Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

22 сентября 2001 г., № 186 (21564) Ш И П Е Ц К А Я •^Ж га зета к м8аиад<^ч»»«5ейзджт’»ич'ку*№^,'у-гя^уяд»^.-Ч': ?ШШ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА ШЬЕ. КШИЕилиСУДЬБА? а эти раздумья о счастье меня подтолкнули несколько пуб ­ ли каций в газетах, отвечающих на вопросы: «А что ж е такое _ счастье?» частье, на мой взгляд, к а к и любовь — великое таинство приро ­ ды . С колько существует цивилизованный мир , столько и говорят, и спорят, и не находят ответа на два понятия. Они слиш ком сложны , чтобы быть подверженными ка ком у -либо определению . Их всеобъ- емлемость, таинственность и загадочность неподвластны ни ка ким законам . И, тем не менее, попытки разобраться, что ж е это такое , не прекращаются. И если любовь — это великое оза­ рение сверху, экзальтация человеческих чувств, т.е. понятие целиком и пол­ ностью идущее от природы, то счастье —это немного другое. Сколько раз мы слышим: «счастливый миг», «счастли­ вый человек», «счастье—это когда тебя понимают», «счастье—это любовь, это дети». Наконец, не обходится опреде­ ление счастья и без материальных сти­ мулов. Видите, как велик спектр поня­ тия счастья. «Счастливый человек», говорят, гля­ дя на кого-нибудь. Почему счастливый? Может, он просто удачливый, может, он вполне здоров, любим и, как говорит­ ся, «все в жизни имеет». Может, ему в чем-то повезло — занял важный пост, выиграл по лотерее, «отцепил» краса­ вицу жену (или красавца мужчину (в за­ висимости от пола). Почему обязатель­ но счастливый? Или выражение «счастливый миг». ^ Это когда отрезок времени приносит ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ тебе радость и успех. Значит, в поня­ тие счастья входят и такие компонен­ ты? Один мой знакомый, в общем-то, ус­ троенный вжизни человек, говорит мне; «Я—несчастливый человек». —В чем же? — спрашиваю его. —Мне не везет— и все. Играем в карты — проигрываю постоянно. Сда­ вал экзамены со шпаргалками —меня засекли, адругих нет. Ни разу не выиг­ рал в любые игры—не везет. —Так, что ж, выходит, счастье—это везение? —Наверное, так. г —Ноу тебя же все нормально и без ^ везенья? — Понимаешь, если бы еще и ве­ зенье. Без него нет все-таки полного ощущения счастья Ярассмеялся. ;» ■ Человек, спортсмен, в самые пос­ ледние мгновения коснулся финишной ленточки первым —и вот он. счастли­ вый миг победы: вскинутые вверх руки, улыбка, покрывающая все лицо, серд­ це, колотящееся не только от напряже­ ния, но и от счастья. Вот человек защитил диссертацию, и весь заполнен нахлынувшими чувства­ ми. Здесь элементы счастья присутству­ ют? Конечно. Юрий Гагарин вернулся на землю и был встречен человечеством как сын Земли. Он был счастлив? Да, несомнен­ но. Но частичка этого состояния доста­ лась и людям. В газетах, журналах прижился такой стереотип: «супруги прожили счастли­ вую жизнь». Что это такое? Здесь при­ сутствуют, вероятно, и любовь, и успе­ хи в чем-то. А еще речь, вероятно, идет о здоровых, нормальныхдетях, преодо­ лении недугов, устроенном быте, уваже­ нии людей, наградах. Не было ссор в быту, никто друг от друга не уходил, никто не замечен в нехороших поступ­ ках. Счастливая жизнь? Но есть и другое понятие: «счастье не бывает бесконечным», т. е. на каком- то жизненном этапе оно отворачивает- ся от человека или вовсе уходит. Зна­ чит, понятия счастья, как бесконечного процесса, нет? Однахщы встретил старуюзнакомую. Когда-то она ходила, «сияя от счастья», как все говорили. Но вот время нанесло ей несколько ощутимых жизненных уда­ ров: тяжело заболела, ушел муж, мате­ риальное благополучие улетучилось. — Вот теперь я не верю в понятие «долговечность счастья». Оно может быть яркой вспышкой, мигом, времен­ ным наплывом чувств, везеньем в чем- то... Атак—счастье на века—это чепу­ ха. Такого нет и быть не может, — го­ рестно говорила она. Это судьба. Ей однажды удалось поймать за хвост эту птицу удачи —счастье, и по­ казалось—все, на всю жизнь. Ан, нет. Вот к понятию счастья прицепилось те­ перь еще и слово «судьба». Вспомните выражения; «асчастье было так возмож­ но», «от судьбы не уйдешь». Вжизни эти понятия неоднозначны, и, по-моему, не всегда ходят рядом. Но, в конце концов, друг от друга никуда— это точно. Вот и думай, копайся в определе­ ниях счастья. Ну, как его назвать, какое оно? Неужели это что-то мистическое? Ведь не зря же говорят; «человек в ру­ башке родился», «под счастливой звез­ дой», «вокруг его головы светится нимб счастья» и т. д. Есть и поверье; если девочка родилась похожей на отца, то она будет счастлива. Эти приметы, срав­ нения люди взяли из многовекового опы- :' та наблюдения, не просто же так... А совместимы ли понятия счастья и :везенья? И можно ли назвать счастье везеньем? А если сюда приплюсовать еще и случайность? Сколько примеров в жизни! Однажды кэноша стоял на трамвай­ ной остановке и вдруг в окне остановив- «Сейчас все ремонтные ( работы стоят так дорого! Муж говорит: давай сами покрасим окна, двери, да и пол лаком покрыть, навер­ ное, небольшая премуд­ рость, освоим. Но в доме двое малышей — не повре­ дит ли им запах? Н. МИТРОЩЕНКО. V Подобных писем в нашей поч- ' .те немало. Действительно, в пос­ леднее время хозяйки предпочи­ тают делать ремонт своими сила­ ми, пусть неумело, но старатель­ но и, главное, без лишних затрат. Но безопасно ли это для здоровья женщин? Опасения читательниц совсем не напрасны! Сейчас во всем мире резко возросло число отрав­ лений, вызванных предметами так называемой бытовой химии—ла­ ками, красками, мастиками, все­ возможными средствами против насекомых, антистатиками, даже некоторыми дезодорантами и щампунями. Конечно, не все одинаково чув­ ствительны к химическим вещес­ твам. Кто-то даже не ощущает их влияния, а кому-то становится так НАМСТОИТ ДОМПОКРАСИТЬ! плохо, что хоть «скорую» вызывай. Но вот для кого контакт с химика­ тами исключен однозначно, так это для беременных женщин: ведь все, что вдыхает будущая мать, попадает и в легкие ребенка! Не стоит подвергать испыта­ нию и детей младшего возраста, особенно тех, кто подвержен ал­ лергическим реакциям,страдает диатезом, астматическим бронхи­ том. Поэтому на время ремонта малышей необходимо «эвакуиро­ вать» из дома к родным или друзьям. Если вы решили сами при­ няться за несвойственную вам ра­ боту, не забудьте о правилах и предосторожностях, которые спе­ циалистам — строителям и ремонтникам —должны быть хо­ рошо известны. Приобретите спе­ циальный респиратор или сделай­ те себе маску из сложенной в 4-6 слоев марли и закрывайте ею нос и рот. Работайтетолько при откры­ тых настежь окнах и дверях, да и потом как можно дольше держите их открытыми: сами по себе лак и краска высыхают быстро, но вьще- ление вредных веществ из них пре­ кращается только через 5-7 дней. Почувствовав во время рабо­ ты тощноту, головную боль, голо­ вокружение, и не думайте пере­ терпеть: бросайте все—и скорее на свежий воздух! Закончив работы, плотно за­ кройте банки с оставшимися хи­ микатами крышками, а края кры­ шек оберните изоляционной лен­ той и наденьте сверху полиэтиле­ новые пакеты. Храните их в про­ хладном, хорошо проветриваемом месте—лучше всего в сарае. Сельским женщинам хочу на­ помнить, что все эти предосто­ рожности необходимо соблюдать и при работе с гербицидами, пес­ тицидами. На заводских упаков­ ках таких препаратов обычно на­ писано, как ими пользоваться, эти правила нужно соблюдать н^кос- нительно. А в ожидании ребенка следует вообще исключить «об­ щение» с этими химикатами! щегося трамвая увидел девущку. Какая- то неведомая сила толкнула его в этот вагон, он нашел банальный способ^поз- накомиться, сошел с ней на одной ос­ тановке, проводил до дома и... они ос­ тались на всю жизнь вместе. Говорят, жизнь прожили счастливо. Что здесь? Случайность, превратившаяся в конце концов всчастье? Или везение, ставшее счастливой случайностью? Тоже — не однозначный ответ, тоже — пища для раздумий. А ослепительное счастье? Оно бы­ вает больше у молодых. Взявшись за руки, влюбленные идут, не видя никого вокруг. Миг счастья? А свадьба? Счас­ тливые глаза жениха, счастливый смех невесты, счастливые лица родных. Как часто подобное состояние оказывается только счастливым мгновеньем. Запутаешься в этом определении все-таки. И не дашь ему точного назва­ ния. Хотя о счастье, как о понятии, го­ ворили и древние. Ивсе же дать его точные очертания, расставить в ряд его параграфы и ска­ зать где, на какой дороге, в каком три­ девятом царстве-государстве ты его найдешь—думаю, никто не возьмется. Даже маститые философы. А, может быть, это и не нужно?.. А поэтому будут идти до бесконеч­ ности разговоры о счастье, будут зада­ вать вопросы о нем. Потому что так мно­ гогранна жизнь и так много людей, же­ лающих обрести счастье. И все же пусть счастье и неосязаемо, пусть капризно, пусть не всем достается, но оно в этом подлунном мире имеется. «Ищите да обрящете», — говорилось в древнем писании. И счастье—тоже. Анатолий ДОБРЫНИН. М ЕЖ Д У НАМИ , ЖЕНЩИНАМИ В едущ ая р у б р и к и — Гал ин а К А Й Д А Ш К О . ЧЕМУУЧИТЬ? ЧЕМУУЧИТ1С1? Дети, начавшие говорить, не просто повторяют вслед за взрослыми слова. — Сегодня какой день? —Вторник. —А вчера был? — Понедельник. —А завтра будет? —Среда. — А почему среда? Надо говорить — средник. Поне­ дельник, вторник, средник. Заметим: ребенок ищет законы, по которым строит­ ся наш язык. Речь его чаще всего основана на аналогии и контрасте. Трехлетний Федя, на­ блюдая из окна поезда скуд­ ный степной пейзаж, услы­ шал бабушкино выражение: «Как уныла эта Голодная степь». А наутро, проснув­ шись, увидел за окном цве­ тущие сады и воскликнул радостно: «Смотри, бабуш­ ка, степь уже накормлен­ ная». Это типичный ход мыс­ ли. Довольно часто малыши стремятся выразить мысль через антоним — найти на­ именование, противополож­ ное уже известному. Двух­ летний Дима, услышав реп­ лику взрослых: «Бабушка старенькая» — включается в разговор со своим утвер­ ждением: «А мама новень­ кая». В его речевой памяти уже есть антонимический ряд «старый-новый», но пока еще не вступили в ан­ тонимические отнош^ения слова «старый-молодой». И задача взрослых — постепенно довести до созна­ ния малыша, что слова в языке, будучи многозначны­ ми, соотносятся своими раз­ личными значениями с раз­ ными антонимами. Так, у прилагательного «легкий» не может быть одного анто­ нима, потому что оно слу­ жит не только для обозна­ чения веса (легкий портфель —тяжелый), но и силы (лег­ кий ветер —сильный) и мно­ гих других значений: легкий сон — глубокий; легкий во­ прос — трудный; легкая по­ ходка — тяжелая, грузная и т. п. Расширять запас слов, вводить в обиход но­ вые понятия — значит помо­ гать малышу осваивать язы­ ковое богатство. Стремительно развиваю­ щийся интеллект ребенка подсказывает: можно на­ звать предмет по его основ­ ному признаку— так возни­ кает «мокрее» (от слова «мокрый») взамен непонят­ ного, чужого слова «ком­ пресс», «колоток» (а не мо­ лоток) — от уже известного глагола «колотить». Много подобных интересных приме­ ров есть в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковского, ко­ торый любил «подслуши­ вать» милые детские диало­ ги, восхищался свежими об­ разами и необычными кон­ струкциями, радовался каж­ дому подаренному ему ново­ му ребячьему слову. Думает­ ся, и каждому из нас не грех прислушаться к детской речи. Она возвращает нас к принци­ пам «сотворе­ ния» языка и од­ новременно по­ могает вновь от­ крыть неисчер­ паемость языко­ вой выразитель­ ности. Детская эти­ мология (пони­ мание того, как слово образова­ лось, произош­ ло), как и наро­ дная, часто ошибочна и на­ ивна, но вместе с тем чиста и прекрасна. Чистоту эту мы ощущаем не только в откры­ тости, искренности выраже­ ния мысли и чувства, но и в строгом соблюдении основ­ ных правил русской грамма­ тики. С самых ранних лет дети понимают значимость суффиксов, приставок, утвер­ ждая своим словотворчест­ вом их важную словообразу­ ющую роль. Слова образуют­ ся по типичным словообра­ зовательным моделям. Так появились «чисточка» (зуб­ ная щетка); «стирочка» (лас­ тик); так возникла «кусастая собака» (по типу: глазастая), так с помощью суффикса ■ик образовались от глагола «кусать» «кусарики» вместо «сухарики»; и если можно что-то «посолить», то поче­ му нельзя «попесочить». В истории развития язы­ ка много фактов, которые сродни детскому словотвор­ честву: новые слова изобре­ таются не только тогда, ког­ да для выражения мысли недостает слов старых, но и в стремлении быть точным, не только выразить мысль, но и чувство. Именно поэто­ му словарь наш всегда обо­ гащался и уточнялся с по­ мощью приставок и суффик­ сов. Работушка, кручинушка, погодушка — в этих народ­ ных словах и чувство глубо­ кое, и увеличение, расшире­ ние объема самого понятия. В сокровищнице народной речи находят поэты вырази­ тельные формы. В КРУГУ СЕМЬИ Забушуй же, непогодушка. Разгуляйся, Волга- матушка! Ты возьми мою к^ручинушку. Размечи волной по бережку. (А. Кольцов. «Стенька Разин»). Познавая окружающую действительность и усваивая язык, ребенок подражает, со­ мневается, творит... И толь­ ко пережив эти первые эта­ пы — подражания, сомне­ ния, творчества, дети овладе­ вают нормой, говорят, а по­ том и пишут правильно. От того, насколько вовремя, умело и тактично мы, взрос­ лые, передадим им наше язы­ ковое наследие, зависит бу­ дущая речевая культура на­ шего общества. Движимые любовью, мы восхищаемся словотворчеством малышей. Эти чувства наши понятны. Они побуждают нас «иг­ рать» с малышами в речевые неправильности. Этот этап ну­ жен, он позволяет ребенку ос­ воить все богатство языка, его возможности. Но, постоянно поддерживая в мальчике или девочке творческое восприятие мира, мы в то же время до­ лжны всегда ненавязчиво и убедительно поправить их, объяснив, например, почему надо говорить «сухарики», а не «кусарики» и как это сло­ во связано с другими слова­ ми в языке. И чем больше слов-родственников отыщет малыш вкладовой языка, тем богаче станет для него родной язык, тем шире кругозор. Если к тому же мы вместе с детьми и сами не утратим тре­ бовательного и творческого отношения кслову, нашакуль­ тура будет приумножаться. КРОССВОРД Е Т П ВЗЯЛИ ЛОЖ КИ -ПОВАРЕШ КИ ЮБЛЮЯ, БРАТЦЫ, ЩУК...У М не очень нравится в газете «ЛГ» раздел «Домострой». С удо ­ вольствием читаю рассказы про различные жизненные ситуа­ ции , полезные советы и рекомендации . Так же интересны и поучительны своеобразные кулинарные рецепты. Сам я увлекаюсь ры бал кой , и уж е много лет. Люблю не только ловить рыбу, но и кое -что из нее готовить. Поэтому хочу поделиться с читателями свои­ ми проверенными рецептами приготовле_ния рыбных блюд. Взять, к ___________ _ _ П йлжлй Ы П П Г Г к П О П И М . примеру , та кую рыбу , к а к щ у ка , — о не и поговорим У х у ТОЛЬКО из щ у ки не сваришь, это правда. Рыба она нежирная и особого собственного в 1 ^ с а не имеет. Но щ у ка замечательно впи­ тывает в себя аромат любой специи. Поэтому она служит лишь до полнением к ухе из разных пород рыб. Лучше ее готовить отдельно. И тут важно знеггь, что лучшая щ у ка — весом до 2 килограммов . А теперь рецепты. ЩУКА ЖАРЕНАЯ Чтобы приготовить рыбу по этому рецепту, вам понадобятся также репча­ тый лук, мука, подсолнечное масло. Сна­ чала сварите рассол: в кастрюлю с од­ ним литром воды положите 4-5 лавровых листочков, щепотку семян укропа, 4-5 го­ рошин черного и душистого перца, одну столовую ложку соли. После того как он закипит, а затем остынет, добавьте две столовые ложки 4%-ного деликатесного уксуса. Подготовленную щуку почистите, выпотрошите, хорошо промойте. Раз­ режьте на куски и уложите в кастрюлю, посыпьте порезанным луком (2-3 голов­ ки). Залейте ее маринадом и оставьте на 8-10 часов. Затем обваляйте куски рыбы в муке и пожарьте их в кипящем масле. Без сомнения, вы убедитесь, что это более изысканное кушанье, чем щука, жаренная обычным способом, которая чаще всего получается невкусная и сухая. ЩУКА ОТВАРНАЯ Взять щуку весом 1-1,5 кг, очистить, выпотрошить, промыть. Слегка посо­ лить идать полежать час-два. Затем по­ резать на куски и сложить их в кастрю­ лю. Посыпать изюмом, положить кру­ жочки лимона, добавить корень петруш­ ки или сельдерея, несколько горошин душистого перца. Далее влить воды, чтобы она слегка покрывала рыбу, и чуть-чуть уксуса. Все варите примерно 20-25 минут. Получится отменная еда. КОТЛП^Ы и з ЩУКИ После удачной рыбалки, когда в моем улове было несколько щук, дома нажарили котлет из них. Котлеты полу­ чились пышные, с золотистой котзочкои, ароматные. Ими я угостил на работе со­ служивцев. Все хвалили, долго угады­ вали, из чего они сделаны. Потом поп­ росили рецепт приготовления. Вот он. Щучью мякоть (1 кг) прокрутить на мя­ сорубке с круто сваренными яйцами (4- 5 штук), смешать с булочкой (без короч­ ки), размоченной в молоке. Обжарить мелко нарезанный лук (3-4 средние лу­ ковицы) на сливочном масле (150 г). Соединить с фаршем, все хорошо пе­ ремешать, посолить и поперчить по вку­ су. Разделать на порции, обвалять в панировочных сухарях и, опуская в го­ рячее растительное масло на сковоро­ де, жарить до готовности. Котлеты можно подавать с томатным соусом или соком, а также с майонезом. Приятного вам аппетита! Юрий ГРЕБЕНЩИКОВ. г. Липецк. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Бог виноделия вдревнеримской ми­ фологии. 5. Объект «головной боли» дворников. 8. Крупная соба­ ка, которая волков не только не боится, но и может запросто «оби­ деть». 9. Рыба из семейства осетровых. 14. Обладатель телефон­ ного номера. 15. Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. 16. Моника Левински по отношению к Биллу Клинтону. 19. Духовой музыкальный инструмент. 20. Главное дело жизни Галины Улановой. 21. Лица, находящиеся в качестве зрителей. 24. Кожаный чехол для пистолета. 25. Тактическое передвижение войск. 26. У Бетховена она «лунная». 27. Чувство приятной рас­ слабленности. 32. Булгаковский персонаж, ставший нарицатель­ ным. 33. Без него ручная граната не намного опаснее обыкновен­ ного булыжника. 34. Отечественный актер, сыгравший в одном фильме управдома и царя. 39. Официальный прием у высокопос­ тавленного лица. 41. Чувство, не поддающееся контролю. 42. Оте­ чественный автомобиль. 43. Уличная лотерея (обиход,). 44. Чело­ век, который бродит, как тень, по дорогам старых истин. 45. Ста­ ринная итальянская серебряная монета. 46. Имя одного из сыно­ вей Манилова (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»). ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Столица одной из республик бывшего СССР. 2. Центр художественной росписи в России. 4. Советский писатель, автор романов «Война», «Люди не ангелы». 5. Форма для отливки типографских литер. 6. Липецкий детский образцо­ вый ансамбль танца. 7. Залив в Аравийском море. 10. Прежде­ временное прекращение беременности. 11. Куртка горнолыжни­ ка. 12. Самый известный Остап. 13. Липкий сок хвойных расте­ ний. 17. Персонаж Ю. Никулина в кинокомедии «Бриллиантовая рука». 18. Модная остроконечная шапка в 20-х годах. 22. Муза, покровительница любовной поэзии в древнегреческой мифоло­ гии. 23. Устройство, без которого вполне обходится гидросамо­ лет. 28. Советский композитор, автор музыки ко многим кино­ фильмам. 29. Французский генерал, обессмертивший свое имя введением кавалерийских брюк особого покроя. 30. Перекладина над окном, на которую вешают шторы. 31. Этим термином обоз­ начают разработанную в германском генштабе концепцию мол­ ниеносной войны. 32. Фасон плавок, прогулка в которых не вызо­ вет лишнего внимания. 35. Советский киноактер, чей герой инте­ ресовался, как пройти в библиотеку в два часа ночи. 36. Приго­ род Санкт-Петербурга, в котором находится знаменитая обсер­ ватория. 37. Искусственный шелк. 38. Сплошной шов на повер­ хности. 40. Древнегреческий, поэт, призывавший «наслаждаться сегодняшним днем, мало надеясь на завтрашний». Составил Сергей БЕДРИНСКИЙ (Липецк). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, опубликованный 15 сентября По горизонтали : 6. Звенигородка. 9. Клерухии. 11. Плато­ нов. 12. Лампа. 13. Логан. 15. Отход. 18. «Гроза». 19. Глебов. 20. Даммара. 21. Аоиозо. 22. «Вожак». 23. Абрис. 24. Скунс. 27. Жни­ во. 30. Индостан. 31. Креповка. 32. Телефотометр. По вертикали: 1. Сверхпроводимость. 2. Сноха. 3. «Огниво». 4. Адрас. 5. Самоотверженность. 7. «Репка». 8. Новомосковск. 10. Луангпрабанг. 14. Гаммару. 16. Дадон. 17. Агава. 25. Кенаф. 26. Никита. 28. Итиль, 29. Берма. ( В в ы п у с к е и с п о л ь з о в а н ы м а т е р и а л ы __________ и з ж у р н а л а " Р а б о т н и ц а " ) . ЕРЕД ЗЕРКАЛОМ н а ч а л е о сени , к а к п р а в и л о , мы вы гля - ____ Д И М л учш е , чем к о г ­ д а -л иб о , за горевш ие , п о ­ свежевшие. Но длительное пребывание на воздухе, со­ л н ц е п о р о й и с с уш а ю т кохсу, огрубляют лицо . Пи­ тательные м а с ки в та ком случае просто необходимы . Напомним некоторые общие правила. Если вы решили попро­ бовать маску, какую раньше ни­ когда не делали, проверьте на небольшом участке кожи, не вы­ зывает ли она раздражения. У не­ которых людей такая невинная, казалось бы, ягода, как земляни­ ка, дает резкую аллергическую реакцию. Постарайтесь совместить маску с отдыхом —тогда от нее будет больше пользы. Выберите время, когда можно хотя бы не­ долго поспать, расслабиться. Очистите лицо лосьоном или жид­ ким кремом, умойтесь. Зачешите назад волосы и завяжите их ши­ рокой повязкой, чтобы не испач­ кать. Вокруг глаз вбейте кончика­ ми пальцев немного питательно­ го крема. Наложив маску, ложи­ тесь, подняв ноги повыше. Под рукой —на столике или табурет­ ке—разместите то, что может вам еще понадобиться; полотенца, марлю, ватные тампоны, стакан теплой воды,зеркальце, мисочку. Состав для маски готовят за­ ранее. Фрукты —самые свежие, сочные—протирают сквозь ситеч­ ко или натирают натерке. Осталь­ ные компоненты добавляют потом и тщательно размешивают. Каши­ цу можно нанести на лицо с по­ мощью кисти, а можно намазать на марлевую салфетку и положить на лицо. На глаза обычно кладут тампоны, смоченные в некрепком чае. Маску держат на лице и шее от двадцати до тридцати минут, в это время можно спокойно по­ дремать. Окнодолжно быть откры­ то—свежий воздух не помешает. Маску снимают, а затем моют во­ дой лицо. Кожу промокают сал­ феткой, а участки под глазами снова смазывают питательным кремом. Огуречная маска полезна для увядающей, уставшей кожи с расширенными порами. Она раз­ гладит лицо, освежит и отбелит. Для маски применяют огуречную кожуру, которую можно просто на­ ложить на лицо. Можно натереть огурец на терке и, размазав эту массу по марле, положить налицо. Можно смешать огуречный сок — две чайные ложки —с белком од­ ного яйца. Морковная маска хорошо влияет на жирную (с угрями), бледную и увядающую кожу. Мор­ ковь натирают на терке, смеши­ вают с небольшим количеством талька и наносят на лицо. Морковно-яблочная маска еще и увлажняет кожу, отчего рас­ правляются морщины и лицо при­ обретает свежесть. Помидорная маска приме­ няется при жирной коже землис­ того цвета с крупными порами. Можно положить на лицо дольки помццоров, а можно пропитать со­ ком салфетку и закрыть ею лицо. Маска из зеленого горош ­ ка жирную, лоснящуюся кожу де­ лает матовой, освежает и разгла­ живает лицо. Несколько вареных горошин, размяв, смешивают с чайной ложкой сливок и наносят на лицо и щею. Маска из пахты охлаждает, успокаивает и разглаживает лю­ бую кожу. Пахту смешивают с тальком, чтобы получилась дово­ льно густая кашица. Яично-медовая маска быс­ тро освежает кожу. Желток взби­ вают с медом и этой смесью на­ мазывают лицо. Витаминная маска увлажня­ ет кожу и тем самым предотвраща­ ет появление морщин. Ложку тво­ рога смешивают с небольшим ко­ личеством апельсинового сока или несколькими каплями сока лимона. Если кожа очень сухая, полезно предварительно смазать ее подо­ гретым растительным маслом. Картофельная маска снима­ ет следы усталости, разглажива­ ет морщины. Картофелину отвари­ вают в небольшом количестве мо­ лока, разминают и, когда остынет, накладывают массу на лицо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz