Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

22 сентября 2000 г., № 189 (21317) ЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета Добрый день, наши уважаемые читатели! Темы очередного выпуска «Очага» снова подска­ зала ваша почта и искренняя заинтересованность -в том, каким должно быть будущее и люди, в нем ж и - Каждое ваше обращение в редакцию мы читаем с большим вниманием, хотя не все могло быть вклю­ чено в очередной выпуск семейной страницы — ведь это всего лишь одна страница... Хорошо, что мы с вами верим в золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому так, как тыхотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. И как важно, чтобы надежной духовной опо­ рой в этом ребенку стали родители! Что бы ни твер­ дили про "наше смутное время", которое, дескать, требует от людей безжалостного отношения друг к Если забота друг о друге будет носить общий характер, это значит одно: мы останемся людьми. И детей своих людьми вырастим. С уваж ением Елена ТАРАВКОВА , Галин а КОЖУХАРЬ. ПОСОБИЕ д л я "ТРУПНЫХ” РОПИТЕЛЕЙ ПОЛЬЗЕ БЕСПРИНЦИПНОШ Известные педагоги-психологи, члены Союза писателей России Ирина Медведева и Татьяна Шишова продолжают цикл своих бесед. Сообщаем, что в этом году вышла их новая книга, которая называется «Новые» дети». Ее уже раскупили в Москве, а вот в Липецк и другие провинциальные города она, к сожалению, так и не попала. Отдельные главы можно прочитать в журналах «Октябрь» и «Юность». Экземпляр книги «Новые» дети» в фонд Липецкой о^ ----------" - ” " ------------ Воточеньраспространенный диалог: Отец: Петя, идидомой! Петя: Пап, я еще немного поиграю... Отец: Иди домой, тебе го- Петя: Пап, ну, пожалуйста!.. Еще пять минуток... Отец: Нет. Петя: Ну хоть минуточку! Отец (с гордым пафосом); Я сказал «нет»— значит, нет! Интересно, Что ребенок в этом диалоге дает отцу обра­ зец правильных человеческих отношений. Но отец, увы, этот урок не воспринимает. Смотри­ те; Петя просит сначала дать ему пять минут. Получив отказ, соглашается на одну минуту. Но отец гордится своей принципи­ альностью. Хотя чем, собствен­ но, гбрдиться? Проявлением бессмысленной, абсурдной власти над ребенком, который и так, по понятным причинам, находится во власти родителей? Что изменится, если ребенок еще пять минут побудет на ули­ це? Раз он просит продлить вре­ мя прогулки, значит, ему на ули­ це хорошо, весело. А так он идет домой с ревом, с опущенной головой, и заряд отрицательных эмоций полностью «съедает» все положительные. Еслиэто случаетсярегулярно (а в семьях,' где даже чихают «принципиально», так и бывает), то грошовое самоутверждение родителей происходит за счет подавления воли ребенка, а зна­ чит, за счёт его психического здоровья. Почему-то очень час­ то родители проявляют беском- редакция «ЛГ» передает промиссность в мелочах, но бывают весьма лояльны к на­ рушениюосновныхпринципов. А такие принципы, конечно же, есть: не убивать, не красть, по­ читать родителей, не поклонять­ ся кумирам... Эти принципы на­ зываются заповедями, и их во- обще-то не очень много, всего десять. Заповедь естьжестокий за­ прет, табу, и она не требует разъяснений. Например, очень трудно объяснить ребенку, по­ чему нехорошо воровать (тем более, если воровство нередко называют бизнесом, свободным предпринимательством, менед­ жментом и т. п.). У ребенка нет денег, а у взрослых — целая куча! Что плохого, если он воз­ ьмет совсем чуть-чуть на мо­ роженое (на жвачку, на шо­ коладку)? Попробуйтеобъяснить — вырано или поздно придете к ответу: «Нель-зя, потому что нельзя!» Или: «Так принято!» И удивительноедело; дети это пре­ красно понимают! . Во всем же остальном, как нам кажется, чем меньше прин­ ципиальности, тем лучше. Се­ годня ребенок лег точно всрок, а завтра, если ему очень хочет­ ся посмотреть интересный фильм, пускай ляжет попозже. Он попросил купитьжвачку, а вы сказали «нет», хотя у вас на са­ мом деле были на нее деньги. Не стесняйтесь, пройдя десять шагов, вернуться и купить ее, эту несчастнуюжвачку. Ничего, ваш авторитет от этого не упа-. дет! Ведь в жизни так много случаев, когда нам приходится говорить ребенку «нет» не из бластной научной библиотеки. воспитательных соображений, а потому что мы на самом деле не можем выполнить его про- Кроме того, мелочные за­ претыдевальвируют основные, о которых мы только чтр гово­ рили. И еще. Мелкими запрета­ ми вы невольно провоцируете ребенка на дурные поступки. Соблазн жвачки, которую выне купили, столь великдля него, что он может не удержаться и ста­ щить у вас йеньги. Ему так хо­ чется иногда отдохнуть от шко­ лы, что, если вы не позволите ему остаться дома, он попыта­ ется симулировать болезнь. А если попытка удастся, будет пользоваться этим постоянно. И таких примеров можно привес­ ти очень много, — Но как же дисциплина, режим?! — возмутитесь вы. А много ли взрослых любит строгую дисциплину? Вы всег­ да питаетесьточно по часам или все-таки предпочитаете есть, когда проголодались? И спать вы, наверное, ложитесь не по бою курантов, а по мере уста­ лости. Вот что действительно важно, так это чтобы компро­ мисс был ОБОЮДНЫМ. Важно, прежде всего, потому, что вы таким образом даете ребенку стереотипы правильных челове­ ческих отношений. Он привыка­ ет не покоряться или, наоборот, помыкать, а идти на уступки, причем на уступки ВЗАИМНЫЕ. Главное—сделать это привыч­ ным стилем отношений, а не до­ жидаться экстраординарного Если разобраться, вся наша жизнь состоит из компромиссов. Наверное, не стоит подробно останавливаться на том, что инициатива компромисса и его содержаниедолжны исходитьот вас. Очень полезно не бросать­ ся со всех ног выполнять про­ сьбу ребенка, а просить его не­ много подождать, обозначив границы этого ожидания («Сей­ час, вот только посуду домою». Или: «Подожди минутку, я еще не допила чай» и т. п.). Это тоже приучаетдетей к компромиссу, потому что от природы они не­ терпеливы. Чрезвычайно важно пользоваться системой взаим­ ных уступок, когда вы ребенка наказываете. Вотужгдепринципи- : альность менее все­ го уместна! ...Четырехлет­ ний мальчик не хочет делиться шоколадкой с сестрой, а тре­ бует, чтобы вседосталось только ему. Плачет, кри­ чит, топает н о г а м и . Кто-то в бном случае убедит старшуюсестру уступить орущему малышу. Кто-то, напротив, возмутится: — Ах, так? На, Ма­ шенька, ешь все сама, раз такой жадина! Нам оба эти варианта пред­ ставляются непедагогичными. В первом случае вы поощряете жадность и своенравие, во вто­ ром наносите мальчику жесто­ кую травму. Мы поступили бы воттак: придавлицу суровое вы­ ражение, сказали бы: — Не хочешь делиться— во­ обще ничего не получишь. Ухо­ ди отсюда! И выставили бы ребенка за дверь. Скорее всего он бы рас­ плакался и вскоре, хлюпая но­ сом, вошел бы в комнату. — Нучто, маленький, ты раз­ думал жадничать? Конечно! Яже знаю: ты хороший. Это на тебя что-то нашло. (В знак согласия он сопит.) Тогда, — продолжае­ те вы, — иди и попроси у Маши прощенья. Но к этому он не готов. Мно­ гим детям вообще очень труд­ но просить прощения в словесной форме. И не следует на этом настаи- — Ладно, — делаете вы очереднуюуступку,—мысей­ час вместе попросим. Машень­ ка, подойди к нам! Пете очень стыдно, он просит у тебя про­ щенья и отдает тебе твоюдолю. — С этими словами вы протя­ гиваете Маше ее половинку, а Пете — его. Если Петя теперь уже без шума довольствуется своей половинкой, вы подклю­ чаете к «воспитательному про­ цессу» Машу. —Машенька, раз у нас Петя такой герой, дай ему, пожалуй­ ста, еще маленький кусочек. А когда приходит папа, вы громко, чтобы Петя слышал, рассказываете ему о Петиной неслыханной щедрости, о том, какой подвиг он сегодня совер­ шил, поделившись с Машей шо­ коладкой. Теперьо сердитом лице. Это еще один пример маски. Мас­ ки, подчеркивающей и утрирую­ щей эмоцию. Мы считаем, что это полезно по многим причи­ нам, и в частности потому, что дети. Особенно маленькие, сильнее реагируют на зритель­ ный ряд, чем на звуковой. Од­ нако ПОКАЗЫВАЯ рассержен­ ность или обиду, не стоитвсерь­ ез сердиться или обижаться на ребенка. Ведь он вам не ровня и НИКОГДА, даже в шестьде­ сят лет, ровней не станет, по­ тому что вы кормили его с лож- 'ки и вытирали ему попку. Роди­ тели (особенно молодые) неред­ ко впадают в эту ошибку: оби­ жаются на пятилетнихдетей, как на взрослых, копят свои обиды. Матери плачут, отцы негодуют. За десять-пятнадцать лет у них накапливается такой пухлый счет обид и претензий, что сын или дочь превращаются в вечных должников своих родителей. Как будто вы не подарили ребенку, жизнь, а выдали ему непроше­ ный кредит, да еще под процен­ ты, да еще с угрозой долговой тюрьмы за непогашение! ПЯТЕРКУ" ЗДОРОВЬЕ? Мы продолжаем разговор о здоровье наших детей. Д а , с е ­ годня мальчиш ки и девч он ки страдаютотнедугов, возникаю­ щих в р аннем возрасте. И ш ко ­ л а неред ко усугубляет положе­ ние .: . В чьей власти переломить ситуацию?-Министерства обра--. зо в а н и я , разрабатывающ его проекты реформирования один «оригинальнее» другого?Подве­ домственных ем у учреждений на местах, привычно ожидающих ком анды сверху? Родителей, каждый день отправляющих р е ­ бенка в школу? Учителей, вр а ­ ч ей , представителей д р у г и х профессий , отвечающих за д е - гей , з а будущее страны? Мы хотим, чтобыдети были умными и образованными . Но какою ценой? Еще Э ра зм Рот­ тердамский писал о том, что цена эта бываетнепомерно вы­ сока: «Представьте себе ч ело­ века , который все детство и юность свои провел в усвоении н а ук , который уб ил лучшую часть жи зни на непрестанные бдения, заботы, труды... неи з ­ менно бережливы й , бедный , печальный, хмурый, к самому дл я друШ Х ‘Тягосттый и йен а - ' - ВИСТНЫЙ 1 бледнолицый, тощий, хилый , подслеповатый, п р е ­ ждевременно состарившийся и поседевший , он д о срока р а с ­ стается с жизнью». 1&К соединить, однако, «усво­ ение наук», физическое и д у ­ шевное здоровье того, ктоси/щт - за партой? Об этом в очередном выпуске «Очага» размышляют педагог-ветеран и врач. >АЧЕЙ НУЖНЫ БОЛЬНЫЕ ЭРУДИТЫ? О сроках обучения в средней школе и некоторых других проблемах среднего образования «Липецкая газета» писала не раз , в частности в хорошо аргу­ ментированных статьях Елены Бредис. И тем не м е ­ нее мне бы хотелось высказать мнение по вопросу, который имеет не просто существенное, а важней­ шее значение для подготовки детей к будущей взрос­ лой жизни, а отсюда — и к благополучию государст­ ва. Речь идет о здоровье школьников. Ибо нездо­ ровье детей сегодня означает одно — нездоровье го­ сударства завтра. Конечно, благополучие детей прежде всего зави­ сит от возможностей роди­ телей, а в конечном счете от государства, его спо­ собности обеспечить мате­ риальные условия для ро­ ста и развития здорового молодого поколения. И тут надо отдатьдолжное совет- ским временам, когда обеспечивалось относи­ тельно здоровое пополне­ ние армии. На мой взгляд, ситуация сегодня меняет­ ся в худшую сторону. Если раньше среди призывае­ мых на военную службу, при достаточно высоких требованиях к здоровью, находились единицы «за­ бракованных» как негодных к службе в армии, то те­ перь. . При несколько пони­ женных требованиях мед­ комиссии показатели здо­ ровья призывников в кор­ не изменились. Количест­ во молодых ребят, не год­ ных к службе в армии, ока­ зывается таким же, как и пригодных. Причины, пЪ-моему, здесь комплексные. Глав­ ная — недостаточное пита­ ние населения, Еще одна— ухудшение условий окружа­ ющей среды: воздух, кото­ рым дышим; продукты, ко­ торые употребляем в пищу; вода, которую пьем. Сущес­ твенное влияние на ухудше­ ние здоровья детей, я ду­ маю, имеет и раннее нача­ ло их обучения в школах. В пору моего детства, а это были двадцатые годы, родители отдавали детей в школу в возрасте 8-9 лет. Несмотря на непростые материальные условия жизни того времени, мы вырастали здоровыми и вполне подготовленными для учебных нагрузок. Эта нагрузка, посколь-. ку она начиналась для детей с уже окрепшим организмом, не ослабляла подростковый и юно­ шеский организм к окончанию средней школы. А лучшим до­ казательством служил такой факт: редко кто был не приго­ ден к службе в армии. За последние годы в наро­ дном образовании сложилась устойчивая тенденция снижать, возрастдетей, идущих вначаль­ ную школу. Официально, этот возраст был снижен до семи лет. Не буду осуждать специа­ листов. Но мне кажется, что в этом возрасте еще рано про­ щаться с детством и взваливать на плечи нелегкий груз учебы. Хотя некоторые родители и пе­ дагоги считают, что можно на­ чинать учить детей с 6 и даже с ' 5 лет. При этом они обычно ссы­ лаются на успехи отдельных быстро развивающихся, с уни­ кальными способностями, детей. Родители таких ребят очень гор­ ды их успехами. Боюсь, они не понимают того, что дети иХ ис­ пытывают непомерные нагруз­ ки. И, во-первых: нередко, на оп­ ределенном этапе развитие та­ ких детей затррмаживается. А во-вторых: перенапряжение, ко-’ торое испытывают эти дети, ста­ новится причиной многих болез­ ней и в конечном итоге сокра­ щения жизни. Как педагог могу сказать, что несколько меньшую нагрузку испытывает малый ре­ бенок, занимающийся не точны­ ми науками, а искусством, до­ пустим, музыкой (это связано, по-видимому, с повышенной эмоциональностью этих заня­ тий). Но даже и при этом мы не знаем ни одного «Моцарта», про­ жившего продолжительную; от­ носительно здоровую жизнь. М Н Е Н И Е }М И Т Е Л Я \ Оно и понятно; серьезная ра­ бота для неокрепшего организ­ ма даром не проходят. Поэтому, на мой взгляд, что­ бы не лишать детей детства, обучениедетей надо начинать не с семи, а с восьми лет. Это тем более важно в нынешних пло­ хих материально-бытовых усло- Что касается двенадцатилет­ него обучения в средней шко­ ле, то, скорее всего, затея эта предпринята под давлением тех зажиточных родителей, которые хотят, чтобы их чада учились в престижных зарубежных уни­ верситетах. А вот разгрузить школьные программы от ненуж­ ного материала надо. При этом, вероятно, целесообразно обра­ тить внимание на распределе­ ние часов по предметам. Напри­ мер, добавить количество часов на литературу за счет сокраще­ ния ихна историю... Следует пос­ мотреть на распределение ча­ сов и по другим предметам. Не имея' возможности су­ дить о школьных программах негуманитарного цикла, все же полагаю, что и там есть что со­ кратить Вот, например, предмет хорошо знакомый мне -химия. Казалось бы, зачем учащимся Неделями сидеть над усвоени­ ем того,' как выглядят электрон­ ные формулы атомов разных хи­ мических элементов в нормаль­ ном и возбужденном состоянии? Этот материал вообще не от­ носится к химии, это уже так на­ зываемая химическая физика, и изучается она в высших учеб­ ных заведениях. Главным обра­ зом физиками. А вот кто-то, кто составлял школьную программу по химии, вставил этот матери­ ал в программу. Зачем? Я бы взял на себя смелость привести и другие примеры не­ нужных перегрузок учащихся по химии. Думаю, есть они и подру­ гим предметам. Поэтому, вместо того, что­ бы под предлогом разгрузки школьной программы удлинять школьное образование до две­ надцати лет, нужно провести разгрузку школьных учебных программ от ненужного, необя­ зательного материала. Составителям школьных учебных программ, да и всем работникам образования, надо не забывать о том, что учеба для детей в течение всего вре­ мени их обучения — это тяже­ лый труд, требующий много сил и отнимающий немало здо­ ровья. Задача взрослых облег­ чить, а не увеличивать его, пич­ кая детей лишней специальной информацией или удлиняя вре­ мя обучения в средней школе. Федор МЕЛИХОВ, отличник народного просвещения. Б Е С Е Д Ы В Р А Ч А РЕЖДЕЧЕМОТДАТЬ РЕБЕНКАВШКОЛУ, ПОСМОТРИТЕНА... ЕГОЗУБЫ Кажется, современные мамы и папы хорошо усвоили мысль о том, что детей нужно образовывать. Причем чем больше, тем лучше, по­ скольку без основательной подготовки сегодня вряд ли можно рассчи­ тывать на блестящие перспективы. Вот только до сих пор неясно, когда это образование лучше начинать. Помнится, одно время умные дяди и тети в один голос призывали сажать за школьные парты шестилеток, утверждая, что в этом возрасте они уже могут осилить «гранит науки». Потом вдруг выяснилось, что раннее обучение показано далеко не всем, и первоклашки «повзрослели». Но по сей день нет единого мнения, когда целесообразнее начинать обучение. Без помощи специалистов — врачей, психологов — родите­ лям этой проблемы не решить. Поэтому мы пригласили для диалога заведующую дошкольно-школьным отделением городской детской по­ ликлиники Ш 1 Ирину КОБА. — Я проанализировала состояние здо­ ровья первоклассников шести липецких школ за последние три года, — рассказы­ вает Ирина Людвиговна. — Картина без­ радостная; если в 1997 году абсолютно здоровыми могли считаться 24Л% учащих­ ся, то в 1998 — 15,7%, а в 1999 — лишь 13,5%, А вот дети с третьей и четвадтой группами здоровья, или хронически боль­ ные. составили за этот же период соот­ ветственно 15,5%, 15,7% и 22,3%. Среди патологии преобладают нарушение осан­ ки, снижение остроты зрения, сколиоз, ка- Думаю, это должно насторожить и вра­ чей, и родителей, подготавливающих своих чад к школе. Когда лучше начинать обуче­ ние? Лично я убеждена; в шестилетнем возрасте делать этого не стоит. Судите сами; малыш появляется на свет с еще до конца не сформировавшей­ ся нервной системой, которая, образно го­ воря, оголена, как провода. Постепенно про­ исходит ее «одевание» в белок. У кого-то этот процесс идет быстрее, у кого-то мед­ леннее. У шестилеток он, как правило, еще не завершился. Не случайно среди них больше детей функционально незрелых, с отставанием биологического возраста от паспортного. Как результат — такие дети в школе более раздражительны, способны в любой момент выплеснуть вовне свои эмоции, менее усидчивы — запросто мо­ гут, допустим, выйти из класса только по­ тому, что им так захотелось. Они еще и очень ранимы, да к тому же, как это ни странно, ставятавторитет учителя выше ро­ дительского. Если педагог где-то поведет себя нетактично, скажем, прикрикнет науче­ ника, последний может попросту замкнуть­ ся в себе, либо у него разовьется внут­ ренняя агрессия. Как проверить функциональну 10 готов­ ность нервной системы ребенка? Есть про­ стой тест на усидчивость: поручите емучто- либо делать — лепить, рисовать, раскра­ шивать и так далее — за письменным сто­ лом в течение 15-20 минут. Если он это время выдерживает с большим трудом — отвлекается, просит вас оценить его творчество и тому подобное, он вряд ли высидит до физкультминутки, которая обычно проводится в середине урока. Другой «тест». Попросите малыша нарисовать фигуру человека. Правиль­ ный силуэт, непрерывные линии, присут­ ствие всех частей тела — свидетельство того, что у автора рисунка хорошее ло­ гическое мышление. Допустимо, если он отдельно изобразит туловище и голову, «прикрепит» к ним руки и ноги, «потеря­ ет» несколько деталей, скажем, шею и волосы. Если же отсутствует большин­ ство элементов фигуры или рисунок вы­ полнен по принципу «палка, палка, огу- речик...»—вашему ребенку стоит повре­ менить с поступлением в первый класс. Старайтесь ему больше читать, учите пе­ ресказывать, собирать картинки из ку­ биков; узоры из мозаики, конструиро- — Ну, а если у ребенка высокий интеллект, если он многое знает и умеет, хорошо развит физически, а по некоторым показателям даже превосходит своих сверстников? — Представьте себе, что это еще не гарантия беспроблемного обучения в первом классе. Недавно у меня консуль­ тировалась мама. Ее ребенку исполни­ лось шесть лет и четыре месяца. Вроде бы возраст для начала занятий в школе подходящий, к тому же сам малыш хо­ рошо подготовлен: посещал различные кружки, даже английский язык изучал. Но у него только два молочных зубика сме­ нились на постоянные, что соответству­ ет шести годам. Природа еще не подго­ товила его для больших нагрузок, в том числе школьных. Да, некоторые дети в этом возрасте интенсивно развиваются, могут за год вырасти на шесть-семь сантиметров. Родители недоумевают: мой ребенок та­ кой большой, ну почему ему нельзя в школу? При этом как-то упускается из виду то обстоятельство, что мышцы тела маленького человека не поспевают за темпами роста костей, в результате чего происходит их перерастяжение. Перво­ клашки часто жалуются: болят ручки, нож­ ки. Казалось бы, ну что там может у ре­ бенка болеть? Оказывается, может. Не­ достаточное развитие мышц кистей рук влияет на письмо: ученик быстро устает, дольше вырабатывает почерк. А из-за чего происходит нарушение осанки? Из- за неспособности длительное время удер- живЭть позвоночник в вертикальном по­ ложении. Нельзя забывать и о том, что все дети рождаются дальнозоркими. Окончательное «выравнивание» зрения происходит к семи годам. А в более райнем возрасте ребе­ нок может заниматься только по специ­ альной методике. Согласно приказу Министерства здра­ воохранения, не рекомендуется посещать школу с шести лет детям с третьей груп­ пой здоровья. Факторы риска для поступ­ ления в первый класс — частые, более четырех раз в год, ОРЗ, неудовлетвори­ тельная адаптация к дошкольным учреж­ дениям (болеедвух-трех месяцев), семей­ ные неурядицы, пробелы в воспитании, мужской пол ребенка (да-да, не удивляй­ тесь, но именно мальчики хуже приспо­ сабливаются к новым условиям, больше подвержены стрессовым ситуациям), мас- -------- а малыша при рождении менее двух леющие простудными заболеваниями дети или все мальчики поголовно должны си­ деть дома. Просто родителям нужно учи­ тывать эти особенности и ни в коем слу­ чае не торопиться со школой. — Но сегодня многих родителей смущает переход на 12-летнее обу­ чение: если не отдать ребенка в шко­ лу пораньше, то он там, возможно, засидится, «перезреет»... — Я так не считаю. Напротив, в связи с увеличением срока обучения «на выхо­ де» из школы мы будем иметь депо со взрослыми людьми, способными отвечать за свои поступки, принимать какие-то ре­ шения, не то что нынешние 16-17-летние подростки. К тому же программа началь­ ных классов, которая, как известно, рас­ тягивается на четыре года, обещает быть разреженной и облегченной. Другое дело, что проверить это пока невозможно — в нашем городе совершенно не практику­ ется экспертиза учебных программ. А вот, к примеру, в Ивановской медицинской академии технология такой экспертизы уже разработана. Там ученые вздут на­ блюдения за школьниками, смотрят, как влияет обучение потой или иной програм­ ме на их физическое развитие, функции организма. Думаю, если будут заинтере­ сованы власти, органы управления обра­ зования, подобные исследования можно будет вести и у нас. Но так или иначе, раньше шести с по­ ловиной лет обременять ребенка учеб­ ными занятиями не стоит. Да и с этого возраста лучше посещать не обычнуюшко­ лу, а начальную школу-садик ^реждет ния нового типа, которые все более ве­ сомо заявляют о себе. Преимущества очевидны; для ребенка не нарушается при­ вычный уклад, он так же гуляет, отдыхает в дневное время, играет. С ним занима­ ются уже знакомые ему воспитатели и педагоги. Нет ничего плохого, если ребенок пой­ дет в первый класс в семилетием воз­ расте. В этом я, кстати, убедилась на со­ бственном опыте, поскольку уже трижды мама. Напротив, такие дети в школе быс­ трее осваиваются, .меньше болеют, бо­ лее осознанно подходят к самому процессу обучения. — Допустим, мамы и папы взвесили все «за» и «против», оп­ ределились, когда их чаду це- : лесообразнее приступить к по- стихсению азов наук. Что вы по­ советуете родителям на пери­ од адаптации ребенка к школе? — Прежде всего, не увеличивать его занятость. Конечно, мечта каж­ дого родителя — дать ребенку луч­ шее образование, но одновремен­ ное поступление вмузыкальнуюшко­ лу, спортивные секции, различные кружки — ноша, посильная далеко не всем. Да, дети быстрее приспо­ сабливаются к внезапным измене­ ниям, но и быстрее устают от них. Даже если нет видимого переутом­ ления, велика опасность чрезмер­ ной нагрузки, влияния стрессовых факторов. Как следствие — ослаб­ ление защитных функций организ­ ма, обострение хронических забо­ леваний, возникновение патологии. По-моему, на первом году обучения достаточно одних школьных занятий. Выбирая учебное заведение, нужно опять-таки исходить из возможнос­ тей ребенка. Сейчас открылось не­ мало престижных, с точки зрения ро­ дителей, лицеев, гимназий, где идет углубленное изучение предметов, наряду с основными дисциплинами преподается множество дополни­ тельных. Но сможет ли ваш малыш усвоить весь объем предлагаемых знаний, не теряя при этом самое главное — здоровье? Если говорить о нагрузке на уче­ ника, то можно привести в пример широко распространенное требова­ ние скоростного чтения. С моей точки зрения, оно совершенно не оправ­ дано. Ведь ребенок пребывает в си­ туации ограничения времени. Учены­ ми установлено, что интенсивный темп работы является стрессовым фактором. Кроме того, существует предел восприятия информации, и с физиологической точки зрения ско­ рость чтения свыше 80-90 слов в минуту бессмысленна; ученик не улавливает смысл прочитанного. Далее я бы посоветовала уве­ личить врационе первоклассника на 10-15% количество белковой пищи, позаботиться о приеме поливитами­ нов, организации полноценного сна, профилактике перекрестной инфек­ ции, особенно для детей, не посе­ щавших дошкольные учреждения. Наконец, недопустимо длительное «общение» с телевизором. Это мо­ жет привести к стойкому предпочте­ нию визуального восприятия, кото­ рое осуществляется восновном пра­ вым полушарием мозга,-перед сло- ‘ весным и другими, обрабатываемы­ ми левым полушарием. В результа­ те ребенок, проявляющий завидную стойкость в «поглощении» телесю­ жетов, может оказаться крайне не­ усидчивым и нетерпеливым, когда, скажем, от него потребуются уси­ лия в овладении навыками чтения. Необходимо помнить, что нача­ ло школьного обучения — самая от­ ветственная вжизни маленького че­ ловека пора. И просчеты и ошибки, прежде всего, со стороны родите­ лей, туг недопустимы. Беседовала Елена ТАРАВКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz