Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ТЖИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а 21 сентября 2001 г., № 185 (21563) ДИАЛОГИ «ЛГ» особы й СЛУЧАИ по ПРИРОДЕХРИСТИАНКА..» 'Чг — Николай Васильевич, ваша жизнь, условно говоря, поделена на две части. С одной стороны, вы —че­ ловек Церкви, в том смысле, что, живя в миру, всячески Ей служите и являетесь кандидатом богословских наук. С другой, — вы человек Власти со всеми ее диктаторскими аксессуа­ рами, то есть структуры не только светской, но и государственной. Как это в вас совмещается: смирение в одном и принуждение в другом? И вообще, поскольку Церковь у нас от­ делена от государства, то по какую сторону этой черты стоите вы сами? — Звучит как приснопамятное: «с кем вы, мастера культуры?» Вы гово­ рите о делении юридическом, между тем всякая власть — от Бога. И в вы­ соком смысле этого слова, и в личнос­ тном. Плохо, что власть у нас осознается как предмет тщеславия, как средство обогащения и часто унижения людей, а вовсе не как религиозное (не играет никакой роли то обстоятельство, что эта власть светская!) служение запо­ ведям справедливости и добра. А ведь любой правитель — лишь распоряди­ тель власти, данной Богом, и ответ­ чик перед Ним за врученные его попе­ чению: участок, отрасль, министерст­ во, страну, наконец. Так, к слову, было прежде на Руси. Еще Владймир Мономйх поучал кня­ жичей: «Все, что имеем, Ты, Госпо­ ди, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Вообще не­ возможно человеку обрести смысл су­ ществования, пока он не осознает себя как религиозную, то есть связанную с Богом известными обязательствами, личность. Это относится и ко мне, ока­ завшемуся на государственной служ­ бе совсем не случайно, а по воле Все­ вышнего. Это в полной мере относит­ ся и к любому институту власти. — Но трудно, наверное, назвать какую-либо властную структуру Госу­ дарства, которая бы «осознала себя», смысл своего существования именно как религиозная частица. Хотя в той, старой России, такие примеры были. Но хочу спросить о другом: если вся­ кая власть от Бога, то как быть с властью греховной? — Принимать ее как испытание, которое опять-таки дарует нам ГЬе- подь. Именно дарует, потому что ис­ пытание — путь к спасению. Если го­ ворить о старой, как вы выразились, России, то там были вековые тради­ ции именно всенародного стремления к евангельскому идеалу. Там действи­ тельно была «симфония властей» — светской и духовной, причем каждая несла полноту ответственности в своей сфере, не перекладывая ее, эту ответ­ ственность, друг на друга. Сегодня мы далеки от этого. И пра­ вильно говорят, что каждый народ до­ стоин своего правителя. Но одно несо­ мненно: современная Россия не смо­ жет стать самодостаточной державой без согласованной деятельности пра­ вительства и Церкви по духовно-нрав- ственнному возрождению общества. Со­ вместная задача государства и Церк­ ви — вести народ от одной ступеньки к другой по пути нравственного совер­ шенствования. Конечно, кому-то эти рассуждения покажутся теоремой, особенно тем, кто озабочен поиском куска хлеба. И как их не понять! Но вдумайтесь в сло­ ва одного из великих подвижников Веры Святителя Тихона Задонского: «Ежели бы вси в свете друг друга лю­ били, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим по­ добного, понеже всякое бы зло так удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было*. Эта мысль объ­ ясняет многое в нашей сегодняшней жизни. Не так давно телевидение по­ казало сюжет: едет поезд, и на ходу дети разбирают крышу вагона, чтобы потом сдать цветной металл. Провод­ ница шваброй их сгоняет, а они все равно отламывают куски. Представь­ те —поезд летит со скоростью восемь­ десят километров, а они делают свое дело... — То есть это бесстрашие, чем бы оно ни было продиктовано — ко­ рыстью или нуждой — все же не есть страх Божий, вы об этом? —Именно! Не будем сейчас вдавать­ ся в мотивы поступков тех подростков на крыше, признаем очевидное: если нет у народа страха перед Богом, то у него не будет страха и по отношению к мес­ тной власти, к правительству, прези­ денту. Если, разумеется, к самому по­ нятию «страх» подходить с христианс­ ких позиций. Ведь страх Божий влечет за собой уважение, почитание власти. Это одна из нравственных составляю­ щих общества. Если те ребята не боят­ ся Бога, ну с какой стати им бояться проводницы со шваброй? Н аш сегодняшний собеседник — заместитель председателя «Госстроя» России, кандида т э кон ом и ч е с ки х и бо гословских н а у к Н и колай Маслов — человек счастливый. Он счастлив тем Светом, ко торы й проливается, увы , д а л е ко не на всех. У него был д ухо вны й отец с той ж е фамилией (приходясь ем у дядей) — схиархим андрит И оанн , фигура в христианском мире очень известная и почитаемая . Впрочем , почем у «был»? Б а тюш ка , к а к ла с ко во называю т его д ухо вны е чада , н и ко го не оставляет и после своей кон чины . Все, что успел сделать в ж и з н и сам Н и кол ай Васильевич, осенено крестным знамением б а тюш ки . А успел нем ало : сегодня он — заместитель председателя «Госстроя» России, лидер партии «Народного согласия», ка нд и д а т богословских н а у к , писатель... Наш обозреватель Александр Кося кин встретился с Николаем Масловым в Сергиевом Посаде после очередной пани хиды по схиар хим анд ри ту Иоанну . Разумеется, это простой пример, но в нем, как в капле воды, отражается, я бы сказал, внутреннее состояние общес­ тва. Коррупция, мздоимство, повальное воровство—все это следствия этой глав­ ной причины, а уже во вторую очередь —недоразвитой экономики, социально­ демографических факторов и так да­ лее. — Но, согласитесь, недоразвитая экономика — это проблема по большей части государства, а вот сердце чело­ века — это Престол Божий. А этот Пре­ стол пытаются занять (особенно это за­ метно в последнее время) разные сек­ ты, мессионеры всех мастей, иностран­ ные проповедники и так далее. Вам не кажется, что Православная Церковь уступает этой агрессии на наши души? —Церковь —это совокупность трех составляющих: учения, присутствия Бо­ жия и самих христиан. Так вот полу­ чается, что люди, мы с вами, сидим на обочине дороги и наблюдаем за проис­ ходящим, за действиями Патриарха и ждем, когда же все у нас устроится. От иерархов, конечно, зависит многое, но это многое превращается в малость, если сама паства не будет им помогать. Ве'дв'вы жё спросили по сути дела о стфТатегйй й^Тактике Церкви. Но ника­ кую общую стратегию никакой иерарх, и Патриарх в том числе, не выработа­ ют, ибо эта стратегия (говоря светским языком) заложена в Учении Божием, в заповедях Христовых, в трудах святых отцов. Патриарх сегодня неерт тяжкий крест высочайшей ответственности за Россию и каждодневно совершает под­ виг. Я часто встречаюсь со Святейшим и могу это свидетельствовать. Он прак­ тически каждый день совершает служ­ бу, то есть молится за всех нас — что же больше может сделать церковный иерарх и какой еще пример пастырско­ го служения нужен православному христианину? Сегодня Патриарх собрал вокруг себя представителей практичес­ ки всей власти и показывает им, как нужно поступать в каждом конкретном случае, его советы востребованы и мно­ гого стоят. Но ведь опять-таки не все­ ми! Кое-кто ждет некоего знамения, но его не будет! Наша задача, в сущности, проста — нужно жить честно, по заповедям Хрис­ товым. Но при этом не следует забы­ вать, что наша Церковь на земле — во­ инствующая. «Живи в мире с врага­ ми, но со своими врагами, а не врага­ ми Божиими», — поучает нас Иоанн Златоуст. Мы обязаны биться за чисто­ ту Веры, но эта задача не только и, мо­ жет быть, не столько священнослужи­ теля, сколько нас с вам. Хотя всякое бывает. И если сам пастырь показыва­ ет пастве плохой пример, то это, пожа­ луй, пострашней взрыва атомной бом­ бы будет! Но, повторюсь, перед нами всеми — жертвенный пример сослуже- ния Патриарха. Это —как свет в окош­ ке, к которому всегда тянет. — Но из ваших же, Николай Ва­ сильевич, слов я понял, что тянет да­ леко не всех. По крайней мере — из числа высоких государственных му­ жей. Ведь ритуальные посещения хра­ мов на виду у телекамер по торжес­ твенным дням нашими вождями не в счет? Может быть, тут не только во­ прос Веры, но и знания-незнания на­ шей Истории? — Ведь в России во все века Цер­ ковь была заинтересована в сильной, здоровой и ответственной власти. Но было, так сказать, и встречное движе­ ние — власть понимала, что без Церк­ ви она — колосс на глиняных ногах. Цари, прежде чем взойти на престол, всегда просили благословения Патри­ арха. Но и тогда, и сегодня возникали разговоры о неких претензиях Церк­ ви на роль самостоятельного полити­ ческого лидера общества. В «никони­ анские» времена случались даже кон­ фликты между светской и духовной властями. Что, по-вашему, стоит за эти­ ми разговорами? — Да незнание своей истории, коль Вы заговорили об истории! Своеобраз­ ной конституцией Православной России всегда были Заповеди Божии. В них Господь явил людям Свою святую волю, и поэтому никакого другого источника власти христианство не признавало и не будет признавать впредь. Именно эту власть и воплощал в своем лице Пома­ занник Божий —русский царь. Вот где корни чисто российского тяготения к сильной, державной руке (а вовсе не в глупых выдумках о тоске по «отцу на­ родов» и его так называемому «поряд­ ку»). Но при этом не надо верить анти- церковным историкам — никаких пре­ тензий на роль самостоятельного поли­ тического лидера у Церкви не было и нет. Хотя, вы правы, случались в ее ис­ тории и конфликты, и драмы, и раско­ лы. Не может быть и речи ни о какой принудительной «христианизации». У нас каждый одарен свободной волей, и даже Всевышний не нарушает этой сво­ боды. Каждый решает сам, каким пу­ тем ему идти. — Тогда скажите, как быть ново­ рожденному какого-нибудь африкан­ ского племени, где о Христе ничего не слышали даже, или младенцу — буду­ щему гражданину сплошь мусульман­ ской страны? Ведь, объективно гово­ ря, ему трудно (если вообще возмож­ но!) прийти к христианству. Каким мо­ жет быть его путь? —А этот путь ему укажет Господь. И это произойдет вне зависимости от наших забот о том «несчастном» наро­ де, у которого нет даже своей христи­ анской церкви. Не это же главное! У Серафима Саровского есть инте­ ресная мысль: в миру можно спастись, а в монастыре погибнуть. Вот пока мы с вами беседуем, где-то родилось, мо­ жет быть, пятьдесят негров или сотня мусульман. Откуда нам знать, может быть, в дальнейшем они окажутся чище нас с вами во сто крат! Сама жизнь че­ ловека является главным критерием его состоятельности как личности, а вовсе не цвет кожи или место рождения. А вот по поводу тех, кто имеет возмож­ ность молиться в наших храмах., при­ кладываться к СВЯТЫМ'мощам Угодни­ ков Божиих, слушать проповеди свя­ щенников, исповедоваться, причащать­ ся, наслаждаться духовной жизнью — и не делает этого! —вот о них-то сказа­ но: кому многое дано, с того многое и спросится. — О вас, Николай Васильевич, на­ верное, можно сказать, что вам было дано. У вас был батюшка, отец Иоанн, который вел вас по жизни и, наверное, ведет до сих пор. В какой мере жизнь отца Иоанна проецируется на вашу, каким образом он влияет на вас сегод­ ня? —Отец всегда был и продолжает ос­ таваться для меня зеркалом: посмот­ рел — все стало ясно. У меня на работе и дома в каждой комнате стоит портрет батюшки. Я это сделал специально, ибо его присутствие для меня — как укор совести. Просмотришь — и глаза сами опускаются, сразу вспоминаешь, где и когда поступил не так, как должно. Для меня батюшка — идеал совершенства. Все его поступки, действия, конечно же, для меня — абсолютный пример для подражания. К сожалению, не все то, что я мог бы делать, удается, и получи­ ло бы одобрение моего наставника. Но стремление жить по его духовным за­ ветам всегда во мне. И все самое ра­ зумное, что происходило и до сих пор происходит со мной в жизни, связано только, вот просто только с тем, что отец за меня несет постоянные мольбы пе­ ред Господом. Я приведу простой пример. Когда-то мне пришлось проходить медицинское обследование. И врачи обнаружили та­ кое... Потом меня направили к одному крупному специалисту и она —это была женщина семидесяти лет — стала об­ следовать меня в двух своих кабине­ тах. В одном стояло современное обо­ рудование, в другом — старое, почти ручной работы, которому, впрочем, она больше доверяла. Так вот, она долго занималась со мной, а потом спраши­ вает: «Как вы себя чувствуете?» — «Да вот, — отвечаю, — опаздываю на рабо­ ту — совещание в министерстве». Тог­ да она говорит: «За вас кто-то так мо­ лится, Вы представить себе не можете, какие у вас диагнозы. Вам бы сейчас криком кричать, а вы на работу торо­ питесь...» Понимаете, мы же все мало­ веры, и вот когда тебя прижмет, начи­ наешь понимать: нарушилась связь. Когда это случается между мной и ба­ тюшкой, становится страшно. И тут вы­ ход один — покаяние, молитвы. Ибо звучит подсказка сверху: займись со­ бой! Но при этом дай возможность тебе помогать. Мне очень нравится одна икона, как бы остужающая наши дела и помыс­ лы. Она есть в одном храме, и я часто по пути на работу заезжаю туда. На иконе — Матерь Божия и перед ней на коленях грешник. Разбойник. Каждый раз, идя на «большую дорогу», он про­ сил Богоматерь помощи в его разбой­ ных делах. Так продолжалось долго, а однажды он увидел на святом изобра­ жении кровь и поразился. И сказала ему Матерь Божия, что каждый его гре­ ховный поступок открывал кровоточа­ щую рану у Ее младенца. И меня эта история по-человечески очень трогает и задевает. Значит, если ты что-то сделал плохое, ты каким-то гвоздиком ковыр­ нул тело самого Бога! Ты Ему сделал больно! Наверное, многое и впредь будет за­ висеть от тех, кто несет народу пропо­ ведь просвещения и Истин Христовых, но никто не освобождает и нас от тру­ да и обязанности правильно воспиты­ вать детей с младенческих лет. И вот тут, возвращаясь к начгщу нашего раз­ говора, вспомним о совместной задаче Церкви и государства. Первая — но­ ситель Истины, второе — инструмент административного влияния на общес­ тво. Сегодня у нас, в России, возмож­ ность таких совместных действий име­ ется. И тот, кто хочет выполнять эту задачу, он ее выполняет. А под лежа­ чий камень вода не течет. Чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем скорее мы ощутим, как нравствен­ ное неудовлетворение и материальные недостатки покинут наши семьи и нашу страну. Нужно просто об этом чаще задумываться, чаще говорить с экранов телевизоров, в печати, и тут, я думаю, общество многого ждет от вас, от прессы. — Святитель Тихон Задонский и схиархимандрит Иоанн разминулись в веках. Тем не менее, в судьбах, в миропонимании, в пастырском служе­ нии, молитвенном даре у этих вели­ ких людей своего времени много об­ щего. Они даже прожили на земле одинаковое количество лет. Что выду­ маете по этому поводу? —Безусловно, тут связь неземная, ведь то, что мы называем совпадения­ ми, на самом деле является Промыс­ лом Божиим. Батюшка, как и его ве­ ликий предтеча, рано принял постриг, старчествовал, имел дар прозорливос­ ти, чудотворений и врачевания, и всю жизнь нес крест болезней телесных. Все это — будто одни и те же, на дво­ их, страницы биографии. Духовная же близость пастырей налицо. Не случай­ но сказано, что, описывая жизнь обык­ новенного смертного, писатель может полагаться на свой духовный опыт, а описывая жизнь подвижника, он должен быть сам подвижник. Вот таким под­ вижником и был отец Иоанн, которо­ му спустя столетия был открыт духов­ ный мир Святителя Тихона. Не зная праведника лично во время его зем­ ной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких под­ робностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали даже ке лейники Тихона Задонского, его бли жайшие друзья. И совсем не случайно темой магистерской диссертации отца Иоанна стал труд «Святитель Тихон Задонский и его учение .о спасении», самый полней, самый аналитичный за все время, прошедшее после смерти за донского Чудотворца. Если же гово рить о чисто прикладном значении книги схиархимандрита Иоанна, то величайшая заслуга его состоит в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме, сохранив при этом высокодуховный, строгий слог. Так написать о святом Мог только тот че­ ловек, который имел с ним истинное духовное единение. Я думаю, этот труд приблизил к нам задонского старца, в результате мно­ гое из того, что делал он как пропо .ведник, сегодня востребовано как ни­ когда. Вспомните, как Святитель бо ролся за чистоту Церкви, за чистоту Веры. Он выходил на площади К языч­ никам и нес слово Божие. Он осуж дал, он обличал греховные пороки, причем с такой страстью, что на сле­ дующий день сотни людей со слезами на глазах приходили в храм. Понима­ ете, в чем проблема. Многие, особен­ но молодежь, просто не знают, как надо жить правильно. Ведь душа есть у каждого человека и эта душа, как говорят святые отцы, по природе — христианка. И в ней есть как хорошие, так и плохие струны. Так вот, хоро шие молчат, а за плохие все время дер­ гают: радио, газеты, телевидение, ули­ ца —все время дергают. А наша зада­ ча — разбудить хорошие струны. Это, кстати, еще один ответ на ваш вопрос насчет иноверцев. Каждая душа по природе христианка, каждая! А вот куда она потянется — вопрос. —Вы не один уже год возглавляе­ те партию «Народного согласия», ус тавные задачи которой во многом со гласуются с теми проблемами, о ко­ торых мы говорим сегодня. Однако на политическом горизонте ваше движе­ ние что-то не очень видно... — Плод должен созреть. Сегодня нас активно начинают подталкивать в спину соратники, к нам приходят но­ вые свежие силы, к тому же многое из того, что предлагали мы раньше, ус­ пешно проходит проверку жизнью се годня. Это и экономические новации и наши предложения в области обра­ зования, воспитания, просветительской деятельности и многое другое. Вообще знаете, если бы каждая партия в на­ шей стране взяла хотя бы по одной проблеме государства, проводила бы не разрушительную, а созидательную по литику, было бы очень правильно, и мы бы давно нашли согласие в общее тве. У нас название очень интересное я его не сам выдумал. «Партия наро дного согласия». Согласие — это согласованность действий. Это высшая форма жизни об­ щества. Вот аналогия: в любом монас тыре (а это прекрасная модель по сум ме слагаемых) мечта духовника и на местника была —найти полное едине ние и согласие с братией. И поэтому там любая постановочная задача вы поднялась. Вера и согласованность действий творили чудеса. Так вот, се годня мы начинаем влиять на полити ку, проводимую правительством, пред лагаем свои, иногда альтернативные ва рианты, решения разных проблем. Вот к примеру, готовим по благословению Патриарха и совместно с руководством Калининградской области один экспе римент в области образования, кото рый, возможно, заинтересует и липчан ЕСЛИ ШКОЛУЗАКРЫВАЮТ, ЗНАЧИТ, ЗЮЗАЧЕМ-НИБУДЬНУЖНО? П ризнаться честно, та ки е письма , к а к от л и пчани на А . С умина , п р и х о ­ дят в р е д а кц ию «ЛГ» нечасто. И дело не в его эм оционал ьной о к р а с ­ к е , а в сути: с 1 сентября этого года за кры та начальная ш ко л а N° 20, расположенная в О ктябрьском районе г. Л ип ец ка по улице Буденно го (село Коровино ). З а кры та , с ка зано в письме , вроде к а к «на ка пи тал ьны й ре ­ монт» , хотя не с кол ь ко лет на зад ее у ж е рем он тировали . Нашего читателя волнует судьба ее уче н и ко в : «До новой ш ко лы — к и ­ лометр с л иш ним плюс опасный пере кре с то к .. . Заместитель главы городс ­ к о й адм инистрации А. Гончаров и на ч а л ьни к город с ко го управления о б ­ разования Н. Ф едорова обещ али лю д ям автобус , но не дали и с о в е '^ю т родителям : пусть кто к а к м ож е т и к у д а м ож е т определяет своих детей». Кром е то го , по сл ухам , здание ш ко лы собираются продать , и у ж е вы ­ везли оттуда всю ш ко л ьн ую утварь . С этим письмом мы по зна ком и ли специалистов управления о б р а з о в а - ^ М ния администрации г. Л и п е ц ка . Вот к а к они его про комм ен тиро вали . Условия в школе были далеки от нормальных: отопление — печное, туа­ леты —на улице, водоснабжение отсут­ ствует, горячее питание школьников не налажено. Кроме того, наблюдаются, как выражаются в официальных справ­ ках, «повышенная зыбкость полов и прогиб потолков». А попросту говоря, в любой момент может что-нибудь про­ валиться или рухнуть... И неудивитель­ но: возраст школы давно перевалил за сотню лет! Да, четыре года назад здесь кое-что сделали — починили кровлю, заменили оконные рамы, настелили ли­ нолеум. Но этого недостаточно. Еще в прошлом году Октябрьский филиал Центра госсанэпиднадзора счел нужным приостановить работу школы в связи с аварийным состоянием уборных и двух пристроек, а в этом вообще запретил уче­ никам и педагогам переступать ее по­ рог. Оставалось одно: закрыть здание на капитальный ремонт, о чем жите­ лям села Коровино было объявлено за­ долго до начала занятий. А параллель­ но решен вопрос с доставкой детей в ли­ пецкие школы № 63 и № 66. Кстати, в 2000-2001 году в началь­ ной школе № 20 обучались 22 ребенка. Это примерно 30 процентов от общего числа младших школьников, прожива­ ющих в районе. Возникает вопрос: где же учатся остальные 70 процентов? В тех Лее школах № 63 и 66... То есть большинство родителей давно сделали выбор, направив своих чад в началь-< ные классы других учебных заведений, где гораздо комфортнее, а главное — безопаснее для здоровья и жизни. Вполне возможно, что кто-то недо­ волен закрытием старой школы (она ближе к дому, привычнее), но что было делать? В конце лета в городском Совете де­ путатов прошли слушания по э'гому во­ просу с участием представителей управ­ ления образования, общественности. Народные избранники постановили ут­ вердить смету расходов на ремонт. По предварительным подсчетам, она «по­ тянет» на сумму свыше 1 миллиона руб­ лей (эти деньги будут заложены в бюд­ жете 2002 года). Конечно, капремонт — дело не одного месяца. Но иного не дано. А что касается слухов насчет «при­ ватизации» школьного здания, то они, мягко говоря, преувеличены. Вполне возможно, что в нескольких более-ме-^_ нее уцелевших от разрухи кабинетах^^к временно разместится филиал Дома дет-^^Р ского творчества «Октябрьский», куда ребята будут приходить на пару-тройку часов несколько раз в неделю. И то при условии, что на эксплуатацию школы- долгожительницы будет получено раз­ решение соответствующих служб. Подготовила Елена ТАРАВКОВАл.. ПОЭТИЧЕСКИМ ОСТРОВОК ИВАН ЗАВРАЖИН «НАСЛАЖДАЙСЯ ВЗДОХОМДОЛЬНЕЙ ГОРЕЧИ...» Ничего не получилось лучшего. Что там делал? Как живал-бывал? Суету в головушке прокручивал, от дорог — глаза не поднимал. Ни за что не воздается помощи. Ничьего участья не зови. Наслаждайся вдохом дольней горечи, тьмою муки, заревом любви.’" ■ Светом крытый, ветром огороженный. видишь — туч текучие края, истончаясь дымкою тревожною, тают, тают, точно жизнь твоя. н а Ш я зы к Молюсь тебе в поклоне. Дли свое святое торжество! Я — предельно радостный синоним каждого глагола твоего. К будущему времени — внимательный, до старославянского гляжу, — именительный, родительный, и дательный — провожать к другому рубежу. Сложноподчиненный и страдательный, утвердительный и отрицательный, вопросительный и восклицательный, запятой тебе принадлежу. Счастлив я — склоняться и спрягаться, словарем бесчисленным томим, прилагательным — послушно прилагаться к мудрым существительным твоим. Памяти Жигулина, Кольцова, Никитина, Прасолова, Мелехина, Полякова. Похоронили — и дождик пошел. Т ^ ки -то не было! А прилетела. В родине злобной не найден посол — поцеловать безвоздушное тело. Где эти — сто миллионов людей? Родина наша поэтов не любит. Только в учебниках— для детей — поздно печатает, долго голубит. Бог — не виноват! Мимо Его коленок— консолидированный гад— вечный наш современник. В муке ночной. в тьме, понял — не надо вешаться. Гад не потонет в дерьме. Разве — причешется. К сему парадному подъезду я, как Некрасов, подхожу и бед людских глухую бездну за стенами не нахожу. Атам — чиновник ждет расплаты, там — виртуальные — в борьбе сидят ребята-депутаты и нравятся самим себе. СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ Нет! Не имей денег! Есть у меня друг — самодеятельный академик самодеятельных наук. Он на меня стучал сразу с утра, с рассвета, и гонорар получал — тридцать рублей за это. Выйди на обочину метельную, блеклый репушок пошелуши, Вдруг да нечто нечленораздельное выплеснется с донышка души. Посредине мира многоликого, в колыханье радужного дня. путаная, горькая, великая! — не покинь до времени меня. А когда и встать — не будет силы. . вспомнится просторно и светло- было счастье — дождиком мочило, вьюгами нещадными секло. ГИБДД СООБЩАЕТ ТРАНЗИТНЫЕИНОМАРКИТЕРПИТАВАРИИ З а п р аш е дш ую неделю (10-16 сентября) в области за ре ги с ­ тр и р о в а н о 34 д о р о ж н о -т р а н ­ спортны х происшествия . В ни х п о ­ гибли 9 чел о ве к и 38 пол учили р а ­ нения. Жертвами трех ДТП, повлекших трагические последствия, стали пеше­ ходы. 12 сентября в Липецке на улице Стаханова автомобилем «Део-нексия» был насмерть сбит 42-летний мужчи­ на. Двумя днями позже на автодороге, соединяющей ЛТЗ и НЛМК, у останов­ ки общественного транспорта погиб, по­ пав под колеса сразу двух автомашин, 45-летний работник комбината. 16 сен­ тября, также в областном центре, на улице Космонавтов, «Волга» сбила 50- летнюю женщину, получившую смер­ тельную травму. На улице Катукова в Липецке 12 сентября вечером водитель автомоби­ ля «САЗ» совершил наезд на мужчи­ ну, ехавшего на велосипеде. Получен­ ное им ранение оказалось смертельным. Есть погибшие и в результате стол­ кновения автомобилей. 11 сентября на 448-м километре трассы «Дон» в Хле- венском районе водитель «Митцубиси» из Краснодарского края, выехав на по­ лосу встречного движения, столкнулся с КамАЗом. Водитель легковушки был смертельно травмирован. Еще одна транзитная иномарка по­ терпела аварию 10 сентября на станов- лянском отрезке трассы «Дон». Не спра­ вившись с управлением своего «Фоль­ ксвагена» , улетел в кювет житель Мос­ ковской области. Водителя с ранения­ ми госпитализировали, а вот его попут­ чица погибла. 13 сентября в районе коксохимичес­ кого производства НЛМК врезался в стоящий трактор ВАЗ-21013. Находив­ шийся в машине пассажир получил смертельную травму. Но самое крупное ДТП произошло 14 сентября. На воловской трассе съехал в кювет и опрокинулся рейсо­ вый автобус, в котором находилось 25 человек. Одна пассажирка скончалась от ран в больнице, девять человек гос­ питализированы. Владимир ПАРАХИН, ст. инспектор УГИБДД области, __________________ капитан милиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz