Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ •I РОСИНЕ 0 КУПАЕ 1 С 1 НИ 0 №А(ИИ 0 ЛЕНТА..| Кинокомпания «НТВ-ПРО- ФИТ» сегодня - одна из самых успешных в сфере отечествен­ ной киноиндустрии. Созданные на этой базе картины - «Вор», «Ворошиловский стрелок», «Хо­ чу в тюрьму» и Т.Д. - имели без­ условный успех у зрителя («Вор» в 1997 году даже номи­ нировался на «Оскара»), Сейчас на «НТВ-ПРОФИГ» подготовлен новый пакет фильмов, которые довольно скоро увидят россия­ не парижских экранах соби­ рает залы картина «Восток-За­ пад», снятая «НТВ-ПРОФИТ» вместе с французскими и укра­ инскими кинематографистами (поставил «Восток-Запад» из­ вестный французский режиссер Режис Варнье, удостоенный «Оскара» еще за фильм «Индо­ китай»). У истоков кинокомпании сто­ ял ее нынешнт директор Игорь Г( - Наша кинокомпания была создана пять лет назад как сов­ местное предприятие канала НТВ и моей частной кинокомпа­ нии «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» (в аббревиа- ттее - «НТВ-ПРОФИТ»), Цели обширны: закупка зарубежных фильмов и их прокат, производ­ ство новых картин, сериалов и телепрограмм. Сейчас мы зани­ маемся в основном созданием игровых лент. Не сочтите за ба­ нальность, но хочу особо под­ черкнуть: это производство фильмов для зрителя. Зритель - наш заказчик. Во всем мире это аксиома, у нас это, можно ска­ зать, шаг против течения. - Неужелистольрезкоменя­ етсязрительская аудитория, что за ее пристрастиямитрудно по­ спевать? - Да нет. Меняются премьер- министры. Мы же рассчитываем на определенное количество зрителей, которое придет в ки­ нотеатр и заплатит за билеты. А с каждой очередной сменой правительства, с очередной встряской худеют кошельки. Страну трясет, растет инфляция, и люди забывают про кино. «Вы­ живать» становится смыслом и содержанием жизни. Киноинду­ стрия в таких условиях зрмира- должаете выпускать новые кар- - Это прежде всего жанро­ вое кино. В сегодняшних эконо­ мических тисках эта позиция бу­ дет, наверное, несколько ме­ няться, по крайней мере в бли­ жайшее время. Мы сосредото­ чимся на производстве самых популярных жанровых лент: ко­ медиях и «экшн». - Массированная атака на кинозалы? - Боюсь, атаки сейчас не по­ лучится ни у нас, ни у кого-то другого. Для этого нужен актив­ ный оборот капитала в кинобиз­ несе. А кинобизнеса в России сейчас просто нет. Оттого наши планы гораздо скромнее. Хоро­ шо если удастся запусти'гь в 2000-м четыре-пять новых про- - Наверное, трудно просчи­ тать, какие именно из сотен воз­ можных сценариев и предложе­ ний могут обернуться хитами се­ зона? Есть ли тут какие-то науч­ ные подходы? - Не люблю это слово - «про­ считывать». Оно не очень кинош­ ное. Если б существовали в на­ шем деле какие-то формулы, мы бы только и делали 1 ^едевры. Однако нигде ничего подобного не происходит, даже в Голливуде. К^онечно, есть опорные точки в оценке картины. В первую оче­ редь сценарная идея, сценарий или, как говорят, «история». Воз­ никают фигуры режиссера, опе- ротора, актеров... И вот все вроде бы прекрасно задумано, отобрано, выстроено, а готовая картина может совсем не оправ­ дать надежд. Зрительский успех - материя довольно загадочная. Два наших фильма - «Воро­ шиловский стрелок» и «Мама» - заняли второе место среди рос­ сийских картин в прокате, после «Сибирского цирюльника». «Воч рошиловский стрелок» - по ко­ личеству зрителей, «Мама» - по сумме шоров. - А разве количество зрите­ лей не определяет сумму? - Есть нюансы. Та же «Ма­ ма» больше шла в крупных го­ родах, где стоимость билетов выше. А «Ворошиловский стре­ лок» лидировал в глубинке. От- да и разница в сборах. . - А в какой мере вам удалось вернуть затраченные на эти кар­ тины средства? - В России сейчас не окупа­ ется ни одна, даже самая ус­ пешная картина в прокате. - Есть еще и видеопрокат. Ва­ ши фильмы, по-моему, заполо­ нили прилавки... - На самом деле это неболь­ шие деньги, смешные. Если иметь в виду, что официально фодано около 70 тысяч кассет. Оккупируют рынок не произво­ дители, а «пираты». румпированности в госструкту­ рах. Круг! - «Массовость» - тоже не Осенью в Баку я увидел в ки­ оске кассеты «Мамы» и «Воро­ шиловского стрелка». Пират­ ские копии, стоили они недеше­ во, около трех долларов. Но все же дешевле легального про­ дукта. В российских городах «пираты» продают кассеты по тридцать-сорок рублей. Сопер­ ничать с ними /мы, «легалы», просто не в состоянии. И защи­ тить рынок тоже не можем - это задача государства. Без ее ре­ шения не может быть никакой рыночной экономики. Но «пира­ ты» существуют в первую оче­ редь благодаря всеобщей кор- с-------- о очень любимое в среде кино­ профессионалов слово, оно, счи­ тается, близко к словам «второй - Ну, это вечная история: ав­ торское кино - массовое, элит­ ное - коммерческое... Вы ведь говорите с руководителем кино- компании, а не с усталым кри­ тиком. Здесь критерий может быть такой: режиссер должен верно чувствовать зрителя. Станислав Говорухин, напри­ мер, в «Ворошиловском стрел­ ке» написал и снял простую, яс­ ную историю, увлекающую зал. Другой же режиссер мог на ос­ нове того же сценария снять картину, которую никто не стал бы смотреть. - На мой взгляд, Говорухин действительно умеет улавливать настроения масс, причем не только вторит им, но и умножа­ ет. После того же «Стрелка» его яростно обличали в политиче­ ском заказе , ангажированности. Это вас трогает? Или для вас принципиальны только количе­ ство зрителей и сумма сборов? - Это из области политдис- куссии, а не творческой. Хочу заметить на все попреки одно: «Ворошиловский стрелок» мог' бы собрать гораздо больше де­ нег и зрителей, окажись он, до­ пустим, в таких кинотеатрах, как «Пушкинский» или «Кодак-|4|но- мир». Но «Ворошиловский стре­ лок» туда просто не пустили,! этого не захотели владельцы ки­ нотеатров. Вот вам обратная сторона медали. Но и здесь не только политическая, но и эко­ номическая подоплека. Сегодня многое в прокате зависит от личного вкуса вла­ дельца кинотеатра. То есть все мы - и зрители, и производите­ ли, и создатели - зависим от та­ ких маловнятных пристрастий. А почему? Да потому что хозяину кинотеатра нет нужды бороть­ ся за право показать у себя тот или иной фильм. Он и так их по­ лучит, начиная от «Звездных войн» и кончая нашими моло- бюджетными лентами. Это ме­ шает честной конкуренции. - Существует еще и телепро- - Да, сейчас- новое россий­ ское кино покупается всеми ка­ налами - часто даже независи- .мо от качества продукта. Ста­ рые советские фильмы протерли дырки на экранах, их эксплуа­ тация превзошла все мыслимые пределы. Значит, подавай что-то новое, свое... - Но это ведь тоже спасатель­ ный круг для производителей. Как определяется стоимость но­ вой КАБИНЫ в телевизионном показе? - Первый фактор - время, в которое она пойдет: прайм- тайм, раньше, позже. Это влия­ ет на цену. Потом есть такое понятие, как «рейтинговый ба­ гаж». Как смотрят ваши филь­ мы? Тут, конечно, в цифрах не избежать лукавства. Разные те- ле 1 (омпании верят разным ин­ ститутам юбщественного мнения - то «Геллапу», то ВЦИОМу, то фонду «Общественное мне­ ние». Каждый считает, как ему выгодно, если хотите. Для нас немаловажно мне­ ние о картине, которое форми­ руется СМИ. Суждения друзей и недругов. Молва, наконец. Все это мы воспринимаем как важ­ ный критерий в оценке фильма. - Вы переживоете из-за нега­ тивной критики? - Поверьте, уже выработался иммунитет. Но главное даже не это: важно, чтобы о фильме го­ ворили. Работу своей службы по связям со СМИ мы оцениваем по толщине папок, в которых со­ бирается материал по той или иной картине. Самбе тревожное - это когда писать о данном фильме нечего, критики и журна­ листы просто обходят его. - В связи с этим вы, глава возможным вмешиваться в твор­ ческий процесс создания карти­ ны? Или во всем полагаетесь на выбранную команду во главе с режиссером? - Мне трудно дать здесь ре­ цепты. Мы занимаемся кинопро­ изводством не так давно, карти­ ны снимаются очень медленно из-за вечной нехватки денег, то есть не такие уж мы крутые ки­ нодельцы, чтобы давать советь Бесспорно, продюсер - не хоз, он должен найти свое то и в процессе съемок, и ____ тажа. Только надо стараться ра­ ботать побольше на уровне за­ мыслов, намерений. Чем больше там ясности, тем меньше споров и стычек потом, при реализации проекта. Существуют мифы о продю­ серах, которые разговаривают с режиссером, положив ноги на стол: «Это снимать...», «Это не снимать...», «Дать роль такому- то...». На самом деле это утри­ рованный образ. Для себя я формулирую так: мы с режиссе­ ром находимся по одну сторо­ ну барри^:ад. По другую - зри- - В последнее время «НТВ- ПРОФИТ» староется в каждый фильм заполучить актеров- звезд , преимущественно еще времен советского кино. Это что, помогает повысить сборы? - Ситуация сейчас такова: зрители хорошо знают и любят артистов старшего поколения - . Мордюкову, Ульянова, Тихоне- / во. А идущее уже среднее поко­ ление им мало знакомо. Опро­ сы, например, показывают: только двое из этой генерации - Меньшиков и Машков - вошли в... четвертый десяток актеров, любимых зрителем. Молодые женщины-актрисы еще дальше в этом рейтинге. В нескольких наших картинах снимался Владимир Машков. В «Маме», кроме Машкова, игро- ли Меньшиков, Миронов. Инте­ ресно заявил о себе Кравченко, в наших проектах появился очень способный и перспектив­ ный Максим Суханов (играл в «Стране глухих»), актер с мощ­ ной энергетикой. Амалия Мор­ двинова, Елена Шевченко, Ири­ на Апексимова, Валерий Нико­ лаев. Мы видим в них возмож­ ных звезд, но процесс их возне­ сения на Олимп сегодня очень вял, долог. Но он все-таки идет. Сейчас готовы несколько новых картин: «Затворник» (режиссер Егор Кончаловский), где играют Мордвинова и Александр Балу­ ев, «День рождения буржуя» с Еленой Шевченко, Валерием Николаевым, Ириной Алексимо­ вой (совместная работа с Укра­ иной). В картине Режиса Варнье «Восток-Запад» в главной роли - Олег Меньшиков. На подходе к производству несколько проектов. «Волкодав» - на основе романов Марии Се­ меновой в жанре «фэнтэзи». Па­ раллельно с игровой картиной создаем мультсериал, комиксы. Сделан сценарий по пьесе драматурга Надежды Птушки- ной «Пока она умирала». В главной роли - Олег Янковский, он же дебютирует как режис- - В своих установках вы з а ­ метно используете голливудский опыт. Это неизбежность? - Ну, Голливуд в силу мас­ штаба этого явления прогляды­ вает в кино повсюду и всегда. Но жить и работать по голли­ вудским рецептам мало у кого получается. Мы легко смотрим американские ленты, как бы окунаясь в эту выдуманную ре­ альность и замечательным об­ разом прощая авторам многие несоответствия. Цо когда мы не­ что схожее переносим в наши условия на экран, допустим, в том же «Ворошиловском стрел­ ке», сразу начинают звучать родные голоса, упрекающие в неправдоподобии ситуаций, взаимоотношений, деталей. Это естественно. И потому нам на­ до делать СВОЕ кино. К чему мы и стремимся. Б е с ед о в а л а Эльга ЛЫНДИНА. УМЕЛЬЦЫ ОТЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ ЛИЛИПУТОВ в Туле обнаружился еще один мастер по изготовле­ нию миниатюрного оружия - Сергей Лобазников. О н сле- сарь-инструмёнтальщик, не профессиональный оружей­ ник и не охотник, и даже ... ни разу не стрелял в тире из боевого оружия. Его изделия - пистолеты «наган», «Смит и Вессон», охотничий карабин «ТОЗ-109» , стреляющие как боевые и попадающие в ми­ шень с расстояния до 3/ мет­ ров, но только уменьшенные в 10-20 раз. Станочки и при­ способления для производст­ ва уникального оружия 40- летний мастер сделал сам и удивляет людей тем, что убе­ ждает их на практике каждый день, что лесковский Левша был не блестящей выдумкой Лескова, а реальным челове- Кстати, в Туле микроору­ жейник Лобазников уже вто­ рой. А первый - Константин Сушкин, о котором писали все газеты еще Советского Сою за , а сегодня энциклопе­ дические словари. Владислав АНИКЕЕВ. КОЗА-НОСТРА Коза помогла сотрудни­ кам Окницкой (север Молдо­ вы) полиции задержать груп­ пу воров, специализировав­ шихся на ... утках и курах. В Окнице сотрудниками поли­ ции была наконец задержа­ на группа воров из трех че­ ловек, которая длительное . время терроризировала хо­ зяйства местных жителей. Воры были грозой окниц- ких кур и уток: именно эти птицы исчезали со дворОв местных жителей. С о време­ нем аппетиты воров росли, и они переквалифицировались на кражи домашних живот- Процедура задержания воров была простой, но эф­ фективной. Сотрудники ок­ ницкой полиции использова­ ли в роли приманки норови­ стую козу. Злоумышленники были задержаны как раз в тот момент, когда попыта­ лись усмирить непокорную Тимур ЕФРЕМОВ. КИШИНЕВ. знай н аш и х ВАСЯ/СТИЛЯГАиз МОСКВЫ РЕДКИЙ СЛУЧАЙ: ПО -НАСТОЯЩ ЕМ У ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ВАСИЛИЙ ЧЕКАШОВ ЗАРАБАТЫВА ЕТ С ПОМОЩЬЮ ВКУСА Помните, естьу «Браво»то­ кая старая песенка: «Конечно, Вася. Кто его не знает? Вася, стилягаиз МОСКВЫ1» Вот у меня при встрече с Василием Чека- шовым в голове вертелся этот хит, хотя ничего общего ни с лондонскими стилягами, ни с московскимиВасямимой собе­ седникне имеет. Чекашов, по-моему, человек ужасно русский. И ужасно та­ лантливый. Все, за что берется, обретает признаки высокого искусства: живопись, графика, фото в стиле «ню», дизайн ин­ терьеров и витрин и, наконец, песни в его же собственном исполнении. Все с единым стержнем. Его картйны продолжают традиций русской мистической живописи - с ее дисгармонией, ббразностью и экспрессией, а романсы укладываются в жанр мистического романтизма с их надрывной эстетикой. Но это все - не от мрачного воспри­ ятия миро и не игры в дека­ данс. Наверное, Чекашов - все же «стиляга» - в том смысле, чистота стиля - главная для него вещь в искусстве. Он и внешне, в костюме своем, от настоящих комсоставовских га­ лифе и кителя «а ля юнкер» до серебряного колокольчика в ухе и перстня с черно-металли­ ческим оттенком, будто про­ должает повествование об ином, нездешнем времени. Кстати, о костюме.. Когда-то его (уигласили на работу в ЦК " " " 'СМ - хотели разбавить чи­ новников личностями творче­ скими. Он явился на собеседо­ вание в кубанке с красной лентой и в куртке, перетянутой пулеметной лентой. Стиль! Его не поняли... «Основной показатель ис-. тинности искусства для меня - волнение», - повторяет Чека­ шов. Именно способность вол­ новать - главный мистический фактор, лежащий в основе ис­ кусства. Но есть буря, восторг, теснение в груди неизвестно отчего. А есть рябь мо.рская, легким бризом поднятая. Вол­ нение сконструированное, сдо­ бренное иронией, наряженное ^ маскарадные костюмы. Не надо только путать с поделка- ремесленничеством - и мы ведь с вами об искусстве, правда? Чекашов недавно выпустил диск со своими новыми песня- I. Адресовал его «новым рус­ ским». Я дала его послушать видной доме. Скучающей в 20 комнатах на Рублево-Успенке. Дама осталась недовольна: «Мне не нравится. В машине нельзя слушать, дома, когда после сауны лежу под лампой, тоже не в кайф. Будто что-то корябает...» Очень точная рецензия. Ко­ рябает! Какая-то неясная смесь нарочито декадентских образов, звуков и запахов на­ шего сегодняшнего бытия, словно надтреснутый голос и строгий, будто вышивка по краю, аккомпанемент. Чека­ шов презирает благоту, дешев­ ку. Даже в подделке должно ощущаться что-то тяжелое, на­ стоящее. Вот его «Осенняя па­ тетическая» с каким-то привку­ сом русского модерна: «Ну хватит глядеть в бестол­ ковое темное небо; Там нет ничего: ни цвета, ни листьев, ни птиц. Зайдите обратно - так мож­ но совсем простудиться. Накиньте хотя бы пальто цвета ваших ресниц...» Неизменный успех этого «гимна новых русских» в ауди­ тории трудно объяснить. Мож­ но сослаться на некие грезы, ностальгию, веру в лучшее. Но, скорее, дело в ином: высоком торжественном отношении к чувствам, что сегодня - огром­ ный дефицит. Куда чаще встре­ тишь либо тоскливую призем- ленность, либо фальш, облез­ лую позолото. Здесь же, у Че- кащова, стеб, ирония не заби­ вает чувства, он не стесняется его - и так современно, стиль­ но получается! Вот «Белый орел» поет про хруст француз­ ской булки и «упоительные ве­ чера» - мишура, неправда. Че­ кашов давал концерты в Гер­ мании, Швейцарии, Австрии - и там поняли без перевода, на­ звали его «певцом из сёребря- После концёрта в столич­ ном «Метрополе» к Василию подвалил некто с . деловым предложением: сделать серию . концертов с «воровским» ре­ пертуаром, выпустить диск. Го­ норар - «На-но» позавидует! Чекашов отказался не разду­ мывая. Аргументировал просто и коротко: «Не стильно!» Нет, конечно, он не упертый идеалист. Талант, считает он, надо подкарллливать. С этим Чекашов справляется, благо заказчики в очередь выстраи­ ваются. Оформление сцен за­ ла , «Россия», Кремлевского Дворца, разработка интерье­ ров баров, ресторанов, ноч­ ных клубов, витрины самых модных бутиков - чем не зара­ боток? Его приглашают на са­ мые замысловатые проекты все по той же причине; за чистоту стиля. Если это есть - можно одинаково успешно оформить и американский клуб «Манусэт- тен Экспресс», и чайхану, и бе­ седку для Дворянского собра­ но картины и музыка - это для души, здесь Чекашов поз­ воляет себе роскошь не-еабо- титься о конъюнктуре. Впро­ чем, и в среде спецов по оформлению вилл и усадеб все тех же «новых русских» он слы­ вет «неудобным» художником. Свой дом Чекашов строил сам несколько пет, создав удиви­ тельно строгое и стильное то ли жилище, то ли студию. Вот и заказчикам он спуску не дает: делает проекты на грани фола и стоит на своем. На визитной карточке Чека- шова начертано: «Сумасшед­ ший дизайн» - и это нисколько не преувеличение. Случалось, хозяин виллы шел на попятную, начинал «приглаживать» утвер­ жденный проект - и Чекашов сразу прощался, возвращая полностью предоплату. Объяс­ няет это так: «Мне просто по везло в жизни - я могу,‘за хоро шие деньги заниматься внут рённими разборками с собой». Художника не бывает без амб_иций. Но и в этой непро­ стой материи Чекашов выдер­ живает стиль. В его мастерской почти девизом начертаны сло­ ва: «С каждым годом понима­ ешь тщетность того, что дела­ ешь. Кажется, что все это уже было когда-то»... Простая вроде бы мысль, но как же трудно сказать это са­ мому себе! , Светлана ДЕМЕНТЬЕВА. РЕПОРТАЖ С ЦИФРАМИ ПТИЧКУЖАЛКО, но МЙНЕРЫДОРОЖЕ ЗА ТРИ ОСЕННИХ МЕСЯЦА В ОКРЕСТНОСТЯХ Ш ЕРЕМ ЕТЬЕВА БЫЛО О Т С Т Р ЕЛ ЯН 0 1.077 ВОРОН, ЧАЕК И ГАЛОК . ЗА ЧТО?! В 1991 году в небе ёще не воссоединенной Германии па­ ра новейших советских истре­ бителей МиГ-29 вступила в не­ равный бой с двенадцатью... гу­ сями. Военные летчики манев­ рировали скоростью и по высо­ те , но богатый пилотажный опыт, увы, не помог. Итог ско­ ротечного воздушного контак­ та был более чем печолен: один поврежденный МиГ еле- еле, на бреющем полете дотя­ нул до аэродрома, пилот друго­ го был вынужден катапультиро­ ваться. Хорошо, остался жив. А истребитель стоимостью 40 миллионов долларов разбился вдребезги. Ежегодно в мире происходит несколько авиакатастроф, при­ чиной которых становится столкновение воздушных судов с птицами. А авиапроисшествия из-за пернатой мелюзги исчис­ ляются десятками и сотнями. - Птицы в 1999 году сталки­ вались с самолетами «Аэроф­ лота» 24 раза, - рассказывает начальник Инспекции по безо­ пасности полетов национально­ го авиаперевозчика Владимир Мокринский. - Хрупкое тело птицы способно деформировать стальные лопасти турбины дви­ гателя. Семь двигателей отече- Ремонт авиатехники после авиапроисшествий с пичужками - головная боль всех авиаком­ паний мира. Обходится он в ас­ трономические суммы. Если российские двигатели по миро­ вым ценам достаточно дешевы, то двигатель «Боинга» стоит от 5 до 14,5 миллиона долларов. Правда, забугорные движки по­ крепче наших, и допуски на них побольше. Но для какой-нибудь сумасшедшей чайки авторите­ тов в небе не существует; «ле­ тят» двигатели и «Боингов». Поэтому авиаторы повсеме­ стно ведут борьбу с птицами всеми возможными способами. В аэропортах всего мира для этого существуют специальные орнитологические службы. Не было такой только в аэропорту Шереметьево. Впрочем, инже­ нер-орнитолог был в наличии в штатном расписании, д а , как он мог в одиночку противосто­ ять многочисленным стаям пер­ натых? Так было до тех пор. пока по взлетно-посадочной полосе Шереметьево не стук­ нул^кулаком «Аэрофлот»: доко- По статистике 85 процентов столкновений самолетов с пти­ цами происходит на высоте до 500 метров при взлете и посад- борьбы с птицами - убийство, «маяком». Но в Шереметьево Нет чайки - нет проблемы. В ок- врановых, о заодно и чаек ус- рестностях Шереметьево толь- пешно пугают с помощью био- ко за три осенних месяца 1999 акустической установки «Бер- года были отстрелены Т.077 кут». ворон, галок, чаек. Как ни жал- Но вообще-то К воронам и ко птичек, а людские жизни до- летчики, и орнитологи относятся роже. Но перебить всех перна- с уважением. Завидя самолет. ке, то есть в районах аэродро­ мов. 70 процентов авиапроис­ шествий, связанных с пернаты­ ми, «Аэрофлот» заполучил в Шереметьево. Со скрипом, да­ же со скандалом, но ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» уступило напору крупнейшей российской авиа­ компании, и в 1999 году здесь была организована группа ор­ нитологического контроля. Те­ перь в Шереметьево активно рубят, косят, стреляют и пугают. Борются с птицами именно так. Вырубка зарослей кустар­ ников лишает пернатую мелочь возможности заниматься лич­ ной жизнью, гнездоваться и вы­ водить птенцов вблизи аэро­ дрома. Выкашивоние травы не дает повода устраивать рядом со «взлеткой» закусочную. С а ­ мый кардинальный способ тых невозможно. Поэтому птиц тотально запугивают. Наиболее действенным спо­ собом очистки неба считается акустический. На магнитофон­ ные кассеты записываются тре­ вожные птичьи крики, и перед полетами эти вопли транслиру­ ются через громкоговорители. Окрестности моментально очи­ щаются от всего порхающего. Не действует воспроизведение «симфонии застенков» только на ворон. Те, наоборот, бро­ сив все свои вороньи дела, изо всех крыл спешат на помощь попавшему^ в беду сородичу. Поэтому, как правило, во^ распугивают, по-другому. ' пример, хорбшо действует про­ гон по взлетно-посадочной по­ лосе пожарной машины с включенной на полную гром­ кость сиреной и мигающим умная птица уступает ему доро­ гу. Очевидно, из вежливости. Беду может принести только ис­ пуганная ворона. Куда хуже встретиться в небе с близору­ кой совой. У чаек наглость - второе счастье, а умом они не блещут. Летом блестящее на солнце аэродромное покрытие чайки часто' принимают за воду и рассаживаются на нем друж­ ными галдящими коллективами. А суетливые воробьи способны залететь в двигатели турбовин­ товых самолетов целыми стай- В общем, у каждой птички - свои привычки. Но особенно жутко не любят пилоты сквор­ цов - самая, по их мнению, бес­ толковая птица, летающая без правил и без мозгов. Большинство птиц в России - перелетные. Весной и осенью для летчиков (и для авиапасса­ жиров, вестимо) наступает се­ рых аэродромов, случается, да­ же вносят изменения в расписа­ ние полетов. В 1961 'году в на­ шей стране был отмечен уни­ кальный факт: птичий поток из 2.500 .000 особей '.различных видов передвигался в небе еди­ ной массой на протяжении 80 километров. Самая высотная лобовая атака гордого орла на само­ лет-истребитель была зафикси­ рована на высоте 7.200 мет­ ров. Но столкновение с птица­ ми опасно на любой высоте и на любой стадии полета. Сло­ жение скоростей современного самолета и перемещающегося в небе со скоростью «Жигулей» - 100 километров в час - гуся способно не только преобразо­ вать водоплавающе-лапчатого в мелкие «яблоки», но и воздуш­ ное судно - в болты и заклепки. ность полетов, поэтому / впредь совместно' с админист рацией аэропорта Шереметье во будем осуществлять конт роль за орнитологической об­ становкой, - говорит начальник инспекции по безопасности по­ летов ОАО «Аэрофлот» - Рос­ сийские международные линии» Владимир Мокринский. - С 20 января 1998 года и по настоя­ щее время ни один наш экипож не воспользовался своим пра­ вом ухода на второй круг из-за повышенной «птицеопасности». со аппаратно-программных средств для управления, поведе­ нием птиц и создание банка данных реппелентных сигна­ лов на оптических дисках. ...А еще авиаторы борются с ^ ' птицами и испытанным старым народным способом. Поэтому не удивляйтесь, если поблизо­ сти от аэродрома, откуда вы собираетесь улететь в самые дальние страны, увидите... пуга­ ло. Страшила в обносках по- прежнему стоит на посту и от­ пугивает пернатых не хуже био­ акустической установки «Бер­ кут». Такая у него профессия: птичек разгонять! Александр ХОХЛОВ. Учредитель и Издотель Агентство деловой информации Распространяется в качестве приложения к газетам; Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: П.Вощонов, И.Елков, С.Зоворотный, В.КсЕчурин, Д.Кулик, М,Морозов, К.Сорокии, ©«Деловой вторник». Перепечатка без I «Трибуна», «Труд», «Рабочая газете» (Укроииа), «Советская Бег {Яросповль), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Северный р, «Колинингродскояправда»(Кошининфаш, «Тамбовскаяжизнь»(Томб Наша Пенза» (Пенза), «Наше время»(ТЪстов-на-Дону), «Рабочийкр Адрес редакции; 125880, ГО!, Москва, Д-137, ул. «Правды», 24, 5-й зт Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. руссия» (Беларусь), <&ч®ние новости» (Литва), «ИТАР-ТАССЭкспресо (США, Кс зочий» (С>веродвина), «Советская Башкирия-Известия Башкортостана» (Уфа), «В з), «РеспубликаТотараан» (Казань),«Тюменскаяправда»(Тюмень), «Дайджестцент [»(Иваново), «Липецкаяга Номер подписанв 15.00. По графикув 15.00. Отпечатано втипографии«Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московскоя, 83. Общий тираж2.599.300экз, Цена - бесплатно. г), «Архангельск»(Архангельск, «Вольная Ку&нь» (Краснодор), «Северныйкрай» -‘'--■на» (Воронеж) «Северный («——-Т -к -.................... «т.П.., аеИзвеаия»(Московскаяо 4 «Новоеобозренш. Ве^ияз ± ‘„ & ( е т . в : дКаспия»(Асфоханк^.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz