Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
29 июня 2000 г., № 148-149 (21276-21277) ШИПЕЦКАЯ г а а е т а В П РЕДП РИ НИМ АТЕЛИ О БЛ А СТИ , О БЪ ЕД И Н ЯЙ ТЕСЬ — --------------- «31ШОГОМШЦИК! Н1|0 ЮРОШ» в ЭТОМ УБЕЖДЕН ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ЛИ- ПЕЦКЛАДА» ВАЛЕНТИН ТОНКИХ. С НИМ БЕСЕДУЕТ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» В известном президентском Послании Феде ральному Собранию достаточно большое внима ние удалено «деловому климату» в России, В час тности, таким принципиально важным моментам, как равенство условий для бизнеса и снижение налогового бремени. В связи с этим выступлением В. Путина мы ре ректор управления'региональных поставо1^АС1 «Ав- т^ВАЗ» г. Липецка и, кроме тот, профессор Ли- — Валентин Михайло вич, для вас, насколько нам известно, снижение налогового бремени — проблема из проблем, и, не решив ее, трудно го ворить о каких-либо пер спективах вашего пред приятия. —Действительно, ситуа цию, в которой мы очутились .............. в 2000 году после введения ласти?' ■- Липецкой обл^т 1 |, 5 -про- Бизнес хорош тс^гда пойти учителям, врачам, на различные социальные посо бия. Я понимаю, что автомо биль не товар первой необ ходимости, новедь речь вдан ном случае идет об общей выгоде. — В какой степени, по- вашему, это мешает и вам, и нормальным эконо мическим процессам в об- нельзя. Может быть, по большому счету это кому-то и выгодно, но для нас оказа лось экономической удавкой. Судите сами: в 1999 году, ког- того, что мы попали не в рав ные условия с соседними ре гионами и деньги «уплывают» туда, намеще ставят подножку многочисленные «челноки» да у ОАО «ЛипецкЛада» были которые, по нашимподсчетам, нормальныеусловиядля тор говли, нам зовать за,полугодие: ковыхмашин. Мыимели каж дый месяц от продаж 12-15 миллионов рублей и, что на зывается, отвозили деньги мешками в Сбербанк. Что мыимеемсейчас? За семь месяцев мы смогли продать всего-навсего 380 автомобилей — мизер, если учесть наши возможности и спрос на нихнаместном рын ке. Убытки от такого торго вого спада несем огромные. Теперь наши доходы упали в 10-15 раз! Вы думаете, это оттого. привозят под заказ примерно 100 «Жигулей» в месяц. Если бы это была действительно конкуренция—другоедело. Но какая тут, простите, конкурен ция, если частник при этом не платит никаких налогов ифак тически имеет привилегии. Покупателю это, может быть, и выгодно, но опять-таки не государству. — Как же, с точки зре ния руководителя крупной фирмы и ученого челове ка, попытаться сделать так, чтобы и бизнес не страдал, и государство не оставалось внакладе? Надо обязательно сни- и в этом одинаковый. Дело телыцика, тем более богато нем. А в том самом I логе с продаж. В Липецкой области он равен 5 процен там. В других же регионах (Воронежской, Тамбовской, Курской и других) — только го, надо бороться, _ _ . . вить ему барьеры. Иначе нам не миновать «теневой» эконо мики и дальше. Кроме того, следует не дробить бесконеч- ■ например, автобизнес и ской области, конкретно для тельных станций техобслужи- фирм, подобной нашей, его . вания у НЛМК, предприятия вообще отменили, создав «Развитие», авторемзавода в тем самым превосходные ус- Сенцово, но они ни к чемухо- ловия для бизнеса. Это как рошемутаки не привели. Нуж- раз иллюстрация к тому, о чем говорил недавно прези дент — о созданий условий для бизнеса на местах. К чему все это привело? ся такая покупка, скажем, в Воронеже или Тамбове, куда, кстати, мыи поставляем про дукцию «АвтоВАЗа». Пара докс! Но он оборачивается в итоге громадными недоимка ми в областной бюджет. — Вы пытались каким- то образом поправить положение? — Мы обращались с со ответствующей просьбой к областному Совету, но полу чили отрицательный ответ. Наши депутаты, видимо, со чли, что это обстоятельство не столь важно и оно не от разится на экономике облас ти: будут ли еще 10-12 мил лионов вобластной казне или какая, мол, разница! Но эти деньги могли бы ... __________ уверен, созда вать, наоборот, мощные хол динговые структуры с совре менными техническими воз можностями и высоким уров нем услуг. Есть еще один негативный момент в нашей экономике— тель в нем варится в со бственном соку. Появляются сотни ненужных и неперспек тивных организаций. Они по лучают лицензию как положе но, но, проработав полгода, закрываются — у них нет ни материальной, нифинансовой базы, ни специалистов. Ини кто не подскажет и не напра вит их в нужное русло. Чтобы не было такого хаоса, нужна четкая скоординированная бизнес-политика со стороны местных органов власти По сути, мы подошли к планированию в этой сфере, и оно сегодня выглядит впол не разумным и правильным шагом. Интервью взял Виктор МАНАЕНКОВ. шим предпринима телям? — говорит Алексей Викторович. — Прежде все го — информацией, а она нынче дорогого стоит. Мы обладаем данными на полго да вперед об изменениях в налоговых ставках и о том, каким образом потом строить свою работу и разумные от ношения с контролирующи ми государственными орга низациями. Мы даем бизнес- консультации и даже сове туем, как вести себя в той или иной конфликтной ситу ации. Кроме того, обладаем и важной информацией о предпринимательской дея тельности в других регионах страны. Знать это необходи мо хотя бы для того, чтобы регулировать те спорные моменты с властью, исходя из чужого опыта. Мы мо жем, допустим, сделать за прос в ту или иную область, где есть подобные общес твенные формирования, и по- БИЗНЕС ДИАЛОГ И ВЛАСТЬ: НА РАВНЫХ Областная общественная организация содействия ма лому бизнесу возникла четыре года назад на волне за бастовоклипецких торговцев алкогольной продукции. Не обходимо было срочно создать такой орган, который бы помогал отстаивать права и интересы местных предпри нимателей. Тогда в него стихийно вошли более 500 че ловек. Сегодня в нашей организации остались лишь те, кто всерьез думает о завтрашнем дне и кого действи тельно следует считать деловым человеком. Временщи ки, как говорят, канули в Лету. О проблемам областной общественной организации содействия малому бизнесу мы попросили рассказать ее президента Алексея КРУТЬКО. и местные органы власти до лжны искать не повод для раз ногласий и конфликтов, а про тя гивать друг другу руки , бизнес, а где, наоборот, ост- дело, а мы вас освобождаем от аренды на несколько лет? Ведь от этого все будут в вы игрыше — и предпринима тели, и город, и его жители. Совершенно очевидно, что нашим предпринимате лям нужна и материальная помощь. Ранее существовав ший фонд поддержки мало го бизнеса фактически не оп равдал себя. На его месте нужно со здав ать так ую структуру, которую можно условно назвать виртуаль ной. Деньги, выделяемые из государственного бюджета, никуда не тратятся и служат своеобразным гарантом для тех бизнесменов, которые для развития своего дела будут брать деньги в банке. Например, наша обществен ная организация могла бы тщательным образом иссле довать бизнес-план предпри нимателя, кредитную исто- ции, например, мы ждем све- рию и его деловую репута- дений о том, где развит пре- цию и дать ему «зеленый имущественно тот или иной свет». Но если предпринима- конечно, думаем о казать документы нашим влиятельная сила. Губернатор финансовой стабильности бизнесменам. Нам удалось создать и свой координационный со вет, объединяющий круп ных оптовиков, магазинщи ков и других людей в бизне се. Е го задача, главным об разом, заключается в том, чтобы участвовать вместе с областной администрацией в разработке тех законов, ко торые касаются малого биз неса: такие, как налог с про даж, налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и так да лее. И здесь мы не пассив ные наблюдатели, а вполне даже издал распоряжение, чтобы на проектах соответ ствующих законов обязатель но стояла и наша подпись. Конечно, в совместной за конотворческой деятельности улучшении экономической ситуации в области. Бизнес и власть должны вести равный диалог. Давно уже пора счи таться с тем, что в области сей- ------- час 28 тысяч руководителей всегда бывает глад- малого бизнеса и еще пример- о ,. но 100 тысяч работающих ко. Иногда приходится футболивать» друг другу до кумент по пять-шесть раз, и только потом он будет принят в виде закона областным Со ветом депутатов. К общему рая потребность в каком-т виде торговли или услуге. Нужна и такого рода инфор мация: сколько товаров и ус луг приходится на одного жи- чего это нужно?. Для того, чтобы открыть, скажем, на улице Механиза- тель все-таки «прогорит», то тогда только из средств фон да погасят его долги. А пока деловые люди, не надеясь особо на государ ственную поддержку, пыта- организация стала регио нальным отделением обще российского общественно- знаменателю I примерно в 70 случаях из 100. На мой взгляд, это нормаль- Сегодня предприниматели этой сфере. Появилась целая торов или в 27 микроргшоне политического движения новая отрасль под названием не очередную торговую точ- «Развитие предпринима- тельства», отстаивает свои интересы в Государственной Думе и с определенной до лей оптимизма смотрит в будущее. «предпринимательство», у К- , __________ торой свои интересы и свои химчистку и проблемы. С ней надо иметь херскую. приходим дело и по возможности - 3 городе есть немало пус- могать. В конце концов, это не тующих помещений. Почему в ущерб, а, наоборот, на поль зу областной казне. От городской администра- бы не отдать их в аренду де ловым людям с таким услови- — -------- открываете ЯПОНСКОЙ РУССКОЙ «САКЭНЕ»ХВАТАЕТ МАТРЕШН с г Г Г д а ' Ж е ц - ' * ----------------- Ольга Сушлоаа, ао- КАК ПОПАСТЬ В СТРАНУ ВО С Х О Д ЯЩ Е ГО СО ЛН Ц А ? Прежде всего желатель но закончить Московскую минарах у японцев международную школу биз- нет смысла ничег" неса, в которой есть и япон- писать — пример ский образовательный центр настолько яркие менеджмента. А во-вторых, убедительные, что надо непременно любить и невозможн^о не за пенить восточные мотивы в " искусстве. Например, в жи вописи или еще лучше — в . шелкографии. И тогда ваша я собственных оце- мечта обязательно сбудется, нок и мнений . Именно такое чудо и про- П р и в е т с т в у е т с я изошло с генеральным ди- все, что выходит за ректором ООО «Никас» Оль- рамки сказанного, гой Сушковой. и критически пе- Сначала она обучалась реосмысливается. конкретные про блемы, затем под водится под них к а к а я - т о общая концепция. На се- помнить. Японцы требуют от стаже ров не заучиваний. на курсах по основам мар кетинга в Воронеже ■ подготовительная ступень б системе обучения по-япон ски главный акцент делает ся на поиск собственных ре- бизнес-образовании. Потом шений проблем. Для т , чтобы выявить датки менеджеров, японцы придумали оригинальную игру под условным названи ем «Маркетинг на волейболь ной площадке». Группа раз бивается на четыре команды. Правила игры: надо сделать как можно больше пасов, не уронив при этом мяч. Причем он не возвращ ался сразу тому, от кого был получен. После того, как определи лась команда-победительни ца, наступает второй этап на примере крупнейшей фир- чатление. Гостиницы дли де- мы по производству «Сакэ» ловых людей, гостиницы — японской водки. Нашим праздник, гостиницы для дип- менеджерам была поставлена ломатов и прочее. В каждой такая конкретная задача: ре- из них свой стиль, свои усло- шить проблему выживаемое- вия.Если это место для отды- ти предприятия в условиях ха, то всюду живые цветы — эк сп а н с и и ам ер и к ан ск и х море цветов, и их меняют спиртных нмитков на мест- каждый день. Белье в номе- ныи рынок. Для японцев этот рах и халаты — одноразовые, вопрос, как выясняется, сто- Все это не выбрасывается, а ИТ весьма остро. Они даже идет в переработку. В номе- построили в пропагандисте- рах тапочки и зеленый чай на ких целях Сад, .где можно, столе. В гостинице «Окура», как мы выражаемся, культур- предназначенной для дипло- по линии программы Москве, в том самом японс ком центре менеджмента. Ольге Сушковой поряд ком повезло, что ее руково дителем и наставником был назначен Горо Кубота Сан — миллионер и ведущий кон сультант в сфере бизнеса и менеджмента одного из крупнейших в Японии обра зовательных учреждений. Может быть, во многом бла годаря этому фактору дело вая женщина из Липецка сумела не только успешно закончить курс обучения, но и стать потом одним из . , . . . . ___________ „ ___ . победителей конкурса для полезные и эффективные со- вать японскую водку в ори- простите, в туЕ 1 летах. Днем и Мы сегодня часто говорим __________ ________ ___ ТТ(.1Т\Гг1“Ч'Г!»Т1\7 Т, ТТПГ»1ТЯПО»РХ. . . . -Л _______ Л ---------- « ___________________________ люоои момент сотрудничать с ними. Вопреки представ лениям о Стране восходяще го солнца, она тянется к За паду и считает себя самой западной из всех западных стран. Американизация на островах сильная. Россию же Япония от кровенно боится и относит ся к нашим деловым шагам с большой осторожностью. Они боятся двух вещей: рус ской мафии, которая изряд- — подкосила ряды наших но отдохнуть и попить свое матов и высокопоставленных бизнесменов на Сахалине, I пиво или то же родное сакэ и лиц, поражают не столько ро- почувствовать себя больше скошь и убранство, сколько японцем, адм американцем. тишина. Непривычная тиши на. Все говорят вполголоса. Ольга Сушкова подкину- игры: надо объяснить проиг- миллионеру и именитому Всюду звучит еле слышная ' консуль танту Горо Кубота классическая музыка того, что мы будем просить у них деньги. Но надо отдать японцам должное в том, что они биз несмены высокого класса и честно отрабатывают свой Сан такую идею: надо упако- мерах, холле, лифте и даже, профессиональный долг. поездки в Страну восходя щего солнца. На следующем этапе все После окончания семи «^ки отдаются самой слабой тах и туристических 1 нара она прислала в Моек- и игра начинается Липчанке п р ^ ^ ву весьма интересную гинальную тару и продавать ночью. Это тот фон, который о прозрачности экономики крупны^ торговых^ес- придает гостинице неповто- банковской си стемы , но пока мало что делаем для Удиви ла го стей и сеть этого. Японцы же не в при- ту под названием конкретных экономических проблем». Директор фирмы «Никас» в качестве приме- оабо- заново. Теперь высоко оцени- ти параллель с нашей водкой японских универмагов. Вот мер нам ничего не скрыва- ” вается полы гпьтт отстаю- «Национальный сувенир». Vж поистине е т е олио чVлп ют: ято тигы имеем поттятт. вается подыгрыш отста - Эту игру можно расцени вать как проверку на «вши- ятиГ'у^дительнора^^^^ психологическиГтед^^^ бие руседой матрешки^ Это, ” которые способны в бизнесе ;Национальный сувенир», уж поистине ещ одно чудо т: это мы уме делать Почему бы, предложила она света для привычных к неза- учитесь у нас, совершен- хозяевам, не использовать тейливому и убогому серви- ствуйте свое производство, для этой цели национальную су россиян. Для японцев тор- внедряйте смелее передо- сумело преодолеть экономи ческий кризис. За эту рабо- ^ иним а ть нестанлаотные ту японские специалисты центра поставили балл — и это был одновре менно пропуск в Японию. М АРКЕТИН Г НА . . . ВО Л ЕЙ Б О Л Ь Н О Й ПЛОЩ АДКЕ Прежде чем мы совер шим заочное путешествие на Японские острова, не сколько слов хотелось бы сказать о методике обучения руководящего со става в Японии. На наш взгляд, это будет любопытно и полезно в первую очередь тем спе- высший абсурдные, на первый взгляд, решения. Как бы там ни было, но команда Ольги Сушковой ста ла чемпионом в этой игрю, а сама она — признанным ли дером. ЯПОН СКАЯ ВОДКА И Р У С С К И Е ИДЕИ Всего пять счастливчиков из 65 претендентов попали в Японию из Тулы , Ростова, Красноярска, Москвы и Ли пецка. Помимо курса лекций в бизнес-центре в Токио, их ждала стажировка по трем ос- производства, услуг и торгов ли. Каждая из них по-своему интересная и с большой ] торого японцы большие охот ники, а с другой ’— сувенир, торговая марка и националь ный символ. Таким образом две идеи могли реализовать ся в одной. Надо признать, что проект директора фирмы «Никас» японской стороной был при знан лучшим. Японцам оста валось только качать от удив ления головой и рассыпать комплименты. В благодар ность за помощь и столь цен товые центры, которые есть во всех крупных городах, скорее место не для торгов ли, а для общения и отдыха. Тут можно выбрать практи чески все, что душе угодно, а еще поиграть, скажем, в теннис или бадминтон, пос- идеи, и вы можете пре взойти нас — таков подход. Ольге Сушковой поездка в Японию принесла свои плоды: заморская система учета продукции в российс ких условиях уже дала ООО «Никас» экономический эф- мотреть фильм, почитать кни- ф ек т . Теперь очередь : гу или послушать музыку. Неудивительно, что японцы пропадают в своих универма гах целыми днями. Когда они покидают их, то поднимают ся на самый последний, 25 этаж, а оттуда —- вместе со своей машиной опускаются :деловое предложение они вниз на лифте и выезжают за- пригласили всю группу на тем на дорогу. Классическая ^ поводу пуска новой музыка, правда, вслед им не ли ни и играет, но японцы и без того *Сакэ», а Сушковой доста лась коллекционная бутылка циалистам, которые готовят новным направлениям: сфера стоимостью 100 долларов, будущих менеджеров. Как это делают у нас в России? Сначала теория, по- _____ ^___________ том уж практика. От общих зой для дела. Как теоретические знания следует воплощать на прак- КЛА ССИ Ч ЕС КА Я М УЗЫКА В ГО СТИНИЦ Е «ОКУРА» Гостиничный бизнес, с ко торым познакомили наш у группу, произвел на них са- чувствуют себя отдохнувши ми на 100 процентов. Для нас же хождение по магазинам — целая морока. Р УС СКИЙ Б И З Н Е С ГЛАЗАМИ ЯПО НЦ ЕВ Японцы боготворят амери канцев, бесконечно благода- фирменным батиком, от ко торого те же японцы были просто без ума. Может быть, здесь тоже потребуется «иг рушка» для новой идеи. Виктор АЛ ЕКСАН Д РОВ . На снимках: Ольга Суш кова с российским коллегой и японским миллионером обсуждают учебную пробле му; синтоистский храм в Ки- из семейного архива. КНИЖНАЯ ПОЛКА КАКЗАЩИЩАТЬ «И031И»СВОЕЙ ФИМЫ? революцию. _____ _ _ . . не только с бурным разви тием масс-медиа,, в первую очередь электронных, не только с формированием глобальной коммуникацион ной сети Интернет, но и с изменениями в самой струк туре общечеловеческих цен ностей. Сегодня действи тельно богатым, а значит — сильным, считается не тот, кто располагает огромной территорией, несметным ко личеством подконтрольных ему работников, сокруши тельной силы оружием, кто владеет передовой техникой и т.п. — это все в'горично, а тот, кому принадлехют пер спективные технологии, «ноу-хау» — по самым раз личным направлениям дея тельности, то есть тот, ктс обладает необходимой ин формацией. Еще древние ставили между информацией и властью знак равенства, ибо владение первой непремен но открывало путь ко вто рой, особенно в борьбе со своими соперниками. В со временном же мире обла дание обширным спектром знаний предоставляет чело веку безграничные возмож- Вне всякого сомнения, именно набор сведений по самым разным аспектам жизнедеятельности конкрет ных ли людей либо их объ единений, вплоть до госу дарства в целом, приобре тает особуюценность. Аесли они касаются мира бизнеса или затрагивают сферу ком мерческих секретов, то ин формация превращается в достаточно ходовой товар. Ценакоторогоогромна. Аме риканцы как-то подсчитали: утрата двадцати процентов информации о деятельнос ти фирмы ведет к ее разо рению в течение месяца (!) в шестидесяти случаях из Нет смысла говорить о - I, что в ряд главнейших проблем современного биз неса вышла задача обеспе чения его информационной безопасности, проще гово ря — защиты его «мозгов». Как это сделать наибо лее эффективно? Ответ *, пецком издательстве Мин печати РФ книге известного липецкого журналиста Сер гея Разбирина, которая так и называется «Информаци онная безопасность фир- Автор последовательно и скрупулезно исследует мно гие организационно-право вые аспекты, обеспечения информационной;безопас ности хозяйствующих субъ ектов, Обладая сведениями о мировой практике защиты коммерческой информации, исторический очерк форми рования и развития которой вы также найдете в книге, он вместе с тем концентри рует внимание читателя на российских особенностях проблемы. Поэтому «Ин формационная безопас ность фирмы» по своей сути предстает как учебник для деловых людей. Кстати, на это обстоя тельство обращает внима ние в аннотации книги и рек торЛипецкого эколого-гума нитарного института, доктор техническихнаук, профессор Юрий Филоненко. По его мнению, сегодня в условиях недостаточного правового регулирования аспектов за щитыконфиденциальной ин формации жизнь все чаще диктует собственникам и владельцам информацион ных продуктов своими сила ми решать проблему без опасности, вместе с тем практика показывает, что не дооценка вопросов инфор мационной безопасности предприятия неизбежно при водит кснижениюуровня его экономического потенциала. Избежать этого бизнес менами поможет книга Сер- " ' " ней наря- ставлен и обширный при кладной материал. В час тности, автор предлагает примерный план мероприя тий по обеспечению инфор мационной безопасности фирмы, инструкцию по обя занностям лиц, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну, памят ку сотруднику фирмы о со хранении коммерческой тай ны, текст соглашения о не разглашении коммерческой тайны, которуюпредприятия вправе заключать со свои ми работниками и т.д. Не мало места отведено в кни ге российскому законода тельству в области защиты информации, организации секретногоделопроизводст ва на предприятии, порядку предоставления конфеден- циальной информации госу дарственным органам и т.п. В заключение несколько слов об авторе книги и о том, где ее можноприобрес- Сергей Разбирин — профессиональный журна лист, липчанин, на протяже нии последних лет серьезно исследует вопросы правово го обеспечения безопаснос ти предпринимательства, имеет несколько научныхра бот по теме, преподает курс «Безопасность бизнеса» в ряде вузов Липецка. А вот что касается—«по читать», то тут могут возни кнуть трудности. Тираж кни ги небольшой ( 8()0 экз.), большую часть его автор намерен безвозмездно пе редать библиотекам облас- Прежде рассматриваются тике, можно хорошо показать мое, пожалуй, сильное впе- рят их ’за помощь и готовы в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz