Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
23 сентабр|| 2000 № 190 (21318) ШИПЕЦКАЯ •^Ж га зета <1 ПОВОДДЛЯ РАЗМЫШЛ1 ПНИ А нтон внимательно смотрит в глаза отцу, взгляд его пытлив и проницателен на столько, что отцу становит ся не по себе. Как будто он хочет проникнуть в самую I суть души своего родителя % и спросить его: —Папа, а ты всегда был таким примерным, каким учишь быть меня? Но папа уходит от этого молчаливого вопроса и объ являет условие: —Если не будешь меня слушаться, не поедешь на велосипеде, понял? й — Понял ,— говорит ' внук, и папа, довольный ре- ' зультатом проведенной вос- 4 питательной беседы, от- ^ правляется на балкон выку- рить свою любимую трубку. А теперь уже мне как теще спросить хочется у зятя: I — Вот уже четыре года 1 ты живешь у нас. И четы- , ре года я прошу тебя об ц одном одолжении •—не ос- тавлять грязную чашку на ш кухне, после того как ты попьешь чаю. I И что же? И ничего! Все Ч та же чашка, на том же мес те и в том же виде. Требо вание мое к тебе минималь- ц ное, но и оно тебе оказалось ^ не под силу. Ведь это тре- бование к себе, а не к кому- то. Почему же теперь, став отцом, ты так лихо требу- ешь неукоснительного вы- полнения своих требований >от своего сына? Легко тре- |бовать с него, но как же I трудно с себя! ц Нет, не вслух я это го- I ворю. Это мой внутренний I монолог. Вслух я скажу к зятю, пришедшему с рабо- ^ — Вудешь есть горячие / щи? — и все. & Дело в том, что по своей ,, профессии я читаю лекции : и могу убедить на них кого угодно —и студентов, и ра- щ бочих, и учителей... Но дома ^ у меня ничего не получает- ' ся. Я никогда не могу пе- ' реубедить своих дочку и зятя. Они вдвоем меня всег да так заговаривают, так ,, настойчиво убеждают, так ' убедительно доказывают. что я сдаюсь заранее. И те перь все свои педагогические монологи произношу только про себя. Вы жалеете меня и дума- • у меня нет самолю- опыт заслуживает, конечно, уважения, но, к сожалению, редко кого он убеждает. Осо бенно опыт в семейной жиз ни. Думаю, как бы ни сложи лась их дальнейшая судьба. деть с внуками или нет. А в том, чтобы найти верный тон взаимоотношений со своими взрослыми детьми. Ох, как мы заблуждаемся, когда счи таем, что дети наши, только наши и будут ими всегда. Смею вас уверить, что только до свадьбы будет дей ствовать ваша семейная пе дагогика, а дальше начнут проявляться ваши успехи или неуспехи. Ошибки свое го воспитания вы будете по стоянно чувствовать на бия? Очень даже есть! Вы думаете, я слабый человек? Нет, это не так. Вы думаете, мне не обидно? Еще как обидно и даже как- то стыдно и, в об щем, неловко за себя. Но каждый раз я заставляю себя идти на компромисс. Во имя чего? Во имя любви к внуку! И во имя сохранения кон такта с дочерью. Нравится мне это или не нравится — , об этом поздно те- о перь уже говорить. ^ ' Мне много чего не О нравится. Но выска- зать я могу это толь- ^ ко вам, но не им. Да, ш мне не нравится их х стиль жизни —не к ^ этому я готовила дочь — мало духов- о! ности, один быт. Да ' 5' и быт мне их не нра- 0 вится, не нравится, как они готовят и I что они едят, и как ведут хозяйство, и как день ги тратят. Все Не так, все не по-моему. Так бы взяла и вы сказала им все в глаза. Но вот этого-то и не делаю. Твердо знаю —не имею права!А они имеют право на свои ошибки, свои заблуждения. Чужой они не смогу '1 .меня упрекнуть в том чго я ло.мепга.ча их счастью. Думаю, что самые боль шие трудности современных бабушек не в том, чтобы по могать или не помогать ма- им детям, си- егаем мы с Антоно т, прыгаем, веселимся —полный контакт и понимание. А так как его ро дители все время стараются сохранять серьезную мину, то мне, наоборот, хочется все время шалить с ним, бало ваться, нарушать запреты. Мне нравится роль добро го Карлсона, потому как ясно очень вижу, как ко ротко и неповторимо, не восполнимо детство, как важно накопить в ребенке запас радости и игры. А играть я люблю самозабвен но, входя в роль не пона рошку. Мы понимаем друг друга в игре, мы понимаем друг друга в жизни, мы вообще с ним большие друзья. Я не могу быть объективна в отношении внука, это просто магия какая-то — он мне кажет ся самым красивым! И мым обаятельным! Что де лают они с нами, наши вну ки? Что это за эликсир бод рости, их любовь? И поче- | му она нам так нужна? | Конечно, глупо так | влюбляться в собственного | внука, еще смешнее выгля- | дит ревность или обида на | него. Но ведь это все су ществует В жизни — в на- I шем, в вашем доме. Рано I поздно мы все равно | становимся, хотим мы того | или нет, бабушками. Это | новый жизненный этап, | новая социальная роль, | новый и возрастной ру- | беж. Я не говорю — ста- | рость. Это просто не под- | ходит сегодня к нашим & : современницам, работа- ^ ющим в полную силу на I производстве и живу чи щим насыщенной твор- ' ческой жизнью. ш ^ Но что же все-таки де лать? Изучать жизнь и де лать выводы для себя. Ребенок ничем не вино ват, что родился на свет. Он , здесь, и нечего обвинять дочь, что рано вышла за муж. Теперь надо найти тот добрый компромисс, на котором и держатся боль шие л))у;):пыс.' «-.чьи. И пс- шчыргиппиьгя П 1 ’ид(- 1 ся нам. а ш; молоды.м 11о т . \ - П.ПЬ, II \С1упаТЬ 1 ф 1 иРТ 1 -Я нам. Трудно это? Конечно! Нужно ли это? Даже необ ходимо —такова диалекти- | ка жизни. I Лидия ИВАНОВА. ПЕДАГОГИКА В БЕЛОМ ХАЛА ТЕ ТОСЛУЧИЛОСЬНАПЕРЕМЕНЕ Приходилось ли вам быть в школе к началу переме ны? Звонок с урока, и тишина коридоров мгновенно взры вается топотом десятков ног, гомоном возбужденных го лосов. Ребята устали от неподвиж ности, скажете вы, и им необ ходима разрядка. Значит, так оно и должно быть? Так, да не так... Я совсем не ратую за то, чтобы ребята чинно ходили па рами по коридору, как этого пытаются добиться в некоторых школах, или спокойно стояли у стен. Но их.физическую актив ность надо ввести в разумное русло, организовать. Иначе не избежать несчастного случая. Среди детского травматиз ма школьный стоит на третьем месте после бытового и улич ного. Чаще всего ребята полу чают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий. Вам, конечно, приходилось видеть безобидные, казалось бы, детские потасовки: второ классники выбежали из школь ных ворот, смеются, толкаются, один ударяет другого портфе лем по голове... Остановили вы их? Вероятно, нет — сочли, что это обычная забава младших школьников, тем более что по страдавший как будто не понес никакого ущерба: он весело и энергично размахивает своей сумкой, собираясь ответить обидчику тем же. Сотни таких эпизодов дей ствительно проходят бесследно, и потому сложилось впечатле ние об их безобидности. Но не редко бывает, что привыкший к подобным потасовкам ученик не рассчитал тяжести портфеля, силы размаха, и дело дошло до сотрясения мозга, А сколько травм происходит из-за, каза лось бы, невинной подножки! Упал с размаху на жесткую по верхность, ударился об угол подоконника, о батарею отопле ния — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени. ' Нередки у школьников трав мы кисти. Механизм их возни кновения прост: при той же под ножке или резком толчкешколь ник, стремясь сохранить равно весие, выбрасываетвпередруки и с размаху попадает ладонью в оконное стекло, в застеклен ную дверь. Такие ранения, осо бенно если задеты сухожилия. очень трудно поддаются лече нию и могут впоследствии ог раничить подвижность пальцев. При изучении причин и об стоятельств школьных травм выявляется такая закономер ность: травмы происходят не только в результате нарушений дисциплины, но и из-за невос питанности учеников. Нередко старшие пробуют свою физическую силу на млад ших, не видя в этом ничего за зорного. При разборе в школе очередного инцидента, закончив шегося травмой, часто можно слышать от ребят: «Мы не дра лись, мы боролись». Действи тельно, драка — это хулиганст во, а борьба — это спорт. Но очень важно, чтобы взрослые, и прежде всего учителя физ культуры, внушили мальчикам, что борьба имеет свои правила и что в профессиональном спорте грубость наказывается очень строго... На родительских собраниях папы и мамы обычно очень ин тересуются успеваемостью ре бенка и почти никто не спраши вает, как он себя ведет. Если в дневнике появляется двойка или тройка, немедленно на это реа гируют: почему не выучил уро ки? Садись заниматься! А если классный руководи тель записывает: «Толкался на перемене», это остается без внимания. А спустя несколько дней он сам или его товарищ от внезапного толчка одноклассни ка падает с лестницы и с со трясением головного мозга ока зывается в больнице. И такие травмы, кстати сказать, очень долго дают о себе знать при ступами головной боли, голо вокружением, ухудшением успе ваемости. го травм происходит по поне дельникам. Казалось бы, долж но быть наоборот: за воскре сенье дети отдохнули, стали спо койными, но. к сожалению, во многих семьях выходной день — Э'О день без режима без кон троля за времяпрепровохщени- ем ребенка. Разрешается до поздна смотреть телевизор, хо КОСМЕТИКАСГРЯДКИ Осенью мы запасаемся витаминами впрок, но очень часто забываем , что наша кожа — лицо, руки — тоже нуждаются в витаминах. Советуем вам делать одну из предложенных масок. Маскимя сухой кожи Измельченные листья све жей капусты отварите в молоке до состояния кашицы. Наносит ся на лицо и шею на 20 минут. Листья кочанного салата мелко режут, растирают и сме шивают с растительным маслом и ложечкой лимонного сока. Вырежьте тонкие длинные полоски из сырых кабачков, пок ройте ими лицо и шею. Через 20 минут снимите полоски и вы мойте лицо некипяченым моло ком или смягченной водой. Ре комендуется не только при су хой, но и при загрубелой коже для предупреждения морщин. В чайной чашке свежего не кипяченого молока подержите полчаса несколько ломтиков огурца, отцедите молоко и упо требляйте его для протирания сухой кожи. Взять несколько капустных листьев, ошпарить небольшим количеством кипятка, чтобы ста ли мягкими. Вынув листья из воды, смочить их растительным маслом и покрыть ими лицо и шею. Через 20 минут листья снять и умыться, теплым отва ром ромашки. Смешайте натертый на тер ке помидор с небольшим коли чеством крахмала до получения кашицы, добавьте несколько ка пель растительного масла. Мае ку держать на лице 15-20 ми- МЬскимя жирной кожи Большую сочную морковку натрите на терке. Если очень сочная, смешайте мякоть с не большим количеством талька. Готовую кашицу нанесите на лицо. Рекомендуется при жир ной, покрытой угрями, увядаю щей бледной коже. Помидорную мякоть, дольки нанесите на лицо. Рекомендует ся при жирной коже землисто го цвета с крупными порами. Натертую на терке и тща тельно растертую морковкусме шать с белком, взбитым в креп кую пену, добавить муку до об разования кашицеподобной массы, маску нанести на лицо и шею на 15-20 минут. СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ Вечером протирайте лицо ватным тампоном, смоченным в капустном соке. Свежие абрикосы очистить от кожицы, нарезать, смешать с кислым молоком (в равной пропорции). Нанести на лицо. Провернуть в мясорубке ка пустные листья, смешать каши цу со взбитым белком. Нане сти на лицо и шею на 25-30 Возьмите 2-3 виноградины, надкусите кожицу и протрите лицо и шею соком. Через 15-20 минут смыть. Три свежие бледно-желтые морковки натрите на терке, до бавьте маленькую ложечку кар тофельной муки (или свежепри готовленного, хорошо размято го картофельного пюре), по ловину желтка, все хорошо пе ремешайте и нанесите ровным слоем на лицо. Освежает и раз глаживает кожу. Можно сделать и так: смешайте тертую морковь с 1 столовой ложкой молока или с кремом, который вы обычно употребляете. Хорошо протирать лицо и просто морковным со- Очистить средней величины яблоко, нарезать кубиками и сварить в небольшом количес тве молока до образования гус той кашицы. Еще теплую каши цу нанесите на лицо и через 20 минут смойте холодной водой. дить в кино, причем какой фильм идет смотреть ребенок, многих родителей не интёресу- Психологи уже ставят вопрос о том, что сцены драк, убийств, азартной погони, которые дети видят на экранах, нередко по вышают их возбудимость и тол кают на жестокие поступки. Травматологи располагают до статочными данными, подтвер ждающими эти выводы. Долг родителей — следить за тем, что смотрит ребенок в кино и по телевизору, разъяс нять смысл фильма или пере дачи, учить его правильно по нимать те или иные чострые» эпизоды. Очень важно, чтобы в выход ные дни, а по возмржности и в течение всей недел'и..родители проводили как можно больше времени с детьми; хорошо, если ■ это будут прогулки на' воздухе, лыжные походы, спортивные игры. Гармоничное физическое развитие, помимо всех своих положительных сторон, способ ствует и предупреждению трав матизма. Дети, занимающиеся физкультурой и спортом, более дисциплинированы, у них лучше развиты координация движений, быстрота реакции, они более ловки, лучше ориентируются в ^неожиданной ситуации. Татьяна АНДРЕЕВА. РАЗУМНа у к р аш а й т е ЦВЕТАМИ ШКОЛУ Ведущая рубрики — Галина КАЙДАШ КО КАРТОФЕЛЬНЫЕ ШАРИКИ Сварите «в мундире» 10 картофелин средней величи ны, очистите и тщательно растолките деревянной лож кой, добавьте столовую лож ку сливочного масла и одно яйцо, слегка посолите, еще раз вымешайте. Взяв ложкой картофель, скатывайте из него шарики (2-2,5 сантимет ра в диаметре) и, обмакивая их во взбитое яйцо, а затем в толченые сухари, кладите в кипящее растительное мас ло. Обжарьте картофельные шарики со всех сторон. По давайте на стол в качестве гарнира или как самостоя тельное блюдо, посыпав руб леной зеленью. «ПИРОЖНЫЕ» ИЗ СЕЛЕДКИ Сварите 3-4 средней вели чины картофелины и свеклы, 2-3 яйца вкрутую, очистите 2 средние луковицы. Селед ку очистите и вымочите в течение 4-5 часов, дважды меняя воду. Затем выньте из селедки кости и нарежьте на куски шириной в 2 пальца. Порежьте кружочками на доске (на которой вы разде лываете вареные .продукты!) овощи, луковицы и крутые яйца. Выложите на блюдо один на другой кружочки свеклы, картофеля, яиц и лука. Затем положите кусоч ки селедки, а на них все кру жочки в обратной последова тельности, так, чтобы свер ху была свекла. Вниз клади те более крупные в диаметре кружочки, сверху поменьше. Каждое «пирожное» полейте украсьте зеленью, кусочками ченые (панировочные) суха ри или натертую черствую булку и обжарьте на сливоч ном масле или маргарине. Подавайте ломтики жаре ного сыра горячими, можно полить их томатным соусом. ТОРТ «КАК НА ВАШИ свеклы, моркови и уберите в холодильник за 2-3 часа до того, как будете подавать на БЛИНЧИКИ СКАПУаОЙ Из стакана муки, 2 яиц и полутора стаканов молока приготовьте тесто для блин чиков. Натрите на терке с крупными отверстиями не большой вилок капусты (400- 500 граммов), посолите и сме шайте с тестом. Пеките как обыкновенные блинчики. Складывайте, смазывая их растопленным сливочным маслом, стопкой на тарелку, поставленную на кастрюлю с кипящей водой, чтобы не ос тыли. Подавайте на стол со сметаной. ЛУКОВЫЙ САЛАТ 4 луковицы средней вели чины очистите, нарежьте тон кими полукольцами, сложи те в дуршлаг, обдайте кипят- *5Сом, затем холодной водой, тщательно, отожмите лук, уложите на блюдо, полейте двумя столовыми ложками майонеза (всего на салат пой дет банка майонеза). Сварен ные вкрутую 3-4 яйца очис тите, мелко порубите, уложи те поверх лука, полейте май онезом, 100-150 граммов сыра натрите на терке с крупными отверстиями, уло жите на яйца и снова полей те майонезом. 2 крупных яб лока очистите, натрите на той же терке, уложите на сыр. Салат сверху полейте майонезом, подровняйте края, украсьте зеленью. Раскладка приводится на 8 порций салата. ГРЕНКИ СЯБЛОКОМ ИСЫРОМ Нарежьте городскую бул ку или батон на ломтики. Каждый смажьте тонким сло ем сливочного масла, по ложите по кусочку (в пол пальца толщиной) очищенно го яблока, а сверху — тон кий кусочек сыра, можно плавленого. Уложите гренки на противень, поставьте в духовку, следите, чтобы они не подгорели. ЖАРЕНЫЙ СЫР Из слегка засохщего сыра можно приготовить вкусное блюдо к завтраку или ужину. Нарежьте сыр ломтиками толщиной в пол сантиметра, обмакните их во взбитое яйцо, а затем в тол- То, ЧТО на снимке, гото вить несложно, а вот что ка сается украшения... Впро чем, умелые хозяйки с по мощью кулинарного шприца или кулечка справятся с за дачей, менее же опытные могут обойтись и без столь вычурных кремовых «скла док» — вкус не пострадает! Итак, нам потребуется: 150 г меда, 9 столовых ло ж е к манной крупы, 100 г са харной пудры , 7 яиц , 40 г шоколада, 3 столовые лож ки теплой воды и полторы чайной лож ки пекарского по рошка. 1. Мед подогреваем на во- желтки, растертые с сахар ной пудрой, и взбиваем в пену. Отдельно взбиваем бел ки, осторожно вводим в них пекарский порошок и ман ную крупу. Соединяем с шо коладно-желтковой массой. 2. Полученную смесь вли ваем в смазанную маслом форму для торта или в ско вороду с высокими бортами и выпекаем в духовке на среднем огне. Когда корж остынет, разрезаем его вдоль на 3 пласта. 3. Готовим крем: взбива ем 200 г сливочного масла, добавляя постепенно сахар ную пудры (76 г) и 2 яичных желтка. Продолжая взбивать, вли ваем столовую ложку рома или коньяка. Второй вариант —взбитое добела масло соединяем со сгущенным молоком (про должая взбивать массу), до бавляем ванилин или ликер. На 200 г масла — 100 г сгущенного молока, 2-3 сто ловые ложки ликера, 1/4 чай ной ложки ванилина или ва нильный порошок. 4. Полученным кремом промазываем коржи, накла дываем их друг на друга. Украшение верха, как гово рится — дело техники! Вера КАЛЮЖНАЯ. — ■ ВЫ ПРОСИЛИ РА ССКАЗА ТЬ крепкий И 1 И,ШЕННЫИ (МООЛКЕ «М оя невестка, чтобы не п о л н ет ь , п ьет по ут р а м очень кре п ки й чай , заварен ны й в кипящ ем молоке. Это не вредно?» Что касается молока, то это прекрасный продукт, содержащий необходимые организму пищевые вещес тва. Молоко надо ограничи вать только тем, кто плохо его переносит, в частности страдающим гастритом с по ниженной секреторной фун кцией желудка. Чай свежезаваренный, в меру крепкий обладает при ятным вкусом и ароматом, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему и сосуды, уменьшает и даже снимает головную боль, улучшает настроение. Весьма благо приятное действие оказыва ет чай и на органы пищева рения, способствуя лучше му усвоению пищи. Извест на роль чая как регулятора обмена веществ. Такие свой ства чая обусловлены содер жанием в нем достаточно большого количества разно образных химических ве ществ, в том числе кофеина, теофиллина, гуанина, стиму лирующих деятельность сер дечно-сосудистой системы, головного мозга, секрецию желудочного сока. В чае со держится также витамин Р, способствующий укрепле нию стенок сосудов. Благо творное влияние оказывает чай и на почки и мочевыво дящие пути, поскольку он обладает умеренным моче гонным действием, особенно в сочетании с молоком. Совсем другое дело — очень крепкий чай, заварен ный в кипящем молоке. Этот напиток действительно от бивает аппетит, поэтому ваша невестка, выпивая его утром место завтрака, долго не хочет есть. Однако тем самым она лишает свой ор ганизм необходимых пище вых веществ, которые чело век должен получать, буду чи даже на редуцированной (низкокалорийной) диете. В очень крепком чае (бо лее чайной ложки на стакан) резко увеличивается кон центрация кофеина, теофил лина и других алкалоидов. Наряду со снижением аппе тита это оказывает весьма неблагоприятное действие на центральную нервную систему, вызывает ее пере возбуждение. Стоит ли сбра сывать лишние килограммы такой ценой! Лучший способ похудеть — есть часто и понемногу. Ограничить мучные и кон дитерские изделия, сладос ти, хлеб. Частое, или дроб ное, питание малыми порци ями принесет гораздо боль ше пользы и поможет с меньшим риском приобрес ти стройность, чем искус ственное снижение аппети та, весьма небезразличное для организма. ш ш т Ничто так не украшает и не оживляет интерьер, как растения. Они создают уют, радуют глаз зимой, когда за окном мороз и вьюга. Зеленое убранство благо творно действует на психику и нервную систему человека, оптимально влияет на мик-. роклимат помещения: способ ствует увлажнению воздуха, улучшает его состав, умень шая содержание углекисло го газа и увеличивая коли чество кислорода. Но нельзя забывать, что некоторые растения (приму ла, герань) могут вызывать аллергические реакции — сильный насморк, бронхит, приступы астмы. Другие, например бувардия, облада ют резким запахом и неред ко провоцируют головную боль. Прикосновение к аза лии или олеандру грозит ожогом, а укол о колючку кактуса очень болезнен и может вызвать вослаление. Это обязательно надо учиты вать, выбирая декоративные растения для школы. Растения в школе служат учебно-воспитательным це лям. Каждый зеленый уго лок — это своеобразная ла боратория, в которой ребята наблюдают за жизнью расте ний, учатся ухаживать за ними. Но не следует запол нять цветами все свободное пространство. Обычно комнатные цветы, особенно светолюбивые, раз мещают на подоконниках. В учебных классах и кабинетах устанавливайте на подокон никах только невысокие рас тения (не более 15 сантимет ров) в маленьких горшках по два-три цветка на каждом окне. В вестибюле, столовой, зале для отдыха можно по ставить высокие цветы; при том в большом количестве, так как в этих помещениях не требуется такая интенсив ная освещенность, как в учеб ных классах. В вестибюле, переходах из одного школьного корпу са в другой устройте неболь шие зеленые уголки. Горш ки, кашпо и кадки с цветами поставьте на пол, покрытый тонким слоем битума, а про странство между ними за сыпьте крупнозернистым песком, щебенкой или галь кой, украсьте мхом. Галина ТЕРЕНТЬЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz