Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ГОЛЬ и ВЫДУМКИ ПОЛЕМИКА ПОМАНИЛ ГАЗОМ ЧЕЛОВЕКДОЛЖЕНМНОГОГО СТЫДИТЬСЯ ПРОДОЛЖ АЕМ РАЗГОВОР О ТОМ , ЧТО ПРОИСХОДИТ С РУССКИМ я з ы к о м . СЕГОДНЯ - о С АМ О М БОЛЬНОМ : ОБ ОХВАТИВШ ЕЙ НАС ЭПИДЕМИИ СКВЕРНОСЛОВИЯ... «ВЕРНЫЙ ТАКТ, КОТОРЫЙ МЫ В нашей почте варетились письма, ничем не связанные на первый взгляд. В одних - тихие размышления о судьбе церков­ но-славянского языка, в других - взволнованный протест про­ тив охватившей нашу арану эпидемии сквернословия. Но оказывается, что две эти темы, две проблемы находятся в мно­ говековой зависимости. Во многом именно насильственное забвение славянского языка после 1917 года привело наш разговорный язык к сегодняш­ нему состоянию. МОЛИТВА О ЯЗЫКЕ Наш язык - едва ли не сомое дарагае для меня из земных «ве­ щей». Ега подарили мне в детст­ ве родители и бобушко - все они были очень хорошими учи- телями-литеротороми. Я блогодорно вам за ночо- тый разговор. И хочется, чтобы в беседе о русском языке не был забыт и его корень - язык славянский. За дводцоть лет мо­ ей жизни в Церкви мне доволь­ но часто приходилось слышать жалобы но непонятность бого­ служебного языка, пожелония перевести церковную службу но современный русский, о за­ одно и упростить: вон, мол, у ка­ толиков молятся сидя, о в сек­ тантских собраниях - вообще своими словами. Призывы к переложению церковного языка но современ­ ный звучат не впервые. Они раздавались кождый роз, когда ношу страну лихорадило от по­ трясений. В начале XX веко Священным Синодом было создано комис­ сия для редоктировония богослу­ жебных книг. Язык богослужения был зометно русифицировон, сложные славянские обороты и некоторые слово заменены но более простые грамматические формы. И что же? Именно по­ род церковный дружно отверг новые книги, предпочитая сто- рые. И когда после 70-летнего перерыва появилась возмож­ ность переиздовоть богослужеб­ ные книги. Московская Патриар­ хия вернулась к старой редакции XVII веко, о не ночоло XX. Рус­ ские, украинцы, белорусы, сер­ бы, болгары, правословные в Восточной Словакии - все до сих пор пользуются в богослужении одним языком. Ток что церковно- славянский язык объединяет сла­ вянские народы. Когда день дома, в хроме, в школе ночинолся и зокончиволся молитвой но торжественном и необычайно красивом языке, просто невозможно было тут же. столи видны сразу (например, три розных слово «мир», «м1р» и «м1ро» стали совершенно неотли­ чимы при чтении, особенно при склонении их по падежом). Дру­ гие, более серьезные и, не побо­ юсь преувеличения, страшные плоды мы пожинаем теперь. Лю­ ди стали глухи к божественному. Есть в Церкви понятие «номо- ленность». За этим понятием ча­ ще всего стоят древние хромы и иконы, в которых и перед кото­ рыми много веков молились на­ ши предки. Таким же намолен­ ным является церковно-славян­ ский язык. Было бы замечатель­ но, если б славянский язык вер­ нулся в школу. Хотя бы обзорно. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Актер Алексей ПЕТРЕНКО: - Надо предчувствовать и предвидеть свое одиночество. И надо к не­ му готовиться. Мы живем сообща, а умираем одинокими. Предвидя это, надо уметь отказывать себе во многом, готовиться достойно уйти в мир иной. Что нужно для этого? Самоограничение. Надо ставить перед со­ бой определенные задачи. Для себя я их определил: изучить к концужиз­ ни церковно-славянский язык. Учу его самостоятельно и счастлив этим... В голове актера накапливается много мусора-цитат из разных и не са­ мых лучших пьес. Все это надо выбрасывать, о заполнять достойным тек­ стом, о что может быть достойнее церковно-славянского языка? (Из интервью газете «Культура») Кинорежиссер Савва КУЛИШ: - Поразительны ничтожные знания охмуряемой молодежи. Специаль­ но для русских нацистов я рассказываю о том, что Гитлер готовил для русских, как собирался уничтожить всех, имеющих образование больше 4 классов. Как хотел всех загнать за Урал, взорвать Москву и Ленин­ град, сделав на этом меае гигантские озера. Как говорил, что мечтает о времени, когда русские будут изъясняться языком жестов, потому что это народ эмоций, а не рационального знания. (Из последнего интервью, май 2001 года) отложив в сторону молитвослов, пойти сквернословить. После трагического Октября декретом Ленина церковно-словянский язык перестал быть предметом школьного образования, о рус­ ский письменный значительно уп­ рощен путем выбрасывания из алфавита некоторых букв. Одни плоды токого упрощения языка факультативно. В Белгородской области уже есть такой опыт. Марина ЗАХАРЧУК, регент церковного хора, преподаватель школьного кружка «Основы и ценности Православия», с. НОВЕНЬКОЕ, Белгородская область. ПОТЕРЯЛИ...» Горячая благодарность согре­ вает мое сердце ко всем, кто участвует в разговоре о русском языке. Умное, нужное дело. И по­ смотрите, какие люди отыскались чудесные. Зохотелось и мне свое слово сказать. Убеждена в том, что словарь Доля - это язык пре­ ходе всего провословной России. Недором же Ломоносов писал: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве... утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим но сла­ вянском языке украшаться бу­ дет». Язык Церкви - это голос любви. До и не только в хроме, но и но земле ношей грешной можно отыскать отаоженное си­ яние этой любви. Сколько (и ка­ ких!) определений способно ро­ дить для своего чадо любящее сердце матери. Не оскудеет лю­ бовь - не оскудеет и язык. С оживлением веры, о зна­ чит, души народа вернутся в язык и многие слово Доля, ибо они никуда и не уходили от лю­ дей одухотворенных. Свое дет­ ство я провела в деревне Пок- рово-Тугоч Ирбейского района Красноярского кроя. Были бед­ ность и нищета, но они кок-то тусклы в моей памяти, о вот вол­ ны доброты я помню ярко. И сейчас мне кажется, что росло я среди сестер и родни пушкин­ ской Арины Родионовны. Будто о моих земляках сказал когда-то Гоголь, что жили они, «умея вы­ разить истинное существо вся­ кого дело.., ток, что никого не оскорбит выражением и не вос­ становит ни против себя, ни про­ тив мысли своей.., - одним сло­ вом, тот верный такт, который мы потеряли среди ношего свет­ ского оброзовония...». Антонина ПАНТЕЛЕЕВА. КРАСНОЯРСК. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Православный богослов Александр КАМЧАТНОВ: Отсечение славянского языка изменило языковую ситуацию в целом: исчез священ­ ный язык - и изменилась иерархия ценно­ стей... Го, что раньше гнездилось в подполье и боялось выйти на свет, теперь нагло лезет в глаза и уши: нет священного - и нечего больше стыдиться. Примеры этого бесовско­ го разгула у всех на виду и слуху: омерзи­ тельная матерная брань стала обычной не только но улице, но и в литературе... Самое ужасное заключается в том, что это брань, сальный юмор, похабные анекдоты, всевоз­ можные жаргоны, наглое похохатывание над всем и вся - все это стремится стать нормой языкового употребления... Выросли поколе­ ния, не знающие славянского языка... Непо­ нятность славянского языка по большей час­ ти мнимая, и сетования на его непонятность изобличают в христианине ленивого роба, не пожелавшего приложить и малого усилия для того, чтобы приобрести сокровище. «Мучители и еретинцы» Православия. Рисунок по фреске Зографского монастыря на Святой горе. СКВЕРНОСЛОВИЕ ПОДЧИНЯЕТ НАС ПРЕСТУПНОМУ МИРУ я поручаю своим учащимся вести орфоэпи­ ческий словарь, куда включать слово, которые жители нашего село произносят неправильно. Пытаюсь учить школьников «от противного»— кок не надо говорить и писать. Человек должен многого стыдиться, если он человек. В языке есть слово, которых нужно аыдиться. И ном всем следует понимать опос- ноаь тотального распространения скверно­ словия. Я часто напоминаю своим ученикам слово Александра Солженицына: «Пусть это приходит в мир и доже царит в мире, но не че­ рез меня». Мы не властны над речью других, но НОДсобственной речью мы властны. Это на­ ше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Ведь в нравственном отношении вульгаризация речи приводит к невольному подчинению гово­ рящих психологии, мировоззрению тюремно­ лагерного преступного миро. Но что же ноша надежда? Ко- ________ нечно, но мудрость народа, но художественную литературу, но возрождение любовно-бережного отношения к языку и к слову. Николай РУХЛЕНКО, директор средней школы. с. ОРЛИК, Белгородская область. го у меня набралось: только 219. Среди них есть и такое: «Если одно-два приветливых сло­ ва могут сделоть человеке счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом...» Наталья БАКАЙ. пос. ВОЛОДАРСКИЙ, Астраханская область. КРИК ДА РЫК Разве то, что мы слышим но улице - это рус­ ская речь? Это крик до рык и мот. Я прорабо­ тало акушеркой сорок четыре года. Естествен­ но, работало с молодежью. Словарный запое у многих минимальный. Иногда срозу не пой­ мешь, о чем человек хочет с тобой поговорить. Своей внучке я росскозывою сказку про вол­ шебные слово. Жили-были слово у дедушки Да­ ля. Он собрал их в книгу, кок в теремок. Жили они дружно, но вот заметили, что их совсем за­ были, никто их не приглашает норухсу. Решили АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ОДНО ПРИВЕТЛИВОЕ - И ТЫ СЧАСТЛИВ Мне дводцоть семь лет. Не пе­ рестаю удивляться, кок люди сей­ час общаются меходу собой? Как-то в городе но остоновке двое мужчин разговаривали между собой. Вернее, говорил один, о другой слушал. Ток вот из речи говорящего я уловила только дво хороших слово. Это когда в конце разгово­ ра он скозол: «Ты понял?» Но сомое неприят­ ное: все, что он говорил плохого (нецензурно­ го), было о женщине. Говорят, что мот - это то­ же речь «розговорноя», но всему же есть мера и предел. Кок жаль, что сейчас редко услышишь: «молодой человек», «барышня», «дитя»... У меня есть увлечение, я собираю выскозы- вония великих людей, мудрецов: о женщине, о любви, о взоимоотношениях... Их поко немно- Автор повести «В окопах Сталинграда» Виктор НЕКРАСОВ: ...Нет, не тянет оно, это французское «жюрон», вялое, без души. Тут бы покрепче, выразительнее. Знаем мы как... Но воздержусь... Не приветствую новое увлечение. Вспо­ минаю Толстого. После Бородина старик Кутузов сочно мотюкнулся, солдаты заржали, пришли в воаорг, и мы все поняли, хотя заветные слова автор и не произнес. Да бу­ дет он нам примером... три слово «спасибо», «извините» и «пожалуй­ ста» сами выйти из словаря и погулять по горо­ ду, посмотреть, в чем дело. Подошел автобус, народу много, все толкаются, наступают на но­ ги. «Извините» думает, что ему сейчас будет ра­ бота. Ан нет, никто даже не подумал извинить­ ся. Ток наша обиженная троица и бродила по городу, но оказалось, что никому они здесь не нужны. Тихо побрели слово к дедушке Далю, где всем хватает места, где все живут дружно. Тамара ЛЯМШЕВА. город БАРАНЬ, Беларусь. МЕРЗКИЕ СЛОВА ДОБРАЛИСЬ И ДО СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКИ Воши публикации - это проблеск надежды, но очень слабый проблеск. Автор радиопере­ дачи «Встреча с песней» Виктор Татарский предполагоет, что в сибирской глубинке ба­ бушки не «загрязняют» свою речь. Я - одна из этих бабушек и могу с уверенностью сказать, что богобоязненные бабушки потому и не упо­ требляют мерзкие слова, что знают - говорить плохое слово есть великий грех перед Богом. Но послушоли бы вы, кок розговоривоют в той же сибирской глубинке деды, мужчины, моло­ дежь и даже малолетки дети. Нецензурное сло­ во можно слышать всюду, доже от ток называ­ емых образованных людей, и никто не одерги­ вает собеседника. Оскудение русской речи норостоет катаст­ рофически, и бороться с этим, похоже, некому. Моя мать сказала бы по-своему: исковерколи русскую речь. Она никогда не употребляла бранных слов. Даже слово «собака», обра­ щенное к человеку, считалось у нее неприлич­ ным. Валентина ЛАСИЦА. село КЛЮЧИ, Алтайский край. КОМУ-ТО МАТ ПОМОГАЕТ, А МНЕ РУГАНЬ НАДОЕЛА Вспомните любой уличный разговор десяти­ летней довности и послушойте, как на улице разговоривают сейчас - вы увидите, как увели­ чилось с тех пор количество бранных слов. Ес­ ли вдуматься, мат выполняет, конечно, некото­ рые функции. Например, он дает человеку не­ которую разрядку, если тот переживает или злится. Но в общении, в обычном дружеском трепе - вот там-то он зачем? Из искусственно­ го ограничения бранной лексики ничего не выйдет, потому что мат - следствие, а не при­ чина. Меня тревожит все это. Противно, про- .ТИ8НОпо поводу и без поводе слышать ругань! Денис ВИТКАЛОВ, ПЕРМЬ. Читательские письма и комментарии подготовил Дмитрий ШЕВАРОВ. В Барнауле взят под стра­ жу некто Промыслов (говоря- щоя фамилия!), вербовавший рабочих якобы для компании «Сургутнефтегаз». Предлогоя поехать но Север, он сулил золотые горы. Правда, заодно взимал предварительную пла­ ту «но билеты» - по 5 тысяч рублей с каждого без пяти ми­ нут северянина. К счастью последних, отъ­ езд в Сургут не состоялся - благодаря сотрудникам мили­ ции, задержавшим жулика. Выяснилось, что 52-летнего «покорителя Севера» разы­ скивало и милиция Омска, где Промыслов успел облапошить группу доверчивых жителей но 10 миллионов рублей. Виктор САПОВ. БАРНАУЛ. ДОМ д л я КРОКОДИЛА Сотрудники Самарского зоопарка в трансе: совсем не­ давно они переселили нильско­ го крокодила Кузю из полуто­ раметрового аквариума в шес­ тиметровый, который соорудили но свои небогатые средства, о Кузя продолжоет рости! Вообще-то нильские крокодилы вырастают до 10 метров. Жили­ ще для такого гиганта обойдет­ ся работникам зверинца кок минимум в 600 тысяч рублей... Владимир МАХОВ. САМАРА. СОВСЕМ ЧЕРНЫЙ ПИАР в Нижнем Тогиле задержаны четверо подростков: они изу­ верски портили витрины ком­ мерческих магазинов ядовито­ черной краской. Зо две недели «художники» измазали два де­ сятка фасадов и витрин. И де­ лали они это не потехи роди, о по заказу конкурентов потер­ певших. Именно конкуренты взяли но себя расходы но крос- ку и «маляров». Милиция высле- дило-токи «пачкунов». Теперь суд установит: за чей счет ре­ монт? Сергей МИШИН. Свердловская область. ОЧЕВИДНОЕ И ВЕРОЯТНОЕ ПРОФЕССОР ВАЛЕРИАН СОБОЛЕВ ОТВЕЧАЕТ «ДЕЛОВОМУ ВТОРНИКУ» В прошлом номере «ДВ» академик Эдуард Кругляков, председатель комиссии Рос­ сийской Академии наук по борьбе с лженаукой, поставил под сомнение и весьма иро­ нично высказался по поводу нашумевших в последнее вре­ мя и претендующих на роль сенсаций серии открытий груп­ пы волгоградских ученых во главе с лауреатом Ленинской и Государственной премий ака­ демиком Российской Академии естественных наук, профессо­ ром Валерианом Соболевым. Бурная полемика объяснима: заявленные ученым открытия не укладываются в существую­ щую теорию. По сути, это на­ стоящий переворот в ученых умах! А что думает о шумихе вокруг своего имени сам «име­ нинник»? Наш корреспондент встретился с ученым в Волго­ граде. - Все обвинения в некомпе­ тентности и доже в жульничест­ ве для меня настолько несе­ рьезны, что я стараюсь не тратить время но их обсужде­ ние. Ноша робота идет пол­ ным ходом, авторский коллек­ тив сейчас трудится почти круг­ лосуточно. Готовимся к очень серьезному тестированию. Оно намечено на ноябрь и со­ стоится в одной из авторитет­ нейших американских лаборо- торий. Тогдо и посмотрим, кто прав. А пока лишь напомню слова Нильса Бора, заметив­ шего как-то, что в мире суще­ ствует сообщество постраш­ нее бандитского: это сообще­ ство ученых. Являются ли семь наших от­ крытий фундаментальными - покажет время. Так, кстати, бы­ ло всегда. И если какой-то до­ стоверный экспериментальный факт не укладывоется в ромки теории - что ж, тем хуже для теории. Наши открытия, меж­ ду прочим, подтверждены па­ тентом в США. - Да, но Сергей Капица за­ явил по этому поводу, что есть патенты и на вечный двигатель, но нет ни одного работающе­ го. - Думою, с такими заявлени­ ями Капица рискует своей на­ учной репутацией. Патенты ведь просто так не выдоются. Сейчас группа немецких одво- котов по нашему поручению ведет роботу по европотенту. Уверяю вое, в скором времени и он будет получен. (Напомню читателям, что речь идет об особом физико­ химическом процессе - ученые назвали его «процессом обед­ нения», - позволяющем полу­ чать принципиально иные ма­ териалы в ином состоянии. В результате, по утверждениям Соболева и его коллег, откры­ ты новое состояние вещества, новый класс материалов, неве­ домый ранее источник энергии, метод генерации низкотемпе­ ратурной плазмы и на его ос­ нове - новый сверхпроводник. В лабораторных условиях по­ лучен и неизвестный науке до­ селе источник энергии. - М.Г.). - Почему же вы до сих пор никому не продемонстрирова­ ли результаты своих экспери­ ментов? - Это все болтовня! Мы про- демонстрироволи достигнутый эффект но президиуме РАЕН. Там были крупные ученые, уме­ ющие отличить фокус от откры­ тия. К примеру, американцы взяли осколок полученного ма­ териала, подключили систему, приборы покозали реальный электрический потенциал. По­ том они его принудительно розрядили. Через четыре часе осколок вновь показал свой потенциал. - И от чего он зарядился? - От окружающего про­ странства. Здесь нет мистики. Если вникнуть в суть открытий, то выяснится, что это достаточ­ но простые, вписывоющиеся в наши предстовления вещи. Просто никому из оппонентов не пришло в голову ознако­ миться с процессами и матери­ алами лично, о не с чьих-то слов. - Почему же тогда вы не описали открытия в статьях, как это принято в научном ми­ ре? - Заниматься писанием на­ учных статей, их рецензирова­ нием и проталкиванием - зна­ чит, отнять у себя много доро­ гого времени. Я очень занят, тратить время только на то, чтобы докозоть очевидное, не собираюсь. - И все же сегодня ученый мир и власти отрицают воши открытия. Вы рассчитываете пробить стену? - А я и не собираюсь ее пробивать, к тому же она сов­ сем не глухая. Многие видные исследователи на нашей сто­ роне. Мы спокойно продолжо- ем идти своим путем. И денег ни у кого не просим. Слово Бо- научились зарабатывать, росто хотелось бы, чтобы от­ крытия зометили в России. За рубежом-то и так заметят. Михаил ГУРЕВИЧ. ВОЛГОГРАД. Р(; ЭКСПЕРИМЕНТЫ МАЛЬЧИКИ - НАЛЕВО... РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В Ш КОЛАХ : «ЗА» И «ПРОТИВ» СО СЛОВ «ПОДОПЫТНЫХ КРОЛИКОВ» Поголовное разделение школьников на мальчиков и девочек России пока не грозит, хотя спорам о такой реформе образования уже три десятка лет. Над предложением рефор­ маторов принято подтрунивать (как изящно выразилась одна уважаемая газета, детей раз­ делили «по туалетному прин­ ципу на М и Ж»). Между тем эксперимент идет своим путем: например, в 16 классах ставро­ польского кроя с этого года мальчиков и девочек развели решительно и бесповоротно - до выпускного вечера. Что дает токая мера? Тео­ рий на сей счет тьма. Но за от­ ветом я отправился в 3-й «Г» федней школы № 19 города Ставрополя, где роздельное обучение проводится вот уже три года. И вот сижу но «Кам­ чатке», рядом с Санькой. Его с друзьями-поцонами подопытны­ ми кроликами назвать - язык не поворачивоется. Не из вежли­ вости - просто все в этом 3-м «Г», как и полвека назад в но- шем клоссе. Та же омерзитель­ ная доска из коричневого лино­ леума, мел и тряпка - ничего нового не придумали. И стол, и шариковая ручка, и ломпы дневного света, и перегружен­ ная программа - вкупе все это сулит для Саньки многолетнюю изуверскую пытку. Я не сгущою. Зо последние пять лет количество детей до 14 лет с общими заболевониями но Ставрополье увеличилось но 10 процентов. В других регио- нох не лучше. Если 15 лет на­ зад лишь каждый двадцатый юноша не мог быть призвон в ормию по состоянию здоровья, то сейчас уже каждый третий. Кому нужна школо, которая за­ ведомо уродует детей? Но есть ли прок уже сегодня от того, что девочек с мальчиками рос- садили по розным классам? Привожу монологи сомых заин­ тересованных лиц. - Я, Валентина Егоровна ЕРОЩЕНКО, работаю в 19-й школе 25 лет. Учителем, заву­ чем, теперь вот директором. Сразу сках^: реформиро- воть систему обучения надо по нескольким напровлениям - только тогдо возможен резуль­ тат. У нас все ночалось со спе- циолизированных лицейских классов. В один из них мы на- броли, помню, 26 мальчиков и всего три девочки. Само жизнь продиктоволо тогда фактиче­ ское раздельное обучение. И ничего строшного не произош­ ло. Первый результат: наши юноши стали более голантны, девушки - скромнее. Потом в Ставрополь прие­ хал профессор Владимир Ба­ зарный. Не педагог, между про­ чим, а доктор медицинских на­ ук. По его технологии ученик должен двигаться, вставать, си­ деть, вертеть головой, переклю- чоть внимание - в этом суть его «здоровьесберегающей техно­ логии в обучении и воспитании детей». В ней, в частности, бы­ ло еще одно требование - раз­ дельное обучение. Ношелся эн­ тузиаст - учитель младших клас­ сов Виктор Васильевич Рязан­ цев. Так три года назад поя­ вился первый «мальчиковый» класс. Как видите, не жажда выделиться, не учительская при­ хоть - жизнь сома нас подвела к этому решению. «Нездоровое явление, ущербность, возможная нетра­ диционная сексуальная ориен­ тация»... Об этих угрозах мы, конечно, читаем в желтой прес­ се, но не считаем их серьезны­ ми. Мы видим положительные результаты своей работы. Про- погандой их сейчас я занимать­ ся не хочу: все-таки экспери­ мент только идет, ребята взрос­ леют. Отмечу только: и педаго­ ги, и родители, и дети сегодня считают такую форму обучения естественной и полезной. - Я, Тамара Евгеньевна ПАРФИЛОВА, завуч, ответст­ венна за эти эксперименталь­ ные классы. Их в школе пять. Теперь вот появился клосс девочек. Исклю­ чительно добровольно, по же­ ланию родителей. Почему? Вот полноя информация по нашему опыту. Исходные физические данные у всех детей примерно одинаковые. А дальше, уже на второй год экспериментольные клоссы заметно выделяются. Мальчики здесь и выше (в сред­ нем но 3 см) и крупнее на два килогромма. В начале года на учете у ортопеда было 9 де­ тей, к концу - 6. У невропатоло­ га - 8 и 6, у окулиста - 6 и 5. За год учебы здоровье детей за­ метно улучшилось. Это фокт. Многочисленные комиссии пришли к выводу: учащиеся экс­ периментальных классов более организовонны, дисциплиниро­ ванны, выносливы, коммуника­ бельны, более свободны в об­ щении, нежели их сверстники. Потому что они развивоются в естественной среде. Мальчики и девочки - два мира, дво типа нервной системы. Девочки луч­ ше развиты, они на два года опережают своих ровесников. Так устроила Мать-Природа. Они и учатся по-разному. Де­ вочкам подавай с чувством, мальчикам все надо разложить по полочкам. При совместном обучении это невозможно. А в однополых классах результаты учебы на 6 процентов лучше, чем в совместных. Это, кстоти, не только ноши наблюдения - подтверждается результатами исследований педагогов Брита­ нии, где и раздельное, и совме­ стное обучение развивоются параллельно. И' где тоже вечно идут споры - что лучше. - Я, Виктор Васильевич РЯЗАНЦЕВ, учитель начальных классов. Мне 34 года, в школе работаю десять лет. Сам хорошо помню не толь­ ко плюсы, но и минусы совмест­ ного обучения. Теперь убежда­ юсь на практике. В «девчачьем» классе учится Гюнель. Смышленый, очорово- тельный ребенок. Но плохо го­ ворит по-русски, оно азербай­ джанка. Среди ровесниц ей на­ смешки не грозят, а при маль­ чиках она просто сломалась бы, замкнулась. В нашем клас­ се был случай: мальчик... опи­ сался. В своей среде - пустяки, дело-то житейское. Посмеялись и на другой день забыли. А будь рядом девочки, ему была бы такая душевная травма! Я заметил: в совместных клоссох детская дружба раз­ дроблена на отдельные групп­ ки. Два-три мальчика с одной девочкой, или наоборот. В раз­ дельных классах - это монолит, всеобщая солидарность. Все это применительно уже для се­ ми - десятилетних. - Я, Лариса Ивановна, м а т ь т о г о с а м о г о Саши, к о т о р ы й с и ­ д и т н а « К а м ч а т к е » . Я очень довольно, что мой сын растет в «мальчишечьем» классе. Честно говоря, у нос были сомнения, теперь - нет. Отец Соши - предприниматель, можно было учить мальчика в элитной школе. Но сейчос по­ смотрели и поняли, что он - на месте, в хороших руках. Срав­ нивая его со сверстниками из других школ, могу отметить: Са­ ша стол спокойнее, увереннее в себе. Меня беспокоила его некотороя капризность. Сейчас вижу, он избавляется от этого грешка. Недавно, например, сын вспоминол, как учитель его отчитал перед всем классом. И это при его-то самолюбии, при явной тяге к лидерству. ...Сам себе удивляюсь: придя в школу N° 19 абсолютным противником, я покинул ее аб­ солютным сторонником. Это здорово, что в 16 клоссох Ставрополя решились но токую пробу. Что и в гимназии № 31 есть такие клоссы, что техноло­ гия профессора Базарного внедряется в городах Буденнов­ ске и Минеральных Водах. Провда, не открою Америки: суть все же не в технологии, а в людях. Умеем мы сомую хоро­ шую идею довести до полного кретинизма - неумеренным вне­ дрением. Еще только осторож- ноя проба, а нам уже мере- щотся роздельные школы и не­ здоровые перекосы в половом воспитании... Борис ПРОХОРОВ. СТАВРОПОЛЬ. Вот они, «подопытные кролики» из 3-го «Г» школы N9 19 г. Ставрополя. Ш М 4 -ШШ Учредитель и Издатель <(Информоционно>аналктическое а ген таво <(Деловой вторник» Издоние зорегисгоировоно Министерством РФ по делом печоти, телерадиовещания и средств моссовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы; (095) 257-37-83. C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. ИнтернЬт-сойт: НПр://1пГогт.а1!1.гц. Е-тоИ: у(огп1к@асП.ги «Деловой вторник». Перепечотко без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование мотериолов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московскоя, 83. Общий тираж 2.997.805 экз. Цена - бесплатно. •Трибуно», .Трудт, «Робочоя газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Белорусь), «Шанс» (Германия), «Экспресс» (США-Канада), «Деловые вести» (Волгоград^, «На смену!» (Екатеринбург), «Аркангельа» (Аркангепьск), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Северный крой» (Ярославль), «Стовропальскоя правда» (Ставрополь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Советская Башкирия-Известия Бошкортоасна» (Уфа), «Волжская коммуно» (Сомора), «СоветскийСахалин» (Южно-Сокслинск), «Коммуно» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Кураая правдо» (Курск), «Калинингродскоя правда» (Колинингрод^, «Тамбовскаяжизнь» (1ом6ов|, «Республика Таторстом» (Казань), «Тюменская провдо» (Тюмень), «Белгородская провдо» (Белгород), «Орловская правда» (Орел), «Веаник-Наша Пенза» (Пензо), «Ноше время» (Роаов-но-Дону), «Робочий крой» (Иваново), «Липецкая газета» (Липецк), «Красноярский рабочий» (Краснея^), «Нижегородские новоаи» (Н.Новгород^, кНовоаи Югры» (Хонты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Коспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), «Челябинаий рабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Робочий путь» (Смоленск), «Вятский крой» (Киров), «Брянский рабочий» (Бряна), «Кузбосс» (Кег/ерово), «Алюйскоя провдо» (Барнаул), «Земское обозрение» (Сороюв), «Пульс Аксоройско» (Астрахонь|, «КЗ-Вседля вое» |Мурмонск|, «Коммунар» (Тупо), «Советскоя Сибирь» (Новосибирск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz