Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
) т \ г К / что ЖЕ с НАМИ ПРОИСХОЛИТ? РОСК!; го/г аРР.КИРРССКК Д аж е для воров в законе всегда существовали какие - то запреты и «кодекс чести», хоть и воровской. Они не об крадывали сирот, церковные алтари или кладбища. Но сегодня и этихзапретов уже нет. Похитить километры про водов, оставив без света деревню, больницу, школу? По хитят! Влезть в мастерскую художника и унести плоды его трудов — скульптуры? Влезут и унесут. Только что наша газета сообщила об очередном акте вандализма —краже памятника из мемориального комплекса на площади Ге роев в Липецке . А практически одновременно с этим пре ступлением столь же циничное и бесстыдное деяние слу чилось в Добринке. Там побывал наш постоянный автор известный поэт Владислав Зорин. Вотего горькие замет ки по этому поводу... Августовским утром до- ■■бринцы, проснувшись, не об- "наружили на привокзальной площади привычные бюсты героев войны. Сиротливо - торчали Девять столбиков. - Рядом валялись обломки цветного камня — все, что -осталось'от ансамбля, кото- - рым так гордились жители -поселка,' - Я не хочу называть имя этого человека. Не потому, что он сейчас пребывает в ■Елецком СИЗО, а до суда не положено оглашать фами лию обвиняемого. Пусть у этого человека не будет даже ■геростратовой славы. Лично •для меня он — ноль. Написал и задумался; да -нет, пожалуй, не ноль... И ■'ДЛЯ меня,- и для всех.- При- (4рОда.1®ЦЮИ^сГН0СТуНЕОВ»<406- ■таки ни разнузданности и вседоз воленности укрыты толсты ми наслоениями веков, эпох. Еще в пору туманной юности человечества гречес- ,кий философ дойес до нас не сколько строк о том, что де мократия не лучшее государ ственное устройство, когда она выходит из-под контро ля, расшатывает устои об щества и «дикие звери вы ходят на улицу». Принцип «Что хочу, то и ворочу» — принцип не свободного чело века, а дикаря. По-моему, разгул герос тратов немыслим там, где со знательно или бессознатель- .но не уничтожены, не размы- ты любые нравственные табу. Там, где едва оперив шаяся девица не осмелится завернуть такой крутой ма- тюк, от которого благообраз ные старушки падают в об морок. Там, где ненорматив ная лексика не сделалась .привычной для книг и теле экрана. Где певичка, испол няя песенку нижней частью тела, просто не соберет пуб лику дразнящим рефреном: «Может, дам, а может, и не дам». Где фронтовику не бро сят в лицо: «Да что ты там воевал, лучше бы нас нрмцы победили...» Но у нас все это возмож но. А значит, и вандализм тоже превргпцается в нечто привычное. Есть такое понятие «ус талость этноса» — вырожде ние с последующим исчезно вением, как это произошло с гуннами, татаро-монгола ми, ассирийцами, парфами Хочется верить: с нами та •кое не случится. Но какие- то приметы такой опасности очевидны. Начиная с равно душия к памяти и культуре — не у всех, но у многих. Мощный пласт националь ной культуры — надежный защитник духа и души — те перь все чаще игнорируется притушевывается, за: вается. Скульптор Юрий Гриш- ко, вернувшийся из Москвы с выставки современного В начале сентября есенинскому музею, созданному липчанином Валентином Синельниковым, исполнилось 3 0 лет. Эта дата для самого Валентина Ивановича совпадает с еще одной: он, офицер- пехотинец, участник боев на Дальнем Востоке, в тотже день, как свой, личный, праздник, отметил и55-летие разгрома очень разные, не совпадающие по масштабу события, для Синельникова они внутренне связаны. изобразительного искусства, рассказывал, что в центре выставочного зала, как ше девр, красуется презерватив, наполненный ведром воды, свисающий над унитазом. Какие тут могут быть ком ментарии! То есть повторюсь; вы ходка добринского Геростра та не случайна. Поэтому-то он не ноль. Таких, как этот двадцатитрехлетний парень, к несчастью нашему, распло дилось немало. Они осквер няют могилы солдат. В Ус- мани стащили два медных памятника на металлолом. Обливают, несмывающейся краской обелиски и звезды Памяти. Подросток с ходу может назвать какую-нибудь пошзвезду, но будет'долго •Ок^>ёсти в бри'!’ом‘'А’ат?илк4, так-и не вспомнив даН хотя бы одного герой' войны или прославленного* маршала. Само слово «патриотизм» вытравливается из сознания молодежи, компрометирует ся, выхолащивается. Скульптор А л ександр ' Вагнер — автор добринских бюстов — молча и горестно глядит на останки своих тру дов. Он кропотливо изучал материалы о героях, расспрН- шивал свидетелей, помня щих о них, внимательно всматривался в старенькие пожелтевшие фотографии времен грозных лет. И вот... — Будем восстанавли- Сколько напряжения, сил придется снова потра тить! Но — восстановят. Од нако восстановить разрушен ные души куда труднее. А ведь у того парня тоже вро де бы должна быть душа. И голова, и память... Он, что, так никогда и не слышал имя Степана Кузь мича Нестерова? За свои 38 лет (всего на пятнадцать лет , старше разрушителя) Несте ров прошел путь от началь ника штаба танкового полка до заместителя командира корпуса. Его именем назван город в Калининградской об ласти. Я был в этом неболь шом уютном городке. С ка ким благоговением чтят не- стеровцы память о солдате из далекого села Талицкий Чамлык! Я вспоминаю письма гвардии полковника к ро дным. Вот одно из них: «Здравствуйте, папа и мама!.. Сегодня мне присла ли поздравительную, телег рамму, в которой сообщают, что я награжден орденом Суворова II степени. Это бу дет шестая правительствен- . Дела пока у нас на фронте идут хорошо. Скоро, видимо, будем на тер ритории Германии, и вот тог да фашистские захватчики узнают, по-настоящему пой мут, что такое война, тогда им придется расплачиваться за все мучения и страдания советского народа... Нахо жусь в Литве...» Через три месяца он по гибнет. Письмо придет в село уже после его смерти. Ценою своей жизни он спас жизнь и тому, кто Через 33 года появится на свет, чтобы, по взрослев, разбить его бюст... Иногда думаю: если бы все погибшие фронтовики ожи ли, какой бы суровой суд устроили они над нами за все, что мы натворили! ... Трагична судьба и еще одного добринца Калинина Ивана Андреевича. Ему, трактористу совхоза в Зама- рай-Боррвском, было 20 лет, когда он ушел воевать. За переправу через Днепр в 1943 году младшему сержан ту И.А. Калинину присвое но звание Героя Советского Союза. А погиб он уже пос ле победного мая — в Мань чжурии, сражаясь с япон скими милитаристами. Так уж получилось, что многие добринские герои воевали в танковых частях. М.ожет 15 ('Пвтвму что на дао- дородщ)^ С’{Щ 1 ной земд§ мо лодежь хорошо знала трак тор? А вот двадцатилетний Федор Тихонович Чирков во евал в Отдельном истреби тельном противотанковом дивизионе. Ему пришлось громить неприступные ка менные форты на подступах опять же к Кенигсбергу. В одном из этих фортов размес тился музей боевой славы. В нем есть материалы и о на шем земляке. Федор Тихоно вич встретил Победу в При балтике, вернулся домой. Пятеро детей вырастили они с супругой Марией Василь евной. Но пожил он в мир ное время недолго, уйдя из жизни в 54 года. Хочу напомнить имена всех девяти добринцев, чьи бюсты стояли в аллее геро- Нестеров Степан Кузьмич —- танкист. Калинин Иван Андреевич — танкист. Григоров Иван Алексее вич — артиллерист. Макаренков Иван Михай- лоич — танкист. Путилин Василий Серге евич —командир стрелково го взвода. Чирков Федор Тихонович — артиллерист. Назаркин Сергей Никола евич — разведчик, полный кавалер ордена Славы. Дрикалович Николай Ни колаевич — танкист. Цыганов Дмитрий Ар сентьевич — артиллерист, полный кавалер ордена Сла- Я написал — стояли. И должны появиться вновь, ибо руководители добринс- кой райадминистрации на- - строены на скорейшее вос становление аллеи Героев. Владислав ЗОРИН. ОСВОБОДЕСЛОВА ИДЕФИЦИТЕСОВЕСТИ «Дикость, подлость и невежество не ува жают прошлого, пресмыкаясь перед одним наскюящим» А.С. Пушкин. антипод православной веры, разрушили речевую культу ру своими «измами» и язы ком «пролеткульта», подо рвали русский дух, пытаясь насадить «интернациона лизм», а понятие «русский» подменить понятиями «рос сийский» или «советский». Честно говоря, неловко напоминать вроде бы образо ванному журналисту элемен тарные вещи. Например: Россия изначально формиро валась как государство мно гих народов, чьи традиции и вер^...УЦа*цда§ь,,И т Ш Ш У из них предоставлялась ВОЗ- мЙ&нШть'служить" §о§1йй. Поэтому неудивительно, что в составе руководителей страны и регионов были люди разных национальнос тей. Причем не только после Октября, но и до Октября. Вспомним, сколько нерус ских имен вошло в историю эпохи Петра или времен вой ны с Наполеоном. Следующий пассаж Елец ких: большевики спалили эшелоны книг, пропаганди рующих «чуждые идеи». Лично Крупская повелела убрать из библиотек тома Эмиля Золя, Жюля Верна, Марка Твена, Ги де Мопас сана и десятков других клас сиков. И только при Хруще ве эти столпы мировой лите ратуры стали возвращаться на полки. Не надо бы г-ну Елецких превращать большевиков в Думаю, с мнением по эта согласятся многие. Как забыть, что все ныне живущие стольким обяза ны своим предкам, кото рые множили богатства страны, отстаивали в кро вопролитных сражениях ее независимость, не жа лели сил, чтобы вырас тить и воспитать детей, внуков? Но кое у кого нет ни памяти, ни чувства благодарности. Это они не видят в истории России ни единого светлого пят на и сводят счеты с теми, к’Ш’уже'-На'мож'й^им от- ’йётйть'’^В№'адг!йно тер- бунская районная газета «Маяк» опубликовала статью журналиста Алек сандра Елецких под пре тенциозным заголовком; «Не сметь свое суждение иметь». Автор намерева ется поразмышлять ни больше ни меньше над ис токами падения духов ности и культуры языка. Которое началось, по его убеждению, сразу же пос ле Октябрьского перево рота —так он именует ре волюцию. И главным об разом потому, что у руля державы стояли люди не русской национальности, преимущественно евреи. Посмотрите, призывает Елецких, что сделали они в 1917 году; отлучили на род от христианства, ибо иудаизм по сути своей тупых вандалов. Это неправ да. Они могли бороться с чуждыми идеями, но на Жюля Верна не покушались. Кто из нас, людей довоенно го поколения, не помнит зна менитой экранизации «Детей капитана Гранта»? Я, дере венский мальчишка, в вось милетием возрасте читал произведения и Жюля Вер на, и Марка Твена, а позже Эмиля Золя — «Жерми наль», «Чрево Парижа», книги других французских, немецких, английских и аме риканских Писателей. Летом 1935 года группа выпускников курских педа гогических учебных заведе ний побывала на приеме у Н.К. Крупской. Узнав, что я еду на Сахалин, Н.К. Крупс кая пообещала: «Для чита телей Сахалина к осени мы отправим большое количес тво книг. Японцы за годы оккупации уничтожили там все библиотеки. Положение поправим». И это было сделано. Еще до наступления зимы в наш таежный поселок литерату ра была доставлена. Попол нились книгами и библиоте ки других населенных пун ктов Сахалина. Кстати, именно по иници ативе Крупской началась в стране и ликвидация негра мотности. В нашей деревне в начале двадцатых годов на курсы учителей были посла ны два человека. Потом они занимались со взрослыми, осваивавшими грамоту. Мягко говоря, заблужда ется автор статьи в «Маяке» и в оценке достижений со ветских ученых, побед Крас ной Армии. Опять-таки и в . развитие науки, и в разгром фашистских войск весомый вклад внесли люди всех на циональностей. В годы во йны вместе, как братья, мы мерзли в окопах, ходили в атаки, оборонялись, жертво вали всем ради победы над врагом. Предпочтение в слу жении Отечеству нельзя ни кому отдавать. Когда-то А. Елецких со стоял в коммунистической партии, случалось, даже 4 клялся партбилетом отца. Но ' теперь он называет всех ком мунистов большевистскими истуканами. А в партии со стояли ведь и Михаил Шо лохов, и Константин Симо нов, и Георгий Жуков, и Юрий Гагарин, и миллионы ученых, тружеников земли и промышленных предпри ятий. И не просто состояли. Напомню: три миллиона коммунистов сложили голо вы в боях с гитлеровцами, их первыми сжигали немцы в топках концлагерей, казни ли на оккупированных тер риториях. Подвиг защитни ков Родины нельзя, грешно приносить в жертву полити ческой моде. Даже при са мом критическом отношении к прошлому. Но, похоже, Александр Елецких понять это не способец. Зато он спо собен без малейших затруд нений печатать в районной газете свои доморощенные размышления в то время, как редакция откладывает в долгий ящик статьи тех, кто высказывает иные мнения. Видимо, так здесь понимают свободу слова? Сергей БЕЗЛЕПКИН, инвалид Великой Отечественной войны, ветеран журналистики. ТИПОГРАФСШКРАСКА(ЕЗ ПРИМЕСИ Р.8. Я консультировался с юристом. Скорее всего, Ге рострату будет предъявлена статья 214 УК РС — «Ванда лизм» с переходом на ст. 243 часть 1. От силы дадут года два. Отсидит, выйдет на волю, не с чистой совестью, но выйдет. И над чем еще расправится, надругается? Над па мятью, отлитой в металле, вырубленной в камне? Или, мо жет, уже над живыми людьми?.. — Впервые я прикоснул ся душой к есенинским стро кам, когда угодил в госпи таль. Представьте, я услы шал его стихотворения о кра соте наших мест там, так да леко от коренной России, среди сопок и океанских про сторов, — вспоминает он. И в войну, и позже Си нельников терпеливо нес офицерскую службу. Так вышло, что после первой не чаянной встречи с есенинс кой поэзией ему в руки так Август, слава Богу, ? кончился. Но традиции го- <довщина «Великой авгус- <товской капиталистичес- кой революции» была от мечена катастрофами и не счастьями. Не захочешь, да скажешь; каков празд ник, таковы и подарки. Раздували истерию вокруг мифических ужасов ГКВСЦ — получите настоящие, . немифичесциё, действи- , тельно спосрбнью ужас нуть ЧП: в московском пе реходе, в Баренцевом море, на Останкинской те лебашне. Кажется, даже самые большие любители перче ных блюд в Отечественных СМИ должны бы уже на сытиться. Россия устала, подавлена, придавлена до- , гонявшими друг друга, на- Ж 1 ложившимися друг на , друга трагедиями. Особен- ' но если принять во внима ние то, о чем с профессио- ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ ОЧАГА и не попали книги поэта. Только вернувшись в Ли пецк, на родину отца, Вален тин Иванович впервые раск рыл двухтомник Есенина. Это стало поворотным в его жизни моментом. Он начал собирать материалы о поэте. В его коллекции сегодня есть, наверное, все, что из дано о Есенине в СССР, в по реформенной России. При жизненных изданий также немало; десять из тридцати. И, конечно, снимки, доку- нальной точностью и объек тивностью нашла нужным сказать психолог Людмила . Шарендо в перепечатанной сегодня нгппей газетой статье: привьганое пренебрежение к душевному состоянию лю дей, к духовному, нравствен ному и психическому состо янию всей нации неизмери мо усилило, усугубило остро ту реакции на случившееся. Но заметьте: предъявляя претензии лицам, принимаю щим решения, ученый как бы освобождает от ответствен ности журналистов, которым «не прикажешь». Что, дес кать, с них взять, у них та кая работа — растравливать раны вдов и матерей, бить по нервам, всеми правдами и не правдами выцарапывать под робности поскандальнее, по сенсационнее, пострашнее. А почему, собственно? Вернее, ради чего? Ради истины без условно необходимой общес тву? Или ради утоления обы- менты, фотографии, кино пленки, видеозаписи о жиз ни и творчестве Сергея Алек сандровича. Было время, кое-кто удивлялся: что это липчанин вдруг решил устроить музей рязанца? По этому поводу Синельников рассуждает — Не люблю натяжек. Липецкая земля, конечно, не есенинская. Рязань рядом, часть нашей области отошла от Рязанской, но... В "там бовском" Липецке поэт, точ но, никогда не бывал. Но разве в этом дело? Этот поэт объединяет нас, русских, в глубоком чувствовании Рос сии, в каком бы краю мы ни родились. И в эпоху смуты об этом стоит подумать осо бенно серьезно. Строки поэ та, написанные в начале вательского любопытства? Иногда создается впечатле-^ ние, что мои коллеги пред ставляют себе телезрителя и читателя газет копией персо нажа из новеллы Даниила Хармса. Этот тип сперва с удовольствием смотрит, как выбрасываются из окна ста рушки, а потом отправляет ся на рынок поглазеть на нищего, которому подарили Информация отнюдь не синоним смакования. Опера тивность не оправдывает ти ражирование слухов, дога док, нагнетания страха. И уж наверняка подло с места в карьер превращать чье-то не счастье в дубинку для распра вы с политическими против никами. Все это, однако, при сутствовало в освещении ав густовских катастроф. В скорбных очах телеведущих, комментаторов, репортеров словно бы мелькала искорка торжества: ах, какой матери- века, словно бы о наших ока янных днях; «Друзья! Друзья! Какой раскол в стра не...» И еще; «Язык сограж дан стал мне как чужой. В своей стране я словно инос транец...» Музей Есенина, если хо тите, —одно из противоядий от отравления бездухов ностью, беспамятством, ра зобщенностью. Сюда прихо дит множество людей. Кто- то тщеславится дружбой с его создателем, а кто-то дей ствительно стремится глуб же понять поэта, время, наш век. Посетители даже ведут себя по-разному. Одни мол ча, сосредоточенно слушают рассказ Валентина Иванови ча, знающего о Есенине все. Другие хотят говорить сами, любуются собой — они при шли в музей не за знания- ал, ах, как красиво мы его излагаем, ах, как здорово, что, ничем не рискуя, мы так вольготно расположились в самом эпицентре сенсации! Но, оказывается, им и этого мало. Они пуще всего боятся пресноты. И готовы без передыху сыпать перец и соль на раны. Параллельно с сообщениями о спасательных работах в море или о действи ях пожарных на телебашне эти ребята продолжали гнать криминальную хронику, пе ремежавшую кровавые боеви ки и документальные рассле дования жутких преступле ний прошлых лет. Как это влияет на людей, и без того потрясенных происходящим, мало кого волновало. Та же программа взята на вооружение и в провинции. Я открываю местный ежене дельник, помеченный пред последним днем августа, и нахожу россыпь заметок под красноречивыми заголовка ми, а чтобы отметиться: дес кать, был, приобщился, не лыком шит. Что поделаешь! Собрание Синельникова — как лакмусовая бумажка духовности. И — бездухов ности. Впрочем, сам Вален тин Иванович верит: даже далекий от Есенина человек после того, как побывает здесь, хоть в чем-то переме нится, какая-то искорка в темноте вспыхнет... Юрий Прокушен, извест ный литератор, крупный ис следователь творчества Сер гея Есенина, сказал во вре мя одного из своих приездов к Валентину Ивановичу: «Липецкий музей Есенина — духовный очаг на липецкой земле». И это так. Именем Есенина, благо даря хлопотам Синельнико ва, назван бульвар в Липец- клятыи перекресток», «замочила» мужика», «Ана конду взяли в заложницы». Если какая-то из них недо тягивает до «ужастика», его стараются сымитировать, подают иод вызывающим оторопь названием, цепляясь за все, что может выбить чи тателя из равновесия, напу гать, разозлить, подавить. Йе удовольствовавшись местным или сиюминутным криминалом, разогревают по завчерашнее жаркое, воро шат зарубежные газеты. И вновь вереница кошмаров; «Амнистия для убийцы», «Монстр по имени Шон», «Чудовище. История злобно го педофила Джебсона...» Страшно, еще страшнее, со- . всем страшно. А на будущее — заманчивое обещание: «В следующем номере: «Маньяк тренировался на кошках» — видимо, инструкпия для на чинающих? ке. Валентин Иванович отк рыл филиал музея в школе № 69. Скоро, будем надеять ся, на ЕсенинЙком бульваре поднимется памятник поэту. И это тоже будет плодом уси лий страстного пропагандис та есенинского наследия. Подвижничество Синель никова оценено. Он —почет ный гражданин Липецка, за служенный работник куль туры России, лауреат всерос сийской Есенинской премии. А музей Есенина в Липецке — это еще и музей самого библиофила, собирателя, эн тузиаста, который, отдав коллекционированию мате риалов о поэте десятки лет жизни, щедро и бескорыст но дарил их и продолжает одаривать ими своих земля- ТОрий КОНЬППЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz