Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
2 сентября 2000 г., № 175 (21303) ШИПЕЦКАЯ ш)ж г а з е т а с у I ГЛ® I. и ^§88^ ^ Ш И ТАК ВСЕ-ТАКИ ЛЕГКО ЛИ Б Ы Т Ь М О Л О Д Ы М ? Недавний студент, а ныне доцент университета о молодежи поколения пехГ / м ы с л и п о п о в о д у ВЛАСТИТЕЛИДУМ: ИЗ ЗАПИСОК БЫВШЕЙ СТУДЕНТКИ З А Ш Т Ь Е Ш Щ " %ли КОНСПЕКТ, КАК «РОГОЖКА С ПРОРЕХАМИ» . . .О н улетал из Москвы в Тбилиси. Прошел регис трацию на рейс и оказался в том помещении аэропорта, которое называется накопитель (придумают ж е такое — там пассажиры ждут выхода на посадку) . Присел на аэрофлотовский диванчик и уже не поднялся. Его звали Мераб Константинович Мамардашвили. Он остается величайшим философом нашего времени. Его мгновенная смерть тогда, в Г990 году, была для нас а череде уходов из жизни художника и кинорежиссера Па раджанова, историка и писателя Эйдельмана... Они не выдерживали чего-то в этой новой жизни и уходили, таяли... Осенью того ж е года был убит православный священник Александр Мень. Убийца крался за ним с то пором по утренней подмосковной тропинке. Духовно все эти ушедшие люди живы. Мне дорого при косновение к одному из них. глазах, и я даже не все мог ла записать — не все пони мала. Мой конспект походил на рогожку с прорехами, а лекция становилась все сложнее и сложнее. Помню, записывала уже лишь от дельные понятные слова и фразы. Но какие! «По Кан ту человечество есть не что иное, как коммуникабель ность, ток, проходящ,ий че рез каждого из нас. Если ток проходит (а может и не про ходить), — это и есть чело вечество». В таких местах раздавал ся дружный, благодарный вздох аудитории, но дальше опять становилось очень сложно. ...Мне годы понадоби лись, чтобы хоть в какой-то степени приблизиться к вос- ...По наивности студен ческого возраста не знала, что Мамардашвили был из людей гонимых. В те шести десятые-семидесятые годы внешне все выглядело бла гополучно —работал замес тителем главного редактора трудного и интересного жур нала «Вопросы философии». И вдруг на нашем факуль тете журналистики пронес ся слух: Мамардашвили чи тает психологам спецкурс по Канту! Психологический фа культет МГУ располагался тогда рядом, на Моховой. Спецкурс читался во второй половине дня, и я как раз успевала после занятий. Во шла в аудиторию минут за пятнадцать до начала и обом лела — огромный лекцион- й амфитеатр до отказа за полнен студентама*ГПрямо<.‘.--приятию Мышления такого на полу, уже ближе к кйфед- - уровня, ре, сидели этаййб ''А нй-’лёйя(ии Мамар^йш '''‘'"'сГл'ова; которых сейчас он может и не понимать. «Они в ребен ка врастают...» Непонятные слова и мыс ли (при условии собствен ной внутренней работы, ко нечно) со временем распус кают в человеке свои лепес тки. Каждая лекция Мамар дашвили длилась не менее двух-трех часов. Он спешил сказать молрдым людям, пожелавшим его слушать, то, что ему скоро запретят говорить. После этого спец курса Мамардашвили в Мос кве уже никаких лекций не читал. Был уволен из редак ции журнала «Вопросы фи лософии». Его приютила Грузия, где он начал работать в Ин ституте философии. Потом — перестройка . Можно было говорить, печататься, но вместе с этим наступила эпоха немыслимых вещей. Лидером Грузии становился Гамсахурдиа. Философ Ма мардашвили переживал за оболваненных соотечествен ников, не молчал. И все чаще оказывался на боль ничной койке. Рушилась страна и его родная респуб лика. Окончательно сердце не выдержало в тот день, в аэропорту. Теперь я нахожу в книгах Мераба Мамардаш вили совертенно земные - длинноволосые, в редких по тогдашним временам джинсах, с портативными магнитофонами наготове (се годняшние студенты, пожа луй, посмеялись бы над столь нескладной, громозд кой техникой). Ясно, что пси- ^ хологов здесь было немного ■^ —для спецкурса-то набира ется всего одна группа. Кто-то подвинулся, мне удалось сесть, я раскрыла блокнот. Еще несколько ми нут благоговейной тишины. Не помню, как вошел Мераб Константинович, но только на всю жизнь запомнила его сидящим перед нами, в не изменном свитере крупной вязки, а в руках — прямо шерлокхолмсовская трубка. Он размышлял вслух о фе номене сознания, о раскры тии духовных возможностей человека, он формулировал свои мысли прямо на наших вили я продолжала ходить. И слушателей в той аудито рии меньше не становилось. Теперь-то ясно, что Ме раб Константинович все по нимал. Конечно же, понимал, что мы, студенты, не были ему ровней. Понимал про наши конспекты, становив шиеся «рогожкой с прореха ми». Но он продолжал гово рить с нами именно на своем уровне, а дальше уже была забота слушателей: рыться после очередной лекции в словарях и энциклопедиях, сидеть в библиотеках, пы таться читать самого Канта. Прорехи исчезали, а рогож ка (не только в конспектах — в головах) обретала свой ства благородной, прочной ткани. Уже позже, взрослым человеком, я прочитала в очерке Марины Цветаевой «Мать и музыка»: Ребенка нужно заклясть словами. Новые веяния увлекают, в первую очередь, именно молодых и бывают несимпатичны для старших. Непременно кто-то процитирует; «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...» А как на самом д еле? Я попросила вместе со мной поразмышлять над этим человека, который по роду своей деятельности постоянно общается с молодехсью. Это один из самых молодых сотрудников Липецкого государственного педагогического университета, преподает здесь три года. Константин Саблин, кандидат технических наук, доцент факультета экономики и информатики. За свои тридцать лет он успел окончить Московский государственный технический университет и аспирантуру. —КонстантинПетрович, выучи лисьв вузеуже во времена перестрой ки, когда менялось праЕстически все; ценности, стереотипы, эталоны, цели. Сами вы учите уже так называемое поколение пех1. Существует ли раз ница между студентами того и ны нешнего времеЕШ? —Не хочу уподобляться бабулям, сидящим у подъездов и рассуждаю щим о том, что молодежь пошла ни кудышная... Но в то же время еще лет семь-восемь назад молодые люди были, допустим, более сплоченными между собой. Я —из их поколения и хорошо знаю, что у нас складывались более доверительные отношения и ни когда не возникало вопросов, если надо было вытащить приятеля из беды. Сейчас же случается, когда студен ты продают (или, проще говоря, дают списывать за деньги) своим друзьям те же лабораторные работы. Мини мальная сумма, насколько мне извес тно, десять рублей. У них нет того братства, что заставляет за друга пройти огонь, воду и медные трубы. Многие живут по принципу: каждый сам за себя. Стремятся ухватить с об- ..Молодость есть един ственное время, когда мы можем взрослеть. Взрослеть —это значит принадлежать к веку и миру просвеще ния... Это единственное вре мя, когда есть еще энергия, молодая энергия на то, что бы встать вертикально. Ког да есть еще энергия на по иски того, что лежит толь ко в конце пути. ...Это мож но узнать, лишь пройдя путь самому. На себе и в В нынешнем году, 15 сентября, философу Мерабу Мамардашвили исполни лось бы 70 лет. Нам, слушателям того спецкурса в МГУ, он поче му-то казался человеком весьма почтенного возраста. А может, он потом уже про сто не старел?.. Ольга КЛЕКОВКИНА. С(^е^и 1йех изданий, на кб1Ло1гЬ1е € вашей семье (1еш.а1й по^нисай 1 ься, Н1 зайудыйе иипецщю обмгс- /йную ^е|^^скчю газеЛч «ЗомнЕей клншися с и(1и- ложением дил сМа/ние классников «На вы- [ьоаЯ.и. Сели в семье еаСь Че/Еи — она н^жна не- н/1ел*еяно. Но у «Нлюш- немала и вз!и>слжх /Еа/Еелей — очень уж эй 1 о ин!Ее/1еснс1Я, чой 1 гал га- зе/Еа. Мнегше агеимялис- /Еов: оуно из лучших уе>Е- ских изуалий аЕ(1аны. «Зо^е/Еой ключик» о/Е- к/илвйк/Е. леежуу н/шчим. (1уй/1ику «!Рене/Еи1Ео(г». Ой(1а1Еи>Ее внимание! Нам уо 1 юга наша у)1улсва. и , заЛ1егЕыЕе, I нынешнем выпуске «С/Еу- пеней» — ува ав/Ео/м, ко- /Е о (1ЫХ вы)ьас1Еил «Нлю- чик»: Елена Шиловских и Лилмл 2 )ов( 1 ецова. Э/Еи ма1Ее(1и<1ЛЫ написаны в (юмках их оЕууенческой п^ииоЕики. Елена /1ово1Еа- ла неуавно в сосвьове уе- легации «ЗолыЕого клю чика» на Л 1 езкуунсфоуном феаЕивале уе/Еской 1ф1ес- сы. Лфивезла- несколько мав1е11иалов и уля нас В овщем , спасибо «Нлючику», щего стола кусок побольше и посла ще, не йадумываясь о том, что у сосе да нет даже корки хлеба. —Сейчас у многих создается впе чатление, что в вуз можно поступить только за деньги. Но неужели все так плохо? Реально ли встретитьв инсти туте студента, который заинтересо ван в получении знаний, а не только диплома? —Вот как раз теперь в студенчес кой среде происходит резкая диффе ренциация. Как и во всем обществе. Есть ребята, очень заинтересованные в учебе. Они поглощают знания с жад ностью. Встречаешься взглядом с та кими на лекциях, понимаешь, что им мало того, что я приготовил на два академических часа. Такие просиде ли бы в аудитории еще столько же. Им это интересно, им это нужно. Но они вовсе не становятся «ботаниками» и «синими чулками». Да, они прово дят много времени за чтением книг, но и развлекаться умеют не хуже сво их неуспевающих однокурсников. К сожалению, таких даже по пальцам пересчитать можно. Остальные посту пают исключительно из-за диплома. А юноши — еще и ради того, чтобы иметь отсрочку от армии. —Скажите, вашвуз как-то поощ ряет сзудентов, рвущихся к знаниям? —Конечно, но по мере своих воз можностей. Студенты принимают участие в конкурсах, олимпиадах, по лучают денежные премии. Некоторых во время обучения мы устраиваем на работу на нашем факультете, чтобы эти умные головы остались в дальней шем в стенах альма-матер. —Обычночеммоложе преподава тель, тем более доверительные отно шения у него со студентами. А как у вас? Помогаете ли вы, например, разрешать конфликты? —До конфликтов дело еще Не до ходило, да и не надо бы... А какие-то маленькие неувязочки, проблемки они мне доверяют. К примеру, студенты вряд ли признаются седовласому про^юссору, что не выполнили какую- нибудь работу. А мне скажут. Все- таки честное, искреннее признание гораздо лучше глупого вранья. Иног да от студентов такое приходится вы слушивать в оправдание своей лени!.. —Прежде сближению студентов способствовали хотя бы поездки в колхоз. А как сейчас? Способствует ли дружбе вуз? —А как же? Ведь были и остают ся самые разные совместные дела. Выезжаем на природу, посещаем се минары и конференции, готовимся к фестивалям «Студенческая весна» и «Осенние дебюты». Все это сближа ет. Если честно, молодежь и без нас обходится. Комплекса стеснительнос ти у нее сейчас нет, и проблем с об щением не возникает. — Последний вопрос — ребром: все-таЕси, на ваш взгляд, теперь мо- _ лодежь становится лучше или хуже, чем была? — Пусть другие говорят все что угодно, но, на мой взгляд, молодые люди сейчас лучше —а плохие были в любом поколении, в любые време на. Раньше ведь у человека, облада ющего вузовскими знаниями, не было больших перспектив. «Железный за навес», о котором сегодня лишь вспо минают, — это же очень серьезно! Никуда не вырвешься. Информацион ная ограниченность. Теперь иначе. У студента есть возможность подраба тывать или даже открыть пусть и не большое, но свое дело. Ребята ездят на стажировку за границу. Все зави сит от тебя самого — прежде всего получить вместе с дипломом такое образование, чтобы в тебе, в твоей работе были заинтересованы. Беседовала Елена ШИЛОВСКИХ. СОВЕТЫ АБИТУРИЕНТУ-2001 п у а ь НЕУДАЧНИК НЕ ПЛАЧЕТ, А ВЕРИТ В УДАЧУ ... избранную специальность, надо готовиться к экзаменам следующего года. Опыт показывает, что целеустремленные люди своего добиваются. Начнем с того, что на сле дующий год у ваших конку рентов опйть мёгут'оказать^» -' ся более ц^рчные’знания, чем у вас (по той простой причи не, что они к трму времени только что окончат школу, а ваши знания уже понемногу будут стираться...) Значит, вам придется серьезно зани маться. Кое-что надо осваи вать заново — вы, должно быть, уже обратили внима ние, что среди вопросов на вступительных экзаменах есть такое, чего в школе «не проходили». Занятия с репетиторами (разумеется, с хорошими ре петиторами) — не всем по карману. Поэтому узнайте, есть ли в избранном вами вузе подготовительные кур сы. Если нет, занимайтесь самостоятельно. Но только обязательно разыщите спра вочник именно «вашего» ин ститута, университета с эк заменационными вопросами. Он может быть в областной научной библиотеке. Если нет, обратитесь в библиотеку института — уж на пару-то часов нужную вам брошюру получить можно. За^о-вре-= мя вы отксерокопируеже^од-, отНетствующие страницы. Возможно, найдутся какие- нибудь пособия для поступа ющих —некоторые институ ты, университеты их выпус- Еще совет: пообщайтесь с поступившими (вдруг найдут ся среди них знакомые —со седи, одноклассники). Они наверняка не забыли, как поступали, как отвечали. Чу жой опыт совсем не вреден. Лето позади... Теперь за- паОитесь терпением и бери тесь за подготовку. Школь ных учебников явно малова то. Придется научиться за ниматься и в библиотеке. Это все хорошо, скажете вы, но предательское «НО» сидит глубоко внутри каждо го, уже однажды не поступив шего: НО вдруг и на следу ющий год не получится? Не исключено. Тут могут быть разные варианты. Мой: поступайте паргшлельно еще в один вуз —сейчас это мож но. Сдайте в приемную ко миссию копии документов. Только помните: если вы хо рошо сдадите экзамены и по явится вероятность зачисле ния, то ко дню этого самого приемной к%>, миссии должны быть уже “ подлинники'ваших доку-- - ментов. Я не откры ваю никаких с е к р е т о в но, чтобы после неуда чи вы не жили бы весь следую щий год в «подве шенном» состоянии. Конеч но, не приходится забывать, что в наше время нередко поступают те, у кого есть тыл в виде о-очень платежеспо собных родителей. Но посту пают, как и во все времена, и те, у кого хорошая голова. Случается —и те, кому про сто повезет, но таких, поверь те, единицы. Имена запоминаются. Че ловек, поступающий не пер вый год, в конце концов вну шает уважение той же при емной комиссии. Упорство — хорошая вещь. 2 Ф в з г л я д 1ЕГ БУХОНОВ ИЗ КЛУБА «ФУДЗЯ» Олег Бухонов — семикратный чемпион Липецкой области, сереб ряный призер Всероссийского юношеского турнира по рукопашному бою. Занимается в клубе боевых искусств «Фудзя» под руководством тренера, мастера черного пояса нинпо-тай-дзюцу Ацщюя Карабина. ...Два года назад в клуб пришел тринадцатилетний мальчишка. За диристый, дерзкий. Нередко оби жал других. Курил. В школе — хронический троечник, доставляв ший немало беспокойства родителям и учителям. Это и был Олег. Но только не сегодняшний... На первых же тренировках вы яснилось, что серьезные физичес кие нагрузки ему не под силу. Тре нер предложил пареньку расстать ся с клубом. Но Олег уже так ув лекся, что упросил оставить его. Договорились о месячном испыта тельном сроке. Бросил курить. Что- то в нем менялось. Подобрел к то варищам. И представьте себе — всего через три месяца Олег Бу хонов стал чемпионом Липецкой области по рукопашному бою. Пос ле победы, вспоминает тренер, Олег стал совсем другим. Сейчас этот парень —из лучших в клубе. Учителя и родители тоже отмеча ют разительные перемены. На во прос о планах Олег ответил, что готовится поступать в Липецкий педагогический университет, на факультет физической культуры. Хочет стать тренером, помогать ребятам становиться крепкими те лом и духом. Как в клубе «Фуд- Я побывал на одной из трени ровок и видел, насколько увлечен но ребята бегали, прыгали, отжи мались, выполняли специальные упражнения и по-десантному пре о д ол ев али всевозмож- ли, но у всех были про светленные лица. Глав ная цель клуба ведь не в том, чтобы каж дый стал вы- дающим ся КАК НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ? I спортсменом... ш Беседуя с Олегом Бухоновым, I я видел перед собой юношу креп кого, опрятного, серьезно рас- ^ суждающего. Думаю, что здоро- вый, спортивный образ жизни, требующий самодисциплины, он уже вряд ли променяет на что-то иное. Ну а задавать вопросы о ку- рении или употреблении алкого- , ля было бы вообще неуместно. В < конце я заговорил о правильном питании, важном не только для ‘г спортсмена, но и для любого че- к ловека. Олег заинтересовался • этим, я обещал помочь. И еще сказал, что верю в него. В ответ й Олег, немного смутившись, улыб- й нулся и утвердительно кивнул, 'ш Василий СКРИШШК. $ О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Жалко только, что всту пительные экзамены только летом. Вот если бы каждый месяц.,. Шутка. А пока будем надеяться на себя и на то, что через год и ваше имя будет в списке зачисленных. Ни пуха ни пера, абитуриенты! (И не за будьте послать автора этих строк ко всем чертям!) Лилия ДОБРЕЦОВА, студентка факультета журналистики Воронежско го государственного университета. ^ ^ Т И Х И и ПЕСНИ Не вууем о вкусах... Сйфа- нииа «С/Еупени» п^юсЛо (иши- . ла: науо печа/ЕаЛь /Ео, ч/Ео /Еепе/гь поч/Еи ни в какой газе!Ее не вс>Е(1ей1ишь. и книги /Еакие не н/гоуаю/Е. Лфиве/г- женци ноли/Еических оп11еуелений люгу/Е оаЕаЛьса с увежуением. ч/Еь ва/гуовскал песнл - улл «поколе ния шес 1 Еиуеся 1 Еников». На самом уеле э/Еи оЕихи лювили, э/Еи песни пели мно - 1 гие поколения лголоуежи, уаясе совсем не-% уавно. л! некоЕ1о(1ые - и сейчас. ЛуаЕь | ‘^оЕ^юки / 1 ув) 1 шси «С/Еихи и песни» помогу/Е вам. ‘Бывае/Е, | I ч^о помощь неовхоуима. ЛуаЕь у вас на ууиге вууоЕ | В ГОРОДСКОМ САДУ I Что обычно мешает нам слушать: ^ Наш ум не хочет ждать. Мысли бегут быстрее, чем речь. Пока мы ждем, когда будут произнесены сло ва, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается... В ре зультате «оседает» лишь не сколько слов, и мы теряем , смысл сказанного. @ Нам кажется, что мы это уже знаем, поэтому слу шаем вполуха. ^ Мы смотрим, а не слу шаем: сколько раз бывало, что не улавливаешь имени нового знакомого только по тому, что мысли заняты его внешним видом, манерами. ^ М ы пытаемся слушать, одновременно отдавая часть своего внимания газете, ра дио или телевизору... ^ Мы забываем самое главное: внимаем словам, а не мыслям. @ Нас оглушают эмоции: когда кто-либо пытается вы сказать мнение, противопо ложное тому, которое мы счи таем единственно верным, — мы бессознательно боимся, что услышим то, что заста вит нас усомниться в спра ведливости собственной точ ки зрения. Мы перестаем воспринимать говоря щего и начинаем пла нировать свою словес ную контратаку. А вот шесть спосо бов, рекомендуемых для улучшения навы ков слушания: Учитесь медлен но сосредотачиваться; используйте упражне ния типа: «Сколько бу дет два плюс три ми нус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» @ Устройте себе радио- или телеэкза мен: прослушайте вместе с кем-нибудь переда чу (умную, конечно!) и про верьте, сколько высказан ных в ней положений вы оба запомнили; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею передачи. ©Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внима ние; не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела. ©Учитесь понимать точ ки зрения, противополож ные вашей: следите за сво им подсознательным стрем лением перестать слушать и придумать «достойный» от вет. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к тому, что вы слышите. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему по нять, что вы начинаете вни кать в смысл сказанного. © Повторяйте про себя сделать, то, без сомнения, не сможете ни точно запом нить их, ни правильно вы полнить. © Помогайте слушать другим, во всяком случае не мешайте. В свою очередь, сами сразу откликайтесь на слова, обращенные к вам. ' Круглы у радости глаза : и велики у страха. . И пять морщинок на челе I отпразднеств и обид... ; Но вышел тихий дирижер, но заиграли Баха. И все затихло, улеглось и обрело свой вид. - Все стало на свои места, едва сыграли Баха... ' Когда бы не было надежд — на черта белый свет? . К чему вино, кино, пшено, квитанции Госстраха И вам — ботинки первый сорт, которым сносу нет? '\ Не все ль равно: какой земли касаются подошвы? ’<Не все ль равно: какой улов из волн несетрыбак? Не все ль равно: вернешься | цел или в бою падешь ты, ^ И руку кто подаств беде — I товарищ или враг?Ч Но чтобы было все не так, | чтоб все иначе было, | Наверно, именно затем, наверно, потому Играет будничный оркестр привычно и вполсилы, А мы так просто и легко все тянемся к н> Ах, музыкант мой, музыкант, играешь, да не знаешь. Что нетнесчастных и больных, и виноватых нет, Когда в прокуренных руках гак просто тысжимаешь Ах, музыкант мой, музыкант, черешневый кларнет! - ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ- Включите канал "Радио России" 9 сентября, в суб боту, в 21.10. Вы услышите голос человека, которому присылают письма со всей страны и из-за рубежа вот уже 33 года. Это заслужен ный артист России Виктор Ви тальевич Татарский. Его пе редача называется «Встреча с песней». 50 минут песен, музыки и таких слов, которые дорого было бы услышать каждому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz