и о своей «даче»— маленьком клочке земли, без строений и про­ чих удобств. Но зато как горят ее глаза, когда она начинает говорить о цветах: в голосе ее появляется какое-то таинственно-торжествен­ ное придыхание, как будто проникают в горло и там на мгновение останавливаются звуки вос­ хищения и затем осторожно, обрамленные све­ жестью раннего утра, выходят наружу. —Нина, —обращаюсь я к ней. — Вы гово­ рите о цветах, как о чем-то возвышенном, бо­ жественном. Неужели можно вот так раство­ ряться в них? Неужели в них есть что-то кол­ довское? — Ялюблю цветы с детства. Взгляните на эту прелесть вокруг — разве не в ней смысл жизни, ее радости? В этом царстве цветов, что у вас, чувствуешь себя неземным человеком. Не восхищаться этой красотой может только равнодушный человек, потому что мимо такой ^ красоты пройти невозможно. Помни- те: «Красота спасет мир»? Если вся земля будет в цвету, в такой красо- М Й те, я уверена, жизнь будет другой, и /К люди будутдругими—добрыми, лас- ' и', ковыми, веселыми. Есть, правда, немного печали в цветочном царстве, когда наступает осень: многие цветы умирают, как люди. Только их не хоронят. А надо бы. О каждом цветке — будь то цар­ ственная роза или рядовая вербена —женщины могут говорить часами, иногда перенося «цветочные» вос­ клицания на жизненные проблемы. А проблем у этой женщины нема­ ло, но она всегда оставалась улыб­ чивой, искрящейся добротой и оба­ янием. Ее женственность и порази­ тельное жизнелюбие делают ее пре­ красной. Ей было, наверное, лет 19, когда однажды по радио она услышала ще­ мяще-грустную музыку. От нахлынув­ ших чувств она оцепенела, ей было ЛЕГИЯ» МАССНЕ страшно пропустить хоть один звук скрипки, нежно и тонко водящей своим смычком по ее юному сердцу. Так она услышала «Элегию» Массне. Нина долго потрясенно молчала. Что-то тонкое, трепетное, нежно-очаровательное во­ шло в нее. «Элегия», «Элегия», —шептала она. Она слушала эту музыку нечасто, но каж­ дый раз, как только возникали трепетные зву­ ки, все печали, заботы словно уходили куда- то, и она оставалась наедине с этим волшеб­ ством. И все-таки от жизненных потрясений ей ускользнуть не удалось. Чувствительная, романтичная, она искала своего суженого, хотя бы отдаленно напоми­ нающего ее. И ей это удалось. Он был не похож на всех ее знакомых. Та­ кой же высокий, как и она, с убеходенностью в ее правоте, что жизнь —это не только кухня и стирка, но и чтение стихов на ночных улицах. И Нина полетела на крыльях в загс. Потом, когда появлялись и ссоры, и размолвки, Нина не придавала значения этим, как она выража­ ется, обязательным спутникам бытия. Высо­ коклассный специалист-технолог пищевой про­ мышленности, она стала в коллективе своеоб­ разным камертоном оптимизма. Но... Ее суже­ ный увлекся «горькой», и они расстались. Боль, сначала казавшаяся бесконечной, прошла, по­ тому что «Элегия» не ушла из ее души. Вновь, как в юности, запели струны скрипки, появи­ лись улыбка и смех. И убеходения, что жизнь делаем мы сами, хотя и с потерями. С душев­ ной трогательностью стала относиться к цве­ там. Я видел,как она ласково к ним прикаса­ лась, любовно их гладила, что-то шептала, ви­ димо, давая им имена. —•Знаете, — говорит Нина, — когда я одна иду по полю, где множество полевых цветов, то обязательно пою. Нет, я не состою на учете (смеется). Мне нравится жить. И пусть сейчас я одна, есть проблемы с дочками и внуками — не сдаюсь. Я остаюсь со своей «Элегией». Она не придает значения вещам, хотя в мечтах, стоя иногда перед зеркалом, видит себя то испанской королевой, то примой «Ла Скала». —Жить вообще трудновато, но вносить трагизм в каходый жизненный эпизод нельзя. Надо нести в душе «Элегию»... Ей нелегко. Годы берут свое, кроме пен­ сии, подрабатывает на двух работах. Подкра­ дываются болезни, хотя внешне это совсем не проявляется. Только чуть-чуть погрустнели морщинки в уголках губ, выбросилась про­ седь, иногда не по-молодецки выглядит спи­ на. — Если бы однаходы я согнулась под тя­ жестью проблем, то, наверное, не разогнулась бы, — говорит она. Ядумаю: что же помогает ей преодоле­ вать жизненные перипетии? Характер? Бес­ спорно. Философское осмысление жизни? Наверное. Умение не концентрироваться на неудачах и не комплексовать при ударах судь­ бы? Несомненно. Влюбленность в жизнь по­ могает ей принимать ее такой, какой она есть, но обязательно хранить в душе маленькую приподнятость над грешной землей. Прини­ мать жизнь без зависти, без упреков, без искания вины. Только любовь и доброта—ее главные величины. Счастлива ли она? В классическом смыс­ ле до счастья она, пожалуй, не дотягивает. Но я берусь утверхсдать, что она счастливый человек: она никому не сделала зла, а несла только доброту и улыбку. Когда она уходит от нас на автобусную остановку, я невольно смотрю ей вслед. Вот она идет по дороге, вот сворачивает в поле, наклоняется к цветам, всматривается в них. И я чувствую, что она поет. Поет ее душа, тре­ пещет ее сердце, и звучит «Элегия» Массне с ее светлой печалью. Анатолий ДОБРЫНИН. в ВЗЯЛИ ЛОЖ КИ - ПОВАРЕШКИ АТЕПЕРЬ КУПИТЕ КАРПА.. Я уже писал вам про щуку. А в этот раз хо­ чется поговорить о кар­ пе. Эта замечательная рыба, поверьте мне, вкусна и пи­ тательна во всех видах к у ­ линарного приготовления. В меру хсирная, не особо кос­ тлявая, имеет своеобразный вкус. А ка к рыбак скажу: осенью ее неслохсно поймать на удочки, в тех водоемах, где она водится. Нагуливая жирок на зиму, карп усилен­ но кормится, а значит, и по­ падается на крючки рыбо­ ловов. А кто к рыбалке рав­ нодушен —не беда. Рыбхо­ зы области уже во всю тор­ гуют своей продукцией. Слы­ шал, что только в Липецке действуют 30 точек, где идет реализация этой прудовой рыбы населению. И пусть она не слишком крупная, эк­ земпляры по 200-400 грам­ мов, но свежая рыба всегда желанна к столу. Так что же можно приготовить из кар ­ па? Вот мои рецепты. Карлжареный Проще простого поджарить рыбу обычным способом. Но сковорода должна быть чугун­ ной, толстой и обязательно без нагара, чистой. Вспоминаю, как, по-крестьянски, кулинари* ла моя бабушка. Подготовлен­ ную рыбу около часа выдержи­ вала в молоке, присаливала и, обваляв в муке, оставляла на 15 минут, чтобы куски при жаре­ нии не разваливались. Карпа клала целиком или кусками на хорошо разогретую сковород­ ку с кипящим маслом и обжа­ ривала до образования золо­ тистой корочки. Дожаривала на слабом огне. В процессе жаре­ ния сковороду с горячим под­ солнечным маслом прикрывала опрокинутым дуршлагом, пред- упрехщая разбрызгивание мас­ ла. Карп В Яйцах А этот способ жарения рыбы стал любимым для меня. Обжаренную не до готовности рыбу посыпать нарезанным лу­ ком и залить сметаной. Тушить три минуты в духовке. Затем от­ делить белки от желтков четы­ рех яиц. Белки взбить, залить ими рыбу, а желтки аккуратно положить сверху. Вновь поста­ вить сковороду в духовку на три минуты, пока образуется румя­ ная корочка. Пальчики оближе­ те! Карл со специями Очень вкусна рыба, если ее перед жарением натереть спе­ циями (какие есть в доме), сбрызнуть лимонным соком и выдержать 40-50 минут в холо­ дильнике. Затем посолить, об­ валять в муке, окунуть в смета­ ну, в которой размешан сырой желток, обсыпать тертым сы­ ром и жарить. Карл В (рольге Рыбу разрезать вдоль на две половинки,отрезать голо­ ву, при желании срезать кости. Кладем на внутреннюю часть кружочки лука, перец, лавровый лист, солим. Складываем по­ ловинки вместе (специи внут­ ри) и заворачиваем в фольгу. Затем — в жаркую духовку. 10 минут на одной стороне, 10 — на другой. Готово. Попробуйте не пох<алеете. Карл леченый Очищенную и промытую рыбу разрезать вдоль хребто­ вой кости, затем нарезать по­ перек на куски и погрузить на 2-3 минуты в подсоленное мо­ локо. Куски обвалять в муке или толченых сухарях и кожей кверху уложить на смазанную маслом сковороду. Сверху сбрызнуть маслом и поставить в разогре­ тую духовку. Через 5 минут кожа рыбы начнет подрумяниваться. Филе до готовности запекает­ ся 6-7 минут, а куски с костью — 12 минут. Рыбу лучше подать к столу на сковороде. В качестве гар­ нира подойдут отварной или жареный картофель, зеленый салат. Приятноговаматетита! Юрий ГРЕБЕНЩИКОВ Убедительно просим автора позвонить в редакцию по телефо­ ну 25-00-56, Галине Кайдашко. 1. Действующее лицо балета А. Бадал- бейли «Гыз галасы» («Девичья башня»). 2. Советский писатель (пьесы «Жена», «Пугачевщина»). 3. Венгерский компози­ тор, лауреат премии имени Кошута. 4. Ге­ рой романа Ю. Дольд-Михайлика (о со­ ветском разведчике) «И один в поле воин». 5. Кинорежиссер-мультипликатор, поста­ новщик фильма «Каникулы Бонифация» и других. 6. Выдающийся архитектурный монастырский ансамбль Армении Х-ХШ веков. 7. Горная вершина в Гималаях. 8. Боеприпас. 9. Этническая группа узбеков, живущая на реке Ангрен. 10. Роман ук­ раинского писателя О. Гончара. 11. Белый или тупоносый носорог. 12. Русский поэт, автор перевода «Илиады» Гомера. 13. В русской армии: старослужащий солдат, приставленный к рекруту. 14. От француз­ ского — теснина. 15. Продукт сухой пере­ гонки дерева, торфа, каменного угля. 16. Народ, живущий в Намибии. 17. Геогра­ фическая зона. 18. «...судьбы, или с лег­ ким паром». 19. Озеро в Канаде. 20. Ре­ мешки у седла для привязывания к нему чего-либо. 21. Часть круга. 22. Главное добродеятельное божество древних персов. 23. Крупная птица из семейства аистовых с пышным оперением. 24. Королева в ба­ лете Б. Битова «Двенадцать месяцев». 25. Восточный ударный музыкальный инстру­ мент. 26. Город в Белоруссии. Составил Петр СЕРГЕЕВ. г. Липецк. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 6 ОКТЯБРЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Стартер. 8. Розница. 9. Ориноко. 12. Персик. 13. Планка. 14. Пилон. 17. Подача. 18. Огурец. 19. Отпуск. 22. Ошибка. 25. Опоек. 27. Папайя. 29. Ураган. 30. Углерод. 31. Медведь. 32. Счастье. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Стайер. 2. Братство. 3. Песок. 4. Холоп. 5. Внимание. 6. «Ац­ тека». 10. Ирина. 11. Олово. 15. Табун. 16. Тупик. 20. Томагавк. 21. Купол. 22. Осетр. 23. Каратист. 24. Хавбек. 26. Рантье. 28. Яунде. 29. Удача.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz