Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА п о с т о и , П А Р О В О З ! Н Е С Т У Ч И Т Е , К О Л Е С А ! НЕВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ П О Л У Ч А Е ТС Я : 7 0 П РО Ц ЕН ТО В Л О К О М О Т И В О В И 6 0 П РО Ц ЕН ТО В П О Д В И Ж Н О Г О С О С ТАВ А Н А Р О С С И Й С К И Х Д О Р О Г А Х И З Н ОШ Е НЫ После августовского пожаро на Останкинской телебашне президент Владимир Путин в сердцах заявил, что едва ли не все важнейшие сферы жизне деятельности в нашей стране находятся на грани техноген ной катастрофы. Каких еще катаклизмов ждать после тро- гедии с подлодкой, взрыва на Пушкинской и происшествия с телекоммуникациями? Ответ но этот риторический вопрос едва не совпал с- пре зидентским выступлением: взле- - тевший из «Шереметьево-2» лайнер с тремя сотнями пасса жиров на борту экипажу лишь чудом удалось спасти от кру шения. -Но если авиационный Транспорт хотя бы проходит сложное предполетное тести рование, то- на железнодорож ные составы вообще, похоже, махнули рукой. - На днях комиссия Счетной палаты РФ приступила к про верке МПС и обнаружила про сто ошеломляющие факты, - поделился начальник тррнс- портной инспекции Счетной палаты Александр Довгялло.- Изношенность -локомотивного парка достигла 70 процентов, подвижного-состава в целом - более 60 процентов!.. Это означает, что две трети тепловозов и более половины вагонов, колесящих по желез ным дорогам страны, либо уже отслужили установленные сро ки, либо находятся в аварий ном состоянии. Если до сих пор по этой причине и не случа лось крупных железнодорож ных катастроф, то лишь по сча стливой случаййости. Глава МПС Николай Аксе ненко любит повторять, что российские железные дороги - это «кровеносные сосуды эко номического организма стра ны». С этим утверждением не поспоришь: известно, что на долю железнодорожной отрас ли приходится нынче до 80 процентов всего национально го ' грузооборота. Начиная с прошлого года экономика страны пошло но подъем - со ответственно увеличился и объ- емГгруеоп'ёревбзок. По данным МГ]С, за 7 месяцев 2000 года по .жеггезным ^дорогам России различных грузов, перевезено но 13,8 процента -больше, чем за 'тот же период в прошлом 'году.' По прогнозом Минэконо- ■ми 1 ёч; тенйенция. роста сохра нится. Казалось бы, чем. не по вод для оптимизма: чем боль ше грузооборот - тем выше прибыль железных дорог, и, со ответственно, тем богаче госу дарство. Но беда в том, что возить грузь! практически не " на чем. Катастрофически ;не хватрет цементовозов, плат форм, минероловозов, ■цисг терн. А дефицит полувагонов, в которых нынче перевозится бо лее половины всех грузов, - полторы тысячи единиц а сутки! Это несколько десятков соста вов, сотни тысяч тонн не до шедших, до адресата кубомет ров леса, стройматериалов, металла... По самым скромным оценкам, простои груза по причине дефицита подвижного состава оборачиваются для российской экономики убытка ми, по размерам сравнимыми с кредитами МВФ; Как такое могло^случиться в нашей некогда самой вагонной стране, где испокон веку то варняков хватало не только на транспортировку грузов, но и для перевозки миллионов за- кякэченмых и солдат? Ответ прост: если в Т980-году было произведено для нужд желез ных дорог почти 17 тысяч полу вагонов, то нынче МПС заку пает не больше тысячи, А начи ная с 1991 года несколько лет учесть, что установленный срок службы полувагона - 22 года, то выходит, что в этом году МПС должно списать выпущенг ные в 1978-м 13 с половиной тысяч единиц подвижного со става. Еще больше - в следую щем году. Согласно этой тре- вожно-и арифметике, уже через пятилетку нос ожидает кол лапс экономики по причине полного паралича грузотранс портной ,железнодорожной си- То, что ситуация с подвиж ным составом . критическая, признает и руководство МПС: По словом Николая Аксенен ко, для восстановления фондов его ведомству необходимы ин вестиции в не менее чем 600 миллиардов рублей; Шутка ли: один полувагон производство.; «Уралвагонзавода» стоит 2^ тысячи долларов. Таких денег у железнодможного министер;^ ство. нет. Поэтому, скорее все го, в нарушение всех устонов-. ленных технических; норм МПС пойдет но продление сррко , эксплуатации своего подвижно го состава. Но это вряд ли можно считать выходом из по -• ложения. Во-первых, с точки- зрения безопасности движе ния. Во-вторых, старые вагоны* приходится ремонтировать -в среднем едва ли не-ежемесяч но: эго означает ке тояёко за траты но ремонт, но и немалые финансовые потери в связи с простоями. Но сегодняшний день- лорк полувагонов составляет 247 тысяч единиц.. Но йерЬый. взгляд, огромная транспортная армия. Но 15 тысяч из них - не - . исправны: Еще несколько* тысяч - нуждаются в починке. А если еще учесть, что десятки тысяч полувагонов эксплуатируются 30 пределами России - в сосед ней Украине, Белоруссии; При балтике... Словом, когда в кон це минувшего лето, кок всегда, встало задача подготовки да- ■ родного* хозяйства к зиме,- для перевозки кузбасского угля же лезнодорожники едва собрали необходимые десять тысяч -по лувагонов. Но роди этого при-,' шлось посадить но голодный ; паек другие отрасли. Напри мер, приказом по МПС зопре- щено перевозка в полуваго нах строительных материалов. Но в чем тогда возить железо бетонные панели и кирпич? А с учетом столь же острого дефи цита цементовозов продукция, к примеру. Белгородского це ментного завода, не. вывозится вот уже несколько месяцев' кря ду. От ворот поворот получили - и заказчики полувагонов из многочисленных леспромхозов: лесопромышленником велено теперь возить кругляк но же-:; лезнодорожных платформах. А ну кок стяжки не выдержат за груженные горкой бревна ? То гда перевозка древесины но- низких платформах обернется незапланированным «лесопо-- волом», о то и крупной овори- Есть еще один дпособ борь бы с дефицитом -полувагонов..,- ускорить их оборот. Но при су ществующей экономической модели добиться этого не так- то просто. Раньше проблема простоев железнодорожных вагонов решалось но уровне правительства: по- вопросом погрузки-выгрузки проводились селекторные совещания с уча стием руководителей мини Каждый пассажир у нас обязан стерств и ведомств. Нынче же процесс пущен но самотек. Ес ли в прежние времена желез нодорожники боролись 30 со кращение сверхдальних цере- возок кок не отвечающих‘тре бованиям экономии гос- средств, то лгеперь маршрут движения указывает заказчик. В итоге среднестатистический рейс полуаогоно увеличился по сравнению с 1980 годом но 18 процентов. За счет тамо женного досмотра но установ ленных между -бывшими брат скими республиками погранпе реходах возросли и простои. Соответственно, оборот полу вагона увеличился с 5,5 суток в 1988 году до 7,6 суток в 2000 -м. При этом но погрузку стало уходить больше времени, чем десять лет назад, о число станций, для»проведения грузо вых операций сократилось в целом по стране но одну пятую Но и это ,не все. В ночрле 90-х , когда грузооборот год от года сокращался, железнодо рожная отроепЬ потеряла |юч- ти четверть:подъездных путей, многие из которых были попро сту разобраны за ненодо^но- быть фаталистом. стью. Теперь, когда ситуация в . экономике стало меняться, при ходится кусать -локти. Такой факт: в этом году среднестати стический простой груженых вагонов но подъездных путях превысил аналогичный показа тель 1984 года ож в 2,25 роза! Поиском выхода из желез нодорожного тупика наконец озаботилось и правительство РФ, где сейчос рассматривает ся концепция ( ' железнодорожной отрасли, предложенная Министерством путей сообщений. , - Счетная полото уже. дола неудовлетворительную оценку - этому документу, - говорит ау дитор СП Михаил Бесхмельни- цын, -Руководство МПС пред лагает возложить затраты на обновление и ремонт подвиж ного состава но те промыш ленные предприятия, которые пользуются услугами железных дорог. Но такой вариант не пройдет хотя бы по той причи не, что наш отечественный-то варопроизводитель пока не - настолько богат... Госкозно ток же вряд ли по тянет ежегодное приобрете ние 10-12 тысяч вагонов и ло комотивов, В какой-то мере положение могли бы поправить коммерческие партнеры МПС из число тронспортно- экспеди торских компаний. Эти структу ры уже прочно вросли в рынок железнодорожных перевозок и обладают достаточными ре сурсами по части инвестиций. Больше того - кок оказалось, потенциальные инвесторы уже готовы вкладывать деньги в же лезную дорогу. Но при усло вии, что. ведомство Николая Аксененко нажмет но один из рычагов экономического сти мулирования.. А именно - ис ключит вагонную составляю щую. из ток йозывоемого же лезнодорожного тарифа. В сомом деле: если экспедитор-. скоя компания приббретоет полувагон в -сво.ю собствен- ..ность, то из списка пррчих рас четов с МПС его использова ние должно быть исключено. Однако у. железнодорожного монополиста другая арифмети ка. Кто умеет считать лучше, покажет время.. . Которого, впрочем, ; у железнодорожни ков остается совеем немного... ПИСЬМО в «дв» СТАРЕЕМ, ДрН-БАТЮШКА? НАШ ЧИТАТЕЛЬ. ЗАЯДЛЫЙ РЫБАК, ЧЕРЕЗ ПОЛ ВЕКА ПРОШЕЛСЯ ПО МЕСТАМ ЮНОСТИ - И ЗАГОРЕВАЛ Сколько живу, о лучше угол ка но земле не зною - кусочек правого берега Дона возле впадения в него небольшой речки Тихой Сосны. В трех кило метрах отсюда расположился знаменитый поселок Дивного- рье. Почти полвеко назад, в 1952 году, я отдыхал здесь в ме стном доме.отдыхо - и, конечно, сразу собрался но рыбалку. ■ .Место - слов нет! К небу вздымались меловые горы, густо- -поросшие деревьями и кустар ником. Внизу изумрудным шел ковистым ковром стелились лу га; луго и луга. Их прорезало, петЛяя И'убегая вдоль, к гори зонту, быстротечная голубая ленто Дона. Только рыбок 'может понять, кокая это тихая, но большая ра дость - стоять в закатном солн це или в молочном рассветном тумане и чувствовать живое ды хание реки, упругую силищу ры бины, спокойное, достоинство природы: ■ А потом прошла целая жизнь. Судьба но долгие годы забросило -меня в Ташкент, ме тался по роботе по всей Сред ней Азии. Побывал в Ферган ской долине, горох Памира, но туркменском берегу Каспия, в сказочных Самарканде, Хиве, Ургенче, Бухаре, ^у аральских рыбаков Каракалпакии... Тоже, скажу-:, вам, место сказочные. Потом долгое время работал в Поволжье, был в Волгограде, Саратове, Куйбышеве, Казани, Ульяновске.„ И вот, через полвеко, нако нец-то я снова в Воронеже. Ко нечно, -с внутренней дрожью собираюсь в свой заветный уголок, едем с моим хорошим приятелем, врачом Георгием Богатыревым, но дивногорский берег. Но рыбалку едем. Увы! Но том месте, что я зопоАнил но всю жизнь, вместо пологого, степенно спускающегося к воде косогора мы увидели высокий, метров но семь, обнажившийся берег. До, обмелел ты, Дон-бо- тюшко! Про рыбу уж и говорить нечего. Кроме промышленных стоков, их варварски уничтожа ет расплодившаяся в последнее время армия браконьеров. На стоящие же рыбаки и окуниш- ком с плотвой роды. Ни для кого не секрет: дол гие годы Дон принимал (и по сей день принимает), несмотря но паралич многих предпри ятий, промышленные стоки. От сюда - гибель всего живого, об меление, заболачивание. Впа дающие в Дон малые реки за дохнулись, иссохли. То же кра сивейшая прежде Тихая Сосна сегодня густо покрыта комы- .шом, осокой и рогозой, затяну лась ряской, заросло кувшинко- Зочем я об этом пишу, кого хочу удивить, до кого достучать ся? Сом не зною. Но, знаете, одно дело читать о наших бе дах вообще, о другое - убедить ся в них воочию но кусочке прекрасной когда-то земли. Это ж сколько надо работать, думать, отмаливать у природы грехи, чтобы хоть частицу вос становить из того, чем мы ток богаты были и что ток безжало стно транжирили и транжирим! Юрий ПОСПЕЛОВСКИЙ. ДИВНОГОРЬЕ, Воронежская область. . ГПЕРЛЫшки конкурс: I БЕРИ ШИНЕЛЬ - I I ЕСЛИ НА ПАЛЬТО ДЕНЕГ НЕТ I I Бывший главный погроничник, о ныне председатель Коми- I тето ГД по обороне Андрей НИКОЛАЕВ, похоже,, вспомино- I ет свое прошлое военное обмундйровоние неприязненно: ( «Есть определенный предел, который нельзя переступать. Нельзя всю страну одеть в шинель, и не нужно». ЧТО-ТО: .еще - длаба. правительству. Вот раздеть - это. всегда I ■ пожалуйста. щ Дмитрий СЕВРЮКОВ. МЕСТО СОБЫТИЯ НА БРУСНИЧНОЙ-2 ГОРИТ ЗЕЛЕНЫЙ Главы правительств России и Финляндии приняли участие в открытии нового междунородно- * го автомобильного' пункта про пуска «Брусничная-2»,' который значительно ускорит транзит грузов между соседними страна ми. В переговорах с глазу но гло'з речь шлЬ о привлечении финских инвестиций в россий скую экономику. Ирина КЕДРОВА. АРХАНПЛЬСК; ПОЙДУТ АЛМАЗЫ НА-ГОРА Промышленная добыча алма зов но месторождении им. Ломо носова начнется к 2004 году. Об этом сообщил .губданотор Ана толий Ефремов но фифинге, священном итбгом рабочего зито в Архангельскую область заместителя министра финансов, руководителя ГрхраНо Владими ра Рудакова и президента «Ал роса» Вячеслава Штырево. Николай ГОРБАНЬ. МИАСС: СПУТНИК СОЗДАЮТ УРАЛЬЦЫ в конструкторском бюро го сударственного ракетного цент ра создается новый спутник. Ап поро-т предназначен для гео съемки ЗеАлли и разрабатывает ся по 'зокозу Инсти-гуто геофизи ки. Это первый спутник, кото рый доверено изготовить уроль цом: Запуск спутника но орбиту намечен в конце декабря 2000 Сергей АГАТОВ. КРАСНОЯРСК: ПЛАТА ЗА ДРУЖКА Жилищные тресты Краснояр ска начали, прием от населения собак. За;каждого пса полагает ся вознагфжяение - тридцать рублей. ■Оди 0 к 6 --в большинстве своем сибиряки настороженно'-Ътно- сжгся к очередной акции гфод- ских вл 0 стей; оно, ■конечно, от бездомных собак в городе изба вляться необходимо, Но уж боль но хлопотный ,и. неблагодарнь|й заработок. ' Виталий ПЫРХ. ОООТД «ВЕСТА-ХХ1 ВЕК» (095) 733-40-16 В Р Е Д А К Ц И И « Д В » ПО БЫ ВА Л П О Л Н О М О Ч Н Ы Й ПРЕДС ТАВИ ТЕЛЬ П Р Е ЗИ Д ЕН ТА РО СС И И В С И Б И Р И Л Е О Н И Д Д Р А Ч Е В С К И Й Леонид ДРАЧЕВСКИЙ - не вполне обычный генерал- губернатор. Во-первых, он не генерал, что в среде сего дняшних полномочных предсгавигелей президенто в фе деральных округах большая редкость. Во-вторых, он не тратил столько душевных сил на обустройство своего представительства и потому счастливо избежал публич ных скандалов вроде питерского или екатерннбургско- Его рабочая неделя строится таким образом: в поне дельник-планерка, а затем всю неделю - разъезды по округу. Чтоделать - Сибирь-мотушка! Но наш разговор начался с других сибирских реалий... - Сибирь уникальна своими богатствами. Но за обладание ими в последние годы велась ожесточенная борьба. Новые собственники не останавлива лись ни перед чем. Предпола гает ли вновь созданное ок ружное руководство, никак не связанное с тем, что происхо дило в предыдущие годы, разо браться с результатами прива тизации? Есть ли поручение президента на сей счет? - Обсуждая со мной ситуа цию в округе и говоря о моих задачах, глава государства вы сказался недвусмысленно: ес ли Закон ни в чем не был на рушен, нельзя допускать ника ких пересмотров . приватиза ции! И. я буду выполнять эту ус тановку, с которой абсолютно согласен. Можно. себе пред ставить, что :,бУД^Т-' 'е*-'®ране,- если начнется, «второй пере дел». Хаос! Старые собствен ники уже не собственники. Но вых еще нет., У проходных предприятий крутятся сомни тельные типы, подговариваю щие и угрожающие. Никто не работает. Зарплату лкэди не получают. Со склада исчезают сырье и готовая продукция, о со счетов деньги; ,И никто не может сказать, к'уда и зачем. Неужели мы хотим опять пере жить все это?,Не думаю.... Дру гое дело, есл^ закон и впрямь был нарушен и этот факт'Тиож- но доказать в суде.- Процедура В; этом .'случае .понятна;: суд принимает соответствующее решение, власть-'обязано его выполнить.. . л-,-' -. Но, 'ввроятноу^е все мо гут позволить ■себе ' судебную тяжбу, а потому Ькшут вам, надеясь, что разберетесь и доложите президенту, а уж он решит... . - Пишут многие, и эти пись ма, конечно, не остаются без внимания. Но хочу еще раз подчеркнуть: только суд впра ве принять решение о неза конности приватизации... К то му же, когда начинаешь раз бираться с тем'Или иным «сиг налом», часто' Оказывается, что его автором двигала ко- рйсть: это ИЛИ' конкурент, или охотник до чужой собственно-' Когда я недавно был в Но рильске, меня чаще всего спрашивали - на улице, .в шах тах, на заводах - об одном: будет ли пересмотр привати зации? И знаете почему? Лю ди хорошо помнят 96-й ГОД, когда они сидели без работы, без денег, без тепло в домах. А сегодня? Уверенно стоящий на ногах город. У жителей ста бильные заработки, они соци- . ольно защищены. Так зачем за последние четыре года рез ко возросла рождаемость. И еще один . показатель: здесь стремятся осесть беженцы из ближнего зарубежья и из нот ших «горячих точек». Это, ко нечно, беспокоит коренных норильчон, но, согласитесь,-го ворит об эффективностияаово- го собственника. Где плохо жи вут, туда люди не едут. ■, - Но мы часто слышим, что в итоге приватизации многие предприятия Сибири - да-И не только Сибири - оказались под контролем криминальных стру ктур.'Как быть с этим? чем проблема? Бели у ------------------л,- МВД органов прокуратуры или ФСБ есть ■основания .для расследования и последующе го возбуждения дела в суде, то, скажите, чем в этой ситуа ции собственник-отличается от любого граждонина? Ничем. Нарушил закон, учоствует в чем-то противоправном . (на пример, на свои деньги содер жит преступное сообщество) - значит, отве|ит! Закон уравни вает всех -■'» работодателя, и наемного роботнико. А зодачо власти - способствовать, что бы это равенство никем и ни когда не нарушалось... Для ме ня сегодня ^главное, чтобы предприятиясработали, чтобы труд людей' достой)-;^ оплачи вался, чтобы собирались на логи и за счет, них создавалась современная. система образо вания, здравоохранения и культуры, ,чтобы не было ни щих и обездоленных... ,- .' - Когда-президент назначил своих полномочных представи телей в федеральных округах, многие высказывали предпрло- жение, что н а вое и ваших-кол- лег польется.нескончаемьщ по ток всевозможных жалоб и об ращений... - Писем много. И письма разные. Но мне, я считаю,, по везло с регионом. В Сибири живут оеобенные люди, осно вательные. Они умеют и при выкли жить без оглядки на власть. Если можешь обустро ить свою-жизнь - ты уважае мый человек! За те три месяца, что проработал в Сибири, не часто слышал, просьбу датЬ де,- - нег. Куда чаще просят дать ро боту. А это, согласитесь, дру- - И все же за последние го ды у людей накопилось немало обид на власти предержащие... - Конечно,. есть нерешен ные бытовые .вопросы, есть обидь! но местное, руководст во. Но аппарат полг^мочного представителя президента не должен, не имеет права на страивать людей против мест ных администраций: мол, там отвернулись от, народа, а мы его защищаем, И мы, и они - часть общей государственной .машины. Поэтому и проблемы надо решать сообща, не''вно ся в умы людей подозритель ность и озлобление. - Трудно поверить, что. все губернаторы приняли вас с восторгом и не .видят в новой структуре ущемления своих прав и возможностей. Тем бо лее что среди них есть очень непростые, самолюбивые лю- - Простенькие людей среди губернаторов действительно не. встретить: все они прошли горнило выборов, проработа ли во власти не один год - и это само по себе очень серь езный отбор. Про «сибирских, воевод» могу сказать: все они без исключения люди с харак тером, яркие и интересные. Мне, конечно, непросто; но интересно с ними работать. И, смею сказать, у нас складыва ются твердые партнерские от ношения. - Но мы много читаем о ка ком-то скрытом недовольстве и даже сопротивлении. - Ерунда! Не знаю, какова была первая реакция, но сей час все руководители субъек тов понимают, что от создания федерального представитель ства президента им только вы года. Всем нам не безразлич но, какой будет Россия. А что бы различия не рождали кон фликтов, не мешали делу -мы создали окружной совет. И это было не навязанное кем-то, о общее решение. Мы не раз и не два встречались, прежде чем договорились о формате работы: как собираться, где, какие проблемы выносить на обсуждение, как принимать по ним согласованное решение. - Неужели все так благост но? Отчего тогда области так неохотно приводят свои уста вы в соответствие с федераль ной Конституцией, а республи ки еще неохотнее вносят кор- - Это делается с трудом, но делается. Причина конституци онных несоответствий не в злом умысле. Полотно феде рального законодательства развивалось неравномерно. В нем появлялись бреши, кото рые на местах заполняли реги ональные законодатели. И ко гда они это делали, неизбежно залезали на федеральное по ле. А кое-где региональный за конодатель, - помните, кого и кок избирали на первых аль тернативных выборах? - ока зался неопытен, неподготов лен к серьезному законотвор честву. Это своего рода бо лезнь роста. - Если говорить о Сибир ском округе, то в каком его субъекте проблема конститу ционных несоответствий наи более остра? - Из задач первого плана - , конституции Тувы и Бурятии.- Сейчас идет обсуждение. Рес публиканские законодатели, понимают, что проблему ре-- ,шить надо. И не просто ре шить; а в установленные сро-. ки... Должен сказать, мы и., в дальнейшем не зас'фохова- ны от рождения но местах зо- конодательных актов, противо-. речощих федеральным. Госу-.; дарственный механизм нельзя отладить в один день. 1 ;!о важ но то, что сегодня мы имеем достаточно универсальный ал горитм решения подобных проблем. Региональные руко водители и законодатели зна ют, как будут поступать проку ратура, суды, президент в тех случаях, когда, местное зако нодательство входит в проти воречие с федеральным. Это, поверьте, заставляет заду маться кое-кого из тех, кто в прошлом любил «мастерить» местный закон под себя. - Но многие из тех, кто «ма стерил», имели карт-бланш - они были избраны народом. Этот статусдавал особ.ые пол номочия. А вот, вы, например, назначены Путиным. Если вы бирать между «избран» и «на значен», какой статус сейчас помогает работать эффектив- - Интдаесный вопрос.. Не давно я был свидетелем, когда один из моих коллег спросил президента; «Вы поддержете меня в этом вопросе?» И зна ете, каким был ответ? «Вас должен поддерживать Закон. А я постараюсь сделать, чтобы такой Закон появился». Из бран ты или назначен - все имеет свое значение. И под-' держка избирателей, и под держка главы государства. Но все это можно свести на нет, если закон не работает. И еще; все-таки у нас важна роль личности. А потом уже роль статуса. - Сейчас, когда на носу гу бернаторские выборы, вам в Кремле не говорят, кого под держивать, а кого нет? - Рассуждения о том, что Кремль-де уже «рослисал» ито ги предстоящих выборов, - чушь. Я по себе зною, кок у нос работает «народный отдел кадров». Стоит мне встретиться с кем-то из руководителей, ко му предстоят перевыборы, сро-; зу же появляются в местной .прессе «аналитические» про гнозы: мол, 1 <ремль сделал ставку. Но, поверьте, все это не. имеет никакого отношения к. жизни. Было бы странно, ес ли бы. мыв администрации пре зидента вообще не говорили о выборах в своих округах. Но обсуждаются не политические '.-платформы кандидатов и уж тем более не кто «свой», а кто «чужой». Речь, идет о другом - вменяемый кандидат или нет. - А если невменяемый, но популярный? - Время -таких прошло. По- моему, люди столи строже и .прагматичнее относиться к вы борам своих руководителей, меньше обращая внимание на восклицательные -знаки в ре чах кандидатов.' - Можно ли понимать про исходящее так: чем крупнее территориальные образова ния,. тем меньше шанс оказать ся во власти «невменяемого» руководства? -. Я бы сформулировал ина че -.чем крупнее образования, тем больше у .населения вы бор; И .тем сильнее общест венный контроль за избранны ми.;; Вообще сейчас в России идет поиск новых и более эф фективных форм государствен ности, соответствующих усло виям нового веко. Какими они в конечном счете сложатся - сказать трудно. Но мы в Сиби ри (может,. из-за. ее- масшта бов) острее других ощущаем, как важно решать межрегио нальные проблемы государст ва. Строительство новых неф- те- -И газопроводов, обновле ние и, развитие Турксиба, реа нимация БАМа и освоение прилегающих к нему террито рий, .'Строительство Урало-Си бирской. автомагистрали с вы ходом но Китай, освоение но вых территорий - все эти про блемы не решить в рамках ни одно.)^, доже очень богатой об ласти. А когда мы говорим о благоприятном инвестицион ном климате? Разве возможно его создать, если законода тельство сибирских областей и республик никак не ориенти рует но общие правила? Сегодня нередко можно прочитать или услышать: мол, все, что делается, направлено на усиление авторитарности государства. Кое-кто запричи тал: ' Россия возвращается в прошлое! Все это или глупость, или преднамеренное искаже ние действительности. Все ны не происходящее преследует одну цель - россияне должны жить в спокойном и экономи чески благополучном государ стве. Не страшась того, что завтра кто-то, по понятной ему одному прихоти, придума ет для них какой-то особый ус тав жизни. , - Спасибо, Леонид Вадимо вич, за ваш визит в «Деловой вторник» и серьезный разго вор, Желаем вам, чтобы «об стоятельные люди» - сибиряки - жили хоть чуточку лучше, в том числе благодаря и стараниям власти! 2 , 19 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА шш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz