Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
Ж ИП ЕЦ КА Я ш ж г а з е т а 3 0 а в г у с т а 200 0 г . , № 173 {21301 ) НА К Р У Г И С ВО Я «СИИРНОВЪ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ... И к ЭТОМУ ПРИЛОЖИЛИ РУКУ ЛИПЕЦКИЕ СПИРТОВИКИ в начале 70-х годов Липецк посетил тогдашний председатель союзного правительства Алексей Ко сыгин. Делясь впечатлениями о своей поездке в США, он с большим сожалением рассказывал ру ководству области о том, что многое забытое и отвергнутое у нас в Отечестве с успехом использу ется за рубежом. В частности, знаменитая водка «Смирновъ». Во второй половине X IX и начале XX веков она поставлялась не только русскому , но и другим императорским дворам Европы. Сожалея о потере, премьер и гостеприимные хозяева даже в смелых мечтах не могли тогда пред положить, что знаменитая «Смирновка» вновь во з вратится в Россию в начале 90-х годов и Липецкая область в этом событии сыграет весьма существен ную роль ... За восстановление техно логии и традиций производ ства продукций с торговой маркой «Смирновъ», исполь зуя сохранившиеся в семье рецепты, взялся праправнук П.А. Смирнова Борис Смир нов. Для первых опытов ему понадобился спирт макси мально высокого качества. За помощью он обратился к своему приятелю Виктору Руслякову, уроженцу Данко ва, работавшему тогда в ап парате Верховного Совета России. В. Русляков порекомен довал потомку удцчливого промышленника, «постав щика двора Его Император ского Величества», обратить ся на Воскресенский спирт- завод Данконского района. Одновременно попросил ди ректора предприятия Викто ра Гусева оказать Б. Смир нову содействие. Из Липецкой области предприниматель возвратил ся в столицу с десятью лит рами воскресенского спирта. С него, собственно, и нача лось возрождение «Смирнов- ки». После многочисленных анализов и презентаций была получена лицензия на про мышленное производство. Так в России, не без учас тия липчан, образовалась новая фирма «Торговый Домъ потомковъ поставщи ка двора Его Императорско го Величества П.А. Смирно ва» . Ее нродукция, насчиты вающая 16 наименований, завоевала огромную попу лярность у отечественного потребителя. За последние четыре года производство и продажа «Смирновки» воз росли в пять раз. Высокое ее качество отмечено междуна родными знаками «Платино вая звезда». В прошлом и позапрошлом годах фирме сопутствовал большой успех на международных выстав ках в Панаме, Франции, Португалии . Напитки «Смирновъ» завоевывают все большую популярность, особенно в последние два года. Заказы на поставку поступили из США, Канады, Германии, Франции, Япо нии, Китая и некоторых дру- Понятно, что фирма с та кими славными историчес кими традициями и высоким международным авторите том не может взять себе в партнеры кого попало. Та кую честь она оказывает только тем, кто в состоянии .. поддержать марку компа нии. Поэтому вдвойне при ятно, что продукцию «Тор гового Дома» будет теперь выпускать и АО «Воскресен ский спиртоводочный за вод». В минувшую пятницу здесь была пущена в эксплу атацию новая линия по про изводству водки «Смир новъ». Процесс подготовки к этому в Воскресеновке занял три месяца. За это время здесь была смонтирована новая линия, отработана тех нология, решены многие ор ганизационные вопросы. Ра бота коллектива высоко оце нена вице-президентом фир мы В, Молчановым, замести вым, главой Данковской рай онной администрации В Волковым. Присутствие та ких лиц в день пуска гово рит о значимости события Директор предприятия В Гусев расценил его как в рое рождение завода. Надо полагать, и об этом говорили многие на презен тации новой линии, произ водство популярного напит ка поможет воскресенским спиртовикам преодолеть серьезные финансовые труд ности, которые Они сегодня испытывают. Руководство же области и района надеют ся на то, что предприятие наконец-то перестанет быть недоимщиком по уплате на логов в бюджеты различных уровней и будет их стабиль ным донором. Ну, а что же сказать о са мой водке «Смирновъ»? По качеству она на несколько порядков выше, приятней и безопасней для здоровья, чем все то, что употребляет се годня «средний» россиянин. Обусловлено это многими факторами, среди которых не последнее место занима ет вода. Ее берут не из обыч ных артскважин, а спирто- возами доставляют из свято го источника, откуда в дни Куликовской битвы пил сам Дмитрий Донской. И разли вается «Смирновка» не в обычные поллитровки, а в специальные бутылки произ водства ООО «Русско-Амери канская компания», срабо танные мастерами из всемир но известного Гусь-Хрус- тального. Ее емкость, как и во времена Петра Арсенть евича Смирнова, 610 грам мов. Сохранена и этикетка с особенностями орфографии того времени... Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Данковский район. я ч м е н н ы й год БЕРЕЗНЯГОВЦЕВ А теперь жалеют; там засилье сорняков. И 15 центнеров с гек тара даже в бункерном весе пше ницы не получают. Из ошибок извлекли выводы. С Дрязгинской опытной станции сейчас завозят семена класса "элита". Но это — забота о будущем урожае. А ныне ставка — на ячмень, который на лучших участках дает по 35 цен тнеров с гектара. Нынешний годберезняговцы могут назвать ячменным во всех отношениях. Валентин Прибытков делится радостью: ячмень сдают пивоваренным сортом. В этом отношении хозяйство является районным лидером. Никогда ра нее такого не удавалось. Но, с другой стороны, и финансовые проблемы никогда так остро не стояли. Главная из них — где взять деньги на горючее, которое в цене выросло, да и отпускают его за наличные. Тут-то и приго дились дополнительные сотни ты сяч рублей, вырученные от про дажи зерна высокого качества. Выгадали на этом немало. Ведь если рядовой ячмень принимают по 2200 рублей за тонну, то пи воваренный —по 2900 рублей. Поиск новых резервов и сей час продолжается. Валентин При бытков сообщает: руководство хозяйства договаривается о по лучении сертификата, позволяю щего сдавать овес для перера ботки на «Геркулес». Главный аг роном по этому вопросу уехал в город. А все заботы о темпах и качестве уборки сегодня на нем, заместителе председателя. Вместе отправляемся на убо рочное поле. Невольно сравни ваю картину с той, что видел в «Маяке». Там все комбайны мо лотили напрямую, тут — только три. А четыре агрегата косят в валки, хотя, как признал Вален тин Васильевич, перед жатвой планировали ради экономии го рючего вести преимущественно прямое комбайнирование. Мой собеседник интересуется, давно ли я был в «Маяке». Более неде ли назад? Тогда все ясно. Кор рективы в стратегию ныне вно сят уходящие сроки жатвы. Чаще к раздельной уборке в «Березня- говском» прибегают в последние дни ради сокращения потерь. Если оставить зерновые на кор ню, то пшеница вот-вот начнет осыпаться, ячмень того и гляди «клюнет». А в валках созревание как бы замедляется, собранное подольше полежать может без потерь. Когда только начинали жат ву, ячмень давал по 40 центне ров с гектара, теперь на 30 цен тнеров съезжают. Темпы приба вить бы надо. И Валентин Василь евич с большой теплотой отзы вается о комбайнерах Дмитрии Прибыткове, Михаиле Юранове, водителях Алексее Прибыткове, Викторе Шестакове, которые за дают тон на зерноуборке. Инте ресуюсь стимулами. — Стимулы? — переспраши вает Валентин Прибытков. И, не много подумав, показывает на покатившие в сторону. Усмани грузовики с зерном: вот они, сти мулы. Уберут вовремя урожай — все долги по зарплате погасят. Ради этого стоит постараться... Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". ;[№ П ( с и т . \ т , 0СТ.1ТСЕ |;р[[;ог - ( По традиции в канун 1 сентября педагоги об- шласти собрались, чтобы поговорить о насущных проблемах современной школы на всех ступенях * обучения — от дошкольного д о профессиональ- з: ного. Однако в отличие от предыдущих, нынеш- I няя ди ску ссия носила научно-практический харак- ! ; тер. Вместе с тем тональность докладов никак не соответствовала суховатой формулировке об- шщей темы: «Социально-педагогические пробле- шмы образования в Липецкой области: современ- шность и перспективы». Открыла конференцию зам- й главы обладминистрации Люд- I мила Куракова. Она останови- к; лась на социальных аспектах образования, под которыми II предложила понимать доступ- н ность обучения, равные стар- й товые возможности для всех ;;:| категорий учащихся. «Но одно ц дело — декларировать это на й словах и совсем другое — пре творять в жизнь», — заметила 8 Людмила Валентиновна. К при- 8 меру, о какой доступности 1 можно вести речь, й если «троечника» й сегодня не берут в а старшие классы не I то что лицеев и I гимназий ,- но и 8 обычной общеоб- й р а з о в а т е л ь н о й школы, а перво- |; классников «сорти- 8 руют» с помощью тестов, по- I рой абсолютно безграмотных с I педагогической и психологи- й ческой точек зрения? Если уче- й ника помещают в группу ЗПР и 8 «держат» там вплоть до девя того класса, хотя вся коррек- I ционная работа ведется лишь I в начальной школе? Все эти «погрешности» необ ходимо учесть при проведении реформы школы. Уже в следующем году в на шей области начнутся экспери менты. В одних школах пройдет итоговая аттестация одиннадца тиклассников по литературе, в других будет проверяться концеп ция профильного обучения. Раз рабатывается новый подход к трехлетнему обучению в началь ном звене. Что касается введе- Образование в России в кон це XX века стало для части д е тей недоступным. Школьников «сортируют» на умных и не очень уже в начальных клас- ния единого национального экза мена, то, по мнению докладчика, нельзя отвергать эту форму за ранее. К слову, в нашей области подобный опыт имел место, но почему-то не был оценен по до стоинству. Главное же при реформиро вании, считает Л. Куракова, сле довать принципу «не навреди», особенно при разработке нового подхода к содержанию образо вания. Ведь не секрет, что в по следние годы школы слишком безоглядно подхватывали многие новые идеи. Как результат — «разбухание» учебно го плана за счет «модных» дисциплин. К числу последних вице-губернатор от несла и валеологию. «Вместо того, чтобы построить бассейн, открыть спортивную секцию или, в конце концов, принять на работу в школу чело века, который организовЙ1вал бы турпоходы, мы посадили учени ков за парты на лишние 100 ча сов в год и заставили их учить мудрые мысли о важности сохра нения здоровья», — так проком ментировала докладчик ситуа цию. По ее мнению, необходимо сокращать учебную нагрузку, так как на выходе из школы лишь 10 процентов детей считаются здо ровыми. Эту тему развил в своем вы ступлении начальник управления специального образования Мин образования РФ Дмитрий Шилов. Он рассказал собравшимся о но вых проектах, разрабатываемых на федеральном уровне. Один из них включает "обучение здо ровью", а также профилактику за болеваний учащихся. Причем он должен объединить усилия ре бенка, школы и семьи. Рабочие пособия и другие учебные мате риалы уже готовы. Однако недо стает средств для начала экспе римента. Другая разработка ка сается организации правильного питания школьников. Кроме того, апробируется новая технология индивидуального развития ре- й " - участвуют социаль- бенка. В Н1 В по сл едние годы р о с си й ская школа шла на поводу у но вомодных идей . В результате — «разбухание» учебного пла на, ув ел и ч е н и е н а гр у зки на школьников. Лишь 10 процен тов выпускников в школах Р о с сии считаются здоровыми. ные педагоги, психологи, меди цинские работники. Эксперимент проходил в Санкт-Петербурге и показал хорошую динамику, осо бенно в работе с детьми из так называемой группы риска. К концу года планируется принять федеральную междис циплинарную программу «обуче ния здоровью». Это найдет отра жение во всех школьных предме тах, будь то иностранный язык, математика или физика. А при школах будут создаваться цент ры содействия здоровью. Соот ветствующий документ уже издан в Министерстве образования РФ. Особое внимание здесь отводит ся проблеме обучения детей с ог раниченными возможностями здоровья. По мнению докладчи ка, они должны иметь доступ во все учебные, заведения, в том числе в училища, ссузы, вузы, расти и воспитываться вместе с остальными детьми. Мысль о том, что на форми рование человека как личности огромное влияние оказывает культурно-образовательная сре да, стала главной в выступлении проректора по научной работе, завкафедрой ЕГПИ, профессора Евгения Белозерцева. Для нача ла он предложил собравшимся задуматься над тем, почему Иван Бунин смог закончить обучение в гимназии всего за четыре года. Очевидно, что этому способство вала среда как сумма природных, исторических, религиозных, куль турных и иных условий. В этом смысле Липецкая область при знается уникальной, и задача пе дагогов — пробудить интерес школьников к культурному насле дию нашего края. А первым ша гом на этом пути может стать на сыщение регионального компо нента учебного плана местными материалами. Кое-где этот про цесс уже начался, но его нужно усилить. Ученые из ЕГПИ и ИУУ готовы предоставить необходи мые книги, учебную литературу. Участники конференции не обошли вниманием и такие про- На формирование человека как личности огромное влияние оказывает культурно-образо вательная среда . Задача педа го гов — пробудить интерес школьников к культурному на следию РОДНОГО края. блемы, как взаимодействие с церковью, трудоустройство вы пускников профессиональных училищ и вузов, контакты семьи и школы, организация досуга учащихся и ряд других. и Подводя ,итоги разговора, 8 глава обладминистрации Олег &■ Королев отметил, что педаго- ш гами был поднят огромный 1;8 пласт вопросов, требующих и глубокого осмысления и ана- I лиза. Он предложил не огра- и ничиваться принятием резолю- 8 ции, а подумать над создани- | ем, если угодно, программы | развития образования облас- ти, в которую вошли бы все Ш предложения участников пед- | Олег Петрович также отве- ТИЛ на вопросы из зала. В час- й тности, подчеркнул он, строи- Цц тельство новых школ будет Я продолжено: «В прошлом году Г мы сдали школ на 1316 мест, | в этом сдадим на 2140, а в еле- I дующем еще больше». А воз- | мущенных представителей низ- ® кооплачиваемой категории ра- I батников системы образования I заверил, что вопрос о повыше- « НИИзарплаты будет решен. По 1 словам Олега Королева, грядут 8 существенные изменения в 1 бюджете области. Будет ли от 8 от этого легче педагогам — |;; покажет время. а А пока губерна- | тор просил собрав- | шихся не прино- 8 сить авторитет учи- | теля в жертву вре менным финансо- 1 вым затраднениям | и продолжать «се- 1 ________ ять разумное, до- а брое, вечное», не 8 дожидаясь, пока наконец госу- I:; дарство одумается, поймет, что образование — основа эконо- й мического развития общества. 8 Елена ТАРАВКОВА. I: НЫНЧЕ ВШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС ЛОЖНЕЕИНПИТУТАГ Пожалуй, впервые за годы и социально-экономических II потрясений липецкий учитель 8 почувствовал, что он не забыт а властью. Конечно же, речь идет о тех усилиях, которые I прилагает администрация го рода, чтобы возродить шеф- I ство промышленных предпри- 1 ятий над школами областно- ®го центра. «ЛГ» уже писала о № десятках подобных примеров. I Напомню читателям лишь об I одном. Директор Липецкого шхлебокомбината Александр 8 Алтухов не только выделил на 1 нужды пятнадцатой школы 50 тысяч рублей, но и подарил 8 педагогическому коллективу новенький телевизор. Боль- « шую помощь этому образова тельному учреждению оказы- 8 вает директор топливно-энер- 8 гетического комплекса ОАО т «НЛМК» Владислав Смирнов. Кроме того, отмечалось на 8 городской педконференции, ,8 по сравнению с прошлым го- 8 дом бюджетные ассигнования, выделяемые на нужды наро дного образования, увеличи- щ лись в три раза! Только на 8 проведение текущего и капи- 8 тального ремонта школ из го- 8 родской казны выделено 7,3 I миллиона рублей. 8 ... В своем докладе началь- 8 ник управления образования 8 Липецка Нина Федорова ска зала немало теплых слов о ли- «I пецких педагогах. По ее сло- I вам, традиционно высокий I уровень знаний дают учащим- 8 ся лицей №44, школа-гимна- 8 зия № 64. Отрадно отметить, 8 что положительные примеры не ограничивались лишь кру- 8 гом «элитных» образователь- 8 ных учреждений. Скажем, в 8 школе № 52, где стараниями 8 бывшего война-афганца Эду- 8 арда Веселова создан клуб «Воинтер», большое внимание 8 уделяется военно-патриоти- 8 вескому воспитанию молоде- 8 жи. Образовательное учреж- *! дение N9 8-^ единственное в 8 Липецке, где в учебный план 8 включен такой предмет, как экология города. Конечно же, на конференции не удалось избежать и «острых» тем. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются педаго гические коллективы, порождет ны экономическими неурядица ми и нашей нищетой. К приме ру, ухудшающаяся демографи ческая ситуация вынуждает со кратить в нынешнем учебном году 47 учителей начальных классов и 51 учителя-предмет ника. Причем подобная тенден ция сохранится и н будущем Сегодня зарплата молодого учителя не превышает 500 руб лей. Понятно, что молодежь стремится найти более пре стижную работу. Как результат — происходит «старение» педа гогических коллективов. В сво ем докладе Нина Федорова при вела весьма любопытные циф ры: в настоящее время в шко лах города работает 560 учите- лей-пенсионеров и 24 руководи- теля-пенсионера. Или такой факт —сегодня в улучшении жи лищных условий нуждаются 1,4 тысячи педагогов. Увы, не все трудности мож но списать на неурядицы в эко номике. Существуют и чисто пе дагогические проблемы. Сего дня, отмечали участники развер нувшейся дискуссии, на учебную деятельность старшеклассник вынужден тратить до 90 процен тов времени своего бодрство вания. Разве это нормально? Или другой момент — в отдель ных педагогических коллективах продолжают сохраняться реци дивы авторитарной педагогики, что неминуемо приводит к воз никновению очагов напряжен ности. В минувшем учебном году управление образования вынуждено было заниматься разрешением конфликтов во многих школах — 72, 4, 42, 25, 31 и других. Тем не менее главным ито гом педконференции стала на дежда — надежда на то, что власть не оставит педагогов один на один с их проблемами. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. В «АДМИНИаРАТИВНОМДНЕВНИКЕ»- ПЯТЕРКА КАК ПЕРЕШАГНУТЬ ПОРОГ, НЕНАБИВ СЕБЕ ШИШЕК? в преддверии нового учеб- I ного года педагоги города Ель- I ца задали друг другу вечные вопросы, зачем, чему и как учить? Начальник управления образования Ельца Валерий Тяпин в своем докладе коснул ся всех сторон жизни елецкой школы—от подготовки к пред стоящей зиме до «несостыко- I вок» между начальным и основ ным ее звеном. Решение этих проблем дается непросто, од нако, итожа минувший год, Ва- I лерий Михайлович не метал е высокой трибуны стрелы укора I в адрес своих подчиненных. На- I против: напомнив, что учитель —это вечный двигатель школы, I поблагодарил педагогов за их труд и достигнутые в сложных 8 условиях успехи. Ельчане, несмотря не не- I удовлетворительное финанси- I рование учреждений образова- I ния, едва держащуюся на ногах I идавно выработавшую свой ре сурс материальную базу, ни- I щенскую зарплату, сделали все возможное и невозможное, что- I бы сохранить традиции, высо- I кий кадровый состав педагогов. «Физики» и «Лирики» смело штурмуют педагогический Олимп, активно внедряя совре- I менные технологии обучения, I создают интересные авторские I программы, новые методики, I учатся друг у друга. Выступившие на конференции задавали представителям власти вопросы о том, как приобщать школьников к здоровому образу жизни, развивать у них интерес к труду, если даже в самых круп ных школах не осталось спортив ного инвентаря, а в мастерских стоят поломанные станки? Как гимназии, куда стремятся попасть на обучение дети со всего горо да, проводить информатизацию учебного процесса на допотопных компьютерах? И о какой иннова ции можно вести речь, если на уроках химии не хватает простей ших реактивов? Елецкие педагоги не обошли вниманием и реформирование школы. По мнению директора школы № 11 Сергея Полунина, если в финансировании не будут участвовать государство, облас тной и городской бюджеты, то и новый «революционный» поход провалится так же, как это случи лось в 1984 году. Между тем уже дана команда «сверху» о перехо де на четырехлетнее обучение в начальной школе. По такой про грамме в Ельце будут занимать ся 42 класса. Вот только есть ли гарантия, что на этом пути удаст ся избежать колдобин, как и при переходе на 12-летнее обучение? На этот вопрос елецкие учи теля ответа пока не получили. ^ Тамара ФЕДЕОКИНА. На награждение отличившихся и праздничный концерт в ходе педсовета Елецкого района ушло вре мени не меньше, чем на доклад завроно Натальи Зозули и прения по нему. Думается, это правильно. Сам дух предсентябрьской встречи был оптимистич ным, несмотря ни на что, и располагал к живому общению. Разговор шел о накопленном опыте и ито гах работы учительства, материально-техническом обеспечении школ, их готовности к педагогическо му процессу, профориентационной работе, о мно гом другом. Но такая обстановка нисколько не затушевала трудностей елецкой сельской школы. Одна из них, самая, пожалуй, острая — подготовка будущих кад ров для села. Вот цифра. Последний районный школьный выпуск «в люди» — 750 юношей и деву шек. Но только 11 из них поступили в сельскохозяй ственные вузы. 9—в специальные по этому же про филю средние у^чебные заведения, 30 — в елецкое сельское ПТУ. Правда, еще около 80 выпускников вместе с аттестатами получили права тракториста, окончив факультативы. Но профориентационная работа при постоянной нехватке специалистов-аграриев могла быть куда эффективней, если бы к ней проявили практический интерес местные товаропроизводители, а ч^чебная материальная база для этой подготовки была'бы более основательной. Отсюда и нехарактерные пре- 1а жизнь школы зараба приобретении списанной техники. Чтобы и будущих .1 - В том, что надо возвращаться к добрым тради циям обоюдовыгодного сотрудничества хозяйств и школ, делегатов учит“ "‘-'’ '^"'» жал первый заместит трации Петр Горлов. Дальновидно поступают те ру ководители, отметил Петр Тихонович, которые нете- ряют связей с учебными заведениями. Давал отчет на педсовете и глава района Нико лай Савенков. Удалось снять ряд острых вопросов, прозвучавших в адрес власти на прошлой конфе ренции. Нет более задолженности педагогам позар плате, вовремя им были выплачены отпускные. В районе стали проводиться праздники учительства. С 1 сентября день в день будут выплачиваться теку щие пособия на методлитературу с одновременным погашением прежнего районного долга по этой статье в 1,2 миллиона рублей. Суда по настрою де легатов педконференции, к местной власти претен зий нет. Положительную оценку в «административ ном дневнике» она заслужила. Елецкий район. Александр ДЕМЕНТЬЕВ. О бесплатной дороге к острову знаний Традиционный доклад начальника отдела об разования Чаплыгинского района Алексея Лоба нова был немногословным. Сделано немало. Мно гое можно было рассказать о предстоящем откры тии новой школы в Зареченском районе города, о строительстве культурного комплекса в поселке , Рощинский, нового школьного здания в селе Тап- тыково... Проблемы народного образования в районе традиционно решаются неплохо— это отметил за меститель главы областной администрации Павел Гучек, тепло поздравивший педагогов с началом нового учебного года. А выступление главы рай- администрации Николая Климова — тоже тради ционно — перешло в беседу с залом по принципу «вопрос—ответ». Вопросов было много. Один из них касался льготного проезда школьников к мес- разования, студентов ссузов не предусмотрена ни одним законом, но на территории района она дей ствует уже несколько лет. В новом учебном году бесплатный проезд гарантирован как сельским ре бятам, которые на рейсовых автобусах ездят в школу, так и учащимся ПУ-29 и студентам агро- колледжа «Чаплыгинский». Вторая часть конференции была посвящена чествованию лучших педагогов района. Им вруча ли почетные грамоты, благодарственные письма. Роскошные букеты цветов, приветственные адре са, памятные подарки преподнесли учителям пен сионного возраста. Александр АНДРЕЕВ. г. Чаплыгин. ПЛАНЕТАР МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА в условиях, когда россий- 8 ская общеобразовательная 8 школа взяла курс на индиви- | дуализированную модель обу- ш чения и воспитания, резко воз- | росла потребность в педагогах 8 с высокой методической и пси- V хологической культурой, спо- 8 собных помочь любому школь- I нику сформироваться как лич ность. Готовы ли лебедянцы к | решению такой задачи? 8 Ответ на этот вопрос попы- 8 тался Дать, и, надо сказать, 8 небезуспешно, на традицион- 8 ном августовском педсовеща- нии начальник Лебедянского райотдела народного образо вания Николай Пылькин. Суди- а те сами: сегодня в районе поч- а ти тысяча педагогов, из кото- 8 рых 95 процентов —с высшим образованием. В течение года а 656 человек прошли аттеста цию, каждый четвертый выдер- | жал экзамен на высшую кате- 8 горию. 8 Минувший учебный год | стал ПОД11ИННЫМкладезем но- | вых методик, основанных на прогрессивных системах. Об- 8 катаны и получили путевку в 8 жизнь развивающие програм- | мы, интегрированные и игро- | вые уроки. Все активнее внед ряются в практику тестирова- Р ние и психолого-педагогичес- ж кое диагностирование учащих- 8 ся и дошкольников. Уже третий 1 год в районе действуют школы углубленного изучения таких » дисциплин, как химия, инфор матика. Но, взяв на вооруже- • ние передовые новации, лебе- ж дяНцы бережно хранят и до- й брые традиции, например тот ж же липецкий метод. | Как было не упомянуть на конференции о новенькой Мок- | ринской средней школе на 168 1 мест? И это не единственный 8 прорыв в «пространственное * обустройство». Все другие об- ж щеобразовательные школы ж прошли за лето через капи- ш тальный или косметический ж ремонт, обновили учебно-ме тодическую литературу. | А вОт разговор о негатив ных моментах участники сове- I щания повели на секционных занятиях, где неоднократно ш подчеркивалось, что есть про- 8 счеты в организации учебного процесса, еще больше их в Щ деле нравственного и физичес кого воспитания школьников, ж Не все семена, брошенные в ж детские души, дают здоровые ж всходы. Иначе откуда берутся «трудные» подростки, откро- ж венные лоботрясы? И это серь- ж езный повод для самокритики, а Тут важно, перефразируя ело- ^ ва академика Д. Лихачева, по- \ мочь каждому маленькому при- ' ) нцу найти собственную плане- 8 ту не только в стенах школы, а но и в жизни... 8 переизбытке то розовых красок, то, наоборот, слишком мрач ных. Что наметились более-менее обнадеживающие тенден ции в образовании — спорить нельзя. Как нельзя отрицать и заслуги нашего учительства. Оно в пору разброда и безвре менья находит в себе силы сохранять традиции предшествен ников, работать не формально, а творчески, отдавая детям нечто большее, чем часы и дни, — сердце и талант. Однако эта самоотдача во многих случаях наталкивается на препятствия и противоречия, чье устранение не зависит от педагога. Как сказал наш автор, ученый и преподаватель с огромным стажем, учитель слишком часто оказывается один ----^-------------- ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ на один с проблемами, рохадающимися не в школе, а в об ществе. Начиная с экологии, губительной для всех, но осо бенно для неокрепшего организма ребенка, и кончая инфля цией нравственности, культивируемой даже в государствен ных СМИ. И здесь без союза с властыр школа мало что мо жет сделать сама. Но пока иные чиновники не столько под держивают воспитателя юношества, сколько предпочитают выполнять формальные и неумные инструкции, наблюдая со стороны, как бьется за детей педагог. Остается верить, что августовские дискуссии все-таки дадут свои плоды, и те, кто принимает решения, начнут работать, оглядываясь не на свое начальство, включая столичное, а на учителя и ребенка, нуж дающихся в помощи, защите, поддержке не только словом и даже не только финансами...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz