Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

2 сентября 2000 г., № 175 (21303) ШИПБЦКАЯ г а з е т а П Р Е Д И С Л О В И Й Ш п у с й тин 111ИНШШШШ]^^ СЕ МЫ РАБОТАЕМ МАМАМИ И ПАПАМИ... _ _ Вы, дорогие читатели «Домостроя», привы- _ _ кли к тому, что на этой страничке разговор идет _ _ обо всем на свете. Как солить огурцы, как шить _ _ и вязать, как ремонтировать кровлю и чем пот- _ _ чевать гостей. Но сегодня все эти заботы ото- _ _ двинулись в тень. Даже огороды, где созрел уро- _ _ жай. Даже ремонт засорившейся раковины, что, _ _ в принципе, не терпит промедления. В первые _ дни сентября мы все, прежде всего, мамы и _ папы. Чьи дети —семилетки или почти ^ е взрос­ лые старшеклассники, которым совсем скоро придется решать, кем быть, — сели за парты. _ Суета, связанная с закупкой тетрадей, контур­ ных карт, многоцветных ручек, ластиков и фло­ мастеров, спала, изрядно опустошив наши и без того не разбухавшие от банкнот кошельки. Впро­ чем, на своих чадах мы не экономим, лишь бы учились хорошо, росли умными, честными и до­ брыми, а главное — были здоровы. Вот о здоровье детей мы и хотим с вами по­ говорить. Тройку и даже двойку по геометрии или истории можно исправить. Ну, в крайнем слу­ чае, подтянув пояс, найти репетитора либо, по­ жертвовав очередной серией «мыльной оперы», сесть рядом со своим незадачливым троечни­ ком и растолковать про теорему Пифагора и войну Рима с Карфагеном. А вот что касается здоровья... Упущенное тут наверстать труднее. Будем смотреть правде в глаза: нынче и учи­ теля, и врачи, и государственные мужи призна­ ют, что учеба слишком часто не столько разви­ вает интеллект, сколько подаывает здоровье ре­ бенка. На него обрушивают лавину информации, которая не понадобится ему никогда, его время загружают нелепыми, чисто механическими до­ машними заданиями, у него не остается и часа, чтобы подышать свежим воздухом, полистать интересную книжку для души, заняться спортом. Пока ученые дяди и тети придумывают, как это исправить, изобретают нередко сомнительные рецепты вроде "срочного”перевода школ на двенадцатилетнее обучение, наши мальчишки и _ девчонки зарабатывают сколиозы, гастриты, ка- риесы, анемии, неврозы. Статистика пугающая: _ где-то лишь 10 процентов выпускников покида- — ют школу здоровыми. — Короче — нам, мамам, папам, бабушкам и — дедушкам, ждать милости от Минобраза или - областного Департамента образования недосуг. — Спасать детей надо самим и не медля. Как? Есть р ли у нас для этого возможности, знания, нако­ нец, просто соответствующий тревожной ситуа­ ции настрой? Нам хочется, чтобы публикации сегодняшне­ го выпуска помогли найти практические ответы П на эти вопросы. А если что-то из них окажется _ за рамками диалога, давайте его продолжим. — Спрашивайте — мы переадресуем, ваши письма — знающим и заслуживающим доверия людям, они — :скажут свое слово в очередных страничках «До- — мостроя». А если у кого-то из вас есть собствен- — ный опыт, д^ниашние рецепты, как оградить де- — тей от вредного для здоровья воздействия, —тоже напишите, поделитесь с другими родителями, посоветуйте им, что да как нужно делать. Пусть «Домострой» будет заочным родительским уни­ верситетом. И -I I I I I Ц-1-И .1 РОЛПТЕЛЯМ ПЛ ^ЛМI:1КУ ПЕРВЫЙРАЗ- в ПЕРВЫЙ КЛАС Ваш ребенок впервые сел за парту. Ему предстоит найти свое место в коллективе, научиться систематически работать. А ваша задача — помочь ему в Период адаптации к школе пройдет у ребенка успешнее и легче, если вы с первых дней поддержите требования шко- Пусть первоклассник усво­ ит: опаздывая на урок, он про­ являет неуважение к учителю и своим товарищам. А его сво­ евременный приход в школу зависит пока только от вас. И надо организовать режим ре­ бенка так,чтобы он вовремя, то есть не позднее 21 часа, ло­ жился слать, вовремя вставал, а сборы в школу проходили без йтешки и нер^^й^'^|I6ты‘.« Многим первоклассникам м.ешает в учебе то, что они не привыкли внимательно вслу­ шиваться в речь взрослого и быстро выполнять его прось­ бу. Будьте в этом отношении настойчивыми! Приучайте ре­ бенка слушать и слышать, смотреть и видеть, доводить свою работу до конца. Некоторые родители, же­ лая, чтобы ребенок лучше ус­ певал, начинают по собствен­ ному усмотрению увеличивать объем текста для письма, за­ ставляют его решать вдвое больше примеров, чем зада­ но. Этого делать нельзя: до­ полнительная работа сокраща­ ет время отдыха, первоклас­ сник будет уставать и может потерять интерес к учению. Не надо заставлять ребен­ ка по многу раз переписывать одно и то же, ругать его за ка­ ракули. Гораздо правильнее из двадцати написанных им букв найти хотя бы одну хорошую или всего Лишь удачную часть буквы и похвалить. Пусть у него возникнет желание писать только так! А оно обязательно возникнет, если родители про­ явят терпение и доброжела­ тельность. Не только в этой ситуации, но и вообще никогда не надо говорить с ребенком в раздра­ женном тоне, внушать ему, что он ленивый, неумелый. Умелость его, кстати, тоже зависит от вас. Необходимо учить ребенка ориентировать­ ся на листе бумаги, выполнять мелкие и точные движения, штриховать; пусть он рисует, лепит, вырезает — и его паль­ цы станут увереннее, свобод­ нее обращаться с ручкой при письме. Правильно писать по­ могут общая физическая тре­ нировка и трудовые навыки. Ребенок хотя и мал, но уже должен многое уметь: содержать в порядке собственные вещи и учебные принадлежности, участвовать в уборке комнаты, мытье посу­ ды, почистить картошку, при­ шить себе пуговицу... Дети, за которых дОма все делают взрослые, бывают совершен­ но беспомощны в школе: не могут самостоятельно раз­ деться и одеться на уроке физ­ культуры или во время меди­ цинского осмотра, путают свою и чужую одежду и обувь, теря­ ют книги, тетради и даже портфели. Если вы хотите воспитать своего ребенка инициативным и самостоятельным, не делай­ те за него то, что он может и должен сделать сам! п I I I I I I I М I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I г 1 Ведущая рубрики —Галина КАИДАШКО (МГОШТА11Р0|ЕРИ1№1! Вы заметили, что на наших улицах все реже встре- ' чаются беременные? Все реж е — эти отрешенные, ,г спокойно сосредоточенные, с удивительными глаза- ми женщины. Если так, то, выходит, жизнь разлади ­ лась. Как ж е ее удержать и всерьез поправить? Что : должно стать основой антикризисных, антикатастроф- ; > А пока любовь общес­ тва к детям носит декла- ративный характер. Ни один государственный де- -; ятель, никто из политиков или экономистов не при- ' , знается, что не любит де- тей. И врач, и учитель, и директор фабрики детс- , ких игручпек, и начальник ' ЖЭКа —любят! Но какой- ' , то странной, никак не об­ наруживаемой любовью. ' ' Государственные деятели, г политики и экономисты не стыдятся предлагать ре- / шения, которые букваль- / ' но раздевают и разувают , ' детей. 'Руководители хо- зяйств предпочитают не знать законов, которые за- , ' щищают здоровье буду- ; ' , щих матерей. Начальники ' к ЖЭКов позволяют своим / ; ; сотрудникам ГЛуМЙТЬСЯ , ' над матерями, выираши- ^ вающими справки на льго- ' ,. ты и пособия... - А любовь предполага- , ет прежде всего ответ­ ственность. И чувство ' любви, когда речь идет о 1 государственных или об- ' " щественных институтах, вполне материально. Чув­ ство это имеет вид игру­ шек, лекарств, конфет, I ' букварей, велосипедов... ‘ Чувство это — вот ведь ! ; проза жизни! — является 1^; в образе бутылок с кефи­ ром, пеленок, пинеток, колго­ ток, колясок. Еще закалялась сталь и не бастовали шахте­ ры, а слова «беженец» и «блокада» дети уже не из учебников узнавали. Еще было у мате­ рей грудное молоко, но -. уже поти- ■ , Xо н ь к у ' ■ ' исчезали 3- матери­ альные знаки общественного внима­ ния к детям. Нет, конечно, не огромные задачи переустройства общес­ тва заслонили от нас наших детей. Умной, искренней за­ боты о себе дети не знали и в те времена, когда наша жизнь была спокойнее... Мы видели в них «подрастающую смену» — некое наше подо­ бие, которое вроде быне нуж­ далось в талантливых воспи­ тателях, в свободе развития, в уважительном к себе отно­ шении. Завтра... Чуть поз­ же... Потом... Наверно, таки образовался этот ненормаль­ ный, стойкий неинтерес к жизни детей. Ведь кто они, наши государственные деяте­ ли, политики, экономисты? На чьих фабриках шьются для наших дочек безобразные, а теперь еще и немыслимо до­ рогие платья? Кто запустил в серию вредные для здо­ ровья игрушки? Откуда ро­ дом все взрослые бюрократы, разгильдяи, дельцы, спеку­ лирующие на сегодняшних бедах? Все — из детства. Те, кто вырос в ожидании, когда, наконец, наступит счастливое «завтра». И что, оно наступи- «Счастливое детство», которое сулилось многим поколениям, так и не осу- „ ществилось. И, неосущес­ твленное, оно не дало взрослым необходимого опыта любви, ответствен­ ности, компетентности, не насторожило, не предос­ терегло: во время беды прежде всего следует обеспечить безопасность детей! Но, может быть, де­ тям довольно родительской любви, она их бережет и за­ щитит? Только в том случае, может быть, если у нас доста­ нет сил не срывать на них свое раздражение, не пугать рас­ терянностью. Как страдает ребенок, если плачет мать. как замирает его бедная душа при виде разъ­ яренного отца! И как ус­ покаивается, оживает, слушает, слышит и со­ глашается с родитель­ скими доводами, когда нет в них разногласия с тем, что известно ребен­ ку от рождения. А что ему известно? Да разное. Например, что одиночес­ тво—труднопереносимое состояние. Что доброму человеку нужно верить, а злого бояться. Что в тем­ ноте тоже страшно. Что жить лучше, чем не жить, —независимо от того, ка­ кое на дворе время. И что, ребенок не прав? Прав, конечно. Кому придет в голову по­ желать, чтобы дочка ро­ дилась не тогда, когда родилась, а завтра, чуть позже, потом, когда мно­ гое изменится и исправит­ ся? В любви к детям — наше превосходство над удручающими обстоя­ тельствами, наша способ­ ность сохранить семей- ный, домашний порядок посреди хаоса, наша сво- Л бода от навязываемых Щ страстей... ^ Но вот вопрос:, долго ли так продержимся — / . каждый наедине со свои- ' - ми сыновьями и дочками, за все про все перед ними ' ответчик в очередной на- ' - дежде, что завтра, чуть позже, потом умная-ра- зумная власть догадается ' ! выразить свое отношение к жизни через отношение к нашим детям? ^ За последнее десятиле-^ России заметно ухудшила состояние здоровья дето 1 подростков: значительно увеличилась распространенность функциональных отклоне, хронических заболеват ниже стали показатели физического развития. Подобные негативные явления характеризуют состояние здоровья и детского населения и в Липецкой области. НЕВОЗ Общая заболеваемость детей от о до 14 лет в про­ шлом году возросла на 21,3% по сравнению со сред­ ним уровнем за последние 5 лет, а среди подростков 16-17 лет рост составил 34%. Рост заболеваемости отмечается ПО всем классам болезней, причем первые три ранговые мегт .шппмаюг боле.ши ор­ ганов чыхаппя. нервпоп сис­ темы, .цн-анов птш'варення. :?.! 1 ! 0 (ме 1 ние 11 Я'|'ь , 1 ет в П0 110р<1 р.1Ы \ Ве.'1ИЧ11.'10С>, число дете 11 и в , 1 ва ра .«1 — подростков с функциональ­ ными отклонениями в состо­ янии здоровья. На 60 процентов вырос уровень распространенности болезней системы кровообра­ щения среди детей (в 2 раза — среди подростков), на 42 процента — болезней кост­ но-мышечной системы, на 29 процентов —болезней моче­ половой системы, на 25 про­ центов — болезней органов пищеварения. Отмечается значительный рост инфек­ ционной и паразитарной за­ болеваемости. Среди подростков отме­ чается рост заболеваемости эндокринной системы — на 55 процентов, мочеполовой системы — на 42 процента, распространенности психи­ ческих расстройств — на 46 процентов. В прошлом году при профилактических осмотрах школьников выявлено в пол­ тора раза больше детей со сколиозом (искривление поз­ воночника) и нарушением осанки, чем три года назад. Особую тревогу вызыва­ ет тот факт, что здоровье школьников за период обу­ чения из года в год ухудша­ ется, и к концу обучения в школе остается лишь 10 про­ центов здоровых щтей,^ За время обучения в ййсо- ле число детей с близору­ костью возрастает в пять раз, с болезнями нервной системы — в два раза, с на­ рушениями опорно-двига­ тельного аппарата — в пол­ тора раза. • Особенно неблагоприят­ ная ситуация складывается в школах нового типа: более половины учащихся гимна­ зий, лицеев имеют хроничес­ кие заболевания. Боюсь, что утомила чита­ телей цифрами, и тем не ме­ нее считаю, что эта инфор­ мация должна быть общеиз­ вестна. Теперь —о причинах та­ кого положения. Здоровье детей и подрос­ тков формируется под влия­ нием комплекса социально- экономических, экологичес­ ких факторов, условий и об­ раза жизни. Определенную роль играют наследственные факторы, уровень и качест­ во медицинского обслужива­ ния. Но в значительной мере шлом учебном году замеров была ниже санитарных норм. Наиболее неблагопо­ лучная ситуация по состоя­ нию искусственной освещен­ ности классов складывается в городе Липецке, Краснин- ском, Лебедянском, Станов- лянском, Грязинском рай- В течение многих лет учебные заведения неудов­ летворительно обеспечива­ ются мебелью. В последние два года школы стали при­ обретать ее, но это не умень­ шило остроту проблемы. Мебель не соответствует воз­ растным особенностям де­ тей. Отсюда рост сколиозов и нарушение осанки. Важным фактором, повы­ шающим сопротивляемость организма детей, .обеспечи­ вающим гармоничное физи­ ческое развитие, является полноценное питание. Но ведь наши дети недостаточ­ но потребляют такие необхо­ димые продукты, как рыба, мясо, овощи, фрукты, соки. Они недополучают белки, ви­ тамины, минеральные ве­ щества, микроэлементы. По-прежнему; как и в про­ шлые годы, остро стоит во­ прос организации горцчего питания в школах области. Существенное значение в формировании здоровья школьников имеет характер организации учебного про- • цесса. В последние годы ре­ формы и эксперименты, уве­ личивающийся поток инфор­ мации привели к росту на­ грузки на детей. Особенно учебные перегрузки отмеча­ ются в школах нового типа, гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предметов, а также в стар­ ших классах. За счет боль­ ших объемов домашних за- .даний:^ занятий у репетито- ров" и йа подготовительн'й^Р'^ курсах «рабочий день» школьника йродолжается 10-16 часов в сутки в ущерб ночному сну и двигательной активности. Результатом ин­ тенсификации учебного про­ цесса является выраженное утомление к концу дня и не­ дели у половины учащихся, у 60 процентов изменяется кровяное давление, у многих отмечаются неврозоподоб­ ные реакции. В нашей области ведется совместная работа госсан­ эпидслужбы с органами уп­ равления образованием по нормализации учебной на­ грузки. Многие вопросы уже решены, но проблемы еще остаются. Отличительной чертой современного обучения де­ тей стала компьютеризация школ. Но беда в том, что большинство кабинетов ин­ форматики оснащено уста­ ревшими моделями компь­ ютеров, являющимися ис­ точниками повышенного электромагнитного излуче- ' ния. Чтобы предотвратить его вредное влияние на здо­ ровье учащихся, санитар­ ная служба была вынужде­ на закрыть более половины существующих компьютер­ ных классов. Особо хочу подчеркнуть, что создание благоприятных условий обучения и воспи­ тания, осуществление меро­ приятий по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей во многом зависят от уров­ ня знаний в этой области ру­ ководителей и педагогичес­ ких работников образова­ тельных учреждений. С 1 января 2000 г. вве­ ден в действие законода­ тельный документ — сани­ тарные правила «Гигиени­ ческие требования к усло- . ВИЯМ обучения школьников в различных видах совре­ менных общеобразователь­ ных учреждений», которым определены требования к устройству и содержанию зданий и помещений обра­ зовательных учреждений, организации учебно-воспи­ тательного процесса, орга­ низации питания и меди­ цинского обслуживания уча­ щихся. Руководители Образова­ тельных учреждений долж­ ны были тщательно изучить читот'документ и принять к исполнению. В первые же дни наступившего учебного года специалистами нашей службы будет проведена ат­ тестация директоров школ и их заместителей на знание Ирина СЕМУШИНА, заведующая отделением гигиены детей и подростков Центра госсанэпиднадзора в Липецкой области. влиянием условий обучения и воспитания в образователь­ ных учреждениях, неблаго­ приятных факторов внут- ришкольной среды. К тако- - - - %СЯ, и.-.'.--- <'4 вым относится, во-первых, - 1 участвует кисть, ,=/> пепеуплотненность классов -■! -^\стдши 111111.1.1Ш - что СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ЭГОЦЕНТРИЗМА _ ЕСЛИ ОН играет, согласовывать с - : г ^ нером, у него не „„ть ч^ие желания и мнения __ - кем-то свои э^Гможет способствовать разви- ."Г эГо^еГри 'ТГв^дальней затруднять общение со КОГДА СТАНОВИТСЯ АКТИВНЕЕ РЕЧЬ - врачи УДтанов|^и, что реч^ двигают- р и школы в целом, приводя­ щая к ухудшению состояния воздушной среды, микро­ климата. блема с приобретением необ­ ходимого количества элек­ троламп и своевременной за­ меной перегоревших. Так, “ ■ результатам замеров изведенных в школах в про- В мозг, ■■■ I ? ПОЧШ д н и ОСОБЕННО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ | ; а . _ п Д до 90% так называемого^ Сказывается недостаточ- _ ^ В ^Р'^троцит^ Д А Р устойчив к температур-1- «ие освещение рабочих мест И ? фертильного ^моглобина^^Ш^ме^^^ ^рослого, и легче со- - учащихся. Во многих шко- «ь'М воздев углерода. Именно поэтому курение бер V ' единяется с углерода^ зесь . ведет к кислородному голодани^^^ гемоглобина| После рождения количество ^ эритроцитах | гопч, ргп содержание в эритроцитах| - - г ____________ У^^^нкаТоставляет^^^ уровня искусственной осве- г?вительность грудных детей к табачному дыму. | щенности, третья часть п р о - __ ^ ^ "с Г П ^ М 111111111 IIIг ит] 1И114- Н ”1 а родительском собрании в одной из школ предложили присутствующим заполнить небольшую анкету: Курят ли в вашем доме в присутствии детей? —Курите ли вы сами? —В доступном ли для ребенка месте находятся в доме сигареты, зажигалки, пепельницы? Большинство родителей ответили утвердительно. А вот на вопрос: «Будет ли курить ваш сын или дочь, когда вырастет?» — почти все родители без колебаний ответили: «Нет!» И лишь немногие: «Не знаю. Может быть». Когда же психологи познакомили участников оп­ роса с данными статистики, свидетельствующей, что 80 процентов злостных курильщиков вырастает в семьях, где курят один или оба родителя, многие впервые призадумались... Начиная жить самостоятельно, молодые супруги, и их большинство, расценивают наличие сигарет, за­ жигалок, пепельниц как один из атрибутов уюта. И не так уж хочется курить, как не хочется отставать от моды. Но вот в такой семье появляется ребенок. Ученые заметили, что с первых недель жизни малыш, при­ выкая к табачному дыму, начинает воспринимать его как сигнал о том, что родители находятся где-то ря­ дом. А это ему, конечно, приятно... Со временем яркие коробки из-под сигарет, зажи­ галки, пепельницы становятся его игрушками. Проходит еще немного времени, и маленький хит- рец, уловив настроение родителей, занятых поиска­ ми «чего бы покурить», сам предлагает сбегать за сигаретами. Получив от папы за услугу на мороже­ ное или шоколад, он рассказывает о своем поступке сверстникам. Их вывод: сигарета в доме — вещь по­ лезная... Таким образом, к 10-12 годам у ребенка склады­ вается положительная оценка курения. И он пробует закурить сам. Как дальше развиваются события? Если родители даже пытаются убеждать сына или дочь в том, что курить нехорошо, —они им не верят, пото­ му что родители курят сами. Угрозы тоже мало дей­ ствуют — подросток курит тайно и мечтает скорее вырваться из-под опеки взрослых, стать независимым, тогда сигареты и спички ни от кого не надо будет прятать. Круг замыкается. И снова курение при детях, и опять неизвестно откуда пришедшая убежденность: уж мой-то сын курить не будет! Ребенок, выросший в семье курильщиков, обыч­ но не прислушивается к доводам взрослых о вреде курения — ведь его собственные родители курят, и он не замечает ущерба, причиненного табаком их здо­ ровью. Пример родителей для него более у5едите.пен, чем любая прочитанная или услышанная информа- Поэтому начните с себя, бросьте курить или, в крайнем случае, перестаньте делать это в присутст­ вии ребенка. Следует также знать, что ребенок не обладает тем ощущением временной перспективы, какое доступно взрослому человеку. Поэтому рассказывать детям о вреде курения следует с учетом их возрастных осо­ бенностей. Например, объясните' сыну или дочери, что, начав курить для того, чтобы казаться старше, они на самом деле выглядят беспомощнее и слабее из-за угнетающего действия табачного дыма на мо­ лодой, неокрепший организм. Разъясните, что, кроме никотина, табачный дым содержит целый ряд вредных компонентов. Чем боль­ ше подросток курит, тем больше образуется в крови карбоксигемоглобина, а значит, увеличивается кис­ лородное голодание организма. А для ребенка оноосо­ бенно опасно, гак как тормозит физическое и умствен­ ное развитие, снижает память, внимание, ему труд­ нее становится учиться. Курящему подростку никогда не стать настоящим спортсменом. Старайтесь как можно дольше удержать детей от курения. По мнению ученых, человек, закуривший после 20 лет, не становится злостным курильщиком, и отказаться от сигареты ему легче, чем тем, кто курил в детстве; Однажды этим выводом воспользовались врачи из Германии. Учащимся 4-х и 5-х классов предлагалось пообещать, что они не начнут курить вплоть до окон­ чания Школы, то есть обещание связывало ребенка не на всю жизнь, а лишь на время,* и дать его было просто. Метод принес неплохие результаты: если не все, то очень многие ребята-действительно в школь­ ные годы не закурили. Конечно, добившись от ребенка обещания, надо контролировать его выполнение, искать убедительные доводы, которые заставили бы его стойко держать свое слово. Взывайте к его самолюбию, к стремлению укрепить силу воли, доказать своюсамостоятельность. Виктория АЛЕКСАНДРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz