Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

26 сентября 2001 г., N9 188 (21566) п Ш И П Е Ц К А Я •/Ж газета о личность ТИБЫСТРЫЕДНИ ...Конечно, здесь все пе­ ремешано, но прочтите и вы поймете, почему я храню этот листочек. «...До нашей эры сущес­ твовал иной мир под назва­ нием Титанский огонь. В этой удивительной стране не было войн, люди не знали, что такое воровство и убий­ ство. В этом мире цветы раз в неделю выпускали ма­ ленькие звездочки. И од­ нажды из этих маленьких звездочек выпустились большие звезды, и из пяти звезд родился мальчик Про­ метей. Он рос с помощью добрых людей из страны Ти­ танский огонь. Но какой-то человек совершил первый на земле грех, и поэтому по­ явилась злая колдунья. Ти­ тану удалось победить ведь­ му. Позже на горе Олимп по­ селились боги и отняли у людей огонь. Люди погиба­ ли от голода. Но Прометею удалось выкрасть огонь, и он отдал его людям». Это мальчик из моего от­ ряда написал нынешним ле­ том. ...В своем детстве я очень любила ездить в «Проме­ тей» и жила буквально от смены до смены. Но «до шестнадцати» закончилось, а старше в «Прометей» не пускали. А мне так хотелось поехать туда! В «Прометее» жизнь течет по-особому — дни словно без чисел и очень быстрые. Такой ритм, темп — их больше нигде нет. Но нынешней весной произошло СОБЫТИЕ! Ока­ залось, что в детство мож­ но вернуться! В Липецком педагогическом университе­ те открылась школа вожа­ тых. Пришла на первое за­ нятие и встретила сразу не­ скольких «детей «Проме­ тея», своих старых знако­ мых. Занятия вели совсем молодые люди, всего на пять-шесть лет старше нас. Возможно, поэтому все у нас получалось весело и не­ принужденно. Это были не лекции, а разговоры — с шутками, разными истори­ ями. Как и в каждой шко­ ле, здесь давали домашние задания, мы их выполняли БЕЗ ЧИСЕЛ... с удовольствием. Например, надо было придумать вик­ торину, написать сценарий ток-шоу и тому подобное. Я словно вернулась в детство! И еще в детство можно вернуться, поехав в лагерь вожатым! И тут мне повез­ ло — меня туда взяли! В день отъезда просну­ лась очень рано. Такое со­ стояние можно сравнить разве с тем, что испытывает пассажир самолета, набира­ ющего высоту. Наша смена была пос­ ледняя, фестивальная. Фес­ тиваль назывался «Метал- линка», и мы, вожатые, вез­ ли с цобой книги, аудиокас­ сеты — все пригодилось. Ночные планерки и ранние вставания — не передать всю эту круговерть. Если пе­ ресказывать, что такое сме­ на, — это целая повесть, мне кажется. ...И вот опять дорога, до­ мой, но я уже не одна, а со своим отрядом —мальчиш­ ками и девчонками, ставши­ ми для меня почти родны­ ми. Даже хохотушки при­ умолкли... Все словно на минуту остановились, огля­ нулись и поняли, что вот так, как теперь, уже боль­ ше никогда не будет. Когда мы приехали в Липецк, то встали в про­ щальный круг со словами; Всем, всем спокойной ночи. Смена стала днем короче... Так мы говорили каж­ дый вечер в «Прометее». А потом буквально на­ хлынувшие родители разо­ брали детей, — это было похоже на то, как собран­ ный было пазл распадается. Было грустно и пусто, и вдруг я почувствовала страшную усталость. Мама и папа говорили потом, что я пробормотала на пороге что-то нечленораздельное, умылась и упала на пос­ тель. Перед тем как окон­ чательно отключиться, у меня еще пробегали перед глазами ставшие дорогими мне лица... ...Мы договорились, что будем встречаться. Настя КОНОПЛЕВА, студентка филологическо­ го факультета Липецкого государственного педаго­ гического университета. ...Сережа ка к -то сказал мне: — Учиться — дело уче­ ника, а не учителя. Ему только ч то испол­ нилось шестнадцать, а он уже выступал в каждом из т р е х залов Московской консерватории: Большом, Малом и Рахманиновском. Его пальцы знаю т клавиа­ т у р у роялей в Версале, в концертных залах США, Японии. Он же открывал два года назад во Франции, в знаменитом зале «Гаво», ^ с т и в а л ь «Москва — Париж : новый век россий­ ского пианизма». Прошедшее лето на ка ­ никулах в Липецке нача­ лось для него с небольшого концерта в месте священ­ ном — Доме мастера наро­ дного художника России Виктора Семеновича Соро­ кина. Мастер был уже т я ­ жело болен и на концерте присутствовать не мог. Се­ режа Басукинский назвал свое выступление музы­ кальным приношением Виктору Семеновичу. К т о бы мог тогда подумать, что 2 7 августа художника про­ водят в последний путь... А тогда, в июне, собрав­ шиеся в Доме мастера го­ ворили о Сергее Басукинс- ком, ка к уже о взрослом, сложившемся пианисте . М о ж е т быть, точнее дру­ гих сказала заместитель главы администрации Ли ­ пецкой области Людмила Куракова: — Он из Липецка, но принадлежит уже мировой культуре. Э т о т учебный год — последний в Центральной музыкальной школе при Московской консервато­ рии, где Сережа учится у прославленного пианиста М и х а и л а Васильевича Плетнева. Сережа — пер­ вый и единственный его ученик. ..А лето в Липецке ока­ залось очень ко р о т ким . Прошедший сезон был юби­ лейным для Российского национального симфоничес­ кого оркестра , который десять л е т назад создал Михаил Плетнев. Много выступлений , гастроль ­ ных поездок, записей, поэ­ том у и занятий у Сережи ,с маэстро было не т а к много. Условились — ка к только у Плетнева будет побольше времени, навер­ с т а ю т программу летом. В о т , созвонившись с учи­ телем, в середине жаркого июля Сережа и уехал в Москву. .. .К т о т к и е же канику­ лы в Липецке начались с проблем. Домашнее пиани­ но уже не удовлетворяет уровню Сережиной игры, надо было н ай ти хороший рояль. По понедельникам, выходной день в областной научной библиотеке, ему разрешила заниматься в большом читальном зале директор Клавдия Сухини­ на. Рояль т а м прекрасный. А в остальные дни тож е нашелся выход — с разре­ шения председателя Л и ­ пецкого отделения Союза художников России Алек­ сандра Вагнера и Галины Каверзиной, директора вы­ ставочного зала, ч то на улице Ленина, с самого у тр а он сидел в этом са­ мом зале. Помню, мы шли с ним т у д а первый раз. КАКЗАМКНУЛСК ЧУДкный предупрежденные, ч т о ин­ струмент расстроен. И радос­ т н о удивились, когда под Се- режиньми пальцами рояль за­ звучал совсем неплохо. Он при­ ходил в выставочный зал вместе с уборщицей к полови­ не девятого у тр а и начинал работать . К слову, нашелся бы в Липецке меценат — ин­ с т р у м е н т действи тельно «РУГ... нуждается в ремонте (э т о с т о и т примерно две с полови­ ной ты с я ч и ). Заним а ться можно, но для концертов ро­ яль не годится (замысел т а ­ кого концерта зимой, ка к раз поэтому художникам и при­ шлось о тл ож и т ь до лучших времен)... ...Когда я думаю об этом мальчике, о его сложном в н у т ­ реннем мире, т о думаю и о том , ка к непросто все доста­ валось и достается ему, т а ­ кому успешному, та ком у ар­ тистичному. Например, побе­ да на Международном юношес­ ком конкурсе имени П. И. Чай­ ковского. Он готовил тогда Первый концерт Шопена для фортепиано с оркестром. Лип­ чане в т о лето перед конкур­ сом могли видеть, ка к двое на велосипедах — худенький мальчик и его отец Сергей М и ­ хайлович — два раза в день, утром и вечером, ездили на за­ н я ти я в училище искусств имени К. И. Игумнова. Стоя­ ла та к а я же жара, ка к ны­ нешним летом. ...Он становится старше, но наши разговоры уже дав­ но, с первой встречи, совсем- совсем взрослые. В о т он на позапрошлых зимних канику­ лах взял у меня книги Гофма­ на с нотными примерами. Тог­ да они в школе изучали роман­ тизм . —В твоем возрасте труд­ но понимать такие вещи или, может, тебе как музыканту близка именно романтичес­ кая школа? — Конечно. Хотя и клас­ сицизм близок — в нем тоже много романтического. Даже в Бетховене. И в Моцарте. Только вГайдне я его не очень вижу. А в Бахе много роман­ тики. В эпоху романтизма на­ чали раскрывать душу чело­ века. Но это ведь не значит. БАРДЫ «Не сотвори себе кумира из неве­ ликих мелочей», — эти до боли зна­ комые слова доносились со стороны Зеленого театра Нижнего парка, где в очередной раз липецкий кл^ авторс­ кой песни «Капель» проводил вечер памяти, посвященный известному бар­ ду Ю. Визбору. Еще в недалекие 60-70-е человек с гитарой в руках был символом време­ ни и фигурой, безусловно, значимой. Дворовые дон-жуаны нетерпеливо ра­ зучивали аккорды, мечтая покорить сердца непреступных красавиц. «Звез­ ды» студенческих тусовок брали за душу исполнением песен у костра, за­ воевывая всеобщую любовь. Много с тех пор водыутекло. Ины­ ми стали вкусы, взгляды. Но неизмен­ ной осталась любовь людей к живому исполнению и гитаре — главному ин­ струменту всех походов и просто дру­ жеских встреч. В нашем городе есть несколько бар­ довских клубов. Один из них — «Ка­ пель» Владимира Жирова. Этот чело­ век собрал не только людей по инте­ ресам, но и настоящих друзей. Атмос­ фера клуба притягивает как магнит, каждый тамраскрываетчастичку себя, о которой, может быть, и сам не подо­ зревал. Поражает количество молодых и талантливых авторов. Например, Ульяна Ходус — самая молодая ис- м ч ь ю полнительница, играет классику на ги­ таре, Иван Р^Флев, Виктор Меркулов, Павел Батраков, Сергей Дмитриев. В репертуаре только председателя клуба Владимира Жирова — около 300 ав­ торских песен, некоторые из них зву­ чат за пределами Липецка. А его не­ зыблемый хит «Булочка с изюмом» — развеселая песенка, посвященная де­ вушке, покорила сердца многих. «Иду однажды по улице, а ко мне парень подъезжает на машине и так с улыбкой спрашивает: «Куда вас. Бу­ лочка, подвезти?» — рассказывает Владимир. При этом отрицательно ка­ чает головой на мой возглас: «Это же популярность!» В клубе считают, что популярность — не самое главное. Вот критика — это да. Всегда важно знать, что дума­ ют твои друзья и единомышленники, когда выносится на суд зрителей но­ вая песня. Для настоящих бардов пес­ ня — это выражение личности в сло­ ве, а не просто хорошо подобранная рифма. И частые выезды на фестива­ ли —не только повод посидеть с друзь­ ями у костра, попеть и послушать пес­ ни, но и нелегкий путь туриста. А как говорил Высоцкий, дружба познается в пути. Я думаю, он был прав. «Бар­ довское движение набирает мощь, — говорит Владимир Жиров. — И на фоне прогрессирующей поп-культуры, как глоток свежего воздуха, очищает умы и души людей, не дает умереть чувству гармонии и любви к женщи­ не, Родине». Ну а лучшим временем для твор­ чества барды, похоже, считают ночь. Детский милосердия МИЛОСЕРДИЕ п НЕ ПРОШЕЛ МИМО Фонд позитивны х инициатив 1Г~\та эмблема Детского ордена милосердия Ли- ~~шпецка публикуется впервые, хотя жители го- р(юа наверняка уже видели ребят с такими значками ярко-лимонного цвета. Видели их и в селе Доброе, куда Детский орден милосердия ездил в июне на Пушкинский фестиваль юных талантов и в гос­ ти к Алеше Цареву. У Алеши детский церебраль­ ный паралич, он пишет очень интересные стихи и прозу, в прошедшем учебном году окончил Школу юного журналиста в Москве. Так вот и собираются вокруг идеи равенства всех — независимо от здоровья или нездоровья — школь­ ники, студенты Липецкого государственного педаго­ гического университета, взрослые. Нас сейчас больше, чем в самом начале, когда вес­ ной мы устроили впервые наш семинар. О каждом из участников движения Детского орде­ на милосердия можно сказать, что он: — тот, кто принял чужую боль; — тот, кто не прошел мимо; — тот, кто знает, что такое деятельная дружба и, может быть, понял самое важное в жизни. КонЫактный телефон Детского ордена милосердия Липецка: 25-72-30. что в эпоху класси­ цизма души у чело­ века не было. Иму- зыка-то — это все равно о человеке. И Бетховенписалоче­ ловеке. —Может быть, в ту эпоху человек был поставлен в более строгие рам­ ки? — Да, именно. Но когда играешь музыку Бетховена, рамок не видишь. Просто другое об­ личье. Там сплош­ ная смелость, сплошное нарушение всех тех законов, которые были у Гай­ дна, Моцарта. —А Чайковский? — Ну, Чайковский — это самый великий русский ком­ позитор, его нельзя сравни­ вать. Яимтеперь так увлекся. Раньше я его плохо знал, а сей­ час беру партитуру и читаю. «Ромео и Джульетта», «Фран­ ческа да Римини»... ..И я вспоминаю, ка к уже на прошлых зимних канику­ лах в Липецке, в отделе ис­ ку с с т в областной научной библиотеки, Сережа часами просиживал, слушая пластин­ ки с партитурой в руках. На ­ чал с Ш уб ер та — П я т ую , Шестую иДевятую симфонии под управлением Карла Бёма. Потом две симфонии Шума ­ на. И симфонии Чайковского: Вторую и Ш естую под управ­ лением Ойстраха. —Но, к сожалению, успел немного, хотя на дом брал еще партитурыквартетовШостако­ вича и Бетховена. — А тяжело читать пар­ титуру? Я не могу себе пред­ ставить состояние дирижера, который должен одновремен­ но столько строк охватить взглядом... — Следить-то легко, тем более чем дольше слушаешь. Приходит умение кропотливо читать и находить интересные линии инструментов. Сейчас я сталболее детально вчитывать­ ся, и как интересно это! —А сам тымог быпопро­ боватьдирижировать? — У нас в школе как раз очень интересный предмет — общее дирижирование. Мы дирижируем по очереди, меня­ емся: двое играют в четыре руки, третий дирижирует. Но нам пока дают легкие симфо­ нии. Ксожалению, этого мало. А преподаватель прекрасный. Прожитый день дает пищу для раз­ мышлений, прожитые годы — муд­ рость. Мудрая песня способна завора­ живать и волновать множество людей. В этом я убедилась, побывав на кон­ церте клуба, где царило единство до­ бра, любви, высоких чувств имыслей... Наталья РЗАЕВА, студентка первого курса отделения журналистики Курского педагогического университета. СТИХИ и ПЕСНИ — Сережа, можешь ты перечислить основные пред­ меты в ЦМШ? — Самый мой любимый предмет—гармония, который я всячески стараюсь услож­ нить, потому все кажется, что мало. Музыкальная литерату­ ра. Специальность. История мировой культуры — очень интересный предмет. Там все вместе: архитектура, скуль­ птура, живопись, поэзия. Мы изучали Древний Египет, ревнюю Японию, Древний итай, эпоху Возрождения. Еще английский язык. Особен­ но в прошлом году был очень трудный экзамен по музлите- ратуре, начиная с Баха и кон­ чая Дебюсси. То есть надо знать почти все о них и об их произведениях. Играть много всего. —И как же ты осилил? —Ну сидел перед экзаме­ нами побольше. Сольфеджио пошло уже довольно сложное. Трехголосные диктанты. Пос­ ледний диктант был — одна из симфонийШостаковича. Не диктуют, а проигрывают, а мы должны сделать нотную за­ пись. — Еще такой вопрос; ты говорил, что когда во Фран­ ции играл, то там в зале «Гаво» акустика лучше, чем в Большом зале консервато­ рии? —Да, именно так. — Но все-таки, когда ты рассказывал, как выходил на сцену Большого зала, то что- то такое ощущал, какая-то аура там... —Конечно. —Ее чувствуешь ведь и в зале. —Со сцены по-другому. — А что испытывает че­ ловек, сидящий за роялем на сцене Большого зала Москов­ ской консерватории? — Когда выходишь, то бросается в глаза какая-то протяженность рядов. Такого я не чувствовал нигде. Как будто тынаходишься над всем этим. Это что-то духовное даже, потому что все залы ус­ троены, впринципе, одинако­ во —сцена выше. И в консер­ ватории исключительно теп­ лая атмосфера. Для меня эти залы консерватории меняют­ ся местами: Большой, Рахма- ниновский. Малый... Раньше мне Рахманиновский казался холодным. А теперь кажется более концертным. Акустика в Малом проигрывает перед Рахманиновским. Ну а Боль­ шой, конечно, — вне конку­ ренции. — Что чувствует чело-: ! век за кулисами Большого !.. зала, там, за таинственной ; дверью? Это ведь святая , святых... — В Большом зале во­ обще интересное устройст- >- во: нет занавеса, с двух сто-1 рон двери. Но там рабочая Г.- обстановка. И музыкант ни 1'-4 о чем не думает, кроме__как | « о выступлении. И такой ат-!^ мосферы нет в Москве ни- где. И чем больше связан с^^; этим, тем больше памятны р; стены, тем больше этого Г особого чувства. Г —Может быть, это как 1;;; намоленность храма? Только это музьпсальный^.^ храм. Эти стены видели и*,.] слышали такое, что пере-^ дается потом другим вре- менам и людям. А страш- но выступать? { : — Когда как. Причем'Н это не можешь предугадать. И — Но тебе бывало И страшно? — Ну, конечно. с -1 — И что ты тогда де­ лал? — Играл ( смеется). >^ — А не страшно ли Г ' тебе, что ты принадле-1' ‘ жишь к некоей касте? Это р; круг твоего общения сей- !"! час и в будущем. — Ну, вообще, это осо - 1 ” бый мир, и не каждому там | будет комфортно. И не ка ж -1 дый сразу это поймет. В ; ; ЦМШ я чувствую себя как г,1 рыба в воде и не хочу ее р! кончать, хотелось бы подо- льше там поучиться. Хотя . ' если попаду в консервато-1,; рию, то там аура очень ! '■ близкая. Это, по-моему, са- мое светлое, что вообще р; есть на земле. ...Кто бы мог предста- вить, ч т о маленький моль- ? чик, гулявший с родителя- ми в Липецке по И н те р н а -Ц циональной улице, будет ос- танавливаться у здания ,.] м у зы ка л ьно й ш колы и вслушиваться. А самое пер­ вое воспоминание родите­ лей на э т у тем у — теле­ визионный сериал о Вахе. Зазвучал клавесин, и двух­ летний Сережа замер. Он сам просил ку п и т ь ему пи­ анино и просился в музы - , кальную школу. Его первой ! учительницей была Н а - ^--\ -■талья Семиколенова, кодго | ■ рая сразу отличила Сережу <!' о т других начинающих иоб-\',[ ратиласъ к заместителю .-1’ директора учебно-методи-Дц ческого центра по образа-- ' \\ ванию управления культу - 51 ры администрации Липец --^ кой области Ольге Хрустс(^Щ левой. П о то м маленький Щ| ученик без туров и прослу- щиваний попал на первый конкурс юных пианистов ] ' - имени К . Игумнова и стал | , лауреатом. ' —Такие ценности, как'; исполнительское мастерст­ во, передаются из рук в руки. И ты тоже стано- и вишься их хранителем. р ‘ — Да, может быть... т; ..А М ихаил П л е т н е в ы был последним учеником Ш Якова Флиера.АЯков Фли- Ш ер — последним учеником 15 нашего земляка К он с тан ­ т и н а Ивановича Игумнова: В о т круг и замкнулся. Вы­ ходит, Игумнов прикоснул­ ся и к Сереже Басукинско- му. Чудесный круг. И ни тени тщеславия. У; ОльгаКЛЕКОВКИНА. Ф о т о : Н. АЛЕКСАНДРОВА р.! 'Й О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Е ЖИДТЕ ПОДАРКОВ., ...Пора перестать ждать неожиданных подаркоа От жизни, а самому делать жизнь. АНТИЧНАЯ ВАЗА С ти хи А . К уш н ер а М у зы ка А . Д ул о в а На античной вазе выступает Человечков дивный хоровод. Непонятно, кто кому внимает, Непонятно, кто за кем идет. Глубока старинная насечка. Каждый пляшет и чему-то рад. Отыщу средь них я человечка С головой,повернутой назад. Он высоко ноги поднимает И вперед стремительно летит, Но как будто что-то вспоминает И назад, как в прошлое, глядит. Старый мастер, резчик по металлу, Жизнь мою в рисунок разверни. Буду я кружиться до отвалу И плясать не хуже, чем они. И в чужие вслушиваться речи, И под бубен прыгать невпопад. Как печальный этот человечек С головой, повернутой назад. руководить привычками, фор­ мироватьтолько полезныедля раз­ вития личности, для здоровья и повседневной деятельности при­ вычки—значит сознательно и це­ ленаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случаенервная система чело­ века становится его надежнымдру­ гом, а не врагом. В психологии на этот счет установлены следующие правила: 1. Человек, пожелавший осво­ бодиться от старой привычки и выработать новую, долженсформу­ лировать для себя твердое и бес­ поворотное решениедействовать в намеченномнаправлении. Принятое решение сформирует в нервной системе необходимый энергети­ ческий центр. 2. Необходимо избегать тех условий, в которых старая привы­ чкастанетпроявляться с особой на­ стойчивостью. Наоборот, лучше на­ меренносоздаватьтакуюобстанов­ ку, которая благоприятствовала бы формированию и поддержанию новой привычки. 3. Очень важно ни разу не от­ ступать от соблюдения новой при­ вычки до тех пор, пока она не за­ крепится в такой степени, что ее случайное нарушениеуже не будет представлять опасности. Постоян­ ство тренировки—важнейшее ус­ ловие непогрешимой и надежной деятельности нервной системы. Важно при этом помнить, что одна победадурной привычкиуничтожа­ ет результаты многих побед хоро­ шей. Вообщеже искусство «переде­ лывать себя» в значительной сте­ пени определяется уме­ нием следовать в вы­ бранном направлении по узкому пути, не глядя ни вправо, ни влево, а тем более не оглядываясь на­ зад. Тот, кто ежедневно высказываетдобрые на­ мерения и не осущес­ твляет ни одного из них наделе, похожначелове­ ка, который пытается пе­ репрыгнутьров, но, разо­ гнавшись, каждый раз останавливается у его края, не решаясь сделать последнего толчка. Л.Н. Толстой 4. Необходимо использовать каждый благоприятный случай'в повседневной жизни для того, что­ бы действовать в направлений, подсказанном разумными довода­ ми, моральными ч^ствами. Реше­ ния или стремления оставляют в нервной системе заметный след не сами по себе, а лишь тогда, когда они выливаются в опреде­ ленные действия, становясь акта­ ми рассудочного поведения. Ког­ да высоконравственное решение не завершается необходимым действием, человек нетолько обед­ няет свою личность, лишаясь «до­ брого дела», но и вместе с тем создает в нервной системе «внут­ ренние барьеры»для совершения таких действий в будущем. Имен­ но таким образом формируютря бесплодные мечтатели и «высоко­ чувствительные» натуры, которым за всю жизнь не удается сделать ни малейшего шага в направле­ нии своей мечты или доброго на­ мерения. ...Уместно привести следую­ щее замечание из «Психологий» Джемса: «Ожидающий нас в буду­ щей жизни ад, о котором нас учат богословы, не хуже того ада, кото­ рый мысами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер вложном направлении... Нет тако­ го ничтожного добродетельного или порочного поступка, который не оставил бы в нас своего навеки неизгладимого следа...». (Из книги: Гримах Л. П. Резервы человеческой психики; Введение в психоло­ гию активности. М, 1989) Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ (ЛГПУ) и Евге- нии ДВОСКИНОИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz