Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
16 «вгуста 2000 г ., № 162 (21290) МЫ АРТИСТЫ, И НАШЕ МЕСТО НА СЦЕНЕ... Провинциальный актер — человек, неизбалованный зарплатой или комфортом. Ни Божий дар, ни голос не освобождают его от мелоч- ных забот и огорчений. Вче ра ему с энтузиазмом апло дировали столичные цените ли, как , например, Анато ^лию Безденежному, высту п а в ш е м у на самой большой •закры той площадке России — в ЦДРА , а завтра с не меньшей самоотдачей вмес те с товарищами он будет ‘ реть в скромном сельском клубе, а то и под открытым морозным небом... Такова специфика. Но когда у талантливого музыканта в руках инстру мент, нуждающийся в по чинк е , когда приходится подключать устаревшую ап паратуру, когда предстаешь перед публикой в не самом новом и модном костюме — все это уже не специфика профессии. Это — печальная примета времени. Нищего и тощего. По крайней мере, если речь о, культуре. Представьте: чтобы ар тисты получили зарплату, филармония должна дать, то _ есть продать, сто с лишним к о н ц ер то в в год! Раньше это ^называПось — план. Теперь — норма. План выполнить было гораздо легче; концер ты тогда закупались, как го ворится, оптом. С нормой ох к ак трудно: ведь именно люди, которые особенно тя нутся к искусству, сейчас банкроты. Но грех жаловаться и унывать. Так живет сейчас большинство филармони ческих, да и вообще твор ческих , коллективов. Мы уступали им в одном: у нас не было своего дома. Теперь будет. Может быть, для ар тиста своя, родная, сцена дороже всего. Даже нового инструмента, не говоря уже о костюме с иголочки. Есть сцена — остальное прило жится. Если на подмостках мастер, публика не заметит или мгновенно забудет, ка кой на нем костюм... МАСТЕРА я иногда думаю, что кон церт народных ар тистов Анатолия Безденежного и Валерия Радченко может обойтись без рекламы. Сра ботает зрительский теле граф. Помню,на вечере в честь 195-летия Нижнего парка публика, уже заняв шая места, наперебой сооб щала неосведомденным, кто сегодня будет выступать. И люди радостно откликались, торопились тоже сесть пе ред эстрадой. Еще бы— это. же Безденежный, это же ■ Радченко... Годы порою ж е с то ки даже к большим мастерам. •/Но Радченко и Безденеж ный сегодня на удивление молоды. Молоды не по пас порту, а творчески. Опыт на ложился на их завидную ду шевную, артистическую не успокоенность. И х неизменный успех разделяют, естественно, и музыканты. Причем лауре ат международного и дип ломант всероссийского кон курсов ансамбль народных инструментов «Мозаика* не просто чуткий аккомпаниа тор прекрасных солистов. Выступая с самостоятельны ми номерами, он демонстри рует виртуозную технику и культуру исполнения. Лич но мне трудно' представить себе концерт Безденежного и Радченко и без обаятель ных ведущих Елены Смоль яниновой и Виктора Леухи- В репертуаре этих пев цов и музыкантов свыше 200 произведений русских и зарубежных авторов, ста ринные романсы, народные песни. Лишь малая часть их вошла в программу, посвя щенную 55-летию Победы Но и она позволила и лип чанам ,и усманцам ,и крас йинцам вновь оценить по до стоинству мягкий , истинно русский лиризм Анатолия Безденежного, мужествен ное обаяние Валерия Рад ченко, виртуозность «Моза- Два слова в дополнение — о «Мозаике*. Ансамбль давно имеет все основания и на собственные сольные концерты. Но выступает с ними редко. Причина? Увы, финан совы е проблемы . О шлющемся сезоне занялся сольным музицированием и Александр Ролдугин, руко водитель «М о заи ки * . И тоже на редкость успешно. Сегодня Александр учится в аспирантуре, продолжает работать с ансамблем и ра дует слушателей сложными программами из сочинений Баха, Видора, Чайковского, Рахманинова и современных авторов — Тимощенко, Чер никова, Золотарева. Но для Сеяявкина и Ролду- гина «новое начало*, новая страница в их творчестве — свободный выбор. А вот за мечательному коллективу изучения ее истоков в наро дной культуре. Она хочет дойти до самой сути — и до секретов старинных инстру ментов, допустим, былин ных гуслей звончатых, и до особенностей национального костюма. Из этого и прорас тает искусство Татьяны И г натьевой. - УРОКИ , Наверное, филармония без «звезд* — это скучно. Но филармония без скром ных, хотя нередко тоже по- т зА М Е т о кт -зы к о вЕ ы Под з а н а в е с 4 2 - го кониертного с е з о н а п о с л е многолетних скитаний по чужим у глам наша филарм онии о б р ел а с в о й д о м . Мы так д о л г о этого ж д а л и , что уж о и н е веритси : н е уж ели старинный о с о б н я к на у ли ц е Ф р ун з е , памятник архитектуры, теперь наш ? И п о д е го с в о д ам и зазвучат Моцарт, Г ли н ка , Р а х м а н и н о в . . . М •’)11;111!!1й| Очень обидно... Еще одно имя, которое наверняка на слуху у серь езных ценителей пения: Ма рина Овсянникова. Заслу женная ар тис тка России. Гибкий, плавный, красивый голос. Он дан ей природой. А вот профессиональное вла дение этим даром и высокая одухотворенность, пронизы вающая все, что она поет, будь то романсы Глинки и Рахманинова, будь то ретро- ш л я ге ры Д у н а е в с к о го , Цфасмана, Островского, — это уже плод большого тру да.^Контрасты жанров, сти лей делают выступления Ов сянниковой на редкость пря ными и яркими. МАСТЕРА-11, ИЛИ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНЬЕ Помните у Вознесенско го — как заповедь, как за клинание:. «В любое мгно венье не поздно, начните сначала...* По-моему, это в первую очередь — об артис тах . Кажется, ты уже мас тер, у тебя есть имя, успех, авторитет. Можно вроде бы уже пожить и на дивиден ды. И вдруг известный му- зыкант-ансамблист, похоже, все умеющий в области эс традной музыки, идет на риск: готовит сольный кон церт. Предстает перед слу шателями в качестве интер пр е та то р а М у со р гс ко го , Дворжака, играет старин ные русские вальсы, джазо вые миниатюры... И — от крывается по-новому даже для давних своих поклонни- ков,-даже для нас, его кол- Так случилось с заслу женным артистом России Владимиром Селявкиным, отличным аккордеонистом, отважно раздвинувшим рам ки своего «амплуа*. Селяв- кин работает много и жад но. И для избранного кру га, например в своеобразном артистическом салоне Дойа Мастера, и для рядовой пуб лики. Только для школьни ков Хлевенского и Усман- ского районов он дал трид цать, даже больше, концер- Интересно, что в завер- «Липецкое трио баянистов» пришлось обновляться поне воле. Музыкантов постигла трагедия: ушел из жизни великолепный мастер Ан а толий Науменко. Казалось, больше трио уже не будет. В таком самобытном, сло жившемся ансамбле замену сделать не удастся. В луч шем случае останется дуэт. Однако заслуженные артис ты Вячесл ав М ельник и Виктор Карпий не захотели с этим смириться. Они упор но искали третьего, равно го себе. И нашли. Им стал музыкант из Борисоглебска Сергей Ельчанинов. Он ока зался близок духу и стилю исполнения М ельника и Карпия. -Первый сезон в об новленном составе позади. Более двадцати ответствен ных концертов, в том числе за пределами Липецка — в Орле, Воронеже, Краснода ре, убедили: трио живет. И будет жить. Оно встретит свой 25-летний юбилей. Се годня музыканты интенсив но готовят к нему новую программу. Да, мастер — это не про сто талант и труд, но под час и йужёство, и психогЬ- гичёская Устойчивость, поз воляющая выдержать давле ние обыденных неурядиц, и груз беды. Мастер — это го товность в какой-то день и час шагнуть на иную сту пень, не убояться неизвес тности и риска... Но, наверное, риск свя зан не только с тем, что бе решься за нечто новое, не привычное. Рискуешь, даже если идешь как будто бы по давно знакомому, проторен ному пути . К а к , скажем . песни Татьяна Игнатьева. Ну , посудите сами: сколько знам ени ты х ее предш ес твенниц пели хотя бы «Зла тые горы * или «Ч той-то звон ...* Чем, кажется, тут можно удивить слушателя? А Татьяна удивляет и заво раживает. Она предлагает чуть ли не эталонную трак товку вроде бы запетых ве щей. Ее власти над публи кой стоит позавидовать. Со стороны — все ей дается, все ей поется так легко, ор ганично, Однако в действи тельности любой ее номер — итог фанатичной влюблен ности в родную песню, ре з у л ь т а т к аж додневно го ОТ людей на деревне НЕСПРВТАТЬСЯ.. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Пришлось милиционерам из машины выпрыгивать и с криками: «Мы милиция, мы не воры!» — выручать начальника. Он, к с та ти , очень доволен остался, за бдительность сторожей поб лагодарил. Конечно, участие район ной власти в деле охраны урожая такими «рейдами» не ограничивается. Регуляр но, каждую ночь четыре бри гады РОВД выезжают с про верками на места, причем в этом задействован не толь ко милицейский автотран спорт, часть техники посту пает в распоряжение РОВД благодаря помощи админис трации. На особом контроле мар шруты, по которым перево зят хлёб из хозяйств на эле ватор. Казалось бы, все пред усмотрено, все возможные лазейки перекрыты. Но жу лик — он тоже зачастую не глупый, свою щелочку все равно найдет. Об одном из таких случаев и рассказал корреспонденту «ЛГ* стар ший оперуполномоченный М. Кудрявцев: — Все было очень про сто. На хлебное поле под ъехали на мотоцикле трое — имен называть пока не буду. Обратились к комбайнеру: отсыпь, мол, зерна! Тот ка тегорически отказался, при грозил, что председателю скажет. Они вроде бы уеха ли, но недалеко, притаились в лесополосе, окаймляющей поле. А тут время обеда. Ком байнер наш, как и другие, кто на том поле работал, за глушил мотор и пошел к при ехавшей «летучке* пообе дать. Не сказать, чтобы очень далеко ушел, но все же до статочно, чтобы те трое, на мотоцикле, сумели 250 ки лограммов зерна прямо из бункера отсыпать. И даже уехать смогли никем не за- — Значит, все-таки мож но украсть? • — Да вы дальше слушай те. Привезли они зерно в село, в одном месте попыта лись обменять на самогон, в другом — не получилось. А возле третьего двора их за держал участковый инспек тор. Ведь от людей на дерев не не спрячешься! Вот люди участковому и подсказали, куда надо спешить. — Так оно и есть, — под твердил Есин. — Мы, мили ция , всегда были сильны именно тем, что люди нам помогают. Вот еще пример: в той же Вратовке местный житель, в колхозе не рабо тающий, средь бела дня по пытался четыре мешка зер на с тока вывезти. Ночью-то туда, на ток, не проникнуть. А днем, в суете, и войти мож но, и выйти без проблем. Но оказалось, что одно дело — просто выйти и совсем дру гое дело ■— с зерном. Сами же колхозники его и остано вили. Прямо на току... Тут Николай Васильевич снова глубоко вздохнул и с той же иронией, что и в са мом начале разговора, под вел итоги: — То бы мы два случая хищения зарегистрировали, а то лишь один да плюс не- удавшаяся попытка. Ну не возможно работать! Вот сижу и жду вызова в УВД. Потре буют отчитаться о проделан ной работе — а что я скажу? Потом, немного помолчав и согнав с лица ироничную улыбку, очень серьезно за метил: — В том, что на сего дняшний день украсть зер но в районе трудно, есть й наша заслуга, работников милиции. Но не только наша. Сами люди, от руководите ля до рядового хлебороба, намного ответственнее отно сятся к хлебу. Похоже, дей ствительно поверили, что честный труд даст больше выгоды. Ситуацией в целом я доволен. А с «лихачами», если что, мы разберёмся... Александр АНД РЕЕВ , соб. корр. «Липецкой газеты». Чаплыгинский ргшон. настоящему талантливых энтузиастов просветитель ства — вообще не филармо ния. Не случайно и масти тые мои коллеги, тот же, например, Владимир Селяв- кин, долгом своим считают выступать перед учащйми- Но гл а в н а я н а гр у з к а здесь падает на музыкаль- но-лекторийный отдел. По- моему, это сердце коллекти ва. Во всяком случае, для меня и еще двадцати артис тов, отдающих этой, работе Многие годы у нас су ществует отлаженная або нементная система, когда мы проводим для одних и тех же зрителей и слушате лей циклы лекций-концер тов. А слушатели наши — в первую очередь дети. Школьники теперь посе щают эти концерты бесплат но. Придет срок, и, мы ве рим, они встанут в очередь за билетами на выступления тех же Безденежного, Рад ченко, Овсянниковой или крупных мастеров, приез жающих к нам на гастроли^ А пока мы лишь приобща ем их к настоящей музыке, дарим им то, что не заме нишь дворовой гитарой. Так думаем мы, исполнители, • так думают в городском от деле образования, беря на себя часть расходов. Самое страшное , если эти концерты превращают ся в обязаловку, в казенное мероприятие. Когда-то та кое случалось. Ребят соби рали в битком набитых ак товых залах с ужасной акус тикой , педагоги тоскливо усмиряли гомон, вместе с детьми за гл уш а я а р ти с тов ... Сегодня выбран, иной путь. Искусство не терпит непременного «массового о х в а та * . Н уж ен диало г . Нужно, чтобы мы смотрели в глаза друг другу. Поэто му а р ти с ты п р и х о д я т в класс. И начинается урок, который, однако, смею уве рить, оставляёт в душах со всем иной след, нежели фи зика и даже литература. Каждым абонементом предусмо трены четыре встречи. За это время лек тор успевает подружиться со слушателями. Мы не пич каем их знаниями. Мы про буждаем интерес и находим душевный отклик. И после -ТТРЙ заключительного урока в голосах детей, говорящих «спасибо», я улавливаю со жаление: неужели уже все, и вы к нам не придете? С ра достью вспоминаем мы. встречи с детьми и учителя ми 44 , 70, 69 , 36, 5, 24 Это придает нам силы, чтобы расширять свою ауди торию, выступая уже и в учи лищах, техникумах, вузах. В этом году три просвети тельские, или, как мы гово рим, лекторийные бригады работали для молодежи. С января по июль — 291 кон церт! У каждой бригады — свой стиль, своя интонация общения. В «Музыкальном теремке» музыковеда Аллы Загвоздкиной самые юные впервые встречаются с «на стоящими* артистами . А лекторий, который веду я, рассчитан на более старших и подготовленных слушате лей. Он называется «Открой для себя красоту*. Мы го ворим с ними о весьма серь езных вещах — об истории музыки, о современном му зыкальном быте. Увлекает ребят и цикл «В стране птиц* И. Верещагина. Его создатели нашли свою тро пинку к молодым, рассказы вая о ровеснике века — джа зе, предшественнике столь популярных ныне рок- и поп-музыки... В калейдоскопе программ сезона, на мой взгляд, осо бенно удались «Лермонтов и музыка», «Джазовая балла да», «Пушкин и Лермон тов», «Песни, опаленные во- Рядом с лектором тру дятся актеры, которых, не сочтите это за излишний па фос, я готова назвать по движниками. Это и Галина Жукова, работающая в фи лармонии 32 года, и Валерий Маркин, один из лучших в Липецке концертмейстеров, и молодые Анна Быковская и Светлана Бакай, и уверен ная и стабильная Людмила Балакирева, и участники един ственно го в городе струнного квартета под уп равлением Юрия Васильева, и обаятельная Вера Марты нова, и заслуженный артист России Анатолий Чечелев. И, конечно, известная мно гим любителям серьезной му зыки заслуженная артистка России Татьяна Хованцева. Каждый из них неповторим. А вм есте «лекторийцы» были и остаются единым, мо бильным и по-настоящему творческим коллективом. Они сохраняют высокие ду ховные традиции Русского музыкального общества, бес платной музыкальной шко лы для всех... Да, мы разные. Но, может быть, самые счастливые дни и часы, когда мы работаем не бригадами, группами, а все вместе, объединенные об щей идеей. Так бывало не столь часто, как хотелось. Тем не менее был вечер «И звезда с звездою говорит», где во всем блеске показали себя ведущие мастера, и кон церт «С верой, надеждой, любовью», посвященный 2000-летию Христианства, и, наконец, программа «Оте чество, честь, патриотизм* к юбилею Победы... К ста ти , все это могли увидеть не только липчане, но и жите-' ли Хлевенского, Усманско- го районов. Наверное, обре тение своего дома позволит осуществлять такие проекты Сезон окончен. Но в твор честве финиш неизменно предшествует новому стар ту. И мы ждем его, готовим ся к нему в не столь уж до лгую паузу межсезонья. Го товимся и надеемся... Наталья СОСНОВСКАЯ, музыковед, зав. постановочной частью Липецкой областной филармонии. На снимке: поет Анатолий Безденежный. Ж И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е т а ЕЛЕЦКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ БУДУТ С КИРПИЧОМ, НО НЕ ЗА ПАЗУХОЙ к1 ^ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Заканчивается подготовка к сдаче в эксплуатацию в Ель це завода в ИТК-3 по производству кирпи ча. Основные виды работ сейчас проходят на печи. Здесь горят шесть горелок из име- Щ ющихся 45 — сама печь должна набрать ^ определенную температуру. Затем ее за ^ тушат, обследуют и уже после этого за жгут надолго. Оптимальный температурный режим будет набираться в течение 28 дней В эти дни идет отладка технологичес кого оборудования, осуществляются меры по обеспечению безопасности производст ва и заготавливается впрок сырец. Его уже 30 тысяч штук, но это не предел. Запас продолжает пополняться для того, чтобы обеспечить в дальнейшем бесперебойную работу печи и всего производства. БУДЕТ В ЧЕМ НЕМЦАМ ▼ «ЗА ВЕТЫ ИЛЬИЧА». Третий месяц швейники фабрики «Космос» работают над срочным заказом для Германии. Немцам потребовалась тысяча мужских брюк. Го- ложила выполнить этот заказ данковским — мы согласились, — рассказывает ди ректор Антонина Ивановна Карих. — Хотя условия были довольно жесткие; во-пер вых, качество, во-вторых, сроки. Мастерицам пришлось потрудиться, как говорят, в поте лица своего. Но и оплата была необычной — от 2600 рублей и выше. На днях коллектив завершает немецкий за каз. А что впереди? — Головная фирма предложила нам еще одну интересную работу, — говорит Анто нина Ивановна, — школьную форму для мальчиков: брюки, жилетку и пиджак. Это — на внутренний рынок. Получили отлич ные ткани. Расцветки — черная, темно-си няя, темно-бронзовая. Ткани прочные, не сминаемые — как раз то, что надо мальчи кам младших классов. ■ ">Убъеме трех тысяч еди- ПОБЫВАЛИ В ЗАДОНСКЕ ЭТНОГРАФЫ . «ЗАДОНСКАЯ ПРАВДА». В Задонске побывала научная экспедиция института этнологии и антропологии Российской Ака демии наук. Почти неделю трое сотрудни ков отдела этнологии русского народа ра ботали в самом Задонске, его окрестнос тях, выезжали в другие населенные пунк ты Липецкой области. Ученые из Москвы собирали сведения о том, как проходило здесь упразднение храмов и монастырей, какие святыни удалось сберечь, как идет современный процесс возрождения веры и храмов. Визит в Задонск явился частью более обширной «ВОРОТА» ПОСЕЛКА ДОБРИНКА! ВСЕГДА о т к р ы т ы ! ^ «ДОБРИНСКИЕ ВЕСТИ». Железнодо рожный вокзал можно назвать воротами Добринки. Именно с этого здания приез жие начинают свое знакомство с поселком. До недавнего времени внешний вид вокза ла оставлял желать лучшего. А вот после ремонта здесь стало намного светлее , чище и уютнее. На очереди — ремонт тор цевой стороны вокзала. Ее решили отде лать «под шубу». Возможно, в скором вре мени займет свое привычное место на пьедестале перед зданием вокзала обнов ленный памятник Максиму Горькому (пре жний снят, потому что обветшал от време- НА БРЯНЩИНЕ ЗНАЮТВОЛОДЬКУ Т «ЗНАМЯ ОКТЯБРЯ». В адрес район ного Совета ветеранов Добровского рай она пришло необычный пакет, в котором —книга о Брянщине журналистки Анаста сии Ивановны Беленковой. Она продолжи тельное время была знакома и переписы валась с нашей землячкой Марией Кузьми ничной Щербак-Свиридовой, в юные годы пулеметчицей, известной под именем Во- Это уже второе письмо с Брянщины. В дальнейшем сотрудничество брянской жур налистки и добровских ветеранов продол жится — и прежде всего для пополнения материалов о легендарной пулеметчице. ________ Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. НЕСШ1||1П1№0Ш11и1 ВРЕЗ» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Спецбригада доставила к месту катастро фы все необходимое, включая лодку, боновые заграждения, «фартуки», а также полтонны сорбента — порошка, специально предназна ченного для впитывания нефтепродуктов. Этот сорбент может впитать и удержать в себе ту же солярку в двенадцать раз больше собствен- Не прошло и десяти минут с начала рабо ты, а ручей уже перегородили четыре ряда бо новых заграждений, два «фартука». Все это ус танавливалось примерно в 600 метрах от мес та аварии — ликвидаторы были настолько опе ративны, что попавшая в воду солярка просто не успела далеко уплыть. На берегу вокруг места утечки на 400 квад ратных метрах земля была на несколько сан тиметров пропитана дизтопливом, здесь тоже работали ликвидаторы. Не буду описывать тех нологические тонкости, замечу лишь, что не санкционированная врезка была обнаружена в 8 часов утра, к полудню труба уже была за варена, а разлившееся дизтопливо (по оцен кам специалистов — более 6 тонн) уже вовсю собирали в доставленные аварийной колонной громадные емкости для дальнейшей транспор- . тировки в Мичуринск, где его очистят и пере работают, В 17.00 были взяты на анализ пробы воды в ручье. В огражденной бонами зоне загряз нения нефтепродуктами превышение предельно допустимого коэффициента составило 736 раз. Ниже бонов и «фартуков» — 20 раз. А еще в трех километрах ниже по течению — 5-6 раз. Через день картина уже была намного луч ше: в «очаге» сняли всю «верховку», то есть плавающее на поверхности воды дизтопливо. Активно велась рекультивация пропитанной нефтепродуктами почвы, скашивались и ежи-' гались загрязненная трава и камыш, пожар ная машина смывала солярку с берега в ру- Через две недели в зоне очага анализ по- - казал наличие уже 3 ПДК, ниже ограждений - 1,3. А в трех километрах по течению — всего... 0,45 ПДК. у Предельно допустимый коэффициент за грязненности снижался, но аварийная брига да не торопилась уходить с места происшест вия. Были установлены дополнительные за- - граждения вниз по течению. Причина понятна: . все помнят, как щедр на дожди оказался июль. Мало того, что они не хуже пожарной машины промывали почву на берегу ручья, но и сам • ручей становился хоть понемногу, но полно воднее. И ликвидаторы не без основания опа сались возможного прорыва заграждений. Лови потом уплывшую солярку в Воронеже. Злоумышленников, доставивших всем ' столько хлопот, пока не нашли. Как считают работники нефтепровода, дело это практичес-- - ки безнадежное. Иск о возмещении убытков- предъявлять некому, потому никто и не спе- • - шит их подсчитывать. Но все же приблизител'ь-^ ■ но прикинем. . : Более 6 тонн дизтоплива — «чистый» убыу ..‘ ток. Цена известна, сумму подсчитаете сами. Далее: 8 часов простоя на этом участке нефте- ' провода плюс неплановая работа откачиваю щих станций (надо было срочно сбросить дав ление в трубе, чтобы стало возможным зава рить отверстие). Практически м§сяц круглосу точной работы аварийной бригады на месте происшествия — самая большая статья рас ходов из трех названных. Ведь в первые дни здесь одновременно работало по 5-7 единиц тяжелой техники — КамАЗы, К-700, экскавато-. ры, не считая пожарных и других машин. На воде было поставлено 14 боновых загражде ний и четыре сорбентовых «фартука». Все это также недешево. Убытки могли бы быть гораздо большими, если бы не застрявшее в трубе сверло, бла- , годаря которому солярка утекала из нефте провода лишь через две узкие щелочки. Осу ществлявшие контроль за давлением в трубе компьютеры, которые должны в случае аварии автоматически прекратить перекачивание про дукта, даже не зарегистрировали снижение дав-, ления — настолько малы были те щелочки.. И все же нефтепровод понес громадные убытки. А как же природа Добровского района? Здесь, слава Богу, серьезных убытков не было. Лишь четыреста квадратных метров выжжен ной земли, которая рекультивирована, засы пана известкой. Здесь будут применены и био логические методы очистки — в распоряжении ликвидаторов имеются микроорганизмы, спо собные переработать те ничтожные остатки солярки, которые все равно останутся в земле после рекультивации. Ручей же вообще не пострадал. Даже в первый день, когда ПДК в зоне очага был пре вышен в сотни раз, сразу за заграждениями , спокойно пили воду коровы ближайшего СХПК, купались и ловили карасей во время обеден ного перерыва члены аварийной бригады. А сейчас, через месяц после происшествия, лишь точные анализы способны показать: здесь в ручей стекала солярка. Очистные работы за вершаются, скоро и анализ покажет, что вода Другой вопрос — какой ценой высококва лифицированные специалисты добились тако го благополучия, не допустили массовой ги бели растений, рыбы... Записал Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Добровский район. УСЛЫШЬ МЕНЯ... Знаю неплохих, отнюдь не равнодушных людей, которые все- таки почти инстинктивно сторо нятся тех, кто болен, инвалидов, беспомощных стариков. Не хотят огорчаться, напрягаться, тратить душу и нервы, помогая тем, кто в этом нуждается. Они, если в ко шельке у них не совсем пусто, готовы даже откупиться деньга ми, лишь бы избавиться от каж додневного созерцания чьей-то Они наверняка не поймут, как можно сделать своей профессией работу с людьми, лишенными слуха, А женщина, о которой я хочу рассказать, скорее всего, никогда не поймет того, кто спо собен отвернуться от глухонемо- Вера Сухорукова не считает себя особенно доброй, милосер дной, сострадательной. Ей про сто хорошо и спокойно, когда она хоть чем-то может помочь сво им подопечным. Она — сурдопе реводчик. Если угодно —связной между миром говорящих и слы шащих и лишенными этого дара. Скольких Вера Тихоновна поддер жала, скольким ее жестовое об щение помогло найти себя, об рести специальность и даже по лучить высокие государственные награды за их труд — вплоть до ордена Славы... В юности Сухорукова не ис кала престижных вузов, не меч тала о концерте. После десяти летки поступила в библиотеку ста лелитейного цеха Липецкого трак торного завода. Среди ее чита телей оказалось немало лишен ных слуха. Стараясь разобрать ся, как живут, чем интересуются ее посетители,! все чаще приходила на их встречи в] «красном уголке». Рекомендовала кни ги, наблюдала, ду мала и . .. попутно! училась жестовой] Наделенная раз нообразными т а лантами, не исклю чая организаторский] и даже актерский, девушка многим ув лекалась. В заводс ком ДК ее видели и в спектаклях, на родного театра, и е танцевальном коллективе. Но все это ничуть не отвле кало Веру от контактов с глухо немыми читателями. Она все так же приходила в цеховой «крас ный уголок» со стопками книг, с рассказами о новинках... Так это начиналось. Впрочем, тут я не Совсем точен. Началось это гораздо раньше — с потреб ности облегчить жизнь двум братьям, Николаю и Борису, ко торые оглохли в раннем детстве. Постепенно она почувствова ла: у нее получается, люди, ли шенные слуха, ей симпатизиру ют и доверяют. Вера Тихоновна активно маствовапа в создании липецкой организации общества глухих. В этой работе ей все на выки пригодились. В том числе и сценические. Когда открывался клуб общества, главным режис сером Первого большого концер та на его подмостках была, ко- А 'дальше сурдопереводчик Вера Сухорукова по'совету руко водства правления местной ор ганизации ВОТ поехала в Воро неж учиться. Закончила курсы и какое-то время работала в Во ронеже, считалась одним из луч ших специалистов. Но потом вер нулась домой. И возвращение её, Я не преувеличиваю, стало насто ящим праздником для инвалидов по слуху. Тридцать лет минуло с той поры, как эта женщина посвяти ла свою жизнь помощи глухим. У Веры Тихоновны —. юбилейная дата. Но ее друзья, ее подопеч ные не сомневаются: ей нельзя, ей рано, как говорится, на заслу женный отдых. Ведь людям, у которых нет слуха, так нужны ее изящно и быстро жестикулирую щие руки, а еще больше — ее отзывчивое, доброе сердце... Алексей ВОЛОДИН. Фото автора. ----------- ФУТБОЛ: ПЕРВЫЙДИВИЗИОН - ] ЧШВИТЕЛиК»ПШЕНИЕ ВС№АГОВЕ В 23-м туре, прошедшем в понедельник, форварды не поскупились на забитые голы. В двух матчах, в которых вы ступали команды, претендую щие на выход в высший диви зион,- зафиксированы просто разгромные результаты. Ка занский «Рубин» принимал у себя «Балтику» и обыграл мо ряков, забив в их ворота че тыре безответных мяча. А в Саратове местный «Сокол» со счетом 5:2 нанес поражение липецкому «Металлургу». Поначалу матч складывал ся в пользу гостей. На 14-й минуте отличился Малин. Но за пять минут до перерыва хозя ева поля сравняли счет. Во втором тайме липчане смогли продержаться только до 72-й минуты, а затем голы в наши ворота посыпались, как из рога изобилия. Правда, к этому вре мени «Металлург» играл вдеся тером: был удален Жуненко. Возможно, это и сказалось на дальнейшем характере игры ли пецкой команды. Второй мяч ^ «Металлурга» провел Рязанов. Результаты остальных мат чей: «Лада» — «Спартак» — 3:1, «Поста» -- «Жемчужина» — 2:2, «Шинник» — «Торпедо-ЗИЛ» — 1:0, «Кристалл» — «Томь» —2:1, «Металлург» Крк — «Амкар» — 0:1, «Локомотив» Ч— «Газовик- Газпром» — 1:3, «Спартак-Чу- котка» — «Локомотив» СПб - 0:3 , «Волгарь-Газпром» — «Ар сенал» — 1:0. Положение команд на 16 августа 2. Товпепо-ЗИЛ 3. Рубин 42 4. Газовик-Газпром 5. Шинник 6. Локомотив Ч. 7. Кристалл 9. Жемчужина 11. А^нал 12. Балтика 13. Лада 14. Волгарь-Газпром 25-21 15. Спаотак 18-23 16. Носта 23-2Й 17, Металлург Л. 22-31 18. Металлург Крк. 21 19. Спартак-Чукотка 20. Локомотив СПб. 7(-6)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz