Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ •/ж г а з е т а 12 октября 2001 г., № 200 (21578) Ж Г Н Ж 3 5 Ш ИНОГОНЕТУ НАСПУТИ. НОГДЕЖЕ РЕЗОНАНС ^ С остоявшиеся в сентябре в Липецком горсовете публичные депутатские слушания по проблемам состояния пассажирского транспорта общего пользования не оставили равнодушными большин­ ство горожан: и рядовых, и стоящих у «руля» управ­ ления. Мнений и суждений по этому поводу было вы­ сказано немало, в том числе и в СМИ. Думается, что эти дебаты еще долго не прекратятся, так ка к ка ­ чество работы этой отрасли мало кого удовлетворя­ ет. Сегодня же «ЛГ» предлагает читателям еще ряд публикаций на эту тему, которые, надеемся, помо­ гут разработчикам предложений по реформирова­ нию системы пассажирского транспорта найти вер­ ные, взвешенные решения. ОСТАНКОАВ?.. ОСОБОЕ МНЕНИЕ МНЕНИЕ-ДЕПУТАТА ПОРАУЧИТЬСЯЗАРАБАТЫВАТЬ Д е та л ьн о е и з у ч е н и е р а б о ты м у н и ц и п а л ь н о г о транспортно го хозяйства позволило наш ей к о ­ миссии го р о д с к о го Совета д е п у та то в сделать вывод о том , что возрастающ ие год от года затраты на содерж ание отрасли становятся непосильными для бю дж е та . Давай те вернемся к исто кам во зни кно в е ­ ния этой проблемы . В 1993 году постановлением главы администрации Ли­ пецкой области был осуществлен переход на бесплатный проезд в общественном пассажирском транспорте на всей территории субъекта Федерации. Нововведение, приятное для всех, основывалось на обя­ зательном транспортном налоге, который взимался с пред­ приятий и позволял содержать бесплатный транспорт. Но в 1998 году налог отменили как противозаконный. По обычной человеческой логике необходимо было либо воз­ вращаться к платному проезду, либо компенсировать за­ траты из областного бюджета. Решили, что платить бу­ дет городской бюджет. С этого времени муниципальный общественный тран­ спорт стал требовать все больше и больше средств на свое содержание. И если в 1998 году на него было затрачено свыше 132 миллионов рублей, то к 2000 году эта сумма превысила 312 миллионов. Хочу особо подчеркнуть, что эти средства использовались только на текущие расходы: горючее, заработную плату и ремонт. Рост расходов связан и с тем, что парк машин уста­ рел. Автобус «ЛиАЗ* стоит сегодня 1,2 миллиона руб­ лей, а необходимо приобретать до 100 автобусов ежегод­ но, чтобы через 3 года значительно обновить подвижной состав. На это потребуется примерно 120-140 миллионов в год. А если приплюсовать сюда и текущие расходы, то, смею заверить, ни один городской бюджет не выдержит такой нагрузки. Ясно одно —необходимо принципиально изменить под­ ход к содержанию транспорта. Значит, администрация города должна учиться зарабатывать деньги на транспорт, а не просить средства из бюджета. Однако, как показали депутатские слушания, состоявшиеся в начале сентября, руководители муниципального транспорта придержива­ ются других позиций, отстаивая-разработанную админис­ трацией и принятую прежним составом горсовета про­ грамму поддержки и развития отрасли до 2003 года, ко­ торая рассчитана на единственный источник финансиро­ вания — городской бюджет. Все, что не вписывается в возможности городской казны, предполагается получить из областной. Но дело даже не в источниках, а в том, как предполагается тратить эти деньги. Зачем, например, расходовать два миллиона бюджет­ ных рублей в год на приобретение ПАЗиков, очевидно, на маршрутные такси, дающие лишь дополнительные убытки, снова возмещаемые из бюджета? Только ПАТП- 3 за 1-е полугодие 2001 года использовало 2,6 миллио­ на бюджетных средств на возмещение убытков от работы маршрутных такси. А за год это превысит 5 миллионов рублей?! Почему, скажем, себестоимость платных перевозок, например, в Тамбове на таких же ПАЗиках ниже 3 руб­ лей, а у нас превышает 5 рублей 50 копеек. И при этом частные перевозчики в Тамбове возят за свой счет еще и шесть категорий льготников, а маршрутки липецких му­ ниципальных транспортников — ни одной? Откуда такая убыточность на липецком транспорте? Просто, она зара­ нее планируется администрацией. Вспомните фразу, об­ роненную на депутатских слушаниях в ответ на вопрос о полноте сдачи выручки в кассу предприятия: «дал води­ тель билет, не дал, меньше плана он никогда не сдает*. Тогда из каких экономических соображений используют­ ся в качестве маршрутных такси, да еще не в 4асы «пик», сочлененные ИКАРУСы? Можно задать и еще один вопрос. Зачем нужно закла­ дывать в программу и фактически расходовать по милли­ ону с лишним рублей в год на приобретение новых легко­ вых таксомоторов, если абсолютно никакой большой пот­ ребности населения в этих услугах нет, тем более у безра­ ботных и малоимущих? А в первом полугодии при вы­ полнении плана платного проезда легковых такси на 108,6 процента прибыли получено всего 27 тысяч рублей. Это за сколько же десятилетий окупятся бюджетные деньги, «мудро» вложенные администрацией в таксомо­ торный бизнес с рентабельностью 2 процента. За 50 лет окупятся! Просто руководителям муниципальных предприятий невыгодно эффективно и экономно расходовать средства бюджета. Меньше израсходуешь — меньше потом дадут. Их «голубая мечта» — работать только на пассажироки- лометрах, а все функции по сбору выручки, реализации проездных компенсаций, затрат, связанных с перевозка­ ми — это дело администрации. А в ПАТП-3, например, как прозвучало в докладе по итогам исполнения бюджета города за 1-е полугодие 2001 года, есть факты вольного обращения с бюджетными сред­ ствами. Там за счет бюджета, изготавливали визитные карточки для руководящего состава, тонировали стекла служебных легковых автомобилей, приобретали для них магнитолы и стереоколонки, списывали убытки от содер­ жания платной стоянки личного легкового транспорта ра­ ботников предприятия... Учитывая, что городская «Программа поддержки и раз­ вития пассажирского транспорта в 2001-2003 гг.» осно­ вана на прежней порочной практике финансирования из бюджета, необходимо с привлечением специалистов раз­ работать новую концепцию развития транспорта с широ­ ким привлечением частных инвестиций, которая послу­ жит основой для создания принципиально новой програм­ мы, позволяющей развивать такую сеть пассажирских пе­ ревозок, при которой не будет страдать городской бюд­ жет. Александр САПРЫКИН, заместитель председателя комиссии Липецкого горсовета по транспорту, связи, торговле и бытовому обслуживанию. МНЕНИЯ ч и т а т ел ей МЕСЯЦ в году ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ НА «ТРАМВАЙ»? С читаю, что даже разговоры о прекращении бесплатного про­ езда в общественном транспор­ те — это уже форменное издеватель­ ство над людьми в нынешней обста­ новке. Если даже человек будет ез­ дить всего два раза в день, то в год у него уйдет на это по нынешним це­ нам около трех тысяч рублей. Кста­ ти, средняя зарплата в области тоже близка к этой сумме. Значит, месяц в году предстоит работать на «трам­ вай*. А ведь у врачей, учителей, ра­ ботников культуры средний зарабо­ ток в два раза ниже. Недавно прочел на щите у авто­ бусной остановки рекламное объяв­ ление, начинавшееся примерно такой фразой: «Если вы до сих пор пользу­ етесь общественным транспортом, то вы — неудачник...» Так сколько тысяч таких «неудачников» в Липецке? От­ вет могут дать только транспортники: они регулярно считают, сколько пасса­ жиров они перевозят в день, в месяц, в год. Пока люди не будут получать до­ стойной зарплаты за свой труд, разго­ воры о платном проезде надо прекра­ тить. Ведь их начали те, кто в послед­ ний раз пользовался автобусом или трамваем, наверное, еще до «горбачев­ ской* перестройки. И я догадываюсь, почему эти дебаты начаты. Ведь пасса­ жирская система, пожалуй, единствен­ ная в городе, не попавшая еще в част­ ные, капиталистические руки. А она очень «лакомый» кусок. Вот так ры- г. Липецк. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ К; аждый по-своему понимает во­ прос, как его назвали в газете, с «транспортным коммуниз­ мом». Я, например, уверен, что се^ годняшняя жизнь заставит людей платить за пользование городским транспортом. И чем быстрее это про­ изойдет, тем лучше. И для граждан, и для пассажирских предприятий. Если мы сегодня ездим бесплат­ но, то значит, просто не уважаем себя, согласны с «душиловкой» в вагонах, с очередями на остановках, ^не возражаем пользоваться дряхль^ 3ми автобусами, в которых хороший I хозяин и скотину возить не будет. А 5все потому, что бесплатно. '< Мы не платим, потому и транспор- :тники безразличны к качеству обслу­ живания — лишь бы пассажироки- лометры накрутить. А получая от пассажиров деньги, которые никогда лишними не бывают, они и машины новые прикупят, и будут обязаны воз­ ить людей качественно. К тому же, считаю, очень нужно освободить пассажирские предприятия от всяческих налогов на какое-то вре­ мя. Вот и будет им такое бюджетное финансирование. Заработаешь поболь­ ше —побольше и останется. И на льгот­ ных пассажирах они должны зарабаты­ вать, а не выпрашивать деньги у город­ ского и областного начальства. Ведь льготники — это в основном немощ­ ные старики, которые своим трудом и военным подвигом спасали Россию, а их приравняли всеобщим бесплатным проездом, скажем, к совсем молодым людям. ^ Думаю, поступить надо так. Выдать, с учетом семейного бюджета, всем ■■ ,". Л: ' СКВОЗНЯКНА советской , 2 м ; Город — кок растревоженный^улей: власти хотят отменить бесплатный проезд... 6 не этот вопрос небез­ различен вдвойне, так как в свое вре­ я, будучи депутатом го­ родского Совета, я подни­ мал руку за введение бес­ платного проезда. Ситуация тогда была критическая — собираемых средств явно не хватало на содержание транспорта. Ни для кого не было секретом, что боль­ шинство наших уважаемых граждан с неохотой оплачи­ вало свой проезд —компос­ теры очень редко «щелка­ ли», особенно в часы пик. Что можно было пред­ принять тогда? Вернуть в транспорт кондукторов? Это был вчерашний день. Усилить контроль? Тоже I было проблематично, так как контролеры с явной неохотой заходили в салон для проверок (себе же будет дороже!). Увеличить плату за проезд? Количество «за­ йцев» сразу резко возрас­ тет... Все же гениальная мысль пришла своевремен­ но кому-то в голову — фи­ нансирование транспорта путем введения налога с юридических лиц позволя­ ло компенсировать громад­ ные затраты на организа­ цию системы оплаты и кон­ троля за оплатой проезда. Администрация города при­ вела убедительные цифры, депутаты приняли предло­ жение «на ура* и вопрос был решен. Что же изменилось сей­ час? Федеральное законода­ тельство запретило финан­ сировать транспорт путем сбора налогов? Но городс­ кие власти нашли выход и, как я понял, не планируют отменять бесплатный про­ езд. На депутатских слуша­ ниях по транспортной про­ блеме, состоявшихся в Ли­ пецком городском Совете, нок отвоевывает свое. И это уже стиль нашей жизни, стереотип поведения. Посмотрите на состав нынешнего Совета депутатов Липецка. Большин­ ство там — люди, которые объективно мыслят уже категориями капитализма, и в соответствии с этим они повысили квартплату почти в два раза, на что долго не решались прежние депутаты. Начались гонения на мелких торговцев и киоски в угоду крупным супермар­ кетам, а теперь о платном проезде за­ говорили... Может быть, я слишком эмоциона­ лен, но убежден, что общественный транспорт как жизнеобеспечивающая система должен быть бесплатным. А частника можно пустить обслуживать невыгодные маршруты, для граждан, которые рубли в карманах не считают. позицию администрации вы­ разил заместитель главы ад­ министрации города Сера­ фим Просветов: максималь­ но сохранить общественный транспорт и бесплатный про­ езд также. В данном случае интересы администрации со­ впадают с интересами насе­ ления — властям не нужна лишняя головная боль по организации системы опла­ ты и контроля, а жители ос­ вобождаются от прямых за­ трат на ее содержание. Как я понимаю, вопрос о недостаточном финансирова­ нии городского транспорта был поставлен с целью воз­ действия на область для уве­ личения отчислений из об­ ластного бюджета. Област­ ная администрация, конечно же, не должна стоять в сто­ роне от транспортных про­ блем областного центра, но, думаю, что и в рамках му­ ниципальной деятельности не все средства исчерпаны для улучшения ситуации. Существующий размер налогообложения не покры­ вает затраты на транспорт­ ные расходы? Так разве не­ льзя создать общественный фонд в поддержку транспор­ та, куда бы внесли взносы все предприятия? Не правда ли, какая предельно простая мысль? Но она ни разу не прозвучала, а почему-то ста­ вится вопрос о смене источ­ ника финансирования. Кому это надо и откуда дует ветер перемен? Депутатские слушания показали, что дует ветер из городского Совета, и имен­ но народные избранники «за­ мутили воду* о необходимос­ ти отмены бесплатного про­ езда, поскольку они изучи­ ли опыт соседних городов и видят выход из ситуации в развитии альтернативного частного транспорта. Липецк, оказывается. плетется в этом плане в хвос­ те всей России! Другие горо­ да, мол, далеко обогнали нас: в Воронеже — 80 процентов, в Тамбове 60 процентов пас­ сажирских перевозок обеспе­ чивается частными фирмами. Это же надо, какие мы от­ сталые! Да в этих городах просто-напросто не сумели сохранить и угробили общес­ твенный муниципальный транспорт! А наша админис­ трация смогла его сохранить (честь и хвала ей за это!), и, возможно, ей это удалось в немалой степени благодаря стабильному финансирова­ нию путем налогообложения. Наши реформаторы из Совета, этакие «чубайсики* городского масштаба, хотят нас убедить, что с частника­ ми нам будет не хуже. Но еще свежа память, как нас заверяли, что частник обес­ печит гораздо лучшее обслу­ живание, чем государствен­ ная торговля. Эта лапша на моих ушах напоминает о себе каждый раз, когда я вижу, как продавец разыскивает клочок бумаги или рвет га­ зету, заворачивая проданный товар, а покупатель протяги­ вает стираный полиэтилено­ вый пакет, чтобы как-то уменьшить цену покупки. По идее, народные из­ бранники в Советах депута­ тов должны представлять интересы своих избирателей. Кому же в нашем городе не нравится бесплатный проезд, кого он не устраивает? Во­ прос несложен, ответ одноз­ начен: финансирование об­ щественного транспорта пу­ тем сбора средств от юриди­ ческих лиц не устраивает ре­ альных хозяев нашей жизни — бизнесменов, предприни­ мателей, руководящую эли­ ту предприятий и организа­ ций. Взносы придется платить из своих средств, а это всег­ да очень неприятно, хотя в конечном счете за все платит его величество тру­ довой народ. Увеличат расходы на трансопрт — уменьшат нам зарплату, но все равно, несмотря на это, бесплатный проезд удобен, не правда ли? А введут платный проезд — деньги «зажмут* и за­ рплаты не прибавят. И получается, что де­ путаты Липецкого город­ ского Совета представля­ ют и защищают не наши интересы, а свои, личные, поскольку подавляющее большинство из них отно­ сится к той прослойке населения, о которой ска­ зано выше. В свою очередь адми­ нистрации города незачем осложнять отношения со своими депутатами. Она ограничивается претензи­ ями к областному бюдже­ ту, а наши городские на­ родные избранники пере­ вели вопрос в плоскость отмены бесплатного про­ езда. Оценивать происхо­ дящее фразой «ветер пе­ ремен», наверное, черес­ чур сильно. Пока имеет место скорее «сквозняк перемен» — население постепенно приучают к мысли о неизбежности введения платного проез­ да. Рано или поздно, но все равно будет так, как считает нужным хозяин, тем более что наши хозя­ ева, именитые люди, име­ ющие солидный финансо­ вый или административ­ ный вес, полностью завла­ дели и городским органом представительной власти. В любом случае народ заслуживает ту власть, которую выбирает. Борис ФИЛАТОВ, г. Липецк. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА « переходный период БУДЕТ НЕЛЕГКИМ, НО ЕГО НАДО ПЕРЕЖИТЬ...» В ' ; Альберт СИДОРОВ, бывший военнослужащий. И ДЕНЕЖКИ ПЛАТИТЬ льготникам билетные книжечки, к при­ меру на 60, 80 или 100 поездок в ме­ сяц. Сколько сдаст предприятие этих билетов в казну, столько и денег из нее получит. Вот вам и учет, и контроль. А если льготник желает чаще кататься, чем это жизненно необходимо, то пусть денежки платит. Конечно, и городские, и областные власти не должны забывать транспор­ тников, давать им из бюджета деньги, но только под возврат, пусть даже и без процентов, улучшать дороги и вся­ чески помогать. Леонид АКСЕНОВ, ветеран войны и труда, г. Липецк. ________ _______ областном центре все а ктивнее обсуждается тема п е р е в о д а го р о д с к о г о тр а н с п о р т а на п л а т н ую основу . Ко гда это произойдет? К а к будет проис ­ ходи ть переход? Сохранятся ли льготы на проезд? Что будет с город с ким электротранспортом? Эти вопросы звучат в письмах и а б р ащ ен ия х л и п ­ чан в «ЛГ». Ответить на н и х реда кци я попросила ис­ полняющ е го обязанности н а ч ал ьни ка главно го тран ­ спортного управления города Л и п е ц ка Сергея МАЛИ ­ НИНА. — Сергей Алексеевич, по всему видно, что транспортному коммунизму в Липецке приходит конец. Восемь лет горожане и гости областного центра не знали проблем с оплатой проез­ да. Первые пять лет делать это позволял единый транспорт­ ный налог, который покрывал издержки транспортников. За­ тем расходы взяли на себя областной и городской бюджеты. Но им стало не под силу тянуть эту ношу. Когда планируется переход на платный проезд в городском транспорте и как все это будет происходить? — Платный проезд будет вводиться постепенно . Ныне около 25 процентов городских автобусов уже работают по систем е маршрут­ ного такси . Д о конца это го года их доля увеличится до 40 процентов. Затем также поэтапно на платную основу будет переходить и гор- электротранспорт. Уже сегодня городские власти предвидят связанные с этим п ро ­ блемы. Во-первых, липчане отвыкли платить за проезд и заставить их делать это, думаю, будет непросто. Потребуется не менее тысячи кон ­ дукторов, сотни контролеров, надо, наконец , отпечатать проездные билеты... Все это связано с большими расходами. Где взять деньги? Во-вторых, около половины пассажиров пользуются льготами при оплате проезда , но дене г из федерального центра на эти цели, как правило, не поступает. Как быть с сотнями тысяч ветеранов, м но го ­ детных семей , работников различных спецслужб? Требовать с них деньги мы не имеем права и возить бесплатно за счет автохозяйств не можем . С данной проблемой сталкиваются практически во всех регионах России. В Костроме , например, мэр от отчаяния пошел на крайние меры: он отменил для льготников бесплатный проезд , но его попра ­ вил суд. Сейчас мы в Липецке думаем , как разумнее поступить с этим щекотливым вопросом . Скорее всего , льготный проезд мы сохраним в объеме поступающего материального подкрепления из федераль­ ного центра. — Но согласитесь, деньги с пассажиров в нужном объеме собрать в любом случае не удастся. Свою роль здесь сыграет стойкая привычка липчан ездить «за так». Кто же будет ком ­ пенсировать недобор? — Да, вы правы. По расчетам специалистов управления, дотации для город с ко го транспорта потребуются , по меньщей мере, еще в течение трех лет. Это бремя предстоит нести город ском у бюджету. Будем просить помощи и из области. Д умаю , переходный период будет нелегким , но его обязательно нужно пережить. — Сергей Алексеевич, все это тревоги и заботы завтраш- ^ него дня. Но давайте вернемся к делам нынешним. Сегодня маршрутные такси составляют четверть городского автопар­ ка. Как известно из сигналов в редакцию . V пассажиоов к их работе есть немало претензий. Во-первых, маршрутные авто­ бусы в часы «пик» ходят переполненными. Во-вторых, они по ­ долгу задерживаются на остановках, так как водитель при по­ садке занят сбором денег за проезд. В-третьих, маршрутки охватывают далеко не все транспортные направления и хо ­ дят практически только в дневное время. Что же будет при переходе на сплошной платный проезд? — Разгрузить маршрутные автобусы типа ПАЗ можно лишь од ­ ним способом : пустить их больше. Этому городу помо гут частные предприниматели , которые все охотнее занимаются транспор тны ­ ми перевозками . Сейчас на городских маршрутах работает 31 част­ ный микроавтобус . Они курсирую т по пяти па ссажирским марш ру ­ там. Касаясь второй проблемы — о сборе денег, надо отметить, что даже в маршрутном такси некоторые люди платят за проезд не ­ охотно и использую т малейшую возможность прокатиться на халя­ ву. Поэтому водителю порой приходится с боем требовать с пасса ­ ж иров оплату проезда . Вот и стоит он на каждой остановке , п ро ­ пуская людей в салон по одному. В-третьих, с увеличением числа маршрутных такси возрастет и количество обслуживаемых ими мар ­ шрутов, а также и продолжительность их курсирования . Такие та к ­ си сохранятся и при платном проезде на город ском транспорте . —Нередко возникают споры по поводу бесплатного про­ езда на маршрутках работников милиции. Все-таки скажите, имеют ли милиционеры право ездить бесплатно? — На маршрутных такси право бесплатного проезда ни для кого не предусмотрено . Все одинаково платят: и ветеран, и следователь прокуратуры , и милиционер . Вот только последние чаще д ру ги х I пытаются нарушить это правило. Недавно один старший лейтенант | даже подал на транспортников и с к в суд. Судья, конечно , отказал в удовлетворении его требований , но, думаю , проблема этим пол ­ ностью не решена. —.Сергей Алексеевич, если количество пассажирского транспорта на улицах города будет увеличиваться, напри­ мер, за счет привлечения частников, то не перегрузит ли это магистрали города? — Такая проблема существует уже сейчас. Например , сильно перегружены такие места, как проспект Победы, улицы Гагарина, Плеханова, Советская... Выход — в разумных транспортных ра звя з ­ ках. Планируем ограничить движение транспорта , не осуществляю ­ щего перевозки пассажиров , по проспе кту Победы . Часть е го пой - I д е т по улице Папина. Подобные варианты прорабатываем и в д р у ­ гих местах города . — Много вопросов в редакцию «ЛГ» поступает по поводу работы городского электротранспорта. Например, читатели спрашивают; почему все хуже и хуже ходят трамваи? Пого­ варивают, что этот вид транспорта в Липецке обречен на сворачивание. Так ли это? — Трамвайный п а р к у нас крайне изношен . Более 70 процентов вагонов подлежит списанию, но про ­ должают работать. Около десяти лет город не приобретал новых трам ­ ваев, да это и понятно: каждая еди ­ ница та кой техники стоит сегодня около пяти миллионов рублей! Мы сделали а кцен т на качественную ре с таврацию стары х машин . Для это го в депо открываем ремонтные цеха, где сам и будем обновлять трамваи. К сожалению , их число в городе постепенно со кращ ается , та к как совсем старые машины приходи т ­ ся списывать. Но в целом этот вид транспорта в ближайшее десятиле ­ тие в Липецке не умрет. Ведь труд ­ но представить наш город без трам ­ вая. Записал Николай РОЩУПКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz