Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
10 овгусто 2000 г., № 156-157 (21284-21285) Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а 1 Моя судьба сложи-1 лась таким образом, что I я долго прожил в Сред - 1 ней Азии. Среди моих1 приятелей было много I парней из правоверных! мусульманских семей. Но I ни им, ни мне, русскому, | это не мешало жить ря -1 дом, учиться, работать. С I удивлением и ужасом на -1 блюдаю за тем, что про -1 исходит в Чечне. И н е | могупонять: почемумоим | друзьям из Таджикиста -1 на и Узбекистана ислам I не внушил вражды к тем | же русским, а чеченские | мусульмане так ненави- \ дятиноверцев, неверных, | I убивают, пытают, изу- I верствуют? В чем дело? | I Неужели и вправду Ко- ^ I ран этому учит? ^ Виктор ^ САМОХВАЛОВ ^г. Липецк. ё ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ИСЛАМСКИМ ФАКТОРОМ? Исламский мир очень не однороден. А за понятием ^ «ислам ский ф ундамента лизм» стоит несколько пря мо противоположных тенден ций. Не осознав этого, мы не сможем адекватно понять, что происходит в горячих точках России — Чечне и Да гестане, увидеть, как назре вает катастрофа в других районах страны с исламским населением. Все более значимую роль не только на Ближнем Вос токе, но и в целом в исламс ком мире играет Саудовская Аравия — верный друг и вы разитель интересов СШ А , ведь более 70% нефти запад ный мир получает из стран мусульманского Во стока ; Здесь движение ваххабизма представляет официальную идеологию правящего режи ма. Заххабизм — это крайне моралистическая пуританс кая и одновременно крайне экстремистская форма араб ского суннизма, абсолютно лишенная намека на какие бы то ни было мистические пе реживания. Это — ислам, пол ностью лишенный духовного измерения, воплощение мо ралистического фанатизма и самодовлеющей буквы «за- конничества». Если искать аналогии в библейской исто рии, то именно к ваххабизму идеально подходит термин «фарисейство». Прямо противоположную традицию — антитезу вахха битской версии представля ет иранский ислам. Это ши итское направление. К нему примыкают и некоторые те чения в суннй'темш Исламе, ” имеющие пбДчёркЦуТб”мис тическую ориентацию. В со вокупности их можно опреде лить как «шиитско-суфийс кие». (Это живой ислам —-па радоксальный, визионерский, в котором мораль и внешняя буква закона имеют второс тепенное значение. На пер вом же месте в нем — очень похоже на православную ас кетическую традицию — сто ит мистика личного или кол лективного преображающего опыта, таинство сердечного знания). Течения этого на правления испытывают об щую неприязнь к Западу, к атлантизму, священную не нависть к технократической материальной атеистической цивилизации богатого Севе ра, который отождествляет ся с «большим шайтаном». Разница в традиции осно вывается на том, что весь шиитский мир высшим ду ховным авторитетом почита ет убитого от рук халифа Йазида имама Хусейна. На против, ваххабизм именно убийцу имама — халифа Йазида считает своим вы сшим духовным авторитетом. Налицо тотальная религиоз ная, психологическая и гео политическая оппозиция. Другая самостоятельная версия ислама — так назы ваемый исламский социа лизм. Это направление силь но в Ираке, Сирии, Ливане, Южном Йемене, Ливии и Египте. В свое время линия исламского социализма ак тивно поддерживалась Совет ским Союзом, но теперь, пос тепенно теряет свое влияние перед лицом неуклонно рас тущей популярности разно образных фундаменталистс ких течений. Кроме того, в исламском мире имеет место «г щенный исламизм». Факти чески это полный отказ от нормативов исламской тради ции в ее религиозном вилизационном измерении Он ориентируется на копире вание западных образцов по литики и экономики, пред ставляет собой светскую дель атлантистского толка целиком прозападную и стра тегически несамостоятель ную, которая, однако, сохра- I няет какие-то элементы ' фольклорного исламизма. Он представлен в Турции, совре менном Е гипте, -Пакистане, Алжире, Тунисе, Марокко. Таким образом, представ ление о едином исламе — за ведомо ложно. Есть ислам атлантистский, прозападный и антизападный. При этом, если геополитическое само-' сознание Запада в практичес кой плоскости опирается на сотни серьезных аналитичес ких центров, фондов, инсти тутов, которые снабжают сво ими геополитическими про ектами не только проводни ков своей политики в других странах, но и наших доморо щенных либералов и «моло дых реформаторов», с сожа лением приходи тся при- Так уж складывёется история нашей Родины, что дру зей у н ее в мире никогда не было. На протяже нии тысячелетия ру сской и ро с сий ской государ ственности все гда приходилось быть настороже. Военные действия на территории Дагестана и Чечни в 1999 -2000 гг. открыли нам совершенно но вые стороны конфессиональной и геополитической ситуации в мире и внутри страны. В обиход полити ков и военных прочно вошло новое слово — «вахха биты». Твердое намерение пересмотреть и упоря дочить законодательную базу в связи с «ваххабитс ким» фактором в Рос сии прозвучало 25 июля сего года в заявлении для прессы Секретаря Совета б е з опасности РФ Сергея Иванова. Озабоченность фун кционированием на территории Рос сии более чем 80-ти «ваххабитских» структур высказал и министр внутренних д ел Владимир Рушайло. Но что это за явление и какие идеи зреют в головах героев «чис того ислама», мало кто представляет с еб е отчет ливо. Сведения зачастую исчерпываются образами из фильма «Мусульманин». Ещ е менее сформиро вано представление о том, какое отношение в с е это имеет к нашей ру сской действительности — к л е сам и снегам. Оказывается, имеет. Как, к сожале нию, имеет место ренегатство — смена веры. Е сли Ш Ш Ш Й Ы Е В истории Рос сии известны случаи перехода в пра вославие татарскихмурз, то сегодня некоторые биз несмены и политики не прочь перейти в ислам. Кон фессиональный ликбез в этой ситуации оказывает ся сов сем не лишним. Не в последнюю очередь миф о некоем едином исламском пространстве, о едином исламе рожда ли убогие и наивные представления, вынесенные современниками и з усеченного курса истории для средней школы. В памяти сохранялись обрывочные образы о мечетях, намазах, султанах и религиоз ных стычках между шиитами и суннитами. Смутно помнилось о войнах на Кавказе с имамом Шамилем. Газетные публикации последних лет о событиях в Иране, Ираке, Афганистане, в свою очередь, уси ленно фабриковали миф о зловредном «едином и с ламском фундаментализме» — некоей дикой мра кобесной сил е , угрожающей цивилизованному С е веру. Обеспокоенность ростом «исламского фунда ментализма» постоянно подогревается США для оп равдания расширения НАТО на Восток. Рос сии при этом явно отводят роль буфера — заградотряда, призванного принять на себя основной удар ислам ского мира. тактики, наработанной в шта бах в советский период, не готовность к продолжитель ным, непрерывным боям и к неожиданностям. Психологическая обра ботка заключается в том, что противнику приписывается все самое дурное, что дела ют моджахеды, а все положи тельные черты неприятеля приписывают себе. При этом «моджахеду» вн уш а е тся твердая вера в его непобеди мость как части исламской «уммы» — всемирной общи ны мусульман. Подкрепляет ся это внушение постоянной демонстрацией видеозаписей побед над противником. Каж- .знатрдчто геополитическрр^и конфессиональное самосЬз- нание российского общества фрагментарно, поверхност но, случайно, эмоционально и неразвито. Поэтому, когда речь идет об исламском фак торе, мы обязаны немедлен но уточнить, что, собственно, имеется в виду, опираясь на факты, изложенные выше. С этой позиции против России сплотились три силы; национал-фундаменталистс- кие, протурецкие («просве щенный исламизм») и «вах хабитские» (импортирован ные извне). Наиболее ярко это проявляется вокруг собы тий в Чечне. И тут следует подчеркнуть, что ваххабизм чужд традиционному для чеченцев и дагестанцев испо веданию ислама, хотя и су фийскому, но совершенно далекому от саудовского мо рализма. Традиционный кав казский ислам скорее при ближается к шиитским и иранским моделям. Конечная цель ваххабитов, объявивших «священный джихад» против России, — обратить в ислам все постсо ветское пространство, сокра тив при этом численность на селения бывшего СССР до приемлемых для Запада 20- 30 миллионов «мусульман». Все, не желающие принять ислам, подлежат уничтоже нию. При этом традиционное мусульманское население до лжно сократиться за счет войн на периферии России и рабочей эмиграции в Европу. Связано это с тем, что уже несколько десятилетий поли тика Запада направлена на перераспределение мировых ресурсов в пользу «золотого миллиарда», т .е . жителей развитых стран планеты. А в качестве инструмента ис пользуется «ваххабитское» течение ислама. Население России, которое не входит по понятиям западных спец служб в это число, не долж но потреблять мировые ре сурсы в том объеме,в кото ром потребляет сейчас. В этом контексте, тогда как многочисленные небеско рыстные столичные правоза щитники возмущаются за чистками чеченских населен ных пунктов, актуально и осмысленно звучат с экрана телевизора обращенные к Родине слова русского солда тика, совсем еще мальчиш к и , воюющего в Ч ечне : «Здесь мы воюем за Россию». Действительно, Чечня высве чивает подоплеку нашей со временной истории, которая вновь и вновь предупрежда ет ^ «Отечество в опаснос ти!» Истина в том, что друт зей у нас в мире как не было, СТРАТЕГИЯ ВАХХАБИЗМА Ваххабизм стремится к постепенному захвату терри тории, одновременно отрывая небольшие ее части в разных местах. Малые страны за- целиком, более круЦные — по частям, с пр- моЩью сепаратистских дви жений. Все распланировано по этапам. Примерная схема их действий в мусульманских регионах выглядит следую щим образом. 1. На ознакомительном этапе ваххабитские вербов щики присматриваются, если надо, предоставляют финан совую помощь, не ставя ни каких условий, и одновре менно отбирают кандидатов на роль лидеров местных объ единений (джааматов). Еще большая работа проводится с наиболее перспективными лидерами — амирами. При этом их вероисповедание не играет для вербовщиков су щественной роли. Так, даже христианам предлагают за рубежные поездки, напри мер, на Ближний Восток. У тех, кто забывает, что бес платный сыр — в мышелов ке, открыто требуют присо единиться к ваххабитам. 2. Затем претенденты на роль амиров пытаются занять лидирующие позиции в тра диционных р ели гиозны х структурах данной местнос ти. Деятельность их при этом до времени не носит ярко выраженного религиозного характера, упор делается на формирование широкого кру га сторонников методом суб сидий — на лечение, образо вание, в том числе и за гра ницей. 3. На следующем этапе приступают к формированию первичной общины «джа- амата». Е е участники уже проходят курсы обучения в иностранных лагерях вахха битов. Одновременно амиры развертывают широкую про поведь среди населения. 4. Там, где сформировал ся «джаамат», как правило, развивается сепаратистское движение. «Джаамат» всег да поддерживает мятежни ков, образуя их самое бое способное военное формиро вание. Это притягивает моло дежь, что позволяет расши р ять общину, открывать учебные лагеря, отправлять для получения полного кур са обучения за границу. 5. Только при условии осуществления предыдуще го условия следует переход к стадии обострения военно го конфликта. Стимулируют ся потоки беженцев, значи тельные перемещения лю дей. Это усиливает «джаа мат» и позволяет создавать учебные лагеря прямо на местах. 6 . Ослабление традицион ных структур ведет к факти ческому захвату власти шу- рой (советом) амиров главных «джааматов» региона при сохранении в статусе бута форски х традиционны х структур. 7. Этап ликвидации пра вительственных войск и тра диционных структур. В слу чае неудачи — организация затяжной партизанской во йны с тем же результатом. Если же такая так тика оказывается неудачной, «вахха битам» приходится рассчи тывать на поддержку НАТО. Эта тактика оправ дала себя в Косово и реализуется у нас на Северном Кав казе. Во время во енных д ействий «ваххабиты» а к тивно используют подкуп. Начинают военные действия только в твердой уверенности, что неприя тель мо рально разложен и среди противников активно действует их агентура. 8 . Мобилизация всех сил для рае- п р о с т р а н е н и я «даххаб_изма», на соседние территории. Как видим, в Чечне раз вертывался уже обкатанный сценарий, и становится ясно, что делают в этом боевом ре гионе федеральные силы. «ВАХХАБИТСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ» в «ваххабиты» попадают по-разному. Одни,уловлен ные на финансовый крючок или идя на поводу знакомых и родственников, попадают в отборочный лагерь. Там за ними организуется круглосу точное наблюдение. К новоб ранцу постоянно приставле но два-три наставника, что создает чувство единения. Чтобы занять его ум, посто янно заставляют учить суры из Корана. Много физичес кой тренировки. Периодичес ки устраивают перекрестные допросы-тренировки с посто янно меняющимися партне рами, чтобы по реакциям оп ределить пригодность к даль нейшему обучению. И если из учебного лагеря еще мож но теоретически выбраться, то на следующих этапах «ваххабитского» бытия пла той за ренегатство по шари атскому правилу будет толь ко смерть. Попадают в «ваххабиты» и через плен, и через систе му захвата в заложники . «Ваххабиты» подвергают любого, попавшего к ним в руки, выбору — или приня тие ислама, или страшные пытки и смерть. Все, как пра вило, записывается на ви деокамеру . Не сл учайно наши солдаты, если могли, предпочитали не попадать к ним в руки живыми. А неко торые национальные герои Чеченской войны, такие как Евгений Родионов, претерпе ли мученическую смерть, но от православной веры пред ков не отказались. Но незавидна и участь тех, кто по слабости выбира ет «ваххабизм». Правило вя зать кровью неумолимо. Ре негат, ставший «ваххаби том», должен немедленно расстрелять или зарезать кого-либо из товарищей по несчастью. И впредь обязан участвовать во всех акциях моджахедов, давать интервью для прессы, публично заве рять, что он добровольно при нял ислам. Если же заметят, что кривит душой, тут же снова подвергнут страшной проверке. Смерть постоянно грозит каждому. Так , если даже амир где-то не справит-. ся со своими обязанностями, он вскоре погибнет в бою или может быть подвергнут каз- Эффективность боевой под готовки в учебных лагерях по-варварски проста. И н структор обстреливает кур сантов боевыми патронами и снарядами. Кто выживет, далее ничего не боится. Обучение незамысловато, но эффективно. Кроме беско нечного заучивания стихов Корана, учат использовать слабые места «линейной» ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАЙМ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬаВО НАРУШАЮТ ВСЕ КОМУ НЕ ЛЕНЬ I Многие социальные реформы, назревшие с е годня в России,упираются в «глухую» стену не- совершенного, допотопного трудового законода тельства. Взаимоотношения между работником и работодателем абсолютно не соответствуют ' сложившимся в стране рыночным реалиям. Это признал и новый министр труда и социального ' развития Александр Починок. ;НА ЧЕСТНОМ чали по ЗЗ рубля СЛОВЕ дый случай подвергается об стоятельному анализу. Обу чают владеть всеми видами оружия и минированию мес тности. Каждый в целях вза имозаменяемости обучается руководить группой до 20 человек. Наиболее варварс кий метод обучения — отра ботка жестокости на плен ных. Так, по имеющимся све дениям, «на каждые десять курсантов базового лагеря приходится не менее одного замученного пленника, рас члененного живым при помо щи холодного оружия или подсобного инструмента». Цель все та же — повязать кровью, вселить веру в свое могущество. Эффект непре рывного внушения уверен ности в себе и в «салафиитс- ком» учении создает эффект «одержимой» личности. Да, по сути дела, так и есть. Для сохранения этого зверского ощущения человек готов на все. и любую критику встре чает смехом. Жизнь «ваххабита» или «моджахеда салафиита» — это непрерывный джихад. Как правило, пока одна по ловина отряда, включающе го от трех до пяти тысяч че ловек, Который разбит на группы по 300-500 бандитов, ведет боевые действия или партизанскую войну, другая часть остается на месте пос тоянного проживания и про водит подчинение «невер ных» через бизнес, обучает ся , стажируется в других областях деятельности «вах хабитов». Нарушение такого порядка строжайше запре щено. При этом каждый «са- лафиит» обязан участвовать в деятельности «мухабарра- та» (тайной полиции), соби рать и передавать наверх ин формацию, полезную для бо евой или деловой деятельнос ти всех «амиратов». Но есть у «ваххабитов» и своя ахиллесова пята. Ритм их жизни — обучения и быта — построен таким обраЗом. чтобы непрерывно поддержи валось настроение уверенное ти в своих силах и поддерж ке извне — исламской уммы которую олицетворяют глав ные идеологи — арабы и па кистанцы. Невозможность устроить смену подразделе ний, отдых и чтение Корана больше, чем на несколько суток, приводит моджахедов в уныние, они теряют хлад нокровие. А если в случае цы почему-либо не могут скорректировать обстановку, моджахеды паникуют и мо г у т временно совершенн( разочароваться в «ваххабиз- Так что не дурманящей мозг экзотикой веет от нг— комых восточных слов, альной угрозой культуре и ее носителю, легкомысленному российскому обществу, мократической неге предав шемуся проеданию страны и расслабившемуся на долгое десятилетие. А тем временем горе вошло в русские дома, опустошая души матерей, прибавляя седин отцам, ос тавляя вдов и сирот. И хотя наши парни бодро перед ки нокамерами передают приве ты домой, обещают вернуть ся как можно быстрей, мож но догадаться, что игнориро вать эту проблему нельзя. Сама собой она не рассосет ся. Ведь для очень многих жителей России, совершенно безразличных к вере, «вах хабизм», как это ни странно, может показаться благом — заменителем того «порядка», который был при коммунис тах. Но для миллионов пра вославных вполне реальная перспектива исламизации страны может означать лишь чудовищные гонения. По материалам прессы и Интернете подготовила Ольга ФЕДОРОВА , доцент культурологии. '' МАРИНА нашла ра- V-' боту по газетному объяв- ' V, лению: солидное изда- ' тельство предлагало поп- робовать себя молодым и энергичным корреспон- ' ^дентам, имеющим опыт , заключения договоров. ^Фирма имела офис в, Ге- оргиевском переулке, а - ' книга, которую предсто- ' ' яло подготовить к печати, , ' издавалась якобы совмес- , ' тно с администрацией ; М осковской области . V Всем корреспондентам- менеджерам было гаран- Уц тировано по десять, про- центов с каждого договЬ- ^'' ра на рекламную публи- у/' кацию плюс оплата про- езда. Тот факт, что ее тру- довая книжка здесь со-, ‘ вершенно никого не заин- , тересовала, Марина от- ' несла сперва к досадному , недоразумению. Итогом же ее трехмфячной тру- у У довой деятельности стали ;/ ' слова директора о том, ' " что деньги будут потом. / Половина. Если вообще будут . Сделать ничего '.'Ь Марина не смогла: ведь все отношения с работо- \ дателем держались на , честном слове. ' Анне повезло больше. Ее «гражданский брак» с / ино странной фирмой длится уже несколько лет. По всем анкетным , данным она числится до- мохозяйкой, что не меша- , V ет ей быть главным кор- "У мильцем семейства. Ее '' фирме невыгодно платить взносы во внебюджетные / фонды, и ее боссы заклю- { у ЧИЛИ с большинством со- трудников не трудовые ^, контракты, а гражданс- ко-правовые договоры.об оказании услуг. Все бы хорошо, НОсемь лет, про работанные Анной у смет- 'рМ ливых иностранцев, нико- им образом не зачтутся ’/ у ей при назначении пен- Каждый, кто пытался устроиться на работу че рез агентство по трудоус тройству либо по газетно- -", му объявлению, на со- - бственном опыте знает, что сейчас в коммерчес- ких структурах преобла- ' дает «черный найм», при ' котором работодатели не 'У обременяют себя лишней ответственностью перед - работниками и перед го сударством. Такую ситу- -' ацию, к сожалению, се- ' годня можно встретить по ; ; всей стране,. На недавнем совеща- - НИИ руководителей реги- опальных управлений в 1/' Министерстве труда и /, социального разви тия , ■' прозвучала информация о - том, что проверки, прове- денные в Сахалинской ' области на предприятиях ; торговли, рыбного и жй- '"'"Лищного хозяйства, вы- , 5 явили нарушения трудо- г вого законодательства во ) всех без исключения ор- ' I ганизациях. 65 процентов работников тор говли были оформлены без тру- ^ довых книжек и не полу- ^ ^ У чали северных надбавок. Там же, где книжки ис- 'Г ляла 250-500 рублей, ^ никоим образом не отра- жало реальную картину денежных доходов работ ников. На одном предпри- ' ятии все со трудники , ВК 1 ЮЧЗЯ ДПреК70]Ы, 1 Ю. 1 >- 83 — по одно му минимальному окдаду. Думается , не надо объяс нять, чем для местного бюд жета оборачивается такое за нижение налогооблагаемой базы. Выводы, которые сде лали ревизоры, побудили об ластных законодателей сроч но принять закон «О системе социального партнерства», обязывающий работодателей, в частности, в рыбной отрас ли, выплачивать работникам зарплату не ниже 2,5 тыся чи рублей. В противном слу чае фирмам просто не будут предоставлены квоты на вы лов рыбы. Аналогичные попытки увязать новые экономические реалии с трудовым правом делаются и в других регио нах. Закон «О социальном партнерстве» местных орга нов власти, работодателей и трудовых коллективов в лице профсоюзов принят уже в 41 области, закон «О трехсто- ррнней комиссии по регули рованию социально-трудовых отношений» — в 10 субъек тах федерации. ЗАКОН - ЧТО ДЫШЛО П РОБЛ ЕМ А в том, что право отстаивать интересы работников предоставлено, как и прежде, профсоюзам, которых на одном предпри ятии может быть хоть дюжи-' на, а может и не быть вовсе. К мнению совета трудового коллектива, если он есть, руководство, как правило, и не думает прислушиваться. Частный юрист посоветует уволенному работнику пере-, дать дело в суд и предложит подготовить кипу докумен тов. По действующему КЗО- Ту государство гарантирует защиту прав трудящихся, *йо^й.® 0 *^мвтому народИоМу выражению, «закон — Что дышло». За последнее десятилетие в стране сложилось два пра вовых режима, регулирова ния трудбвых отношений — писаное трудовое право, при меняемое преимущественно в бюджетных организациях, и неписаные правила, которые де-факто существуют в ком мерческом секторе. Соответ ственно, и трудовые споры теперь можно разделить на «способные к разрешению» с помощью законов и те, для которых действует правило: «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». Если отношения между ра^ ботинками и работодателем не сложились, то всегда мож но подобрать нужную статью для увольнения, а можно про сто написать в трудовой книжке, что запись о приеме на работу была сделана оши бочно. Авторы правительствен ного варианта нового Кодек са законов о труде, в соответ ствии с заветами классиков марксизма, выступают за большую свободу и работни ка, и работодателя от госу дарственного надзора. На деле же, предоставив труду и капиталу самим решать свои проблемы, государство А у сильного, если вспом нить уже классика рус ской литературы, «всег да бессильный виноват». С другой стороны, даль нейшее региональное за конотворчество в области социального партнерства все больше грозит всту пить в противоречие с фе деральными норматива ми, на что недвусмыслен но указал Александр По чинок. В то же время выска зываются вполне аргу ментированные мнения, что принимать в пожар ном порядке новый КЗОТ, который, кстати, уже больше года нахо дится на обсуждении в Думе, не имеет большо го смысла. Депутат и бывший профсоюзный лидер из Тольятти Ана толий Иванов будет голо- совать против правитель ственного варианта: — Действующий ныне КЗОТ не так уж и плох; он дает наемным работ никам хотя быминималь ные гарантии . Сейчас нельзя принимать при нципиально новый закон, а надо только внести в старый созвучные време ни коррективы. Прави тельство ратует за то, чтобы трудовые отноше ния регулировались ис ключительно договором между работником и ра ботодателем. Однако кон трак тная система еще больше приведет к бес правию тр у д ящ и х ся . Вместо нового Кодекса надо срочно принять пра вовые нормы, регулиру ющие отношения в ма лых организациях, и по высить ответственность правоохранительных ор ганов по защите интере сов работников. Иного мнения при держивается один из раз работчиков правитель ственного варианта Павел Кудюкин из экспертного фонда трудовых отноше ний «ЭЛЬТ»: — Трудовые отноше- Ч(йя Ф ‘^овреМеннЬй Рос сии находятся в глубоком кризисе. Пропасть меж ду законодательством и реальными правонаруше- , ниями в сфере труда рас тет стремительно. Ны нешний КЗОТ, принятый еще в 1971 году, оказал- ' ся недееспособным в но вых условиях. Даже пос ле внесенных изменений нормы, касающиеся за ключения и расторжения трудовых договоров, де лают эти процедуры чрез вычайно жесткими, наве вая воспоминания о ко мандно-административ ной системе. Поэтому действующий ныне КЗОТ является тормозом для развития и рыночной эко номики, и собственно трудовых отношений. Уже осенью Думе в ходе обсуждения новой модели 'трудовых отно шений, по сути, предсто ит выбрать между тремя противостоящими сторо нами: профсоюзами, госу дарством и капиталом. О том же, с каким успехом лебедя , рака и щ уку можно впрячь в один воз, хорошо рассказано в из вестной басне. Марина СОЛНЦЕВА . С П Р А В К А . П о данным Госкомстата, численность экономи чески активного населения к началу 'лета 2000 г. со ставила 74,0 млн. человек, или около 50% от общей численности населения России. В их числе 87,7% были заняты в экономике и 12,3 %, не имели работы,, но активно ее искали ( в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифици руются как безработные). В органах государствен- | ной службы занятости зарегистрировано в кар,естве безработных 1,2 млн. человек, или 1,6% экономичес ки активного населения. «Обищя Тазе' 1 а» № 30, август 2000 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz