Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

21 сентября 2001 г., № 185 (21563) ШИПЕЦКАЯ •/Ж га зет а ' ) З а к о н Л и п е ц к о й о б л а е г и 0( ОШЕ ОКРУШП ОРИРООНОИ(РЕШ1ИПЕ1К0И0ШС1И Настоящий Закон в комплексе с мерами организа­ ционного, правового, экономического и воспитатель­ ного воздействия призван способствовать формиро­ ванию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на терри­ тории Липецкой области (далее — области). Раздел 1. Общие положения Статья 1. Предмет, цели и задачи закона 1. Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, пред­ принимателей, граждан, в том числе иностранных граж­ дан, лиц без гражданства, а также иностранных юриди­ ческих лиц по охране окружающей природной среды. 2. Правовое регулирование отношений по охране окру­ жающей природной среды осуществляется в целях обеспе­ чения реализации конституционных прав граждан на бла­ гоприятную окружающую среду, достоверную информа­ цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненно­ го его здоровью или имуществу экологическим правонару­ шением. 3. Задачами настоящего Закона являются развитие нор­ мативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на террито­ рии области, а также условий для последовательного пе­ рехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалан­ сированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей приро­ дной среды. 4. Отношения по охране и использованию земель, недр, атмосферного воздуха, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются в соответствии с действующим законодательством. Статья 2. Законодательство об охране окружающей природной среды Законодательство об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федера­ ции, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего За­ кона и иных нормативных правовых актов области. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды При осуществлении на территории области управлен­ ческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области, органы местного самоуп­ равления, юридические лица, предприниматели, гражда­ не, в том числе иностранные граждане, лица без граждан­ ства, а также иностранные юридические лица обязаны ру­ ководствоваться следующими основными принципами; приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обес­ печения благоприятной окружающей природной среды для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических, эко­ номических и социальных интересов общества, обеспечи­ вающих реальные гарантии прав человека на здоро^ю и благоприятную для жизни окружающую природную срё^ ' ду; ' ^ ' рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей ок­ ружающей природной среды, необходимости воспроизвод­ ства природных ресурсов и недопущения необратимых пос­ ледствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного зако­ нодательства, неотвратимостью наступления ответственнос­ ти за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными объединениями и населением в решении природоохрани­ тельных задач; международным сотрудничеством в области охраны ок­ ружающей природной среды. Статья 4. Окружающая природная среда как объект - охраны 1. На территории области подлежат охране от загряз­ нения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий: естественные экологические системы, озоновый слой ат­ мосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, ат­ мосферный воздух, растительный и животный мир, мик­ роорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. 2. Особой охране подлежат особо охраняемые приро­ дные территории областного значения — государственные природные заповедники, заказники, природные парки, па­ мятники природы, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и их местообитания. Раздел 2. Обеспечение права граждан на благоприятную о к ружающ ую природную среду Статья 5. Право граждан на благоприятную окружа­ ющую природную среду Каждый гражданин имеет право на окружающую при­ родную среду, не создающую угрозу для состояния здо­ ровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечи­ вается: проведением экологической экспертизы, лицензирова­ нием природоохранной деятельности, нормированием вы­ бросов, сбросов, размещения отходов и других отрицатель­ ных воздействий; мерами по предупреждению, пресечению и прекраще­ нию экологически опасной хозяйственной и и^юй деятель­ ности, оздоровлению окружающей природной среды; предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; предупреждением и ликвидацией последствий радиа­ ционных загрязнений территорий, аварий, катастроф, сти­ хийных бедствий и иных чрезвычайных экологических си­ туаций; установлением экологических требований к организа­ ции и ведению хозяйственной и иной деятельности, ока­ зывающей воздействие на окружающую природную сре­ ду; экологическим страхованием, возмещением в установ­ ленном законом порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; экологическим контролем, привлечением к ответствен­ ности физических и юридических л^иц, виновных в несо­ блюдении экологических требований и условий; организацией единой системы экологического монито­ ринга; системой экологического воспитания и образования; судебной защитой права граждан на благоприятную ок­ ружающую природную среду. Статья 6. Полномочия граждан в области охраны ок­ ружающей природной среды П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Т Р И Д Ц А Т Ь П Е Р В О Й С Е С С И И Л И П Е Ц К О Г О О Б Л А С Т Н О Г О С О В Е Т А Д Е П У Т А Т О В В Т О Р О Г О С О З Ы В А № 6 4 7 - П С от 1 6 . 0 8 . 2 0 0 1 г . о ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЕ(К0Й ОБЛАСТИ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЕЦЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЛИПЕЕ(К0Й ОБЛАСТИ» Рассмотрев проект закона Липецкой области «Об ох­ ране окружающей природной среды Липецкой облас­ ти», принятый в первом чтении областным Советом де­ путатов, замечания и предложения по нему депутатов областного Совета депутатов, органов местного самоуп­ равления, учитывая решение комитета по вопросам аг­ ропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, и на основании статьи 30 Устава Липецкой области областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «Об охране ок­ ружающей природной среды Липецкой области» (при­ лагается). 2. Направить указанный закон главе администрации области для подписания и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ 1. Граждане на территории области имеют право: создавать экологические общественные объединения, фонды и иные общественные формирования в области ох­ раны окружающей природной среды; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей природной среды, организованных в установленном действующим законодательством порядке, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления в установленном порядке досто­ верную информацию о состоянии окружающей природной среды и мергпс по ее охране, а также о предполагаемых изменениях среды жизнедеятельности; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строи­ тельстве, реконструкции или эксплуатации экологически вредных объектов; требовать в административном или судебном порядке принятия решений об ограничении, приостановлении, пре­ кращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окру­ жающую природную среду и здоровье людей; ставить вопрос о привлечении к ответственности физи­ ческих и юридических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмеще­ нии ущерба (вреда), причиненного здоровью или имущес­ тву граждан экологическим правонарушением, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окру­ жающую природную среду. 2. Граждане обязаны: соблюдать экологические требования действующего за­ конодательства; принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении при­ родных богатств; повышать экологическую культуру, содействовать эко­ логическому воспитанию и образованию населения. Статья 7. Права общественных экологических объеди­ нений Общественные объединения^ основными, направления­ ми деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, имеют право: осуществлять общественный контроль и проводить об­ щественную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке; требовать достоверную информацию о состоянии окру­ жающей природной среды и мерах по ее охране от органов государственной власти области, органов местного само­ управления, а также от специально уполномоченных на то государственных органов в сф ^ е охраны окружающей природной среды; направлять материалы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы в ор­ ганы государственной власти области, местного самоуправ­ ления, в специально уполномоченные на то государствен­ ные органы в сфере охраны окружающей природной сре­ ды, а также в средства массовой информации; участвовать с целью повышения экологической куль­ туры населения в пропаганде экологических знаний; привлекать на добровольных началах граждан к при­ родоохранной деятельности; проводить собрания, митинги, шествия, пикеты, демон­ страции, сбор подписей, входить с предложениями о про­ ведении обсуждения проектов, референдумов, обществен­ ных слушаний по наиболее злободневным экологическим проблемам области; 'ставить вопрос о привлечении к ответственности ви­ новных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; вносить в органы государственной власти области, ор­ ганы местного самоуправления предложения по совершен­ ствованию деятельности по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности; требовать в административном или судебном порядке: отмены решений о размещении, проектировании, стро­ ительстве, реконструкции, расширении, техническом пе­ ревооружении и эксплуатации экологически вредных хо­ зяйственных и иных объектов; приостановления или прекращения деятельности, осу­ ществляемой с нарушением экологических требований и условий; возмещения вреда здоровью и имуществу граждан, при­ чиненного экологическими правонарушениями; осуществлять иные полномочия в соответствии с дей­ ствующим законодательством и их уставами. Статья 8. Экологическое воспитание и образование на­ селения области С целью повышения экологической культуры граждан устанавливается система экологического воспитания и об­ разования в рамках общеобразовательных (основных и до­ полнительных) и профессиональных (основных и допол­ нительных) программ в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм в соответствии с действу­ ющим законодательством. Раздел 3. Компетенция органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающ ей природной среды Статья 9. Полномочия Липецкого областного Совета депутатов в сфере охраны окружающей природной сре- ды Липецкий областной Совет депутатов: принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обес­ печению санитарно-эпидемиологического благополучия на­ селения, вносит в них изменения и дополнения, осущест­ вляет толкование принятых нормативных правовых актов и контроль за их исполнением; утверждает областные экологические программы, из­ менения и дополнения, вносимые в них; утверждает в составе областного бюджета финансиро­ вание областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды; осуществляет иные полномочия, предусмотренные за­ конодательством Российской Федерации и области. Статья 10. Полномочия администрации Липецкой об­ ласти в сфере охраны окружающей природной среды 1. Администрация Липецкой области обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного за­ конодательства, экологически безопасное состояние окру­ жающей природной среды, для чего: принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды; разрабатывает и обеспечивает исполнение областных экологических программ; принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных экологи­ ческих программ; проводит на территории области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения; координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, юридических лиц, предпри­ нимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц; использует экономическое регулирование для реализа­ ции задач оздоровления окружающей природной среды; организует проведение природоохранных мероприятий, имеющих общеобластное значение; осуществляет учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, экологически вред­ ных объектов; устанавливает с участием специально уполномоченных органов дифференцированные ставки платы за загрязне­ ние окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, утвержденных в со­ ответствии с-действующим законодательством; осуществляет государственное управление, и- государ­ ственный контроль в области организации и функципии- рования особо охраняемых природных территорий облас­ тного значения; организует экологическое воспитание, образование и просвещение; обеспечивает население необходимой экологической ин­ формацией; обеспечивает развитие межрегионального и междуна­ родного сотрудничества в области охраны окружающей при­ родной среды; осуществляет иные полномочия, предусмотренные дей­ ствующим занодательством. 2. В целях обеспечения своих полномочий администра­ ция области имеет право создавать структурные подразде­ ления, государственные предприятия (учреждения), осу­ ществляющие деятельность в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправ­ ления К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относится: определение основных направлений охраны окружаю­ щей природной среды муниципальных образований, раз­ работка экологических программ; учет и оценка состояния окружающей природной сре­ ды и природных ресурсов подведомственной территории; учет и оценка объемов отходов производства на объек­ тах, расположенных на подведомственной территории, не­ зависимо от формы собственности и подчинения; планирование, финансирование, материально-техничес­ кое обеспечение природоохранных мероприятий; координация деятельности экологических служб пред­ приятий, учреждений, организаций, независимо от фор­ мы их собственности и подчинения; организация экологической экспертизы проектов, го­ сударственного экологического контроля за состоянием ок­ ружающей природной среды; выдача решений на отдельные виды природопользова­ ния, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение ток­ сичных отходов; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности; разрешение споров в области охраны окружгпощей при­ родной среды; организация охраны памятников природы и иных осо­ бо охраняемых природных территорий; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической ин­ формацией; осуществление иных полномочий в соответствии с дей­ ствующим законодательством. Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления с тер­ риториальными специально уполномоченными государ­ ственными органами в области охраны окружающей при­ родной среды 1. Органы государственной власти области, органы мес­ тного самоуправления содействуют территориальным спе­ циально уполномоченным государственным органам в об­ ласти охраны окружающей природной среды в осуществле­ нии их полномочий. 2. Полномочия территориальных специально уполно­ моченных государственных органов в области охраны ок­ ружающей природной среды определяются в соответствии с действующим законодательством. Раздел 4. Нормирование качества окружающ ей природной среды Статья 13. Основные требования к нормированию ка­ чества окружающей природной среды 1. Нормирование качества окружающей природной сре­ ды производится с целью установления предельно допус­ тимых норм воздействия на окружающую природную сре­ ду, гарантирующих экологическую безопасность населе­ ния и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. 2. Нормативы предельно допустимых вредных воздей­ ствий, а также методы их определения утверждаются спе­ циально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитар- но -эпидемиологического надзора в установленном действу­ ющим законодательством порядке и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. 3. При нарушении требований нормативов качества ок­ ружающей природной среды выброс, сброс вредных ве­ ществ, обращение с отходами или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограниче­ ны, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитар­ но-эпидемиологического надзора. Статья 14. Нормативы предельно допустимых концен­ траций (уровней) вредных веществ 1. Нормативы предельно допустимых концентраций (уровней) вредных веществ, а также вредных микроорга­ низмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются са­ нитарными правилами для оценки состояния окружаю­ щей природной среды в интересах охраны здоровья чело­ века, сохранения генетического фонда, охраны раститель­ ного и животного мира. 2. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных особо охраняемых природных территорий для них устанавлива­ ются более строгие нормативы предельно допустимых вред­ ных воздействий на природную среду. Статья 15. Нормативы предельно допустимых выбро­ сов и сбросов вредных веществ, размещения отходов 1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбро­ сов вредных веществ, размещения отходов, а также вред­ ных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, уста­ навливаются с учетом производственных мощностей объ­ екта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных^вред- ных последствий по каждому источнику загрязнения, со­ гласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций (уровней) вредных_ веществ в окружающей природной среде. 2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбро­ сов, размещений отходов утверждаются специально упол­ номоченными государственными органами в области ох­ раны окружающей природной среды, санитарно-эпидеми­ ологического надзора. Статья 16. Нормативы предельно допустимых уров­ ней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий 1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем ■сохранение генофонда, здоровья 'и трудоспосббнб'сти лю­ дей, охрану растительного и животного мира, благоприят­ ную для жизни окружающую природную среду. 2. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитар­ но-эпидемиологического надзора. Статья 17. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей при­ родной среде и продуктах питания, предельно допустимо­ го уровня радиационного облучения населения устанавли­ ваются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нор­ мативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружа­ ющей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 18. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве 1. Предельно допустимые нормы применения минераль­ ных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве уста­ навливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение норма­ тивов предельно допустимых остаточных количеств хими­ ческих веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. 2. Указанные нормативы утверждаются органами са­ нитарно-эпидемиологического надзора и специально упол­ номоченными государственными органами в области ох­ раны окружающей природной среды по представлению органов государственной агрохимической службы Россий­ ской Федерации с учетом международных стандартов. Статья 19. Нормативы предельно допустимых оста­ точных количеств химических веществ в продуктах пи­ тания 1. Нормативы предельно допустимых остаточных ко­ личеств вредных химических веществ в продуктах пита­ ния устанавливаются путем определения минимально до­ пустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каж­ дому используемому химическому веществу и при их сум­ марном воздействии. 2. Указанные нормативы утверждаются государствен­ ными органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с органами государственной агрохими­ ческой службы Российской Федерации. Статья 20. Экологические требования к продукции 1. В стандартах на новую технику, технологии, мате­ риалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются в соответствии с действующим законода­ тельством экологические требования для предупреждения вредного воздействия на человека и окружающую приро­ дную среду. 2. Экологические требования к продукции производст­ ва и потребления должны обеспечивать соблюдение нор­ мативов предельно допустимых воздействий на окружаю­ щую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки, использования и утилизации продукции. Статья 21. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяй­ ства, строительстве и реконструкции городов, других на­ селенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с уче­ том потенциальных ее возможностей, необходимости ра­ ционального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных ус­ ловий жизни населению', недопущения разрущения естес­ твенных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz