Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА п о с т о и , П А Р О В О З ! Н Е С Т У Ч И Т Е , К О Л Е С А ! НЕВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ П О Л У Ч А Е ТС Я : 7 0 П РО Ц ЕН ТО В Л О К О М О Т И В О В И 6 0 П РО Ц ЕН ТО В П О Д В И Ж Н О Г О С О С ТАВ А Н А Р О С С И Й С К И Х Д О Р О Г А Х И З Н ОШ Е НЫ После августовского пожаро на Останкинской телебашне президент Владимир Путин в сердцах заявил, что едва ли не все важнейшие сферы жизне­ деятельности в нашей стране находятся на грани техноген­ ной катастрофы. Каких еще катаклизмов ждать после тро- гедии с подлодкой, взрыва на Пушкинской и происшествия с телекоммуникациями? Ответ но этот риторический вопрос едва не совпал с- пре­ зидентским выступлением: взле- - тевший из «Шереметьево-2» лайнер с тремя сотнями пасса­ жиров на борту экипажу лишь чудом удалось спасти от кру­ шения. -Но если авиационный Транспорт хотя бы проходит сложное предполетное тести­ рование, то- на железнодорож­ ные составы вообще, похоже, махнули рукой. - На днях комиссия Счетной палаты РФ приступила к про­ верке МПС и обнаружила про­ сто ошеломляющие факты, - поделился начальник тррнс- портной инспекции Счетной палаты Александр Довгялло.- Изношенность -локомотивного парка достигла 70 процентов, подвижного-состава в целом - более 60 процентов!.. Это означает, что две трети тепловозов и более половины вагонов, колесящих по желез­ ным дорогам страны, либо уже отслужили установленные сро­ ки, либо находятся в аварий­ ном состоянии. Если до сих пор по этой причине и не случа­ лось крупных железнодорож­ ных катастроф, то лишь по сча­ стливой случаййости. Глава МПС Николай Аксе­ ненко любит повторять, что российские железные дороги - это «кровеносные сосуды эко­ номического организма стра­ ны». С этим утверждением не поспоришь: известно, что на долю железнодорожной отрас­ ли приходится нынче до 80 процентов всего национально­ го ' грузооборота. Начиная с прошлого года экономика страны пошло но подъем - со­ ответственно увеличился и объ- емГгруеоп'ёревбзок. По данным МГ]С, за 7 месяцев 2000 года по .жеггезным ^дорогам России различных грузов, перевезено но 13,8 процента -больше, чем за 'тот же период в прошлом 'году.' По прогнозом Минэконо- ■ми 1 ёч; тенйенция. роста сохра­ нится. Казалось бы, чем. не по­ вод для оптимизма: чем боль­ ше грузооборот - тем выше прибыль железных дорог, и, со­ ответственно, тем богаче госу­ дарство. Но беда в том, что возить грузь! практически не " на чем. Катастрофически ;не хватрет цементовозов, плат­ форм, минероловозов, ■цисг терн. А дефицит полувагонов, в которых нынче перевозится бо­ лее половины всех грузов, - полторы тысячи единиц а сутки! Это несколько десятков соста­ вов, сотни тысяч тонн не до­ шедших, до адресата кубомет­ ров леса, стройматериалов, металла... По самым скромным оценкам, простои груза по причине дефицита подвижного состава оборачиваются для российской экономики убытка­ ми, по размерам сравнимыми с кредитами МВФ; Как такое могло^случиться в нашей некогда самой вагонной стране, где испокон веку то­ варняков хватало не только на транспортировку грузов, но и для перевозки миллионов за- кякэченмых и солдат? Ответ прост: если в Т980-году было произведено для нужд желез­ ных дорог почти 17 тысяч полу­ вагонов, то нынче МПС заку­ пает не больше тысячи, А начи­ ная с 1991 года несколько лет учесть, что установленный срок службы полувагона - 22 года, то выходит, что в этом году МПС должно списать выпущенг ные в 1978-м 13 с половиной тысяч единиц подвижного со­ става. Еще больше - в следую­ щем году. Согласно этой тре- вожно-и арифметике, уже через пятилетку нос ожидает кол­ лапс экономики по причине полного паралича грузотранс­ портной ,железнодорожной си- То, что ситуация с подвиж­ ным составом . критическая, признает и руководство МПС: По словом Николая Аксенен­ ко, для восстановления фондов его ведомству необходимы ин­ вестиции в не менее чем 600 миллиардов рублей; Шутка ли: один полувагон производство.; «Уралвагонзавода» стоит 2^ тысячи долларов. Таких денег у железнодможного министер;^ ство. нет. Поэтому, скорее все­ го, в нарушение всех устонов-. ленных технических; норм МПС пойдет но продление сррко , эксплуатации своего подвижно­ го состава. Но это вряд ли можно считать выходом из по -• ложения. Во-первых, с точки- зрения безопасности движе­ ния. Во-вторых, старые вагоны* приходится ремонтировать -в среднем едва ли не-ежемесяч­ но: эго означает ке тояёко за­ траты но ремонт, но и немалые финансовые потери в связи с простоями. Но сегодняшний день- лорк полувагонов составляет 247 тысяч единиц.. Но йерЬый. взгляд, огромная транспортная армия. Но 15 тысяч из них - не - . исправны: Еще несколько* тысяч - нуждаются в починке. А если еще учесть, что десятки тысяч полувагонов эксплуатируются 30 пределами России - в сосед­ ней Украине, Белоруссии; При­ балтике... Словом, когда в кон­ це минувшего лето, кок всегда, встало задача подготовки да- ■ родного* хозяйства к зиме,- для перевозки кузбасского угля же­ лезнодорожники едва собрали необходимые десять тысяч -по­ лувагонов. Но роди этого при-,' шлось посадить но голодный ; паек другие отрасли. Напри­ мер, приказом по МПС зопре- щено перевозка в полуваго­ нах строительных материалов. Но в чем тогда возить железо­ бетонные панели и кирпич? А с учетом столь же острого дефи­ цита цементовозов продукция, к примеру. Белгородского це­ ментного завода, не. вывозится вот уже несколько месяцев' кря­ ду. От ворот поворот получили - и заказчики полувагонов из многочисленных леспромхозов: лесопромышленником велено теперь возить кругляк но же-:; лезнодорожных платформах. А ну кок стяжки не выдержат за­ груженные горкой бревна ? То­ гда перевозка древесины но- низких платформах обернется незапланированным «лесопо-- волом», о то и крупной овори- Есть еще один дпособ борь­ бы с дефицитом -полувагонов..,- ускорить их оборот. Но при су­ ществующей экономической модели добиться этого не так- то просто. Раньше проблема простоев железнодорожных вагонов решалось но уровне правительства: по- вопросом погрузки-выгрузки проводились селекторные совещания с уча­ стием руководителей мини­ Каждый пассажир у нас обязан стерств и ведомств. Нынче же процесс пущен но самотек. Ес­ ли в прежние времена желез­ нодорожники боролись 30 со­ кращение сверхдальних цере- возок кок не отвечающих‘тре­ бованиям экономии гос- средств, то лгеперь маршрут движения указывает заказчик. В итоге среднестатистический рейс полуаогоно увеличился по сравнению с 1980 годом но 18 процентов. За счет тамо­ женного досмотра но установ­ ленных между -бывшими брат­ скими республиками погранпе­ реходах возросли и простои. Соответственно, оборот полу­ вагона увеличился с 5,5 суток в 1988 году до 7,6 суток в 2000 -м. При этом но погрузку стало уходить больше времени, чем десять лет назад, о число станций, для»проведения грузо­ вых операций сократилось в целом по стране но одну пятую Но и это ,не все. В ночрле 90-х , когда грузооборот год от года сокращался, железнодо­ рожная отроепЬ потеряла |юч- ти четверть:подъездных путей, многие из которых были попро­ сту разобраны за ненодо^но- быть фаталистом. стью. Теперь, когда ситуация в . экономике стало меняться, при­ ходится кусать -локти. Такой факт: в этом году среднестати­ стический простой груженых вагонов но подъездных путях превысил аналогичный показа­ тель 1984 года ож в 2,25 роза! Поиском выхода из желез­ нодорожного тупика наконец озаботилось и правительство РФ, где сейчос рассматривает­ ся концепция ( ' железнодорожной отрасли, предложенная Министерством путей сообщений. , - Счетная полото уже. дола неудовлетворительную оценку - этому документу, - говорит ау­ дитор СП Михаил Бесхмельни- цын, -Руководство МПС пред­ лагает возложить затраты на обновление и ремонт подвиж­ ного состава но те промыш­ ленные предприятия, которые пользуются услугами железных дорог. Но такой вариант не пройдет хотя бы по той причи­ не, что наш отечественный-то­ варопроизводитель пока не - настолько богат... Госкозно ток же вряд ли по­ тянет ежегодное приобрете­ ние 10-12 тысяч вагонов и ло­ комотивов, В какой-то мере положение могли бы поправить коммерческие партнеры МПС из число тронспортно- экспеди­ торских компаний. Эти структу­ ры уже прочно вросли в рынок железнодорожных перевозок и обладают достаточными ре­ сурсами по части инвестиций. Больше того - кок оказалось, потенциальные инвесторы уже готовы вкладывать деньги в же­ лезную дорогу. Но при усло­ вии, что. ведомство Николая Аксененко нажмет но один из рычагов экономического сти­ мулирования.. А именно - ис­ ключит вагонную составляю­ щую. из ток йозывоемого же­ лезнодорожного тарифа. В сомом деле: если экспедитор-. скоя компания приббретоет полувагон в -сво.ю собствен- ..ность, то из списка пррчих рас­ четов с МПС его использова­ ние должно быть исключено. Однако у. железнодорожного монополиста другая арифмети­ ка. Кто умеет считать лучше, покажет время.. . Которого, впрочем, ; у железнодорожни­ ков остается совеем немного... ПИСЬМО в «дв» СТАРЕЕМ, ДрН-БАТЮШКА? НАШ ЧИТАТЕЛЬ. ЗАЯДЛЫЙ РЫБАК, ЧЕРЕЗ ПОЛ ВЕКА ПРОШЕЛСЯ ПО МЕСТАМ ЮНОСТИ - И ЗАГОРЕВАЛ Сколько живу, о лучше угол­ ка но земле не зною - кусочек правого берега Дона возле впадения в него небольшой речки Тихой Сосны. В трех кило­ метрах отсюда расположился знаменитый поселок Дивного- рье. Почти полвеко назад, в 1952 году, я отдыхал здесь в ме­ стном доме.отдыхо - и, конечно, сразу собрался но рыбалку. ■ .Место - слов нет! К небу вздымались меловые горы, густо- -поросшие деревьями и кустар­ ником. Внизу изумрудным шел­ ковистым ковром стелились лу­ га; луго и луга. Их прорезало, петЛяя И'убегая вдоль, к гори­ зонту, быстротечная голубая ленто Дона. Только рыбок 'может понять, кокая это тихая, но большая ра­ дость - стоять в закатном солн­ це или в молочном рассветном тумане и чувствовать живое ды­ хание реки, упругую силищу ры­ бины, спокойное, достоинство природы: ■ А потом прошла целая жизнь. Судьба но долгие годы забросило -меня в Ташкент, ме­ тался по роботе по всей Сред­ ней Азии. Побывал в Ферган­ ской долине, горох Памира, но туркменском берегу Каспия, в сказочных Самарканде, Хиве, Ургенче, Бухаре, ^у аральских рыбаков Каракалпакии... Тоже, скажу-:, вам, место сказочные. Потом долгое время работал в Поволжье, был в Волгограде, Саратове, Куйбышеве, Казани, Ульяновске.„ И вот, через полвеко, нако­ нец-то я снова в Воронеже. Ко­ нечно, -с внутренней дрожью собираюсь в свой заветный уголок, едем с моим хорошим приятелем, врачом Георгием Богатыревым, но дивногорский берег. Но рыбалку едем. Увы! Но том месте, что я зопоАнил но всю жизнь, вместо пологого, степенно спускающегося к воде косогора мы увидели высокий, метров но семь, обнажившийся берег. До, обмелел ты, Дон-бо- тюшко! Про рыбу уж и говорить нечего. Кроме промышленных стоков, их варварски уничтожа­ ет расплодившаяся в последнее время армия браконьеров. На­ стоящие же рыбаки и окуниш- ком с плотвой роды. Ни для кого не секрет: дол­ гие годы Дон принимал (и по сей день принимает), несмотря но паралич многих предпри­ ятий, промышленные стоки. От­ сюда - гибель всего живого, об­ меление, заболачивание. Впа­ дающие в Дон малые реки за­ дохнулись, иссохли. То же кра­ сивейшая прежде Тихая Сосна сегодня густо покрыта комы- .шом, осокой и рогозой, затяну­ лась ряской, заросло кувшинко- Зочем я об этом пишу, кого хочу удивить, до кого достучать­ ся? Сом не зною. Но, знаете, одно дело читать о наших бе­ дах вообще, о другое - убедить­ ся в них воочию но кусочке прекрасной когда-то земли. Это ж сколько надо работать, думать, отмаливать у природы грехи, чтобы хоть частицу вос­ становить из того, чем мы ток богаты были и что ток безжало­ стно транжирили и транжирим! Юрий ПОСПЕЛОВСКИЙ. ДИВНОГОРЬЕ, Воронежская область. . ГПЕРЛЫшки конкурс: I БЕРИ ШИНЕЛЬ - I I ЕСЛИ НА ПАЛЬТО ДЕНЕГ НЕТ I I Бывший главный погроничник, о ныне председатель Коми- I тето ГД по обороне Андрей НИКОЛАЕВ, похоже,, вспомино- I ет свое прошлое военное обмундйровоние неприязненно: ( «Есть определенный предел, который нельзя переступать. Нельзя всю страну одеть в шинель, и не нужно». ЧТО-ТО: .еще - длаба. правительству. Вот раздеть - это. всегда I ■ пожалуйста. щ Дмитрий СЕВРЮКОВ. МЕСТО СОБЫТИЯ НА БРУСНИЧНОЙ-2 ГОРИТ ЗЕЛЕНЫЙ Главы правительств России и Финляндии приняли участие в открытии нового междунородно- * го автомобильного' пункта про­ пуска «Брусничная-2»,' который значительно ускорит транзит грузов между соседними страна­ ми. В переговорах с глазу но гло'з речь шлЬ о привлечении финских инвестиций в россий­ скую экономику. Ирина КЕДРОВА. АРХАНПЛЬСК; ПОЙДУТ АЛМАЗЫ НА-ГОРА Промышленная добыча алма­ зов но месторождении им. Ломо­ носова начнется к 2004 году. Об этом сообщил .губданотор Ана­ толий Ефремов но фифинге, священном итбгом рабочего зито в Архангельскую область заместителя министра финансов, руководителя ГрхраНо Владими­ ра Рудакова и президента «Ал­ роса» Вячеслава Штырево. Николай ГОРБАНЬ. МИАСС: СПУТНИК СОЗДАЮТ УРАЛЬЦЫ в конструкторском бюро го­ сударственного ракетного цент­ ра создается новый спутник. Ап поро-т предназначен для гео съемки ЗеАлли и разрабатывает ся по 'зокозу Инсти-гуто геофизи ки. Это первый спутник, кото рый доверено изготовить уроль цом: Запуск спутника но орбиту намечен в конце декабря 2000 Сергей АГАТОВ. КРАСНОЯРСК: ПЛАТА ЗА ДРУЖКА Жилищные тресты Краснояр­ ска начали, прием от населения собак. За;каждого пса полагает­ ся вознагфжяение - тридцать рублей. ■Оди 0 к 6 --в большинстве своем сибиряки настороженно'-Ътно- сжгся к очередной акции гфод- ских вл 0 стей; оно, ■конечно, от бездомных собак в городе изба­ вляться необходимо, Но уж боль­ но хлопотный ,и. неблагодарнь|й заработок. ' Виталий ПЫРХ. ОООТД «ВЕСТА-ХХ1 ВЕК» (095) 733-40-16 В Р Е Д А К Ц И И « Д В » ПО БЫ ВА Л П О Л Н О М О Ч Н Ы Й ПРЕДС ТАВИ ТЕЛЬ П Р Е ЗИ Д ЕН ТА РО СС И И В С И Б И Р И Л Е О Н И Д Д Р А Ч Е В С К И Й Леонид ДРАЧЕВСКИЙ - не вполне обычный генерал- губернатор. Во-первых, он не генерал, что в среде сего­ дняшних полномочных предсгавигелей президенто в фе­ деральных округах большая редкость. Во-вторых, он не тратил столько душевных сил на обустройство своего представительства и потому счастливо избежал публич­ ных скандалов вроде питерского или екатерннбургско- Его рабочая неделя строится таким образом: в поне­ дельник-планерка, а затем всю неделю - разъезды по округу. Чтоделать - Сибирь-мотушка! Но наш разговор начался с других сибирских реалий... - Сибирь уникальна своими богатствами. Но за обладание ими в последние годы велась ожесточенная борьба. Новые собственники не останавлива­ лись ни перед чем. Предпола­ гает ли вновь созданное ок­ ружное руководство, никак не связанное с тем, что происхо­ дило в предыдущие годы, разо­ браться с результатами прива­ тизации? Есть ли поручение президента на сей счет? - Обсуждая со мной ситуа­ цию в округе и говоря о моих задачах, глава государства вы­ сказался недвусмысленно: ес­ ли Закон ни в чем не был на­ рушен, нельзя допускать ника­ ких пересмотров . приватиза­ ции! И. я буду выполнять эту ус­ тановку, с которой абсолютно согласен. Можно. себе пред­ ставить, что :,бУД^Т-' 'е*-'®ране,- если начнется, «второй пере­ дел». Хаос! Старые собствен­ ники уже не собственники. Но­ вых еще нет., У проходных предприятий крутятся сомни­ тельные типы, подговариваю­ щие и угрожающие. Никто не работает. Зарплату лкэди не получают. Со склада исчезают сырье и готовая продукция, о со счетов деньги; ,И никто не может сказать, к'уда и зачем. Неужели мы хотим опять пере­ жить все это?,Не думаю.... Дру­ гое дело, есл^ закон и впрямь был нарушен и этот факт'Тиож- но доказать в суде.- Процедура В; этом .'случае .понятна;: суд принимает соответствующее решение, власть-'обязано его выполнить.. . л-,-' -. Но, 'ввроятноу^е все мо­ гут позволить ■себе ' судебную тяжбу, а потому Ькшут вам, надеясь, что разберетесь и доложите президенту, а уж он решит... . - Пишут многие, и эти пись­ ма, конечно, не остаются без внимания. Но хочу еще раз подчеркнуть: только суд впра­ ве принять решение о неза­ конности приватизации... К то­ му же, когда начинаешь раз­ бираться с тем'Или иным «сиг­ налом», часто' Оказывается, что его автором двигала ко- рйсть: это ИЛИ' конкурент, или охотник до чужой собственно-' Когда я недавно был в Но­ рильске, меня чаще всего спрашивали - на улице, .в шах­ тах, на заводах - об одном: будет ли пересмотр привати­ зации? И знаете почему? Лю­ ди хорошо помнят 96-й ГОД, когда они сидели без работы, без денег, без тепло в домах. А сегодня? Уверенно стоящий на ногах город. У жителей ста­ бильные заработки, они соци- . ольно защищены. Так зачем за последние четыре года рез­ ко возросла рождаемость. И еще один . показатель: здесь стремятся осесть беженцы из ближнего зарубежья и из нот ших «горячих точек». Это, ко­ нечно, беспокоит коренных норильчон, но, согласитесь,-го­ ворит об эффективностияаово- го собственника. Где плохо жи­ вут, туда люди не едут. ■, - Но мы часто слышим, что в итоге приватизации многие предприятия Сибири - да-И не только Сибири - оказались под контролем криминальных стру­ ктур.'Как быть с этим? чем проблема? Бели у ------------------л,- МВД органов прокуратуры или ФСБ есть ■основания .для расследования и последующе­ го возбуждения дела в суде, то, скажите, чем в этой ситуа­ ции собственник-отличается от любого граждонина? Ничем. Нарушил закон, учоствует в чем-то противоправном . (на­ пример, на свои деньги содер­ жит преступное сообщество) - значит, отве|ит! Закон уравни­ вает всех -■'» работодателя, и наемного роботнико. А зодачо власти - способствовать, что­ бы это равенство никем и ни­ когда не нарушалось... Для ме­ ня сегодня ^главное, чтобы предприятиясработали, чтобы труд людей' достой)-;^ оплачи­ вался, чтобы собирались на­ логи и за счет, них создавалась современная. система образо­ вания, здравоохранения и культуры, ,чтобы не было ни­ щих и обездоленных... ,- .' - Когда-президент назначил своих полномочных представи­ телей в федеральных округах, многие высказывали предпрло- жение, что н а вое и ваших-кол- лег польется.нескончаемьщ по­ ток всевозможных жалоб и об­ ращений... - Писем много. И письма разные. Но мне, я считаю,, по­ везло с регионом. В Сибири живут оеобенные люди, осно­ вательные. Они умеют и при­ выкли жить без оглядки на власть. Если можешь обустро­ ить свою-жизнь - ты уважае­ мый человек! За те три месяца, что проработал в Сибири, не часто слышал, просьбу датЬ де,- - нег. Куда чаще просят дать ро­ боту. А это, согласитесь, дру- - И все же за последние го­ ды у людей накопилось немало обид на власти предержащие... - Конечно,. есть нерешен­ ные бытовые .вопросы, есть обидь! но местное, руководст­ во. Но аппарат полг^мочного представителя президента не должен, не имеет права на­ страивать людей против мест­ ных администраций: мол, там отвернулись от, народа, а мы его защищаем, И мы, и они - часть общей государственной .машины. Поэтому и проблемы надо решать сообща, не''вно­ ся в умы людей подозритель­ ность и озлобление. - Трудно поверить, что. все губернаторы приняли вас с восторгом и не .видят в новой структуре ущемления своих прав и возможностей. Тем бо­ лее что среди них есть очень непростые, самолюбивые лю- - Простенькие людей среди губернаторов действительно не. встретить: все они прошли горнило выборов, проработа­ ли во власти не один год - и это само по себе очень серь­ езный отбор. Про «сибирских, воевод» могу сказать: все они без исключения люди с харак­ тером, яркие и интересные. Мне, конечно, непросто; но интересно с ними работать. И, смею сказать, у нас складыва­ ются твердые партнерские от­ ношения. - Но мы много читаем о ка­ ком-то скрытом недовольстве и даже сопротивлении. - Ерунда! Не знаю, какова была первая реакция, но сей­ час все руководители субъек­ тов понимают, что от создания федерального представитель­ ства президента им только вы­ года. Всем нам не безразлич­ но, какой будет Россия. А что­ бы различия не рождали кон­ фликтов, не мешали делу -мы создали окружной совет. И это было не навязанное кем-то, о общее решение. Мы не раз и не два встречались, прежде чем договорились о формате работы: как собираться, где, какие проблемы выносить на обсуждение, как принимать по ним согласованное решение. - Неужели все так благост­ но? Отчего тогда области так неохотно приводят свои уста­ вы в соответствие с федераль­ ной Конституцией, а республи­ ки еще неохотнее вносят кор- - Это делается с трудом, но делается. Причина конституци­ онных несоответствий не в злом умысле. Полотно феде­ рального законодательства развивалось неравномерно. В нем появлялись бреши, кото­ рые на местах заполняли реги­ ональные законодатели. И ко­ гда они это делали, неизбежно залезали на федеральное по­ ле. А кое-где региональный за­ конодатель, - помните, кого и кок избирали на первых аль­ тернативных выборах? - ока­ зался неопытен, неподготов­ лен к серьезному законотвор­ честву. Это своего рода бо­ лезнь роста. - Если говорить о Сибир­ ском округе, то в каком его субъекте проблема конститу­ ционных несоответствий наи­ более остра? - Из задач первого плана - , конституции Тувы и Бурятии.- Сейчас идет обсуждение. Рес­ публиканские законодатели, понимают, что проблему ре-- ,шить надо. И не просто ре­ шить; а в установленные сро-. ки... Должен сказать, мы и., в дальнейшем не зас'фохова- ны от рождения но местах зо- конодательных актов, противо-. речощих федеральным. Госу-.; дарственный механизм нельзя отладить в один день. 1 ;!о важ­ но то, что сегодня мы имеем достаточно универсальный ал­ горитм решения подобных проблем. Региональные руко­ водители и законодатели зна­ ют, как будут поступать проку­ ратура, суды, президент в тех случаях, когда, местное зако­ нодательство входит в проти­ воречие с федеральным. Это, поверьте, заставляет заду­ маться кое-кого из тех, кто в прошлом любил «мастерить» местный закон под себя. - Но многие из тех, кто «ма­ стерил», имели карт-бланш - они были избраны народом. Этот статусдавал особ.ые пол­ номочия. А вот, вы, например, назначены Путиным. Если вы­ бирать между «избран» и «на­ значен», какой статус сейчас помогает работать эффектив- - Интдаесный вопрос.. Не­ давно я был свидетелем, когда один из моих коллег спросил президента; «Вы поддержете меня в этом вопросе?» И зна­ ете, каким был ответ? «Вас должен поддерживать Закон. А я постараюсь сделать, чтобы такой Закон появился». Из­ бран ты или назначен - все имеет свое значение. И под-' держка избирателей, и под­ держка главы государства. Но все это можно свести на нет, если закон не работает. И еще; все-таки у нас важна роль личности. А потом уже роль статуса. - Сейчас, когда на носу гу­ бернаторские выборы, вам в Кремле не говорят, кого под­ держивать, а кого нет? - Рассуждения о том, что Кремль-де уже «рослисал» ито­ ги предстоящих выборов, - чушь. Я по себе зною, кок у нос работает «народный отдел кадров». Стоит мне встретиться с кем-то из руководителей, ко­ му предстоят перевыборы, сро-; зу же появляются в местной .прессе «аналитические» про­ гнозы: мол, 1 <ремль сделал ставку. Но, поверьте, все это не. имеет никакого отношения к. жизни. Было бы странно, ес­ ли бы. мыв администрации пре­ зидента вообще не говорили о выборах в своих округах. Но обсуждаются не политические '.-платформы кандидатов и уж тем более не кто «свой», а кто «чужой». Речь, идет о другом - вменяемый кандидат или нет. - А если невменяемый, но популярный? - Время -таких прошло. По- моему, люди столи строже и .прагматичнее относиться к вы­ борам своих руководителей, меньше обращая внимание на восклицательные -знаки в ре­ чах кандидатов.' - Можно ли понимать про­ исходящее так: чем крупнее территориальные образова­ ния,. тем меньше шанс оказать­ ся во власти «невменяемого» руководства? -. Я бы сформулировал ина­ че -.чем крупнее образования, тем больше у .населения вы­ бор; И .тем сильнее общест­ венный контроль за избранны­ ми.;; Вообще сейчас в России идет поиск новых и более эф­ фективных форм государствен­ ности, соответствующих усло­ виям нового веко. Какими они в конечном счете сложатся - сказать трудно. Но мы в Сиби­ ри (может,. из-за. ее- масшта­ бов) острее других ощущаем, как важно решать межрегио­ нальные проблемы государст­ ва. Строительство новых неф- те- -И газопроводов, обновле­ ние и, развитие Турксиба, реа­ нимация БАМа и освоение прилегающих к нему террито­ рий, .'Строительство Урало-Си­ бирской. автомагистрали с вы­ ходом но Китай, освоение но­ вых территорий - все эти про­ блемы не решить в рамках ни одно.)^, доже очень богатой об­ ласти. А когда мы говорим о благоприятном инвестицион­ ном климате? Разве возможно его создать, если законода­ тельство сибирских областей и республик никак не ориенти­ рует но общие правила? Сегодня нередко можно прочитать или услышать: мол, все, что делается, направлено на усиление авторитарности государства. Кое-кто запричи­ тал: ' Россия возвращается в прошлое! Все это или глупость, или преднамеренное искаже­ ние действительности. Все ны­ не происходящее преследует одну цель - россияне должны жить в спокойном и экономи­ чески благополучном государ­ стве. Не страшась того, что завтра кто-то, по понятной ему одному прихоти, придума­ ет для них какой-то особый ус­ тав жизни. , - Спасибо, Леонид Вадимо­ вич, за ваш визит в «Деловой вторник» и серьезный разго­ вор, Желаем вам, чтобы «об­ стоятельные люди» - сибиряки - жили хоть чуточку лучше, в том числе благодаря и стараниям власти! 2 , 19 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА шш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz