Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

10 овгусто 2000 г., № 156-157 (21284-21285) Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а 1 Моя судьба сложи-1 лась таким образом, что I я долго прожил в Сред - 1 ней Азии. Среди моих1 приятелей было много I парней из правоверных! мусульманских семей. Но I ни им, ни мне, русскому, | это не мешало жить ря -1 дом, учиться, работать. С I удивлением и ужасом на -1 блюдаю за тем, что про -1 исходит в Чечне. И н е | могупонять: почемумоим | друзьям из Таджикиста -1 на и Узбекистана ислам I не внушил вражды к тем | же русским, а чеченские | мусульмане так ненави- \ дятиноверцев, неверных, | I убивают, пытают, изу- I верствуют? В чем дело? | I Неужели и вправду Ко- ^ I ран этому учит? ^ Виктор ^ САМОХВАЛОВ ^г. Липецк. ё ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ИСЛАМСКИМ ФАКТОРОМ? Исламский мир очень не­ однороден. А за понятием ^ «ислам ский ф ундамента­ лизм» стоит несколько пря­ мо противоположных тенден­ ций. Не осознав этого, мы не сможем адекватно понять, что происходит в горячих точках России — Чечне и Да­ гестане, увидеть, как назре­ вает катастрофа в других районах страны с исламским населением. Все более значимую роль не только на Ближнем Вос­ токе, но и в целом в исламс­ ком мире играет Саудовская Аравия — верный друг и вы­ разитель интересов СШ А , ведь более 70% нефти запад­ ный мир получает из стран мусульманского Во стока ; Здесь движение ваххабизма представляет официальную идеологию правящего режи­ ма. Заххабизм — это крайне моралистическая пуританс­ кая и одновременно крайне экстремистская форма араб­ ского суннизма, абсолютно лишенная намека на какие бы то ни было мистические пе­ реживания. Это — ислам, пол­ ностью лишенный духовного измерения, воплощение мо­ ралистического фанатизма и самодовлеющей буквы «за- конничества». Если искать аналогии в библейской исто­ рии, то именно к ваххабизму идеально подходит термин «фарисейство». Прямо противоположную традицию — антитезу вахха­ битской версии представля­ ет иранский ислам. Это ши­ итское направление. К нему примыкают и некоторые те­ чения в суннй'темш Исламе, ” имеющие пбДчёркЦуТб”мис­ тическую ориентацию. В со­ вокупности их можно опреде­ лить как «шиитско-суфийс­ кие». (Это живой ислам —-па­ радоксальный, визионерский, в котором мораль и внешняя буква закона имеют второс­ тепенное значение. На пер­ вом же месте в нем — очень похоже на православную ас­ кетическую традицию — сто­ ит мистика личного или кол­ лективного преображающего опыта, таинство сердечного знания). Течения этого на­ правления испытывают об­ щую неприязнь к Западу, к атлантизму, священную не­ нависть к технократической материальной атеистической цивилизации богатого Севе­ ра, который отождествляет­ ся с «большим шайтаном». Разница в традиции осно­ вывается на том, что весь шиитский мир высшим ду­ ховным авторитетом почита­ ет убитого от рук халифа Йазида имама Хусейна. На­ против, ваххабизм именно убийцу имама — халифа Йазида считает своим вы­ сшим духовным авторитетом. Налицо тотальная религиоз­ ная, психологическая и гео­ политическая оппозиция. Другая самостоятельная версия ислама — так назы­ ваемый исламский социа­ лизм. Это направление силь­ но в Ираке, Сирии, Ливане, Южном Йемене, Ливии и Египте. В свое время линия исламского социализма ак­ тивно поддерживалась Совет­ ским Союзом, но теперь, пос­ тепенно теряет свое влияние перед лицом неуклонно рас­ тущей популярности разно­ образных фундаменталистс­ ких течений. Кроме того, в исламском мире имеет место «г щенный исламизм». Факти­ чески это полный отказ от нормативов исламской тради­ ции в ее религиозном вилизационном измерении Он ориентируется на копире вание западных образцов по литики и экономики, пред ставляет собой светскую дель атлантистского толка целиком прозападную и стра тегически несамостоятель ную, которая, однако, сохра- I няет какие-то элементы ' фольклорного исламизма. Он представлен в Турции, совре­ менном Е гипте, -Пакистане, Алжире, Тунисе, Марокко. Таким образом, представ­ ление о едином исламе — за­ ведомо ложно. Есть ислам атлантистский, прозападный и антизападный. При этом, если геополитическое само-' сознание Запада в практичес­ кой плоскости опирается на сотни серьезных аналитичес­ ких центров, фондов, инсти­ тутов, которые снабжают сво­ ими геополитическими про­ ектами не только проводни­ ков своей политики в других странах, но и наших доморо­ щенных либералов и «моло­ дых реформаторов», с сожа­ лением приходи тся при- Так уж складывёется история нашей Родины, что дру зей у н ее в мире никогда не было. На протяже­ нии тысячелетия ру сской и ро с сий ской государ ­ ственности все гда приходилось быть настороже. Военные действия на территории Дагестана и Чечни в 1999 -2000 гг. открыли нам совершенно но­ вые стороны конфессиональной и геополитической ситуации в мире и внутри страны. В обиход полити­ ков и военных прочно вошло новое слово — «вахха­ биты». Твердое намерение пересмотреть и упоря­ дочить законодательную базу в связи с «ваххабитс­ ким» фактором в Рос сии прозвучало 25 июля сего года в заявлении для прессы Секретаря Совета б е з ­ опасности РФ Сергея Иванова. Озабоченность фун­ кционированием на территории Рос сии более чем 80-ти «ваххабитских» структур высказал и министр внутренних д ел Владимир Рушайло. Но что это за явление и какие идеи зреют в головах героев «чис­ того ислама», мало кто представляет с еб е отчет­ ливо. Сведения зачастую исчерпываются образами из фильма «Мусульманин». Ещ е менее сформиро­ вано представление о том, какое отношение в с е это имеет к нашей ру сской действительности — к л е ­ сам и снегам. Оказывается, имеет. Как, к сожале­ нию, имеет место ренегатство — смена веры. Е сли Ш Ш Ш Й Ы Е В истории Рос сии известны случаи перехода в пра­ вославие татарскихмурз, то сегодня некоторые биз­ несмены и политики не прочь перейти в ислам. Кон­ фессиональный ликбез в этой ситуации оказывает­ ся сов сем не лишним. Не в последнюю очередь миф о некоем едином исламском пространстве, о едином исламе рожда­ ли убогие и наивные представления, вынесенные современниками и з усеченного курса истории для средней школы. В памяти сохранялись обрывочные образы о мечетях, намазах, султанах и религиоз­ ных стычках между шиитами и суннитами. Смутно помнилось о войнах на Кавказе с имамом Шамилем. Газетные публикации последних лет о событиях в Иране, Ираке, Афганистане, в свою очередь, уси ­ ленно фабриковали миф о зловредном «едином и с ­ ламском фундаментализме» — некоей дикой мра­ кобесной сил е , угрожающей цивилизованному С е ­ веру. Обеспокоенность ростом «исламского фунда­ ментализма» постоянно подогревается США для оп­ равдания расширения НАТО на Восток. Рос сии при этом явно отводят роль буфера — заградотряда, призванного принять на себя основной удар ислам­ ского мира. тактики, наработанной в шта­ бах в советский период, не­ готовность к продолжитель­ ным, непрерывным боям и к неожиданностям. Психологическая обра­ ботка заключается в том, что противнику приписывается все самое дурное, что дела­ ют моджахеды, а все положи­ тельные черты неприятеля приписывают себе. При этом «моджахеду» вн уш а е тся твердая вера в его непобеди­ мость как части исламской «уммы» — всемирной общи­ ны мусульман. Подкрепляет­ ся это внушение постоянной демонстрацией видеозаписей побед над противником. Каж- .знатрдчто геополитическрр^и конфессиональное самосЬз- нание российского общества фрагментарно, поверхност­ но, случайно, эмоционально и неразвито. Поэтому, когда речь идет об исламском фак­ торе, мы обязаны немедлен­ но уточнить, что, собственно, имеется в виду, опираясь на факты, изложенные выше. С этой позиции против России сплотились три силы; национал-фундаменталистс- кие, протурецкие («просве­ щенный исламизм») и «вах­ хабитские» (импортирован­ ные извне). Наиболее ярко это проявляется вокруг собы­ тий в Чечне. И тут следует подчеркнуть, что ваххабизм чужд традиционному для чеченцев и дагестанцев испо­ веданию ислама, хотя и су­ фийскому, но совершенно далекому от саудовского мо­ рализма. Традиционный кав­ казский ислам скорее при­ ближается к шиитским и иранским моделям. Конечная цель ваххабитов, объявивших «священный джихад» против России, — обратить в ислам все постсо­ ветское пространство, сокра­ тив при этом численность на­ селения бывшего СССР до приемлемых для Запада 20- 30 миллионов «мусульман». Все, не желающие принять ислам, подлежат уничтоже­ нию. При этом традиционное мусульманское население до­ лжно сократиться за счет войн на периферии России и рабочей эмиграции в Европу. Связано это с тем, что уже несколько десятилетий поли­ тика Запада направлена на перераспределение мировых ресурсов в пользу «золотого миллиарда», т .е . жителей развитых стран планеты. А в качестве инструмента ис­ пользуется «ваххабитское» течение ислама. Население России, которое не входит по понятиям западных спец­ служб в это число, не долж­ но потреблять мировые ре­ сурсы в том объеме,в кото­ ром потребляет сейчас. В этом контексте, тогда как многочисленные небеско­ рыстные столичные правоза­ щитники возмущаются за­ чистками чеченских населен­ ных пунктов, актуально и осмысленно звучат с экрана телевизора обращенные к Родине слова русского солда­ тика, совсем еще мальчиш­ к и , воюющего в Ч ечне : «Здесь мы воюем за Россию». Действительно, Чечня высве­ чивает подоплеку нашей со­ временной истории, которая вновь и вновь предупрежда­ ет ^ «Отечество в опаснос­ ти!» Истина в том, что друт зей у нас в мире как не было, СТРАТЕГИЯ ВАХХАБИЗМА Ваххабизм стремится к постепенному захвату терри­ тории, одновременно отрывая небольшие ее части в разных местах. Малые страны за- целиком, более круЦные — по частям, с пр- моЩью сепаратистских дви­ жений. Все распланировано по этапам. Примерная схема их действий в мусульманских регионах выглядит следую­ щим образом. 1. На ознакомительном этапе ваххабитские вербов­ щики присматриваются, если надо, предоставляют финан­ совую помощь, не ставя ни­ каких условий, и одновре­ менно отбирают кандидатов на роль лидеров местных объ­ единений (джааматов). Еще большая работа проводится с наиболее перспективными лидерами — амирами. При этом их вероисповедание не играет для вербовщиков су­ щественной роли. Так, даже христианам предлагают за­ рубежные поездки, напри­ мер, на Ближний Восток. У тех, кто забывает, что бес­ платный сыр — в мышелов­ ке, открыто требуют присо­ единиться к ваххабитам. 2. Затем претенденты на роль амиров пытаются занять лидирующие позиции в тра­ диционных р ели гиозны х структурах данной местнос­ ти. Деятельность их при этом до времени не носит ярко выраженного религиозного характера, упор делается на формирование широкого кру­ га сторонников методом суб­ сидий — на лечение, образо­ вание, в том числе и за гра­ ницей. 3. На следующем этапе приступают к формированию первичной общины «джа- амата». Е е участники уже проходят курсы обучения в иностранных лагерях вахха­ битов. Одновременно амиры развертывают широкую про­ поведь среди населения. 4. Там, где сформировал­ ся «джаамат», как правило, развивается сепаратистское движение. «Джаамат» всег­ да поддерживает мятежни­ ков, образуя их самое бое­ способное военное формиро­ вание. Это притягивает моло­ дежь, что позволяет расши­ р ять общину, открывать учебные лагеря, отправлять для получения полного кур­ са обучения за границу. 5. Только при условии осуществления предыдуще­ го условия следует переход к стадии обострения военно­ го конфликта. Стимулируют­ ся потоки беженцев, значи­ тельные перемещения лю­ дей. Это усиливает «джаа­ мат» и позволяет создавать учебные лагеря прямо на местах. 6 . Ослабление традицион­ ных структур ведет к факти­ ческому захвату власти шу- рой (советом) амиров главных «джааматов» региона при сохранении в статусе бута­ форски х традиционны х структур. 7. Этап ликвидации пра­ вительственных войск и тра­ диционных структур. В слу­ чае неудачи — организация затяжной партизанской во­ йны с тем же результатом. Если же такая так­ тика оказывается неудачной, «вахха­ битам» приходится рассчи тывать на поддержку НАТО. Эта тактика оправ­ дала себя в Косово и реализуется у нас на Северном Кав­ казе. Во время во­ енных д ействий «ваххабиты» а к ­ тивно используют подкуп. Начинают военные действия только в твердой уверенности, что неприя тель мо­ рально разложен и среди противников активно действует их агентура. 8 . Мобилизация всех сил для рае- п р о с т р а н е н и я «даххаб_изма», на соседние территории. Как видим, в Чечне раз­ вертывался уже обкатанный сценарий, и становится ясно, что делают в этом боевом ре­ гионе федеральные силы. «ВАХХАБИТСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ» в «ваххабиты» попадают по-разному. Одни,уловлен­ ные на финансовый крючок или идя на поводу знакомых и родственников, попадают в отборочный лагерь. Там за ними организуется круглосу­ точное наблюдение. К новоб­ ранцу постоянно приставле­ но два-три наставника, что создает чувство единения. Чтобы занять его ум, посто­ янно заставляют учить суры из Корана. Много физичес­ кой тренировки. Периодичес­ ки устраивают перекрестные допросы-тренировки с посто­ янно меняющимися партне­ рами, чтобы по реакциям оп­ ределить пригодность к даль­ нейшему обучению. И если из учебного лагеря еще мож­ но теоретически выбраться, то на следующих этапах «ваххабитского» бытия пла­ той за ренегатство по шари­ атскому правилу будет толь­ ко смерть. Попадают в «ваххабиты» и через плен, и через систе­ му захвата в заложники . «Ваххабиты» подвергают любого, попавшего к ним в руки, выбору — или приня­ тие ислама, или страшные пытки и смерть. Все, как пра­ вило, записывается на ви­ деокамеру . Не сл учайно наши солдаты, если могли, предпочитали не попадать к ним в руки живыми. А неко­ торые национальные герои Чеченской войны, такие как Евгений Родионов, претерпе­ ли мученическую смерть, но от православной веры пред­ ков не отказались. Но незавидна и участь тех, кто по слабости выбира­ ет «ваххабизм». Правило вя­ зать кровью неумолимо. Ре­ негат, ставший «ваххаби­ том», должен немедленно расстрелять или зарезать кого-либо из товарищей по несчастью. И впредь обязан участвовать во всех акциях моджахедов, давать интервью для прессы, публично заве­ рять, что он добровольно при­ нял ислам. Если же заметят, что кривит душой, тут же снова подвергнут страшной проверке. Смерть постоянно грозит каждому. Так , если даже амир где-то не справит-. ся со своими обязанностями, он вскоре погибнет в бою или может быть подвергнут каз- Эффективность боевой под­ готовки в учебных лагерях по-варварски проста. И н ­ структор обстреливает кур­ сантов боевыми патронами и снарядами. Кто выживет, далее ничего не боится. Обучение незамысловато, но эффективно. Кроме беско­ нечного заучивания стихов Корана, учат использовать слабые места «линейной» ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАЙМ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬаВО НАРУШАЮТ ВСЕ КОМУ НЕ ЛЕНЬ I Многие социальные реформы, назревшие с е ­ годня в России,упираются в «глухую» стену не- совершенного, допотопного трудового законода­ тельства. Взаимоотношения между работником и работодателем абсолютно не соответствуют ' сложившимся в стране рыночным реалиям. Это признал и новый министр труда и социального ' развития Александр Починок. ;НА ЧЕСТНОМ чали по ЗЗ рубля СЛОВЕ дый случай подвергается об­ стоятельному анализу. Обу­ чают владеть всеми видами оружия и минированию мес­ тности. Каждый в целях вза­ имозаменяемости обучается руководить группой до 20 человек. Наиболее варварс­ кий метод обучения — отра­ ботка жестокости на плен­ ных. Так, по имеющимся све­ дениям, «на каждые десять курсантов базового лагеря приходится не менее одного замученного пленника, рас­ члененного живым при помо­ щи холодного оружия или подсобного инструмента». Цель все та же — повязать кровью, вселить веру в свое могущество. Эффект непре рывного внушения уверен­ ности в себе и в «салафиитс- ком» учении создает эффект «одержимой» личности. Да, по сути дела, так и есть. Для сохранения этого зверского ощущения человек готов на все. и любую критику встре­ чает смехом. Жизнь «ваххабита» или «моджахеда салафиита» — это непрерывный джихад. Как правило, пока одна по­ ловина отряда, включающе­ го от трех до пяти тысяч че­ ловек, Который разбит на группы по 300-500 бандитов, ведет боевые действия или партизанскую войну, другая часть остается на месте пос­ тоянного проживания и про­ водит подчинение «невер­ ных» через бизнес, обучает­ ся , стажируется в других областях деятельности «вах­ хабитов». Нарушение такого порядка строжайше запре­ щено. При этом каждый «са- лафиит» обязан участвовать в деятельности «мухабарра- та» (тайной полиции), соби­ рать и передавать наверх ин­ формацию, полезную для бо­ евой или деловой деятельнос­ ти всех «амиратов». Но есть у «ваххабитов» и своя ахиллесова пята. Ритм их жизни — обучения и быта — построен таким обраЗом. чтобы непрерывно поддержи валось настроение уверенное ти в своих силах и поддерж ке извне — исламской уммы которую олицетворяют глав­ ные идеологи — арабы и па­ кистанцы. Невозможность устроить смену подразделе­ ний, отдых и чтение Корана больше, чем на несколько суток, приводит моджахедов в уныние, они теряют хлад­ нокровие. А если в случае цы почему-либо не могут скорректировать обстановку, моджахеды паникуют и мо г у т временно совершенн( разочароваться в «ваххабиз- Так что не дурманящей мозг экзотикой веет от нг— комых восточных слов, альной угрозой культуре и ее носителю, легкомысленному российскому обществу, мократической неге предав шемуся проеданию страны и расслабившемуся на долгое десятилетие. А тем временем горе вошло в русские дома, опустошая души матерей, прибавляя седин отцам, ос­ тавляя вдов и сирот. И хотя наши парни бодро перед ки­ нокамерами передают приве­ ты домой, обещают вернуть­ ся как можно быстрей, мож­ но догадаться, что игнориро­ вать эту проблему нельзя. Сама собой она не рассосет­ ся. Ведь для очень многих жителей России, совершенно безразличных к вере, «вах­ хабизм», как это ни странно, может показаться благом — заменителем того «порядка», который был при коммунис­ тах. Но для миллионов пра­ вославных вполне реальная перспектива исламизации страны может означать лишь чудовищные гонения. По материалам прессы и Интернете подготовила Ольга ФЕДОРОВА , доцент культурологии. '' МАРИНА нашла ра- V-' боту по газетному объяв- ' V, лению: солидное изда- ' тельство предлагало поп- робовать себя молодым и энергичным корреспон- ' ^дентам, имеющим опыт , заключения договоров. ^Фирма имела офис в, Ге- оргиевском переулке, а - ' книга, которую предсто- ' ' яло подготовить к печати, , ' издавалась якобы совмес- , ' тно с администрацией ; М осковской области . V Всем корреспондентам- менеджерам было гаран- Уц тировано по десять, про- центов с каждого договЬ- ^'' ра на рекламную публи- у/' кацию плюс оплата про- езда. Тот факт, что ее тру- довая книжка здесь со-, ‘ вершенно никого не заин- , тересовала, Марина от- ' несла сперва к досадному , недоразумению. Итогом же ее трехмфячной тру- у У довой деятельности стали ;/ ' слова директора о том, ' " что деньги будут потом. / Половина. Если вообще будут . Сделать ничего '.'Ь Марина не смогла: ведь все отношения с работо- \ дателем держались на , честном слове. ' Анне повезло больше. Ее «гражданский брак» с / ино странной фирмой длится уже несколько лет. По всем анкетным , данным она числится до- мохозяйкой, что не меша- , V ет ей быть главным кор- "У мильцем семейства. Ее '' фирме невыгодно платить взносы во внебюджетные / фонды, и ее боссы заклю- { у ЧИЛИ с большинством со- трудников не трудовые ^, контракты, а гражданс- ко-правовые договоры.об оказании услуг. Все бы хорошо, НОсемь лет, про­ работанные Анной у смет- 'рМ ливых иностранцев, нико- им образом не зачтутся ’/ у ей при назначении пен- Каждый, кто пытался устроиться на работу че­ рез агентство по трудоус­ тройству либо по газетно- -", му объявлению, на со- - бственном опыте знает, что сейчас в коммерчес- ких структурах преобла- ' дает «черный найм», при ' котором работодатели не 'У обременяют себя лишней ответственностью перед - работниками и перед го­ сударством. Такую ситу- -' ацию, к сожалению, се- ' годня можно встретить по ; ; всей стране,. На недавнем совеща- - НИИ руководителей реги- опальных управлений в 1/' Министерстве труда и /, социального разви тия , ■' прозвучала информация о - том, что проверки, прове- денные в Сахалинской ' области на предприятиях ; торговли, рыбного и жй- '"'"Лищного хозяйства, вы- , 5 явили нарушения трудо- г вого законодательства во ) всех без исключения ор- ' I ганизациях. 65 процентов работников тор говли были оформлены без тру- ^ довых книжек и не полу- ^ ^ У чали северных надбавок. Там же, где книжки ис- 'Г ляла 250-500 рублей, ^ никоим образом не отра- жало реальную картину денежных доходов работ­ ников. На одном предпри- ' ятии все со трудники , ВК 1 ЮЧЗЯ ДПреК70]Ы, 1 Ю. 1 >- 83 — по одно­ му минимальному окдаду. Думается , не надо объяс­ нять, чем для местного бюд­ жета оборачивается такое за­ нижение налогооблагаемой базы. Выводы, которые сде­ лали ревизоры, побудили об­ ластных законодателей сроч­ но принять закон «О системе социального партнерства», обязывающий работодателей, в частности, в рыбной отрас­ ли, выплачивать работникам зарплату не ниже 2,5 тыся­ чи рублей. В противном слу­ чае фирмам просто не будут предоставлены квоты на вы­ лов рыбы. Аналогичные попытки увязать новые экономические реалии с трудовым правом делаются и в других регио­ нах. Закон «О социальном партнерстве» местных орга­ нов власти, работодателей и трудовых коллективов в лице профсоюзов принят уже в 41 области, закон «О трехсто- ррнней комиссии по регули­ рованию социально-трудовых отношений» — в 10 субъек­ тах федерации. ЗАКОН - ЧТО ДЫШЛО П РОБЛ ЕМ А в том, что право отстаивать интересы работников предоставлено, как и прежде, профсоюзам, которых на одном предпри­ ятии может быть хоть дюжи-' на, а может и не быть вовсе. К мнению совета трудового коллектива, если он есть, руководство, как правило, и не думает прислушиваться. Частный юрист посоветует уволенному работнику пере-, дать дело в суд и предложит подготовить кипу докумен­ тов. По действующему КЗО- Ту государство гарантирует защиту прав трудящихся, *йо^й.® 0 *^мвтому народИоМу выражению, «закон — Что дышло». За последнее десятилетие в стране сложилось два пра­ вовых режима, регулирова­ ния трудбвых отношений — писаное трудовое право, при­ меняемое преимущественно в бюджетных организациях, и неписаные правила, которые де-факто существуют в ком­ мерческом секторе. Соответ­ ственно, и трудовые споры теперь можно разделить на «способные к разрешению» с помощью законов и те, для которых действует правило: «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». Если отношения между ра^ ботинками и работодателем не сложились, то всегда мож­ но подобрать нужную статью для увольнения, а можно про­ сто написать в трудовой книжке, что запись о приеме на работу была сделана оши­ бочно. Авторы правительствен­ ного варианта нового Кодек­ са законов о труде, в соответ­ ствии с заветами классиков марксизма, выступают за большую свободу и работни­ ка, и работодателя от госу­ дарственного надзора. На деле же, предоставив труду и капиталу самим решать свои проблемы, государство А у сильного, если вспом­ нить уже классика рус­ ской литературы, «всег­ да бессильный виноват». С другой стороны, даль­ нейшее региональное за­ конотворчество в области социального партнерства все больше грозит всту­ пить в противоречие с фе­ деральными норматива­ ми, на что недвусмыслен­ но указал Александр По­ чинок. В то же время выска­ зываются вполне аргу­ ментированные мнения, что принимать в пожар­ ном порядке новый КЗОТ, который, кстати, уже больше года нахо­ дится на обсуждении в Думе, не имеет большо­ го смысла. Депутат и бывший профсоюзный лидер из Тольятти Ана­ толий Иванов будет голо- совать против правитель­ ственного варианта: — Действующий ныне КЗОТ не так уж и плох; он дает наемным работ­ никам хотя быминималь­ ные гарантии . Сейчас нельзя принимать при­ нципиально новый закон, а надо только внести в старый созвучные време­ ни коррективы. Прави­ тельство ратует за то, чтобы трудовые отноше­ ния регулировались ис­ ключительно договором между работником и ра­ ботодателем. Однако кон­ трак тная система еще больше приведет к бес­ правию тр у д ящ и х ся . Вместо нового Кодекса надо срочно принять пра­ вовые нормы, регулиру­ ющие отношения в ма­ лых организациях, и по­ высить ответственность правоохранительных ор­ ганов по защите интере­ сов работников. Иного мнения при­ держивается один из раз­ работчиков правитель­ ственного варианта Павел Кудюкин из экспертного фонда трудовых отноше­ ний «ЭЛЬТ»: — Трудовые отноше- Ч(йя Ф ‘^овреМеннЬй Рос­ сии находятся в глубоком кризисе. Пропасть меж­ ду законодательством и реальными правонаруше- , ниями в сфере труда рас­ тет стремительно. Ны­ нешний КЗОТ, принятый еще в 1971 году, оказал- ' ся недееспособным в но­ вых условиях. Даже пос­ ле внесенных изменений нормы, касающиеся за­ ключения и расторжения трудовых договоров, де­ лают эти процедуры чрез­ вычайно жесткими, наве­ вая воспоминания о ко­ мандно-административ­ ной системе. Поэтому действующий ныне КЗОТ является тормозом для развития и рыночной эко­ номики, и собственно трудовых отношений. Уже осенью Думе в ходе обсуждения новой модели 'трудовых отно­ шений, по сути, предсто­ ит выбрать между тремя противостоящими сторо­ нами: профсоюзами, госу­ дарством и капиталом. О том же, с каким успехом лебедя , рака и щ уку можно впрячь в один воз, хорошо рассказано в из­ вестной басне. Марина СОЛНЦЕВА . С П Р А В К А . П о данным Госкомстата, численность экономи­ чески активного населения к началу 'лета 2000 г. со­ ставила 74,0 млн. человек, или около 50% от общей численности населения России. В их числе 87,7% были заняты в экономике и 12,3 %, не имели работы,, но активно ее искали ( в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифици­ руются как безработные). В органах государствен- | ной службы занятости зарегистрировано в кар,естве безработных 1,2 млн. человек, или 1,6% экономичес­ ки активного населения. «Обищя Тазе' 1 а» № 30, август 2000 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz