Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
1 ШИПЕЦКАЯ • /ж г а з е т а 22 сентября 2000 г., № 189 (21317) ^ ПРЕМЬЕРА ВЫСТАВКИ * «ДОМ жилинских» в ДОМЕ МАСТЕРА Д в ум я примечательными вы ставками отмечена эта нед ел я . Только что открылась экспозиция талантливого л и п ец ко г о ж и в о писца Виктора Королев а , с ам о - >-4 бытный д а р которого при жи зн и 1 не получил, пожалуй , достойно го признания . А сегодня в Д ом е Мастера начинается показ работ ^\известных х у д ож н и к о в Ж и л и н - | Эта выставка организована совместно с Российской Академией художеств, действитель ным членом которой является основатель твор ческой династии Дмитрий Жилинский. Вместе с его произведениями липчане увидят живо пись, графику и скульптуру его жены и дочери. Жилинские накрепко укоренены в истории ■ русского искусства. Сам Дмитрий Дмитриевич — внучатый племянник Валентина Серова и Нины Симанович-Ефимовой, чье имя особен но дорого липецкой публике. Ведь эта замеча тельная художница вместе с мужем Иваном Ефимовым когда-то жила в Липецке и даже была обитательницей здания, где теперь нахо дится Дом Мастера. Кстати, несколько лет на зад именно в Доме Мастера мы познакоми лись с наследием Ефимовых. То есть новая выставка — продолжение своеобразного цикла, который проводит Дом Мастера, представляя липчанам семьи круп нейших отечественных живописцев, графиков, скульпторов, по праву считающихся классика ми. Дмитрий Жилинский, безусловно, входит в элиту изобразительного искусства. Специалис ты и критики неизменно высоко оценивают его самобытность, завидный профессионализм, те матическое и жанровое богатство кисти. Пре красным скульптором была и его жена Нина Жилинская. Когда тяжелая болезнь лишила ее возможности заниматься ваянием, она обра тилась к живописи и рисунку, трудилась до по- Г / стремительно ^^*^^*^” **2^^^■^^арственном Центральном ш ей сцене концертном зал е « Р о с ^ я . Естественно, концер- Лтемехщународныеф^ти^^^ области . .. р т ь о ; ты в Липецке и в птиитаться на старте юбилеи- < чем вспомнить, " °^У "^^ ^ ’ о ^ „ 1 н ^ е н т беседует с худо- ^ ного сезона . ансамбля заслуженным ар - следних дней, создавая редкие по тонкости и красоте произведения. Достойно продолжает это служение и дочь Жилинских — Ольга. На протяжении последних нескольких меся цев Дом Мастера предлагает землякам уже третьюоригинальнуюэкспозициюмосковскихху дожников. Многим наверняка запомнились две предыдущие—выставкаЗелинских и демонстоа- ция работ из фондов Третьяковской галереи, приуроченная к 55-летию Победы. Поклонники серьезного искусства наверняка отдадут долж ное и новой встрече е творчеством больших мае- 8 теров, на сей раз — из славного «Дома Ж^ (Соб. инф ) — Леонид Петрович, с чьей подачи возникла идея создания «Казаков России»? — Я работал тогда в ан самбле танца «Ставрополье». И вот тогдашний начальник областного управления куль турыАнатолий Никифорович Нехорошее (сейчас он, кста ти, вновь возглавляет его) и директор Липецкой государ ственной филармонии Влади мир Дементьевич Ларьков сказали; ты же липчанин. Почему бы тебе не создать у нас профессиональный танце вальный коллектив? Я счел за честь принять это предло жение. — Но, помнится, выска зывались и сомнения в це лесообразности этого. Мол, у нас и так хватает коллекти вов хороших и разных. К тому же, разве для Липец кой области казачьи тради ции столь уж органичны? —Во-первых, один из ис токов казачества — Дон-ба тюшка. АДон в нашем краю, слава Богу, не иссяк, течет, как при отцах и дедах. Во- вторых, избытка профессио нальных коллективов, хоро ших и разных, по-моему, не бывает. —Однако пороюсильные самодеятельные ансамбли считают, что они ни в чем не с гупают професснона- — Грань тут абсолютно ------ л. Профессионалы обя заны активно и постоянно за являть о себе. Иметь соответ ствующий ежедневный ре жим работы, минимум десять концертов ежемесячно, вы ступать и в области, и в Мос кве. Там мы отчитываемся перед специалистами высо чайшего класса. А в Липец ке —- перед зрителями. Профессионалы —это обяза тельная и твердая финансо вая поддержка государства. Ведь серьезное искусство са моокупается лишь в исклю чительных случаях. —Понятно. Скажите, Ле онид Петрович, как рожда- [я, своеобразие НЕЭКОНОМЬТЕНАТАЛАНТАХ! лаже жители из других городов ^ ^ ^ ;^ "^ Т & Р У С С и Т ? ^ ^ т в е с п р а ш н в а ю Т ^ А ^ парадоксально, но о ли ц юным липчанам, до Вот и этим летом на „,,ашаяся облает ТмТстер-классах в ПР^'^%"°й‘^%Тнистка Лена Зенина ' спецшколы оДЯр^нмх дет , Чехии они при- в принципе исключена та добро желательная атмосфера, что царит на мастер-классах, естес твенно, при сохранении полней шей объективности. А если иметь в виду профессиональ ный рост, то тут просто никако го сравнения. Мы вернулись с таким творческим зарядом, за пасом новых впечатлений, идей, педагогических находок, какого ни один конкурс дать не может. Кроме того, Лене предложили подготовить программу и на будущий год выступить с кон- — Эти мастер-классы про водятся регулярно уже шестой год. Попасть на них довольно сложно. Во всяком случае, про сто оплатить занятия — недо статочно. Тебя должны уже где- то заметить, прислать персо нальное приглашение. Лену за метили на мастер-классах в Москве, где мы были зимой. На сей раз в Праге оказалось бо лее 40 участников, причем все — студенты вузов, так что че тырнадцатилетняя Лена была самой юной. — Такие поездки имеют смысл с точки зрения про фессионального роста? Или это просто возможность по казать себя на международ ном уровне? — Это огромный толчок для дальнейшего роста! Та профес сура, с которой нам повезло заниматься, ^ ведущие музы канты разных стран. Приехали пианисты из США, Бельгии, Гер мании, Бразилии. Россию пред ставляла профессор музыкаль ной Академии имени Гнесиных Мария Степановна Гамбарян. Были представлены самые раз ные фортепианные школы, каж дая по-своему интересная. Что- то оказалось близко нам, что- то принять было трудно. Но в любом случае польза — колос сальная. — Сегодня еще сохраня ется понятие русской пиа нистической школы или оно уже размылось и нивелиро валось? — Я бы сказала так: русская пианистическая школа успела серьезно повлиять практически на все другие школы, везде глу боко пятить свои корни. И вис полнении зарубежных студентов все чаще можно уловить чисто русскую манеру с ее эмоцио нальностью и глубиной. Вооб ще вАмерике любят играть Рах манинова, Скрябина, Прокофь ева. Русскую традицию сегодня признают все. И, скажем, при ехавшему в Прагу профессору Роберту Ру из Хьюстона она близка не только как пианисту, но и как педагогу — своим ор ганичным соединением чисто технических моментов с образ ным началом и стилем. Меня поразило то, что объ единяло всех музыкантов любой школы: никто не подавлял лич ность ученика, никто не говорил: «Баха надо играть только так». У всех на первом месте — ува жение к индивидуальности. У нас же на уровне среднего зве на часто можно сталкиваться с авторитарной педагогикой, а в музыке она, на мой взгляд, не допустима. — У вас был напряжен ный график? — Чрезвычайно! Прямо ска жу. поездка не была увесели тельной прогулкой. Каждый участник имел право на пять уроков и на один сольный кон церт. И это за десять дней! Нам повезло: Лена давала концерт еще до начала занятий. После этого нам посыпались предло жения педагогов участвовать именно в их уроках. Более того, Лене единственной предостави ли возможность сыграть два сольных концерта. Но ведь, кро ме этого, мы старались посе щать занятия с другими учас тниками. Короче, свободного времени практически не остава лось. Мы обе устали. Но это прекрасная усталость! — Я помню, после кон курса в Венгрии вы с Леной привезли не слишком радос тное наблюдение; виртуоз ный стиль исполнения начи нает преобладать над глуби ной. Эта тенденция прссос живается до сих пор? — К счастью — нет. Вообще отличительной чертой пражских мастер-классов было исполне ние «медленной» музыки: мед ленные части сонат Бетховена, Баха, Шумана. А, например. Лис та не было. И работа велась так же медленно и кропотливо. Не вширь, а вглубь. Некоторые сту денты, представьте, несколько лет подряд привозят одно и то же произведение. Вот это и есть настоящая профессиональная работа. Что касается отношения му зыкантов, приезжающих в Пра гу, к конкурсам, то оно одно значно — отрицательное. Осо бенно к детским. Мы много об щались после занятий, так вот, все профессора говорили одно: они ничего, кроме вреда, не при носят. В самомделе, на конкурсе : | ^ 4 ц^ертомвмузее Моцарта. Конеч но, это высокая честь. — А есть какая-то разни ца в системах профессио- . нального музыкального об разования у нас и за рубе- —Они удивились, узнав, что у нас в спецшколе на детей ло жится такая нагрузка. Но еще больше их потрясло, когда им сказали, сколько получает наш педагог. Сразу последовал во прос: «А это за час?» Насколь ко я могла понять, ни в Амери ке, ни в Бельгии нет государ ственной системы музыкальных школ. Образование у детей только частное. Еще одно потрясение для моих иностранных коллег —- что программу, /"«-орч-о мы с Ле ной при<>о:,ли, девочка исполняла наизусть. У них считается нор мальным, если студент играет все по нотам, не исключая и мастер-класса. Вообще я успела понять: наша система занятий куда бо лее «потогонная». Но это дает результат. Они этой системой восхищаются и откровенно нам завидуют. Еще один любопытный факт: за рубежом даже крупный, мас титый музыкант редко имеет замахнулись, как бы беря на себя ответственность за твор чество всех российских каза ков? Нельзя ли выбрать что- то поскромнее, не такое гром кое, чтобы не обмануть ожи дания публики? Спустя де сять лет, судя по реакции зрителей на каждом концер те, решусь утверждать: — мы никого не разочаровали. Номера — своего рода «ви зитные карточки» кубанс ких, волжских, терских, не красовских и всех остальных казаков России —определи ли и калейдоскопичность про граммы, и своеобразие кол лектива. Вместе с тем убеж ден; любители народной хо реографии знают: «Казаки России» —это, в первую оче редь, танцевальный и песен ный фольклор липецкого края. В народной хореогра фии все-таки нет таких жес тких канонов, как, допустим, в классическом балете. Бе режное отношение к тради циям не мешает «Казакам России» импровизировать, не сковывает пластическуюфан тазию. —Позвольте «обострить» вопрос. Ваш репертуар в ос новном устоялся. Но прока- тываете-то вы его преиму щественно по областным сценическим плоп 1 :адкам, то I . ЭНЕРГИЯТВ01 ИЭНЕРГИЯСОПРОТИВЛЕНИЯ стиля «Казаков Росс; Чем определяется его «фир- менность», единственность среди профессиональных ан самблей народного танца? — Исходное условие — универсальное: создание про- ' ^граммытмнороплановой, в '!^каждом;>к 0 'МП 0 ненте интерес ной зрителям. И вместе с тем цельной. А что касается на шего названия... Да, были сомнения: не слишком ли мы ^ ^ ^ П Е Р В ^ Г ^ ^ ^ ^ И Д А возможность выступить с оркес тром—слишком дорого. А у нас даже дети играют с оркестром, в том числе и в Липецке. Как ни странно, плюсы есть даже в нашей... нищете. В Пра ге участники играли на инстру ментах Ре1го4 Так вот, все за рубежные студенты возмуща лись: «Это ужасно, на этом не возможно играть!» А потом спрашивали у Лены: «Как вам удается извлекать такой звук?» Мы-то уж помалкивали насчет того, что после «дров», на кото рых мы занимаемся дома, Ре(- го! просто роскошь. Впрочем, гордиться нищетой и переоценивать ее благотвор ное влияние не стоит. Профес сор из штата Флорида Боас то города и районы по не сколько раз. Это не снижает интерес публики к вашим концертам? — С этим у нас практи чески не возникает проблем. Мы по-прежнему востребова ны, особенно если речь идет об общегородских, общерай онных праздниках. О репер туаре. Программа вокальной группы обновляется. Слож нее с танцевальными номера ми. На одни костюмы нужно столько средств, сколько на иное «полнометражное» представление. Да еще необ ходимо оплатить труд хоре ографа, композитора, худож ника по костюмам. Самому мне, к моему большому сожа лению, ставить приходится мало — из-за нехватки вре мени и сил. Буквально с утра до ночи занимаюсь сугубо директорской, администра тивной работой. Понятно, не один. Всегда рядом опытней ший помощник Галина Гри горьевна Маркедова,»явегдвьв 1 — И он резонно по требует соответствую щей зарплаты. Которая ансамблю не по карману. Кроме того, возникает масса вопросов, требую щих именно моего учас тия. Мои контакты как художественного руко водителя с разными людьми во многом обес печивают жизнедеятель ность ансамбля. — Запас «энергии сошютивления» всякого I неблагоприятным —Наивно надеяться, что «Казаки России» бу дут милы и угодны. Вряд ли однажды вечером я скажу себе: «Завтра вы дастся день умиротворения и гармонии. Ни ты не станешь дергаться, ни тебя не будут дергать...» Это утопия. Всег да кто-то будет критиковать то, что мы делаем, искренне не принимая наше искусст во или, может быть, завидуя. Конечно, странно в Липецке делить хореографическое «пространство». У нас всем места хватит с избытком. Но не о том речь... Я верю в мой коллектив. Я вижу, как его встречают самые разные аудитории. И позиция оппо нентов меня не смущает, не расхолаживает. А уж оказать на «Казаков России» какое- то давление и подавно не уда ется. Мы — работаем. Хотя у нас есть и серьезные про блемы. Хорошо, если бы, на конец, в течение сезона всту пила в строй наша репетици онно-концертная база^—быв шее здание кинотеатра «Ок тябрь». Крайне сложен во прос с жильем для артистов. Отсюда — текучесть кадров в ансамбле. Сами понимаете, обидно расставаться с хоро шими танцорами. Но мы, по вторяю, делаем дело. Оно нам нравится. И нравится со тням, тысячам зрителей. Это —главное. Судя событие. Появился, наконец, и необходимый транспорт, что облегчает гастрольные —Да, создать школу для нас значило решить перво степенную, перспективную задачу. Речь идет о пополне нии составов ансамбля моло дыми липчанами. Тогда, в частности, и у меня голова не будет болеть насчет жилья для артистов. Впрочем, никто не ставит цель, чтобы каж дый выпускник нашей шко лы непременно работал в ан самбле. Она призвана, в пер вую очередь, прививать де тям вкус к творчеству, лю бовь к народному танцу. А «кадровый вопрос» решает ся кг 1 к бы попутно... О тран спорте. Да, у нас теперь есть отличный немецкий автобус «Неоплан». С его приобрете нием, за что огромнейшее спасибо областной админис трации, у меня гора с плеч. Отныне никого не надо про сить о помощи, если нам надо выехать куда-то. Отныне «Ка заки России» —мобильный, маневренный коллектив. Мы скоренько доедем хоть до Ельца, хоть до Москвы, хоть до Ла-Манша. —Администрация облас ти — это власть. Она может шщюдашть или не выцодвщ:^. чМОсД^УДь «слезта^ бу». «Неоплан», похоже, --- красноречивое свидетельст во уважения руководства к могу иояожитБСЯ'«щ: 1 Щаввб~;о. строению, ж.изда;,:,«Каа®к 9 л, го бухгалтера Оксану Юрьев- России» идет своим чередом, ну Полякову Вот открыли при ансамбле —Ну. пригласите менед- детскую школу народного ш жера высокого класса— танца и пения. Это важное вашему ан< ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 1ДЕЛ0ГОНКОЕ, ЭТИКЕТНОЕ... —Искусство —вне поли тики. Любые упреки в «по дыгрывании» тем или иным Р 5 ТСОВОДЯЩИМлицам —не по адресу. О нуждах «Казаков России» в администрации области хорошо знали и зна ют. И стараются идти нам навстречу. Мы особенно при знательны Олегу Петровичу Королеву, его заместителю Людмиле Валентиновне Ку- раковой, начальнику управ ления культуры Анатолию ' Никифоровичу Нехорошеву. Они с полным пониманием, не побоюсь сказать, значи мости «Казаков России», оце нивают место ансамбля в сфе ре культуры. Не могу также лишний раз не упомянуть е признательностью организа ции, предприятия, их дирек торов, которых с полным ос нованием считаю спонсора ми: «Липецкрегионгаз» — Н. Карасиков, ЗАО «Совхоз «Куйбышевский» —С. Хар ламов, Липецкий центр «УАЗ» — В. Зайцев, «Липецкепиртпром» — Н. Бобин, и ряд других. С их помощью мы можем достой но начать и продолжить юби лейный сезон. Беседовал Константин КЛЮИСИН. ....... В'Я снимке: ,Л. Милова- ) *Р $ ^ бШ Ш т ит зрителей после выступления «Каза ков России» в столичном Концертном зале имени П .И. Чайковского. Шарон очень хотел организо вать мастер-класс в Москве, в Академии Гнесиных. Потом он сказал Марии Степановне Гам барян: «Мне нравятся ваши му зыканты, я восхищаюсь их профессиональным уровнем. Но ваши туалеты вАкадемии... Яже не могу привезти сюда людей». И все сорвалось. — И под конец без всяких вопросов: как бы хотелось резюмировать все эти впе чатления? — Русское искусство спо собно потрясать Запад. Оно — залог уважения к нашей стра не, которое нам так необходи мо. Но... По западным меркам такой мастер-класс стоит сущую безделицу. А для русского та кая сумма чаще всего просто неподъемная. Вот юные музы канты и варятся в собственном соку, не имея возможности куда- либо выехать, себя показать, других посмотреть. Мне кажет ся, государство должно понять: если помогать одаренным де тям, то деньги будут тратиться не зря. Они, как не что иное, сработают на престиж Отечес тва и окупятся сторицей. А эко номия на талантах — невыгод ное дело. Елена БРЕДИС. Хочется начать с «высокого», пафос ного, глобального вопроса: чем в пер вую очерещз интересны нам искусство, литература? Исключая «мыльные опе ры», разные там «крутые» придумки, су меречные фантазии, — пожалуй, умени ем авторов увидеть непривычное, свое обычное, оригинальное в привычном. Умением показать, что же может скры ваться, раскрываться за очевидным вро де бы «набором» персонажей, событий. За окнами — осень, но еще продолжают приходить к читателям летние номера «толстых» журналов. «Наука — дело тонкое, этикетное, и выводить на люди свои мысли в столь голом виде у нас не принято». Фраза взята из «Сентиментального дискурса» Владимира Новикова, доктора филоло гии, Этим «романом с языком» дебюти ровавшего как писатель в журнале «Звезда». Примитивно-одномерно объ ясняя: дискурс — это рассуждение, ум ствование. И роман В. Новикова — сен тиментальное, эмоционально-возраст ное (рассказчику — под 50), рассужде ние не скажу, что шибко этикетного, но весьма тонкого свойства. В. Новиков ханжества мыслей, игру с читателем. Игру, изящная, невычурная конструкция которой явно держится на автобиогра фической основе. Перед нами — роман откровений, открытий главного персона жа относительно и наукифилологии (сло ва, языка), и науки житейски-любовной. На первый взгляд, повествование В. Новикова бесхитростно, прямолинейно, разве что умно и на редкость для дебю танта профессионально. Игры слов, игры словами — хоть отбавляй. Самый простенький пример — насчет эпизоди ческого персонажа, работающего в ^ «массажном салоне»: «Яна родом из Ли- « пецка. где выучилась на товароведа. Ведая какой товар теперь самый ходо- вой приехала в Москву». Но в итоге не- 4^ ожиданно обнаруживаешь сложность, закрученность» построения романа. Он оказывается драматической, полной ш серьезнейших переживаний историей жизни столичного интеллигента и его взаимоотношений с женщинами. Несть уже, кажется, на текущий мо- * мент числа сочинениям, где представ лен полный «джентльменский набор» российской действительности 90-х го- «дов Вроде ничего нового к нему не до- бавляет повесть Евгения Чижова «Тем- ' ное прошлое человека будущего» («Ок- ^ $ тябрь ) Однако — вот еще одно запо- ! ведное правило литературы—сверхваж но как написано произведение, а не ^ только и не сколько о чем. Не побоюсь высказать комплимент доселе неизвес тному мне Е. Чижову: его повесть — это продолжение лучших традиций русской 4 прозы обр 1 зец зрелого стилистическо- ^ го мастерства. Е. Чижов тоже ведет свои ^ игры использует, допустим, открытый Р 1 литературный прием: наглядно под ко- Р нец указывается, что «Темное прошлое...» пишется, опять же, его рассказчиком ш Игорем, что он прилагает максимум уси- ш лий. чтобы запечатлеть произошедшие и продолжающиеся ко времени сочини- щ тельства события. «Расстановка сил», кстати — схоже противоположная с романом В. Новико- ва. У того три женщины поочередно свя- зывают свои судьбы с одним героем. У Е. Чижова — трое мужчин образуют не- кое опасное чувственное кольцо вокруг героини — Ирины. Ее импульсивность, женственность, сложность, порой и лож- ность положений, в которые она попа- Ш дает, показаны на редкость объемно и § зримо. А главная неожиданность повести ^ исходит от Некрича, бывшего мужа Ири- ны, вызывающего в памяти поговорку «В воде не тонет, в огне не горит». Его убивают (вследствие чего запоздало убивается, страшно горюет Ирина) — он вскоре объявляется перед Игорем жи- 1 вым-живехоньким. После московских ^ событий октября-93 Некрича возводят V в ранг посмертного героя — а повесть заканчивается его участием в масштаб- ном проекте немецкого промоутера. 6 Юрия Буйду, из поколения 40-лет- Е них, критики дружно считают известным 1 писателем. И вполне резонно, ведь он 1 свободно, уверенно ориентируется в р разных прозаических жанрах и времен- Ш ных пластах. Чему доказательство — но- ( вейший опус Ю. Буйды «Щина» («Зна- ^ мя») с пространным, странным подза- <„ головком «Сумасшедшие записки о де- яниях Божьих, совершенных литератур- р; ным жителем по имени Ю Вэ». В назва- У ние записок вынесен... суффикс (см.: до- стоевщина, чертовщина и т.п.) отчетли- » во оценочного, «самоговорящего» свой- ства, который и предопределил их осо- бенности. «Щина» — это калейдоскоп ^ миниатюр, притч, «беглых заметок» в |у диапазоне от воспоминаний Ю. Буйды р до деяний Ю Вэ. Очень, поверьте, лю- бопытное чтение, некая попытка лите- а ратурно объединить Запад и Восток. р Нечто, в принципе, подобное пред- § принял и Дмитрий Стахов. Разве что его ^ «История страданий бедолаги, или Семь Ш путешествий Половинкина» («Дружба $ народов») имеет сильный пародийно- сказочный крен. Некто безымянный, бе- ^ долага и Половинкин худо-бедно пробы- 4 вают в грешной действительности, а од- нофамилец последнего, баловень Фор- л туны, хоть как-то облегчает их участь | рассказами (ну прямо «Тысяча и одна 1 ночь» в миниатюре) о диковинных при- ключениях, случившихся с ним. Впрочем, '.г и действительность «Истории..» оказы- вается не менее складно-сказочной, да ^ еще с мелодраматическим уклоном. р Судя по названным и рядудругих ро- 4 манов, повестей, рассказов, записок и 4 проч., предлагаемых «толстыми» журна- лами, очевидно: они жаждут вновь при- I' влечь к себе внимание широкого чита- ^ теля. Кажется, журналы уже «перебо- I лели» всяческим постмодернизмом и Т. стали делать акцент на прозе как тако- | вой — кондиционных художественных 1 достоинств. Правда, путь к читателю р журналами выбран пока только через 4 подписку. За полугодие — примерно 250 I рублей. Сумма, понятно, не столь уж ма- р ленькая, но и равноценная стоимости § всего лишь, допустим, трех книг в клу- | бе-магазине «36,6» Липецка. И что луч- I ше, содержательнее — три этих изда- | ния или полугодовых шесть журнальных | — еще неизвестно. Лично я отдаю пред- | почтение журналам. I Константин КЛЮТКИН. I МИР ПРЕКРАСНОГО ЗАГЛЯДЫВАЯ В НОВЫЙ ВЕК > Для областнойдетской библиотеки на чало нового учебного года —такоеже зна чительное событие, как и для школьников, их учителей и родителей. За лето каждый Вообще же наша библиотека обслуживает более 12 тысяч читателей и являетсяобластным методическим центром вэтой сфере. Вот толь ко некоторые из новых методических разрабо ток библиотеки: «Краеведческая копилка» (ав тор—Лариса Кимборович), «Дымковская игруш ка» (Галина Володина), «Легенды Липецкого края» (Ирина Первушина), «Свет миру. Урок-га лерея по иконописи к 2000-летию Христианст ва» (ОльгаЧистякова). Наталья Голышкина напи сала сценарий «Навеки девятнадцатилетние...» (омолодых воинах, погибших вразныхвойнах— отВеликой Отечественнойдо нынешней чечен ской), а ГалинаЗемесева—Урок памятидлямлад ших классов. «Яненавижу всякуювойну». Ольга Чивикова подготовила специальнодля родите лей дайджест журнальных публикаций «В пер выйраз впервый класс». Естьвбиблиотеке сце- нааш мероприятий по творчеству писателей- юоиляров 2000 года: Андерсена, Сент-Экзюпе ри, нашего земляка Бунина идругих. У областной детской библиотеки—свояте атральная студия «Синяя птица». Возраст ее— 10 лет, и двери открыты для всех желающих. Занятия проходят насыщенно и разнообразно: творческие игры, упражнения по развитиюречи, практикум посовершенствованиюпевческихна выков, изучение истории театра и его специфи ки. Робкие, несмелыедети, приходя втеатраль нуюстудию, начинаютувереннодержаться воб ществе. Все студийцыучатся культуре поведе ния. «Синяя птица»поставилаужеболее 20 спек таклей. Первымспектаклем студии вэтомучеб ном году станет театральное представление, посвященное 130-летиюсодня рождения Ивана Алексеевича Бунина. И о новом в наших фондах. Это книги серий «Библиотекашкольника», «Отгадывай. Спраши вай. Учись», «Что есть что». Хорошая помощь в изучении школьных программ — новые книги: «Обитатели земли», «Энциклопедия окрухиюще- го мира», «Мир дикой природы», «След в исто рии», «Портреты великих». Много новых изда ний По электронике и информатике. Мы выписываем более 250 наименований газет и журналов. Среди них —традиционные издания, такие как «Физическая культура», «На чальная школа». И новые. С прошлого года, на пример, издается газета «Дошкольное образо вание», Здесь—советыдля родителей ивоспи- опасности, игровые методики по физкультуре, многоедругое. Журналы «Яиду на урок» и «Профессионал» ' знакомят с новейшим подходом в преподавании истории, общественныхнаук. Вжурнале«Образо ваниевсовременной школе»можнопрочестьма териалыпоорганизации работынегосударствен ныхшкол, о новыхметодахиформахуроков. ратуры»—мывстретили редкие материалы, свя занные с биографией Антуанаде Сент-Экзюпе ри, с художественно-образной ифилософской символикой его произведений. Конечноже, это будет интересно нашим читателям. У нас естьспециальный отдел—для руково дителей детским чтением. Здесь ждут педаго гов и родителей. Например, рядполезных тес тов для пап и мам поможет скорректировать поведение всемье. На пороге нового тысячелетия слюбопытст вомитрепетом мызаглядываем вбудущее. Ка коеоно? Влюбомслучае без печатногословане должныостаться нидети, ни взрослые. Александра 1АМБОВСКАЯ, библиотекарь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz