Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ПОДРОБНОСТИ ОТКУДА РАСТЕТ «НОГА» О ГРЯДУЩЕМ СКАНДАЛЕ ФСБ ПРЕДУПРЕЖДАЛА ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Накануне сентябрьского ви зита президента Путина во Францию вновь прозвучали не скромные заявления адвокатов небезызвестной швейцарской фирмы «Нога»: они обещают на ложить арест на самолет россий ского президента, по его прибы тии в Париж. Только этого нам еще не хватало! Откуда же такая наглость и почему различные суды прини мают столь странные решения, как это было с парусником «Се дов»? В распоряжении редакции оказался любопытный документ, проливающий свет на предысто рию тяжбы российского прови- тельства и фирмы «Нога». - Есть такое понятие, как российский посткоммуни стический пофигизм. История с «Нога» - яркое тому подтвер ждение, - сказал мне мой собе седник, офицер ФСБ. - Вот этот документ, датируемый январем 1996 года, - первая справка по ситуации, состовленная нор мальными, умными людьми из спецслужб... Справка действительно про ливает свет на начало истории взаимоотношений швейцарской фирмы «Нога» и российского руководства. Еще 12 апреля 1991 года Министерство внеш них экономических связей и сельского хозяйства РСФСР за ключило первый' кредитный до говор с этой фирмой. Под кре дит в 422, 5 млн. долларов «Но га» осуществляла поставку в Россию целого ряда товаров. В погашение юэедита «Роснефте- продукт» обязался поставлять швейцарской стороне нефть, •"■зут и газ. 23 августа 1991 го- было подписано дополнение к контракту, по которому рос сийское правительство взяло в долг еще 50 лллн. долларов - в счет тех же поставок нефти и га за при участии «Роснефтепроду- кта». 1 ноября того же года под- ' писывается, еще одно дополне ние к кредитной линии, теперь уже на сумму 500 млн. долла ров, по которому «Нога» вновь занялась продовольствием. На конец, последний контракт был подписан 29 января 1992 года с Министерствами финансов, эко номики и сельского хозяйства на 400 млн. «зеленых». По последнему контракту российское правительство обя залось поставить фирме «Нога» 1о лллн. тонн нефти. 20 февраля 1992 года ноши обязательства увеличились еще на 40 ш н . Под этот контракт нашему прави тельству пришлось предоставить гарантию в 400 млн. долларов: в случае невыполнения догово ра со своей стороны Россия обязывалась по первому пись менному требованию партнере возместить всю сумму зрйма. Кроме того, кредитное соглаше ние специально оговаривало от каз правительава от иммуните та. То есть в случае проблем на зарубежные авусюы российской стороны могло быть наложено судебное взыскание. А дальнейшее не поддается никакой здравой логике. В ап реле 1992-го без всякого объяс нения «Роснефтепродукт» пре кратил асе поставки нефти в счет погашения долгов. /Ъугой партнер ■швейцарцев - «Союз- нефтеэкспорт» - снизил, а затем прекратил поставки в адрес швейцарской фирмы. Это и по будило фирму «Нога» обратить ся в Люксембургский суд с ис ком, который суд и удовлетво.- вать отпуск 3 млн. тонн сырой нефти или эквивалентное количе ство газа по трубопроводу в Гер манию, Венгрию и ГТольшу. Реак ции Кремля не последовало. Тогда на стоя, председателя правительства и вице-премьера Александра Шохина легли док ладные записки, подготовленные в ФСБ. Сотрудники спецслужб предупреждали о возможном неприятном розвитии событий в будущем и давали рекоменда ции об урегулировании спора и об укреплении юридической ба зы. Однако нашим руководите лям тогда было не до подобных «мелочей», от этой проблемы они отмахнулись, как от назой ливой мухи: что нам сможет сде лать какая-то частная фирма?! Время показало, что от своих обязательств отмахиваться нель зя. Угроза ареста российского самолета № 1 реально сущест вует даже сейчас, хотя совсем рил. Для урегулирования проти востояния с «Нога» по поруче нию премьера Виктора Черно мырдина была создана спецко# миссия. Но рекомендации .-ее членов были лишь пустыми отпи сками. Так, в записке зам. руко водителя канцелярии президен- - та России А.Себенцова от 15 января 1925 года , говорится о «невозможности найти решение проблемы в связи с ее сложно-. Руководство «Нога» предложи ло «мировую»: направив в адрес президента России письмо с пред ложением выплатить 150 млн. дол ларов в пользу «Нога», организо- недавно адвокаты добились, во французском суде разблокиро вания счетов Министерства ино странных дел РФ. Сразу же по сле окончания суда юристы швейцарской фирмы заявили о том, что «охота» за российским имуществом з'а рубежом будет продолжена по всей Европе. Между тем, по некоторым све дениям, сейчас российское пра вительство каждый месяц выплат чивает 1 млн. долларов адвокат ской конторе, которая ведет тяжбу с фирмой «Нога». Таким образом оплачивая пофигизм властей. Андрей ПОЛЫНСКИЙ. СНГ НИ КРАСНОЕ, НИ ЧЕРНОЕ Эдуард Шеварднадзе ополчился на игорный бизнес. Подготовлен ' законопроект, запрещающий казино в Гру зии. Процесс выкорчевывания игорных домов займет 4-5 м сяцев. Причина? Поступлен! от казино в госбюджет край не низки. Но, может быть, владельцы азартных заведе ний скинутся? Ирина БАРАМИДЗЕ. ТБИЛИСИ. ТЕЛЕКАНАЛ ДЛЯ КОРЕЙЦЕВ На телевидении Узбекиста на появился новый канал - 40-й. Его передачи в кругло суточном режиме предназна чены для корейской аудито рии (в республике сегодня проживает свыше 200 тысяч корейцев). Министерство свя зи Южной Кореи поставило необходимое оборудование, а узбекская сторона «потес нилась» в эфире; Евгений РОМАНОВ. ТАШКЕНТ. СЛИЗНЯКИ- НЕ ТАК УЖ ПЛОХО Леса Волынской области буквально кишат сборщиками слизняков. Местные фирмы по заказам французских лю бителей деликатесов спешат до наступления осенних холо дов заготовить десятки тонн (I) этой специфической продук ции на экспорт. Приемщики скрупулезно следят за тем, чтобы каждъгй моллюск весил не менее тридцати граммов и имел строго определенную длину. Юрий КИРИЛЛОВ БЫЛО БЫ ЧТО ВЕЗТИ... с 1 сентября ,^... белорусских граждан втрое увеличивается сумма в СКВ , которую они могут вывозить за пределы республики без разрешающих документов. Вместо 500 долларов США можно -безбоязненно прово зить полторы тысячи. Одновременно с этим раз решено Б пунктах обмена ва люты продавать «в одни ру ки» сумму, эквивалентную 300 долларам СШ А , - на 100 больше, чем было раньше. Владимир СВЕРКУНОВ. МИНСК. ГГАРАМ^ЛИ КОРОЧЕ, СКЛИФОСОВСКИЙ! НЕЗАМЕТНО К РОССИЯНАМ ПОДКРАЛАСЬ КРУПНАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ: ВВЕДЕНИЕ ПОМИНУТНОЙ ОПЛАТЫ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ. ПРИ ЭТОМ, КАК ОБЫЧНО, ССЫЛАЮТСЯ НА ЗАПАД Суровый шаг наша власть склонна оправдывать ссылка ми на Европу. Исключения в этом отношении не делают ни российские чиновники, кури рующие этот вопрос, ни мос ковские власти, которые пла нируют охватить «повремен кой» с будущего года всех по требителей телефонной связи. Но и те, и другие при этом лу- И лукавят они в пользу .со хранения существующей моно другие -телефонные компании, и не только германские. По оценке^ американской консалтинговой фирмы «Карт- нер Труп», на европейском рынке через несколько лет бу дут действовать более тысячи телефонных фирм. По меньшей мере одно треть из них будет работать в Германии. Эту конкурентную борьбу за 44 миллиона клиентов, ра нее принадлежавших исключи тельно «Дойче телеком», теле- полии стационарной, телефон- фонные компании ведут'между НОИ сети, которой безраздель- собой именно в форме сниже но владеет один и тот же мо- ния тарифов. Но никакого «ди- нополист - «Ростелеком». Они кого» и. неконтролируемой^ якобы забывают, что телефон- рынка (именно этим пугают ныи рынок в Европе давно ли- российские чиновники) но пп- берализован и на нем действу- т не одна телефонная компа ния, а великое множество, и каждая со своими ценами. Европейскому потребителю предлагается самому опреде лить наиболее выгодного про вайдера на данный момент времени. Для этого нужно только загюлнить пустые места в онкетах:40ткуда, куда, дата и ), е лучилось, поскольку условием доступа на телекоммуникаци онный рынок является налйиё лицензии у новой телефонной компании. Они выдаются фе деральной службой телекоАлму- никаций и почты, осущестапяЮг щей в Германии контрольные,и регулирующие функции рынка 1^рямым следствием либера- время разговора, а также его лизации телефонного рынка длительность. Например, в было резкое падение тарифов I ермании самый дешевый раз- на телефонные разговоры - и говор из Берлина в Москву на местные, и но межгород, да стоит утоом 2,09 пфеннига за и на международные. Так за минуту (расчет ведется по. 30 межгород •потребитель платит секунд, а не по минуте, как у уже с момента либерализации >^ас), о самый дорогой - 7,20 - ....... - - по пфеннига. Это, кстати, соста вит по нынешнему курсу 26 ко пеек по дешевому тарифу и 90 копеек - по дорогому. Вот и выбирайте. В Москве же пого- К сожалению, в России этот аспект абсолютно игнорирует ся. Мнение, часто высказывав шееся чиновниками «Ростеле кома» и других заинтересован ных ведомств, - мол, постоян ные линии подключения обес печат более, или менее прием лемый по цене доступ пользо вателям Интернета - в лучшем рынка на 89 проц. меньше, чем до 1 января 199& года. Падение тарифов на междуна родные переговоры также ле жит в этих пределах - падение ---------------- тарифов составило от 89 до -■------ - ворить с Берлином по тори- 93 проц. В выигрыше окоза- слУ^ае свидетельствует фом «Ростелекома» стоит бо- лись прежде всего потребите- разобрали^ лее 1о рублей за -минуту. При ли «Дойче телеком». Они сэко- этом средняя месячная зар- номили на новых тарифах в плата в Германии давно уже стационарной телефонной се- пеодвалила за 4.000 марок... ти почти 6 миллиардов лларок. Сегодня в Германии позво- Вместе с тем статистики отме нить и по нулевому тарифу чают рост объема перегово-- вполне реально. Правда, это ров с 196,8 миллиарда минут в связано с необходимостью пе- 1998 году до 224 миллиардов риодически прослушивать рек- минут в 1999 году. Выгодног ломные сообщения во время Еще бы, причем и для потреби телефонного разговора. гелей, и для компаний. В Ге^^онии пошли на пол- Либерализация телекомму- нукэ либерализацию стацио- никационного рынка, по оценке норного телефонного рынко с влиятельного германского еже- I января 1998 года. Это было недельнико «Шпигель», иМеет осуществлено на основании далеко идущие последствия, по скольку происходит становле ние совершенно новой отрасли ■промышленности с новыми, ра нее неизвестными услугами, включая Интернет, видеокон ференции, электронную почту. так называемого телекоммуни кационного закона, принятого германским парламентом в ■ 1996 году. На рынок, кроме бывшего монополиста «Дойче телеком», были допущены волюционном значении Интер нета. Они пребывают на той же позиции, что и советские чиновники прошлых лет, не по нявшие не принявшие компь ютерной революции. Ради спроведливости, прав да, стоит сказать, что моно полия «Дойче телеком» не бы ла полностью нарушено. Кок установила антимонопольная комиссия а Германии, одни обороты еще не дают полной картины рынка. Это связано с тем, что инфраструктура теле фонной сети по-прежнему на ходится в руках «Дойче теле ком», и новые фирмы без ее пользования пока обойтись не могут. Это означает, что 50 проц. всех оборотов, связан ных со сферой дальних перего воров, в той или иной форме -поступают в кассу «Дойче те леком» как сетевые тарифы. За 1999 год оборот теле коммуникационной отрасли в целом достиг своей рекордной величины - 3,3 миллиарда ма рок. Конечно, этот рост достиг нут не только за счет того, что немцы стали больше времени болтать по телефону. Этот-фа ктор напрямую связан с рас ходами по пользованию Ин тернетом и бурным- развитием мобильной телефонии. «Теле коммуникационный продыв» произошел благодаря либера лизации этого рынка, то есть благодаря тому, от чего «ры ночная Россия» пока только шарахается, прикрываясь фра зами о «защите потребителя». Олег НИКИФОРОВ. БЕРЛИН. Р.5. Пока же телефонная связь в России монополизиро вана, нам лучше вспомнить из вестную «приговорку»; «Коро че, Склифосовский!» Учиться краткости - дело У«ЛУКОЙЛморья» 1 сентября исполняется 50 лет руководителю одной из крупнейших компаний России - флагмана российской нефтяной промышленности, президенту ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагиту Юсуфовичу АЛЕКПЕРОВУ. В.Ю.Алекперов - нефтяник по призванию. Почти ТО лет назад он создал нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ». Сегодня это одно из тех мощных и надежных опор, но которых стоит Россия. Поздравляя Вагита Юсуфовича с юбилеем и желая ему успехов в разработке и реализации новых крупных проектов, мы публикуем главу из книги Н.Черникова «Вертикаль «ЛУКОЙЛа», вышедшей в свет в издательстве «Смена». нинградские месторождения обладают бесспорным хоз расчетным преимуществом: они' расположены в К о м п а н и я см е л о с м о т р и т в о т к р ы т о е м о р е . Ч т о бы у б е д и т ь с я в э т о м , о т п р а в и л с я в с а м ы й з а п а д н ы й п о р т Р о с си и - К а л и н и н г р а д . у, мог Неоновые буквы <сЛУКОЙЛ» терминалов. К тому ж е ......... видны уже из вагона но тарном крое весьма розви- подъезде к вокзалу. .О н и то нефтедобывающая инф- красуются но крыше при- роструктуро. здания, где росло- К чести калининградцев. калининградское А О «Бол- понии, такие , как «Шелл» т ф о н » модернизировало «Шеврон», «Экссон», «Нес- оЬорудоеоние и выполняет те», «Мобил», и другие, де- заказы для американских лают акцент на создоние неЛтРпп^о°п^ фирм. Пакетом акций этого собственного флота и^стро морских предприятия владеет компа- ительство неНэтг ^ ния. Владеет во благо не только кроностроителей, но и но пользу всех калинин градцев. Кок отмечает мест- пресса : «ЛУКОЙЛ» те ьст ефтяных терми налов в различных портах мира. В частности, в соста ве нефтяного консорциума «Шелл Ройял Датч групп» - 79 танкеров. Собственн! и зафрахтованный в дл тельный тайм-чартер флот ™ т ;аГмор Г4тей . .Т “ А п а р ,„ .ходом . только . , т „ .К а л л „ „ „ г „ а „м о р » е ф т е го з ; „ о н л н а „ ' ' .Г п ,с к '= :5 :? л “ь ™ ; квартальных котельных по центов угля и нефтк Конодскеш технологии. Сто- Той же политики придер- ить они будут вдвое дешев- живоется и «ЛУКОИ ТЬ : ле , чем зарубежные анало- строить свой нефтеналивной флот. Первенец будущей танкерной эскадры спущен на воду в Николаеве осе нью 1996 года. По традиции бутылку шампанского о борт новорожденного судна разбила «мать коробл; еоние и сумел остаться плову. Ф ло т , котодый тяж ким финансовым бременем потянул было морских неф тяников в пучину кроха , сно ва оказался рентабельным. отремонтированный офис продолжил борьбу за выжи- сооружена весьма вырази- -------- - тельная композиция из бу ровых долот и массивного станового якоря. Нефть и море. Нефть из-под моря и нефть, плывущая па морю... ронюоель Мало кто знает , что поло- Часть судов благодаря вина всей добываемой в ми- рониям экипажей и дипло- ре нефти транспортируется мотической деятельности морем. _ „ ^ руководства, компании полу- кюмыи интересный объ- чипа классификацию Мор- г Компании в Калинингра- ского норвежского Директо- де, несомненно, завод ме- рата и приобрела возмож- т а л л и ч е с к и х к о н с т р у к ц и й , ность работать в междуна- которь1и изготавливает мор- родной кооперации Вос- ские буровбш;.' рлотформы. Печки печками, а вот бензин но лукойловских А З С в Калининграде и в са мом деле дешевле, чем у конкурентов. Но вернемся на берег Т о в Й Г а Т и о Г Г ' ф и и о н с и Т ' к Г ш : Завод «искусственных ост ровов» расположен в дюнах на берегу моря. Ворота сборочного цеха выходят прямо но причал,'у которо го ошвартованы несколько судов типа «Нефтегаз». На палубу одного из них грузят многотонную, круглую де таль - поворотный диск пор- га-льнот,® .крйи*а,'1-изготовлен- для^ одной;:: из герман- ггрянул и завод металлокон струкций,' правда, не без помощи. «ЛУКОЙЛа» . Ком пания сертифицировала строения, компактно впи- ских конструкций. Когда ехал туда впервые, мне ка залось , что сейчас попаду в нечто лязгающее, дымное, раскиданное, неприглядное, одним словом - на завод. Увидел современные белые Там заложены ■Любовь Хобо. Пять тан керов уже построены в Тер- мании, однако наливной флот «ЛУКОЙЛа» прираста ет и на «Адмиралтейских грфях» Санкт-Петербурга. - А почему не секцию бу- мен'ов привлекает дущеи вышки? - спрашиваю нинграде не только гаран- у директора завгвда Влади- тированное еврокдчество мирс^Ивановичо Собко. сварочных работ, но и де- Секцийамы вон сшлько шевая при этом рабочая завода по международным морского берега. Ни дымя- уже” "на"" п л о Г Г конца инженеры щих труб ни"^колючей про- ^001 года выйдут на Т о р волоки. В довершение кар- ские трассы еще два. Стро- тины - уд^заводского причала ятся танкера класса «река- сиял белизной парусов море» и в Волгограде трехмачтовый барк «Кру- Аналитики Компании ^^зенш терн^ОкаЭывается , него здефБ^шта+ное место' ' йую стр''атегйгБ',''’^поШ стоянки - ря’дом со стенкой, ную на взаимодействии мо- где швартуются гтокойлов- ряков, речников, железно- ские «нефтегазы». Символи- дорожников, автомобили- ческре соседство. Так же, стов и, конечно же, работ- как Крузенштерн проклады- ников трубопроводных сис- ВОЛ для России новы© Л'Юр" том. «Российскоя н * ские пути, так и «ЛУКОЙЛ» должна уметь плавать». сварщики предприятия прошли стажировку в Анг лии - в Нью-Кастле - и полу чили ллойдовские ’ гЛтьГТТа завод хль1 странные заказы рет, что западных бизнес наготрвили, - кивает Собко стране верждают они. Но почему За этим «но» стоит не « с Г в е й х е Г и лифт'ин^^^^^^^^ новые экономические гори- так .^возрастает роль мор- столько экономика, сколько о т к . п р « н » „ - , , - й ; , р = : „ • н ™ » о ™ о « и с „ в „ ,ы 1 Р р с ^ ° Е Х о ” Х р о Г й Й ! Т о " е ! „а“, Михаилу!» б®жной». Дедр в том, что Владимиру неф теразведка и добыча шлют в приветственном фа- «черного золота» на Балти- ксе директору и главному ке временно приостановлет технологу свою благодар ны до тех пор, гтоко не бу- ность англичане. Они полу- дут урегулировоггы вопросы чили оборудование из Ка- межгосударсувйнного раз- лининграда на месяц рань- дела шельфа между Литвой где контрактного срока, и Россией. Контуры место- Подобные возгласы слыш- рождения в недрах дна Бал- ны из Голландии и Герма- тииского морЯ' - заметим, нии. открытого совехскими гео- З а полтора года «сво- логами, - вторгались в зону бодного' плавания» в успо- морских владений сопре- виях всероссийского эконо- делыного государства - Лит- мического шторма акцио- вы. Впрочем, эта причина нерное общество сумело формальная; Если копнуть сохранить финансовую ус- проблему глубже, то откро- тойчивость, сумело выпол- ется и отсутсгвие государст- нить свои обязательства и венной программы по осво- перед партнерами, и перед ению прибрежных недр Рос- заказчиками, и перед бюд- ' 1 А ----- - Ст ” '— лег назад , к тому же цех. Идет раскрои стально- значительная их часть нахо- го листа. 1ут же полыхают дится за пределами россий- сполохи электросварки... ской территории. Более по - Станки и аппаратура у ловины наших нефтяных ма вас - немецкие, сертифика- гистралей находится в ин - английские, трубь!^ - тенсивной эксплуатаци! свыше двадцати лет. Их ре- японские. А что же наше? спрашиваю я, несколько уязвленный обилием ино странной техники. - Проект завода - наш. Рабочие руки - наши, инже нерные головы - наши, - ус мехается директор. - Море - наше, суда - наши. Н ако нец, нефть - наша . Вот, смр- трите, сколько немцы ни ис кали нефть в- Восточной Пруссии, не нашли. А наши геологи открыли сразу не столько месторождений. сии, и полная законодатель- жетом. Переговоры руково- Почему’ ? Потом^ 'чтодисш - - - неразбериха по разде- дителей а 6 с Вагитом'^Алек- ли. имея о г а о 2 ы Г ппь^ « продукций, перовым были недолгими, Так или иначе, объедине- в ноябре 1995 года «Кали- 3 «Калининградморнеф- нинградморнефтегоз» во- тегаз» оказалось после раз- шел в состав нефтяной ком- вала С С С Р почти в прямом пании «ЛУКОЙЛ» на пра- смыспе слова на мели. Мели вах дочернего предприя-гия отнюдь не нефтеносной, - . На то было постановление ппггкочь.впет генеральный ди- российского правительства , имея огромный опыт „ этом деле. Йскали и нашли гораздо глубже, чем пред полагали нахождение «чер ного золота» геологи Треть его рейха. МОНТ, поддержание в р або чем и безопасном состоя нии требуют все возраста ющих капиталовложений . Взвинчивает свои тарифы и железная дорога . Перепра влять нефть водными путями экономичнее. В арктических же районах это вообще единственный способ до ста влять жидкое топливо по требителям - в танках мор- Долгосрочный бизнес- прогноз в этом направле нии рекомендует делать ставку на суда класса «река - море». Благодаря им Рос сия сможет обходить «уз.кие места» на путях отечествен- нефти, те пробки, кото- пемного помолчав, Соб- рые возникают иногда по ко добавил; _ политическим причинам р е „ о р .Л У К О й Л - Т ;™ ™ Т - Г р 7 ш ; « Г с о 6 р " р ™ Г а : : ; : „ " „ р « х о ^ " Г ' ' б о л ™ ? Г к ; ! : " У » » - градморнефте Каджоян. -' Е )т год» ' Юрий неров. Э то т альянсГ был ю . - Добыча сырья встречен в городе весьма резко упала. Многосложный одобрительно, ибо в эконо- специальный флот, состояв- мике янтарного края сразу балансе объедине- же произошло заметное л непомерной обу- оживление. ЗОЙ. одни лиШь сутки про- Компания дея1тельно при- сто;^ приносили громадные нялась реализовывать свои ' калининградские проекты, в частности, нача- убытки. _ ......__________ гфтегазы»' стояли на мер- IX якорях неделями, меся цами. Суда слишком специ ализированы, чтобы фрах товаться на какие-либо дру гие морские работы . Суну лись было йо ' Мировой ры нок оффшорных работ, но ниши том. давно уже за- I. Пока Морские нефтя ники терпели экономиче ское бедствие, аналитики «ЛУКОЙЛа» пришли к выво ду, что морской сектор в се веро-западном регионе России имеет широкую пер спективу и обещает нема лую выгоду. Несмотря на сравнительно небольшие - по сравнению с когалым- скими - запасы нефти, кали- . й- - ................ - ........ ловских «моряков» про- шельф не только как инве- изошло знаменательное со- стод, но и как оператор. бытие: успешно завершена В морской деятельности первая операция по отгруз- Компании есть еще один ке нефти с Варандейского очень важный аспект - это месторождения , располо- транспортировка добытой женного на берегу Печор- нефти по водным путям ского моря. Лукойловский страны и планеты. Здесь танкер усиленного ледового стоит еще раз напомнить, класса , с ТО тыс. т нефти на что^половина всей добывав- борту, впервые прошел по мой в мире нефти трдне- маршруту, предусмотренно- портируется морем. Выгода му новой морской транс- и риск всегда идут рука об портной системой вывоза РУЗУ- газломы танкеров и нефти с местооожлений Ти- лезнои дороги к терминалу губительные разливы-нефти, мано-Печорскс?й неФтегазо- Морского канала и многих немалые затраты На пошы- ' ногнпй п К о Г и других объектов. Как-никак, а нефть соста вляет свыше двадцати про центов объема экспорта об ласти , и от дальнейшего на ращивания ее добычи во строительство нефте химического терминала в поселке Ижевское под Ка лининградом, узла космиче- связи, подъездной > немалые затраты На покры- носно ровинции «ЛУ- тие экологического ущерба КОЙЛ» впервые на практи- - ничто не останавливает и ке приступил к решению не остановит движение неф- проблемы круглогодичного ги по морям. вывоза нефти с месторож- д а и чем еще переправ- дений этой поовиниии ри ивания ее доо чи во пять аравийскую, скажем. Ввод новой системьГ- свое- многом будет зависеть бла- нефть на американский кон- образного ключа от пои- ния°од тона не танкерами? родных нефтяных хранилищ ния региона. _ Идея трансатлантического региона - в пеоспективе Получили стабильную ра- трубопровода даже не об- превратит его в ^коупней- боту с гарантированной суждалась. Только танкеры. шую нефтеносную о п а с т ь зарплатой многие метолли- Мировой опыт транспор- России ® “ «'"Четь сты, машиностроители тировки нефти показывает, ' да . Мод эгидой «ЛУКОЙЛа» что крупные нефтяные ком- Николай ЧЕРНИКОВ. 29 А В ГУС ТА 2 000 ГОДА 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz