Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
2 сентября 2000 г., № 175 (21303) ШИПБЦКАЯ г а з е т а П Р Е Д И С Л О В И Й Ш п у с й тин 111ИНШШШШ]^^ СЕ МЫ РАБОТАЕМ МАМАМИ И ПАПАМИ... _ _ Вы, дорогие читатели «Домостроя», привы- _ _ кли к тому, что на этой страничке разговор идет _ _ обо всем на свете. Как солить огурцы, как шить _ _ и вязать, как ремонтировать кровлю и чем пот- _ _ чевать гостей. Но сегодня все эти заботы ото- _ _ двинулись в тень. Даже огороды, где созрел уро- _ _ жай. Даже ремонт засорившейся раковины, что, _ _ в принципе, не терпит промедления. В первые _ дни сентября мы все, прежде всего, мамы и _ папы. Чьи дети —семилетки или почти ^ е взрос лые старшеклассники, которым совсем скоро придется решать, кем быть, — сели за парты. _ Суета, связанная с закупкой тетрадей, контур ных карт, многоцветных ручек, ластиков и фло мастеров, спала, изрядно опустошив наши и без того не разбухавшие от банкнот кошельки. Впро чем, на своих чадах мы не экономим, лишь бы учились хорошо, росли умными, честными и до брыми, а главное — были здоровы. Вот о здоровье детей мы и хотим с вами по говорить. Тройку и даже двойку по геометрии или истории можно исправить. Ну, в крайнем слу чае, подтянув пояс, найти репетитора либо, по жертвовав очередной серией «мыльной оперы», сесть рядом со своим незадачливым троечни ком и растолковать про теорему Пифагора и войну Рима с Карфагеном. А вот что касается здоровья... Упущенное тут наверстать труднее. Будем смотреть правде в глаза: нынче и учи теля, и врачи, и государственные мужи призна ют, что учеба слишком часто не столько разви вает интеллект, сколько подаывает здоровье ре бенка. На него обрушивают лавину информации, которая не понадобится ему никогда, его время загружают нелепыми, чисто механическими до машними заданиями, у него не остается и часа, чтобы подышать свежим воздухом, полистать интересную книжку для души, заняться спортом. Пока ученые дяди и тети придумывают, как это исправить, изобретают нередко сомнительные рецепты вроде "срочного”перевода школ на двенадцатилетнее обучение, наши мальчишки и _ девчонки зарабатывают сколиозы, гастриты, ка- риесы, анемии, неврозы. Статистика пугающая: _ где-то лишь 10 процентов выпускников покида- — ют школу здоровыми. — Короче — нам, мамам, папам, бабушкам и — дедушкам, ждать милости от Минобраза или - областного Департамента образования недосуг. — Спасать детей надо самим и не медля. Как? Есть р ли у нас для этого возможности, знания, нако нец, просто соответствующий тревожной ситуа ции настрой? Нам хочется, чтобы публикации сегодняшне го выпуска помогли найти практические ответы П на эти вопросы. А если что-то из них окажется _ за рамками диалога, давайте его продолжим. — Спрашивайте — мы переадресуем, ваши письма — знающим и заслуживающим доверия людям, они — :скажут свое слово в очередных страничках «До- — мостроя». А если у кого-то из вас есть собствен- — ный опыт, д^ниашние рецепты, как оградить де- — тей от вредного для здоровья воздействия, —тоже напишите, поделитесь с другими родителями, посоветуйте им, что да как нужно делать. Пусть «Домострой» будет заочным родительским уни верситетом. И -I I I I I Ц-1-И .1 РОЛПТЕЛЯМ ПЛ ^ЛМI:1КУ ПЕРВЫЙРАЗ- в ПЕРВЫЙ КЛАС Ваш ребенок впервые сел за парту. Ему предстоит найти свое место в коллективе, научиться систематически работать. А ваша задача — помочь ему в Период адаптации к школе пройдет у ребенка успешнее и легче, если вы с первых дней поддержите требования шко- Пусть первоклассник усво ит: опаздывая на урок, он про являет неуважение к учителю и своим товарищам. А его сво евременный приход в школу зависит пока только от вас. И надо организовать режим ре бенка так,чтобы он вовремя, то есть не позднее 21 часа, ло жился слать, вовремя вставал, а сборы в школу проходили без йтешки и нер^^й^'^|I6ты‘.« Многим первоклассникам м.ешает в учебе то, что они не привыкли внимательно вслу шиваться в речь взрослого и быстро выполнять его прось бу. Будьте в этом отношении настойчивыми! Приучайте ре бенка слушать и слышать, смотреть и видеть, доводить свою работу до конца. Некоторые родители, же лая, чтобы ребенок лучше ус певал, начинают по собствен ному усмотрению увеличивать объем текста для письма, за ставляют его решать вдвое больше примеров, чем зада но. Этого делать нельзя: до полнительная работа сокраща ет время отдыха, первоклас сник будет уставать и может потерять интерес к учению. Не надо заставлять ребен ка по многу раз переписывать одно и то же, ругать его за ка ракули. Гораздо правильнее из двадцати написанных им букв найти хотя бы одну хорошую или всего Лишь удачную часть буквы и похвалить. Пусть у него возникнет желание писать только так! А оно обязательно возникнет, если родители про явят терпение и доброжела тельность. Не только в этой ситуации, но и вообще никогда не надо говорить с ребенком в раздра женном тоне, внушать ему, что он ленивый, неумелый. Умелость его, кстати, тоже зависит от вас. Необходимо учить ребенка ориентировать ся на листе бумаги, выполнять мелкие и точные движения, штриховать; пусть он рисует, лепит, вырезает — и его паль цы станут увереннее, свобод нее обращаться с ручкой при письме. Правильно писать по могут общая физическая тре нировка и трудовые навыки. Ребенок хотя и мал, но уже должен многое уметь: содержать в порядке собственные вещи и учебные принадлежности, участвовать в уборке комнаты, мытье посу ды, почистить картошку, при шить себе пуговицу... Дети, за которых дОма все делают взрослые, бывают совершен но беспомощны в школе: не могут самостоятельно раз деться и одеться на уроке физ культуры или во время меди цинского осмотра, путают свою и чужую одежду и обувь, теря ют книги, тетради и даже портфели. Если вы хотите воспитать своего ребенка инициативным и самостоятельным, не делай те за него то, что он может и должен сделать сам! п I I I I I I I М I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I г 1 Ведущая рубрики —Галина КАИДАШКО (МГОШТА11Р0|ЕРИ1№1! Вы заметили, что на наших улицах все реже встре- ' чаются беременные? Все реж е — эти отрешенные, ,г спокойно сосредоточенные, с удивительными глаза- ми женщины. Если так, то, выходит, жизнь разлади лась. Как ж е ее удержать и всерьез поправить? Что : должно стать основой антикризисных, антикатастроф- ; > А пока любовь общес тва к детям носит декла- ративный характер. Ни один государственный де- -; ятель, никто из политиков или экономистов не при- ' , знается, что не любит де- тей. И врач, и учитель, и директор фабрики детс- , ких игручпек, и начальник ' ЖЭКа —любят! Но какой- ' , то странной, никак не об наруживаемой любовью. ' ' Государственные деятели, г политики и экономисты не стыдятся предлагать ре- / шения, которые букваль- / ' но раздевают и разувают , ' детей. 'Руководители хо- зяйств предпочитают не знать законов, которые за- , ' щищают здоровье буду- ; ' , щих матерей. Начальники ' к ЖЭКов позволяют своим / ; ; сотрудникам ГЛуМЙТЬСЯ , ' над матерями, выираши- ^ вающими справки на льго- ' ,. ты и пособия... - А любовь предполага- , ет прежде всего ответ ственность. И чувство ' любви, когда речь идет о 1 государственных или об- ' " щественных институтах, вполне материально. Чув ство это имеет вид игру шек, лекарств, конфет, I ' букварей, велосипедов... ‘ Чувство это — вот ведь ! ; проза жизни! — является 1^; в образе бутылок с кефи ром, пеленок, пинеток, колго ток, колясок. Еще закалялась сталь и не бастовали шахте ры, а слова «беженец» и «блокада» дети уже не из учебников узнавали. Еще было у мате рей грудное молоко, но -. уже поти- ■ , Xо н ь к у ' ■ ' исчезали 3- матери альные знаки общественного внима ния к детям. Нет, конечно, не огромные задачи переустройства общес тва заслонили от нас наших детей. Умной, искренней за боты о себе дети не знали и в те времена, когда наша жизнь была спокойнее... Мы видели в них «подрастающую смену» — некое наше подо бие, которое вроде быне нуж далось в талантливых воспи тателях, в свободе развития, в уважительном к себе отно шении. Завтра... Чуть поз же... Потом... Наверно, таки образовался этот ненормаль ный, стойкий неинтерес к жизни детей. Ведь кто они, наши государственные деяте ли, политики, экономисты? На чьих фабриках шьются для наших дочек безобразные, а теперь еще и немыслимо до рогие платья? Кто запустил в серию вредные для здо ровья игрушки? Откуда ро дом все взрослые бюрократы, разгильдяи, дельцы, спеку лирующие на сегодняшних бедах? Все — из детства. Те, кто вырос в ожидании, когда, наконец, наступит счастливое «завтра». И что, оно наступи- «Счастливое детство», которое сулилось многим поколениям, так и не осу- „ ществилось. И, неосущес твленное, оно не дало взрослым необходимого опыта любви, ответствен ности, компетентности, не насторожило, не предос терегло: во время беды прежде всего следует обеспечить безопасность детей! Но, может быть, де тям довольно родительской любви, она их бережет и за щитит? Только в том случае, может быть, если у нас доста нет сил не срывать на них свое раздражение, не пугать рас терянностью. Как страдает ребенок, если плачет мать. как замирает его бедная душа при виде разъ яренного отца! И как ус покаивается, оживает, слушает, слышит и со глашается с родитель скими доводами, когда нет в них разногласия с тем, что известно ребен ку от рождения. А что ему известно? Да разное. Например, что одиночес тво—труднопереносимое состояние. Что доброму человеку нужно верить, а злого бояться. Что в тем ноте тоже страшно. Что жить лучше, чем не жить, —независимо от того, ка кое на дворе время. И что, ребенок не прав? Прав, конечно. Кому придет в голову по желать, чтобы дочка ро дилась не тогда, когда родилась, а завтра, чуть позже, потом, когда мно гое изменится и исправит ся? В любви к детям — наше превосходство над удручающими обстоя тельствами, наша способ ность сохранить семей- ный, домашний порядок посреди хаоса, наша сво- Л бода от навязываемых Щ страстей... ^ Но вот вопрос:, долго ли так продержимся — / . каждый наедине со свои- ' - ми сыновьями и дочками, за все про все перед ними ' ответчик в очередной на- ' - дежде, что завтра, чуть позже, потом умная-ра- зумная власть догадается ' ! выразить свое отношение к жизни через отношение к нашим детям? ^ За последнее десятиле-^ России заметно ухудшила состояние здоровья дето 1 подростков: значительно увеличилась распространенность функциональных отклоне, хронических заболеват ниже стали показатели физического развития. Подобные негативные явления характеризуют состояние здоровья и детского населения и в Липецкой области. НЕВОЗ Общая заболеваемость детей от о до 14 лет в про шлом году возросла на 21,3% по сравнению со сред ним уровнем за последние 5 лет, а среди подростков 16-17 лет рост составил 34%. Рост заболеваемости отмечается ПО всем классам болезней, причем первые три ранговые мегт .шппмаюг боле.ши ор ганов чыхаппя. нервпоп сис темы, .цн-анов птш'варення. :?.! 1 ! 0 (ме 1 ние 11 Я'|'ь , 1 ет в П0 110р<1 р.1Ы \ Ве.'1ИЧ11.'10С>, число дете 11 и в , 1 ва ра .«1 — подростков с функциональ ными отклонениями в состо янии здоровья. На 60 процентов вырос уровень распространенности болезней системы кровообра щения среди детей (в 2 раза — среди подростков), на 42 процента — болезней кост но-мышечной системы, на 29 процентов —болезней моче половой системы, на 25 про центов — болезней органов пищеварения. Отмечается значительный рост инфек ционной и паразитарной за болеваемости. Среди подростков отме чается рост заболеваемости эндокринной системы — на 55 процентов, мочеполовой системы — на 42 процента, распространенности психи ческих расстройств — на 46 процентов. В прошлом году при профилактических осмотрах школьников выявлено в пол тора раза больше детей со сколиозом (искривление поз воночника) и нарушением осанки, чем три года назад. Особую тревогу вызыва ет тот факт, что здоровье школьников за период обу чения из года в год ухудша ется, и к концу обучения в школе остается лишь 10 про центов здоровых щтей,^ За время обучения в ййсо- ле число детей с близору костью возрастает в пять раз, с болезнями нервной системы — в два раза, с на рушениями опорно-двига тельного аппарата — в пол тора раза. • Особенно неблагоприят ная ситуация складывается в школах нового типа: более половины учащихся гимна зий, лицеев имеют хроничес кие заболевания. Боюсь, что утомила чита телей цифрами, и тем не ме нее считаю, что эта инфор мация должна быть общеиз вестна. Теперь —о причинах та кого положения. Здоровье детей и подрос тков формируется под влия нием комплекса социально- экономических, экологичес ких факторов, условий и об раза жизни. Определенную роль играют наследственные факторы, уровень и качест во медицинского обслужива ния. Но в значительной мере шлом учебном году замеров была ниже санитарных норм. Наиболее неблагопо лучная ситуация по состоя нию искусственной освещен ности классов складывается в городе Липецке, Краснин- ском, Лебедянском, Станов- лянском, Грязинском рай- В течение многих лет учебные заведения неудов летворительно обеспечива ются мебелью. В последние два года школы стали при обретать ее, но это не умень шило остроту проблемы. Мебель не соответствует воз растным особенностям де тей. Отсюда рост сколиозов и нарушение осанки. Важным фактором, повы шающим сопротивляемость организма детей, .обеспечи вающим гармоничное физи ческое развитие, является полноценное питание. Но ведь наши дети недостаточ но потребляют такие необхо димые продукты, как рыба, мясо, овощи, фрукты, соки. Они недополучают белки, ви тамины, минеральные ве щества, микроэлементы. По-прежнему; как и в про шлые годы, остро стоит во прос организации горцчего питания в школах области. Существенное значение в формировании здоровья школьников имеет характер организации учебного про- • цесса. В последние годы ре формы и эксперименты, уве личивающийся поток инфор мации привели к росту на грузки на детей. Особенно учебные перегрузки отмеча ются в школах нового типа, гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предметов, а также в стар ших классах. За счет боль ших объемов домашних за- .даний:^ занятий у репетито- ров" и йа подготовительн'й^Р'^ курсах «рабочий день» школьника йродолжается 10-16 часов в сутки в ущерб ночному сну и двигательной активности. Результатом ин тенсификации учебного про цесса является выраженное утомление к концу дня и не дели у половины учащихся, у 60 процентов изменяется кровяное давление, у многих отмечаются неврозоподоб ные реакции. В нашей области ведется совместная работа госсан эпидслужбы с органами уп равления образованием по нормализации учебной на грузки. Многие вопросы уже решены, но проблемы еще остаются. Отличительной чертой современного обучения де тей стала компьютеризация школ. Но беда в том, что большинство кабинетов ин форматики оснащено уста ревшими моделями компь ютеров, являющимися ис точниками повышенного электромагнитного излуче- ' ния. Чтобы предотвратить его вредное влияние на здо ровье учащихся, санитар ная служба была вынужде на закрыть более половины существующих компьютер ных классов. Особо хочу подчеркнуть, что создание благоприятных условий обучения и воспи тания, осуществление меро приятий по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей во многом зависят от уров ня знаний в этой области ру ководителей и педагогичес ких работников образова тельных учреждений. С 1 января 2000 г. вве ден в действие законода тельный документ — сани тарные правила «Гигиени ческие требования к усло- . ВИЯМ обучения школьников в различных видах совре менных общеобразователь ных учреждений», которым определены требования к устройству и содержанию зданий и помещений обра зовательных учреждений, организации учебно-воспи тательного процесса, орга низации питания и меди цинского обслуживания уча щихся. Руководители Образова тельных учреждений долж ны были тщательно изучить читот'документ и принять к исполнению. В первые же дни наступившего учебного года специалистами нашей службы будет проведена ат тестация директоров школ и их заместителей на знание Ирина СЕМУШИНА, заведующая отделением гигиены детей и подростков Центра госсанэпиднадзора в Липецкой области. влиянием условий обучения и воспитания в образователь ных учреждениях, неблаго приятных факторов внут- ришкольной среды. К тако- - - - %СЯ, и.-.'.--- <'4 вым относится, во-первых, - 1 участвует кисть, ,=/> пепеуплотненность классов -■! -^\стдши 111111.1.1Ш - что СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ЭГОЦЕНТРИЗМА _ ЕСЛИ ОН играет, согласовывать с - : г ^ нером, у него не „„ть ч^ие желания и мнения __ - кем-то свои э^Гможет способствовать разви- ."Г эГо^еГри 'ТГв^дальней затруднять общение со КОГДА СТАНОВИТСЯ АКТИВНЕЕ РЕЧЬ - врачи УДтанов|^и, что реч^ двигают- р и школы в целом, приводя щая к ухудшению состояния воздушной среды, микро климата. блема с приобретением необ ходимого количества элек троламп и своевременной за меной перегоревших. Так, “ ■ результатам замеров изведенных в школах в про- В мозг, ■■■ I ? ПОЧШ д н и ОСОБЕННО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ | ; а . _ п Д до 90% так называемого^ Сказывается недостаточ- _ ^ В ^Р'^троцит^ Д А Р устойчив к температур-1- «ие освещение рабочих мест И ? фертильного ^моглобина^^Ш^ме^^^ ^рослого, и легче со- - учащихся. Во многих шко- «ь'М воздев углерода. Именно поэтому курение бер V ' единяется с углерода^ зесь . ведет к кислородному голодани^^^ гемоглобина| После рождения количество ^ эритроцитах | гопч, ргп содержание в эритроцитах| - - г ____________ У^^^нкаТоставляет^^^ уровня искусственной осве- г?вительность грудных детей к табачному дыму. | щенности, третья часть п р о - __ ^ ^ "с Г П ^ М 111111111 IIIг ит] 1И114- Н ”1 а родительском собрании в одной из школ предложили присутствующим заполнить небольшую анкету: Курят ли в вашем доме в присутствии детей? —Курите ли вы сами? —В доступном ли для ребенка месте находятся в доме сигареты, зажигалки, пепельницы? Большинство родителей ответили утвердительно. А вот на вопрос: «Будет ли курить ваш сын или дочь, когда вырастет?» — почти все родители без колебаний ответили: «Нет!» И лишь немногие: «Не знаю. Может быть». Когда же психологи познакомили участников оп роса с данными статистики, свидетельствующей, что 80 процентов злостных курильщиков вырастает в семьях, где курят один или оба родителя, многие впервые призадумались... Начиная жить самостоятельно, молодые супруги, и их большинство, расценивают наличие сигарет, за жигалок, пепельниц как один из атрибутов уюта. И не так уж хочется курить, как не хочется отставать от моды. Но вот в такой семье появляется ребенок. Ученые заметили, что с первых недель жизни малыш, при выкая к табачному дыму, начинает воспринимать его как сигнал о том, что родители находятся где-то ря дом. А это ему, конечно, приятно... Со временем яркие коробки из-под сигарет, зажи галки, пепельницы становятся его игрушками. Проходит еще немного времени, и маленький хит- рец, уловив настроение родителей, занятых поиска ми «чего бы покурить», сам предлагает сбегать за сигаретами. Получив от папы за услугу на мороже ное или шоколад, он рассказывает о своем поступке сверстникам. Их вывод: сигарета в доме — вещь по лезная... Таким образом, к 10-12 годам у ребенка склады вается положительная оценка курения. И он пробует закурить сам. Как дальше развиваются события? Если родители даже пытаются убеждать сына или дочь в том, что курить нехорошо, —они им не верят, пото му что родители курят сами. Угрозы тоже мало дей ствуют — подросток курит тайно и мечтает скорее вырваться из-под опеки взрослых, стать независимым, тогда сигареты и спички ни от кого не надо будет прятать. Круг замыкается. И снова курение при детях, и опять неизвестно откуда пришедшая убежденность: уж мой-то сын курить не будет! Ребенок, выросший в семье курильщиков, обыч но не прислушивается к доводам взрослых о вреде курения — ведь его собственные родители курят, и он не замечает ущерба, причиненного табаком их здо ровью. Пример родителей для него более у5едите.пен, чем любая прочитанная или услышанная информа- Поэтому начните с себя, бросьте курить или, в крайнем случае, перестаньте делать это в присутст вии ребенка. Следует также знать, что ребенок не обладает тем ощущением временной перспективы, какое доступно взрослому человеку. Поэтому рассказывать детям о вреде курения следует с учетом их возрастных осо бенностей. Например, объясните' сыну или дочери, что, начав курить для того, чтобы казаться старше, они на самом деле выглядят беспомощнее и слабее из-за угнетающего действия табачного дыма на мо лодой, неокрепший организм. Разъясните, что, кроме никотина, табачный дым содержит целый ряд вредных компонентов. Чем боль ше подросток курит, тем больше образуется в крови карбоксигемоглобина, а значит, увеличивается кис лородное голодание организма. А для ребенка оноосо бенно опасно, гак как тормозит физическое и умствен ное развитие, снижает память, внимание, ему труд нее становится учиться. Курящему подростку никогда не стать настоящим спортсменом. Старайтесь как можно дольше удержать детей от курения. По мнению ученых, человек, закуривший после 20 лет, не становится злостным курильщиком, и отказаться от сигареты ему легче, чем тем, кто курил в детстве; Однажды этим выводом воспользовались врачи из Германии. Учащимся 4-х и 5-х классов предлагалось пообещать, что они не начнут курить вплоть до окон чания Школы, то есть обещание связывало ребенка не на всю жизнь, а лишь на время,* и дать его было просто. Метод принес неплохие результаты: если не все, то очень многие ребята-действительно в школь ные годы не закурили. Конечно, добившись от ребенка обещания, надо контролировать его выполнение, искать убедительные доводы, которые заставили бы его стойко держать свое слово. Взывайте к его самолюбию, к стремлению укрепить силу воли, доказать своюсамостоятельность. Виктория АЛЕКСАНДРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz