Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

16 сентября 2000 г., № 185 (21313) ТЖИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а Александр КОСЯКИН ^ и . ш и РАЗДУМЬЯ О ЮБИЛЕЕ ВОЗРОЖДАЯСЬ ИЗ РУИН ДЕСЯТИЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАДОНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ПОСВЯЩАЕТС о. КОРОЛЕВ, глава администрации Ли- г пецкой области: —Думаю, совсем не случайно именно на ру- % беже веков, вэто неспокойное и несогласное вре- I мя, начал подниматься из руин забвения све- I тильник разума и веры — Задонский Богородиц- кий монастырь, Отмечая его историческое, об- щецерковное и общероссийское значение как центра христианского паломничества, не могу не подчеркнуть, что возрождается обитель на нашей, г липецкой земле, даваямощнуюдуховнуюподпи^ I всем делам и начинаниям светской власти. I Благодаря неустанным трудам и молитвам I правящего архиерея митрополита Воронежского I и Липецкого Мефодия и его викарного епископа I Задонского, настоятеля Рождество-Богородицкого I мужского монастыря Никона духовное строение I '^ра°, говоря мирским языком, набирает оборо- I ты А это значит, что корни наша нравственность ’ пускает крепко, и у нас появляется надежда на * воорождение нации и страны. А еще это значит, ' что задачи у государства и Русской Православ- >ной Церкви общие — мир, согласие и созидание во имя России. ; Ю. БОЖКО, глава администрации Задон- ' ского района: ’ — Да, Церковь у нас отделена от государст- ; ва Но Богородицкий монастырь в Задонске — это, прежде всего, территория России, И, может быть, самая упорядоченная и светлая ее часть. .1 Из окна моего кабинета всегда, в любую по- г году видны золоченые кудола Владимирского со- г бора, главного храма обители, И это не просто ?великолепная панорама, но и нечто большее. Мо- ^настырь — сердце нашего края, и мы всегда бу- 8дем прислушиваться к его биению. Конкретно это ■4выражается сегодня в благоустроительных ра- -ботах вокруг вновь построенного храма Живо­ носного Источника, которые ваиутся на средст­ ва районного бюджета. Н. ФЕХЕР, жительница г. Будапешта: — С Задонским монастырем и Святителем Тихоном связана вся моя жизнь. Здесь был кре­ щен вправославнуюверу мой сын Миклош, здесь^ приобреладуховного отца моя дочьОльга. Здесь 1 находит силу и поддержку моя мама, пожилая! крестьянка из села Затишье. Сюда,в Задонск, к; его святыням приезжаю кахадый год и я. Живя: много лет за границей, я ощущаю Высокое по-: кровительство от монастыря и от Угодника Бо- ^ жиего Тихона. Однажды я привезла знакомой; бездетной семье, из Англии намоленный на Гро-; бе Его платочек. И счастье родительства посе-; тило эту семью. Я и сама получила долгождан-; ную работу в День Памяти Святитедя Тихона,: после горячих молитв. ' ФЕОФАН, монах: — Приехал как-то поклониться святым мо-; щам иеродиакон из Оптиной Пустыни, бывший: «под запретом», то есть наказанный за некую провинность запретом на участие в служении. Слезно просил он Святителя о помощи. И ис­ кренние слезы его были пролиты не впустую. | Через некоторое время я узнал, что.с него не! только сняли наложенный запрет, но и повыси-1 ли в чине. И таких примеров благодатного воз-! действия мощей в Богородицком монастыре: много. А. НЕЕЛОВА, паломница из Рязани: — Мне трудно представить, как могли в ста-1 рину, не имея никаких механизмов, строить по-1 добное колокольне Задонского монастыря. Но: это были великие люди, и им, безусловно, по-: могал Господь. А сегодня он помогает братии, : и все у них получается! А мы, верующие, рады, за них и за русскую, на Дону, святыню. ^ ШТРИХИ и ВЕХИ ИЗИСТОРИЗИАДОНСКОГО БОГОРОДИЦКОГОМОНАСТЫРЯ # Святитель Тихон Задонский был связан духовным ; родством с Серафимом Саровским. Когда кто-то приез- ! жал к преподобному из задонья за советом, он всегда I; отправлял их к Святителю. На протяжении двух с полови- ной веков обитель оставалась духовным сердцем Рос- # До революции Задонский Богородицкий монастырь 5 вхо,^л в первую десятку лучших монастырей России. # В 1692 году пожар уничтожил все постройки мо- настыря. Невредимой осталась лишь одна святыня —икона : Владимирской Божьей Матери. # В 1830-31 годах в Задонске свирепствовала холе- ! ра, унеся много человеческих жизней. Однако смерть не ; коснулась никого из обитавших в монастыре. # Кроме святых нетленных мощей Тихона Задонско- го во Владимирском соборе рядом с ракой хранится об- I: лачение Святителя (саккос, омофор, митра), совершен- ! но не тронутое тлением за несколько веков. # Одной из святынь монастыря является деревянный ; ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых 5 на Руси святых. А еще мощи 11 задонских праведников : находятся в мраморной гробнице в соборе. Ф Сегодня в обители обретаются около 350 насель- ; ников. Первый монашеский постриг пяти иноков состо- ^ялся 25 августа 1991 года. # Трехъярусная монастырская колокольня (высота со ; шпилем и крестом 82 метра) восстановлена без приме- нения современных конструкций по старинным черте- ; жам и в первозданном виде. Это самое заметное за пос- ?ледние годы архитектурное творение в нашем Липецком Ч' • До реМ>|1о14ий^ Задонсхе''):г его"округе было‘20 ^святых источников. Сегодня заново открыты два."'Одйй ! из них — у подножия Богородицкого монастыря. При нем ^ почти полностью восстановлен храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». ; Конечно, надобно бы идти к монастырям, как прежде. За вер- сту-другую отпустить извозчика, снять шляпу, перекреститься и шагать к Золотым куполам тихо и задумчиво. Но какие теперь извозчики! Да и сам монастырь стоит на оживленной трассе {справедливее, правда, сказать, что не он. а сама дорога при­ липла к нему без спросу и на­ вечно), раз и навсегда прими­ рившись с этими уличными сто- нами. Но остается сама собой осень, как и сотни лет назад, ос­ торожно, как бы на ощупь, всту­ пая на землю после лета. И пер­ вые желтые листочки залетают на монастырский двор. И тако­ го же цвета шпиль колокольни (82 метра, самая высокая на Дону!) звенит вдруг робким, пробным колокольным звоном. Благолепие и благодать. Мир и покой. А на самом-то деле? А на самом деле — страш­ ный и невидимый миру бой. Он идет в обители ежечасно и еже­ секундно — пусть не обманы­ вают нас смиренные лица мо­ нахов. Бой с врагами особого рода, называемыми «помысла­ ми». Это они стремятся овла­ деть сердцем, сознанием и сво­ бодой инока. ...А мы проходим мимо, не подозревая даже, что битву чер­ нецы ведут не только за соб­ ственные души, но и за наши Между тем Задонскому Бо­ городицкому монастырю испол­ нилось десять лет. Разумеется, в новой его истории. В конце восьмидесятых го­ дов благодаря настойчивости и хлопотам митрополита Воронеж­ ского и Липецкого Мефодия был решен вопрос о передаче Церкви Владимирского собора в Задонске, используемого ово­ щесушильным заводом как склад. В 1990 году молитвами правящего архиерея здесь был возобновлен и монастырь. Так это начиналось. Наверное, задонцам повез­ ло больше других— им Господь послал испытание. Испытание выбором. Это на их глазах при обычной суете сует, тщете мир­ ской возрождалась обитель с иноческою жизнью и верой в Бога — так что каждому было явлено право на собственную дорогу... Яхорошо помню, как это все начиналось. И сказать, что сра­ зу, с первых дней, толпа пова­ лила к храму, значит сказать неправду. Была муравьиная це­ почка, составленная из бабулек ближних и дальних приходов, их привозили в Задонск тамошние священники, чтобы делать про­ стую «мужицкую» работу - тас­ кать кирпичи, хлам и мусор по­ дальше от собора. Это были не­ обычные работницы: закончив какое-то дело, они не садились в тенек на пенечек, а семенили к батюшке и, складывая ладош­ ки. просили благословения на другую работу. Благословлял поставленный тут епархиаль­ ным начальством игумен отец Иосиф. Он показывал мне пулю, которую достали строители из лика Христа, настенной роспи­ си «Тайной вечери». Он разгля­ дывал свинец на ладони и не переставал удивляться: «Надо же, на кого посягнули безбож­ ники!» Отец Иосиф работал вместе со всеми в продуваемом сквозняками храме, маялся больными почками, но терпел и молился. Потом сюда пришли часель- ники, строители, реставраторы и все, кто хотел помочь. На верхотуру, к подножию куполов, подняли маленький кран «Пио­ нер», на подворье надолго по­ селился шум и гам стройки, и все это сопровождал смешан­ ный запах стружки, бензина и ладана. На городских улицах появились первые монахи — гренадерская стать, черные юбки, окладистые бороды и по­ тупленные очи долу. Монахи вы­ ходили в «мир» исключительно по делу— на почту, в банк или в какую строительную контору. Удивительное было время! Во всех приделах и вкруг амвона Владимирского собора, осво­ божденного из-под склада, го­ рели свечи, одновременно тре- лестнице, и на все эти труды с обшарпанных стен смотрели святые Угодники. Росписи, меж­ ду прочим, как говорили москви­ чи-реставраторы, были знаме­ ниты и во многом повторяли такие же в храме Христа Спа­ сителя в Москве. Сегодня в это трудно пове­ рить, но на нового своего сосе­ да тупо и неприязненно смот­ рела светская власть (тогда еще в лице райкома и райис­ полкома). Я помню, как декла­ мировал на ступеньках райко- мовского крыльца, по-наполео- новски отставив в сторону ногу, один из местных бонз: «Мы еще посмотрим, нужно ли нам столько церквей...» Самим же < насельникам отвели лишь пару ^ комнат в... общежитии культ- ^ просветучилища. Жили они в О постоянной осаде: через тонкую ^ стенку,. заглушая молитвы, не- ^ елась усиленная колонками 1 «бедовая» музыка. Резвая до о безудержу молодость откровен- о но потешалась над братией, ис- в кушения и торжество бесов были велики. Однажды я был свидетелем, как по звонку ди­ ректрисы к монахам был вызван наряд местных омоновцев с... автоматами наперевес. Не знаю, что уж там наплела вздор-, ная начальница, а только в' ■келью их не пустили: Церковь (оказалась отделёна'о'т государ­ ства дощатой дверью. После светская власть пьн талась помешать даже освяще­ нию собора! У нее, у власти, «появились» вопросы к «сдава­ емому объекту». Будто она име­ ла хоть какое-то отношение к стройке! Затем местные градо­ начальники затеяли строитель­ ство склада прямо на месте мо­ настырского захоронения и при­ нялись уже потрошить склепы, но тут уж за силу взялась де­ мократия, на защиту монасты­ ря встали пресса и обществен- У всякого монастыря свой путь, свой устав, свое место в мире. И если монашество на Руси (и не только) всегда тяго­ тело к затвору, а светская жизнь утомляла одним только присутствием поблизости. За­ донская обитель пошла другой дорогой. Той же, что и Оптина Пустынь, и Киевско-Печерская лавра. Это о них было сказано как о золотой чаше, в которую сливалось все лучшее духовное вино России. Именно эти све­ тильники остались открыты миру, они поднимали дух, веру, они принимали тысячи стражду­ щих, благословляя одних, укреп­ ляя других, отпуская грехи третьим. Они были и академией.' и Думой, выказывая глубокую серьезную просвещенность и умножая духовный опыт пррво- славного народа. как Амвросий Оптинский, при­ влек к себе не только простых верующих, но и интеллигенцию, писателей, философов, ученых. Они шли к нему со своими во­ просами и находили на них от­ веты. Н. Бердяев, И. Киреевс­ кий, Н. Лесков, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, Г. Федотов и многие другие обращались к трудам за­ донского отшельника (которые и сегодня, переизданные, слу­ жат духовной пищей для хрис­ тиан не только России, но и все­ го мира), а тысячи и тысячи дру- низкое и рабское, как мы при­ вычно думаем об этом, а сы­ новнее. Как в любящей семье. Надо видеть, с каким пиитетом относятся духовные чада, вся братия к владыке Никону, кото­ рый и строг, и прост, и везде­ сущ, и мудр, и всеведущ одно­ временно! Вот и выходит, что жизнь братии у мира на виду и в тес­ ном соседстве с ним — удел и долг водинаковой степени. Лос­ нящиеся бока иномарок у стен обители и кирзовые сапоги под него может и ничего не случить­ ся. Ведьдаже с нательным крес­ том и дюжиной заученных мо­ литв мы не всегда приходим к Богу. Почувствуйте разницу: для нас посещение церкви нередко обязанность, для них, монахов, — потребность. И в отличие от них, мы не каемся, а больше оп­ равдываемся у исповедального креста. Подобные тонкости хо­ рошо чувствуют и понимают наши старухи. Они ведают, что эти молодые бородатые чернот ризцы живут рядом с нами не 1 ( .У ц А К Г ЕЕНАПИСАЛМАНТИЙНЫЙМОНАХМОНАСТЫРЯ аЕФАН. МОЛИТВЕННУЮПЕСНЬКО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕПОЮТСЕГОДНЯВМОНАСТЫРЕ ПОСЛЕЛИТУРГИИ ВСЕ- ИМОНАШЕСТВУЮЩИЕ, И ПРИХОЖАНЕ. I I Защита наша. Утешение, Надежда, * Прип.',: I Спаси, Владычице. Святую Русь, спаси, I Вотьми К. 1 К щ ежде, т о бремя на Себя I Настало время испытаний на Руси, I Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя. . ^ безбожных на Руси, I МСА, 10 VСОб^ 1 Ц и О! МНОлССТВа вр .1104 I Святую Русь Твою, Владычице, спаси! ; Не Г 01 ЧИ 1 . 1 Т 1 - , ............ ^ О, о<л печпим!! г Воинп юг.' Спятым I Вела к победе православную Ты рать! I в битву Ты за Русь! По-ж * О, ()ач гргл.гич ■ г .Ю'. гвшиа г . I Сами спасала Т „1 ог множества вр.» 1 0т ненавистников Христа и христиаг От плена лютого и тяжести оков. 1 0, сколиМ) о п т 1,-.1 , 1 ролила Своих ( Вз 1 , 1 ь, 1 ' А с,.игу о С пор не могло, ибо путь этот был ПРИЗНАНИЯ о смтллКП нищил Ты одела и чл их, И накопм.'ла из Своих всощедрых рук, У Г'ПЛькг, цуш Своей молимою епаелз Ог веччои сг, 10 ()ти и 01 вечнг,гх адс-.их г.'ук Не \гб 1 раи ог ггве Н г .Г х ' ргггчй Т вой ггокров Оггягь тг'пзаюг Русь лумливьге впаги Им наши души православные нужны. Святая Шть, своим Т ы чадаги логиоги. Со'р, и диханг.ег.г ^у^г.^^ 1 ^'^.и^ие сердца Своей , 1 Г(^б^^выо м.' 1 Лодуигггг, 1 х у*.репи Надежду, еЛгру в ю чго Руг,', 'ш да хип.г. Когда в ней ^аются гз грехах своих вер ги И помоги Отчизне нашей, как и встарь, Поггаввгеи кгинями в()зга .5 гяг ч .' 11 ' 1 ггии гглен. Через р. 1 СчаЯ' 11 ,е, упазшеи от грехов, С Твоею гг(зг. 1 п'.г(ью п Бпжг.еи х.гам г, кочен Бегг .1 к побг'де, чтобы ДV.^ги гг >м счгасти Под Божьим зггамеггем Чесгггейшсго Крегг. На ч.шгу Ро.'цну Небесную, туда Где Ц. 1 РГГГО Печное Сггпсителя Христа Т ',1 гзгиеггт! г Церковью в свят(ен||ыи этот чг М 0 )гиггз\ и:г ву Х()истл' Богу 'зознес.г 11. е Бгзжг.и'й номошг.ю Де зж.звггого оукеи Святую Р^г-ь Тпого спаси' Спаеи' С'гаси' обители, уже слышишь ее бла­ гоухание, все становятся при­ ветливее, поклоны все ниже, участие к человеку все боль­ ше...» У ученого Ф. Шипунова есть интересные наблюдения: монастыри с их строем и коло­ кольным звоном, даже будучи разрушенными до основания, не исчезают из мира насовсем. Умные приборы даже на пустом месте фикс,ируют электромаг­ нитные колебания! Мы не слы­ шим те далекие звоны, а датчи­ ки, сработанные руками челове­ ка, сльгшат! Конечно, истинно ве­ рующим эта небесная песня была знакома и слышна всег­ да, и потому в Задонск даже в лютые богоборческие времена съезжались люди со всего све­ та. Особенно много их было на «Пагугять», в день Памяти Свя­ тителя Тихона Задонского. Я помню инструктажи в райкоме, куда нас, передовой отряд мо­ лодежи, приглашали старшие товарищи. Нужно было следить за порядком вокруг церкви, но прежде всего — за появлением «несознательных граждан» внут­ ри. Молились вэту ночь не толь­ ко вхраме, но и в лесном скиту: иконки прицепляли к стволам деревьев, зажигали свечки, что давало повод пожарным .бдить ретиво вплоть до погагДенйя оных. Собстбёгчно, никакиШб'Й?-^ вокаций не случалось, каждый занимался свогИм делом: веру­ ющие — верили, молодежь — тусовалась, столоначальники сигналили наверх. Оголтелого атеизма уже не было и в поми­ не, власть вынуждена была счи­ таться со статусом Задонска как Русского Иерусалима. ■ То было время знаменитой «оттепели», правда, в светской жизни, но в стране взрастала терпимость ко всему инакомыс­ лию и ко всему иному, в резуль­ тате чего даже спецы «по де­ лам религии» в высоких каби­ нетах присмирели и доставали приходы не прямо, а с помощью циркуляров исподтишка. Потом их сменили другие, уже умею­ щие «находить контакт с Цер­ ковью», сам президент встал во г'лаве Крестного хода, пресса запричитала по утраченному, и на паперти объявился человек грешный, но с деньгами, кото- рители да меценаты, полагав­ шие главным, прежде всего, оказать помощь храму, а уж потом о себе подумать. Исто­ рия Богородицкого изобилует десятками, сотнями таких при­ меров. Беспородные помещики, коронованные особы (вплоть до Государя императора!), казачьи атаманы, безутешные вдовы, находившие смысл жизни в по­ даянии ближнему, генералы, ти­ тулярные и прочие советники, князья, разночинцы, духоборы, писатели, студенты; мужики-ла- потники, купцы, мещане, лоша­ диные барышники — все они, подходя к церковной кружке, забывали свои чины, награды, прошлое, настоящее и со сле­ зами приносили жертву. Имен- ' но на эти средства прежде все- - го и строился монастырь. На эти же строится и сегодня, толь­ ко преемственность' традиций требует легкого уточнения: лиц физических среди спонсоров все больше теперь заменяют лица юридические. Но от этого поддержка при­ хода не становится менее кренней и весомой. Более т власть светская, как представи тель государства, де-юре отде­ ленная от Церкви, все чаще и все охотнее ей помогает. При­ чем здесь мОжномФвОрить уже *!#'трЗД|ф)^?'й 1 Ш 1 то''сйелал для возобновления^жизни Богоро­ дицкого монастыря как культо­ вого объекта бывший губерна­ тор М. Наролин. И нынешний О. Королев не оставляет своим вниманием обитель, помогая ей решать самые, пожалуй, слож­ ные проблемы взаимозачетов за использование энергоноси­ телей. В числе самых первых и самых действенных помощников в восстановительных работах был, конечно, НЛМК. Который и сегодня откликается на любые просьбы братии. Много сдела­ ли для Богородицко'го ЛТЗ, «Свободный сокол», лебедянс­ кие консервный и машиностро­ ительный заводы, данковские предприятия и, конечно, мест­ ные, задонские, — АО «Плодо­ родие», Хмелинецкий сахкомби- нат, СХП «Восход», ПТФ «Задон­ ская». Задонской райадминис- трацией выделены припоймен­ ные донские земли, которых те- пишутПИСЬМЛЕОБИТеЛЬ.. Сотни писем приносит каждый год монастырская поч­ та. В каждом — или просьба о духовной поддержке, или швопрос изболевшейся души, или радость отзримого про­ явления благодати Господней. Вот два из них. ,, «Владыко Никон! Дай Бог здоровья Вам и братии обители! Хочу поведать б своем чудесном выздоровлении. 7 февраля у ; ^меня случилось обострение изнурительного хронического забо - ; . левания с внутренним кровотечением, которым я страдаю уже ' лет двадцать. 11 февраля отправил Вам телеграмму с прось - : йбой отслужить 7 молебнов святителю Тихону Задонскому Чу- ’ йдотворцу. И вот именно 17 февраля — на седьмой день — я : ; получил неожиданное облегчение. А ведь день предыдущий не I обещал каких-либо улучшений. Верую, исповедую и вижуво всем 1 $этом промысел Божий и помощь святителя Тихона. Слава Богу : Р.б. ВАЛЕРИЙ. Тюмень». р «... Я прочла ваше письмо и почти всю литературу и хочу > ' попросить прощения за отрицание икон по своемулегкомыслию : ши, скорее, по незнанию. Мы, русские в бывших республиках, \ .брошены на произвол судьбы. Мы здесь - никто. С нами что : шхотят, то и делают, — грабят, убивают. Зато все мы пришли к ^ . Богу Все уверовали, все ходятв церковь, каются в своих гре - ; хах. Может, это и есть самое главное в развале СССР —люди : '.стали искать Бога, верить в Триединого Бога? После прочтения ■ . Вашего письма и литературы хочется жить, верить, молиться, : щкаяться и за все благодарить Бога. Большое Вам спасибо. Да < ; благословит Вас Господь во всех Ваших делах и начинаниях. Т. СЕМЕНОВА.) Бишкек». .я щала по углам сварка, рассы­ пая снопы искр. Прихожане хо­ дили меж строительных лесов, установленных в разных местах храма, реставрация шла под не­ устанные молитвы и песнопения хора, который тоже взбирался на клирос по легкомысленной предопределен, его указал Ти­ хон Задонский, сначала как епископ на покое, затем как чу­ дотворец и духовный писатель, после—как Угодник Божий, при­ численный к лику святых Рус­ ской Православной Церкви. Ти- ' хон, как и Серафим Саровский, гих спешили в Задонск, чтобы приложиться к мощам святого. К слову, побывавший недавно в нашем крае Патриарх Всея Руси Алексий Второй не преми­ нул посетить именно Богородиц­ кий монастырь, чтобы помолить­ ся у гроба Святителя и испро­ сить его благословения. Разумеется, с этой дан­ ностью, с этой духовной потреб­ ностью монастырь не может не считаться. Вот почему сразу двое монахов имеют послуша­ ние (в числе прочих, конечно) проводить многочисленные эк­ скурсии, отвечать на вопросы гостей и их письма в обитель, а еще один преподает богословие в Липецком техническом уни­ верситете. Вот зачем здесь за­ нимаются издательской дея­ тельностью — выпускают соб­ ственную газету «Задонский благовест», печатают духовные книги— произведения своих на­ сельников. Особенно в этой свя­ зи выделяются труды мантий­ ного"монаха Стефана, который подготовил уже четыре сборни­ ка прекрасных, проникновенных стихов и песнопений (кстати, не­ которые его песни, положенные на музыку в самой обители, распевают сегодня во многих храмах епархии). Есть, разуме­ ется в Богородицком и компь­ ютеры, и современные средст­ ва связи. И все-таки, и все- таки... Стержнем жизни здесь остается подвиг отречения. Ст мира, от своей прежней жизни, от своей воли. Здесь настоящее обладание собой человек нахо­ дит в... добровольном подчине­ нии, причем подчинение это не рясой простого инока (часто с вузовским дипломом, между прочим), писк сотовых телефо­ нов, пейджеров и строгий звон колоколов, «радости жизни» и пост с молитвой — и все это рядом, и все это как две реки, текущие параллельно: одна пол­ новодная и глубокая, -другая — шумящая по камням и быстро иссякающая.,. Да, здесь иная (иноческая) жизнь. В которой многое, если не все, наоборот. И вопреки житейским правилам. Вспорах рождается истина? Во­ все нет — в спорах торжествует гордыня, не допускающая до правды. Нужно стремиться к признанию? Но это тоже скользкая дорожка. А болезни, а скорби, которые следует вос­ принимать как милость Божию, как самый краткий путь к Спа­ сению? А молитвы за врагов своих? Тех самых, которые на­ носят нам оскорбления и дела­ ют нас несчастными (опять же по мирским меркам) и которых мы должны почитать... благоде­ телями нашими, ибо они не иное что, как орудие, коим Господь ус­ траивает нам испытания. Все это сложно понять, принять и впитать своим сердцем, будучи вне монастырских стен. А вот там это — непреложная истина. Так что кирпичный опоясываю­ щий монастырь забор — ника­ кой не символ, он на самом деле разделяет два мира, две идео­ логии, два уклада, два образа жизни, две правды. Впрочем, ка­ литка в том заборе всегда для каждого отворена. Наверное, правый шаг к вратам храма бу­ дет очень важным, но после просто так, а ради нашего же спасения, ибо молятся за нас всех — грешных, которым де­ лать это недосуг... Потому мо­ нах для них — посланец Божий, а монастырь — его вотчина, где побывать — чистое счастье Как-то у Живоносного Источни ка я услышал реплику одной женщины: «Счастливые вы, за донцы, с вами каждый день Ти хон и эта святая водица...» Она права, ведь и воздух мы начи­ наем заме'нать, когда его начи­ нает не хватать. Однажды Н. Гоголь (кстати, почитавший святителя Тихона Задонского и делавший выпис­ ки из его трудов) написал: «...за несколько верст, подъезжая к овет монлхА «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременен- %ные, *1 Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и на- I учитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и I найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя I Мое легко». I (МФ. 11, 28-30). § «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сес- 1 ;: тер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зем- 8 ли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (МФ. 19, 29). Помимо выполнения Святых Христовых заповедей, я обязательных для всех христиан, монахи дают еще и 8 обеты, произносимые при постриге: 8 1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже 8 до последнего твоего издыхания? 8 2. Хранишь ли себя в девстве и целомудрии и благо- 5 говений? 3'. Хранишь ли даже до смерти послушание к насто- 8 ятелю и ко всей во Христе братии? 4 Терпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеско го жития Царствия ради Небесного'' На все указанные вопросы предполагается один от вет «Да, Божиим содействием» Тот же, кто не может ответить честно, монахом быть не должен. 8 рые ему захотелось сразу же пристроить в качестве искупи­ тельной жертвы. Но и тогда, и гораздо рань­ ше, еще во времена крестьянс­ ких бунтов и дворянских собра­ ний, находились искренние да- перь у монастыря 230 гектаров; И сразу подключился «Акрон»; ежегодно присылая монахам па вагону минеральных удобрений, Благодаря жертвователям у монастыря теперь есть соб-’ ственные пекарня, мастерские,' скотный двор, своя торговля (магазин и киоски), машиннО' тракторный парк и многое дру­ гое, что требует ухода и, конеч­ но, ту 1 атерисЛьной подпитки. Не: было бы ее. и возвращение к жизни многих храмов Задонска; и округи замедлилось бы. Тут; мы имеем также зримые следы’ влияния духовного магнита края на сельские приходы. Была от­ реставрирована и освящена церковь Параскевы Пятницы в Болховском, продолжается вос­ становление храмов Михаила Архангела в селе Бутырки и в селе Введенка Хлевенского рай­ она. Не оставляет без своего покровительства Богородицкий и' многие другие культовые объ-: ектыЛипецкой области. И в этой большой и повсеместной рабо­ те трудно переоценить роль; главного духовного светоча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz