Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Д О Б Р Ы Е ЛИ Ц А X X В Е К А веселый еарабанщик БЕРЕСТОВ с к о л ь к о У Д И В И Т Е Л Ь Н Ы Х П О Э ТО В Д А Л И РО СС И И М А Л Е Н Ь К И Е П Р О В И Н Ц И А Л Ь НЫ Е ГО Р О Д А ! Я не верю в опустевшийдвор. Я играю с вами до сих пор... С Валентином Дмитриеви­ чем мы поэнокомились во дво­ ре у Чуковского. Четыре года назад в Переделкине открыва­ ли музей великого сказочника, и около дачи Корнея Иванови­ ча собрались гости. Знаменитые поэты читали свои стихи о Чуковском. Детям было, жарко и скучно. Как это бывает на взрослых праздни­ ках, дети оказались лишними. Но тут Валентин Дмитрие­ вич повел детей в лес, на по­ ляну, где когда-то, в 60-е годы, Чуковский устраивал свои зна­ менитые костры. Мы с дочкой. шли под соснами за светло-се­ рой курткой Берестова, и над нами упоительно пели птицы. Берестов читал стихи Чуков­ ского и рассказывал о нем так, что дети стали оглядываться: ее выйдет ли из леса сам Чу­ ковский. Потом наперебой чи­ тали»«Му«уиЦ 0 К 01 Гу)^»|кИп»Ви6и- гона»»' .рлВяладтшДмитриевим, запыхавшись, сел на скамейку рядом со мной. Остался его автограф на книжке: «...в чудесный день в доме Чуковского на добрую помять от автора. В.Берестов. 3 июня 1996 года. Дети, пля­ шут, и поют соловьи». Тогда еще не было опубли­ кована автобиографическая проза Берестова, и последняя фраза о том, что «дети пляшут, и поют соловьи», показалась мне лишь радостным момен­ тальным снимком с натуры. А для Валентина Дмитриевича в этом, кок я сейчас понимаю, был образ рая, утвердившийся в его сознании еще с отроче­ ства, с дней эвакуации в Сред­ нюю Азию. Он умер два года назад, в ту апрельскую ночь, когда на Москву обрушился внезапный снегопад. И что-то важнее, Чем просто печаль и родство, Связало всех нас. Кто еще не забыл про него... Так он писал о двоюродном брате, погибшем на фронте. Но это теперь и о самом Валентине Дмитриевиче. Сколько удивительных поэ­ тов дали России маленькие провинциальные города! Име­ на этих поэтов всем известны, а их родина, так и осталась в тени. Всем знакомо имя Алек­ сея Фатьянова, а кто помнит, что он родился в Вязниках? Многие любят стихи, Владими­ ра Соколова, но почти никто не знает, ч#о поэт появился на свет 8 древнем Лихославле. Николая Рубцова теперь учат в школе, но ктю слыхал про Емецк, где родился будущий автор «Тихой моей родины...» Так и с Берестовым. Только собравшись писать о Валенти­ не Дмитриевиче, я узнал, что есть в Калужской области го­ родок с несколько скуповотым на слух, но крепким названием Мещовск, Здесь, в церкви Пет­ ра и Павла, младенца Вален­ тина крестил отец Иоанн. А жило молодая семья на втором этаже дома по улице Луначор- Отчего-то мне сейчас очень важно знать: помнят ли о Бе­ рестовых в Мещовске? Об от­ це поэто, учителе истории Дми­ трии Матвеевиче Берестове? О Валентине Дмитриевиче? О его маме, Зинаиде Федоровне Телегиной?.. Возможно, том улицу назва­ ли именем Дмитрия Берестова, а детской библиотеке дали имя Валентина Берестова... г твое на снегу написал. Стою и любуюсь им... Кстати, в читальню Валя хо­ дил с пяти лет. Обычно просил «Мурзилку», читая вслух, сме­ ялся, не в силах удержаться от восторга. И тогда библиоте­ карь выпроваживала малень­ кого читателя вместе с «Мур­ зилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал. Неподалеку, в деревне, жи­ ли бабушки. Мальчик, был ук­ рыт от невзгод сказками бабы кати, молитвами бабы Саши, колыбельными песнями отца - он имел дивный голос и абсо­ лютный слух. А мама читала ему перед сном стихи Фета. Ток поэзия была вручена малы­ шу на заре жизни. Прабабушка Александра Герасимовна звала Валю Дра- гоцунчиком. Ослепнув, она воспринимала правнука как дар Божий, Весной девяносто первого года Валентину Дмитриевичу случилось побавОтчогв ^ИеруСач лиме. «В храме-|Еро!ба Греяодыя я думал о своих бабушках... Доброта родных и зешяков избаловала меня в начале жизни, Став взрослым, никак не мог привыкнуть, что кто-то мне не рад и вообще не ждет от меня ничего хорошего...» Берестов почти никогда не писал стихи специально для де­ тей и не собирался быть дет­ ским поэтом. Он стал им по вине взрослых, по их слабой восприимчивости к гармонии, ладу и веселости. Его поэтиче­ ский мир, сотканный из лучей света, щелочек между полови­ цами, паутинок и травы, зался понятен лишь детям Можно сказать, что дети спас ли Берестова для русской поэ Волна эвакуации забросила Берестовых в Ташкент. Мама устроилась работать но фаб­ рику Гознака и получила ком­ нату в глинобитном домике на окраине. В углу комнаты была брошенная нора какого-то зверя, и том Валя сделал тай­ ник для своих первых рукопи- Он запоем писал стихи о подвигах древних славян, о смысле жизни, о войне. «За че­ тыре месяца 1942 года я из мальчишки превратился в ма­ ленького старика...» Резко упа­ ло зрение, но негде было взять очки, и Валя ходил, кок в тума­ не, шаркая башмаками из бре­ зента. В очереди за хлебом упал в голодный обморок. Бес­ престанно болел. Но в эти же дни и месяцы, отнимая телес­ ное, судьба дарила подростку одну невероятную встречу за другой. У Вали вдруг появились такие друзья, опекуны и благо­ детели, о которых он и мечтать Это было в мае 1942-го. Корней Иванович Чуковский позднее вспоминал; «В Таш­ кенте, под весенним дождем я рыи протянул мне тетрадку своих полудетских стихов...» Чуковский тут же сердцем понял, что юного поэта, преж­ де чем наставлять, надо спа­ сать, Взяв в союзники Алексея Толстого, добился для исто­ щенного мальчика путевки в санаторий. Во ДвО(^ие пионе­ ров попросил, чтобы Валю взя­ ли в литературный кружок. От­ дал его стихи но радио, и уже через несколько дней Воля проснулся знаменитым на весь Ташкент. Оформил пропуск в фундаментальную университет­ скую библиотеку. Написал хо­ датайство в Комиссию помощи эвакуированным детям: «Этот 14-летний хилый подросток об­ ладает талантом огромного диапазона... Его стихи классич- ны в лучшем смысле этого сло­ ва... Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним». Наверное, такие поступки и называются забытым ныне сло­ вом «великодушие». Позднее, перед отъездом Вали из Ташкента, сотрудницы комиссии подарили ему бума­ гу с ходатайством Чуковского. Мальчик был потрясен выдан­ ным ему авансом. Валентин Дмитриевич вспоминал: «Чтобы серые листочки с ослепитель­ ным отзывом обо мне не рвали мне душу и не были вечным укором, я отдал их моме в Ка­ лугу, и они хранились у нее в комоде до самой ее кончины». Валентин Дмитриевич гово рил о Чуковском: «Он не толь ко спас мне жизнь, но и напра аил„ ее».-,.. .Чтобы соотвезщц; надо было всю жизнь очень строго относиться к самому се­ бе и своим поступкам. Свои воспоминания о зна­ комстве с Чуковским, о таш­ кентской эвакуации Берестоп написал через много десятиле тий после войны. Но сколько пережитых горестей и сдер­ жанной мальчишеской благо- дарнорти всего лишь в одной строчке: «Он никогда не забы­ вал покормить меня». Добрые люди передавали Валю Берестова с рук на руки, как драгоценную находку. Так Валя попал в ташкентский дом к Анне Ахматовой, где перво­ го апреля сорок четвертого го­ да встретил свое шестнадцати­ летие. Анна Андреевна приго­ товила в честь этого события бухарский плов с курагой. А 9 мая 1945-го Валя встре­ чает в Москве. Он успевает записать в дневник: «Просыпа­ юсь в четвертом часу... Бегу на Красную площадь. Светает. Вывешивают флаги...» Оставим мальчика в этой счастливой поре его жизни. Впереди будет университет, любовь, археологические экс­ педиции, рождение дочки Ма­ рины, академическая аспиран­ тура, недописанная диссерта­ ция о древнехорезмийских тер­ ракотах, много радостей и бед. Но главные события, ка­ жется, уже случились к тому дню. Он ощутил себя поэтом. Отец остался живым на фрон­ те и скоро вернется .домой. ...Однажды в конце пятиде­ сятых по командировке «Лите- ратурки» Валентин Берестов и Булат Окуджава попали в Вильнюс. Берестову как архео­ логу очень хотелось до всех дневных дел тщательно осмот­ реть утром древний город, и с вечера он просил Окуджаву: «Булат, встань пораньше...» Так родилась песня Окуд­ жавы о веселом барабанщике, с ее летней, утренней мелоди­ ей; «Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,// Когда дворники маячат у во­ рог. / / Ты увидишь, ты уви­ дишь, как веселый барабанщик / ^ В руки палочки кленовые Валентин Дмитриевич очень любил эту песню и считал ее чем-то вроде эпиграфа к своей жизни. Он говорил: «Те, кто меня хорошо знает, могут под­ твердить, что я всегда старал­ ся быть таким вот веселым ба­ рабанщиком...» Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ ТИГР П А Н И Б Р А Т а В А НЕ ЛЮ БИ Т , Воскресная прогулка по Но­ восибирскому зоопарку чуть не закончилась трагически. Глава семейства решил продемонст­ рировать жене и маленькому сынишке свою храбрость: по­ гладить через решетку тигра. И... не успел отдернуть руку. К счастью, в зубах тигра ос­ талась лишь кожаная куртка, а «храбрец», весь в крови, кину­ лся вызывать «скорую». После оказания медпомощи не в ме­ ру игривого посетителя ждала еще одна неприятность: штраф за грубое нарушение правил поведения в зоопарке. Мария ГАВРИЛОВА. НОВОСИБИРСК. НУпроао ШАРОМ ПОКАТИ ! в Минводах состоится состя­ зание воздухоплавателей, в ко­ тором примут участие команды 35 воздушных шаров со всей Мэр Железноводска А. Зуб­ цов внес в традиционную про­ грамму пикантное дополнение. Ключи от «Нивы» подвесят на шесте На одной из гор непода­ леку от Железноводска. Кто сможет, не сходя с шара, при­ близиться к шесту и снять с не­ го ключи - станет обладателем новенького российского джипа. Желающих много, но шары в хозяйстве не у каждого водят­ ся: они ведь куда дороже оте­ чественного авто! Павел ЕРИКИН. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, З А К У Л И С Ь Е ОТКУДА НА АРЕНЕ КУРИЦА? ОД Е ТЬ И О Б УТЬ А Р Т И С Т А Ц И Р К А - Д ЕЛ О С Л О Ж Н О Е И ИНТЕРЕСНОЕ Если театр начинается с ве­ шалки, то цирк - с красочных костюмов, в которые выряжа­ ются все артисты на арене, и люди, и звери. А кто же их всех одевает? Об этом расска­ зал директор Московского ху- дожественно-производствен- н^о комбината Борис ИВА- Старые циркачи, бывало, метались по всей Москве в по­ исках костюмов, шорных из­ делий, ковров, барьерных до­ рожек, задников и много еще чего. На Таганке традиционно сидели обувщики, на Башилов­ ке - шорники. И только в кон­ це 60-х удалось соединить всех мастеров вместе, под од­ ной крышей. Теперь у нас есть' пошивочный, трикотажный, де­ коративно-манежный, обув­ ной, механический, столярный, бутафорный цеха. Звучит со­ лидно - цеха, но конвейера здесь никакого нет, весь товар штучный, процесс творческий. Давным давно мы ввели правило: если выполненный заказ артиста не устраивает, он вправе предъявить претен­ зии и не платить. Но пока ни­ каких нареканий не было. Хо­ тя заказчики здесь бывают с громкими именами. В прежние времена рабо­ тали для Карандаша, Олега Попова, Юрия Никулина, и те­ перь у нас постоянные клиен­ ты - наездники Нугзаровы, дрессировщики слонов Корни­ ловы, Филатовы - номер с медведями. Кстати, о животных. Для них сделать костюм бывает слож­ нее, чем для придирчивой мод- Для слонов - фуражки, для медведей - юбочки, для обезь­ ян - жилеты - и «такая дребе­ день целый день»... При том, что мерки с таких «артистов» мы не снимаем - циркачи при­ возят эскизы, размеры. Но ко­ стюмы - это цветочки, хотя и очень важные. Если с медведя на арене слетит фурожка, это пережить можно. А представь­ те, если подведет воздушных акробатов страховка? В меха­ ническом цехе готовим тросо­ вую оснастку, блоки. От этого зависит жизнь артиста. Напри­ мер, есть машинка вращения для гимнастов. Мы на каждую даем паспорт, указывая допус­ тимую нагрузку. И инспектор манежа никого не выпустит но арену без таких документов. Когда-то в 80-х годах произо­ шел трагический случай с Ири- йой Асмус, воздушной гимна­ сткой. Многие ее помнят как Ириску в детских программах телевидения. У нее была по­ добная машинка, неизвестно где сделанная, без паспорта, без технических данных. А в самый ответственный момент в ее машинке вращения развер­ нулась стопорная гайка... Великие «молчальники» - фокусники, вся их работа - большая тайна. Инвентарь свой они делают в секрете, а вот трансформирующиеся кос­ тюмы заказывают на комби­ нате. Знаете, когда артист за­ ходит за ширму и через секун­ ду выходит в другом костюме? Это и наша работа, но покры­ тая тайной. И сотрудники ком­ бината обязаны ее хранить как зеницу ока. Есть наработ­ ки, которые не афишируются: потайные карманы и прочие «мелочи». Так что наши за­ кройщики как партизаны - зна­ ют, но не скажут, откуда фо­ кусник достал курицу. Особые требования - к обуви, для каждого номера и для каждого артиста она инди­ видуальна. Вся она шьется вручную. Попробуйте сделать туфли для «канатоходца», выступающего на проволоке. Клоуны обожа­ ют «утконосы» и «бульдоги», для акробатов нужна очень строгая, по ноге, колодка. Кстати, шьется вся обувь на старой машинке «Зингер», еще прошлого века. Артисты так и просят: сделай обязательно на «Зингере». А просьба человека с арены - закон. Ведь на него будут смотреть! Записала Елена ВОЛКОВА. КРУГЛЫЙ стол «дв» пять ОСТРОВКОВ в ОКЕАНЕ Д О К Т О Р И СКУС СТВ О В ЕД Е Н ИЯ ЕЛ И ЗА В Е ТА У В А Р О В А П О Д В Е Л А И ТО ГИ В ЕКА , ВЫ П УС ТИ В К Н И Г У «Э С Т Р А Д А В Р О СС И И » Профессор Уварова собрала под крышей этого издания бо­ лее 800 статей - об артистах, композиторах, режиссерах, со- ------------------ гордость россий- I. Среди имен - и ИИ, и полузабытые нынче, и со­ всем неизвестные, ушедшие вместе с поколением своих по­ клонников. Но все они, безус­ ловно, услаждали слух, взоры и сердца российской публики. ^ - Елизавета Дмитриевна, во­ прос на засыпку: какие пять дисков вы взяли оы с собой на необитаемый остров? - Окуджаву, Высоцкого и Вертинского. А еще обязатель­ но записи русских песен и ро .мансов в исполнении Шаляпи на, Обуховой. Правда, было бы просто несправедливо оставить дома пластинки С такими име­ нами, как Панина, Вяльцева, Плевицкая. Ведь они определя­ ли русскую эстраду в начале века. За ними обязательно должны присутствовать Утесов, Юрьева, Шульженко, Бернес. - Да, в пять дисков вы явно не укладываетесь. Скажите, в понятие «эстрадная звезда» сейчас вкладывается тот же смысл, что и в начале века? - Как это ни странно, да. Именно тогда, на рубеже Х!Х и XX веков, у нас повсеместно появились кафе-шонтаны. Про­ граммы в них Ий!, три четверти состояли из иностранных и, прямо скажем, не обременен­ ных талантом артисток. Чтобы привлечь публику, их и величо- ли звездами; «Выступает знаме­ нитая Этуаль - королева бриль­ янтов!». Это был тот самый шоу-бизнес. Вот и- сейчас клеят ярлыки «звезд» на всех подряд: надо же публику заманивать «королевами брильянтов». А в советские времена оценки были сдержаннее, скромнее - и все- таки объективнее. - И что, по-вашему, сегодня блестят только фальшивые ук­ рашения нашей эстрады? - Ну нет, почему же. Возьми­ те, к примеру, Пугачеву. Она уже несколько десятилетий ос­ тается востребованной публи­ кой. А это главный критерий. Выдержал испытание временем - значит звезда. А вот Филиппа Киркорова я бы звездой пока назвать не решилась. Кок и не­ которых других родственников примадонны. Безусловно, «Звездой» явля­ ется Иосиф Кобзон. К нему можно по-разному относиться, но он столько лет великолепно работает, у него прекрасный голос, ортистизм, высокое/мас­ терство, огромный и разнооб­ разный репертуар. - Кстати, о голосе. Нынеш­ ние технические возможности :цену л именно это так усреднило нашу эстрадную твардию? - Дело не в технике. Есть звезды безголосые. Вспомните Утесова, Бернесо, Вертинско­ го... Их, кстати, тоже бичевали в свое время - и еще как! Сколь­ ко было статей, осуждавших «цыганщину», то бытовой ро­ манс, то «бардовскую» песню. когарые назовут пропущенные Но у публики свои критерии. И главный - это наличие яркой, самобытной индивидуальности. Как говорил Аркадий Райкин, эстрада - это когда вышел ак­ тер, расстелил коврик и... со­ брал публику. И она его заво­ роженно слушает. Между прочим, технические средства могут помешать арти^ сту. У Балтия Леонтьева в программе «По дороге в Голли­ вуд» на сцене выстроены какие- то невероятные мосты, водопа­ ды и Бог знает что. И сам Вале­ рий потерялся в этом нагромо­ ждении, в сценических эффек- Может быть, сегодня проб­ лема в том, что на эстраде в качестве режиссеров выступа­ ют продюсеры. Для них главное - не воспитать артиста, а, как нынче говорят, раскрутить его. Эстрада - это «сиюминутный» жанр, и потому на этом попри­ ще идет жестокий бой за зрите- - А известное выражение «талант себе дорогу пробьет» окончательно потеряло свою актуальность? - Дорогу пробивают талант плюс случай. Знаете, как, попал на большую сцену Аркадий Райкин? В Летнем соду в Ле­ нинграде он заменил заболев­ шего конферансье - и сразу имел такой успех, что судьба его была определена. - Эстрада российская вечно борется с «чуждыми влияниями» Запада - и в начале века про­ шлого, и сейчас эти упреки в ходу. Но справедливы ли они? - Сначала российская эстра- «ДВ» обещает приз. Звоните по телефону: 257-35-45, Михаилу Свищеву. да ориентировалась на фран­ цузскую развлекательную куль­ туру, которая тогда была зако­ нодательницей мод, перенима­ ла сложившиеся формы (кафе­ шантаны, варьете^ кабаре). Зазвучала фривольная шансо­ нетка, чинную публику шокиро­ вал канкан. Позже усилилось влияние заокеанской развлека­ тельной культуры, в том числе и латиноамериканской, откуда пришли новые ритмы и танцы. В Европе началось увлечение джазом, в 20-е годы джаз, за­ клейменный классиком как «му­ зыка толстых», все же зазвучал и в нашей стране. Но вообще- то еще в начале века проница­ тельные критики замечали, что «западная куртка» русскому че­ ловеку не по росту - одним слишком широка, другим узка, жмет в плечах. И в самом деле, при всех заимствованиях, под­ ражаниях иноземные формы у нас адаптировались примени­ тельно к условиям российской действительности, зрительским пристрастиям. Прямое копиро­ вание, подражание в искусстве никогда и никому не приносило настоящего успеха. - Елизавета Дмитриевна, по- момему, вы с коллегами не­ сколько дискриминируете моло­ дых. Земфира или «Мумий Тролль» сегодня ничуть не ме­ нее популярны, чем в свое вре­ мя Пьеха или Майя Кристалин- ская, но для них места в вашей кните не нашлось. - Ну что вы, какая же здесь дискриминация? Пусть Земфи­ ра, Алсу, Овсиенко ещр чуть- чуть поработают. Их имена, возможно, станут визитной кар­ точкой российской эстрады в следующем веке. Успех на эст­ раде - вещь капризная, надо хотя бы немного времени, чтоб все устоялось, чтоб стало оче­ видным: на сцене появилась личность, оставившая след. Беседовала Елена РЕШЕТНЯК. Один из вопросов этого ииттвью мы реши­ ли адресовать и другим «потребителям» россий­ ской эстрады. Итак. Назовите пятьдисков, которые вы взяли бы с собой на необитаемый остров; Владимир ЭТУШ, артист, признался, что он безнадежно старомоден, а потому всем другим певцам предпочитает: 1. Мф к Бернес. 2. Леонид Утесов. 3. Иза­ белла Юрьева. 4. Николай Спиченко. 5. Майя Кристалинская. Сергей КРЫЛОВ, певец, весьма критично оценивает сегодняшнюю отечественную эстра­ ду, но все же не побрезговал бы послушать на острове: 1. Земфира. 2. «А-сгудио». 3. «Мумий Тролль». 4. «Тости из будущего». 5. Юлия Началова. Аркадий АРКАНОВ, сатирик, говорит, что ни­ что в музыке ему не чуждо: 1. Владимир Высоцкий. 2. «Машина време­ ни». 3. «Манго-Манго». 4. «Избранный» Алек­ сандр Розенбаум. 5. Еще более «избранная» Алла Пугачева. кстлти Марина ХЛЕБНИКОВА, певица, считает, что на необитаемом острове будет не до песен, но если приспичит... 1. Алла Путачева. 2. Леонид Агутин. 3, «Ма­ шина времени». 4. Александр Маршал. 5. Вале­ рий Сюткин. Алексей БАТАЛОВ, артист, кроме авторской песни,' ничего не признает: 7. Юрий Визбор. 2. Владимир Высоцкий. 3. Сергей Никитин. 4. Вероника Долина. 3. Алек­ сандр Розенбаум. Наконец, главный редактор «Делового втор­ ника» Валерий СИМОНОВ воспользовался слу­ жебным положением и тоже навязал свои вкусы: 1. «Песни нашего века» - 1 (сборник бардов­ ских песен). 2. «Наутилус Помпилиус» - «Лучшие песни». 3. Земфира - «Не умирай, мая любовь». 4. «Любэ» - «Комбат». 5. Гарик Сукачев - «Боц­ ман и бродяга». Опрашивала Татьяна ВЛАДИМИРОВА. Учредительи Издатель Агентстводеловой информации Изданиезарегасгрировано ГоскомитетомРФпо Рег. №016313. Распространяетсяв качестве приложения к газетам: Iенерольный директор Главный редактор Редакционный совет: В.Симонов. П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, В.Качурин, Д.Кулик, ММорозов, К.Сорокин. Адресредакции; 125880, ГСП, Москва, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-таИ: УГоглис@асП.ги Перепечоткабез согласованиясредакциейнедопускоется. Приобретениепра:^ наперепечаткуииспользованиематериаловтел./факе(095) 257-50-46. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 3.022.880 экз. Цена - бесплатно. ^ «Нижегородаые новое™» |Н.Новго[юд[ «Ноюаи 10 гры» (Ханты-Мансийск), «Йовое обозрение. Версия» (Омсф «Комсомолец'Коспия» (Астрахань), «^очно-й(бирсхая провдаГ( 1 ркутск), <еведомоаи» (Коаромо), «Вятскийкрай»(Вятш), «Брянскийробояий»(Брянск), «Кузбосо (Кемерово), «Алтайскаяправда»(Барнаул).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz