Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
I? ; / 1 [ |р к [ 1№ о к | Т 7 [ ; т МЕНЮДМСЫТЫХ АВХОИРАСУДОК Почитайте программу любого телеканала на неде лю или хотя бы на один день и отметьте передачи сугубо развлекательного толка. Я думаю, вы легко убедитесь: они занимают колоссально много времени, задвинув на задворки вещание познава тельное, просветительское, которое поддерживает нрав ственную, духовную планку в обществе хоть на сколько- то выше нулевой отметки. Вот, например, чем спеши ли порадовать публику «главные» каналы в суббо ту, 12 августа. «С легким паром! В гостях у Михаила Евдокимова». «Утренняя почта». «Седьмое чувство». «Доброе утро, страна». «Сто к одному». «Творческий ве чер Вячеслава Добрынинг^». «Два рояля». «Городок». «Аншлаг и К°» Может быть, таким обра зом нас пытаются утешить посреди всех наших бед и бедствий, превратив про грамму в сплошную тусов ку эстрадных звезд? Но, во- первых, не слишком ли час то эти ребята смеются не столько с нами, сколько над нами? Не слишком ли час то они видят в рядовом зри теле примитивное существо, которое будет восторженно хихикать над самыми пош лыми хохмами, над анекдо тами самого дурного вкуса? А во-вторых, разве не было бы для нас куда более на дежной поддержкой и опо- ?|й)й, если бы На 1 е, 10 ЭК 1 )ане наконец появились нормаль ные люди? Не по-царски оп- лачиваемые клоуны. Не обокравшие нас олигархи. Не обанкротившиеся экс министры. Не сытые депу таты, а россияне, пашущие землю, работающие над со зданием новой техники, инженеры, врачи, учителя. Им живется не в пример труднее, чем Винокуру и Шендеровичу. Но они не складывают рук. Они живут и делают дело, а не деньги. И не позволяют себе ни ци низма, ни отчаяния, ни чер ствости и жестокости к ближнему. Но этих «персонажей» ТВ, именуя себя то общес твенным, то народным, не любит. Они ему безразлич ны. Россию просто оглуша ют, как водкой или нарко тиками, бесконечными шоу боевиками, бессмысленны ми или безнравственными сериалами и политической трескотней — на всех кана лах, дублирующих друг дру- ОРТ не постеснялось присвоить титул обществен ного. Между прочим, по Далю общественный — это «одинаково относящийся ко людям, о которых идет речь». Ну, как «одинаково» оно относится к угодным и неугодным ему политикам, хорошо демонстрирует Сер гей Доренко. Но главное-то — разве ОРТ действительно служит интересам всех, все го народа? Разве оно честно и полно отражает его жизнь, труд, быт, заботы, горести, радости? Эфирное время щедро отдается теневикам, денежным магнатам, обеспе чивая их политические и экономические цели. Плюс — реклама с идиотами, ко торые приходят в экстаз от шоколадной конфеты, «жвачки», «кока-колы» или майонеза «Калве». К слову, такая реклама, по-моему, скорее уж отталкивает по тенциального покупателя: кому охота походить на де- , бильного «русского повара Владимира Соколова» с его мамашей или на пустогла зых девиц, тараторящих что-то о великих достоинст вах нового отбеливателя? Или в представлении теле- тва в его усилиях. А теперь на ТВ идет какая-то парал лельная подлинной жизнь. С беззаботными байками «Белого попугая» и аншла- говскими междусобойчика ми. Правда, прерываемыми, разрываемыми «вестями-но востями», которые либо ошарашивают нас информа цией о новых ЧП, либо оп рокидывают на нас помой ные ведра компромата. Что бы тут же опять смениться новыми шоу-байками... Я не против эстрады как таковой. Но, господа, знай те же меру! Вспомните о,ба лансе интересов, работайте не на одну лишь сытую, вер нее — пресыщенную публи ку. К тому Же даже не ли шенный таланта артист, из вечера в вечер мелькая в кадре, начинает раздражать: он явно лезет на экран не ради того, чтобы" чем-то с нами поделиться, а ради са моутверждения, ради денег, ради амбиций. В этом смыс ле так называемые «звезды» соперничают с политиками, депутатами, комментатора ми, озабоченными в боль шинстве случаев не честным дигшогом с соотечественни ками, а саморекламой, пус канием' пыли в глаза. Пренебрежение к «про стым смертным» стало хро ническим на ТВ. Если где- нибудь не вспыхнул пожар, не упал самолет^, не погиб- визионщиков мы и вправду ли попавшие в засаду солда- М новостввйс -''Жваны-дураки, «персонажи» близкий.по прог духу и симпатичны, посг кольку в них мы узнаем са- Я не впадаю в носталь гию по ТВ советских вре мен. Оно тоже выполняло соцзаказ правящей партии, до бесстыдства лакируя дей-. ствительность. Но хотя бы не развращало. И, пусть преувеличенно, взахлеб де монстрируя реальные или мнимые достижения, отда вало все-таки должное лю дям, чьи труды и талант кормили, одевали страну, укрепляли ее экономику и оборону. По крайней мере, это не было так откровенно оскорбительно по отноше нию к миллионам россиян. И вкалывающий по 14-16 часов в сутки крестьянин ощущал заинтересованность страны, государства, общес- : граммах смакуют светс кую жизнь, толкуют про ссору принца Чарлза с сы ном и юбилей заокеанской звезды. Вообще держат в объективе исключительно богатых, благополучных, избранных мира сего. А кого принимают в Кремле? Чьи интервью заполонили весь эфир? Опять же, не нор мальных россиян, а «эли ты». Нормальные, если с ними не случилось чего-то сенсационного, если у них бандиты не похитили ребен ка или не взорвали дом, аб солютно не интересуют ни власти, ни СМИ. Сколько ни аттестуй их народными, об щественными, общероссий скими... Николай ДУШКИН, ветеран войны и труда, г. Липецк. КРОВИБЛЕКНЕТ? Конечно, «желтизна» обя зывает. Но, может быть, па мятуя о том, что пережила, да еще и переживает страна, стоило бы хоть ненадолго по умерить прыть и подумать с сочувствием о загнанном в угол читателе? Другие липецкие газеты не столь принципиальны в своем пристрастии попугать. И все-таки тоже не удержи ваются от ставки на сенсацию, окрашенную кровью. Вот одна из них крупно кричит на первой полосе: «Несчастный случай или самоубийство ми лиционера?» И отсылает на вторую страницу. А там в пят надцати строчках рассказыва ется о липецком постовом, убитом пулей, выпущенной из его же табельного оружия. «По «горячим» следам выяс нить подробности происшед шего нашему корреспонденту не удалось», —с сожалением констатирует редакция. Офи циальные лица, видите ли. «пока хранят молчание». Ай, ай, ай, какие они скрытные, эти лица и органы! То ли дело - газетчики: они рвутся вовсю обсуждать публично, почему погиб 28-летний парень — случайность это или само убийство? И никаких ком плексов. Ни тени Сомнения в правомерности и нравствен ности торопливой заметчон- ки. Что им боль близких. Ко торым журналистские «вер сии» травят душу! Без крови типографская краска блекнет. Вопроса «зачем?» они себе тоже не задают... Установка на предельную концентрацию негатива по любому поводу главенствует над всем. Допустим, в сооб щениях о каких-либо трени ях во власти, о дискуссиях на сессии Совета депутатов или в комиссиях. Принятие реше ния — всегда результат стол кновения разных- точек зре ния, которые деловые люди все-таки сумеют раньше или позже сблизить, согласовать. Но как сладострастно распи сывают конфликты иные ав торы, как им нравится слово «скандал»! И читатели полу чают новую порцию тревоги, новый ушат ледяной воды на свои замороченные головы. Их изо дня в день держат в «напряге» — и ОРТ, и НТВ, и свои липецкие журналисты. Вместо того, чтобы без исте рики объяснить суть, они не устанно подводят к ощуще нию, что согласия нет, не бу дет и быть не может, акцен тируют все, что работает на неуверенность и безнадегу... Журналистам, конечно, не прикажешь. У них свои при казчики и хозяева. Но кроме хозяйских ЦУ, кроме жажды «накрутить» тиражи любой ценой, должно же быть и у самого безоглядйого охотни ка за сенсациями и скандала ми что-то еще. Например, со весть. Понимание, что мы психологически подошли к опасному краю. И подталки вать людей сделать еще ша жок, другой в том же направ лении — давно уже не игра, давно уже не соревнование лихих профессионалов... И. НЕВЕРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА Уже первые отзывы о недавно открывшейся в областном выставочном з але экспозиции липецкого художника Ивана Васильева свидетельствуют: к нам вернулось творчество талантливого мастера. Выставка — не просто дань памяти о живописце и графике, ушедшем из жизни в прошлом году. Это — даже для иных специалистов первое серьезное знакомство с наследием серьезного художника. 3 его жизни было всякое. Рос в селе Тюшевка без ма тери, пережил много невз год, но сумел осуществить свою мечту —как професси онал взял в руки кисть и ка рандаш. После училища судьба распорядилась так, что он надолго оказался вда ли от родных мест — в Ма гаданской области. Препо давал, увлеченно занимался монументальным искусст вом, но никогда не оставлял живописи и графики. Его ра боты демонстрировались и на международных, и на всесо ЛЮДИ, ПРИНИАААЮЩИЕ РЕШЕНИЯ, ПОРОЮ ПРОСТО СОДЕЙСТВУЮТ РАЗРАСТАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО КОШАААРА Прошло почти два столетия (без четверти века) с тех пор, как пушкинский Мефистофель с изумлением отозвал ся о новой науке. Сейчас, когда мы вошли в полосу катас троф и потрясений, хочется спросить: что сегодня с пси хологией в России? Разумеется, это академическая дис циплина, имеющая своих корифеев и свои традиции. Но, увы! Психология так и не стала оселком общественного сознания. Трагедия, которая произошла с подводной лод кой «Курск», пожар в Останкино вызвали шквал нравствен ных, политических и организационных оценок. Невостре бованной оказалась только психология. Этот ракурс со бытий остался без экспертизы. УЦЕЛТЕ?Е ВЫСТАВШ Между тем мы получили настоящую психологичес кую фантасмагорию, в кото рой множество феноменов, — взрыв массовых чувств, публичное переживание смерти, эффект психическо го онемения, неуклюжие по пытки сублимировать охва тивший нас ужас. И тут ока залось, что не только поли тики и общественные деяте- ■ли, но и все мы игнорируем хрупкость и сложность че ловеческой психики, не рас полагаем азами знаний о ней. При каждой новой тра гедии события развиваются по однотипной схеме. Пора зительно, что при этом по казывают даже действия психиатров. Но круг за клятья не разорван... Когда случается катас трофа, разумеется, трудно бШт^ь^Ьт !'‘Ш жШ 'Щ еШ ат - ного .отношения. Но ведь пора научиться хоть как-то ориентироваться в экстре мальных ситуациях. Иначе — в ком рассудок уцелеет? Прежде всего нужны специ альные усилия, чтобы избе жать скопления людей, за хваченных одним и тем же потрясением. Это хорошо известно до времен Лебона. Однако люди, принимаю щие разного рода решения, порою просто содействуют разрастанию психического кошмара. Что заставило внезапно осиротевших людей рвануть в Североморск? Какая сила тянет зевак к Останкино? Отсутствие ясной и спокой ной информации. Пред ставьте себе, если бы «Ско рая помощь», вызванная к истекающему кровью боль ному, время от времени ис терично восклицала: «ка жется, жив», «нет, уже умер», «надежда есть», «ни каких шансов». Не надо об рушивать на людей множес тво безумных версий. Жур налистам, ясное дело, не прикажешь. Но ведь есть на значенное государством от ветственное лицо. Если оно рождает недоверие из-за ма неры держаться, выражать эмоции, нести достоверную информацию, надо немед ленно менять этого челове- У психиатров есть такое понятие — «индукция». Когда люди собираются вместе, энергия распада вза имно подхлестывается и не померно разрастается. Ни кто из ответственных чинов ников даже не попытался остановить этот поток. Бо лее того, некоторые полити каны даже стали публично бичевать правительство за то, что оно не помогало ро дственникам прибыть к мес ту катастрофы. Почему не остановили эту невольную концентрацию ужаса и отча яния? Разве никому не из вестно, какие фантомы ро ждаются в коллективной душе? Что могли увидеть юзных, и на региональных выставках. А вот персональ ных экспозиций у него так и не было. Иван Васильев был очень самокритичен, считал, что лучшее в его творчестве еще впереди. Двадцать с лишним лет назад вернулся Васильев в милый его сердцу Липецк. И продолжал трудиться столь же интенсивно и вдохновенно. Сегодня, ког да его уже нет, ясно, на сколько весомо созданное им. Скажем, 22 небольших по формату этюда с натуры —серия своеобразных, чис тых, свежих пейзажей Ни жнего парка, реки Воронеж и других любимых им угол ков. Впечатляют и емкие, многогранные портреты Ва сильева, и, конечно же, гра фические листы. близкие в морской пучине? Но наш подход «устаканил ся» еще с ранних времен. К месту событий подбросили шприцы и активно восполь зовались ими... Когда экран рвал наше сердце возможностью спасе ния экипажа, особенно му чительно было осознавать, что наши политики, что уж говорить о военачальниках, принимающие то или иное решение, видят перед глаза ми не живую особь, а некий макет с примитивными ин стинктами. Дико и несураз но, когда должностные лица с огромным усердием начи нают втолковывать людям, еще не успевшим до конца впустить в себя трагедию, что их близких уже нет в живых. Чиновники изо всех сил настаивают на этом, вра зумляют'' не'пбнятл йвых , даже испытывают публич ное раздражение... Кому неясно, что безмер ное горе принято встречать в кругу близких? Можно ус троить скорбное застолье, можно пойти в церковь, можно оросить слезами ро дное плечо. Но собрать не счастных людей в одном месте, настаивать, не предъ я вляя тел, на том, что смерть уже реальность, объ являть траур, а потом гово рить о разнице во времени. Отменить траур невозмож но, потому что во Владивос токе уже скорбят. На месте ли наша крыша? Если в доме покойник, никто из пришедших на по гребальную церемонию не станет вопить о том, что со бирается оказать осиротев шим материальную помощь. Это говорится обычно вскользь, все понимают, что никакая щедрость не воз местит утраты. На наших экранах беспрерывно толко вали о бескорыстии прави тельства, называли размеры вознаграждений. Неужели неясно, что это вызывает до полнительный взрыв горе чи. Ведь в нашей стране пол но обездоленных, Осиротев ших. Есть опасность, что чиновники сейчас начнут сооружать столы с едой, но не подумают о смятенных душах... Еще одна заскорузлая тенденция. Мы издавна учи лись немедленно, сей же час превращать трагедию в ге роику. Не дав людям выпла каться, мы уже несем орде на, толкуем о морском брат стве. А вот и адмирал, не справившийся с эмоциями, произносит несуразное: «Воспитывайте своих сыно вей!» Это как скрежет рву щейся обшивки. Трагедия показала, как много у нас плакальщиков и вопленниц. Сколько же об наружилось’провокаторов, которые на одних связках, без реальных эмоций, пыта лись сорвать коросты и ок ропить их солью! Конечно, нужно делать выводы из того, что произошло. Но ведь надо проявить и сдержанность. Нельзя же по любому поводу подни мать «ярость масс». Осоз нает ли, к примеру, ре жиссер Говорухин, недав ний участник президен тского марафона, чем мо жет обернуться его пред ложение В.В. Путину сло жить с себя полномочия командующего Воору женными Силами стра- Психологические по следствия любого соци ального кошмара всегда сильнее самого события. Их дальнодействие нель зя оставить без внимания. Конечно, это страшно, когда из рукотворных со оружений человека выры вается. поток всепоража- ющих частиц, когда ги гантская башня охвачена дымом, когда безмол вствует морская глубь. Но ужас настигает нас позже, когда мы видим всеведущие глаза младен ца, изуродованного смер тоносной стихией, когда боимся сорвать ягоду с куста, поднять упавший плод, когда, по слову по эта, подводная лодка ухо дит в наше подешНаниа... Психическое онеме ние, которое испытывают люди, со временем заме няется осознанием глуби ны трагедий. Вот когда всепостижение катастро фы пронизывает все наше существо. После убийст ва Кеннеди массу людей нельзя было оторвать от экранов телевизоров, пока передавались все де тали убийства и траурных церемоний. Через не сколько дней, когда те лестудии вернулись к сво им рутинным програм мам, многие испытали чувство странной пусто- Разумеется, психоло гические ресурсы челове ка огромны. Люди могут долго пребывать в меж планетном пространстве. Они способны обживать океанские глубины. Чело век подолгу живет без воды и пищи, выдержи вает зной и холод. Но се годня, можно полагать, мы живем на пределе на ших возможностей. Люди утратили чувство защи щенности. Они боятся но чевать в своей квартире, избегают общения с вра- . чом, милиционером, по гружаются в глубокую депрессию. Чтобы спасти наши души, нужна продуман ная и скоординированная программа. Нельзя пору чать это дело дилетантам или людям, которые слу чайно оказались под ру кой. Надо создавать сеть консультационных пунк тов, выпускать необходи мую литературу, занять ся массовым психологи ческим просвещением чи новников и всего общест- Людмила ШКАРЕНДО, проректор Московского Й психолого-социального ‘ф института, ш («Независимая газета», ж № 1 6 1 ) . Ж Вот что говорят о Василь еве первые посетители экспо зиции. Александр Вагнер, пред седатель правления Липец- ПРОФЕСОРдпавА в ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ № 24 ОТКРЫЛСЯ МУЗЕИ СТАЛЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ШМАКОВА Заглянув на урок к кол леге, он иногда огорчался: ну почему дети в классе так ред ко смеются, так мало шутят? Он истово веровал: ученье до лжно быть не тягостной обя заловкой, а делом не менее увлекательным, радостным, азартным, чем игра. Кстати, как теоретик он настойчиво исследовал имен но игру, видя в ней особую форму самореализации ре бенка. Более того —феномен культуры. Я написал — «теоретик». Но Шмаков мало походил на кабинетного ученого, тасую щего карточки с цитатами и обдумывающего отвлечен ные идеи вдали от суетного мира. Ему было тесно и не уютно в рамках сугубо ака демических штудий. Да, профессор, да, декан, да, зав. кафедрой Липецкого педаго гического, да, знаток детст ,крй црцдрддгии, да, блиста тельный методист. Но его методика рождалась, прове рялась, оттачивалась в похо дах вместе с ребятами, у кос тра, под звон гитары. На уро ках, которые он вел в той же 24-й школе. На семинарских диспутах. Во всесоюзном ла гере «Орленок», созданным по его инициативе и превра тившимся в эксперименталь ную базу, лабораторию по ор ганизации детского досуга. Наверное, в череде офици альных и неофициальных ти тулов Шмакова неслучайно один из самых дорогих ему был этот: вожатый вожатых. С раскованностью и сво бодой античного философа вел он диалог с любой ауди торией. Конечно, с детьми. Конечно, с учениками и пос ледователями, коих у него «по всей Руси великой» на считывались тысячи. Конеч но, со студентами, аспиран тами, родителями, деловыми людьми, деятелями искусст ва. Лектор, чье имя было внесено в «Белую книгу луч ших лекторов России», Шмаков обладал даром увле кать,. завораживать, если хо тите, очаровывать. Даже слу чайный, чуждый педагогике собеседник вдруг начинал ощущать острый интерес к перспективам школы и при знавал, что нет в мире ниче го важнее этого. Любопытный штрих: зна менитый Олег Янковский, кого судьба уж точно не об делила встречами с талан тливыми, а подчас и гениаль ными нашими современни ками (один Андрей Тарковс кий чего стоит!), был пора жен Шмаковым. Он вос кликнул, что впервые в жиз ни встретил такого человека. На открытие скромного «самодеятельного» музея в школе пришло неожиданно много людей. Ученики, пе дагоги, ученые, артисты, предприниматели, литерато ры, руководители города, де путаты. Впрочем, почему не ожиданно? Он умел дру жить. Журналисты «ЛГ» это знают. Сталь Анатольевич появлялся в редакции не только с рукописью новой статьи, но и с предложения- ми, проектами, темами, ко- Щ торые ему не терпелось с нами обсудить, на нас про- верить, вместе с нами реали зовать. Между дружеским общением и серьезной рабо- той у него не было видимых Щ барьеров. Все сразу: шутка, Л анекдот, воспоминание о дет- -у стве и тут же —конкретный план, связанный ^сааиссией всей его ЖИЗНИ','Не зря ему принадлежит необыкновен- ное слово, мелькающее в од- ном из писем преподавате лям 24-й школы: вдружить- ; ся. «Мы вдружились друг в ' друга». Вдружиться — это как «вдуматься», «вник -- нуть», «влюбиться»... Экспозиция, бережно оформленная детьми и дав- ‘ ними соратниками Шмако ва, благодаря которому обычная городская школа : стала педагогическим кол леджем, настраивала на ме муарный лад. О Стале Ана тольевиче рассказывали друзья. А потом мы пели песни на сочиненные им сти хи — Шмаков ничего из щедро отпущенных ему да ров не зарыл в землю. Прозв^шала, однако, и по каянная нота. Кто-то из «от цов» города вздохнул: рядом с нами жил человек, сыграв ший такую роль в отечес твенной педагогике, а мы ему столько недодали. Да что там недодали! Даже не ска зали, не досказали о своей признательности, поскупи лись на слова, заслуженные им. Поистине: что имеем, не Теперь остается не так уж много: хранить память. Хра нить то, что уже вошло —и, даст Бог, еще войдет — в ар сенал нашей российской, русской школы. То, что сам Сталь Анатольевич унаследо вал, от русского учительства предыдущего поколения и, приумножив, обогатив, с надеждой передал новым воспитателям юношества. Исаак РОЗЕНФЕЛЬД. ОСЕННИЕ СТРОКИ в ттные стата т,&гтизбуипк Апександр ТИТОВ. с Кшсиа- кой организации Союза ху дожников России, заслужен ный художник РФ. Для себя я открыл нового художника. Мне очень понравились гра Поистине выставка стала неожиданностью для тех, кто не равнодушен к изобра зительному искусству. Не каждый день выясняется, что рядом с нами жил и ра ботал настоящий мастер. фические вещи —все испол нено про|)ессионально, об разно, со вкусом. В каждом, даже в меленьком листе есть смысл, настроение, есть своя придумка. Андрей Ломоносов, ис кусствовед, старший препо даватель кафедры социаль ной и ^ховной культуры ЛГПУ. Останавливают вни мание графические пейзаж ные работы, в которых ощу щается архитектоничность мышления, свободного от до гматической интерпретации линии. Культура формы, ос трое чувственное восприятие предметного мира свидетель ствуют о любви Васильева к русской школе рубежа веков. Его созерцательная интона ция так свойственна нашей пейзажной традиции. Татьяна КРОЛЬ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz