Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
о ТГИПЕЦКАЯ г а ;з е т а 5 о к т я б р я 2001 г . , № 195 (21573 ) КАК ПОСТРОИТЬ ШКОЛУ т ДЕТЕЙ... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Евгений САФОНОВ, бывший сотрудник агро промышленного комитета Липецкой области, ныне предприниматель. Прежде всего, необходимо пере- : смотреть учебные програм- ’мы. За последние сто лет , человечество совершило массу открытий, суть и . смысл которых школа пы- ' талась донести до учеников. Но вот что любопытно: воз росший объем информации породил среди ученых чет- ’ кую специализацию. Вряд ли вы найдете физика, оди- ; каково блестяще владею- ; щего знаниями в области : ядерной физики и, допус- I Т И М , оптики. Или биолога, ; совмещающего поиски мо- ; розостойкого сорта пщени- ; цы с разработкой химичес- 1 кого препарата против ту- ; беркулеза. А в школьные • программы безуспешно ; стремились втиснуть все, ■ ЧТО есть в «большой» на- I уке. К тому же большинст- I во программ сегодня — ав- I торские. Каждый созда- 1 тель, любя свою дисципли- I ну, старается как можно I шире познакомить с нею I детей, как будто все учени- 3 ки по окончании школы I непременно пойдут по его I стопам... I Я за то, чтобы програм- I мы строились по принципу I «разумной достаточности». 1Задача учителя истории — I вооружить ученика знани- I ями законов развития об- I щества, а не заставить за- I помнить массу историчес- I ких событий в их хроноло- I гической последователь ности, а учителю рисования важно научить ребенка эс тетическому восприятию мира, а не подготовить к профессиональной деятель ности художника. Ирина КОБА, заведую щая дошкольно-школьным отделением детской поли клиники № 1. По-моему, начинать нужно со здо ровья школьников, кото рое у врачей вызывают тре вогу. Я не буду приводить I цифры —они у всех на слу- I ху. Лучше назову основные I неблагоприятные факторы. IСреди них — двухсменное I обучение, не соответствую- Iщее физиологии ребенка. В идеале, в школе он должен находиться с утра, чтобы после обеда спокойно вы учить уроки, а вечером от дохнуть. Но в Липецке не многие школы работают в таком режиме. Далее. Рас писание уроков зачастую не соответствует биологичес кому ритму ученика: пик активности приходится у него на 10-11 часов утра, и наиболее трудные предметы — математика , физика, иностранный язык — долж ны изучаться именно в это время. Многие школьники жалуются на то, что у них в день по 7-8 уроков. Это не допустимо! Существуют сан- пины, которые определяют количество часов на каждый предмет, каждый класс и которые должны неукосни тельно соблюдаться. В при нципе, по моим наблюдени ям, грубых нарушений тут нет. Вся проблема — в фа культативных занятиях, ко торые проводятся сразу пос ле основных уроков, а долж ны — после 30- 40-минутно- го перерыва. Следующий фактор — увеличение плот ности урока. Загружая детей по максимуму, педагоги за бывают, что существует пре дел восприятия информации. Не может не беспокоить боль шой объем домашних зада ний. Кстати, норма — 1/3 часть классной работы. На конец, школьное питание. Я не о качестве, хотя оно, ко нечно, оставляет желать луч шего. Я о том, что за переме ну — самая большая 15 ми нут — ученики едва успева ют добежать до столовой и получить свою порцию, за тем заглатывают ее на ходу, боясь опоздать на урок. Это — прямой путь ко многим болезням. Елена КОСТЕЕВА, на чальник подразделения по делам несовершеннолетних Московского отдела мили ции. Треть светового дня дети проводят в школе, поэтому она должна быть для них вторым домом. Говорю это не для красного словца. Дело в том, что сегодня многие ро дители в погоне за заработ ком самоустранились от вос питания своих чад. К чему это приводит, можно судить по сводкам милицейской хро ники: кривая детской пре ступности и правонарушений ползет вверх... Вот почему особо возрастает роль учите ля, который должен быть не простым урокодателем, а со ветчиком, другом, уметь на ходить контакт с учениками, их родителями. Ну и, конеч но, дружить с нашей служ бой. Такие педагоги, к счастью, есть. Например, Зи наида Андреевна Пак из школы № 32, Алексей Ни колаевич Кузнецов из шко лы № 48. А бывший замес титель директора по воспита тельной работе школы № 65 Наталья Павловна Лепетухи- на была нашим нештатным инспектором. Многих ребят с ее помощью нам удалось спасти от большой беды. Но, к сожалению, быва ют случаи, когда и школа, и милиция бессильны. Вот один пример из практики. У нас на учете состоит 15-лет ний подросток — учащийся липецкой школы № 30. От петый хулиган п драчун. Рас тет без отца. Мать погло щенная работой, заботами о средствах к существованию, давно махнула на сына ру кой. В школе он может об материть учителя, ударить одноклассника... Знает, что ему за это ничего не будет. Ну, вызовут в милицию, со ставят протокол, а дальше что? Какого-либо серьезного наказания за его действия за конодательством не предус мотрено. Хотя от таких, как он, я думаю, школу нужно защищать. Владимир САРЫЧЕВ, профессор, заведующий ка федрой литературы Липец кого педагогического уни верситета. Пора перестать ог лядываться на Запад, копи ровать чуждые нам образцы. У России своя история, свои традиции, свой националь ный миф. С какой стати наши ребята отмечают като лический праздник — День святого Валентина? Я не ду маю, что в Америке чтят’Ти хона Задонского или Сера фима Соровского... Боюсь, некоторые чиновники от об разования да и педагоги на меренно прививают нашим детям заморские вкусы и ценности. Иначе как объяс нить, что сегодня в школе откровенно культивируются английский язык и зарубеж ная литература? Или то, что в иных учебниках история России преподносится как цепь сплошных ошибок и не лепиц, охаиваются русские цари, например Иван Гроз ный, Александр III, всю Свою жизнь посвятившие служению Отечеству в про тивовес многим современ ным реформаторам? Что в школьном расписании в ущерб русскому языку, ли тературе, математике, физи ке появляются предметы типа ОБЖ или гражданове дения. Кстати, знаете, о чем спрашивают учеников седь мых-восьмых классов на том же уроке граждановедения? Какой сорт вина они пред почитают... Что и говорить, вопрос для истинных граж дан, патриотов своей страны! По-моему, сегодня, как никогда, актуальна мысль Николая Федорова, осново положника философии «об щего дела», о том, что дети- сыновья должны воскресить своих родителей-отцов, то есть вернуться к своим тра дициям, истокам. Иначе го сударство — не государство, страна — не страна. Мы хотим реформировать школу? Ради Бога! Но общес тву будет полезна только та кая реформа, которая следу ет известному призыву: «На зад, к Пушкину!», возвраща ет к корням, а не кроит души по чужим лекалам... Опрос провела Елена ТАРАВКОВА. КАКСЕБРЕЧЬ ХОРОШЕЕНДаРОЕНИЕ? П оводов собраться вместе у преподавателей и мастеров начально го профессионального об ра зовани я области о ка залось сра зу два — 61 -я год овщ и на со дня обра зования системы проф техобразования и День учителя . В актовом зале одного из лучших наших училищ, прошедшем, кстати, аккре дитацию и аттестацию — ПУ № 21 — встретились посланцы всех 34 учебных заведений региона. Кол лективы четырех из них — ПУ № 13 из Елецкого рай она, ПУ № 15 из поселка Лев Толстой, № 21 из Ли пецка и № 35 из поселка Добринка —были награж дены почетными грамота ми. Получили грамоты и 29 преподавателей и мас теров. Но праздник — это не только цветы, улыбки и подарки. Это еще и воз можность поговорить о делах, посоветоваться, подумать вслух. Тем более что, как выразился на чальник управления на чального профессионального образования Геннадий Грев- цев, на работников системы вновь легла особая ответ ственность за подготовку промышленных кадров. Се годня, однако, когда для от раслей региона необходимо десять тысяч рабочих, учили ща могут подготовить толь ко восемь. Да еще не в са мых благоприятных услови ях для учебы. Ведь 80 про центов оборудования училищ изношено. Низка, даже по сравнению с учителями об щеобразовательных школ, заработная плата преподава телей. Обещанное ее повыше ние на 20-30 процентов вряд ли решит этот вопрос и по высит материальную обеспе ченность и престиж работни ков системы. По-прежнему тревожит проблема питания ПРОФОБРАЗОВАНИЕ — учащихся. Раньше на это было предусмотрено шесть рублей в день на человека. Теперь — десять. Разумеет ся, десять больше шести, но разве, на такую сумму под ростка нормально накор мишь? Особенно если учесть, что контингент — преимущественно дети из малообеспеченных семей. Низок и размер стипендий будущих рабочих и, не за будем, воинов Вооруженных Сил страны. Как видим, на праздни ке не обошлось без тревож ных нот, без интонаций оза боченности. И все-таки это был праздник. Заряд энер гии подарили педагогам участники молодежного те атра «Юность», ансамбля песни и пляски «Калинка», академический хор препо давателей и мастеров проф техобразования «Россия», народный коллектив эстрад ного танца «Звездопад» и танцевальный клуб «Мисс». Если пока так остро не хва тает средств, чтобы поддер жать систему профподготов ки, то пусть хотя бы будут хорошее настроение и над ежда, что всем вместе удас тся выстоять и дождаться лучших времен. Наталья АРКАТОВА. СЛОВО о МАСТЕРЕ Этой фотографии 30 |,лет. В начале 70-х годов ! мы, молодые рабочие ГНЛМЗ, так раньше назы- ; вался Новолипецкий ме- ; таллургический комбинат, : пройдя в праздничных ко- I лоннах Первомайской де- I монстрации, не спешили расходиться по домам — все смотрели, выискивая взглядом знакомых, дру зей, чтобы поздравить с праздником, поговорить. Я увидел такую знако мую мне эмблему профтеx^ образования и рядом с ней — людей, которые учили меня. Фотоаппарат, как всегда, был на взводе, и пот ребовался лишь миг, чтобы эти люди и праздничная об становка тех лет остались со мной навсегда. В первом ряду идут пре подаватели и мастера техни ческого училища № 10, в ко тором мне выпало счастье учиться. Это было одно из лучших училищ нашего го рода, оно готовило кадры для Новолипецкого металлурги ческого завода. Третий спра ва — мой мастер производ ственного обучения Михаил Афанасьевич Яворский. Это был настоящий воспитатель, педагог. Мастер с большой буквы. Он преподавал курс электрослесарей КИП и авто матики. Человек большой культуры, строгий и справед ливый, много сил и терпения затратил он, чтобы научить нас нашей непростой специ альности. Помню, в самом начале учебы он занялся ус тановлением дисциплины и ПРОФЕССИОНАЛЫ 13 Н 15 16 17 М 19 20 1 1 1 1 1 Двадцать одна пара влюбленных глаз учеников началь ной школы -детского сада № 59 смотрит на свою первую учительницу —Ларису Черных. Лариса Валерьевна —педагог-новатор, работает по но вой образовательной программе «2100». На ее уроках ни когда не бывает скучно. А после уроков — походы в театр, лыжные прогулки, классные часы и праздники. Ну как тут не влюбиться? Быстро найти контакт с малышами Ларисе Черных по могла «пионерская» юность: 13 лет назад она пришла в липецкую школу № 43 на должность организатора детского движения. Работая, заочно училась в Елецком педагоги ческом институте по специальности «Учитель начальных классов». И сегодня, несмотря на молодость, авторитет Ларисы Валерьевны среди коллег, учеников и родителей непрере каем. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. НЕ АРХИВ — АРСЕНАЛ! ПАРОЛЬИСШЕЛЕИ: К0НПАН 1ИНМОСШЕНКО В ка н у н профессионального пра зд н и ка учителей в ли пец кой ш кол е N° 3 прошел день памяти наш е го земляка, выдающегося педагога 1СА. Москаленко. На встречу собрались пе дагоги, руководители школ, ученые, последователи осно воположника знаменитого липецкого опыта. Во вступи тельном слове руководитель лаборатории «Педагогическое наследие К.А. Москаленко в XXI веке», созданной год на зад на базе учебно-методичес кого центра городского управ ления образования, Михаил Ваковский сказал, что ориен тиры Москаленко во многом созвучны сегодняшнему дню. В частности, они позволяют уменьшить перегрузки уча щихся, побуждают детей к активной деятельности, созда ют положительную мотива цию в обучении. В то же вре мя модернизация отечествен ного образования дает толчок для дальнейшего развития системы Москаленко. Имен но поэтому возникла лабора тория, которая ставит своей задачей широкое распростра нение идей ученого. Любо пытная деталь: если год на зад по системе Москаленко работали всего 6 липецких педагогов, то сегодня их на считывается уже 82. О своем опыте рассказа ла учитель-методист началь ных классов школы № 3 Ра иса Островская. Она опира ется на москаленковский метод перспективно-опережа- ющего обучения. Например, уже во втором классе Раиса Семеновна постепенно вво дит материал такой сложной темы, изучаемой обычно третьеклассниками , как «склонение имен существи тельных». В результате задолго до того, как начнет ся «официальное» ее изуче ние, у ребят уже вырабаты ваются нужные навыки. Та кой подход обеспечивает ус воение любого материала всеми без исключения учени ками. Раиса Островская на помнила о том, что в 60-е годы липецкая школа № 3 являлась базовой при ЛГПУ и работала по системе Мос каленко. Сейчас, кстати, школа носит его имя. Здесь накоплен огромный опыт, и каждый молодой учитель может познакомиться с ним в рамках школьных семина ров, посещая уроки, практи ческие занятия. 22 года работает по мето дике Москаленко учитель начальных классов липец кой школы № 70 Ольга Ми- ляева. На первом плане у нее —нравственно-личнос тное воспитание учащихся путем развития речи. Обу чение строится исключи тельно на положительных эмоциях, когда малейшее продвижение слабого уче ника всячески поощряется. А учитель начальных-клас сов липецкой школы-лицея,, № 44 Светлана Длугашевс- кая была непосредствен ным участником экспери-! ментов, проводимых еще са-; мим Константином Алев сандровичем. Все, чему она I тогда научилась, до сих пор ■ помогает ей добиваться в( сомых результатов. В клас се Светланы Алексеевны процент успеваемости младших школьников ра вен 100, процент качества — 91 (по сравнению с 96 и : 68 соответственно в кон-! трольном классе). г Весьма интересно сооб-; щение о том, как «функци-: онирует» система Москален-; ко в липецкой школе № 55 На ее базе создана собствен ная творческая лаборато рия. Создана и реализуется > программа преодоления I школьных перегрузок. В ноябре, к слову заметить, состоится педсовет по этому ' вопросу, а в марте следую-! щего года — педконферен- ция. По всем предметам; проводятся открытые уроки показы, где используются; проверенные жизнью моска-' ленковские приемы. ! Итак, концепция педа- ■ гога-новатора, родившаяся в 60-е годы, не только не ' утратила своей актуальнос ти, но и наполняется новым смыслом. О тематике науч-, ных исследований липец- ■ ких педагогов, последовате лей Москаленко, на встре че рассказал научный руко- > водитель лаборатории «Пе-; дагогическое наследие К .А .: Москаленко в XXI веке»,; профессор ЛГПУ Иван Гу зенко. А в заключение был избран совет лаборатории. В него вошли педагоги ,; представители управления; образования, института усо вершенствования учителей, ^ другие специалисты. г Елена ТАРАВКОВА. ОСТАНОВИСЬ. МГНОВЕНЬЕ! порядка в группе, воспитани ем у учащихся чувства ответ ственности и гордости за свою профессию. Закончив училище, вся наша группа, как и осталь ные, была принята в цехи НовОлипецкого металлурги ческого завода. По-разному сложились судьбы наших выпускников: после службы в армии кто-то вернулся в свой цех, а кто-то пошел учиться дальше. Но первую свою специальность и чело века —Мастера, который на учил нас этой специальнос ти, — невозможно забыть. Я поздравляю Михаила Афанасьевича Яворского с профессиональным праздни ком — Днем работников профтехобразования, желаю ему здоровья, долгих лет ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ СергейСООРКИН, начольинкупровленуигоялвонгоороызксаУВДоблсоти; «мы СТРЕМИМСЯ РАБОТАТЬ ДОСТОЙНО» 5 октября со тр уд ни ки российского у гол о вн о го ро зы ска отмечаю т свой профессиональный п р а зд н и к . Сыщики угро — это элита органов внутренних дел, и именно на их плечах лежит груз ответственности за раскрытие большинства преступлений, в том числе самых ттикких. А еще это работа не для слабых. Ежедневные огромные физические и моральные нагрузки . Об уголовном розыске ходят легенды, но лишь его сотрудники знают настоящую цену своей профессии. Наш собеседник — на ч а л ьни к управления у гол о вн о го ро зы с ка УВД области п о л к о в н и к милиции Сергей СОРОКИН. — Сергей Федорович, вы уже не один год работаете в милиции. Времена меняются, а вместе с ними условия, в которых приходится действо вать стражам порядка. Тяже ло сегодня приходится? —За последнее десятилетие в нашей области, как и по всей стра не, произошли серьезные измене ния в криминогенной обстановке. Резко возросло количество особо тяжких преступлений всех катего рий. Если, к примеру, в 1991 году у нас было совершено 94 убийства, то в 1999 — 167. Значительно вы росло число грабежей,разбойных нападений, квартирных краж. —На ваш взгляд, с чем это связано? — Низкий уровень жизни граждан, безработица, алкоголи зация и наркотизация общества, возросший уровень незаконного оборота Оружия и наркотиков. На психологию потенциальных пре ступников оказывают влияние и правовой нигилизм, и несовер шенство законодательства. Разве мало примеров, когда, будучи за держанными и обличенными в со вершении тяжских уголовных де яний, преступники уходили от от ветственности. — Но, тем не менее, уго- ' ловный розыск всегда держал марку липецкой милиции. — Мы стремимся работать достойно. Помним, что за каждым преступлением — люди, прежде всего те, кто оказался в роли пос традавших. Иногда это — не по боюсь громкой фразы — вопрос жизни и смерти. Может быть, не все получается, как хотелось бы, но работаем порой на пределе. Не хватает людей. Несколько десят ков наших оперативников посто янно находятся в Чечне. Почти по ловина сотрудников имеет стаж работы в угро лишь до трех лет. — А о работе, как в целом милиции, так и угрозыска, пока продолжают судить по раскры тым преступлениям. — Что касается раскрытия особо тяжких уголовных деяний, то из года в год мы стараемся держать планку на высоком уров не. Раскрываемость убийств у нас никогда не опускалась ниже 89 процентов. Это один из лучших показателей в стране. Куда хуже обстоят дела с раскрытием краж из квартир,автотранспорта. Сложно идет работа по мно гим преступлениям, имевшим об щественный резонанс. Это так называемые заказные убийства. В подавляющем большинстве они совершаются с применением ог нестрельного оружия или взрыв ных устройств и, как правило, тщательно готовятся. Тем не ме нее громкие преступления, в ко торых погибли двое и более лиц (в том числе убийства семьи За харовых, Мизгулиных), а их было около десятка, практически все раскрыты. Кроме этого в текущем году задержано 13 преступных групп, занимавшихся квартирны ми кражами, а также 14 групп ав товоров, за которыми числится 28 краж автомобилей и 76 угонов. —Тут самое время вспом нить о ваших кадрах, о тех, на ком держится сегодняшний уголовный розыск. Я имею в виду, прежде всего, мастеров своего дела. —Таких, кто проработал в уго ловном розыске более десятка лет, сейчас можно по пальцам пе речесть. Но они есть, и это насто ящие профессионалы. Не можем не назвать их. Это полковник Дмитрий Кислых, заместитель начальника управления угро УВД области, подполковник Владимир Пустохин —начальник «убойного» отдела управления. Начальники угрозысков, подполковник Влади мир Росляков из УВД города Ель ца, майор Геннадий Абакумов, начальник отделения уголовного розыска Долгоруковского РОВД, начальник ОУР Советского отде ла милиции, капитан Эдуард Чес ноков, капитан Вячеслав Поляков, начальник отделения уголовного розыска Липецкого РОВД, началь ник ОУР Добровского РОВД Эду ард Требунских, начальник ОУР Чаплыгинского РОВД, майор Алек сандр Кудряшов. — С е р ге й Ф е д о р о в и ч , ваша главная мечта сегодня? — Не мыслю себя без рабо ты, а поэтому главным сейчас счи таю поимку маньяка. Работа по I этому делу не прекращается ни на день и находится на контроле ру ководства УВД. Совместно с об ластной прокуратурой разработа ны и проводятся соответствую щие оперативно-следственные мероприятия. Пока маньяк затих, но это не значит, что о нем мы за были. Убежден: финал для него все равно будет один — от нака зания ему не уйти. — Что пожелаете своим коллегам? ^ — Здоровья, выдержки, уда чи в работе. Надежды на то, что государство наконец поймет и проникнется теми проблемами, которые тяжелым грузом легли сегодня на плечи стражей поряд ка. Пора наконец осознать: с ми лиции надо не только требовать, но и помогать ей. Беседовала Н. БОР. жизни. Сейчас ему, конечно, много лет, но в моей памя ти он всегда остается моло дым, энергичным, обаятель ным. Леонид ФЕДОРОВ, выпускник липецкого техучилища № 10 1968 года. Фото автора. ЮБИЛЕИ В НАШИХЖИЛАХ А НЕ ВОДИЦА... Ч етверть ве ка на за д ди а гно з «острый лей коз» для больны х жителей наш ей области звучал к а к при говор судьбы , п о с ко л ь к у м е тоди ка лечения этого нед у га не была до ко н ц а ра зрабо тана , да и попадали пациенты с та ким заболеванием в терапевтические отделения больниц , врачи ко то ры х не всегда оказы вались на высоте. С созданием 5 октября 1981 года на базе медсанчасти завода «Свободный сокол» областного отделения гематологии пол ож ени е изменилось . Обреченные больные пол учили возможность если не побороть болезнь , то на протяжении длительного времени уживаться с нею . Заместитель главного врача медсанчасти «Свободный сокол» Александр Борисович Соболев, первым возглавивший создан ное отделение и 18 лет руково дивший им, замечает, что кон центрация медицинских сил в условиях одного отделения поз волила повысить качество лече ния и его результаты. —Одна из наших первых па циенток уже 19 лет живет с лей козом, —вспоминает он, — Бла гополучно работает, вышла за муж, имеет детей. А раньше больные с таким диагнозом ухо дили из жизни уже в первую гос питализацию. Поначалу в отделении было 30 коек для пациентов с заболе ваниями крови и костного моз га. Сегодня — сорок, В течение года в отделении проходят об следование и лечение до тыся чи человек, а работают здесь шесть врачей, 18 медсестер и 16 санитарок. Об их опыте и уров не знаний говорит такой факт, что все врачи имеют квалифи кационную категорию и серти фикаты специалистов. В отделе нии самая низкая в медсанчас ти текучесть кадров. Отсюда уходят разве что на пенсию. Удерживает медиков не только чувство ответственности за жизнь пациентов, но и доб рые отношения сотрудников друг к другу, взаимовыручка, которые сложились с первых лет сущес твования отделения. Отличи тельная черта работающих здесь — взаимозаменяемость. Любая медсестра может квали фицированно поставить капельни цу, сделать внутривенный укол, перелить компоненты крови. Из того первого состава ме дицинских работников отделения до сегодняшнего дня доработали пятеро. Кроме Соболева это врач- ординатор Галина Ивановна Гав рилова, старшая медсестра Гали на Васильевна Нифонтова, проце дурная медсестра Ольга Алексе евна Клокова и постовая медсес тра Раиса Васильевна Корнеева. Гематологическое отделение сегодня —своеобразная кузница кадров. Здесь проходят интерна туру врачи-терапевты, постигаю щие азы болезней крови и костно го мозга. Практикуя затем в боль ницах и поликлиниках области, они со знанием дела направляют сюда своих пациентов. Кстати, ныне работающие в отделении врачи Андрей Валерьевич Дмит- ] риев и Галина Леонидовна Ти това в свое время также прохо дили здесь интернатуру. — Сложившаяся практика I способствует тому, что совмес тными усилиями врачей-тера- певтов и нашими мы можем вы явить болезнь на самых ранних I стадиях ее развития, наметить | методику и пути лечения гема тологических больных, — гово рит заведующий отделением, главный внештатный гематолог | управления здравоохранения администрации области Нико лай Иванович Шевцов, отдавший | отделению 14 лет своей жизни. — В конечном итоге это позво ляет продлевать дни некогда об реченным больным, помогать им I чувствовать себя полноправны ми членами общества, порой забывать о недуге. Геннадий МИХАЙЛОВ. На снимках : ординаторы Андрей Дмитриев и Галина I Титова с заведующим отде лением Николаем Шевцовым (справа); процедурная сес т ра Ольга Клокова работает в I отделении с первого дня его открытия; ординатор Галина | Гаврилова и медсестра Еле на Пьянникова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz