Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

I? ; / 1 [ |р к [ 1№ о к | Т 7 [ ; т МЕНЮДМСЫТЫХ АВХОИРАСУДОК Почитайте программу любого телеканала на неде­ лю или хотя бы на один день и отметьте передачи сугубо развлекательного толка. Я думаю, вы легко убедитесь: они занимают колоссально много времени, задвинув на задворки вещание познава­ тельное, просветительское, которое поддерживает нрав­ ственную, духовную планку в обществе хоть на сколько- то выше нулевой отметки. Вот, например, чем спеши­ ли порадовать публику «главные» каналы в суббо­ ту, 12 августа. «С легким паром! В гостях у Михаила Евдокимова». «Утренняя почта». «Седьмое чувство». «Доброе утро, страна». «Сто к одному». «Творческий ве­ чер Вячеслава Добрынинг^». «Два рояля». «Городок». «Аншлаг и К°» Может быть, таким обра­ зом нас пытаются утешить посреди всех наших бед и бедствий, превратив про­ грамму в сплошную тусов­ ку эстрадных звезд? Но, во- первых, не слишком ли час­ то эти ребята смеются не столько с нами, сколько над нами? Не слишком ли час­ то они видят в рядовом зри­ теле примитивное существо, которое будет восторженно хихикать над самыми пош­ лыми хохмами, над анекдо­ тами самого дурного вкуса? А во-вторых, разве не было бы для нас куда более на­ дежной поддержкой и опо- ?|й)й, если бы На 1 е, 10 ЭК 1 )ане наконец появились нормаль­ ные люди? Не по-царски оп- лачиваемые клоуны. Не обокравшие нас олигархи. Не обанкротившиеся экс­ министры. Не сытые депу­ таты, а россияне, пашущие землю, работающие над со­ зданием новой техники, инженеры, врачи, учителя. Им живется не в пример труднее, чем Винокуру и Шендеровичу. Но они не складывают рук. Они живут и делают дело, а не деньги. И не позволяют себе ни ци­ низма, ни отчаяния, ни чер­ ствости и жестокости к ближнему. Но этих «персонажей» ТВ, именуя себя то общес­ твенным, то народным, не любит. Они ему безразлич­ ны. Россию просто оглуша ют, как водкой или нарко тиками, бесконечными шоу боевиками, бессмысленны­ ми или безнравственными сериалами и политической трескотней — на всех кана­ лах, дублирующих друг дру- ОРТ не постеснялось присвоить титул обществен­ ного. Между прочим, по Далю общественный — это «одинаково относящийся ко людям, о которых идет речь». Ну, как «одинаково» оно относится к угодным и неугодным ему политикам, хорошо демонстрирует Сер­ гей Доренко. Но главное-то — разве ОРТ действительно служит интересам всех, все­ го народа? Разве оно честно и полно отражает его жизнь, труд, быт, заботы, горести, радости? Эфирное время щедро отдается теневикам, денежным магнатам, обеспе­ чивая их политические и экономические цели. Плюс — реклама с идиотами, ко­ торые приходят в экстаз от шоколадной конфеты, «жвачки», «кока-колы» или майонеза «Калве». К слову, такая реклама, по-моему, скорее уж отталкивает по­ тенциального покупателя: кому охота походить на де- , бильного «русского повара Владимира Соколова» с его мамашей или на пустогла­ зых девиц, тараторящих что-то о великих достоинст­ вах нового отбеливателя? Или в представлении теле- тва в его усилиях. А теперь на ТВ идет какая-то парал­ лельная подлинной жизнь. С беззаботными байками «Белого попугая» и аншла- говскими междусобойчика­ ми. Правда, прерываемыми, разрываемыми «вестями-но­ востями», которые либо ошарашивают нас информа­ цией о новых ЧП, либо оп­ рокидывают на нас помой­ ные ведра компромата. Что­ бы тут же опять смениться новыми шоу-байками... Я не против эстрады как таковой. Но, господа, знай­ те же меру! Вспомните о,ба­ лансе интересов, работайте не на одну лишь сытую, вер­ нее — пресыщенную публи­ ку. К тому Же даже не ли­ шенный таланта артист, из вечера в вечер мелькая в кадре, начинает раздражать: он явно лезет на экран не ради того, чтобы" чем-то с нами поделиться, а ради са­ моутверждения, ради денег, ради амбиций. В этом смыс­ ле так называемые «звезды» соперничают с политиками, депутатами, комментатора­ ми, озабоченными в боль­ шинстве случаев не честным дигшогом с соотечественни­ ками, а саморекламой, пус­ канием' пыли в глаза. Пренебрежение к «про­ стым смертным» стало хро­ ническим на ТВ. Если где- нибудь не вспыхнул пожар, не упал самолет^, не погиб- визионщиков мы и вправду ли попавшие в засаду солда- М новостввйс -''Жваны-дураки, «персонажи» близкий.по прог духу и симпатичны, посг кольку в них мы узнаем са- Я не впадаю в носталь­ гию по ТВ советских вре­ мен. Оно тоже выполняло соцзаказ правящей партии, до бесстыдства лакируя дей-. ствительность. Но хотя бы не развращало. И, пусть преувеличенно, взахлеб де­ монстрируя реальные или мнимые достижения, отда­ вало все-таки должное лю­ дям, чьи труды и талант кормили, одевали страну, укрепляли ее экономику и оборону. По крайней мере, это не было так откровенно оскорбительно по отноше­ нию к миллионам россиян. И вкалывающий по 14-16 часов в сутки крестьянин ощущал заинтересованность страны, государства, общес- : граммах смакуют светс­ кую жизнь, толкуют про ссору принца Чарлза с сы­ ном и юбилей заокеанской звезды. Вообще держат в объективе исключительно богатых, благополучных, избранных мира сего. А кого принимают в Кремле? Чьи интервью заполонили весь эфир? Опять же, не нор­ мальных россиян, а «эли­ ты». Нормальные, если с ними не случилось чего-то сенсационного, если у них бандиты не похитили ребен­ ка или не взорвали дом, аб­ солютно не интересуют ни власти, ни СМИ. Сколько ни аттестуй их народными, об­ щественными, общероссий­ скими... Николай ДУШКИН, ветеран войны и труда, г. Липецк. КРОВИБЛЕКНЕТ? Конечно, «желтизна» обя­ зывает. Но, может быть, па­ мятуя о том, что пережила, да еще и переживает страна, стоило бы хоть ненадолго по­ умерить прыть и подумать с сочувствием о загнанном в угол читателе? Другие липецкие газеты не столь принципиальны в своем пристрастии попугать. И все-таки тоже не удержи­ ваются от ставки на сенсацию, окрашенную кровью. Вот одна из них крупно кричит на первой полосе: «Несчастный случай или самоубийство ми­ лиционера?» И отсылает на вторую страницу. А там в пят­ надцати строчках рассказыва­ ется о липецком постовом, убитом пулей, выпущенной из его же табельного оружия. «По «горячим» следам выяс­ нить подробности происшед­ шего нашему корреспонденту не удалось», —с сожалением констатирует редакция. Офи­ циальные лица, видите ли. «пока хранят молчание». Ай, ай, ай, какие они скрытные, эти лица и органы! То ли дело - газетчики: они рвутся вовсю обсуждать публично, почему погиб 28-летний парень — случайность это или само­ убийство? И никаких ком­ плексов. Ни тени Сомнения в правомерности и нравствен­ ности торопливой заметчон- ки. Что им боль близких. Ко­ торым журналистские «вер­ сии» травят душу! Без крови типографская краска блекнет. Вопроса «зачем?» они себе тоже не задают... Установка на предельную концентрацию негатива по любому поводу главенствует над всем. Допустим, в сооб­ щениях о каких-либо трени­ ях во власти, о дискуссиях на сессии Совета депутатов или в комиссиях. Принятие реше­ ния — всегда результат стол­ кновения разных- точек зре­ ния, которые деловые люди все-таки сумеют раньше или позже сблизить, согласовать. Но как сладострастно распи­ сывают конфликты иные ав­ торы, как им нравится слово «скандал»! И читатели полу­ чают новую порцию тревоги, новый ушат ледяной воды на свои замороченные головы. Их изо дня в день держат в «напряге» — и ОРТ, и НТВ, и свои липецкие журналисты. Вместо того, чтобы без исте рики объяснить суть, они не устанно подводят к ощуще нию, что согласия нет, не бу дет и быть не может, акцен­ тируют все, что работает на неуверенность и безнадегу... Журналистам, конечно, не прикажешь. У них свои при­ казчики и хозяева. Но кроме хозяйских ЦУ, кроме жажды «накрутить» тиражи любой ценой, должно же быть и у самого безоглядйого охотни­ ка за сенсациями и скандала­ ми что-то еще. Например, со­ весть. Понимание, что мы психологически подошли к опасному краю. И подталки­ вать людей сделать еще ша­ жок, другой в том же направ­ лении — давно уже не игра, давно уже не соревнование лихих профессионалов... И. НЕВЕРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА Уже первые отзывы о недавно открывшейся в областном выставочном з але экспозиции липецкого художника Ивана Васильева свидетельствуют: к нам вернулось творчество талантливого мастера. Выставка — не просто дань памяти о живописце и графике, ушедшем из жизни в прошлом году. Это — даже для иных специалистов первое серьезное знакомство с наследием серьезного художника. 3 его жизни было всякое. Рос в селе Тюшевка без ма­ тери, пережил много невз­ год, но сумел осуществить свою мечту —как професси­ онал взял в руки кисть и ка­ рандаш. После училища судьба распорядилась так, что он надолго оказался вда­ ли от родных мест — в Ма­ гаданской области. Препо­ давал, увлеченно занимался монументальным искусст­ вом, но никогда не оставлял живописи и графики. Его ра­ боты демонстрировались и на международных, и на всесо­ ЛЮДИ, ПРИНИАААЮЩИЕ РЕШЕНИЯ, ПОРОЮ ПРОСТО СОДЕЙСТВУЮТ РАЗРАСТАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО КОШАААРА Прошло почти два столетия (без четверти века) с тех пор, как пушкинский Мефистофель с изумлением отозвал­ ся о новой науке. Сейчас, когда мы вошли в полосу катас­ троф и потрясений, хочется спросить: что сегодня с пси­ хологией в России? Разумеется, это академическая дис ­ циплина, имеющая своих корифеев и свои традиции. Но, увы! Психология так и не стала оселком общественного сознания. Трагедия, которая произошла с подводной лод­ кой «Курск», пожар в Останкино вызвали шквал нравствен­ ных, политических и организационных оценок. Невостре­ бованной оказалась только психология. Этот ракурс со­ бытий остался без экспертизы. УЦЕЛТЕ?Е ВЫСТАВШ Между тем мы получили настоящую психологичес­ кую фантасмагорию, в кото­ рой множество феноменов, — взрыв массовых чувств, публичное переживание смерти, эффект психическо­ го онемения, неуклюжие по­ пытки сублимировать охва­ тивший нас ужас. И тут ока­ залось, что не только поли­ тики и общественные деяте- ■ли, но и все мы игнорируем хрупкость и сложность че­ ловеческой психики, не рас­ полагаем азами знаний о ней. При каждой новой тра­ гедии события развиваются по однотипной схеме. Пора­ зительно, что при этом по­ казывают даже действия психиатров. Но круг за­ клятья не разорван... Когда случается катас­ трофа, разумеется, трудно бШт^ь^Ьт !'‘Ш жШ 'Щ еШ ат - ного .отношения. Но ведь пора научиться хоть как-то ориентироваться в экстре­ мальных ситуациях. Иначе — в ком рассудок уцелеет? Прежде всего нужны специ­ альные усилия, чтобы избе­ жать скопления людей, за­ хваченных одним и тем же потрясением. Это хорошо известно до времен Лебона. Однако люди, принимаю­ щие разного рода решения, порою просто содействуют разрастанию психического кошмара. Что заставило внезапно осиротевших людей рвануть в Североморск? Какая сила тянет зевак к Останкино? Отсутствие ясной и спокой­ ной информации. Пред­ ставьте себе, если бы «Ско­ рая помощь», вызванная к истекающему кровью боль­ ному, время от времени ис­ терично восклицала: «ка­ жется, жив», «нет, уже умер», «надежда есть», «ни­ каких шансов». Не надо об­ рушивать на людей множес­ тво безумных версий. Жур­ налистам, ясное дело, не прикажешь. Но ведь есть на­ значенное государством от­ ветственное лицо. Если оно рождает недоверие из-за ма­ неры держаться, выражать эмоции, нести достоверную информацию, надо немед­ ленно менять этого челове- У психиатров есть такое понятие — «индукция». Когда люди собираются вместе, энергия распада вза­ имно подхлестывается и не­ померно разрастается. Ни­ кто из ответственных чинов­ ников даже не попытался остановить этот поток. Бо­ лее того, некоторые полити­ каны даже стали публично бичевать правительство за то, что оно не помогало ро­ дственникам прибыть к мес­ ту катастрофы. Почему не остановили эту невольную концентрацию ужаса и отча­ яния? Разве никому не из­ вестно, какие фантомы ро­ ждаются в коллективной душе? Что могли увидеть юзных, и на региональных выставках. А вот персональ­ ных экспозиций у него так и не было. Иван Васильев был очень самокритичен, считал, что лучшее в его творчестве еще впереди. Двадцать с лишним лет назад вернулся Васильев в милый его сердцу Липецк. И продолжал трудиться столь же интенсивно и вдохновенно. Сегодня, ког­ да его уже нет, ясно, на­ сколько весомо созданное им. Скажем, 22 небольших по формату этюда с натуры —серия своеобразных, чис­ тых, свежих пейзажей Ни­ жнего парка, реки Воронеж и других любимых им угол­ ков. Впечатляют и емкие, многогранные портреты Ва­ сильева, и, конечно же, гра­ фические листы. близкие в морской пучине? Но наш подход «устаканил­ ся» еще с ранних времен. К месту событий подбросили шприцы и активно восполь­ зовались ими... Когда экран рвал наше сердце возможностью спасе­ ния экипажа, особенно му­ чительно было осознавать, что наши политики, что уж говорить о военачальниках, принимающие то или иное решение, видят перед глаза­ ми не живую особь, а некий макет с примитивными ин­ стинктами. Дико и несураз­ но, когда должностные лица с огромным усердием начи­ нают втолковывать людям, еще не успевшим до конца впустить в себя трагедию, что их близких уже нет в живых. Чиновники изо всех сил настаивают на этом, вра­ зумляют'' не'пбнятл йвых , даже испытывают публич­ ное раздражение... Кому неясно, что безмер­ ное горе принято встречать в кругу близких? Можно ус­ троить скорбное застолье, можно пойти в церковь, можно оросить слезами ро­ дное плечо. Но собрать не­ счастных людей в одном месте, настаивать, не предъ­ я вляя тел, на том, что смерть уже реальность, объ­ являть траур, а потом гово­ рить о разнице во времени. Отменить траур невозмож­ но, потому что во Владивос­ токе уже скорбят. На месте ли наша крыша? Если в доме покойник, никто из пришедших на по­ гребальную церемонию не станет вопить о том, что со­ бирается оказать осиротев­ шим материальную помощь. Это говорится обычно вскользь, все понимают, что никакая щедрость не воз­ местит утраты. На наших экранах беспрерывно толко­ вали о бескорыстии прави­ тельства, называли размеры вознаграждений. Неужели неясно, что это вызывает до­ полнительный взрыв горе­ чи. Ведь в нашей стране пол­ но обездоленных, Осиротев­ ших. Есть опасность, что чиновники сейчас начнут сооружать столы с едой, но не подумают о смятенных душах... Еще одна заскорузлая тенденция. Мы издавна учи­ лись немедленно, сей же час превращать трагедию в ге­ роику. Не дав людям выпла­ каться, мы уже несем орде­ на, толкуем о морском брат­ стве. А вот и адмирал, не справившийся с эмоциями, произносит несуразное: «Воспитывайте своих сыно­ вей!» Это как скрежет рву­ щейся обшивки. Трагедия показала, как много у нас плакальщиков и вопленниц. Сколько же об­ наружилось’провокаторов, которые на одних связках, без реальных эмоций, пыта­ лись сорвать коросты и ок­ ропить их солью! Конечно, нужно делать выводы из того, что произошло. Но ведь надо проявить и сдержанность. Нельзя же по любому поводу подни­ мать «ярость масс». Осоз­ нает ли, к примеру, ре­ жиссер Говорухин, недав­ ний участник президен­ тского марафона, чем мо­ жет обернуться его пред­ ложение В.В. Путину сло­ жить с себя полномочия командующего Воору­ женными Силами стра- Психологические по­ следствия любого соци­ ального кошмара всегда сильнее самого события. Их дальнодействие нель­ зя оставить без внимания. Конечно, это страшно, когда из рукотворных со­ оружений человека выры­ вается. поток всепоража- ющих частиц, когда ги­ гантская башня охвачена дымом, когда безмол­ вствует морская глубь. Но ужас настигает нас позже, когда мы видим всеведущие глаза младен­ ца, изуродованного смер­ тоносной стихией, когда боимся сорвать ягоду с куста, поднять упавший плод, когда, по слову по­ эта, подводная лодка ухо­ дит в наше подешНаниа... Психическое онеме­ ние, которое испытывают люди, со временем заме­ няется осознанием глуби­ ны трагедий. Вот когда всепостижение катастро­ фы пронизывает все наше существо. После убийст­ ва Кеннеди массу людей нельзя было оторвать от экранов телевизоров, пока передавались все де­ тали убийства и траурных церемоний. Через не­ сколько дней, когда те­ лестудии вернулись к сво­ им рутинным програм­ мам, многие испытали чувство странной пусто- Разумеется, психоло­ гические ресурсы челове­ ка огромны. Люди могут долго пребывать в меж­ планетном пространстве. Они способны обживать океанские глубины. Чело­ век подолгу живет без воды и пищи, выдержи­ вает зной и холод. Но се­ годня, можно полагать, мы живем на пределе на­ ших возможностей. Люди утратили чувство защи­ щенности. Они боятся но­ чевать в своей квартире, избегают общения с вра- . чом, милиционером, по­ гружаются в глубокую депрессию. Чтобы спасти наши души, нужна продуман­ ная и скоординированная программа. Нельзя пору­ чать это дело дилетантам или людям, которые слу­ чайно оказались под ру­ кой. Надо создавать сеть консультационных пунк­ тов, выпускать необходи­ мую литературу, занять­ ся массовым психологи­ ческим просвещением чи­ новников и всего общест- Людмила ШКАРЕНДО, проректор Московского Й психолого-социального ‘ф института, ш («Независимая газета», ж № 1 6 1 ) . Ж Вот что говорят о Василь­ еве первые посетители экспо­ зиции. Александр Вагнер, пред­ седатель правления Липец- ПРОФЕСОРдпавА в ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ № 24 ОТКРЫЛСЯ МУЗЕИ СТАЛЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ШМАКОВА Заглянув на урок к кол­ леге, он иногда огорчался: ну почему дети в классе так ред­ ко смеются, так мало шутят? Он истово веровал: ученье до­ лжно быть не тягостной обя­ заловкой, а делом не менее увлекательным, радостным, азартным, чем игра. Кстати, как теоретик он настойчиво исследовал имен­ но игру, видя в ней особую форму самореализации ре­ бенка. Более того —феномен культуры. Я написал — «теоретик». Но Шмаков мало походил на кабинетного ученого, тасую­ щего карточки с цитатами и обдумывающего отвлечен­ ные идеи вдали от суетного мира. Ему было тесно и не­ уютно в рамках сугубо ака­ демических штудий. Да, профессор, да, декан, да, зав. кафедрой Липецкого педаго­ гического, да, знаток детст ,крй црцдрддгии, да, блиста­ тельный методист. Но его методика рождалась, прове­ рялась, оттачивалась в похо­ дах вместе с ребятами, у кос­ тра, под звон гитары. На уро­ ках, которые он вел в той же 24-й школе. На семинарских диспутах. Во всесоюзном ла­ гере «Орленок», созданным по его инициативе и превра­ тившимся в эксперименталь­ ную базу, лабораторию по ор­ ганизации детского досуга. Наверное, в череде офици­ альных и неофициальных ти­ тулов Шмакова неслучайно один из самых дорогих ему был этот: вожатый вожатых. С раскованностью и сво­ бодой античного философа вел он диалог с любой ауди­ торией. Конечно, с детьми. Конечно, с учениками и пос­ ледователями, коих у него «по всей Руси великой» на­ считывались тысячи. Конеч­ но, со студентами, аспиран­ тами, родителями, деловыми людьми, деятелями искусст­ ва. Лектор, чье имя было внесено в «Белую книгу луч­ ших лекторов России», Шмаков обладал даром увле­ кать,. завораживать, если хо­ тите, очаровывать. Даже слу­ чайный, чуждый педагогике собеседник вдруг начинал ощущать острый интерес к перспективам школы и при­ знавал, что нет в мире ниче­ го важнее этого. Любопытный штрих: зна­ менитый Олег Янковский, кого судьба уж точно не об­ делила встречами с талан­ тливыми, а подчас и гениаль­ ными нашими современни­ ками (один Андрей Тарковс­ кий чего стоит!), был пора­ жен Шмаковым. Он вос­ кликнул, что впервые в жиз­ ни встретил такого человека. На открытие скромного «самодеятельного» музея в школе пришло неожиданно много людей. Ученики, пе­ дагоги, ученые, артисты, предприниматели, литерато­ ры, руководители города, де­ путаты. Впрочем, почему не­ ожиданно? Он умел дру­ жить. Журналисты «ЛГ» это знают. Сталь Анатольевич появлялся в редакции не только с рукописью новой статьи, но и с предложения- ми, проектами, темами, ко- Щ торые ему не терпелось с нами обсудить, на нас про- верить, вместе с нами реали­ зовать. Между дружеским общением и серьезной рабо- той у него не было видимых Щ барьеров. Все сразу: шутка, Л анекдот, воспоминание о дет- -у стве и тут же —конкретный план, связанный ^сааиссией всей его ЖИЗНИ','Не зря ему принадлежит необыкновен- ное слово, мелькающее в од- ном из писем преподавате­ лям 24-й школы: вдружить- ; ся. «Мы вдружились друг в ' друга». Вдружиться — это как «вдуматься», «вник -- нуть», «влюбиться»... Экспозиция, бережно оформленная детьми и дав- ‘ ними соратниками Шмако­ ва, благодаря которому обычная городская школа : стала педагогическим кол­ леджем, настраивала на ме­ муарный лад. О Стале Ана­ тольевиче рассказывали друзья. А потом мы пели песни на сочиненные им сти­ хи — Шмаков ничего из щедро отпущенных ему да­ ров не зарыл в землю. Прозв^шала, однако, и по­ каянная нота. Кто-то из «от­ цов» города вздохнул: рядом с нами жил человек, сыграв­ ший такую роль в отечес­ твенной педагогике, а мы ему столько недодали. Да что там недодали! Даже не ска­ зали, не досказали о своей признательности, поскупи­ лись на слова, заслуженные им. Поистине: что имеем, не Теперь остается не так уж много: хранить память. Хра­ нить то, что уже вошло —и, даст Бог, еще войдет — в ар­ сенал нашей российской, русской школы. То, что сам Сталь Анатольевич унаследо­ вал, от русского учительства предыдущего поколения и, приумножив, обогатив, с надеждой передал новым воспитателям юношества. Исаак РОЗЕНФЕЛЬД. ОСЕННИЕ СТРОКИ в ттные стата т,&гтизбуипк Апександр ТИТОВ. с Кшсиа- кой организации Союза ху­ дожников России, заслужен­ ный художник РФ. Для себя я открыл нового художника. Мне очень понравились гра­ Поистине выставка стала неожиданностью для тех, кто не равнодушен к изобра­ зительному искусству. Не каждый день выясняется, что рядом с нами жил и ра­ ботал настоящий мастер. фические вещи —все испол­ нено про|)ессионально, об­ разно, со вкусом. В каждом, даже в меленьком листе есть смысл, настроение, есть своя придумка. Андрей Ломоносов, ис­ кусствовед, старший препо­ даватель кафедры социаль­ ной и ^ховной культуры ЛГПУ. Останавливают вни­ мание графические пейзаж­ ные работы, в которых ощу­ щается архитектоничность мышления, свободного от до­ гматической интерпретации линии. Культура формы, ос­ трое чувственное восприятие предметного мира свидетель­ ствуют о любви Васильева к русской школе рубежа веков. Его созерцательная интона­ ция так свойственна нашей пейзажной традиции. Татьяна КРОЛЬ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz