Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Ж ИП ЕЦ КА Я ш ж г а з е т а 3 0 а в г у с т а 200 0 г . , № 173 {21301 ) НА К Р У Г И С ВО Я «СИИРНОВЪ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ... И к ЭТОМУ ПРИЛОЖИЛИ РУКУ ЛИПЕЦКИЕ СПИРТОВИКИ в начале 70-х годов Липецк посетил тогдашний председатель союзного правительства Алексей Ко­ сыгин. Делясь впечатлениями о своей поездке в США, он с большим сожалением рассказывал ру ­ ководству области о том, что многое забытое и отвергнутое у нас в Отечестве с успехом использу­ ется за рубежом. В частности, знаменитая водка «Смирновъ». Во второй половине X IX и начале XX веков она поставлялась не только русскому , но и другим императорским дворам Европы. Сожалея о потере, премьер и гостеприимные хозяева даже в смелых мечтах не могли тогда пред ­ положить, что знаменитая «Смирновка» вновь во з­ вратится в Россию в начале 90-х годов и Липецкая область в этом событии сыграет весьма существен­ ную роль ... За восстановление техно­ логии и традиций производ­ ства продукций с торговой маркой «Смирновъ», исполь­ зуя сохранившиеся в семье рецепты, взялся праправнук П.А. Смирнова Борис Смир­ нов. Для первых опытов ему понадобился спирт макси­ мально высокого качества. За помощью он обратился к своему приятелю Виктору Руслякову, уроженцу Данко­ ва, работавшему тогда в ап­ парате Верховного Совета России. В. Русляков порекомен­ довал потомку удцчливого промышленника, «постав­ щика двора Его Император­ ского Величества», обратить­ ся на Воскресенский спирт- завод Данконского района. Одновременно попросил ди­ ректора предприятия Викто­ ра Гусева оказать Б. Смир­ нову содействие. Из Липецкой области предприниматель возвратил­ ся в столицу с десятью лит­ рами воскресенского спирта. С него, собственно, и нача­ лось возрождение «Смирнов- ки». После многочисленных анализов и презентаций была получена лицензия на про­ мышленное производство. Так в России, не без учас­ тия липчан, образовалась новая фирма «Торговый Домъ потомковъ поставщи­ ка двора Его Императорско­ го Величества П.А. Смирно­ ва» . Ее нродукция, насчиты­ вающая 16 наименований, завоевала огромную попу­ лярность у отечественного потребителя. За последние четыре года производство и продажа «Смирновки» воз­ росли в пять раз. Высокое ее качество отмечено междуна­ родными знаками «Платино­ вая звезда». В прошлом и позапрошлом годах фирме сопутствовал большой успех на международных выстав­ ках в Панаме, Франции, Португалии . Напитки «Смирновъ» завоевывают все большую популярность, особенно в последние два года. Заказы на поставку поступили из США, Канады, Германии, Франции, Япо­ нии, Китая и некоторых дру- Понятно, что фирма с та­ кими славными историчес­ кими традициями и высоким международным авторите­ том не может взять себе в партнеры кого попало. Та­ кую честь она оказывает только тем, кто в состоянии .. поддержать марку компа­ нии. Поэтому вдвойне при­ ятно, что продукцию «Тор­ гового Дома» будет теперь выпускать и АО «Воскресен­ ский спиртоводочный за ­ вод». В минувшую пятницу здесь была пущена в эксплу­ атацию новая линия по про­ изводству водки «Смир­ новъ». Процесс подготовки к этому в Воскресеновке занял три месяца. За это время здесь была смонтирована новая линия, отработана тех­ нология, решены многие ор­ ганизационные вопросы. Ра­ бота коллектива высоко оце­ нена вице-президентом фир­ мы В, Молчановым, замести вым, главой Данковской рай онной администрации В Волковым. Присутствие та ких лиц в день пуска гово рит о значимости события Директор предприятия В Гусев расценил его как в рое рождение завода. Надо полагать, и об этом говорили многие на презен­ тации новой линии, произ­ водство популярного напит­ ка поможет воскресенским спиртовикам преодолеть серьезные финансовые труд­ ности, которые Они сегодня испытывают. Руководство же области и района надеют­ ся на то, что предприятие наконец-то перестанет быть недоимщиком по уплате на­ логов в бюджеты различных уровней и будет их стабиль­ ным донором. Ну, а что же сказать о са­ мой водке «Смирновъ»? По качеству она на несколько порядков выше, приятней и безопасней для здоровья, чем все то, что употребляет се­ годня «средний» россиянин. Обусловлено это многими факторами, среди которых не последнее место занима­ ет вода. Ее берут не из обыч­ ных артскважин, а спирто- возами доставляют из свято­ го источника, откуда в дни Куликовской битвы пил сам Дмитрий Донской. И разли­ вается «Смирновка» не в обычные поллитровки, а в специальные бутылки произ­ водства ООО «Русско-Амери­ канская компания», срабо­ танные мастерами из всемир­ но известного Гусь-Хрус- тального. Ее емкость, как и во времена Петра Арсенть­ евича Смирнова, 610 грам­ мов. Сохранена и этикетка с особенностями орфографии того времени... Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Данковский район. я ч м е н н ы й год БЕРЕЗНЯГОВЦЕВ А теперь жалеют; там засилье сорняков. И 15 центнеров с гек­ тара даже в бункерном весе пше­ ницы не получают. Из ошибок извлекли выводы. С Дрязгинской опытной станции сейчас завозят семена класса "элита". Но это — забота о будущем урожае. А ныне ставка — на ячмень, который на лучших участках дает по 35 цен­ тнеров с гектара. Нынешний годберезняговцы могут назвать ячменным во всех отношениях. Валентин Прибытков делится радостью: ячмень сдают пивоваренным сортом. В этом отношении хозяйство является районным лидером. Никогда ра­ нее такого не удавалось. Но, с другой стороны, и финансовые проблемы никогда так остро не стояли. Главная из них — где взять деньги на горючее, которое в цене выросло, да и отпускают его за наличные. Тут-то и приго­ дились дополнительные сотни ты­ сяч рублей, вырученные от про­ дажи зерна высокого качества. Выгадали на этом немало. Ведь если рядовой ячмень принимают по 2200 рублей за тонну, то пи­ воваренный —по 2900 рублей. Поиск новых резервов и сей­ час продолжается. Валентин При­ бытков сообщает: руководство хозяйства договаривается о по­ лучении сертификата, позволяю­ щего сдавать овес для перера­ ботки на «Геркулес». Главный аг­ роном по этому вопросу уехал в город. А все заботы о темпах и качестве уборки сегодня на нем, заместителе председателя. Вместе отправляемся на убо­ рочное поле. Невольно сравни­ ваю картину с той, что видел в «Маяке». Там все комбайны мо­ лотили напрямую, тут — только три. А четыре агрегата косят в валки, хотя, как признал Вален­ тин Васильевич, перед жатвой планировали ради экономии го­ рючего вести преимущественно прямое комбайнирование. Мой собеседник интересуется, давно ли я был в «Маяке». Более неде­ ли назад? Тогда все ясно. Кор­ рективы в стратегию ныне вно­ сят уходящие сроки жатвы. Чаще к раздельной уборке в «Березня- говском» прибегают в последние дни ради сокращения потерь. Если оставить зерновые на кор­ ню, то пшеница вот-вот начнет осыпаться, ячмень того и гляди «клюнет». А в валках созревание как бы замедляется, собранное подольше полежать может без потерь. Когда только начинали жат­ ву, ячмень давал по 40 центне­ ров с гектара, теперь на 30 цен­ тнеров съезжают. Темпы приба­ вить бы надо. И Валентин Василь­ евич с большой теплотой отзы­ вается о комбайнерах Дмитрии Прибыткове, Михаиле Юранове, водителях Алексее Прибыткове, Викторе Шестакове, которые за­ дают тон на зерноуборке. Инте­ ресуюсь стимулами. — Стимулы? — переспраши­ вает Валентин Прибытков. И, не­ много подумав, показывает на покатившие в сторону. Усмани грузовики с зерном: вот они, сти­ мулы. Уберут вовремя урожай — все долги по зарплате погасят. Ради этого стоит постараться... Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". ;[№ П ( с и т . \ т , 0СТ.1ТСЕ |;р[[;ог - ( По традиции в канун 1 сентября педагоги об- шласти собрались, чтобы поговорить о насущных проблемах современной школы на всех ступенях * обучения — от дошкольного д о профессиональ- з: ного. Однако в отличие от предыдущих, нынеш- I няя ди ску ссия носила научно-практический харак- ! ; тер. Вместе с тем тональность докладов никак не соответствовала суховатой формулировке об- шщей темы: «Социально-педагогические пробле- шмы образования в Липецкой области: современ- шность и перспективы». Открыла конференцию зам- й главы обладминистрации Люд- I мила Куракова. Она останови- к; лась на социальных аспектах образования, под которыми II предложила понимать доступ- н ность обучения, равные стар- й товые возможности для всех ;;:| категорий учащихся. «Но одно ц дело — декларировать это на й словах и совсем другое — пре­ творять в жизнь», — заметила 8 Людмила Валентиновна. К при- 8 меру, о какой доступности 1 можно вести речь, й если «троечника» й сегодня не берут в а старшие классы не I то что лицеев и I гимназий ,- но и 8 обычной общеоб- й р а з о в а т е л ь н о й школы, а перво- |; классников «сорти- 8 руют» с помощью тестов, по- I рой абсолютно безграмотных с I педагогической и психологи- й ческой точек зрения? Если уче- й ника помещают в группу ЗПР и 8 «держат» там вплоть до девя­ того класса, хотя вся коррек- I ционная работа ведется лишь I в начальной школе? Все эти «погрешности» необ­ ходимо учесть при проведении реформы школы. Уже в следующем году в на­ шей области начнутся экспери­ менты. В одних школах пройдет итоговая аттестация одиннадца­ тиклассников по литературе, в других будет проверяться концеп­ ция профильного обучения. Раз­ рабатывается новый подход к трехлетнему обучению в началь­ ном звене. Что касается введе- Образование в России в кон­ це XX века стало для части д е ­ тей недоступным. Школьников «сортируют» на умных и не очень уже в начальных клас- ния единого национального экза­ мена, то, по мнению докладчика, нельзя отвергать эту форму за­ ранее. К слову, в нашей области подобный опыт имел место, но почему-то не был оценен по до­ стоинству. Главное же при реформиро­ вании, считает Л. Куракова, сле­ довать принципу «не навреди», особенно при разработке нового подхода к содержанию образо­ вания. Ведь не секрет, что в по­ следние годы школы слишком безоглядно подхватывали многие новые идеи. Как результат — «разбухание» учебно­ го плана за счет «модных» дисциплин. К числу последних вице-губернатор от­ несла и валеологию. «Вместо того, чтобы построить бассейн, открыть спортивную секцию или, в конце концов, принять на работу в школу чело­ века, который организовЙ1вал бы турпоходы, мы посадили учени­ ков за парты на лишние 100 ча­ сов в год и заставили их учить мудрые мысли о важности сохра­ нения здоровья», — так проком­ ментировала докладчик ситуа­ цию. По ее мнению, необходимо сокращать учебную нагрузку, так как на выходе из школы лишь 10 процентов детей считаются здо­ ровыми. Эту тему развил в своем вы­ ступлении начальник управления специального образования Мин­ образования РФ Дмитрий Шилов. Он рассказал собравшимся о но­ вых проектах, разрабатываемых на федеральном уровне. Один из них включает "обучение здо­ ровью", а также профилактику за­ болеваний учащихся. Причем он должен объединить усилия ре­ бенка, школы и семьи. Рабочие пособия и другие учебные мате­ риалы уже готовы. Однако недо­ стает средств для начала экспе­ римента. Другая разработка ка­ сается организации правильного питания школьников. Кроме того, апробируется новая технология индивидуального развития ре- й " - участвуют социаль- бенка. В Н1 В по сл едние годы р о с си й ­ ская школа шла на поводу у но­ вомодных идей . В результате — «разбухание» учебного пла­ на, ув ел и ч е н и е н а гр у зки на школьников. Лишь 10 процен­ тов выпускников в школах Р о с ­ сии считаются здоровыми. ные педагоги, психологи, меди­ цинские работники. Эксперимент проходил в Санкт-Петербурге и показал хорошую динамику, осо­ бенно в работе с детьми из так называемой группы риска. К концу года планируется принять федеральную междис­ циплинарную программу «обуче­ ния здоровью». Это найдет отра­ жение во всех школьных предме­ тах, будь то иностранный язык, математика или физика. А при школах будут создаваться цент­ ры содействия здоровью. Соот­ ветствующий документ уже издан в Министерстве образования РФ. Особое внимание здесь отводит­ ся проблеме обучения детей с ог­ раниченными возможностями здоровья. По мнению докладчи­ ка, они должны иметь доступ во все учебные, заведения, в том числе в училища, ссузы, вузы, расти и воспитываться вместе с остальными детьми. Мысль о том, что на форми­ рование человека как личности огромное влияние оказывает культурно-образовательная сре­ да, стала главной в выступлении проректора по научной работе, завкафедрой ЕГПИ, профессора Евгения Белозерцева. Для нача­ ла он предложил собравшимся задуматься над тем, почему Иван Бунин смог закончить обучение в гимназии всего за четыре года. Очевидно, что этому способство­ вала среда как сумма природных, исторических, религиозных, куль­ турных и иных условий. В этом смысле Липецкая область при­ знается уникальной, и задача пе­ дагогов — пробудить интерес школьников к культурному насле­ дию нашего края. А первым ша­ гом на этом пути может стать на­ сыщение регионального компо­ нента учебного плана местными материалами. Кое-где этот про­ цесс уже начался, но его нужно усилить. Ученые из ЕГПИ и ИУУ готовы предоставить необходи­ мые книги, учебную литературу. Участники конференции не обошли вниманием и такие про- На формирование человека как личности огромное влияние оказывает культурно-образо­ вательная среда . Задача педа­ го гов — пробудить интерес школьников к культурному на­ следию РОДНОГО края. блемы, как взаимодействие с церковью, трудоустройство вы­ пускников профессиональных училищ и вузов, контакты семьи и школы, организация досуга учащихся и ряд других. и Подводя ,итоги разговора, 8 глава обладминистрации Олег &■ Королев отметил, что педаго- ш гами был поднят огромный 1;8 пласт вопросов, требующих и глубокого осмысления и ана- I лиза. Он предложил не огра- и ничиваться принятием резолю- 8 ции, а подумать над создани- | ем, если угодно, программы | развития образования облас- ти, в которую вошли бы все Ш предложения участников пед- | Олег Петрович также отве- ТИЛ на вопросы из зала. В час- й тности, подчеркнул он, строи- Цц тельство новых школ будет Я продолжено: «В прошлом году Г мы сдали школ на 1316 мест, | в этом сдадим на 2140, а в еле- I дующем еще больше». А воз- | мущенных представителей низ- ® кооплачиваемой категории ра- I батников системы образования I заверил, что вопрос о повыше- « НИИзарплаты будет решен. По 1 словам Олега Королева, грядут 8 существенные изменения в 1 бюджете области. Будет ли от 8 от этого легче педагогам — |;; покажет время. а А пока губерна- | тор просил собрав- | шихся не прино- 8 сить авторитет учи- | теля в жертву вре­ менным финансо- 1 вым затраднениям | и продолжать «се- 1 ________ ять разумное, до- а брое, вечное», не 8 дожидаясь, пока наконец госу- I:; дарство одумается, поймет, что образование — основа эконо- й мического развития общества. 8 Елена ТАРАВКОВА. I: НЫНЧЕ ВШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС ЛОЖНЕЕИНПИТУТАГ Пожалуй, впервые за годы и социально-экономических II потрясений липецкий учитель 8 почувствовал, что он не забыт а властью. Конечно же, речь идет о тех усилиях, которые I прилагает администрация го­ рода, чтобы возродить шеф- I ство промышленных предпри- 1 ятий над школами областно- ®го центра. «ЛГ» уже писала о № десятках подобных примеров. I Напомню читателям лишь об I одном. Директор Липецкого шхлебокомбината Александр 8 Алтухов не только выделил на 1 нужды пятнадцатой школы 50 тысяч рублей, но и подарил 8 педагогическому коллективу новенький телевизор. Боль- « шую помощь этому образова­ тельному учреждению оказы- 8 вает директор топливно-энер- 8 гетического комплекса ОАО т «НЛМК» Владислав Смирнов. Кроме того, отмечалось на 8 городской педконференции, ,8 по сравнению с прошлым го- 8 дом бюджетные ассигнования, выделяемые на нужды наро­ дного образования, увеличи- щ лись в три раза! Только на 8 проведение текущего и капи- 8 тального ремонта школ из го- 8 родской казны выделено 7,3 I миллиона рублей. 8 ... В своем докладе началь- 8 ник управления образования 8 Липецка Нина Федорова ска­ зала немало теплых слов о ли- «I пецких педагогах. По ее сло- I вам, традиционно высокий I уровень знаний дают учащим- 8 ся лицей №44, школа-гимна- 8 зия № 64. Отрадно отметить, 8 что положительные примеры не ограничивались лишь кру- 8 гом «элитных» образователь- 8 ных учреждений. Скажем, в 8 школе № 52, где стараниями 8 бывшего война-афганца Эду- 8 арда Веселова создан клуб «Воинтер», большое внимание 8 уделяется военно-патриоти- 8 вескому воспитанию молоде- 8 жи. Образовательное учреж- *! дение N9 8-^ единственное в 8 Липецке, где в учебный план 8 включен такой предмет, как экология города. Конечно же, на конференции не удалось избежать и «острых» тем. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются педаго­ гические коллективы, порождет ны экономическими неурядица­ ми и нашей нищетой. К приме­ ру, ухудшающаяся демографи­ ческая ситуация вынуждает со­ кратить в нынешнем учебном году 47 учителей начальных классов и 51 учителя-предмет­ ника. Причем подобная тенден­ ция сохранится и н будущем Сегодня зарплата молодого учителя не превышает 500 руб­ лей. Понятно, что молодежь стремится найти более пре­ стижную работу. Как результат — происходит «старение» педа­ гогических коллективов. В сво­ ем докладе Нина Федорова при­ вела весьма любопытные циф­ ры: в настоящее время в шко­ лах города работает 560 учите- лей-пенсионеров и 24 руководи- теля-пенсионера. Или такой факт —сегодня в улучшении жи­ лищных условий нуждаются 1,4 тысячи педагогов. Увы, не все трудности мож­ но списать на неурядицы в эко­ номике. Существуют и чисто пе­ дагогические проблемы. Сего­ дня, отмечали участники развер­ нувшейся дискуссии, на учебную деятельность старшеклассник вынужден тратить до 90 процен­ тов времени своего бодрство­ вания. Разве это нормально? Или другой момент — в отдель­ ных педагогических коллективах продолжают сохраняться реци­ дивы авторитарной педагогики, что неминуемо приводит к воз­ никновению очагов напряжен­ ности. В минувшем учебном году управление образования вынуждено было заниматься разрешением конфликтов во многих школах — 72, 4, 42, 25, 31 и других. Тем не менее главным ито­ гом педконференции стала на­ дежда — надежда на то, что власть не оставит педагогов один на один с их проблемами. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. В «АДМИНИаРАТИВНОМДНЕВНИКЕ»- ПЯТЕРКА КАК ПЕРЕШАГНУТЬ ПОРОГ, НЕНАБИВ СЕБЕ ШИШЕК? в преддверии нового учеб- I ного года педагоги города Ель- I ца задали друг другу вечные вопросы, зачем, чему и как учить? Начальник управления образования Ельца Валерий Тяпин в своем докладе коснул­ ся всех сторон жизни елецкой школы—от подготовки к пред­ стоящей зиме до «несостыко- I вок» между начальным и основ­ ным ее звеном. Решение этих проблем дается непросто, од­ нако, итожа минувший год, Ва- I лерий Михайлович не метал е высокой трибуны стрелы укора I в адрес своих подчиненных. На- I против: напомнив, что учитель —это вечный двигатель школы, I поблагодарил педагогов за их труд и достигнутые в сложных 8 условиях успехи. Ельчане, несмотря не не- I удовлетворительное финанси- I рование учреждений образова- I ния, едва держащуюся на ногах I идавно выработавшую свой ре­ сурс материальную базу, ни- I щенскую зарплату, сделали все возможное и невозможное, что- I бы сохранить традиции, высо- I кий кадровый состав педагогов. «Физики» и «Лирики» смело штурмуют педагогический Олимп, активно внедряя совре- I менные технологии обучения, I создают интересные авторские I программы, новые методики, I учатся друг у друга. Выступившие на конференции задавали представителям власти вопросы о том, как приобщать школьников к здоровому образу жизни, развивать у них интерес к труду, если даже в самых круп­ ных школах не осталось спортив­ ного инвентаря, а в мастерских стоят поломанные станки? Как гимназии, куда стремятся попасть на обучение дети со всего горо­ да, проводить информатизацию учебного процесса на допотопных компьютерах? И о какой иннова­ ции можно вести речь, если на уроках химии не хватает простей­ ших реактивов? Елецкие педагоги не обошли вниманием и реформирование школы. По мнению директора школы № 11 Сергея Полунина, если в финансировании не будут участвовать государство, облас­ тной и городской бюджеты, то и новый «революционный» поход провалится так же, как это случи­ лось в 1984 году. Между тем уже дана команда «сверху» о перехо­ де на четырехлетнее обучение в начальной школе. По такой про­ грамме в Ельце будут занимать­ ся 42 класса. Вот только есть ли гарантия, что на этом пути удаст­ ся избежать колдобин, как и при переходе на 12-летнее обучение? На этот вопрос елецкие учи­ теля ответа пока не получили. ^ Тамара ФЕДЕОКИНА. На награждение отличившихся и праздничный концерт в ходе педсовета Елецкого района ушло вре­ мени не меньше, чем на доклад завроно Натальи Зозули и прения по нему. Думается, это правильно. Сам дух предсентябрьской встречи был оптимистич­ ным, несмотря ни на что, и располагал к живому общению. Разговор шел о накопленном опыте и ито­ гах работы учительства, материально-техническом обеспечении школ, их готовности к педагогическо­ му процессу, профориентационной работе, о мно­ гом другом. Но такая обстановка нисколько не затушевала трудностей елецкой сельской школы. Одна из них, самая, пожалуй, острая — подготовка будущих кад­ ров для села. Вот цифра. Последний районный школьный выпуск «в люди» — 750 юношей и деву­ шек. Но только 11 из них поступили в сельскохозяй­ ственные вузы. 9—в специальные по этому же про­ филю средние у^чебные заведения, 30 — в елецкое сельское ПТУ. Правда, еще около 80 выпускников вместе с аттестатами получили права тракториста, окончив факультативы. Но профориентационная работа при постоянной нехватке специалистов-аграриев могла быть куда эффективней, если бы к ней проявили практический интерес местные товаропроизводители, а ч^чебная материальная база для этой подготовки была'бы более основательной. Отсюда и нехарактерные пре- 1а жизнь школы зараба приобретении списанной техники. Чтобы и будущих .1 - В том, что надо возвращаться к добрым тради­ циям обоюдовыгодного сотрудничества хозяйств и школ, делегатов учит“ "‘-'’ '^"'» жал первый заместит трации Петр Горлов. Дальновидно поступают те ру­ ководители, отметил Петр Тихонович, которые нете- ряют связей с учебными заведениями. Давал отчет на педсовете и глава района Нико­ лай Савенков. Удалось снять ряд острых вопросов, прозвучавших в адрес власти на прошлой конфе­ ренции. Нет более задолженности педагогам позар­ плате, вовремя им были выплачены отпускные. В районе стали проводиться праздники учительства. С 1 сентября день в день будут выплачиваться теку­ щие пособия на методлитературу с одновременным погашением прежнего районного долга по этой статье в 1,2 миллиона рублей. Суда по настрою де­ легатов педконференции, к местной власти претен­ зий нет. Положительную оценку в «административ­ ном дневнике» она заслужила. Елецкий район. Александр ДЕМЕНТЬЕВ. О бесплатной дороге к острову знаний Традиционный доклад начальника отдела об­ разования Чаплыгинского района Алексея Лоба­ нова был немногословным. Сделано немало. Мно­ гое можно было рассказать о предстоящем откры­ тии новой школы в Зареченском районе города, о строительстве культурного комплекса в поселке , Рощинский, нового школьного здания в селе Тап- тыково... Проблемы народного образования в районе традиционно решаются неплохо— это отметил за­ меститель главы областной администрации Павел Гучек, тепло поздравивший педагогов с началом нового учебного года. А выступление главы рай- администрации Николая Климова — тоже тради­ ционно — перешло в беседу с залом по принципу «вопрос—ответ». Вопросов было много. Один из них касался льготного проезда школьников к мес- разования, студентов ссузов не предусмотрена ни одним законом, но на территории района она дей­ ствует уже несколько лет. В новом учебном году бесплатный проезд гарантирован как сельским ре­ бятам, которые на рейсовых автобусах ездят в школу, так и учащимся ПУ-29 и студентам агро- колледжа «Чаплыгинский». Вторая часть конференции была посвящена чествованию лучших педагогов района. Им вруча­ ли почетные грамоты, благодарственные письма. Роскошные букеты цветов, приветственные адре­ са, памятные подарки преподнесли учителям пен­ сионного возраста. Александр АНДРЕЕВ. г. Чаплыгин. ПЛАНЕТАР МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА в условиях, когда россий- 8 ская общеобразовательная 8 школа взяла курс на индиви- | дуализированную модель обу- ш чения и воспитания, резко воз- | росла потребность в педагогах 8 с высокой методической и пси- V хологической культурой, спо- 8 собных помочь любому школь- I нику сформироваться как лич­ ность. Готовы ли лебедянцы к | решению такой задачи? 8 Ответ на этот вопрос попы- 8 тался Дать, и, надо сказать, 8 небезуспешно, на традицион- 8 ном августовском педсовеща- нии начальник Лебедянского райотдела народного образо­ вания Николай Пылькин. Суди- а те сами: сегодня в районе поч- а ти тысяча педагогов, из кото- 8 рых 95 процентов —с высшим образованием. В течение года а 656 человек прошли аттеста­ цию, каждый четвертый выдер- | жал экзамен на высшую кате- 8 горию. 8 Минувший учебный год | стал ПОД11ИННЫМкладезем но- | вых методик, основанных на прогрессивных системах. Об- 8 катаны и получили путевку в 8 жизнь развивающие програм- | мы, интегрированные и игро- | вые уроки. Все активнее внед­ ряются в практику тестирова- Р ние и психолого-педагогичес- ж кое диагностирование учащих- 8 ся и дошкольников. Уже третий 1 год в районе действуют школы углубленного изучения таких » дисциплин, как химия, инфор­ матика. Но, взяв на вооруже- • ние передовые новации, лебе- ж дяНцы бережно хранят и до- й брые традиции, например тот ж же липецкий метод. | Как было не упомянуть на конференции о новенькой Мок- | ринской средней школе на 168 1 мест? И это не единственный 8 прорыв в «пространственное * обустройство». Все другие об- ж щеобразовательные школы ж прошли за лето через капи- ш тальный или косметический ж ремонт, обновили учебно-ме­ тодическую литературу. | А вОт разговор о негатив­ ных моментах участники сове- I щания повели на секционных занятиях, где неоднократно ш подчеркивалось, что есть про- 8 счеты в организации учебного процесса, еще больше их в Щ деле нравственного и физичес­ кого воспитания школьников, ж Не все семена, брошенные в ж детские души, дают здоровые ж всходы. Иначе откуда берутся «трудные» подростки, откро- ж венные лоботрясы? И это серь- ж езный повод для самокритики, а Тут важно, перефразируя ело- ^ ва академика Д. Лихачева, по- \ мочь каждому маленькому при- ' ) нцу найти собственную плане- 8 ту не только в стенах школы, а но и в жизни... 8 переизбытке то розовых красок, то, наоборот, слишком мрач­ ных. Что наметились более-менее обнадеживающие тенден­ ции в образовании — спорить нельзя. Как нельзя отрицать и заслуги нашего учительства. Оно в пору разброда и безвре­ менья находит в себе силы сохранять традиции предшествен­ ников, работать не формально, а творчески, отдавая детям нечто большее, чем часы и дни, — сердце и талант. Однако эта самоотдача во многих случаях наталкивается на препятствия и противоречия, чье устранение не зависит от педагога. Как сказал наш автор, ученый и преподаватель с огромным стажем, учитель слишком часто оказывается один ----^-------------- ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ на один с проблемами, рохадающимися не в школе, а в об­ ществе. Начиная с экологии, губительной для всех, но осо­ бенно для неокрепшего организма ребенка, и кончая инфля­ цией нравственности, культивируемой даже в государствен­ ных СМИ. И здесь без союза с властыр школа мало что мо­ жет сделать сама. Но пока иные чиновники не столько под­ держивают воспитателя юношества, сколько предпочитают выполнять формальные и неумные инструкции, наблюдая со стороны, как бьется за детей педагог. Остается верить, что августовские дискуссии все-таки дадут свои плоды, и те, кто принимает решения, начнут работать, оглядываясь не на свое начальство, включая столичное, а на учителя и ребенка, нуж­ дающихся в помощи, защите, поддержке не только словом и даже не только финансами...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz