Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

II ТМИПЕЦКЛЯ • /Ж г а з е т а 19 о в гу с та 2 0 0 0 г . , № 165 -166 (21293 -21294 ) (Окончание. Начало на 1-й стр .) После таких диалогов организу­ ются экскурсии ребят по уни­ кальным местам нашей облас­ ти — в Задонск, Елец, Мещеру, выделяются путевки для отды­ ха учителей. Кстати, об отдыхе. Детей этим летом удалось оз­ доровить, и неплохо. А вот о педагогах мы позаботились явно недостаточно. Путевки им, конечно, предлагались. Но наша единственная база отдыха — «Зеленая долина» — не могла вместить всех желающих. А выехать за пределы области большинству не по карману. Этим вопросом мы обязатель­ но будем заниматься в новом учебном году. Еще более острая пробле­ ма — улучшение жилищных ус­ ловий учителей. Понятно ведь, что сегодня нереально на учи­ тельскую зарплату приобрести квартиру. Значит, надо помочь. Начало уже положено. Скажем, под жилье для работников бюд­ жетной сферы реконструирова­ на гостиница «Металлург» на левом берегу. Вот-вот будет сдан «под ключ» дом на проспек­ те Победы. Сразу оговорюсь: это не бесплатные квартиры, но цены на них значительно ниже тех, что сложились по городу. В общем, что-то удается. Но впереди дел очень много. Стер­ жневую задачу на новый учеб­ ный год я бы сформулировал так: повышение роли и автори­ тета липецкого учителя. Это не пустая и чересчур громкая фра­ за. Здесь у нас совершенно кон­ кретные планы. Профессия пе­ дагога должна снова стать пре­ стижной. И здесь мало надеять­ ся на голый энтузиазм. Нужна серьезная финансовая поддер­ жка. И мы ее обеспечим. Толь­ ко к 1 сентября на нужды школ будут выделены значительные средства. Не стану называть конкретные цифры. Ну, считай­ те, это сюрприз. — А какие «сюрпризы» ждут в новом учебном году ребят? Все ли готово к на­ чалу занятий? Не затянутся» ли строительные и ремонт­ ные работы, что нередко случается? Как с учебника­ ми, ученической мебелью и так далее? —Не хочу скрывать: пробле­ мы есть. Но, думаю, на общей ситуации это не отразится, и занятия _в школах начнутся ‘ порода было выделено 5 мил­ лионов рублей. Свыше одного миллиона — на 'замену кухонно­ го оборудования, столько же — на по 1 ^пку новых компьютеров. Второй год подряд мы преду­ сматриваем полтора миллиона на закупку мебели. Однако, за­ метьте, впервые в этом году монтные работы будут завер- Дождливое лето проэкзаме­ новало нас на предмет надеж­ ности кровли. Экзамен выдер­ жан неважно. Крыши потекли даже там, где мы и не предпо­ лагали... Честно говоря, к 1 сен­ тября залатать все дыры мы уже не успеваем. Все надежды — на теплый, сухой сентябрь. Не мо­ жет не волновать и состояние отдельных фасадов. В частно­ сти, школ № 2, 4, 10 и ряда дру­ гих. К сожалению, к началу уче­ бы привести их все в порядок не удастся. Но мы разработа­ ли специальную программу, согласно которой будем за- Усилия педагогов сводятся на нет пропагандой, даже насаж­ дением совсем иных ценностей, а точнее — антиценностей, иных ориентиров, далеких от подлин- . ной духовности. Простой и, увы, упрямый факт: в школах все больше курят — и мальчики, и девочки. Многие директора за­ крывают на это глаза: дескать, выгонишь из школьных туале­ тов, все равно дымить будут, только уже на улице, возле дома. Что ж, мол, толку гонять? А го­ нять и не нужно. Нужно воспи­ тывать, разъяснять, иного пути нет. А вот еще примета нашей жизни. Красочная телереклама, допустим, призывающая чаще — Мне кажется, что дело тут не столько в средствах, сколь­ ко в недостаточной информиро­ ванности населения. Ко мне на прием часто приходят родители; советуются, в какую школу луч­ ше отдать ребенка в соответ­ ствии с его наклонностями и способностями. У всех на слуху такие «гиганты», как школы-ли­ цеи № 44, 24, гимназии № 12, 64, 1.которые, однако, не в со­ стоянии принять всех, пусть даже очень талантливых учени­ ков. И мало кому известно, что поблизости находятся и другие весьма интересные школы. Воз- Т1ШШ-ШГП1РЫ, ДЕТМ- Д0С1УПН0Е1 ОЕРАЗОВАНИЕ I ниматься этим поквартально. Особо хочу остановиться на благоустройстве школьных тер­ риторий. Тут никаких особых затрат не требуется. Как гово­ рится, было бы желание. Разве не приятно, когда возле школы — прекрасные цветники, клум­ бы? Это улучшает не только на- нынешней осенью займемся раскопкой земли, закладкой се­ мян и удобрений на пришколь­ ных участках. А весной будем ждать результатов... Теперь что касается учебни­ ков. Есть некоторые сложности с литературой по новым дисцип­ линам. Ее мы закупаем через торговую сеть. Так что родите­ лям школьников придется по­ тратиться. Но мы постараемся, чтобы как можно больше кате­ горий детей получили необходи­ мые книги бесплатно. Хуже дело обстоит С художественной ли­ тературой. В школьных библио­ теках ее катастрофически недо­ стает. И ученикам приходится немало похлопотать и побегать. пром». Преимущества очевидны: она хорошо смотрится и изго­ товлена из натурального дере­ ва. Так что школьникам не при­ дется дышать парами ядовито­ го клея и прочих химикатов, ко­ торых не чураются иные немес­ тные производители. Свыше 3 миллионов рублей —затраты на реконструкцию детсада по ули­ це Семашко под городской Дом детского творчества, который, вы знаете, открылся в иае^этрг, го года. Сейчас заканчиваем его благоустройство. В школе № 16 устанавливаем газовую котель­ ную. Стыдно сказать,' но до сих пор школа, 'расположенная в центре города, отапливалась уг­ лем. Капитальный ремонт идет в школе N 2 45, «возраст» кото­ рой просто не позволял продол­ жать ее эксплуатацию в пре­ жнем состоянии. Не забыли и о детдоме-школе. Обитатели ее сейчас отдыхают в оздорови­ тельном лагере «Радуга». К их приезду в конце августа все ре­ номер один — найти средства на покупку этих книг, обеспечить библиотеки необходимым коли­ чеством их экземпляров. — Так или иначе, перво­ го сентября все ученики ся­ дут за парты — где за ног венькие, где за старые... И без учебников, будем наде­ яться, не останутся. Но это тывают вне школы? Как хотя бы нейтрализовЗТЬ’Ш р уш й ^ ' вающийся отОкеЮду на не­ окрепшие, несформировав- шиуся детские души нега- — Это, действительно, тре­ вожит больше всего. Кажется, в школах проводятся замеча­ тельные вечера, смотры худо­ жественной самодеятельности, спортивные состязания, созда­ ются музеи. А культура учени­ ков день ото дня падает, осла­ бевает их личностное, если угодно, гражданское начало. встречаться за бутылкой пива «Золотая бочка». Да после та­ ких призывов не то что ребе­ нок, взрослый примет это как ак­ сиому! Мало того, что эти все ролики сами по себе убоги и рассчитаны на людей без моз­ гов. Но они еще и навязывают напиток, которь 1 й почему-то пе­ рестал считаться алкогольным. Я уж не говорю о других зельях, отравляющих детский организм и психику. Уверен: настало вре­ мя положить этому беспределу конец. Как? Бить тревогу, доби­ ваться, чтобы СМИ, и прежде всего телевидению, было запре­ щено подрывать физическое и духовное здоровье молодежи. Да, да, запрещено, хотя запре­ ты теперь не в моде. Но и со­ всем пустить все на самотек, отдать в руки бизнесменов — это крайность, и очень опасная. А нам, педагогам, вместе с вра­ чами, психологами, работника­ ми культуры, придется, вопреки всему, терпеливо и умело ис­ кать новые пути к сердцу ребен­ ка. Чтобы он доверял нам, а не тем, кто призывает его «прико­ лоться» или «оттянуться». Если мы его не заинтересуем, не,ув­ лечем чем-то дельным, после звонка с уроков он будет делать то, что ему предлагает улица и иные «воспитатели». А основной упор нужно делать на пропаган­ ду здорового образа жизни. Куда подевались бесплатные спортивные кружки и секции? Почему ребенок в своем мик­ рорайоне лишен такой «роско­ ши», как ледовая площадка или хоккейная коробка? Все это не­ пременно нужно возродить, И ------- этим сейчас тоже заниг, -...„^ ЭРИЯ Т ^ Т С ! «9»К{ИРЧ^^странно звучит сегодня слово «бесплатно» применительно к сфере об­ разования. В самом деле, на дворе — рынок, и желание родителей дать ребенку со­ лидное образование напря­ мую упирается в деньги. На­ чиная с той же школы: боль­ шинству детей элитные учебные заведения недо­ ступны. Выходит, они обре­ чены на «очень среднее об­ разование»? Или статус шко­ лы — еще не гарант прочных можно, внешне более скромные. Но там работают замечатель­ ные педагоги, творчески постав­ лен учебно-воспитательный про­ цесс. Мы работаем над тем, чтобы в каждом микрорайоне были школы различных направ­ лений — естественно-научного, ^манитарного и так далее. Что­ бы была возможность выбора и внутри' учебного заведения — так называемые «профильные классы». Как вы знаете, они уже созданы во многих учебных за­ ведениях. Это медицинские классы в школах № 19, 66, ка­ детский класс в школе № 14, морской класс в школе N9 27. В этом году на базе восьмой шко­ лы откроется милицейский класс. Возрастет количество классов экологического и дру­ гих профилей. Думаем о том, чтобы в каждой школе были ка­ бинеты ГО и ЧС. Есть догово­ ренность и с налоговой поли­ цией о создании специальных кабинетов, об изучении соответ­ ствующих дисциплин. Эти зна­ ния ребятам несомненно при­ годятся в будущем. А для кого- то станут основой для дальней­ шего профессионального обра­ зования. Кстати, выпуск минув­ шего учебного года нас особен­ но порадовал: больше стало «золотых» и «серебряных» ме­ далистов. Прочные знания поз­ волили ребятам взять барьер не только в липецких, но и дру­ гих престижных вузах —москов­ ских, воронежских, орловских: — Безусловно, высокая успеваемость учеников — главный показатель работы учителя. Успехи отдельных липрдких выпускников раду­ ют. Однако для многих, даже 'очень способных'ребят по­ ступление в вуз - большая проблема. «Нестыковки» школьных и вузовских про­ грамм зачастую оборачива­ ются и для самих абитури­ ентов, и для их родителей настоящей трагедией. Какие меры принимаются на го­ родском уровне, чтобы как- то изменить положение? Как вы относитесь к идее введения со следующего года в качестве эксперимен­ та единого национального экзамена и другим извест­ ным реформистским начи­ наниям, к примеру, перехо­ ду на 12-летнее обучение? . — Будем реалистами. Как бы мы сегодня на местном уровне ни старались, добиться соот­ ветствия школьных и вузовских требований не удается. И пре­ жде всего в плане преемствен­ ности. Скажем, в одной школе образовательная планка подня­ та высоко. Ученики получают хорошую подготовку, поступают в вуз, и вдруг обнаруживается, что программу первого курса они уже проходили... Но чаще, к со­ жалению, случается наоборот: абитуриент на вступительных экзаменах наталкивается на раз­ дел, который в школе вообще не изучался. Как быть? Навер­ ное, прежде всего, необходимы обмен преподавательскими кад­ рами между школой и вузом, ак­ тивная работа с учениками как потенциальными абитуриента­ ми. В этом году администрация города впервые заключила до­ говора с вузами. В основе этих документов — взаимодействие педагогов и людей науки. В этом смысле у нас есть хорошие на­ работки. И новый шаг, надеюсь, их закрепит. Что касается других нов­ шеств, и в частности замены выпускных и вступительных ис­ пытаний единым национальным экзаменом, — это пока один из многочисленных проектов. Мож­ но сказать, мы постоянно пре­ бываем в состоянии ожидания: что еще там, «наверху», приду­ мают. Именно так я отношусь к проводимым в сфере образо­ вания реформам. С одной сто­ роны, без новых, свежих идей, нестандартных решений не . обойтись. Нельзя работать так, как работали десять, двадцать лет назад. Но с другой, инициа­ тива должна исходить от педа­ гогов, родителей, обществен­ ности. У нас же пока все наобо­ рот. Дискуссии о том, какой быть Школе, разворачиваются только на страницах газет и журналов. Из них мы в основ­ ном и черпаем информацию. С нами никто не советуется! Вот прошло в Москве Всероссийс­ кое совещание учителей. На него были приглашены представите­ ли краев и областей. Но... Учас­ тникам встречи даже не дали высказаться! Все проходило по отработанному сценарию: высту­ пали авторы доктрины и других документов, рассказывали о це­ лях и задачах, проголосовали... На этом все закончилось. Ни­ кто не получил ответов на во­ прос: для кого и как будет про­ водиться эта реформа? А зна­ чит, мы рискуем остаться, как говорится, при своих... Учителя будут по-прежнему вести уроки в классах численностью 20-25 человек, а стало быть, ориен­ тироваться на среднего учени­ ка. Одаренные дети будут учить­ ся сами по себе, слабые —так­ же вариться в собственном соку, то есть отсиживаться на занятиях. Это очень тревожит. Я полагаю, вполне уже ясно: из числа сильных учеников, способ­ ных преодолеть высокую обра­ зовательную планку, нужно фор­ мировать специальные классы, пусть даже по 5-10 человек. И финансироваться такие классы должны отдельно. То же — и в отношении другие- категорий щкрльников. Это только один аспект. В целом же свое бтно-'” шение к проводимым реформам липецкие учителя выразили в коллективном письме, направ­ ленном в Министерство обра­ зования РФ. Главное — это не сроки обучения, а то, чему и как мы будем учить детей. А основ­ ной принцип — дос^пность об­ разования, то есть возможность каждого ребенка получить ту подготовку, которая ему необ- . ходима. , Беседовала Елена ТАРАВКОВА. (I с т г ^ и ^ 4 1 Фотоэтюд Анатолия ГИРЕВА. ЗАВ 1 РШ 1 НАРАБОТА НАДБЮДЖЕТОМ ПОПУТ 0 ДЮ 1 (Окончание. Начало на 1-й стр .) И вновь предметом об­ суждения с тал ... Михаил Юрь­ евич Лермонтов. Надо ли при­ обретать его 1.0-томное со­ брание сочинений для школ и учреждений культуры или нет? И существует ли вообще в природе столь «толстый» Лер­ монтов? (В России издание наибо­ лее полного, из всех сущес­ твовавших, собрания сочине­ ний М.Ю. Лермонтова впер­ вые осуществляет издатель­ ство «Правда»). Депутаты резонно призна­ ли: изучать «всего» Лермон­ това вряд ли кто из читателей будет, а потому решено изме­ нить формулировку этой статьи расходов. Она будет звучать в иной Ьедакции —«На увеличение библиотечного фоНда школ, домов культуры. Ведь проблема обеспечения библиотек новыми изданиями — одна из острейших регод- В своей окончательной оценке проекта бюджетного закона депутаты комитетов отметили неудовлетворитель­ ную работу по финансирова­ нию (при наличии средств) таких важных отраслей, как здравоохранение, образова­ ние, социальная политика и жилищно-коммунальное хо­ зяйство. За принятие Закона Ли­ пецкой области «О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2000 год» с учетом всех поправок и замечаний комитетов прого­ лосовало 7 депутатов, против 4, воздержалось — 2. Итак, впереди -сессия--Ии I полгода напряженного труда, который будет складываться - в условиях далеко не простых. Но те корректировки, что сде­ ланы депутатами в ходе об­ суждений,' безусловно, будут способствовать тому, что бюд­ жет года будет исполнен до­ стойно: как в части пополне- ) доходов, так и разумного использования. Владимир ПЕТРОВ , редактор отдела экономики «ЛГ». КАКПРДЕСЕАДТЛЕЬ КОМБАЙНЕРОМадл Впрочем, для кого как, а для хлеборобов данного хозяй­ ства в этом примере руково­ дителя ничего необычного нет. Здесь, почитай, все специалис­ ты-технари, включая главного агронома, в жаркую пору жат­ вы становятся комбайнерами, А уж первому лицу хозяйства, как говорится, сам Бог велел. Ведь руководить —это не толь­ ко руками водить, раздавая приказы и наставления, от ко- торь1х механизаторских кадров на поле не прибавится. И если проводить аналогию, то не грех заглян уть вглубь времен: дельный помещик всегда был со своими крестьянами и на косьбе, и на жатве, не чурался работы на земле. И не плакал­ ся в жилетку уездным и губер­ нским правителям то на засу­ ху, то на дождь. Вот и над госпредприяти­ ем «Светлый путь» их прошло не меньше, чем над полями хо- зяев-соседей. Но к сегодняш­ нему Дню здесь вся зерновая группа убрана подчистую. Уро­ жайность, конечно, не та, что в прошлом году, однако впечат­ ляет—близка к тридцати цент­ нерам с гектара. Валовый сбор пшеницы предварительно составляет 2;5 тысячи тонн, а в том сезоне получили в два раза больше. ПОДЭИ 1 И плохо п§р^эдмрвав- шие озймые, изрядно йх“ при-■ -ш.Л 1 ва»«щересевать весной. -Но зато яровые порадовали, дав 40 центнеров с гектара. Как и преходе, результат предопре­ делен надлежащим комплек­ сом агротехнических меропри­ ятий и хозяйской сметкой. А вся стратегия и тактика жат­ вы зерновых свелась в усло­ виях дождливого лета к незыб­ лемому правилу: максимально использовать технику и кадро­ вый потенциал в промех<утках между грозами-ливнями . Кстати, за те вечерние часы погожего «окошка» механиза­ торам, специалистам и дирек­ тору удалось намолотить 270 тонн ячменя. Руководитель «Светлого пути» Виктор Горшков — лау­ реат престижного междуна­ родного конкурса на звание лучшего руководителя года — еще раз доказал: для его кол­ лектива и хляби небесные не помеха. Если все подчинить делу, путь открывается свет­ лый. Под стать названию гос­ предприятия. Что же до ного примера директора, намо лотившего два с лишним гру зовика ячменя, то,.к слову, сивший и пахавший Лев Толс­ той в свои годы не удивился бы подобному участию дотош­ ного во всем хозяина. Не ви­ дел и не ведал града он дру­ гого. Как иные «баре»-предсе- дател и станут лишь бороздить просторы полей персональны­ ми авто. Но это уже другая тема. К В. Горшкову отноше­ ния не имеющая. Александр ДЕМЕНТЬЕВ/' соб.' корр.’ «Липецкой газеты». Елецкий район. Б н ю п А с и о ст ь д в и ж г .и и я Ф УТБОЛ : П Е Р В Ы Й П И В Ш И О Н вНЕЗАВИДНОМ ПОЛОЖЕНИИАУ1САЙДЕРА т опероция «(Внимание дети!» Возвратившись из оздорови­ тельных лагерей, сд а ч и из дру ­ гих мест отдыха, дети отвыкли от шумных улиц, многие забы­ ли правила дорожного движе­ ния. Анализ дорожно-транспор­ тных происшествий показывает, что наибольшее их число про­ исходит в конце августа и в на­ чале сентября. В целях преду­ преждения детского дорожно- транспортного травматизма, восстановления навыков, свя ­ занных с безопасным по вед е ­ нием на улицах и дорогах, улуч­ шения адаптации детей и под­ ростков в период с 21 августа по 10 сентября проводится Все­ российская операция ^‘Внима­ ние —дети!». В это время осо ­ бенно необходимо усилить над­ зор за движением транспорта и пешеходов, в первую очередь у школ и в местах массового со ­ средоточения детей. Очень важно в начале нового учебного года в школах провес­ ти беседы и конкурсы по пра­ вилам безопасного поведения детей на дорогах, отработать безопасные маршруты их с л е ­ дования из дома в школу и об- Ни один случай нарушения реб енк ом п р а ви л дорожного движения не должен остаться без внимания. На педагогичес­ ких советах школ и родитель­ ских соб ра ни я х н еоб ход им о анализировать причины дорож­ но-транспортных происшест­ вий, в результате которых по­ страдали дети. ГО СУД А РСТВ ЕНН А Я ИН СП ЕКЦ И Я БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖ ЕНИЯ О БРАЩ А ЕТСЯ К ВОДИТЕЛЯМ ТРАН СП ОРТНЫ Х СРЕДСТВ : От вас во многом зависит пре- 1 дупреждение дорожно-гранспорт- / ; ных происшествий с детьми. Вы лучше, чем кто-либо, знаете, что поведение ребят на улице харак- | теризуется повышенной актив­ ностью, они ие всегда вниматель­ ны на дороге, склонны к играм и в^иалостям . Вот почему, увидев Щ вблизи проезжей части детей, при- ^ мите все меры, чтобы избежать не- счастья. В населенных пунктах в ' ч* период с 1 по 10 сентября т.г . не- ч обходимо осуществлять движение с включенным ближним светом ч фар. Не превышайте установлен- -д| ных скоростных режимов. При про- ! езде места остановок общественно­ го транспорта, школ, в местах, где ^ установлен знак «Дети», будьте предельно внимательны, заблаго- Никогда не садитесь за руль I автомобиля или мотоцикла в не- I трезвом состоянии! ОБРАЩ АЕМСЯ К ВАМ, П АП Ы И МАМЫ Каждый из нас хочет видеть своего ре­ бенка счастливым, веселым и здоровым, стараемся не омрачить его детство. И не­ редко забываем, что это беда может про­ изойти с ним из-за незнания и пренебрежи­ тельного отношения к элементарным пра­ вилам поведения на улице. Дошкольники еще не в состоянии пра­ вильно оценить дорожную обстановку, час­ то теряются даже в простых ситуациях. Поэтому малышей нельзя оставлять на ули­ це без присмотра. Школьники знают дорожную грамоту, но, надеясь на свою ловкость и быстроту, пренебрегают правилами дорожного движе­ ния : перебегают проезжую часть перед близко идущим транспортом, на запреща­ ющий сигнал светофоров; в неустановлен­ ном месте внезапно выбегают на дорогу из- за стоящих транспортных средств; устраи­ вают игры вблизи и на проезжей части до- Семья — это школа юного пешехода. Долг родителей — вовремя обучить ребен­ ка дорожной азбуке, разъяснять ему необ­ ходимость строгого соблюдения правил по­ ведения на улицах и дорогах. Дома можно У В АЖ А ЕМ Ы Е ПЕДА1’ОГИ! Для закрепления знаний правил до­ рожного движения проводите со школь­ никами игры, викторины, практические занятия на транспортных площадках и на учебных перекрестках, конкурсы на дет­ ские рисунки с тематикой по безопаснос­ ти движения. Следует обратить внимание на тот факт, что много несчастных случа­ ев с детьми происходит при возвращении их из школы домой. В конце последнего урока нужно напомнить ребятам правила поведения на дороге, правила перехода проезжей части, обратив особое внимание на опасность обхода стоящего транспор­ та. Ежедневно напоминайте детям прави­ ла дорожного движения, добивайтесь, что­ бы их соблюдение вошло в привычку и стало нормой поведения на улице. Государственная инспекция безопас­ ности дорожного движения УВД Липец­ кой области поздравляет всех ребят с на­ ступающим новым учебным годом. использовать настольные игры, игрушки, I литературу, не ограничиваться лишь назт дательными беседами. И сайое главное - надо самим взрослым быть для детей при­ мером правильного поведения на улице. Продолжается падение вниз по турнирной таблице липецко­ го «Металлурга». После 24 тура, прошедшего в минувший чет­ верг, наша команда опустилась еще на одну ступеньку ниже. Если учитывать, что «Спартак- Чукотка» снялся с розыгрыша и лишь номинально присутствует в списке команд, то фактически липчане находятся сейчас на предпоследнем месте, по сосед­ ству уже с неимеющими шан­ сов остаться в первом дивизи­ оне железнодорожниками Санкт-Петербурга. И без того незавидное тур­ нирное положение «Металлурга» усугубилось его очередным по­ ражением. Липчане проводили игру на выезде в Астрахани с местным «Волгарем» и вновь уступили. Счет матча — 2:1 в пользу хозяев поля. Первыми на 32-й минуте гол забили астраханцы. С таким результатом команды ушли на перерыв. Во втором тайме лип­ чане сумели сравнять счет. На 53-й минуте это сделал наш защитник Чумаченко. Однако под занавес матча хозяева поля все-таки сумели вырвать побе­ ду, забив в ворота гостей вто­ рой мяч. Сенсационное поражение с крупным счетом 3:0 нанес на своем поле красноярский «Ме­ таллург» ижевскому «Газовику- к с т л т и Газпром». Эта победа позволи­ ла красноярцам подняться на 17-е место и обойти своих од- ноклубни|Фв из Липецка. Результаты остальных мат­ чей. «Носта» — «Спартак» — 2:2, «Лада» — «Жемчужина» — 4:0 . «Кристалл» — «Торпедо-ЗИЛ»,— 2:3, «Шинник» — «Томь» — 1:1, «Локомотив» Ч— «Амкар» — 1:2, «Спартак-Чукотка» — «Балтика» — 0:3 , «Рубин» — «Локомотив» СПб — 5:0, «СОКОЛ» — «Арсе- И В И п м о Сокол 2217 4 1 38-9 55 Торпедо-ЗИЛ 2315 3 5 35-19 48 Рубин 2313 6 4 40-14 45 Газовик-Гщпром2212 2 8 38-30 38 2310 8 5 32-24 38 23 9 6 830-2633 23 9410 31-29 31 23 9410 30-28 31 23 9 4 1020-2431 23 8’ 7 835-3131 23 87 8 17-17 31 Волгарь-Газпром22 8 б 8 27-22 30 )Кемчужина 21 8 6 7 31-33 30 Арсенал 23 7 8 8 27-27 29 Спартак 22 7 6 9 20-25 27 Локомотив Ч. Кристалл Балтика 23 6 710 25-30 25 Металлург Крк, 23 7 3 13 20-33 24 Металлург Л. 23 5 7 11 23-33 22 Спартак-Чукотка 23 4 415 29-70 16 Локомотив СПб. 23 3 4 16 22-46 7 Перенесенным матчем между «Соколом-Цемзавод» и липец­ ким «Водником», .который состоялся на стадионе «Центродит», за­ вершился пятнадцатый?тур первенства области среди команд пер­ вой группы. Обыграв со счетом 3:1 соперников,; еокольцй с 40 очками вернули себе лидерство в турнире, на очко обойдя «Пламя». Рис. Андрея ИСУПОВА. Счастливой дороги, дороте ребята ВАМ НУЖЕН «ВИТАФОН»? ПРИДИТЕ И ВОЗЬМИТЕ! и чудодейственный, если верить рекламе, лечебный аппарат «Витафон», и такие медицинские приборы, как «МАГ-30-3», «Эдма», «Орион», иинвалидские коляски, ес­ тественно, не каждому по карману. И Чаще всего — тем, кто в них больше всего нуждается. Инвалиду или пенсио­ неру с пенсией, не дотягивающей до прожиточного мини­ мума, порою даже костыли или трость приобрести не так- то просто. Тут на помощь и приходит созданный в начале нынешнего года специальный отдел областного «Центра социального обслуживания населения», где все это можно взять на прокат, причем самым бедным — бесплатно. А остальным нужно заплатить чисто символическую цеи#. Скажем, за пользование тем же «Витафоном» в течениё*^0 дней — 11 рублей, а за пару костылей — 7 рублей в месяц. Средства, полученные за это. Центр направляет на ре­ монт имеющихся и приобретение новых медаппаратов и средств передвижения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz