Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
22 сентября 2001 г., № 186 (21564) Ш И П Е Ц К А Я •^Ж га зета к м8аиад<^ч»»«5ейзджт’»ич'ку*№^,'у-гя^уяд»^.-Ч': ?ШШ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА ШЬЕ. КШИЕилиСУДЬБА? а эти раздумья о счастье меня подтолкнули несколько пуб ли каций в газетах, отвечающих на вопросы: «А что ж е такое _ счастье?» частье, на мой взгляд, к а к и любовь — великое таинство приро ды . С колько существует цивилизованный мир , столько и говорят, и спорят, и не находят ответа на два понятия. Они слиш ком сложны , чтобы быть подверженными ка ком у -либо определению . Их всеобъ- емлемость, таинственность и загадочность неподвластны ни ка ким законам . И, тем не менее, попытки разобраться, что ж е это такое , не прекращаются. И если любовь — это великое оза рение сверху, экзальтация человеческих чувств, т.е. понятие целиком и пол ностью идущее от природы, то счастье —это немного другое. Сколько раз мы слышим: «счастливый миг», «счастли вый человек», «счастье—это когда тебя понимают», «счастье—это любовь, это дети». Наконец, не обходится опреде ление счастья и без материальных сти мулов. Видите, как велик спектр поня тия счастья. «Счастливый человек», говорят, гля дя на кого-нибудь. Почему счастливый? Может, он просто удачливый, может, он вполне здоров, любим и, как говорит ся, «все в жизни имеет». Может, ему в чем-то повезло — занял важный пост, выиграл по лотерее, «отцепил» краса вицу жену (или красавца мужчину (в за висимости от пола). Почему обязатель но счастливый? Или выражение «счастливый миг». ^ Это когда отрезок времени приносит ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ тебе радость и успех. Значит, в поня тие счастья входят и такие компонен ты? Один мой знакомый, в общем-то, ус троенный вжизни человек, говорит мне; «Я—несчастливый человек». —В чем же? — спрашиваю его. —Мне не везет— и все. Играем в карты — проигрываю постоянно. Сда вал экзамены со шпаргалками —меня засекли, адругих нет. Ни разу не выиг рал в любые игры—не везет. —Так, что ж, выходит, счастье—это везение? —Наверное, так. г —Ноу тебя же все нормально и без ^ везенья? — Понимаешь, если бы еще и ве зенье. Без него нет все-таки полного ощущения счастья Ярассмеялся. ;» ■ Человек, спортсмен, в самые пос ледние мгновения коснулся финишной ленточки первым —и вот он. счастли вый миг победы: вскинутые вверх руки, улыбка, покрывающая все лицо, серд це, колотящееся не только от напряже ния, но и от счастья. Вот человек защитил диссертацию, и весь заполнен нахлынувшими чувства ми. Здесь элементы счастья присутству ют? Конечно. Юрий Гагарин вернулся на землю и был встречен человечеством как сын Земли. Он был счастлив? Да, несомнен но. Но частичка этого состояния доста лась и людям. В газетах, журналах прижился такой стереотип: «супруги прожили счастли вую жизнь». Что это такое? Здесь при сутствуют, вероятно, и любовь, и успе хи в чем-то. А еще речь, вероятно, идет о здоровых, нормальныхдетях, преодо лении недугов, устроенном быте, уваже нии людей, наградах. Не было ссор в быту, никто друг от друга не уходил, никто не замечен в нехороших поступ ках. Счастливая жизнь? Но есть и другое понятие: «счастье не бывает бесконечным», т. е. на каком- то жизненном этапе оно отворачивает- ся от человека или вовсе уходит. Зна чит, понятия счастья, как бесконечного процесса, нет? Однахщы встретил старуюзнакомую. Когда-то она ходила, «сияя от счастья», как все говорили. Но вот время нанесло ей несколько ощутимых жизненных уда ров: тяжело заболела, ушел муж, мате риальное благополучие улетучилось. — Вот теперь я не верю в понятие «долговечность счастья». Оно может быть яркой вспышкой, мигом, времен ным наплывом чувств, везеньем в чем- то... Атак—счастье на века—это чепу ха. Такого нет и быть не может, — го рестно говорила она. Это судьба. Ей однажды удалось поймать за хвост эту птицу удачи —счастье, и по казалось—все, на всю жизнь. Ан, нет. Вот к понятию счастья прицепилось те перь еще и слово «судьба». Вспомните выражения; «асчастье было так возмож но», «от судьбы не уйдешь». Вжизни эти понятия неоднозначны, и, по-моему, не всегда ходят рядом. Но, в конце концов, друг от друга никуда— это точно. Вот и думай, копайся в определе ниях счастья. Ну, как его назвать, какое оно? Неужели это что-то мистическое? Ведь не зря же говорят; «человек в ру башке родился», «под счастливой звез дой», «вокруг его головы светится нимб счастья» и т. д. Есть и поверье; если девочка родилась похожей на отца, то она будет счастлива. Эти приметы, срав нения люди взяли из многовекового опы- :' та наблюдения, не просто же так... А совместимы ли понятия счастья и :везенья? И можно ли назвать счастье везеньем? А если сюда приплюсовать еще и случайность? Сколько примеров в жизни! Однажды кэноша стоял на трамвай ной остановке и вдруг в окне остановив- «Сейчас все ремонтные ( работы стоят так дорого! Муж говорит: давай сами покрасим окна, двери, да и пол лаком покрыть, навер ное, небольшая премуд рость, освоим. Но в доме двое малышей — не повре дит ли им запах? Н. МИТРОЩЕНКО. V Подобных писем в нашей поч- ' .те немало. Действительно, в пос леднее время хозяйки предпочи тают делать ремонт своими сила ми, пусть неумело, но старатель но и, главное, без лишних затрат. Но безопасно ли это для здоровья женщин? Опасения читательниц совсем не напрасны! Сейчас во всем мире резко возросло число отрав лений, вызванных предметами так называемой бытовой химии—ла ками, красками, мастиками, все возможными средствами против насекомых, антистатиками, даже некоторыми дезодорантами и щампунями. Конечно, не все одинаково чув ствительны к химическим вещес твам. Кто-то даже не ощущает их влияния, а кому-то становится так НАМСТОИТ ДОМПОКРАСИТЬ! плохо, что хоть «скорую» вызывай. Но вот для кого контакт с химика тами исключен однозначно, так это для беременных женщин: ведь все, что вдыхает будущая мать, попадает и в легкие ребенка! Не стоит подвергать испыта нию и детей младшего возраста, особенно тех, кто подвержен ал лергическим реакциям,страдает диатезом, астматическим бронхи том. Поэтому на время ремонта малышей необходимо «эвакуиро вать» из дома к родным или друзьям. Если вы решили сами при няться за несвойственную вам ра боту, не забудьте о правилах и предосторожностях, которые спе циалистам — строителям и ремонтникам —должны быть хо рошо известны. Приобретите спе циальный респиратор или сделай те себе маску из сложенной в 4-6 слоев марли и закрывайте ею нос и рот. Работайтетолько при откры тых настежь окнах и дверях, да и потом как можно дольше держите их открытыми: сами по себе лак и краска высыхают быстро, но вьще- ление вредных веществ из них пре кращается только через 5-7 дней. Почувствовав во время рабо ты тощноту, головную боль, голо вокружение, и не думайте пере терпеть: бросайте все—и скорее на свежий воздух! Закончив работы, плотно за кройте банки с оставшимися хи микатами крышками, а края кры шек оберните изоляционной лен той и наденьте сверху полиэтиле новые пакеты. Храните их в про хладном, хорошо проветриваемом месте—лучше всего в сарае. Сельским женщинам хочу на помнить, что все эти предосто рожности необходимо соблюдать и при работе с гербицидами, пес тицидами. На заводских упаков ках таких препаратов обычно на писано, как ими пользоваться, эти правила нужно соблюдать н^кос- нительно. А в ожидании ребенка следует вообще исключить «об щение» с этими химикатами! щегося трамвая увидел девущку. Какая- то неведомая сила толкнула его в этот вагон, он нашел банальный способ^поз- накомиться, сошел с ней на одной ос тановке, проводил до дома и... они ос тались на всю жизнь вместе. Говорят, жизнь прожили счастливо. Что здесь? Случайность, превратившаяся в конце концов всчастье? Или везение, ставшее счастливой случайностью? Тоже — не однозначный ответ, тоже — пища для раздумий. А ослепительное счастье? Оно бы вает больше у молодых. Взявшись за руки, влюбленные идут, не видя никого вокруг. Миг счастья? А свадьба? Счас тливые глаза жениха, счастливый смех невесты, счастливые лица родных. Как часто подобное состояние оказывается только счастливым мгновеньем. Запутаешься в этом определении все-таки. И не дашь ему точного назва ния. Хотя о счастье, как о понятии, го ворили и древние. Ивсе же дать его точные очертания, расставить в ряд его параграфы и ска зать где, на какой дороге, в каком три девятом царстве-государстве ты его найдешь—думаю, никто не возьмется. Даже маститые философы. А, может быть, это и не нужно?.. А поэтому будут идти до бесконеч ности разговоры о счастье, будут зада вать вопросы о нем. Потому что так мно гогранна жизнь и так много людей, же лающих обрести счастье. И все же пусть счастье и неосязаемо, пусть капризно, пусть не всем достается, но оно в этом подлунном мире имеется. «Ищите да обрящете», — говорилось в древнем писании. И счастье—тоже. Анатолий ДОБРЫНИН. М ЕЖ Д У НАМИ , ЖЕНЩИНАМИ В едущ ая р у б р и к и — Гал ин а К А Й Д А Ш К О . ЧЕМУУЧИТЬ? ЧЕМУУЧИТ1С1? Дети, начавшие говорить, не просто повторяют вслед за взрослыми слова. — Сегодня какой день? —Вторник. —А вчера был? — Понедельник. —А завтра будет? —Среда. — А почему среда? Надо говорить — средник. Поне дельник, вторник, средник. Заметим: ребенок ищет законы, по которым строит ся наш язык. Речь его чаще всего основана на аналогии и контрасте. Трехлетний Федя, на блюдая из окна поезда скуд ный степной пейзаж, услы шал бабушкино выражение: «Как уныла эта Голодная степь». А наутро, проснув шись, увидел за окном цве тущие сады и воскликнул радостно: «Смотри, бабуш ка, степь уже накормлен ная». Это типичный ход мыс ли. Довольно часто малыши стремятся выразить мысль через антоним — найти на именование, противополож ное уже известному. Двух летний Дима, услышав реп лику взрослых: «Бабушка старенькая» — включается в разговор со своим утвер ждением: «А мама новень кая». В его речевой памяти уже есть антонимический ряд «старый-новый», но пока еще не вступили в ан тонимические отнош^ения слова «старый-молодой». И задача взрослых — постепенно довести до созна ния малыша, что слова в языке, будучи многозначны ми, соотносятся своими раз личными значениями с раз ными антонимами. Так, у прилагательного «легкий» не может быть одного анто нима, потому что оно слу жит не только для обозна чения веса (легкий портфель —тяжелый), но и силы (лег кий ветер —сильный) и мно гих других значений: легкий сон — глубокий; легкий во прос — трудный; легкая по ходка — тяжелая, грузная и т. п. Расширять запас слов, вводить в обиход но вые понятия — значит помо гать малышу осваивать язы ковое богатство. Стремительно развиваю щийся интеллект ребенка подсказывает: можно на звать предмет по его основ ному признаку— так возни кает «мокрее» (от слова «мокрый») взамен непонят ного, чужого слова «ком пресс», «колоток» (а не мо лоток) — от уже известного глагола «колотить». Много подобных интересных приме ров есть в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковского, ко торый любил «подслуши вать» милые детские диало ги, восхищался свежими об разами и необычными кон струкциями, радовался каж дому подаренному ему ново му ребячьему слову. Думает ся, и каждому из нас не грех прислушаться к детской речи. Она возвращает нас к принци пам «сотворе ния» языка и од новременно по могает вновь от крыть неисчер паемость языко вой выразитель ности. Детская эти мология (пони мание того, как слово образова лось, произош ло), как и наро дная, часто ошибочна и на ивна, но вместе с тем чиста и прекрасна. Чистоту эту мы ощущаем не только в откры тости, искренности выраже ния мысли и чувства, но и в строгом соблюдении основ ных правил русской грамма тики. С самых ранних лет дети понимают значимость суффиксов, приставок, утвер ждая своим словотворчест вом их важную словообразу ющую роль. Слова образуют ся по типичным словообра зовательным моделям. Так появились «чисточка» (зуб ная щетка); «стирочка» (лас тик); так возникла «кусастая собака» (по типу: глазастая), так с помощью суффикса ■ик образовались от глагола «кусать» «кусарики» вместо «сухарики»; и если можно что-то «посолить», то поче му нельзя «попесочить». В истории развития язы ка много фактов, которые сродни детскому словотвор честву: новые слова изобре таются не только тогда, ког да для выражения мысли недостает слов старых, но и в стремлении быть точным, не только выразить мысль, но и чувство. Именно поэто му словарь наш всегда обо гащался и уточнялся с по мощью приставок и суффик сов. Работушка, кручинушка, погодушка — в этих народ ных словах и чувство глубо кое, и увеличение, расшире ние объема самого понятия. В сокровищнице народной речи находят поэты вырази тельные формы. В КРУГУ СЕМЬИ Забушуй же, непогодушка. Разгуляйся, Волга- матушка! Ты возьми мою к^ручинушку. Размечи волной по бережку. (А. Кольцов. «Стенька Разин»). Познавая окружающую действительность и усваивая язык, ребенок подражает, со мневается, творит... И толь ко пережив эти первые эта пы — подражания, сомне ния, творчества, дети овладе вают нормой, говорят, а по том и пишут правильно. От того, насколько вовремя, умело и тактично мы, взрос лые, передадим им наше язы ковое наследие, зависит бу дущая речевая культура на шего общества. Движимые любовью, мы восхищаемся словотворчеством малышей. Эти чувства наши понятны. Они побуждают нас «иг рать» с малышами в речевые неправильности. Этот этап ну жен, он позволяет ребенку ос воить все богатство языка, его возможности. Но, постоянно поддерживая в мальчике или девочке творческое восприятие мира, мы в то же время до лжны всегда ненавязчиво и убедительно поправить их, объяснив, например, почему надо говорить «сухарики», а не «кусарики» и как это сло во связано с другими слова ми в языке. И чем больше слов-родственников отыщет малыш вкладовой языка, тем богаче станет для него родной язык, тем шире кругозор. Если к тому же мы вместе с детьми и сами не утратим тре бовательного и творческого отношения кслову, нашакуль тура будет приумножаться. КРОССВОРД Е Т П ВЗЯЛИ ЛОЖ КИ -ПОВАРЕШ КИ ЮБЛЮЯ, БРАТЦЫ, ЩУК...У М не очень нравится в газете «ЛГ» раздел «Домострой». С удо вольствием читаю рассказы про различные жизненные ситуа ции , полезные советы и рекомендации . Так же интересны и поучительны своеобразные кулинарные рецепты. Сам я увлекаюсь ры бал кой , и уж е много лет. Люблю не только ловить рыбу, но и кое -что из нее готовить. Поэтому хочу поделиться с читателями свои ми проверенными рецептами приготовле_ния рыбных блюд. Взять, к ___________ _ _ П йлжлй Ы П П Г Г к П О П И М . примеру , та кую рыбу , к а к щ у ка , — о не и поговорим У х у ТОЛЬКО из щ у ки не сваришь, это правда. Рыба она нежирная и особого собственного в 1 ^ с а не имеет. Но щ у ка замечательно впи тывает в себя аромат любой специи. Поэтому она служит лишь до полнением к ухе из разных пород рыб. Лучше ее готовить отдельно. И тут важно знеггь, что лучшая щ у ка — весом до 2 килограммов . А теперь рецепты. ЩУКА ЖАРЕНАЯ Чтобы приготовить рыбу по этому рецепту, вам понадобятся также репча тый лук, мука, подсолнечное масло. Сна чала сварите рассол: в кастрюлю с од ним литром воды положите 4-5 лавровых листочков, щепотку семян укропа, 4-5 го рошин черного и душистого перца, одну столовую ложку соли. После того как он закипит, а затем остынет, добавьте две столовые ложки 4%-ного деликатесного уксуса. Подготовленную щуку почистите, выпотрошите, хорошо промойте. Раз режьте на куски и уложите в кастрюлю, посыпьте порезанным луком (2-3 голов ки). Залейте ее маринадом и оставьте на 8-10 часов. Затем обваляйте куски рыбы в муке и пожарьте их в кипящем масле. Без сомнения, вы убедитесь, что это более изысканное кушанье, чем щука, жаренная обычным способом, которая чаще всего получается невкусная и сухая. ЩУКА ОТВАРНАЯ Взять щуку весом 1-1,5 кг, очистить, выпотрошить, промыть. Слегка посо лить идать полежать час-два. Затем по резать на куски и сложить их в кастрю лю. Посыпать изюмом, положить кру жочки лимона, добавить корень петруш ки или сельдерея, несколько горошин душистого перца. Далее влить воды, чтобы она слегка покрывала рыбу, и чуть-чуть уксуса. Все варите примерно 20-25 минут. Получится отменная еда. КОТЛП^Ы и з ЩУКИ После удачной рыбалки, когда в моем улове было несколько щук, дома нажарили котлет из них. Котлеты полу чились пышные, с золотистой котзочкои, ароматные. Ими я угостил на работе со служивцев. Все хвалили, долго угады вали, из чего они сделаны. Потом поп росили рецепт приготовления. Вот он. Щучью мякоть (1 кг) прокрутить на мя сорубке с круто сваренными яйцами (4- 5 штук), смешать с булочкой (без короч ки), размоченной в молоке. Обжарить мелко нарезанный лук (3-4 средние лу ковицы) на сливочном масле (150 г). Соединить с фаршем, все хорошо пе ремешать, посолить и поперчить по вку су. Разделать на порции, обвалять в панировочных сухарях и, опуская в го рячее растительное масло на сковоро де, жарить до готовности. Котлеты можно подавать с томатным соусом или соком, а также с майонезом. Приятного вам аппетита! Юрий ГРЕБЕНЩИКОВ. г. Липецк. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Бог виноделия вдревнеримской ми фологии. 5. Объект «головной боли» дворников. 8. Крупная соба ка, которая волков не только не боится, но и может запросто «оби деть». 9. Рыба из семейства осетровых. 14. Обладатель телефон ного номера. 15. Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. 16. Моника Левински по отношению к Биллу Клинтону. 19. Духовой музыкальный инструмент. 20. Главное дело жизни Галины Улановой. 21. Лица, находящиеся в качестве зрителей. 24. Кожаный чехол для пистолета. 25. Тактическое передвижение войск. 26. У Бетховена она «лунная». 27. Чувство приятной рас слабленности. 32. Булгаковский персонаж, ставший нарицатель ным. 33. Без него ручная граната не намного опаснее обыкновен ного булыжника. 34. Отечественный актер, сыгравший в одном фильме управдома и царя. 39. Официальный прием у высокопос тавленного лица. 41. Чувство, не поддающееся контролю. 42. Оте чественный автомобиль. 43. Уличная лотерея (обиход,). 44. Чело век, который бродит, как тень, по дорогам старых истин. 45. Ста ринная итальянская серебряная монета. 46. Имя одного из сыно вей Манилова (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»). ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Столица одной из республик бывшего СССР. 2. Центр художественной росписи в России. 4. Советский писатель, автор романов «Война», «Люди не ангелы». 5. Форма для отливки типографских литер. 6. Липецкий детский образцо вый ансамбль танца. 7. Залив в Аравийском море. 10. Прежде временное прекращение беременности. 11. Куртка горнолыжни ка. 12. Самый известный Остап. 13. Липкий сок хвойных расте ний. 17. Персонаж Ю. Никулина в кинокомедии «Бриллиантовая рука». 18. Модная остроконечная шапка в 20-х годах. 22. Муза, покровительница любовной поэзии в древнегреческой мифоло гии. 23. Устройство, без которого вполне обходится гидросамо лет. 28. Советский композитор, автор музыки ко многим кино фильмам. 29. Французский генерал, обессмертивший свое имя введением кавалерийских брюк особого покроя. 30. Перекладина над окном, на которую вешают шторы. 31. Этим термином обоз начают разработанную в германском генштабе концепцию мол ниеносной войны. 32. Фасон плавок, прогулка в которых не вызо вет лишнего внимания. 35. Советский киноактер, чей герой инте ресовался, как пройти в библиотеку в два часа ночи. 36. Приго род Санкт-Петербурга, в котором находится знаменитая обсер ватория. 37. Искусственный шелк. 38. Сплошной шов на повер хности. 40. Древнегреческий, поэт, призывавший «наслаждаться сегодняшним днем, мало надеясь на завтрашний». Составил Сергей БЕДРИНСКИЙ (Липецк). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, опубликованный 15 сентября По горизонтали : 6. Звенигородка. 9. Клерухии. 11. Плато нов. 12. Лампа. 13. Логан. 15. Отход. 18. «Гроза». 19. Глебов. 20. Даммара. 21. Аоиозо. 22. «Вожак». 23. Абрис. 24. Скунс. 27. Жни во. 30. Индостан. 31. Креповка. 32. Телефотометр. По вертикали: 1. Сверхпроводимость. 2. Сноха. 3. «Огниво». 4. Адрас. 5. Самоотверженность. 7. «Репка». 8. Новомосковск. 10. Луангпрабанг. 14. Гаммару. 16. Дадон. 17. Агава. 25. Кенаф. 26. Никита. 28. Итиль, 29. Берма. ( В в ы п у с к е и с п о л ь з о в а н ы м а т е р и а л ы __________ и з ж у р н а л а " Р а б о т н и ц а " ) . ЕРЕД ЗЕРКАЛОМ н а ч а л е о сени , к а к п р а в и л о , мы вы гля - ____ Д И М л учш е , чем к о г д а -л иб о , за горевш ие , п о свежевшие. Но длительное пребывание на воздухе, со л н ц е п о р о й и с с уш а ю т кохсу, огрубляют лицо . Пи тательные м а с ки в та ком случае просто необходимы . Напомним некоторые общие правила. Если вы решили попро бовать маску, какую раньше ни когда не делали, проверьте на небольшом участке кожи, не вы зывает ли она раздражения. У не которых людей такая невинная, казалось бы, ягода, как земляни ка, дает резкую аллергическую реакцию. Постарайтесь совместить маску с отдыхом —тогда от нее будет больше пользы. Выберите время, когда можно хотя бы не долго поспать, расслабиться. Очистите лицо лосьоном или жид ким кремом, умойтесь. Зачешите назад волосы и завяжите их ши рокой повязкой, чтобы не испач кать. Вокруг глаз вбейте кончика ми пальцев немного питательно го крема. Наложив маску, ложи тесь, подняв ноги повыше. Под рукой —на столике или табурет ке—разместите то, что может вам еще понадобиться; полотенца, марлю, ватные тампоны, стакан теплой воды,зеркальце, мисочку. Состав для маски готовят за ранее. Фрукты —самые свежие, сочные—протирают сквозь ситеч ко или натирают натерке. Осталь ные компоненты добавляют потом и тщательно размешивают. Каши цу можно нанести на лицо с по мощью кисти, а можно намазать на марлевую салфетку и положить на лицо. На глаза обычно кладут тампоны, смоченные в некрепком чае. Маску держат на лице и шее от двадцати до тридцати минут, в это время можно спокойно по дремать. Окнодолжно быть откры то—свежий воздух не помешает. Маску снимают, а затем моют во дой лицо. Кожу промокают сал феткой, а участки под глазами снова смазывают питательным кремом. Огуречная маска полезна для увядающей, уставшей кожи с расширенными порами. Она раз гладит лицо, освежит и отбелит. Для маски применяют огуречную кожуру, которую можно просто на ложить на лицо. Можно натереть огурец на терке и, размазав эту массу по марле, положить налицо. Можно смешать огуречный сок — две чайные ложки —с белком од ного яйца. Морковная маска хорошо влияет на жирную (с угрями), бледную и увядающую кожу. Мор ковь натирают на терке, смеши вают с небольшим количеством талька и наносят на лицо. Морковно-яблочная маска еще и увлажняет кожу, отчего рас правляются морщины и лицо при обретает свежесть. Помидорная маска приме няется при жирной коже землис того цвета с крупными порами. Можно положить на лицо дольки помццоров, а можно пропитать со ком салфетку и закрыть ею лицо. Маска из зеленого горош ка жирную, лоснящуюся кожу де лает матовой, освежает и разгла живает лицо. Несколько вареных горошин, размяв, смешивают с чайной ложкой сливок и наносят на лицо и щею. Маска из пахты охлаждает, успокаивает и разглаживает лю бую кожу. Пахту смешивают с тальком, чтобы получилась дово льно густая кашица. Яично-медовая маска быс тро освежает кожу. Желток взби вают с медом и этой смесью на мазывают лицо. Витаминная маска увлажня ет кожу и тем самым предотвраща ет появление морщин. Ложку тво рога смешивают с небольшим ко личеством апельсинового сока или несколькими каплями сока лимона. Если кожа очень сухая, полезно предварительно смазать ее подо гретым растительным маслом. Картофельная маска снима ет следы усталости, разглажива ет морщины. Картофелину отвари вают в небольшом количестве мо лока, разминают и, когда остынет, накладывают массу на лицо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz