Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
26 сентября 2001 г., N9 188 (21566) п Ш И П Е Ц К А Я •/Ж газета о личность ТИБЫСТРЫЕДНИ ...Конечно, здесь все пе ремешано, но прочтите и вы поймете, почему я храню этот листочек. «...До нашей эры сущес твовал иной мир под назва нием Титанский огонь. В этой удивительной стране не было войн, люди не знали, что такое воровство и убий ство. В этом мире цветы раз в неделю выпускали ма ленькие звездочки. И од нажды из этих маленьких звездочек выпустились большие звезды, и из пяти звезд родился мальчик Про метей. Он рос с помощью добрых людей из страны Ти танский огонь. Но какой-то человек совершил первый на земле грех, и поэтому по явилась злая колдунья. Ти тану удалось победить ведь му. Позже на горе Олимп по селились боги и отняли у людей огонь. Люди погиба ли от голода. Но Прометею удалось выкрасть огонь, и он отдал его людям». Это мальчик из моего от ряда написал нынешним ле том. ...В своем детстве я очень любила ездить в «Проме тей» и жила буквально от смены до смены. Но «до шестнадцати» закончилось, а старше в «Прометей» не пускали. А мне так хотелось поехать туда! В «Прометее» жизнь течет по-особому — дни словно без чисел и очень быстрые. Такой ритм, темп — их больше нигде нет. Но нынешней весной произошло СОБЫТИЕ! Ока залось, что в детство мож но вернуться! В Липецком педагогическом университе те открылась школа вожа тых. Пришла на первое за нятие и встретила сразу не скольких «детей «Проме тея», своих старых знако мых. Занятия вели совсем молодые люди, всего на пять-шесть лет старше нас. Возможно, поэтому все у нас получалось весело и не принужденно. Это были не лекции, а разговоры — с шутками, разными истори ями. Как и в каждой шко ле, здесь давали домашние задания, мы их выполняли БЕЗ ЧИСЕЛ... с удовольствием. Например, надо было придумать вик торину, написать сценарий ток-шоу и тому подобное. Я словно вернулась в детство! И еще в детство можно вернуться, поехав в лагерь вожатым! И тут мне повез ло — меня туда взяли! В день отъезда просну лась очень рано. Такое со стояние можно сравнить разве с тем, что испытывает пассажир самолета, набира ющего высоту. Наша смена была пос ледняя, фестивальная. Фес тиваль назывался «Метал- линка», и мы, вожатые, вез ли с цобой книги, аудиокас сеты — все пригодилось. Ночные планерки и ранние вставания — не передать всю эту круговерть. Если пе ресказывать, что такое сме на, — это целая повесть, мне кажется. ...И вот опять дорога, до мой, но я уже не одна, а со своим отрядом —мальчиш ками и девчонками, ставши ми для меня почти родны ми. Даже хохотушки при умолкли... Все словно на минуту остановились, огля нулись и поняли, что вот так, как теперь, уже боль ше никогда не будет. Когда мы приехали в Липецк, то встали в про щальный круг со словами; Всем, всем спокойной ночи. Смена стала днем короче... Так мы говорили каж дый вечер в «Прометее». А потом буквально на хлынувшие родители разо брали детей, — это было похоже на то, как собран ный было пазл распадается. Было грустно и пусто, и вдруг я почувствовала страшную усталость. Мама и папа говорили потом, что я пробормотала на пороге что-то нечленораздельное, умылась и упала на пос тель. Перед тем как окон чательно отключиться, у меня еще пробегали перед глазами ставшие дорогими мне лица... ...Мы договорились, что будем встречаться. Настя КОНОПЛЕВА, студентка филологическо го факультета Липецкого государственного педаго гического университета. ...Сережа ка к -то сказал мне: — Учиться — дело уче ника, а не учителя. Ему только ч то испол нилось шестнадцать, а он уже выступал в каждом из т р е х залов Московской консерватории: Большом, Малом и Рахманиновском. Его пальцы знаю т клавиа т у р у роялей в Версале, в концертных залах США, Японии. Он же открывал два года назад во Франции, в знаменитом зале «Гаво», ^ с т и в а л ь «Москва — Париж : новый век россий ского пианизма». Прошедшее лето на ка никулах в Липецке нача лось для него с небольшого концерта в месте священ ном — Доме мастера наро дного художника России Виктора Семеновича Соро кина. Мастер был уже т я жело болен и на концерте присутствовать не мог. Се режа Басукинский назвал свое выступление музы кальным приношением Виктору Семеновичу. К т о бы мог тогда подумать, что 2 7 августа художника про водят в последний путь... А тогда, в июне, собрав шиеся в Доме мастера го ворили о Сергее Басукинс- ком, ка к уже о взрослом, сложившемся пианисте . М о ж е т быть, точнее дру гих сказала заместитель главы администрации Ли пецкой области Людмила Куракова: — Он из Липецка, но принадлежит уже мировой культуре. Э т о т учебный год — последний в Центральной музыкальной школе при Московской консервато рии, где Сережа учится у прославленного пианиста М и х а и л а Васильевича Плетнева. Сережа — пер вый и единственный его ученик. ..А лето в Липецке ока залось очень ко р о т ким . Прошедший сезон был юби лейным для Российского национального симфоничес кого оркестра , который десять л е т назад создал Михаил Плетнев. Много выступлений , гастроль ных поездок, записей, поэ том у и занятий у Сережи ,с маэстро было не т а к много. Условились — ка к только у Плетнева будет побольше времени, навер с т а ю т программу летом. В о т , созвонившись с учи телем, в середине жаркого июля Сережа и уехал в Москву. .. .К т о т к и е же канику лы в Липецке начались с проблем. Домашнее пиани но уже не удовлетворяет уровню Сережиной игры, надо было н ай ти хороший рояль. По понедельникам, выходной день в областной научной библиотеке, ему разрешила заниматься в большом читальном зале директор Клавдия Сухини на. Рояль т а м прекрасный. А в остальные дни тож е нашелся выход — с разре шения председателя Л и пецкого отделения Союза художников России Алек сандра Вагнера и Галины Каверзиной, директора вы ставочного зала, ч то на улице Ленина, с самого у тр а он сидел в этом са мом зале. Помню, мы шли с ним т у д а первый раз. КАКЗАМКНУЛСК ЧУДкный предупрежденные, ч т о ин струмент расстроен. И радос т н о удивились, когда под Се- режиньми пальцами рояль за звучал совсем неплохо. Он при ходил в выставочный зал вместе с уборщицей к полови не девятого у тр а и начинал работать . К слову, нашелся бы в Липецке меценат — ин с т р у м е н т действи тельно «РУГ... нуждается в ремонте (э т о с т о и т примерно две с полови ной ты с я ч и ). Заним а ться можно, но для концертов ро яль не годится (замысел т а кого концерта зимой, ка к раз поэтому художникам и при шлось о тл ож и т ь до лучших времен)... ...Когда я думаю об этом мальчике, о его сложном в н у т реннем мире, т о думаю и о том , ка к непросто все доста валось и достается ему, т а кому успешному, та ком у ар тистичному. Например, побе да на Международном юношес ком конкурсе имени П. И. Чай ковского. Он готовил тогда Первый концерт Шопена для фортепиано с оркестром. Лип чане в т о лето перед конкур сом могли видеть, ка к двое на велосипедах — худенький мальчик и его отец Сергей М и хайлович — два раза в день, утром и вечером, ездили на за н я ти я в училище искусств имени К. И. Игумнова. Стоя ла та к а я же жара, ка к ны нешним летом. ...Он становится старше, но наши разговоры уже дав но, с первой встречи, совсем- совсем взрослые. В о т он на позапрошлых зимних канику лах взял у меня книги Гофма на с нотными примерами. Тог да они в школе изучали роман тизм . —В твоем возрасте труд но понимать такие вещи или, может, тебе как музыканту близка именно романтичес кая школа? — Конечно. Хотя и клас сицизм близок — в нем тоже много романтического. Даже в Бетховене. И в Моцарте. Только вГайдне я его не очень вижу. А в Бахе много роман тики. В эпоху романтизма на чали раскрывать душу чело века. Но это ведь не значит. БАРДЫ «Не сотвори себе кумира из неве ликих мелочей», — эти до боли зна комые слова доносились со стороны Зеленого театра Нижнего парка, где в очередной раз липецкий кл^ авторс кой песни «Капель» проводил вечер памяти, посвященный известному бар ду Ю. Визбору. Еще в недалекие 60-70-е человек с гитарой в руках был символом време ни и фигурой, безусловно, значимой. Дворовые дон-жуаны нетерпеливо ра зучивали аккорды, мечтая покорить сердца непреступных красавиц. «Звез ды» студенческих тусовок брали за душу исполнением песен у костра, за воевывая всеобщую любовь. Много с тех пор водыутекло. Ины ми стали вкусы, взгляды. Но неизмен ной осталась любовь людей к живому исполнению и гитаре — главному ин струменту всех походов и просто дру жеских встреч. В нашем городе есть несколько бар довских клубов. Один из них — «Ка пель» Владимира Жирова. Этот чело век собрал не только людей по инте ресам, но и настоящих друзей. Атмос фера клуба притягивает как магнит, каждый тамраскрываетчастичку себя, о которой, может быть, и сам не подо зревал. Поражает количество молодых и талантливых авторов. Например, Ульяна Ходус — самая молодая ис- м ч ь ю полнительница, играет классику на ги таре, Иван Р^Флев, Виктор Меркулов, Павел Батраков, Сергей Дмитриев. В репертуаре только председателя клуба Владимира Жирова — около 300 ав торских песен, некоторые из них зву чат за пределами Липецка. А его не зыблемый хит «Булочка с изюмом» — развеселая песенка, посвященная де вушке, покорила сердца многих. «Иду однажды по улице, а ко мне парень подъезжает на машине и так с улыбкой спрашивает: «Куда вас. Бу лочка, подвезти?» — рассказывает Владимир. При этом отрицательно ка чает головой на мой возглас: «Это же популярность!» В клубе считают, что популярность — не самое главное. Вот критика — это да. Всегда важно знать, что дума ют твои друзья и единомышленники, когда выносится на суд зрителей но вая песня. Для настоящих бардов пес ня — это выражение личности в сло ве, а не просто хорошо подобранная рифма. И частые выезды на фестива ли —не только повод посидеть с друзь ями у костра, попеть и послушать пес ни, но и нелегкий путь туриста. А как говорил Высоцкий, дружба познается в пути. Я думаю, он был прав. «Бар довское движение набирает мощь, — говорит Владимир Жиров. — И на фоне прогрессирующей поп-культуры, как глоток свежего воздуха, очищает умы и души людей, не дает умереть чувству гармонии и любви к женщи не, Родине». Ну а лучшим временем для твор чества барды, похоже, считают ночь. Детский милосердия МИЛОСЕРДИЕ п НЕ ПРОШЕЛ МИМО Фонд позитивны х инициатив 1Г~\та эмблема Детского ордена милосердия Ли- ~~шпецка публикуется впервые, хотя жители го- р(юа наверняка уже видели ребят с такими значками ярко-лимонного цвета. Видели их и в селе Доброе, куда Детский орден милосердия ездил в июне на Пушкинский фестиваль юных талантов и в гос ти к Алеше Цареву. У Алеши детский церебраль ный паралич, он пишет очень интересные стихи и прозу, в прошедшем учебном году окончил Школу юного журналиста в Москве. Так вот и собираются вокруг идеи равенства всех — независимо от здоровья или нездоровья — школь ники, студенты Липецкого государственного педаго гического университета, взрослые. Нас сейчас больше, чем в самом начале, когда вес ной мы устроили впервые наш семинар. О каждом из участников движения Детского орде на милосердия можно сказать, что он: — тот, кто принял чужую боль; — тот, кто не прошел мимо; — тот, кто знает, что такое деятельная дружба и, может быть, понял самое важное в жизни. КонЫактный телефон Детского ордена милосердия Липецка: 25-72-30. что в эпоху класси цизма души у чело века не было. Иму- зыка-то — это все равно о человеке. И Бетховенписалоче ловеке. —Может быть, в ту эпоху человек был поставлен в более строгие рам ки? — Да, именно. Но когда играешь музыку Бетховена, рамок не видишь. Просто другое об личье. Там сплош ная смелость, сплошное нарушение всех тех законов, которые были у Гай дна, Моцарта. —А Чайковский? — Ну, Чайковский — это самый великий русский ком позитор, его нельзя сравни вать. Яимтеперь так увлекся. Раньше я его плохо знал, а сей час беру партитуру и читаю. «Ромео и Джульетта», «Фран ческа да Римини»... ..И я вспоминаю, ка к уже на прошлых зимних канику лах в Липецке, в отделе ис ку с с т в областной научной библиотеки, Сережа часами просиживал, слушая пластин ки с партитурой в руках. На чал с Ш уб ер та — П я т ую , Шестую иДевятую симфонии под управлением Карла Бёма. Потом две симфонии Шума на. И симфонии Чайковского: Вторую и Ш естую под управ лением Ойстраха. —Но, к сожалению, успел немного, хотя на дом брал еще партитурыквартетовШостако вича и Бетховена. — А тяжело читать пар титуру? Я не могу себе пред ставить состояние дирижера, который должен одновремен но столько строк охватить взглядом... — Следить-то легко, тем более чем дольше слушаешь. Приходит умение кропотливо читать и находить интересные линии инструментов. Сейчас я сталболее детально вчитывать ся, и как интересно это! —А сам тымог быпопро боватьдирижировать? — У нас в школе как раз очень интересный предмет — общее дирижирование. Мы дирижируем по очереди, меня емся: двое играют в четыре руки, третий дирижирует. Но нам пока дают легкие симфо нии. Ксожалению, этого мало. А преподаватель прекрасный. Прожитый день дает пищу для раз мышлений, прожитые годы — муд рость. Мудрая песня способна завора живать и волновать множество людей. В этом я убедилась, побывав на кон церте клуба, где царило единство до бра, любви, высоких чувств имыслей... Наталья РЗАЕВА, студентка первого курса отделения журналистики Курского педагогического университета. СТИХИ и ПЕСНИ — Сережа, можешь ты перечислить основные пред меты в ЦМШ? — Самый мой любимый предмет—гармония, который я всячески стараюсь услож нить, потому все кажется, что мало. Музыкальная литерату ра. Специальность. История мировой культуры — очень интересный предмет. Там все вместе: архитектура, скуль птура, живопись, поэзия. Мы изучали Древний Египет, ревнюю Японию, Древний итай, эпоху Возрождения. Еще английский язык. Особен но в прошлом году был очень трудный экзамен по музлите- ратуре, начиная с Баха и кон чая Дебюсси. То есть надо знать почти все о них и об их произведениях. Играть много всего. —И как же ты осилил? —Ну сидел перед экзаме нами побольше. Сольфеджио пошло уже довольно сложное. Трехголосные диктанты. Пос ледний диктант был — одна из симфонийШостаковича. Не диктуют, а проигрывают, а мы должны сделать нотную за пись. — Еще такой вопрос; ты говорил, что когда во Фран ции играл, то там в зале «Гаво» акустика лучше, чем в Большом зале консервато рии? —Да, именно так. — Но все-таки, когда ты рассказывал, как выходил на сцену Большого зала, то что- то такое ощущал, какая-то аура там... —Конечно. —Ее чувствуешь ведь и в зале. —Со сцены по-другому. — А что испытывает че ловек, сидящий за роялем на сцене Большого зала Москов ской консерватории? — Когда выходишь, то бросается в глаза какая-то протяженность рядов. Такого я не чувствовал нигде. Как будто тынаходишься над всем этим. Это что-то духовное даже, потому что все залы ус троены, впринципе, одинако во —сцена выше. И в консер ватории исключительно теп лая атмосфера. Для меня эти залы консерватории меняют ся местами: Большой, Рахма- ниновский. Малый... Раньше мне Рахманиновский казался холодным. А теперь кажется более концертным. Акустика в Малом проигрывает перед Рахманиновским. Ну а Боль шой, конечно, — вне конку ренции. — Что чувствует чело-: ! век за кулисами Большого !.. зала, там, за таинственной ; дверью? Это ведь святая , святых... — В Большом зале во обще интересное устройст- >- во: нет занавеса, с двух сто-1 рон двери. Но там рабочая Г.- обстановка. И музыкант ни 1'-4 о чем не думает, кроме__как | « о выступлении. И такой ат-!^ мосферы нет в Москве ни- где. И чем больше связан с^^; этим, тем больше памятны р; стены, тем больше этого Г особого чувства. Г —Может быть, это как 1;;; намоленность храма? Только это музьпсальный^.^ храм. Эти стены видели и*,.] слышали такое, что пере-^ дается потом другим вре- менам и людям. А страш- но выступать? { : — Когда как. Причем'Н это не можешь предугадать. И — Но тебе бывало И страшно? — Ну, конечно. с -1 — И что ты тогда де лал? — Играл ( смеется). >^ — А не страшно ли Г ' тебе, что ты принадле-1' ‘ жишь к некоей касте? Это р; круг твоего общения сей- !"! час и в будущем. — Ну, вообще, это осо - 1 ” бый мир, и не каждому там | будет комфортно. И не ка ж -1 дый сразу это поймет. В ; ; ЦМШ я чувствую себя как г,1 рыба в воде и не хочу ее р! кончать, хотелось бы подо- льше там поучиться. Хотя . ' если попаду в консервато-1,; рию, то там аура очень ! '■ близкая. Это, по-моему, са- мое светлое, что вообще р; есть на земле. ...Кто бы мог предста- вить, ч т о маленький моль- ? чик, гулявший с родителя- ми в Липецке по И н те р н а -Ц циональной улице, будет ос- танавливаться у здания ,.] м у зы ка л ьно й ш колы и вслушиваться. А самое пер вое воспоминание родите лей на э т у тем у — теле визионный сериал о Вахе. Зазвучал клавесин, и двух летний Сережа замер. Он сам просил ку п и т ь ему пи анино и просился в музы - , кальную школу. Его первой ! учительницей была Н а - ^--\ -■талья Семиколенова, кодго | ■ рая сразу отличила Сережу <!' о т других начинающих иоб-\',[ ратиласъ к заместителю .-1’ директора учебно-методи-Дц ческого центра по образа-- ' \\ ванию управления культу - 51 ры администрации Липец --^ кой области Ольге Хрустс(^Щ левой. П о то м маленький Щ| ученик без туров и прослу- щиваний попал на первый конкурс юных пианистов ] ' - имени К . Игумнова и стал | , лауреатом. ' —Такие ценности, как'; исполнительское мастерст во, передаются из рук в руки. И ты тоже стано- и вишься их хранителем. р ‘ — Да, может быть... т; ..А М ихаил П л е т н е в ы был последним учеником Ш Якова Флиера.АЯков Фли- Ш ер — последним учеником 15 нашего земляка К он с тан т и н а Ивановича Игумнова: В о т круг и замкнулся. Вы ходит, Игумнов прикоснул ся и к Сереже Басукинско- му. Чудесный круг. И ни тени тщеславия. У; ОльгаКЛЕКОВКИНА. Ф о т о : Н. АЛЕКСАНДРОВА р.! 'Й О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Е ЖИДТЕ ПОДАРКОВ., ...Пора перестать ждать неожиданных подаркоа От жизни, а самому делать жизнь. АНТИЧНАЯ ВАЗА С ти хи А . К уш н ер а М у зы ка А . Д ул о в а На античной вазе выступает Человечков дивный хоровод. Непонятно, кто кому внимает, Непонятно, кто за кем идет. Глубока старинная насечка. Каждый пляшет и чему-то рад. Отыщу средь них я человечка С головой,повернутой назад. Он высоко ноги поднимает И вперед стремительно летит, Но как будто что-то вспоминает И назад, как в прошлое, глядит. Старый мастер, резчик по металлу, Жизнь мою в рисунок разверни. Буду я кружиться до отвалу И плясать не хуже, чем они. И в чужие вслушиваться речи, И под бубен прыгать невпопад. Как печальный этот человечек С головой, повернутой назад. руководить привычками, фор мироватьтолько полезныедля раз вития личности, для здоровья и повседневной деятельности при вычки—значит сознательно и це ленаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случаенервная система чело века становится его надежнымдру гом, а не врагом. В психологии на этот счет установлены следующие правила: 1. Человек, пожелавший осво бодиться от старой привычки и выработать новую, долженсформу лировать для себя твердое и бес поворотное решениедействовать в намеченномнаправлении. Принятое решение сформирует в нервной системе необходимый энергети ческий центр. 2. Необходимо избегать тех условий, в которых старая привы чкастанетпроявляться с особой на стойчивостью. Наоборот, лучше на меренносоздаватьтакуюобстанов ку, которая благоприятствовала бы формированию и поддержанию новой привычки. 3. Очень важно ни разу не от ступать от соблюдения новой при вычки до тех пор, пока она не за крепится в такой степени, что ее случайное нарушениеуже не будет представлять опасности. Постоян ство тренировки—важнейшее ус ловие непогрешимой и надежной деятельности нервной системы. Важно при этом помнить, что одна победадурной привычкиуничтожа ет результаты многих побед хоро шей. Вообщеже искусство «переде лывать себя» в значительной сте пени определяется уме нием следовать в вы бранном направлении по узкому пути, не глядя ни вправо, ни влево, а тем более не оглядываясь на зад. Тот, кто ежедневно высказываетдобрые на мерения и не осущес твляет ни одного из них наделе, похожначелове ка, который пытается пе репрыгнутьров, но, разо гнавшись, каждый раз останавливается у его края, не решаясь сделать последнего толчка. Л.Н. Толстой 4. Необходимо использовать каждый благоприятный случай'в повседневной жизни для того, что бы действовать в направлений, подсказанном разумными довода ми, моральными ч^ствами. Реше ния или стремления оставляют в нервной системе заметный след не сами по себе, а лишь тогда, когда они выливаются в опреде ленные действия, становясь акта ми рассудочного поведения. Ког да высоконравственное решение не завершается необходимым действием, человек нетолько обед няет свою личность, лишаясь «до брого дела», но и вместе с тем создает в нервной системе «внут ренние барьеры»для совершения таких действий в будущем. Имен но таким образом формируютря бесплодные мечтатели и «высоко чувствительные» натуры, которым за всю жизнь не удается сделать ни малейшего шага в направле нии своей мечты или доброго на мерения. ...Уместно привести следую щее замечание из «Психологий» Джемса: «Ожидающий нас в буду щей жизни ад, о котором нас учат богословы, не хуже того ада, кото рый мысами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер вложном направлении... Нет тако го ничтожного добродетельного или порочного поступка, который не оставил бы в нас своего навеки неизгладимого следа...». (Из книги: Гримах Л. П. Резервы человеческой психики; Введение в психоло гию активности. М, 1989) Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ (ЛГПУ) и Евге- нии ДВОСКИНОИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz