Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

З А Г А Д О Ч Н А Я Э К О Н О М И К А -1 ВНИЗ- НАХОЛОСТОМХОДУ КРИЗИС ГОРЬКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ТОЛЬКО «КОЗНЯМИ РЕФОРМАТОРОВ» НЕ ОБЪЯСНИТЬ На долю ОАО «ГАЗ» (так вот уже почти восемь лет име­ нуется прославленный Горь­ ковский автомобильный за­ вод) сегодня приходится 15 процентов всех выпускаемых в России легковых машин, 32 - микроавтобусов и 60 - грузо­ виков. Потому складывающа­ яся сейчас на предприятии весьма странная ситуация не может не вызывать серьезной Дело в том, что, рапортуя о перевыполнении своих бизнес- планов по всем пунктам, руко­ водство завода одновременно констатирует обвальное паде­ ние прибыли и рентабельно­ сти производства, рост его из­ держек, ощутимое ухудшение других важнейших показате­ лей финансово-хозяйственной деятельности. Судите,сами. Абсолютный рост производства за послед­ ние пять лет составил 58 про^ центов. В 1999 году он достиг, по данным Годового отчета президента ОАО «ГАЗ» Нико­ лая Пугина, 21 процента, тен­ денция сохраняется и в теку­ щем году (выпуск, скажем, ми- кроавтобусав увеличился бо­ лее чем на 10 процентов). Ну чем не повод для ликования! Не тут-то было. Прибыль от продаж за первые шесть меся­ цев '2000 года сократилась по сравнению -с тем же периодом предыдущего в 5 раз, ч*^тая же прибыль - в 37 (тридцать семь!) раз. И если рентабель- ■<ость производства в начале прошлого года превышала 23 проц., то к концу первого квартала нынешнего ла до 2,5 процента. Администрация ОАО «ГАЗ» объясняет это резким подоро­ жанием черных и цветных ме­ таллов, топлива и электро­ энергии. А также отсутствием дотаций со стороны государ­ ства и его грабительской на­ логовой политикой: Ох, как все это удручающе: знакомо... К точно таким же аргументам прибегало .прежнее руковод­ ство ОАО «Павловский авто­ бус», что в 60 километрах от Нижнего Новгорода. До тех пор, пока по рекомендации областной администрации ак­ ционеры наконец-то не смени­ ли на ПАЗе команду управ­ ленцев. Со сменой в апреле этого года, собственника и топ-менеджеров ПАЗ словно обрел второе дыхание. Новые ных «прозрачных» методов ор­ ганизации финансовых пото­ ков и материально-техниче­ ского обеспечения комплекс­ ную программу выхода из кри­ зиса, и совсем уже было оста­ новившееся предприятие сей­ час набирает обороты. Думается, именно этот при­ мер и побудил нижегородско­ го губернатора ,Ивана Скля­ рова инициировать,-проверку финансовотхдзайдврннрй.дея- , тельности предприятия силсфи областной,,крмиссад<с. Ей' прщц- стоит выяснить^--каким обра­ зом при., увеличении .объемов производства балансовая при­ быль ГАЗа за 7 месяцев 2000 года уменьшилась до сравне- периодом пре­ дыдущего года почти вдвое? А в результате, завод ежемесяч­ но недоплачивает в виде на­ логов в местный бюджет около 48 миллионов рублей. Общая же задолженность ГАЗа перед федеральным бюджетом дос­ тигает миллиарда рублей. Плюс завод задолжал тамож­ не около 12 миллионов долла­ ров и более 80 мигглионов рублей, но, по мнению пред­ ставителей Приволжского та­ моженного управления, итого­ вая сумма претензий может стать больше указанной как минимум вдвое. В целом же кредиторская задолженность предприятия с начала этого года увеличилась к 1 июля с 6,5 миллиарда рублей до 9,2 миллиарда. Так что вполне возможно, что вопрос р фи­ нансовом состоянии предпри­ ятия будет рассматриваться с учостием полномочного пред­ ставителя президента в При­ волжском округе Сергея Кири­ енко и сотрудников МНС и ФСНП России. Налоговики также намере­ ны особо пристально присмо­ треться к хитросплетениям разветвленной дилерской сис­ темы ГАЗа. В настоящее время его продукцию в 150 с лишним городах России распространя- ) -• хор, 1 )Щ,.,р ,свою очередь,! жоор-1 динирует сеть из 12 регио­ нальных дирекций по реализа- ции и маркетингу. Формально последние считаются С1рук1ур- ными подразделениями заво­ да, а на деле функционируют фактически-.'ПОЛНОСТЬЮ само­ стоятельно: И в налоговых ор­ ганах существует подозрение на сей счет. Как бы то ни бы­ ло, неэффективность подоб­ ной громоздкой системы оче­ видна, и недавнее банкротст­ во генерального дилера заво­ да ЗАО «Кода», продавшего крупную партию нижегород­ ских овтомоби-лей по ценам ниже их себестоимости, Я 1 ется тому подтверждением. Ув'ы, и в. к|)итической ситуа ции руководители ГАЗа по- прежнему избегают применять уже нокопленный отечествен- ятельствах, порожденных рой судорожными и не всегда последовательными рыночны­ ми реформами по-российски. Они предпочитают домогаться каких-то особых льгот и слаблений в высоких чинов­ ничьих кабинетах. Крупное же дело должно быть строго ор­ ганизовано,- ,!Фв. этом смысле у нашего государства есть путь к выздоров,Ьёнию терпящих бедствие . пр.едприятий авто­ прома. Онр, вправе передать принадлежащий ему пакет ак­ ций такому, собственнику, ко­ торый уже.-доказал свою спо­ собность эффективно и споль- 1а%,даа.З^.Й?,Л„гостдарствен- нои ко%|р,.„у.п|авлять л.роиз-. вода-5'ОМ,.1^;гвд^й автомо­ билист знает,'.что движение на холостом -ходу, конечно, воз­ можно. .Однако только под ук- Алексей МИНАКОВ. МЕСТО СОБЫТИЯ КРАСНОДАР: ЕСЛИ В РЕЧКЕ НЕТ ВОДЫ... Администрация Апшерон- ского района Краснодарско­ го края подписала с респуб­ ликой Кипр соглашение о по­ ставках на остров воды из здешней реки Серебрячки. Само название реки говорит об уникальных свойствах ее воды. Киприоты должны соз­ дать в Апшеронске филиал своей коммунальной фирмы, заменить кусок водопровода и 49 лет гнать к себе «сереб­ ряную» воду по самым низким расценкам. Светлана НАДТОЧИЙ. ЖЕЛЕЗНОГОРСК: СТРАХОВКА НЕ ПОДВЕЛА Всего 15 месяцев отведено - только что подписанным конт­ рактом между государствен­ ным предприятием «Космиче­ ская связь» и железногорским НПО «Прикладная механика» имени академика М.Ф, Ре- шетнева на строительство нового спутника «Экспресс- А», первый образец которого был потерян на Байконуре сителя «Протон». Новый «Экспресс» будет построен за счет средств, полученных ГП «Космическая связь» от страховых компаний за поте­ рянный первый спутник. Виталий ПЫРХ. КРАСНОЯРСК: дядя СЭМ НЕ ЛЮБИТ МУСОРА Американцы готовы вьще- лить Красноярскому краю 22 . миллиона долларов на .строи­ тельство завода по перера­ ботке бытовых отходов. Такой завод может быть построен в, течение двух-трех лет, что окажет существенное влияние на состояние окружающей Виталий СЕМЕНОВ. ЕКАТЕРИНБУРГ: ЧТОБЫ КЛЕШИ НЕ СПАДАЛИ Екатеринбургская город­ ская Дума решила увеличить количество и размер именных стипендий, выдаваемых чле­ нам экипажа подводной лод­ ки «Екатеринбург». Субмари­ на, названная в честь столи­ цы Урала, как и затонувший «Курск», входит в число под- .врдных,жрейсеррв Северного - .флот.а.^;.Ух^е четыре -,пс|цво! 0 ||и- .-•ка^т призванные-, наьнфяат,‘,-.из Екатеринбурга, получают по 250 рублей в месяц. Предло­ жено выделить для м<эряков уральцев десять стипендий по 500 рублей, Геннадий НИКОЛАЕВ. ---------------- ------------------------------------------------ 1 Т Р А Д И Ц И И [~ мясо ПО-КАЗАНСКИ В КАЗАНИ НАЛАДИЛИ ВЫПУСК МЯСОПРОДУКТОВ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ МУСУЛЬМАН Казанский мясокомбинат начал выпуск новой продук­ ции под названием «Халял ит ризыклары», что означает «дозволенные мясные проду­ кты», то есть продукты, кото­ рые не воспрещается упот­ реблять в пищу Кораном. Это - фасованные куски мя­ са, фарш, колбасные изделия, пельмени. Товар пользуется спросом и реализуется в четы­ рех фирменных магазинах комбината и мясных отделах других супермаркётов. И сто­ ит всего на один-два рубля дороже, чем обычные мясо­ продукты комбината. Раньше, год-два назад, «мусульманское мясо» горо­ жане могли купить разве что по большим мусульманским праздникам в магазинах при мечетях, да и то не всегда. Те­ перь с этим у правоверных нет никаких проблем: местный мясокомбинат весьма кстати отреагировал на спрос. Что­ бы всегда были в продаже «Халял ИТ ризыклары», здесь с молитвой, соблюдением всех требований мусульманского обряда убоя животного заби­ вают в иные дни до десяти и более коров. Понятно, нака­ нуне Курбан-байрама (празд­ ник жертвоприношения) и дру­ гих мусульманских праздников это количество увеличивается. Впрочем, в татарских де­ ревнях всегда умели резать скот с соблюдением давних исламских традиций, и «му­ сульманское мясо» (или «халял ит») там никогда не было де­ фицитом. Теперь оно не явля­ ется экзотикой и для горожан - доступно'по цене и отменно по качеству. Известно, что правовер­ ным мусульманам употреблять в пищу, свинину нельзя, хотя нет никакого запрета на, ска­ жем,, баранину, говядину, ко­ нину,:. Однако для людей, строго соблюдающих религи­ озные обряды, важно, чтобы тот ■же баран был забит по всем канонам ислама. Как по­ яснил имам-хатыб казанской мечети «Аль-Марджани» Габ- дулхак Хазрат Саматов, об­ ряд убоя животного должен совершаться в светлое время дня. Животное следует акку- 'ратно (и даже бережно) поло­ жить на левый бок головой на восток, в сторону Каабы - му­ сульманской святыни в Мекке. Собственно процедура со­ стоит в том, что животному острым ножом перерезают шейные артерии, пищевод и дыхательные пути, причем че­ ловек, совершающий данный обряд, должен находиться в здравом уме, т. е. быть дее­ способным. А еще, перед тем как приступить к делу, он дол­ жен прочитать молитву. Считается, что при таком способе убоя животное не ус­ певает испугаться, не испыты­ вает стресса и в его кровь не поступает адреналин, как это бывает, когда его оггтошают электротоком на скотобойнях. А значит, мясо забитого по ис­ ламским традициям бычка ос­ тается нежным и вкусным, не содержит поступивших в кровь животного вредных для орга­ низма человека веществ. Ильдар ЗАКИРОВ. КАЗАНЬ. Последователи ислама разговляются после Рамадана «мусульманским мясом». конкурс: ПЕРЛЫшки------ ■СИНДРОМ ГЕРОСТРАТА I ■ Общественность России вновь в поисках винов^^ьIx. Не дает покоя вопрос: кто поджог Ос- I тонкинрку^$дан)р,^,]>|даев,па'ёй'бмё'ётской группь(,«^сед 1 йские регионы»-Олег-МОРОЗ не зно-^ | ет но него от^^то^ то - это не дело^^ук президентеГ'Ррссии:”-, - , -п , I «Тем, кому хочется обвинить в этом Влодимира Путина, я напомню, что, когда монтирово- | лось Останкинская башня, Путину было 15 лет». I Р.5. Мы тоже не знаем, почему случился пожар на башне, но хотим напомнить уважаемо I му депутату, что, когда строился храм Артемиды - одно из семи чудес света - Геростратвооб- I ще еще не родился. | ДИАГНОЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ РУШИТСЯ ЯДЕРНЫЙ ОБЪЕКТ в поселке Шилово под Во­ ронежем десять лет подпи­ рает небеса овальный купол заброшенного ядерного объ­ екта - Воронежской атомной станции теплоснабжения (ВАСТ). С чем мы встретили первый странный юбилей и что хотели здесь воздвиг- Миллионный город хрони­ чески страдает от недостатка тепло, радость новоселов но­ вых современных многоэта­ жек улетучивается мгновенно, когда они обнаруживают, что и в очередном доме отсутст­ вует горячая вода. Город, с содроганием ждет очередную зиму. Проблему кардинально должна было решить ВАСТ, но ее строительство затрати­ ли миллиарды рублей, созда­ ли коллектив в полторы тыся­ чи человек, проложили мощ­ ный трубопровод к городским кварталом и... после восьми лет строительства все забро­ сили. Уже смонтированное оборудование начали роз- укомлектовывоть и распрода­ вать, трубопровод варварски резали автогеном и по час­ тям неведомо куда увозили, попросту разворовывали. Это произошло но фоне чернобыльской трагедии в результате проведенного «демократической . общест­ венностью» референдума, ко­ торый не только замысловато поставил вопрос - вы за ре­ конструкцию и строительство новых котельных или за стро­ ительство ядерного объекта? - население, естественно, золось лукавым - котельные остались прежними, лишь еще более устарели. Громад­ ный объект давно обжит во­ ронами и прочими пернаты­ ми, но нем десять лет непо­ нятно НОД чем «трудятся» 250 человек, в том числе 67 высо­ коквалифицированных ядер­ щиков, которые продолжают заниматься консервацией, де­ монтажем, и но содержание людей, на весь лишен­ ный здравого смысла про­ цесс ежегодно тратится свы­ ше 50 миллионов рублей. Ученые-ядерщики и практики давно доказали надежность и безопасность ВАСТ, острую необходимость завершения ее сооружения. Пуск станции теплоснабжения не только обеспечил бы Воронеж зна­ чительно более дешевым и в полном достатке теплом, й'о и позволил бы сократить рас­ ход газа, других видов топли­ ва до 800 тысяч тонн в год, уменьшить расход питьевой воды но 12 тыс. кубометров в сутки, которой сейчас остро не хватает, о также 200-300 мегаватт дорогостоящей электроэнергии в зимний пе- Проблемо утонула в бес­ конечной говорильне, в ожес­ точенном противостоянии сторонников строительства и не приемлющих его, в беско­ нечных экспертизах. Одно время активно брался дове­ сти дело до ума Минатом РФ, но ныне, похоже, и он махнул рукой но типичную для российской экономики неразбериху. ВАСТ давно превратилась в абсурдное решето потерянных бюджет­ ных средств, огромнейших сумм - безвозвратно. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. СУД ДА ДЕЛО С ПОЛИЦЕЙСКИМИ им НЕ ПО ПУТИ Жильцы дома ,№15 по улице Свободы подали в суд на соседей - налоговую по­ лицию. Мотив - постоянное нарушение спокойствия квартиросъемщиков. Обита­ телям сомой большой в горо­ де пятиэтажки мешает и ав­ тостоянка организации, и ис-' пользование ею вредных для здоровья передатчиков. По­ лиция обвиняется также в том, что ее действия создают угрозу террористических ак­ тов в Доме. После более чем месячного судебного произ­ водство жалоба признано необоснованной. Николай ПЕТРОВ. РЫБИНСК. В ЕНИСЕЕ СТАЛО МЕНЬШЕ ПЛУТОНИЯ Радиоэкологическое со­ стояние сомой многоводной в России реки - Енисея улуч­ шилось. К такому выводу^ пришла международная на~ учная экспедиция, обследо­ вавшая речной участок от Железногорска, где распо­ ложен Красноярский ГХК с его атомными реакторами, до усть^^/^горы. Их вывод единодушен: после Остановки в начале девяностых годов на. Кра,с- ноярском ГХК двух атомных реакторов из трех, нара­ батывающих оружейный плутоний, река стола чище и безопаснее, и для чеяо- Виталий ОРЛОВ. ЖЕЛЕЗНОГОРСК. ДНЕМ С ОГНЕМ Первые две недели сен­ тября все автомобили в Оренбурге будут ездить с включенными форами. Это делается для предупрежде­ ния многих школьников. Включенные форы автомо­ билей должны напоминать юным пешеходам о движе­ нии транспорта. Егор ТИТОВ. ОРЕНБУРГ. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК ВАМПОКРЕПЧЕ ИЛИРАЗБАВИТЬ? ЭКОНОМИКА НАМ ОПЯТЬ ПРЕПОДНОСИТ СЮРПРИЗ: ЦЕНА НА БЕНЗИН РАСТЕТ, А ЕГО КАЧЕСТВО ПАДАЕТ Цены на бензин поползли вверх. Продавцы ссылаются на международ­ ную конъюнктуру. Хотя эти ссылки от- ются на проверенных точках, имея при «облить» но литр-полтора. Бывает и по- себе еще и бензиномер. больше. Это и называется «бизнес по- Москва в данном случае не показа- русски». В прошлом году, в период тель.,‘ Здесь рынок насыщен, конкурён- очередного всплеска цен но топливо, ция высока. Поэтому и желание продав- бензоколонка на 70-м километре Киев- цов горючего слбвчить нередко ограни^ ского шоссе держала' цену за литр но и, мягко говоря, невежливое обслужи- ...Мужики: ехали на охоту. Где-то в районе со%гр километра Киевского шоссе заправили «Москвич» на придо­ рожной бензоколонке, и остановились на ночлег в'Хлестной деревне. Назав­ тра, вдоволь надь 1 шавшись зимним мо­ розным возДухЬм и истратив последние силы в погонё за, наверное, последним в здешних людных местах зайцем, к обеду решили тронуться в обратный путь. Но еще накануне вполне здоро­ вый и резво меривший километры авто­ мобиль был,:, а.бсолютно мертвым: как потом выяснилось, но пятнадцатигра­ дусном морозе.,8 карбюраторе и бен­ зопроводах: замерзло(!) топливо, куп­ ленное на той самой заправке. Если быть точным, ЭТО-было вовсе и не топ­ ливо, а смесь воды с. соляркой, прода­ вавшееся под . видом 92-го бензина. .Машину удалось сдвинуть с места толь­ ко через сутки/ прогрев ее под толстым тентом и потратив на это чуть ли не все человеческое т-епло гбре-охотников и весь запал ненависти к бензиновым мо­ шенникам. Те, кто узнал об этом случае, стара­ лись объезжать-злополучную заправку, таким единственно доступным им спо­ собом давая отпор жуликам. Но и пос­ ле этого нет-нет да попадался несчаст­ ный водитель, ехавший после посеще­ ния этой бензоколонки прямо в авто­ сервис. Мировые производители авто­ мобилей активно разрабатывают мо- шийы, «питающиеся» водородом, кисло­ родом или даже водой. Но попытки оте­ чественных продавцов топлива внести свою лепту в. эти исследования приво­ дят только к.запоротым двигателям, от­ равленной атмосфере и потраченным нервам. Многие, наверное, могут рассказать подобные истории. В большинстве слу­ чаев недобросовестные продавцы лже- бензина остаются безнаказанными, продолжая нещадно обманывать авто-, мобилистов. Кто поопытнее заправля- Доходное место - работа для настоящих мужчин. чено опасностью отвадить клиента. Но и в Москве, где контроль имеется, по признанию мэра Лужкова, качество бензина далеко от нормального, Что же остается ожидать от бензиновых ко­ ролей и князьков за окружной москов­ ской дорогой? Если уж бензин более или менее приличный, вое обязательно норовят 50-80 копеек ниже среднерыночной. Очереди сюда выстраивались неме­ реные. Но разгадку этого нехитрого маркетинга внимательные й грамотные водители находили, сразу после выезда с заправки: но каждые 10 литров им не- шпл ^ии >1 доливали три-четыре. Самые настойчи- большей части привыкши разбавлять вые возвращались и имели вполне ин- ддд теллигентный разговор с владельцем - лицом нерусской национальности. Мол, нет базара, шкало сбилась, щас доль­ ем. Более выдержанные после этого воообще прекращали заправляться в области или ехали на бензоколонки из­ вестных нефтедобывающих фирм. Но, оказывается, и это не панацея. Напри­ мер, бензоколонка «ЛУКОЙЛ» на Бо­ ровском шоссе («приток» Киевского шоссе) в районе Внуково недодает сво­ им клиентам по одному-два литра на каждые десять. И это при том, что здесь стоит импортное электронное оборудо­ вание, считающее даже миллилитры. Но ведь электронику настраивают лю­ ди... Здесь, если вы потребуете компен­ сацию или измерения объема отпускае­ мого топлива вручную, могут и послать. Неудивительно, если доже в Америке на бензоколонках, гордо носящих тор­ говый знак этой уважаемой фирмы, в топливе обнаруживают воду. Говорят, не «обливают» и не обсчи­ тывают на московских бензоколонках английско-американской «Бритиш Пет­ ролеум». Им это даже не приходит в их западные головы. Но специалисты од­ ного из московских автосервисов, об­ служивающих иномарки, утверждают, что перебрали уже не один двигатель, питавшийся исключительно*95-м бензи­ ном с «Бритиш Петролеум». Менед­ жмент-то западный, а бензин россий­ ский. Даже при самом жестком контро­ ле качество за всем не уследишь. Нес­ лучайно московские власти, почувство- < вав остроту проблемы, решили ужесто- 0 чить бензиновые проверки. С водкой 5 стало лучше, пришел черед топлива. Щ Что же остается? Быть внимательнее, 5 не обольщаться, когда счетчик бензоза- 1 правки отмеривает жидкость, поступаю- о щую в бак автомобиля, буквально до Ь КОПЛИ. Держать исправным показатель о уровня топлива своего авто, не ездить. о к тем продавцом, чей бензин зоставля-Ч .. ® ет клапана двигателя жалобно звенеть ,7 при каждом нажатии на педаль газа. Не стесняться потребовать то, за что вы платите свои кровные..Иначе вы ри­ скуете не доехать до дома и застрять где-то вдали от цивилизации. Приэтом, конечно, не стоит терять чувство юмора и радоваться, что в но- ...... кроях не водятся^с '' Михаил МАКСИМОВ. 5 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА 1Е10В0М ч ш ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz