Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
г . ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 20 сентября 2000 г., № 187 (21315) Л ] - У и _ 1 ^ ЭТОМУ УТВЕРЖДЕНИЮ РОССИЯНЕ ВЕРЯТ УЖЕ БЕЗ МАЛОГО 200 ЛЕТ ■ ПРЯМАЯ РЕЧЬ Юрий ЧЕКМЛЧЕВ, председатель областного Комитета госстатистики: «ВЛАСТЬ НЕ МОЖЕТ ДЕЙаВОВАТЬ ВСЛЕПУЮ» История отечественной ста тистики официально начинает ся с Высочайшего Манифеста Александра I от 8 (20 нового стиля) сентября 1802 года, ко торым министерствам было по ручено проводитьобязательный сбор письменных отчетов. Этот, день и считается «днем рожде ния» российской статистики, поскольку именно тогда нача лось организационно-структур ное оформление ее деятельнос- Разумеется, эта дата до пе рестроечных лет не носила ста туса официального праздника, у советской госстатистики был свой .отсчет времени. Послед ний свой 70-летний юбилей Гос комстат СССР отметил 25 июля 1988 года. Органы областной статисти ки также имеют свою историю, которая непосредственно свя зана с созданием Липецкой об ласти. Хотя, безусловно, сбор й учет статистическихданных на нашей территории велся посто янно, независимо от террито риально-административногоде ления и политического устрой ства государства. Была уездная статистика в составе губернс кой (мы относились к Тамбовс кой губернии), затем статисти ка Центрально-Черноземной области (ЦЧО) и так далее. Первое статистическое уп равление по Липецкой области было образовано вянваре 1954 года. Тогда его возглавила опытйый статистик Елизавета Сергревна Болховитинова. На этом росту ее сменил Николай Никифорович Германович, кото рый из-за болезни проработал недолго. Почти четверть века делуСтатистики отдал третий по счет^ руководитель — Игорь Константинович Ключанский. Он ушел* на пенсию в 1986 году. Судьбе было угодно, чтобы с того времени эту важнейшую струк!гуру возглавил я. Хрчу подчеркнуть, что заня тие суатистикрй требует особых качеств от человека. Здесь со бирается огромный объем ин формационно-аналитических цифррвых материалов, работа над гаторыми — занятие серь езное, кропотливое и весьма от ветственное. Добросовес- тност4з, тщательность, дисцип линированность — обязатель ны одя любого статистика. Не случайно, что в эту сферу люди приходят на всюжизнь. Или ухо дят сразу, как только почувству ют ер специфику. У нас «чужа ков», ;людей случайных быть не может: профессия не позволя- Сёгодня мне хочется отме тить Именно особые качества моих ^коллег, которые и в чрез вычайно непростых условиях продолжают выполнятьдело го- судар|ственной значимости. В(мае 1988 года статисти- ческор управление было преоб разовано в областное управле ние с|^атистики, когда реформы еще йе касались всех, годами склад^з 1 вавшихся, структур. «Революционные» же ломки нашейсистемы начались в 1994 году, когда формировались рос сийские статистические органы. В этот год мы еще раз «поме няли вывеску» и стали Липец ким областным комитетом Гос статистики РФ. Но, разумеет ся, дело не в вывеске: корен ные преобразования социаль но-экономической жизни, нача тые в 1 эти годы, определили не избежность реформирования и всей Государственной статисти- Пёрестала существовать плановая экономика, появились новые формы собственности и экономических отношений, оп ределенным образом был преобразован ры нок. Поменялись приори теты, да и сама эконо мическая политика за это десятилетие претерпела ряд изменений. Но в лю бом случае с органов госстатистики никто не снимал ответственности за возложенную на них задачу — обеспечивать информационно-анали тическую базу для при нятия необходимых уп равленческих решений властными органами — государственными и мес тными. И вхаосе реформ мы должны осущес твлять сбор социально- экономической информа ции, отражающей про цессы и тенденции, про исходящие в обществе, в народном хозяйстве, в экономике. Это очень важно — иметь полнуюи объективную ин формацию. Не случайно сегод ня на первый план в большой политике выходят так называе мые «информационные войны»: кто владеет информацией, тот владеет миром! Наша задача — дать такую информацию для ру ководителей страны или облас ти. Чем она точнее, полнее, ком- плекснее, тем больше простран ство для выбора оптимальных управленческих решений, стра тегии и тактики проврдимой по литики. Органы госстатистики — это^ первоначальное звено серьезной’' аналитической работы.повыстра иванию определенных социаль но-экономических отношений, характеризующих любое общес тво. И тут, повторюсь, очень ва жен полный и комплексный сбор статистических сведений. Те изменения, что происхо дят в структуре органов госста тистики, адекватны изменениям в жизни. В 1996 году была ут- верходена федеральная целевая прюграмма реформирования ста тистики в 1997-2000 годы». Те меры, что в ней заложены, спо собствуют реализации первого этапа реформирования по пере ходу России на принятую в международной практике систе му учета и статистики — с уче том требований рыночной эко номики. В годы первого этапа был определен многоаспектный со став статистических показате лей, созданы основы Единого регистра предприятий и органи заций, Единой системы класси фикации и кодирования инфор мации и так далее. Уже сформированы основные социальные показатели, харак теризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социаль ную защиту населения, микроэ кономические показатели в об ласти ценообразования, финан сов, промышленного производ ства, потребительского рынка. Все они — важные рычаги уп равления экономическим разви тием государства. Но потребовала реформиро вания и сама организация ста тистических наблюдений: надеж ная статистика, отражающая все особенности многоукладной эко номики, стала средствомдля ре ализации качественно новых за дач, ранее не стоявших передоб ществом. И эта функция будет усиливаться: интегрирующая роль органов госстатистики в деле отражения общественно экономических явлений в стра не должна набирать вес. Это — требование времени. Процесс совершенствования современной статистики, надо отметить, включает сохранение ее главных качеств—объектив ности и достоверности данных, полного и всестороннего ото бражения действительности. Современная статистика долж на стать подлинно вездесущей и универсальной: мы живем не в «плановом» обществе, где универсальность обеспечива лась проще. Сегодня этого до стичь труднее, на нас особая ответственность — и на струк турах, и на людях, занятых ста тистическими исследованиями и сбором сведений. К сожалению, «особен ность» российских реформ во многом усугубила положение дел в статистике. Резко ухуд шились информационная база и условия сбора данных. Она сузилась, появились неком плексные подходыи оценки, ра зорвалась логическая взаимо- увязанность многих показате лей. То есть экономический хаос и отсутствие четкой про граммы экономических реформ (и как следствие — хаотичность социальных процессов) не луч шим образом сказались и на статистике. Откровенно говоря, государство не позаботилось о достаточном финансировании важнейшего инструмента при проведении политики реформи рования в жизнь. Отрасль оказалась на обо чине господдержки, цена труда статистиков девальвирована, техническое иматериальное пе ревооружение не осуществля лось на должном уровне все последнее десятилетие. Разу меется, мы понимаем — наш труд обязательно востребует- ся, а значит, и внимание к гос статистике будет иным. Возро ждение России без четкой, пол ной и всеобъемлющей инфор мации невозможно. Ни одна власть не может осуществлять свои функции вслепую. «Зеркало статистики» не до лжно быть кривым, если гово рить о подлинно государствен ных Интересах и власти, и на- Статистику делают люди. И здесь я не могу не вспомнить о поколениях самоотверженных тружеников, кто создавал, фор мировал и развивал отечес твенную систему статистики. Кто и сегодня, несмотря на «за- бытость» и трудности переход ного периода, несет на своих плечах груз государственной важности. Убежден: впереди у нас вместе со страной путь возро ждения. И он невозможен без укрепления и развития отечес твенной статистики. С днем рождения, коллеги, друзья, единомышленники! СТАТИСТИКАДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Статистика бюджетов до машних хозяйств является од ной из отраслей социально-эко номической статистики, изучаю щей уровень жизни населения, и прежде всего его материаль ное благосостояние. Сведения, получаемые на основе обследо вания бюджетов домашних хо зяйств, имеют, широкий и пос тоянно увеличивающийся диапа зон видов использования. Руко водит этим подразделением в областном комитете Госстатис тики отличник российской ста тистики Л. Хохлова. В Липецкой области обсле дуется 445 домашних хозяйств, из них 270 — в городской мес тности. Обследование строится машних хозяйств. Данные об следования по конкретному до машнему хозяйству строго кон фиденциальны и используются • исключительно для получения сводных итогов. Важнейшая заслуга в сборе сведений этой статистической группы принадлежит инспекто рам, работающим с семьями, прежде всего — ветеранам ста тистики А. Лямкиной и Г. Дежи- ТРУД, СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА Статистика социальной сфе ры, труда, заработной платы обширна и включает вопросы образования, здравоохранения, культуры, осуществления жи лищно-коммунальной реформы в области, охраны окружающей среды. Наиболее острой про блемой является занятость на селения. Ситуация на рынке труда продолжает оставаться проти воречивой. На фоне относитель но низкого уровня официально зарегистрированной безработи цы существенную роль играет скрытая безработица в форме неполной занятости, вынужден ных неоплаченных отпусков. Особое внимание отдел уде ляет сбору, обработке и анали зу статистической информации, характеризующей оплату труда работников в разных отраслях экономики и социальной сферы, а также задолженность по вы плате начисленной заработной платы в наблюдаемых отраслях ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Судьбами липчан от рожде ния до смерти занимается от дел демографической статисти ки, который возглавляет Н. Сав ченко, проработавшая ворганах госстатистики 30 лет. Численность жителей облас ти ежедневно уменьшается, и к 1 января 2000 года она соста вила 1239,9 тысячи человек (5 лет назад она была на 10 тысяч больше). Ежегодно умирают 19 тысяч липчан, каждый пятый — в трудоспособном возрасте. Двое из трех жителей области умирают от болезней кровооб ращения, каждый восьмой от новообразований, а каждый де вятый стал жертвой несчастных случаев, травм и отравлений. Уровень смертности населения адекватно отражается в показа теле ожидаемой продолжитель ности жизни, которая сократи лась за последние 10 лет на 3 года, остановившись на отмет- развития области. По масшта бам и сложности она не имеет аналогов. Достаточно сказать, что для ее осуществления надо привлечь и подготовить почти 6 тысяч человек. Материалы такой переписи составят информаци онную основу при реализации многих социальных программ, обеспечат надежную базу изу чения социальных и демографи- ческих процессов в нашей об- СТАТИСШКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА в последнее время в ходе твляет разработку балансов продовольственных ресурсов по основным видам продукции с годовой и квартальной пере- одичностью. Выполняют работу по сбору статистических данных по сель скому хозяйству М. Золотаре ва, Н. Золотарева, Н. Кузьми- РАЙОННОЕ СТАТПСТИЧЕСКОЕ ЗВЕНО Особенно много проблем именно здесь, в районном зве не. Эти структуры г ............ . телей, характеризующих инфля ционные процессы в экономике России, являются индексы цен. Разработана основанная на об щих методологических принци пах и критериях расчетов еди ная система индексов цен, ох ватывающая все секторы эко номики. Госкомстатом России опре- ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ЧТОТРАЖАЕТСЕ В Ш ЗЕРКЕА?Л В рамках реализации государственной программы перехода России на при нятую в мире систему учета и статистики произошли существенные измене- Особое значение сегодня имеет упрощение статистического наблюдения, его удешевление. Это обеспечивает применение цензового подхода: крупные и средние предприятия всех форм собственности наблюдаются сплошным уче том и отчетностью, мелкие — выборочными методами наблюдения. Наличие теневого сектора экономики, а также индивидуальных предпринимателей пред определяет более широкое применение математических и статистических ме тодов дорасчета. С этой целью осуществляется переход на унифицированные формы ста тистической отчетности, при этом интегрирующей основой при сборе отчет ности является Единый государственный регистр предприятий и организа- Существенно изменена действующая система статистических показателей: создана система национальных счетов, положено начало мехсдународным со поставлениям валового внутреннего продукта. Особое место отведено регио нальным счетам, когда каждая территория рассматривается как самостоя^ тельная экономическая система, основным обобщающим показателем явля-„ ется расчет валового регионального продукта: Итак, из чего же складывается статистика региона и страны в целом? реформирования аграрного сек тора экономики в сельском хо зяйстве произошли заметные изменения. На селе созданы ос новымногоукладной эконо 1 ^ики, существенно расширен мелкое товарный ииндивидуальный сек тор экономики, на долю его при ходится 48 процентов сельско хозяйственного производства. В связи с увеличением не больших коллективных и инди видуальных хозяйств одним из основных направлений пере стройки статистики сельского хозяйства является внедрение в статистическую ппяктмку вы борочных методов наблюдения. тративно-территориальных об разованиях сохранить не уда лось. Шло постоянное сокраще ние штатов: при увеличении объ емов обрабатываемых показа телей. Только благодаря высо кому профессионализму выпол няется федеральный план ра бот и обеспечиваются необхо димой статинформацией мест ные органы власти и управле ния. Здесь трудятся опытные профессионалы-статистики: Л. Горбенко, Р. Гудкова, В. Ивано ва, Н. Карпухина, В. Енговато- ва, Т. Малышева, Н. Степано ва, т Бурирча Л Мериисвв и многие другие специалисты. облкомстата органами ежегодно возрастает, то кили- чество актов о рождении, наобо рот, снижается. В 1999 году ро дилось всего 9 тысяч младен цев — самый низкий показатель за весь период, по которому велось статистическое наблю дение, в расчете на 1000 насе ления число родившихся умень шилось в 2 - раза. ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 13 января 2000 г. админис трацией Липецкой области при нято постановление об участии ' в проведении с 9 по 16 октября 2002 года Всероссийской пере писи населения по состоянию на о часов 9 октября 2002 года. Эта перепись позволит получить све дения о численном составе на селения и его размещении а также другие данные, необходи мые для определения перспек тив социально-экономического делен перечень товаров для ре гистрации цен: 99 Наименований продовольственных товаров, 242 — непродовольственных и 72 — по платным услугам. В настоящее время статис тика цен приступила к реализа ции нового направления — сбо ра первичной информации о це нах на потребительском рынке с использованием мини компьютеров. Экономические проблемы и трудности вусловиях либерали зации экономики на уровне предприятий и организаций в существенной степени сфокуси.- рованы в области финансов. Среди проблем, осложняющих деятельность предприятий и ор ганизаций региона, особое мес то занимает кризис неплатежей. На статистику финансов возло жена задача по отслеживанию этих процессов: ее показатели являются важнейшими индика торами экономических и соци альных процессов в обществе. СТАТМСШКА ПРЕДПРИЯТИЙ страны повышается актуаль ность информации о формиро вании и использовании продо вольственных ресурсов. Кроме того, статистика сельского хозяйства осущес- Переход России к рыночной системе хозяйствования обус ловил появление целого ряда проблем, до этого не свойствен- Статистика предприятий ^ новая для российской статисти ки отрасль, которая также поя вилась в процессе реформиро вания. Это целостная система статистического наблюдения за финансово-хозяйственной дея тельностью предприятий, орга низаций и индивидуальных предпринимателей. Статистическим наблюдени ем в области охвачено 15432 хозяйствующих субъекта и 25045 индивидуальных предпринимате лей. При таком количестве ор ганизаций возникают объектив ные сложности в сборе инфор мации, особенно от малых пред приятий. Это напрямую сказы вается на достоверности и объективности итогов. Успешное проведение обследований во многом зависит от выработки механизма тесного взаимодей ствия между органами статис тики и налоговыми органами области. Сегодня наиболее сложен вопрос учета в органах статис тики индивидуальных предпри нимателей. Из-за непроработ- ки федеральных законов сложи лась ситуация серьезных несо ответствий в реестре индивиду альных предпринимателей, пос тавленных на учет в органах статистики, и реестре налого плательщиков областного уп равления налогов и сборов. Для обеспечения полноты учета предпринимателей в составе Единого государственного ре гистра предприятий и организа ций предстоит наладить взаимо действие между органами ста тистики и администрациями му ниципальных образований по уточнению сведений о-гражда нах, зарегистрированных в ка честве индивидуальных пред принимателей, о постановке их ИНФОРМАЦИЯ И БАЗА ДАННЫХ Одной из основных задач развития статистической систе мы Липецкой области является наиболее полное и оперативное , информирование организаций, предприятий всехформсобствен ности, учебных заведений, биб лиотек, средств массовой ин формации, деловых людей о со циально-экономическом разви тии области. Облкомстат готовит и пред лагает пользователям комплек сные и отраслевые статсборни- ки: бюллетени, ежемесячные доклады, экономические запис ки с анализом актуальных во просов социально-экономичес кого положения; списки пред приятий, организацийвсех форм собственности; периодический и оперативный экономико-статис- . тический материал. На органы госстатистики возложена также ответственная функция по организации учета на предприятиях, в организаци ях и учреждениях области. Все хозяйственные операции, прово димые организацией,, должны оформляться первичными учет ными документами, составлен ными по формам, содержащим ся в альбомах ^ифицирован- ных форм первичной учетной документации (УФПУД). За два предшествующих Сода и январь-июль 2000 г. око- " -.50 двух'тысяч предприятий;'ор- ганизаций и учреждений облас- ' ти быяи'-обеспечены такими альбомами. ЗАЧЕМ ПРИНЯТ Щ1НЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГПСТР? Единый государственный регистр является открытой для всех пользователей системой получения информации о хо зяйствующих субъектах, пос троенной на принципах единых информационных стандартов. В его состав включаются субъекты хозяйственной дея тельности независимо от ор ганизационно-правовой фор мы и формы собственности, созданные на территории Рос сийской Федерации в"соответ ствии с действующим граж данским законодательством. В процессе учета каждому объекту ЕГРПО присваивается восьмиразрядный код и коды классификационных признаков, позволяющих идентифициро вать его местонахождение на территории области, подчинен- ' ность, виды деятельности, за явленные в учредительных до кументах, форму собственнос ти и организационно-правовую форму. Идентификационный код, установленный субъекту хозяй ственной деятельности органа ми госстатистики, сохраняет ся за субъектом на протяже нии всего времени его дея тельности, независимо от про исходящих с ним реорганиза- По состоянию на 1 сентяб ря 2000 г. в составе ЕГРПО по Липецкой области учтено 15432 хозяйствующих субъекта и свыше 25 тысяч индивидуаль ных предпринимателей. Экскурсию по липецкой статистике провели Елена ВОЛКОВА и Татьяна ОЛЬХОВА, зам. председателя областного комитета Госстатистики. отидо \ и Фотографии Ольп, БЕЛЯКОВОЙ. «ПРАВДА НЕ ДОЛЖНА ЗАВИСЕТЬ ОТ ТОГО, КОМУ ОНА СЛУЖИТ...» Возникновение в России статистических учрежде ний относится ко времени образования министерств. Высочайшим Манифестом от 8 (20 ) сентября 1802 г. было поволено: «Каждому министру в конце года по давать Его Императорскому Величеству через Пра вительствующий Сенат письменный отчет в управле нии всех вверенных ему частей». В.П. Кочу- юсть ста тистики для государственного управления, предписал губернаторам циркуляром от 19 сентября (1 октября) 1802 г. представлять в Министерство статистические сведения. Со гласно этому циркуляру губернаторы долж ны были в шестинедельный срок доставить подробную карту губерний, планы городов и сведения: о численности населения, податях, произрастании, сельских магазинах и на родном продовольствии, фабриках и заво- Промышлешсть циркуляре особо отмечалось, что «губернс кое начальство никак не должно себе позво лять мер принуждения и, так сказать, обыс ка помещиков и частных владельцев». Приводя эти материалы в систематичес кий по{Ядок и составляя из них сравнитель- ные таблицы, граф В. П. Кочу бей надеялся «положить первое основание ста тистических на каждую часть г- губернию описа ний». В ноябре 1802 г., вскоре после рассылки циркуляра, он ис просил Высочай шего соизволения на учреждение при Департамен те внутренних дел сословия дворян, которое состояло из 10 человек. В обязанности не которых из них было вменено приведение «в исторический порядок сведений о положении губерний», при этом составленные ими опи сания должны были послужить материалом к составлению общей статистики России. 30 июня (12 июля) 1804 г. был издан указ Сената, законодательно оформивший рабо тывобласти промышленной статистики. Этот указ был адресован как губернской админис трации, так и владельцам фабрик и заводов. Указ обязывал последних предоставлять гу бернской администрации ежегодную отчет ность. Одновременно от губерний требова лось направлять все собранные материалы в министерство. Эпизод из записной книжки князя П. А. Вяземского выразительно характеризует сло жившуюся в прошлом веке на местах ситуа цию со сбором статистических сведений: «В начале столетия и собирания статистических сведений одна местная власть обратилась в один уезд с требованием доставить таковые сведения. Исправник отвечал: «В течение двух последних лет, т. е. с самого времени назна чения моего на занимаемое мною место, ни о каких статистических происшествиях, бла годаря Богу, в уезде не слышно. А если тако вые слухидо начальствадошли, то единствен но по недоброжелательству моих завистни ков и врагов, которые хотят мне повредить в глазах начальства, и я нижайше прошу защитить меня от подобной статистической напраслины». Липчанам хорошо известно имя их вы дающегося земляка, ученого-энциклопедиста Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В 1863-1882 годах он возглавлял Централь ный статистический комитет при Министер стве внутренних дел, был председателем Статистического совета при этом министер стве в период с 1875 по 1896 год. Петр Пет рович был инициатором создания Централь ного статистического комитета России (1857 г.). Организовал в 1870 году Первый все российский статистический съезд, заложив ший основы русской земской статистики. Создал схему экономического районирова ния Европейской части России. Он также составил пятитомный «Геог рафическо-статистический словарь Россий ской империи» (1863-1885 гг.). Реорганизо вал систему сбора сведений по статистике урожаев и всемерно способствовал разви тию земской статистики. Руководил Первой ХРОНО ЛО ГИ Я РАЗВИ ТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ 08 .09.1802 г. ~ Вводится письменная отчетность министерств. ■1П ЛЛ «10П0 - _____________й___ ^ 04 .11,1819 г. — Статистическое отделение Канцелярии Ми- 25 .07.1918 г. .05.1823 г. — Статистическое отделение Департамента ис полнительной полиции Министерства вн^ренних дел. 20 .12 .1834 г. — Статистическое отделение при Совете Ми нистра внутренних дел. Созданы губернские статистические коми- 04 .03.1858 г. — Центральный Статистический комитет при Министерстве внутренних дел. 30 .04.1863 г. — Статистический совет и Центральный Ста тистический комитет при Министерстве внутренних дел. чс Л 1 -, _ "антральное статистическое управление. Совете Министров СССР. 05 .07.1978 г .—Центральное статистическое управление СССР. 17 .07.1987 г. - Госкомстат СССР. 18.11.1991 г. — Госкомстат России. В основе создания, формирования и развития советских органов государствен ной статистики лежит фундаментальная мысль, высказанная основателем СССР Владимиром Ильичом Лениным: «Нам нужна полная и правдивая ин формация, а правда не должна зависеть от того, кому она должна служить». Мысль верная для всех времен и го сударств. Но не всегда, впрочем, востре- буется политиками у власти.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz