Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

о ТГИПЕЦКАЯ г а ;з е т а 5 о к т я б р я 2001 г . , № 195 (21573 ) КАК ПОСТРОИТЬ ШКОЛУ т ДЕТЕЙ... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Евгений САФОНОВ, бывший сотрудник агро­ промышленного комитета Липецкой области, ныне предприниматель. Прежде всего, необходимо пере- : смотреть учебные програм- ’мы. За последние сто лет , человечество совершило массу открытий, суть и . смысл которых школа пы- ' талась донести до учеников. Но вот что любопытно: воз­ росший объем информации породил среди ученых чет- ’ кую специализацию. Вряд ли вы найдете физика, оди- ; каково блестяще владею- ; щего знаниями в области : ядерной физики и, допус- I Т И М , оптики. Или биолога, ; совмещающего поиски мо- ; розостойкого сорта пщени- ; цы с разработкой химичес- 1 кого препарата против ту- ; беркулеза. А в школьные • программы безуспешно ; стремились втиснуть все, ■ ЧТО есть в «большой» на- I уке. К тому же большинст- I во программ сегодня — ав- I торские. Каждый созда- 1 тель, любя свою дисципли- I ну, старается как можно I шире познакомить с нею I детей, как будто все учени- 3 ки по окончании школы I непременно пойдут по его I стопам... I Я за то, чтобы програм- I мы строились по принципу I «разумной достаточности». 1Задача учителя истории — I вооружить ученика знани- I ями законов развития об- I щества, а не заставить за- I помнить массу историчес- I ких событий в их хроноло- I гической последователь­ ности, а учителю рисования важно научить ребенка эс­ тетическому восприятию мира, а не подготовить к профессиональной деятель­ ности художника. Ирина КОБА, заведую­ щая дошкольно-школьным отделением детской поли­ клиники № 1. По-моему, начинать нужно со здо­ ровья школьников, кото­ рое у врачей вызывают тре­ вогу. Я не буду приводить I цифры —они у всех на слу- I ху. Лучше назову основные I неблагоприятные факторы. IСреди них — двухсменное I обучение, не соответствую- Iщее физиологии ребенка. В идеале, в школе он должен находиться с утра, чтобы после обеда спокойно вы­ учить уроки, а вечером от­ дохнуть. Но в Липецке не­ многие школы работают в таком режиме. Далее. Рас­ писание уроков зачастую не соответствует биологичес­ кому ритму ученика: пик активности приходится у него на 10-11 часов утра, и наиболее трудные предметы — математика , физика, иностранный язык — долж­ ны изучаться именно в это время. Многие школьники жалуются на то, что у них в день по 7-8 уроков. Это не­ допустимо! Существуют сан- пины, которые определяют количество часов на каждый предмет, каждый класс и которые должны неукосни­ тельно соблюдаться. В при­ нципе, по моим наблюдени­ ям, грубых нарушений тут нет. Вся проблема — в фа­ культативных занятиях, ко­ торые проводятся сразу пос­ ле основных уроков, а долж­ ны — после 30- 40-минутно- го перерыва. Следующий фактор — увеличение плот­ ности урока. Загружая детей по максимуму, педагоги за­ бывают, что существует пре­ дел восприятия информации. Не может не беспокоить боль­ шой объем домашних зада­ ний. Кстати, норма — 1/3 часть классной работы. На­ конец, школьное питание. Я не о качестве, хотя оно, ко­ нечно, оставляет желать луч­ шего. Я о том, что за переме­ ну — самая большая 15 ми­ нут — ученики едва успева­ ют добежать до столовой и получить свою порцию, за­ тем заглатывают ее на ходу, боясь опоздать на урок. Это — прямой путь ко многим болезням. Елена КОСТЕЕВА, на­ чальник подразделения по делам несовершеннолетних Московского отдела мили­ ции. Треть светового дня дети проводят в школе, поэтому она должна быть для них вторым домом. Говорю это не для красного словца. Дело в том, что сегодня многие ро­ дители в погоне за заработ­ ком самоустранились от вос­ питания своих чад. К чему это приводит, можно судить по сводкам милицейской хро­ ники: кривая детской пре­ ступности и правонарушений ползет вверх... Вот почему особо возрастает роль учите­ ля, который должен быть не простым урокодателем, а со­ ветчиком, другом, уметь на­ ходить контакт с учениками, их родителями. Ну и, конеч­ но, дружить с нашей служ­ бой. Такие педагоги, к счастью, есть. Например, Зи­ наида Андреевна Пак из школы № 32, Алексей Ни­ колаевич Кузнецов из шко­ лы № 48. А бывший замес­ титель директора по воспита­ тельной работе школы № 65 Наталья Павловна Лепетухи- на была нашим нештатным инспектором. Многих ребят с ее помощью нам удалось спасти от большой беды. Но, к сожалению, быва­ ют случаи, когда и школа, и милиция бессильны. Вот один пример из практики. У нас на учете состоит 15-лет­ ний подросток — учащийся липецкой школы № 30. От­ петый хулиган п драчун. Рас­ тет без отца. Мать погло­ щенная работой, заботами о средствах к существованию, давно махнула на сына ру­ кой. В школе он может об­ материть учителя, ударить одноклассника... Знает, что ему за это ничего не будет. Ну, вызовут в милицию, со­ ставят протокол, а дальше что? Какого-либо серьезного наказания за его действия за­ конодательством не предус­ мотрено. Хотя от таких, как он, я думаю, школу нужно защищать. Владимир САРЫЧЕВ, профессор, заведующий ка­ федрой литературы Липец­ кого педагогического уни­ верситета. Пора перестать ог­ лядываться на Запад, копи­ ровать чуждые нам образцы. У России своя история, свои традиции, свой националь­ ный миф. С какой стати наши ребята отмечают като­ лический праздник — День святого Валентина? Я не ду­ маю, что в Америке чтят’Ти­ хона Задонского или Сера­ фима Соровского... Боюсь, некоторые чиновники от об­ разования да и педагоги на­ меренно прививают нашим детям заморские вкусы и ценности. Иначе как объяс­ нить, что сегодня в школе откровенно культивируются английский язык и зарубеж­ ная литература? Или то, что в иных учебниках история России преподносится как цепь сплошных ошибок и не­ лепиц, охаиваются русские цари, например Иван Гроз­ ный, Александр III, всю Свою жизнь посвятившие служению Отечеству в про­ тивовес многим современ­ ным реформаторам? Что в школьном расписании в ущерб русскому языку, ли­ тературе, математике, физи­ ке появляются предметы типа ОБЖ или гражданове­ дения. Кстати, знаете, о чем спрашивают учеников седь­ мых-восьмых классов на том же уроке граждановедения? Какой сорт вина они пред­ почитают... Что и говорить, вопрос для истинных граж­ дан, патриотов своей страны! По-моему, сегодня, как никогда, актуальна мысль Николая Федорова, осново­ положника философии «об­ щего дела», о том, что дети- сыновья должны воскресить своих родителей-отцов, то есть вернуться к своим тра­ дициям, истокам. Иначе го­ сударство — не государство, страна — не страна. Мы хотим реформировать школу? Ради Бога! Но общес­ тву будет полезна только та­ кая реформа, которая следу­ ет известному призыву: «На­ зад, к Пушкину!», возвраща­ ет к корням, а не кроит души по чужим лекалам... Опрос провела Елена ТАРАВКОВА. КАКСЕБРЕЧЬ ХОРОШЕЕНДаРОЕНИЕ? П оводов собраться вместе у преподавателей и мастеров начально го профессионального об ра зовани я области о ка залось сра зу два — 61 -я год овщ и на со дня обра зования системы проф техобразования и День учителя . В актовом зале одного из лучших наших училищ, прошедшем, кстати, аккре­ дитацию и аттестацию — ПУ № 21 — встретились посланцы всех 34 учебных заведений региона. Кол­ лективы четырех из них — ПУ № 13 из Елецкого рай­ она, ПУ № 15 из поселка Лев Толстой, № 21 из Ли­ пецка и № 35 из поселка Добринка —были награж­ дены почетными грамота­ ми. Получили грамоты и 29 преподавателей и мас­ теров. Но праздник — это не только цветы, улыбки и подарки. Это еще и воз­ можность поговорить о делах, посоветоваться, подумать вслух. Тем более что, как выразился на­ чальник управления на­ чального профессионального образования Геннадий Грев- цев, на работников системы вновь легла особая ответ­ ственность за подготовку промышленных кадров. Се­ годня, однако, когда для от­ раслей региона необходимо десять тысяч рабочих, учили­ ща могут подготовить толь­ ко восемь. Да еще не в са­ мых благоприятных услови­ ях для учебы. Ведь 80 про­ центов оборудования училищ изношено. Низка, даже по сравнению с учителями об­ щеобразовательных школ, заработная плата преподава­ телей. Обещанное ее повыше­ ние на 20-30 процентов вряд ли решит этот вопрос и по­ высит материальную обеспе­ ченность и престиж работни­ ков системы. По-прежнему тревожит проблема питания ПРОФОБРАЗОВАНИЕ — учащихся. Раньше на это было предусмотрено шесть рублей в день на человека. Теперь — десять. Разумеет­ ся, десять больше шести, но разве, на такую сумму под­ ростка нормально накор­ мишь? Особенно если учесть, что контингент — преимущественно дети из малообеспеченных семей. Низок и размер стипендий будущих рабочих и, не за­ будем, воинов Вооруженных Сил страны. Как видим, на праздни­ ке не обошлось без тревож­ ных нот, без интонаций оза­ боченности. И все-таки это был праздник. Заряд энер­ гии подарили педагогам участники молодежного те­ атра «Юность», ансамбля песни и пляски «Калинка», академический хор препо­ давателей и мастеров проф­ техобразования «Россия», народный коллектив эстрад­ ного танца «Звездопад» и танцевальный клуб «Мисс». Если пока так остро не хва­ тает средств, чтобы поддер­ жать систему профподготов­ ки, то пусть хотя бы будут хорошее настроение и над­ ежда, что всем вместе удас­ тся выстоять и дождаться лучших времен. Наталья АРКАТОВА. СЛОВО о МАСТЕРЕ Этой фотографии 30 |,лет. В начале 70-х годов ! мы, молодые рабочие ГНЛМЗ, так раньше назы- ; вался Новолипецкий ме- ; таллургический комбинат, : пройдя в праздничных ко- I лоннах Первомайской де- I монстрации, не спешили расходиться по домам — все смотрели, выискивая взглядом знакомых, дру­ зей, чтобы поздравить с праздником, поговорить. Я увидел такую знако­ мую мне эмблему профтеx^ образования и рядом с ней — людей, которые учили меня. Фотоаппарат, как всегда, был на взводе, и пот­ ребовался лишь миг, чтобы эти люди и праздничная об­ становка тех лет остались со мной навсегда. В первом ряду идут пре­ подаватели и мастера техни­ ческого училища № 10, в ко­ тором мне выпало счастье учиться. Это было одно из лучших училищ нашего го­ рода, оно готовило кадры для Новолипецкого металлурги­ ческого завода. Третий спра­ ва — мой мастер производ­ ственного обучения Михаил Афанасьевич Яворский. Это был настоящий воспитатель, педагог. Мастер с большой буквы. Он преподавал курс электрослесарей КИП и авто­ матики. Человек большой культуры, строгий и справед­ ливый, много сил и терпения затратил он, чтобы научить нас нашей непростой специ­ альности. Помню, в самом начале учебы он занялся ус­ тановлением дисциплины и ПРОФЕССИОНАЛЫ 13 Н 15 16 17 М 19 20 1 1 1 1 1 Двадцать одна пара влюбленных глаз учеников началь­ ной школы -детского сада № 59 смотрит на свою первую учительницу —Ларису Черных. Лариса Валерьевна —педагог-новатор, работает по но­ вой образовательной программе «2100». На ее уроках ни­ когда не бывает скучно. А после уроков — походы в театр, лыжные прогулки, классные часы и праздники. Ну как тут не влюбиться? Быстро найти контакт с малышами Ларисе Черных по­ могла «пионерская» юность: 13 лет назад она пришла в липецкую школу № 43 на должность организатора детского движения. Работая, заочно училась в Елецком педагоги­ ческом институте по специальности «Учитель начальных классов». И сегодня, несмотря на молодость, авторитет Ларисы Валерьевны среди коллег, учеников и родителей непрере­ каем. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. НЕ АРХИВ — АРСЕНАЛ! ПАРОЛЬИСШЕЛЕИ: К0НПАН 1ИНМОСШЕНКО В ка н у н профессионального пра зд н и ка учителей в ли пец кой ш кол е N° 3 прошел день памяти наш е ­ го земляка, выдающегося педагога 1СА. Москаленко. На встречу собрались пе­ дагоги, руководители школ, ученые, последователи осно­ воположника знаменитого липецкого опыта. Во вступи­ тельном слове руководитель лаборатории «Педагогическое наследие К.А. Москаленко в XXI веке», созданной год на­ зад на базе учебно-методичес­ кого центра городского управ­ ления образования, Михаил Ваковский сказал, что ориен­ тиры Москаленко во многом созвучны сегодняшнему дню. В частности, они позволяют уменьшить перегрузки уча­ щихся, побуждают детей к активной деятельности, созда­ ют положительную мотива­ цию в обучении. В то же вре­ мя модернизация отечествен­ ного образования дает толчок для дальнейшего развития системы Москаленко. Имен­ но поэтому возникла лабора­ тория, которая ставит своей задачей широкое распростра­ нение идей ученого. Любо­ пытная деталь: если год на­ зад по системе Москаленко работали всего 6 липецких педагогов, то сегодня их на­ считывается уже 82. О своем опыте рассказа­ ла учитель-методист началь­ ных классов школы № 3 Ра­ иса Островская. Она опира­ ется на москаленковский метод перспективно-опережа- ющего обучения. Например, уже во втором классе Раиса Семеновна постепенно вво­ дит материал такой сложной темы, изучаемой обычно третьеклассниками , как «склонение имен существи­ тельных». В результате задолго до того, как начнет­ ся «официальное» ее изуче­ ние, у ребят уже вырабаты­ ваются нужные навыки. Та­ кой подход обеспечивает ус­ воение любого материала всеми без исключения учени­ ками. Раиса Островская на­ помнила о том, что в 60-е годы липецкая школа № 3 являлась базовой при ЛГПУ и работала по системе Мос­ каленко. Сейчас, кстати, школа носит его имя. Здесь накоплен огромный опыт, и каждый молодой учитель может познакомиться с ним в рамках школьных семина­ ров, посещая уроки, практи­ ческие занятия. 22 года работает по мето­ дике Москаленко учитель начальных классов липец­ кой школы № 70 Ольга Ми- ляева. На первом плане у нее —нравственно-личнос­ тное воспитание учащихся путем развития речи. Обу­ чение строится исключи­ тельно на положительных эмоциях, когда малейшее продвижение слабого уче­ ника всячески поощряется. А учитель начальных-клас­ сов липецкой школы-лицея,, № 44 Светлана Длугашевс- кая была непосредствен­ ным участником экспери-! ментов, проводимых еще са-; мим Константином Алев сандровичем. Все, чему она I тогда научилась, до сих пор ■ помогает ей добиваться в( сомых результатов. В клас се Светланы Алексеевны процент успеваемости младших школьников ра вен 100, процент качества — 91 (по сравнению с 96 и : 68 соответственно в кон-! трольном классе). г Весьма интересно сооб-; щение о том, как «функци-: онирует» система Москален-; ко в липецкой школе № 55 На ее базе создана собствен­ ная творческая лаборато рия. Создана и реализуется > программа преодоления I школьных перегрузок. В ноябре, к слову заметить, состоится педсовет по этому ' вопросу, а в марте следую-! щего года — педконферен- ция. По всем предметам; проводятся открытые уроки показы, где используются; проверенные жизнью моска-' ленковские приемы. ! Итак, концепция педа- ■ гога-новатора, родившаяся в 60-е годы, не только не ' утратила своей актуальнос­ ти, но и наполняется новым смыслом. О тематике науч-, ных исследований липец- ■ ких педагогов, последовате­ лей Москаленко, на встре­ че рассказал научный руко- > водитель лаборатории «Пе-; дагогическое наследие К .А .: Москаленко в XXI веке»,; профессор ЛГПУ Иван Гу­ зенко. А в заключение был избран совет лаборатории. В него вошли педагоги ,; представители управления; образования, института усо­ вершенствования учителей, ^ другие специалисты. г Елена ТАРАВКОВА. ОСТАНОВИСЬ. МГНОВЕНЬЕ! порядка в группе, воспитани­ ем у учащихся чувства ответ­ ственности и гордости за свою профессию. Закончив училище, вся наша группа, как и осталь­ ные, была принята в цехи НовОлипецкого металлурги­ ческого завода. По-разному сложились судьбы наших выпускников: после службы в армии кто-то вернулся в свой цех, а кто-то пошел учиться дальше. Но первую свою специальность и чело­ века —Мастера, который на­ учил нас этой специальнос­ ти, — невозможно забыть. Я поздравляю Михаила Афанасьевича Яворского с профессиональным праздни­ ком — Днем работников профтехобразования, желаю ему здоровья, долгих лет ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ СергейСООРКИН, начольинкупровленуигоялвонгоороызксаУВДоблсоти; «мы СТРЕМИМСЯ РАБОТАТЬ ДОСТОЙНО» 5 октября со тр уд ни ки российского у гол о вн о го ро зы ска отмечаю т свой профессиональный п р а зд н и к . Сыщики угро — это элита органов внутренних дел, и именно на их плечах лежит груз ответственности за раскрытие большинства преступлений, в том числе самых ттикких. А еще это работа не для слабых. Ежедневные огромные физические и моральные нагрузки . Об уголовном розыске ходят легенды, но лишь его сотрудники знают настоящую цену своей профессии. Наш собеседник — на ч а л ьни к управления у гол о вн о го ро зы с ка УВД области п о л к о в н и к милиции Сергей СОРОКИН. — Сергей Федорович, вы уже не один год работаете в милиции. Времена меняются, а вместе с ними условия, в которых приходится действо­ вать стражам порядка. Тяже­ ло сегодня приходится? —За последнее десятилетие в нашей области, как и по всей стра­ не, произошли серьезные измене­ ния в криминогенной обстановке. Резко возросло количество особо тяжких преступлений всех катего­ рий. Если, к примеру, в 1991 году у нас было совершено 94 убийства, то в 1999 — 167. Значительно вы­ росло число грабежей,разбойных нападений, квартирных краж. —На ваш взгляд, с чем это связано? — Низкий уровень жизни граждан, безработица, алкоголи­ зация и наркотизация общества, возросший уровень незаконного оборота Оружия и наркотиков. На психологию потенциальных пре­ ступников оказывают влияние и правовой нигилизм, и несовер­ шенство законодательства. Разве мало примеров, когда, будучи за­ держанными и обличенными в со­ вершении тяжских уголовных де­ яний, преступники уходили от от­ ветственности. — Но, тем не менее, уго- ' ловный розыск всегда держал марку липецкой милиции. — Мы стремимся работать достойно. Помним, что за каждым преступлением — люди, прежде всего те, кто оказался в роли пос­ традавших. Иногда это — не по­ боюсь громкой фразы — вопрос жизни и смерти. Может быть, не все получается, как хотелось бы, но работаем порой на пределе. Не хватает людей. Несколько десят­ ков наших оперативников посто­ янно находятся в Чечне. Почти по­ ловина сотрудников имеет стаж работы в угро лишь до трех лет. — А о работе, как в целом милиции, так и угрозыска, пока продолжают судить по раскры­ тым преступлениям. — Что касается раскрытия особо тяжких уголовных деяний, то из года в год мы стараемся держать планку на высоком уров­ не. Раскрываемость убийств у нас никогда не опускалась ниже 89 процентов. Это один из лучших показателей в стране. Куда хуже обстоят дела с раскрытием краж из квартир,автотранспорта. Сложно идет работа по мно­ гим преступлениям, имевшим об­ щественный резонанс. Это так называемые заказные убийства. В подавляющем большинстве они совершаются с применением ог­ нестрельного оружия или взрыв­ ных устройств и, как правило, тщательно готовятся. Тем не ме­ нее громкие преступления, в ко­ торых погибли двое и более лиц (в том числе убийства семьи За­ харовых, Мизгулиных), а их было около десятка, практически все раскрыты. Кроме этого в текущем году задержано 13 преступных групп, занимавшихся квартирны­ ми кражами, а также 14 групп ав­ товоров, за которыми числится 28 краж автомобилей и 76 угонов. —Тут самое время вспом­ нить о ваших кадрах, о тех, на ком держится сегодняшний уголовный розыск. Я имею в виду, прежде всего, мастеров своего дела. —Таких, кто проработал в уго­ ловном розыске более десятка лет, сейчас можно по пальцам пе­ речесть. Но они есть, и это насто­ ящие профессионалы. Не можем не назвать их. Это полковник Дмитрий Кислых, заместитель начальника управления угро УВД области, подполковник Владимир Пустохин —начальник «убойного» отдела управления. Начальники угрозысков, подполковник Влади­ мир Росляков из УВД города Ель­ ца, майор Геннадий Абакумов, начальник отделения уголовного розыска Долгоруковского РОВД, начальник ОУР Советского отде­ ла милиции, капитан Эдуард Чес­ ноков, капитан Вячеслав Поляков, начальник отделения уголовного розыска Липецкого РОВД, началь­ ник ОУР Добровского РОВД Эду­ ард Требунских, начальник ОУР Чаплыгинского РОВД, майор Алек­ сандр Кудряшов. — С е р ге й Ф е д о р о в и ч , ваша главная мечта сегодня? — Не мыслю себя без рабо­ ты, а поэтому главным сейчас счи­ таю поимку маньяка. Работа по I этому делу не прекращается ни на день и находится на контроле ру­ ководства УВД. Совместно с об­ ластной прокуратурой разработа­ ны и проводятся соответствую­ щие оперативно-следственные мероприятия. Пока маньяк затих, но это не значит, что о нем мы за­ были. Убежден: финал для него все равно будет один — от нака­ зания ему не уйти. — Что пожелаете своим коллегам? ^ — Здоровья, выдержки, уда­ чи в работе. Надежды на то, что государство наконец поймет и проникнется теми проблемами, которые тяжелым грузом легли сегодня на плечи стражей поряд­ ка. Пора наконец осознать: с ми­ лиции надо не только требовать, но и помогать ей. Беседовала Н. БОР. жизни. Сейчас ему, конечно, много лет, но в моей памя­ ти он всегда остается моло­ дым, энергичным, обаятель­ ным. Леонид ФЕДОРОВ, выпускник липецкого техучилища № 10 1968 года. Фото автора. ЮБИЛЕИ В НАШИХЖИЛАХ А НЕ ВОДИЦА... Ч етверть ве ка на за д ди а гно з «острый лей коз» для больны х жителей наш ей области звучал к а к при говор судьбы , п о с ко л ь к у м е тоди ка лечения этого нед у га не была до ко н ц а ра зрабо тана , да и попадали пациенты с та ким заболеванием в терапевтические отделения больниц , врачи ко то ры х не всегда оказы вались на высоте. С созданием 5 октября 1981 года на базе медсанчасти завода «Свободный сокол» областного отделения гематологии пол ож ени е изменилось . Обреченные больные пол учили возможность если не побороть болезнь , то на протяжении длительного времени уживаться с нею . Заместитель главного врача медсанчасти «Свободный сокол» Александр Борисович Соболев, первым возглавивший создан­ ное отделение и 18 лет руково­ дивший им, замечает, что кон­ центрация медицинских сил в условиях одного отделения поз­ волила повысить качество лече­ ния и его результаты. —Одна из наших первых па­ циенток уже 19 лет живет с лей­ козом, —вспоминает он, — Бла­ гополучно работает, вышла за­ муж, имеет детей. А раньше больные с таким диагнозом ухо­ дили из жизни уже в первую гос­ питализацию. Поначалу в отделении было 30 коек для пациентов с заболе­ ваниями крови и костного моз­ га. Сегодня — сорок, В течение года в отделении проходят об­ следование и лечение до тыся­ чи человек, а работают здесь шесть врачей, 18 медсестер и 16 санитарок. Об их опыте и уров­ не знаний говорит такой факт, что все врачи имеют квалифи­ кационную категорию и серти­ фикаты специалистов. В отделе­ нии самая низкая в медсанчас­ ти текучесть кадров. Отсюда уходят разве что на пенсию. Удерживает медиков не только чувство ответственности за жизнь пациентов, но и доб­ рые отношения сотрудников друг к другу, взаимовыручка, которые сложились с первых лет сущес­ твования отделения. Отличи­ тельная черта работающих здесь — взаимозаменяемость. Любая медсестра может квали­ фицированно поставить капельни­ цу, сделать внутривенный укол, перелить компоненты крови. Из того первого состава ме­ дицинских работников отделения до сегодняшнего дня доработали пятеро. Кроме Соболева это врач- ординатор Галина Ивановна Гав­ рилова, старшая медсестра Гали­ на Васильевна Нифонтова, проце­ дурная медсестра Ольга Алексе­ евна Клокова и постовая медсес­ тра Раиса Васильевна Корнеева. Гематологическое отделение сегодня —своеобразная кузница кадров. Здесь проходят интерна­ туру врачи-терапевты, постигаю­ щие азы болезней крови и костно­ го мозга. Практикуя затем в боль­ ницах и поликлиниках области, они со знанием дела направляют сюда своих пациентов. Кстати, ныне работающие в отделении врачи Андрей Валерьевич Дмит- ] риев и Галина Леонидовна Ти­ това в свое время также прохо­ дили здесь интернатуру. — Сложившаяся практика I способствует тому, что совмес­ тными усилиями врачей-тера- певтов и нашими мы можем вы­ явить болезнь на самых ранних I стадиях ее развития, наметить | методику и пути лечения гема­ тологических больных, — гово­ рит заведующий отделением, главный внештатный гематолог | управления здравоохранения администрации области Нико­ лай Иванович Шевцов, отдавший | отделению 14 лет своей жизни. — В конечном итоге это позво­ ляет продлевать дни некогда об­ реченным больным, помогать им I чувствовать себя полноправны­ ми членами общества, порой забывать о недуге. Геннадий МИХАЙЛОВ. На снимках : ординаторы Андрей Дмитриев и Галина I Титова с заведующим отде ­ лением Николаем Шевцовым (справа); процедурная сес т ­ ра Ольга Клокова работает в I отделении с первого дня его открытия; ординатор Галина | Гаврилова и медсестра Еле­ на Пьянникова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz