Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
15 сентября 2001 г., № 181 (21559) Л и тера турная сенсация областно го (если не сказать — ре гионально го ) м асш таба ! Впервые за м н о гие годы в столичном «толстом» ж у р н а л е — д а ещ е в к а к о м — «Н овом мире» , — о п у б л и ко в а н о к р у п н о е п ро заиче с кое произведение л и п е ц к о го ав тора . Сенсацию своим зем л я кам «подарил» член Союза ро ссий с ких писателей , со тр уд н и к кр а с н и н с ко й р а й о н н о й газеты «Заря» А л е кса н д р Титов. Повесть А . Титова «Ж изнь , к о т о р о й не было» о ткры вае т недавно у в ид е вш ий свет восьмой н ом ер «НМ» (факт, говорящ ий сам за себя). Поздравив «им енинни ка» , ко р р е с п о н д е н т «ЛГ» н е о ж и д а н н о для само го себя пре под не с Титову сю рпри з : у А л е к с а н д р а а в торс ко го экзем пляра ж у р н а л а на тот м ом ен т ещ е не бы л о .. . М ож е т , ещ е и по э том у писатель о хо тн о о т кл и кн ул ся на п р е д л ож е н и е встретиться и по говорить о но в о й е го повести, обо всем , что связано с нею . ^ « С А Н Д Р Т И ТО В ЖИЗНЬ, КОТОРОЙ НЕ СОБЕСЕДНИК ({ЛГ» И БЫЛО Совесть ■^Ь -ВШ АЯ З Н А М Е Н И Т А Я Д О Я Р К А иа М и т ю с з а т а -о ........ 2001 «к М И . Хотя Митя и пытается по воз можности укротить эту стихий ность — своим характером, трез вым взглядом на происходящее, наконец — попросту своим при сутствием как ребенка, как чело века, как, говоря высоким сло гом, будущего полноправного гражданина России. — Теперь — о Д ж о н е . За ним с то и т реальное ли ц о или литературные традиции? Ведь и у к л а с с и ко в (взять хотя бы Д о с то е в с ко го ) , и у с о вр ем ен ны х а в т о р о в ( к п р и м е р у , у Ю рия Б у й ды ) ге р о и «не о т м ира сего» о ка зы в а е т ся ка к бы о се л ком , «пробной» ф и гу р ой . И о тнош е ни е к ней о с тальных персонажей вы свечи вае т сам у их с у т ь . . . —Джон — скорее собиратель ный, чем срисованный с конкрет ного деревенского дурачка об раз. Оселок — абсолютно точно сказано. Юрий Буйда — один из моих самых любимых писателей. Однако мне очень многое навея ла «идиотская» глава «Шума и ярости» Уильяма Фолкнера. Ко нечно, я ни в коем случае не стре- “ милея его копировать. Я имел в виду его прием, мотив, его под ход к выражению разорванных мыслей идиота. — Д ж о н ве л и кол еп но п р о р и с о в а н в « П о л у н о ч н о й свадьбе» , где есть нечто вр о д е е го «потока со знания» . А в «Ж и зн и , к о т о р о й не было» тебе , считаю , особенно уд ал ся о б р а з о тца М и ти , он вы п у клы й , е м к и й , пл а с тичны й , о с я з а ем ы й . К то м у ж е пе р ед нам и — не эл ем е н та р ны й д е - ПРОДОЛЖЕНИЕ(ЛЕДУЕП ПИСАТЕЛЬ ИЗ КРАСНОГО - АВТОР «НОВОГО МИРА» — А л е к с а н д р М и х а й л о ви ч , мы с вами р о в е с н и к и , да и в ж у р н а л и с т с к о м пл а не — к о л л е ги . М ож е т , б у д е м на «ты»? С о гласны ? — Разумеется. — И та к , к а к сл уч ил о с ь , ч то тво я по ве с ть д ош л а до с т р а н и ц «Нового мира»? — История, в общем, не простая, Сам понимаешь; в та кое престижное издание очень нелегко попасть. Я несколько лет, и довольно регулярно, пе чатался в саратовском журна ле «Волга», где мною «зани мался» его главный редактор Сергей Боровиков. И «Жизнь, которой не было» я готовил именно для «Волги». Но журнал — по финансовым, естествен но, причинам — прекратил су щ ествование . Сер гей Гри горьевич выслал мне послед ний его номер с подборкой моих рассказов и посоветовал, сославшись на его рекоменда цию, отправить новую руко пись в Москву. К примеру, в «Новый мир», на имя редакто ра Ольги Ильиничны Новико вой. Я позвонил ей, она дала согласие прочесть мой опус. Вот так оно все и получилось. — Д о л го ли повесть пр о х о д и л а н о в о м и р с к и е «ин станции»? — Нет, сравнительно не д ол го , пол года . Для меня, сельского человека, это вооб ще произошло стремительно, — Н а с ко л ь ко т в ою вещ ь п ра вил и , р е да ктиро вал и? — Минимально. Повесть я постарался сам отшлифовать. И все потому, что случился бы товой курьез. Первоначальный вариант, который я собирался выслать в Саратов, нечаянно залили чайной заваркой. Поне воле пришлось рукопись пере печатывать. И тогда я понял: она еще не готова, ее необхо димо дорабатывать. Трудился месяца, наверное, три, до упо ра. Отправил. Вскоре звонит мне другой редактор «Нового мира», Руслан Тимофеевич Ки реев... — О, и зв е с тны й пи са тель ! Лет двадца ть на за д он вошел в о б о йм у самы х ин те ре сны х про за и ко в . . . — Да. И вот он звонит мне и говорит, что поправил он повесть совсем по мелочам. Надо ли от правлять мне гранки? Я ответил — незачем. После звонка Кирее ва я понял, как, на каком уровне следует писать. Понял, что план ку, которую я определил для себя этой повестью, ни в коем случае ниже опускать нельзя. — И с то р и я у те б я с п о вестью и «Новым м иром » , в и то ге , сча с тл и ва я . А если бы она пр о и зош л а раньш е , л е т т р и д ц а т ь н а з а д ? В т о м ж е во сьм ом н о в о м и р с ко м н ом е ре напеча таны «З а пи с ки б е л о го кин ем а то граф и с та» М и х а и л а К у р а е в а , л а у р е а т а , м е ж д у п р о ч и м , Г о с п р е м и и Р оссии . Он п ривод и т («забав ную» с ны н еш н и х п о з и ц и й ) с ц е н у п о с л е п р о см о т р а к о р о т ко м е т р а ж ки «Свояки» р е ж и с сера Виктора Аристова по р а с с к а з у Василия Ш у кш и н а . Кураев был редактором филь ма; ра з гром ную же (с то гдаш ни х п о з и ц и й ) с ц е н у уч и н ил з а м п р е д Го с ки но Б о ри с Пав- лено к , кричавш ий у себя в ка би не те по п о во д у с е м н а д ц а т им и н у т н о й ка р ти ны : «Кабак на э к р а н е р а зв е л и ! К у р и л ку у с т р о и л и ! Сивухой с э кра н а несе т !» После че го А р и с то в у п р и ш л о с ь д в а г о д а ж д а т ь «большого» ки н о д е бю т а . М о г бы к р и к Павленка про звуча ть т о гд а и по а д р е с у тво е й п о в е с т и , гд е в х а т е д у р а ч к а Д ж о н а с о б и р аю т с я м у ж и к и , п ью т с а м о го н , чадя т та б а ч ным д ы м о м , аж не п р о д о х нуть , «по пьяни» с п о р я т , ф и л о с оф с тв ую т , за тум а н е н ны м взором окидываю т прошлое? .. — Что тут сказать? В те вре мена на любом идеологическом посту павленков было хоть отбав ляй, и мне наверняка тоже при шлось бы несладко. История с фильмом «Свояки», и отнюдь не только с ним, поучительна. Она показывает огромную разницу оценок, взаимоотношений в сфе ре творчества прежде и теперь. Поэтому меня не убедит никакая обывательская ностальгия насчет распрекрасной жизни в застой ную эпоху. — Н едавно п р е д п р и я т и е «Липецкое издательство» при п о д д е р ж к е обл а с тно й а д м и н и с т р а ц и и вы п у с т и л о к н и гу твои х пр о и зве д е н и й , на зв ан н у ю «Ж и в е м , Г о с п о д и ! . . » «Жизнь, ко торой не было» з а верш ае т там пер вы й б л о к и з ц и кла «Деревня Т ужилов ка» . Не вдаваясь в п о д р о б н о с т и , вы делю одн у вещ ь — «Полу ночную свадьбу» . Твоя н о в о м ирская повесть — прям ое ее п р о д о лж е н и е с д в ум я с к в о з ными , основными персонажа ми — ю нош ей М итей и и д и о том Д ж о н ом . Почему им е нно они о ка за л и с ь в ц ен тре? Не являе тся ли Митя « за ко н с п и рированным» аНег едо , в т о рым , авторским , «я», перенес шимся из тво е й ю н о с ти в 9 0 -е годы? — Не совсем так. Митя для меня персонаж стержневой, че рез него я хотел прийти к опре деленным обобщ ениям . Они сконцентрированы в ключевом эпизоде повести, когда все, кто пришел на посиделки к Джону, пускаются в пляс. Эта пляска, по- моему, выражает какое-то сти хийное начало, И Митя, не по сво им малым годам осознающий, в чем суть, понимает: он должен преодолеть «чары» стихии, вы рваться из-под их власти и, став взрослым, жить иной жизнью, ко торая у него обязательно будет. Вместе с тем, эта стихия неодо лима, ибо в ней заключена такая глубина, первооснова бытия, та кая субстанция деревенско го российского уклада, что от этого Мите никуда не деться— хотя бы подсознательно. Да, он станет другим, самоценной личностью. И все равно останется прежним. Его детство, его юность останут ся его непременными спутника- ревенскии ни гили ст , о тсидев ший с р о к за крахсу меш ка з е р на. Под ко н е ц э п и зо д а , ко гда он ны ряе т в пр уд , чтобы п о д ц е пи ть за к р ю к з а то н у вш и й т р а к т о р , ты д о с т а т о ч н о н е ож идан но , «надреалистично» р е з ю м и р у е ш ь : «Н а в е р н о е , там , в мутной холодной воде , з а ко у л ки по л у тр е з во го м о з га пронзила ка кая -то вспыш ка . . . Отвечать надо за все , в том числе и за с в ою за губл е нн ую д уш у , ко то р о й в сю д у те с н о : в п о л е , в в о д е , в э т о й вот х а те . . .» О чем ид е т речь? О «моменте истины» , в д р у г на ка ти вш ем на отца? — Я дал шанс Митиному отцу заглянуть в себя, в пучину его на туры. То, что в нем присутствует некое дикое первоначало, и ему не по силам над ним властвовать, им управлять — несомненно. Я дал ему шанс ощутить не только водное дно, но и «дно» самого себя, В отце происходит не слом, нет, его сломать после всего им пережитого трудно. Не слом — над!юм. Ныряние в пруд смири ло, укротило, смягчило отца. Про изошло, в некотором роде, очи щение водой, «омовение». Отец Мити, человек действия, человек категоричных, с плеча, оценок, вдруг где-то внутренне остано вился и задумался. О чем? А Бог знает о чем. Этот персонаж для меня по-прежнему остается не до конца разгаданной загадкой, его «ресурсы» для меня пока не ис черпаны. Отец Мити — настоящий российский мужик, я знал, знаю многих людей, похожих на него. Я видел, помню «антураж», непре менный для них: 50-е годы, зем ляные полы, соломенные крыши, я вырос с такими мужиками. — Я читал твою по ве с ть и п о ч е м у -т о она нео твя зн о вы с траивалась в ассоциативны й ряд с «Энергичными людьми» Ш у кш и н а и п о эм о й В е н е д и к та Ерофеева «Москва — Пе туш ки» . У Василия М а ка ро в и ча , к а к и у тебя , п е р сон аж и соби р аю тся в ко н кр е тн ом п о м ещ е н и и и обильно вы п и ва ют, обсух(дая все на све те . Разве что у Ш у кш и н а п р и су тс тв ую т персонажи с по л ожением , при должностях , а у тебя — спл ош ь «малень ки е люди» . У героя п о эмы Е р оф е е ва т о ж е с п и р т н о е льется ре кой , да и е го э л е к т р и ч ка г д е - т о н а п ом и н а е т х а т у Д ж о н а — п е р с о н а ж и входя т , общ аю т ся и вы хо д я т , с л о в н о в п о е з д е . Ты предпол а гал подобны е с о поставления? — Пожалуй, нет. Я писал повесть, совсем не думая, с ка кими другими произведениями она, в принципе, может пере кликаться. Возможно, если дать повесть «на откуп» умелому дра матургу, он и перелицует ее в пьесу. Потом, прежде повести задумывался рассказ под на званием «Печка»: в выходной, от нечего делать, собираются у беспризорного Джона (подать- ся-то больше некуда) тракто ристы на посиделки, травят байки и так далее. Потом смот рю — «Печка» явно выходит за рамки рассказа. Вслушиваясь в повседневные разговоры, я решил отдаться на волю этой речевой стихии. И повесть как бы пошла, написалась сама со бой. Так что я ее ни с чем не сопоставлял. Писать с оглядкой на кого-то — это мешает. Фолк нер дал мне подспудный перво толчок, и только. Но мне, конеч но, лестно, что ты провел столь почетные параллели к моему скромному опусу. — У тебя получилась д и л о ги я , ко торая п р ям о -т а ки «напрашивается» на т р и л о гию . Ведь финал д и л о ги и — о т кры ты й , бе з о ко н ч а те л ь ной , исчерпывающ ей то ч ки . С тро гая , пра вильн ая мать М ити р а з го н яе т п о сид ел ь - цев . Д а л ьш е -т о что? — Ты прав. До настоящего финала тужиловской «саги» я не добрался. Честно говоря, се годня я не знаю, как мне даль ше быть с моими героями. Во всяком случае, я не намерен форсировать грядущие собы тия. Надеюсь, придет время, и они «проявятся» на бумаге. Пока же настало время двух рома нов. Первый, под условным на званием «Невозможный чело век», отдельными главами-рас сказами публиковался в «Вол ге». Вчерне закончен второй — «Прощание с гармонистом». Его пятисотстраничный текст, понимаю, требует серьезной доработки. Киреев предложил дать роман в редакцию «Ново го мира» для ознакомления, но я считаю — рано. Хочу довести рукопись до должной кондиции. — С к а ж и о т к р о в е н н о : тебя у с тр а и ва е т твоя т е п е решняя жизнь? Ведь ты к о г д а - т о ж ил в Л и п е ц к е . . . — Работа в «районке» ника кого писателя устроить, разу меется, не может. Работа — она и есть работа. Литературой сейчас не прокормишься, и выхода тут нет, надо приспо сабливаться, надо литературой жертвовать, хотя она требует всего человека — без остатка. Надеюсь, тем не менее, выдер жать, не растерять тот багаж, который накопил на Высших ли тературных курсах. Не хочу быть понятым в том смысле, что я в Красном «прозябаю». Совсем наоборот: где родился, там и пригодился. У нас в районе культурная жизнь заметно ожи вилась, и я стараюсь в ней вся чески участвовать. Готовим к выпуску сборник стихов мест ных поэтов. Его составитель — ваш покорный слуга. Общими усилиями создается книга по истории района. В любых кон структивных начинаниях меня и моих товарищей по творческо му «цеху» поддерживает глава районной администрации Петр Николаевич Приходько... Ли пецк, без сомнений, хороший город. Однако, продолжая жить здесь, я, скорее всего, и остал ся бы журналистом, а о публи кации в «Новом мире» разве что мечтал бы... И н т е р в ь ю ве л К о н с т а н т и н КЛЮ Т К И Н . ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ К ДИАЛОГУ оадться ЗДЕСЬ, но быть совсем другим .,. М ал о ли что печатаю т сегодня ж у р н а л ы ! Х о р о ш ей , сильной про зы хватает , и д а л е ко не к а ж дая п у б л и ка ц и я д а ж е маститого автора п р и в л е ка е т вним ани е серьезны х к р и т и к о в . Но повесть п р о в и н ц и а л а А л е ксанд ра Титова удостоилась а н а л и за в «Литературной газете», к том у ж е в статье, где од и н из самы х автори те тны х сегодня к р и т и к о в , Па вел Басинский , оценивае т произведение наш е го зем л я к а в о д н ом р яд у с новым и сочинениями Валентина Распутина и Бориса Е кимова . П р и ч ем и м е н н о ти то в с ка я «Ж и зн ь , к о т о р о й не было» оказывается в центре ра зб ора , на званно го «Но вые деревенские» и посвящ енно го н о в ом у в и т к у «де р е вен с кой прозы » , п о м н е н ию Басинско го , со хр а н яю щ ей свое особое место на фоне все во зм ож ны х м о д н ы х течений , стилистических и зы с ко в и постмодер ни стских метафор . Ибо «им енно в деревне Россия п ро х о д и т и спы тани е н а про чно с ть» и ф о к у с и р о в а н и е взгляда х у д о ж н и к а на судьбе крестьянства справед ли в о и не о б хо д им о . Приводим некоторые выдержки из опублико ванной в «литературке» статьи критика. «Пятидесятилетнего прозаика Александра Ти това, проживающего в селе Красное Липецкой об ласти, «Новый мир» от крывал долго и осторож но, опробовав его сперва через мою рецензию на повесть «Полуночная свадьба», напечатанную в «Волге» (я , впрочем , страшно благодарен редак ции за то, что она указала мне на эту вещь), и лишь через несколько лет напе чатав его самого. Повесть «Жизнь, которой не было» («Новый мир», № 8) это как бы продолжение «По луночной свадьбы», с общи^ ми героями и общей темой деревенского идиота, кон центрирующего на себе вни мание всей деревни. Идиота все зовут Джон, и главной загадкой и источником раз дражения для деревенских баб оказывается то, зачем мужики ежедневно собира ются в его избе. То есть по нятно зачем — пить. Точно так же какие-нибудь амери канские сельские рабочие со бираются в каком-нибудь по селковом баре в Оклахоме отдохнуть от кукурузы за стаканчиком виски. Но почему у идиота, в грязной, задымленной избе? Джон ничего не понима ет в происходящем в родной деревне, он и в самом деле в ней как бы «американец». Но он очень остро реагирует на все происходящее, иног да весело, иногда болезнен но. И наоборот, мужики все прекрасно понимают (рус ский мужик умен), но уже ни на что не реагируют, сми рившись со своей долей как с неизбежностью, притом смирившись вовсе не рели гиозно, а тупо, материалис тически. Это смирение, мо жет быть, самое жуткое, что случилось с нашей деревней. Это спокойствие челове ка, перескочившего болевой порог. Люди, вынужденные (я подчеркиваю: именно вы нужденные) ежедневно и тя жело работая, жить, тем не менее, постоянным воровст вом (не своруешь в колхозе зерно, комбикорм — не про живешь, это аксиома), — в душах таких людей, в их нравственном составе проис ходят некие необратимые из менения. У нас выведена ред чайшая порода ворующего труженика, то ес^ь такого человека, который работает от зари до зари, но прожить без воровства не в состоянии. Обо всем этом Титов, как и Екимов, рассказывает без нажима, без пафоса, зато мастерски, стилистически жестко. До последней про стоты екимовской прозы Ти тов, пожалуй, еще не дотя гивает, но, читая его, нево льно поражаешься: какое же точное художественное перо у этого, по всей вероят ности, провинциального журналиста. Как дивно опи саны все эти деревенские по сиделки, пьяные пляски под балалайки, как прочно схва чены индивидуальные жесты героев, их мимика, бытовые краски. Это и после Бунина с Замятиным не стыдно про читать. Впрочем, как это сдела но — дело самого Титова. Меня волновало другое: есть ли просвет? Неужели тело и душа России в представле нии автора ограничены эти ми двумя составляющими: непонимающим, но чувству ющим идиотом и понимаю щими, но бесчувственными мужиками. Очень важный герой в обеих повестях — мальчик Митя, сын одного из трак тористов, старшеклассник, опекающий Джона, в бук вальном смысле «ходящий» за ним после смерти его баб ки. Мать Мити инстинктив но боится этой опеки. И по нятно —почему. Скорее все го, ее мечта после школы вы толкнуть мальчика из дерев ни в город, подальше от грязного неблагодарного труда в более или менее чис тую и комфортную городс кую жизнь. Идиот же, забо та о нем как бы заведомо привязывают Митю. Скоро, очень скоро он станет хлес тать самогонку вместе с му жиками и собственным от цом. Скоро, очень скоро он погрузится’с головой в это безнадежное болото. А Митя и в самом деле не ду мает от него бежать. Он любит эту жизнь и в то же время ни за что не согла сится раствориться в ней. Вот идиот вместе с му жиками пускается в диони сийский пляс, последнюю отдушину русского челове ка. Против всех законов эс тетики эта пьяная пляска невероятно красива. «Сам того не замечая, Митя при топтывал ногами, шевелил руками... Митя не догады вался, что на лице его пла вает загадочная улыбка, возникшая помимо его воли. Такую улыбку здеш ний край всегда прилепит своему человеку в неожи данный момент. Зато Митя почувствовал её, вот эту са мую жизнь, из которой ему уже никогда не вырваться, даже если он станет вели ким ученым или путешес твенником, потому что вот это всегда с ним — до гро ба и дальше гроба... Митя закрывает лицо ладонями... Он, Митя, будет, будет осоз навать себя. Даже если он останется жить здесь, он станет совсем другим!» Без комментариев. По нимающий — поймет. Мне же остается только поздра вить «Новый мир» с ред костно удачной публика цией. ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а ( 1 ЛЕГЕНДА о СОДОМЕ И ГОМОРРЕ МОГЛА БЫТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ «Ни одно археологическое откры тие еще ни ко гд а не противоречило данным Библии», — утверхщ ал к то -то и з учены х . Похоже , э то з а мечание верно и для городов Содома и Гомор ры , чьи ж ители пра кти ко вали гом о се кс уа л и зм и со гл а сно Ветхом у заве ту были уничтожены Творцом за небла гочестивость . Б иб л е й с ка я л е ге нд а впол не м ож е т о к а за ть ся о д н им и з ф а кто в д р е в н е й и с т о р и и . Геоло г и з В е л и коб р и та н и и Гр эхем Х ар р и с , проведя сравни тельны й анализ геоф и зи ч е с ки х данны х ре гиона М ер тво го м оря , пришел к вы воду , что причиной гибели Содома и Го м орры м о г с та ть нс гне в бож и й , а м ощ ное з е м л е т р я с е н и е . Группа учены х и з О ксф о р да собрала д ан ны е по гео л о ги ч е с ко й и с т о рии это го ре гиона и , сопо с та ви в их со с в е д ен иям и , соде рж ащ им и ся в Библии , в о с с о з дала общ ую картину происходивш е го в «земле Ханаанской» на про тяжени и не с ко л ь ки х ты с я челетий. О ка залось , что ги п о те за Грэхем а им е е т п о д со б о й реальны е о сн о ва н и я , п о с к о л ь к у им е н н о в п е р и о д ф а н т а с т и ч е с к о й ги б е л и ж и телей Содома и Гоморры , у вя зш и х в со - д о м и ч е с к и х п о р о к а х , в э т о м р а й о н е п р о и зош ло см ещ е н и е пл а с то в з ем н о й коры . ВСЕГО ДВА ЯБЛОКА В ДЕНЬ Употребление в пищ у дву х я бл о к в день сущ ественно снижае т содерж ание в крови не й т р а л ь н о г о ж и р а и с о о т в е т с т в е н н о о п а с ность ги пе рл и пем и и , насыщ ая од н о вр ем е н но кровь ви тамином С. Это устано вили о пы т ным п у тем с о т р у д н и к и И н с т и т у т а ф р у к т о вых деревьев в я по н с ком городе Ц укуба (п ре ф е ктура И бара ки ) . И сследователи предлож или группе и з 14 м уж ч и н и ж е нщ и н в в о з р а с т е о т 3 0 д о 57 ле т еж ед не вн о съеда ть по по л то ра -д ва я б л о ка сор та «Фудзи» , то есть 3 6 0 -4 8 0 гр а м м ов яблочной м ассы . Ч ерез три недели вы я с н и л о с ь , ч то с о д е р ж а н и е н е й т р а л ь н о г о жира в крови пациентов со кр а тил о с ь в с р е д нем на 21 процен т , а ви тамина С, напротив , в о зр о с л о на 3 4 пр о ц е н т а . О тм ечено та кж е 20 -пр о ц ен тно е увеличение содерж ания в к и ш е чни ке б иф и д ум -б а к те р и й , п о д д е рж и в аю щ и х зд о ро в ое со с то я н и е о р га н и зм а . МЫШЦА ПРЕВРАЩАЕТСЯ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ МЫШЦА В ... ЧЕЛЮСТЬ -ф- Ш ве д с ки й врач при п ом ощ и генной т е рапии научился превращ а ть сп инн ую мыш цу человека в . . . челю сть . С пециал и с т в обл а с ти пл а с ти ч е с ко й х и р у р ги и и з а к а д ем и ч е с ко го го спи та л я в Уп - сале Томас Э н гстранд о т кры л это необы ч ное свой с тво у ш и ро кой мыш цы спины в р е зульта те во зд ей с тви я на нее про теина , с п о с о б с т в ую щ е го о б р а зо ва н ию к о с тн о й т ка н и . Процедура напом и нае т рабо ту с к у л ь п т о ра. Сначала в область ш и ро ко й мыш цы с п и ны вживляе тся пл а с ти ко вы й ка р ка с нижней ч елю с ти , куда и пом ещ ае тся у ч а с то к м ыш цы . З а т ем д ел а е тся инъе кция кл е т о к , с п о соб с тв ующ и х обра зо ванию про теина Б и -Эм - Пи -2 . Через ш е с ть -во сем ь недель новая н и ж няя челю сть готова , остае тся извлечь ее и з спины и вм есте с п л а с ти ко вой ф орм ой вс та вить на м есто . Пока врач пл анируе т прим еня ть свой м е то д в лечении пациентов с ра ко вым и з а б о ле ваниям и че лю с те й , о д н а ко не и с клю ча е т бо л е е ш и р о к о г о и с п о л ь з о в а н и я н о в е йш е й те хноло ги и в хи р ур ги и и ор то пед и и . ЧАК НОРРИС ОБНОВЛЯЕТ РЕПЕРТУАР ф * Выдающ ийся каратист , те ха сс кий ре й н д ж е р , гро за «плохих парней» Чак Н оррис , пе ребрав все эти роли в кино , «обновляет р е пертуар» . Правда , роль эту ем у тож е д о в о д ил о сь и гра ть . И в се -та ки для человека , к о то р о м у за 6 0 , она все гда нова и необычна . В сем ь е г о л л и в у д с к о й «звезды» по я вил о с ь п о п о л н е н и е . Н о р р и с с т а л о т ц о м , п р и ч е м д в о й н и . К а к сообщ ил в Л о с -А ндж ел е се оф ициаль ны й п р е д с т а в и т е л ь а к т е р а Д ж еф ф Д ю к л о , ж е н а Н о р р и с а , 3 3 -л е т н я я Д ж и н а , р о д и л а мальчи ка и д е в о ч ку , ко то ры м даны д о в о л ь н о - т а к и п р и ч уд л и вы е им е н а . М аль чи ка н а зв а л и Д а ко т о й А л а ном , д е в о ч к у — Д а н и л и К е л л и . «Роды п р ош л и п р и м е р н о на м е с я ц раньше срока» , — о тм етил Д ю кл о . Но вм е с те с тем за в е р и л , что н и ка ки х о сл ож н ен и й не бы ло . Мать и н о ворож денны е ч увс твую т себя хор ош о . Чак и Джи на пожен или сь в 1998 год у . Оба I им ею т д е тей от пр е ды д ущ и х б р а ко в . А во т I о т и х с о б с т в е н н о го Д а ко т а Алан и Д а н и л и | Келли — первые . (По информации ИТАР-ТАСС). ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК Влалиелав ЗОРИН ФИОЛЕТОВЫЙ СВЕТ Эти астры чернильного цвета. Отрешенно стоят над ботвой, И мое недописанное «Про Это» От меня заслонили собой. Гроздья синие винограда. Словно люстры, спустились ко мне, И лиловые сливы ограду Придавили ветвями извне. Фиолетовый цвет — знак прощанья. Угнетающий цвет зимних туч. Неизменное обнищанье Всех и вся, кто был в мае могуч. Как и жизнь, промелькнуло то лето, А я все бестолково спешу. Но свое недописанное «Про Это» Все равно как-нибудь допишу. Игорь ТИХОНОВ ВОРКУТА Объявили поезд в Воркуту, И тревожно сердце застучало. Будто ненароком в пустоту Что-то сокровенное упало. Как же получилось-то у нас?.. Все, что мы лелеяли, любили. Предали и продали за час. Семь десятилетий загубили. Это ж надо так — рабочий класс Авангард, передовик народа. Предал все, что дорого для нас. Упиваясь лозунгом свободы. Не свобода вовсе ведь не то. Чтобы все разрушить, что имели. Заинтересован кое-кто Из врагов народа в этом деле. И теперь — свобода, да не та. Голову вскружили лиходеи. Жаль — шахтерский город Воркута Тоже саданул под дых «Расее»... Б о ри с иВЕТАШВ ПОЭЗИЕЙ ВЕСНЫ УПЬЮСЬ Благодарю я день вчерашний За дождь с короткою грозой. Дымок кудрявится на пашне. Мне с детства близкой и родной. Поют, тепла дождавшись, птицы. Все чаще слышится «ку-ку». И небо чистое глядится В Матыру — светлую реку. Зеленой сочною травою Ее покрылись берега. И, возвышаясь над водою. Звенит веселая куга. К омытому стволу березы Я осторожно прислонюсь. И, выйдя на часок из прозы. Поэзией весны упьюсь... ВСПОМНИМ ЮНЫЕ ГОДА До свиданья, ранние трамваи И мосты над летнею Невой. Электричка, скорость набирая. Будит лес, обрызганный росой. Утро по низинам дымку тянет Под веселый разговор колес. За окном бегут, как на экране. Толпы елей, сосен и берез. Лес наскучит — книгу я раскрою — Несколько страниц прочту в пути. Чудово осталось за спиною, Новгород Великий впереди. Там товарищ встретит на перроне, С посошком придя в условный час. С ним лежал я рядом в обороне И в атаку с ним ходил не раз. Как и я, он вражьей пулей мечен. Голова, как и моя, седа... Выпьем мы по маленькой за встречу. Вспомним наши юные года. ЮБИЛЕИ ТВОРИТЬс ТОБОЙ, «ЗВЕЗДА», и ПРАЗДНОВАТЬс ТОБОЙ! П р„ЯН0 .0Н«е ж изни , каж дое и поучительных, ти к разряду знаменательных и^ И неслучайно уноствовов^^ администрации р о п р и я ти » " ^ _ е в назвал происходящее области Юрии Д ю к о ^ в действом, на становлянскои земл ри н ^ ^ „р о - в котором й‘*Л ^ц ,ем и сегодняшние реа лии возроадения ^ к ^ а е д ;ховно-нравственны х начал. “ А началось все на зали той сентябрьским солнцем и разноцветьем клумб цен тральной площади Стано вого. Здесь, у Доски поче та, в торжественной обста новке были открыты бюс ты великим труженикам — двум представителям стар шего поколения, ставшим при жизни легендой ста- новлянского края — быв шему первому секретарю райкома партии Николаю Романовичу Рублеву и ныне здравствующему фронтовому и трудовому орденоносцу, бывшему, с сорокалетним стажем , председателю колхоза «За веты Ленина» Михаилу Григорьевичу Карабанову. Имя Рублева, который пос ледние годы был лидером областного ветеранского движения, до сих пор на слуху становлянцев — «рублевскими» они имену ют парк, райцентровские пруды, стадион, спортком плекс... Ведь Николай Ро манович был вдохновителем и зачинателем обновления райцентра, немало в свое вре мя сделал для экономическо го и социального развития края. Как и Михаил Григорь евич, хозяйство которого считалось одним из лучших не только в районе, но и в области. Он был на открытии своего бюста. На открытии бюста Рублеву присутствова ла его сестра, Зинаида Рома новна Комова. Она искренне благодарила руководителей района за память, а липец кого скульптора Александра Вагнера — за удачное худо жественное воплощение из ваяний. Органы местного самоуп равления Становлянского района показали пример всей области: они помнят, почита ют и великие таланты своей земли —Бунина, Пришвина, Стаховичей, и таланты, тру довые подвиги героев наше го времени. Ушедших и жи вущих... В Становом заботливо от носятся к будущему поко лению, которому украшать I и прославлять родную зем лю. Юным жителям села от всего района преподне сен подарок. Причем пода рок аккурат уместился на I обширном и еще, помнит ся, в мае зеленеющем ло пухами пустыре. На этом I месте — игровой городок «Островок детства». С ат тракционами (власть не скупилась — на них ушло | 150 тысяч руб.), концерт ной площадкой, где и про шло в тот день первое кра сочное представление для юных зрителей. А затем в районном ДК состоялось торжественное собрание в честь 70-летия газеты «Звезда». И этот | праздник был отмечен уч редителями газеты, ветера нами печати, внештатным I авторским активом как и подобает, то бишь профес сионально и творчески. Не забыли никого из оставив ших свой след в газете, вспомнили всю ее историю. Радовались и грустили. Юбиляры вместе с присут-1 ствовавшими в зале говори ли о том, что правдивое пе чатное слово «Звезды» спо собствовало сохранению русской культуры, духов ности и добрых начал в че ловеке. Без них невозмож ны социально-экономичес кие преобразования, как и продолжение самой исто рии. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz