Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

2 сентября 2000 г., № 175 (21303) ШИПЕЦКАЯ ш)ж г а з е т а с у I ГЛ® I. и ^§88^ ^ Ш И ТАК ВСЕ-ТАКИ ЛЕГКО ЛИ Б Ы Т Ь М О Л О Д Ы М ? Недавний студент, а ныне доцент университета о молодежи поколения пехГ / м ы с л и п о п о в о д у ВЛАСТИТЕЛИДУМ: ИЗ ЗАПИСОК БЫВШЕЙ СТУДЕНТКИ З А Ш Т Ь Е Ш Щ " %ли КОНСПЕКТ, КАК «РОГОЖКА С ПРОРЕХАМИ» . . .О н улетал из Москвы в Тбилиси. Прошел регис­ трацию на рейс и оказался в том помещении аэропорта, которое называется накопитель (придумают ж е такое — там пассажиры ждут выхода на посадку) . Присел на аэрофлотовский диванчик и уже не поднялся. Его звали Мераб Константинович Мамардашвили. Он остается величайшим философом нашего времени. Его мгновенная смерть тогда, в Г990 году, была для нас а череде уходов из жизни художника и кинорежиссера Па­ раджанова, историка и писателя Эйдельмана... Они не выдерживали чего-то в этой новой жизни и уходили, таяли... Осенью того ж е года был убит православный священник Александр Мень. Убийца крался за ним с то­ пором по утренней подмосковной тропинке. Духовно все эти ушедшие люди живы. Мне дорого при­ косновение к одному из них. глазах, и я даже не все мог­ ла записать — не все пони­ мала. Мой конспект походил на рогожку с прорехами, а лекция становилась все сложнее и сложнее. Помню, записывала уже лишь от­ дельные понятные слова и фразы. Но какие! «По Кан­ ту человечество есть не что иное, как коммуникабель­ ность, ток, проходящ,ий че­ рез каждого из нас. Если ток проходит (а может и не про­ ходить), — это и есть чело­ вечество». В таких местах раздавал­ ся дружный, благодарный вздох аудитории, но дальше опять становилось очень сложно. ...Мне годы понадоби­ лись, чтобы хоть в какой-то степени приблизиться к вос- ...По наивности студен­ ческого возраста не знала, что Мамардашвили был из людей гонимых. В те шести­ десятые-семидесятые годы внешне все выглядело бла­ гополучно —работал замес­ тителем главного редактора трудного и интересного жур­ нала «Вопросы философии». И вдруг на нашем факуль­ тете журналистики пронес­ ся слух: Мамардашвили чи­ тает психологам спецкурс по Канту! Психологический фа­ культет МГУ располагался тогда рядом, на Моховой. Спецкурс читался во второй половине дня, и я как раз успевала после занятий. Во­ шла в аудиторию минут за пятнадцать до начала и обом­ лела — огромный лекцион- й амфитеатр до отказа за­ полнен студентама*ГПрямо<.‘.--приятию Мышления такого на полу, уже ближе к кйфед- - уровня, ре, сидели этаййб ''А нй-’лёйя(ии Мамар^йш '''‘'"'сГл'ова; которых сейчас он может и не понимать. «Они в ребен­ ка врастают...» Непонятные слова и мыс­ ли (при условии собствен­ ной внутренней работы, ко­ нечно) со временем распус­ кают в человеке свои лепес­ тки. Каждая лекция Мамар­ дашвили длилась не менее двух-трех часов. Он спешил сказать молрдым людям, пожелавшим его слушать, то, что ему скоро запретят говорить. После этого спец­ курса Мамардашвили в Мос­ кве уже никаких лекций не читал. Был уволен из редак­ ции журнала «Вопросы фи­ лософии». Его приютила Грузия, где он начал работать в Ин­ ституте философии. Потом — перестройка . Можно было говорить, печататься, но вместе с этим наступила эпоха немыслимых вещей. Лидером Грузии становился Гамсахурдиа. Философ Ма­ мардашвили переживал за оболваненных соотечествен­ ников, не молчал. И все чаще оказывался на боль­ ничной койке. Рушилась страна и его родная респуб­ лика. Окончательно сердце не выдержало в тот день, в аэропорту. Теперь я нахожу в книгах Мераба Мамардаш­ вили совертенно земные - длинноволосые, в редких по тогдашним временам джинсах, с портативными магнитофонами наготове (се­ годняшние студенты, пожа­ луй, посмеялись бы над столь нескладной, громозд­ кой техникой). Ясно, что пси- ^ хологов здесь было немного ■^ —для спецкурса-то набира­ ется всего одна группа. Кто-то подвинулся, мне удалось сесть, я раскрыла блокнот. Еще несколько ми­ нут благоговейной тишины. Не помню, как вошел Мераб Константинович, но только на всю жизнь запомнила его сидящим перед нами, в не­ изменном свитере крупной вязки, а в руках — прямо шерлокхолмсовская трубка. Он размышлял вслух о фе­ номене сознания, о раскры­ тии духовных возможностей человека, он формулировал свои мысли прямо на наших вили я продолжала ходить. И слушателей в той аудито­ рии меньше не становилось. Теперь-то ясно, что Ме­ раб Константинович все по­ нимал. Конечно же, понимал, что мы, студенты, не были ему ровней. Понимал про наши конспекты, становив­ шиеся «рогожкой с прореха­ ми». Но он продолжал гово­ рить с нами именно на своем уровне, а дальше уже была забота слушателей: рыться после очередной лекции в словарях и энциклопедиях, сидеть в библиотеках, пы­ таться читать самого Канта. Прорехи исчезали, а рогож­ ка (не только в конспектах — в головах) обретала свой­ ства благородной, прочной ткани. Уже позже, взрослым человеком, я прочитала в очерке Марины Цветаевой «Мать и музыка»: Ребенка нужно заклясть словами. Новые веяния увлекают, в первую очередь, именно молодых и бывают несимпатичны для старших. Непременно кто-то процитирует; «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...» А как на самом д еле? Я попросила вместе со мной поразмышлять над этим человека, который по роду своей деятельности постоянно общается с молодехсью. Это один из самых молодых сотрудников Липецкого государственного педагогического университета, преподает здесь три года. Константин Саблин, кандидат технических наук, доцент факультета экономики и информатики. За свои тридцать лет он успел окончить Московский государственный технический университет и аспирантуру. —КонстантинПетрович, выучи­ лисьв вузеуже во времена перестрой­ ки, когда менялось праЕстически все; ценности, стереотипы, эталоны, цели. Сами вы учите уже так называемое поколение пех1. Существует ли раз­ ница между студентами того и ны­ нешнего времеЕШ? —Не хочу уподобляться бабулям, сидящим у подъездов и рассуждаю­ щим о том, что молодежь пошла ни­ кудышная... Но в то же время еще лет семь-восемь назад молодые люди были, допустим, более сплоченными между собой. Я —из их поколения и хорошо знаю, что у нас складывались более доверительные отношения и ни­ когда не возникало вопросов, если надо было вытащить приятеля из беды. Сейчас же случается, когда студен­ ты продают (или, проще говоря, дают списывать за деньги) своим друзьям те же лабораторные работы. Мини­ мальная сумма, насколько мне извес­ тно, десять рублей. У них нет того братства, что заставляет за друга пройти огонь, воду и медные трубы. Многие живут по принципу: каждый сам за себя. Стремятся ухватить с об- ..Молодость есть един­ ственное время, когда мы можем взрослеть. Взрослеть —это значит принадлежать к веку и миру просвеще­ ния... Это единственное вре­ мя, когда есть еще энергия, молодая энергия на то, что­ бы встать вертикально. Ког­ да есть еще энергия на по­ иски того, что лежит толь­ ко в конце пути. ...Это мож­ но узнать, лишь пройдя путь самому. На себе и в В нынешнем году, 15 сентября, философу Мерабу Мамардашвили исполни­ лось бы 70 лет. Нам, слушателям того спецкурса в МГУ, он поче­ му-то казался человеком весьма почтенного возраста. А может, он потом уже про­ сто не старел?.. Ольга КЛЕКОВКИНА. С(^е^и 1йех изданий, на кб1Ло1гЬ1е € вашей семье (1еш.а1й по^нисай 1 ься, Н1 зайудыйе иипецщю обмгс- /йную ^е|^^скчю газеЛч «ЗомнЕей клншися с и(1и- ложением дил сМа/ние классников «На вы- [ьоаЯ.и. Сели в семье еаСь Че/Еи — она н^жна не- н/1ел*еяно. Но у «Нлюш- немала и вз!и>слжх /Еа/Еелей — очень уж эй 1 о ин!Ее/1еснс1Я, чой 1 гал га- зе/Еа. Мнегше агеимялис- /Еов: оуно из лучших уе>Е- ских изуалий аЕ(1аны. «Зо^е/Еой ключик» о/Е- к/илвйк/Е. леежуу н/шчим. (1уй/1ику «!Рене/Еи1Ео(г». Ой(1а1Еи>Ее внимание! Нам уо 1 юга наша у)1улсва. и , заЛ1егЕыЕе, I нынешнем выпуске «С/Еу- пеней» — ува ав/Ео/м, ко- /Е о (1ЫХ вы)ьас1Еил «Нлю- чик»: Елена Шиловских и Лилмл 2 )ов( 1 ецова. Э/Еи ма1Ее(1и<1ЛЫ написаны в (юмках их оЕууенческой п^ииоЕики. Елена /1ово1Еа- ла неуавно в сосвьове уе- легации «ЗолыЕого клю­ чика» на Л 1 езкуунсфоуном феаЕивале уе/Еской 1ф1ес- сы. Лфивезла- несколько мав1е11иалов и уля нас В овщем , спасибо «Нлючику», щего стола кусок побольше и посла­ ще, не йадумываясь о том, что у сосе­ да нет даже корки хлеба. —Сейчас у многих создается впе­ чатление, что в вуз можно поступить только за деньги. Но неужели все так плохо? Реально ли встретитьв инсти­ туте студента, который заинтересо­ ван в получении знаний, а не только диплома? —Вот как раз теперь в студенчес­ кой среде происходит резкая диффе­ ренциация. Как и во всем обществе. Есть ребята, очень заинтересованные в учебе. Они поглощают знания с жад­ ностью. Встречаешься взглядом с та­ кими на лекциях, понимаешь, что им мало того, что я приготовил на два академических часа. Такие просиде­ ли бы в аудитории еще столько же. Им это интересно, им это нужно. Но они вовсе не становятся «ботаниками» и «синими чулками». Да, они прово­ дят много времени за чтением книг, но и развлекаться умеют не хуже сво­ их неуспевающих однокурсников. К сожалению, таких даже по пальцам пересчитать можно. Остальные посту­ пают исключительно из-за диплома. А юноши — еще и ради того, чтобы иметь отсрочку от армии. —Скажите, вашвуз как-то поощ­ ряет сзудентов, рвущихся к знаниям? —Конечно, но по мере своих воз­ можностей. Студенты принимают участие в конкурсах, олимпиадах, по­ лучают денежные премии. Некоторых во время обучения мы устраиваем на работу на нашем факультете, чтобы эти умные головы остались в дальней­ шем в стенах альма-матер. —Обычночеммоложе преподава­ тель, тем более доверительные отно­ шения у него со студентами. А как у вас? Помогаете ли вы, например, разрешать конфликты? —До конфликтов дело еще Не до­ ходило, да и не надо бы... А какие-то маленькие неувязочки, проблемки они мне доверяют. К примеру, студенты вряд ли признаются седовласому про^юссору, что не выполнили какую- нибудь работу. А мне скажут. Все- таки честное, искреннее признание гораздо лучше глупого вранья. Иног­ да от студентов такое приходится вы­ слушивать в оправдание своей лени!.. —Прежде сближению студентов способствовали хотя бы поездки в колхоз. А как сейчас? Способствует ли дружбе вуз? —А как же? Ведь были и остают­ ся самые разные совместные дела. Выезжаем на природу, посещаем се­ минары и конференции, готовимся к фестивалям «Студенческая весна» и «Осенние дебюты». Все это сближа­ ет. Если честно, молодежь и без нас обходится. Комплекса стеснительнос­ ти у нее сейчас нет, и проблем с об­ щением не возникает. — Последний вопрос — ребром: все-таЕси, на ваш взгляд, теперь мо- _ лодежь становится лучше или хуже, чем была? — Пусть другие говорят все что угодно, но, на мой взгляд, молодые люди сейчас лучше —а плохие были в любом поколении, в любые време­ на. Раньше ведь у человека, облада­ ющего вузовскими знаниями, не было больших перспектив. «Железный за­ навес», о котором сегодня лишь вспо­ минают, — это же очень серьезно! Никуда не вырвешься. Информацион­ ная ограниченность. Теперь иначе. У студента есть возможность подраба­ тывать или даже открыть пусть и не­ большое, но свое дело. Ребята ездят на стажировку за границу. Все зави­ сит от тебя самого — прежде всего получить вместе с дипломом такое образование, чтобы в тебе, в твоей работе были заинтересованы. Беседовала Елена ШИЛОВСКИХ. СОВЕТЫ АБИТУРИЕНТУ-2001 п у а ь НЕУДАЧНИК НЕ ПЛАЧЕТ, А ВЕРИТ В УДАЧУ ... избранную специальность, надо готовиться к экзаменам следующего года. Опыт показывает, что целеустремленные люди своего добиваются. Начнем с того, что на сле­ дующий год у ваших конку­ рентов опйть мёгут'оказать^» -' ся более ц^рчные’знания, чем у вас (по той простой причи­ не, что они к трму времени только что окончат школу, а ваши знания уже понемногу будут стираться...) Значит, вам придется серьезно зани­ маться. Кое-что надо осваи­ вать заново — вы, должно быть, уже обратили внима­ ние, что среди вопросов на вступительных экзаменах есть такое, чего в школе «не проходили». Занятия с репетиторами (разумеется, с хорошими ре­ петиторами) — не всем по карману. Поэтому узнайте, есть ли в избранном вами вузе подготовительные кур­ сы. Если нет, занимайтесь самостоятельно. Но только обязательно разыщите спра­ вочник именно «вашего» ин­ ститута, университета с эк­ заменационными вопросами. Он может быть в областной научной библиотеке. Если нет, обратитесь в библиотеку института — уж на пару-то часов нужную вам брошюру получить можно. За^о-вре-= мя вы отксерокопируеже^од-, отНетствующие страницы. Возможно, найдутся какие- нибудь пособия для поступа­ ющих —некоторые институ­ ты, университеты их выпус- Еще совет: пообщайтесь с поступившими (вдруг найдут­ ся среди них знакомые —со­ седи, одноклассники). Они наверняка не забыли, как поступали, как отвечали. Чу­ жой опыт совсем не вреден. Лето позади... Теперь за- паОитесь терпением и бери­ тесь за подготовку. Школь­ ных учебников явно малова­ то. Придется научиться за­ ниматься и в библиотеке. Это все хорошо, скажете вы, но предательское «НО» сидит глубоко внутри каждо­ го, уже однажды не поступив­ шего: НО вдруг и на следу­ ющий год не получится? Не исключено. Тут могут быть разные варианты. Мой: поступайте паргшлельно еще в один вуз —сейчас это мож­ но. Сдайте в приемную ко­ миссию копии документов. Только помните: если вы хо­ рошо сдадите экзамены и по­ явится вероятность зачисле­ ния, то ко дню этого самого приемной к%>, миссии должны быть уже “ подлинники'ваших доку-- - ментов. Я не откры­ ваю никаких с е к р е т о в но, чтобы после неуда­ чи вы не жили бы весь следую­ щий год в «подве­ шенном» состоянии. Конеч­ но, не приходится забывать, что в наше время нередко поступают те, у кого есть тыл в виде о-очень платежеспо­ собных родителей. Но посту­ пают, как и во все времена, и те, у кого хорошая голова. Случается —и те, кому про­ сто повезет, но таких, поверь­ те, единицы. Имена запоминаются. Че­ ловек, поступающий не пер­ вый год, в конце концов вну­ шает уважение той же при­ емной комиссии. Упорство — хорошая вещь. 2 Ф в з г л я д 1ЕГ БУХОНОВ ИЗ КЛУБА «ФУДЗЯ» Олег Бухонов — семикратный чемпион Липецкой области, сереб­ ряный призер Всероссийского юношеского турнира по рукопашному бою. Занимается в клубе боевых искусств «Фудзя» под руководством тренера, мастера черного пояса нинпо-тай-дзюцу Ацщюя Карабина. ...Два года назад в клуб пришел тринадцатилетний мальчишка. За­ диристый, дерзкий. Нередко оби­ жал других. Курил. В школе — хронический троечник, доставляв­ ший немало беспокойства родителям и учителям. Это и был Олег. Но только не сегодняшний... На первых же тренировках вы­ яснилось, что серьезные физичес­ кие нагрузки ему не под силу. Тре­ нер предложил пареньку расстать­ ся с клубом. Но Олег уже так ув­ лекся, что упросил оставить его. Договорились о месячном испыта­ тельном сроке. Бросил курить. Что- то в нем менялось. Подобрел к то­ варищам. И представьте себе — всего через три месяца Олег Бу­ хонов стал чемпионом Липецкой области по рукопашному бою. Пос­ ле победы, вспоминает тренер, Олег стал совсем другим. Сейчас этот парень —из лучших в клубе. Учителя и родители тоже отмеча­ ют разительные перемены. На во­ прос о планах Олег ответил, что готовится поступать в Липецкий педагогический университет, на факультет физической культуры. Хочет стать тренером, помогать ребятам становиться крепкими те­ лом и духом. Как в клубе «Фуд- Я побывал на одной из трени­ ровок и видел, насколько увлечен­ но ребята бегали, прыгали, отжи­ мались, выполняли специальные упражнения и по-десантному пре­ о д ол ев али всевозмож- ли, но у всех были про­ светленные лица. Глав­ ная цель клуба ведь не в том, чтобы каж­ дый стал вы- дающим ся КАК НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ? I спортсменом... ш Беседуя с Олегом Бухоновым, I я видел перед собой юношу креп­ кого, опрятного, серьезно рас- ^ суждающего. Думаю, что здоро- вый, спортивный образ жизни, требующий самодисциплины, он уже вряд ли променяет на что-то иное. Ну а задавать вопросы о ку- рении или употреблении алкого- , ля было бы вообще неуместно. В < конце я заговорил о правильном питании, важном не только для ‘г спортсмена, но и для любого че- к ловека. Олег заинтересовался • этим, я обещал помочь. И еще сказал, что верю в него. В ответ й Олег, немного смутившись, улыб- й нулся и утвердительно кивнул, 'ш Василий СКРИШШК. $ О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Жалко только, что всту­ пительные экзамены только летом. Вот если бы каждый месяц.,. Шутка. А пока будем надеяться на себя и на то, что через год и ваше имя будет в списке зачисленных. Ни пуха ни пера, абитуриенты! (И не за­ будьте послать автора этих строк ко всем чертям!) Лилия ДОБРЕЦОВА, студентка факультета журналистики Воронежско­ го государственного университета. ^ ^ Т И Х И и ПЕСНИ Не вууем о вкусах... Сйфа- нииа «С/Еупени» п^юсЛо (иши- . ла: науо печа/ЕаЛь /Ео, ч/Ео /Еепе/гь поч/Еи ни в какой газе!Ее не вс>Е(1ей1ишь. и книги /Еакие не н/гоуаю/Е. Лфиве/г- женци ноли/Еических оп11еуелений люгу/Е оаЕаЛьса с увежуением. ч/Еь ва/гуовскал песнл - улл «поколе­ ния шес 1 Еиуеся 1 Еников». На самом уеле э/Еи оЕихи лювили, э/Еи песни пели мно - 1 гие поколения лголоуежи, уаясе совсем не-% уавно. л! некоЕ1о(1ые - и сейчас. ЛуаЕь | ‘^оЕ^юки / 1 ув) 1 шси «С/Еихи и песни» помогу/Е вам. ‘Бывае/Е, | I ч^о помощь неовхоуима. ЛуаЕь у вас на ууиге вууоЕ | В ГОРОДСКОМ САДУ I Что обычно мешает нам слушать: ^ Наш ум не хочет ждать. Мысли бегут быстрее, чем речь. Пока мы ждем, когда будут произнесены сло­ ва, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается... В ре­ зультате «оседает» лишь не­ сколько слов, и мы теряем , смысл сказанного. @ Нам кажется, что мы это уже знаем, поэтому слу­ шаем вполуха. ^ Мы смотрим, а не слу­ шаем: сколько раз бывало, что не улавливаешь имени нового знакомого только по­ тому, что мысли заняты его внешним видом, манерами. ^ М ы пытаемся слушать, одновременно отдавая часть своего внимания газете, ра­ дио или телевизору... ^ Мы забываем самое главное: внимаем словам, а не мыслям. @ Нас оглушают эмоции: когда кто-либо пытается вы­ сказать мнение, противопо­ ложное тому, которое мы счи­ таем единственно верным, — мы бессознательно боимся, что услышим то, что заста­ вит нас усомниться в спра­ ведливости собственной точ­ ки зрения. Мы перестаем воспринимать говоря­ щего и начинаем пла­ нировать свою словес­ ную контратаку. А вот шесть спосо­ бов, рекомендуемых для улучшения навы­ ков слушания: Учитесь медлен­ но сосредотачиваться; используйте упражне­ ния типа: «Сколько бу­ дет два плюс три ми­ нус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» @ Устройте себе радио- или телеэкза­ мен: прослушайте вместе с кем-нибудь переда­ чу (умную, конечно!) и про­ верьте, сколько высказан­ ных в ней положений вы оба запомнили; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею передачи. ©Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внима­ ние; не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела. ©Учитесь понимать точ­ ки зрения, противополож­ ные вашей: следите за сво­ им подсознательным стрем­ лением перестать слушать и придумать «достойный» от­ вет. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к тому, что вы слышите. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему по­ нять, что вы начинаете вни­ кать в смысл сказанного. © Повторяйте про себя сделать, то, без сомнения, не сможете ни точно запом­ нить их, ни правильно вы­ полнить. © Помогайте слушать другим, во всяком случае не мешайте. В свою очередь, сами сразу откликайтесь на слова, обращенные к вам. ' Круглы у радости глаза : и велики у страха. . И пять морщинок на челе I отпразднеств и обид... ; Но вышел тихий дирижер, но заиграли Баха. И все затихло, улеглось и обрело свой вид. - Все стало на свои места, едва сыграли Баха... ' Когда бы не было надежд — на черта белый свет? . К чему вино, кино, пшено, квитанции Госстраха И вам — ботинки первый сорт, которым сносу нет? '\ Не все ль равно: какой земли касаются подошвы? ’<Не все ль равно: какой улов из волн несетрыбак? Не все ль равно: вернешься | цел или в бою падешь ты, ^ И руку кто подаств беде — I товарищ или враг?Ч Но чтобы было все не так, | чтоб все иначе было, | Наверно, именно затем, наверно, потому Играет будничный оркестр привычно и вполсилы, А мы так просто и легко все тянемся к н> Ах, музыкант мой, музыкант, играешь, да не знаешь. Что нетнесчастных и больных, и виноватых нет, Когда в прокуренных руках гак просто тысжимаешь Ах, музыкант мой, музыкант, черешневый кларнет! - ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ- Включите канал "Радио России" 9 сентября, в суб­ боту, в 21.10. Вы услышите голос человека, которому присылают письма со всей страны и из-за рубежа вот уже 33 года. Это заслужен­ ный артист России Виктор Ви­ тальевич Татарский. Его пе­ редача называется «Встреча с песней». 50 минут песен, музыки и таких слов, которые дорого было бы услышать каждому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz