Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ПОДРОБНОСТИ ОТКУДА РАСТЕТ «НОГА» О ГРЯДУЩЕМ СКАНДАЛЕ ФСБ ПРЕДУПРЕЖДАЛА ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Накануне сентябрьского ви­ зита президента Путина во Францию вновь прозвучали не­ скромные заявления адвокатов небезызвестной швейцарской фирмы «Нога»: они обещают на­ ложить арест на самолет россий­ ского президента, по его прибы­ тии в Париж. Только этого нам еще не хватало! Откуда же такая наглость и почему различные суды прини­ мают столь странные решения, как это было с парусником «Се­ дов»? В распоряжении редакции оказался любопытный документ, проливающий свет на предысто­ рию тяжбы российского прови- тельства и фирмы «Нога». - Есть такое понятие, как российский посткоммуни­ стический пофигизм. История с «Нога» - яркое тому подтвер­ ждение, - сказал мне мой собе­ седник, офицер ФСБ. - Вот этот документ, датируемый январем 1996 года, - первая справка по ситуации, состовленная нор­ мальными, умными людьми из спецслужб... Справка действительно про­ ливает свет на начало истории взаимоотношений швейцарской фирмы «Нога» и российского руководства. Еще 12 апреля 1991 года Министерство внеш­ них экономических связей и сельского хозяйства РСФСР за­ ключило первый' кредитный до­ говор с этой фирмой. Под кре­ дит в 422, 5 млн. долларов «Но­ га» осуществляла поставку в Россию целого ряда товаров. В погашение юэедита «Роснефте- продукт» обязался поставлять швейцарской стороне нефть, •"■зут и газ. 23 августа 1991 го- было подписано дополнение к контракту, по которому рос­ сийское правительство взяло в долг еще 50 лллн. долларов - в счет тех же поставок нефти и га­ за при участии «Роснефтепроду- кта». 1 ноября того же года под- ' писывается, еще одно дополне­ ние к кредитной линии, теперь уже на сумму 500 млн. долла­ ров, по которому «Нога» вновь занялась продовольствием. На­ конец, последний контракт был подписан 29 января 1992 года с Министерствами финансов, эко­ номики и сельского хозяйства на 400 млн. «зеленых». По последнему контракту российское правительство обя­ залось поставить фирме «Нога» 1о лллн. тонн нефти. 20 февраля 1992 года ноши обязательства увеличились еще на 40 ш н . Под этот контракт нашему прави­ тельству пришлось предоставить гарантию в 400 млн. долларов: в случае невыполнения догово­ ра со своей стороны Россия обязывалась по первому пись­ менному требованию партнере возместить всю сумму зрйма. Кроме того, кредитное соглаше­ ние специально оговаривало от­ каз правительава от иммуните­ та. То есть в случае проблем на зарубежные авусюы российской стороны могло быть наложено судебное взыскание. А дальнейшее не поддается никакой здравой логике. В ап­ реле 1992-го без всякого объяс­ нения «Роснефтепродукт» пре­ кратил асе поставки нефти в счет погашения долгов. /Ъугой партнер ■швейцарцев - «Союз- нефтеэкспорт» - снизил, а затем прекратил поставки в адрес швейцарской фирмы. Это и по­ будило фирму «Нога» обратить­ ся в Люксембургский суд с ис­ ком, который суд и удовлетво.- вать отпуск 3 млн. тонн сырой нефти или эквивалентное количе­ ство газа по трубопроводу в Гер­ манию, Венгрию и ГТольшу. Реак­ ции Кремля не последовало. Тогда на стоя, председателя правительства и вице-премьера Александра Шохина легли док­ ладные записки, подготовленные в ФСБ. Сотрудники спецслужб предупреждали о возможном неприятном розвитии событий в будущем и давали рекоменда­ ции об урегулировании спора и об укреплении юридической ба зы. Однако нашим руководите­ лям тогда было не до подобных «мелочей», от этой проблемы они отмахнулись, как от назой­ ливой мухи: что нам сможет сде­ лать какая-то частная фирма?! Время показало, что от своих обязательств отмахиваться нель­ зя. Угроза ареста российского самолета № 1 реально сущест­ вует даже сейчас, хотя совсем рил. Для урегулирования проти­ востояния с «Нога» по поруче­ нию премьера Виктора Черно­ мырдина была создана спецко# миссия. Но рекомендации .-ее членов были лишь пустыми отпи­ сками. Так, в записке зам. руко­ водителя канцелярии президен- - та России А.Себенцова от 15 января 1925 года , говорится о «невозможности найти решение проблемы в связи с ее сложно-. Руководство «Нога» предложи­ ло «мировую»: направив в адрес президента России письмо с пред­ ложением выплатить 150 млн. дол­ ларов в пользу «Нога», организо- недавно адвокаты добились, во французском суде разблокиро­ вания счетов Министерства ино­ странных дел РФ. Сразу же по­ сле окончания суда юристы швейцарской фирмы заявили о том, что «охота» за российским имуществом з'а рубежом будет продолжена по всей Европе. Между тем, по некоторым све­ дениям, сейчас российское пра­ вительство каждый месяц выплат чивает 1 млн. долларов адвокат­ ской конторе, которая ведет тяжбу с фирмой «Нога». Таким образом оплачивая пофигизм властей. Андрей ПОЛЫНСКИЙ. СНГ НИ КРАСНОЕ, НИ ЧЕРНОЕ Эдуард Шеварднадзе ополчился на игорный бизнес. Подготовлен ' законопроект, запрещающий казино в Гру­ зии. Процесс выкорчевывания игорных домов займет 4-5 м сяцев. Причина? Поступлен! от казино в госбюджет край­ не низки. Но, может быть, владельцы азартных заведе­ ний скинутся? Ирина БАРАМИДЗЕ. ТБИЛИСИ. ТЕЛЕКАНАЛ ДЛЯ КОРЕЙЦЕВ На телевидении Узбекиста­ на появился новый канал - 40-й. Его передачи в кругло­ суточном режиме предназна­ чены для корейской аудито­ рии (в республике сегодня проживает свыше 200 тысяч корейцев). Министерство свя­ зи Южной Кореи поставило необходимое оборудование, а узбекская сторона «потес­ нилась» в эфире; Евгений РОМАНОВ. ТАШКЕНТ. СЛИЗНЯКИ- НЕ ТАК УЖ ПЛОХО Леса Волынской области буквально кишат сборщиками слизняков. Местные фирмы по заказам французских лю­ бителей деликатесов спешат до наступления осенних холо­ дов заготовить десятки тонн (I) этой специфической продук­ ции на экспорт. Приемщики скрупулезно следят за тем, чтобы каждъгй моллюск весил не менее тридцати граммов и имел строго определенную длину. Юрий КИРИЛЛОВ БЫЛО БЫ ЧТО ВЕЗТИ... с 1 сентября ,^... белорусских граждан втрое увеличивается сумма в СКВ , которую они могут вывозить за пределы республики без разрешающих документов. Вместо 500 долларов США можно -безбоязненно прово­ зить полторы тысячи. Одновременно с этим раз­ решено Б пунктах обмена ва­ люты продавать «в одни ру­ ки» сумму, эквивалентную 300 долларам СШ А , - на 100 больше, чем было раньше. Владимир СВЕРКУНОВ. МИНСК. ГГАРАМ^ЛИ КОРОЧЕ, СКЛИФОСОВСКИЙ! НЕЗАМЕТНО К РОССИЯНАМ ПОДКРАЛАСЬ КРУПНАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ: ВВЕДЕНИЕ ПОМИНУТНОЙ ОПЛАТЫ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ. ПРИ ЭТОМ, КАК ОБЫЧНО, ССЫЛАЮТСЯ НА ЗАПАД Суровый шаг наша власть склонна оправдывать ссылка­ ми на Европу. Исключения в этом отношении не делают ни российские чиновники, кури­ рующие этот вопрос, ни мос­ ковские власти, которые пла­ нируют охватить «повремен­ кой» с будущего года всех по­ требителей телефонной связи. Но и те, и другие при этом лу- И лукавят они в пользу .со­ хранения существующей моно­ другие -телефонные компании, и не только германские. По оценке^ американской консалтинговой фирмы «Карт- нер Труп», на европейском рынке через несколько лет бу­ дут действовать более тысячи телефонных фирм. По меньшей мере одно треть из них будет работать в Германии. Эту конкурентную борьбу за 44 миллиона клиентов, ра­ нее принадлежавших исключи­ тельно «Дойче телеком», теле- полии стационарной, телефон- фонные компании ведут'между НОИ сети, которой безраздель- собой именно в форме сниже­ но владеет один и тот же мо- ния тарифов. Но никакого «ди- нополист - «Ростелеком». Они кого» и. неконтролируемой^ якобы забывают, что телефон- рынка (именно этим пугают ныи рынок в Европе давно ли- российские чиновники) но пп- берализован и на нем действу- т не одна телефонная компа­ ния, а великое множество, и каждая со своими ценами. Европейскому потребителю предлагается самому опреде­ лить наиболее выгодного про­ вайдера на данный момент времени. Для этого нужно только загюлнить пустые места в онкетах:40ткуда, куда, дата и ), е лучилось, поскольку условием доступа на телекоммуникаци­ онный рынок является налйиё лицензии у новой телефонной компании. Они выдаются фе­ деральной службой телекоАлму- никаций и почты, осущестапяЮг щей в Германии контрольные,и регулирующие функции рынка 1^рямым следствием либера- время разговора, а также его лизации телефонного рынка длительность. Например, в было резкое падение тарифов I ермании самый дешевый раз- на телефонные разговоры - и говор из Берлина в Москву на местные, и но межгород, да стоит утоом 2,09 пфеннига за и на международные. Так за минуту (расчет ведется по. 30 межгород •потребитель платит секунд, а не по минуте, как у уже с момента либерализации >^ас), о самый дорогой - 7,20 - ....... - - по пфеннига. Это, кстати, соста­ вит по нынешнему курсу 26 ко­ пеек по дешевому тарифу и 90 копеек - по дорогому. Вот и выбирайте. В Москве же пого- К сожалению, в России этот аспект абсолютно игнорирует­ ся. Мнение, часто высказывав­ шееся чиновниками «Ростеле­ кома» и других заинтересован­ ных ведомств, - мол, постоян­ ные линии подключения обес­ печат более, или менее прием­ лемый по цене доступ пользо­ вателям Интернета - в лучшем рынка на 89 проц. меньше, чем до 1 января 199& года. Падение тарифов на междуна­ родные переговоры также ле­ жит в этих пределах - падение ---------------- тарифов составило от 89 до -■------ - ворить с Берлином по тори- 93 проц. В выигрыше окоза- слУ^ае свидетельствует фом «Ростелекома» стоит бо- лись прежде всего потребите- разобрали^ лее 1о рублей за -минуту. При ли «Дойче телеком». Они сэко- этом средняя месячная зар- номили на новых тарифах в плата в Германии давно уже стационарной телефонной се- пеодвалила за 4.000 марок... ти почти 6 миллиардов лларок. Сегодня в Германии позво- Вместе с тем статистики отме­ нить и по нулевому тарифу чают рост объема перегово-- вполне реально. Правда, это ров с 196,8 миллиарда минут в связано с необходимостью пе- 1998 году до 224 миллиардов риодически прослушивать рек- минут в 1999 году. Выгодног ломные сообщения во время Еще бы, причем и для потреби­ телефонного разговора. гелей, и для компаний. В Ге^^онии пошли на пол- Либерализация телекомму- нукэ либерализацию стацио- никационного рынка, по оценке норного телефонного рынко с влиятельного германского еже- I января 1998 года. Это было недельнико «Шпигель», иМеет осуществлено на основании далеко идущие последствия, по­ скольку происходит становле­ ние совершенно новой отрасли ■промышленности с новыми, ра­ нее неизвестными услугами, включая Интернет, видеокон­ ференции, электронную почту. так называемого телекоммуни­ кационного закона, принятого германским парламентом в ■ 1996 году. На рынок, кроме бывшего монополиста «Дойче телеком», были допущены волюционном значении Интер­ нета. Они пребывают на той же позиции, что и советские чиновники прошлых лет, не по­ нявшие не принявшие компь­ ютерной революции. Ради спроведливости, прав­ да, стоит сказать, что моно­ полия «Дойче телеком» не бы­ ла полностью нарушено. Кок установила антимонопольная комиссия а Германии, одни обороты еще не дают полной картины рынка. Это связано с тем, что инфраструктура теле­ фонной сети по-прежнему на­ ходится в руках «Дойче теле­ ком», и новые фирмы без ее пользования пока обойтись не могут. Это означает, что 50 проц. всех оборотов, связан­ ных со сферой дальних перего­ воров, в той или иной форме -поступают в кассу «Дойче те­ леком» как сетевые тарифы. За 1999 год оборот теле­ коммуникационной отрасли в целом достиг своей рекордной величины - 3,3 миллиарда ма­ рок. Конечно, этот рост достиг­ нут не только за счет того, что немцы стали больше времени болтать по телефону. Этот-фа­ ктор напрямую связан с рас­ ходами по пользованию Ин­ тернетом и бурным- развитием мобильной телефонии. «Теле­ коммуникационный продыв» произошел благодаря либера­ лизации этого рынка, то есть благодаря тому, от чего «ры­ ночная Россия» пока только шарахается, прикрываясь фра­ зами о «защите потребителя». Олег НИКИФОРОВ. БЕРЛИН. Р.5. Пока же телефонная связь в России монополизиро­ вана, нам лучше вспомнить из­ вестную «приговорку»; «Коро­ че, Склифосовский!» Учиться краткости - дело У«ЛУКОЙЛморья» 1 сентября исполняется 50 лет руководителю одной из крупнейших компаний России - флагмана российской нефтяной промышленности, президенту ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагиту Юсуфовичу АЛЕКПЕРОВУ. В.Ю.Алекперов - нефтяник по призванию. Почти ТО лет назад он создал нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ». Сегодня это одно из тех мощных и надежных опор, но которых стоит Россия. Поздравляя Вагита Юсуфовича с юбилеем и желая ему успехов в разработке и реализации новых крупных проектов, мы публикуем главу из книги Н.Черникова «Вертикаль «ЛУКОЙЛа», вышедшей в свет в издательстве «Смена». нинградские месторождения обладают бесспорным хоз­ расчетным преимуществом: они' расположены в К о м п а н и я см е л о с м о ­ т р и т в о т к р ы т о е м о р е . Ч т о бы у б е д и т ь с я в э т о м , о т п р а в и л с я в с а м ы й з а п а д н ы й п о р т Р о с си и - К а л и н и н г р а д . у, мог Неоновые буквы <сЛУКОЙЛ» терминалов. К тому ж е ......... видны уже из вагона но тарном крое весьма розви- подъезде к вокзалу. .О н и то нефтедобывающая инф- красуются но крыше при- роструктуро. здания, где росло- К чести калининградцев. калининградское А О «Бол- понии, такие , как «Шелл» т ф о н » модернизировало «Шеврон», «Экссон», «Нес- оЬорудоеоние и выполняет те», «Мобил», и другие, де- заказы для американских лают акцент на создоние неЛтРпп^о°п^ фирм. Пакетом акций этого собственного флота и^стро морских предприятия владеет компа- ительство неНэтг ^ ния. Владеет во благо не только кроностроителей, но и но пользу всех калинин­ градцев. Кок отмечает мест- пресса : «ЛУКОЙЛ» те ьст ефтяных терми­ налов в различных портах мира. В частности, в соста ­ ве нефтяного консорциума «Шелл Ройял Датч групп» - 79 танкеров. Собственн! и зафрахтованный в дл тельный тайм-чартер флот ™ т ;аГмор Г4тей . .Т “ А п а р ,„ .ходом . только . , т „ .К а л л „ „ „ г „ а „м о р » е ф т е го з ; „ о н л н а „ ' ' .Г п ,с к '= :5 :? л “ь ™ ; квартальных котельных по центов угля и нефтк Конодскеш технологии. Сто- Той же политики придер- ить они будут вдвое дешев- живоется и «ЛУКОИ ТЬ : ле , чем зарубежные анало- строить свой нефтеналивной флот. Первенец будущей танкерной эскадры спущен на воду в Николаеве осе­ нью 1996 года. По традиции бутылку шампанского о борт новорожденного судна разбила «мать коробл; еоние и сумел остаться плову. Ф ло т , котодый тяж­ ким финансовым бременем потянул было морских неф­ тяников в пучину кроха , сно­ ва оказался рентабельным. отремонтированный офис продолжил борьбу за выжи- сооружена весьма вырази- -------- - тельная композиция из бу­ ровых долот и массивного станового якоря. Нефть и море. Нефть из-под моря и нефть, плывущая па морю... ронюоель Мало кто знает , что поло- Часть судов благодаря вина всей добываемой в ми- рониям экипажей и дипло- ре нефти транспортируется мотической деятельности морем. _ „ ^ руководства, компании полу- кюмыи интересный объ- чипа классификацию Мор- г Компании в Калинингра- ского норвежского Директо- де, несомненно, завод ме- рата и приобрела возмож- т а л л и ч е с к и х к о н с т р у к ц и й , ность работать в междуна- которь1и изготавливает мор- родной кооперации Вос- ские буровбш;.' рлотформы. Печки печками, а вот бензин но лукойловских А З С в Калининграде и в са ­ мом деле дешевле, чем у конкурентов. Но вернемся на берег Т о в Й Г а Т и о Г Г ' ф и и о н с и Т ' к Г ш : Завод «искусственных ост­ ровов» расположен в дюнах на берегу моря. Ворота сборочного цеха выходят прямо но причал,'у которо­ го ошвартованы несколько судов типа «Нефтегаз». На палубу одного из них грузят многотонную, круглую де­ таль - поворотный диск пор- га-льнот,® .крйи*а,'1-изготовлен- для^ одной;:: из герман- ггрянул и завод металлокон­ струкций,' правда, не без помощи. «ЛУКОЙЛа» . Ком­ пания сертифицировала строения, компактно впи- ских конструкций. Когда ехал туда впервые, мне ка­ залось , что сейчас попаду в нечто лязгающее, дымное, раскиданное, неприглядное, одним словом - на завод. Увидел современные белые Там заложены ■Любовь Хобо. Пять тан­ керов уже построены в Тер- мании, однако наливной флот «ЛУКОЙЛа» прираста­ ет и на «Адмиралтейских грфях» Санкт-Петербурга. - А почему не секцию бу- мен'ов привлекает дущеи вышки? - спрашиваю нинграде не только гаран- у директора завгвда Влади- тированное еврокдчество мирс^Ивановичо Собко. сварочных работ, но и де- Секцийамы вон сшлько шевая при этом рабочая завода по международным морского берега. Ни дымя- уже” "на"" п л о Г Г конца инженеры щих труб ни"^колючей про- ^001 года выйдут на Т о р волоки. В довершение кар- ские трассы еще два. Стро- тины - уд^заводского причала ятся танкера класса «река- сиял белизной парусов море» и в Волгограде трехмачтовый барк «Кру- Аналитики Компании ^^зенш терн^ОкаЭывается , него здефБ^шта+ное место' ' йую стр''атегйгБ',''’^поШ стоянки - ря’дом со стенкой, ную на взаимодействии мо- где швартуются гтокойлов- ряков, речников, железно- ские «нефтегазы». Символи- дорожников, автомобили- ческре соседство. Так же, стов и, конечно же, работ- как Крузенштерн проклады- ников трубопроводных сис- ВОЛ для России новы© Л'Юр" том. «Российскоя н * ские пути, так и «ЛУКОЙЛ» должна уметь плавать». сварщики предприятия прошли стажировку в Анг­ лии - в Нью-Кастле - и полу чили ллойдовские ’ гЛтьГТТа завод хль1 странные заказы рет, что западных бизнес наготрвили, - кивает Собко стране верждают они. Но почему За этим «но» стоит не « с Г в е й х е Г и лифт'ин^^^^^^^^ новые экономические гори- так .^возрастает роль мор- столько экономика, сколько о т к . п р « н » „ - , , - й ; , р = : „ • н ™ » о ™ о « и с „ в „ ,ы 1 Р р с ^ ° Е Х о ” Х р о Г й Й ! Т о " е ! „а“, Михаилу!» б®жной». Дедр в том, что Владимиру неф теразведка и добыча шлют в приветственном фа- «черного золота» на Балти- ксе директору и главному ке временно приостановлет технологу свою благодар­ ны до тех пор, гтоко не бу- ность англичане. Они полу- дут урегулировоггы вопросы чили оборудование из Ка- межгосударсувйнного раз- лининграда на месяц рань- дела шельфа между Литвой где контрактного срока, и Россией. Контуры место- Подобные возгласы слыш- рождения в недрах дна Бал- ны из Голландии и Герма- тииского морЯ' - заметим, нии. открытого совехскими гео- З а полтора года «сво- логами, - вторгались в зону бодного' плавания» в успо- морских владений сопре- виях всероссийского эконо- делыного государства - Лит- мического шторма акцио- вы. Впрочем, эта причина нерное общество сумело формальная; Если копнуть сохранить финансовую ус- проблему глубже, то откро- тойчивость, сумело выпол- ется и отсутсгвие государст- нить свои обязательства и венной программы по осво- перед партнерами, и перед ению прибрежных недр Рос- заказчиками, и перед бюд- ' 1 А ----- - Ст ” '— лег назад , к тому же цех. Идет раскрои стально- значительная их часть нахо- го листа. 1ут же полыхают дится за пределами россий- сполохи электросварки... ской территории. Более по - Станки и аппаратура у ловины наших нефтяных ма вас - немецкие, сертифика- гистралей находится в ин - английские, трубь!^ - тенсивной эксплуатаци! свыше двадцати лет. Их ре- японские. А что же наше? спрашиваю я, несколько уязвленный обилием ино­ странной техники. - Проект завода - наш. Рабочие руки - наши, инже­ нерные головы - наши, - ус­ мехается директор. - Море - наше, суда - наши. Н ако­ нец, нефть - наша . Вот, смр- трите, сколько немцы ни ис­ кали нефть в- Восточной Пруссии, не нашли. А наши геологи открыли сразу не­ столько месторождений. сии, и полная законодатель- жетом. Переговоры руково- Почему’ ? Потом^ 'чтодисш - - - неразбериха по разде- дителей а 6 с Вагитом'^Алек- ли. имея о г а о 2 ы Г ппь^ « продукций, перовым были недолгими, Так или иначе, объедине- в ноябре 1995 года «Кали- 3 «Калининградморнеф- нинградморнефтегоз» во- тегаз» оказалось после раз- шел в состав нефтяной ком- вала С С С Р почти в прямом пании «ЛУКОЙЛ» на пра- смыспе слова на мели. Мели вах дочернего предприя-гия отнюдь не нефтеносной, - . На то было постановление ппггкочь.впет генеральный ди- российского правительства , имея огромный опыт „ этом деле. Йскали и нашли гораздо глубже, чем пред­ полагали нахождение «чер­ ного золота» геологи Треть­ его рейха. МОНТ, поддержание в р або ­ чем и безопасном состоя­ нии требуют все возраста­ ющих капиталовложений . Взвинчивает свои тарифы и железная дорога . Перепра­ влять нефть водными путями экономичнее. В арктических же районах это вообще единственный способ до ста ­ влять жидкое топливо по­ требителям - в танках мор- Долгосрочный бизнес- прогноз в этом направле­ нии рекомендует делать ставку на суда класса «река - море». Благодаря им Рос­ сия сможет обходить «уз.кие места» на путях отечествен- нефти, те пробки, кото- пемного помолчав, Соб- рые возникают иногда по ко добавил; _ политическим причинам р е „ о р .Л У К О й Л - Т ;™ ™ Т - Г р 7 ш ; « Г с о 6 р " р ™ Г а : : ; : „ " „ р « х о ^ " Г ' ' б о л ™ ? Г к ; ! : " У » » - градморнефте Каджоян. -' Е )т год» ' Юрий неров. Э то т альянсГ был ю . - Добыча сырья встречен в городе весьма резко упала. Многосложный одобрительно, ибо в эконо- специальный флот, состояв- мике янтарного края сразу балансе объедине- же произошло заметное л непомерной обу- оживление. ЗОЙ. одни лиШь сутки про- Компания дея1тельно при- сто;^ приносили громадные нялась реализовывать свои ' калининградские проекты, в частности, нача- убытки. _ ......__________ гфтегазы»' стояли на мер- IX якорях неделями, меся­ цами. Суда слишком специ­ ализированы, чтобы фрах­ товаться на какие-либо дру­ гие морские работы . Суну­ лись было йо ' Мировой ры­ нок оффшорных работ, но ниши том. давно уже за- I. Пока Морские нефтя­ ники терпели экономиче­ ское бедствие, аналитики «ЛУКОЙЛа» пришли к выво­ ду, что морской сектор в се­ веро-западном регионе России имеет широкую пер­ спективу и обещает нема­ лую выгоду. Несмотря на сравнительно небольшие - по сравнению с когалым- скими - запасы нефти, кали- . й- - ................ - ........ ловских «моряков» про- шельф не только как инве- изошло знаменательное со- стод, но и как оператор. бытие: успешно завершена В морской деятельности первая операция по отгруз- Компании есть еще один ке нефти с Варандейского очень важный аспект - это месторождения , располо- транспортировка добытой женного на берегу Печор- нефти по водным путям ского моря. Лукойловский страны и планеты. Здесь танкер усиленного ледового стоит еще раз напомнить, класса , с ТО тыс. т нефти на что^половина всей добывав- борту, впервые прошел по мой в мире нефти трдне- маршруту, предусмотренно- портируется морем. Выгода му новой морской транс- и риск всегда идут рука об портной системой вывоза РУЗУ- газломы танкеров и нефти с местооожлений Ти- лезнои дороги к терминалу губительные разливы-нефти, мано-Печорскс?й неФтегазо- Морского канала и многих немалые затраты На пошы- ' ногнпй п К о Г и других объектов. Как-никак, а нефть соста­ вляет свыше двадцати про­ центов объема экспорта об­ ласти , и от дальнейшего на­ ращивания ее добычи во строительство нефте­ химического терминала в поселке Ижевское под Ка ­ лининградом, узла космиче- связи, подъездной > немалые затраты На покры- носно ровинции «ЛУ- тие экологического ущерба КОЙЛ» впервые на практи- - ничто не останавливает и ке приступил к решению не остановит движение неф- проблемы круглогодичного ги по морям. вывоза нефти с месторож- д а и чем еще переправ- дений этой поовиниии ри ивания ее доо чи во пять аравийскую, скажем. Ввод новой системьГ- свое- многом будет зависеть бла- нефть на американский кон- образного ключа от пои- ния°од тона не танкерами? родных нефтяных хранилищ ния региона. _ Идея трансатлантического региона - в пеоспективе Получили стабильную ра- трубопровода даже не об- превратит его в ^коупней- боту с гарантированной суждалась. Только танкеры. шую нефтеносную о п а с т ь зарплатой многие метолли- Мировой опыт транспор- России ® “ «'"Четь сты, машиностроители тировки нефти показывает, ' да . Мод эгидой «ЛУКОЙЛа» что крупные нефтяные ком- Николай ЧЕРНИКОВ. 29 А В ГУС ТА 2 000 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz