Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
21 сентября 2001 г., № 185 (21563) ШИПЕЦКАЯ •/Ж га зет а ' ) З а к о н Л и п е ц к о й о б л а е г и 0( ОШЕ ОКРУШП ОРИРООНОИ(РЕШ1ИПЕ1К0И0ШС1И Настоящий Закон в комплексе с мерами организа ционного, правового, экономического и воспитатель ного воздействия призван способствовать формиро ванию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на терри тории Липецкой области (далее — области). Раздел 1. Общие положения Статья 1. Предмет, цели и задачи закона 1. Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, пред принимателей, граждан, в том числе иностранных граж дан, лиц без гражданства, а также иностранных юриди ческих лиц по охране окружающей природной среды. 2. Правовое регулирование отношений по охране окру жающей природной среды осуществляется в целях обеспе чения реализации конституционных прав граждан на бла гоприятную окружающую среду, достоверную информа цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненно го его здоровью или имуществу экологическим правонару шением. 3. Задачами настоящего Закона являются развитие нор мативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на террито рии области, а также условий для последовательного пе рехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалан сированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей приро дной среды. 4. Отношения по охране и использованию земель, недр, атмосферного воздуха, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются в соответствии с действующим законодательством. Статья 2. Законодательство об охране окружающей природной среды Законодательство об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федера ции, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего За кона и иных нормативных правовых актов области. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды При осуществлении на территории области управлен ческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области, органы местного самоуп равления, юридические лица, предприниматели, гражда не, в том числе иностранные граждане, лица без граждан ства, а также иностранные юридические лица обязаны ру ководствоваться следующими основными принципами; приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обес печения благоприятной окружающей природной среды для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических, эко номических и социальных интересов общества, обеспечи вающих реальные гарантии прав человека на здоро^ю и благоприятную для жизни окружающую природную срё^ ' ду; ' ^ ' рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей ок ружающей природной среды, необходимости воспроизвод ства природных ресурсов и недопущения необратимых пос ледствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного зако нодательства, неотвратимостью наступления ответственнос ти за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными объединениями и населением в решении природоохрани тельных задач; международным сотрудничеством в области охраны ок ружающей природной среды. Статья 4. Окружающая природная среда как объект - охраны 1. На территории области подлежат охране от загряз нения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий: естественные экологические системы, озоновый слой ат мосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, ат мосферный воздух, растительный и животный мир, мик роорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. 2. Особой охране подлежат особо охраняемые приро дные территории областного значения — государственные природные заповедники, заказники, природные парки, па мятники природы, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и их местообитания. Раздел 2. Обеспечение права граждан на благоприятную о к ружающ ую природную среду Статья 5. Право граждан на благоприятную окружа ющую природную среду Каждый гражданин имеет право на окружающую при родную среду, не создающую угрозу для состояния здо ровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечи вается: проведением экологической экспертизы, лицензирова нием природоохранной деятельности, нормированием вы бросов, сбросов, размещения отходов и других отрицатель ных воздействий; мерами по предупреждению, пресечению и прекраще нию экологически опасной хозяйственной и и^юй деятель ности, оздоровлению окружающей природной среды; предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; предупреждением и ликвидацией последствий радиа ционных загрязнений территорий, аварий, катастроф, сти хийных бедствий и иных чрезвычайных экологических си туаций; установлением экологических требований к организа ции и ведению хозяйственной и иной деятельности, ока зывающей воздействие на окружающую природную сре ду; экологическим страхованием, возмещением в установ ленном законом порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; экологическим контролем, привлечением к ответствен ности физических и юридических л^иц, виновных в несо блюдении экологических требований и условий; организацией единой системы экологического монито ринга; системой экологического воспитания и образования; судебной защитой права граждан на благоприятную ок ружающую природную среду. Статья 6. Полномочия граждан в области охраны ок ружающей природной среды П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Т Р И Д Ц А Т Ь П Е Р В О Й С Е С С И И Л И П Е Ц К О Г О О Б Л А С Т Н О Г О С О В Е Т А Д Е П У Т А Т О В В Т О Р О Г О С О З Ы В А № 6 4 7 - П С от 1 6 . 0 8 . 2 0 0 1 г . о ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЕ(К0Й ОБЛАСТИ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЕЦЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЛИПЕЕ(К0Й ОБЛАСТИ» Рассмотрев проект закона Липецкой области «Об ох ране окружающей природной среды Липецкой облас ти», принятый в первом чтении областным Советом де путатов, замечания и предложения по нему депутатов областного Совета депутатов, органов местного самоуп равления, учитывая решение комитета по вопросам аг ропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, и на основании статьи 30 Устава Липецкой области областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «Об охране ок ружающей природной среды Липецкой области» (при лагается). 2. Направить указанный закон главе администрации области для подписания и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ 1. Граждане на территории области имеют право: создавать экологические общественные объединения, фонды и иные общественные формирования в области ох раны окружающей природной среды; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей природной среды, организованных в установленном действующим законодательством порядке, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления в установленном порядке досто верную информацию о состоянии окружающей природной среды и мергпс по ее охране, а также о предполагаемых изменениях среды жизнедеятельности; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строи тельстве, реконструкции или эксплуатации экологически вредных объектов; требовать в административном или судебном порядке принятия решений об ограничении, приостановлении, пре кращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окру жающую природную среду и здоровье людей; ставить вопрос о привлечении к ответственности физи ческих и юридических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмеще нии ущерба (вреда), причиненного здоровью или имущес тву граждан экологическим правонарушением, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окру жающую природную среду. 2. Граждане обязаны: соблюдать экологические требования действующего за конодательства; принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении при родных богатств; повышать экологическую культуру, содействовать эко логическому воспитанию и образованию населения. Статья 7. Права общественных экологических объеди нений Общественные объединения^ основными, направления ми деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, имеют право: осуществлять общественный контроль и проводить об щественную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке; требовать достоверную информацию о состоянии окру жающей природной среды и мерах по ее охране от органов государственной власти области, органов местного само управления, а также от специально уполномоченных на то государственных органов в сф ^ е охраны окружающей природной среды; направлять материалы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы в ор ганы государственной власти области, местного самоуправ ления, в специально уполномоченные на то государствен ные органы в сфере охраны окружающей природной сре ды, а также в средства массовой информации; участвовать с целью повышения экологической куль туры населения в пропаганде экологических знаний; привлекать на добровольных началах граждан к при родоохранной деятельности; проводить собрания, митинги, шествия, пикеты, демон страции, сбор подписей, входить с предложениями о про ведении обсуждения проектов, референдумов, обществен ных слушаний по наиболее злободневным экологическим проблемам области; 'ставить вопрос о привлечении к ответственности ви новных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; вносить в органы государственной власти области, ор ганы местного самоуправления предложения по совершен ствованию деятельности по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности; требовать в административном или судебном порядке: отмены решений о размещении, проектировании, стро ительстве, реконструкции, расширении, техническом пе ревооружении и эксплуатации экологически вредных хо зяйственных и иных объектов; приостановления или прекращения деятельности, осу ществляемой с нарушением экологических требований и условий; возмещения вреда здоровью и имуществу граждан, при чиненного экологическими правонарушениями; осуществлять иные полномочия в соответствии с дей ствующим законодательством и их уставами. Статья 8. Экологическое воспитание и образование на селения области С целью повышения экологической культуры граждан устанавливается система экологического воспитания и об разования в рамках общеобразовательных (основных и до полнительных) и профессиональных (основных и допол нительных) программ в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм в соответствии с действу ющим законодательством. Раздел 3. Компетенция органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающ ей природной среды Статья 9. Полномочия Липецкого областного Совета депутатов в сфере охраны окружающей природной сре- ды Липецкий областной Совет депутатов: принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обес печению санитарно-эпидемиологического благополучия на селения, вносит в них изменения и дополнения, осущест вляет толкование принятых нормативных правовых актов и контроль за их исполнением; утверждает областные экологические программы, из менения и дополнения, вносимые в них; утверждает в составе областного бюджета финансиро вание областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды; осуществляет иные полномочия, предусмотренные за конодательством Российской Федерации и области. Статья 10. Полномочия администрации Липецкой об ласти в сфере охраны окружающей природной среды 1. Администрация Липецкой области обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного за конодательства, экологически безопасное состояние окру жающей природной среды, для чего: принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды; разрабатывает и обеспечивает исполнение областных экологических программ; принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных экологи ческих программ; проводит на территории области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения; координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, юридических лиц, предпри нимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц; использует экономическое регулирование для реализа ции задач оздоровления окружающей природной среды; организует проведение природоохранных мероприятий, имеющих общеобластное значение; осуществляет учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, экологически вред ных объектов; устанавливает с участием специально уполномоченных органов дифференцированные ставки платы за загрязне ние окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, утвержденных в со ответствии с-действующим законодательством; осуществляет государственное управление, и- государ ственный контроль в области организации и функципии- рования особо охраняемых природных территорий облас тного значения; организует экологическое воспитание, образование и просвещение; обеспечивает население необходимой экологической ин формацией; обеспечивает развитие межрегионального и междуна родного сотрудничества в области охраны окружающей при родной среды; осуществляет иные полномочия, предусмотренные дей ствующим занодательством. 2. В целях обеспечения своих полномочий администра ция области имеет право создавать структурные подразде ления, государственные предприятия (учреждения), осу ществляющие деятельность в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправ ления К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относится: определение основных направлений охраны окружаю щей природной среды муниципальных образований, раз работка экологических программ; учет и оценка состояния окружающей природной сре ды и природных ресурсов подведомственной территории; учет и оценка объемов отходов производства на объек тах, расположенных на подведомственной территории, не зависимо от формы собственности и подчинения; планирование, финансирование, материально-техничес кое обеспечение природоохранных мероприятий; координация деятельности экологических служб пред приятий, учреждений, организаций, независимо от фор мы их собственности и подчинения; организация экологической экспертизы проектов, го сударственного экологического контроля за состоянием ок ружающей природной среды; выдача решений на отдельные виды природопользова ния, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение ток сичных отходов; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности; разрешение споров в области охраны окружгпощей при родной среды; организация охраны памятников природы и иных осо бо охраняемых природных территорий; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической ин формацией; осуществление иных полномочий в соответствии с дей ствующим законодательством. Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления с тер риториальными специально уполномоченными государ ственными органами в области охраны окружающей при родной среды 1. Органы государственной власти области, органы мес тного самоуправления содействуют территориальным спе циально уполномоченным государственным органам в об ласти охраны окружающей природной среды в осуществле нии их полномочий. 2. Полномочия территориальных специально уполно моченных государственных органов в области охраны ок ружающей природной среды определяются в соответствии с действующим законодательством. Раздел 4. Нормирование качества окружающ ей природной среды Статья 13. Основные требования к нормированию ка чества окружающей природной среды 1. Нормирование качества окружающей природной сре ды производится с целью установления предельно допус тимых норм воздействия на окружающую природную сре ду, гарантирующих экологическую безопасность населе ния и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. 2. Нормативы предельно допустимых вредных воздей ствий, а также методы их определения утверждаются спе циально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитар- но -эпидемиологического надзора в установленном действу ющим законодательством порядке и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. 3. При нарушении требований нормативов качества ок ружающей природной среды выброс, сброс вредных ве ществ, обращение с отходами или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограниче ны, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитар но-эпидемиологического надзора. Статья 14. Нормативы предельно допустимых концен траций (уровней) вредных веществ 1. Нормативы предельно допустимых концентраций (уровней) вредных веществ, а также вредных микроорга низмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются са нитарными правилами для оценки состояния окружаю щей природной среды в интересах охраны здоровья чело века, сохранения генетического фонда, охраны раститель ного и животного мира. 2. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных особо охраняемых природных территорий для них устанавлива ются более строгие нормативы предельно допустимых вред ных воздействий на природную среду. Статья 15. Нормативы предельно допустимых выбро сов и сбросов вредных веществ, размещения отходов 1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбро сов вредных веществ, размещения отходов, а также вред ных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, уста навливаются с учетом производственных мощностей объ екта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных^вред- ных последствий по каждому источнику загрязнения, со гласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций (уровней) вредных_ веществ в окружающей природной среде. 2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбро сов, размещений отходов утверждаются специально упол номоченными государственными органами в области ох раны окружающей природной среды, санитарно-эпидеми ологического надзора. Статья 16. Нормативы предельно допустимых уров ней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий 1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем ■сохранение генофонда, здоровья 'и трудоспосббнб'сти лю дей, охрану растительного и животного мира, благоприят ную для жизни окружающую природную среду. 2. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитар но-эпидемиологического надзора. Статья 17. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей при родной среде и продуктах питания, предельно допустимо го уровня радиационного облучения населения устанавли ваются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нор мативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружа ющей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 18. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве 1. Предельно допустимые нормы применения минераль ных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве уста навливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение норма тивов предельно допустимых остаточных количеств хими ческих веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. 2. Указанные нормативы утверждаются органами са нитарно-эпидемиологического надзора и специально упол номоченными государственными органами в области ох раны окружающей природной среды по представлению органов государственной агрохимической службы Россий ской Федерации с учетом международных стандартов. Статья 19. Нормативы предельно допустимых оста точных количеств химических веществ в продуктах пи тания 1. Нормативы предельно допустимых остаточных ко личеств вредных химических веществ в продуктах пита ния устанавливаются путем определения минимально до пустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каж дому используемому химическому веществу и при их сум марном воздействии. 2. Указанные нормативы утверждаются государствен ными органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с органами государственной агрохими ческой службы Российской Федерации. Статья 20. Экологические требования к продукции 1. В стандартах на новую технику, технологии, мате риалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются в соответствии с действующим законода тельством экологические требования для предупреждения вредного воздействия на человека и окружающую приро дную среду. 2. Экологические требования к продукции производст ва и потребления должны обеспечивать соблюдение нор мативов предельно допустимых воздействий на окружаю щую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки, использования и утилизации продукции. Статья 21. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяй ства, строительстве и реконструкции городов, других на селенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с уче том потенциальных ее возможностей, необходимости ра ционального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных ус ловий жизни населению', недопущения разрущения естес твенных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz