Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
22 сентября 2000 г., № 189 (21317) ЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета Добрый день, наши уважаемые читатели! Темы очередного выпуска «Очага» снова подска зала ваша почта и искренняя заинтересованность -в том, каким должно быть будущее и люди, в нем ж и - Каждое ваше обращение в редакцию мы читаем с большим вниманием, хотя не все могло быть вклю чено в очередной выпуск семейной страницы — ведь это всего лишь одна страница... Хорошо, что мы с вами верим в золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому так, как тыхотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. И как важно, чтобы надежной духовной опо рой в этом ребенку стали родители! Что бы ни твер дили про "наше смутное время", которое, дескать, требует от людей безжалостного отношения друг к Если забота друг о друге будет носить общий характер, это значит одно: мы останемся людьми. И детей своих людьми вырастим. С уваж ением Елена ТАРАВКОВА , Галин а КОЖУХАРЬ. ПОСОБИЕ д л я "ТРУПНЫХ” РОПИТЕЛЕЙ ПОЛЬЗЕ БЕСПРИНЦИПНОШ Известные педагоги-психологи, члены Союза писателей России Ирина Медведева и Татьяна Шишова продолжают цикл своих бесед. Сообщаем, что в этом году вышла их новая книга, которая называется «Новые» дети». Ее уже раскупили в Москве, а вот в Липецк и другие провинциальные города она, к сожалению, так и не попала. Отдельные главы можно прочитать в журналах «Октябрь» и «Юность». Экземпляр книги «Новые» дети» в фонд Липецкой о^ ----------" - ” " ------------ Воточеньраспространенный диалог: Отец: Петя, идидомой! Петя: Пап, я еще немного поиграю... Отец: Иди домой, тебе го- Петя: Пап, ну, пожалуйста!.. Еще пять минуток... Отец: Нет. Петя: Ну хоть минуточку! Отец (с гордым пафосом); Я сказал «нет»— значит, нет! Интересно, Что ребенок в этом диалоге дает отцу обра зец правильных человеческих отношений. Но отец, увы, этот урок не воспринимает. Смотри те; Петя просит сначала дать ему пять минут. Получив отказ, соглашается на одну минуту. Но отец гордится своей принципи альностью. Хотя чем, собствен но, гбрдиться? Проявлением бессмысленной, абсурдной власти над ребенком, который и так, по понятным причинам, находится во власти родителей? Что изменится, если ребенок еще пять минут побудет на ули це? Раз он просит продлить вре мя прогулки, значит, ему на ули це хорошо, весело. А так он идет домой с ревом, с опущенной головой, и заряд отрицательных эмоций полностью «съедает» все положительные. Еслиэто случаетсярегулярно (а в семьях,' где даже чихают «принципиально», так и бывает), то грошовое самоутверждение родителей происходит за счет подавления воли ребенка, а зна чит, за счёт его психического здоровья. Почему-то очень час то родители проявляют беском- редакция «ЛГ» передает промиссность в мелочах, но бывают весьма лояльны к на рушениюосновныхпринципов. А такие принципы, конечно же, есть: не убивать, не красть, по читать родителей, не поклонять ся кумирам... Эти принципы на зываются заповедями, и их во- обще-то не очень много, всего десять. Заповедь естьжестокий за прет, табу, и она не требует разъяснений. Например, очень трудно объяснить ребенку, по чему нехорошо воровать (тем более, если воровство нередко называют бизнесом, свободным предпринимательством, менед жментом и т. п.). У ребенка нет денег, а у взрослых — целая куча! Что плохого, если он воз ьмет совсем чуть-чуть на мо роженое (на жвачку, на шо коладку)? Попробуйтеобъяснить — вырано или поздно придете к ответу: «Нель-зя, потому что нельзя!» Или: «Так принято!» И удивительноедело; дети это пре красно понимают! . Во всем же остальном, как нам кажется, чем меньше прин ципиальности, тем лучше. Се годня ребенок лег точно всрок, а завтра, если ему очень хочет ся посмотреть интересный фильм, пускай ляжет попозже. Он попросил купитьжвачку, а вы сказали «нет», хотя у вас на са мом деле были на нее деньги. Не стесняйтесь, пройдя десять шагов, вернуться и купить ее, эту несчастнуюжвачку. Ничего, ваш авторитет от этого не упа-. дет! Ведь в жизни так много случаев, когда нам приходится говорить ребенку «нет» не из бластной научной библиотеки. воспитательных соображений, а потому что мы на самом деле не можем выполнить его про- Кроме того, мелочные за претыдевальвируют основные, о которых мы только чтр гово рили. И еще. Мелкими запрета ми вы невольно провоцируете ребенка на дурные поступки. Соблазн жвачки, которую выне купили, столь великдля него, что он может не удержаться и ста щить у вас йеньги. Ему так хо чется иногда отдохнуть от шко лы, что, если вы не позволите ему остаться дома, он попыта ется симулировать болезнь. А если попытка удастся, будет пользоваться этим постоянно. И таких примеров можно привес ти очень много, — Но как же дисциплина, режим?! — возмутитесь вы. А много ли взрослых любит строгую дисциплину? Вы всег да питаетесьточно по часам или все-таки предпочитаете есть, когда проголодались? И спать вы, наверное, ложитесь не по бою курантов, а по мере уста лости. Вот что действительно важно, так это чтобы компро мисс был ОБОЮДНЫМ. Важно, прежде всего, потому, что вы таким образом даете ребенку стереотипы правильных челове ческих отношений. Он привыка ет не покоряться или, наоборот, помыкать, а идти на уступки, причем на уступки ВЗАИМНЫЕ. Главное—сделать это привыч ным стилем отношений, а не до жидаться экстраординарного Если разобраться, вся наша жизнь состоит из компромиссов. Наверное, не стоит подробно останавливаться на том, что инициатива компромисса и его содержаниедолжны исходитьот вас. Очень полезно не бросать ся со всех ног выполнять про сьбу ребенка, а просить его не много подождать, обозначив границы этого ожидания («Сей час, вот только посуду домою». Или: «Подожди минутку, я еще не допила чай» и т. п.). Это тоже приучаетдетей к компромиссу, потому что от природы они не терпеливы. Чрезвычайно важно пользоваться системой взаим ных уступок, когда вы ребенка наказываете. Вотужгдепринципи- : альность менее все го уместна! ...Четырехлет ний мальчик не хочет делиться шоколадкой с сестрой, а тре бует, чтобы вседосталось только ему. Плачет, кри чит, топает н о г а м и . Кто-то в бном случае убедит старшуюсестру уступить орущему малышу. Кто-то, напротив, возмутится: — Ах, так? На, Ма шенька, ешь все сама, раз такой жадина! Нам оба эти варианта пред ставляются непедагогичными. В первом случае вы поощряете жадность и своенравие, во вто ром наносите мальчику жесто кую травму. Мы поступили бы воттак: придавлицу суровое вы ражение, сказали бы: — Не хочешь делиться— во обще ничего не получишь. Ухо ди отсюда! И выставили бы ребенка за дверь. Скорее всего он бы рас плакался и вскоре, хлюпая но сом, вошел бы в комнату. — Нучто, маленький, ты раз думал жадничать? Конечно! Яже знаю: ты хороший. Это на тебя что-то нашло. (В знак согласия он сопит.) Тогда, — продолжае те вы, — иди и попроси у Маши прощенья. Но к этому он не готов. Мно гим детям вообще очень труд но просить прощения в словесной форме. И не следует на этом настаи- — Ладно, — делаете вы очереднуюуступку,—мысей час вместе попросим. Машень ка, подойди к нам! Пете очень стыдно, он просит у тебя про щенья и отдает тебе твоюдолю. — С этими словами вы протя гиваете Маше ее половинку, а Пете — его. Если Петя теперь уже без шума довольствуется своей половинкой, вы подклю чаете к «воспитательному про цессу» Машу. —Машенька, раз у нас Петя такой герой, дай ему, пожалуй ста, еще маленький кусочек. А когда приходит папа, вы громко, чтобы Петя слышал, рассказываете ему о Петиной неслыханной щедрости, о том, какой подвиг он сегодня совер шил, поделившись с Машей шо коладкой. Теперьо сердитом лице. Это еще один пример маски. Мас ки, подчеркивающей и утрирую щей эмоцию. Мы считаем, что это полезно по многим причи нам, и в частности потому, что дети. Особенно маленькие, сильнее реагируют на зритель ный ряд, чем на звуковой. Од нако ПОКАЗЫВАЯ рассержен ность или обиду, не стоитвсерь ез сердиться или обижаться на ребенка. Ведь он вам не ровня и НИКОГДА, даже в шестьде сят лет, ровней не станет, по тому что вы кормили его с лож- 'ки и вытирали ему попку. Роди тели (особенно молодые) неред ко впадают в эту ошибку: оби жаются на пятилетнихдетей, как на взрослых, копят свои обиды. Матери плачут, отцы негодуют. За десять-пятнадцать лет у них накапливается такой пухлый счет обид и претензий, что сын или дочь превращаются в вечных должников своих родителей. Как будто вы не подарили ребенку, жизнь, а выдали ему непроше ный кредит, да еще под процен ты, да еще с угрозой долговой тюрьмы за непогашение! ПЯТЕРКУ" ЗДОРОВЬЕ? Мы продолжаем разговор о здоровье наших детей. Д а , с е годня мальчиш ки и девч он ки страдаютотнедугов, возникаю щих в р аннем возрасте. И ш ко л а неред ко усугубляет положе ние .: . В чьей власти переломить ситуацию?-Министерства обра--. зо в а н и я , разрабатывающ его проекты реформирования один «оригинальнее» другого?Подве домственных ем у учреждений на местах, привычно ожидающих ком анды сверху? Родителей, каждый день отправляющих р е бенка в школу? Учителей, вр а ч ей , представителей д р у г и х профессий , отвечающих за д е - гей , з а будущее страны? Мы хотим, чтобыдети были умными и образованными . Но какою ценой? Еще Э ра зм Рот тердамский писал о том, что цена эта бываетнепомерно вы сока: «Представьте себе ч ело века , который все детство и юность свои провел в усвоении н а ук , который уб ил лучшую часть жи зни на непрестанные бдения, заботы, труды... неи з менно бережливы й , бедный , печальный, хмурый, к самому дл я друШ Х ‘Тягосттый и йен а - ' - ВИСТНЫЙ 1 бледнолицый, тощий, хилый , подслеповатый, п р е ждевременно состарившийся и поседевший , он д о срока р а с стается с жизнью». 1&К соединить, однако, «усво ение наук», физическое и д у шевное здоровье того, ктоси/щт - за партой? Об этом в очередном выпуске «Очага» размышляют педагог-ветеран и врач. >АЧЕЙ НУЖНЫ БОЛЬНЫЕ ЭРУДИТЫ? О сроках обучения в средней школе и некоторых других проблемах среднего образования «Липецкая газета» писала не раз , в частности в хорошо аргу ментированных статьях Елены Бредис. И тем не м е нее мне бы хотелось высказать мнение по вопросу, который имеет не просто существенное, а важней шее значение для подготовки детей к будущей взрос лой жизни, а отсюда — и к благополучию государст ва. Речь идет о здоровье школьников. Ибо нездо ровье детей сегодня означает одно — нездоровье го сударства завтра. Конечно, благополучие детей прежде всего зави сит от возможностей роди телей, а в конечном счете от государства, его спо собности обеспечить мате риальные условия для ро ста и развития здорового молодого поколения. И тут надо отдатьдолжное совет- ским временам, когда обеспечивалось относи тельно здоровое пополне ние армии. На мой взгляд, ситуация сегодня меняет ся в худшую сторону. Если раньше среди призывае мых на военную службу, при достаточно высоких требованиях к здоровью, находились единицы «за бракованных» как негодных к службе в армии, то те перь. . При несколько пони женных требованиях мед комиссии показатели здо ровья призывников в кор не изменились. Количест во молодых ребят, не год ных к службе в армии, ока зывается таким же, как и пригодных. Причины, пЪ-моему, здесь комплексные. Глав ная — недостаточное пита ние населения, Еще одна— ухудшение условий окружа ющей среды: воздух, кото рым дышим; продукты, ко торые употребляем в пищу; вода, которую пьем. Сущес твенное влияние на ухудше ние здоровья детей, я ду маю, имеет и раннее нача ло их обучения в школах. В пору моего детства, а это были двадцатые годы, родители отдавали детей в школу в возрасте 8-9 лет. Несмотря на непростые материальные условия жизни того времени, мы вырастали здоровыми и вполне подготовленными для учебных нагрузок. Эта нагрузка, посколь-. ку она начиналась для детей с уже окрепшим организмом, не ослабляла подростковый и юно шеский организм к окончанию средней школы. А лучшим до казательством служил такой факт: редко кто был не приго ден к службе в армии. За последние годы в наро дном образовании сложилась устойчивая тенденция снижать, возрастдетей, идущих вначаль ную школу. Официально, этот возраст был снижен до семи лет. Не буду осуждать специа листов. Но мне кажется, что в этом возрасте еще рано про щаться с детством и взваливать на плечи нелегкий груз учебы. Хотя некоторые родители и пе дагоги считают, что можно на чинать учить детей с 6 и даже с ' 5 лет. При этом они обычно ссы лаются на успехи отдельных быстро развивающихся, с уни кальными способностями, детей. Родители таких ребят очень гор ды их успехами. Боюсь, они не понимают того, что дети иХ ис пытывают непомерные нагруз ки. И, во-первых: нередко, на оп ределенном этапе развитие та ких детей затррмаживается. А во-вторых: перенапряжение, ко-’ торое испытывают эти дети, ста новится причиной многих болез ней и в конечном итоге сокра щения жизни. Как педагог могу сказать, что несколько меньшую нагрузку испытывает малый ре бенок, занимающийся не точны ми науками, а искусством, до пустим, музыкой (это связано, по-видимому, с повышенной эмоциональностью этих заня тий). Но даже и при этом мы не знаем ни одного «Моцарта», про жившего продолжительную; от носительно здоровую жизнь. М Н Е Н И Е }М И Т Е Л Я \ Оно и понятно; серьезная ра бота для неокрепшего организ ма даром не проходят. Поэтому, на мой взгляд, что бы не лишать детей детства, обучениедетей надо начинать не с семи, а с восьми лет. Это тем более важно в нынешних пло хих материально-бытовых усло- Что касается двенадцатилет него обучения в средней шко ле, то, скорее всего, затея эта предпринята под давлением тех зажиточных родителей, которые хотят, чтобы их чада учились в престижных зарубежных уни верситетах. А вот разгрузить школьные программы от ненуж ного материала надо. При этом, вероятно, целесообразно обра тить внимание на распределе ние часов по предметам. Напри мер, добавить количество часов на литературу за счет сокраще ния ихна историю... Следует пос мотреть на распределение ча сов и по другим предметам. Не имея' возможности су дить о школьных программах негуманитарного цикла, все же полагаю, что и там есть что со кратить Вот, например, предмет хорошо знакомый мне -химия. Казалось бы, зачем учащимся Неделями сидеть над усвоени ем того,' как выглядят электрон ные формулы атомов разных хи мических элементов в нормаль ном и возбужденном состоянии? Этот материал вообще не от носится к химии, это уже так на зываемая химическая физика, и изучается она в высших учеб ных заведениях. Главным обра зом физиками. А вот кто-то, кто составлял школьную программу по химии, вставил этот матери ал в программу. Зачем? Я бы взял на себя смелость привести и другие примеры не нужных перегрузок учащихся по химии. Думаю, есть они и подру гим предметам. Поэтому, вместо того, что бы под предлогом разгрузки школьной программы удлинять школьное образование до две надцати лет, нужно провести разгрузку школьных учебных программ от ненужного, необя зательного материала. Составителям школьных учебных программ, да и всем работникам образования, надо не забывать о том, что учеба для детей в течение всего вре мени их обучения — это тяже лый труд, требующий много сил и отнимающий немало здо ровья. Задача взрослых облег чить, а не увеличивать его, пич кая детей лишней специальной информацией или удлиняя вре мя обучения в средней школе. Федор МЕЛИХОВ, отличник народного просвещения. Б Е С Е Д Ы В Р А Ч А РЕЖДЕЧЕМОТДАТЬ РЕБЕНКАВШКОЛУ, ПОСМОТРИТЕНА... ЕГОЗУБЫ Кажется, современные мамы и папы хорошо усвоили мысль о том, что детей нужно образовывать. Причем чем больше, тем лучше, по скольку без основательной подготовки сегодня вряд ли можно рассчи тывать на блестящие перспективы. Вот только до сих пор неясно, когда это образование лучше начинать. Помнится, одно время умные дяди и тети в один голос призывали сажать за школьные парты шестилеток, утверждая, что в этом возрасте они уже могут осилить «гранит науки». Потом вдруг выяснилось, что раннее обучение показано далеко не всем, и первоклашки «повзрослели». Но по сей день нет единого мнения, когда целесообразнее начинать обучение. Без помощи специалистов — врачей, психологов — родите лям этой проблемы не решить. Поэтому мы пригласили для диалога заведующую дошкольно-школьным отделением городской детской по ликлиники Ш 1 Ирину КОБА. — Я проанализировала состояние здо ровья первоклассников шести липецких школ за последние три года, — рассказы вает Ирина Людвиговна. — Картина без радостная; если в 1997 году абсолютно здоровыми могли считаться 24Л% учащих ся, то в 1998 — 15,7%, а в 1999 — лишь 13,5%, А вот дети с третьей и четвадтой группами здоровья, или хронически боль ные. составили за этот же период соот ветственно 15,5%, 15,7% и 22,3%. Среди патологии преобладают нарушение осан ки, снижение остроты зрения, сколиоз, ка- Думаю, это должно насторожить и вра чей, и родителей, подготавливающих своих чад к школе. Когда лучше начинать обуче ние? Лично я убеждена; в шестилетнем возрасте делать этого не стоит. Судите сами; малыш появляется на свет с еще до конца не сформировавшей ся нервной системой, которая, образно го воря, оголена, как провода. Постепенно про исходит ее «одевание» в белок. У кого-то этот процесс идет быстрее, у кого-то мед леннее. У шестилеток он, как правило, еще не завершился. Не случайно среди них больше детей функционально незрелых, с отставанием биологического возраста от паспортного. Как результат — такие дети в школе более раздражительны, способны в любой момент выплеснуть вовне свои эмоции, менее усидчивы — запросто мо гут, допустим, выйти из класса только по тому, что им так захотелось. Они еще и очень ранимы, да к тому же, как это ни странно, ставятавторитет учителя выше ро дительского. Если педагог где-то поведет себя нетактично, скажем, прикрикнет науче ника, последний может попросту замкнуть ся в себе, либо у него разовьется внут ренняя агрессия. Как проверить функциональну 10 готов ность нервной системы ребенка? Есть про стой тест на усидчивость: поручите емучто- либо делать — лепить, рисовать, раскра шивать и так далее — за письменным сто лом в течение 15-20 минут. Если он это время выдерживает с большим трудом — отвлекается, просит вас оценить его творчество и тому подобное, он вряд ли высидит до физкультминутки, которая обычно проводится в середине урока. Другой «тест». Попросите малыша нарисовать фигуру человека. Правиль ный силуэт, непрерывные линии, присут ствие всех частей тела — свидетельство того, что у автора рисунка хорошее ло гическое мышление. Допустимо, если он отдельно изобразит туловище и голову, «прикрепит» к ним руки и ноги, «потеря ет» несколько деталей, скажем, шею и волосы. Если же отсутствует большин ство элементов фигуры или рисунок вы полнен по принципу «палка, палка, огу- речик...»—вашему ребенку стоит повре менить с поступлением в первый класс. Старайтесь ему больше читать, учите пе ресказывать, собирать картинки из ку биков; узоры из мозаики, конструиро- — Ну, а если у ребенка высокий интеллект, если он многое знает и умеет, хорошо развит физически, а по некоторым показателям даже превосходит своих сверстников? — Представьте себе, что это еще не гарантия беспроблемного обучения в первом классе. Недавно у меня консуль тировалась мама. Ее ребенку исполни лось шесть лет и четыре месяца. Вроде бы возраст для начала занятий в школе подходящий, к тому же сам малыш хо рошо подготовлен: посещал различные кружки, даже английский язык изучал. Но у него только два молочных зубика сме нились на постоянные, что соответству ет шести годам. Природа еще не подго товила его для больших нагрузок, в том числе школьных. Да, некоторые дети в этом возрасте интенсивно развиваются, могут за год вырасти на шесть-семь сантиметров. Родители недоумевают: мой ребенок та кой большой, ну почему ему нельзя в школу? При этом как-то упускается из виду то обстоятельство, что мышцы тела маленького человека не поспевают за темпами роста костей, в результате чего происходит их перерастяжение. Перво клашки часто жалуются: болят ручки, нож ки. Казалось бы, ну что там может у ре бенка болеть? Оказывается, может. Не достаточное развитие мышц кистей рук влияет на письмо: ученик быстро устает, дольше вырабатывает почерк. А из-за чего происходит нарушение осанки? Из- за неспособности длительное время удер- живЭть позвоночник в вертикальном по ложении. Нельзя забывать и о том, что все дети рождаются дальнозоркими. Окончательное «выравнивание» зрения происходит к семи годам. А в более райнем возрасте ребе нок может заниматься только по специ альной методике. Согласно приказу Министерства здра воохранения, не рекомендуется посещать школу с шести лет детям с третьей груп пой здоровья. Факторы риска для поступ ления в первый класс — частые, более четырех раз в год, ОРЗ, неудовлетвори тельная адаптация к дошкольным учреж дениям (болеедвух-трех месяцев), семей ные неурядицы, пробелы в воспитании, мужской пол ребенка (да-да, не удивляй тесь, но именно мальчики хуже приспо сабливаются к новым условиям, больше подвержены стрессовым ситуациям), мас- -------- а малыша при рождении менее двух леющие простудными заболеваниями дети или все мальчики поголовно должны си деть дома. Просто родителям нужно учи тывать эти особенности и ни в коем слу чае не торопиться со школой. — Но сегодня многих родителей смущает переход на 12-летнее обу чение: если не отдать ребенка в шко лу пораньше, то он там, возможно, засидится, «перезреет»... — Я так не считаю. Напротив, в связи с увеличением срока обучения «на выхо де» из школы мы будем иметь депо со взрослыми людьми, способными отвечать за свои поступки, принимать какие-то ре шения, не то что нынешние 16-17-летние подростки. К тому же программа началь ных классов, которая, как известно, рас тягивается на четыре года, обещает быть разреженной и облегченной. Другое дело, что проверить это пока невозможно — в нашем городе совершенно не практику ется экспертиза учебных программ. А вот, к примеру, в Ивановской медицинской академии технология такой экспертизы уже разработана. Там ученые вздут на блюдения за школьниками, смотрят, как влияет обучение потой или иной програм ме на их физическое развитие, функции организма. Думаю, если будут заинтере сованы власти, органы управления обра зования, подобные исследования можно будет вести и у нас. Но так или иначе, раньше шести с по ловиной лет обременять ребенка учеб ными занятиями не стоит. Да и с этого возраста лучше посещать не обычнуюшко лу, а начальную школу-садик ^реждет ния нового типа, которые все более ве сомо заявляют о себе. Преимущества очевидны; для ребенка не нарушается при вычный уклад, он так же гуляет, отдыхает в дневное время, играет. С ним занима ются уже знакомые ему воспитатели и педагоги. Нет ничего плохого, если ребенок пой дет в первый класс в семилетием воз расте. В этом я, кстати, убедилась на со бственном опыте, поскольку уже трижды мама. Напротив, такие дети в школе быс трее осваиваются, .меньше болеют, бо лее осознанно подходят к самому процессу обучения. — Допустим, мамы и папы взвесили все «за» и «против», оп ределились, когда их чаду це- : лесообразнее приступить к по- стихсению азов наук. Что вы по советуете родителям на пери од адаптации ребенка к школе? — Прежде всего, не увеличивать его занятость. Конечно, мечта каж дого родителя — дать ребенку луч шее образование, но одновремен ное поступление вмузыкальнуюшко лу, спортивные секции, различные кружки — ноша, посильная далеко не всем. Да, дети быстрее приспо сабливаются к внезапным измене ниям, но и быстрее устают от них. Даже если нет видимого переутом ления, велика опасность чрезмер ной нагрузки, влияния стрессовых факторов. Как следствие — ослаб ление защитных функций организ ма, обострение хронических забо леваний, возникновение патологии. По-моему, на первом году обучения достаточно одних школьных занятий. Выбирая учебное заведение, нужно опять-таки исходить из возможнос тей ребенка. Сейчас открылось не мало престижных, с точки зрения ро дителей, лицеев, гимназий, где идет углубленное изучение предметов, наряду с основными дисциплинами преподается множество дополни тельных. Но сможет ли ваш малыш усвоить весь объем предлагаемых знаний, не теряя при этом самое главное — здоровье? Если говорить о нагрузке на уче ника, то можно привести в пример широко распространенное требова ние скоростного чтения. С моей точки зрения, оно совершенно не оправ дано. Ведь ребенок пребывает в си туации ограничения времени. Учены ми установлено, что интенсивный темп работы является стрессовым фактором. Кроме того, существует предел восприятия информации, и с физиологической точки зрения ско рость чтения свыше 80-90 слов в минуту бессмысленна; ученик не улавливает смысл прочитанного. Далее я бы посоветовала уве личить врационе первоклассника на 10-15% количество белковой пищи, позаботиться о приеме поливитами нов, организации полноценного сна, профилактике перекрестной инфек ции, особенно для детей, не посе щавших дошкольные учреждения. Наконец, недопустимо длительное «общение» с телевизором. Это мо жет привести к стойкому предпочте нию визуального восприятия, кото рое осуществляется восновном пра вым полушарием мозга,-перед сло- ‘ весным и другими, обрабатываемы ми левым полушарием. В результа те ребенок, проявляющий завидную стойкость в «поглощении» телесю жетов, может оказаться крайне не усидчивым и нетерпеливым, когда, скажем, от него потребуются уси лия в овладении навыками чтения. Необходимо помнить, что нача ло школьного обучения — самая от ветственная вжизни маленького че ловека пора. И просчеты и ошибки, прежде всего, со стороны родите лей, туг недопустимы. Беседовала Елена ТАРАВКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz