Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
16 сентября 2000 г., № 185 (21313) ТЖИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а Александр КОСЯКИН ^ и . ш и РАЗДУМЬЯ О ЮБИЛЕЕ ВОЗРОЖДАЯСЬ ИЗ РУИН ДЕСЯТИЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАДОНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ПОСВЯЩАЕТС о. КОРОЛЕВ, глава администрации Ли- г пецкой области: —Думаю, совсем не случайно именно на ру- % беже веков, вэто неспокойное и несогласное вре- I мя, начал подниматься из руин забвения све- I тильник разума и веры — Задонский Богородиц- кий монастырь, Отмечая его историческое, об- щецерковное и общероссийское значение как центра христианского паломничества, не могу не подчеркнуть, что возрождается обитель на нашей, г липецкой земле, даваямощнуюдуховнуюподпи^ I всем делам и начинаниям светской власти. I Благодаря неустанным трудам и молитвам I правящего архиерея митрополита Воронежского I и Липецкого Мефодия и его викарного епископа I Задонского, настоятеля Рождество-Богородицкого I мужского монастыря Никона духовное строение I '^ра°, говоря мирским языком, набирает оборо- I ты А это значит, что корни наша нравственность ’ пускает крепко, и у нас появляется надежда на * воорождение нации и страны. А еще это значит, ' что задачи у государства и Русской Православ- >ной Церкви общие — мир, согласие и созидание во имя России. ; Ю. БОЖКО, глава администрации Задон- ' ского района: ’ — Да, Церковь у нас отделена от государст- ; ва Но Богородицкий монастырь в Задонске — это, прежде всего, территория России, И, может быть, самая упорядоченная и светлая ее часть. .1 Из окна моего кабинета всегда, в любую по- г году видны золоченые кудола Владимирского со- г бора, главного храма обители, И это не просто ?великолепная панорама, но и нечто большее. Мо- ^настырь — сердце нашего края, и мы всегда бу- 8дем прислушиваться к его биению. Конкретно это ■4выражается сегодня в благоустроительных ра- -ботах вокруг вновь построенного храма Живо носного Источника, которые ваиутся на средст ва районного бюджета. Н. ФЕХЕР, жительница г. Будапешта: — С Задонским монастырем и Святителем Тихоном связана вся моя жизнь. Здесь был кре щен вправославнуюверу мой сын Миклош, здесь^ приобреладуховного отца моя дочьОльга. Здесь 1 находит силу и поддержку моя мама, пожилая! крестьянка из села Затишье. Сюда,в Задонск, к; его святыням приезжаю кахадый год и я. Живя: много лет за границей, я ощущаю Высокое по-: кровительство от монастыря и от Угодника Бо- ^ жиего Тихона. Однажды я привезла знакомой; бездетной семье, из Англии намоленный на Гро-; бе Его платочек. И счастье родительства посе-; тило эту семью. Я и сама получила долгождан-; ную работу в День Памяти Святитедя Тихона,: после горячих молитв. ' ФЕОФАН, монах: — Приехал как-то поклониться святым мо-; щам иеродиакон из Оптиной Пустыни, бывший: «под запретом», то есть наказанный за некую провинность запретом на участие в служении. Слезно просил он Святителя о помощи. И ис кренние слезы его были пролиты не впустую. | Через некоторое время я узнал, что.с него не! только сняли наложенный запрет, но и повыси-1 ли в чине. И таких примеров благодатного воз-! действия мощей в Богородицком монастыре: много. А. НЕЕЛОВА, паломница из Рязани: — Мне трудно представить, как могли в ста-1 рину, не имея никаких механизмов, строить по-1 добное колокольне Задонского монастыря. Но: это были великие люди, и им, безусловно, по-: могал Господь. А сегодня он помогает братии, : и все у них получается! А мы, верующие, рады, за них и за русскую, на Дону, святыню. ^ ШТРИХИ и ВЕХИ ИЗИСТОРИЗИАДОНСКОГО БОГОРОДИЦКОГОМОНАСТЫРЯ # Святитель Тихон Задонский был связан духовным ; родством с Серафимом Саровским. Когда кто-то приез- ! жал к преподобному из задонья за советом, он всегда I; отправлял их к Святителю. На протяжении двух с полови- ной веков обитель оставалась духовным сердцем Рос- # До революции Задонский Богородицкий монастырь 5 вхо,^л в первую десятку лучших монастырей России. # В 1692 году пожар уничтожил все постройки мо- настыря. Невредимой осталась лишь одна святыня —икона : Владимирской Божьей Матери. # В 1830-31 годах в Задонске свирепствовала холе- ! ра, унеся много человеческих жизней. Однако смерть не ; коснулась никого из обитавших в монастыре. # Кроме святых нетленных мощей Тихона Задонско- го во Владимирском соборе рядом с ракой хранится об- I: лачение Святителя (саккос, омофор, митра), совершен- ! но не тронутое тлением за несколько веков. # Одной из святынь монастыря является деревянный ; ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых 5 на Руси святых. А еще мощи 11 задонских праведников : находятся в мраморной гробнице в соборе. Ф Сегодня в обители обретаются около 350 насель- ; ников. Первый монашеский постриг пяти иноков состо- ^ялся 25 августа 1991 года. # Трехъярусная монастырская колокольня (высота со ; шпилем и крестом 82 метра) восстановлена без приме- нения современных конструкций по старинным черте- ; жам и в первозданном виде. Это самое заметное за пос- ?ледние годы архитектурное творение в нашем Липецком Ч' • До реМ>|1о14ий^ Задонсхе''):г его"округе было‘20 ^святых источников. Сегодня заново открыты два."'Одйй ! из них — у подножия Богородицкого монастыря. При нем ^ почти полностью восстановлен храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». ; Конечно, надобно бы идти к монастырям, как прежде. За вер- сту-другую отпустить извозчика, снять шляпу, перекреститься и шагать к Золотым куполам тихо и задумчиво. Но какие теперь извозчики! Да и сам монастырь стоит на оживленной трассе {справедливее, правда, сказать, что не он. а сама дорога при липла к нему без спросу и на вечно), раз и навсегда прими рившись с этими уличными сто- нами. Но остается сама собой осень, как и сотни лет назад, ос торожно, как бы на ощупь, всту пая на землю после лета. И пер вые желтые листочки залетают на монастырский двор. И тако го же цвета шпиль колокольни (82 метра, самая высокая на Дону!) звенит вдруг робким, пробным колокольным звоном. Благолепие и благодать. Мир и покой. А на самом-то деле? А на самом деле — страш ный и невидимый миру бой. Он идет в обители ежечасно и еже секундно — пусть не обманы вают нас смиренные лица мо нахов. Бой с врагами особого рода, называемыми «помысла ми». Это они стремятся овла деть сердцем, сознанием и сво бодой инока. ...А мы проходим мимо, не подозревая даже, что битву чер нецы ведут не только за соб ственные души, но и за наши Между тем Задонскому Бо городицкому монастырю испол нилось десять лет. Разумеется, в новой его истории. В конце восьмидесятых го дов благодаря настойчивости и хлопотам митрополита Воронеж ского и Липецкого Мефодия был решен вопрос о передаче Церкви Владимирского собора в Задонске, используемого ово щесушильным заводом как склад. В 1990 году молитвами правящего архиерея здесь был возобновлен и монастырь. Так это начиналось. Наверное, задонцам повез ло больше других— им Господь послал испытание. Испытание выбором. Это на их глазах при обычной суете сует, тщете мир ской возрождалась обитель с иноческою жизнью и верой в Бога — так что каждому было явлено право на собственную дорогу... Яхорошо помню, как это все начиналось. И сказать, что сра зу, с первых дней, толпа пова лила к храму, значит сказать неправду. Была муравьиная це почка, составленная из бабулек ближних и дальних приходов, их привозили в Задонск тамошние священники, чтобы делать про стую «мужицкую» работу - тас кать кирпичи, хлам и мусор по дальше от собора. Это были не обычные работницы: закончив какое-то дело, они не садились в тенек на пенечек, а семенили к батюшке и, складывая ладош ки. просили благословения на другую работу. Благословлял поставленный тут епархиаль ным начальством игумен отец Иосиф. Он показывал мне пулю, которую достали строители из лика Христа, настенной роспи си «Тайной вечери». Он разгля дывал свинец на ладони и не переставал удивляться: «Надо же, на кого посягнули безбож ники!» Отец Иосиф работал вместе со всеми в продуваемом сквозняками храме, маялся больными почками, но терпел и молился. Потом сюда пришли часель- ники, строители, реставраторы и все, кто хотел помочь. На верхотуру, к подножию куполов, подняли маленький кран «Пио нер», на подворье надолго по селился шум и гам стройки, и все это сопровождал смешан ный запах стружки, бензина и ладана. На городских улицах появились первые монахи — гренадерская стать, черные юбки, окладистые бороды и по тупленные очи долу. Монахи вы ходили в «мир» исключительно по делу— на почту, в банк или в какую строительную контору. Удивительное было время! Во всех приделах и вкруг амвона Владимирского собора, осво божденного из-под склада, го рели свечи, одновременно тре- лестнице, и на все эти труды с обшарпанных стен смотрели святые Угодники. Росписи, меж ду прочим, как говорили москви чи-реставраторы, были знаме ниты и во многом повторяли такие же в храме Христа Спа сителя в Москве. Сегодня в это трудно пове рить, но на нового своего сосе да тупо и неприязненно смот рела светская власть (тогда еще в лице райкома и райис полкома). Я помню, как декла мировал на ступеньках райко- мовского крыльца, по-наполео- новски отставив в сторону ногу, один из местных бонз: «Мы еще посмотрим, нужно ли нам столько церквей...» Самим же < насельникам отвели лишь пару ^ комнат в... общежитии культ- ^ просветучилища. Жили они в О постоянной осаде: через тонкую ^ стенку,. заглушая молитвы, не- ^ елась усиленная колонками 1 «бедовая» музыка. Резвая до о безудержу молодость откровен- о но потешалась над братией, ис- в кушения и торжество бесов были велики. Однажды я был свидетелем, как по звонку ди ректрисы к монахам был вызван наряд местных омоновцев с... автоматами наперевес. Не знаю, что уж там наплела вздор-, ная начальница, а только в' ■келью их не пустили: Церковь (оказалась отделёна'о'т государ ства дощатой дверью. После светская власть пьн талась помешать даже освяще нию собора! У нее, у власти, «появились» вопросы к «сдава емому объекту». Будто она име ла хоть какое-то отношение к стройке! Затем местные градо начальники затеяли строитель ство склада прямо на месте мо настырского захоронения и при нялись уже потрошить склепы, но тут уж за силу взялась де мократия, на защиту монасты ря встали пресса и обществен- У всякого монастыря свой путь, свой устав, свое место в мире. И если монашество на Руси (и не только) всегда тяго тело к затвору, а светская жизнь утомляла одним только присутствием поблизости. За донская обитель пошла другой дорогой. Той же, что и Оптина Пустынь, и Киевско-Печерская лавра. Это о них было сказано как о золотой чаше, в которую сливалось все лучшее духовное вино России. Именно эти све тильники остались открыты миру, они поднимали дух, веру, они принимали тысячи стражду щих, благословляя одних, укреп ляя других, отпуская грехи третьим. Они были и академией.' и Думой, выказывая глубокую серьезную просвещенность и умножая духовный опыт пррво- славного народа. как Амвросий Оптинский, при влек к себе не только простых верующих, но и интеллигенцию, писателей, философов, ученых. Они шли к нему со своими во просами и находили на них от веты. Н. Бердяев, И. Киреевс кий, Н. Лесков, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, Г. Федотов и многие другие обращались к трудам за донского отшельника (которые и сегодня, переизданные, слу жат духовной пищей для хрис тиан не только России, но и все го мира), а тысячи и тысячи дру- низкое и рабское, как мы при вычно думаем об этом, а сы новнее. Как в любящей семье. Надо видеть, с каким пиитетом относятся духовные чада, вся братия к владыке Никону, кото рый и строг, и прост, и везде сущ, и мудр, и всеведущ одно временно! Вот и выходит, что жизнь братии у мира на виду и в тес ном соседстве с ним — удел и долг водинаковой степени. Лос нящиеся бока иномарок у стен обители и кирзовые сапоги под него может и ничего не случить ся. Ведьдаже с нательным крес том и дюжиной заученных мо литв мы не всегда приходим к Богу. Почувствуйте разницу: для нас посещение церкви нередко обязанность, для них, монахов, — потребность. И в отличие от них, мы не каемся, а больше оп равдываемся у исповедального креста. Подобные тонкости хо рошо чувствуют и понимают наши старухи. Они ведают, что эти молодые бородатые чернот ризцы живут рядом с нами не 1 ( .У ц А К Г ЕЕНАПИСАЛМАНТИЙНЫЙМОНАХМОНАСТЫРЯ аЕФАН. МОЛИТВЕННУЮПЕСНЬКО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕПОЮТСЕГОДНЯВМОНАСТЫРЕ ПОСЛЕЛИТУРГИИ ВСЕ- ИМОНАШЕСТВУЮЩИЕ, И ПРИХОЖАНЕ. I I Защита наша. Утешение, Надежда, * Прип.',: I Спаси, Владычице. Святую Русь, спаси, I Вотьми К. 1 К щ ежде, т о бремя на Себя I Настало время испытаний на Руси, I Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя. . ^ безбожных на Руси, I МСА, 10 VСОб^ 1 Ц и О! МНОлССТВа вр .1104 I Святую Русь Твою, Владычице, спаси! ; Не Г 01 ЧИ 1 . 1 Т 1 - , ............ ^ О, о<л печпим!! г Воинп юг.' Спятым I Вела к победе православную Ты рать! I в битву Ты за Русь! По-ж * О, ()ач гргл.гич ■ г .Ю'. гвшиа г . I Сами спасала Т „1 ог множества вр.» 1 0т ненавистников Христа и христиаг От плена лютого и тяжести оков. 1 0, сколиМ) о п т 1,-.1 , 1 ролила Своих ( Вз 1 , 1 ь, 1 ' А с,.игу о С пор не могло, ибо путь этот был ПРИЗНАНИЯ о смтллКП нищил Ты одела и чл их, И накопм.'ла из Своих всощедрых рук, У Г'ПЛькг, цуш Своей молимою епаелз Ог веччои сг, 10 ()ти и 01 вечнг,гх адс-.их г.'ук Не \гб 1 раи ог ггве Н г .Г х ' ргггчй Т вой ггокров Оггягь тг'пзаюг Русь лумливьге впаги Им наши души православные нужны. Святая Шть, своим Т ы чадаги логиоги. Со'р, и диханг.ег.г ^у^г.^^ 1 ^'^.и^ие сердца Своей , 1 Г(^б^^выо м.' 1 Лодуигггг, 1 х у*.репи Надежду, еЛгру в ю чго Руг,', 'ш да хип.г. Когда в ней ^аются гз грехах своих вер ги И помоги Отчизне нашей, как и встарь, Поггаввгеи кгинями в()зга .5 гяг ч .' 11 ' 1 ггии гглен. Через р. 1 СчаЯ' 11 ,е, упазшеи от грехов, С Твоею гг(зг. 1 п'.г(ью п Бпжг.еи х.гам г, кочен Бегг .1 к побг'де, чтобы ДV.^ги гг >м счгасти Под Божьим зггамеггем Чесгггейшсго Крегг. На ч.шгу Ро.'цну Небесную, туда Где Ц. 1 РГГГО Печное Сггпсителя Христа Т ',1 гзгиеггт! г Церковью в свят(ен||ыи этот чг М 0 )гиггз\ и:г ву Х()истл' Богу 'зознес.г 11. е Бгзжг.и'й номошг.ю Де зж.звггого оукеи Святую Р^г-ь Тпого спаси' Спаеи' С'гаси' обители, уже слышишь ее бла гоухание, все становятся при ветливее, поклоны все ниже, участие к человеку все боль ше...» У ученого Ф. Шипунова есть интересные наблюдения: монастыри с их строем и коло кольным звоном, даже будучи разрушенными до основания, не исчезают из мира насовсем. Умные приборы даже на пустом месте фикс,ируют электромаг нитные колебания! Мы не слы шим те далекие звоны, а датчи ки, сработанные руками челове ка, сльгшат! Конечно, истинно ве рующим эта небесная песня была знакома и слышна всег да, и потому в Задонск даже в лютые богоборческие времена съезжались люди со всего све та. Особенно много их было на «Пагугять», в день Памяти Свя тителя Тихона Задонского. Я помню инструктажи в райкоме, куда нас, передовой отряд мо лодежи, приглашали старшие товарищи. Нужно было следить за порядком вокруг церкви, но прежде всего — за появлением «несознательных граждан» внут ри. Молились вэту ночь не толь ко вхраме, но и в лесном скиту: иконки прицепляли к стволам деревьев, зажигали свечки, что давало повод пожарным .бдить ретиво вплоть до погагДенйя оных. Собстбёгчно, никакиШб'Й?-^ вокаций не случалось, каждый занимался свогИм делом: веру ющие — верили, молодежь — тусовалась, столоначальники сигналили наверх. Оголтелого атеизма уже не было и в поми не, власть вынуждена была счи таться со статусом Задонска как Русского Иерусалима. ■ То было время знаменитой «оттепели», правда, в светской жизни, но в стране взрастала терпимость ко всему инакомыс лию и ко всему иному, в резуль тате чего даже спецы «по де лам религии» в высоких каби нетах присмирели и доставали приходы не прямо, а с помощью циркуляров исподтишка. Потом их сменили другие, уже умею щие «находить контакт с Цер ковью», сам президент встал во г'лаве Крестного хода, пресса запричитала по утраченному, и на паперти объявился человек грешный, но с деньгами, кото- рители да меценаты, полагав шие главным, прежде всего, оказать помощь храму, а уж потом о себе подумать. Исто рия Богородицкого изобилует десятками, сотнями таких при меров. Беспородные помещики, коронованные особы (вплоть до Государя императора!), казачьи атаманы, безутешные вдовы, находившие смысл жизни в по даянии ближнему, генералы, ти тулярные и прочие советники, князья, разночинцы, духоборы, писатели, студенты; мужики-ла- потники, купцы, мещане, лоша диные барышники — все они, подходя к церковной кружке, забывали свои чины, награды, прошлое, настоящее и со сле зами приносили жертву. Имен- ' но на эти средства прежде все- - го и строился монастырь. На эти же строится и сегодня, толь ко преемственность' традиций требует легкого уточнения: лиц физических среди спонсоров все больше теперь заменяют лица юридические. Но от этого поддержка при хода не становится менее кренней и весомой. Более т власть светская, как представи тель государства, де-юре отде ленная от Церкви, все чаще и все охотнее ей помогает. При чем здесь мОжномФвОрить уже *!#'трЗД|ф)^?'й 1 Ш 1 то''сйелал для возобновления^жизни Богоро дицкого монастыря как культо вого объекта бывший губерна тор М. Наролин. И нынешний О. Королев не оставляет своим вниманием обитель, помогая ей решать самые, пожалуй, слож ные проблемы взаимозачетов за использование энергоноси телей. В числе самых первых и самых действенных помощников в восстановительных работах был, конечно, НЛМК. Который и сегодня откликается на любые просьбы братии. Много сдела ли для Богородицко'го ЛТЗ, «Свободный сокол», лебедянс кие консервный и машиностро ительный заводы, данковские предприятия и, конечно, мест ные, задонские, — АО «Плодо родие», Хмелинецкий сахкомби- нат, СХП «Восход», ПТФ «Задон ская». Задонской райадминис- трацией выделены припоймен ные донские земли, которых те- пишутПИСЬМЛЕОБИТеЛЬ.. Сотни писем приносит каждый год монастырская поч та. В каждом — или просьба о духовной поддержке, или швопрос изболевшейся души, или радость отзримого про явления благодати Господней. Вот два из них. ,, «Владыко Никон! Дай Бог здоровья Вам и братии обители! Хочу поведать б своем чудесном выздоровлении. 7 февраля у ; ^меня случилось обострение изнурительного хронического забо - ; . левания с внутренним кровотечением, которым я страдаю уже ' лет двадцать. 11 февраля отправил Вам телеграмму с прось - : йбой отслужить 7 молебнов святителю Тихону Задонскому Чу- ’ йдотворцу. И вот именно 17 февраля — на седьмой день — я : ; получил неожиданное облегчение. А ведь день предыдущий не I обещал каких-либо улучшений. Верую, исповедую и вижуво всем 1 $этом промысел Божий и помощь святителя Тихона. Слава Богу : Р.б. ВАЛЕРИЙ. Тюмень». р «... Я прочла ваше письмо и почти всю литературу и хочу > ' попросить прощения за отрицание икон по своемулегкомыслию : ши, скорее, по незнанию. Мы, русские в бывших республиках, \ .брошены на произвол судьбы. Мы здесь - никто. С нами что : шхотят, то и делают, — грабят, убивают. Зато все мы пришли к ^ . Богу Все уверовали, все ходятв церковь, каются в своих гре - ; хах. Может, это и есть самое главное в развале СССР —люди : '.стали искать Бога, верить в Триединого Бога? После прочтения ■ . Вашего письма и литературы хочется жить, верить, молиться, : щкаяться и за все благодарить Бога. Большое Вам спасибо. Да < ; благословит Вас Господь во всех Ваших делах и начинаниях. Т. СЕМЕНОВА.) Бишкек». .я щала по углам сварка, рассы пая снопы искр. Прихожане хо дили меж строительных лесов, установленных в разных местах храма, реставрация шла под не устанные молитвы и песнопения хора, который тоже взбирался на клирос по легкомысленной предопределен, его указал Ти хон Задонский, сначала как епископ на покое, затем как чу дотворец и духовный писатель, после—как Угодник Божий, при численный к лику святых Рус ской Православной Церкви. Ти- ' хон, как и Серафим Саровский, гих спешили в Задонск, чтобы приложиться к мощам святого. К слову, побывавший недавно в нашем крае Патриарх Всея Руси Алексий Второй не преми нул посетить именно Богородиц кий монастырь, чтобы помолить ся у гроба Святителя и испро сить его благословения. Разумеется, с этой дан ностью, с этой духовной потреб ностью монастырь не может не считаться. Вот почему сразу двое монахов имеют послуша ние (в числе прочих, конечно) проводить многочисленные эк скурсии, отвечать на вопросы гостей и их письма в обитель, а еще один преподает богословие в Липецком техническом уни верситете. Вот зачем здесь за нимаются издательской дея тельностью — выпускают соб ственную газету «Задонский благовест», печатают духовные книги— произведения своих на сельников. Особенно в этой свя зи выделяются труды мантий ного"монаха Стефана, который подготовил уже четыре сборни ка прекрасных, проникновенных стихов и песнопений (кстати, не которые его песни, положенные на музыку в самой обители, распевают сегодня во многих храмах епархии). Есть, разуме ется в Богородицком и компь ютеры, и современные средст ва связи. И все-таки, и все- таки... Стержнем жизни здесь остается подвиг отречения. Ст мира, от своей прежней жизни, от своей воли. Здесь настоящее обладание собой человек нахо дит в... добровольном подчине нии, причем подчинение это не рясой простого инока (часто с вузовским дипломом, между прочим), писк сотовых телефо нов, пейджеров и строгий звон колоколов, «радости жизни» и пост с молитвой — и все это рядом, и все это как две реки, текущие параллельно: одна пол новодная и глубокая, -другая — шумящая по камням и быстро иссякающая.,. Да, здесь иная (иноческая) жизнь. В которой многое, если не все, наоборот. И вопреки житейским правилам. Вспорах рождается истина? Во все нет — в спорах торжествует гордыня, не допускающая до правды. Нужно стремиться к признанию? Но это тоже скользкая дорожка. А болезни, а скорби, которые следует вос принимать как милость Божию, как самый краткий путь к Спа сению? А молитвы за врагов своих? Тех самых, которые на носят нам оскорбления и дела ют нас несчастными (опять же по мирским меркам) и которых мы должны почитать... благоде телями нашими, ибо они не иное что, как орудие, коим Господь ус траивает нам испытания. Все это сложно понять, принять и впитать своим сердцем, будучи вне монастырских стен. А вот там это — непреложная истина. Так что кирпичный опоясываю щий монастырь забор — ника кой не символ, он на самом деле разделяет два мира, две идео логии, два уклада, два образа жизни, две правды. Впрочем, ка литка в том заборе всегда для каждого отворена. Наверное, правый шаг к вратам храма бу дет очень важным, но после просто так, а ради нашего же спасения, ибо молятся за нас всех — грешных, которым де лать это недосуг... Потому мо нах для них — посланец Божий, а монастырь — его вотчина, где побывать — чистое счастье Как-то у Живоносного Источни ка я услышал реплику одной женщины: «Счастливые вы, за донцы, с вами каждый день Ти хон и эта святая водица...» Она права, ведь и воздух мы начи наем заме'нать, когда его начи нает не хватать. Однажды Н. Гоголь (кстати, почитавший святителя Тихона Задонского и делавший выпис ки из его трудов) написал: «...за несколько верст, подъезжая к овет монлхА «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременен- %ные, *1 Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и на- I учитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и I найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя I Мое легко». I (МФ. 11, 28-30). § «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сес- 1 ;: тер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зем- 8 ли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (МФ. 19, 29). Помимо выполнения Святых Христовых заповедей, я обязательных для всех христиан, монахи дают еще и 8 обеты, произносимые при постриге: 8 1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже 8 до последнего твоего издыхания? 8 2. Хранишь ли себя в девстве и целомудрии и благо- 5 говений? 3'. Хранишь ли даже до смерти послушание к насто- 8 ятелю и ко всей во Христе братии? 4 Терпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеско го жития Царствия ради Небесного'' На все указанные вопросы предполагается один от вет «Да, Божиим содействием» Тот же, кто не может ответить честно, монахом быть не должен. 8 рые ему захотелось сразу же пристроить в качестве искупи тельной жертвы. Но и тогда, и гораздо рань ше, еще во времена крестьянс ких бунтов и дворянских собра ний, находились искренние да- перь у монастыря 230 гектаров; И сразу подключился «Акрон»; ежегодно присылая монахам па вагону минеральных удобрений, Благодаря жертвователям у монастыря теперь есть соб-’ ственные пекарня, мастерские,' скотный двор, своя торговля (магазин и киоски), машиннО' тракторный парк и многое дру гое, что требует ухода и, конеч но, ту 1 атерисЛьной подпитки. Не: было бы ее. и возвращение к жизни многих храмов Задонска; и округи замедлилось бы. Тут; мы имеем также зримые следы’ влияния духовного магнита края на сельские приходы. Была от реставрирована и освящена церковь Параскевы Пятницы в Болховском, продолжается вос становление храмов Михаила Архангела в селе Бутырки и в селе Введенка Хлевенского рай она. Не оставляет без своего покровительства Богородицкий и' многие другие культовые объ-: ектыЛипецкой области. И в этой большой и повсеместной рабо те трудно переоценить роль; главного духовного светоча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz