Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •/ж г а з е т а 12 октября 2001 г., № 200 (21578) Ж Г Н Ж 3 5 Ш ИНОГОНЕТУ НАСПУТИ. НОГДЕЖЕ РЕЗОНАНС ^ С остоявшиеся в сентябре в Липецком горсовете публичные депутатские слушания по проблемам состояния пассажирского транспорта общего пользования не оставили равнодушными большин ство горожан: и рядовых, и стоящих у «руля» управ ления. Мнений и суждений по этому поводу было вы сказано немало, в том числе и в СМИ. Думается, что эти дебаты еще долго не прекратятся, так ка к ка чество работы этой отрасли мало кого удовлетворя ет. Сегодня же «ЛГ» предлагает читателям еще ряд публикаций на эту тему, которые, надеемся, помо гут разработчикам предложений по реформирова нию системы пассажирского транспорта найти вер ные, взвешенные решения. ОСТАНКОАВ?.. ОСОБОЕ МНЕНИЕ МНЕНИЕ-ДЕПУТАТА ПОРАУЧИТЬСЯЗАРАБАТЫВАТЬ Д е та л ьн о е и з у ч е н и е р а б о ты м у н и ц и п а л ь н о г о транспортно го хозяйства позволило наш ей к о миссии го р о д с к о го Совета д е п у та то в сделать вывод о том , что возрастающ ие год от года затраты на содерж ание отрасли становятся непосильными для бю дж е та . Давай те вернемся к исто кам во зни кно в е ния этой проблемы . В 1993 году постановлением главы администрации Ли пецкой области был осуществлен переход на бесплатный проезд в общественном пассажирском транспорте на всей территории субъекта Федерации. Нововведение, приятное для всех, основывалось на обя зательном транспортном налоге, который взимался с пред приятий и позволял содержать бесплатный транспорт. Но в 1998 году налог отменили как противозаконный. По обычной человеческой логике необходимо было либо воз вращаться к платному проезду, либо компенсировать за траты из областного бюджета. Решили, что платить бу дет городской бюджет. С этого времени муниципальный общественный тран спорт стал требовать все больше и больше средств на свое содержание. И если в 1998 году на него было затрачено свыше 132 миллионов рублей, то к 2000 году эта сумма превысила 312 миллионов. Хочу особо подчеркнуть, что эти средства использовались только на текущие расходы: горючее, заработную плату и ремонт. Рост расходов связан и с тем, что парк машин уста рел. Автобус «ЛиАЗ* стоит сегодня 1,2 миллиона руб лей, а необходимо приобретать до 100 автобусов ежегод но, чтобы через 3 года значительно обновить подвижной состав. На это потребуется примерно 120-140 миллионов в год. А если приплюсовать сюда и текущие расходы, то, смею заверить, ни один городской бюджет не выдержит такой нагрузки. Ясно одно —необходимо принципиально изменить под ход к содержанию транспорта. Значит, администрация города должна учиться зарабатывать деньги на транспорт, а не просить средства из бюджета. Однако, как показали депутатские слушания, состоявшиеся в начале сентября, руководители муниципального транспорта придержива ются других позиций, отстаивая-разработанную админис трацией и принятую прежним составом горсовета про грамму поддержки и развития отрасли до 2003 года, ко торая рассчитана на единственный источник финансиро вания — городской бюджет. Все, что не вписывается в возможности городской казны, предполагается получить из областной. Но дело даже не в источниках, а в том, как предполагается тратить эти деньги. Зачем, например, расходовать два миллиона бюджет ных рублей в год на приобретение ПАЗиков, очевидно, на маршрутные такси, дающие лишь дополнительные убытки, снова возмещаемые из бюджета? Только ПАТП- 3 за 1-е полугодие 2001 года использовало 2,6 миллио на бюджетных средств на возмещение убытков от работы маршрутных такси. А за год это превысит 5 миллионов рублей?! Почему, скажем, себестоимость платных перевозок, например, в Тамбове на таких же ПАЗиках ниже 3 руб лей, а у нас превышает 5 рублей 50 копеек. И при этом частные перевозчики в Тамбове возят за свой счет еще и шесть категорий льготников, а маршрутки липецких му ниципальных транспортников — ни одной? Откуда такая убыточность на липецком транспорте? Просто, она зара нее планируется администрацией. Вспомните фразу, об роненную на депутатских слушаниях в ответ на вопрос о полноте сдачи выручки в кассу предприятия: «дал води тель билет, не дал, меньше плана он никогда не сдает*. Тогда из каких экономических соображений используют ся в качестве маршрутных такси, да еще не в 4асы «пик», сочлененные ИКАРУСы? Можно задать и еще один вопрос. Зачем нужно закла дывать в программу и фактически расходовать по милли ону с лишним рублей в год на приобретение новых легко вых таксомоторов, если абсолютно никакой большой пот ребности населения в этих услугах нет, тем более у безра ботных и малоимущих? А в первом полугодии при вы полнении плана платного проезда легковых такси на 108,6 процента прибыли получено всего 27 тысяч рублей. Это за сколько же десятилетий окупятся бюджетные деньги, «мудро» вложенные администрацией в таксомо торный бизнес с рентабельностью 2 процента. За 50 лет окупятся! Просто руководителям муниципальных предприятий невыгодно эффективно и экономно расходовать средства бюджета. Меньше израсходуешь — меньше потом дадут. Их «голубая мечта» — работать только на пассажироки- лометрах, а все функции по сбору выручки, реализации проездных компенсаций, затрат, связанных с перевозка ми — это дело администрации. А в ПАТП-3, например, как прозвучало в докладе по итогам исполнения бюджета города за 1-е полугодие 2001 года, есть факты вольного обращения с бюджетными сред ствами. Там за счет бюджета, изготавливали визитные карточки для руководящего состава, тонировали стекла служебных легковых автомобилей, приобретали для них магнитолы и стереоколонки, списывали убытки от содер жания платной стоянки личного легкового транспорта ра ботников предприятия... Учитывая, что городская «Программа поддержки и раз вития пассажирского транспорта в 2001-2003 гг.» осно вана на прежней порочной практике финансирования из бюджета, необходимо с привлечением специалистов раз работать новую концепцию развития транспорта с широ ким привлечением частных инвестиций, которая послу жит основой для создания принципиально новой програм мы, позволяющей развивать такую сеть пассажирских пе ревозок, при которой не будет страдать городской бюд жет. Александр САПРЫКИН, заместитель председателя комиссии Липецкого горсовета по транспорту, связи, торговле и бытовому обслуживанию. МНЕНИЯ ч и т а т ел ей МЕСЯЦ в году ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ НА «ТРАМВАЙ»? С читаю, что даже разговоры о прекращении бесплатного про езда в общественном транспор те — это уже форменное издеватель ство над людьми в нынешней обста новке. Если даже человек будет ез дить всего два раза в день, то в год у него уйдет на это по нынешним це нам около трех тысяч рублей. Кста ти, средняя зарплата в области тоже близка к этой сумме. Значит, месяц в году предстоит работать на «трам вай*. А ведь у врачей, учителей, ра ботников культуры средний зарабо ток в два раза ниже. Недавно прочел на щите у авто бусной остановки рекламное объяв ление, начинавшееся примерно такой фразой: «Если вы до сих пор пользу етесь общественным транспортом, то вы — неудачник...» Так сколько тысяч таких «неудачников» в Липецке? От вет могут дать только транспортники: они регулярно считают, сколько пасса жиров они перевозят в день, в месяц, в год. Пока люди не будут получать до стойной зарплаты за свой труд, разго воры о платном проезде надо прекра тить. Ведь их начали те, кто в послед ний раз пользовался автобусом или трамваем, наверное, еще до «горбачев ской* перестройки. И я догадываюсь, почему эти дебаты начаты. Ведь пасса жирская система, пожалуй, единствен ная в городе, не попавшая еще в част ные, капиталистические руки. А она очень «лакомый» кусок. Вот так ры- г. Липецк. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ К; аждый по-своему понимает во прос, как его назвали в газете, с «транспортным коммуниз мом». Я, например, уверен, что се^ годняшняя жизнь заставит людей платить за пользование городским транспортом. И чем быстрее это про изойдет, тем лучше. И для граждан, и для пассажирских предприятий. Если мы сегодня ездим бесплат но, то значит, просто не уважаем себя, согласны с «душиловкой» в вагонах, с очередями на остановках, ^не возражаем пользоваться дряхль^ 3ми автобусами, в которых хороший I хозяин и скотину возить не будет. А 5все потому, что бесплатно. '< Мы не платим, потому и транспор- :тники безразличны к качеству обслу живания — лишь бы пассажироки- лометры накрутить. А получая от пассажиров деньги, которые никогда лишними не бывают, они и машины новые прикупят, и будут обязаны воз ить людей качественно. К тому же, считаю, очень нужно освободить пассажирские предприятия от всяческих налогов на какое-то вре мя. Вот и будет им такое бюджетное финансирование. Заработаешь поболь ше —побольше и останется. И на льгот ных пассажирах они должны зарабаты вать, а не выпрашивать деньги у город ского и областного начальства. Ведь льготники — это в основном немощ ные старики, которые своим трудом и военным подвигом спасали Россию, а их приравняли всеобщим бесплатным проездом, скажем, к совсем молодым людям. ^ Думаю, поступить надо так. Выдать, с учетом семейного бюджета, всем ■■ ,". Л: ' СКВОЗНЯКНА советской , 2 м ; Город — кок растревоженный^улей: власти хотят отменить бесплатный проезд... 6 не этот вопрос небез различен вдвойне, так как в свое вре я, будучи депутатом го родского Совета, я подни мал руку за введение бес платного проезда. Ситуация тогда была критическая — собираемых средств явно не хватало на содержание транспорта. Ни для кого не было секретом, что боль шинство наших уважаемых граждан с неохотой оплачи вало свой проезд —компос теры очень редко «щелка ли», особенно в часы пик. Что можно было пред принять тогда? Вернуть в транспорт кондукторов? Это был вчерашний день. Усилить контроль? Тоже I было проблематично, так как контролеры с явной неохотой заходили в салон для проверок (себе же будет дороже!). Увеличить плату за проезд? Количество «за йцев» сразу резко возрас тет... Все же гениальная мысль пришла своевремен но кому-то в голову — фи нансирование транспорта путем введения налога с юридических лиц позволя ло компенсировать громад ные затраты на организа цию системы оплаты и кон троля за оплатой проезда. Администрация города при вела убедительные цифры, депутаты приняли предло жение «на ура* и вопрос был решен. Что же изменилось сей час? Федеральное законода тельство запретило финан сировать транспорт путем сбора налогов? Но городс кие власти нашли выход и, как я понял, не планируют отменять бесплатный про езд. На депутатских слуша ниях по транспортной про блеме, состоявшихся в Ли пецком городском Совете, нок отвоевывает свое. И это уже стиль нашей жизни, стереотип поведения. Посмотрите на состав нынешнего Совета депутатов Липецка. Большин ство там — люди, которые объективно мыслят уже категориями капитализма, и в соответствии с этим они повысили квартплату почти в два раза, на что долго не решались прежние депутаты. Начались гонения на мелких торговцев и киоски в угоду крупным супермар кетам, а теперь о платном проезде за говорили... Может быть, я слишком эмоциона лен, но убежден, что общественный транспорт как жизнеобеспечивающая система должен быть бесплатным. А частника можно пустить обслуживать невыгодные маршруты, для граждан, которые рубли в карманах не считают. позицию администрации вы разил заместитель главы ад министрации города Сера фим Просветов: максималь но сохранить общественный транспорт и бесплатный про езд также. В данном случае интересы администрации со впадают с интересами насе ления — властям не нужна лишняя головная боль по организации системы опла ты и контроля, а жители ос вобождаются от прямых за трат на ее содержание. Как я понимаю, вопрос о недостаточном финансирова нии городского транспорта был поставлен с целью воз действия на область для уве личения отчислений из об ластного бюджета. Област ная администрация, конечно же, не должна стоять в сто роне от транспортных про блем областного центра, но, думаю, что и в рамках му ниципальной деятельности не все средства исчерпаны для улучшения ситуации. Существующий размер налогообложения не покры вает затраты на транспорт ные расходы? Так разве не льзя создать общественный фонд в поддержку транспор та, куда бы внесли взносы все предприятия? Не правда ли, какая предельно простая мысль? Но она ни разу не прозвучала, а почему-то ста вится вопрос о смене источ ника финансирования. Кому это надо и откуда дует ветер перемен? Депутатские слушания показали, что дует ветер из городского Совета, и имен но народные избранники «за мутили воду* о необходимос ти отмены бесплатного про езда, поскольку они изучи ли опыт соседних городов и видят выход из ситуации в развитии альтернативного частного транспорта. Липецк, оказывается. плетется в этом плане в хвос те всей России! Другие горо да, мол, далеко обогнали нас: в Воронеже — 80 процентов, в Тамбове 60 процентов пас сажирских перевозок обеспе чивается частными фирмами. Это же надо, какие мы от сталые! Да в этих городах просто-напросто не сумели сохранить и угробили общес твенный муниципальный транспорт! А наша админис трация смогла его сохранить (честь и хвала ей за это!), и, возможно, ей это удалось в немалой степени благодаря стабильному финансирова нию путем налогообложения. Наши реформаторы из Совета, этакие «чубайсики* городского масштаба, хотят нас убедить, что с частника ми нам будет не хуже. Но еще свежа память, как нас заверяли, что частник обес печит гораздо лучшее обслу живание, чем государствен ная торговля. Эта лапша на моих ушах напоминает о себе каждый раз, когда я вижу, как продавец разыскивает клочок бумаги или рвет га зету, заворачивая проданный товар, а покупатель протяги вает стираный полиэтилено вый пакет, чтобы как-то уменьшить цену покупки. По идее, народные из бранники в Советах депута тов должны представлять интересы своих избирателей. Кому же в нашем городе не нравится бесплатный проезд, кого он не устраивает? Во прос несложен, ответ одноз начен: финансирование об щественного транспорта пу тем сбора средств от юриди ческих лиц не устраивает ре альных хозяев нашей жизни — бизнесменов, предприни мателей, руководящую эли ту предприятий и организа ций. Взносы придется платить из своих средств, а это всег да очень неприятно, хотя в конечном счете за все платит его величество тру довой народ. Увеличат расходы на трансопрт — уменьшат нам зарплату, но все равно, несмотря на это, бесплатный проезд удобен, не правда ли? А введут платный проезд — деньги «зажмут* и за рплаты не прибавят. И получается, что де путаты Липецкого город ского Совета представля ют и защищают не наши интересы, а свои, личные, поскольку подавляющее большинство из них отно сится к той прослойке населения, о которой ска зано выше. В свою очередь адми нистрации города незачем осложнять отношения со своими депутатами. Она ограничивается претензи ями к областному бюдже ту, а наши городские на родные избранники пере вели вопрос в плоскость отмены бесплатного про езда. Оценивать происхо дящее фразой «ветер пе ремен», наверное, черес чур сильно. Пока имеет место скорее «сквозняк перемен» — население постепенно приучают к мысли о неизбежности введения платного проез да. Рано или поздно, но все равно будет так, как считает нужным хозяин, тем более что наши хозя ева, именитые люди, име ющие солидный финансо вый или административ ный вес, полностью завла дели и городским органом представительной власти. В любом случае народ заслуживает ту власть, которую выбирает. Борис ФИЛАТОВ, г. Липецк. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА « переходный период БУДЕТ НЕЛЕГКИМ, НО ЕГО НАДО ПЕРЕЖИТЬ...» В ' ; Альберт СИДОРОВ, бывший военнослужащий. И ДЕНЕЖКИ ПЛАТИТЬ льготникам билетные книжечки, к при меру на 60, 80 или 100 поездок в ме сяц. Сколько сдаст предприятие этих билетов в казну, столько и денег из нее получит. Вот вам и учет, и контроль. А если льготник желает чаще кататься, чем это жизненно необходимо, то пусть денежки платит. Конечно, и городские, и областные власти не должны забывать транспор тников, давать им из бюджета деньги, но только под возврат, пусть даже и без процентов, улучшать дороги и вся чески помогать. Леонид АКСЕНОВ, ветеран войны и труда, г. Липецк. ________ _______ областном центре все а ктивнее обсуждается тема п е р е в о д а го р о д с к о г о тр а н с п о р т а на п л а т н ую основу . Ко гда это произойдет? К а к будет проис ходи ть переход? Сохранятся ли льготы на проезд? Что будет с город с ким электротранспортом? Эти вопросы звучат в письмах и а б р ащ ен ия х л и п чан в «ЛГ». Ответить на н и х реда кци я попросила ис полняющ е го обязанности н а ч ал ьни ка главно го тран спортного управления города Л и п е ц ка Сергея МАЛИ НИНА. — Сергей Алексеевич, по всему видно, что транспортному коммунизму в Липецке приходит конец. Восемь лет горожане и гости областного центра не знали проблем с оплатой проез да. Первые пять лет делать это позволял единый транспорт ный налог, который покрывал издержки транспортников. За тем расходы взяли на себя областной и городской бюджеты. Но им стало не под силу тянуть эту ношу. Когда планируется переход на платный проезд в городском транспорте и как все это будет происходить? — Платный проезд будет вводиться постепенно . Ныне около 25 процентов городских автобусов уже работают по систем е маршрут ного такси . Д о конца это го года их доля увеличится до 40 процентов. Затем также поэтапно на платную основу будет переходить и гор- электротранспорт. Уже сегодня городские власти предвидят связанные с этим п ро блемы. Во-первых, липчане отвыкли платить за проезд и заставить их делать это, думаю, будет непросто. Потребуется не менее тысячи кон дукторов, сотни контролеров, надо, наконец , отпечатать проездные билеты... Все это связано с большими расходами. Где взять деньги? Во-вторых, около половины пассажиров пользуются льготами при оплате проезда , но дене г из федерального центра на эти цели, как правило, не поступает. Как быть с сотнями тысяч ветеранов, м но го детных семей , работников различных спецслужб? Требовать с них деньги мы не имеем права и возить бесплатно за счет автохозяйств не можем . С данной проблемой сталкиваются практически во всех регионах России. В Костроме , например, мэр от отчаяния пошел на крайние меры: он отменил для льготников бесплатный проезд , но его попра вил суд. Сейчас мы в Липецке думаем , как разумнее поступить с этим щекотливым вопросом . Скорее всего , льготный проезд мы сохраним в объеме поступающего материального подкрепления из федераль ного центра. — Но согласитесь, деньги с пассажиров в нужном объеме собрать в любом случае не удастся. Свою роль здесь сыграет стойкая привычка липчан ездить «за так». Кто же будет ком пенсировать недобор? — Да, вы правы. По расчетам специалистов управления, дотации для город с ко го транспорта потребуются , по меньщей мере, еще в течение трех лет. Это бремя предстоит нести город ском у бюджету. Будем просить помощи и из области. Д умаю , переходный период будет нелегким , но его обязательно нужно пережить. — Сергей Алексеевич, все это тревоги и заботы завтраш- ^ него дня. Но давайте вернемся к делам нынешним. Сегодня маршрутные такси составляют четверть городского автопар ка. Как известно из сигналов в редакцию . V пассажиоов к их работе есть немало претензий. Во-первых, маршрутные авто бусы в часы «пик» ходят переполненными. Во-вторых, они по долгу задерживаются на остановках, так как водитель при по садке занят сбором денег за проезд. В-третьих, маршрутки охватывают далеко не все транспортные направления и хо дят практически только в дневное время. Что же будет при переходе на сплошной платный проезд? — Разгрузить маршрутные автобусы типа ПАЗ можно лишь од ним способом : пустить их больше. Этому городу помо гут частные предприниматели , которые все охотнее занимаются транспор тны ми перевозками . Сейчас на городских маршрутах работает 31 част ный микроавтобус . Они курсирую т по пяти па ссажирским марш ру там. Касаясь второй проблемы — о сборе денег, надо отметить, что даже в маршрутном такси некоторые люди платят за проезд не охотно и использую т малейшую возможность прокатиться на халя ву. Поэтому водителю порой приходится с боем требовать с пасса ж иров оплату проезда . Вот и стоит он на каждой остановке , п ро пуская людей в салон по одному. В-третьих, с увеличением числа маршрутных такси возрастет и количество обслуживаемых ими мар шрутов, а также и продолжительность их курсирования . Такие та к си сохранятся и при платном проезде на город ском транспорте . —Нередко возникают споры по поводу бесплатного про езда на маршрутках работников милиции. Все-таки скажите, имеют ли милиционеры право ездить бесплатно? — На маршрутных такси право бесплатного проезда ни для кого не предусмотрено . Все одинаково платят: и ветеран, и следователь прокуратуры , и милиционер . Вот только последние чаще д ру ги х I пытаются нарушить это правило. Недавно один старший лейтенант | даже подал на транспортников и с к в суд. Судья, конечно , отказал в удовлетворении его требований , но, думаю , проблема этим пол ностью не решена. —.Сергей Алексеевич, если количество пассажирского транспорта на улицах города будет увеличиваться, напри мер, за счет привлечения частников, то не перегрузит ли это магистрали города? — Такая проблема существует уже сейчас. Например , сильно перегружены такие места, как проспект Победы, улицы Гагарина, Плеханова, Советская... Выход — в разумных транспортных ра звя з ках. Планируем ограничить движение транспорта , не осуществляю щего перевозки пассажиров , по проспе кту Победы . Часть е го пой - I д е т по улице Папина. Подобные варианты прорабатываем и в д р у гих местах города . — Много вопросов в редакцию «ЛГ» поступает по поводу работы городского электротранспорта. Например, читатели спрашивают; почему все хуже и хуже ходят трамваи? Пого варивают, что этот вид транспорта в Липецке обречен на сворачивание. Так ли это? — Трамвайный п а р к у нас крайне изношен . Более 70 процентов вагонов подлежит списанию, но про должают работать. Около десяти лет город не приобретал новых трам ваев, да это и понятно: каждая еди ница та кой техники стоит сегодня около пяти миллионов рублей! Мы сделали а кцен т на качественную ре с таврацию стары х машин . Для это го в депо открываем ремонтные цеха, где сам и будем обновлять трамваи. К сожалению , их число в городе постепенно со кращ ается , та к как совсем старые машины приходи т ся списывать. Но в целом этот вид транспорта в ближайшее десятиле тие в Липецке не умрет. Ведь труд но представить наш город без трам вая. Записал Николай РОЩУПКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz