Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
10 октября 2001 г., № 198 (21576) г А ОНА ВСЕ НАДЕЕТСЯ... СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ... Г л я д я н а э т у б л а го р о д н о го вида ж е н щ и н у — м и н и а т ю р н у ю , с тр о й н ую , с сереб ри с тым и , у л о ж е н н ы м и в кр а си в ую пыш н ую причес к у волосами , невольно н а чи наеш ь верить в то , что м а м а ее бы л а « гол убы х» д в о р я н с ки х кр о в е й , а папа — стр о гим , н о с п р а в е д л и вы м см о л е н с к им п о м е щ и к о м . Фотография родителей , да тированная 1914 годом , и о ткры вае т семейный альбом Т ам а ры И в а н о в ны Ж е га н о - в о й . По всему на д л еж а л о ей по лучить х о р ош е е об ра зование и д о б р о п о р я д о ч н о е воспита ние , не знать у н и ж е н и й и бед ности, но случилось совсем ин а че . У ж е до ее рохадения Россия стала совсем д р у г о й с тран ой , где гордиться пола галось лиш ь проле тар с ким происхохадением . Не имея о н о го , Тамаре Ж е га но - вой приш л ось довольствоваться семью классам и о бщ е о б р а зо в а тельной ш ко лы и тр уд но й , вп ро чем , к а к и у большинства советских грахадай, судь бой . И все -таки лиш ений на ее д о лю вы пало слиш к о м м н о го . Сегодня она дож и вае т свой ве к в Хлевенском Цент ре временно го размещения (ЦВР) вынухаденных пере селенцев. Ей 80 лет, но она не сломлена д у хом , на этом острове о ткро венн ой убогости и нищеты умудряется вести человеческий образ ж и зн и ; не дает себя в оби ду, добивается п о о тнош ению к себе и д р у гим у в а ж е ния и справедливости, соблюдает в своей кро хо тной , невесть сколь ко лет не ремонтированной ком на т ке -кл е туш ке п о р яд о к и чистоту, читает, размышляет ... И за все за это слывет, м я гко говоря , ч уд а ч ко й — а прощ е , не совсем норм ал ьной , поэтом у в к о р и д о р ны х р а з б о р к а х достаются ей ругательства хлесткие и грубы е , да и не тол ь ко ругательства ... сейчас называет ее Тамара Ивановна, учила детей добру, милосердию, помогала им делать уроки... Дочь закон чила институт, сын рано же нился, пошли внуки... Каждый из детей зажил своей жизнью, а Тамара Ива новна по-прежнему работа ла. И так, наверное, по сей день не знала бы горя, если бы не очередная «револю ция» в стране. Сын уехал в Тверскую ь. Пг конце 1994 года к нему в де област Р одилась Тамара Ивановна в Смо ленске . Была единственной в семье и любимой дочерью, роман тичной и очень красивой девушкой. Любила музы ку, театр, мечтала о возвы шенном, а в итоге в 17 лет оказалась женой и ма терью... Но жизнь с мужем не сложилась — а тут война. С сентября 1941 года по июль 46-го она работала на оборонном заводе в Сара тове, потом вместе со вто рым мужем, виолончелис том и дирижером, пригла шенным в Ташкентский оперный театр, уехала в Узбекистан. И на целых полвека свя зала свою жизнь со штабом Туркестанского военного ок руга, военно-медицинским отделом. В ее трудовой книж ке — отметки о разных до лжностях, престижных и не очень. Но везде она удостаи валась только поощрений и наград: десятков благодар ностей, медали «Ветеран тру да», узбекской медали Сла вы, врученной ей от имени президиума Республики Уз бекистан за многолетний и честный труд в 1994 году. Конечно, времени на семью оставалось не слиш ком много, а дома — двое детей. Второй брак тоже рас пался, вдобавок после смер ти отца-фронтовика к ней приехала мама... Материально всю семью содержала она одна, а интел лигентная мамочка, как и г родав квартиру, в ревню Козлова Андриаполь- ского района переехала и Тамара Ивановна, где ее пос тавили на учет в миграцион ной службе... Оказавшись приживал кой в новой семье сына, за висимой и обманутой, ибо ей-то, собственно, ничего не досталось, она уехала на ро дину, в Смоленск, — и уси лиями тамошнего собеса по пала... в дом-интернат для ве теранов войны и труда «Ви шенки». Отех двух годах, которые она там провела, вспомина ет как о сплошном кошма ре. Вырвавшись оттуда, вер нулась в Тверскую область, где добилась наконец «реа билитации» в миграционной службе, и ей продлили ста тус вынужденного переселен ца, признав тот факт, что де нег на обретение жилья она не получала. Но и только... В конце 1999-го Тамара Ивановна отправляется в Москву — за правдой. Четы ре месяца (!) живет на вокза лах и обивает пороги различ ных инстанций: обращается в Думу, в Администрацию Президента, в какие-то дру гие присутственные места — и нигде не находит понима ния. Лишь после ходатайства региональной общественной благотворительной организа ции помощи беженцам и пе реселенцам «Гражданское содействие» Тамаре Иванов не — что бы вы думали? — «не препятствуют находить ся» на-Ленинградском вокза ле города Москвы — такую резолюцию наложил началь ник вокзала. — Я не бомж, — говорит Тамара Ивановна с достоин ством и, сдерживая рыдания, — я бродячая собака... К огда терпение у чи новников кончи лось, отправили бедную женщину в Липецк. Так в прошлом году она и очутилась в Хлевенском ЦВР. —Ей ничего «не грозит», —объясняет директор Цент ра Иван Чурсин,— квартиру ей никто не даст... Если по началу федеральная мигра ционная служба обеспечива ла хотя бы по 2-3 семьи в год жильем, то теперь на деяться не на что. Ей одна дорога — в дом престаре лых... От этих слов Тамару Ивановну колотит от стра ха: она выдерживает ругань и побои, что, видимо, в Центре просто в порядке ве щей, сам директор называ ет ЦВР самой криминоген ной точкой в районе, — но не соглашается переехать никуда, кроме комнаты в общежитии или квартирки. — Мне так мало оста лось жить, — просит она меня, — неужели я не за служила покоя, помогите мне... Я ведь не заберу это жилье с собой на тот свет, но хоть смогу спокойно спать, выходить в коридор и знать, что меня никто не обругает, не ударит... Конечно, тяжело наво дить порядок в такого рода заведениях, и Иван Чурсин даже при скудном финан сировании пытается что-то делать: провел паровое ото пление, поменял и покра сил рамы. Но... Обстанов ка в Центре нищенская — это вам не Введенский и Трубетчинский дома при зрения, о которых мы не раз писали, ни коврами, ни мебелью тут «не пахнет». Удивляет и другое: как ЦВР, где обитает всего 47 человек, из которых 15 де тей, много пенсионеров, умудрился стать таким «рассадником зла», на ко торый «весь район работа ет»? Почему там не соблю даются элементарные пра вила общежития? Куда, в конце концов, смотрят власти? В заключение хочу за дать еще один —боюсь, что риторический —вопрос. Не ужели мы все настолько очерствели, что судьба ближнего нас ничуть не бес покоит? Ветеран Великой Отечественной войны, чело век, имеющий 50 с лишним лет трудового стажа, рабо тавший до 74 лет, интелли гентный и сильный духом, оказывается брошенным ро дными детьми, армией, с которой была связана вся жизнь, и страной на произ вол судьбы— и все спокой ны... И все же, несмотря на пережитое, Тамара Иванов на надеется на людей, на их помощь и милосердие... Эмма МЕНЬШИКОВА, спец. корр. «Липецкой газеты». Липецк — Хлевное. На снимках: Тамаре Жегановой 18 лет; она же: в раздумьях о прожитом... ОБРАЗОВАНИЕ ед и н ы й экзам ен д л я ... учителя Б у кв а л ь н о на д н я х у зн а л о том , что наш а область будет участвовать в эксперимен те по введению е ди но го государствен но го э кзам ена , и реш ил поделиться собствен ными мыслями на сей счет. С одной стороны, необходимость в коренной ре форме школы очевидна, и такой экзамен сможет решить многие из накопившихся проблем. Так, аби туриент получит возможность отсылать результа ты испытаний на конкурс сразу в несколько вузов, его шансы на пол^ение высшего образования до лжны возрасти. Однако установление такого по рядка вскроет серьезную проблему российской шко лы. Речь о качестве школьной подготовки. Не секрет, что уровень знаний учеников^неук лонно снижается, и, по-видимому, главной при чиной этого является снижение профессиональ ного уровня учителей. Уже довольно долгое вре мя престиж педагогического образования остает ся невысоким, и немалая часть поступающих в педвузы идет туда только потому, что не в состоя нии поступить куда-либо еще. К тому же за пос леднее десятилетие зарплата школьного учителя стала просто нищенской. Большинство тех, кто мог, нашли применение своим способностям в дру гих областях. Конечно, в школе остались люди, увлеченные своей работой, но, к сожалению, их слишком мало. Основную же массу составляют бывшие студенты-троечники, люди посредственных способностей, слабо знающие свой предмет и рав нодушные к своему делу. В ходе эксперимента с единым экзаменом эта проблема уже начала выявляться. Одним из воз ражений против теста по истории стало то, что на некоторые его вопросы не могут ответить сами учи теля. Особенно плачевна ситуация с иностранны ми языками: разработанные в Санкт-Петербурге тесты по английскому не были допущены даже к экспериментальному применению в провинции, так как учащиеся просто не могут сдать их, —их этому не научили. Тесты по немецкому и фран цузскому языкам не удалось разработать вообще. Положение с русским языком стало просто катас трофическим: элементарная грамотность представ ляется каким-то достижением, доступным только немногим ученикам. На мой взгляд, единый экзамен может стать хорошей проверкой состояния нашей школы, но, прежде чем испытать его на детях, стоит предло жить пройти тест самим учителям. Результаты такой проверки наглядно продемонстрируют ре альный уровень подготовки в разных школах, и после их обнародования родители будут знать, кто из учителей чего стоит. Еще в 70-е годы было утверждено положение, что школа в вуз не готовит. С тех пор стало акси омой —для поступления совершенно необходима дополнительная подготовка. Но давайте вдумаем ся: ученик проводит за уроками и домашними за даниями практически полный рабочий день, пе регрузки приводят к тому, что процент здоровых выпускников неудержимо стремится к нулю. При этом выходит, что нужны еще и дополнительные занятия по тем же школьным предметам. Возни кают вопросы: чему же учит такая школа и зачем вообще она нужна? Не напрасно ли тратят здо ровье, силы и время ученики за партой? Не полу чится ли так, что для подготовки к единому экза мену тоже потребуется репетитор из вуза? До сих пор не изжита и господствовавшая в советской школе система уравниловки. Когда дети с самыми разными возможностями и способнос тями учатся в одном классе одному и тому же. Огромные деньги тратятся на то, чтобы создать видимость обучения тех, кто не может или не хо чет учиться, в то время как способности талан тливых детей угасают в бездействии. Что же уди вительного, если в итоге многие при положитель ных и даже хороших оценках вместо знаний при обретают отвращение к самому процессу учебы? Современная наука постоянно движется впе ред. Любые конкретные знания в этих условиях быстро устаревают, значит, главная задача совре менного образования — научить человека самос тоятельно мыслить и учиться. На первый план выходят предметы гуманитарного цикла, способ ствующие расширению кругозора и приобщению к культурному наследию, щкола же продолжает считать, что главное — вбить в головы детей оп ределенный набор сведений, которые без осозна ния и осмысления ложатся в память мертвым грузом. Итак, размышления по поводу единого экза мена приводят нас к гораздо более глубоким про блемам российской школы. Сам по себе экзамен — это просто быстрое и удобное средство провер ки знаний, как раз в этом и состоит его достоин ство. Но прежде чем проверять знания, надо по заботиться об их наличии и качестве. Сначала в погоне за всеобщим и равным охватом, а затем в хаосе и неразберихе бесконечных реформ мы за были о главном. Каждый ребенок —это личность. Задача образования — развить индивидуальные способности каждого. Вспомним, что Пушкин был выпущен из лицея с нулем по математике. Стал бы он Пушкиным, если бы учился в современной средней школе? Если нам удастся найти способ раскрыть максимум способностей, а не вбить ми нимум знаний, в новом веке Россия сможет стать по-настоящему великой страной. Хотелось бы на деяться, что планируемая реформа приблизит нас к этой высокой цели... Дмитрий БУДЮКИН, аспирант ЛГТУ. ШИПЕЦКЛЯ «/Ж г а з е т а о «МЕТАЛЛУРГ» ЛЕТИТ К ФИНИШУ НА ВСЕХ ПАРАХ Состоялись очередные матчи на пер венство страны по футболу среди команд второй лиги зоны «Центр». Л ипец кий «Ме таллург» и грал в П одм ос ковье с клубом «Коломна». Счет на 2 5 -й минуте о ткры л липчанин В. Кушнир . Вскоре В. Иванов у ве личил результат, а затем он же забил тр е тий мяч. Победную точку в этой встрече поставил А. Грязин. Обыграв «Коломну» со счетом 4 :0 , наши ф утболисты набрали 83 очка . Б ел город цы, которые в Рязани забили единствен ный победный мяч в ворота местно го «Аг р о ком п ле кта» , о т с таю т п о -п р е ж н е м у на семь очков . Ф К «Елец» на конец -то по ра довал своих болельщиков, победив в Оре- хово -Зуево местных спартаковцев со сче том 1 :0 . Благодаря завоеванным трем оч кам ельчане ул учш ил и с в ое т у р н и р н о е положение , сделав ш а г вперед , — после тридцати четырех проведенных игр они с 33 -м я о ч кам и заним аю т 1 7 -ю с тро ч ку в турнирной таблице. Результаты др у ги х встреч 35 -то тура : «Динамо» (Брянск) — «Арсенал-2» (Тула) — 1 :0 , «Орел» — «Локомотив» (Калуга) — 0 :1 , «Витязь» (Подольск) — «Титан» (Реу тов) — 3 :2 , «Краснознаменск» — «Космос» (Электросталь) — 2 :0 , «Спартак» (Л ухови цы) — «Спартак» (Тамбов) — 1 :2 , «Фабус» (Бронницы) — «Локомотив» (Л иски ) — 4 :2 , «Дон» (Новомосковск) — «Авангард» (Курск) - 1 : 2 . ЛИПЕЦКИЕ «КЛАССИКИ» В ВОРОНЕЖЕ ПОКАЗАЛИ КЛАСС В серо с си й с кий турнир памяти и з вестного воронежского тренера Владим и ра Алехина, собравший на ковре соседне го города около трехсот борцов гр е ко -р им ско го стиля , в том числе и гостей из У кра ины и Казахстана , обрел та ким образом статус мехсдународных соревнований . Юные липец кие «классики» выступали в Воронеже тремя командными составами во всех возрастных группах , и почти по ловина и з 24 -х наших зем ля ков вернулась домой с наградами . Особый же спортивный успех выпал на долю Алексея Кирина, Артема Стебенева, Евгения Костырина и Владимира Осетро- ва, которые стали победителями в своих весовых категориях . Серебряными пр и зе рами мемориала стали Александр Поно марев и Сергей Скуратов, а Вадим Д уш кин , Андрей Евсин, А л е ксандр Беляев и Александр Осетров завоевали бронзовые же тоны . ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ: ХК «ЛИПЕЦК» УЖЕ НА ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ Очередные встречи на первенство страны по хоккею среди ком анд высшей л и ги ХК «Липецк» п р о в о д ил во Д в о р ц е спорта «Звездный» с клубом «Элемаш» из подмосковно го города Электросталь . Счет первого матча открыл бывший и г ро к липчан, нападающий гостей А. Рома ненко , который вскоре забросил и вторую шайбу. Но хозяева льда сравняли резуль тат, дважды ворота противника поразил А. Гусев, а Ю. Богусевич вывел свою ком ан д у вперед — 3 :2 . Автором четвертого гола ХК «Липецк» стал А. Виноградов . В конце игры вновь отличился А. Романенко. В и то ге победа липчан со счетом 4 :3 . В п о в т о р н о й в с тр е ч е п о с л е т о ч н ы х бросков А. Левенока , Г. Клименко и В. К у куш кина ХК «Липецк» вел со счетом 3 :0 . Ответную шайбу за десять се кунд до фи нальной сирены провел А. Романенко. Остальные матчи э то го тура за ко н ч и лись та к : ХК «Воронеж» — «Витязь» (По дольск) — 4 :2 , 0 :5 , «Спартак» (Санкт -Пе тербург) — 5 :4 , 8 :3 , «Мотор» (Заволжье ) — «Кристалл» (Саратов) — 2 :1 , 2 :2 , «Олим пия» (Кирово -Чепецк) — «Дизелист» (Пен за ) - 2 :3 , 2 :2 . В с л е д ую щ ем т у р е наш и х о к к е и с ты приним али «Витязь» и з П одольска . Про и грывая в первой в стрече 1 :2 , п о д м о с ковны е с по р тсм е ны за четыре минуты до о кончания матча сра вняли ре з ул ь та т — 2 :2 . Д опо лни тел ьная п я тим ин у т ка у с п е ха ни одной и з ком а н д не прине сла . Ни чья. Во втором матче липчане победили со счетом 3:1 и с 31 -м очком переместились на третью строчку в турнирной таблице . А лидирует «Химик» (В ос кре сенс к ) , имея 33 очка. П одготовил Ю рий КУЛИНИЧ. КНИЖНАЯ ПОЛКА «НАЦИОНАЛЬНА!И!ОРСШ ПОЛИТИРКОСАСИИ» В МОСКВЕ, В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ПЕТРОВСКИЙ ДВОР» ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА «НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ» Подобный труд, представляющий собой собрание современной отечес твенной мысли, дающей развернутое представление о национальной м о р с кой политике России , проблемах ее р а з р а б о т к и и р е а л и з а ц и и , и зд а н впервые . На с траницах кн и ги (а это объемный фолиант в 450 страниц) вы ступаю т руководители Р о сси й с ко го флота, губернаторы и председатели законодательных ор ганов власти р е гионов, ученые, общественные деяте ли, ком андующ ие флотами и ф ло ти лиями, руководители пароходств, пор тов, рыбопромысловых предприятий и учебных заведений , ветераны фло та и писатели . О снову кни ги составили м а т ер и алы научно -пра ктической конф ерен ции «Национальная м орская по л и ти ка России: разработка и реализация», со с то я вш е й с я в М о с к в е 3 0 м ар та 1999 г., а также статьи, присланные в последнее время в о бщ е р о с си й с к о е Д виж ение поддерж ки флота. Напомним, в работе научно -прак тической конференции принимал учас тие председатель Л ипец ко го регио^ нального отделения Д ПФ , нынешний депутат областного Совета, капитан 1 ранга запаса Владимир Якунин, ко то рый рассказывал о ней на страницах «Липецкой газеты». Что касается кн и ги, то она хорошо иллюстрирована . Недавно с дарственной надписью председателя общ е р о сси й с ко го Д в и жения поддержки флота Михаила Не нашева, длительное время работавше- ЬНЬЛИОТЕКА0 5ШС1Ч>СС1т С 1:ОГО ДВЛХ:Р4ШЯ П0ДЛ1РЖЬ.Н флота ЕЩОШШ Р0СШ1 ' .> Соо)№ио» 1 нми «мплц на иорскуп Роиин) и нкружоюшкй мир го в Комитете по делам военнослужа щих при правительстве РФ, Федераль ном информационном центре России, Комитете Госдумы по обороне, эта кни га была вручена членам совета Л ипец кого регионального отделения ДПФ , а также главному реда ктору «Липецкой газеты» В. Савельеву за активную про паганду боевых традиций Р о сси й с ко го морского флота, который имеет 300- летнюю историю , тесно связанную и с нашим краем, Владимир ОСИПОВ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ ОДИН ПОЖАР РАВЕН ДВУМ НАВОДНЕНИЯМ МИНУС С1РАХ0ВКА ВСЕ ДЕТИ — НАШИ НАЙДИ МЕНЯ, МАМА! 3 авершился первый месяц действия п ро граммы добровольно го ж ил ищ н о го страхования , к о т о р ую п р е д л ож и л а л и п ч а н ам адм инистрация города со- ’вместно с ком п а н и ям и «Липецк» и «АСКО -Липецк» . Горож ане , пол учи в вместе со счетом на о пл а ту Ж КХ кв и та н ц ию -пр и гл аш е ние за клю чи ть соответствующий до го вор , отнеслись к нем у неод но знач но . Кто - то просто не понял смысла предла гаем о го , др у гие посчитали его к а к бесполез н ую тра ту дене г, третьи — поспеш или на поч'й^. П ообещ ав н аш им читателям через месяц вернуться к этой теме , мы попро си ли про комм ен тиро ва ть первые результаты действия про граммы генерально го ди р е к то р а ОАО Страховая ком п ани я «Липецк» Валерия ШКАТОВА. |Ц|1тт1111ЦДа111Ш1Ш1»111ШЖ1111И1ШМ11Ц.1ИИЯЯЯМ —Не могу пожаловаться, — сказал он, —общественный резонанс в городе жилищ ное страхование вызвало большой. Подроб ная информация прошла и в местных СМИ, хотя некоторые из них заняли тенденциоз ную позицию, назвав страхование квартир «добровольно-принудительным*. Поэтому я благодарен «Липецкой газете», которая очень профессионально, серьезно проин формировала своих читателей, осветив раз ные точки зрения. После выхода публикации в «ЛГ* пос ледовал шквал звонков от липчан в ком панию. К слову сказать, жители города от лично поняли, что это страхование —дело сугубо добровольное. Их больше занима ли вопросы порядка расчетов по выплатам. И это нормально, ведь люди принимали ре шение: а стоит ли тратить деньги? Более трех тысяч решили —стоит! В подтвержде ние приведу два примера. Недавно позвонила женщина с улицы Советской: только заплатила первый взнос, как случилась беда — у соседей сверху в три часа утра прорвало трубу и затопило всех с шестого по первый этаж. Естествен но потекла побелка, отклеились обои, от сырел линолеум. В общем, убытков как минимум тысяч на шесть. Хозяйка квар тиры волновалась, ведь она заплатила толь ко первый взнос. Но мы ее успокоили: от ветственность страховой компании насту пает с первого числа следующего за опла той страхового взноса месяца, и неважно, заплатил пострадавший один взнос или два- три. Раз оплатил первую квитанцию, зна чит, уже заключил договор страхования со всеми вытекающими обязательствами со стороны страховой компании. И пока пла тежи поступают регулярно и вовремя ( то есть в сентябре платим за октябрь, в ок тябре за ноябрь и так далее), договор счи тается действующим. Недавно нам сообщили из главного уп равления ЖКХ Липецка о другом случае: сгорела квартира на улице 6-я Гвардейс кая. При этом пожарные добросовестно за лили все, что уцелело от огня. Можно пред ставить состояние погорельцев, которые решили не тратить деньги на страховку. И в квартире жить невозможно, и восстанав ливать ее денег нет, а впереди — зима. Те перь ходят они по инстанциям за помощью, а им задают вопрос: «Договор страхования заключили? » Как я уже сказал, три тысячи липчан серьезно подошли к вопросу страхования жилья, но это не окончательный, а проме жуточный итог, потому что платежи про должают поступать. Кстати, кто не подклю чился к страховой программе в августе, может сделать это сейчас, оплатив ранее полученную квитанцию. Почему важно оплатить именно эту квитанцию? Потому, что вы тогда автоматически войдете в стра ховую программу и вам будут поступать последующие счета, то есть будет действо вать договор страхования. Дело в том, что по договоренности с ад министрацией города первые три месяца страховые компании будут работать с теми, кто уже принял предложение о страхова НИИ квартир. И только через три месяца мы вновь сделаем это предложение всем, кто пока раздумывает. Ну, а если кто утра тил квитанцию, то просто может прийти к нам в компанию и решить этот вопрос на месте. Конечно, введение прогадммы жилищ ного страхования дело для Липецка новое, поэтому неизбежны шероховатости. Напри мер, в результате реорганизации жилищ но-коммунальных служб Липецка про изошла задержка с рассылкой квитанций по страхованию. Естественно, люди звонят волнуются. Пользуясь случаем, хочу успо коить: все наладится, квитанции будут к вам поступать вовремя. Записал Анатолий ШАХОВ Рая Л. На днях этой девочке и сполни лось 15 лет. Она родилась и живет в Л ипец ке, хотя и не в семье, а в детском доме . Гла за у Раи голубые, волосы русые. Любит ч и тать, хорош о вяжет, шьет и вышивает. Она общительная , доб рая девочка . О пекает и очень лю би т младшего брата, тоже во спи т а н н и ка д етско го дома . Алеша М. У восьмилетне го парниш ки практически нет близких, хотя он ждет встре чи с ними. Быть может, от недостатка тепла, любви, ласки и общения бывает чрезмерно плаксив, тревожен . Хотя Алеша мальчик з а мечательный: умный , сообразительный , та лантливый. Он ученик общеобразовательной 1 Ш К О Л Ы . . Оксана Н. Девочке 14 лет. Она учится в 8 -м классе. За себя Оксана постоять умеет. Отважная и справедливая . Глаза у О ксаны голубые, волосы светлые. Увлекается м узы кой , лю би т читать, шить. Среди све р с тн и ков выбирает себе в друзья ребят совестли вы х , добрых. Елена Г. Учится ровно , даже несмотря на переходный возраст. Всерьез занимае т ся велоспортом , ж ивописью . Лена мечтает стать художником. Многое делает для само образования . Ходит в м узеи , выставочные залы. Старается смотреть на ж изнь так, что бы самой себе задавать вопросы и отвечать I на них. Елене 1 сентября исполнилось 14 лет. Лиана С. В следующ ем году пойде т в школу. Но уже сейчас воспитатели отмечают ее интерес к знаниям , хорош ую память, ум Лиана веселая, ж изнерадо с тн ая девочка Охотно предла гает свою пом ощ ь и в з р о с лым, и своим сверстни кам . Очень любопыт- I ная, но ее «почему» терпя т и взрослые , I [д е т и . Любимый предмет — математика. Лю ^ и м а я и гра — д оч ки -м а тери . П од готовила Галина КОЖ УХАР ^ . Ф о то О ль ги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz