Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 2001 г., № 185 (21563) ос ОШЕ ОКРУЖМОШЕЙОП1РО|РЙ СКШ Ш Е РЙ 0С1иСП1 ! ; - (Окончание. Начало на 3-й стр.) Статья 22. Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно-защитных зон Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оз доровительных зон, населенных пунктов и других терри торий от загрязнения и других вредных воздействий. Санитарно-защитная зона является обязательным эле ментом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздейст вия на среду обитания и здоровье человека. Использова ние площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим зако нодательством и действующими нормами и правилами. В санитарно-защитных зонах не допускается размеще ние объектов для проживания людей, коллективных или , индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В предпроектной, проектной документации на строи тельство новых, реконструкцию, расширение или техни ческое перевооружение действующих предприятий и со оружений должны быть предусмотрены средства на орга низацию и благоустройство санитарно-защитных зон, вклю чая переселение жителей в случае необходимости, а в со ставе проектно-сметной документации должен быть пред ставлен проект по ее организации, благоустройству и озе ленению в соответствии с действующей нормативной до кументацией. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны дол жна быть подтверждена выполненной по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосфере для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромаг нитных полей с учетом фонового загрязнения среды оби тания по каждому из факторов за счет вклада действую щих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий. Не допускается сокращения величины санитарно-защит ной ЗОНЫ: на основании данных, полученных только рас четным путем. Раздел 5. Экологические требования к хозяйственной деятельности Статья 23. Экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности на территории области 1. Хозяйствующий субъект обязан: выполнять установленный порядок подготовки и реа лизации хозяйственных решений, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую при родную среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; проектировать и размещать объекты хозяйственной де ятельности при наличии положительного заключения го сударственной экологической экспертизы; разрабатывать и осуществлять природоохранные меро приятия, в том числе при строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, меры по обеспече нию радиационной безопасности населения ш-предотвра щению эко'логйчеСки опасной д е я т е л ь н о с т и " ; I оснащать технологические процессы и оборудование сис темами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; соблюдать технологические режимы, обеспечивать на дежную эффективную работу очистных сооружений, уста новок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов; предортйвлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государ ственного экологического контроля; осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для на селения окружающей природной среды; осуществлять мероприятия по проектированию и орга низации санитарно-защитной зоны. 2. Запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность: в пределах зон охраны особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, которая при чиняет или может причинить вред объектам историко-куль турного наследия, особо охраняемым природным террито риям, окружающей природной среде или ухудшает их со стояние и нарушает целостность и сохранность; в пределах водоохранных зон; приводящая к захламлению, загрязнению, деградации земель, а' также вызывающая порчу и уничтожение пло дородного слоя почвы; связанная с нарушением или разрушением естествен ных экологических систем и природного равновесия, с не благоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов и организмов, с наступлением других необратимых последствий. 3. Запрещается: инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиени ческим и другим требованиям действующего законодатель ства; расселение, применение, разведение биологических ви дов, не свойственных природе области, а также получен ных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и разрешения специально уполномоченных на то государ ственных органов по охране окружающей природной сре- 'ды ; выбросы вредных веществ в окружающую природную среду с превышением предельно допустимых концентра ций; сброс в водные объекты не очищенных и не обезвре женных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, в том числе сброс в водные объекты и захо ронение производственных, бытовых и других видов отхо дов радиоактивных и токсичных веществ (материков); производство и импорт продукции, не имеющей техно логии ее переработки, обезвреживания и утилизации от ходов; ввоз, а также транзит (дальнейшая транспортировка) экологически опасных грузов (изделий), отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушением экологических норм и правил; сжигание производственных, бытовых и иных отходов, в том числе токсичных, открытым способом и без органи зации очистки отходящих газов; иная деятельность в соответствии с действующим зако нодательством. Раздел 6. Особо охраняемые природные территории и объекты Статья 24. Особо охраняемые природные территории и объекты 1. К особо охраняемым природным территориям и объ ектам относятся государственные природные заповедни ки, национальные парки, природные парки, государствен ные природные заказники, памятники природы, дендро логические парки и ботанические сады, лечебно-оздорови тельные местности и курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, включенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу области, а также иные категории особо охраняемых природных территорий, устанавливаемые ор ганами государственной власти области и органами мес тного самоуправления. 2. Особо охраняемые природные территории и объекты могут иметь федеральное, областное и местное значение. Правовой режим особо охраняемых природных террито рий и объектов областного и местного значения регламен тируется действующим законодательством. Раздел 7. Лицензирование природопользования Статья 25. Лицензирование природопользования 1. Пользование природными ресурсами, осуществление деятельности природоохранной направленности хозяйству ющими и иными субъектами допускается на основании лицензий (разрешений), выдаваемых специально уполно моченными органами в области охраны окружающей сре ды. 2. Порядок выдачи, приостановки действия и аннули рования лицензий на природопользование регулируется действующим законодательством. Раздел 8. Экономический механизм охраны окружающей природной среды Статья 26. Экономическое регулирование охраны ок ружающей природной среды 1. Экономическое регулирование в области охраны ок ружающей природной среды осуществляется с целью фор мирования у хозяйствующего субъекта экономического ин тереса в соблюдении экологических требований законода-, тельства. 2. Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды включает в себя: программно-целевое планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, по ох ране окружающей природной среды; установление лимитов природопользования, нормати вов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и других видов вредных воздействий; установление квот, норм изъятия природных ресурсов из природной среды, использование территорий; установление платы за использование природных ре сурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, разме щение отходов и другие виды вредного воздействия на природную среду; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды; экологическое стргжование; иные меры экономического регулирования охраны ок ружающей природной среды, предусмотренные действую щим, закоцрдательством. ; Статья 27. Лимитирование природопользования и воз действия на окружающую природную среду Использование природных ресурсов может быть огра ничено и прекращено решением специально уполномочен ных на то государственных органов в пределах своей ком петенции в порядке, предусмотренном действующим за конодательством. Статья 28. Платность использования природных ре сурсов 1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природ ной среды и за другие виды воздействия. 2. Средства за нормативные, сверхнормативные выбро сы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и дру гие виды вредного воздействия на окружающую среду за числяются в соответствующие бюджеты согласно действу ющему законодательству. 3. Запрещается расходование средств на цели, не свя занные с природоохранной деятельностью. 4. Внесение платы за природные ресурсы, за загрязне ние окружающей природной среды и за другие виды воз действия не освобождает природопользователя от выпол нения мероприятий по охране окружающей природной сре ды и возмещения вреда, причиненного экологическим пра вонарушением. Статья 29. Экономическое стимулирование рациональ ного природопользования и охраны окружающей при родной среды Экономическое стимулирование рационального приро допользования и деятельности по охране окружающей при родной среды осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Статья 30. Разработка и финансирование экологичес ких программ 1. В целях обеспечения реализации единой государствен ной политики в сфере охраны окружающей природной сре ды разрабатываются целевые экологические программы. 2. Финансирование мероприятий, предусмотренных эко логическими программами, производится за счет: целевых средств федерального бюджета; средств областного и местных бюджетов; средств природопользователей; иных средств. Раздел 9. Экологическая экспертиза Статья 31. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза — установление соответст вия намечаемой хозяйственной и иной деятельности эко логическим требованиям и определение допустимости ре ализации объекта экологической экспертизы в целях пре дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и свя занных с ними социальных, экономических и иных пос ледствий реализации объекта экологической экспертизы. Статья 32. Государственная экологическая эксперти за 1. Государственная экологическая экспертиза органи зуется и проводится специально уполномоченным государ ственным органом в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Положительное заключение государственной эколо гической экспертной комиссии является одним из обяза тельных условий для открытия финансирования и реали зации объекта экологической экспертизы. Статья 33. Общественная экологическая экспертиза 1. Общественная экологическая экспертиза может быть организована и проведена по инициативе граждан, орга нов местного самоуправления и общественных объедине ний. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней в порядке, предусмотренном дей ствующим законодательством. 2. Заключение общественной экологической эксперти зы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 3. Заключения общественной экологической эксперти зы могут опубликовываться в средствах массовой инфор мации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы и дру гим заинтересованным лицгш. Раздел 10. Чрезвычайные экологические ситуации Статья 34. Зоны чрезвычайной экологической ситуа ции Зонами чрезвычайной экологической ситуации объяв ляются участки территории области, где в результате хо зяйственной или иной деятельности происходят устойчи вые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естес твенных экологических систем, генетических фондов ор ганизмов. Статья 35. Зоны экологического бедствия Зонами экологического бедствия объявляются участки территории области, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые из менения окружающей природной среды, повлекшие за со бой существенное ухудшение здоровья населения, нару шение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Статья 36. Объявление зон чрезвычайной экологичес кой ситуации, зон экологического бедствия, осуществле ние мер по их оздоровлению Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия на территории области, ог раничение или прекращение в их пределах хозяйственной и иной деятельности, осуществление мер по их оздоровле нию и фингшсирование этих мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Раздел 11. Экологический контроль Статья 37. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль осущес твляется в целях сохранения и улучшения качества окру жающей природной среды посредством обеспечения соблю дения требований природоохранительного законодательст ва, экологических норм, правил и других нормативных документов, выполнения программ и мероприятий по ох ране окружающей природной среды. 2. Государственный экологический контроль осущес твляется территориальным специально уполномоченным государственным органов в области охраны окружающей природной среды, а по вопросам охраны отдельных видов природных ресурсов также и специально уполномоченны ми государственными органами в области использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действу ющими на территории области, в соответствии с их компе тенцией. Должностные лица органов государственного экологи ческого контроля в пределах своей компетенции имеют право: беспрепятственно посещать (по предъявлении служеб ных удостоверений) предприятия, учреждения, организа ции, незгшисимо от форм собственности и подчинения, а также в установленном порядке воинские.части, специ альные объекты и службы Вооруженных сил; органов внут ренних дел и федеральной службы безопасности, получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления госу дарственного экологического контроля; проверять работу очистных сооружений и других обез вреживающих устройств, средств их контроля, соблюде ние нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эк- сплуатгщию промышленных и других объектов и соору жений; устанавливать по согласованию с органами санитарно- эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбро сов вредных веществ и размещения отходов; вносить предложения о проведении государственной эко логической экспертизы, обеспечивать контроль за выпол нением ее заключения; проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля; давать обязательные для исполнения предписания юри дическим и физическим лицам об устранении экологичес ких правонарушений и выполнении необходимых и доста точных мероприятий по охране окружающей природной среды; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материа лы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека в результате экологических правонару шений; выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуата цию объектов, строительство (реконструкция) которых вы полнено с нарушением экологических требований и заклю чений государственной экологической экспертизы, а так же об ограничении или приостановлении другой хозяй ственной и иной деятельности, осуществляемой с экологи ческими правонарушениями и причиняющей вред окру жающей природной среде; пользоваться иными правами, предоставленными дей ствующим законодательством. 3. Решения территориальных специально уполномочен ных государственных органов в области охраны окружаю щей природной среды по вопросам, отнесенным к их ком петенции, обязательны для органов государственной влас ти области, органов местного самоуправления, юридичес ких и физических лиц. 4. Решения органов государственного экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством. Статья 38. Производственный экологический контроль 1. Предприятия и иные хозяйствующие субъекты всех форм собственности осуществляют обязательный производ ственный экологический контроль выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды и выполнения требований природоохранительного законодательства. 2. Производственный экологический контроль должен обеспечивать объективную экологическую информацию о влиянии хозяйствующих субъектов на окружающую сре ду. Хозяйствующие субъекты в установленном порядке предоставляют ее органам государственной власти облас ти, органам государственного экологического контроля и органам местного самоуправления. Статья 39. Общественный экологический контроль Общественный экологический контроль осуществляет ся общественными объединениями, трудовыми коллекти вами, а также гражданами в порядке, установленном дей ствующим законодательством. Раздел 12. Информационное и научное обеспечение деятельности по охране о кружающей природной среды Статья 40. Система информационного обеспечения ох раны окружающей природной среды Информационное обеспечение деятельности по регули рованию природопользования и охране окружающей при родной среды включает: комплексные, отраслевые, территориальные кадастры природных ресурсов, особо охраняемых природных тер риторий и объектов; данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей природной среды, воздействий на окружающую природную среду; инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; государственный экологический мониторинг; локальный мониторинг, осуществляемый субъектами хозяйственной деятельности, которые используют природ-, ные ресурсы и оказывают влияние на окружающую при-' родную среду. Статья 41. Отраслевые и территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов 1. С целью создания условий для экологически ориен тированного территориального и отраслевого развития раз рабатываются кадастры природных ресурсов и природных объектов (территориальные и отраслевые), которые пред- ставляют собой систематизированный свод данных об от дельных видах природных ресурсов и природных объек тов, а также о природно-ресурсном потенциале конкрет ной территории и его использовании. 2. Организацию и ведение отраслевых кадастров при родных ресурсов осуществляют специально уполномочен ные государственные органы Российской Федерации в об ласти регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. 3. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов области разрабатываются на основе показателей отраслевых кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга. Органи зацию и ведение комплексных территориальных кадаст ров природных ресурсов осуществляет территориальный специально уполномоченный государственный орган в об- 1ласти.юхраны окружающей-шрирод-ной. среды. I С Формирование, финансирование и ведение отрасле вых и территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов осуществляется в порядке, установ ленном действующим законодательством. Статья 42. Территориальная система государственно го экологического мониторинга 1. Информационное обеспечение управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопас ного устойчивого развития области осуществляется с по мощью территориальной системы государственного эколо гического мониторинга области. Территориальная систе ма государственного экологического мониторинга области является частью Единой государственной системы эколо гического мониторинга. 2. Территориальная система государственного экологи- ческого мониторинга области обеспечивает создание тер риториального фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов; источниках антро погенного воздействия. 3. Территориальная система государственного экологи ческого мониторинга включает: наблюдение по единым программам и методикам за со стоянием окружающей природной среды, природных ре сурсов и источниками антропогенного воздействия на них; оценку состояния объектов наблюдения; прогноз их изменений; выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осущес твляется в порядке, установленном действующим законо дательством. Раздел 13. Разрешение споров и ответственность за нарушения в области охраны окружающ ей природной среды Статья 43. Разрешение споров в области охраны ок ружающей природной среды 1. Споры в области охраны окружающей природной сре ды разрешаются в порядке, установленном действующим , законодательством. 2. Решения органов государственной власти, специаль но уполномоченных органов управления и экологического контроля в области охраны окружающей природной сре ды, органов местного самоуправления могут быть обжало ваны в соответствии с действующим законодательством. \ Статья 44. Ответственность за нарушение законода тельства об охране окружающей природной среды За нарушение законодательства об охране окружающей природной среды должностные лица и граждане несут дис циплинарную, административную, уголовную, гражданс ко-правовую, материальную, юридические лица — адми нистративную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством. Раздел 14. Заключительные положения Статья 45. Вступление Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 27.08.2001 г., 153-03. О. КОРОЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz