Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

15 сентября 2001 г., № 181 (21559) Л и тера турная сенсация областно го (если не сказать — ре гионально го ) м асш таба ! Впервые за м н о гие годы в столичном «толстом» ж у р н а л е — д а ещ е в к а к о м — «Н овом мире» , — о п у б л и ко в а н о к р у п н о е п ро заиче с кое произведение л и п е ц к о го ав тора . Сенсацию своим зем л я кам «подарил» член Союза ро ссий с ких писателей , со тр уд н и к кр а с н и н с ко й р а й о н н о й газеты «Заря» А л е кса н д р Титов. Повесть А . Титова «Ж изнь , к о т о р о й не было» о ткры вае т недавно у в ид е вш ий свет восьмой н ом ер «НМ» (факт, говорящ ий сам за себя). Поздравив «им енинни ка» , ко р р е с п о н д е н т «ЛГ» н е о ж и д а н н о для само го себя пре под не с Титову сю рпри з : у А л е к с а н д р а а в торс ко го экзем пляра ж у р н а л а на тот м ом ен т ещ е не бы л о .. . М ож е т , ещ е и по э том у писатель о хо тн о о т кл и кн ул ся на п р е д л ож е н и е встретиться и по говорить о но в о й е го повести, обо всем , что связано с нею . ^ « С А Н Д Р Т И ТО В ЖИЗНЬ, КОТОРОЙ НЕ СОБЕСЕДНИК ({ЛГ» И БЫЛО Совесть ■^Ь -ВШ АЯ З Н А М Е Н И Т А Я Д О Я Р К А иа М и т ю с з а т а -о ........ 2001 «к М И . Хотя Митя и пытается по воз­ можности укротить эту стихий­ ность — своим характером, трез­ вым взглядом на происходящее, наконец — попросту своим при­ сутствием как ребенка, как чело­ века, как, говоря высоким сло­ гом, будущего полноправного гражданина России. — Теперь — о Д ж о н е . За ним с то и т реальное ли ц о или литературные традиции? Ведь и у к л а с с и ко в (взять хотя бы Д о с то е в с ко го ) , и у с о вр ем ен ­ ны х а в т о р о в ( к п р и м е р у , у Ю рия Б у й ды ) ге р о и «не о т м ира сего» о ка зы в а е т ся ка к бы о се л ком , «пробной» ф и гу ­ р ой . И о тнош е ни е к ней о с ­ тальных персонажей вы свечи ­ вае т сам у их с у т ь . . . —Джон — скорее собиратель­ ный, чем срисованный с конкрет­ ного деревенского дурачка об ­ раз. Оселок — абсолютно точно сказано. Юрий Буйда — один из моих самых любимых писателей. Однако мне очень многое навея­ ла «идиотская» глава «Шума и ярости» Уильяма Фолкнера. Ко­ нечно, я ни в коем случае не стре- “ милея его копировать. Я имел в виду его прием, мотив, его под­ ход к выражению разорванных мыслей идиота. — Д ж о н ве л и кол еп но п р о ­ р и с о в а н в « П о л у н о ч н о й свадьбе» , где есть нечто вр о ­ д е е го «потока со знания» . А в «Ж и зн и , к о т о р о й не было» тебе , считаю , особенно уд ал ­ ся о б р а з о тца М и ти , он вы ­ п у клы й , е м к и й , пл а с тичны й , о с я з а ем ы й . К то м у ж е пе р ед нам и — не эл ем е н та р ны й д е - ПРОДОЛЖЕНИЕ(ЛЕДУЕП ПИСАТЕЛЬ ИЗ КРАСНОГО - АВТОР «НОВОГО МИРА» — А л е к с а н д р М и х а й л о ­ ви ч , мы с вами р о в е с н и к и , да и в ж у р н а л и с т с к о м пл а ­ не — к о л л е ги . М ож е т , б у ­ д е м на «ты»? С о гласны ? — Разумеется. — И та к , к а к сл уч ил о с ь , ч то тво я по ве с ть д ош л а до с т р а н и ц «Нового мира»? — История, в общем, не­ простая, Сам понимаешь; в та­ кое престижное издание очень нелегко попасть. Я несколько лет, и довольно регулярно, пе­ чатался в саратовском журна­ ле «Волга», где мною «зани­ мался» его главный редактор Сергей Боровиков. И «Жизнь, которой не было» я готовил именно для «Волги». Но журнал — по финансовым, естествен­ но, причинам — прекратил су­ щ ествование . Сер гей Гри ­ горьевич выслал мне послед­ ний его номер с подборкой моих рассказов и посоветовал, сославшись на его рекоменда­ цию, отправить новую руко ­ пись в Москву. К примеру, в «Новый мир», на имя редакто­ ра Ольги Ильиничны Новико­ вой. Я позвонил ей, она дала согласие прочесть мой опус. Вот так оно все и получилось. — Д о л го ли повесть пр о ­ х о д и л а н о в о м и р с к и е «ин ­ станции»? — Нет, сравнительно не­ д ол го , пол года . Для меня, сельского человека, это вооб­ ще произошло стремительно, — Н а с ко л ь ко т в ою вещ ь п ра вил и , р е да ктиро вал и? — Минимально. Повесть я постарался сам отшлифовать. И все потому, что случился бы­ товой курьез. Первоначальный вариант, который я собирался выслать в Саратов, нечаянно залили чайной заваркой. Поне­ воле пришлось рукопись пере­ печатывать. И тогда я понял: она еще не готова, ее необхо­ димо дорабатывать. Трудился месяца, наверное, три, до упо­ ра. Отправил. Вскоре звонит мне другой редактор «Нового мира», Руслан Тимофеевич Ки­ реев... — О, и зв е с тны й пи са тель ! Лет двадца ть на за д он вошел в о б о йм у самы х ин те ре сны х про за и ко в . . . — Да. И вот он звонит мне и говорит, что поправил он повесть совсем по мелочам. Надо ли от­ правлять мне гранки? Я ответил — незачем. После звонка Кирее­ ва я понял, как, на каком уровне следует писать. Понял, что план­ ку, которую я определил для себя этой повестью, ни в коем случае ниже опускать нельзя. — И с то р и я у те б я с п о ­ вестью и «Новым м иром » , в и то ге , сча с тл и ва я . А если бы она пр о и зош л а раньш е , л е т т р и д ц а т ь н а з а д ? В т о м ж е во сьм ом н о в о м и р с ко м н ом е ­ ре напеча таны «З а пи с ки б е ­ л о го кин ем а то граф и с та» М и ­ х а и л а К у р а е в а , л а у р е а т а , м е ж д у п р о ч и м , Г о с п р е м и и Р оссии . Он п ривод и т («забав­ ную» с ны н еш н и х п о з и ц и й ) с ц е н у п о с л е п р о см о т р а к о ­ р о т ко м е т р а ж ки «Свояки» р е ­ ж и с сера Виктора Аристова по р а с с к а з у Василия Ш у кш и н а . Кураев был редактором филь­ ма; ра з гром ную же (с то гдаш ­ ни х п о з и ц и й ) с ц е н у уч и н ил з а м п р е д Го с ки но Б о ри с Пав- лено к , кричавш ий у себя в ка ­ би не те по п о во д у с е м н а д ц а ­ т им и н у т н о й ка р ти ны : «Кабак на э к р а н е р а зв е л и ! К у р и л ку у с т р о и л и ! Сивухой с э кра н а несе т !» После че го А р и с то в у п р и ш л о с ь д в а г о д а ж д а т ь «большого» ки н о д е бю т а . М о г бы к р и к Павленка про звуча ть т о гд а и по а д р е с у тво е й п о ­ в е с т и , гд е в х а т е д у р а ч к а Д ж о н а с о б и р аю т с я м у ж и к и , п ью т с а м о го н , чадя т та б а ч ­ ным д ы м о м , аж не п р о д о х ­ нуть , «по пьяни» с п о р я т , ф и ­ л о с оф с тв ую т , за тум а н е н ны м взором окидываю т прошлое? .. — Что тут сказать? В те вре­ мена на любом идеологическом посту павленков было хоть отбав­ ляй, и мне наверняка тоже при­ шлось бы несладко. История с фильмом «Свояки», и отнюдь не только с ним, поучительна. Она показывает огромную разницу оценок, взаимоотношений в сфе­ ре творчества прежде и теперь. Поэтому меня не убедит никакая обывательская ностальгия насчет распрекрасной жизни в застой­ ную эпоху. — Н едавно п р е д п р и я т и е «Липецкое издательство» при п о д д е р ж к е обл а с тно й а д м и ­ н и с т р а ц и и вы п у с т и л о к н и гу твои х пр о и зве д е н и й , на зв ан ­ н у ю «Ж и в е м , Г о с п о д и ! . . » «Жизнь, ко торой не было» з а ­ верш ае т там пер вы й б л о к и з ц и кла «Деревня Т ужилов ка» . Не вдаваясь в п о д р о б н о с т и , вы делю одн у вещ ь — «Полу­ ночную свадьбу» . Твоя н о в о ­ м ирская повесть — прям ое ее п р о д о лж е н и е с д в ум я с к в о з ­ ными , основными персонажа ­ ми — ю нош ей М итей и и д и о ­ том Д ж о н ом . Почему им е нно они о ка за л и с ь в ц ен тре? Не являе тся ли Митя « за ко н с п и ­ рированным» аНег едо , в т о ­ рым , авторским , «я», перенес ­ шимся из тво е й ю н о с ти в 9 0 -е годы? — Не совсем так. Митя для меня персонаж стержневой, че­ рез него я хотел прийти к опре­ деленным обобщ ениям . Они сконцентрированы в ключевом эпизоде повести, когда все, кто пришел на посиделки к Джону, пускаются в пляс. Эта пляска, по- моему, выражает какое-то сти ­ хийное начало, И Митя, не по сво­ им малым годам осознающий, в чем суть, понимает: он должен преодолеть «чары» стихии, вы­ рваться из-под их власти и, став взрослым, жить иной жизнью, ко­ торая у него обязательно будет. Вместе с тем, эта стихия неодо­ лима, ибо в ней заключена такая глубина, первооснова бытия, та­ кая субстанция деревенско го российского уклада, что от этого Мите никуда не деться— хотя бы подсознательно. Да, он станет другим, самоценной личностью. И все равно останется прежним. Его детство, его юность останут­ ся его непременными спутника- ревенскии ни гили ст , о тсидев ­ ший с р о к за крахсу меш ка з е р ­ на. Под ко н е ц э п и зо д а , ко гда он ны ряе т в пр уд , чтобы п о д ­ ц е пи ть за к р ю к з а то н у вш и й т р а к т о р , ты д о с т а т о ч н о н е ­ ож идан но , «надреалистично» р е з ю м и р у е ш ь : «Н а в е р н о е , там , в мутной холодной воде , з а ко у л ки по л у тр е з во го м о з га пронзила ка кая -то вспыш ка . . . Отвечать надо за все , в том числе и за с в ою за губл е нн ую д уш у , ко то р о й в сю д у те с н о : в п о л е , в в о д е , в э т о й вот х а те . . .» О чем ид е т речь? О «моменте истины» , в д р у г на ­ ка ти вш ем на отца? — Я дал шанс Митиному отцу заглянуть в себя, в пучину его на­ туры. То, что в нем присутствует некое дикое первоначало, и ему не по силам над ним властвовать, им управлять — несомненно. Я дал ему шанс ощутить не только водное дно, но и «дно» самого себя, В отце происходит не слом, нет, его сломать после всего им пережитого трудно. Не слом — над!юм. Ныряние в пруд смири­ ло, укротило, смягчило отца. Про­ изошло, в некотором роде, очи­ щение водой, «омовение». Отец Мити, человек действия, человек категоричных, с плеча, оценок, вдруг где-то внутренне остано­ вился и задумался. О чем? А Бог знает о чем. Этот персонаж для меня по-прежнему остается не до конца разгаданной загадкой, его «ресурсы» для меня пока не ис­ черпаны. Отец Мити — настоящий российский мужик, я знал, знаю многих людей, похожих на него. Я видел, помню «антураж», непре­ менный для них: 50-е годы, зем­ ляные полы, соломенные крыши, я вырос с такими мужиками. — Я читал твою по ве с ть и п о ч е м у -т о она нео твя зн о вы ­ с траивалась в ассоциативны й ряд с «Энергичными людьми» Ш у кш и н а и п о эм о й В е н е д и к ­ та Ерофеева «Москва — Пе ­ туш ки» . У Василия М а ка ро в и ­ ча , к а к и у тебя , п е р сон аж и соби р аю тся в ко н кр е тн ом п о ­ м ещ е н и и и обильно вы п и ва ­ ют, обсух(дая все на све те . Разве что у Ш у кш и н а п р и ­ су тс тв ую т персонажи с по л ­ ожением , при должностях , а у тебя — спл ош ь «малень ­ ки е люди» . У героя п о эмы Е р оф е е ва т о ж е с п и р т н о е льется ре кой , да и е го э л е к ­ т р и ч ка г д е - т о н а п ом и н а е т х а т у Д ж о н а — п е р с о н а ж и входя т , общ аю т ся и вы хо ­ д я т , с л о в н о в п о е з д е . Ты предпол а гал подобны е с о ­ поставления? — Пожалуй, нет. Я писал повесть, совсем не думая, с ка­ кими другими произведениями она, в принципе, может пере­ кликаться. Возможно, если дать повесть «на откуп» умелому дра­ матургу, он и перелицует ее в пьесу. Потом, прежде повести задумывался рассказ под на­ званием «Печка»: в выходной, от нечего делать, собираются у беспризорного Джона (подать- ся-то больше некуда) тракто­ ристы на посиделки, травят байки и так далее. Потом смот­ рю — «Печка» явно выходит за рамки рассказа. Вслушиваясь в повседневные разговоры, я решил отдаться на волю этой речевой стихии. И повесть как бы пошла, написалась сама со­ бой. Так что я ее ни с чем не сопоставлял. Писать с оглядкой на кого-то — это мешает. Фолк­ нер дал мне подспудный перво­ толчок, и только. Но мне, конеч­ но, лестно, что ты провел столь почетные параллели к моему скромному опусу. — У тебя получилась д и ­ л о ги я , ко торая п р ям о -т а ки «напрашивается» на т р и л о ­ гию . Ведь финал д и л о ги и — о т кры ты й , бе з о ко н ч а те л ь ­ ной , исчерпывающ ей то ч ки . С тро гая , пра вильн ая мать М ити р а з го н яе т п о сид ел ь - цев . Д а л ьш е -т о что? — Ты прав. До настоящего финала тужиловской «саги» я не добрался. Честно говоря, се ­ годня я не знаю, как мне даль­ ше быть с моими героями. Во всяком случае, я не намерен форсировать грядущие собы­ тия. Надеюсь, придет время, и они «проявятся» на бумаге. Пока же настало время двух рома­ нов. Первый, под условным на­ званием «Невозможный чело­ век», отдельными главами-рас­ сказами публиковался в «Вол­ ге». Вчерне закончен второй — «Прощание с гармонистом». Его пятисотстраничный текст, понимаю, требует серьезной доработки. Киреев предложил дать роман в редакцию «Ново­ го мира» для ознакомления, но я считаю — рано. Хочу довести рукопись до должной кондиции. — С к а ж и о т к р о в е н н о : тебя у с тр а и ва е т твоя т е п е ­ решняя жизнь? Ведь ты к о г ­ д а - т о ж ил в Л и п е ц к е . . . — Работа в «районке» ника­ кого писателя устроить, разу­ меется, не может. Работа — она и есть работа. Литературой сейчас не прокормишься, и выхода тут нет, надо приспо­ сабливаться, надо литературой жертвовать, хотя она требует всего человека — без остатка. Надеюсь, тем не менее, выдер­ жать, не растерять тот багаж, который накопил на Высших ли­ тературных курсах. Не хочу быть понятым в том смысле, что я в Красном «прозябаю». Совсем наоборот: где родился, там и пригодился. У нас в районе культурная жизнь заметно ожи­ вилась, и я стараюсь в ней вся­ чески участвовать. Готовим к выпуску сборник стихов мест­ ных поэтов. Его составитель — ваш покорный слуга. Общими усилиями создается книга по истории района. В любых кон­ структивных начинаниях меня и моих товарищей по творческо­ му «цеху» поддерживает глава районной администрации Петр Николаевич Приходько... Ли­ пецк, без сомнений, хороший город. Однако, продолжая жить здесь, я, скорее всего, и остал­ ся бы журналистом, а о публи­ кации в «Новом мире» разве что мечтал бы... И н т е р в ь ю ве л К о н с т а н т и н КЛЮ Т К И Н . ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ К ДИАЛОГУ оадться ЗДЕСЬ, но быть совсем другим .,. М ал о ли что печатаю т сегодня ж у р н а л ы ! Х о р о ­ ш ей , сильной про зы хватает , и д а л е ко не к а ж ­ дая п у б л и ка ц и я д а ж е маститого автора п р и ­ в л е ка е т вним ани е серьезны х к р и т и к о в . Но повесть п р о в и н ц и а л а А л е ксанд ра Титова удостоилась а н а л и ­ за в «Литературной газете», к том у ж е в статье, где од и н из самы х автори те тны х сегодня к р и т и к о в , Па­ вел Басинский , оценивае т произведение наш е го зем ­ л я к а в о д н ом р яд у с новым и сочинениями Валентина Распутина и Бориса Е кимова . П р и ч ем и м е н н о ти то в с ка я «Ж и зн ь , к о т о р о й не было» оказывается в центре ра зб ора , на званно го «Но­ вые деревенские» и посвящ енно го н о в ом у в и т к у «де­ р е вен с кой прозы » , п о м н е н ию Басинско го , со хр а н яю ­ щ ей свое особое место на фоне все во зм ож ны х м о д ­ н ы х течений , стилистических и зы с ко в и постмодер ­ ни стских метафор . Ибо «им енно в деревне Россия п ро ­ х о д и т и спы тани е н а про чно с ть» и ф о к у с и р о в а н и е взгляда х у д о ж н и к а на судьбе крестьянства справед ­ ли в о и не о б хо д им о . Приводим некоторые выдержки из опублико­ ванной в «литературке» статьи критика. «Пятидесятилетнего прозаика Александра Ти­ това, проживающего в селе Красное Липецкой об­ ласти, «Новый мир» от­ крывал долго и осторож­ но, опробовав его сперва через мою рецензию на повесть «Полуночная свадьба», напечатанную в «Волге» (я , впрочем , страшно благодарен редак­ ции за то, что она указала мне на эту вещь), и лишь через несколько лет напе­ чатав его самого. Повесть «Жизнь, которой не было» («Новый мир», № 8) это как бы продолжение «По­ луночной свадьбы», с общи^ ми героями и общей темой деревенского идиота, кон­ центрирующего на себе вни­ мание всей деревни. Идиота все зовут Джон, и главной загадкой и источником раз­ дражения для деревенских баб оказывается то, зачем мужики ежедневно собира­ ются в его избе. То есть по­ нятно зачем — пить. Точно так же какие-нибудь амери­ канские сельские рабочие со­ бираются в каком-нибудь по­ селковом баре в Оклахоме отдохнуть от кукурузы за стаканчиком виски. Но почему у идиота, в грязной, задымленной избе? Джон ничего не понима­ ет в происходящем в родной деревне, он и в самом деле в ней как бы «американец». Но он очень остро реагирует на все происходящее, иног­ да весело, иногда болезнен­ но. И наоборот, мужики все прекрасно понимают (рус­ ский мужик умен), но уже ни на что не реагируют, сми­ рившись со своей долей как с неизбежностью, притом смирившись вовсе не рели­ гиозно, а тупо, материалис­ тически. Это смирение, мо­ жет быть, самое жуткое, что случилось с нашей деревней. Это спокойствие челове­ ка, перескочившего болевой порог. Люди, вынужденные (я подчеркиваю: именно вы­ нужденные) ежедневно и тя­ жело работая, жить, тем не менее, постоянным воровст­ вом (не своруешь в колхозе зерно, комбикорм — не про­ живешь, это аксиома), — в душах таких людей, в их нравственном составе проис­ ходят некие необратимые из­ менения. У нас выведена ред­ чайшая порода ворующего труженика, то ес^ь такого человека, который работает от зари до зари, но прожить без воровства не в состоянии. Обо всем этом Титов, как и Екимов, рассказывает без нажима, без пафоса, зато мастерски, стилистически жестко. До последней про­ стоты екимовской прозы Ти­ тов, пожалуй, еще не дотя­ гивает, но, читая его, нево­ льно поражаешься: какое же точное художественное перо у этого, по всей вероят­ ности, провинциального журналиста. Как дивно опи­ саны все эти деревенские по­ сиделки, пьяные пляски под балалайки, как прочно схва­ чены индивидуальные жесты героев, их мимика, бытовые краски. Это и после Бунина с Замятиным не стыдно про­ читать. Впрочем, как это сдела­ но — дело самого Титова. Меня волновало другое: есть ли просвет? Неужели тело и душа России в представле­ нии автора ограничены эти­ ми двумя составляющими: непонимающим, но чувству­ ющим идиотом и понимаю­ щими, но бесчувственными мужиками. Очень важный герой в обеих повестях — мальчик Митя, сын одного из трак­ тористов, старшеклассник, опекающий Джона, в бук­ вальном смысле «ходящий» за ним после смерти его баб­ ки. Мать Мити инстинктив­ но боится этой опеки. И по­ нятно —почему. Скорее все­ го, ее мечта после школы вы­ толкнуть мальчика из дерев­ ни в город, подальше от грязного неблагодарного труда в более или менее чис­ тую и комфортную городс­ кую жизнь. Идиот же, забо­ та о нем как бы заведомо привязывают Митю. Скоро, очень скоро он станет хлес­ тать самогонку вместе с му­ жиками и собственным от­ цом. Скоро, очень скоро он погрузится’с головой в это безнадежное болото. А Митя и в самом деле не ду­ мает от него бежать. Он любит эту жизнь и в то же время ни за что не согла­ сится раствориться в ней. Вот идиот вместе с му­ жиками пускается в диони­ сийский пляс, последнюю отдушину русского челове­ ка. Против всех законов эс­ тетики эта пьяная пляска невероятно красива. «Сам того не замечая, Митя при­ топтывал ногами, шевелил руками... Митя не догады­ вался, что на лице его пла­ вает загадочная улыбка, возникшая помимо его воли. Такую улыбку здеш­ ний край всегда прилепит своему человеку в неожи­ данный момент. Зато Митя почувствовал её, вот эту са­ мую жизнь, из которой ему уже никогда не вырваться, даже если он станет вели­ ким ученым или путешес­ твенником, потому что вот это всегда с ним — до гро­ ба и дальше гроба... Митя закрывает лицо ладонями... Он, Митя, будет, будет осоз­ навать себя. Даже если он останется жить здесь, он станет совсем другим!» Без комментариев. По­ нимающий — поймет. Мне же остается только поздра­ вить «Новый мир» с ред­ костно удачной публика­ цией. ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а ( 1 ЛЕГЕНДА о СОДОМЕ И ГОМОРРЕ МОГЛА БЫТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ «Ни одно археологическое откры тие еще ни ко гд а не противоречило данным Библии», — утверхщ ал к то -то и з учены х . Похоже , э то з а ­ мечание верно и для городов Содома и Гомор ­ ры , чьи ж ители пра кти ко вали гом о се кс уа л и зм и со гл а сно Ветхом у заве ту были уничтожены Творцом за небла гочестивость . Б иб л е й с ка я л е ге нд а впол не м ож е т о к а ­ за ть ся о д н им и з ф а кто в д р е в н е й и с т о р и и . Геоло г и з В е л и коб р и та н и и Гр эхем Х ар р и с , проведя сравни тельны й анализ геоф и зи ч е с ­ ки х данны х ре гиона М ер тво го м оря , пришел к вы воду , что причиной гибели Содома и Го­ м орры м о г с та ть нс гне в бож и й , а м ощ ное з е м л е т р я с е н и е . Группа учены х и з О ксф о р ­ да собрала д ан ны е по гео л о ги ч е с ко й и с т о ­ рии это го ре гиона и , сопо с та ви в их со с в е ­ д ен иям и , соде рж ащ им и ся в Библии , в о с с о з ­ дала общ ую картину происходивш е го в «земле Ханаанской» на про тяжени и не с ко л ь ки х ты с я ­ челетий. О ка залось , что ги п о те за Грэхем а им е е т п о д со б о й реальны е о сн о ва н и я , п о с к о л ь к у им е н н о в п е р и о д ф а н т а с т и ч е с к о й ги б е л и ж и телей Содома и Гоморры , у вя зш и х в со - д о м и ч е с к и х п о р о к а х , в э т о м р а й о н е п р о ­ и зош ло см ещ е н и е пл а с то в з ем н о й коры . ВСЕГО ДВА ЯБЛОКА В ДЕНЬ Употребление в пищ у дву х я бл о к в день сущ ественно снижае т содерж ание в крови не ­ й т р а л ь н о г о ж и р а и с о о т в е т с т в е н н о о п а с ­ ность ги пе рл и пем и и , насыщ ая од н о вр ем е н ­ но кровь ви тамином С. Это устано вили о пы т ­ ным п у тем с о т р у д н и к и И н с т и т у т а ф р у к т о ­ вых деревьев в я по н с ком городе Ц укуба (п ре ­ ф е ктура И бара ки ) . И сследователи предлож или группе и з 14 м уж ч и н и ж е нщ и н в в о з р а с т е о т 3 0 д о 57 ле т еж ед не вн о съеда ть по по л то ра -д ва я б ­ л о ка сор та «Фудзи» , то есть 3 6 0 -4 8 0 гр а м ­ м ов яблочной м ассы . Ч ерез три недели вы ­ я с н и л о с ь , ч то с о д е р ж а н и е н е й т р а л ь н о г о жира в крови пациентов со кр а тил о с ь в с р е д ­ нем на 21 процен т , а ви тамина С, напротив , в о зр о с л о на 3 4 пр о ц е н т а . О тм ечено та кж е 20 -пр о ц ен тно е увеличение содерж ания в к и ­ ш е чни ке б иф и д ум -б а к те р и й , п о д д е рж и в аю ­ щ и х зд о ро в ое со с то я н и е о р га н и зм а . МЫШЦА ПРЕВРАЩАЕТСЯ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ МЫШЦА В ... ЧЕЛЮСТЬ -ф- Ш ве д с ки й врач при п ом ощ и генной т е ­ рапии научился превращ а ть сп инн ую мыш цу человека в . . . челю сть . С пециал и с т в обл а с ти пл а с ти ч е с ко й х и ­ р у р ги и и з а к а д ем и ч е с ко го го спи та л я в Уп - сале Томас Э н гстранд о т кры л это необы ч ­ ное свой с тво у ш и ро кой мыш цы спины в р е ­ зульта те во зд ей с тви я на нее про теина , с п о ­ с о б с т в ую щ е го о б р а зо ва н ию к о с тн о й т ка н и . Процедура напом и нае т рабо ту с к у л ь п т о ­ ра. Сначала в область ш и ро ко й мыш цы с п и ­ ны вживляе тся пл а с ти ко вы й ка р ка с нижней ч елю с ти , куда и пом ещ ае тся у ч а с то к м ыш ­ цы . З а т ем д ел а е тся инъе кция кл е т о к , с п о ­ соб с тв ующ и х обра зо ванию про теина Б и -Эм - Пи -2 . Через ш е с ть -во сем ь недель новая н и ж ­ няя челю сть готова , остае тся извлечь ее и з спины и вм есте с п л а с ти ко вой ф орм ой вс та ­ вить на м есто . Пока врач пл анируе т прим еня ть свой м е ­ то д в лечении пациентов с ра ко вым и з а б о ­ ле ваниям и че лю с те й , о д н а ко не и с клю ча е т бо л е е ш и р о к о г о и с п о л ь з о в а н и я н о в е йш е й те хноло ги и в хи р ур ги и и ор то пед и и . ЧАК НОРРИС ОБНОВЛЯЕТ РЕПЕРТУАР ф * Выдающ ийся каратист , те ха сс кий ре й н ­ д ж е р , гро за «плохих парней» Чак Н оррис , пе ­ ребрав все эти роли в кино , «обновляет р е ­ пертуар» . Правда , роль эту ем у тож е д о в о ­ д ил о сь и гра ть . И в се -та ки для человека , к о ­ то р о м у за 6 0 , она все гда нова и необычна . В сем ь е г о л л и в у д с к о й «звезды» по я вил о с ь п о п о л н е н и е . Н о р р и с с т а л о т ц о м , п р и ч е м д в о й н и . К а к сообщ ил в Л о с -А ндж ел е се оф ициаль ­ ны й п р е д с т а в и т е л ь а к т е р а Д ж еф ф Д ю к л о , ж е н а Н о р р и с а , 3 3 -л е т н я я Д ж и н а , р о д и л а мальчи ка и д е в о ч ку , ко то ры м даны д о в о л ь ­ н о - т а к и п р и ч уд л и вы е им е н а . М аль чи ка н а ­ зв а л и Д а ко т о й А л а ном , д е в о ч к у — Д а н и л и К е л л и . «Роды п р ош л и п р и м е р н о на м е с я ц раньше срока» , — о тм етил Д ю кл о . Но вм е с ­ те с тем за в е р и л , что н и ка ки х о сл ож н ен и й не бы ло . Мать и н о ворож денны е ч увс твую т себя хор ош о . Чак и Джи на пожен или сь в 1998 год у . Оба I им ею т д е тей от пр е ды д ущ и х б р а ко в . А во т I о т и х с о б с т в е н н о го Д а ко т а Алан и Д а н и л и | Келли — первые . (По информации ИТАР-ТАСС). ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК Влалиелав ЗОРИН ФИОЛЕТОВЫЙ СВЕТ Эти астры чернильного цвета. Отрешенно стоят над ботвой, И мое недописанное «Про Это» От меня заслонили собой. Гроздья синие винограда. Словно люстры, спустились ко мне, И лиловые сливы ограду Придавили ветвями извне. Фиолетовый цвет — знак прощанья. Угнетающий цвет зимних туч. Неизменное обнищанье Всех и вся, кто был в мае могуч. Как и жизнь, промелькнуло то лето, А я все бестолково спешу. Но свое недописанное «Про Это» Все равно как-нибудь допишу. Игорь ТИХОНОВ ВОРКУТА Объявили поезд в Воркуту, И тревожно сердце застучало. Будто ненароком в пустоту Что-то сокровенное упало. Как же получилось-то у нас?.. Все, что мы лелеяли, любили. Предали и продали за час. Семь десятилетий загубили. Это ж надо так — рабочий класс Авангард, передовик народа. Предал все, что дорого для нас. Упиваясь лозунгом свободы. Не свобода вовсе ведь не то. Чтобы все разрушить, что имели. Заинтересован кое-кто Из врагов народа в этом деле. И теперь — свобода, да не та. Голову вскружили лиходеи. Жаль — шахтерский город Воркута Тоже саданул под дых «Расее»... Б о ри с иВЕТАШВ ПОЭЗИЕЙ ВЕСНЫ УПЬЮСЬ Благодарю я день вчерашний За дождь с короткою грозой. Дымок кудрявится на пашне. Мне с детства близкой и родной. Поют, тепла дождавшись, птицы. Все чаще слышится «ку-ку». И небо чистое глядится В Матыру — светлую реку. Зеленой сочною травою Ее покрылись берега. И, возвышаясь над водою. Звенит веселая куга. К омытому стволу березы Я осторожно прислонюсь. И, выйдя на часок из прозы. Поэзией весны упьюсь... ВСПОМНИМ ЮНЫЕ ГОДА До свиданья, ранние трамваи И мосты над летнею Невой. Электричка, скорость набирая. Будит лес, обрызганный росой. Утро по низинам дымку тянет Под веселый разговор колес. За окном бегут, как на экране. Толпы елей, сосен и берез. Лес наскучит — книгу я раскрою — Несколько страниц прочту в пути. Чудово осталось за спиною, Новгород Великий впереди. Там товарищ встретит на перроне, С посошком придя в условный час. С ним лежал я рядом в обороне И в атаку с ним ходил не раз. Как и я, он вражьей пулей мечен. Голова, как и моя, седа... Выпьем мы по маленькой за встречу. Вспомним наши юные года. ЮБИЛЕИ ТВОРИТЬс ТОБОЙ, «ЗВЕЗДА», и ПРАЗДНОВАТЬс ТОБОЙ! П р„ЯН0 .0Н«е ж изни , каж дое и поучительных, ти к разряду знаменательных и^ И неслучайно уноствовов^^ администрации р о п р и я ти » " ^ _ е в назвал происходящее области Юрии Д ю к о ^ в действом, на становлянскои земл ри н ^ ^ „р о - в котором й‘*Л ^ц ,ем и сегодняшние реа­ лии возроадения ^ к ^ а е д ;ховно-нравственны х начал. “ А началось все на зали­ той сентябрьским солнцем и разноцветьем клумб цен­ тральной площади Стано­ вого. Здесь, у Доски поче­ та, в торжественной обста­ новке были открыты бюс­ ты великим труженикам — двум представителям стар­ шего поколения, ставшим при жизни легендой ста- новлянского края — быв­ шему первому секретарю райкома партии Николаю Романовичу Рублеву и ныне здравствующему фронтовому и трудовому орденоносцу, бывшему, с сорокалетним стажем , председателю колхоза «За­ веты Ленина» Михаилу Григорьевичу Карабанову. Имя Рублева, который пос­ ледние годы был лидером областного ветеранского движения, до сих пор на слуху становлянцев — «рублевскими» они имену­ ют парк, райцентровские пруды, стадион, спортком­ плекс... Ведь Николай Ро­ манович был вдохновителем и зачинателем обновления райцентра, немало в свое вре­ мя сделал для экономическо­ го и социального развития края. Как и Михаил Григорь­ евич, хозяйство которого считалось одним из лучших не только в районе, но и в области. Он был на открытии своего бюста. На открытии бюста Рублеву присутствова­ ла его сестра, Зинаида Рома­ новна Комова. Она искренне благодарила руководителей района за память, а липец­ кого скульптора Александра Вагнера — за удачное худо­ жественное воплощение из­ ваяний. Органы местного самоуп­ равления Становлянского района показали пример всей области: они помнят, почита­ ют и великие таланты своей земли —Бунина, Пришвина, Стаховичей, и таланты, тру­ довые подвиги героев наше­ го времени. Ушедших и жи­ вущих... В Становом заботливо от­ носятся к будущему поко­ лению, которому украшать I и прославлять родную зем­ лю. Юным жителям села от всего района преподне­ сен подарок. Причем пода­ рок аккурат уместился на I обширном и еще, помнит­ ся, в мае зеленеющем ло­ пухами пустыре. На этом I месте — игровой городок «Островок детства». С ат­ тракционами (власть не скупилась — на них ушло | 150 тысяч руб.), концерт­ ной площадкой, где и про­ шло в тот день первое кра­ сочное представление для юных зрителей. А затем в районном ДК состоялось торжественное собрание в честь 70-летия газеты «Звезда». И этот | праздник был отмечен уч­ редителями газеты, ветера­ нами печати, внештатным I авторским активом как и подобает, то бишь профес­ сионально и творчески. Не забыли никого из оставив­ ших свой след в газете, вспомнили всю ее историю. Радовались и грустили. Юбиляры вместе с присут-1 ствовавшими в зале говори­ ли о том, что правдивое пе­ чатное слово «Звезды» спо­ собствовало сохранению русской культуры, духов­ ности и добрых начал в че­ ловеке. Без них невозмож­ ны социально-экономичес­ кие преобразования, как и продолжение самой исто­ рии. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz