Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ЩИПЕЦКАЯ газета 19 августа 2000 г., № 165-166 (21293-21294) К " ■О $ августе 1950 г. после сдачи вступительных экзаменов и прохождения медкомиссии с небольшим фибровым че моданчиком я подошел к парадному подъезду четырех этажного здания. У дверей с винтовкой стоял часовой в офицерском кителе, синих габардиновых брюках навыпуск с широ ким голубым кантом, в фуражке с голубым околышем и летным «крабом» на тулье. Голубые погоны, обрамленные желтым кантом, с летной «птичкой» посредине и надписью «6-я ВВС» дополняли его Я достал из кармана письмо-вызов, молча протянул часовому. Повертев бумажку в руках, он разрешил: «Прохода». В канцелярии взяли мой вызов, сделали какие-то отметки, за ставили расписаться в специальном журнале и направили в одно этажное здание. В нем на двухъярусных нарах сидели прибывшие чуть раньше меня пареньки. Один из них протянул мне руку и представился: — Толик Шушарев из Таловой. А ты? — Толик Добрынин из Хворостянки... К нам подошел загорелый широкоплечий парень. Он тоже ока зался Толиком и тоже из Таловой. В общем, познакомились. Я занял свое место рядом с ними. Поставил чемоданчик и прилег: устал с дороги, хотелось спать и..; есть. Вдру- вошел высокий, в ладно пригнанной форме сержант. На левом рукаве у него была повязка с какими-то буквами. — Я помощник дежурного по шкОле, — назвался он. И сооби^ал: — До завтрака придется потерпеть прибыла еще группа ребят. Подождем', пока зарегистрируются... Вошла еще группа новичков. А вслед за ними — офицер. — Встать! — скомандовал помощник дежурного. Офицер сообщил, что он командир нашей, 3-й, роты, Зовут его Павел Сергеевич Плохих. Обращаться к нему следует по-военно му: «Товарищ командир роты». — А сейчас, указал он, обращаясь к помдежу, — сержант Каковкин отведет вас на завтрак. После завтрака командир роты представил нам всех пятерых командиров взводов. От него мы узнапи^^что школа будет готовить курсантов для военных училищ ВВС, то есть будущих офицеров. В ней три роты воспитанников, в каждой роте пять взводов. В каж дом взводе три отделения. — У нас нет, как в гражданских школах, классов, — уточнил офицер. — У нас роты. 1-я, 2-я, 3-я. Первая соответствует десято му классу, вторая — девятому, третья — восьмому. Программа занятий особая, с военным уклоном. Это — значит, что помимо общеобразовательных будут также уроки по военной, авиационной подготовке, сборы в лагерях, военизированные учения. После окон чания 2-й роты — полёты на самолетах. Особо акцентировал внимание на дисциплине: — Приказы младших командиров, офицеров выполняются бес прекословно. Не разрешено: курить, гр^ить, материться, ходить в самоволку, употреблять спиртное. Надлежит быть всегда подтяну тыми, аккуратно одетыми и хорошо учиться. Совершенно недопус тимы случаи недружественного отношения друг к другу. За грубые нарушения наказание одно: исключение из школы. Из сказанного мы уяснили; время детских забав и ребячьей вольницы закончилось, отныне мы становимся людьми военными. Отсюда и все требования к нам. Я и «таловцы» оказались в одном — 3-м взводе, 3-й роты. После распределения к нам подошел лейтенант в парадном белом кителе: — Я ваш командир взвода Неделин Алексей Иванович. Окончил Воронежский университет и направлен преподавателем истории. Одновременно буду вашим командиром. Помощником командира взвода назначен воспитанник Виктор Голубчиков. Голубоглазый высокий юноша вышел из строя и стал рядом с командиром. Потом они знакомились с каждым из нас лично. Че рез полчаса повзводно, во главе с командирами все двинулись к помещению, где предстояло жить целых три года. Нашему взводу отвели койки слева от входа. У каждой тумбочка и табуретка. Я занял крайнюю койку. Рядом расположился худенький, кудрявый подросток Алексей Михайлов. В каптерке, помещавшейся в самом конце спальни, получили постельное белье. Сержанты показали, как заправлять койки, как укладывать на табуретках обмундирование. Объяснили, что хра нить в тумбочке. Через некоторое время койки были установлены по линеечке, на одеялах, сантиметров на сорок в ногах, красиво уложены простыни. Рядом с подушкой треугольником положено полотенце. . Потом получили форму, пока летнюю: гимнастерки, брюки, ремни, пилотки, ботинки, подворотнички, носки, носовые платки... Перед баней нам разрешили сходить в магазин военторга, где мы купили щетки для чистки обуви и брюк, иголки, нитки, прочую мелочь. В хрдде.,^И.ларикмахерЪ!,стригда 1 наголо нащи,{Гд|1даимВо»<: смотрва>рв{у^аТРго,н%еэбя Вкзеркало и, не увидев чуба, улыбну%„ — Рота, смирно! Равнение на середину! — И пошел им навстре чу. В следующий момент уже докладывал: — Товарищ командир роты! 3-я рота занимается строевой подготовкой... — Вольно! — командир роты сообщил, что с минуты на минуту появится заместитель начальника школы подполковник Юдин, ко торый обратится к нам «Здравствуйте, товарищи!» Мы в ответ до лжны будем, отсчитав про себя «раз, два, три», дружно и громко ответить; «Здравия желаем, товарищ подполковник!» До его прихода тренировались. При встрече заместителя начальника школы постарались, и приветствие получилось. Подполковник улыбнулся; — Молодцы! Еще и двух дней не прослужили, а уже похожи на солдат. Он обошел строй. Рассказал о спецшколе ВВС, в которой нам выпала честь учиться. От него мы узнали о прославленных летчи ках, о том, что в Липецке дислоцируется авиационный центр, что мы маленькая частица Советских Вооруженных Сил, что с первых дней надо готовить себя к трудностям, переносить их с честью и достоинством... Упомянул о необходимости, поскольку «мы на виду у гражданского населения» и на нас смотрят мальчишки и девчон ки всего города, иметь всегда образцовый внешний вид, начищен ные пуговицы, эмблемы на погонах. «На ботинках должно отра жаться солнце», — сказал он. А в общем, как-мы поняли, остался доволен первым знакомством с нами. В спецшколе были собраны лучшие преподаватели — выпускни ки университетов и известных вузов страны. Уровень препо давания был очень высок. Да и сами воспитанники понимали — учиться надо хорошо, знания нужны, с тройками и в увольнение могут не Пустить. А двойка вообще — ЧП. Об увольнении в этом случае вообще речь не идет. Забегая вперед, скажу, при выпуске почти все воспитанники показали хорошие знания. Те, кому тю разным причинам не уда лось попасть в военные училища, без проблем поступили в лучшие гражданские в^гаы страны. Среди выпускников было немало меда листов. Они сразу шли в академии... На втором этажё; во всю стену, была Доска почета. На ней висели портреты медалистов. Мы подолгу останавливались, смот рели на подтянутых воспитанников, читали, завидовали и стреми лись стать такими же, как эти, ребята. Помню, мое внимание привлек выпускник с необычной фами лией и именем — Соо Генри. Кстати, позднее он стал кандидатом технических наук, полковником. То есть наш коллектив был интер национальным. Выпускник 50-го года, золотой медалист Калашников, стал до ктором технических наук, профессором академии, имеет более 120 научных работ. ...На одной из больших перемен мы вышли на улицу и с восхи- ' ' С О В Р Е М Е Н Н Ы Е М Е М У А Р Ы в 1940 году Постановлением СНК С С С Р образова ны спецшколы ВВ С . которые были призваны готовить юношей по программам первоначального обучения в о енных летчиков. Так в Воронеж е появилась 6-я с п е ц школа В В С , напоминавшая бывшие кадетские корпуса царской армии. Обмундирование у е е воспитанников было офицерским , только погоны курсантские. С приближением фронта Великой Отечественной к Воронежу спецш колу эвакуировали в Караганду, а в 1944 г. она возвра гилась на воронежскую землю и р а з местилась в Липецке , который тогда входил в состав Воронеж ской области на ул. Ушинского. Зд ани е это сохранилось д о си х пор . На нем в и ст мемориальная д о ска , напоминающая о том, что з д е с ь с 1944 по 1955 годы размещалась 6-я спецшкола В В С (на снимках вни зу). Основными причинами пер евода школы в Липецк явились близость к местному авиацентру и наличие нормальных усл овий д л я обучения . Спецшкола была популярна во в с ех уголках страны. В н е е екали посту пать и з Бел ор у ссии , Украины, Ленинграда , Москвы , и з Сибири и Крыма. В числ е е е воспитанников были фронтовики, участники партизанского движения , сыны полков, ср е д и них будущие космонавты Шаталов и Фи- липченко, авиационные командиры и инженеры , лет чики, отличившиеся вп о с ледствии в н еб е С ев ерн ей Кор еи , Вьетнама, Лао са , Ш , Египт а , С и р и и , ча, других стран. Спецш кола п р о с ущ е с твовала в Липецке д о 1955 г. После чего, как и д р у ги е ей подобные , она была р а сф о р м и р о в а н а . С в ою задачу она выполнила, о су ществив 15 выпусков . Е е окончипи почти д в е тыся чи юношей . 6 0 и з них — с золотыми и серебряными К сож алению , о с п е ц школах В В С мало что и з вестно. О них не написаны книги, н е сняты фильмы. Упоминаний о б и х сущест вовании практически нет. Восполнить этот п роб ел мы попросили бывшего выпускника 6 -й спецшколы ВВ С , д а вн его автора «Липецкой газеты» Анатолия ДО БРЫ НИНА. После обеда по распорядку дня был «мертвый час». Мы отки нули одеяла, сняли форму и через минуту «отключились»; так тяже ло прошла первая половина дня. Но через месяц от подобной уста лости не останется и следа; темп и ритм жизни спецшколы станут для каждого привычными. После «мертвого часа» все были на ногах, точнее, на строевых занятиях. Потом к нам обратился замполит. Он говорил о том, что прошло только пять лет после окончания Великой Отечественной врйнь 1 , а ме^вдународный империализм уже поднимает голову; Ар- мии;'как никогда, нужны грамотные офицеры. Техника, пришедшая в авиацию, отличается от самолетов военной, поры. «Вы — будущее авиации, и поэтому для вас главное — учеба, дисциплина, физи ческая подготовка». Мы внимали каждому слову замполита. «В школе есть свой клуб, в нем — художественная самодеятельность. Будут вечера диспутов и дискуссий, концерты городских коллективов, бу дут походы в театр. Один раз в неделю — просмотр кинофиль мов и танцевальные вечера. Наша подшефная школа — жен ская школа № 1 Липецка. Будем обмениваться дружескими визитами...» Замполит закончил тем, что поздравил всех4 с зарме. В располо жении роты старшие вос питанники показали, как заправ лять гимнастерку под ремень, как носить пилотку. Поделились опытом чистки пуговиц, ботинок, блях, подшивания подворотнич ков, глажки брюк. Последняя операция была для нас откро вением: мы знали, что брюки гладят утюгом, а тут завернули матрас, положили на деревян ный настил простыню, тщатель но разровняли брюки, побрыз гали края водой и завернули концы простыни. Матрас поло жили на место. Ут(эом, после подъема, стрелки на брюках были идеальные. Кое-кто уже нацепил погоны и красовался у зеркала. Я попро сил старшину заменить мне обмундирование. Он помОг подобрать по росту. Кстати, старшина был старше меня года на четыре. Тог да , после войны, было немало переростков, юношей, которые только в 17, 18 и даже 19 лет окончили семь классов (война и здесь оставила свой след). Прозвучала команда построиться на вечернюю поверку. Рота собралась в большом коридоре казармы. Старшина скомандовал: «Смирно! Равнение направо!» — и двинулся навстречу входившему командиру роты. С ним были взводные командиры. Началась/поверка. Старшина называл фамилию воспитанника, и тот отвечал: «Я». Потом командир роты подвел итоги дня; остался доволен первыми успехами воспитанников. Пожелав спокойной ночи, командир ушел. Раздалась команда «Отбой». Погас свет. Лишь у двери оста лась дежурная синяя лампочка. Мы сразу погрузились в глубокий У тром в семь часов, как выстрел, команда: «Рота, подъем! Вы ходи строиться на зарядку». Что тут началось! Топот, беготня. Кто-то никак не мог проснуться. Кто-то, суетясь, совал ноги в гимнастерку, надевал левый ботинок на правую ногу. Объявили, что на зарядку идти без маек! Из казармы мы выбежали на плац. Там уже играл оркестр. Воспитанники по периметру выстраивались на отведенных местах. Под оркестр начали делать наклоны, повороты, приседания, отжи мания. Зарядившись, также бегом вернулись в казармы. С тех пор зарядка стала неотъемлемой частью нашего быта. В любую пого ду, кроме дождя и мороза свыше 20 градусов, мы были на плацу и делали упражнения. Умывались по пояс (обливались) холодной водой. По команде пошли в столовую. Она располагалась в 600 мет рах от казармы. Дорога туда шла через поселок и была выложена брусчаткой. Старшекурсники шли с песнями. У каждой роты они были разные и звучали по-разному. Слушая их, прохожие останав ливались. Наша рота шла молча. — Тренироваться петь, — сказал старшина, — будем сегодня на плацу. Завтра тоже... После завтрака на плацу — строевые занятия. Сержанты зани мались с каждым индивидуально: отрабатывались строевой шаг, повороты, умение держать равнение на середину, направо, налево, приемы по отделениям, взводам. Вдруг старшина заметил прибли жавшихся начальников:' вступлением в славную семью авиаторов, и пожелал успехов. Вечером в казарме мы обменивались впечатлениями от перво го учебного дня. Ко мне подошел мой новый знакомый Ленька и сказал, что в первом взводе двое воспитанников написали заявле ния об отчислении. Мотивировали тем. что это не выдержат —дома А 1 сентября вся спецшкола выстроилась на плацу. Гремел ор кестр. Первая и вторая роты — в парадном обмундировании, наша третья — в гимнастерках. Бляхи, пуговицы у всех ярко горели, ботинки «отражали солнце». Замолк оркестр. Подполковник Юдин скомандовал: «Школа, смирно!» и пошел навстречу начальнику школы. Его фамилия была Пономарев. Потом, в год образования Липецкой области, Он ста нет первым заведующим областным отделом народного образо- Начальник школы произнес краткую речь. Поздравил всех с началом учебного года. Оркестр грянул «туш», роты организованно пошли в класса. Там на каждой парте лежали учебники, тетради, ручки, карандаши. Мы ждали первого преподавателя. И вот он во шел — наш ротный, он же преподаватель литературы. Начался первый урок. Павел Сергеевич Плохих сразу захватил наше внимание. Рассказывал он о роли литературы в жизни каж дого человека, приводил примеры, где литературными героями яв ляются офицеры-летчики. Потом без нажима, но очень доходчиво начал рассказ о кодексе чести офицера, главное требование кото рого — честность, порядочность, чувство долга и товарищества, умение прийти на помощь, твердое слово. 1 сентября были все пять уроков. И на всех давали задание на следующий день. После «мертвого часа» — три часа самоподготов ки. Командир взвода сидит за преподавательским столом, изредка проходит между рядами парт, внимательно смотрит, кто чем зани мается. — Да, — говорили вечером воспитанники, — не расслабишься. На следующий день первым уроком был немецкий язык. В класс вошла хрупкая, черноволосая женщина. Приняла доклад и сказала; «Это первые и последние слова на русском языке. Будем говорить только по-немецки. Зовут меня Нина Николаевна Логофет». Мы опешили: «Как по-немецки?» Ведь почти все его не знали. Но дальше и впрямь она говорила по-немецки, потом переводила на русский. Зато за три года учебы мы в немецком поднаторели... щением смотрели на стоявший у стены самолет Ла-7, который подарил спецшколе авиацентр. Потом постоянно взбирались на крылья, залезали в кабину. По ночам и гражданские парни забира лись в него. На плацу, во всех коридорах, в спортзале стояли гимнастичес кие снаряды. На переменах, уроках физкультуры мы «кувыркались» на брусьях, учились на перекладине делать «склепку», осваивали «коня», кольца. Д вечерами, перед отбоем, в спально учились.сто- , ять и ходить на руках. Руководителем физвоспитания школы был Иван Сергеевич Розинг, в прошлом известный гимнаст. Свой опыт он старался передать нам. В школе были гимнасты-перворазрядники. Они за нимались в отдельном помещении на 3-м этаже. Среди них осо бенно выделялся выпускник Саблин, ставший позднее мастером спорта. В школе вообще был культ спорта. Многие увлекались легкой атлетикой, играли в вОлейбол, баскетбол. Не разрешалось только заниматься боксом, борьбой и штангой: преподаватели полагали, что здесь можно получить травму, поэтому будущему летчику эти виды спорта противопоказаны. Летом увлекались кроссами, зимой— лыжами. Выпускник 1951 года Петр Иванцов, ставший мастером спорта, был победителем многих соревнований и чемпионатов. Мой друг Ленька Михайлов со временем оказался прекрасным бегуном на средние дистанции. Я к моменту выпуска имел три спор тивных разряда по разным видам и значок «Отличник ГТО». О собый след у каждого воспитанника школы оставили лагер ные сборы. Сразу после окончания учебного года мы получали полевую форму, строились ротной колонной и шли пешком по мосту через реку Воронеж в сосновый бор. Там на берегу реки был разбит лагерь. Ряды палаток стояли ровно и красиво. Дорожки были посыпаны песком. Все блестело и сияло. Порядок наводили дневальные, дежурные и те, кто отрабатывал «наряды вне очере- В лагере целый месяц занимались спортом, строевой подго товкой, изучали Уставы Вооруженных Сил, историю авиации, тео рию полета, аэродинамики, устройство самолетов и авиационных двигателей, основы штурманского дела. С закрытыми глазами со бирали и разбирали Оружие. Из уст бывшего военного летчика, преподавателя Смирнова мы впервые услышали имя Крякутного, русского крестьянина, который на самодельных крыльях пытался совершить полет, спрыгнув с церковной колокольни. Узнали имена первых выдающихся русских летчиков ^ Уточки на. Нестерова, Арцеулова... На слуху у всех были и фамилии со ветских асов, сбивших в годы войны десятки немецких самолетов. До нас доводили подробности многих сражений в небе. С утра, после зарядки и купания в реке, труба звала на завтрак, потом — на занятия. Без трубы в лагере не начиналось ни одно сколько-нибудь крупное мероприятие. В роте был свой трубач — Виктор Бахметьев с нашего взвода. «Подъем», «На занятия», «На прием пищи», «Тревога», «Отбой» и т. д . — репертуар нашего тру бача. Бахметьев вообще был разносторонним музыкантом: играл практически на всех инструментах. И не мудрено, что, после демо билизации из армии (служил офицером) окончил Липецкое музы кальное училище, стал директором музыкальной школы, ему при своено звание «Заслуженный работник культуры России». Одним из обязательных ритуалов являлось несение карауль ной службы. К заступлению в наряд готовились тщательно; изуча ли Устав гарнизонной и караульной службы, разбирали, собирали и чистили винтовки. Выставлялись несколько постов. Нелюбимыми были посты в дальних углах и в гуще леса. Мне тоже приходилось нести там караульную службу. Особен но запомнилось, когда в первый раз заступил на пост. Ночью тем ным-темно, где-то вдалеке еле маячит лампочка, вершины сосен тревожно шумят, за кустами чудятся призраки. Первый караул для всех был сложным испытанием. Потом привыкли, и служба стала привычной. П°' М | | | в «степ», тогда это было модно. На концертах в клубе ребята пре красно солировали, танцевали, создавали сложные акробатичес кие этюды4тоже мода времени). Нас обучили танцам. Это были Ю 1 ассический вальс, модные бальные танцы. Через год мы уже красиво танцевали с девушками на наших вечерах. Посещали также драмтеатр, еженедельно смотрели кино в мест ном Доме культуры (он находился через дорогу от спецшколы). В нем проводились разного рода собрания. Б ыстро пролетели два года учебы. Оставался еще один. Мы возмужали, повзрослели, поумнели, приобрели кое-какой жиз ненный опыт, познакомились с местными девчонками, ходили на свидания. На первой же утренней зарядке в 1-й роте Ленька, сравнивая наш внешний вид с внешним видом новобранцев, сказал: «Да, как , говорят в Одессе, это две большие разницы». Мы стали здоровее, ' появились мускулы, раздались плечи. Мы воспитывались на патриотических примерах жизни совет ских людей, знали всех выдающихся военачальников и летчиков, взахлеб читали газеты «Сталинский Сокол» и «Красная Звезда», книги героического и романтического содержания — «Это было под Ровно», «Как закалялась сталь», «Овод», ранние произведения М. Горького.-8 шкоЛё была хорошая библиотека. Многие воспитанники увлекались поэзией, писали стихи. ИваИ Самошкин, как помню, был увлечен поэзией фанатично. Однажды он вернулся из отпуска с книжечкой стихов Есенина, тогда запре щенного. И на переменах читал нам «Анну Снегину». Долго мы ходили потом под впечатлением от есенинских строк. Воспитанник Краснов писал лирические стихи. Позднее стал известным поэтом, издал несколько сборников. 5 марта 1953 г. умер Сталин. Мы, как и все, переживали это всенародное горе. И пять суток несли караул под большим портре том вождя народов. Но уже после его смерти кое-кто из ребят высказывал критические замечания о деятельности Сталина. Помню первый выезд на военный аэродром. Незнакомый под полковник приветствовал «юную поросль авиации», провел нас по «объекту», показал реактивные истребители «Миг-15», пояснил, что они хорошо воюют в Корее. Не забыть первый полет. Сердце забилось радостью, когда самолет оторвался от земли. С высоты хорошо были видны люди, повозки, машины. От нахлынувших чувств хотелось ■петь. После полетов к нам подошел генерал. Заговорил о советской авиации, летчиках (мы впервые видели настоящего генерала), о том, что небо любит здоровых, дерзновенных, добрых и сильных людей. Пожелал всем стать настоящими летчиками. Н аконец мы стали выпускниками. Младшекурсники смотрели на нас почтительно. Кое-кто из наших даже закурил. В дальнем углу двора была построена «запасная» уборная, и на переме нах старшие воспитанники-курильщики приспособились ходить туда, расставив в коридорах и во дворе «посты». Если вдруг появлялась опасность, то сразу по цепочке неслось; «Атас!», и все мгновенно Я" в конце марта мы проходили углубленную летную медкомис сию. Волновались: ведь по ее итогам решалось, кто в какое учили ще будет направлен (выпускников спецшкол во все училища ВВС принимали без экзаменов). Большую часть распределили в летные училища. После этого мы активно начали готовиться к выпускным экзаменам. Сдан последний экзамен. Выпускной вечер проходил в Доме культуры. Командование школы разрешило пригласить девушек. Играл духовой оркестр. Стоя, все выслушали речь начальника шко лы, директора подшефной школы, на ученицах которой многие наши воспитанники потомженились. Говорили медалисты. В нашем взводе их было трое... Плыл вальс под сводами зала. Обнимались и цело вались друзья и подруги. В эту ночь было разрешено гулять до На следующий день, получив проездные документы, мы поеха ли домой в краткосрочный отпуск. С теми, кто сразу уезжал в ави- атехнические училища, прощались до слез: за три года учебы мы стали братьями. I не идеализирую жизнь и быт школы: были и огорчения, нару- 4шения дисциплины. Не все оказались порядочными людьми. IИ мели место придирки и необъективность начальства, труд ности со снабжением и материальным обеспечением. Время было непростое, послевоенное. Но не это определяло смысл жизни и учебы в спецшколе. Пу теводной звездой для ее воспитанников стала любовь к авиации, к небу и Родине. '■'Я'^е упоминал, чТй'У'йас были юышвья полков. Один из н'йх^ ’ Борис Абанин, выпускник 1950 г ., 13-летнИм йЗ ЗаДонска ушелгна" фронт. Участвовал в боях на 1-м Белорусском фронте. В спецшко лу поступил с медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». В настоящее время он капитан в отставке. Сын полка Георгий Кужельный тоже был награжден медалью «За боевые заслуги». Павел Кондуров участвовал в боях в составе 1-го Украинского фронта, 2-й Воздушной армии. Ныне подполков ник в отставке. От командира звена дошел до начальника штаба полка. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги»... Юрий Козлов принимал участие в Ясско-Кишиневской опера ции, освобождал столицу Югославии Белград. Участвовал в боях на территории Трансильвании, Венгрии, Чехословакии. Штурмовал Будапешт, освобождал Вену. Получил тяжелые ранения, был кон тужен. Ныне гвардии майор в отставке. Также награжден многими орденами и медалями. Полковник Владимир Черноиванов, бывший секретарь комите та ВЛКСМ школы, брал Берлин, Вену. Десятки тонн бомб сбросил на вражеские объекты. В 1958 г. погиб при испытании боевого самолета. Ныне в г. Ахтубинске одна из улиц названа его именем. Подполковник Игорь Лесников стал летчиком-испытателем 1 класса. 30 октября 1967 Г. Он погиб при испытании нового образца авиационной техники. Таких людей воспитала наша спецшкола. О ней, ее командно преподавательском составе выпускник 1945 года, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, генерал-лейтенант Влади мир Александрович Шаталов как-то сказал: «Годы спецшколы» до роги мне. Они проверили нашу выдержку, наше стремление и меч ту летать, закалили нашу волю, вооружили нас необходимым фун даментом знаний. Преподаватели и командиры в самых суровых условиях холода, трудностей питания, обмундирования, условий жиз ни постарались передать нам все лучшее, чем они владели сами, воспитать у нас большую любовь к труду, учебе, авиации. Воспи тать у нас мужество, стойкость, любовь к нашей великой Советс кой Родине, веру в непобедимость нашего социалистического строя и идей коммунизма». . I отправился служить дальше, в последний раз со- Рбрались в спецшколе. Подогнали несколько грузовиков. По- ) садили а них выпускников. В кабинах — командиры. И дви нулись в Грязи. В первой машине Коля Симонцев запел «Прощай, любимый город». Подхваченная остальными, песня не слась над поселком. Многие прохожие. Знакомые девушки стояли на тротуарах, балконах, обочинах дороги и махали нам вслед. Мы прощались с юностью. А машины уносили нас в новую, взрослую • , У с : ■осле первых двух месяцев занятий, накануне праздника I Великого Октября, нам выдали парадную форму. Всех сфо тографировали на личное дело и вручили удостоверение воспитанника 6-й Воронежской спецшколы ВВС. То есть мы стали ее полноправными членами. Две старшие роты в это время на плацу готовились к параду, который должен был проходить на главной площади Липецка. Во обще спецшкола участвовала в парадах два раза в год: 1 Мая и 7 ноября. Из двух старших рот создавалась одна колонна чело век на 200. Неделю она готови лась на плацу. Потом утром, пос ле завтрака, построившись, во главе с начальником школы шли на парад пешком. Это от «Соко ла» до города пять километров. Останавливались в Верхнем пар ке на ул. Ленина, отдыхали. При водили в порядок обувь, обмун дирование и первыми открыва ли парад. Наше прохождение всегда вызывало восхищение у горожан. Я и Ленька Михайлов запи сались в хор. Из нашего взвода два воспитанника танцевали ' I I I г& о ш С оветского п ош в # ; Ф « М Ч Е « Ш И ш ш И ш м ш Анатолий ДОБРЫНИН, майор в отставке. г. Липецк. На сним ках: вве р х у — воспитанники школы (1951 г . ) ; бы вш и е вы пу скн и ки (фото 1980 г .) ; мемориаль ная до ска на здании шко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz