Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
из ПЕРВЫХ РУК -1 ПОГОДА-ЛЕТНАЯ ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ ОСЕННЕЙ СЕССИИ ПОСВЯЩЕНО ПРОБЛЕМАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ Российская авиация сегодня - сплошной круг проблем и противоречий. Вот первое: в стране сохраняются мощности, позволяющие выпускать до 150 самолетов в год, но боль шинство их простаивает. В 1999- м вошло в строй всего 7 единиц воздушной техники, в 2000- м - 3 (!). Далее, Вроде бы все пони мают, что такое для России с его просторами авиация. Но сомолет уже превратился в су губо элиторный транспорт, вро де «Роллс-Ройса». Сегодня поз волить себе летать могут лишь 2-3 процентд российского но- селения. Еще одна неувязка. Когда шла приватизоция овиопорко, говорили о зарождении и кон куренции, что-де зостовит пе ревозчиков снижоть издержки и цены, думоть об обновлении овиопарко. Не вышло. Огром ное количество мелких и крой- не слабых авиакомпаний выжи мают остотки из старой авиа техники. За минувшее десятиле тие ничего не сделано для вне дрения авиоционного лизинга, поэтому спросу но новые воз душные суда просто неоткуда взяться. Прибовьте к этому то, что и ВВС практически не заку пает новую овиатехнику. Оста ется удивляться, кок, годами су ществуя без государственных зоказов, наш авиапром ухитря ется еще сохранять кадры и производственные мощности. ...Впрочем, просто перечис лять беды авиапрома вряд ли имеет смысл. На предстоящих парломентских слушаниях мы бы хотели услышать поменьше сетований и побольше констру ктивных идей. Ясно, что до сей поры нет последовательной го- судорственной политики и что оно обязона появиться. До, в феврале президентом России был утвержден вожный документ - «Основы политики России в облости авиационной деятельности на период до 2010 года». Затем и провитель- ство России обсуждало на сво их зоседониях и проект феде ральной целевой прогроммы развития гражданской авиатех ники, и перспективы развития овиационного лизинга. Но Ос новы - это документ, в котором лишь обозначены цели и при оритеты. А как к ним двиготься? Пока мы видим, как трудно да ется правительству каждый шаг, как предпринимаются весьма противоречивые, непоследова тельные действия. Вскоре после авиакатастро фы Ту-154 в Иркутске высоко поставленные чиновники заяв ляют о необходимости закупок овиокомпониями новых само летов. И тут же правительст венной же структурой - Госу дарственной службой граждон- ской авиации - принимается решение о продлении ресур сов эксплуатации старых воз душных судов сверх норматив ных показателей. Так на что же делоется стовко - но обновле ние самолетного парко или на полеты «на честном слове и од ном крыле»? Еще больше вопросов по проблемам закупки иномарок. Многих озадачил гендиректор Аэрофлота Валерий Окулов. В Думе он очень убедительно го ворил о готовности поддержи вать наших авиастроителей, развивать авиационный лизинг. Через пору месяцев из его же уст звучит заявление а беспер спективности отечественных са молетов и о необходимости за купок французских «эрбасов». Но ведь Аэрофлот - флаг ман, потенциальный заказчик №1 для отечественных авиозо- водов. Это еще и фирмо, под- контрольноя правительству. Так чта же из того, что провозгла шает Окулов, соответствует позиции правительства? Между тем поддерживать свою авиа цию - это нормально и нисколь ко не противоречит рыночным принципом. Так делается и в Германии, и во Фронции, и в Великобритании. Уж на что мощный «Боинга, но и его пра вительство США поддерживает вливаниями в сотни миллионов долларов и госзокозом, объем которого в 1999 году состовил 21 миллиард долларов. По части авто мы никогда не были законодателями мод, но изо всех сил пытаемся дать шанс российскому автопрому в конкуренции с «Вольво» и «Той- отоми». А ведь в авиастроении мы до сей поры в лидерах - и сами же себе крылья подреза ем! Это вопрос не амбиций, не имперской гордыни, как кое- кто трактует. Это вопрос эко номической стратегии. Дво са молета эквивалентны добыче миллиона тонн нефти. Предста вим не столь уж нереальную ситуацию: авиапром запускает по 50 самолетов в год. Для эко номического роста это было бы адекватно тому, что ныне дает весь нынешний экспорт нефти! Так что мы выберем? Будем продолжать проедать недра или ночнем зарабатывать за счет наукоемких технологий? Решая судьбу авиапрома, мы решаем судьбу всей ношей экономики. А пока... За послед ние годы 13 роз правительство принимало решения, по кото рым предоставлялись таможен ные и налоговые льготы но им порт зарубежной авиатехники. Объем этих льгот составил 1,2 миллиарде долларов. То есть из нашего скудного бюджетно го пирога, формируемого в ос новном за счет нефтедолла ров, мы вырвали солидный ку сок в пользу производителей иностронных самолетов, не найдя банковских гарантий под закупку своих самолетов. По чему же ток происходит? Не надо быть наивными. Не случайно ведь в прессе старо- тельно хоют ноши новейшие Ту-204, Ил-96, Ил-114, авиа двигатели ПС-90А2 и т.д. Уве рен, это постарались западные конкуренты. Но госудорство-то должно заботиться об имидже российского авиостроения. Или непонятная щедрость, с кокой все то же госудорство разбрасывается серьезными кусками. Непонятно, почему возникла вдруг идея передоть всю конструкторскую докумен тацию на разработанные на основе авиадвигателей про мышленные установки ОАО «Рыбинские моторы»? Много лет 30 счет бюджета СССР, а потом бюджете России созда валась интеллектуальная соб ственность. И вдруг ее отдают частному предприятию. С ка кой стати?! Пришлось направ лять депутатский вопрос мини стру имущественных отноше ний РФ Ф.Газизуллину. Пос пешное решение вроде приос тановили. Но если мы будем вот так «играть без провил», дофо не будет. Есть необходимость вернуть ся к Закону «О государствен ном регулировании розвития авиации», внести в него по- провки, чтобы появились реаль ные механизмы исполнения и экономические стимулы. В портфеле ношего Комите та есть важный законопроект «О государственной поддержке авиационного лизинга». Вооб ще развитие овиации сегодня определяется именно уровнем развития лизинговой индустрии. У нас же это дело буксует. Хо тя есть проработанные лизин говые проекты (к примеру, про ект долгосрочного лизинга 6 самолетов Ил-96-300 «Аэроф лоту» и 1о самолетов Ту-204 компании «Трансаэро»). Но правительство, в первую оче редь Минфин, никак не решат ся начать реальную поддержку лизинговых схем. Поддержка авиализинга должна быть зало жена в бюджете 2002-го. Нель зя повторять ошибку, допущен ную при принятии прошлогод него бюджета, когда вообще не были предусмотрены сред ства на предоставление госга рантий для приобретения авиа техники но условиях лизинга. Некоторые депутаты выска зывают радикальные предложе ния о блокировании импорта зарубежных самолетов в тех случаях, когда имеются соот ветствующие модели отечест венного производства. Или о запрете реэкспорта в Россию подержонных самолетов отече ственного производства из стран СНГ, Восточной Европы, Китая. Нельзя уйти и от проб лем, связанных с ужесточением междунородных требовоний к экологичности и безопасности овиотехники. В общем, повод для дискуссии. Но гловное, со зрело ощущение: пора дейст вовать. Иначе останемся без крыльев. Погода в России вро де бы устанавливается летная. Владимир КАТРЕНКО, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. ЭКО-НОВОСТИ ПРОСЛАВИТЬ , А ПО ТОМ ЗАМО РО ЗИ ТЬ Всерьез взялись за должни ков: саратовский губернатор Дмитрий Аяцков потребовал показывать по местному теле видению фотографии тех, кто довно не платил за свет и газ, а в областных и районных газе- тох публиковать «черные» спи ски. Первая десятка злостных врагов коммунального хозяйст во уже обнародовона. В Воль ском районе суд принял три решения о принудительном вы селении должников. А вице-гу- бернотор Сергей Шувалов предложил доже помещать особо злостных неплательщи ков в морозильную камеру на... 15 минут. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. БЫ ЛИ ДЕРЕВНИ , Д А ВЫМЕРЛИ с карты Липецкой области решено стереть деревни Чаа- доевка, Писареве, Грибоедов- ко, села Каверено, Верхняя Семеновка. Постоновление о снятии с госучета 45 населен ных пунктов подписал глова ад министрации области Олег Ко ролев. И ни одного протестую щего: жителей нет, село и де ревни вымерли. А предстоящая в 2002 году Всероссийская пе репись населения требует ис ключения из реестра «мертвых душ». Али НАИБОВ. Липецкая область. Т А Б А К И ПИ ВО - ВНЕ З А КО Н А ? в Тюмени зопретили реклами ровать табок и пиво. До 10 октя бря в городе должны быть ликви дированы все щиты с рекламой табака и пива. Управление по защите прав потребителей долж но следить 3 0 тем, чтобы рекла ма этих товоров не появлялась в витринах магазинов. Такое рас поряжение подписал глава адми нистрации Тюмени Степан Кири- чук. Мысль благородная, но с за коном не очень уживается. Сергей МИШИН. ТЮМЕНЬ. И Н А БР УСНИ КУ Н У Ж Н А ЛИЦЕНЗИЯ Отныне любой любитель лесных даров, отправляясь на промысел в тайгу, должен запа стись специальным разрешени ем лесхоза на сбор ягод. Без него он считается браконье ром, а его лесной «улов» кон- фискуется. КРАСНОЯРСК. конкурс; ПЕРЛЫшки КАКОГО ЦВЕТА УГОЛЬ? I Кемеравский губернатор Аман ТУЛЕЕВ давно уже на I руководящей роботе, но удивительным образом сохранил" юношескую способность удивляться очевидным вещам. Вот | пример: «На моем веку уже сменилось 12 министров топлива и ^ энергетики. Не успеешь одному рассказать, что такое камен-1 ный уголь, приходит другой». * Р.5. Пустые хлопоты, Аман Молдатазыевич! Зачем минист-^ Р У обароны знание Устава караульной службы, министру ино-1 странных дел - япанский язык, а министру финансав - таблица " ^^мнажения? Рукавадить можна и в целам... ОСТОРОЖНО! Н А Д ЕЖ ДЫ Ю Н ОШ Е Й КА ТАЮ Т у юных влодельцев дорогих иномарок в Ростове есть зоба- во: периодически устроивается но самой большой в городе Те атральной площади дикое ав тородео. Опасное шоу начи нается часов в 9 вечера в один из выходных дней. «Мерседе сы», «БМВ», «Форды», «Тойоты» на бешеной скорости несутся навстречу общественному и иному транспорту, лихо тормо зят, заклодывая крутые виражи, и исчезают в неизвестном на правлении. Тут же на смену им мчится другая группа таких же «отвязанных» водителей. Чего не придумаешь, чтобы повы сить уровень адреналина в крови. Вот если бы рисковали детки «новых русских» только своей жизнью... В центре Ростова «Жигули»- «копейка» перед светофором имели наглость встоть впереди шикарной иномарки. Обижен ный столь неслыханной дерзо стью водитель стал преследо вать «копейку». Выписывая кас- кадерские трюки, обе машины выскочили на кривую и узкую улицу Станиславского, откуда под ругань перепуганных пеше ходов «Жигули» рванули за го род, а иномарка со всего маху врезалась в рейсовый автобус. Молодой человек за рулем иномарки и его пассажир по гибли на месте. К трем годам приговорил суд Октябрьского районо сту дента Института бизнеса и Прова Сергея Мовсесяна. На своем «БМВ» он влетел но вы сокой скорости во двор мно гоэтажки, не справился с упра влением и сбил троих 11-лет них мальчиков. Один погиб но месте, другой остался инволи- дом. ...Знаю парнишку по про-^ звищу Паша Мерседес. Он' промышляет тем, что отдирает фирменные знаки с капотов дорогих иномарок. Бизнес рис кованный. Пашка хорошо представляет, что будет, попа дись он в руки хозяевам «рас кулаченного» авто. Но фило софски замечает: «А кому сей час легко?..» Хачик ХУТЛУБЯН. РОСТОВ-на-ДОНУ. ЗАКУЛИСЬЕ «ЗЕЛЕНЫЙ», НОНЕ ЗМИЙ! НЕБОСКРЕБЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ РУХНУЛИ. НО ДОЛЛАР ДЕМОНСТРИРУЕТ СОЛИДНЫЙ ЗАПАС ПРОЧНОСТИ После терактов в американ ских городах доллар отвоевал утраченные позиции всего за пару дней. Сначала он поста вил на место резко подорожав ший в обменниках рубль, а за тем с лихвой компенсировал падение по отношению к евро. Все послевоенные годы со ветская пропаганда твердила, что американский империализм экономически обречен, что дол лар вот-вот «загнется». Ошиб лась, как всегда. В 90-е годы для омериконской волюты на ступил совсем уж золотой век. Эксперты даже зоговорили, что он стал слишком сильным (!) и мешает американским компа ниям продвигать свою продук цию за границу. Откудо же взялись нынешние разговоры о неминуемом крохе доллара, да еще на русском языке? То там, то сям наши эко номисты и политики делают скорбное лицо и выносят вер дикт: россиянам пора бежать к обменному пункту, чтобы сбро сить гнилую «зелень» и затова риться стобильными рублями. Или же открыть в надежном банке (Сбербанке, например) счет в евро. Такие вот бесплат ные советы. Они возникли не случайно. Из материалов, опубликован ных в недоцензуренных СМИ в Интернете, следует, что еще в прошлом году российские руко водители договорились с евро пейскими о проведении обще европейской кампании по дис кредитации американского дол- лора как платежного средства и средство накопления. Евро пейцы желают перевести конти нент но евро, а ноши лидеры вроде бы подрядились им по мочь. Намерения понятны. По ук ромным уголкам бережливые россияне рассовали наличных долларов аж до 100 млрд. Если перевести в евро хотя бы поло вину, то европейская валюта значительно укрепится. Именно этого отчаянно добиваются ев ропейцы после обескуражива ющего дебюта их общей валю ты. По той же причине им было бы выгодно перевести все экс портно-импортные отношения России с Заподной Европой в евро (по словам главы ЦБ В.Ге- рощенко, даже эти расчеты на 95-97 процентов осуществляют ся в долларах). В обмен евро пейцы вроде бы обещали Моск ве посодействовать ее вступле нию в ВТО. Утверждают, что главным по литическим заводилой всего проекта является Германия. Ну а конкретный план рекомендуе мых России действий был раз работан экспертами ЕС и пере дан для исполнения в отечест венный Белый дом. В бумаге расписаны роли для «общест венных деятелей», госбанков, правительства, СМИ. Конечно, хочется помочь Ев ропе - не чужая все-таки. Кста ти, некоторые эксперты утвер ждают, что после одного из первых пропагандистских наез дов но доллар в начале года особо впечатлительные сограж дане оттащили в «менялки» 3,6 млрд, «зеленых». А вот овгу- стовская антидолларовоя рито рика токого эффекта уже не имела. Пророчество приелись и не сроботали. Но затем случил ся подходящий «психологиче ский момент» (вырожение Агаты Кристи). Отмороженные терро ристы, всеобщий шок... И в этот момент с телевизоров сново начинают вещать о крахе аме риканских финансов. Народ опять рванул в обменники. Цель, как известно, оправдыво- ет средства, только вот в следу ющий раз для достижения ре зультата придется ждать совсем уж крутую заворушку наподо бие ядерной войны. Зоподноевропейцы - хоро шие ребята, но есть большое подозрение, что участие в их стротегических игрох может раскачать российскую ситуа цию. Неумелое, навязчиво гру бое оттирание населения от кровных долларов в пользу не знакомого евро уже будоражит россиян, но когда евро появит ся в буможном виде, проблеме «менять или нет» встанет по-на стоящему остро. Этим наверня ка воспользуются мошенники. Да и государство наверняка попытоется что-то отщипнуть для себя в ходе кампании по обмену «зеленых» на «разно цветные», что вызовет широкую волну недовольства аккурат пе ред новым роундом федераль ных выборов. Любопытно, что Китай, насе ление которого любит доллары не меньше наших людей, не то ропится присоединяться к ком пании по дедолларизоции. А ведь долларов у Китоя поболь ше, чем у России, да и сама страна в экономическом плане посильнее будет. Может, и нам стоит проявить сдержанность? Константин СОРОКИН. КСТАТИ Деньги, известно, не пахнут. Самая заса ленная купюра стоит столько же, сколько и хру стящая, только что из банковской упаковки ас сигнация. Но эго в теории... Купюру не первой свежести в отечественных обменных пунктах и раньше изучали с особой дотошностью (кстати, за рубежом засаленные лики президентов принимают с большим удо вольствием: если купюра имело долгую жизнь, значит не подделка). У нас же не дай Бог пред ложить девушке за бронированным окошком за тертую или надорванную купюру! Лично видел, кок одна особо «ученая» кассирша выступила в роли ОТК американского Гознака, указов опе- шевшему клиенту на то, что 'якобы его деньги - типографский брак: печать, видите ли, смещена. В одном из отделений крупнейшего нашего бан ка у бедолаги просто отобрали стодолларовую купюру: оно показалась сотрудникам «подозри тельной». Возмущенному хозяину предложили зайти через месячишко: может, и отдадут, если сочтут нефальшивой... Вообще-то у нос действует масса инструкций и постановлений, обязывающих обменные пунк ты принимать поврежденные или затертые купю ры (если сохранены нумерация и защитные атри буты). Но в реальности отстоять свои права не так-то просто. Как же поступить? Во-первых, не паниковать. Ведь даже в нашей достаточно уродливой банковской системе уже взращены ростки конкуренции. Не принял день ги один банк - идите в другой. Весь вопрос в ква лификации его персонала. Среди услуг, официально объявленных многими банками, имеется токая: «покупка не платежных денежных знаков в валюте» и обмен их же на аналогичные с комиссией. То есть за три процента от суммы вам могут поменять ку пюру, вызывающую аллергию в традиционных обменниках. Рубли можно получить тут же за ми нусом все тех же трех процентов. Если все же у большинства специалистов ку пюра вызывает подозрение, вы можете оставить ее для экспертизы. В крупных банках такая услу га бесплотна. На это потребуется от недели до месяца. А вам на это время выдается соответст вующий официальный документ. Владимир КУЗНЕЦОВ. КРАЕШЕК ЗЕМЛИ 1 ж и ть И РАБОТАТЬ ПО-ЛЕНСКИ ЧТО УВИДИТ ПРЕЗИДЕНТ, КОГДА ПРИЛЕТИТ В ПОСТРАДАВШИЙ ОТ НАВОДНЕНИЯ ГОРОД - Мне пришли две порции денег, - рассказывает житель Усть-Кута Михаил Михайлович Чупров, - сначала 400 рублей, потом 600. Но разве, мил чело век, это можно назвать ком пенсацией ущерба? У меня же разъехалась вся мебель - ко мод там, шифоньер... Надо пе ределывать наружные цоколи, картошка выросла с горох... Михаил Михайлович посто янно следит за новостями из другого пострадовшего от па водка горада - Ленска. Том, понятное дело, вода паднялась выше. Люди пострадали силь нее, на что-то в распределе нии ролей между сибирскими городками его не устраивает. Примерно в 1.200 километ рах от Усть-Куто вниз по Ле- не-реке - Ленек. Туда в три приема едут на разных тепло ходах. Что за пассажиры на этих суднах? Два маих соседа - Сергей и Роман - загрузили баржонку карташкой и едут параллельно на пассажирских суднах. - За сколька хотите проде вать? - спрашиваю их. - Зо полторы тысячи за куль. А куда они денутся? Едут и пятеро таджиков. Старший устроился в первом ряду, четверо сидят по очере ди: не хватило кресел. Особен но не стесняются. Передают Сергею какую-та травку на пробу. - Что за дурь? - спрашиваю саседа. - То, что надо! Только на третий день аче- редной теплоход довозит нос в Ленек. Сходят с трапо все - строители, картофелеводы, тод- жики, корреспонденты. Но толь ко цели у всех у них разные. Ленек для командированных - гиблое место. Нас не селят ни в гостиницу «Лена», ни в са- н а т о р и й - п р офи л а к т о р и й «Кедр». Целый день проходит в поисках ночлега, попытках уго ворить случайных прохожих взять нас на постой. Но все просьбы ответ один: «Это ваши проблемы». Выучили фразу и повторяют, кок на могнитофо- не. В конце концов к седьмому часу вечера мы с Сергеем и Романом оброщоем внимание на стайку барж возле приста ни. В передней сидит весьма матерый авторитет рдешних мест Игорь Муравьев. Капитон всего этого хозяйство. У него хорошее настроение. Он доет ном по одеялу и матрасу. Едва солнце позолотило ленские воды, я в полной мере понял величие замысла строи телей. С бичеотстойнико на баржах открыволся незабывае мый вид восстанавливаемого города. Но протяжении при мерно полукилометра отсыпо- ется и одевается в бетон дам ба. Там уже стоят невысокие парапеты, литые чугунные ре шетки, будут и фонари. За дамбой стоят пять девятиэта жек ослепительно бело-голу бой расцветки. Если это все заснуть на открытку - можно посылать в Кремль лично Пути ну и рапортовать. Но стоит углубиться но 50 метров, как начинается архи тектурный чертополох. За большими домами стоят пяти этажки, за ними - деревянные дома, дальше - центральноя улица Ленина. Качество строи тельства еще проверит зима, но с первого же взгляда видно, что многие «восстановители» до нынешнего лета не держали в руках молоток или пилу. Обычная картина сегодняшне- _го Ленска: двое азиатов кое- как распиливают брус развод ной пилой, а четверо, покури вая «Мальборо», ноблюдоют за трудящимися. Что касается сомих жителей Ленско, то им суета людей, слетевшихся сюда со всего СНГ, по барабону. Почта или, допустим, фотосолон «Кодак», здесь в воскресенье как не ра ботали, так и не работают. Авиакассы не работают и в субботу. Поесть, постовить от метку в командировочное удо стоверение, перегнать сюжет на центральный канал ТВ, най ти электронную почту - все здесь проблема. К приезду Шойгу у здания улусной одми- нистрации уклодывали ас фальт. А толку-то? Ежедневно исполнительная дирекция подводит итоги удар ной работы. Так вот но 17.00. 8 сентября было введено 73 дома из 512, 73 квартиры из 2.188. План ввода па кварти рам выполнен на 9 процентов, по домом - на 14. Особенно велико отстовоние на площад ках «Северная», «Транзит» и «Тамбовская». Чуть лучше картина по ре монту. При плане 2.700 квар тир на начало сентября было отремонтировоно чуть более двух тысяч. На 15 сентября в том же задоре напланировали отремонтировать 4.643. Ниче го подобного перед команди ровкой я, разумеется, не ожи дал ни по статистике, ни по ви зуальному, как говорится, конт ролю. Еще много домов стоит так, будто льдины в них врезо- лись еще вчеро. В городе семь строительных площадок. Ко всем ним надо провести по комплексу инже нерных коммуникоций, везде нужны школы, детсоды, почто вые отделения и так далее. На сегодня сдали только школу но мер один. В Ленске официально дейст вует «сухой закон». Ни в одном киоске открыто спиртным не торгуют. Но но самом деле ко личество выпиваемого здесь спиртного не поддается вооб ражению. Такого количества Лозунги вдохновляющие, но этого мало. пьяных рож я не видел ни в од ном городе, ни на одной удар ной стройке. Перед отходом ко сну побе седовал с одним постояльцем баржи. - Мне здесь только четыре штуки платят. Мы хлам ликвиди руем после разрушения домов. Зато питание бесплатное. При возят на обед в ресторан «Ле на», две рюмки водки но брата дают. - Так у вас же «сухой за кон»! - перебиваю я. - Ты слушай дальше. Вече ром тоже выпиваю, но только 4 рюмки. А эти, ворнаки здеш ние, по три-четыре бутылки на ночь берут и квосят до утра. Спиртное это баржа берет почти на таком же импровизи- «Иркутск» опять-токи в этом промысле отличаются гости из Таджикистона. В день моего появления но барже це на поллитровой бутылки водки на пароходе поднялась со 100 до 150 рублей. Это никак не походит на почти бомовские по духу опи сание ленских событий 2001 года. Почему? Сегодня всем - хоть минист ру Сергею Шойгу, хоть якут скому призиденту Михаилу Ни колаеву - нужен положитель ный образ города. Министр ве рованном пароходе (что обидно). И рит в магию дат («да 15 сентя бря»), президентские юристы хотят прободоть ему третий срок. Один хочет показать, что он есть наилучший оргониза- тор строительных робот в строне, другой - что он наимуд рейший правитель губернии. Чем зокончится противостоя ние якутов и федеролов, неиз вестно (может, ни Шойгу, ни Николаева к следующему на воднению в своих креслах не будет), но из грызни стало по нятно, откудо навалилось на Ленек невидонное бедствие. Николоев создал группу ученых числом до двадцати че ловеков и поставил оным один вопрос: могли быть последст вия наводнения не столь ката строфическими? Резупьтот син- теза-онализа оказался у этой группы простой: «Существен ный вклад в то, что весной 2001 годо уровень воды достиг в Ленске небывалой отетки в 20,12 метра, внесли непра вильные активные действия но формирующиеся заторы льдо». А при естественном розвитии событий (то есть без всяких Шойгу) уровень не смог бы превысить 17 метров. Никок. Разница существенная. 3,12 метра - это один этаж... Не уди- впюсь, если «ученые» доведут исследования до конца и выло жат Николоеву расклад: сколь ко зданий не пришлось бы сно сить или ремонтировоть? Вот на что расходуется «админист ративный восторг». Сегодня в Ленске строится то, что должно скрыть ошибки, допущенные весной. За те пра- счеты еще никто не понес на- козания. Таджики с наркотой, кбртофелеводы с ценой 1.500 рублей за куль, варнаки, кото рые так и норовят стащить сум ку из-под головы спящего ко- мондированного на барже, не виданная спекуляция спиртным, - все это последствия одной ошибки. Еще одна ошибко - это лю ди, которые боролись с боль шой водой в Иркутской облос ти, Бурятии и многих других ре гионах Сибири, но сереьезных денег на восстановление не получили. Они еще надеются. Они подозревоют, что в стра не произошло недоразумение: одним помогают, регулярно рапортуя президенту, другим - нет. Они смотрят репортажи о строительстве потемкинской деревни на Лене и ждут, что очередь дойдет до них. Их нельзя обманывать. Им надо помочь. Владимир МЕДВЕДЕВ, спец. корр. «ДВ» ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ). 2 18 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz