Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 2001 г., № 185 (21563) ос ОШЕ ОКРУЖМОШЕЙОП1РО|РЙ СКШ Ш Е РЙ 0С1иСП1 ! ; - (Окончание. Начало на 3-й стр.) Статья 22. Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно-защитных зон Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно­ защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оз­ доровительных зон, населенных пунктов и других терри­ торий от загрязнения и других вредных воздействий. Санитарно-защитная зона является обязательным эле­ ментом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздейст­ вия на среду обитания и здоровье человека. Использова­ ние площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим зако­ нодательством и действующими нормами и правилами. В санитарно-защитных зонах не допускается размеще­ ние объектов для проживания людей, коллективных или , индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В предпроектной, проектной документации на строи­ тельство новых, реконструкцию, расширение или техни­ ческое перевооружение действующих предприятий и со­ оружений должны быть предусмотрены средства на орга­ низацию и благоустройство санитарно-защитных зон, вклю­ чая переселение жителей в случае необходимости, а в со­ ставе проектно-сметной документации должен быть пред­ ставлен проект по ее организации, благоустройству и озе­ ленению в соответствии с действующей нормативной до­ кументацией. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны дол­ жна быть подтверждена выполненной по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосфере для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромаг­ нитных полей с учетом фонового загрязнения среды оби­ тания по каждому из факторов за счет вклада действую­ щих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий. Не допускается сокращения величины санитарно-защит­ ной ЗОНЫ: на основании данных, полученных только рас­ четным путем. Раздел 5. Экологические требования к хозяйственной деятельности Статья 23. Экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности на территории области 1. Хозяйствующий субъект обязан: выполнять установленный порядок подготовки и реа­ лизации хозяйственных решений, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую при­ родную среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; проектировать и размещать объекты хозяйственной де­ ятельности при наличии положительного заключения го­ сударственной экологической экспертизы; разрабатывать и осуществлять природоохранные меро­ приятия, в том числе при строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, меры по обеспече­ нию радиационной безопасности населения ш-предотвра­ щению эко'логйчеСки опасной д е я т е л ь н о с т и " ; I оснащать технологические процессы и оборудование сис­ темами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; соблюдать технологические режимы, обеспечивать на­ дежную эффективную работу очистных сооружений, уста­ новок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов; предортйвлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государ­ ственного экологического контроля; осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для на­ селения окружающей природной среды; осуществлять мероприятия по проектированию и орга­ низации санитарно-защитной зоны. 2. Запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность: в пределах зон охраны особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, которая при­ чиняет или может причинить вред объектам историко-куль­ турного наследия, особо охраняемым природным террито­ риям, окружающей природной среде или ухудшает их со­ стояние и нарушает целостность и сохранность; в пределах водоохранных зон; приводящая к захламлению, загрязнению, деградации земель, а' также вызывающая порчу и уничтожение пло­ дородного слоя почвы; связанная с нарушением или разрушением естествен­ ных экологических систем и природного равновесия, с не­ благоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов и организмов, с наступлением других необратимых последствий. 3. Запрещается: инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиени­ ческим и другим требованиям действующего законодатель­ ства; расселение, применение, разведение биологических ви­ дов, не свойственных природе области, а также получен­ ных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и разрешения специально уполномоченных на то государ­ ственных органов по охране окружающей природной сре- 'ды ; выбросы вредных веществ в окружающую природную среду с превышением предельно допустимых концентра­ ций; сброс в водные объекты не очищенных и не обезвре­ женных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, в том числе сброс в водные объекты и захо­ ронение производственных, бытовых и других видов отхо­ дов радиоактивных и токсичных веществ (материков); производство и импорт продукции, не имеющей техно­ логии ее переработки, обезвреживания и утилизации от­ ходов; ввоз, а также транзит (дальнейшая транспортировка) экологически опасных грузов (изделий), отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушением экологических норм и правил; сжигание производственных, бытовых и иных отходов, в том числе токсичных, открытым способом и без органи­ зации очистки отходящих газов; иная деятельность в соответствии с действующим зако­ нодательством. Раздел 6. Особо охраняемые природные территории и объекты Статья 24. Особо охраняемые природные территории и объекты 1. К особо охраняемым природным территориям и объ­ ектам относятся государственные природные заповедни­ ки, национальные парки, природные парки, государствен­ ные природные заказники, памятники природы, дендро­ логические парки и ботанические сады, лечебно-оздорови­ тельные местности и курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, включенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу области, а также иные категории особо охраняемых природных территорий, устанавливаемые ор­ ганами государственной власти области и органами мес­ тного самоуправления. 2. Особо охраняемые природные территории и объекты могут иметь федеральное, областное и местное значение. Правовой режим особо охраняемых природных террито­ рий и объектов областного и местного значения регламен­ тируется действующим законодательством. Раздел 7. Лицензирование природопользования Статья 25. Лицензирование природопользования 1. Пользование природными ресурсами, осуществление деятельности природоохранной направленности хозяйству­ ющими и иными субъектами допускается на основании лицензий (разрешений), выдаваемых специально уполно­ моченными органами в области охраны окружающей сре­ ды. 2. Порядок выдачи, приостановки действия и аннули­ рования лицензий на природопользование регулируется действующим законодательством. Раздел 8. Экономический механизм охраны окружающей природной среды Статья 26. Экономическое регулирование охраны ок­ ружающей природной среды 1. Экономическое регулирование в области охраны ок­ ружающей природной среды осуществляется с целью фор­ мирования у хозяйствующего субъекта экономического ин­ тереса в соблюдении экологических требований законода-, тельства. 2. Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды включает в себя: программно-целевое планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, по ох­ ране окружающей природной среды; установление лимитов природопользования, нормати­ вов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и других видов вредных воздействий; установление квот, норм изъятия природных ресурсов из природной среды, использование территорий; установление платы за использование природных ре­ сурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, разме­ щение отходов и другие виды вредного воздействия на природную среду; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды; экологическое стргжование; иные меры экономического регулирования охраны ок­ ружающей природной среды, предусмотренные действую­ щим, закоцрдательством. ; Статья 27. Лимитирование природопользования и воз­ действия на окружающую природную среду Использование природных ресурсов может быть огра­ ничено и прекращено решением специально уполномочен­ ных на то государственных органов в пределах своей ком­ петенции в порядке, предусмотренном действующим за­ конодательством. Статья 28. Платность использования природных ре­ сурсов 1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природ­ ной среды и за другие виды воздействия. 2. Средства за нормативные, сверхнормативные выбро­ сы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и дру­ гие виды вредного воздействия на окружающую среду за­ числяются в соответствующие бюджеты согласно действу­ ющему законодательству. 3. Запрещается расходование средств на цели, не свя­ занные с природоохранной деятельностью. 4. Внесение платы за природные ресурсы, за загрязне­ ние окружающей природной среды и за другие виды воз­ действия не освобождает природопользователя от выпол­ нения мероприятий по охране окружающей природной сре­ ды и возмещения вреда, причиненного экологическим пра­ вонарушением. Статья 29. Экономическое стимулирование рациональ­ ного природопользования и охраны окружающей при­ родной среды Экономическое стимулирование рационального приро­ допользования и деятельности по охране окружающей при­ родной среды осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Статья 30. Разработка и финансирование экологичес­ ких программ 1. В целях обеспечения реализации единой государствен­ ной политики в сфере охраны окружающей природной сре­ ды разрабатываются целевые экологические программы. 2. Финансирование мероприятий, предусмотренных эко­ логическими программами, производится за счет: целевых средств федерального бюджета; средств областного и местных бюджетов; средств природопользователей; иных средств. Раздел 9. Экологическая экспертиза Статья 31. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза — установление соответст­ вия намечаемой хозяйственной и иной деятельности эко­ логическим требованиям и определение допустимости ре­ ализации объекта экологической экспертизы в целях пре­ дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и свя­ занных с ними социальных, экономических и иных пос­ ледствий реализации объекта экологической экспертизы. Статья 32. Государственная экологическая эксперти­ за 1. Государственная экологическая экспертиза органи­ зуется и проводится специально уполномоченным государ­ ственным органом в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Положительное заключение государственной эколо­ гической экспертной комиссии является одним из обяза­ тельных условий для открытия финансирования и реали­ зации объекта экологической экспертизы. Статья 33. Общественная экологическая экспертиза 1. Общественная экологическая экспертиза может быть организована и проведена по инициативе граждан, орга­ нов местного самоуправления и общественных объедине­ ний. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней в порядке, предусмотренном дей­ ствующим законодательством. 2. Заключение общественной экологической эксперти­ зы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 3. Заключения общественной экологической эксперти­ зы могут опубликовываться в средствах массовой инфор­ мации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы и дру­ гим заинтересованным лицгш. Раздел 10. Чрезвычайные экологические ситуации Статья 34. Зоны чрезвычайной экологической ситуа­ ции Зонами чрезвычайной экологической ситуации объяв­ ляются участки территории области, где в результате хо­ зяйственной или иной деятельности происходят устойчи­ вые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естес­ твенных экологических систем, генетических фондов ор­ ганизмов. Статья 35. Зоны экологического бедствия Зонами экологического бедствия объявляются участки территории области, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые из­ менения окружающей природной среды, повлекшие за со­ бой существенное ухудшение здоровья населения, нару­ шение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Статья 36. Объявление зон чрезвычайной экологичес­ кой ситуации, зон экологического бедствия, осуществле­ ние мер по их оздоровлению Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия на территории области, ог­ раничение или прекращение в их пределах хозяйственной и иной деятельности, осуществление мер по их оздоровле­ нию и фингшсирование этих мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Раздел 11. Экологический контроль Статья 37. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль осущес­ твляется в целях сохранения и улучшения качества окру­ жающей природной среды посредством обеспечения соблю­ дения требований природоохранительного законодательст­ ва, экологических норм, правил и других нормативных документов, выполнения программ и мероприятий по ох­ ране окружающей природной среды. 2. Государственный экологический контроль осущес­ твляется территориальным специально уполномоченным государственным органов в области охраны окружающей природной среды, а по вопросам охраны отдельных видов природных ресурсов также и специально уполномоченны­ ми государственными органами в области использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действу­ ющими на территории области, в соответствии с их компе­ тенцией. Должностные лица органов государственного экологи­ ческого контроля в пределах своей компетенции имеют право: беспрепятственно посещать (по предъявлении служеб­ ных удостоверений) предприятия, учреждения, организа­ ции, незгшисимо от форм собственности и подчинения, а также в установленном порядке воинские.части, специ­ альные объекты и службы Вооруженных сил; органов внут­ ренних дел и федеральной службы безопасности, получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления госу­ дарственного экологического контроля; проверять работу очистных сооружений и других обез­ вреживающих устройств, средств их контроля, соблюде­ ние нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эк- сплуатгщию промышленных и других объектов и соору­ жений; устанавливать по согласованию с органами санитарно- эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбро­ сов вредных веществ и размещения отходов; вносить предложения о проведении государственной эко­ логической экспертизы, обеспечивать контроль за выпол­ нением ее заключения; проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля; давать обязательные для исполнения предписания юри­ дическим и физическим лицам об устранении экологичес­ ких правонарушений и выполнении необходимых и доста­ точных мероприятий по охране окружающей природной среды; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материа­ лы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека в результате экологических правонару­ шений; выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуата­ цию объектов, строительство (реконструкция) которых вы­ полнено с нарушением экологических требований и заклю­ чений государственной экологической экспертизы, а так­ же об ограничении или приостановлении другой хозяй­ ственной и иной деятельности, осуществляемой с экологи­ ческими правонарушениями и причиняющей вред окру­ жающей природной среде; пользоваться иными правами, предоставленными дей­ ствующим законодательством. 3. Решения территориальных специально уполномочен­ ных государственных органов в области охраны окружаю­ щей природной среды по вопросам, отнесенным к их ком­ петенции, обязательны для органов государственной влас­ ти области, органов местного самоуправления, юридичес­ ких и физических лиц. 4. Решения органов государственного экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством. Статья 38. Производственный экологический контроль 1. Предприятия и иные хозяйствующие субъекты всех форм собственности осуществляют обязательный производ­ ственный экологический контроль выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды и выполнения требований природоохранительного законодательства. 2. Производственный экологический контроль должен обеспечивать объективную экологическую информацию о влиянии хозяйствующих субъектов на окружающую сре­ ду. Хозяйствующие субъекты в установленном порядке предоставляют ее органам государственной власти облас­ ти, органам государственного экологического контроля и органам местного самоуправления. Статья 39. Общественный экологический контроль Общественный экологический контроль осуществляет­ ся общественными объединениями, трудовыми коллекти­ вами, а также гражданами в порядке, установленном дей­ ствующим законодательством. Раздел 12. Информационное и научное обеспечение деятельности по охране о кружающей природной среды Статья 40. Система информационного обеспечения ох­ раны окружающей природной среды Информационное обеспечение деятельности по регули­ рованию природопользования и охране окружающей при­ родной среды включает: комплексные, отраслевые, территориальные кадастры природных ресурсов, особо охраняемых природных тер­ риторий и объектов; данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей природной среды, воздействий на окружающую природную среду; инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; государственный экологический мониторинг; локальный мониторинг, осуществляемый субъектами хозяйственной деятельности, которые используют природ-, ные ресурсы и оказывают влияние на окружающую при-' родную среду. Статья 41. Отраслевые и территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов 1. С целью создания условий для экологически ориен­ тированного территориального и отраслевого развития раз­ рабатываются кадастры природных ресурсов и природных объектов (территориальные и отраслевые), которые пред- ставляют собой систематизированный свод данных об от­ дельных видах природных ресурсов и природных объек­ тов, а также о природно-ресурсном потенциале конкрет­ ной территории и его использовании. 2. Организацию и ведение отраслевых кадастров при­ родных ресурсов осуществляют специально уполномочен­ ные государственные органы Российской Федерации в об­ ласти регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. 3. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов области разрабатываются на основе показателей отраслевых кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга. Органи­ зацию и ведение комплексных территориальных кадаст­ ров природных ресурсов осуществляет территориальный специально уполномоченный государственный орган в об- 1ласти.юхраны окружающей-шрирод-ной. среды. I С Формирование, финансирование и ведение отрасле­ вых и территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов осуществляется в порядке, установ­ ленном действующим законодательством. Статья 42. Территориальная система государственно­ го экологического мониторинга 1. Информационное обеспечение управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопас­ ного устойчивого развития области осуществляется с по­ мощью территориальной системы государственного эколо­ гического мониторинга области. Территориальная систе­ ма государственного экологического мониторинга области является частью Единой государственной системы эколо­ гического мониторинга. 2. Территориальная система государственного экологи- ческого мониторинга области обеспечивает создание тер­ риториального фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов; источниках антро­ погенного воздействия. 3. Территориальная система государственного экологи­ ческого мониторинга включает: наблюдение по единым программам и методикам за со­ стоянием окружающей природной среды, природных ре­ сурсов и источниками антропогенного воздействия на них; оценку состояния объектов наблюдения; прогноз их изменений; выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осущес­ твляется в порядке, установленном действующим законо­ дательством. Раздел 13. Разрешение споров и ответственность за нарушения в области охраны окружающ ей природной среды Статья 43. Разрешение споров в области охраны ок­ ружающей природной среды 1. Споры в области охраны окружающей природной сре­ ды разрешаются в порядке, установленном действующим , законодательством. 2. Решения органов государственной власти, специаль­ но уполномоченных органов управления и экологического контроля в области охраны окружающей природной сре­ ды, органов местного самоуправления могут быть обжало­ ваны в соответствии с действующим законодательством. \ Статья 44. Ответственность за нарушение законода­ тельства об охране окружающей природной среды За нарушение законодательства об охране окружающей природной среды должностные лица и граждане несут дис­ циплинарную, административную, уголовную, гражданс­ ко-правовую, материальную, юридические лица — адми­ нистративную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством. Раздел 14. Заключительные положения Статья 45. Вступление Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 27.08.2001 г., 153-03. О. КОРОЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz