Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
г‘ Т Ж И П Е Ц К А Я А'Ж г а з е т а 12 сентября 2001 г., № 178 (21556) Год назад Указом Президента России Владимира Путина в стране были введены новые звенья территориального управ ления — федеральные округа . Липецкой области была у го то вана участь войти в состав Центрального округа , а липчанам — познакомиться с полномочным представителем Президента РФ Георгием Полтавченко. Вслед за тем, из обрывочных, часто искажаемых сообщений московской прессы и ТВ, мы узнавали о проблемах Центрального округа , буквально вылавливали ин формацию о месте Липецкой области в ряду субъектов феде рации и — пытались сравнивать, сопоставлять, чтобы понять «очередной ход Путина». Но... информации К размышлениям по -прежнему недоста вало и недостает. О том ' ж е беспокоятся и читатели «ЛГ». Они ж е предлагают воспользоваться возможностями Интернета с тем, чтобы расширить информационное пространство до гра ниц Центрального округа . К подобным просьбам читателей мы отнеслись со всей серь езностью. И по 'Договоренности с главным федеральным ин спектором в Липецкой области приступили с нынешнего номе ра к выпуску тематической страницы «Вертикаль». Ее матери алы составлены из публикаций журнала «Регион-Центр», газе ты «Страна, ки » , а та кже сообщений ряда информационных агентств. . Г е о р г и й П О Л Т А В Ч Е Н К О : «ЩАЧА ПОЛПРЕДОВ - ЗАЩИТА ГОСУДАРаВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ» имодействовать, чтобы успеш но решать задачи развития ре гионов и округа в целом. Я стремлюсь к тому, чтобы все без исключения губернаторы видели во мне своего партне ра». «Мы — государственные чи новники и участвовать в по литической борьбе на чьей- либо стороне не имеем права. Главное наше участие в вы борах — контроль за соблю дением законодательства». «Наш президент определяет стратегию государства, его ос новных звеньев. Без полити ческого руководства, как по казывает опыт последних лет, руководство хозяйством мало эффективно. Оно тонет в мо заике местных и частных ин тересов, а в результате общие задачи не решаются. Поэтому важно понимать смысл созда ния федеральных округов как задачу реализации государ ственной политики в отдель ной укрупненной структуре. Недаром понятие «экономи ческий район» применялось и раньше при размещении про изводительных сил, управле нии хозяйственными и соци альными процессами». «Говоря о едином экономичес ком пространстве страны, от мечу, что для меня понятие «единые правила игры» озна чает только одно: любая власть —федеральная или ре гиональная — не должна ни миловать предпринимателей, даря временные льготы, ни «улучшать» какой-то абстрак тный «инвестиционный кли мат». В первую очередь она должна создавать для всех равные и понятные правила игры». ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Население — 37 млн . человек. Территория — 0,7 млн . кв . км . Регионы Центрально-Европейской России, обра зующ и е 2 э ко ном и ческих района (Центральный и Центрально-Черноземный), — историчес кое ядро страны. Этому м а кроре гиону принадлежит первенство в стране по численности населения и основным фондам э коном и ки (1 /4), промыш ленном у (свыше 1/5) и сельскохозяйственному (1/4) производству, науч но-техническому потенциалу (1 /2 работников науки ). На долю Централь ного м а кроре гиона приходится почти третья часть в России прод у кц ии машиностроения и легкой промышленности, четвертая часть — химичес кой . Пятая часть — черной металлургии, основных отраслей его индустри альной специализации. Он лидирует та кж е по развитию производствен ной и рыночной инфраструктуры . * Рост промышленного производства на территории Центрального фе дерального о кр у га на 5 пунктов превосходит общероссийские показатели и составляет 14,6%. * Самая высокая плотность населения в России — в ЦФО : 63 человека на 1 кв . км . Самый низкий естественный прирост — 8 человек на тысячу рождаются , 16 человек на тысячу умираю т. Общая доля промышленности в ЦФО — 20% страны. Темп роста в о кр у ге — один из самых высоких — 25% в 2000 году. * Доля налогов и сборов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%. А н д р а н и к М И Г Р А Н Я М , политолог, вице-президент фонда «Реформа»: АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич. "Й" 103012, г. Москва, Никольский пер., д. 6. Тел. (095) 206-19-37. Главный федеральный инспектор в Липецкой области ЛАРИН Анатолий Николаевич. ЮГ 398014, г. Липецк, пл. Соборная, 1. Тел. 24-62-50. Общественная приемная при Главном федеральном ин- спекторе в Липецкой области. "Й" г. Липецк, пл. Плеханова, 1, к. 401а. Тел. 72-27-96. 1» И сторический опыт неопровер жимо свидетельствует, что в России модернизация оказыва лась успешной только в том случае, если она осуществлялась при одновременном укреплении политической власти. Можно вспомнить прежде всего сто лыпинскую реформу и нэп. И в том, и другом случае коренные экономические преобразования, направленные на рас ширение действия рыночных механиз мов и либерализацию экономической жизни, имели своим залогом укрепле ние исполнительной власти. И, напротив, попытки Александра II или Михаила Горбачева осуществить либеральные реформы при ослаблении политической власти привели к нарас танию хаоса и нестабильности в стра не и завершились в первом сдучае — гибелью самого монарха-преобразова- теля, а во втором — крушением госу дарства. Представление о том, что либерали зация общественных отношений может осуществляться одновременно по всем направлениям — и в экономике, и в по литической системе, не просто ошибоч но, но и смертельно опасно, чего, к со жалению, не поняли российские либе ральные реформаторы времен Гайдара. Иные представители праволиберальных кругов не понимают этрго и сегодня, ус матривая в государстве лишь досадную помеху на пути к экономическим и по литическим «свободам», которые на деле оборачиваются диктатурой олигархии над обществом. Опыт последних десяти лет неопро вержимо доказал: в условиях слабого, недееспособного, распадающегося госу дарства невозможно выстроить ни эф фективных рыночных механизмов, ни сколь-нибудь реальной политической демократии. Начиная со времен перестройки в стране неуклонно, по нарастающей шли процессы дезинтеграции, итогом которых стал распад Советского Союза, а затем и усиление центробежных тенденций внутри самой России. В результате де- факто и отчасти де-юре мы получили не «ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО» полноценную федерацию, а скорее кон федерацию с договорными отноЩения- ми между федеральным Центром и ре гионами, при фактически полной неза висимости Чечни, а также чрезвычайно широким суверенитетом Татарстана, Башкортостана и целого ряда других на ционально-территориальных образова ний. Следуя известному призыву Б.Н. Ель цина, некоторые региональные лидеры «проглотили» суверенитета значительно больше, чем реально смогли «перева рить», и таким образом создали реаль ную опасность для единства и террито риальной целостности страны. Сейчас уже мало кто помнит ситуацию в Та тарстане весной 1992 года, когда возни кла угроза повторения «чеченского ва рианта», а некоторые «горячие головы» в Кремле обдумывали возможность вво да войск в уходящую из-под контроля республику. Сегодня уже очевидно не только то, что в те дни Россия стояла на краю про пасти, но и то, насколько далеко ныне мы от этого края отошли, прежде всего благодаря реформе властной верти кали, проведенной президентом Пути ным. Н ет сомнений, что президент Пу тин уже на первом этапе свое го пребывания у власти при шел к выводу, что в том случае, если ему не удастся консолидировать власть, все разговоры о либеральном рынке, сво бодной конкуренции, экономическом подъеме, эффективной социальной по литике, интеграции России в качестве равноправного субъекта в мировое со общество можно будет просто забыть. Неудивительно поэтому, что он без промедления начал реформу власти, и прежде всего властной вертикали. Пре зидент поставил своей целью покончить с «боярской вольницей», когда регио нальные лидеры не только добивались для своих регионов особого статуса, но и пытались — и подчас небезуспешно — диктовать свои условия федерально му Центру. Задаче восстановления управляемос ти в стране была подчинена как рефор ма Совета Федерации, направленная на снижение политического влияния реги ональных лидеров на федеральном уров не, так и деление всей территории Рос сии на семь федеральных округов и на значение в них полномочных предста вителей президента. О полномочных представителях президента и их роли в рефор ме власти следует поговорить отдельно. Задача, которая изначально ставилась перед президентскими полпре дами, — приведение Законодательства регионов в соответствие с федеральны ми законами. Это первый и очень важ ный шаг по созданию единого правово го поля в Российской Федерации. До этого мы имели своеобразную ситуацию, когда региональные лидеры не только вводили у себя законы, не соответству ющие ни Конституции РФ, ни федераль ному законодательству, но и объявля ли на весь мир, что эти законы — са мые передовые и что это и есть тот бес ценный опыт, который Центру еще пред стоит осмыслить и позаимствовать. Но сегодня задачи, стоящие перед полпредами, уже значительно шире. Они находятся в русле той стратегической цели, которую сформулировал в обще национальном масштабе президент Пу тин: разрушить чудовищный симбиоз криминальных предпринимателей и коррумпированных чиновников, обре кающий экономику на неэффектив ность, а государство —на недоверие со стороны граждан. Этот симбиоз, столь явственно сложившийся в эпоху Ельцина на уровне федерального Центра, с зер кальной точностью воспроизводился и в регионах, принимая там подчас даже более уродливые формы. Сегод ня одной из важнейших задач явля ется недопущение формирования ре гиональных олигархий, которые в прошлом нередко подминали под себя избранных глав регионов или просто продвигали на эти должнос ти своих людей. Решение этой задачи находится не посредственно в руках полномочных представителей президента и их аппа ратов. Полпреды не являются частью региональной элиты, они стоят как бы над схваткой в битвах региональных олигархических «гигантов». Полпреды могут и должны не толь ко раздробить «нерушимое единство» коррумпированной бюрократии и кри минального предпринимательства в ре гионах, но и способствовать установле нию новых правил игры, направленных на формирование честного и конкурен тного бизнеса. О том, что именно такая задача ста вилась президентом перед полпредами, свидетельствует, в частности, их персо нальный подбор: в основном — это вы ходцы из силовых структур, доказавшие в ряде случаев свою независимость от олигархических интересов и способность принимать решения в острых конфлик тных ситуациях. В том случае, если такую задачу удастся решить, можно будет говорить о формировании гражданского общест ва, по-настоящему независимой судеб ной системы, эффективном развитии мелкого и среднего предпринимательст ва и создании на его основе полноцен ного среднего класса. Г л е б п а в л о в с к и й , президент Фонда эффективной политики; ■ «Создание федеральных окру гов, на мой взгляд, было пра вильным управленческим ре шением. Полпреды — это чи новники, которые помогают президенту осуществлять его полномочия на территории страны. По большому счету, это инструменты руководителя го сударства». ■ «Создание института полпред ства дало возможность прези денту оперативно получать объективную информацию о происходящем в регионах, о со стоянии дел, связанных с обес печением национальной без опасности». I «Президент ставит перед пол предами задачу следующим об разом: мы не должны коман довать руководителями регио нов или заниматься их мелкой опекой. Мы должны четко вза- Н н к о л а й М А К А Р О В , заместитель генерального прокурора РФ : «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН» В июне 2000 года создано уп равление Генеральной прокурату ры Российской Федерации в Цен тральном федеральном округе^ Од ним из основных направлений де ятельности этого самостоятельно го структурного подразделения яв ляется «обеспечение исполнения на территории округа положений Конституции Российской Федера ции и других федеральных зако нов в сфере государственного стро ительства и федерализма». За прощедший период благода ря работе прокуроров, их делово му взаимодействию с государствен ными органами власти субъектов Федерации уменьшилось количес тво нормативных актов, противо речащих федеральному законода тельству, а в отдельных регионах таких актов уже не осталось (Ли пецкая, Орловская, Тверская об ласти). ло первый наш год независииоои » Г од тому назад новый порядок формирования Совета Федера ции положил конец нашему без- государственному существованию, кото рое я бы назвал «медиаконфедерация» России. Первые действия против Гусин ского, губернаторов и принятая вопре ки яростной контратаке федеративная ре форма надломили механизм Второй рес публики. Суть ее — контроль поля мас сового сознания, выстраивающегося на основе специально модулируемых «но востей». Реформа означала изменение политического режима, парализовавше го действие Конституции. Почему я говорю о медиаконфеде рации России? Потому что государ ственная, правовая, деловая раздроб ленность страны камуфлировалась яко бы единым информационным простран ством. На самом деле это пространство тоже было не единым. Москва в тече ние 10 лет, практикуя систему моно польного вещания на всю страну, на вязывая свои стереотипы, штампы, но вости, фактически привела к информа ционной сегрегации. И регионы просто закупорились , стали жить своей жизнью. Сегодня можно сказать, что граждане действительно живут в еди ном правовом пространстве, при всем том, что сохраняются обширные элемен ты конфедеративности. Постепенно складывается единый рынок, единая система правовых гарантий и полити ческих интересов. Год спустя федеративной реформы мы видим, что реализовалась ее сверх задача: раскрепощение общественной энергии, мирной энергии локальных со обществ, предприятий, гражданских инициатив. В России возникает новая великая демократия, которая заново оп ределяет свои каноны, свои собствен ные традиции. Наблюдателей удивляет патриотизм молодежи — и это при от сутствии системы официального патри отического воспитания означает, что через 10 лет после революции люди на чинают верить в свою демократию. Это означает, что они верят в способность маленького, рядового, но крепкого че ловека взять от жизни свое и не дать себя облапошить говорунам. Путин — Президент именно их, крепких россий ских хозяев, новых сильных кадров, но вых центров веры, хозяйствования и влияния. О дна из задач следующего поли тического сезона — определе ние, кто в России может счи таться элитой, в каких корпорациях она должна быть сосредоточена и представ лена. Старая элита была элитой медиакон федерации. Это были люди, которых по казывают по трем общенациональным каналам. А сегодня, когда телевизор больше не учит страну жить заново, вста ет вопрос: кто реально является лиде ром общественного мнения? Вот, в час тности, Совет Федерации может быть одной из таких элитных корпораций. Впрочем, это не единственная и недо статочная корпорация. Что произвела федеративная рефор ма? Она фактически раскрепостила мес тные общества. Сейчас просыпаются эле менты гражданского общества, граждан ские союзы, как мы их называем, то есть проступают интересы тех групп, для ко торых Путин, собственно, и проводил реформу. Независимых, деловых, поли тических, общественных, культурных, религиозных кругов. Но для них не су ществует никакой структуры. Ни СМИ, ни старая конфедеративная структура, ни наша политическая система не опи сывают ясно институтов, в которых мо жет формироваться политическая воля тех или иных групп. Не описывают форм посредничества, взаимодействия их меж ду собой. Все это сейчас надо искать на ходу, а в это время включается доста точно сильный механизм западных кон тратак. — Что вы имеете в виду под запад ными контратаками? — Западные СМИ, собственно гово ря, это и есть мировые СМИ, я называю их «западными» не потому, что Запад наш противник. И здесь произошли большие изменения. Если отсчитать год назад и посмотреть НТВ... НТВ действо вало просто: оно стремилось поддержи вать людей в негативном гипнотическом состоянии, то есть людей вводили в не который транс и старались сохранять в этом трансе, создавая им иллюзию сво боды при реальном отсутствии доступа к политической жизни и к собственнос ти. Современная тактика виртуальных операций — тематические блиц-кампа нии со смещенным (мнимым) источни ком. Публикация наводит на подозре ние о другом ее источнике, обычно — противнике дискредитированного лица. Это оказывается исключительно эффек тивным способом сеять вражду и вести к расколу такие информационно-консер вативные (в хорошем смысле слова) структуры, как православие в России. В последние месяцы развернулась бес прецедентная кампания давления на православие, суть которой —игра на рас кол православных конфессий, представ ление православия как ослабленной и распадающейся мировой религии на фоне победоносно наступающего католи чества и протестантизма. Вот Папа Рим ский приезжает в Украину — это миро вое событие. В этот момент одновремен но в «Московском комсомольце» и в «Московских новостях» появляются ма териалы: в первом издании — против Патриарха, в другом — против митропо лита Кирилла. Так, чтобы каждая из групп думала, что это она разместила материал против другой. Одновременно все три украинские православные церк ви начинают ссорить между собой, а за падные СМИ подчеркивают: «правосла вие расколото, католический мир един». На месте сектора олигархических СМИ складывается новый механизм — «пул подпевал», в который входят из дания Березовского и ряд региональных изданий, специализирующихся на «за- казухе» под видом «журналистских рас следований». Из крупных кампаний главные сей час три — на раскол Православия, на дискредитацию наших союзников, пре жде всего Украины, и на личную дис кредитацию Путина. Цель заключается в том, чтобы лишить независимую Рос сию ее реальной культурной и традици онной составляющей. Если Россия не православная страна, то она и не евро пейская страна, потому что православие — это и есть то, что нас связывает с Ев ропой. Поэтому как только Россия на чинает говорить о своей европейской ориентации, как только Путин заявля ет об этом приоритете, мы движемся в Европу — удар наносится по базе на шей религиозной традиции. О собо подчеркну очень важную тему —попытки поссорить Рос сию и Украину с Европой. В чем особенность поворота, который стал возможен только благодаря федератив ной реформе в прошлом году? Россия восстановила свои суверенитет, восста новила свою независимость и стала по зитивно относиться к независимости других посткоммунистических стран. Мы не хотим никого поглощать, мы хо тим взаимодействовать с другими неза висимыми странами. Оказалось, что это- то и представляет собой опасность. И начались атаки. Этой зимой мы наблю дали, как одновременно была разверну та атака против президента Путина. Ког да она захлебнулась, была развернута атака против президента Кучмы, из ко торой он вышел только в мае, произве дя чистку правительства. Одновремен но сейчас разворачивается атака против президента Лукашенко. Заметьте, все эти атаки построены по тому же при нципу — игры на взаимных подозрени ях... Украинцам говорят, что Россия против них, нам говорят, что украинцы против нас. —Именно поэтому сейчас увязыва ют скандал с Гонгадзе в Украине и от страненными оппонентами Лукашенко в Белоруссии? — Это и есть задача антиукраинских информационных центров — оказывать на президента Украины давление, угро жая ему судьбой Лазаренко и Милоше вича. Характерно, что эту линию ведет украинский филиал сайта Березовского «Грани». Увязывать их в сознании, со здавать цепочку —Лазаренко, Милоше вич, Кучма, Лукашенко — это задача очень определенной, маленькой, кон кретной группы заинтересованных лиц на Западе. Их задача — делегитимизи- ровать президентскую власть, создать ощущение, что президенты восточнее границы ЕС и НАТО не вполне закон ны. И тогда, раз они не вполне закон ны, другие политические силы могут законно выступать от имени населения. На этом базируется стратегия Березов ского и Гусинского, на этом же базиру ется стратегия Бжезинского. Поэтому очень характерный элемент этой кампании — это попытка террори зировать наших президентов междуна родными инстанциями. То нам угрожа ют международным трибуналом, то уг рожают международными расследовани ями. Причем везде выступают аноним ные «расследователи» и просто пропла ченные «юристы», которые пытаются создать механизм давления на наши страны. Но я думаю, это не получится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz