Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

г‘ Т Ж И П Е Ц К А Я А'Ж г а з е т а 12 сентября 2001 г., № 178 (21556) Год назад Указом Президента России Владимира Путина в стране были введены новые звенья территориального управ­ ления — федеральные округа . Липецкой области была у го то ­ вана участь войти в состав Центрального округа , а липчанам — познакомиться с полномочным представителем Президента РФ Георгием Полтавченко. Вслед за тем, из обрывочных, часто искажаемых сообщений московской прессы и ТВ, мы узнавали о проблемах Центрального округа , буквально вылавливали ин­ формацию о месте Липецкой области в ряду субъектов феде­ рации и — пытались сравнивать, сопоставлять, чтобы понять «очередной ход Путина». Но... информации К размышлениям по -прежнему недоста­ вало и недостает. О том ' ж е беспокоятся и читатели «ЛГ». Они ж е предлагают воспользоваться возможностями Интернета с тем, чтобы расширить информационное пространство до гра ­ ниц Центрального округа . К подобным просьбам читателей мы отнеслись со всей серь­ езностью. И по 'Договоренности с главным федеральным ин­ спектором в Липецкой области приступили с нынешнего номе­ ра к выпуску тематической страницы «Вертикаль». Ее матери­ алы составлены из публикаций журнала «Регион-Центр», газе­ ты «Страна, ки » , а та кже сообщений ряда информационных агентств. . Г е о р г и й П О Л Т А В Ч Е Н К О : «ЩАЧА ПОЛПРЕДОВ - ЗАЩИТА ГОСУДАРаВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ» имодействовать, чтобы успеш­ но решать задачи развития ре­ гионов и округа в целом. Я стремлюсь к тому, чтобы все без исключения губернаторы видели во мне своего партне­ ра». «Мы — государственные чи­ новники и участвовать в по­ литической борьбе на чьей- либо стороне не имеем права. Главное наше участие в вы­ борах — контроль за соблю­ дением законодательства». «Наш президент определяет стратегию государства, его ос­ новных звеньев. Без полити­ ческого руководства, как по­ казывает опыт последних лет, руководство хозяйством мало­ эффективно. Оно тонет в мо­ заике местных и частных ин­ тересов, а в результате общие задачи не решаются. Поэтому важно понимать смысл созда­ ния федеральных округов как задачу реализации государ­ ственной политики в отдель­ ной укрупненной структуре. Недаром понятие «экономи­ ческий район» применялось и раньше при размещении про­ изводительных сил, управле­ нии хозяйственными и соци­ альными процессами». «Говоря о едином экономичес­ ком пространстве страны, от­ мечу, что для меня понятие «единые правила игры» озна­ чает только одно: любая власть —федеральная или ре­ гиональная — не должна ни миловать предпринимателей, даря временные льготы, ни «улучшать» какой-то абстрак­ тный «инвестиционный кли­ мат». В первую очередь она должна создавать для всех равные и понятные правила игры». ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Население — 37 млн . человек. Территория — 0,7 млн . кв . км . Регионы Центрально-Европейской России, обра зующ и е 2 э ко ном и ­ ческих района (Центральный и Центрально-Черноземный), — историчес­ кое ядро страны. Этому м а кроре гиону принадлежит первенство в стране по численности населения и основным фондам э коном и ки (1 /4), промыш ­ ленном у (свыше 1/5) и сельскохозяйственному (1/4) производству, науч ­ но-техническому потенциалу (1 /2 работников науки ). На долю Централь­ ного м а кроре гиона приходится почти третья часть в России прод у кц ии машиностроения и легкой промышленности, четвертая часть — химичес­ кой . Пятая часть — черной металлургии, основных отраслей его индустри­ альной специализации. Он лидирует та кж е по развитию производствен­ ной и рыночной инфраструктуры . * Рост промышленного производства на территории Центрального фе­ дерального о кр у га на 5 пунктов превосходит общероссийские показатели и составляет 14,6%. * Самая высокая плотность населения в России — в ЦФО : 63 человека на 1 кв . км . Самый низкий естественный прирост — 8 человек на тысячу рождаются , 16 человек на тысячу умираю т. Общая доля промышленности в ЦФО — 20% страны. Темп роста в о кр у ге — один из самых высоких — 25% в 2000 году. * Доля налогов и сборов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%. А н д р а н и к М И Г Р А Н Я М , политолог, вице-президент фонда «Реформа»: АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич. "Й" 103012, г. Москва, Никольский пер., д. 6. Тел. (095) 206-19-37. Главный федеральный инспектор в Липецкой области ЛАРИН Анатолий Николаевич. ЮГ 398014, г. Липецк, пл. Соборная, 1. Тел. 24-62-50. Общественная приемная при Главном федеральном ин- спекторе в Липецкой области. "Й" г. Липецк, пл. Плеханова, 1, к. 401а. Тел. 72-27-96. 1» И сторический опыт неопровер­ жимо свидетельствует, что в России модернизация оказыва­ лась успешной только в том случае, если она осуществлялась при одновременном укреплении политической власти. Можно вспомнить прежде всего сто­ лыпинскую реформу и нэп. И в том, и другом случае коренные экономические преобразования, направленные на рас­ ширение действия рыночных механиз­ мов и либерализацию экономической жизни, имели своим залогом укрепле­ ние исполнительной власти. И, напротив, попытки Александра II или Михаила Горбачева осуществить либеральные реформы при ослаблении политической власти привели к нарас­ танию хаоса и нестабильности в стра­ не и завершились в первом сдучае — гибелью самого монарха-преобразова- теля, а во втором — крушением госу­ дарства. Представление о том, что либерали­ зация общественных отношений может осуществляться одновременно по всем направлениям — и в экономике, и в по­ литической системе, не просто ошибоч­ но, но и смертельно опасно, чего, к со­ жалению, не поняли российские либе­ ральные реформаторы времен Гайдара. Иные представители праволиберальных кругов не понимают этрго и сегодня, ус­ матривая в государстве лишь досадную помеху на пути к экономическим и по­ литическим «свободам», которые на деле оборачиваются диктатурой олигархии над обществом. Опыт последних десяти лет неопро­ вержимо доказал: в условиях слабого, недееспособного, распадающегося госу­ дарства невозможно выстроить ни эф­ фективных рыночных механизмов, ни сколь-нибудь реальной политической демократии. Начиная со времен перестройки в стране неуклонно, по нарастающей шли процессы дезинтеграции, итогом которых стал распад Советского Союза, а затем и усиление центробежных тенденций внутри самой России. В результате де- факто и отчасти де-юре мы получили не «ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО» полноценную федерацию, а скорее кон­ федерацию с договорными отноЩения- ми между федеральным Центром и ре­ гионами, при фактически полной неза­ висимости Чечни, а также чрезвычайно широким суверенитетом Татарстана, Башкортостана и целого ряда других на­ ционально-территориальных образова­ ний. Следуя известному призыву Б.Н. Ель­ цина, некоторые региональные лидеры «проглотили» суверенитета значительно больше, чем реально смогли «перева­ рить», и таким образом создали реаль­ ную опасность для единства и террито­ риальной целостности страны. Сейчас уже мало кто помнит ситуацию в Та­ тарстане весной 1992 года, когда возни­ кла угроза повторения «чеченского ва­ рианта», а некоторые «горячие головы» в Кремле обдумывали возможность вво­ да войск в уходящую из-под контроля республику. Сегодня уже очевидно не только то, что в те дни Россия стояла на краю про­ пасти, но и то, насколько далеко ныне мы от этого края отошли, прежде всего благодаря реформе властной верти­ кали, проведенной президентом Пути­ ным. Н ет сомнений, что президент Пу­ тин уже на первом этапе свое­ го пребывания у власти при­ шел к выводу, что в том случае, если ему не удастся консолидировать власть, все разговоры о либеральном рынке, сво­ бодной конкуренции, экономическом подъеме, эффективной социальной по­ литике, интеграции России в качестве равноправного субъекта в мировое со­ общество можно будет просто забыть. Неудивительно поэтому, что он без промедления начал реформу власти, и прежде всего властной вертикали. Пре­ зидент поставил своей целью покончить с «боярской вольницей», когда регио­ нальные лидеры не только добивались для своих регионов особого статуса, но и пытались — и подчас небезуспешно — диктовать свои условия федерально­ му Центру. Задаче восстановления управляемос­ ти в стране была подчинена как рефор­ ма Совета Федерации, направленная на снижение политического влияния реги­ ональных лидеров на федеральном уров­ не, так и деление всей территории Рос­ сии на семь федеральных округов и на­ значение в них полномочных предста­ вителей президента. О полномочных представителях президента и их роли в рефор­ ме власти следует поговорить отдельно. Задача, которая изначально ставилась перед президентскими полпре­ дами, — приведение Законодательства регионов в соответствие с федеральны­ ми законами. Это первый и очень важ­ ный шаг по созданию единого правово­ го поля в Российской Федерации. До этого мы имели своеобразную ситуацию, когда региональные лидеры не только вводили у себя законы, не соответству­ ющие ни Конституции РФ, ни федераль­ ному законодательству, но и объявля­ ли на весь мир, что эти законы — са­ мые передовые и что это и есть тот бес­ ценный опыт, который Центру еще пред­ стоит осмыслить и позаимствовать. Но сегодня задачи, стоящие перед полпредами, уже значительно шире. Они находятся в русле той стратегической цели, которую сформулировал в обще­ национальном масштабе президент Пу­ тин: разрушить чудовищный симбиоз криминальных предпринимателей и коррумпированных чиновников, обре­ кающий экономику на неэффектив­ ность, а государство —на недоверие со стороны граждан. Этот симбиоз, столь явственно сложившийся в эпоху Ельцина на уровне федерального Центра, с зер­ кальной точностью воспроизводился и в регионах, принимая там подчас даже более уродливые формы. Сегод­ ня одной из важнейших задач явля­ ется недопущение формирования ре­ гиональных олигархий, которые в прошлом нередко подминали под себя избранных глав регионов или просто продвигали на эти должнос­ ти своих людей. Решение этой задачи находится не­ посредственно в руках полномочных представителей президента и их аппа­ ратов. Полпреды не являются частью региональной элиты, они стоят как бы над схваткой в битвах региональных олигархических «гигантов». Полпреды могут и должны не толь­ ко раздробить «нерушимое единство» коррумпированной бюрократии и кри­ минального предпринимательства в ре­ гионах, но и способствовать установле­ нию новых правил игры, направленных на формирование честного и конкурен­ тного бизнеса. О том, что именно такая задача ста­ вилась президентом перед полпредами, свидетельствует, в частности, их персо­ нальный подбор: в основном — это вы­ ходцы из силовых структур, доказавшие в ряде случаев свою независимость от олигархических интересов и способность принимать решения в острых конфлик­ тных ситуациях. В том случае, если такую задачу удастся решить, можно будет говорить о формировании гражданского общест­ ва, по-настоящему независимой судеб­ ной системы, эффективном развитии мелкого и среднего предпринимательст­ ва и создании на его основе полноцен­ ного среднего класса. Г л е б п а в л о в с к и й , президент Фонда эффективной политики; ■ «Создание федеральных окру­ гов, на мой взгляд, было пра­ вильным управленческим ре­ шением. Полпреды — это чи­ новники, которые помогают президенту осуществлять его полномочия на территории страны. По большому счету, это инструменты руководителя го­ сударства». ■ «Создание института полпред­ ства дало возможность прези­ денту оперативно получать объективную информацию о происходящем в регионах, о со­ стоянии дел, связанных с обес­ печением национальной без­ опасности». I «Президент ставит перед пол­ предами задачу следующим об­ разом: мы не должны коман­ довать руководителями регио­ нов или заниматься их мелкой опекой. Мы должны четко вза- Н н к о л а й М А К А Р О В , заместитель генерального прокурора РФ : «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН» В июне 2000 года создано уп­ равление Генеральной прокурату­ ры Российской Федерации в Цен­ тральном федеральном округе^ Од­ ним из основных направлений де­ ятельности этого самостоятельно­ го структурного подразделения яв­ ляется «обеспечение исполнения на территории округа положений Конституции Российской Федера­ ции и других федеральных зако­ нов в сфере государственного стро­ ительства и федерализма». За прощедший период благода­ ря работе прокуроров, их делово­ му взаимодействию с государствен­ ными органами власти субъектов Федерации уменьшилось количес­ тво нормативных актов, противо­ речащих федеральному законода­ тельству, а в отдельных регионах таких актов уже не осталось (Ли­ пецкая, Орловская, Тверская об­ ласти). ло первый наш год независииоои » Г од тому назад новый порядок формирования Совета Федера­ ции положил конец нашему без- государственному существованию, кото­ рое я бы назвал «медиаконфедерация» России. Первые действия против Гусин­ ского, губернаторов и принятая вопре­ ки яростной контратаке федеративная ре­ форма надломили механизм Второй рес­ публики. Суть ее — контроль поля мас­ сового сознания, выстраивающегося на основе специально модулируемых «но­ востей». Реформа означала изменение политического режима, парализовавше­ го действие Конституции. Почему я говорю о медиаконфеде­ рации России? Потому что государ­ ственная, правовая, деловая раздроб­ ленность страны камуфлировалась яко­ бы единым информационным простран­ ством. На самом деле это пространство тоже было не единым. Москва в тече­ ние 10 лет, практикуя систему моно­ польного вещания на всю страну, на­ вязывая свои стереотипы, штампы, но­ вости, фактически привела к информа­ ционной сегрегации. И регионы просто закупорились , стали жить своей жизнью. Сегодня можно сказать, что граждане действительно живут в еди­ ном правовом пространстве, при всем том, что сохраняются обширные элемен­ ты конфедеративности. Постепенно складывается единый рынок, единая система правовых гарантий и полити­ ческих интересов. Год спустя федеративной реформы мы видим, что реализовалась ее сверх­ задача: раскрепощение общественной энергии, мирной энергии локальных со­ обществ, предприятий, гражданских инициатив. В России возникает новая великая демократия, которая заново оп­ ределяет свои каноны, свои собствен­ ные традиции. Наблюдателей удивляет патриотизм молодежи — и это при от­ сутствии системы официального патри­ отического воспитания означает, что через 10 лет после революции люди на­ чинают верить в свою демократию. Это означает, что они верят в способность маленького, рядового, но крепкого че­ ловека взять от жизни свое и не дать себя облапошить говорунам. Путин — Президент именно их, крепких россий­ ских хозяев, новых сильных кадров, но­ вых центров веры, хозяйствования и влияния. О дна из задач следующего поли­ тического сезона — определе­ ние, кто в России может счи­ таться элитой, в каких корпорациях она должна быть сосредоточена и представ­ лена. Старая элита была элитой медиакон­ федерации. Это были люди, которых по­ казывают по трем общенациональным каналам. А сегодня, когда телевизор больше не учит страну жить заново, вста­ ет вопрос: кто реально является лиде­ ром общественного мнения? Вот, в час­ тности, Совет Федерации может быть одной из таких элитных корпораций. Впрочем, это не единственная и недо­ статочная корпорация. Что произвела федеративная рефор­ ма? Она фактически раскрепостила мес­ тные общества. Сейчас просыпаются эле­ менты гражданского общества, граждан­ ские союзы, как мы их называем, то есть проступают интересы тех групп, для ко­ торых Путин, собственно, и проводил реформу. Независимых, деловых, поли­ тических, общественных, культурных, религиозных кругов. Но для них не су­ ществует никакой структуры. Ни СМИ, ни старая конфедеративная структура, ни наша политическая система не опи­ сывают ясно институтов, в которых мо­ жет формироваться политическая воля тех или иных групп. Не описывают форм посредничества, взаимодействия их меж­ ду собой. Все это сейчас надо искать на ходу, а в это время включается доста­ точно сильный механизм западных кон­ тратак. — Что вы имеете в виду под запад­ ными контратаками? — Западные СМИ, собственно гово­ ря, это и есть мировые СМИ, я называю их «западными» не потому, что Запад наш противник. И здесь произошли большие изменения. Если отсчитать год назад и посмотреть НТВ... НТВ действо­ вало просто: оно стремилось поддержи­ вать людей в негативном гипнотическом состоянии, то есть людей вводили в не­ который транс и старались сохранять в этом трансе, создавая им иллюзию сво­ боды при реальном отсутствии доступа к политической жизни и к собственнос­ ти. Современная тактика виртуальных операций — тематические блиц-кампа­ нии со смещенным (мнимым) источни­ ком. Публикация наводит на подозре­ ние о другом ее источнике, обычно — противнике дискредитированного лица. Это оказывается исключительно эффек­ тивным способом сеять вражду и вести к расколу такие информационно-консер­ вативные (в хорошем смысле слова) структуры, как православие в России. В последние месяцы развернулась бес­ прецедентная кампания давления на православие, суть которой —игра на рас­ кол православных конфессий, представ­ ление православия как ослабленной и распадающейся мировой религии на фоне победоносно наступающего католи­ чества и протестантизма. Вот Папа Рим­ ский приезжает в Украину — это миро­ вое событие. В этот момент одновремен­ но в «Московском комсомольце» и в «Московских новостях» появляются ма­ териалы: в первом издании — против Патриарха, в другом — против митропо­ лита Кирилла. Так, чтобы каждая из групп думала, что это она разместила материал против другой. Одновременно все три украинские православные церк­ ви начинают ссорить между собой, а за­ падные СМИ подчеркивают: «правосла­ вие расколото, католический мир един». На месте сектора олигархических СМИ складывается новый механизм — «пул подпевал», в который входят из­ дания Березовского и ряд региональных изданий, специализирующихся на «за- казухе» под видом «журналистских рас­ следований». Из крупных кампаний главные сей­ час три — на раскол Православия, на дискредитацию наших союзников, пре­ жде всего Украины, и на личную дис­ кредитацию Путина. Цель заключается в том, чтобы лишить независимую Рос­ сию ее реальной культурной и традици­ онной составляющей. Если Россия не православная страна, то она и не евро­ пейская страна, потому что православие — это и есть то, что нас связывает с Ев­ ропой. Поэтому как только Россия на­ чинает говорить о своей европейской ориентации, как только Путин заявля­ ет об этом приоритете, мы движемся в Европу — удар наносится по базе на­ шей религиозной традиции. О собо подчеркну очень важную тему —попытки поссорить Рос­ сию и Украину с Европой. В чем особенность поворота, который стал возможен только благодаря федератив­ ной реформе в прошлом году? Россия восстановила свои суверенитет, восста­ новила свою независимость и стала по­ зитивно относиться к независимости других посткоммунистических стран. Мы не хотим никого поглощать, мы хо­ тим взаимодействовать с другими неза­ висимыми странами. Оказалось, что это- то и представляет собой опасность. И начались атаки. Этой зимой мы наблю­ дали, как одновременно была разверну­ та атака против президента Путина. Ког­ да она захлебнулась, была развернута атака против президента Кучмы, из ко­ торой он вышел только в мае, произве­ дя чистку правительства. Одновремен­ но сейчас разворачивается атака против президента Лукашенко. Заметьте, все эти атаки построены по тому же при­ нципу — игры на взаимных подозрени­ ях... Украинцам говорят, что Россия против них, нам говорят, что украинцы против нас. —Именно поэтому сейчас увязыва­ ют скандал с Гонгадзе в Украине и от­ страненными оппонентами Лукашенко в Белоруссии? — Это и есть задача антиукраинских информационных центров — оказывать на президента Украины давление, угро­ жая ему судьбой Лазаренко и Милоше­ вича. Характерно, что эту линию ведет украинский филиал сайта Березовского «Грани». Увязывать их в сознании, со­ здавать цепочку —Лазаренко, Милоше­ вич, Кучма, Лукашенко — это задача очень определенной, маленькой, кон­ кретной группы заинтересованных лиц на Западе. Их задача — делегитимизи- ровать президентскую власть, создать ощущение, что президенты восточнее границы ЕС и НАТО не вполне закон­ ны. И тогда, раз они не вполне закон­ ны, другие политические силы могут законно выступать от имени населения. На этом базируется стратегия Березов­ ского и Гусинского, на этом же базиру­ ется стратегия Бжезинского. Поэтому очень характерный элемент этой кампании — это попытка террори­ зировать наших президентов междуна­ родными инстанциями. То нам угрожа­ ют международным трибуналом, то уг­ рожают международными расследовани­ ями. Причем везде выступают аноним­ ные «расследователи» и просто пропла­ ченные «юристы», которые пытаются создать механизм давления на наши страны. Но я думаю, это не получится.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz