Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ШИПБЦКАЯ • 'Ж г а з е т а •УЬ4|>' 1" 13 сентября 2001 г., № 179 (21557) |ю б и м ы й д р у г российско го народа;», р е в о л ю - - ционер -реф орм а тор А . Чубайс , с корее всего, не откажется д с " .. ------- ------------------------------- от идеи перестроить (или переломать?) РАО «ОС Росоти» на собственный м а нер. Поэтому во всех ко н ц а х нашей необъятной Родины ! подоялся гвалт икгеллектуалов : они бурно протестуют, су- . етятся на трибунах , затевают дискуссии в прессе, силясь ' доказать, что означенный гоотодин, засланный в сферу к" энергетики с целью ее политизации и очередной прихва- [^тизации, натворит еще немало бед, дай В№у волю... I В спор о б энергосистеме России втянулись города и [с<;,веси. Лягнуть Чубайса и п ри этом испод тиш ка урвать ^^че го -нибудь и зл у чающ е е свет и тепло — стало для о г - 1 .ром ной а рм и и «м енеджеров» м од ны м занятием , д е - [лл ом чести, совести и геройства . Вот и в Л и п е ц ко й о б - ласти , за к а к у ю ' п р о б л ем у ни возьмись — обязательно I. потянешь за ч уб новоявленно го энер го генерала . А это [ н и к о м у не нрави тся ... И к а к ни строй и х , генералов , и п о р а н ж и р у — обязательно собьешься в счете, обяза - I .тельно н а с у п и ш ь на чью -то сам олю би в ую д уш у . . . Вот т о к и у нас, в «Липецкой газете», иногда получа ется. Бопее д в ух лет мы настойчиво привлекаем внима ние читателей к проблемам энергоснабжения области, не ж алеем места для публ и кации резки х , спорных, по лагая, что только в споре профессионалов и может ро диться исгино. У нас уж е вы о упал и специалисты «Липецк- энерго». Региональной энергетической комиссии (РЭК), ин женеры ряда промыш ленны х предприятий, в том числе и НЛМК. В сле^ за тем свою то ч ку зрения на особенности развернувшейся дискуссии в статье «Экономический се паратизм?» высказал обозреватель «ЛГ», подчеркнув при этом , что намерение руководителей НЛАЛК уйти на ры н о к ФОРЭМ еще предстоит осмыслить с разных точек зре ния. И, кажется, подлил тем самым масла в огонь... га зетная статья явилась поводом для бурны х обсуждений. И стало ясно, что миролюбивое заявление автора об отсут ствии «конфликта интересов» частйых собстаенн'иков и местной власти — мягко скажем , преждевременное. ' В чем не трудно убедиться , о зна ком ивш и сь с пись м ам и , п убл и куемы м и ниж е . ЗАКОНЫРЫНКАВЕСОМЕ ОКРИКАЧИНОВНИКА В последнее время в прессе стали активно обсуж даться попытки НЛМК наити оптимальные взаи моотношения с поставщи ками энергоресурсов. Осо бенно почему-то взволно вало отдельные СМИ за конное стремление комби ната работать на феде ральном оптовом рынке электроэнергии и мощнос ти (ФОРЭМ). Кое-кто ус мотрел в этом шаге ново- липчан ни много ни мало «экономический сепара тизм». нежелание учиты вать интересы региона. Как известно, Регио нальная энергетическая комиссия Липецкой об ласти (РЭК), возглавляе мая Владимиром Чунихи- ным. посчитала нецелесо образным выход Новоли пецкого комбината на фе деральный рынок. Отказ объяснялся тем, что уход иЛшл, на ФОРЭМ повле чет якобы повышение та рифов на 21 процент для остальных потребителей электроэнергии в регионе. Так ли это на самом деле? Если отбросить эмо ции, то, с правовой точки зрения, закон не запреща ет потребителям электро энергии пользоваться ус лугами федерального рын ка. В России сегодня не мало предприятий практи куют именно такую схему работы с энергетиками. В обыденной жизни мало кому придет в голо ву ограничивать право каждого из нас пользовать ся. услугами разных мага зинов или ларьков. Любой нормальный человек от этого будет испытывать, по меньшей мере, диском форт. Тем более, что еще свежи в памяти впечатле ния той поры, когда нам диктовали, где и сколько мы можем покупать кру пы. колбасы и спичек. Если взять экономи ческий аспект проблемы, то сегодня любая компа ния, озабоченная конку^ рентоспособностью своей продукции, будет доби ваться доступа ко всем возможным рынкам. Вос пользуется она этим сво им правом или нет —дру гой вопрос. Для такого градообра зующего предприятия, как НЛМК, иметь допол нительный источник по ступления энергоресурсов —вопрос стратегический^ С бесперебойной подачей электроэнергии напрямую связаны десятки техноло гических процессов метал лургического производст ва. Любой простой обору дования из-за ее недостат ка обернется предприятию многомиллионными убыт ками. Следовательно, об ластной бюджет не полу чит в полном объеме на логовые отчисления для финансирования социаль ных программ региона. К Т 01 ОТ же после замерзше го Приморья энергетичес кий кризис становится су ровой реальностью и для других областей России. Вот поэтому руковод ство комбината уделяет боль шое внимание развитию соб ственных энергетических мощностей. В частности, за последние полтора года на НЛМК были введены в строй два турбогенератора общей мощностью 100 МВт. Вместе с этим комбинат не раз обсуждал с ОАО «Ли- пецкэнерго» возможность загрузки мощностей ТЭЦ-2, что позволит заметно снизить стоимость производимой на ней энергии. Чтобы сдвинуть с мертвой точки этот вопрос, НЛМК предлагал разные схе мы сотрудничества — от пе редачи ТЭЦ в аренду комби нату до предоставления ей давальческого природного газа для производства элек троэнергии. Однако предло жения новолипчан по газу натолкнулись на неконструк тивную позицию РЭК. Вмес то заинтересованного подхо да в разрешении правовых вопросов чиновники комис сии ограничились бюрокра тической отпиской. Попытка работать напря мую с ФОРЭМ была предпри нята НЛМК еще осенью 1999 года, когда в установ ленном порядке был сделан соответствующий запрос в РЭК. В то время, как и сей час, комбинат приобретал электроэнергию у ОАО «Ли- пецкэнерго», которое само как посредник покупает ее на федеральном рынке для пе репродажи потребителям. С сентября 1999 года по август 2001 года РЭК вооб ще не давала НЛМК никако го ответа на запрос о выходе на ФОРЭМ. Только спустя почти два года ответ был по лучен лишь после того, как комбинат обратился в вы сший антимонопольный ор ган — Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предприниматель ства. Там ситуацию с НЛМК внимательно изучили и вы несли однозначное заключе ние: столь долгая волокита является грубейшим наруше нием со стороны РЭК и об ластной администрации по рядка, утвержденного Феде ральной энергетической ко миссией РФ (ФЭК). Так двух летнему игнорированию за проса Новолипецкого комби ната был положен конец. После такого «внуше ния» РЭК и приняла реше ние «не пущать». Доводы новолипчан при этом никого не волновали. А вместе с тем стремле ние НЛМК выйти на феде ральный энергетический ры нок продиктовано сугубо прагматическим подходом рачительного хозяина. По расчетам экономистов ком бината, при прочих равных условиях, работая с ФОРЭМ, предприятие будет получать электроэнергию по более ни зким тарифам. Причем не за счет снижения в размерах оплаты за услуги ОАО «Ли- пецкэнерго». В любом случае местные энергетики получа ют и будут получать плату за услуги. К тому же уже сей час платежи за электроэнер гию комбинат, как надеж ный потребитель, осущес твляет напрямую в РАО «ЕЭС». Более же низкие та рифы могут быть получены на ФОРЭМ за счет конкурен ции среди тамошних произ водителей электроэнергии. Не стоит забывать, что согласно июльскому поста новлению Правительства РФ о реформировании электро энергетики страны уже в бли жайшее время НЛМК так или иначе будет вынужден работать на федеральном рынке. Так что времени для раскачки не осталось. НЛМК всегда стремился к тому, чтобы решения, ко торые затрагивали его инте ресы, были прозрачны и взве- шенны. Комбинат на протя жении ряда лет исправно платит по тарифам, устанав ливаемым РЭК, и является одним из немногих предпри ятий области, на котором энергосбережению уделяется очень пристальное внимание. Однако в в последнее время в нарушение действующего за конодательства РЭК прекра тила предоставлять необходи мую информацию не только НЛМК как потребителю, но и даже членам собственного экспертного совета. Поэтому когда, к приме ру, в недрах РЭК родилась пугающая цифра «21 про цент», специалисты комбина та попросили членов комис сии объяснить, на чем бази ровались такие расчеты. 'Увы, вразумительного ответа так и не дождались. К тому же августовские расчеты, на основании кото рых было принято решение об отказе НЛМК, как выяс нилось, велись при условии работы комбината на ФОРЭМ с 1 января 2001 года. Хотя предполагаемый выход пред приятия на федеральный ры нок возможен никак не рань ше 1 октября текущего года. Можно предположить, что во втором случае цифра ожида емого увеличения тарифов будет не настолько впечатля ющей. Тогда и позиция сто ронников «не пущать» ока жется несостоятельной. С другой стороны, даже у непрофессионала резонно может возникнуть вопрос: какие же тарифы регулярно устанавливает РЭК, если уход НЛМК на федеральный рынок повлечет столь резкий рост тарифов для всех осталь ных предприятий области? Насколько они в действи тельности отражают реаль ные затраты на поставки электроэнергии для комбина та? Если проанализировать эти обстоятельства, то станет ясно, что мифический «21 процент» — не больше чем пугало для доверчивых граж дан. И существует она, веро ятнее всего, лишь в вообра^ жении членов региональной комиссии. Кстати, раньше РЭК фор мировалась как коллегиаль ный орган; в него входил^! представители потребителей. энергоснабжающей органи зации, местных властей. Те перь в ее составе — только чиновники. Никто не ставит под сомнение их компетен тность, но, согласитесь, когда за то или иное реше ние за одним столом голо суют только начальник и его подчиненные, говмить о коллегиальности и объек тивности можно с большой натяжкой. Даже человек, далекий от проблем макроэкономи ки, понимает, что без эле ментарной предсказуемости в действиях власти нельзя строить долгосрочные пла ны. Без единых правил игры для всех субъектов рынка невозможен и инвес тиционный прорыв ни для отдельно взятого предпри ятия, ни для региона в це лом. Действительно, кто захочет иметь дело с ком панией, благополучие кото рой целиком и полностью зависит от милости местных властей, а не от эффектив ного менеджмента? Ситуация с тарифообра зованием на электроэнер гию в Липецкой области и нежелание местных влас тей отпускать НЛМК на фе деральный рынок энергоре сурсов —все это яркий при мер непонимания отдель ными чиновниками рыноч ных реалий. Несмотря на то, что РЭК отказало НЛМК в возмож ности работать на федераль ном рынке, опускать руки комшгнат не собирается Подготовлено заявление в ФЭК, которая в ближайшее время должна рассмотреть обоснованность отказа реги опальной комиссии. Уверен что наши доводы и расчеты окажутся весомее, чем у наших оппонентов. Выход на федеральный рынок энергоресурсов для Новолипецкого комбината не самоцель и не желание «обособиться от экономики региона». НЛМК, как и ос тальные предприятия об ласти, сегодня искусствен но заставляют играть по старым правилам. Но уже в следующем году реформа отечественной энергетичес кой отрасли поставит каж дого перед необходимостью рассчитывать только на свои силы. Уповать на рас положение местных влас тей тогда никому не придет ся. На НЛМК это поняли еще вчера, но и сегодня «за ботливые» администраторы мешают комбинату гото виться к новым условиям хозяйствования. Хотелось бы надеяться, что проблемы, затронутые в данной статье, будут про комментированы г-ном Чу- нихиным в рамках приня той Правительством РФ стратегии реформирования электроэнергетики страны. Владислав СМИРНОВ, депутат Липецкого областного Совета депутатов, директор ТЭК ОАО «НЛМК». Ш кошНЕШТАЕТАРГУНЕНТОЕ КОНЕЧНО, ЛУЧШЕ БЫ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ПРЯМЫМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ПИСАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ. НО ПРОСЬБА ВЫСКАЗАНА, И НЕ ОТКЛИКНУТЬСЯ НА НЕЕ НЕЛЬЗЯ... В том, что полно ценный рынок в электроэнергетике сейчас отсутствует, Владис лав Смирнов прав. Дей ствительно, потребители и поставщики привязаны друг к другу по территори альному принципу. Свобод ных цен здесь нет, все они регулируются государст вом. Существуют льготные категории потребителей, до плачивать за которых до лжны другие, экономичес ки более сильные органи зации. Процедура банкрот ства энергоснабжающих предприятий чрезвычайно усложнена. Из рыночных элементов в отрасли есть только свобода форм соб ственности и свобода расхо довать вырученные от про дажи энергоресурсов сред ства по своему усмотрению. Но смешно считать, что все это придумано в РЭК Липецкой области! Такова ситуация во всех регионах России, она определяется действующим федеральным законодательством. Прав В.Смирнов и в том, что принятыми Правитель ством России основными направлениями реформи рования электроэнергетики страны предполагается уси ление рыночных начал и со ответствующее снижение размеров государственного регулирования. Действи тельно, со следующего года начнется формирование на стоящего —конкурентного! —оптового рынка электро энергии, с постепенным вве дением свободного ценооб разования. По плану эта работа должна быть завер шена через 5-6 лет. Произой дут изменения в структуре региональных АО-энерго: на базе их сетевых подразделе ний будут созданы дочерние предприятия, а оставшиеся генерирующие мощности объединят в несколько межрегиональных компа ний, которые и будут кон курировать между собой и с другими производителями на оптовом рынке. Безуслов но, потребители, в первую очередь энергоемкие, полу чат возможность беспрепят ственно покупать электро энергию на этом рынке у любого понравившегося поставщика. Понимаю и разделяю желание специалистов ОАО «НЛМК» как можно ско рее очутиться в этом свет лом будущем. Но реальная жизнь сурова: сегодня мож но играть только по сегод няшним правилам. А одно из этих правил гласит: ежели в региональ ной энергетике у кого-либо что-то прибудет, то у другого на столько же убудет. То есть если ОАО «НЛМК» хочет снизить свои затраты на по купку электроэнергии, то «Липецкэнерго» для сохране ния прежнего объема само финансирования должно бу дет продать её кому-то дру гому подороже. Когда специалисты НЛМК в арбитражных судах отстаивали своё право на бо лее низкий тариф, то кого же они записали в «другие»? Перечислю без комментари ев: население, сельхозпроиз водителей, организации ин валидов, народных художес твенных промыслов, религи озные, всех потребителей теп ловой энергии. Кстати, с фронта судеб ных сражений есть новость: Высший арбитражный суд России поставил окончатель ную точку в одном из наших споров, отказав ОАО «НЛМК» в принесении про теста на решения судов пре дыдущих инстанций, при знавших правоту РЭК. Из того же разряда и во прос о выходе на ФОРЭМ: если годовой выигрыш НЛМК от этого составит 241 млн. рублей, то на точно та кую же величину возрастут затраты других потребителей. Арифметический расчет в одно действие показывает, что для них (если не трогать тарифы для льготников) это повышение составит тот са мый «мифический» 21. Ни каких вопросов по этим циф рам ни у членов экспертного совета, ни у представителей комбината, присутствовав ших на заседании правления РЭК, не возникло да и не могло возникнуть, настоль ко элементарен данный рас чет. Действующее законода тельство позволяло нам как удовлетворить просьбу ком бината, так и отказать ему, представив соответствующее обоснование. Такое обоснова ние, включающее все расчё ты, нами было составлено и сразу же после заседания правления направлено в ОАО «НЛМК». Если В. Смирнов утверждает, что они уже об ратились в ФЭК с разногла сиями по данному вопросу, что ж, подождём дальнейше го развития событий. Добав лю только, что если бы вы нужденное повышение тари фов для других потребителей не было таким большим, то, скорее всего, мы бы своё со гласие дали, поскольку ни какой аллергией к комбина ту не страдаем. Кстати, по всей России на ФОРЭМ выведено пока толь ко 18 промышленных пред приятий, причем не самых крупных. Основные конку ренты новолипчан также по купают электроэнергию у своих региональных энерго систем, однако по... более высоким тарифам. Рассказывая о том, как мы два года «не пущали» комбинат на этот самый ФОРЭМ, В. Смирнов почему- то забыл самое интересное. Так что я вынужден воспол нить данный пробел... Дей ствительно, в сентябре 1999 года ОАО «НЛМК» обрати лось в РЭК с соответствую щей заявкой. Через три ме сяца, сразу же после того как специалисты комбината на конец-то представили все не обходимые документы, РЭК рассмотрела данный вопрос и в соответствии с действовав шей тогда процедурой пред ложила ОАО «Липецкэнерго» согласовать с ФЭК России порядок компенсации выпа дающих доходов, поскольку тогда, так же, как и сейчас, РЭК отказалась компенсиро вать это выпадение повыше нием тарифов для других потребителей. В апреле 2000 года ФЭК России также от ветила отказом. Об этом мы сообщили специалистам ком бината, правда, не письмен но, а по телефону, так как отношения тогда между нами были вполне партне рскими. Других путей реше ния данной проблемы не су ществовало, поэтому диалог на эту тему прекратился, тем более что действовавший по рядок рассмотрения заявле ний о выходе на ФОРЭМ вскоре был отменён. В сен тябре был утверждён и опуб ликован новый порядок, о чём мы сообщили на комби нат, предложив, если есть желание, вновь обратиться к нам по этому вопросу. Же лание возникло лишь в мае этого года, но обращение пос ледовало не к нам, а в Ми нистерство по антимонополь ной политике с жалобой на наше бездействие. Комиссия Министерства своим решени ем от 1 июня действительно признала нас нарушителями и вынесла соответствующее предписание, но поскольку она неверно разобралась в существе дела, арбит ражный суд г. Москвы своим решением от 30 августа признал приня тые в отношении РЭК до кументы недействитель ными с момента их изда ния. Лишь 27 июня ком бинат все-таки подал в РЭК заявку о выходе на ФОРЭМ, 9 июля были привезены недостающие документы, и 7 августа, в пределах установленно го 30-дневного срока, правление РЭК приняло известное решение. Таковы факты, и на деюсь, что в следующий раз представители ОАО «НЛМК» будут прояв лять меньше творчества в их изложении. По увеличению загруз ки ТЭЦ-2... Мы однознач но «за». Материалов от ОАО «НЛМК» по данно му вопросу пока не полу чали, по предложениям ОАО «Липецкэнерго» идет проработка, ищем взаи моприемлемый вариант. По вопросу формиро вания РЭК... Мне тоже больше нравился пре жний порядок. Но закон есть закон, теперь РЭК существуют как органы исполнительной власти субъектов федерации. Помнится, специалисты комбината введение ново го' порядка приветствова ли, ведь теперь появля лась возможность оспо рить решения комиссии в суде. И вдруг — такая перемена! Не результаты ли судебных разбира тельств тому причиной? И последнее. Выраже ния «окрик чиновника», «милость властей» и им подобные свидетельству ют только о раздражении оппонента. Когда не хва тает деловых аргументов, чтобы убедить в своей правоте членов экспортно го совета, специалистов РЭК, судей арбитражных судов, поневоле начнешь кипятиться. По-челове чески это понятно. И все же верю в то, что волна раздражения у но волипчан схлынет и мы вновь будем нормально сотрудничать, как сотруд ничали до этого много лет, Владими } ЧУНИХШ , председатель РЭК Липецкой области с в о я РУБАШ КА , НО НЕ ГРЕЕТ М не, так же, как и В. Чуни- хину, не хотелось бы ло миться в открытые двери и оспаривать очевидные вещи. Но поскольку мне как автору статьи «Экономический аппаратизм?» за дан наводящий вопрос, мол, по по воду чего так взволновался, то при дется объясняться... Итак, руководители НЛМК опре^ делились со своей энергетической стратегией: надо укреплять собствен ные генерирующие мощности и пе рейти на свободную покупку энер гии на федеральном рынке. Но да вайте посмотрим, что может их там ожидать. Даст ли ФОРЭМ «деще- вую» электроэнергию или, напротив, ее стоит поискать под боком? Утверждение, что «предприятие будет получать электроэнергию по более низким тарифам», строится на предположении, что в России есть под линный рынок, что есть генерирующие компании, которые охотятся за потре бителем, чтобы продать ему свой товар подешевле и самим не остаться без ба рыша. Увы, подобная утопия возможна лишь в специфически «рыночном» уме Чубайса, но вряд ли — у прагматиков- экономистов НЛМК. Давайте лучше прислушаемся к тем, кто реформы «по Чубайсу» не считает панацеей, кто по- государственному смотрит на ситуацию с энергообеспечением страны. Вот, к примеру, что говорят те, кто работал в комиссии Виктора Кресса и подготав ливал альтернативный чубайсовскому вариант программы. Целью реформ РАО, как утвержда ет Чубайс, является создание условий для свободной конкуренции производи телей электроэнергии и привлечение в отрасль частных инвесторов. Но ведь при этом игнорируется мировая прак тика! В развитых капиталистических странах энергосистемы — преимущес твенно вертикально интегрированные ес тественные монополии. Йричем жестко контролируемые государством! Попыт ки ввести конкуренцию даже при появ лении избыточных мощностей к сниже нию тарифов не привели. В России ситуация иная: нужны ог ромные средства для обновления отрас ли, развития ее мощностей. Реализация (теперь уже правительственного плана) реформирования энергосистемы невоз можна без существенного роста тари фов. Это ее стержень! Специалисты, ра ботавшие в комиссии Кресса, пришли к однозначному выводу — демонополи зация энергетики для российских усло вий непригодна. Почему? Да потому, что какой бы ни был инвестор, все свои за траты он непременно вернет повышени ем стоимости производимой энергии как минимум в четыре (!) раза. В лю бом случае эти затраты будут покрывать ся из нашего кошелька — как прямы ми платежами, так и косвенно, через стоимость товаров и услуг. Избежать этого можно созданием и реализацией Государственной програм мы развития энергетики, которая по зволит накопить 4-5 млрд, долларов, необходимых для модернизации энер госистемы страны — за счет введения инвестиционной составляющей тарифа. По принятой же схеме, если она бу дет осуществлена, у населения страны изымается не 4-5, а уже 9 млрд, долла ров, поскольку включится плата за при влеченный капитал инвестора. Но это не последний «подарок Чу байса» народу России. Прогрессирую щее выбывание работоспособного обо рудования приведет к нехватке генери рующих мощностей, превышению спро са над предложением на электроэнер гию, а это означает одно — новый ви ток цен! С учетом этого обстоятельства у населения страны будет изъято уже более 30 млрд, долларов в год. То есть если пересчитать это на конкретного человека, каждая семья будет подведе на к необходимости платить за свет и тепло 6-9 тысяч рублей в год! «Реформаторы» утверждают, что за траты среднестатистической семьи Рос сии на оплату тепло- и электроэнергии составляют 1,5-3 процента доходов, и увеличить их в 2-4 раза не так уж и страшно. Да, доля прямых оплат насе лением сегодня не превышает 20 про центов. Но задумаемся, в свете вышес казанного, —а кто же будет оплачивать остальные затраты, как не мы сами? А теперь вернемся к «дешевой» электроэнергии, которую рассчитывает получать НЛМК с ФОРЭМ. Дешевой, как видим, она не будет, как бы ни ве лико желание иметь таковую. Для нас же стратегический просчет новолипчан обернется двойным бременем — впол не возможно, куда большим, чем 21 процент, обсчитанный в РЭК. НЛМК — субъект хозяйствования области, а потому его интересы не до лжны расходиться с интересами на селения. Наверное, в ином, стабиль ном, обществе подобные оговорки во обще неуместны. Но у нас... Ведь игра в рыночные категории («при быльно—неприбыльно») всякий раз приводит к одному —очередному ог раблению тех, кого хотели сделать счастливыми. Всех нас! А потому говоря о «выгоде», следует поискать ее поближе: в укреплении базы гене рирующих мощностей в самой облас ти, энергетической защищенности ее. Вот эту стратегию мы и имели в виду, когда упрекнули новолипчан в «экономическом сепаратизме», могу щем привести к проигрышу и их са мих, и всего населения области. Ну и что, коль НЛМК сегодня в частных руках? Интересы НЛМК не должны противопос'гавляться интересам жи телей области. Не может быть «своя рубашка ближе к телу», ведь шили то ее всем миром, всей страной. Она и сегодня, как ни утверждают обрат ное некоторые продвинутые «капита листы», должна согревать всех нас а не только избранных... Владимир ПЕТРОВ инженер-технолог, редактор отдела экономики ____ «Липецкой газеты»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz